Понятие, принципы и приемы эффективного общения

Принципы эффективного общения

⇐ ПредыдущаяСтр 54 из 63Следующая ⇒

Правила успешного взаимодействия (по Г. Бройнингу):

1) длинные предложения затрудняют понимание. Короткие предложения (8-15 слов) более наглядны, легче воспринимаются и понимаются;

2) голос является сильным инструментом убеждения – он может вызвать как симпатию, так и антипатию к человеку;

3) паузы являются очень мощным, но часто недооцениваемым инструментом воздействия. Они усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное. После длинной паузы можно, например, легко сменить тему разговора;

Обратите внимание

4) чаще используйте в своей речи глаголы. Они придают высказыванию наглядность и побуждают к действию. Прилагательные придают речи оттенок чего-то личного;

5) чем абстрактнее то или иное понятие, тем многозначнее его можно интерпретировать. Поэтому уже в начале разговора нужно объяснить партнеру смысл, который вы в него вкладываете.

Сюда же хочется добавить еще несколько рекомендаций;

o говорите ровно столько, сколько нужно, чтобы другой человек понял вас. Не стоит “увязать” в деталях и забрасывать собеседника ненужной уточняющей информацией. При необходимости это можно сделать потом;

o не отклоняйтесь от темы разговора;

o избегайте двусмысленных выражений.

Прежде, чем начать разговор, подготовьтесь. Только необыкновенный человек может прийти на переговоры или начать важный разговор по телефону и:

o запомнить все, о чем хотел сказать;

o изложить это в логической последовательности;

o быть кратким и не отклоняться от главной темы.

Запишите ключевые слова на небольшую карточку. Во-первых, это поможет структурировать ваши собственные мысли. Во-вторых, поможет сосредоточиться на основных моментах вашей речи. В-третьих, если при разговоре с людьми вы что-то забудете, карточка с ключевыми словами поможет вам восстановить это в памяти.

Не спорьте из-за пустяков. Если вы любите спорить и давить на людей, вы можете нажить себе кучу врагов. Даже если ваши утвердительные положения вполне логичны. Человека невозможно убедить в чем-то, если он сам этого не хочет. Любой спор изначально бесперспективен.

Один раз озвучив свою позицию, человек предпочитает ее придерживаться. Это общая закономерность. Человека можно, конечно, переспорить, задавить в споре неопровержимыми, казалось бы, доказательствами. Только при этом вы не измените его мнения.

Проводя тренинги, я много раз наблюдала ситуации, когда в споре человек “уходит в глухую защиту” и тогда он уже не слышит своего оппонента. И тут можно приводить даже самые разумные доводы – все равно без толку. Какой из этого выход? Задавайте вопросы. “Не кажется ли вам…?”, “Не лучше ли это сделать так…?”…

Вопросы помогут избежать утвердительных предложений. Вопросы не давят на людей так, как утверждения. Ваш сдержанный тон найдет более желанный прием у людей. Вопросом вы убиваете двух зайцев:

o сообщаете другому человеку то, что думаете;

o делаете ему при этом комплимент, спрашивая его мнение.

Несистематизированная информация хуже воспринимается. Если обрушивать на собеседника поток несистематизированной информации, вы совершенно собьете его с толку. В такой ситуации очень сложно отделить главное от второстепенного.

Это может быть приемом с целью окончательно запутать противника. Информация, поданная мелкими порциями, также не позволяет ею эффективно воспользоваться, так как при этом пропадает целостность восприятия.

Важно

Но если вы хотите, чтобы собеседник вас понял, то постарайтесь изложить свой материал последовательно и логично. Поэтому, если перед вами стоит задача “заболтать” собеседника, выдавайте информацию в несистематизированном виде отдельными кусочками.

Если же вы хотите, чтобы вас не только услышали, но еще и поняли, структурируйте свою информацию.

Люди очень часто верят словам. Гораздо целесообразнее больше уделять внимание поведению людей, их делам и поступкам. Поменьше обращайте внимание на то, что люди говорят в пользу того, что они делают. А заодно еще неплохо и проанализировать связь или расхождение слова и дела.

Разрыв шаблона. Интересным приемом является “разрыв шаблона”. Вы вводите в ситуацию неуместное замечание, которое само по себе представляет вразумительное сообщение, тем самым не давая другому человеку дать единственный ответ на первоначальную ситуацию.

Хорошим средством прервать ход мысли собеседника – это неожиданно сказать ему: “Вот видите!” (или “Я же говорил!”).

Позитивные и негативные слова. Многие люди неосознанно используют слова, которые на подсознательном уровне отталкивают собеседника. Попробуйте внести коррективы в стиль своих высказываний, изменить эмоциональную окраску своих слов, сделать ее более спокойной.

Негативные слова Позитивные слова
Должен Хотел бы
Необходимо Предпочел бы
Нужно Желательно
Ужасно Не так хорошо, как могло быть Идет вразрез с ожиданиями Могло бы быть и лучше
Страшно Немного тревожно
Неудача Неполная победа Иной поворот событий
Растерянный Отдающий неполный отчет в сложившейся ситуации
Провал Затруднительное положение

Говорите спокойно. Если человеку начать что-то объяснять на повышенных тонах, то понимание будет затруднено. Причем, чем более чувствителен человек, тем это более заметно. Эту закономерность легко объяснить.

Дело в том, что все внимание человека, на которого обрушивается поток негативно окрашенных слов, сосредоточено не на смысле слов, а на отношении к нему говорящего. В результате внимание сдвигается и блокирует анализаторскую деятельность мозга.

Поэтому все слова, сказанные на повышенных тонах, слушающим просто не воспринимаются. Это является защитной реакцией организма, которую нужно учитывать.

Для того чтобы нейтрализовать подобные явления можно пользоваться, например, фразой: “Если вы будете говорить спокойно, я смогу вас лучше понять”, против этого сложно что-либо возразить. Эта фраза не вызывает в ответ агрессивную реакцию, потому что она нейтральна.

Изменение смысла сообщения при помощи интонации. Большое значение в процессе общения имеет тон голоса. По-разному расставляя акценты, можно в значительной степени изменить смысл посылаемого сообщения. Сравните, например: фразу “Эту проблему мы должны решать совместно” можно сказать абсолютно по-разному.

⇐ Предыдущая49505152535455565758Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/2-112644.html

Глава 2. Техники эффективного общения

Поиск Лекций

Введение

Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л.

Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план.

Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

Глава 1. Эффективное общение

Эффективное общение – это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

Эффективное общение:

· способствует взаимопониманию;

· направляет поток информации в нужное русло;

· помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии;

· стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей;

· передает информацию, поощряя сотрудников думать по-новому и действовать более эффективно.

Совет

Эффективность общения – это тот “конечный продукт”, создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

· коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

· интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

· перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Основные правила эффективного общения:

· Концентрирование внимания на говорящем, его сообщении.

· Уточнение, правильно ли поняли общее содержание принимаемой информации, и ее детали.

· Сообщение другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

· В процессе приема информации не стоит перебивать говорящего, давать советы, критиковать, подводите итог, и не отвлекаться на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации, и ее уточнения.

· Добивайться, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдать последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходить к новым сообщениям.

· Поддерживаь атмосферу доверия, взаимного уважения, проявлять эмпатию к собеседнику.

· Использование невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

· Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

Глава 2. Техники эффективного общения

Для успешного общения используют так называемые «техники общения», которые обеспечивают положительный результат в процессе коммуникативной деятельности.

На практике под техникой общения понимается набор коммуникативных действий и приемов, приводящих к удовлетворению тех или иных социально ценных потребностей (в деятельности, познании, лидерстве и т.д.).

Стоит отметить, что существуют универсальные приемы общения, эффективные применительно к различным сферам жизнедеятельности человека: в частности, тактичность, приветливость, чувство юмора и т.д. Они значимы для любого вида совместной деятельности и в группе любого уровня развития.

Однако указанные нами характеристики общения являются необходимыми, но в целом недостаточным условием эффективности 2 конкретных приемов общения между вами и интересующим вас лицом.Следует отметить, что приемы, эффективные для нерегламентированного свободного общения, очень часто могут оказаться неприемлемыми для служебного или делового общения.

Специфическая техника общения нужна для установления взаимоотношений и организации взаимодействий как со своими коллегами или партнерами различного служебного положения, так и с другими заинтересованными лицами. Приемы общения обычно развиваются стихийно, в процессе активного взаимодействия с партнерами.

Большое влияние на этот процесс оказывают сложившиеся традиции, общий психологический климат социальных групп, в которые включена интересующая личность. Хорошие результаты здесь дают самосовершенствование и обучение.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s24147t8.html

Методы эффективной коммуникации: психология общения

В этой статье мы с вами разберем основные методы эффективной коммуникации. Какова же психология общения с людьми?

Владеть методами эффективной коммуникации необходимо, как в повседневной жизни, так и при ведении бизнеса. Человеку необходимо уметь правильно общаться, уметь слушать, предлагать, убеждать и излагать свои мысли. Владения методами эффективной коммуникации дает возможность человеку находить нужные связи, мотивировать к действию, иногда даже манипулировать и склонять на свою сторону.

Читайте также:  "ужасный конец или ужас без конца": перверзный нарциссизм

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION – лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

В основе эффективной коммуникации лежит уважение к собеседнику, умении слушать и пытаться понять его слова, чувства и эмоции. Это поможет определить, в чем человек нуждается и к чему стремится.

Обратите внимание

Методы эффективной коммуникации бывают вербальные и невербальные. К вербальным способам воздействия на человека относятся слова, смысл речи. А вот мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса – это невербальные способы коммуникации.

Коммуникабельность – необходимое качество людей устанавливать деловые и повседневные связи, отношения. Также это метод влияния на людей, но чтобы он работал, сначала нужно наладить контакт со слушателем. Контакт необходимо установить как на физическом, так и психологическом уровне, чтобы вызвать доверие к себе.

Методы, которые применяются для эффективной коммуникации

  1. Необходимо создать спокойную обстановку, перестать нервничать, так как ваше состояние моментально передается собеседнику или аудитории, перед которой вам нужно выступить. Также нужно создать условия, в которых бы вас ничего не отвлекало от беседы или привлечь к себе внимание аудитории.

  2. Для начала донесите собеседнику свою ситуацию и дайте возможность человеку высказать свое мнение по поводу его отношения к ней. Исходя из этой информации, теперь можно высказать свое мнение собеседнику или оппоненту. Заранее узнав отношение человека к той или иной теме, намного легче влиять на человека.

  3. Еще один из эффективных методов коммуникации является включение в ситуацию. Расскажите человеку историю из своей жизни с похожим финалом.
  4. Очень важно научиться не осуждать человека, не вешать на него ярлык. Постарайтесь понять то, что он говорит без искажения и интерпретации информации на свой лад.

    Для этого не стесняйтесь задавать вопросы: «Правильно ли я тебя понял? Что ты этим хотел сказать? и т.д»

  5. При необходимости переубедить человека, расскажите ему несколько историй из жизни с нужным вам финалом. В речи ссылайтесь на авторитетные источники информации.

  6. Помогите человеку сделать правильные выводы и расскажите все преимущества решения определенной проблемы новым методом. Прямо говорите о своих намерениях и озвучьте свое предложение.
  7. После окончания переговоров или выступления, скажите, что вам приятно было общаться, и вы намерены продолжать сотрудничество.

    Вне зависимости от исхода беседы, вы готовы в любой момент оказать помощь или услугу.

Влияние невербального общения на эффективную коммуникацию

Невербальные знаки подсознание человека воспринимает как более искреннее. Больше половины информации человек воспринимает из невербальных источников. Поэтому важно научиться владеть невербальными методами эффективной коммуникации.

  1. Повторение жестов собеседника помогает быстрее установить контакт и вызвать доверие.
  2. Держать дистанцию как минимум полметра, чтобы не нарушать личное пространство человека. Если вы видитесь не в первый раз и контакт уже налажен. То можно прикоснуться к человеку или похлопать по плечу.
  3. Во время разговора не трогайте свой нос и губы. Люди воспринимают эти жесты, как признаки лжи.
  4. Позы и жесты во время беседы должны быть открытыми. Это демонстрирует вашу доброжелательность и искренность.
  5. Постарайтесь говорить не быстро и не медленно, не говорить слишком громко и четко произносить слова.
  6. Не употребляйте частицу «не», это настраивает собеседника против вас. Скажите лучше: «Я с вами согласна, но…», чем «Я не согласна или вы не правы».
  7. Когда слушаете собеседника, наклонитесь немного вперед и периодически кивайте. Это знак, что вы согласны с собеседником и готовы к сотрудничеству.

Эффективное общение с точки зрения психологии

Человек учится общаться с раннего детства. Общение помогает человеку выжить. Есть люди, которые умеют налаживать контакты с детства. Но знание сути психологии общения помогает каждому человеку лучше понимать себя и окружающих, получать радость от общения, от получения новой информации и пользы от дружеского и делового общения.

Нужно уметь правильно общаться с любыми людьми, даже с наглыми и агрессивно настроенными. Давайте рассмотрим основные аспекты в психологии, которые помогают сделать общение эффективным.

  • Человек должен быть самодостаточным, понимать свою ценность и ценность своего личного мнения. В свою очередь, также понимать ценность мнения собеседника. Уважать его взгляд на жизнь.
  • Когда интересы и желания собеседников совпадают, то общение проходит гладко. Но как себя вести, когда назревает конфликт?
  • При общении человек должен чувствовать себя комфортно и расслабленно
  • Не бояться выражать свои чувства и эмоции. Стеснительность, скованность и неуверенность делает общение скучным и неинтересным.
  • В общении важно проявлять заботу и уважение как к себе, так и собеседнику
  • Интерес к разговору и ваше любопытство дает возможность собеседнику больше рассказать о себе. Всегда нужно стараться находить в людях положительные качества, тогда и интерес к человеку проявится сам собой.
  • Открытость и искренность в общении с близкими людьми просто необходимы. Иначе любой разговор теряет смысл.
  • Нужно научиться принимать себя и другого человека таким, какой он есть. В этом случае вы сможете не бояться оставаться самим собой и не подстраиваться под мнение другого человека. И вы, и он имеете право на свою точку зрения. Если вы слишком эмоциональны, то не поддерживайте разговоры о политике, религии или других идеологических темах.
  • Работайте с эмоциями. В этом вам помогут практики медитации. Это необходимо, что вы могли сохранять внутреннее спокойствие и личное пространство.
  • Держите дистанцию, в зависимости от того, насколько вы знакомы с человеком. Не нарушайте ни свое, ни чужое личное пространство.
  • Общение – не только приятные дружеские разговоры, но и возможность вести дела, решать вопросы. Поэтому, вы должны учитывать особенности характера и профессию собеседника. Учитель всегда будет поучать, человек при власти – командовать и управлять, доктор – искать болезни.

Методы эффективного общения от Дейла Карнеги

Дейл Карнеги известен на весь мир, как автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Рекомендованные психолог приемы эффективного общения пользуются огромной популярностью, так как актуальны и полезны для всех. Рассмотрим основные десять методов эффективного общения:

  1. Быть хорошим слушателем. Прежде, чем высказать или навязать свое мнение, лучше услышать мнение собеседника на определенную тему. Это поможет не только расположить человека к себе, но и заранее предвидеть его реакцию на ту или иную тему.
  2. Проявляйте искренний интерес к собеседнику, задавайте ему вопросы. В этом случае он выскажет максимум информации о себе. Так вы вызовете к себе доверие и сможете перенаправить разговор в нужное вам русло.
  3. Ведите себя дипломатично, не увлекайтесь критикой. Больше говорите о том, что согласны с собеседником, но в некоторых нюансах думаете немного иначе. Высказывайтесь мягко и не заостряйте внимание на недостатках человека. Задавайте вопросы так, чтобы собеседник отвечал на них утвердительно. Так вы добьетесь согласия в ходе дальнейшего разговора.
  4. Никогда не спорьте. Выслушайте чужое мнение и проявите уважение. Возможно, вы что-то действительно не учли или упустили из виду. В споре никогда нет победителей. Каждый остается при своем мнении, но услышать противоположное мнение стоит.
  5. Если вы хотите, чтобы человек что-то сделал, то нужно заставить его захотеть этого. Пробудите в человеке интерес и желание достичь того, что вам нужно.

    На рыбалке, не думая о своих собственных пристрастиях, я насаживаю на крючок не клубнику со сливками, а червяка

    Дейл Карнеги

  6. Не пытайтесь доносить свою идею до конца. Ненавязчиво скажите о своей идее, а человек пусть сам загорится ею и развивает эту идею. Пусть думает, что она принадлежит ему. Тогда он самоотверженно будет хотеть воплотить ее в жизнь.
  7. Слушая проблему человека, поставьте себя на его место. Это поможет быстрее понять и вникнуть в ее суть.
  8. Никогда не отдавайте приказы, это ущемляет самолюбие человека. Лучше задавайте ему вопросы, и пусть он сам принимает решение, как справиться с той или иной задачей. Это развивает творческое мышление, а вас избавляет от обиды со стороны подчиненных.
  9. Говорите человеку, как он ценен и важен. Самолюбие и чувство значимости – это отличные стимулы в работе.
  10. Чтобы привлечь внимание к своим идеям, подавайте их ярко и наглядно. К примеру, как в рекламе. Скучная подача с графиками и цифрами оставит всех равнодушными. Яркое представление привлечет внимание к вашей идее.

Методы эффективного общения от Дейла Карнеги помогают людям стать более успешными и влиятельными в сфере коммуникации, избегать конфликтов и споров, а также обрести уверенность в своих словах и действиях.

Психология общения с наглыми людьми

В жизни нам встречаются разные люди, и мы должны быть готовы к любому общению. Часто на нашем жизненном пути встречаются наглецы – это люди, которые бессовестно и нагло ведут себя ради достижения собственной цели и выгоды. Они не считаются ни с чьим мнением, не заботятся о чувствах других людей и считают, что они всегда правы.

С наглыми людьми можно вести себя по-разному. Например, отвечать хамством на хамство, игнорировать, вестись на манипуляцию, ставить на место. Все зависит от ситуации и того, кто перед вами. Нахамить начальнику будет чревато, к примеру.

  1. Первое, что вам нужно сделать, это не бояться говорить «нет». Нужно проявить жесткость и не вестись ни на какие уговоры и манипуляции. Если не понимает отказа, начинайте игнорировать.
  2. Постарайтесь не опускаться до уровня наглеца, как бы сильно вам не хотелось нагрубить. Так вы будете вовлечены в его грязную игру и вряд ли сможете словесно победить прирожденного хама.
  3. Основная цель наглеца – это вывести вас из равновесия, заставить поступить так, как нужно ему. Поэтому постарайтесь сохранять терпение и спокойствие. Доведите его до сумасшествия своим спокойствием и пусть идет ищет другую жертву.
  4. Никогда и никому не позволяйте нарушать ваши личные границы и лезть не в свое дело. Вы имеете полное право защищать свое личное пространство.

Вы должны понимать, что все методы эффективного общения строятся на понимании себя и собеседника. Вы должны научиться разбираться в людях, понимать, с кем имеете дело. В любом случае, уважение, принятие и осознание ценности каждого человека – основа успешного общения.

Так же вам может быть интересно:

Источник: https://zazama.ru/razvitie-lichnosti/metody-effektivnoj-kommunikacii-psixologiya-obshheniya.html

Приемы эффективного общения (ч.1)

Наш мир построен на взаимодействии людей. И любой результат зависит от того, насколько эффективно вы можете общаться с другими людьми. Многие люди заблуждаются на этот счет. Они считают, что общение – обычный природный процесс и в нем нет особых тайн. Как идет разговор, так он и идет. На самом деле, эффективное общение – процесс, который можно программировать.

Конечно, эффективность – понятие субъективное, ее трудно измерить. Но есть один сильный критерий, который отражает, что некоторое действие эффективно. Это – достижение поставленной цели или результата.

То же касается и разговора. Если вы просто болтаете, то у вас может не быть никакой цели, кроме того, чтобы поработать языком.

А вот, если вы хотите своим разговором достичь какой-то цели – убедить человека в чем-то или смотивировать его на определенные действия, то вам уже не безразличен результат вашей беседы.

Как раз от вас зависит, какой эффект вы можете получить от разговора с близким человеком или от деловой беседы.

Давайте рассмотрим три простых приема, которые помогут вам существенно повысить эффективность вашего взаимодействия с другими людьми.

Просто общение и
эффективное общение

Любой процесс общения – это всегда взаимодействие минимум двоих людей. Один из них (Отправитель) передает сообщение, второй (Получатель) – его получает. В реальном разговоре эти роли постоянно меняются и довольно быстро. Но всегда будет Отправитель и Получатель.

Если бы кто-то попытался описать технологию разговора, то это могло бы выглядеть следующим образом:

  • В голове Отправителя рождается мысль (идея, образ), которую он желает донести до другого человека.
  • Он переводит свою мысль в слова, создает текст сообщения.
  • Он передает сообщение.
  • Получатель ловит сообщение и переводит слова в свои мысли и образы, чтобы понять суть.
  • Затем он подтверждает получение и дает ответ.
  • Отправитель получает его, принимает и интерпретирует в свои образы.

Эта цепочка шести последовательных шагов и есть шаблон полного цикла общения. 99% всех трудностей общения между людьми как раз возникают вследствие нарушения технологии этого процесса.

Самые слабые звенья – интерпретация. Потому что понятия и образы у людей могут быть различны. Мы уже говорили, насколько важно владеть профессиональной терминологией.

Но и в быту под одними и теми же словами люди могут понимать что-то совершенно разное.

Важно

В принципе, сбои могут быть на каждом уровне общения. Отправитель вообще может нечто замолчать и не сказать, что же он там думает. Или же высказаться не достаточно ясно. Или же скажет что-то, но скроет свои истинные цели.

Люди считают, что другие просто обязаны догадаться об их чувствах, мыслях, переживаниях. А многие люди стесняются прямо сказать, чего они ожидают от тебя или хотят получить или иметь.

Вообще-то исказить сообщение может огромное количество разнообразных факторов.

Принцип 7-38-55

Самой главной ошибкой, что делает процесс общения неэффективным, является то, что человек не знает и не использует все каналы коммуникации.

В 60-е годы прошлого века Альберт Меграбян, профессор из университета в Калифорнии, доказал, что человек 93% информации получает невербально (без слов). Т.е. слова еще подаются в некой “упаковке”. И именно по ней идет оценка собеседника и самой беседы.

Итак, любое послание имеет три уровня, три канала передачи, доля которых распределяется следующим образом:

      • 7% – ЧТО говорят.
      • 38% – КАК говорят.
      • 55% – КАК себя ведут.

Таким образом, самое эффективное общение происходит лицом к лицу, когда участвуют все эти три канала – слова, тон и язык тела. Для эффективного общения все они должны отражать одно и тоже.

Если, например, слова говорят об одном, а поза о другом, то сознание Приемника будет “сбито с толку”.

И вот тут внимание (!) – человек из сообщение воспринимает то, что несет компонент, обладающий более высокой долей, а не то, что отражают слова.

Наверное, вы сами ни раз это видели, Например, тогда, когда человек обижается, казалось бы, на безобидные слова. А его задевал тон или он увидел оскорбляющий жест.

Используйте все каналы

Поэтому первый прием, что поможет вам увеличить эффективность своего общения с другими людьми в несколько раз – стойкая привычка вести разговор лицом к лицу и говорить спокойным доброжелательным тоном.

Можно еще усилить воздействие, если использовать прием пристального внимания. Для этого надо направить все свое тело к человеку. Если вы сидите, то слегка наклонитесь к нему. Если вы стоите, переместите вес своего тела в сторону человека.

А вот самый простой способ прервать разговор – это просто отвернуться от человека и посмотреть куда-то вдаль. Если человек при этом что-то говорил, то такой элементарный жест заставляет его резко остановиться, он чувствует как бы выброшенным из вашего поля внимания. Это тоже полезный навык, ибо иногда не знаешь, как можно отвязаться от надоедливого собеседника.

Совет

Так что учитесь координировать все три канала. Важно уметь управлять своим голосом, придавать ему нужные оттенки. Важно знать элементарные понятия языка тела. Особенно следите за своими руками и за руками собеседника. К примеру, если у человека скрещенные руки, то вашей первой задачей будет добиться того, что бы он сделал открытый жест.

Чем больше вы изучать все это, чем больше будет заниматься, тем лучше у вас будет получаться процесс общения. И со временем вы сможете добиться того веса своего сообщения, который нужен вам.

В продолжении статьи мы рассмотрим еще несколько приемов эффективного общения. Подписывайтесь на обновление блога, чтобы не пропустить важную информацию.

А пока поделитесь в комментариях своими мыслями по этой теме.

Источник: https://siellon.com/priemyi-effektivnogo-obshheniya-ch-1/

Принципы эффективного общения

Есть качества, которые даются нам от рождения. Это цвет волос, характер, темперамент. А есть такие, которые приобретаются нами со временем, благодаря жизненному опыту. Это миропонимание, профессиональные навыки и навыки коммуникации с людьми. Последней навык также важен, как и все остальные.

Он может приобретаться с помощью своего собственного, житейского, опыта, а может благодаря знаниям, накопленным веками и которые из уст в уста передают люди, добившиеся успеха.

Из этой статьи вы сможете узнать те самые 5 принципов общения, которые помогут Вам добиться успеха и наладить правильные и долгосрочные коммуникации.

Принцип 1. Все начинается с вашего отношения.

Умение общаться начинается с осознания ценности людей, которые вас окружают. Как пишет Джим Коллинз в своей книге «От хорошего к великому»: «Люди, создавшие огромные компании, понимают, что основным источником роста и развития предприятия являются не рынок, не технологии, не конкуренты и не выпускаемая продукция. Есть одна вещь поважнее.

Это умение привлечь и удержать возле себя достаточное количество нужных людей». Общение повышает эффективность в любой сфере деятельности. Если ваша работа уже связана с общением с людьми, вы можете усовершенствовать свои навыки.

Если же вы еще не пробовали себя в установлении контактов, то будете удивлены, насколько это поможет изменить вашу жизнь.

Принцип 2. Дело не в Вас!

В установлении контакта главную роль играет интерес к собеседнику. Лучше оставить за кадром ваши мысли о себе, попробовать сконцентрироваться и понять потребности и ожидания оппонента. То есть, перенести центр изнутри наружу, сместить его с себя на окружающих. И в этом вам помогут:

  • Зрелый подход. Отключение эго и мыслей о том, что весь мир вертится вокруг вас.
  • Умение ценить людей. Чтобы понять ценность людей, нужно изначально признать её. Не стоит смотреть на людей свысока, если вы считаете, что они не могут вам никак пригодиться в продвижении по карьерной лестнице, получении дохода и т.д. Такая порочная позиция, к сожалению, сейчас весьма распространена. Но никто не может сказать наверняка какую роль сыграет в вашей жизни тот или иной человек.  Зачастую определяющими направление нашей жизни и карьеры становятся решения и действия, которым мы не предавали никакого значения.
  • Будьте уверены. В общении с людьми исключайте неуверенность. Здесь опять нужно вернуться к первому принципу и напомнить себе, что для того, чтобы справиться с неуверенностью, нужно перенести внимание с собственной персоны на собеседника.

Принцип 3: Слова не главное.

Как это ни странно, но 90% впечатления, которое мы производим на людей, не имеет никакого отношения к произнесенным нами словам. Глубокое заблуждение считать, что коммуникация состоит только из слов. Психологи доказали, что люди склонны верить:

  • на 7% тому, что мы говорим;
  • на 38% тому, как мы это говорим;
  • и на 55% тому, что они при этом видят.

Другими словами, если вы хотите донести до окружающих какое-либо послание, нужно использовать одновременно Мысли, Эмоции и Действия. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов на 25% снижает продуктивность вашего общения. А если вы включите в коммуникацию все три компонента, то она наполнится жизнью, передаст мощный энергетический посыл и не оставит сомнения в истинности ваших слов.

Принцип 4: Не ленитесь!

Улучшение навыков общения потребует от вас усилий. Чтобы быть подготовленным, уверенным и интересным нужна энергия.

Обратите внимание

Это утверждение справедливо независимо от того, выступаете ли вы перед одним человеком или перед тысячей.

Если вы хотите устанавливать контакты с людьми, но надеетесь, что это произойдет само собой, как-нибудь, то забудьте об этом! Вот несколько мантр, которые советуем перечитывать ежедневно:

  • Для общения требуется инициатива. Сделайте первый шаг!
  • Для общения требуется уверенность. Подготовьтесь!
  • Для общения требуется бескорыстие. Учитесь делиться!
  • Для общения требуется терпение. Сбавьте обороты!
  • Для общения требуется выносливость. Заряжайтесь энергией!

Чем больше будет у вас энергии, тем лучше вы сможете передать её своим собеседникам. И тем выше ваш шанс на установление доверительного контакта.

Принцип 5: Общение — это навык, а не дар от рождения.

В процессе коммуникации нельзя рассчитывать на удачное стечение обстоятельств. Если вы хотите общаться и заводить новые, полезные, знакомства, необходимо набираться опыта, прилагая для этого все силы и умение.

Факторы, которые позволят Вам привлечь внимание аудитории и заставить слушать себя:

  • Связи. Это один из самых быстрых путей завоевания доверия у других людей, за счет получения рекомендаций от лица, которое уже пользуется доверием у них.
  • Опыт. Если вы являетесь экспертом в каком-то деле и щедро делитесь своими знаниями, то у людей возникает уважение к вам и желание поддерживать контакт.
  • Успех. Всегда найдутся люди, готовые выслушать человека, который преуспел в каком-либо деле. Возможно, этот человек Вы.
  • Способности. Окружающие люди стремятся к общению с теми людьми, которые обладают талантом в той или иной области.
  • Жертвы. Если в жизни вам приходилось чем-то жертвовать, пережить трагедию или преодолевать трудности, люди будут тянуться к вам. А если вы при этом сохранили позитивное отношение к жизни и скромность, они будут восхищаться вами и стремиться к общению.

Теперь мы знаем, как эффективно строить коммуникации и налаживать деловые связи. И, что самое главное, поддерживать их и не давать потеряться. Остается только применить полученные знания на практике!

Источник: http://veganize.ru/communication/

Методические рекомендации по предмету: “Психология общения”

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 2»

Методические рекомендации

по выполнению практических работ

дисциплина: «Психология общения»

Челябинск, 2016

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах очной форм обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

Организация – разработчик: ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 2»

Разработчик: Возяк Д.С. – преподаватель психологии общения

СОДЕРЖАНИЕ

Название практических работ

страницы

1.Тренинг «Общение».

6

2.Семинар «Роль невербальных средств общения».<\p>

12

3. Семинар «Приемы формирования первого впечатления, анализ основных ошибок восприятия».

15

4.Механизмы защиты. Семинар.

19

5.Тренинг «Пойми меня».

22

6.Практическое занятие «Трансактный анализ Э. Берна»

30

7.Тренинг толерантности.

35

8.Семинар «Культура общения педагога»

37

9.Проект «Формирование культуры общения у детей младшего школьного возраста»

40

10.Арт – терапия общения «Рисунок по кругу» <\p>

44

11.Тренинг «Как понять других людей»

47

12.Семинар «Коммуникативная компетентность педагога»

49

13.Практическое занятие «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста»

52

14. Проект «Способы организации коммуникативной деятельности с детьми»

56

15.Конфликты в профессиональной деятельности педагога.

62

16. Конфликты в детском коллективе. Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

67

17. Тренинг« Общение без конфликта» <\p>

72

18. Семинар «Эмоции и эмоциональные состояния»

75

19.Тренинг«Эмоции в жизни человека»

76

20. Семинар «Стрессы в профессиональной деятельности учителя».

78

21.Семинар «Основы делового общения в профессиональной деятельности учителя» <\p>

83

22. Тренинг: Деловая беседа. Приемы эффективной беседы.

88

23. Деловая игра: Тактика ведения переговоров.

92

Приложение 1

96

Приложение 2

97

. <\p>

Введение <\p>

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине «Психология общения» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям и для правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. <\p>

Важно

Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине «Психология общения», поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание!Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий. <\p>

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!

Для студентов специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: <\p>

В   результате   освоения   учебной   дисциплины   обучающийся   должен  уметь:
Базовая часть: <\p>

– применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; <\p>

– использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; <\p>

В результате освоения дисциплины студент должен знать: <\p>

  • взаимосвязь общения и деятельности; <\p>

  • цели, функции, виды и уровни общения; <\p>

  • роли и ролевые ожидания в общении; <\p>

  • виды социальных взаимодействий; <\p>

  • механизмы взаимопонимания в общении; <\p>

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; <\p>

  • этические принципы общения; <\p>

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Вариативная часть – не предусмотрено

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 050146 Преподавание в начальных классах и овладению профессиональными компетенциями (ПК): <\p> ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать уроки. <\p>

ПК 1.2.

Проводить уроки.

ПК 1.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. <\p>

ПК 1.4.

Анализировать уроки.

ПК 2.1.

Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. <\p>

ПК 2.2.

Проводить внеурочные занятия. <\p>

ПК 2.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. <\p>

ПК 2.4.

Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 3.1.

Совет

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. <\p>

ПК 3.2.

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. <\p>

ПК 3.3.

Проводить внеклассные мероприятия. <\p>

ПК 3.4.

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. <\p>

ПК 3.5.

Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. <\p>

ПК 3.6.

Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания. <\p>

ПК 3.7.

Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8.

Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК): <\p> ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. <\p>

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. <\p>

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. <\p>

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. <\p>

ОК 6.

Обратите внимание

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. <\p>

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. <\p>

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. <\p>

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. <\p>

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. <\p>

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих

ОК 12.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). <\p>

. <\p>

Раздел 1. Основные закономерности общения<\p>

Тема 1.1 Основные понятия. Функции общения. Стороны и виды общения.

Название практической работы:

Тренинг «Общение».

Учебная цель: Исследование собственных навыков общения.

Формирование и отработка навыков общения в учебной группе.

Учебные задачи: <\p>

  1. Повторение теоретического материала по теме.

  2. Отработка навыков общения посредствам игр <\p>

Осваиваемые компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. <\p>

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. <\p>

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

<\p>

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен <\p>

уметь: <\p>

– применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; <\p>

– использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; <\p>

знать: <\p>

  • взаимосвязь общения и деятельности; <\p>

  • цели, функции, виды и уровни общения; <\p>

  • роли и ролевые ожидания в общении; <\p>

  • виды социальных взаимодействий; <\p>

  • механизмы взаимопонимания в общении; <\p>

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; <\p>

  • этические принципы общения; <\p>

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Задачи практической работы:

  1. Работа с дополнительными источниками по теме.

  2. Самоанализ навыков общения.

  3. Отработка практических навыков общения с целью выявления уровня собственных коммуникативных способностей, умения взаимодействовать в группе.

Обеспеченность занятия <\p>

  1. Учебно-методическая литература:

  1. Бодалев А.А. Психология общения, М.: МПСИ, 2002.

  2. Вердербер К. Психология общения, СПб.: Еврознак, 2003.

  3. Волкова А.Н. Психология общения /Практикум по психологии, М., 2006.

  1. Технические средства обучения:

  1. Программное обеспечение:Microsoft Office, Microsoft Office Power Point

  2. Рабочая тетрадь (обычная, в клетку).

  3. Раздаточные материалы <\p>

  4. Ручка. Карандаш простой, цветные карандаши.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы. <\p>

Общение – как многоплановый процесс обмена информацией. Понятие общения. Стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Виды общения: вербальное и невербальное. Элементы невербального общения: жесты, позы, мимика, паралингвистика, проксемика, визуальный контакт. Функции общения.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию <\p>

  1. Что такое общение?

  2. Назовите основные функции общения.

  3. Раскройте содержание каждой из сторон общения.

Задания для практического занятия

  1. Повторить теоретический материал по теме. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

  2. Оформление словаря основных понятий (общение, коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения, вербальное, невербальное общение). Словарь – отдельная тонкая тетрадь.

  3. Провести исследование, самоанализ собственных коммуникативных способностей.

Задания к исследованию

Задание №1. Выполните психологические тесты.

  • « Приятный ли вы собеседник»;

  • «Потребность в общении»;

  • «Определение уровня общительности». <\p>

Обработайте результаты тестов. Полученную информацию представьте в виде резюме (выводов). Старайтесь отвечать на вопросы тестов и опросников как можно правдиво это приблизит результаты опроса к реальности.

Тест«Приятныйливы собеседник»

Инструкция

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

  1. Вы больше любите слушать, чем говорить?

  2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

  3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

  4. Любите ли вы давать советы?

  5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

  6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

  7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

  8. Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?

  9. Вы любите быть в центре внимания?

  10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточными знаниями?

  11. Вы оратор хороший?

Обработка результатов. <\p>

Если вы ответили положительно («да») на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете зачислить себе по одному баллу за каждый из них.

От 1 до 3 баллов – трудно сказать: то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать. Но факт остается фактом: общаться с вами не всегда приятно, а порой даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

От 4 до 8 баллов – вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

От 9 до 11 баллов – вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?

Тест «Потребность в общении»

Источник: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-predmetu-psihologiya-obscheniya-1017229.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector