Что значат эти “каляки-маляки”: психология детского рисунка

Каляки-маляки: художественные способности ребенка, что говорит рисунок о вашем малыше

Художественные способности есть у всех в той или иной мере. Конечно, не каждый человек способен стать великим художником или скульптором, но выразить внутреннее психологическое состояние в силах даже малыш.

С помощью рисунка даже самым маленьким детям можно прививать чувство прекрасного, учить переносить эмоции на бумагу или холст. Считается, что среди всех талантов, художественная одаренность проявляется раньше всех.

Используя собственное воображение, дети создают образы, раскрывая в них смысл событий, явлений и отношений. Не трудно определить по нарисованному интересы ребенка, даже его страхи и волнения.

Обратите внимание

Даже если кроха еще плохо говорит, он уже может выразить свое «я» в творческой деятельности.

Развитие личности неразрывно связано с воображением, фантазией, способностью выражать свою индивидуальность. Поэтому многих родителей волнует, когда начать развивать в ребенке художественные способности, как сделать так, чтобы это приносило радость малышу и положительно влияло на его всестороннее развитие, как понять и расшифровать детские рисунки.

Этапы рисования

  • 1-2 года. Дети до трех лет рисуют примерно одинаково, но уже к двум годам можно увидеть, как ребенок самовыражается с помощью рисунка. Малышей очень привлекают карандаши и фломастеры, они не только малюют ими по бумаге и раскраскам, но и пробуют их на вкус. Рисунок, как правило, состоит из пятен, бесформенных линий, некоторые малыши к двум годам уже могут нарисовать ровную линию или круг. Особенно малышам нравятся краски, годовалые дети рисуют ими прямо руками, малыши постарше уверенно держат кисти;
  • 3 года. Рисунки постепенно приобретают форму и выраженность. Малыш уже узнает из всего многообразия каляк-маляк, где именно нарисована машинка или дерево, даже если они вообще слабо напоминают предмет. Человек в своем изображении приобретает форму, пока это еще овалы и палочки;
  • 4-5 лет. К четырем годам, ребенок уже расскажет вам не только, что изображено на рисунке, но и предысторию картинки. Именно сюжетность характерна для картинок детей этого возраста.  К пяти годам ребенок, как правило, прорисовывает элементы лица, одежды, детали изображаемых предметов. Рисунки этого возраста хорошо поддаются психологическому анализу;
  • 6-7 лет. В этом возрасте ребенок проявляет не только фантазию, но и умения, применяет техники рисования. Дети копируют изображения, могут спокойно воспринимать уроки изобразительного искусства;
  • 8 лет. К восьми годам появляются пропорции и соразмерность изображаемого. Особенно заметно, есть ли у ребенка художественный талант.

Расшифровываем рисунки

Нет смысла искать какую-либо психологическую зависимость в шедеврах крох, которые только научились держать карандаш в руке. Рассматривать рисунки и искать в них смысл стоит у более старших деток.

Цвета. Первое, с помощью чего самовыражается ребенок, цветовая гамма. В начале своего творчества малыши не смешивают цвета, поэтому можно уделить внимание самому часто употребляемому цвету.

Темные рисунки могут говорить о наличии страхов, депрессии. В то же время ребенок темным может выделять наиболее важный для себя предмет. Особенно это заметно при раскрашивании. Или же ребенку понравился новый цвет, либо его название.

Коричневый  может говорить о беспокойствах.

Яркие цвета (оранжевый, желтый) признаки хорошего расположения духа.  Красный может сигнализировать о наличии агрессии, или возбудимости ребенка, а также это цвет открытости и активности.

Синие цвета говорят о самокопании, сосредоточенности на внутреннем мире, а зеленые о том, что ребенку скучно.

Фиолетовый – цвет фантазеров.

Конечно, психология ребенка не простой предмет для исследования, поэтому не стоит пугаться или расстраиваться, по одному рисунку нельзя судить о развитии психики малыша, проследите за тенденциями в динамике, учитывайте факторы банального интереса, сломанных карандашей, смены настроения или отсутствия какого-либо цвета в палитре.

Семья. Понаблюдайте, как малыш рисует семью. Кого он нарисует первым, тот является авторитетом для ребенка. Самый любимый человек обычно крупнее остальных, или лучше прорисован, со всеми мелочами.

Если все члены семьи нарисованы мелко, это может значить, что у малыша проблемы с самооценкой. Свободное место между родителями и малышом – также признак близости, чем место больше, тем дальше малыш чувствует себя от этого человека.

Особенно приятно, когда все родственники держаться за руки, это показатель того, что малыш ощущает семейные связи.

Важно

Задумайтесь, если кого-то вообще нет на рисунке, возможно, с этим членом семьи у ребенка проблемы в общении, он его боится и сторониться. А если на рисунке малыш не изобразил самого себя, то он считает себя лишним и ненужным.

Многое может сказать автопортрет. Если малыш нарисовал себя одного роста с остальными, или выше, значит, он чувствует уверенность, собственную значимость.

Хорошо прорисованное лицо, не скрещенные и не убранные в карманы руки, широко расставленные ноги – показатель уверенности в себе и собственной безопасности. Если ваш ребенок рисует уши, то это значит – он может слушать, и ваши слава для него не пустой звук.

Если у себя малыш изображает зубы, открытый рот, это может говорить о беспокойстве и желании себя защитить.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Дом. Разобраться в психологии ребенка поможет нарисованный им дом. Если дом на рисунке большой, с крупными окнами и дверьми, значит, малыш открытый, жизнерадостный.

Если у дома нет окон и дверей, это свидетельство замкнутости ребенка. А напротив, очень большое их количество сигнализирует, что чадо жаждет общаться.

Висящие на окнах занавеси, заштрихованные окна, ставни – комплексы, опасения.

Лестница в никуда, или ведущая в тупик – конфликты в семье. Крыша, не стыкующаяся с домом – неуверенность. Карнизы, нарисованные далеко за пределы дома – страхи и опасения.

Фантазера выдают жирные линии крыши, труба, окна на втором этаже дома. А будущего лидера – прозрачные стены и обстановка за окнами.

Человечек. Психологи считают, чем детальнее ребенок рисует человека, тем дальше он в развитии в психологическом плане. То есть наличие у человечка ушей, ступней, бровей, локтей и т.д. говорит о том, что ваш ребенок хорошо развит в эмоциональном и умственном плане.

Многое на рисунке вашего чада вы поймете даже интуитивно.

Конечно, характеризуя и расшифровывая рисунки ребенка, стоит учитывать множество факторов.

Совет

Например, а знает ли он вообще о строении человека, дома, без подсказок ли он рисовал свою картинку, в каком настроении пребывал малыш.

Не стоит слишком серьезно подходить к «шифрам» вашего художника, просто при тревожных знаках, обратите внимание на малыша, на его поведение, сходите, если это необходимо, на консультацию к психологу.

Развиваем способности

Склонность и талант к рисованию можно заметить , когда малышу около 3-4 лет. Для того, чтобы выявить у ребенка таланты, нужно предлагать ему разные виды творчества, периодически к ним возвращаясь.

Если вы поняли, что ваш малыш склонен к рисованию, у него это не только получается, но и доставляет удовольствие сам процесс, начните заниматься. Обязательно приобретите краски, кисти, карандаши, бумагу.

Не нужно делать акцент только на рисование. Воображение, абстрактное мышление, фантазия развивается и при занятиях другими видами творчества. Лепите, клейте, делайте аппликации.

Рисуйте нестандартными способами: на воде, пальцем по крупе, на стекле, палочкой на песке и т.д.

В обыденных играх используйте фантазию, ведь оригинальное мышление, наблюдательность, нестандартный взгляд на вещи – составляющие гармоничного творческого развития.

Поддерживайте ребенка в его начинаниях, креативных высказываниях и действиях, не переусердствуйте в критике. Делайте домашние выставки.

Подумайте о курсах и спецшколах. Ходите в музеи, посещайте выставки, наслаждайтесь выездами на природу, все это способствует приобщению ребенка к прекрасному.

Обратите внимание

Помните, ваша поддержка, внимание и наставления помогут ребенку правильно развиваться как психологически, так и творчески.

По теме: О чем говорит детский рисунок

Видео: О чем расскажет рисунок вашего ребенка?

***

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/kalyaki-malyaki-hudozhestvennyie-sposobnosti-rebenka-chto-govorit-risunok-o-vashem-malyishe.html

О чем говорят детские рисунки: психологический анализ и психология ребенка

Не каждый взрослый умеет выразить свои переживания и эмоции словами.

Что уж говорить о детях? Но и у них есть способ найти отражение своего внутреннего мира рисование.

По изображениям вполне можно понять, что его интересует и волнует.

Зачем анализировать детские рисунки?

Степень взаимопонимания в семье в большей степени зависит от взрослых.

Родителям необходимо создавать дружелюбную атмосферу дома.

Но это трудно сделать, если вы не понимаете, что чувствует ваш ребенок.

Детский рисунок, который был создан без вмешательства взрослых, помогает лучше понять малыша. Его расшифровка помогает дать представление о его психическом состоянии.

Кроме того, вовремя отследив тревожные симптомы в художествах, можно успеть вовремя принять меры, избавив ребенка от состояния стресса.

Анализ рисунков ребенка позволят выявить:

  • возможные переживания и страхи, которые малыш скрывает,
  • что ребенку нравится, а что нет,
  • мечты и скрытые желания,
  • основы характера и его приоритеты,
  • соответствие текущего уровня развития малыша и его возраста.

Регулярно проводя анализ детского рисунка можно научиться лучше понимать своего малыша.

Что чаще всего рисуют дети и почему?

В основном дети рисуют то, что их окружает: семью, домашних животных, природу, дом и так далее.

На ребенка влияет все, что его окружает. Все эмоции, переживания, страхи и сомнения обязательно находят свое отражение в его творчестве.

Мальчики часто рисуют технику, богатырей, оружия, машины. При этом сюжет у них в основном динамичен, то есть показан в движении.

Девочки отдают предпочтение замкам, принцессам, животным, а сюжет у них, напротив, статичный.

Очень сильное воздействие на детей оказывают и то, какие книжки, мультфильмы и игры их окружают.

Психологический анализ

Психологическим анализом рисунков детей занимаются, как правило, социальные работники, психологи. Но важно, чтобы родители также вовремя заметили изменения в творчестве малыша.

При этом важно принимать во внимание возраст ребенка. Лучше всего оценивать психоэмоциональное состояния ребенка по рисунку 4-6 летнего ребенка. Он творит уже более осознанно.

Если рассматривать в общем, то можно выявить следующие закономерности:

  1. Оптимистичные дети рисуют легко и непринужденно. Само изображение у них имеет среднюю величину и расположено в середине листа. Персонажи приятные, на лице у них можно увидеть спокойствие и улыбку.
  2. Замкнутые дети часто совсем не рисуют руки это как раз и говорит об их необщительности, застенчивости.
  3. Тревожные дети, неуверенные в себе, чаще всего мельчат в рисунках. Их творчество занимает только небольшую часть листа. У персонажей короткие руки и ноги, что выражает их ощущение незащищенности.

    Кроме того, тревожные дети часто чрезмерно штрихуют рисунки.

  4. Агрессивные дети рисуют руки непропорционально большими с крупными пальцами. В этом выражается их желание побеждать.

О чем говорит сюжет?

Проводя анализ творчества малыша необходимо обратить особое внимание непосредственно на изображенный сюжет:

  1. Отсутствие людей, а также животных, говорит о проблемах в общении, замкнутости.
  2. Частое изображение опасных животных, хищников, с большими зубами, когтями или рогами все это отражает имеющееся внутреннее напряжение у малыша.
  3. Оружие, танки, сражения, динозавры в рисунках мальчика являются нормой. Таким образом он начинает осознавать свой гендерный статус в обществе. А вот такие сюжеты у девочки говорят о скрытой агрессии у нее.

Что передает цвет?

Настроение, чувства и эмоции можно прочитать по цветам, которые преобладают на рисунках ребенка.

  1. Желтый цвет говорит о непосредственности, общительности, игривости, радости.
  2. Красный отражает как активность и целеустремленность, так и напряжение, тревогу и даже гнев.
  3. Темно-зеленый сигнализирует о постоянстве, стабильности, уверенности малыша.
  4. Зеленый свидетельствует о уравновешенности. Но довольно часто это говорит об эгоизме и упрямстве ребенка.
  5. Голубой цвет чаще всего предпочитают спокойные и чувствительные дети.
  6. Оранжевый цвет символ ярких эмоций, веселья, радости. Но если его слишком много, то это говорит о перевозбуждении малыша.
  7. Фиолетовый цвет предпочитают выдумщики и фантазеры. Такие дети восприимчивы, чувствительны и часто сомневаются в себе и том, что делают.
  8. Синий цвет выбирают доверчивые дети, обладающие артистичными способностями.
  9. Белый цвет в рисунке говорит об уравновешенности ребенка.
  10. Черный может быть как признаком решительности, так и агрессивного упорства.
  11. Коричневый цвет отражает трудолюбие и стойкость. Но также дети, отдающие ему предпочтение, отличаются медлительность.

О чем сигнализируют детали?

По деталям проще понять, что на душе ребенка. Так, например:

  1. Страшные звери, когти и зубы могут говорить о скрытой агрессии, страхе и дискомфорте.

    Но иногда это бывает просто следствием просмотра мультфильма или похода в зоопарк.

  2. В центре рисунка всегда располагается самое значимое для ребенка: это может быть кто-то из близких и знакомых, животное или предмет. На это тоже стоит обратить внимание.
  3. Когда центр листа ничем не заполнен, там осталось пустое место, то это сигнал о низкой самооценке малыша и его неуверенности в себе.
  4. Ребенок поместил кого-то из своих знакомых в угол листа это может говорить о том, что у него проблемы в общении с этим человеком.
  5. В углу листа малыш изобразил себя может говорить о его одиночестве. Присмотритесь, хватает ли ему внимания? Нет ли у него страха перед общением с людьми?
  6. Тонкие ноги и руки у изображенных людей могут говорить о том, что ребенок боится браться за что-то новое, не уверен в себе и своих силах.
  7. Большая голова свидетельствует о том, что малыш может контролировать свои эмоции, не страдает от импульсивности.

    Над чувствами у него определенно преобладает разум.

  8. Когда на рисунке люди обнимаются или держатся за руки, то ребенок испытывает доброту и тепло во взаимоотношениях.
  9. Слишком много яркой одежды у персонажей? Значит малышу важно, что окружающие думают о нем. Он хочет привлечь внимание к себе.
  10. Предметы и фигуры будто зависли в воздухе и не касаются земли это говорит о хорошей фантазии и мечтательности автора.
  11. На рисунках отсутствуют люди это может быть сигналом о проблемах в общении.
  12. Обратите внимание на горизонт: если люди расположены ниже него, то у малыша пониженная самооценка, если же, наоборот, выше него самооценка завышена.
  13. У персонажей рисунка есть уши это свидетельствует, что малыш прислушивается к мнению окружающих.
  14. На рисунках нет солнца или его застилают облака это признак того, что ребенку не хватает ласки, заботы, нежности и тепла.
  15. Персонажи держат руки за спиной или в карманах? Присмотритесь внимательнее, это может быть признаком недоверия и лжи со стороны дитя.
Читайте также:  Каким бывает наше настроение и от чего оно зависит?

Что значит, если ребенок рисует:

  1. Круги. Это означает, что ребенок изучает мир вокруг, но больше занят своими собственными переживаниями. Ему может быть сложно общаться с окружающими, он немного замкнут.

    Когда же малыш начнет внутри круга прорисовывать линии и точки, то это будет знаком, что он готов к общению.

  2. Кресты. Скорее всего малыш очень переживает из-за чего-то, ощущает чувство вины, наказывает себя за что-то.
  3. Закрытые шкафы, замки и другие закрытые предметы. Когда в рисунке присутствуют любые закрытые элементы, то они означают запреты и секреты, к которым не допускается ребенок.
  4. Большое количество мелких деталей. Возможно, малыш не дает выхода эмоциям, скрывает от окружающих собственные чувства. Также для него важны правила и порядок.
  5. Солнце, цветы, птицы. Такие положительные и светлые элементы детского творчества говорят о его позитивном взгляде на мир, эмоциональной стабильности и душевном покое.

Тревожные сигналы

Существуют следующие моменты, которые могут говорить о возможных проблемах:

  1. Хорошо прорисованные большие глаза возможно у малыша есть скрытые тревоги и страхи.
  2. У людей или животных нет рта и глаз ребенку сложно общаться, он испытывает с этим трудности.
  3. Неземные существа, фантастические миры малыш может чувствовать себя неуютно и дискомфортно в настоящем мире, он хочет укрыться в выдуманном.

Оценка уровня развития

Как оценить соответствие уровня развития ребенка его возрасту через рисунок?

Каждой стадии развития малыша и его возрасту соответствуют некие характерные черты, которые можно наблюдать в рисунке. Наиболее общими являются следующие ориентиры:

  1. Менее 3 лет. В основном рисунки состоят из нечетких изображений, линий и пятен.

    Но ближе к 3 годам уже начинают просматриваться контуры и более детальные изображения фигур.

  2. От 4 до 5 лет. Начинает появляться сюжет. Малыш уже самостоятельно может пояснить, что он изобразил и что именно его на это вдохновило. На рисунке становится больше деталей (одежды, фигуры и т.д.), более четко прорисовываются лица.
  3. От 6 до 7 лет. Рисунок уже отражает не только фантазию ребенка, но и его навыки. Он уже способен изображать персонажей различными схемами рисования. В это время он также способен копировать чужие стили.
  4. От 7 до 8 лет. Объекты получают пропорциональность, сюжеты прослеживаются более четко.

Психология детских рисунков очень важна для родителей, так как она позволяет узнать потребности их малыша и выявить проблемы на ранних сроках.

Психология детского рисунка:

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://rucheyok.ru/rebenok/chto-znachat-eti-kalyaki-malyaki-psihologiya-detskogo-risunka

Анализ детского рисунка: как интерпретировать «каляки-маляки» малышей

Малышу нередко впервые дают карандаш или фломастер примерно в 1 год, и с этого момента начинается его первый, «доизобразительный» период рисования, который продлится до 3–3,5 лет. В это время малыш активно осваивает возможности кисточек, красок, карандашей, мелков и т.д.

, проводя по бумаге линии, мазки, круги и спирали. Этот процесс очень важен для развития ребенка не только потому, что тренирует руку, – он еще и стимулирует мышление, внимание, воображение. На первых порах малыш не пытается выразить что-то определенное, а лишь повторяет действия взрослых.

Но ближе к 3 годам его рисунки начинают напоминать предметы.

В раннем возрасте малыш еще не воспринимает рисование как отражение мира в разных цветах, для него все предметы могут быть совершенно разного цвета. Ребенок больше увлечен экспериментированием с цветом. Поэтому в рисунках малышей могут часто встречаться темные, черные цвета, поскольку они наиболее контрастны на белой бумаге.

К психологии детского рисунка раннего периода (до 3 лет) нужно относиться спокойнее, ведь малыш еще сам только знакомится со своими возможностями.

Анализ детского рисунка: интерпретация

Рисунок мальчика очень яркий, красочный. В своей работе он использовал около пяти оттенков, что полностью соответствует его возрасту и говорит о хорошем психическом развитии.

По цветовой палитре явно выделяется синий цвет, переходящий в голубой и белый, и желто-оранжевое пятно. Синий и белый цвета обычно выбирают чувствительные люди, склонные к размышлениям, с богатой эмоциональной сферой.

Желтый цвет характерен для оптимистов, творческих людей, комфортно себя ощущающих в своем окружении.

Важно

В рисунке мальчика видны линии и штрихи: разнонаправленные, перекрещивающиеся друг с другом, закругленные и ломаные. Это свидетельствует о достаточном развитии зрительно-моторной координации малыша, его самоконтроле.

К тому же в рисунке наблюдаются замкнутые фигуры – круги, что говорит уже о том, что ребенок вышел из «доизобразительного» периода и приближается к стадии схематичного изображения. Его рисунок был сделан на определенную тему: «Птенцы в гнезде» (большое желтое гнездо и маленькие белые птенчики).

Можно сказать, что графические следы от красок на бумаге начинают связываться у ребенка с окружающим миром, приобретать зрительное значение, а это говорит о развитии фантазии и образного мышления.

Рисунок выполнен красками, а не карандашами, поэтому ничего нельзя сказать о силе нажима и типе линий, сложно обнаружить какие-то особенности тонуса и нервной системы малыша. Можно лишь сказать об отсутствии явной тревожности.

Заметно, что в рисунке малыша появляются не только спирали и круги, но и точки с линиями внутри этих замкнутых элементов, периодически выступающие за границы.

Это может свидетельствовать о приобретении ребенком самосознания, о начале его отделения от мамы и готовности к общению в коллективе.

Такие характеристики выступают первыми признаками начинающейся социализации малыша и очень важны для определения его готовности к посещению детского сада.

Психология детского рисунка: вывод

Исходя из рисунка мальчика, можно предположить, что он хорошо развит для своего возраста. Присутствие разнообразных элементов в картинке свидетельствует о сформированности зрительно-моторной координации и моторики руки, характерной для 3 лет.

Расположение элементов на рисунке (присутствие не только линий, кругов и спиралей, но и точек, «лучей» внутри замкнутых фигур), использование всего пространства листа говорит в пользу того, что ребенок достаточно социализирован для своего возраста. Скорее всего, он обладает довольно сильной, устойчивой нервной системой.

На момент рисования, вероятно, он чувствовал себя психологически комфортно, благополучно. 

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/mama/psiologiya/1877/analiz-detskogo-risunka-kak-interpretirovat-kalyaki-malyaki-malyshey

Чего мы не знали о детских каракулях

ФОТО Getty Images 

Родители и воспитатели не всегда уделяют внимание рисункам детей, которые только выходят из возраста каракульного рисования.

Взрослым бывает нелегко понять смысл той огромной интеллектуальной и духовной работы, которую проделывает рисующий ребенок: мы видим только синий «дождик», закрывающий чрезвычайно важную запись в собственном еженедельнике…

Хотя детский психолог Мария Осорина убеждена: именно на примере детских рисунков можно увидеть, какие открытия совершает ребенок, самостоятельно постигая устройство мира.

Совет

Графические следы, которые оставляет палец, карандаш, фломастер или мелок на любой поверхности, точки, пятна, линии разной формы. Первые хаотические каракули ребенок начинает делать в возрасте около года. Постепенно у него налаживается зрительно-моторная координация, глаза привыкают следить за графическими движениями руки.

Одно из самых важных психологических открытий, которые делает ребенок между 1 годом и двумя, состоит в том, что он может целенаправленно оставлять видимые всем следы своего присутствия в этом мире.

Линии послушно появляются из-под кончика его карандаша и остаются на бумаге! Они свидетельствуют о том, что ребенок освоил пространство листа, отметился, застолбил там свое пребывание, опредметил себя в этих линиях, точках, пятнах.

В период между 2 и 2,5 годами ребенок делает следующий шаг: он обнаруживает, что лист бумаги имеет края. Если раньше рука с карандашом могла легко выехать за пределы листа, то теперь ребенок начинает реагировать на его края (вспомним колыбельные и сказки, где за краем леса начинается совсем другая жизнь).

Приближаясь к ним, линии каракулей следуют вдоль краев листа, огибают его углы, стремятся вернуться внутрь листа. Край является одним из первых психологически прочувствованных понятий для маленького ребенка, он разделяет комфортный домашний мир и мир внешний, в который ему пока ходу нет.

Ребенок уже учитывает границы ситуации, в которой разворачиваются его действия.

Между 2,5 и 3 годами в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его «каляки-маляки» могут быть похожими на что-то, могут что-то значить.

Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования – возможность линий, пятен, точек обозначать собой нечто другое.

Несовершенство графический формы не мешает сути дела – теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно.

Обратите внимание

Первые детские изображения хаотически раскиданы по листу бумаги – ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа.

На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать того, кого хочет. Это похоже для него на магический акт: «Встань передо мной, как лист перед травой». Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть.

Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как своему творцу.

А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки, нужные для сущностной характеристики персонажа, – чтобы человек отличался от собаки, собака – от мышки или птички. («Человек ходит стоя, а собака – лежа. У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост».)

Однако уже в 3,5–4 года ребенок делает следующий шаг: он начинает представлять пространство листа как пространство Мира, который должен быть определенным образом организован для того, чтобы туда можно было поселить персонажей.

Под ногами у них обязательно должна быть земля, а над головой должно быть небо. Линия «земли» может быть проведена коричневой или зеленой чертой, но может быть «набрана» из вертикальных черточек – травинок, из цветочков или грибочков.

Для ребенка важно, чтобы была реализована в каком-либо виде идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится.

…Часто взрослые не понимают, что без этой черты для ребенка все изображенное на рисунке как будто повисает в воздухе, почти в космосе.

Часто на занятиях рисованием в детсаду дети этого возраста рисуют одинокую ягодку, или учатся оставлять кисточкой одинаково правильные точки, или обводят цветным фоном какой-нибудь листик.

Важно

Вот как «исправила» такое положение вещей девочка, сделав не так, как нужно, а так, как правильно: яблоки не лежат, а висят на ветке, потому что там они родились, а внизу земля и для большего веселья – лошадка!

Между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости – целиком, во весь рост и не загораживая друг друга. Натюрморт по-детски – это когда рядом лежат яблочко, груша или тыква, и никто не закрывает друг друга.

Читайте также:  Причины и лечение злокачественного нейролептического синдрома

Если на картинке будет озеро, и девочка, и пальма рядом, то они тоже все будут «стоять» рядом, и озеро в том числе, потому что в детском сознании загородить кого-то – значит отнять у него «кусочек», отобрать его пространство.

Потому еще младшие дети не умеют долго играть в прятки, сидеть в засаде – «если меня не видят, то, может, меня и нет»? (До сих пор помню то безграничное уважение и восторг, которое вызвал у меня мальчик, старший на один год, когда нарисовал лису, которая стояла ЗА деревом и справа выглядывал ее хвост! Я не могла поверить, как он до этого додумался.)

Такая композиция называется ленточной, или фризовой.

Первым описал фризовую организацию рисунков детей – дошкольников искусствовед А. В. Бакушинский еще в 1925 году. Она заинтересовала его как историка искусства своим сходством с композиционными принципами древнеегипетских изображений.

Для психолога же важно то, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль – разделение листа на верх, середину и низ.

Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства.

Несколько позже, чем вертикаль, для ребенка становится значимой горизонтальная ось рисунка, которая все больше связывается с идеей течения времени. Раннедетские изображения людей всегда обращены лицом к зрителю.

Совет

Рисунки в профиль появляются позже. Такое изображение ребенок начинает использовать для того, чтобы передать идею движения, сложные сюжетные ходы во взаимоотношениях. Это обычно происходит между 4 и 5 годами.

…Итак, в рисунке ребенок познает мир, в рисунке он его осмысляет, если тот к нему не совсем добр, и это тема для отдельного разговора. А может детский рисунок творить мир по-настоящему? Мне кажется, да. От каждого детского рисунка, если повесить его в доме, идет чистый свет и радость.

В подмосковной школе, где я училась, была такая традиция: первоклашки рисовали на Восьмое марта маме не букет, а ее большой портрет.

Классов было много, от буквы «А» до буквы «Д», а иногда и до «К», рисовали и те, кто был чуть постарше, и весь холл и первый этаж снизу и до самого потолка превращался в одно непрерывное и пестрое полотно.

Войдя в школу, ты попадал в самое радостное место на свете и шел к своему классу под взглядами улыбающихся чьих-то мам, зная, что среди них была и твоя.

Подробнее читайте в книге Марины Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (Питер, 2011).

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/chego-myi-ne-znali-o-detskih-karakulyah/

Каляки-маляки: о чем они могут рассказать?

Как сказал французский психиатр Грег, «ребенок, который хорошо играет, хорошо говорит и хорошо рисует, – это и есть здоровый ребенок»…

Как слово или игра, рисунок для ребенка – это пространство для самовыражения, ведь ему важно иметь возможность свободно выплеснуть наружу все то, что он держит в себе. Кроме того, рисунок – это отражение реальности. Это общение, взгляд, сосредоточенный на реальном, встреченном или пережитом. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отношение к другим людям, к миру, к вещам.

Каждому возрасту – свои художества

Выработка графической системы идет параллельно психическому и физическому развитию ребенка. 12-18 месяцев: рисунки в форме зигзагов, незаконченных полос и кругов, без намерения что-либо изобразить. К 2-м годам: вертикальные линии. К 2,5 годам: горизонтальные линии и спирали. К 3-м годам: законченные круги, солнце.

К 4-м годам: квадраты, ребенок пытается выразить то, что он знает, тело рисуется в полном размере. К 5-ти годам: законченный человечек, с деталями, например, одеждой, а также геометрические фигуры. К 6-ти годам: персонажи в действии и ситуациях. С 7-8-ми лет: рисунки становятся все более и более реалистичными.

Творческий подход

«Для того чтобы научиться рисовать, как Рафаэль, мне понадобилось полжизни учиться рисовать, как ребенок!» – признавался Пикассо. Художник Поль Клее расценивал себя как «инфантильного мужчину»… Ребенок, когда он рисует, – художник ли он? У ребенка пока нет эстетического чувства. Часто на его собственные суждения влияют внешние воззрения. Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого. Рисунок ребенка следует оценивать через его собственную психику, его способности, а не через взрослые интерпретации. Когда ребенок рисует, он не ставит перед собой цели «создать нечто красивое», а экспериментирует – с материалами, формами, цветом… – он рисует инстинктивно, выражая радость или желание общаться.

Рисунок и письмо

Обратите внимание

Развитие рисунка тесным образом связано с развитием речи и письма. Более того, рисунок становится первым этапом в обучении письму.

Сначала малыш учится держать карандаш, контролировать свои движения… Письмо – важная часть взрослого мира, которая завораживает ребенка, и потому он начинает подражать взрослым, делая вид, что тоже умеет писать. Обычно это происходит в 3-4 года.

С того момента, как ребенок сможет действительно писать сам ( хотя бы несколько букв, например, свое имя), он будет смешивать буквы и рисунок. А дальше, когда он дорастет до школьного возраста, он будет рисовать все меньше – письмо составит серьезную конкуренцию рисунку.

Отражение личности

Повторение. Рисуя, ребенок чувствует себя свободным в выражении своего состояния, своих желаний, позитивных и негативных эмоций. Но интерпретацию всему этому можно давать только при повторении символов. Сообщение передается посредством формы, цветов, повторяющихся деталей.

Описание. Писатель-психоаналитик Франсуаза Дольто в своих книгах советует не просто принимать от ребенка рисунок, восклицая: «Какая прелесть!». Ребенку интереснее объяснить рисунок. Спросите его, что значит та или иная деталь, поговорите обо всем, что изображено.

Однако если малыш не хочет рассказывать, не стоит его пытать. Если же вам кажется, что детские каракули лишены не только смысла, но и «художественной законченности», ни в коем случае не старайтесь направить ребенка. Так вы сделаете только хуже, лишив его свободы познания.

Рисунок не анализируется отдельно. Он рассматривается в контексте общего развития ребенка, его истории и окружения.

Тесты IQ.

Рисунки часто используются для оценки интеллектуальной зрелости ребенка. Ему предлагают нарисовать дом, человека. Личностные тесты. Многие тесты призваны выявить личностные проблемы ребенка. Например, дети с шизофренией часто делают на своих рисунках повторы. А дети с задержкой развития и вовсе нередко напрочь отказываются рисовать.

Рисунок и переживания. Психологи внимательно исследуют все, что может послужить тревожным сигналом: использование пространства, выбор цветов, тип черт и форм, сюжет и представленные элементы, размер и пропорции деталей… При последующей терапии рисунок становится трамплином для разговора с ребенком и понимания того, что он пережил.

Когда стоит беспокоиться?

— В рисунках проявляются признаки болезни. — У некоторых персонажей систематически не хватает какой-то детали (части тела, например). — Глаза косые или пустые. — Слишком много помарок. — Рисунки очень маленькие или сосредоточенны на ограниченном пространстве. — Ребенок постоянно отказывается рисовать или разрывает свои рисунки. — На протяжении месяцев рисунки повторяются. — Формы незаконченны. С другой стороны, некоторые детали могут испугать родителей, хотя на самом деле не о чем плохом они не свидетельствуют. Это случаи сцен насилия (которые не всегда отражают реальность) или когда в 3-4 года дети начинают рисовать половые органы. Дело в том, что как раз в этом возрасте ребенок впервые осознает свою половую принадлежность. Беспокоиться можно только, если эти изображения повторяются в рисунках очень часто.

Статья сайта «Кошки-Мышки»…

Источник: https://mamuli.club/kalyaki-malyaki-o-chem-oni-mogut-rasskazat

Методическая разработка на тему

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«КАЛЯКИ – МАЛЯКИ: О ЧЕМ ОНИ МОГУТ РАССКАЗАТЬ?»

(консультация для родителей)

Большое значение для развития, в том числе и творческого воображения и наблюдательности, имеют так называемые «каляки-маляки». Ребенок, впервые взявший в руки карандаш, рисует непонятные загогулины, кружочки, черточки и т. п.

Задача взрослого — обратить внимание ребенка на то, что даже в этом карандашном клубке линии можно найти изображение. Любая линия — это уже начало творчества.

Важно

Поиск смыслового образа развивает воображение и наблюдательность не только у детей… Это несомненно полезное занятие и для малышей, и для взрослых.

Рисование каляк-маляк интересно не только дошколятам, но и младшим школьникам. Только теперь они уже более осмысленно подходят к поиску.

Почему это важно и для ребенка? Ведь малыш еще не умеет ставить цели и реализовывать их, его словарный запас и кругозор еще очень малы. Он ничего не увидит. Да, это так, но зато он умеет держать карандаш и калякать. Мы же показываем, что у него получилось нечто.

Важность данного вида творчества несомненна: это и самостоятельная работа (для деток постарше), и развитие мелкой моторики. Каляки-маляки способствуют развитию творческого мышления, фантазии, воображения. К тому же это бесплатная раскраска и способ научиться раскрашивать не выходя за пределы контура. А если отдельные детали штриховать?..

Едва ли найдется семья, в которой бы не собирали детские рисунки. Вначале это просто «каляки-маляки», затем «точка, точка, запятая – вышла рожица кривая», позже у девочек – принцессы, а у мальчиков – автомобили.

Рисунки взрослеют вместе с нашими детьми. И если научиться «читать» их, понимать, как они меняются с возрастом, то можно многое узнать о своем ребенке, о его психологическом состоянии, о том, как изменяется его мироощущение. И наконец, вовремя распознать в юном художнике талант.

 От 1 до 3 лет: доизобразительный период

Ребенок еще не может изображать предметы – он скорее экспериментирует с карандашом. Поначалу это спонтанное чёркание.

Постепенно от штрихов малыш переходит к неотрывным круговым движениям: на листе появляются спирали, круги, зигзагообразные каракули. Подражая, он проводит вертикальные и горизонтальные линии.

Совет

Со временем ему удается нарисовать кривую замкнутую линию. Наступает новый этап – узнавание. В рисунке ребенок узнает и с радостью называет предмет: мячик, солнышко.

От 3 до 5 лет: изображение как образ предмета.

К трем годам у детей появляется интерес к процессу рисования. У ребенка рождается замысел рисунка, то есть он хочет изобразить что-то конкретное: здание, предмет, человека.

Если у трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги», то к четырем годам это уже два овала с ручками и ножками – палочками, в пять лет – появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги.

Начиная с четырех лет детские рисунки уже можно использовать как своеобразный личный дневник.

От 5 до 7 лет: изображение как образ явления/события.

Этот возраст специалисты называют «золотым веком» детского рисования. Изображаемый человек обретает уши, брови, волосы, шею, одежду.

На рисунке часто наблюдается эффект «прозрачности»: ребенок изображает то, что не может быть видно (например, дом с предметами внутри).

Осваиваются новые выразительные средства – пропорциональность предметов и их частей, использование цвета, смысловое расположение фигур. При этом самый важный для малыша объект, как правило, располагается в центре рисунка.

Как слово или игра, рисунок для ребенка – это пространство для самовыражения, ведь ему важно иметь возможность свободно выплеснуть наружу все то, что он держит в себе.

Обратите внимание

Кроме того, рисунок – это отражение реальности. Это общение, взгляд, сосредоточенный на реальном, встреченном или пережитом.

Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отношение к другим людям, к миру, к вещам.

Детские каляки-маляки могут рассказать родителям обо всем, что происходит в маленьком внутреннем мире их ребенка. На своих рисунках малыши невольно показывают свои переживания, чувства и эмоции.

Точно расшифровать значение детских каляк-маляк может лишь специально обученный психолог.

Хотя самые обыкновенные мама и папа, внимательно присмотревшись к рисункам своего чада, могут узнать много интересного о том, что творится в его душе, о том, что он не может сказать вслух.

Прежде всего, родителям стоит обратить внимание на цвета, которые преобладают в рисунках ребенка. Яркие и сочные оттенки на детских картинках говорят о хорошем настроении карапуза, а серые и мрачные – о плохом. Если ребенок использует в своих рисунках только два цвета, не замечая остальных, возможно он находится в депрессии.

Расположение рисунка на листе бумаги также играет немаловажную роль в его расшифровке. Неуверенные в себе малыши располагают изображение на какой-то определенной части листа, а не на всем его пространстве. Кроме этого, дети с повышенным чувством тревожности часто перерисовывают свои рисунки, стирают части, которые им не понравились, и так постоянно.

Читайте также:  Психологические основы и функции педагогического общения

Благополучие в семье обычно выражается на рисунках ребенка в виде веселых лиц, бантиков на голове мамы или сестренки, яркой одежды близких. Если малыш не считает взаимоотношения в семье благополучными, его рисунки обычно очень схематичны, они отличаются своей незаконченностью.

Важно

Если ребенок нарисовал себя отдельно от других членов семьи, в неприметном уголке или на большом расстоянии, скорее всего, он чувствует одиноким и изолированным. А может быть, малыш так нарисовал себя по какой-либо задумке. Родители, в любом случае, должны выяснить у карапуза причину его отдаленности от всех на рисунке.

Ребенок же, нарисовавший только себя, да еще и крупным планом, скорее всего настоящий маленький эгоист, привыкший быть главным объектом внимания и заботы со стороны окружающих его людей.

Размеры домочадцев на детском рисунке могут рассказать о том, кто, с точки зрения малыша, является в семье самым главным.

Те, кого ребенок изобразил на своем рисунке ближе к себе, являются для него самыми любимыми и значимыми членами семьи, друзьями.

Если попросить малыша нарисовать свою семью, первым он нарисует того человека, которого любит больше всего. Если ребенок забудет про кого-то на своем рисунке, скорее всего, у него есть конфликт с этим человеком.

Множество острых углов, колючек, резких линий, на детском рисунке могут свидетельствовать об агрессии ребенка. А плавные и округлые линии, соответственно, указывают на доброту в характере малыша.

Заниженную самооценку ребенка можно отследить по постепенному сползанию рисунка к левому нижнему углу листа.

Изображение, нарисованное четкими жирными линиями, указывает на то, что ребенок уверен в себе. А вот детская нерешительность проявляется в рисунках крохи едва заметными на листе бумаги линиями, блеклыми и невыразительными.

Совет

Плечи нарисованного персонажа говорят о его физической силе и власти. Крупные уши обычно изображают на своих рисунках малыши, чувствительные к критике. Четко прорисованные зубы – признак агрессии.

Таким образом, детские каляки-маляки должны стать для родителей важным показателем особенностей личности малыша, состояния его внутреннего мира, скрытых волнений или переживаний.

Воспитатель: Фомичева С.А.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/06/23/konsultatsiya-dlya-roditeley-kalyaki-malyaki-o-chem

Цвета в детских рисунках

Сынуля обожает синий цвет и постоянно рисует синими красками, я никогда раньше не придавала этому значения, думала, что это связано с тем, что этот цвет доминирует в его одежде. А сегодня случайно увидела передачу на эту тему, нашла еще несколько статей на эту тему и вот, что получается.

Красный – цвет выбирают активные непоседы, довольно непослушные, но открытые всему новому. Эти малыша много бегают, шалят, игнорируют заперты. В то же время для них очень важна похвала.

Главная задача родителей – направить их энергию в созидательное русло, приучить к усидчивости, тогда им будет по силам любая цель.

Успокоить их можно, добавив в их жизнь немного синего, например, покрасив стены детской в голубой оттенок.

Оранжевый – выбирают гиперактивные детки, дети солнца. Орагжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, общительным и веселым, непосредственным, часто меняющим свое мнение.

Желтый – выбирают мечтатели, фантазеры, шутники, дети, которые могут прекрасно занять сам себя, часами играя в одиночестве.

Родители удивляются: у сына много дорогих развивающих игрушек, а кроха увлеченно играет камушками или веточками, принесенными с прогулки, или простыми кубиками вместо навороченной железной дороги.

Обратите внимание

Эти дети – творческие натуры, оптимисты, но мало приучены к порядку и не способны принимать решения.

Зеленый – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках темно-зеленый цвет детям недостает внимания и любви. У такого ребенка высокий интеллект и развитая фантазия.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно выбирают мальчики.

Синий – выбирают детишки медлительные, спокойные, обстоятельные. Они любят делать все не торопясь, размышляя, а на любое свое «почему» ждут обстоятельного и подробного ответа. Рано учатся читать и делают это с удовольствием, охотно делятся своими игрушками с другими детьми.

Но если синими рисунки стали внезапно, возможно, ребенку не хватает покоя. Об особом напряжении свидетельствует сочетание синего и зеленого. Дети, рисующие только этими цветами, скорее всего, замучены родительскими запретами и ограничениями, которые боятся нарушить.

Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу и хотя бы временно сменить кнут на пряник.

Фиолетовый – цвет фантазеров, людей творческих с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям. Этот цвет предпочитают ранимые и гиперчувствительные дети.

Коричневый – начинает преобладать в рисунках, если малышу неуютно или он болен (возможно, у него в принципе слабое здоровье). Этот цвет – поиск надежного и безопасного убежища при внутренних и внешних проблемах.

Важно

Серый – любители этого цвета – незаметные, скрытные, замкнутые и стеснительные малыши.

Этот цвет детишек, окружение которых взрослое: малыша ограждают от других детей, любо сами дети по каким-то причинам не принимают его в свою «стаю».

Серый может появиться и в том случае, если кроха перегружен кружками и секциями: стоит подумать, так ли нужен чаду ежедневный английский в сочетании с уроками пения и игры на фортепиано.

Черный – очень мрачный цвет, и это пугает родителей. На самом деле, лет до 4-5 дети выбирают его потому, что он наиболее контрастен по отношению к белой бумаге, поэтому бояться его не следует. О серьезных проблемах предпочтение черного цвета начинает говорить гораздо позже.

Но если дочь, раньше видевшая мир в розовом цвете, вдруг стала приносить из сада только черно-белые рисунки, стоит поинтересоваться, не поменялась ли у нее воспитательница? Психологи считают, что черный могут выбирать и дети, которые хотят донести что-то (не обязательно неприятное) до взрослых, но не могут понять, как это сделать.

Иногда этот цвет может означать депрессию, враждебность, чувство безнадежности.

Розовый – ассоциируется с нежностью, робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности.

Безусловно, цвет – это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде «если рисунок сделан черным – ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным – он чрезмерно агрессивен». Стоит насторожиться, если рисунки из красочных резко стали темными, а линии угловатыми, а также если присутствуют зачеркивания.

И напоследок рисунок моего маленького любителя синего цвета:

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/3_6_psycology/1701427

Психологические тайны детского рисунка

Практически для любого ребенка рисование – одно из любимейших творческих увлечений. При этом психологи твердо уверены, что детский рисунок – это не только искусство, но и речь ребенка, своеобразное зеркало души.

Считается, что с помощью карандаша и бумаги ребенок сможет рассказать о своих чувствах и переживаниях гораздо больше, нежели в самой откровенной беседе со взрослым. О чем же может сказать нам детский рисунок, если оценить его глазами психолога? Допустим, сынишка нарисовал себя вооруженным до зубов.

Он нуждается в защите? А как трактовать рисунок, на котором малыш изобразил себя лежащего в кроватке? Может, он заболел? Или просто устал?

Психологические особенности возраста

Если вы решили провести психологический анализ изобразительного творчества вашего чада, то первым делом следует учитывать возраст малыша.

Ребенок до трех лет только начинает знакомиться с волшебным миром рисования, поэтому основными элементами его самовыражения на бумаге являются всякие «каляки-маляки» и простейшие геометрические фигуры: линии, кружки, треугольники.

Разумеется, прочитать идею такого творения юного художника весьма сложно, да и, наверное, бессмысленно.

Ближе к четырем годам основным идейным вдохновителем детского изобразительного творчества становится человек. Поэтому на бумаге все чаще вырисовывается «палка, палка, огуречек».

Совет

Основными персонажами рисунков становятся близкие малышу люди – мамы, папы, друзья и подружки.

  Первые детские рисунки людей выглядят как овалы с палочками, поэтому проводить психологическую трактовку таких «художеств» все еще сложно.

Начинать психологический анализ картин вашего малыша можно начиная с 5-6-летнего возраста. Именно в этот период у картинок начинает появляться замысел.

Малыш пытается изобразить мимику в виде улыбочек или грустных мордашек, уделяет внимание окружению (вырисовывает травку, солнышко, домик и т.п.) и поведению персонажей своего рисунка.

Ближе к школьному возрасту ребенок начинает обращать внимание на такие мелочи, как шея, пальчики и одежда и старательно выводит их в своих рисунках. Этот факт указывает нам на гармоничное развитие крохи.

Анализ структуры рисунка

Лучшим рисунком для психологического анализа является семейный портрет. Предложите малышу изобразить свою семью. При этом желательно, чтобы все участники занимались каким-либо делом.

Пока малыш творит свою картину не стоит отвлекать его вопросами и комментариями. Когда кроха закончит свое произведение, спросите у него, кто изображен на рисунке и чем заняты его герои.

Весьма точно прочитать детский рисунок помогут собственные эмоции и впечатления, которые вызывает продукт детского творчества. Нередко общее впечатление от картины можно описать всего одним термином, используя такие понятия, как «веселый – грустный», «яркий – бледный», «добрый – агрессивный» и т.п.

Родителям бывает затруднительно самостоятельно проанализировать рисунок своей крохи. Например, они всячески пытаются отыскать позитивные элементы в «грустном» рисунке и проч. В таком случае можно привлечь к анализу «независимых экспертов», например, других заинтересованных родителей.

Рассматривая детский рисунок, оцените расположение его персонажей. Обычно самого любимого и уважаемого члена семьи ребенок изображает рядом с собой. Самого «неприятного» родственника ребенок обычно рисует вдалеке от себя или исключает из рисунка вовсе.

Однако, проводя такой анализ, стоит учитывать, что малыши живут сиюминутными эмоциями и переживаниями, поэтому рисунок может носить негативный характер, если малыш обижен, а папа может отсутствовать на картине не только потому, что часто грубит малышу или обижает его, а просто в связи с тем, что уехал на работу или в командировку.

Поэтому, чтобы построить более-менее объективную психологическую картину эмоционального фона малыша, надо рассмотреть не один и не два рисунка.

Рассматривая детский рисунок, следует обратить внимание и на ориентацию его персонажей – считается, что расположение героя спиной или в профиль считается негативным.

Важные мелочи

Чтобы всесторонне оценить детский рисунок необходимо обращать внимание на все его мелочи. Например,

  • изображение всех членов семьи, объединенных общим занятием, говорит о благоприятных отношениях внутри семьи, о сплоченности всех ее членов;
  • изображение ребенка вдали от остальных говорит о его изолированности, чувстве одиночества;
  • если брата или сестру малыш рисует крупнее себя, возможно, он пытается сказать вам, что тот занимает слишком много места в жизни мамы или папы;
  • если на картине отсутствует сам юный художник, то возможно, он показывает вам, что ему «нет места» в семейных отношениях, тем самым призывая обратить на себя внимание;
  • одним из признаков агрессии является изображение оружия, агрессивной позы, акцент на кулаках, ногтях или зубах. Родителям стоит задуматься, почему ребенок решил таким образом продемонстрировать свою силу.

Манера рисования

О многом может сказать родителям и манера письма юного художника. Например,

  • частые исправления говорят о повышенной тревожности малыша. Преувеличенное изображение глаз героев рисунка также может свидетельствовать о том, что малыш чего-то боится;
  • тщательно прорисованные костюмы и украшения указывают на стремление малыша быть замеченным, тягу к эффектности;
  • если контуры изображения строятся из мелких штришков, то это говорит о нерешительности малыша;
  • очень тусклые контуры рисунка, признаки слабого нажима на карандаш говорят о быстрой утомляемости крохи, повышенной эмоциональной чувствительности и психологической неустойчивости;
  • слишком мелкие фигуры, смещение композиции к краям листа указывают на то, что ребенок не верит в свои силы. Не исключено, что родители предъявляют малышу непосильные требования, слишком строги с ним;
  • огромный рисунок, не умещающийся на листе, указывает на неуемную энергию малыша, иногда это признак агрессии;
  • небрежный, размашистый рисунок с недоведенными до конца линиями говорят об импульсивности художника.

Цвета и эмоции

Нередко раскрыть эмоциональное состояние ребенка позволяет и цветовая гамма, преобладающая в рисунке.

Например, преобладающий желтый цвет говорит о позитиве и любознательности ребенка, фиолетовый – признак фантазии и интуиции, зеленый указывает на уравновешенность и независимость, красный – на возбудимость и силу воли, иногда на агрессивность, серый – признак равнодушия, коричневый – медлительности, черный – подавленности и протеста и т.п.

Обычно для своих художеств малыши используют порядка 4-5 цветов. Психологи считают, что чем шире палитра рисунка, тем жизнерадостнее и эмоциональнее малыш.

Источник: https://mamadiary.ru/psihologicheskie-tajny-detskogo-risunka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector