Причины и лечение церебрастенического синдрома у детей

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей – неспецифический неврологический симптомокомплекс, обусловленный незрелостью, задержкой развития центральных механизмов нервной регуляции.

Проявляется астенией: повышенной утомляемостью, истощаемостью психической и физической активности, сонливостью, снижением концентрации внимания, раздражительностью, головной болью.

Диагностика основана на клинико-неврологическом обследовании, дополняется инструментальными исследованиями головного мозга, психологическим тестированием, лабораторными анализами. Лечение комплексное, включает прием медикаментов, физиотерапию и психокоррекцию.

Слово «церебрастенический» в дословном переводе означает «слабость, бессилие головного мозга». Синонимичные названия синдрома – церебрастения, астения, астенический синдром, астеническое состояние. Распространенность среди детей составляет 3%.

Обратите внимание

Поскольку основной характеристикой церебрастении является нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, синдром чаще диагностируется в стрессовые периоды жизни ребенка – при поступлении в детский сад, школу. Эпидемиологические пики определяются в возрасте 3-4 и 6-7 лет.

Симптоматика более выражена в межсезонье – весной, осенью. Гендерные и географические факторы не влияют на распространенность патологии.

Церебрастения развивается при органическом поражении головного мозга. Причинами синдрома могут стать:

  • Осложнения беременности. Негативное влияние на ЦНС плода оказывает тяжелый токсикоз, гипоксия, резус-конфликт, интоксикации, внутриутробные инфекции. Высокий риск церебрастении существует при воздействии вредных факторов на поздних сроках гестации.
  • Осложнённые роды. Повреждения возникают при асфиксии, кровопотерях, травмах натального периода. Проявляются ишемическими, гипоксическими нарушениями, вертебрально-базилярной недостаточностью.
  • Нейроинфекции. Поражение центральной нервной системы наблюдается при менингитах, энцефалитах, полиомиелитах, миелитах. Астения развивается как симптом, долгое время сохраняется после выздоровления.
  • Черепно-мозговые травмы. Астенические нарушения определяются у 88% детей в отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность зависит от тяжести и давности травмы.
  • Соматические заболевания. Симптомы отмечаются при недостаточности церебрального кровообращения. Причиной являются патологии сердечно-сосудистой системы, гиповолемия (уменьшение объема крови), гипоксемия (снижение кислорода в крови) на фоне заболеваний почек, шоковых и других тяжелых состояний.
  • Стрессовые факторы. Неожиданная интенсивная нагрузка на организм может стать пусковым механизмом церебрастенического синдрома. Симптомы возникают после длительного эмоционального напряжения или потрясения, в период возрастного физиологического криза, при нарушении дневного режима, частой смене часовых поясов.

Церебрастенический синдром развивается на фоне гипоксических, ишемических, инфекционных, травматических поражений головного мозга. Основные проявления – слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, головные боли – возникают из-за недостаточного поступления кислорода к тканям, снижения скорости нервной передачи, появления патологических очагов.

Неврологическая рассеянная микросимптоматика объясняется повышенным внутричерепным давлением, легкими нарушениями ликвородинамики, изменениями электрической активности мозга по резидуально-органическому типу. Церебрастении свойственно регредиентное течение, редукция клинических проявлений.

Возможны периоды декомпенсации, провоцируемые соматическими заболеваниями, стрессовыми ситуациями, возрастными кризисами.

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, вегетативными дисфункциями. Груднички беспокойны, часто плачут, много спят днем, бодрствуют ночью. Аппетит сниженный, набор веса медленный, определяется общее отставание в развитии.

У детей раннего возраста снижен интерес к игрушкам. Они не любят подвижные игры, плохо адаптируются к незнакомой обстановке. При духоте, жаре, холоде, резких звуках самочувствие ухудшается, ребенок просится на руки, капризничает.

Не любит поездки, катание на аттракционах, качелях.

Дети дошкольного возраста тревожны, имеют страхи (темноты, чудовищ, высоты). Частыми симптомами являются ночной энурез, метеозависимость, повышенная потливость или зябкость.

Эмоции лабильны, неустойчивы – пациенты легко расстраиваются, плачут, гневаются, быстро успокаиваются. Редко принимают участие в играх, недостаточно любознательны.

Важно

Стрессовые ситуации приводят к функциональным физиологическим нарушениям – рвоте, поносу, учащенному сердцебиению, головокружениям.

У школьников сохраняются симптомы физического недомогания, более отчетливо выступают признаки когнитивного дефицита. Отмечается невнимательность, сниженная устойчивость внимания, неспособность запоминать учебный материал.

На уроках письма ребенок пропускает буквы, меняет их местами, не успевает записывать под диктовку, переспрашивает. При устных ответах с трудом выстраивает монолог, долго подбирает нужные слова, вспоминает информацию.

Заметна суточная динамика работоспособности: уроки с утра даются гораздо легче, к вечеру наступает истощение.

Церебрастенический синдром у детей приводит к отставанию в физическом и психическом развитии. Младенцы, дети 1-3 лет позже осваивают двигательные и бытовые навыки, речь. Дошкольникам, школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость.

Осложнения эмоциональной сферы – повышенная тревожность, депрессия, страхи, фобии. В тяжелых случаях необходимо обучение на дому либо в специальных учебных учреждениях для соматически ослабленных детей.

У подростков на базе астенического синдрома формируется органическое расстройство личности.

Диагностика церебрастенического синдрома включает клинические, физикальные, инструментальные и лабораторные методы. Необходимость широкого обследования объясняется неспецифичностью симптомов – должны быть исключены иммунологические, инфекционные, гематологические и другие заболевания. Применяются следующие методы:

  • Клинический. Подробный опрос, сбор анамнеза, катамнеза проводится терапевтом, неврологом, психиатром. Каждый специалист выстраивает беседу в соответствии с предполагаемыми диагнозами, назначает дополнительные объективные обследования.
  • Физикальный. Врач-терапевт выполняет общий осмотр, при жалобах на работу внутренних органов оценивает работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. Невролог проверяет сформированность, симметрию, адекватность рефлексов, реакции на свет и звук, выявляет отставания в развитии.
  • Психодиагностический. Психолог использует методы исследования когнитивных функций – внимания, памяти, мышления. Для церебрастении характерно снижение аттентивно-мнестических процессов, быстрая истощаемость, проявляющаяся ухудшением показателей от начала к концу обследования.
  • Инструментальный. Выполняется ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, УЗДГ головы и шеи. При астеническом синдроме определяется сосудистая неполноценность, отклонение значений биоэлектрического потенциала, дисбаланс нервных импульсов.
  • Лабораторный. Назначается общий и биохимический анализ крови. По результатам исключаются инфекции, анемии, сахарный диабет и иные заболевания, способные вызвать слабость, утомляемость, головокружения.

Лечение церебрастении у детей – комплексное мероприятие. Методы терапии подбираются индивидуально с учетом возраста и выраженности клинических проявлений. Общая схема выглядит следующим образом:

  • Прием медикаментов. Назначаются лекарства, улучшающие кровоснабжение и метаболические процессы головного мозга, снимающие нервное напряжение, нормализующие режим сна-бодрствования. Показаны ноотропы, антиангинальные препараты, витамины группы B, аминокислоты (метионин, лецитин, глицин, глутамин).
  • Физиотерапия. Лечебный массаж, бальнеотерапия улучшают кровообращение, способствуют нервно-мышечному расслаблению. УВЧ, светотерапия повышают проницаемость сосудов, стимулируют кровообращение, обменные процессы.
  • Психокоррекция. Детям старше 4-5 лет показаны занятия с психологом, психотерапевтом. Коррекция направлена на развитие познавательных функций, восстановление эмоциональной уравновешенности.

При правильной медицинской и психолого-педагогической помощи прогноз церебрастенического синдрома у детей благоприятный. Клинические проявления становятся менее выраженными, к подростковому возрасту исчезают.

Для предупреждения развития синдрома и его обострений необходимо тщательно следить за самочувствием ребенка: на ранних этапах выявлять повышенную утомляемость, определять причину дневной сонливости, головных болей, школьной неуспеваемости. Важно создать в семье благоприятную, спокойную обстановку, избегать конфликтов, ссор.

Стоит придерживаться правильного режима дня: обеспечивать ребенку полноценный сон ночью (не менее 8 часов), до 6-8-летнего возраста – дневной сон, чередовать периоды умственного и физического труда, ежедневно гулять на свежем воздухе.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/cerebranic-syndrome

Церебрастенический синдром (ЦАС) у детей и взрослых: причины, признаки, как лечить

Содержание:

Церебрастенический синдром (ЦАС, церебрастения) представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий разнообразные психоэмоциональные отклонения, нарушения в поведении, сниженные умственную трудоспособность и способность к обучению. Пациенты с церебрастеническим синдромом обычно наблюдаются у невролога.

Среди больных с диагнозом ЦАС преобладают дети. Это не случайно, ведь детский мозг очень подвержен неблагоприятным воздействиям не только в первые годы жизни, но и на этапе формирования нервной системы во время внутриутробного развития.

В основе церебральной астении лежит органическое поражение головного мозга, а проявления его могут быть настолько разнообразны, что не всегда точный диагноз ставится вовремя. Взрослые списывают его проявления на усталость, возраст, перенесенные в прошлом травмы или инфекции, не придавая должного внимания прогрессированию патологии.

Особой настороженности заслуживает это состояние в педиатрии. Дети, страдающие легкими формами церебрастенического синдрома, испытывают трудности с обучением, непослушны, капризны, но родители могут не придавать большого значения этим симптомам в надежде, что ребенок все «перерастет».

При церебрастении больные нуждаются не только в соответствующем лечении, но и особом образе жизни, отношении близких и друзей, понимании со стороны педагогов. В этой связи своевременная диагностика ЦАС и информирование родственников об особенностях патологии приобретают большой смысл.

Причины церебральной астении

Причиной церебрастенического синдрома выступают состояния, которые приводят к структурным (органическим) изменениям в мозговой ткани. Среди них наибольшее значение имеют:

  • Внутриутробная гипоксия плода на фоне патологического течения беременности и родов, внутриутробного инфицирования;
  • Родовые травмы с асфиксией новорожденного;
  • Недоношенность;
  • Прием беременной некоторых лекарств;
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит);
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Хирургические операции, особенно, у детей;
  • Атеросклероз.

Основным фактором риска развития ЦАС считают патологию беременности и родов, когда очень хрупкая и чувствительная нервная ткань мозга подвергается действию гипоксии. Недостаток кислорода вызывает не только нарушение созревания структур мозга, но и повреждения отдельных его элементов. Не случайно церебральная астения чаще всего диагностируется у малышей и детей школьного возраста.

Черепно-мозговые травмы, особенно ушибы мозга, не проходят бесследно. Их последствия в виде церебральной астении могут проявиться даже спустя несколько лет. Для детей травмы несомненно более опасны, чем для взрослых людей, но высокие компенсаторные возможности нервной ткани позволяют не только предупредить, но и эффективно лечить все проявления астении.

Особый фактор риска – хирургическая операция, во время которой мозг испытывает гипоксию и нарушение трофики. Усугубляют ситуацию гипотония, послеоперационные кровотечения, нарушения электролитного обмена. Не последнюю роль играет и необходимость проведения общего наркоза, препараты для которого могут оказывать негативное влияние на головной мозг.

Проявления церебральной астении

Типичным проявлением ЦАС считают так называемую «раздражительную слабость», когда снижение функциональной активности мозга сочетается с раздражительностью и другими психоэмоциональными сдвигами.

На начальных этапах признаки ЦАС сводятся к повышенной утомляемости, некоторой апатии, сонливости, желанию чаще отдыхать, поэтому легко могут быть приняты взрослым больным за переутомление или результат частых стрессов. На фоне постоянного чувства усталости присоединяется раздражительность, которая истощает больного и заставляет обращаться за помощью.

По мере прогрессирования мозговой дисфункции среди симптомов появляются:

  • Снижение памяти, способности концентрировать внимание;
  • Сниженная способность к обучению;
  • Сильная утомляемость даже при незначительной умственной или физической активности;
  • Расстройства сна – бессонница или, наоборот, сонливость;
  • Головные боли, тошнота;
  • Метеочувствительность, плохая переносимость жары;
  • Рассеянность, неусидчивость у детей;
  • Эмоциональная нестабильность.

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей проявляется нарушением в общем развитии, в интеллектуальной сфере и поведении.

При ЦАС вследствие внутриутробной гипоксии и патологии родов признаки поражения мозга заметны уже после рождения: малыш беспокоен, плохо спит, отстает в развитии, возможно нарушение аппетита.

По мере роста присоединяются другие изменения – нарушается умственное развитие, происходит дезадаптация в коллективе.

Совет

Стоит отметить, что изначально интеллект у такого ребенка может быть достаточным, но в силу неспособности сконцентрироваться на обучении, невозможности запомнить даже небольшой объем информации маленькие пациенты нередко отстают в развитии от сверстников.

Дети с ЦАС отвлекаются, неусидчивы, могут заниматься одним делом около 15-20 минут, после чего чувствуют сильную усталость. Быстрая утомляемость может быть причиной того, что ребенку невозможно будет длительно находиться в коллективе сверстников, «выседеть» весь урок. При обучении больные делают ошибки при письме, путают и пропускают буквы, плохо воспроизводят прочитанное.

Читайте также:  Основные техники конструктивного общения и взаимодействия

Наряду с быстрой интеллектуальной истощаемостью, при церебральной астении всегда присутствует психический компонент. Больные склонны к немотивированной агрессии, вспышкам гнева, раздражительны, при этом страдают сниженной критикой к происходящему и себе. Дети мучаются различными страхами, энурезом, могут испытывать чувство постоянного беспокойства, вероятны неврозы и заикание.

Возможно наличие вегегативной симптоматики в виде нарушения деятельности пищеварительной системы, потливости, колебаний артериального давления. Поездка в транспорте или необходимость нахождения в душном или жарком помещении становятся настоящей пыткой, а на любое изменение погоды ребенок реагирует обострением симптоматики и ухудшением самочувствия.

При церебральной астении дети очень чувствительны к окружающим условиям. Так, они остро реагируют на яркий свет, громкие звуки, различный шум, поэтому родители должны быть осведомлены о таких проявлениях патологии, чтобы создать максимально комфортные условия для ребенка.

При черепно-мозговых травмах или инфекционной природе церебральной астении, признаки патологии появляются не сразу, а постепенно, после перенесенного причинного заболевания. Это требует постоянного динамического наблюдения за растущим ребенком.

Церебрастенический синдром у взрослых чаще всего появляется после перенесенных травм или воспалительных процессов головного мозга. Возможны его признаки после инсультов – кровоизлияний и инфарктов мозга, на фоне выраженного атеросклероза, приводящего к сильной гипоксии. В последнем случае обычно преобладает диагноз дисциркуляторной дистонии.

Проявления ЦАС у взрослых сводятся к когнитивным нарушениям. Больной не в состоянии заниматься привычными видами деятельности, требующими концентрации внимания, плохо запоминает и воспроизводит простейшую информацию.

Даже чтение книг может вызвать трудности и быструю утомляемость. Церебральной астении сопутствует постоянное чувство усталости, желание отдохнуть, поспать. Уже к обеду пациент очень утомлен и не в состоянии работать.

Снижение интеллектуальных способностей сопровождается апатией, раздражительностью, частыми сменами настроения. Нередки вегетативные расстройства в виде колебаний давления, потливости, плохой переносимости высоких температур, духоты, яркого света и шума. Больные испытывают головные боли, возможна бессонница.

Посттравматический ЦАС имеет некоторые особенности. Так, пациенты после черепно-мозговой травмы более склонны к поведенческим реакциям, выражающимся в агрессии, немотивированных поступках, повышенной возбудимости. Они очень сильно реагируют на внешние раздражители – яркий свет, громкий звук.

После перенесенной травмы пациент долго помнит пережитые им страдания, склонен к постоянной тревоге и беспричинному беспокойству, нарушениям сна и переживаниям.

Обратите внимание

Признаки церебральной астении могут возникнуть не сразу, а через несколько недель или месяцев после травмы, поэтому весь период выздоровления больной должен находиться под наблюдением.

Большое значение имеет помощь и внимание со стороны родных и близких, которые могут сделать адаптацию к привычной жизни более комфортной.

По течению церебрастенические расстройства могут быть явными или скрытыми. Скрытый ЦАС представляет собой более опасный вариант.

При явной форме все его симптомы хорошо выражены, поэтому такой пациент не остается без внимания специалистов, в то время как скрытое течение патологии нередко приводит к поздней диагностике, а больной длительное время пытается бороться с недугом самостоятельно, принимая его за стресс и переутомление.

Лечение церебральной астении

Перед началом терапии пациент с подозрением на церебральную астению проходит детальное обследование, включающее оценку жалоб и симптомов, проведение МРТ, КТ головного мозга, УЗИ сосудов, электроэнцефалографию и т. д., в зависимости от причин заболевания.

Медикаментозная терапия направлена на улучшение функции головного мозга и состоит в назначении ноотропных, сосудистых препаратов, витаминов и микроэлементов:

  • Фезам, ноотропил, ницерголин, препараты, содержащие экстракт Гинкго билоба улучшают кровообращение в мозге, нормализуют обменные процессы, способствуя восстановлению памяти, улучшению общего эмоционального фона;
  • Антидепрессанты и успокоительные средства – показаны при апатии, склонности к депрессии, выраженной раздражительности;
  • Витаминные комплексы, содержащие витамины группы В, микроэлементы (магний, кальций) – улучшают трофику и ускоряют восстановление после перенесенной гипоксии;
  • При бессоннице показаны снотворные препараты.

Для любителей народной медицины тоже есть средства, помогающие снять некоторые симптомы. Так, не лишними будут настои из травы мелиссы, валерианы, пустырника. Эти травы обладают хорошим успокоительным эффектом и безопасны для большинства взрослых пациентов, а при желании их дать детям лучше все же проконсультироваться у врача.

Популярностью пользуются физиотерапевтические процедуры, позволяющие больному расслабиться, снять нервное перенапряжение. Возможен массаж, иглорефлексотерапия. Снизить возбудимость хорошо помогают все виды водных процедур – ванны с минералами, плавание, душ-массаж и т. д.

В комплексной терапии ЦАС есть место и лечебной физкультуре. Упражнения позволяют пациенту отвлечься от переживаний и тягостных мыслей, улучшают кровообращение, повышают общий тонус. Возможны как групповые, так и индивидуальные занятия. Важно, чтобы упражнения не вызывали переутомление и сильную усталость, поскольку пациент может вновь почувствовать слабость и впасть в апатию.

Больным церебральной астенией нужно соблюдать режим, больше гулять на свежем воздухе, избегать переутомлений и сильных нагрузок, постепенно увеличивая их объем по мере выздоровления. Лучше исключить поездки в транспорте, громкие звуки и яркий свет.

Дети, страдающие церебральной астенией, должны наблюдаться у невролога и проходить медикаментозное лечение. Во всех случаях, когда нарушена адаптация в коллективе или обучение в школе, требуется помощь психолога и специальная коррекционная программа обучения. Возможно, такого ребенка направят в специализированное учебное заведение, где работают подготовленные специалисты.

Родители ребенка, страдающего ЦАС, должны всячески поддерживать его, помогать, ободрять при успехах, но не стоит ругать малыша при неудачах. Важно создать у ребенка веру в собственные силы и положительный результат от любого вида деятельности. Особая группа пациентов – школьники.

Они очень ранимы, плохо воспринимают неудачи, в то время как учитель может «записать» такого ученика в ряды двоечников и лоботрясов.

Неуспеваемость по всем предметам должна настораживать родителей уже в начальных классах, поскольку своевременное лечение и специальная программа обучения могут помочь правильному развитию в дальнейшем.

Важно

Когда юноша, страдающий церебральной астенией, заканчивает школу, у родителей возникает закономерный вопрос: что будет со службой в армии.

По-хорошему армия и ЦАС – вещи несовместимые, так как изменение режима, строгие рамки, риск травмирования головы, большие физические нагрузки могут значительно усугубить состояние.

Вопрос отстранения от службы в армии решает комиссия врачей и всегда – в пользу больного.

Прогноз при ЦАС в целом неплохой. Своевременно принятые меры и постоянное наблюдение позволяют восстановить эмоциональный фон, умственные способности, память. Большинство пациентов адаптируются к жизни в социуме, возвращаются к работе, обучаются в школе.

Перейти в раздел:

  • Заболевания мозга и сосудов головы

Источник: https://sosudinfo.ru/golova-i-mozg/cerebrastenicheskij-sindrom/

Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

Церебрастения буквально переводится, как слабость, бессилие головного мозга. Это термин объединяет в себе комплекс неврологических симптомов, указывающих на нарушение мозговых функций. По статистике около 3% детей страдает от неприятных проявлений этого недуга.

Цереброастенический синдром у детей и взрослых не является отдельным заболеванием, а объединяет комплекс неврологических проблем, не указывая на их происхождение. Для правильного лечения данного состояния врач определяет причину, вызвавшую расстройство работы мозга у ребёнка.

В детском возрасте проявления синдрома чаще всего возникает на фоне органического поражения нервной системы во время беременности и родов.

Причём на здоровье ребёнка сказываются множество факторов: особенности течения беременности, затруднения во время родов, приведшие к нарушению состояния малыша.

Мозг крохи очень чувствителен к недостатку кислорода, а проявления патологии нередко возникают при хронической гипоксии во время внутриутробного развития плода.

К резкому кислородному голоданию часто приводят экстренные ситуации, например: отслойка плаценты, затягивание петель, узлов пуповины во время родов, задержка головки в родовом канале женщины. В таком случае возникает резкий недостаток кислорода, повышается проницаемость сосудов, возникает ацидоз и отёк головного мозга у ребёнка.

Поражения центральной нервной системы нередко возникают на фоне заболеваний плода и новорождённого. Например, при  тяжелом течении резус-конфликта образовавшиеся в организме матери антитела, губительно действуют на клетки крови ребёнка, вызывают гемолитическую желтуху новорождённых и токсические повреждения головного мозга.

Совет

Негативно сказываются на развитии малыша перенесённые, внутриутробно, инфекционные заболевания. В случаях, когда инфицирование произошло на ранних сроках внутриутробного развития плода, беременность часто заканчивается самоабортом. Если же болезнь поразила плод во II или III триместре, малыш рождается с признаками инфекционного поражения внутренних органов, в том числе и головного мозга.

Способности к восстановлению нервной системы малыша достаточно велики. Многие дети, имеющие проблемы со здоровьем в перинатальный период, быстро выздоравливают и не имеют видимых нарушений.

Но врачи-невропатологи советуют родителям обращать повышенное внимание к здоровью детей из этой группы.

При воздействии неблагоприятных факторов, перемене обстановки, повышении психоэмоциональной и физической нагрузки, возможно появление отдалённых неврологических отклонений в виде церебрастенического синдрома, трудностей поведения и обучения.

Клинические проявления церебрастенического синдрома могут возникать в случаях инфекционного поражения центральной нервной системы. После перенесённого менингита, энцефалита ещё длительное время сохраняются неприятные симптомы.

Возбудители воспаления головного мозга могут быть различными – бактерии, вирусы, грибы.

Интересно, что одни и те же микроорганизмы (пневмонийный стрептококк и нейссерия, вирусы гриппа, герпеса, энетровирусы) способны вызывать у разных детей различные проявления, от незначительных инфекционных проявлений до тяжёлых менингитов, энцефалитов. На течении инфекции и развитии осложнений сказываются много факторов: особенности иммунитета, полученные ранее травмы, соматические заболевания.

По статистике 88% детей, перенёсших ЧМТ, имеют отдалённые неврологические последствия в будущем. На выраженность посттравматических осложнений влияет вид патологии и степень её тяжести.

Самые тяжёлые последствия ЧМТ наблюдаются при травмах головы у детей раннего возраста. Из-за возрастных особенностей мозг крохи более уязвим, а отдалённые проявления поражения выражены сильнее.

Недостаточное поступление кислорода к нервным клеткам головного мозга может происходить при поражении различных органов. На фоне тяжёлых инфекций, шоковых состояний, значительном нарушении кровообращения при болезнях сердца и почек, снижается концентрация кислорода в крови. Поскольку нервная ткань очень чувствительна к гипоксии, её последствия ещё длительное время наблюдаются у ребёнка.

Стресс

Дети, имеющие факторы риска развития церебрастенического синдрома, могут долгое время не испытывать никаких проблем со здоровьем. Ситуация резко меняется, когда повышается нагрузка на организм.

Такие стрессовые факторы, как эмоциональное потрясение, интенсивная физическая и умственная нагрузка, возрастной кризис могут стать пусковым механизмом в развитии неврологического синдрома.

Груднички с неврологическим синдромом отличаются от своих сверстников повышенным беспокойством. Такие крохи более плаксивые, даже малейшее изменение привычного уклада жизни вызывает у них много эмоций, нарушение аппетита и сна. Ребята могут чрезмерно реагировать на громкие звуки и яркий свет. Нередко режим таких малышей необычный, они с удовольствием спят днём и бодрствуют ночью.

Читайте также:  Что говорит почерк и личная подпись о характере человека?

Признаки церебрастении в раннем детском возрасте

Крохи до 3-х лет могут отставать в наборе массы тела и физическом развитии от своих ровесников. Они не любят активные игры, даже небольшие нагрузки приводят к быстрой утомляемости и ухудшению самочувствия.

Нередко такие дети выглядят сонными, вялыми, не проявляют интерес к игрушкам, другим детям. Ребята могут отставать в интеллектуальном, речевом развитии, но такие задержки обычно умеренные и легко корригируются.

Одним из признаков неврологических отклонений у ребёнка является «морская болезнь», дети тяжело переносят поездки, а катание на качелях может вызывать рвоту и головокружение. Ухудшается самочувствие крохи при низких и высоких температурах, особенно плохо малыш переносит жару. Вегетативные дисфункции являются причиной нарушения терморегуляции, потливости и зябкости крохи.

Обратите внимание

В связи с низкой способностью адаптироваться к новым условиям, первые трудности возникают, когда малыша отдают в детский сад. Новые условия и повышенная психоэмоциональная нагрузка сказывается на самочувствии крохи, возникают новые проявления синдрома.

Повышенная тревожность перерастает в страхи, ночные кошмары, энурез. Этих детей легко вывести из равновесия, но успокаиваются они тоже быстро. Значительный стресс приводит к физиологическим нарушениям – возникает тошнота, рвота, головокружение, учащается сердцебиение.

Проявления недуга в школьном возрасте

С момента поступления малыша в школьное заведение на первый план выходят проблемы со способностью концентрации внимания. Такие дети быстро устают и требуют более частой смены деятельности, продолжительных периодов отдыха.

Тяжело даётся малышам чтение, запоминание материала, письмо под диктовку, пересказ услышанной информации. Работоспособность ребёнка значительно выше в утренние часы.

К вечеру у малыша накапливается усталость и возникает эмоциональное истощение.

Головные боли, головокружение, сопровождающиеся тошнотой и рвотой – частая жалоба, с которой дети обращаются к врачу.

Проявления и выраженность симптомов недуга у разных детей может отличаться. Для постановки этого диагноза не обязательно наличие всех перечисленных типичных симптомов у малыша. К тому же недуг имеет несколько вариантов течения.

На первый план в клинической картине заболевания выходят заторможенность, вялость малыша, низкий интерес к обучению. Такие дети кроме проблем с обучением отличаются эмоциональной лабильностью, слабостью и ранимостью.

Астеногипердинамический вариант

В данном случае нарушение поведения у малышей выражается чрезмерной активностью, взвинченностью. Такие дети склонные проявлять агрессию, быстро впадать в ярость, когда их мнение расходится с окружающими. Затруднения в обучении связаны с эмоциональной лабильностью, непоседливостью, неспособностью малыша длительно концентрироваться на выполняемой работе.

Астенодистимический, смешанный тип

В случае развития церебрастении смешанного типа наблюдается сочетание признаков других видов заболевания. Такие малыши склонны к перепадам настроения, эмоциональной несдержанности.

В клинической картине нередко преобладают вегетативные проявления: потливость, зябкость, низкая способность к адаптации, метеозависимость.

Общие симптомы выражаются в головокружении, головной боли, проблемами с работой органов пищеварения.

Для синдрома церебрастении характерно длительное, рецидивирующее течение. После лечения в период обострения, состояние крохи значительно улучшается, а симптомы становятся менее выраженными или исчезают вовсе. Но при неблагоприятных условиях (повышенная умственная и физическая нагрузка, недосыпание, стресс) болезнь проявляется вновь.

Диагностика церебрастении включает себя комплексное обследование ребёнка, поскольку многообразие клинических проявлений может «маскировать» неврологический синдром под другие заболевания. В то же время стоит исключить соматические болезни, которые могут давать похожую симптоматику.

Применяются следующие методы:

Сбор анамнеза

Для постановки диагноза и назначения правильного лечения очень важно определить причину неврологических симптомов у ребёнка. При постановке предварительного диагноза врач руководствуется анамнезом жизни, жалобами пациента, особенностями течения заболевания. Доктор обращает внимание на перенесённые ребёнком заболевания, травмы, учитывает возраст, в который они появились.

Течение беременности и родов имеют значение не только для диагностики болезни у младенцев, но и у детей старшего возраста. Ведь отдалённые проявления перинатальных поражений головного мозга могут проявиться в любом возрасте.

Важно

При физикальном обследовании ребёнка оцениваются нарушения работы внутренних органов, связанные с церебрастенией. В большинстве случаев наблюдаются нарушения в работе пищеварительной и нервной системы, сердца и почек, поэтому ребёнок нуждается в консультации многих специалистов.

Врач-невропатолог оценивает симметричность и выраженность рефлексов, оценивает особенности развития ребёнка. Важная роль в постановке диагноза отводится психологу, который с помощью специальных тестов оценивает память, внимание, мышление ребёнка.

Лабораторная диагностика

Исследование крови, мочи не играет решающей роли в постановке диагноза, но помогает врачу исключить другие заболевания, способные вызывать подобные клинические проявления. Особое внимание уделяется обнаружению сахарного диабета, анемии, инфекций;

Инструментальные исследования

Более точно поставить диагноз помогут магнитно-резонансная томография, энцефалограмма, ультразвуковая диагностика сосудов, снабжающих мозг кровью. Эти исследования помогут выявить изменения в работе мозга, обнаружить причину заболевания.

5 признаков церебрастенического синдрома, по которым родители могут заподозрить заболевание у ребёнка

Дети с умеренно выраженной неврологической патологией часто страдают от непонимания родителей и сверстников.

Усложняется ситуация и тем, что заболевание проявляется в стрессовых для организма ребёнка, ситуациях, может возникнуть в любом возрасте.

Мамы и папы часто списывают особенности малыша на лень, нежелание учиться и ругают его, а проявления болезни только усугубляются. Родителям стоит обратиться к специалисту, если заметили следующие особенности у ребёнка:

  • во время занятий малыш быстро устаёт, требует отдыха (мамы замечают, что чем больше с ребёнком занимаются, тем меньше информации он способен воспринять);
  • во время урока кроха перевозбуждается, растормаживается или наоборот становится адинамичным;
  • нередко уставший малыш не обдумывает свои слова, его ответы могут выглядеть нелепо;
  • покраснение или побледнение кожного покрова при умеренном стрессе может говорить о вегетативных нарушениях;
  • самочувствие крохи значительно ухудшается при перемене погоды и в условиях высокой температуры воздуха.

Чтобы помочь крохе справится с неприятными проявлениями недуга, нужно подойти к комплексному лечению заболевания.

Приём лекарственных препаратов проводится курсами, врач-невропатолог следит за эффективностью проводимого лечения, корректирует его с учётом состояния ребёнка.

Стандартная схема терапии заболевания включает в себя применение антигипоксантов, некоторых аминокислот (глицин, лецитин, глутаминовая кислота), витаминов группы В, спазмолитиков (эуфиллин, папаверин), мочегонных и успокоительных средств, адаптогенов (настойка элеутерококка).

Для улучшения работы мозга используются ноотропные препараты (пантогам, церебролизин, кортексин, пирацетам). При расстройствах пищеварения назначают ферментотерапию (креон, мезим), гепатопротекторы (галстена, карсил).

Физиотерапия

Хороший лечебный эффект оказывает применение физиотерапии: лечебного массажа, электрофореза, УВЧ, свето- и бальнеотерапии. Для этих детей хорошо подходит плавание, посещение бассейна способствует нервно-мышечному расслаблению, улучшению общего состояния ребёнка.

Психокоррекция

Занятия с психологом, психотерапевтом научат малыша приспосабливаться к особенностям своего организма, помогут развить познавательные функции, улучшить память и мышление. Огромное значение в формировании правильного настроя играют отношения в семье, действия и поддержка родителей.

Советы для мам и пап

После посещения доктора и определения диагноза, родителям нужно постараться понять ребёнка и не списывать все его промахи на «трудный характер». То, что может казаться простым и очевидным для здорового малыша у детей с церебрастеническим синдромом вызывает совсем иные эмоции. Поэтому в воспитании ребёнка с церебрастеническим синдромом нужно придерживаться некоторых правил:

Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки, для младших детей желателен дневной сон.
Кроха должна отправляться в кровать и просыпаться в привычное время, даже на выходных, это уменьшит стрессирование нервной системы. Хорошо использовать в быту списки, графики, будильники для дисциплинирования ребёнка и планирования времени;

Постарайтесь создать благоприятную атмосферу в семье, не кричите и тем более не применяйте физических наказаний. Все проблемы должны решаться в форме диалога, стоит постараться найти подход и договориться с ребёнком;

  • поощрения лучше, чем наказания.

Организуйте быт так, чтобы за проделанную работу малыш получал поощрения, будь то похвала или время для игры, любимых занятий. Так вы уменьшите необходимость наказывать кроху за невыполненные задания;

  • ограничение времени за компьютером.

Длительный просмотр мультфильмов, игра в компьютерные игры перевозбуждают и истощают нервную систему. Время, проведенное за цифровыми устройствами, должно быть лимитировано, а предпочтение следует отдавать развивающим телепередачам;

Обсудите с ребёнком, чем кроха хотел бы заниматься в свободное время. Для хобби хорошо подойдёт плавание, шахматы, рисование. Обязательным условием должно быть, дозированность физической и умственной нагрузки, нельзя переутомлять ребёнка.

Прогноз и профилактика заболевания

При надлежащем лечении проявления церебрастенического синдрома у детей с возрастом уменьшаются, а к подростковому возрасту исчезают вовсе. Но если проблема вовремя не распознана и необходимые меры не предприняты, то данное расстройство может оказать существенное влияние на развитие личности малыша.

Плохая успеваемость в школе, конфликты среди сверстников формируют отрицательные черты характера, провоцируют неврозы. Такие дети более склонны к асоциальному поведению и развитию патологии личности.

Профилактические мероприятия должны начинаться ещё с момента планирования беременности. Будущей матери стоит внимательно следить за своим здоровьем, вовремя обращаться к врачу и лечить все патологические состояния. С момента рождения ребёнка родителям нужно следить за его развитием, профилактировать детский травматизм и своевременно лечить инфекционные заболевания.

Для детей с выставленным неврологическим диагнозом на первое место выходит профилактика повторных эпизодов болезни. В таких случаях большую роль играет рациональная медикаментозная и физиотерапия, психокоррекция, спокойная обстановка в семье.

Выводы

Церебрастенический синдром – не такое редкое заболевание, как принято считать.

Его неприятные симптомы нередко «маскируются» под различные болезни, а особенности поведения больных детей часто относят к плохому характеру и лености.

Родителям важно понимать, что причины поведенческих проблем у ребёнка связаны с неврологическими нарушениям. В таких ситуациях необходимо создать оптимальные условия для нормального психического развития крохи.

Справиться со сложностями помогут врачи и психологи, медикаментозная и физиотерапия. Но не стоит забывать, что огромное значение для гармоничного развития ребёнка имеют отношения и обстановка в семье, способность родителей решать конфликты и находить компромисс. Ведь именно с мам и пап малыш берёт пример, а его поведение зачастую отражает «погоду в доме».

Источник: https://kroha.info/health/disease/tserebrastenicheskij-sindrom

Церебрастенический синдром у детей – симптомы и лечение слабости головного мозга

Родители часто сталкиваются с появлением повышенной утомляемости у детей и связывают это с повышенной школьной нагрузкой, посещением нескольких кружков и секций. Однако за быстрой утомляемостью, усталостью может скрываться церебрастенический синдром – патология, затрагивающая нервную систему.

Церебрастенический синдром – что это?

Церебрастенический синдром у детей – сложный комплекс неврологических симптомов, связанный с незрелостью центральных механизмов, задержкой развития механизмов регуляции центральной нервной системы. Дословный перевод с латинского языка – «слабость головного мозга».

Основным признаком является постоянное чувство переутомления. В результате развития патологии у детей школьного возраста наблюдается снижение концентрации внимания, повышенная раздражительность, частые головные боли.

Читайте также:  О чем можно поговорить с девушкой по телефону первый раз?

Синдром чаще поражает детей, у взрослых он встречается в единичных случаях.

Церебрастенический синдром – причины

Заболевание может развиться у детей любого возраста, при этом причины его появления могут зависеть от возрастного фактора.

Так, у новорожденных церебрастенический синдром чаще провоцируется гипоксией – недостаточным поступлением кислорода в организм. Кислородное голодание может возникать еще на этапе внутриутробного развития.

Среди других возможных причин, провоцирующих церебрастенический синдром на ранней резидуальной основе:

  • инфицирование околоплодных вод;
  • прием беременной медикаментов.

У детей дошкольного и школьного возраста церебрастения, симптомы и лечение которой описаны ниже, может являться следствием травмы головного мозга.

Посттравматическая церебрастения развивается на фоне сотрясения головного мозга, травмы головы.

Спровоцировать изменения в работе головного мозга способны и инфекции: менингит, укус клеща тоже может рассматриваться среди причин церебрастенического синдрома. Риск развития патологии существует и у взрослых пациентов.

Церебрастенический синдром у детей – симптомы

Церебрастения у детей часто принимается за обычную усталость, что затрудняет процесс диагностики. Ребенок отвлекается, не способен усваивать большие объемы информации. Такие дети часто жалуются на слабость, сонливость в середине дня.

  1. Груднички беспокойны, часто плачут, длительное время спят днем, а ночью бодрствуют. Наблюдается снижение аппетита, что приводит к уменьшению массы тела малыша. Наблюдается отставание в психомоторном развитии. Малыши не проявляют интерес к игрушкам, подвижные игры им не по нраву.
  2. Дети дошкольного возраста тревожны, страдают от страхов. Среди возможных симптомов врачи называют ночной энурез, повышенную потливость, метеозависимость. Эмоциональный фон нестабилен: дети расстраиваются, часто плачут, злятся, но быстро успокаиваются. В совместных играх участие принимают редко, не любознательны. Стресс может провоцировать нарушения – понос, рвоту, головокружение, тахикардию.
  3. У ребят школьного возраста симптомы усталости, слабости сохраняются, однако на первый план выходит дефицит внимания. Дети неспособны запоминать предлагаемый учебный материал. В процессе письма ученики с таким синдромом нередко пропускают буквы или просто меняют их местами, не успевают писать под диктовку. В процессе устного ответа выстроить его удается с трудом: приходится подолгу подбирать слова, делать частые паузы. Наблюдается суточная динамика работоспособности: обучение в утренние часы дается легче, а после полудня наступает истощение.

Легкий церебрастенический синдром

В лёгкой степени церебрастения, симптомы которой указаны выше, проявляется в виде классической усталости. Дети жалуются на недомогание, слабость, головокружение. Наблюдается пассивность, отсутствие желания принимать участие в подвижных играх. Раздражительность, плаксивость, снижение памяти и работоспособности нередко расцениваются как первые проявления церебрастенического синдрома.

Церебральная астения в умеренной форме сопровождается снижением аппетита, медленным набором веса у грудничков. При резких звуках, на жаре или холоде состояние ребенка ухудшается. Малыш часто просится на руки, капризничает. Дети плохо переносят поездки, катание на аттракционах, качелях. В развитии наблюдается отставание от сверстников.

Выраженный церебрастенический синдром

Выраженный церебрастенический синдром у ребенка характеризуется апатией, развитием астении. Дети часто эмоционально неуравновешенны, раздражительны без особых причин. Заметно ухудшение памяти. Часто дети не могут воспроизвести информацию, услышанную несколько минут назад. Выраженной становится рассеянность. Это приводит к развитию неработоспособности.

Церебрастенический синдром у детей – лечение

После того как диагностируется церебрастенический синдром, лечение подбирается индивидуально. Терапия носит комплексный характер. Врачи учитывают возраст пациента, выраженность клинических проявлений. В целом терапия включает в себя такие меры:

  1. Прием медикаментов: ноотропов, витаминов группы В, аминокислоты (глицин, глутамин, лецитин, метионин).
  2. Физиотерапия – массаж, УВЧ, бальнеотерапия, светотерапия.
  3. Психокоррекция – занятия с психологом, психотерапевтом, восстановление эмоциональной уравновешенности.

Рекомендации родителям детей с церебрастеническим синдромом

Церебрастения – серьезная болезнь, требующая комплексного подхода. После постановки диагноза родители должны пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком и постараться понять его. То, что может показаться обычным для здоровых детей, у ребят с церебрастенией вызывать необычные эмоции.

Учитывая особенности ребенка, чтобы исключить церебрастенический синдром родители должны выполнять ряд рекомендаций:

  1. Продолжительность сна – не меньше 8 часов. Для малышей обязательным является дневной сон.
  2. Необходимо создать благоприятную атмосферу в семье. Следует избегать повышения голоса, наказаний ребенка. Возникающие проблемы нужно решать с помощью диалога.
  3. Разработайте систему поощрений. Врачи рекомендуют поощрять ребенка за выполнение просьб. Похвала помогает установить контакт, избежать наказаний за невыполнение просьб.
  4. Сократите время просмотра мультфильмов, игр на компьютере. Цифровые устройства напрягают нервную систему, истощая организм.
  5. Определите вместе с ребенком, чем он хотел бы заниматься в свободное время. Отличным вариантом будет плавание, рисование, шахматы. Необходимо дозировать физическую и умственную нагрузку, не переутомлять ребенка.

Схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально. Среди используемых лекарственных средств можно выделить следующие группы препаратов:

  • аминокислоты – глицин, лецитин, глутаминовая кислота;
  • витамины: В6, В12;
  • спазмолитики – Папаверин;
  • седативные средства – настойка элеутерококка.

При церебрастении Актовегин позволяет нормализовать кровообращение, улучшить работу головного мозга. С этой целью используют и ноотропные средства:

  • Пантогам;
  • Кортексин;
  • Церебролизин;
  • Пирацетам.

Церебрастенический синдром – влияние на выбор профессии

Выраженный церебрастенический синдром у подростка нередко вызывает проблемы с самоопределением, выбором будущей профессии.

К подростковому возрасту гиперактивность, которой характеризуется соматогенная церебрастения снижается, однако нарушение внимания сохраняется.

У отдельных ребят возникают нарушения поведения, агрессивность, которые отрицательно сказываются на успеваемости в школе. Усилия педагогов и родителей должны быть направлены комплексную коррекцию поведенческих реакций.

Источник: https://womanadvice.ru/cerebrastenicheskiy-sindrom-u-detey-simptomy-i-lechenie-slabosti-golovnogo-mozga

Церебрастенический синдром у детей: симптомы и лечение, профилактика заболевания, советы родителям

Ребёнок устаёт при занятиях в школе

Вследствие патологических процессов мозг ребенка с трудом справляется с ежедневными несложными задачами.

Когда церебрастенический синдром диагностируется у маленьких детей, он чаще всего связан со сложностями, возникшими во время его внутриутробного развития.

Если мать во время беременности принимала токсические препараты, болела серьезным инфекционным недугом или имели место различные патологии течения беременности и плод испытывал гипоксию, мозг младенца может быть поражен.

Однако данная патология не всегда выявляется в раннем возрасте, как правило, она обнаруживается и у детей младшего школьного возраста. Посещая детский сад, ребенок получает информацию в игровой форме и очень дозированно, поэтому, даже при наличии церебрастенического синдрома, он ее хорошо усваивает.

Внимание! Начальная школа – это очень большая нагрузка на ребенка – большой поток информации, новые знакомые, непривычная обстановка — адаптация и здорового ребенка проходит сложно, а для ребенка с церебрастеническим синдромом этот период может стать просто адом.

Причины

Как уже было сказано, причины обсуждаемого синдрома могут крыться в патологиях внутриутробного развития или же повреждения происходят при сложных родах (травмы, асфиксия).

Кроме того, причинами церебрастенического синдрома у детей могут быть следующие патологии:

  • Нейроинфекция – при полиомиелитах, энцефалитах, миелитах, менингитах. В этом случае астения является симптомом, и длительное время сохраняется уже после того, как основной недуг вылечен.
  • Черепно-мозговые травмы — выраженность симптомов зависит от сложности и давности полученной травмы.
  • Соматические патологии — чаще всего патология наблюдается при заболеваниях сердца и сосудов, проблемах с почками, шоковыми состояниями, а также при уменьшении объема крови или при снижении содержания кислорода в крови.
  • Стресс — дать толчок для развития патологии может внезапная нагрузка на организм, если ребенок длительное время находится в состоянии эмоционального напряжения, у него возрастной физиологический криз или произошла резкая смена часовых поясов, вполне возможно развитие данного синдрома.

Симптомы

Клиническая картина патологии различается в зависимости от возраста ребенка. Малыши грудного возраста отказываются от еды, становятся неспокойными, часто отстают в развитии от своих сверстников.

Дети младшего возраста могут быть раздражительными, и иметь беспричинные фобии. Школьники и подростки с трудом справляются со школьной программой и порой не в состоянии выучить даже несложный материал.

Симптомы схожи с астенией, точный диагноз может поставить только врач.

Внимание! Часто можно наблюдать пропуск букв в письме или замена их местами.

Прочие симптомы церебрастенического синдрома у детей:

  • невнимательность;
  • невозможность сосредоточиться;
  • плаксивость;
  • плохой сон;
  • судороги;
  • расстройство пищеварения.

Существует две формы детского церебрастенического синдрома – гипердинамическая и гиподинамическая. В первом случае у ребенка часто меняется настроение, он неуправляем и склонен к агрессии. Во втором – ребенок слаб, пуглив, у него наблюдается повышенная эмоциональная чувствительность.

Что делать, если ребенку поставлен диагноз

В первую очередь родители должны определить когда и при каких обстоятельствах ребенок становится беспокойным – во время еды, при общении со сверстниками, в школе и так далее. Далее следует найти логичные объяснения каждой проблемы, и постараться донести до ребенка их решение на личном опыте или на опыте героев фильмов или мультфильмов.

Очень важно наладить режим ребенка – он должен ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, и по возможности иметь четкий график расписания дел на предстоящие пару дней.

Совет

Когда ребенок достигает поставленной цели, его обязательно нужно поощрять. Каждый ребенок нуждается во внимании и любви родителей, а дети с церебрастеническим синдромом нуждаются в этом ещё больше.

Задача родителей помочь ребенку адаптироваться и предотвратить его желание изолироваться. В тяжелых случаях ребенку может потребоваться специализированная школа, где он будет чувствовать себе более спокойно.

Лечение

Таблетки — не выход. Для начала нужно определить причину.

При лечении церебрастенического синдрома у детей может потребоваться прием медикаментозных средств, которые направлены на устранение гипоксии и улучшение функционирования головного мозга.
Это могут быть:

  • ноотропные препараты – Аминолон, Пирацетам;
  • спазмолитики для ликвидации сосудистого спазма – Кавинтон, Дибазол;
  • адаптагены, которые повышают устойчивость к стрессам – экстракты жень-шеня, эхинацеи, алоэ.

Также назначаются физиотерапевтические процедуры – массаж, иглорефлексотерапия, ванны с минералами, леченая физкультура.

Прогнозы и профилактика заболевания

При грамотной психолого-педагогической поддержке и помощи, прогноз недуга благоприятный. К подростковому периоду клинические проявления становятся реже, и постепенно сходят на нет.

В качестве профилактики церебрастенического синдрома нужно внимательно следить за здоровьем и поведением ребенка. При выявлении головных болей, чрезмерной утомляемости, беспричинной сонливости или других симптомах, сразу же выяснять причины.

Очень важно создать в семье доброжелательную и спокойную обстановку, наладить режим дня, обеспечивать прогулки на свежем воздухе.

Если у вас всё ещё остались вопросы, посмотрите похожие статьи на нашем сайте, например про астенический синдром у детей или истерический невроз у детей.

Церебрастения не влияет на интеллект ребенка — отставание в развитии наблюдается из-за плохой способности запоминать и усваивать информацию, а также из-за нарушения концентрации внимания.

Данная патология – это вторичное заболевание, которое свидетельствует о неполадках в центральной нервной системе.

При комплексном подходе к терапии все функции успешно восстанавливаются, и ребенок возвращается к нормальной жизни.

Источник: https://psihiatr.me/nevroticheskie-rasstrojstva/nevrozy/astenicheskij-sindrom-nevrasteniya/tserebraastenicheskij-sindrom-y-detei.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector