Классификация и примеры социально-психологических явлений и процессов

2.2. Социально-психологические явления | Глава 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА | Читать онлайн, без регистрации

2.2. Социально-психологические явления

Центральным явлением в социальной психологии считается процесс общения. В общении проявляются следующие социально-психологические явления: восприятие, понимание, подражание, внушение, убеждение, лидерство, руководство, конфликты, сплоченность, взаимоотношения, установки.

Процесс общения рассматривается на разных уровнях: межличностном, институционально-личностном, официально-формализованном. Общение изучается как специфическое явление и как средство повышения эффективности труда, учения. В процессе общения складывается социально-психологическая структура личности, малых групп и коллективов.

Социальная психология возникла на стыке психологии и социологии, поэтому она вбирает в себя достижения этих наук.

Обратите внимание

В то же время социальная психология является преимущественно областью системы психологических наук и обеспечивает стык между психологией и социологией, между изучением человека и общества.

Специфика и природа социально-психологических явлений может быть понята через социальную детерминацию довольно высокого уровня. На первом уровне социальное лишь корректирует природное и биологическое.

На втором уровне исторические условия носят общечеловеческий, социально-демографический характер. Например, преемственность поколений, поло-возрастные различия.

На третьем уровне социальной детерминации – способ производства, базис, надстройка – социально-экономические и политические условия становятся решающими причинами социализации личности.

Центральным звеном социальной психологии является ее концептуальный аппарат (основные понятия), выражающий структуру личности, малых групп и психические состояния массовидных явлений.

Социальная психология развивается как экспериментально-теоретическая и прикладная наука. Экспериментально-теоретические исследования позволяют построить диспозиционную структуру личности.

Корректируя основные диспозиционные структуры личности (ценностные ориентации, отношения, установки) можно активно воздействовать на формирование личности. В сфере малых групп и коллективов такими основными элементами являются: цели, организационная структура, динамика.

Изучение и воздействие на них позволяет совершенствовать динамику и структуру группы, коллектива, повышать эффективность их деятельности.

Важно

К явлениям социальной психологии относятся групповые социально-психологические феномены: цели, организационная структура и динамика групп и коллектива, особенности оценочных суждений группы, процессы лидерства и руководства и т. д.

К явлениям также относятся: диспозиционная структура личности, отношения, ценностные ориентации, роли, восприятие и понимание людьми друг друга. Особое место среди явлений занимают массовидные социально-психологические явления: классовые и национально-психологические особенности, нравы, обычаи, традиции, привычки, подражание, внушение, паника, слухи, толпа.

При всем разнообразии социально-психологических явлений основным источником их возникновения является сфера общения между людьми. Социально-психологические явления возникают как отражение (познание, переживание, освоение) различных форм общения, которые зависят от многих факторов.

Все факторы общения можно отнести к микро- и макроусловиям, к непосредственным и опосредованным влияниям, к единству формы и содержания. Очевидно, что все социально-психологические черты каждый из нас приобретает через свой личный опыт общения.

Только те события, люди, произведения искусства, научные факты становятся достоянием человека, которые глубоко коснулись его опыта, вошли в сферу его непосредственного общения.

Через микросреду, через непосредственное общение и контакты каждый из нас познает и общается с миром, испытывает воздействие макросреды и опосредованных влияний.

Макросреда, опосредованное влияние – это господствующая система общества со своей наукой, идеологией, культурой, нормами, предписаниями. Грань, на которой взаимодействуют микро- и макросреда, есть не что иное, как группа, коллектив.

Через микросреду и ее особенности каждый из нас осваивает макросреду: опыт и знания предшествующих людей и современного поколения.

Этот процесс взаимодействия идет не прямо от общества к индивиду, а всякий раз через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидом опыт. Изучение того, как это преломление, преобразование социальных явлений происходит через опыт человека, его микросреду и составляет основу социальной психологии.

Совет

Особенно существенно микросреда оказывает влияние на детей, формируя у них установки, ценностные ориентации, нормы поведения.

Влияние микросреды понимается не только в буквальном и непосредственном виде, когда происходит реальный контакт, но и через отложившиеся или сложившиеся установки личности, которые каждый раз опосредуют любые внешние влияния и воздействия.

Поэтому социально-психологические явления представляются как единство микро- и макроусловий. В установках личности, в групповых процессах всегда можно выявить, что идет от микроусловий, а что от макроусловий.

Преувеличение одной из этих сторон социально-психологических явлений приводит к серьезным ошибкам. Отрыв микроусловий от макроусловий ведет к идеализму, который характерен для зарубежных исследователей. Сведение социально-психологических явлений к макроусловиям ведет к отмене социальной психологии и к растворению ее в социологии.

Психологические явления в толпе, в аудитории, в сфере массовой коммуникации также являются результатом взаимодействия непосредственных и опосредованных воздействий. Для идеологического работника важен политический уровень, содержание и направленность явлений и на какой почве они возникают.

Для социального психолога важно установить, в какой мере сознание личности, группы и непосредственные формы общения и коммуникации людей изменяются под действием толпы, массовых зрелищ, слухов и пр.

Эти массовые явления вновь выступают как макроусловия, воздействующие на личность через установки, особенности ее микросреды.

Источник: http://velib.com/read_book/babushkin_gennadijj_dmitrievich/socialnaja_psikhologija/glava_2_socialnaja_psikhologija_kak_nauka/22_socialno_psikhologicheskie_javlenija/

Какие бывают психологические явления в группах?

Ваш комментарий о книге ОГЛАВЛЕНИЕ

Читайте также:  Комплекс неполноценности - что это такое и как от него избавиться?

Психологические явления в группах можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к конкретным общностям, по устойчивости, по степени осознанности и т.д. Основополагающей

147

и методологически более значимой выступает их классификация по принадлежности людей к различным социальным группам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их функционирования.

Кроме того, следует помнить, что в основе всех психологических явлений в обществе лежат общесоциальные процессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и общения людей.

Обратите внимание

В ходе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода социальные связи, в основе которых и лежат их взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и общение.

Без правильного понимания их специфики нельзя хорошо понять психологию людей.

К психологическим явлениям, возникающим в группах, относят: общесоциальные процессы, явления и процессы, возникающие в больших, малых группах и в неорганизованных общностях, явления, относящиеся к личности.

1Общесоциальные процессы. Представляют собой феномены, которые обеспечивают проявление психологии многих людей независимо от их принадлежности к конкретным социальным группам. К ним относят: взаимодействие, социальную перцепцию, взаимоотношения, общение.

Взаимодействие – это процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.

Социальная перцепция (т.е. социальное восприятие) – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Взаимоотношения (т.е. межличностные отношения) – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождающиеся различными эмоциональными переживаниями индивидов.

Общение – это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель – достижение изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.

2Психологические явления и процессы, возникающие в больших группах. Они представляют собой феномены, проявляющиеся при общении, взаимодействии и взаимоотношениях людей в классовых, этнических (национальных), политических и религиозных общностях.

Классовая психология – это психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений представителей различных классов, а также социально-психологические особенности последних. Обычно к этому виду явлений относят психический склад класса, а также специфику мотивации, настроений, отношений, поведения его представителей.

Национальная психология – это психологические явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также

148

их национально-психологические особенности.

Важно

Этническая психология существует и проявляется в форме национального самосознания, национального характера, национального темперамента, национальных интересов и ценностных ориентации, чувств, настроений и традиций (ее структурообразующая сторона) и национально-психологических особенностей (ее динамическая сторона) представителей конкретных этнических общностей.

Политическая психология – это психологические явления и процессы, характеризующие деятельность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций.

Религиозная психология – это психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят: религиозную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специфику общения верующих, а также их культовое и ритуальное поведение.

3Психологические явления в малых группах. Они представляют собой феномены, возникающие и развивающиеся в малой группе (семье). К ним обычно относят: групповые устремления, внутри-групповые отношения, групповые мнения, групповые настроения, переживания и традиции.

4Психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях. Их обычно называют массовидными, они проявляются в стихийно возникающих общностях людей. К ним относят: панику, психологические особенности массовой коммуникация, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов.

5Психологические явления, относящиеся к личности. Это феномены, обусловленные поведением, действиями и особенностями человека как личности. К ним относят: социальные статус, позиции и роли личности, ее установки и стереотипы.

Кроме того, различают психологические механизмы, с помощью которых строится взаимодействие, общение и взаимоотношения людей в группах. К ним относят подражание и заражение.

 Подражание – эго психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей.

 Заражение представляет собой психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей.

149

Характеристика общностей Виды общностей Виды социально-психологических явлений
Люди Люди
  • Взаимодействие
  • Социальная перцеп­ция
  • Взаимоотношения
  • Общение
Организованные группы Большие группы:

  • Этносы
  • Классы
  • Политические и общественные организации
  • Религиозные конфессии
  • Этническая психология
  • Классовая психология
  • Политическая психология
  • Религиозная психология
Малые группы:

  • Коллективы
  • Диффузные группы
  • Микрогруппы
  • Семья
  • Психология малой группы
  • Психология семейных отношений
Личность Личность Социальная психология личности
Неорганизованные группы Массы людей: Массовидные социально-психологические явления

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика
См. также
Что представляет собой психология класса?
Библиотека Гумер –

Источник: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko/77.php

Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения, – презентация

1 Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения, общения и деятельности людей, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы. <\p>

Читайте также:  Как вежливо отказать парню или девушке в предложении встречаться?

2 Место СП в системе научного знания СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЧАСТЬ СОЦИОЛОГИИ (изучение массовидных явлений, больших социальных общностей, отдельных сторон общественной психологии и т.д.); СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЧАСТЬ ПСИХОЛОГИИ (главный предмет исследования – личность, ее положение в коллективе, межличностные отношения, система общения); СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА НА СТЫКЕ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ <\p>

3 Предмет СП 1) Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности, общения, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях заимодействия. 1) Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности, общения, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях заимодействия. 2) Закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой. 2) Закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой. 3) Групповые социально-психологические явления. 3) Групповые социально-психологические явления. 4) Социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения. 4) Социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения. <\p>

Совет

4 Задачи СП исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности; исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности; выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития; выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития; разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями; разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями; непосредственное применение методов социально- психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем. непосредственное применение методов социально- психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем. <\p>

5 Взаимосвязь СП с другими науками СП история философия социологияпедагогика <\p>

6 Основные этапы развития социально- психологических взглядов 1. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (VI В. ДО Н.Э. – СЕРЕДИНА ХIX В.) 2.ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (60-Е ГГ. XIX В. – 20-Е ГГ. XX В.) 3.ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XX В. (С 20-Х ГГ. ХХ В. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) <\p>

7 Отрасли СП Этническая психология Этническая психология Психология религии Психология религии Политическая психология Политическая психология Психология управления Психология управления Психология социального взаимодействия Психология социального взаимодействия Психология общения Психология общения Социальная психология личности Социальная психология личности Психология семьи Психология семьи Психология масс Психология масс Психология конфликтных отношений Психология конфликтных отношений <\p>

8 Методологическме подходы к пониманию социально- психологических феноменов в отчественной науке СП явления как идеальный образ окружающей социальной действительности; СП явления как идеальный образ окружающей социальной действительности; непрерывное взаимодействие, социальной среды и индивидов, с одной стороны, и взаимодействие самих людей и их групп между собой с другой стороны; непрерывное взаимодействие, социальной среды и индивидов, с одной стороны, и взаимодействие самих людей и их групп между собой с другой стороны; среда, общение и совместная деятельность определяют специфику психологии различных групп; среда, общение и совместная деятельность определяют специфику психологии различных групп; характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия между людьми, его целями, местом и ролью людей в обществе характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия между людьми, его целями, местом и ролью людей в обществе все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей; все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей; как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное сознание людей. как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное сознание людей. <\p>

9 Методологическме подходы к пониманию социально- психологических феноменов в зарубежной науке Психоанализ Психоанализ Бихевиоризм Бихевиоризм Гештальтпсихология Гештальтпсихология Когнитивизм Когнитивизм Интеракционизм Интеракционизм <\p>

10 Методы СП основные экспериментнаблюдение житейское научное лабораторный естественный социометрия вспомогательные 1.Обощение независимых характеристик 2.опросы 1.Анализ результатов Деятельности 2. тестирование <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/356483/

Классификация социально-психологических феноменов | Шпаргалки.ру —

Классификация социально-психологических феноменов

С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики:

побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и ис­полнения (знания, умения, навыки, привычки, способности че­ловека).

К числу других функций психики человека относятся: функ­ция отражения, формирования образа, функция смыслообразо-вания и понимания, функция отношения, целеполагания, на­копления опыта, самопознания.

Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.

1. Психические процессы человека:

Обратите внимание

а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, вооб­ражение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (чувства);

в) волевые.

2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).

3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).

4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизованности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).

Содержание психики человека определяется реальной действи­тельностью, которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических обра­зований, свойств, состояний.

В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, эколо­гические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отно­шения и т. п.

личности.

Такое понимание психического, сознания сложилось в отече­ственной психологии.

<\p>

Современному специалисту важно уяснить содержание науч­ного понимания психики человека и опираться на это знание при решении профессиональных задач. Практическая деятельность че­ловека во многом зависит от качества изучения и диагностики людей, учета их особенностей при решении профессиональных задач.

Выше отмечалось, что предметом психологии выступают и груп­повая, общественная, массовая психика людей, закономерности ее возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей.

                      <\p>

Важно

Под групповой, массовой психикой (общественной психо­логией) принято понимать реальное, живое сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности. Эта духовная сфера жизнедеятельности людей характеризуется конкретным со­держанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.

), направленно­стью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до эн­тузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), дей­ственностью.

В первую очередь к числу таких факторов относятся:

исторический опыт существования, жизнедеятельности рас­сматриваемой общности людей, социальной группы;

прижизненный опыт этой социальной общности;

опыт жизнедеятельности других подобных общностей лю­дей, который становится достоянием рассматриваемой социаль­ной группы;

конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказа­лась эта социальная группа, общность людей;

ведущий вид (и другие виды) деятельности данной соци­альной общности;

особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационного воздействия на людей дан­ной общности и т.д.

Групповая, массовая психика представляет собой сложную со­вокупность социально-психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых выделя­ются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации.

Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и прояв­ления группового, массового сознания, психики: общие потреб­ности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др.

А есть социально-психологические фе­номены, которые не являются выражением массового, группово­го сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга, передачи ин­дивидуальной и групповой информации при возникновении кон­тактов между людьми.

Совет

К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуж­дение.

Достаточно продуктивным является подход к классификации социально-психологических феноменов, основанный на выделе­нии носителей, субъектов таких феноменов:

а) есть социально-психологические процессы и явления, ха­рактеризующие ту или иную общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности соци­ально-психологические характеристики.

Это так называемые массовидные социально-психологические феномены: общие потреб­ности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции, нор­мы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность, морально-психологическая атмосфера, нравственный и профес­сиональный климат и др.;

б) каждая социальная общность состоит из отдельных конк­ретных людей, которые, включаясь в социальные связи и отно­шения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуще­ствляют свое социально-психологическое поведение.

В связи с этим выделяются социально-психологические процессы и явления, ха­рактеризующие социально-психологическое своеобразие (индивиду­альность) личности, особенности социально-психологического поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические обстоятельства: лидерство, подчине­ние, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-, интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импунитивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологической адап­тации личности и др.;

в) выделяются и социально-психологические феномены, харак­теризующие особенности взаимодействия членов социальной общно­сти как между собой, так и с социальной средой их жизни и дея­тельности: процессы социальной перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений;

г) есть и общеинтегративные социально-психологические фе­номены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.

Обратите внимание

Данный подход к классификации социально-психологических феноменов можно представить в виде схемы.

В социальной психологии есть и другие подходы к типологии, классификации групповых психических феноменов. В зависимо­сти от степени их устойчивости и динамики различают статиче­ские, динамические и статико-динамические социально-психо­логические процессы и явления (А.Д.Глоточкин).

По характеру влияния на степень общности социальной среды выделяют соци­ально-психологические феномены, интегрирующие, сплачиваю­щие социальную общность и социально-психологические процессы и явления, оказывающие дифференцирующее и даже разлагаю­щее влияние на социальную среду.

Очевидно, что знание специалистом особенностей индивиду­альной и групповой психики позволит ему лучше ориентировать­ся в окружающей социальной среде, успешнее осуществлять свою профессиональную деятельность.

Источник: http://shpargalki.ru/news/4878.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector