Основные техники конструктивного общения и взаимодействия

Конструктивное общение: понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми :

Ежедневно нам приходится общаться с огромным количеством людей. Это может быть и милая дружеская беседа, и серьезный деловой разговор. Независимо от ситуации хочется получать удовольствие и какой-то результат от коммуникаций. Это возможно лишь в том случае, если происходит конструктивное общение.

Что это такое?

Конструктивное общение – это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное – слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.

<\p>

Если вы чувствуете напряженность в общении с окружающими и практически ежедневно попадаете в конфликтные ситуации, значит, вам нужно внимательнее относиться к такой категории, как культура общения. Приготовьтесь к тому, что вам придется пересмотреть ряд нравственно-этических ценностей, а также приобрести некоторые полезные навыки.

Что мешает конструктивному общению?

Конструктивное общение – это не так сложно, как может показаться. Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом:

  • Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды. Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против.
  • Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку “ты должен…”, вы заранее настраиваете его против себя. Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание.
  • Назойливые вопросы. Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта.
  • Диагностика мотивов поведения. Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. “Ты боишься”, “ты ревнуешь” и прочие фразы, даже если они правдивы, могут обидеть собеседника и вызвать в нем приступ агрессии.
  • Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение. Имейте уважение к чужим переживаниям.
  • Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы. Это нетактично и обидно.
  • Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом.
  • Приказной тон. “Сделай”, “принеси”, “скажи” и другие слова в побудительном наклонении настраивают собеседника против вас и накаляют обстановку. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.

Что еще препятствует конструктивному общению?

Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы:

  • Обсуждение прошлого. Даже если проблема была актуальна не ранее чем вчера, к ней уже не стоит возвращаться. Произошедшие события невозможно изменить, но они нередко становятся причиной конфликтов. Обратиться к прошлому можно лишь в том случае, если имеющийся опыт поможет в решении нынешних проблем.
  • Неправильный выбор собеседника. Порой человек начинает обсуждать проблемный вопрос с тем, кто никоим образом не может поспособствовать его решению. Бессилие собеседника в данном вопросе может быть воспринято агрессивно, а потому конфликт на данной почве неизбежен.
  • Попытка изменить окружающих. Если у вас есть конкретная проблема, то вы должны сосредоточиться на ее устранении, а не на попытках перестроить своего собеседника.

Барьеры в общении

Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:

  • Барьер избегания – уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
  • Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
  • Фонетический барьер – это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
  • Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
  • Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.

Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?

Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:

  • Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение – спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.
  • Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
  • Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.

Основные условия конструктивного общения

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:

  • Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно.
  • Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.
  • Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, – это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения.

Техника конструктивного общения: 8 правил

Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:

  1. Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне.
  2. Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица.
  3. Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее (жизненные обстоятельства, черты характера и прочее), вам будет намного легче выстраивать диалог.
  4. Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте.
  5. Дайте оппоненту выговориться. Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы.
  6. Используйте правило “вербализации эмоций”. Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие.
  7. Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик.
  8. Не воспринимайте собеседника негативно. Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств.

Техники слушания

Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:

  • Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
  • Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете.
  • Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.

Техника эмпатического слушания

Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:

  • Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
  • Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения.
  • После ответа непременно соблюдайте паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать ваши слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не воспринимайте это как “неловкое молчание” и не пытайтесь заполнить этот временной промежуток какими-то своими соображениями или высказываниями.
  • Эмпатическое слушание – это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не пытайтесь объяснить природу и причины его переживаний.

Как обучить ребенка конструктивному общению

Общение с ребенком – это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли. Тем не менее этого недостаточно. Умение слушать и уважать собеседника должны привить именно родители. Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:

  • Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенку свойственно повторять за окружающими. Именно поэтому у него перед глазами постоянно должен быть пример конструктивного общения.
  • Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Конечно, не стоит оперировать сложными категориями, но и сюсюкать тоже запрещено. В ходе общения с родителями ребенок должен научиться строить аргументы, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом успешно применять эти навыки в обществе.
  • Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки. Даже если он говорит глупости, дайте ему высказаться, после чего вежливо и обстоятельно объясните, в чем он неправ. Не отнимайте у него возможность спорить и отстаивать свою точку зрения.

Правила конструктивного общения с детьми

По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:

  • Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.
  • Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.
  • Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.
  • Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.
  • Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.
  • Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.
Читайте также:  Как можно познакомиться с девушкой или парнем, если ты стесняешься?

Заключение

Современному человеку просто необходимо знать и применять на практике основы конструктивного общения. Это значительно облегчит взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами, начальством и просто посторонними людьми.

Если вы постоянно попадаете в конфликтные ситуации, стоит задуматься над тем, обладаете ли вы навыками конструктивного общения.

Возможно, переосмыслив значение коммуникаций в своей жизни, вы будете иначе строить диалог с окружающим миром.

  • 01.05.2017
  • 0
  • Бизнес статьи

<\p>

Источник: https://BusinessMan.ru/konstruktivnoe-obschenie-ponyatie-osnovnyie-pravila-i-osobennosti-obschenie-s-lyudmi.html

Приёмы конструктивного общения и саморегуляции

Конструктивноеобщение (от лат constructio – построение)
– созидательное общение, направленное
на построение хороших отношений.

Слово – серьёзная
сила, хотя мы обычно не учитываем этого,
не задумываемся над выбором слов. А надо
думать – не только что сказать, но и как
сказать, в какие слова облечь свою мысль.
Слова – это одежда мысли, а одежда должна
быть красивой, ведь красота приятна
всем.

Произнося
определённые слова, мы создаём
соответствующие установки(установка
– подсознательная готовность реагировать
заданным образом).

Обратите внимание

И поэтому, вольно или
невольно, программируем поведение того,
к кому обращаемся, в том числе и своё.
Для положительного программирования
поведения можно и нужно использовать
специальные приёмы. Рассмотрим четыре
основных.

Первый приём – позитивирование.
Позитивировать можно высказывания,
мышление, цели, намерения, ситуации,
суждения и т. п.

Позитивирование

  1. Позитивирование высказываний – это замена формулировок, вызывающих отрицательные эмоции и ассоциации, формулировками, вызывающими положительные эмоции и ассоциации.

Слово позитивный
в переводе с латинского означаетположительный. В этом значении и
будем использовать это слово. Хотя у
него есть и другие значения, которые
тоже нередко используются. Например,
позитивная наука – это наука, основная
на опыте, на фактах, а они часто бывает
отрицательными.

Позитивное(положительное) мышление являетсясаногенным, т. е. порождающим здоровье,
способствующим ему, анегативноемышление –патогенным, т. е. порождающим
болезни и способствующим их развитию.

Одной из самых
распространённых ошибок с точки зрения
позитивирования является использование
частицы «не» в выражениях и высказываниях.

Неправильное(негативное) высказывание Правильное (позитивное)высказывание
1 2
Не болей Будь здоров
Не старей Оставайся молодой и красивой
Не унывай Хорошего тебе настроения
Не пропусти Успей посмотреть, сходи …<\p>

Позитивирование
понимается не только как исключение
частицы «не», но и вообще как использование
лишь таких выражений, которые вызывают
у слушателей (да и у самого человека в
процессе мышления) позитивный резонанс,
воодушевляющие ассоциации, чувства
радости, уверенности в себе, гордости
за себя, повышающие самооценку, стремление
к достижениям, а не потерям, и т. п.

В
жизни важно не только, что сказать, но
и как это
сказать.
Доказательством и одновременно
иллюстрацией этого служит следующая
притча.

Притча:
«Владыка и сон»
[Пезешкиан
Носсрат. Психосоматика и позитивная
психотерапия, с. 350]

Однажды
восточному владыке приснился ужасный
сон. Во сне
он
увидел, как один за другим у него выпали
все зубы. Обеспо
коенный,
он приказал позвать толкователя
сновидений. Тот
выслушал
внимательно сон и сказал владыке: «Я
должен сообщить тебе печальную весть.

Ты потеряешь всех своих родственников,
одного за другим, так же, как потерял
свои зубы». Это объяснение разгневало
владыку, и он приказал заключить
толкователя в
тюрьму. Затем он велел привести другого
толкователя
снов.

Тот выслушал сон и сказал: «Я
счастлив
сообщить
тебе радостное известие: ты доживешь
до глубокой
старости
и переживешь всех своих
родственников».
Владыка
очень
обрадовался такому объяснению и щедро
наградил тол
кователя.

Придворные царя очень удивились и
спросили:
«Ты
ведь
сказал то же самое, что и твой предшественник.
Но по чему он попал в тюрьму, а ты получил
награду?» Тогда толко
ватель
снов ответил: «Мы оба истолковали этот
сон одина
ково.
Но в жизни важно не только, что говорить,
но и как это
сказать».

Позитивирование
нужно использовать и при постановке
целей, создавая настрой на достижения,
а не на потери.

К позитивированию
нужно прибегать всегда, когда только
это возможно. Но чтобы добиться
позитивирования высказываний, нужно
изменить, прежде всего, собственное
мышление: мыслить позитивными категориями,
а не негативными.

Как? Тренировкой!
Постоянно себя контролировать,
анализировать свои фразы, и высказанные
и невысказанные. Со временем мозг станет
заменять негативные формулировки на
позитивные автоматически.

Таким образом
можно овладеть техникой позитивного
мышления.

Позитивировать
можно (и нужно, насколько это возможно
даже трагические ситуации.<\p>

  1. Диссоциированиеэто отделение личности от ее нехорошего поступка, провала, двойки, неуспеха и т. д. путем замены негативной оценки личности описанием её поступка, поведения, факта.

И себя тоже надо
отделять от своих неудач (отдифференцироваться
от них).

Неправильное высказывание Более правильное высказывание
1 2
Ты лентяй<\p> Ты опять не сделал …(не выучил урока, не помыл посуду и т. д.)
Ты двоечник Ты опять получил двойку<\p>
Ты разгильдяй Ты опять прогулял (лекцию, урок, работу …)
Ты плохой (человек, сосед, работник, сын, дочь, ученик, студент и т. д.) Ты поступил плохоТы не сдержал слова и т. д.

Диссоциирование
– это лучше, чем упрёки, приклеивание
ярлыков, клеймение. Но, тем не менее,
нередко в ответ наблюдается психозащитная
реакция по типу «А ты сам-то …»; возможно
даже агрессивное поведение.

Но есть приём,
который позволяет избежать этой
протестной реакции. В литературе он
называется «Вы-утверждения, Я-высказывания».
Для большей ясности назовём его «Описание
своих чувств вместо обвинений партнёра».

  1. «Описание своих чувств вместо обвинений партнёра»

(«Вы-утверждения,
Я-высказывания»)

Этот приём
заключается в описании своих чувств,
переживаний, ощущений, состояний,
возникших вследствие неправильного
поведения партнера; своего восприятия
вместо высказывания обвинений в его
адрес.

Используется он
в случаях, когда нужно обратить внимание
человека на его неудовлетворительно
поведение, неудачные высказывания,
недостатки с целью изменить его, всё
то, что Вам не нравится, Вас не устраивает,
но так, чтобы избежать конфликта.

Не очень правильное высказывание (хотя и диссоциированное, но обвинительное и критичное) Правильное высказывание (не содержит обвинений и критики)
1 2
Вы не подготовили данные к установленному сроку … Мне стало очень неприятно, когда я увидел, что мои надежды не оправдались<\p>
Вы нарушили слово Я чувствую себя обманутым
Ты меня расстроил Я вижу, что все мои усилия были напрасны.Или: Я так расстроился после твоих слов …<\p>Я почувствовала себя так плохо, такой ненужной
Ты меня подвёл Я так переживаю из-за того, что ты … не пришёл, не принёс, и т. д.

В первой колонке
фразы сформулированы с использованием
приёма диссоциирования, т. е. нет открытых
обвинений и оценочных суждений по типу
«Ты такой-то и такой – ну, в общем,
плохой». Но во второй колонке высказывания
более удачны с точки зрения сохранения
самооценки партнёра и отношений.

Не следует
накапливать негативных чувств – дуться,
не разговаривать, обиженно молчать, или
злиться и нападать. Почаще нужно говорить
о своихчувствах: я рассердилась,
обиделась, беспокоюсь, тревожусь,
переживаю, опасаюсь, боюсь, чувствую
себя …

В этих случаях не
вмешивается психологическая защита.

Задание студентам:продолжить список (удвоить его).

  1. Авансированиеприписывание партнеру авансом того качества, которого у него еще, может, и нет, но вы оба хотите, чтобы оно у него было – т. е. авансирование – это вручение психологического подарка, проявление доверия.

Например, начальник
говорит:<\p>

«Вы такой настойчивый,
что, полагаю, сумеете добиться заключения
этого контракта (подчинённому)».

«Зная Вашу
обязательность, я уверен: поставки
будут своевременными (партнёру)».

«Есть очень срочное
и важное дело, поэтому я прошу вас
заняться им – ведь Вы известны как очень
ответственныйчеловек (подчинённому)».

Ещё можно авансировать
следующие качества: аккуратный,
старательный, надёжный, внимательный,
исполнительный, порядочный, умный,
заботливый, организованный, сильный,
уравновешенный, вдумчивый и т. д.

И хотя Вы знаете,
что на самом деле это не совсем так, а
может, и совсем не так, тем не менее,
через некоторое время человек действительно
поверит в свои способности и качества,
и будет стремиться оправдать ваши
ожидания.

Особенно важно
авансирование для ребёнка. Можно
использовать такие «авансы»: «ты ведь
послушный мальчик, аккуратная девочка,
умница, любишь бабушку» и т. д.

<\p>

Важно

Противоположное
поведение родителей и педагогов –
присвоение человеку, особенно ребёнку,
отрицательных качеств, может иметь
плачевные последствия – ребёнок таким
и станет, каким его считают старшие,
значимые для него люди.

<\p>

Необходимость и
пользу авансирования отмечали многие
известные деятели культуры и науки.
Поэт Гёте писал: «Общайтесь с людьми
так, как будто они на самом деле такие,
какими они хотели бы быть, и вы поможете
им стать такими» [Грановская, с. 157].

Физиолог А. Ухтомский
писал, что действительность отвечает
нам так, как мы её спрашиваем, она такова,
какой мы хотим её видеть [Там же, с. 169].<\p>

В. Франкл призывал
принимать человека таким, каким он ещё
только может стать [Там же, с. 158].

Источник: https://StudFiles.net/preview/3311378/page:33/

Приемы конструктивного взаимодействия

Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на «ты», сказать: «А вот это не твоего собачьего ума дело», — и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.

М. Жванецкий

Следует отметить, что практика взаимодействия в противоречивых ситуациях — соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах — сформировала и конструктивные традиции деятельности.

Именно так, например, возникает специфический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический принцип — это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту.

Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не
грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уважение человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии» (Буш, 1985, с. 261-262).

Однако, как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.

Традиции классиков в этой области — Аристотеля, Шопенгауэра, Повар- нина — продолжены современными исследователями. В качестве примера фундаментальных исследований в этой области можно привести работы Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста.

Согласно их точке зрения, «каждый речевой акт имеет своей целью коммуникативный эффект, предполагающий понимание сказанного со стороны слушающего, и интеракциональный эффект, достижение которого означает, что слушающий примет речевой акт или определенным образом отреагирует на него»; тем самым «каждый речевой акт накладывает на человека, который его совершил, определенные обязательства» (ван Еемерен, Гроотендорст, 1992, с. 29). «Общий принцип коммуникации», обеспечивающий, по мнению авторов, всю вербальную коммуникацию, звучит следующим образом:

Совет

Будь ясным, честным, эффективным и точным», что подразумевает соблюдение следующих принципов: 1) «Не совершай непонятных речевых актов»; 2) «Не совершай неискренних речевых актов»; 3) «Не совершай избыточных речевых актов»; 4) «Не совершай бессмысленных речевых актов»; 5) «Не совершай речевых актов, которые не связаны соответствующим образом с предшествующими речевыми актами» (там же, с. 50-53).

Кроме того, из этих общих постулатов авторы выводят конкретные правила аргументативной дискуссии, являющейся, по их мнению, речевой коммуникацией, цель которой — содействовать разрешению спора, или конфликта во мнениях. Всего авторами сформулировано 10 правил дискуссии, а также описаны типичные ошибки, возникающие в связи с их нарушениями.

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 8.3 и 8.4), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации.

К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации — «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации.

Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т.

д. (Дерманова, Сидоренко, 1996).

Таблица 8.3. Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора

(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 210)

+
1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и сейчас» Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовлеченность Обе увлечены, наносят и получают сильные «удары» Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь» Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место
Таблица 8.4. Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора (цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 211)
+
1. Информативность Что-то узнал или получил, научился чему-то новому Не узнал ничего нового
2. Отреагирова- ние Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить

В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следующие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера; усиление послания (в случае неэффективности первой попытки); выражение пожелания или просьбы; назначение санкций; реализация санкций (Сидоренко, 1997).

Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргументации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической самообороны» и др.

К техникам психологической самозащиты автор относит «технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраивающие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т. д. (Сидоренко, 1995, с. 95-101).

Обратите внимание

К приемам конструктивного взаимодействия в конфликте мы вернемся при обсуждении проблем их разрешения.

Январь 24, 2019 Коррекционная психология

Источник: https://psihologia.biz/korrektsionnaya-psihologiya_826/priemyi-konstruktivnogo-vzaimodeystviya-23374.html

«Методы, техники и приемы формирования доверительных отношений и конструктивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса» Как построить конструктивное общение с учениками?

«Методы, техники и приемы формирования доверительных отношений и конструктивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса» Как построить конструктивное общение с учениками?<\p>

педагог-психолог<\p>

МОУ СОШ №15<\p>

Кузнецова С.Н.

<\p>

Образовательный процесс (ОП)   – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

<\p>

Психологическая  структура ОП представлена совокупностью трех элементов:<\p>

1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;<\p>

2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя;<\p>

3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.<\p>

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;<\p>

Государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности.<\p>

Школа является одним из главных институтов социализации. В обучении и воспитании невозможно обойтись без общения. Все в школе опирается на взаимоотношения   учителя и учеников. Общение, будучи важным фактором формирования личности школьника, содержит в себе огромные педагогические возможности.<\p>

Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении с взрослыми. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание – тоже ответ или обращение к партнеру.<\p>

Общениесложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.<\p>

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и обучащимися внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.<\p>

Конструктивное общение

Источник: https://compedu.ru/publication/metody-tekhniki-i-priemy-formirovaniia-doveritelnykh-otnoshenii-i-konstruktivnog.html

Конструктивное взаимодействие – это что такое? Основы, виды, приемы :

Приемы конструктивного взаимодействия необходимы любому современному человеку. Наиболее важны такие способности тем, кто вынужден работать с людьми. Так, основы конструктивного взаимодействия обязательно преподают в курсе подготовки психологов, преподавателей, депутатов.

Впрочем, не будет лишним иметь представление об этой сфере простым обывателям. Не секрет, что виды конструктивного взаимодействия помогут родителям наладить диалог с ребенком, даже если речь идет о проблемном периоде подросткового возраста.

Не менее важны такие навыки и для остальных людей, заинтересованных в реализации в социуме.

Успех в жизни: навыки помогут

Действительно многого в реальности может получить тот, кто располагает специальными умениями. Это позволяет манипулировать обществом и поворачивать любую ситуацию в свою пользу.

Зная механизмы конструктивного взаимодействия, можно составить для себя программу поведения с разными людьми, и ее результат будет полезен для обеих сторон диалога.

В то же время психологи обращают внимание: угрюмые, малообщительные, не способные к продуктивной коммуникации участники социума будут сталкиваться с серьёзными сложностями в самых разных сферах жизни.

Если в попытках взаимодействия с окружающими у человека отсутствуют признаки конструктивного взаимодействия, это будет вызывать отторжение социума.

Создание результативного диалога становится не просто сомнительным, но иногда и вовсе невозможным. В таких условиях успехи и в личной жизни, и в карьере представляются маловероятными.

Для изменения динамики ситуации необходима детальная, продуманная организация конструктивного взаимодействия.

Социальный диалог – это тоже искусство

Общение – это не просто навык, данный всякому от природы. Психологи обращают внимание, что это искусство, которому приходится учиться всю жизнь. В силу характера, особенностей личности кому-то оно дается проще, а вот другим с ним ладить намного сложнее.

Применяя правила, на которых зиждется конструктивное взаимодействие в обществе, зная психологический контекст, подтекст, инструментарий влияния на взаимодействие между участниками социума, можно добиться успеха.

Зачастую всестороннее развитие личности предполагает условия конструктивного взаимодействия, но при отсутствии таковых человек, понимающий суть отношений, может приложить усилия для формирования подходящей среды.

Важно

Личность, психика, особенно в детском возрасте, во многом формируются взаимоотношениями с самыми близкими людьми. В будущем это будет регламентировать отношения с иными участниками общества.

Психологи обращают внимание: детям свойственны очень сильные эмоции, которые с возрастом ослабевают, становятся приглушенными, и поведенческие аспекты проявляются более ярко. Способы конструктивного взаимодействия предполагают корректировку эмоционального развития ребёнка таким образом, чтобы становление личности было максимально полноценным.

В период детства важно заложить концепцию «Я», которой будет подчинена вся будущая жизнь. На помощь приходят способы конструктивного взаимодействия.

Общение: важный аспект для любой личности

Необходимо понимать, что конструктивное взаимодействие – это категория, четко связанная с особенностями социального взаимодействия людей. При этом учитывают, что общение имеет много планов, развивается, устанавливается различными механизмами.

Предполагается, что участники социума обмениваются данными и формируют стратегию действий, понимают друг друга. Таким подходом создается база для конструктивного взаимодействия.

Это важно с точки зрения результата, так как только при выработке совместной корректной стратегии можно решить какую-либо сложную задачу, требующую координации усилий.

С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс мер, включающий в себя подготовительный этап, непосредственно наставничество, а также определённые манипулятивные методики внушения информации, убеждения.

От ученика в рамках такого взаимодействия требуется повторение, подражание, готовность содействия.

В то же время конструктивное взаимодействие – это явление, которое может включать в себя противодействие как дополнительный, побочный элемент или как один из базовых инструментов формирования личности.

Образование и взаимодействие

В настоящее время образовательный процесс во всем мире (и в нашей стране тоже) претерпевает изменения, контролируемые принципами гуманизма. На основании этого сильно меняются отношения, допустимые между преподавателями, учениками.

Обе стороны в равной степени должны участвовать в процессе общения, в этом суть конструктивного взаимодействия. Нельзя применять методики влияния на одну из сторон, которые бы разрушали личность, воздействовали на поведение, сознание.

Гуманистический подход обязывает принимать и взрослых, и детей такими, какие они есть. Пример конструктивного взаимодействия – совместное обучение, в ходе которого уникальное восприятие каждой из сторон сохраняется в полной мере.

Совет

В то же время нужно контролировать, чтобы развитие личности продвигалось в положительном направлении. Старшие не имеют права оценивать личность, это доступно лишь применительно к конкретным действиям. Важно учитывать интересы обеих сторон взаимодействия, в том числе анализировать перспективы.

Общение, построенное с учетом этих аспектов, на все будущее молодого поколения заложит основы корректного социального взаимодействия.

Без взаимодействия – никуда

Развитие, обучение, совершенствование совершенно невозможны без социального взаимодействия. В то же время принято выделять не только конструктивные методики, но и ряд других. Некоторые из них допустимы, другие строго запрещены, а применение их – ошибочно и должно пресекаться сразу же.

Примеры конструктивного взаимодействия – это такие отношения, которые обеспечивают развитие личности, причем комплексное и всестороннее. В результате ребенок становится целостным человеком, который без труда адаптируется в социуме.

Хороший пример – это стимуляция чувства удивления у участников ситуации. Провоцируя собеседника повести себя так, как было бы полезно, взаимовыгодно для обеих сторон, человек может попытаться вызвать у него удивление нестандартной подачей ситуации.

Также можно прибегнуть к внешним, дополнительным средствам, в том числе к общению с иными персонами, чтобы вызвать удивление и тем самым простимулировать конструктивное взаимодействие в рамках сложившейся ситуации.

Что примечательно, такой подход дает положительный результат даже в случае, когда характер ситуации в целом – негативный.

А что еще есть?

Кроме конструктивного, принято говорить о деструктивном, реструктивном, рестриктивном социальном взаимодействии. Каждый из перечисленных типов имеет ряд специфических особенностей.

Деструктивный – это такой метод взаимодействия, который предполагает некоторое разрушение. Прибегая к нему, нужно быть готовым к дестабилизации взаимосвязей между участниками общения.

Система, в которую вписаны взаимодействующие люди, может рухнуть.

Если предполагается, что один участник диалога обучает чему-то другого (преподаватель, родитель), применение деструктивных методик может привести к искажению информации и полной неэффективности процесса совершенствования личности.

Рестриктивное взаимодействие между участниками социума – это такой ограничивающий вид отношений, в рамках которого одна из сторон диалога контролирует другую, не обращая внимания на целостную картину.

Обратите внимание

Развитие ситуации может пойти по положительному сценарию, но гарантий нет. Реструктивное взаимодействие подразумевает поддержку.

Если некое взаимодействие между участниками общества позволило добиться определённого успеха, использование таких механизмов взаимоотношений позволяет сохранить успех.

Одного без другого не существует

Общение, социальное взаимодействие – очень сложный процесс.

Нельзя сформировать диалог между двумя людьми, подчинив его только принципам конструктивного взаимодействия и полностью обойдя другие аспекты.

Основная задача обеих сторон – приложить усилия к тому, чтобы конструктивный как наиболее продуктивный метод доминировал, в этом случае результат будет выгодным для всех заинтересованных сторон.

Единство методик налаживания контакта вынуждает очень аккуратно относиться к активизации познавательной деятельности. Безусловно, наиболее важно это, когда речь идет о развитии младшего поколения. Воспитательный, обучающий процесс должен строиться на использовании конструктивных подходов как единственно верных.

Это позволяет контролировать не только эмоциональность, но и познавательную активность. При правильном подходе конструктивные методики позволяют эффективно подготовить ребенка к тому, что в жизни могут быть неудачи.

Одновременно с этим конструктивный подход позволяет закрепить механизмы регулировки поведения, учитывающие как осмысленность поступков, так и личностные аспекты участников ситуации.

Профессиональный подход

Как отмечают специалисты, в последние несколько лет особенно актуальной стала проблема изменения профессионального подхода к взаимодействию между обучающими и обучаемыми.

Это выражено и на уровне работников воспитательных детских учреждений, и образовательных – от школ до университетов. Перед методистами стоит задача проработки методологии, теории, которая сделала бы возможным и общепринятым конструктивное взаимодействие.

Важно

Очень важно это и в случае, когда речь идет о специальном профессиональном образовании.

Взаимодействие, в том числе в области специального образования, между обучающимся и обучающим – это междисциплинарная сложность. Чтобы максимально реализовать потенциал ученика, а также возможности преподавателя, необходимо подходить к образовательному процессу комплексно, объединяя усилия с другими специалистами, преподающими смежные дисциплины.

Идея совместной работы

Когда речь идет об образовательном процессе, необходимость конструктивного взаимодействия возникает не только между учителем и учеником, но и внутри коллектива преподавателей.

При этом идея заключается в согласовании преследуемых разными специалистами целей, а также способов, средств. Необходимо понимать, что действительно конструктивный подход предполагает учет задач, значимых для каждой участвующей в процессе личности.

Это помогает не только развивать каждого участника процесса, но и совершенствовать группу как социальную единицу, организм, работающий системно.

Конструктивное взаимодействие при детальном рассмотрении выглядит довольно противоречивой задачей. Это обусловлено тем, что крайне сложно согласовать цели разных социальных элементов, участников одной группы.

Кроме того, редко можно наблюдать, что внутри группы применяются действительно оптимальные способы, средства, а стороны, вступающие в контакт, занимают действительно продуктивные позиции. Все это напрямую сказывается на результате.

Продуктивность рабочего процесса падает, группа, отдельные личности, ее формирующие, не могут развиваться на весь доступный потенциал.

Конструктив и деструктив

Нередко при попытке сформировать конструктивное сотрудничество участники рабочего процесса приходят к ровно противоположному. Это обусловлено нехваткой навыков и умений, так как в настоящее время большинство воспитателей, преподавателей не имеют качественной теоретической базы по формированию корректной группы и отношений внутри нее.

Заметить деструктивное взаимодействие можно, когда отмечается, что один участник не готов принимать и признавать важные для другого цели, способы. Одновременно с этим отрицаются позиции.

Это приводит к тому, что вместо решения проблемы и задачи лишь формируются дополнительные отрицательные связи между членами группы, что предсказуемым образом не дает эффективного итога.

Совет

Если рабочий процесс выстраивается с учетом принципов гуманизма, можно предотвратить перекос отношений в негативную сторону, в результате чего формируется система связанных между собой предпосылок и последствий, обеспечивающих конструктивное взаимодействие.

Для этого на первом месте – оценка личности как значимого, самостоятельного объекта, достойного уважения и внимания. Необходимо признавать право на уникальность всякой особи, включенной в социум. Понимая, что собеседник неповторим, можно учесть это в совместной работе.

Одновременно с этим конструктивное взаимодействие предполагает ориентироваться на идеи толерантности, следовательно, все участники отношений должны быть терпимы к другим. Недопустимо предубеждение, которое может сказаться на правильности оценки событий, мнений, людей.

Это напрямую влияет на характер взаимоотношений в группе.

Основные принципы взаимодействия

Строя конструктивные рабочие отношения, участники должны учитывать идею конгруэнтности. Интерактивность в таком подходе требует активности всех участников, заинтересованную позицию и согласованность действий для достижения поставленной перед ними общей цели. Участники должны координировать свои возможности, средства, дабы достичь максимального взаимопонимания.

Еще один важный принцип, на основании которого создаются конструктивные отношения, – честность, что некоторые также называют открытой игрой.

Этот подход дает возможность регулировать значимость отношений между участниками группы.

Впервые идея была рассмотрена в работах Кубертена, который упоминал, что стремление к победе не должно быть оправданием любым поступкам, важно благородное поведение, и дух борьбы главенствует над важностью собственно победы.

Источник: https://www.syl.ru/article/355644/konstruktivnoe-vzaimodeystvie—eto-chto-takoe-osnovyi-vidyi-priemyi

8 (39161) 2-73-29

Тренинг общения для педагогов

«КОНСТРУКТИВНОЕ И НЕКОНСТРУКИИВНОЕ ОБЩЕНИЕ»

Цель: развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ в процессе их взаимодействия.

Задачи:

·        Создание благоприятного психоэмоционального климата.

·        Выявление стиля общения каждого участника тренинговой группы.

·        Ознакомление педагогов с приёмами конструктивного общения.

·        Обучение способам выхода из проблемных ситуаций путём использования приёмов конструктивного общения.

      Участники тренинга располагаются на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый из участников получает листик одного цвета (красный, жёлтый или зелёный) – по выбору участника.

ХОД ТРЕНИНГА:

1.     Приветствие.

     – Я очень рада вас всех приветствовать, и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы с вами будем тренировать наши коммуникативные умения.

2.     Опрос каждого члена группы о его самочувствии.

– Как вы себя чувствуете?

     – Какое у вас сейчас настроение?

     -Что вы ждёте от тренинга?

     Так как сегодняшнее наше мероприятие заявлено, как тренинг, позвольте мне напомнить вам основные принципы психологического тренинга:

·        «Здесь и теперь». Предметом нашего разговора, анализа должны быть ситуации, возникающие в группе в данное время, мысли, появляющиеся в данный момент.

·        Искренность и открытость. Самое главное – не лицемерить и не лгать.

·        Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на самоанализе и рефлексии. Запрещается использовать высказывания типа «Мы считаем…», «У нас другое мнение» и т.п. Все высказывания должны строиться от первого лица единственного числа: «Я чувствую…», «Мне кажется…» и т.п.

·        Активность. При групповой работе невозможно «отсидеться», поскольку психологический тренинг относится к активным формам обучения и развития.

·        Конфиденциальность. Всё, о чём говорится в группе относительно участников тренинга, не должно выходить за её пределы.

3.     Сообщение темы. Разогрев группы.

       Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а так же душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил искусство общения. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми.

Обратите внимание

Даётся человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причём научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. «Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» (Скаткин М.И.).

именно поэтому обучение и отработка навыков общения становятся первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами, с детьми и их родителями.

       Итак, тема нашего сегодняшнего тренинга – «КОНСТРУКТИВНОЕ И НЕКОНСТРУКИИВНОЕ ОБЩЕНИЕ».

       Предлагаю вам для разминки выполнить первое упражнение «Презентация».

 Каждый участник записывает своё имя вертикально печатными буквами. Напротив каждой буквы имени пишет своё качество, которое начинается с этой буквы.

4.     Постановка проблемы.

       Существуют разные виды общения, но относительно его продуктивности обычно выделяют 2 вида:  конструктивное и неконструктивное.

       Виды неконструктивного общения.

       Конечно, пробовать их обыгрывать мы не будем, дабы они не закрепились в нашей практике, в нашем сознании, но познакомиться мы с ними должны.

·        Сравнение. «Ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки». Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости.

·        Пренебрежение. «Мне бы твои проблемы…». Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.

·        Приказ. «Немедленно успокойся». Запрет на переживания.

·        Невключённое слушание. Слушающий задаёт какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Результат: человек чувствует, что его не слушают и он не интересен.

·        Поторапливание. «Короче говоря…», «Да понял я всё уже…»

·        Собственная интерпретация. «На самом деле ты говоришь об …». Слушающий придаёт ситуации другой смысл и интерпретирует её по-своему. Результат: в связи с непониманием либо гнев, либо человек замкнётся.

·        Критика. «Ты не прав, как всегда…», «Ну ты как обычно…».

·        Предвидение. «Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…».

       Виды конструктивного общения.

·        Рефлексивное (активное) слушание.

Важно

Для того, чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. Они включают в себя следующие приёмы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.

       Дословное повторение – включает в себя воспроизведение вслух части сказанного в неизменённом виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

       Перефразирование – подразумевает повторение основного содержания сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот  приём позволяет поверить, насколько правильно мы поняли партнёра по общению.

      Резюмирование – представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящих. Данный приём позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости – подвести беседу к заключительному этапу.

·        Поддержка разного вида (таблица).

ПОДДЕРЖКА

Вид поддержки

Язык поддержки

Психологический механизм

Возможные ошибки

Указание на сильные стороны личности

«Пусть так, однако…», «Я знаю, что ты…»

Расширение взгляда  человека на себя, переключение с негатива на позитив

Сильная сторона личности, на которую вы указываете, должна реально существовать. Нельзя льстить человеку.

Разрешение на ошибку

«Знаешь, это бывает с каждым…»

Снятие чувства вины

Покровительственный тон

Признание объективной сложности ситуации

«В такой ситуации другого выхода нет»

Снятие личной ответственности

Драматизация ситуации

«Я такой же, как ты»

«Я бы тоже так поступил»

Ощущение равенства позиций

«Перетягивание одеяла» на себя

Указание на положительные стороны ситуации

«Зато ты теперь имеешь такой опыт…», «Хорошо, что это произошло сейчас, а не потом»

Изменение точки зрения на ситуацию. Взгляд на неудачу с положительной стороны.

Игнорирование значимости ситуации

Предложение помощи

«Чем я могу тебе помочь?»

Ощущение заботы, готовности разделить ответственность

Решение проблемы вместо человека, который нуждается в помощи

       Участникам тренинга предлагается в тройках проработать техники активного слушания и виды поддержки (один рассказывает другому, третий – наблюдатель, потом – меняются ролями).

       Высказывания по поводу проведенного упражнения:

       – Легко ли было быть в роли слушателя?

       – Чего не хватало?

       – Что помогало рассказывающему?

       – Как себя чувствовали в роли наблюдателя?

5.     Завершающее упражнение.      

Упражнение «Пожелание».

      Закончим наш сегодняшний тренинг пожеланиями на сегодняшний день. Высказывание должно быть коротким, желательно в виде одного – двух слов. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать, и говорите добрые слова. Поймавший мяч бросает его следующему т.д. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.

6.     Подведение итогов занятия. Рефлексия участников.

       Прежде чем нам разойтись, мне бы хотелось, чтобы вы оставили свои листики на дереве. Это необычное дерево – это дерево знаний, эмоций и вопросов.

У кого листочек зеленого цвета – запишите на нём кратко те знания, которые вы сегодня приобрели на нашем тренинге; у кого листочек красного цвета – опишите те эмоции, которые вы испытали сегодня; у кого листочек зелёного цвета – запишите те вопросы, которые остались непонятными, может которые возникли в процессе  тренинга или просто хочется задать в данный момент мне. 

7.     Резюме ведущего. Прощание.

Сегодня мы тренировали наше мастерство в общении. Кому-то было легко, кому-то сложновато. Но на достигнутом не стоит останавливаться. Постарайтесь в своей педагогической практике, да и в повседневной жизни отказаться от различных видов неконструктивного общения, а использовать только конструктивные виды  общения. И я уверена, что у вас всё получится! До свидания!

Источник: http://xn—44-mdd4c4a.xn--24-6kc3bbr2a.xn--p1ai/index.php/2011-06-28-13-49-51/6-2011-06-28-07-23-34/328-q-q76

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector