Как проверить психологическую готовность ребенка к школе?

Проверяем психологическую готовность ребёнка к обучению в школе – лучшие методики

Психологическая готовность ребенка к школе и методики ее диагностики

Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая готовность,  социальная, психологическая. Последняя, в свою очередь, разделяется еще на несколько компонентов (личностную, интеллектуальную и волевую). О них, как о наиболее важных, и пойдет речь.

Содержание статьи:

Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет идеального ученика

Такой компонент, как психологическая готовность к школе, представляет собой весьма многогранный фактор, подразумевающий присутствие у ребенка готовности к получению новых знаний, а также поведенческих, бытовых и прочих навыков. Разбираемся…

Интеллектуальная готовность. Она состоит из следующих составляющих:

  • Любознательность.
  • Уже имеющийся запас навыков/знаний.
  • Хорошая память.
  • Большой кругозор.
  • Развитое воображение.
  • Логическое и образное мышление.
  • Понимание ключевых закономерностей.
  • Сенсорное развитие и мелкая моторика.
  • Речевые навыки, достаточные для обучения.

Маленький дошкольник должен…

  • Знать — где он живет (адрес), ФИО родителей и сведения об их работе.
  • Уметь рассказать о том, каков состав его семьи, какой образ ее жизни и пр.
  • Уметь рассуждать и делать выводы.
  • Обладать информацией о временах года (месяцы, часы, недели, их последовательность), об окружающем мире (флора и фауна в регионе проживания малыша, самые распространенные виды).
  • Ориентироваться во времени/пространстве.
  • Уметь систематизировать и обобщать информацию (например, яблоки, груши и апельсины — это фрукты, а носки, футболки и шубы — одежда).

Эмоциональная готовность.

Этот критерий развития предполагает лояльность к обучению и понимание, что выполнять придется и те задания, к которым душа не лежит. То есть…

  • Соблюдение режима (дня, школьного, питания).
  • Способность адекватно воспринимать критику, делать выводы по результатам обучения (не всегда положительным) и искать возможности для исправления ошибок.
  • Способность ставить цель и достигать ее, несмотря на препятствия.

Личностная готовность.

Одна из самых больших сложностей в школе для малыша — социальная адаптация. То есть, готовность к знакомству с новыми ребятами и учителями, к преодолению сложностей в отношениях и пр. Ваш ребенок должен уметь…

  • Работать в коллективе.
  • Общаться с детьми и взрослыми, разными по характеру.
  • Подчиняться старшим «по званию» (учителя, воспитатели).
  • Отстаивать свое мнение (при общении со сверстниками).
  • Искать компромисс в спорных ситуациях.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты).

При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал).

Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.

Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.

Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
  • Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.

Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты

Определить — готово ли чадо к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.

Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития малыша.

Тест Керна—Йирасека.

  • Проверяем: зрительное восприятие малыша, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
  • Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
  • Задание №2. Срисовывание письменных букв.
  • Задание №3. Срисовывание группы точек.
  • Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — среднее, 12-15 баллов — ниже нормального значения.

Метод Узор Л.И. Цеханской.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать взрослого.
  • Суть метода. В 3 ряда располагаются фигуры: треугольники наверху, квадраты внизу, круги — посередине. Задача — нарисовать узор, внимательно соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по инструкции), определяемом педагогом.
  • Оценка. Правильная — при соответствии соединений диктанту педагога. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.

Графический диктант Д.Б. Эльконина.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать педагога, способность ориентироваться на образец.
  • Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по инструкции педагога. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует самостоятельно.
  • Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности малыша.

Рисование по точкам А.Л. Венгера.

  • Проверяем: уровень ориентировки на определенную систему требований, осуществление задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
  • Суть метода: воспроизведение фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
  • Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
  • Оценка результата. Оценивают тест с помощью суммарного балла за 6 задач, который снижается соответственно качеству выполнения задания.

Методика Н.И. Гуткиной.

  • Проверяем: психологическую готовность малыша и ее главные компоненты.
  • Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — произвольная, речевая, на интеллектуальное развитие, а также мотивационно-потребностная.
  • Сфера мотивационно-потребностная. Здесь применяется метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней позиции будущего ученика. В первом случае ребенок приглашается в комнату  с игрушками, где педагог предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и предлагают малышу выбор — дослушать сказку либо поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
  • Интеллектуальная сфера. Ее проверяют с помощью методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Последовательность событий». Во второй методике также применяются картинки, по которым следует восстановить последовательность действий и составить небольшой рассказ.
  • Звуковые прятки. Взрослый с ребенком определяют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Далее педагог называет слова, а малыш отвечает — присутствует ли искомый звук в слове.
  • Домик. Ребенок должен срисовать домик, некоторые детали которого состоят из частей прописных букв. Результат будет зависеть от способности малыша к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
  • Да и нет. По мотивам всем известной игры. Малышу задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые произносить запрещено.

Методика Дембо-Рубинштейн.

  • Проверяем: самооценку малыша.
  • Суть метода. На нарисованной лесенке малыш рисует своих друзей. Сверху — самые хорошие и положительные ребята, внизу — те, кто отличается не самыми лучшими качествами. После чего малышу нужно найти на этой лесенке место и для себя.

Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):

  • Способен ли малыш самостоятельно ходить в общественный туалет.
  • Может ли он самостоятельно справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
  • Уверенно ли чувствует себя вне дома?
  • Хватает ли усидчивости? То есть, сколько времени выдерживает, сидя на одном месте.

Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?

На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам.

Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций. Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год.

Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

 (2

Источник: https://www.colady.ru/psixologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole-i-metodiki-ee-diagnostiki.html

Психологическая готовность ребенка к школе – тесты, диагностика, определение уровня

Многие современные родители отдают детей в школу уже в 6 лет, а не в 7 — как раньше. Но сегодняшние реалии требуют, чтобы была психологическая готовность ребенка к школе, а также социальная адаптивность и эмоциональная устойчивость.

С целью определения уровня подготовки дошкольника к поступлению в первый класс, особенно в гимназию или лицей, либо более элитную или частную школу, могут быть вступительные испытания у школьных педагогов-психологов в виде тестирования и другой диагностики социально-психологической готовности детей к обучению в школе.

Чтобы вам самим, как родителям, было понятно, готов ли ребенок к школе, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ вам предлагается пройти тест и другую диагностику на эмоциональную, социальную и психологическую готовность дошкольника к обучению в первом классе.

Для чего необходима психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Сейчас, в современной российской школе, к первоклассникам предъявляются такие требования, такая высокая психологическая готовность к обучению в школе (уровень психологического развития, интеллекта, эрудированности, общих знаний, адаптивности в социуме и т.д. и т.п.), что многие родители вполне, казалось бы, правомерно возмущаются, типа «а зачем школа и учителя, если ребенок должен иметь готовность к школе (к первому классу), как раньше ко второму…».

«Раньше дети (обычно семилетки) шли в первый класс, чтобы научиться читать, писать и считать, а теперь это все надо уже уметь до поступления в школу…» — негодуют многие родители будущих первоклашек, которым по сути самим приходится обучать всему этому своих чад.

В чем-то, конечно, может они и правы — на плечи мам и пап ложится великое множество проблем, связанных не только с воспитанием своих детей, но и их развитием и образованием, что в советское время было делегировано детским садам и школе, зачастую вместе с воспитанием…

Но современный подход к развитию и образованию детей и их готовность к обучению в школе, практически всецело возложен на родителя.

Обратите внимание

Такое ощущение, что нынешняя школа лишь намекает на предмет, который типа изучают, дает задания, тестирует и экзаменует, а в конце выдает «бумажку с печатью», как бы подтверждающую, что выпускник школы имеет готовность к дальнейшей, более взрослой жизни — «аттестат зрелости».

Читайте также:  Как быть и что делать, если в тебя влюбился мальчик?

Можно, конечно, сказать, что это такая современная специфика школьного образования, связанная с бОльшими требованиями жизни, что так необходима готовность ребенка к обучению в школе, но родителям лучше все же брать всю ответственность за своих детей и их будущее на себя и формировать психологическую готовность своего ребенка к школе самостоятельно, либо с помощью детских психологов и репетиторов.

Что такое диагностика готовности к школе

Диагностика готовности к школе, особенно шестилетних детей, включает в себя различные психологические тесты: интеллектуальные, эмоциональные и социальные виды тестирования.

Практически любой радивый родитель может самостоятельно определить готовность своего ребенка к обучению в школе, протестировав его уровень знаний, эрудиции, развития интеллекта, мышления, социальной адаптированности, эмоциональности и др.

При необходимости, мама и папа могут обратиться к социальному, детскому психологу или психотерапевту для консультации о формировании готовности ребенка к школе и, если понадобится, психокоррекции и повышения мотивации к обучению.

Существует множество тестов, чтобы проверить готов ли ребенок к школе, мы вам предложим некоторые, самые популярные и востребованные их них.

Тест — готовность ребенка к школе

Чтобы вам, родителям, определить психологический уровень готовности вашего ребенка к обучению в школе, вам нужно провести тестирование с ним самостоятельно, задавая ребенку вопросы из данного теста и отмечая подходящий вариант ответа, согласно инструкции.

Инструкция для родителя, как правильно пройти тест на готовность ребенка к школе:
Проводить опрос с ребенком лучше, когда у него хорошее настроение, выстроив так с ним диалог, чтобы он воспринимал это как игру (не напрягаясь).

Это один из тестов на определение готов ли ребенок к школе, выявляет уровень психосоциальной зрелости.

Задайте по очереди ребенку следующие вопросы, и в зависимости от его ответа, отметьте результат.

Консультация семейного психолога

Подростковый психолог (для родителей)

Отдавать ли ребенка в школу с 6 лет?

Пройдите другие Тесты для детей (и родителей)

Рисуночные тесты для детей

Личность ребенка — тест

Правила воспитания детей

Советы родителям

Источник: https://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/testy-detyam/gotovnost-k-shkole-test/

Тесты на готовность ребенка к школе

Категория: Подготовка ребенка к школе

6-7 лет – ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе.

Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов.

Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Тесты помогут определиться и родителям “зимних” деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.

  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.

  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.

  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками.

    Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.

  22. Знать понятия “больше, меньше, поровну”.

Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: “тарелка, кастрюля, щетка, ложка”?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Еще одна книга тестов: Олеся Жукова “Тесты для проверки речи и навыков чтения”

Картинки можно скачать и распечатать.

Довольно объемная и умная книга – “Тесты для будущих первоклассников”. Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.

И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Рейтинг:  5 / 5

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.

При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу – специалисту.

Важно

Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Источник: https://7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/812-test-na-gotovnost-rebenka-k-shkole.html

Определяем готовность ребёнка к школе

Сейчас модно отправлять ребенка в школу раньше семи лет, особенно мальчиков. Но всегда ли это оправданно? Педиатры и психологи предупреждают, что в шесть лет не все дети готовы к школе, поэтому родителям нужно знать некоторые ориентиры, подсказывающие можно ли ребенку идти в школу или лучше отложить это на год.

В период тотального дефицита мест в детских садах, родителям предлагают отдавать детей в школы с 6,5 лет. В некоторых ДОУ это даже не обсуждается — если ребенку больше шести лет и шести месяцев — он автоматически выпускается из детского сада. Но родители должны знать, что ребёнок может быть принят в первый класс с возраста 6,5 лет только если он готов.

Если же нет, то малыш имеет полное право посещать детский сад ещё год, то есть, до 7,5 лет. Заставить родителей против их воли отправить ребёнка в школу раньше времени никто не может. Справедливости ради нужно сказать, что в старших группах детских садов готовность ребёнка к школе оценивает специальная комиссия, заключение которой доводится до сведения родителей.

Родители могут согласиться или с ним или нет.

Проверяем физическую готовность ребёнка к школе

Антропологи говорят, что проверить физическую готовность ребёнка просто: нужно попросить его поднять руку вверх, а затем дотронуться кончиками пальцев до уха на противоположной стороне головы. Рука при этом должна лежать на голове, проходя через макушку.

Если получается — готов, если не получается — не готов.

Проверяем психологическую готовность

О психологической готовности ребёнка к школе можно судить по следующим вопросам:

  • Может ли ребенок длительно заниматься за столом (рисовать, лепить)?
  • Может ли ребёнок развёрнуто отвечать на задаваемые ему вопросы?
  • Способен ли ребёнок запоминать большие блоки информации (стихотворения)?
  • Умеет ли ребёнок выстраивать взаимоотношения со взрослыми и детьми?
  • Понимает ли ребёнок, зачем ему необходимо ходить в школу?
  • Что ребёнку больше нравится: играть, либо получать знания (разговаривать на «умные темы»)?

Если на все вопросы вы отвечаете положительно — ребёнок готов к обучению в школе.

Проверяем координационно-двигательную готовность

Основной тест, используемый психологами для определения готовности ребёнка к школе — тест Керна-Иерасика.

Первое задание: срисуй фразу

Малышу дают написанную прописными буквами фразу из трёх коротких слов. Ребёнок не умеет писать, поэтому ему предлагается фразу нарисовать. Если ребёнок сумел скопировать фразу так, что её можно прочитать — он готов к школе.

Второе задание: срисуй точки так, как показано на рисунке

Малышу дают бумагу, с нарисованными на ней в определенном порядке точками. Ребёнок должен срисовать их максимально точно. Если у него это получилось — он готов к школе.

Третье задание: нарисуй дядю

Ребенку дают чистый лист бумаги и просят нарисовать «дядю». В идеале ребёнок должен нарисовать человека в брюках, рубашке, в ботинках, с руками и пальцами, головой на которой прорисованы глаза, нос, рот, уши и волосы. Чем более точно нарисован человек, тем лучше готов малыш к школе.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/opredelenie-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html

Как проверить готовность ребёнка к школе: Тесты

Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша начиная с трех лет, другие — за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка — это и есть подготовка к школе.

Самое главное — не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада.

Совет

Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный вуз.

Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая проверка покажет, над чем стоит еще поработать до 1 сентября.

Такие тесты обычно проверяют:

  • развитие памяти (норма при запоминании 10 слов — 6 и более слов);
  • чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
  • развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);
  • произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
  • готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
  • умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
  • развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);
  • пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет
  • справа, слева, за, над, под и т.д.);
  • общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
  • элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).

Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты — новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

  • настроен исключительно на игру;
  • недостаточно самостоятелен;
  • чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
  • не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
  • мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
  • имеет серьезные нарушения речевого развития;
  • не умеет общаться со сверстниками;
  • не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей и др.) ребенку предстоит тестирование. Во-первых, у школы обязательно должно быть разрешение от органов образования на эту процедуру. Во-вторых, родители имеют право присутствовать на собеседовании с ребенком или на тестировании.

Узнайте заранее, есть ли у школы особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей. Стоит заранее подготовить малыша. Для многих эта проверка готовности к школе — настоящее испытание.

Даже если у ребенка хороший интеллектуальный уровень и он многое умеет, в ситуации экзамена он может растеряться. Обратитесь к опытному психологу-диагносту. Он знает, какие тесты, методики используются при приеме в школу.

Или попробуйте подготовить ребенка сами — специальную литературу по диагностике сейчас найти не проблема. Да, это иногда выглядит как натаскивание.

Ребенок может заявить на самом тестировании: «А это задание я уже раньше делал!» И все же лучше, если он будет готов к самым разным заданиям и вопросам.

Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют в виду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона.

И связана она с психологической подготовкой ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

— Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе» (зайдите в любую школу на перемене).

Обратите внимание

В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.

Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или — детский вариант — дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания.

Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.

Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка.

Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

Важно

С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке.

Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д. Стоит помнить вот еще о чем.

При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать.

И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения «Я могу делать вот это и это», чем с ощущения «Я не умею ничего, что умеют другие дети».

Источник: https://mei-sonnen.ru/proveryaem-gotovnost-rebenka-k-shkole.html

Психологическая готовность ребенка к школе: методики диагностики

Когда ребенку нужно идти в школу, родители начинают паниковать. Первый вопрос, который появляется у них, насколько готово их чадо к школе? Как бы не было, но в школу идти нужно.

Этот вопрос невозможно отложить на потом. Психологи выделяют социальную, физическую, психологическую готовность.

Что касается последней составляющей, она включает волевую, интеллектуальную, личностную готовность.

В чем заключается психологическая готовность?

Кроме того, что ваше чадо должно быть готово получать новые знания, ему нужно еще привыкнуть к разным бытовым, поведенческим ситуациям, адаптироваться в коллективе.

Интеллектуальная готовность

Здесь включены такие личностные характеристики ребенка:

  • Умение запоминать.
  • Любознательность.
  • Кругозор.
  • Запас знаний, навыков.
  • Образное, логическое мышление.
  • Мелкая моторика.
  • Сенсорное развития.
  • Достаточно развиты навыки речи.

Дошкольник должен:

  • Знать свой адрес, фамилию, имя, отчество, где работают родители, все о своей семье.
  • Рассуждать, анализировать конкретные ситуации, делать конкретные выводы.
  • Правильно обобщать, систематизировать информацию. Например, груши, яблоки – фрукты.
  • Знать все времена года – часы, месяцы, последовательность, недели. Изучать окружающий мир – флору, фауну.

Эмоциональная готовность

Критерий предусматривает: ребенок будет понимать, что нужно учиться, придется делать много заданий, которые не всегда будут нравиться. Школьнику придется соблюдать режим дня, питания.

Учите нормально воспринимать критику в свой адрес, не всегда учителя будут рассказывать, как вы дома, что он самый лучший.

Кроме того, ваше чадо должно ставить перед собой цели, уметь их достигать, преодолевать все препятствия.

Личностная готовность

Сложнее всего ребенку адаптироваться в школе к учителям, детям. Ваше чадо должно уметь:

  • Общаться в коллективе.
  • Контактировать со взрослыми, детками.
  • Подчиняться и слушаться учителей.
  • В общении с одноклассниками всегда отстаивать свое мнение.
  • В спорной ситуации всегда находить компромисс.

Как понять родителям, что ребенок не готов к школе?

Обратите внимание на такое поведение:

  • Не слушает, постоянно перебивает.
  • Отвечает вместе с другими детками, не поднимает руки.
  • Постоянно нарушает дисциплину, у него неудовлетворительное поведение.
  • Не может высидеть 45 минут, при этом постоянно слушать взрослых.
  • Неадекватно реагирует на критику, любое замечание.
  • Школьника не интересует все, что происходит в классе.

Основные признаки интеллектуальной неготовности

Вербализм

У ребенка отлично развита речь, он имеет хорошую память, достаточный словарный запас, но не может сотрудничать с детками, взрослыми, не включается в общую работу.

Результат: школьник не может работать шаблонно, не способен соотносить свои действия и задания, у него развито одностороннее мышление.

Повышенная тревожность и страх

Некоторые дети сильно правильные, поэтому боятся ошибиться в чем-либо, совершить что-то плохо. Из-за высокого уровня тревоги, возникает комплекс неуспешности, снижается самооценка. В данной ситуации все зависит от родителей, насколько адекватны их требования, а также от учителей.

Совет

Демонстративность

Школьник требует внимания к себе, хочет, чтобы у него все заканчивалось успехом. Но в школе учителя не всегда хвалят, поэтому возникают проблемы.

Тесты для проверки готовности к школе

На сегодняшний день разработано достаточно популярных методик, которые указывают, насколько готов ребенок адаптироваться к новым условиям. С их помощью можно определить уровень развития школьника.

Тест Керна-Йирасека

С его помощью можно проверить зрительное восприятие ребенка, а также насколько развита у него моторика. Он должен нарисовать фигуру по памяти, срисовать группы точек, письменные буквы. Затем подсчитываются результаты.

Метод Цеханской

Проверка дает возможность узнать, насколько сформированы у ребенка умения слушать и подчиняться другим. В три ряда расположены фигуры: посередине круги, внизу – квадраты, а вверху – треугольники.

Дошкольник должен нарисовать узор, при этом соединить треугольник с квадратом, согласно инструкции, которую диктует педагог.

Если ребенок придерживался всех рекомендаций, это хорошо, у него не возникнет проблем с учителями.

Рисуем по точкам (метод Венгера)

С помощью этой методики можно определить, как будет реагировать дошкольник на требования, сможет ли выполнять задания по образцу, воспринимать на слух. Ему нужно соединить точки по конкретному правилу. Если он это сделал точно, без единого нарушения, это будущий отличник.

Метод Гуткиной

Проверка психологической готовности дошкольника. Она дает возможность узнать о всех составляющих развития: речевом, произвольном, интеллектуальном, мотивационно-потребностном.

Мотивационная сфера

Используется метод беседы, чтобы выявить внутреннюю позицию будущего школьника. Ребенка приглашают в игровую комнату, где он слушает новую сказку. Специально на самом интересном месте учитель останавливается и предлагает сделать выбор: поиграть или послушать дальше сказку. Если у ребенка познавательный интерес, он остановит свой выбор на сказке, а игровой – конечно же, на игрушке.

Интеллектуальная сфера

Обратите внимание

Применяется интересная методика «Сапожки», чтобы определить логическое мышление. Также может быть использован метод «звуковых пряток», «домик», «да и нет».

Метод Дембо-Рубинштейн

Тест дает возможность проверить самооценку ребенка. Ребенку дается нарисованная лесенка, на ней он должен нарисовать друзей. Сверху нужно нарисовать положительных, хороших деток, а внизу с плохим поведением. Затем дошкольник должен определиться, где его место на этой лесенке.

Таким образом, подготовка в школе является очень серьезным этапом. Если вы не представляете свое дитя школьником, заранее решите эту проблему. Сейчас очень много разных дошкольных учреждений, кроме детского садика, в котором помогут адаптироваться к школе. Удачи вам!

Источник: https://med.propto.ru/article/psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole-metodiki-diagnostiki

Определяем готовность ребёнка к школе

В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу. Будущий первоклассник еще не знает, что его ждет. Беззаботность, беспечность и погруженность в игру сменятся множеством ограничений, обязанностей и требований. Теперь придется каждый день ходить на занятия, выполнять домашние задания.

Каким же образом можно определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу? Существуют специальные критерии готовности к школе: интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические.

Интеллектуальная готовность к школе

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:

  • знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);
  • различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);
  • знать цвета;
  • понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;
  • уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.

Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников.

Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным.

Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.

Мотивационная готовность к школе

Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационная готовность к школе сформирована, если малыш:

  • хочет посещать занятия;
  • стремится узнать новую и интересную информацию;
  • хочет получать новые знания.

Психологическая готовность к школе

В учебном заведении к ребенку будут предъявляться жесткие требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Психологическая готовность к школе определяется следующими аспектами:

  • наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;
  • умением управлять собственным поведением;
  • готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.

Социальная готовность к школе

У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.

Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:

  • легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
  • умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
  • соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
  • умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.

Физическая готовность к школе

Здоровые дети намного быстрее приспосабливаются к тем изменениям в их жизни, которые связаны с началом обучения в школе. Именно физическое развитие и определяет физическую готовность к школе.

Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом:

  • проверить его слух;
  • проверить зрение;
  • оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно;
  • проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице);
  • оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым, здоровым).

Тестирование будущего первоклассника

Дети перед поступлением в учебное заведение проходят специальное тестирование. Оно направлено не на то, чтобы взять на обучение только сильных учеников и отказать слабым. В законодательстве указано, что школа не имеет права отказывать родителям в приеме малыша в первый класс, даже если он не сможет пройти собеседование.

Тесты необходимы учителям для определения слабых и сильных сторон ребенка, уровня его интеллектуальной, психологической, социальной и личностной готовности к занятиям.

Для определения интеллектуальной готовности к обучению в школе могут даваться следующие задачи:

  • посчитать от 1 до 10;
  • выполнить простые арифметические действия в задаче;
  • изменить существительные по числу, роду;
  • придумать рассказ к картинке;
  • выложить из спичек фигуры;
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • нарисовать что-либо.

Для оценки психологической готовности педагог предлагает пройти тестирование на оценку уровня развития тонкой моторики руки, выявления возможности работать некоторое время, не отвлекаясь, умения подражать конкретному образцу. На тестировании могут даваться следующие задания для определения готовности ребенка к школе:

  • нарисовать человека;
  • срисовать буквы или группу точек.

Также в этом блоке ребенку могут задаваться вопросы, по ответам на которые можно определить, как он ориентируется в действительности.

При оценке социальной готовности педагог предлагает нарисовать рисунок по отражению в зеркале, решить ситуационные задачи, раскрасить фигуры по определенной инструкции, обращая внимание ребенка на то, что продолжать рисунок будут другие дети.

Личностная готовность определяется педагогом в ходе беседы с ребенком.

Важно

Диагностика готовности ребенка к школе проводится благодаря вопросам, которые задаются крохам о школе, о том, как бы они поступили в определенных ситуациях, с кем бы хотели оказаться за одной партой, с кем бы хотели дружить.

Кроме этого, педагог попросит малыша высказать мнение о себе, рассказать о своих качествах или выбрать их из предлагаемого списка.

Второй раз в первый класс, или готовность родителей

К школе должны быть готовы не только дети, но и их родители. Важно понимать, что собрать свое чадо в первый класс – довольно затратный процесс. Мама и папа должны быть готовы к крупным расходам.

Ребенку понадобятся канцелярские товары, одежда, обувь, портфель. Возможно, потребуется оказание школе материальной поддержки.

Ежемесячные расходы будут включать в себя затраты на оплату обедов, охранных услуг.

Немаловажное значение играет психологическая готовность родителей к школе. Многие мамы и папы зачастую беспокоятся о своем ребенке, когда на то абсолютно нет никакой причины.

Нужно понимать, что малыш уже повзрослел и поумнел, перешел в новый этап своего жизненного пути. К нему уже не нужно относиться как к маленькому. Пусть он привыкает к самостоятельной жизни.

Если же ребенок столкнется с неудачей или окажется в какой-нибудь неприятной ситуации, то стоит немедленно прийти ему на помощь.

Что делать, если ребенок не соответствует критериям готовности?

Многие родители в настоящее время сталкиваются с проблемой готовности к школе, когда у малыша обнаруживают недостатки и говорят, что ему пока рано учиться. Невнимательность, рассеянность, отсутствие усидчивости проявляются почти у каждого 6-7-летнего ребенка.

Не стоит забывать о занятиях. Родителям желательно до школы научить своего сына или дочь чтению и письму.

Если у чада по показателям готовности к школе выявлено, что есть какие-то проблемы с памятью или мышлением, то существует огромное количество различных задачек и упражнений, которые могут это развить.

Если у малыша замечены какие-то отклонения, то можно обратиться к специалистам, например, психологу или логопеду.

Совет

Родители должны знать, что сегодня у ребенка 3 серьезных врага: компьютер, телевизор и еда. Многие дети все свое свободное время проводят за телевизором или компьютером. Родителям стоит обратить на это внимание и ввести жесткий режим, разрешив смотреть телепрограммы или играть в компьютерные игры только 1 час в день.

Остальное время лучше проводить за нескучными занятиями, больше гулять свежем воздухе. Из рациона ребенка нужно исключить все вредные продукты, содержащие химические добавки и канцерогенные вещества. Желательно, чтобы в рационе было больше натуральных продуктов.

В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад.

На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна.

Их обязанность – подготовить сынишку или дочку и провести диагностику готовности к школе.

Источник — http://mama66.ru

Общая информация о статье

Источник: http://wellness.co.ua/article/opredelyaem-gotovnost-rebyonka-k-shkole/

Первый раз в первый класс: узнай, готов ли твой ребенок к школе

Взаимоотношения Дети Мотивация Образование Психология Родители Семья

Первый звонок — особое событие не только для детей, но и для взрослых. Казалось бы, в этом нет ничего сложного: малыш выпускается из старшей группы детского сада и автоматом переходит в первый класс. Однако не всегда стоит быть столь категоричными.

Есть дети, которых не стоит спешить усаживать на школьную скамью, так как они попросту не готовы к той нагрузке, которая их ожидает. Как понять, готов ли ребенок пойти в первый класс? Об этом в нашей сегодняшней статье.

Психологи утверждают, что существует пять главных критериев, согласно которым можно оценивать, готов ли малыш стать первоклассником. Итак, рассмотрим подробно каждый из них.

Готовность ребенка к школе

  1. Интеллектуальный показатель
    Интеллектуальная готовность к школе определяется мышлением, памятью и вниманием.

    Мышление
    У ребенка должны быть базовые знания об окружающем мире.

    Уточни, знает ли малыш такую информацию: свое имя, фамилию и место проживания; геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, прямоугольник); цвета; понимает ли значение таких слов, как: «больше», «меньше», «высокий», «низкий», «правый», «левый», «над», «под», «около», «узкий», «широкий»; может ли сравнить различные предметы и найти в них отличия, определить признаки явлений и предметов.

    Память
    Чтобы в дальнейшем у школьника не было проблем с учебой, нужно позаботиться о тренировке его памяти. Сделать это довольно просто.

    Способ 1
    Каждый день в игровой форме предлагай ему запоминать четверостишия или коротенькие стишки (например, Агнии Барто).

    Способ 2
    Разложи перед малышом несколько предметов (игрушек) и попроси их запомнить. После этого пусть ребенок закроет глаза или отвернется, а ты в это время спрячь какой-то предмет. Пусть попробует определить, что именно было спрятано.

    Способ 3
    Подготовь 10 различных картинок или предметов и дай малышу время, чтобы их запомнить. Потом убери и попроси перечислить те предметы (или картинки), которые он запомнил.

    Внимание
    Умение сосредотачиваться важно не только для школьников, но и для взрослых. Чтобы проверить внимание у своего будущего первоклашки — прочитай вслух несколько пар слов и попроси определить наиболее длинное. Если малыш начнет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.

  2. Мотивационный показатель
    Чтобы проверить мотивационную готовность малыша к школе, узнай, хочет ли ребенок посещать школу; есть ли у него стремление узнавать новую информацию; хочет ли он получать новые знания.
  3. Психологический показатель
    Требования школы существенно отличаются от тех, которые предъявляются в детском саду. Твой малыш готов психологически если: у него присутствуют такие качества, как организованность и самостоятельность; он умеет управлять своим поведением; готов к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.
  4. Социальный показатель
    Поскольку ребенку, который впервые пошел в школу, нужно учиться налаживать контакт с окружающими, его социальная готовность определяется следующими факторами: легкостью общения со сверстниками; умением не перебивая выслушивать чужое мнение; соблюдением порядка очереди, когда это необходимо; умением поддержать разговор.
  5. Физический показатель
    Если ребенок здоров, он намного быстрее приспособится к школе, поэтому родителям очень важно не просто взять справку у соответствующих специалистов, а убедиться в том, что физические показатели малыша полностью соответствуют норме.

    Перед школой нужно проверить слух, зрение, усидчивость, моторику (умеет ли ребенок играть с мячом, прыгать, спускаться или подниматься по лестнице), внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым, здоровым).

Отдельно хотелось бы поговорить о готовности родителей. Во-первых, очень важно учитывать материальную сторону и быть готовым к довольно крупным расходам: канцелярские принадлежности, одежда, спортивная форма, обувь, питание и многое другое.

Во-вторых, очень часто родители психологически не готовы отпустить своего ребенка в школу, проявляя необоснованную тревогу и даже панику. Если ты замечаешь за собой подобное беспокойство, попытайся осознать, что твоему ребенку пора привыкать к самостоятельной жизни, а если ему понадобится помощь или совет, ты обязательно ему поможешь!

Обратите внимание

Надеемся, наши советы помогут определить готовность твоего малыша к школе. Расскажи своим друзьям об этой статье, наверняка им тоже будет интересно ее прочитать! Искренне желаем всем родителям терпения, а первоклассникам — увлекательных уроков и новых друзей!

Источник: https://takprosto.cc/kak-proverit-gotovnost-rebenka-k-shkole/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector