Методика определения акцентуации характера по карлу леонгарду

Методика определения акцентуации характера по Карлу Леонгарду

Главная > Личностный рост > Методика определения акцентуации характера по Карлу Леонгарду

В целях описания личностных особенностей применяется такая характеристика, как акцентуация характера по Леонгарду.

Это позволяет не только поделить людей на типы, но и выявить проблемные зоны и способы взаимодействия с окружающей действительностью.

Акцентуация характера — что это такое?

Акцентуация характера – наличие ярко выраженных черт, которые могут в дальнейшем приводить к неврозам, расстройствам личности и соматическим заболеваниям.

Если рассматривать лексическую сторону – “акцент” в переводе с латинского языка означает “ударение”.

Отдельные черты характера при этом чрезмерно усилены, это крайние варианты нормы, не заходящие за черту патологии.

Заостренные черты личности часто мешают нормальной жизни, становятся причиной появления проблем во взаимоотношениях с другими людьми. При этом сам человек может и не осознавать наличие у себя подобных особенностей.

Обратите внимание

Акцентуация имеет свойство проявляться в стрессовых ситуациях, тогда как полное расстройство личности действует всегда. Она не влияет на адаптацию в обществе, из равномерного течения жизни человек выбивается временно под воздействием кризисных ситуаций.

Выделена явная и скрытая акцентуация. Черты характеры особенно сильно заостряются в подростковом возрасте, вследствие чего появляются отклонения в поведении. Когда человек взрослеет особенности характера остаются выраженными, но обычной жизни при этом не мешают. Это явная акцентуация.

При скрытом типе черты характера остаются в пределах нормы, выражены слабо в привычных человеку условиях.

Можно даже и не подозревать о наличии акцентуаций.

Однако в стрессовых ситуациях и нетипичных условиях они могут проявлять себя.

Акцентуации характера в психологии и психотерапии:

к содержанию ↑

История создания

Впервые понятие акцентуации было введено К. Леонгардом в конце 60-х годов XX века. Психиатр поделил типы личности на две большие группы: особенности характера и темперамента.

Он обратил внимание, что кроме явных нарушений психики, психопатий, есть еще и пограничные состояния.

При определенных обстоятельствах и жизненных событиях эти заостренные черты личности могут перерасти в патологию. На основе его идей и были разработаны типы акцентуаций.

Типы акцентуации характера по Карлу Леонгарду:

к содержанию ↑

12 типов и их описание

Какие типы акцентуации характера, темперамента, личности выделял Леонгард?

Леонгард выделил следующую классификацию акцентуаций характера, которые достаточно точно описывают личностные особенности:

  1. Демонстративный. У этого типа личности хорошо развита фантазия, имеет артистические наклонности, присуще позерство, притворство. Поведение живое, подвижное, демонстративное. Умеет хорошо врать, именно потому, что начинает верить в свою ложь. Старается приукрасить себя, свои действия, стремится находиться в центре внимания. Чувства неглубоки, поверхностны. Демонстративный тип имеет склонность к интригам, психика достаточно лабильна.

    Наблюдаются такие черты как: эгоистичность, хвастливость, самоуверенность, лицемерность. Личность отличается неординарностью, импульсивным поведением.

  2. Застревающий. Наблюдается инертность поведения, застревание на своих мыслях и чувствах. Тип склонен вести затяжные конфликты. Людей разделяет на друзей и врагов, ситуации на плохие и хорошие. Умеет хорошо концентрироваться на задаче, проявляет упорство в достижении цели. Застревание приводит к тому, что человек склонен к ревности, излишней подозрительности. Акцентуация характера может развиться в паранойю. Очень долго помнит обиды, вплоть до нескольких лет.
  3. Педантичный. Человек, замечающий любую мелочь, очень аккуратен и пунктуален, требует этого от других людей. Тщательно, со скрупулезностью подходит к любой задаче. В работе проявляет дотошность, склонен к перепроверке, дело обязательно надо довести до конца. Такой подход требует максимальной сосредоточенности, поэтому в итоге у человека может наступать эмоциональная усталость. К конфликтам не склонен, но очень бурно реагирует на факты нарушения порядка. Травмирующие события переживаются долго.
  4. Возбудимый. Сложная управляемость собственными эмоциями, контроль своих действий, импульсивность. Провоцирует конфликты, считает себя правым, легко переходит к активным действиям – драке. Отличается нетерпимостью, легко впадает в гнев. У этого типа сложности в установлении близких связей, в друзья выбирает тех, кем удобно управлять.

    Возбудимый тип может быть опасен для окружающих, это важно учитывать при выборе вида деятельности и контактов.

    Проявляет нежелание учиться, труд для него невыносим. Живет настоящим, предпочитает развлечения, практически не думает о будущем. Возбудимость гасится с трудом, что создает определенные проблемы не только для него, но и окружающих.

  5. Гипертимный. Это человек, находящийся почти всегда в воодушевленном состоянии, полным идей. Он рассказывает об этих идеях другим, правда, редко реализовывает их. Любит сразу делать несколько дел одновременно, но зачастую не доводит их до конца, теряя интерес или мотивацию. У него широкие интересы, любопытен, любит познавать, способен поддержать разговор на любую тему и дать полезный совет.

    Общителен, подвижен, активно пользуется жестикуляцией, создает вокруг себя много шума. Хороший тонус и аппетит, здоровый сон. Между тем, может несерьезно относиться к своим обязанностям. Есть у него и отрицательные характеристики – склонность к аморальным поступкам, раздражительность. Гипертиму сложно переносить монотонный труд, одиночество, жесткую дисциплину.

  6. Дистимный. Слишком серьезно относится ко всему происходящему, часто находится в подавленном настроении. Самооценка занижена. Дистимик тяжело идет на контакт, основная причина – неуверенность в том, что он может заинтересовать кого-то. Но если кто-то является его другом, ценит это.

    По жизни пессимист, добросовестен. В работе ответственен. Борец за справедливость. Предпочитает сидеть дома, не любит шумное общество.

  7. Тревожный. С самого раннего возраста представитель этого типа акцентуации боится буквально всего. Страх переносит он и во взрослую жизнь. Он избегает высоких должностей, потому что опасается риска, ошибок, конкуренции. Он боится быть отвергнутым, поэтому сложно идет на отношения. У тревожного типа высокая ответственность перед другими людьми, он мнителен, опасается за здоровье и жизнь близких. Основные черты характера: покорность, невозможность отстоять свою точку зрения, робость, дружелюбие. Тревожный тип легко подчиняется опеке старших сверстников или взрослых. Им сложно самим управлять своей жизнью и брать на себя ответственность. С детства обидчивы, остро реагируют на насмешки, критику, часто становятся мишенями для шуток. Ощущая чувство собственной неполноценности, стараются тем не менее найти себя в деятельности, которая у них лучше всего получается.
  8. Аффективно-экзальтированный. Основа их личности – бурная реакция на все – неважно положительное или негативное событие. Среди этого типа встречаются фанатики, люди, преданные своей профессии, приверженцы религии. Привязаны к близким людям, и также бурно радуются за их успехи. Очень эмоциональны, влюбчивы, альтруистичны. Есть склонность к преувеличению и паникерству. В моменты приподнятого настроения от людей этого типа исходит максимум счастья, радости, веселье выражается бурно, с желанием втянуть в него других людей. От плохих событий приходят в полное отчаянье.
  9. Эмотивный. Тип близок к экзальтированному, но реакции проявляются не так ярко. Чувствителен, сострадателен, сопережевает чужому горю, приходит на помощь. В конфликты вступает редок. Обиды, переживания носит в себе. Характерна исполнительность, высокое чувство долга, мягкосердечность.

    Проявляет чрезмерную чувствительность к внешним воздействиям, легко может заплакать.

  10. Циклотимный. Отличается переменчивым настроением. Периоды бурной деятельности и маниакальной активности сменяются пассивностью. У людей этого типа нет золотой середины, они ударяются в крайности. Высокий уровень коммуникабельности. Психика подвижная, легко переключается с одной темы разговора на другую. Настроение, реакции зависят от внешних событий.

Выделено также еще два типа в зависимости от направленности личности на внешнюю среду или свой внутренний мир:

  1. Экстравертированный. Реакции направлены вовне. Поступки импульсивны. Экстраверту обязательно нужны рядом другие люди и их признание. Легкомысленен. На него могут влиять другие люди. Чрезмерно общительный.
  2. Интровертированный. Реакции направлены вовнутрь. Внешние события влияют на него мало. Значение имеет его собственное восприятие ситуации, мысли. Живет в мире идей, интересуется религией, наукой. Предпочитает одиночество, общение дается с трудом, говорит мало, не раскрывает своих переживаний.

к содержанию ↑

Методика определения

Для диагностики типа акцентуации личности используется опросник К. Леонгарда-С. Шмишека. Состоит из 10 шкал и 88 вопросов.

Инструкция простая: надо читать вопросы и быстро отвечать “да” или “нет”. Ответы считаются при помощи специального ключа, после чего составляется график выраженности той или иной акцентуации.

Если присутствуют ярко заостренные акценты, значит, можно говорить о наличии определенной акцентуации личности.

Тест-опросник Леонгарда-Шмишека: акцентуации характера.

к содержанию ↑

Где и для чего используется диагностика Леонгарда-Шмишека?

Опросник Леонгарда-Шмишека предназначен для диагностики акцентуаций характера и темперамента подростков и взрослых людей.

Используется в психологическом консультировании, при отборе на профессиональную деятельность, особенно связанную с повышенной ответственностью и стрессовыми факторами.

Теория акцентуаций помогает психологам, психиатрам, социологам исследовать и прогнозировать поведение подростков и взрослых людей. На основе их можно выявить наиболее подходящие профессии, дать анализ поведению личности в стрессовых ситуациях.

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/aktsentuatsiya-haraktera-po-leongardu.html

Основные методики определения акцентуации характера

Учение об акцентуациях характера непрерывно развивается с конца 60-х годов, когда появились первые монографии Карла Леонгарда по этой теме. Впоследствии ряд психологов развивали и совершенствовали методы диагностики акцентуаций и их характеристики. В настоящее время активно используются несколько вариантов типологии акцентуаций и тестов для их определения.

Самыми используемыми у нас являются методики, предложенные самим Карлом Леонгардом, модификация его опросника Г. Шмишеком, а также переработанный вариант, созданный А. Личко. В данной статье мы рассмотрим особенности каждой методики тестирования.

Опросник Карла Леонгарда

Именно это «ядро» и определяет картину личности, а при слишком выраженном его проявлении называется акцентуацией характера. Леонгард рассматривал акцентуации как нейтральные характеристики. Они могли как способствовать личностному росту, так и приводить к деградации носителя. Конкретные проявления акцентуаций, по мнению Леонгарда, зависели от внешних обстоятельств.

Методика Леонгарда для выявления акцентуации характера состоит из 88 вопросов, предполагающих ответ «да» или «нет». Далее результаты обрабатываются специальным образом, для разделения ответов по 10 шкалам акцентуаций.

Методика Леонгарда-Шмишека

Этот способ диагностики акцентуаций представляет собой модификацию авторской методики «Определение личностно-характерологических акцентуаций» Карла Леонгарда.

Так же, как оригинальная, она содержит 88 вопросов, относящихся к разным вариантам акцентуации характера. Тест предполагает только ответы «да» или «нет». Основные отличия – в формулировке текста вопросов – Г.

Шмишек её изменил, оставив неизменным количество и способ подсчёта результатов.

В варианте Шмишека вопросы носят более общий характер для охвата большего количества жизненных ситуаций и соответственно большей достоверности теста. Например, вопрос «Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-то?» заменен на “Можете ли вы сильно воодушевляться?».

После подсчёта результатов тестов по Леонгарду и по Шмишеку получают 10 цифр, соответственно 10 шкалам акцентуаций. Это шкалы следующих типов: экзальтированный, ригидный, возбудимый, дистимный, циклотимный, демонстративный, педантичный, тревожный, эмотивный, экзальтированный. Результаты теста обычно для наглядности оформляют в виде графика.

Методика Личко

А. Е. Личко переработал и дополнил характеристики акцентуированных личностей. Первое издание его монографии о психопатиях и акцентуациях характера вышло в 1977 году. Основной объём исследований отечественного психиатра был посвящен работе с подростками. А. Е.

Читайте также:  Паттерн в психологии: как формируются шаблоны поведения и можно ли их менять?

Личко воспринимал концепцию акцентуаций характера не так, как Карл Леонград. Он считал акцентуации слабо выраженным вариантом психопатий, не вызывающим нарушения социальной адаптации. Соответственно была переработана классификация типов акцентуации характера. Тест А.Е.

Личко предназначен для работы с группами детей и подростков. Опросник в нём расширен и включает 143 вопроса, относящихся к 10 шкалам акцентуаций и 11 шкале для контроля правдивости ответов.

Вопросы в тесте заранее сгруппированы по типам акцентуаций для удобства подсчёта.

Соответствие типов акцентуации у разных авторов

В связи с большой распространённостью всех трёх вариантов опросника может возникнуть путаница из-за различия в названиях типов акцентуации. Для её устранения предлагаем вам таблицу, соотносящую классификации Личко и Леонгарда. В варианте теста Шмишека типология аналогична типам по Леонгарду.

Название типа по Леонгарду Название типа по Личко
Эмотивный Лабильный
Гипертимный Гипертимический
Дистимный Неустойчивый (депрессивный)
Циклоидный Аффективно-лабильный
Застревающий Параноид
Возбудимый Эпилептоид
Тревожный Тревожный
Демонстративный Истероид
Педантичный Астенический
Интравертированный Шизоид
Экстравертированный (конформный)
Экзальтированный

Для экзальтированного и экстравертированного типов нет аналогов в классификации А. Е. Личко. При этом для них имеются отдельные типы расстройств личности в американской классификации болезней DSM. Экстравертированному типу соответствует расстройство по типу зависимой личности, а экзальтированному – диссоциальное расстройство.

Результаты всех трёх методик позволяют с высокой достоверностью судить о наличии или отсутствии акцентуации характера. Однако даже ярко выраженную по результатам теста акцентуацию нельзя рассматривать как диагноз.

Акцентуация – это только особенность личности, которую следует учитывать при выборе сферы деятельности или досуга. А проявления акцентуации зависят от психологической зрелости личности и в некоторой мере – от окружения.

Конечно, акцентуации влияют на жизнь своих носителей, но управляет своей жизнью всё же сам человек.

Источник: http://onevroze.ru/snovnye-metodiki-opredeleniya-akcentuacii-xaraktera.html

Акцентуации характера по Карлу Леонгарду – классификация, типы

Каждый человек является отдельной личностью. Довольно трудно обнаружить полностью идентичных индивидов, и речь сейчас идёт совсем не о внешности, а именно о характерах людей. У каждого есть свои особые черты, приобретаемые вместе с опытом и впечатлениями, с которыми индивид сталкивается на протяжении жизни.

Все черты человека в совокупности образуют его характер. Характеры бывают разными, и каждый человек является носителем того или иного типа характера. Индивидуальность человека проявляется в выражении его характерных черт и особенностей его характерного типа.

Важно

Также людей можно разделить не только по типу характера, но и по типу темперамента. Огромную роль в качестве критерия дифференциации индивидов играет определение и рассмотрение особенности человеческого характера, или особенности личности.

Огромный интерес представляют классификации акцентуаций характера. Одной из самых основных классификаций является классификация Карла Леонгарда. О том, что означает термин “акцентуация характера”, что из себя представляет классификация акцентуаций характера, а также о том, в чём заключается суть классификации акцентуаций по Леонгарду, будет рассказано в данной статье.

Что значит “акцентуация”?

Для начала привести определение термина “акцентуация“. В данной статье это будет одно из самых главных и часто используемых термин, поэтому следует обратить на него особое внимание. К тому же, понимая данный термин, можно легче осознать принцип осуществления дифференциации на типы.

Акцентуация (могут встречаться следующие словосочетания: акцентуация личности, акцентуация характера, акцентуированная личностная черта) – особенность характера, которая находится в пределах клинической нормы.

При этом отдельные черты такого особого характера являются чрезмерно усиленными, что приводит к появлению избирательной уязвимости в отношении одних определённых психогенных воздействий, но в условиях сохранения хорошей устойчивости к другим.

Акцентуации и расстройства психики

Не стоит относить акцентуации к расстройствам психиками, так как, в общем, они таковыми не являются. В то же время следует отметить тот факт, что акцентуации по некоторым свойствам являются схожими с расстройствами личности. Это обстоятельство лежит в основе предположения о том, что между ними есть определённая связь.

Немного из истории понятия

Термин был введён немецким психиатром Карлом Леонгардом в 1968 году. Именно его классификация будет рассматриваться в этой статье. Леонгард охарактеризовал акцентуации, как определённые усиленные черты личности, которые не превышают пределов допустимой нормы, но в том случае, если индивид оказывается в неблагоприятных условиях, они могут перерасти в патологию.

Леонгард впоследствии разработал классификацию акцентуаций характера. Именно его классификация и стала основой для других, более современных, классификаций подобного рода. Стоит, кстати, отметить тот факт, что классификация Леонгарда до сих пор считается одной из самых дополненных и актуальных.

Классификация акцентуаций характера по Леонгарду

Что же из себя представляет классификация акцентуаций? Перед тем как рассмотреть непосредственно саму классификацию акцентуаций характера по Леонгарду, следует привести определение этого термина.

Классификацией акцентуаций называют психологическую типологию, которая разработана на основе представления об акцентуационных чертах характера или личности. С того момента, как в психологии появился термин “акцентуация”, было создано несколько классификаций. Как уже было сказано выше, первая классификация была придумана в 1968 году Карлом Леонгардом.

Типы акцентуаций

Карл Леонгард разделил выявленные им виды по нескольким принципам. Для начала, он выделил три группы типов акцентуаций по их происхождению :

  • Темперамент Леонгард обозначил, как образование природное, и отнёс к нему следующие типы:
    • Гипертимный;
    • Дистимический;
    • Аффективно-экзальтированный;
    • Аффективно-лабильный;
    • Эмотивный;
    • Тревожный;
  • Далее, был выделен характер, как социально обусловленное образование, к которому были отнесены следующие виды:
    • Педантичный;
    • Демонстративный;
    • Возбудимый;
    • Застревающий;
  • Личностный уровень включал в себя следующие два типа:
    • Интровертированный;
    • Экстровертированный.

Следует отметить, что последние два типа по определению довольно близки к определениям Юнга. Если брать определение экстраверсии по Леонгарду, то экстравертом является человек, которые ориентируется прежде всего на внешние стимулы, и является крайне восприимчивым к проявлениям среды.

Интроверт по Леонгарду, наоборот ,невосприимчив к влиянию судьбы и ориентируется на свои внутренние представления. Нельзя утверждать, что данные определения экстраверсии и интроверсии являются единственно верными.

В психологии можно найти и другие определения этих понятий – например, у Айзенка.

Определение акцентуаций по Леонгарду

Теперь стоит перейти к более подробному описанию акцентуаций характера, темперамента и личности, которые были выделены Карлом Леонгардом:

  • Демонстративный тип. Называет он так, потому что индивид, относящийся к людям с такой акцентуацией характера, обладает демонстративностью своего поведения. Стоит отметить и его живость, лёгкость в установлении контактов с окружающими, а также подвижность и артистизм. Данный тип любит плести интриги, быть в центре внимания, легко приспосабливается к людям. Обладает склонность лгать, причём делает это вполне успешно и убедительно;
  • Педантичный тип. Данный вид характеризуется инертностью психических процессов, наблюдается долгое переживание после травмирующих событий. Люди, которые относятся к такому типу, крайне редко вступают в конфликты, так как это считают проявление конфликтности лишним. При этом такие люди довольно резко реагируют на любые проявления нарушения порядка. Аккуратность, пунктуальность и скрупулёзность, а также добросовестность и усидчивость, являются типичными чертами таких людей. Следует также отметить их склонность к частым самопроверкам и сомнению в своих поступках;
  • Застревающий тип, называемый также аффективно-застойным. Своим названием он обязан особенностью данного вида – высокой задержкой аффектов. Это означает, что человек способен зацикливаться на своих мыслях и чувствах. Он сложно забывает обиды, а также можно отметить инертность в моторике. Такие люди чётко разделяют своих друзей и врагов, и имеют склонность к затяжным конфликтам. Следует отметить также склонность к мстительности и подозрительности. При этом он проявляет волю для достижения поставленной цели;
  • Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, недостаточная управляемость, весьма слабый контроль над побуждениями и влечениями – вот это характеристики людей такого типа. Также стоит отметить и другие свойства: гневливость, склонность к конфликтам, нетерпимость . Несмотря на импульсивность и возбудимость, такой вид людей часто бывает тяжеловесным в своих поступках, также он не очень общителен. Наблюдается равнодушность к будущему, такие люди предпочитают целиком находиться в настоящем. Предпочитая быть властным, часто выбирают для общения более слабых характером;
  • Гипертимический тип. Данный вид обладает повышенной словоохотливостью, а также приподнятым настроением, которое сочетается с неуёмной жаждой деятельности. Можно заметить их склонность часто отклоняться от темы разговора. Впрочем, они демонстрируют высокую общительность, склонны к лидерству, весьма активно прибегают к использованию невербальных средств общения. Следует отметить и наличие высокой самооценки, которая сочетается с несерьёзным отношением к предоставленным ему обязанностям. Жёсткая дисциплина, скучная однообразная деятельность, а также одиночество – то, чего боятся представители гипертимического типа;
  • Дистимический тип. Индивиды, относящиеся к данному типу, отличаются серьёзностью, но при этом наблюдается медлительность и слабость в проявлении волевых усилий. Часто страдают от подавленности настроения, заниженной самооценки и немногословности. Все эти свойства приводят к тому, что у представителей дистимического типа развивается пессимистическое отношение к будущему. Также можно отметить и повышенное чувство справедливости, сочетающееся с добросовестностью;
  • Аффективно-лабильный тип. Тут всё предельно просто. Для представителей такого типа характерна смена дистимических и гипертимических состояний, суть которых представлена выше;
  • Экзальтированный тип. Люди, относящиеся к данному типу, довольно ярко проявляют свои эмоции, возникающие в качестве реакции на происходящие события. Это означает, что они ярче реагируют в том случае, если произошло нечто положительное, и наоборот – намного тяжелее воспринимают печальные события. Довольно часто мотивацией для экзальтативного состояния являются альтруистические побуждения. Отмечается высокая привязанность к близким и друзьям. Могут проявлять искреннюю любовь к природе, искусству или к идеям религиозной направленности;
  • Тревожный тип. Как можно догадаться уже по самому названию данного типа, его характеризует наличие таких свойств, как: минорное настроение, низкая контактность, пугливость, неуверенность в самом себе, часто проявляется замкнутость в себе и обидчивость. Дети тревожного типа иногда имеют боязнь остаться одним, часто бояться темноты или животных. Если же говорить о взрослых представителях , то следует отметить наличие высоких этических и моральных требований, а также ярко выраженного чувства ответственности и долга. Людям данного типа свойственны покорность, робость, а также неспособность отстоять свою позицию в споре;
  • Эмотивный тип. Довольно ярко проявляет себя в области тонких эмоций. Отличается чувствительностью и проявлением глубоки реакций. Можно утверждать то том, что по своим свойствам данный психотип является родственным экзальтированному типу, о котором говорилось чуть выше. В то же время от экзальтированного типа его отличает менее бурное проявление эмоций. Представители эмотивного типа проявляют впечатлительность, эмоциональность, мягкосердечность, отзывчивость и сопереживание людям. Довольно редко могут вступать в конфликтные ситуации, обиды предпочитают носить в себе, стараясь не дать состоянию усугубиться. Им свойственны исполнительность и обострённое чувство долга;
  • Экстровертированный тип. Представители данного типа имеют предрасположенность к обращённости к тому, что проявляет своё влияние извне. Проявление их реакций ориентирована на внешние раздражители. Такие люди активно ведут поиск новых ощущений, им приносит радость общение с новыми людьми. Также стоит отметить наличие у экстравертов импульсивности в их поступках. Людям такого типа свойственно прислушиваться к чужому мнению, они подвергаются чужому влиянию. Своё собственное мнение не отличается стойкостью;
  • Интровертированный тип. Такие люди в первую очередь ценят представления, возвышая их над ощущениями и восприятиями. Внешние события, происходящие в жизни интровертов, влияют на них намного меньше, чем их собственные размышления. Можно отметить тот факт, что интровертированность может быть разумной и чрезмерной. Если в первом случае представитель такого типа способен выработать собственное мышление, то чрезмерная интровертированность приводит к существованию в своих нереальных идеях. Стоит также указать то, что интроверты малообщительны и предпочитают держаться в стороне.
Читайте также:  Как найти правильный подход к ребенку-интроверту?

Источник: https://psiho.guru/tipologiya-i-harakter/klassifikaciya-akcentuaciy-haraktera-po-karlu-leongardu.html

Опросник Леонгарда-Шмишека (акцентуации характера)

Тест – опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г и является модификацией “Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда”. Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента. Согласно К.

Леонгарду акцентуация – это “заострение” некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами они нормальные. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Характерологический тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации (по каждой шкале опросника) равен 24 балла. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же основания практического применения опросника указывают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 18 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации.

И лишь в случае превышения 19 баллов личность является акцентуированной.Таким образом, вывод о степени выраженности акцентуации делается на основании следующих показателей по шкалам:0-12 – свойство не выражено,13-18 – средняя степень выраженности свойства (тенденция к тому или иному типу акцентуации личности),19-24 – признак акцентуации.

Описание типов акцентуаций личности по К. Леонгарду:

 1. Демонстративный тип.

Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству.

Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения).

Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности.

Совет

Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи.

Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

 2. Педантичный тип

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

 3. Застревающий тип.

Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему.

В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен “легко отходить” от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов.

Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей.

Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

 4. Возбудимый тип.

Обратите внимание

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений.

Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе.

Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться.

Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

 5. Гипертимический тип.

Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре.

Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни.

Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов.

Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям.

Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

 6. Дистимический тип.

Важно

Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость.

Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни.

Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

 7. Тревожный тип.

Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни.

Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние.

У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.

Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях.

Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат “козлами отпущения”, мишенями для шуток.

 8. Циклотимный тип.

Совет

Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий.

Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные— подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий.

Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки.

Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. “Плохие” дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

 9. Аффективно-экзальтированный тип.

Яркая черта этого типа— способность восторгаться, восхищаться, а также— улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения.

Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние— от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость.

Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной.

Обратите внимание

Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

Читайте также:  Как можно познакомиться с девушкой или парнем, если ты стесняешься?
 10. Эмотивный тип.

Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств.

Наиболее сильно выраженная черта— гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сострадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди.

Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, такие сцены могут вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не “выплескиваются” наружу.

Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

Источник: https://psychojournal.ru/tests_online/119-oprosnik-shmisheka-akcentuacii-haraktera.html

Методика К. Леонгарда по определению акцентуации характера

С этим файлом связано 17 файл(ов). Среди них: Khalpern_D_Psikhologia_kriticheskogo_myshlenia_19.pdf, Gnoseologicheskie_osnovy_nayki.pdf, rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_kl_v_kontakt.docx, Ignatyeva_T_V_Pourochnye_razrabotki_po_obucheniyu_gramote_1_klas, trenazher_na_poryadok_deystviy.

docx, Metodika_K.doc, Rabochaya_programma_po_OPK_-_4_klass.docx, internal_conflict.pdf, rabota_s_psikhotravmoy_u_detey_i_podrostkov.pdf и ещё 7 файл(а).
Показать все связанные файлы
Методика К.Леонгарда по определению акцентуации характера.

  1. У вас чаще весёлое, беззаботное настроение?

  2. Вы чувствительны к оскорблениям?

  3. Бывает ли у вас, что на глаза навёртываются слёзы в кино, в театре, в беседе и т.д.?

  4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, всё ли сделано правильно и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь, что всё в порядке?

  5. В детстве вы были такими же смелыми и отчаянными, как и все ваши сверстники?

  6. Часто ли у вас меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни?

  7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании?

  8. Бывает ли, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?

  9. Вы серьёзный человек?

  10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

  11. Предприимчивы ли вы?

  12. Вы быстро забываете, если вас кто-нибудь обидел?

  13. Мягкосердечны ли вы?

  14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

  15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников (студентов)?

  16. Бывало ли вам страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может быть, такое чувство бывает и теперь?

  17. Стремитесь ли вы всегда и во всем соблюдать порядок?

  18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

  19. Любят ли вас все ваши знакомые?

  20. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства?

  21. Часто ли у вас подавленное настроение?

  22. Бывали у вас, хотя бы раз, истерика или нервный срыв?

  23. Трудно ли вам усидеть на одном месте?

  24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?

  25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу?

  26. Раздражает ли вас, что дома шторы или скатерть висят неровно, стремитесь ли вы сразу поправить их?

  27. Вы в детстве боялись оставаться дома одни?

  28. Часто ли у вас бывают колебания без причин?

  29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником (студентом) в своей профессии?

  30. Быстро ли вы начинаете сердиться и впадаете в гнев?

  31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселы?

  32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

  33. Как вы думаете, получился бы из вас конферансье на юмористическом спектакле?

  34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно?

  35. Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у вас неприятные ощущения?

  36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью?

  37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступили?
  38. Вам страшно и трудно опускаться в темный подвал?
  39. Предпочитаете ли вы работу, требующую неторопливости и тщательности, работе, где надо действовать быстро?
  40. Общительный ли вы человек?
  41. В школе вы охотно декламировали стихи?
  42. Убегали ли вы в детстве из дому?
  43. Кажется ли вам жизнь трудной?
  44. Бывает ли так, что после обиды, конфликта, вы так расстроены, что на работу (учебу) идти казалось невыносимо?
  45. Можно ли считать, что после неудачи вы не теряете чувства юмора?
  46. Сделали бы вы первые шаги к примирению, если бы вас кто-либо обидел?
  47. Вы любите животных?
  48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что дом или рабочее место в таком виде, что там ничего не случиться?
  49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами или вашими близкими может случиться что-то страшное?
  50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?
  51. Трудно ли вам делать доклад или выступать на сцене перед большой аудиторией?
  52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?
  53. У вас очень велика потребность общения с другими людьми?
  54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?
  55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
  56. Настойчиво ли вы добиваетесь цели, если на пути к ней приходиться преодолевать массу неприятностей?
  57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят слёзы?
  58. Часто ли вам бывает трудно заснуть из-за того, что проблемы прожитого дня всё время кружатся в ваших мыслях?
  59. В школе вы подсказывали вашим товарищам или давали списать?
  60. Потребуется ли вам большое усилие воли, чтобы ночью одному пройти через кладбище?
  61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была точно на одном месте?
  62. Бывает ли так, что перед сном вы были в хорошем настроении, а на следующий день встаёте в подавленном или недовольном состоянии?
  63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?
  64. Бывают ли у вас головные боли?
  65. Вы часто смеётесь?
  66. Можете ли вы быть приветливы к тем, кого явно не цените, не уважаете или не любите?
  67. Вы подвижный человек?
  68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
  69. Вы любите природу так, что могли бы назвать её своим другом?
  70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы: закрыт ли газ, погашен ли свет, закрыты ли окна?
  71. Вы очень боязливы?
  72. Изменяется ли ваше настроение при приёме алкоголя?
  73. В вашей юности вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности.
  74. Вы расцениваете будущее несколько пессимистически, без радости?
  75. Часто ли вас тянет поехать куда-нибудь путешествовать?
  76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что из состояния радости вы вдруг переходите в очень угрюмое и подавленное состояние?
  77. Легко ли вам удаётся поднять настроение друзей, компании?
  78. Долго ли вы переживаете обиду?
  79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
  80. Часто ли будучи школьником, вы переписывали страницу тетради, если в ней случайно сделана ошибка или помарка?
  81. Относитесь ли вы к людям с недоверием и осторожностью?
  82. Часто ли вы видите страшные сны?
  83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, автомобиля или , стоя у окна многоэтажного дома, можете внезапно выпасть из него?
  84. В веселой компании вы обычно веселы?
  85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих вашего решения?
  86. Вы становитесь менее сдержаны , более свободны, если примите алкоголь?
  87. В беседе вы щедры на слова?
  88. Если вам необходимо играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что такое игра?

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ

ГИПЕРТИМНЫЙ: + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67,77: х на 3.

РЕГИДНЫЙ: + 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81; – 12, 46, 59: х на 2.

ЭМОТИВНЫЙ: + 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; – 25: х на 3.

ПЕДАНТИЧНЫЙ: + 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 83; – 36: х на 2.

ТРЕВОЖНЫЙ: + 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; – 5: х на 3.

ЦИКЛОТИМНЫЙ: + 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84: х на 3.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ: + 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88; – 51: х на 2.

НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ: + 8, 20, 42, 52, 64, 75, 86: х на 3

ДИСТИМНЫЙ: + 9, 21, 43, 74, 87; – 31, 53, 65: х на 3.

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ: + 10, 32, 54, 76: х на 6.

ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ.
Гипертимный. Люди склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатое до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние. Не терпят власти над собой, тенденция к доминированию, лидерству. В патологии – невроз навязчивых состояний.

Ригидный. Застревающий тип. Склонность к бредовым идеям. Люди злопамятные, сильно одержимы одной идеей. Иногда могут давать аффективные вспышки, проявлять агрессию. В патологии – паронояльный психопат.

Эмотивный. Преувеличенная эмоциональная чувствительность, резкая смена настроения по незначительному поводу. От настроения зависит все: работоспособность, самочувствие.

Тонко организована эмоциональная сфера, способны глубоко чувствовать, переживать. В любви ранимые как никто другой.

Болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими.

Педантичный. Черты ригидности, трудно переключаются с одной эмоции на другую. Любят, чтобы всё было на своих местах. Идея порядка, пунктуальности и аккуратности – главный смысл жизни. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, раздражительны, агрессивны В патологии – эпилептоидная психопатия.

Тревожный. Люди меланхолического или холерического склада с очень высоким уровнем тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности, пугаются ответственности, опасаются неприятностей для себя и близких, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

Циклотимный. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое – длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные.

Демонстративый. В патологии – психопатия истерического типа. Сильно выражен эгоцентризм, стремление быть в центре внимания. Если нет способностей выделиться, привлекают внимание антисоциальными поступками. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду, могут быть определены внешне.

Неуравновешенный. Склонность к повышенной импульсивности, эмоциональности. В патологии – эпилептоидная психопатия.

Дистимный. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощаются в контактах и предпочитают одиночество.

Экзальтированный. Склонность к аффективной экзальтации, близко к демонстративности (но там из-за характера и темперамента). Большой диапазон эмоциональных состояний в крайних проявлениях.

перейти в каталог файлов

Источник: http://referad.ru/metodika-k-leongarda-po-opredeleniyu-akcentuacii-haraktera/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector