Причины, классификация и степени олигофрении

Причины развития олигофрении и проявления заболевания на различных стадиях

Олигофренией называют слабоумие. Патология проявляется недостаточностью интеллекта,  недоразвитием психики и личности.

Стоит отметить, что дети с временной задержкой развития при соматических болезнях или недостаточном воспитании, не считаются олигофренами. Диагностика и стадии олигофрении основываются на соответствующей клинической картине.

По мнению многих специалистов, умственная отсталость выявляется у 3% населения во всем мире, из них 75% имеют легкую степень.

 Этиологический фактор

Причины возникновения олигофрении делят на:

  1. Наследственные.
  2. Внешнесредовые.
  3. Совокупные.

На сегодня выявлено более 300 наследственных болезней, которые сопровождаются олигофренией. Каждый пятый ребенок страдает тяжелыми формами умственной отсталости.

Доказано, что чем больше лишних Х-хромосом, тем тяжелее протекает патология. Среди всех наследственных форм отсталости известно более 80 разновидностей заболеваний с нарушением обмена веществ.

Тяжелые формы наследственного слабоумия встречаются у детей, родившихся в кровнородственном браке.

К внешнесредовым причинам возникновения умственной отсталости относят:

  • воздействие ионизирующей радиации;
  • алкогольная зависимость матери;
  • инфекционные и вирусные заболевания;
  • интоксикация;
  • нарушение плацентарного кровообращения;
  • сердечно-сосудистая недостаточность матери;
  • болезни печени и почек матери;
  • поздний токсикоз;
  • гормональные нарушения у беременной при эндокринных патологиях;
  • терратогенное действие некоторых лекарственных препаратов на плод;
  • иммунологическая несовместимость крови матери и плода;
  • родовая травма;
  • асфиксия во время родов.

Олигофрения после родов может развиться после нейроинфекций (менингит, энцефалит), тяжелые инфекционные болезни с длительным течением, травмы черепа.

Важно! Клиническая картина зависит не так от причины и интенсивности воздействия повреждающих факторов, как от развития плода в различные периоды.

Классификация олигофрении

Выделяют три степени олигофрении:

  1. Идиотия.
  2. Имбецильность.
  3. Дебильность.

Заболевание разделяют на 2 большие группы:

  1. Первичная (наследственные формы олигофрении).
  2. Вторичная.

Вторичная группа объединяет умственную отсталость, вызванную эндокринными нарушениями, травмами головного мозга, расстройствами питания, инфекционными болезнями и отравлениями. Все формы заболевания по происхождению подразделяют на 3 основные группы:

  1. Эндогенное происхождение: болезнь Дауна, микроцефалия; нарушение обмена веществ и развития костной системы и кожи.
  2. Развитие болезни во время беременности и после родов: травма, асфиксия, инфекционные заболевания.
  3. Эмбриопатия и фетопатия. Возникают при инфекционных болезнях матери (краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, сифилис). Могут быть по причины обменных нарушений в организме матери во время беременности или при несовместимости группы крови матери и ребенка.

Проявления олигофрении

Самой тяжелой считают болезнь в стадии идиотии. Пациенты беспомощны и нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Умственное развитие останавливается на возрасте, не превышающем трех лет. Речь у больных не развита, в ряде случаев ограничивается несколькими словами. Однако на интонацию пациенты способны реагировать.

Пациенты не владеют навыками осмысленных действий, не могут себя обслуживать. Без присмотра совершают однотипные движения или остаются неподвижными. Могут пребывать в постоянном психическом возбуждении.

Память в стадии идиотии выражена слабо или отсутствует. Нередко больные не узнают родственников. Эмоции проявляют только в состоянии удовольствия и неудовлетворения. Обычно выражают свое состояние примитивно. В стадии недовольства могут кричать, кусаться, царапаться или бить себя.

Обратите внимание

У больных появляются извращенные влечения. Они могут быть очень прожорливыми, кусают или сосут все, что им попадается под руку. К недоразвитию психики часто присоединяются физические пороки развития.

Олигофрения в степени имбецильности относится к патологиям средней тяжести.У таких пациентов речь и психические функции более развиты. Умственное развитие остается на уровне ребенка 3-7 лет. Поэтому элементарные действия самообслуживания при имбицильности больные совершать могут.

Речь при имбицильности примитивна. Имбицилы могут самостоятельно кушать, они способны сориентироваться в обычных бытовых ситуациях. Они могут усвоить некоторые элементарные знания, очень привязаны к близким, могут проявлять сочувствие и легко поддаются хорошим примерам.

Важно! Стоит учитывать, что при имбецильности больные склонны к внушению и асоциальному поведению.

Олигофрения в степени дебильности относится к легкой форме психического недоразвития. Таких пациентов обучают по специальной программе. Они могут овладеть некоторыми трудовыми навыками. Умственное развитие у больных останавливается на возрасте 12 лет.

По тяжести течения выделяют несколько степеней патологии:

  • легкая;
  • умеренная;
  • глубокая.

При олигофрении в стадии дебильности дети могут осваивать навыки речи. Поведение пациентов адекватное, проявляется самостоятельность.

Однако слабо выражено самообладание, проявляется необдуманность и импульсивность поступков.

В целом, при дебильности в легкой степени отставание в умственном развитии с возрастом становится менее заметно, если ребенок обучается в специальных школах. Такие дети могут приспособиться к различным условиям.

Вывод

Различные виды олигофрении и формы постоянно увеличиваются. В зависимости от тяжести поражения, больные либо могут приспособиться к жизни, либо остаются всю жизнь нетрудоспособными.

Такие пациенты нуждаются в постоянной опеке и надзоре. Умственную отсталость у детей можно предупредить, еще во время беременности матери.

Для этого женщины должны постоянно проходить скрининговое обследование и находиться под постоянным контролем акушера-гинеколога.

(2

Источник: https://golmozg.ru/deti/stadii-prichiny-oligofrenii.html

Классификации, признаки, степени и диагностика олигофрении

Болезни развития, которые связаны с различными нарушениями развития мозга, среди расстройств психики занимают отдельное место.

Все эти болезни объединены одним общим понятием — олигофрения.

Современные дефектологи называют этим термином все виды умственного слабоумия, демонстрирующие нарушения нормального развития, если они возникают до восемнадцатилетнего возраста.

Умственная отсталость (психическое недоразвитие)

Что такое умственная отсталость, было известно ещё в Древней Греции. Такое психическое недоразвитие греки называли олигофренией, что в переводе означает «малоумие».

Сегодня к олигофрениям относят целую группу заболеваний самой разной этиологии, основным признаком которых является общее психическое недоразвитие.

Такое недоразвитие психики вызывает интеллектуальную недостаточность и проявляется в виде синдрома непрогрессирующего слабоумия. Однако олигофрения характеризуется не только недостаточностью интеллекта.

Важно

Олигофрены также имеют ряд других симптомов, таких как недоразвитость эмоциональности, восприятия, моторики и внимания.

Таким образом, олигофрения любой степени являет собой состояние неполного либо задержанного психического развития, вследствие чего страдает уровень общего интеллекта.

Это состояние проявляется при созревании, отличается нарушением умственных, социальных, психомоторных и речевых способностей.

Олигофрения может развиваться как вместе с каким-то соматическим либо психическим расстройством, так и самостоятельно.

Олигофрения существенно отличается от приобретённого слабоумия взрослых людей, возникающего вследствие органических заболеваний мозга. Так, при слабоумии, возникающем у взрослых людей, происходит распад всех имеющихся свойств психики, а при заболевании олигофренией эти свойства просто не развиваются изначально.

Симптомы

Характерные симптомами являются общее недоразвитие психики, обязательно затрагивающее интеллект, моторику, эмоционально-волевую сферу, речь, а также саму личность.

Помимо низкого уровня интеллекта, олигофрения указывает на недоразвитость абстрактного и понятийного мышления, а также восприятия, памяти и внимания.

Олигофрены не могут отвлечься от конкретных второстепенных деталей, не умеют выделять значимые признаки, устанавливать смысловые связи, определять сходство.

Совет

Сравнения, и классификация предметов часто проводится по несущественным признакам, что указывает на несформированность общих представлений о понятиях и предметах, ограниченность словарного запаса, отсутствие эрудиции. Таким образом, одним из основных симптомов олигофрении является наличие только конкретного мышления при полном или частичном отсутствии абстрактного (это зависит от степени заболевания).

Для того чтобы определить к какой степени интеллектуальной недостаточности относится больной, сегодня широко используется шкала IQ (коэффициент интеллекта). Если средний IQ обычного человека составляет 100 баллов, то его границы при олигофрении колеблются в пределах от 0 до 70 баллов, в зависимости от её степени:

  • при дебильности — 51-70 баллов;
  • при имбецильности — 21-51 балл;
  • при идиотии — 0-20 баллов.

Несмотря на то, что уровень IQ при олигофрении обычно остаётся неизменным, вовремя начатая коррекция дебильности может привести к неплохим результатам.

Так, дебил вполне в состоянии нормально адаптироваться в обществе, выполнять несложную работу, самостоятельно обслуживать себя.

К сожалению, такие степени заболевания, как имбецильность и идиотия практически не поддаются коррекции. Во многом степени проявления болезни зависят от причин её развития.

Причины

Однозначно причины возникновения олигофрении невозможно определить в 30-40 процентах случаев. Современные исследователи считают, что олигофрения чаще всего возникает вследствие воздействия одной из трёх групп факторов:

  • Эндогенный (внутренний) фактор. Разные хромосомные патологии, наследственные синдромы, генетические метаболические нарушения. Причиной такой олигофрении могут стать синдромы Шерешевского-Тернера, Рубинштайна-Тейби, Клайнфельтера, а также болезнь Дауна, мукополисахаридоз, иные болезни нарушенного метаболизма;
  • Экзогенный (или внешний) фактор. Некоторые внутриутробные инфекции у беременных (такие как краснуха, эпидемический паротит, ветряная оспа), иммуноконфликт плода и матери, родовые и послеродовые черепномозговые травмы, наркомания, алкоголизм, иные вредные привычки матери;
  • Смешанный фактор. Самые тяжёлые степени олигофрении возникают вследствие одновременного воздействия сразу ряда негативных факторов.

Отдельно стоит упомянуть такие общеизвестные факты, что частой причиной олигофрении становятся близкородственные браки, возраст матери старше 40 лет.

Классификация и степени

Есть множество классификаций олигофрении, основанных на самых разных принципах. Самыми известными из них являются этиопатогенетическая, клинико-физиологическая, классификация олигофрении по МКБ-10.

Этиопатогенетическая — согласно ей, выделяют 3 группы:

  1. Олигофрения, вызванная поражением половых клеток родителей;
  2. Олигофрения, вызванная внутриутробным поражением эмбриона;
  3. Олигофрения, вызванная факторами, воздействующими на ребёнка при рождении либо в раннем детстве.

Использование классификации, в основе которой лежит клинико-физиологический принцип, позволяет врачам, дефектологам, логопедам и медицинским психологам осуществлять дифференцированную практическую работу, а также составлять индивидуальные абилитационные программы. Согласно этой классификации существует четыре формы олигофрении:

  1. Стеническая форма (уравновешенная и неуравновешенная);
  2. Астеническая форма (основная, брадипсихическая, дислалическая, диспрактическая, дисмнестическая);
  3. Дисфорическая форма;
  4. Атоническая форма (акатизическая, аспонтанно-апатическая, мориоподобная).

Международная классификация выглядит следующим образом:

  1. лёгкая отсталость интеллекта в степени дебильности;
  2. умеренная отсталость интеллекта (имбецильность лёгкой и средней степени);
  3. тяжёлая отсталость интеллекта (сильновыраженная имбецильность);
  4. глубокая отсталость интеллекта (идиотия).

Степени болезни

Согласно последней классификации, заболевание «олигофрения» делится на 3 общепризнанные группы, согласно степени тяжести недоразвития психики.

Степень дебильности — наиболее лёгкая степень заболевания. При дебильности человек может конкретно мыслить, но испытывает затруднения при попытках абстрагирования. Его обучение также затруднено.

Человек некритичен по отношению к своим возможностям. Олигофрения может проявляться различными степенями дебильности: лёгкой, умеренно выраженной, выраженной.

Чем сильнее выражена дебильность, тем ниже степень обучаемости и свойства памяти.

Имбецильность — это средняя степень олигофрении. Человек владеет речью, но он довольно косноязычен, имеет скудный словарный запас (всего несколько десятков). Имбецилы могут усваивать простейшие знания, заниматься самым элементарным трудом, сохранена способность к обслуживанию себя. Часто бывают агрессивны, имеют неконтролируемое половое влечение.

Идиотия — самая глубокая степень этой болезни. Мышление практически неразвито. Идиоты имеют запас слов не более 20, отличаются глубоким слабоумием. Они не понимают речь, обращённую к ним, ведут себя как младенцы. Навыки по самообслуживанию у них отсутствуют, поэтому идиот полностью зависит от человека, ухаживающего за ним.

Как проявляется в детском возрасте

Хотя олигофрения характеризуется стойкой психической недоразвитостью, соматически такие дети относятся к фактически здоровым.

В последнее время дефектологи избегают называть подобных детей олигофренами.

Олигофрения у детей всё чаще именуется корректными выражениями: её называют психической задержкой, врождённым слабоумием либо психической недостаточностью, а самих детей относят к умственно-отсталым.

Сильнее всего олигофрения у детей проявлена в эмоционально-волевой, а также в познавательной сфере. Она позволяет ребёнку развиваться, но делать он это может только атипично, замедленно и с яркими отклонениями. Для обучения такому ребёнку надо делать намного больше вариативных повторений, чем здоровым детям.

Признаки, указывающие на олигофрению у детей:

  • неспособность действовать по образцу либо словесной инструкции;
  • неситуативное понимание речи;
  • недоразвитие всех видов доступной деятельности (такой как игра, конструирование, рисование, бытовые навыки);
  • недостаточный интерес таких детей к окружающему миру;
  • отставание сенсорного развития, произвольного внимания;
  • задержка развития речи (иногда остаётся на уровне лепета);
  • у таких детей преобладает непроизвольное запоминание;
  • недоразвитость волевых процессов, общая безынициативность и апатичность;
  • эмоциональная инфантильность детей, крайнее проявление эмоций.

Отличительной особенностью таких детей также является то, что окружающая среда и семья могут как способствовать их интеллектуальному развитию, так и тормозить его.

Дети-олигофрены в стадии дебильности обучаемы, они часто посещают общеобразовательную школу, хотя лучше всего для них обучаться в «специальных классах». Таких детей можно научить читать, а многие из них способны закончить начальную школу, получить основные социальные навыки. Многие из детей в стадии дебильности могут выполнять простую работу, хотя нуждаются в постоянной поддержке и помощи.

Читайте также:  Изменяет ли вам жена: как узнать и проверить это?

Детей-имбецилов ошибочно считают «поддающимися тренировке» (т.е. механическому обучению определённым действиям). Однако это не так. Хотя они могут самостоятельно заботиться о себе, ориентироваться и передвигаться по дому, выполнять простейшую работу, но всё это возможно только под постоянным присмотром.

Обратите внимание

Дети-идиоты требуют тщательного ухода, очень часто они неспособны выполнить даже самые простейшие задания.

Образование и тренировка каких-либо навыков, как правило, не приносят им никакой пользы, они не способны самостоятельно заботиться о себе.

Задержка развития таких детей обычно сопровождается физическими дефектами и неврологическими нарушениями, поэтому в этом случае мы говорим о биологическом слабоумии.

Диагностирование

Диагностика всех видов олигофрении проводится методами выявления характерной симптоматики. При правильной постановке диагноза также необходимо определить и степень недостаточности интеллекта. Чем тяжелее форма олигофрении, тем на более ранних сроках её можно диагностировать.

В наше время олигофрении генетического типа диагностируются ещё задолго до рождения ребёнка. В таком случае матери могут предложить искусственно прервать беременность.

Олигофрения у детей самого раннего возраста диагностируется с помощью специального комплекса симптомов психического и физического отставания в развитии.

Она выражается в невозможности держать головку прямо, фиксировать свой взгляд, уверенно сидеть, поворачивать головку на источник звука, улыбаться в ответ на обращение.

Олигофрения у детей, вышедших из младенческого возраста, диагностируется по отсутствию интереса к окружающей среде, по недоразвитости психомоторики и речи. У детей-дошкольников легкая степень олигофрении часто проявляется в слабом речевом развитии, примитивных эмоциях, необучаемости, а также в неспособности обслуживать себя.

Есть 3 главных критерия, которые позволяют диагностировать у детей-школьников олигофрению:

  1. показатели IQ сильно отстают от средних показателей;
  2. нарушены самообслуживание, самоуправление и общее функционирование;
  3. эти симптомы проявились до 18 лет.

Диагностика уровня интеллекта должна основываться на всей возможной информации, в том числе и на адаптивном поведении, клинических данных, продуктивности психометрических тестов.

Помимо этого, должны приниматься во внимание возможные речевые нарушения и нарушения слуха, а также соматические факторы.

Обязательно должны использоваться при диагностике шкалы адаптации и социальной зрелости, а также сведения, полученные от родителей либо других лиц, осуществляющих уход. При невыполнении этих условий диагноз может быть поставлен только временно.

Важно

Диагностика олигофрении используется не только в работе дефектологов и криминальных психологов. Особенности симптоматики этого заболевания во многом напоминают симптомы раннего детского аутизма и детской шизофрении, что требует проведения тщательной психиатрической дифференциальной диагностики.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/intellekta/oligofreniya.html

Олигофрения

Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.<\p>

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% – умеренная, у 4% – тяжелая и у 1% – очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.<\p>

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.<\p>

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.<\p>

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).<\p>

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.<\p>

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.<\p>

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.<\p>

Совет

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.<\p>

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.<\p>

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.<\p>

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.<\p>

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).<\p>

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.<\p>

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.<\p>

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».<\p>

Обратите внимание

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.<\p>

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.<\p>

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.<\p>

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.<\p>

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.<\p>

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.<\p>

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.<\p>

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/oligophrenia

Олигофрения

Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека.

Термин «олигофрения» происходит от двух греческих слов  «oligos» (малый) и «phrēn» (разум), хотя более корректными считаются выражения «психическая задержка» или «психическая недостаточность».

Важно

В обиходе олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребёнка с задержкой умственного развития – отсталым.

Олигофрения, как отдельное заболевание, была классифицирована лишь в начале прошлого века. До этого времени общий собирательный термин «слабоумие» объединял пациентов как с врождённой болезнью, так и с приобретённым психическим недоразвитием, например, старческой деменцией.

Причины олигофрении

Существует три группы факторов, провоцирующих развитие заболевания:

Первый комплекс причин олигофрении имеет эндогенный (внутренний) характер.

Сюда относят все виды психического недоразвития, вызванного хромосомными патологиями, различными генетическими синдромами и наследственными специфическими нарушениями обмена веществ.

Причиной олигофрении данного типа могут послужить синдром Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Рубинстайна — Тейби, болезнь Дауна, разные типы мукополисахаридоза и другие  метаболические заболевания.

Второй комплекс причин олигофрении составляют факторы экзогенной, т.е. внешней, этиологии.

В данном случае общее психическое недоразвитие у больного могут вызвать внутриутробные инфекции во время беременности, иммуноконфликт крови мамы и ребёнка, родовые и послеродовые травмы черепа малыша, алкоголизм матери, наркомания и другие пагубные привычки, спровоцировавшие серьёзные нарушения в снабжении плода питательными веществами.

Комплекс причин олигофрении смешанной этиологии состоит из факторов как экзогенной, так и эндогенной природы. В результате совокупного воздействия на организм человека сразу нескольких неблагоприятных факторов развиваются самые тяжёлые формы олигофрении.

Формы олигофрении

Каждому комплексу причин олигофрении соответствует отдельная форма заболевания. Всего на сегодняшний момент принято различать 4 формы олигофрении:

I форма олигофрении – наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками родителей больного. К I форме олигофрении относят пациентов с болезнью Дауна, микроцефалией и психическим недоразвитием на фоне серьёзных патологий кожи и костей человека.

II форма олигофрении – различные виды эмбрио- и фетопатий. Ко II форме олигофрении причисляют виды психического недоразвития, вызванные внутриутробными факторами: вирусными, бактериальными или паразитарными инфекциями женщины во время беременности, гемолитическими болезнями плода.

Совет

III форма олигофрении – задержка психического развития у ребёнка, спровоцированная родовой травмой, гипоксией или асфиксией во время родов, а также перенесённым в возрасте до 3 лет энцефалитом, менингитом или серьёзной черепно-мозговой травмой.

И последняя VI форма олигофрении – тип психического недоразвития, вызванный прогрессированием основного врождённого заболевания, например, различных дефектов головного мозга или эндокринных патологий.

Степени олигофрении

В зависимости от выраженности умственного дефекта и коэффициента интеллекта больного различают 3 степени олигофрении:

Лёгкую умственную отсталость принято называть дебильностью. У больных с этой степенью олигофрении коэффициент интеллекта находится в переделах 50-70 балов. Пациенты имеют довольно развитую речь, могут совершать простые арифметические операции (сложить, отнять, посчитать деньги).

Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами. К обучению больные с лёгкой степенью олигофрении интереса не проявляют и демонстрируют полную неспособность к абстрактному мышлению. Они в состоянии усвоить правила общественного поведения и навыки примитивного монотонного ручного труда.

Имбецильность – степень олигофрении с умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 20 до 49 баллов. Больные с данной степенью олигофрении косноязычны.

Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов.

При этой степени олигофрении у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу больной часто оказывается не в состоянии.

Идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени олигофрении практически неразвито.

Обратите внимание

Больные плохо понимают обращённую к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия.

Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживающих за ними людей.

Диагностика олигофрении

Некоторые формы олигофрении, вызванные генетическими факторами, сегодня можно диагностировать ещё на стадии внутриутробного развития. В таком случае решается вопрос о возможности искусственного прерывания беременности.

Олигофрения у детей первого года жизни диагностируется на основании целого комплекса симптомов физического и психического отставания в развитии. Олигофрения у детей самого раннего возраста выражается в неспособности ребёнка до года держать голову, сидеть, фиксировать взгляд на одной точке, поворачивать голову на звук, улыбаться или гулить на обращённую к нему речь.

Олигофрения у детей второго года жизни проявляется в отсутствии желания познавать окружающую среду, в неразвитости речи и моторики. Ребёнок не понимает обращённую к нему речь и не пытается имитировать действия взрослых. В самом раннем возрасте диагностируются, как правило, самые тяжёлые степени олигофрении.

В дошкольном периоде лёгкая степень олигофрении у детей выражается в слабо развитой речи, преобладании примитивных эмоций, плохой обучаемости и неспособности к самообслуживанию.

Лечение олигофрении

Для выявления различных форм олигофрении у детей во всём мире существует патронажная система контроля физического и психического развития ребёнка от рождения и до определения его в школу.

К сожалению, лечение заболевания возможно лишь у детей с олигофренией метаболической этиологии.

В таком случае ребёнку назначаются препараты для коррекции обмена веществ, и дальнейшее развитие болезни зависит от восприимчивости детского организма к лечению.

Важно

При всех других формах олигофрении у детей можно проводить лишь вспомогательную терапию витаминными комплексами, аминокислотами, ноотропами, препаратами для стимуляции мозгового кровообращения и уменьшения внутричерепного давления.

Диагноз «олигофрения» у детей предполагает участие ребёнка в социальной программе реабилитации. При лёгкой и средней степени олигофрении больные направляются в специализированные детские сады и школы-интернаты.

Там они получают образование примерно на уровне 4 классов обычной школы и одновременно обучаются какой-либо профессии. После окончания интерната большинство выпускников трудоустраивается.

При всех формах олигофрении пациентам оформляется инвалидность и назначается денежное пособие.

Видео с YouTube по теме статьи:<\p>

Источник: https://www.neboleem.net/oligofreniya.php

Классификация олигофрении

Существует много классификаций олигофрении, в основу которых положены разные принципы. В нашей стране наиболее распространенными являются классификация по степени выраженности, определяемой способностью больного к обучению и к самообслуживанию, этиопатогенетическая классификация Г. Е.

Сухаревой и клинико-физиологическая классификация С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), в которой умственная отсталость представлена под шифром F70-79, не подменяет собой концептуальных классификаций, а служит, в основном, для статистических целей [Цир-кинС. Ю., 1994].

Этиопатогенетическая классификация олигофрении по Г. Б. Сухаревой
Создавая свою классификацию, Г. Е. Сухарева руководствовалась этио-патогенетическим принципом.

Она выделяла три основные группы олигофрении:
1: Олигофрении эндогенной природы, обусловленные поражением половых клеток родителей (гаметопатиями).
2. Олигофрении, обусловленные внутриутробным (антенатальным) поражением зародыша (эмбриопатии) или плода (фетопатии).
3.

Олигофрении, обусловленные вредностями, воздействующими на ребенка во время его рождения (интранатально) или в раннем детстве (постнатально). Первая группа, связанная с гаметопатиями, включает в себя:
1. Болезнь Дауна.
2. Истинную микроцефалию.
3.

Энзимопатические формы олигофрении, связанные с наследственными обменными нарушениями (фенилкетонурию, галактозурия и другие энзимопатии).

4. Олигофрению, сочетающуюся с системными поражениями кожи и костной системы.

Вторая группа, связанная с эмбриопатиями и фетопатиями, включает:
1. Олигофрении, связанные с внутриутробным инфекционным пораже
нием (вирусами краснухи, гриппа, паротита, гепатита, цитомегалии и др.

, возбудителями токсоплазмоза, сифилиса, листериоза и т. п.).
2. Олигофрении, связанные с внутриутробным поражением экзо- и эндотоксическими агентами (при гормональных нарушениях у матери, при интоксикациях беременной).
3.

Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожден

ного.

Третья группа олигофрении, связанная с интранатальными и постнатальными вредностями, включает:
1. Олигофрении, связанные с родовой травмой и асфиксией.
2. Олигофрении, связанные с черепно-мозговой травмой в раннем детстве.
3. Олигофрения, связанная с нейроинфекциями, перенесенными в раннем

детстве.

<\p>

Совет

В. В. Ковалев (1995) отмечает, что выделение олигофрении второй и третей группы основано на факторе временного патогенного воздействия на мозг, в то время как олигофрении, включенные в первую группу, обусловленные наследственными заболеваниями, выпадают из общей схемы классификации.

Классификация состояний общего психического недоразвития по С. С. Мнухину и Д. Н. Исаеву
Этиопатогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой не могла вместить олигофрении, названные недифференцированными, так как определенную причину их возникновения выявить не удавалось.

Это, а также большое клиническое разнообразие проявлений олигофрении побудили С. С. Мнухина к разработке систематики, основанной на клинико-физиологическом принципе. Его работу продолжил и завершил Д. Н. Исаев.

Использование этой классификации позволяет врачам выделять клинические формы, ориентирующие их, а также дефектологов, специальных психологов, логопедов, работающих с этим контингентом больных, на практическую работу, прицельную, с учетом имеющихся клинических приоритетов, составление индивидуальных абилитационных программ.

Таким образом, обеспечивается дифференцированный подход к больным олигофренией. Диагностика форм и вариантов общего психического недоразвития производится в основном клиническим методом выявления характерной симптоматики. При постановке диагноза также важно определять степень умственной отсталости.

В Международной классификации 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяют:
— легкую умственную отсталость (F70), включающую легкую умственную субнормальность, дебильность; при определении коэффициента умственного развития по WISC — стандартизированной методике Д. Векслера (D.

Wechsler), у лиц с легкой умственной отсталостью показатели колеблются в диапазоне 50-69;
— умеренную умственную отсталость (F71), включающую имбецильность легкой и средней степени; коэффициент умственного развития у больных с умеренной умственной отсталость находится в диапазоне от 35 до 49;
— тяжелую умственную отсталость (F72), включающую тяжелые варианты имбецильности; коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах от 20 до 34;

— глубокую умственную отсталость (F73), включающую идиотию; коэффициент умственного развития у больных с глубокой умственной отсталостью ниже 20 баллов.

Клинические признаки, позволяющие клинически диагностировать степень умственной отсталости у больных, представлены в главе, посвященной вопросам снижения интеллекта в разделе общей психопатологии.

С. С. Мнухин и Д. Н. Исаев выделили следующие 4 основные клинические формы общего психического недоразвития.
1. Стеническая форма.
2. Астеническая форма.
3. Дисфорическая форма.

4. Атоническая форма.

Обратите внимание

Больные со стенической формой общего психического недоразвития, особенно легкой степени выраженности, характеризуются довольно хорошей способностью к адаптации.

Отличаясь сравнительно малой любознательностью, примитивностью интересов, обладая преимущественно конкретным мышлением и бедной речью, они в то же время достаточно работоспособны.

Усвоенные навыки и знания эти больные способны использовать в повседневной жизни.

Было выделено два варианта стенической формы общего психического недоразвития:
— уравновешенный;

— неуравновешенный.

Как ясно из названий, варианты отличаются друг от друга большей или меньшей выраженностью аффективной неустойчивости. Больные с уравновешенным вариантом адаптируются лучше неуравновешенных.

Астеническая форма общего психического недоразвития предполагает наличие у больных нарушений внимания, повышенной утомляемости, медлительности, затруднений в усвоении определенных навыков.

Вариантами астенической формы являются:
— основной, имеющий все основные особенности данной формы;
— брадипсихический, характеризующийся замедлением психических процессов;
— дислалический, с выраженными речевыми расстройствами;
— диспрактический, с моторными нарушениями;

— дисмнестический, с мнестическими расстройствами.

Больные с различными вариантами астенической формы, даже обладая определенным интеллектуальным багажом, словарным запасом, не способны рационально пользоваться ими. В связи с этим, при равной степени тяжести общего психического недоразвития, больные с астенической формой адаптируются хуже больных со стенической формой.

Больные с дисфорической формой общего психического недоразвития характеризуются своеобразным постоянным дисфорическим эмоциональным фоном, расторможенностью влечений.

Важно

Больные конфликтны, у них часто отмечаются нарушения поведения. Они испытывают большие трудности в обучении, в усвоении трудовых навыков даже при легкой степени общего психического недоразвития.

Вариантов этой формы выделено не было.

Характерными особенностями больных с атонической формой общего психического недоразвития являются низкая способность к психическому напряжению, к целенаправленной произвольной деятельности, грубые нарушения внимания.

Выделили три клинических варианта этой формы:
— аспонтанно-апатический, характеризующийся снижением у больных эмоционального фона и полной их бездеятельностью;
— акатизический, сопровождающийся хаотической двигательной растор-моженностью;

— мориоподобный, при котором больные нелепо дурашливы.

Общаться с больными, страдающими любым из этих клинических вариантов, крайне сложно. Даже обладая неплохо развитой речью, дети мало используют ее с целью коммуникации. Как и при астенической форме, при атонической формальные способности к приобретению знаний страдают меньше, чем практическое приспособление к окружающей среде.

Особенности клинической картины атонической формы общего психического недоразвития, во многом сходные с симптомами раннего детского аутизма и детского типа шизофрении, нередко приводят к необходимости дифференциальной диагностики.

Источник: https://psyera.ru/klassifikaciya-oligofrenii_7496.htm

Как проявляется олигофрения — причины, симптомы, диагностика. Методы лечения олигофрении

Олигофрения – врождённое или приобретённое до трёх лет отставание в психическом развитии. Оно является следствием перенесённой болезни или генетических факторов и в дальнейшем не прогрессирует. Степень задержки развития обычно оценивается с помощью стандартных тестов на интеллект. Может сопровождаться различными врождёнными пороками.

Олигофрения – достаточно распространённое состояние, большинство исследований сообщают, что порядка 1% населения Земли страдает этим заболеванием. Некоторые источники указывают на заболеваемость около 3%.

Среди больных значительно преобладают лица мужского пола – их примерно в полтора раза больше женщин. Возрастные пики диагностики олигофрении – 6-7 и 18-19 лет – возраст начала обучения в школе и службы в армии.

Причины олигофрении

Олигофрения является синдромом, который формируется в результате множества возможных причин:

  • Вредные воздействия во время родов и в возрасте до трёх лет (гипоксия плода, асфиксия во время родов, иммунологический или резус-конфликт матери и ребёнка, инфекции детского возраста, гидроцефалия в первые годы жизни, черепно-мозговые травмы).
  • Вредные факторы, воздействующие внутриутробно: гормональные нарушения, вирусные инфекции (краснуха, герпес), микробные инфекции (токсоплазмоз, сифилис).
  • Генетические и хромосомные болезни, в том числе болезнь Дауна, микроцефалия, различные ферментные нарушения.

Иногда заболевание классифицируют согласно перечисленным причинным факторам, выделяя три формы олигофрении – генетическую, внутриутробную, перинатальную.

Имеются несколько хорошо изученных болезней, сопровождающихся олигофренией.

  • Гидроцефалия – избыточное накопление ликвора в желудочках мозга вследствие затруднения его оттока или избыточной продукции.
  • Микроцефалия – уменьшение размеров черепа и соответственно мозга.
  • Фенилкетонурия – нарушение метаболизма аминокислоты фенилаланина, вследствие чего образуется значительное количество токсичного продукта распада. При раннем начале лечения можно предотвратить развитие олигофрении.
  • Токсоплазмоз – паразитарное заболевание, при наличии инфекции у женщины токсоплазмы проникают в плод и вызывают множественные пороки развития, в том числе головного мозга.
  • Болезнь Дауна – наличие дополнительной 21 хромосомы, проявляется характерным внешним видом, пороками сердца, задержкой умственного и физического развития разной степени.

Симптомы олигофрении

Олигофрения не является отдельной болезнью, более правильно называть её патологическим состоянием, которое может быть признаком различных заболеваний. Поэтому её симптомы обычно сочетаются с различными соматическими проявлениями, а также нарушениями в речевой, двигательной и эмоциональной сфере. Характерные для олигофрении проявления следующие:

  • Нарушение абстрактного мышления. Самое характерное проявление олигофрении – нарушение, вплоть до полного отсутствия, образного мышления. Мышление больных конкретное, ситуационное, напоминает таковое у детей 2 – 3 лет.
  • Задержка психического развития всесторонняя – она охватывает помимо интеллекта и личностные качества – память, речь, эмоциональную и двигательную сферу, волевые аспекты, способность к восприятию, способность к концентрации внимания, мышление.
  • Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. Больных с лёгкими формами олигофрении удаётся обучить осмысленному чтению, при тяжелых формах максимум, которого можно достичь при многолетнем обучении – механическое чтение по буквам без понимания смысла прочитанного.
  • Внимание рассеянное, олигофрены неспособны надолго сосредоточиться на одном деле, их всё отвлекает. Отсутствует побуждение к систематической деятельности, инициативность.
  • Память ослаблена, однако описаны случаи избирательного механического запоминания рядов цифр, номеров, имён.
  • Задержка личного развития проявляется неспособностью ориентироваться в обычных житейских ситуациях – купить еду в магазине, выбрать одежду по погоде и подобных. Незрелая личность олигофрена легко внушаема, своё состояние воспринимает некритично, с трудом принимает адекватные решения.
  • Задержка физического развития в зависимости от формы олигофрении бывает очень значительной, взрослый больной может соответствовать 15-16 летнему подростку.

В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте.

Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.

Степени олигофрении

Одним из самых показательных диагностических методов у больных с олигофренией является определение коэффициента интеллекта. В зависимости от результата выделяют следующие степени олигофрении:

  1. Дебильность – самая лёгкая степень заболевания, при которой коэффициент интеллекта колеблется в границах 50-70 баллов. Такие дети оканчивают специализированные учебные заведения, в течение нескольких лет изучая программу, примерно соответствующую 4 классам обычной школы. Они осваивают счёт, чтение (часто механически), элементарные навыки письма. Полностью обслуживают себя, могут совершать простые покупки в магазине, помогают по хозяйству. Иногда встречаются парциально одарённые больные – при общем низком уровне развития у них отлично развита одна способность – память, художественные способности, умение делать сложные арифметические расчеты. Больные с дебильностью могут освоить несложные профессии.
  2. Имбецильность – средняя из стадий олигофрении. Такие больные хорошо понимают обращённую к ним речь, могут выучить несколько простых фраз, освоить элементарный счёт. Их можно обучить уходу за собой. При наличии специально оборудованных рабочих мест они могут выполнять элементарные операции. Имбецилы сильно привязаны к родным, ярко реагируют на порицание и похвалу. Мышление их заторможено, они не проявляют инициативы, с трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам, в незнакомой обстановке теряются.
  3. Идиотия – олигофрения самой тяжелой степени. Такие больные – глубокие инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе. У них присутствует только зачаточная речь и мышление. Эмоции ограничиваются примитивным удовольствием при удовлетворении физиологических нужд и неудовольствием в обратном случае. Часто бывают озлоблены и агрессивны. В речи окружающих понимают только отдельные слова или не понимают вовсе. Родственников не узнают. Навыки самообслуживания большинство из них усвоить не могут.

Диагностика олигофрении

Некоторые болезни, приводящие к задержке умственного развития, например болезнь Дауна, сейчас можно диагностировать ещё на ранних сроках беременности.

В случае выявления такой патологии врач подробно разъясняет родителям, что такое олигофрения, какими нарушениями развития она может сопровождаться, каким вырастет ребёнок с данным заболеванием.

После этого решается вопрос о сохранении либо прерывании беременности.

Следующий этап диагностического поиска наступает сразу после рождения ребёнка и состоит в скрининговом исследовании крови на фенилкетонурию и гипотиреоз – заболевания, которые также приводят к задержке умственного развития.

Совет

Если же симптомы олигофрении появились у предположительно здорового ребёнка – необходимо выполнить широкий круг исследований для поиска её причины.

В первую очередь детально выясняется история жизни пациента и его семейный анамнез: есть ли у членов семьи психические заболевания или случаи задержки развития, как протекала беременность, воздействовали ли на плод какие-то вредные факторы, болела ли мама во время беременности, не было ли гипоксии или асфиксии во время родов, как протекал послеродовый период, были ли травмы у больного.

Далее производится осмотр больного с целью выявления психических и неврологических нарушений, определения тяжести заболевания. После этого назначаются различные клинические, биохимические, иммунологические и цитологические исследования для определения наличия врождённых инфекций, нарушений ферментной системы, заболеваний внутренних органов.

В зависимости от результатов обследования выбирается тактика дальнейшего ведения пациента.

Лечение

К сожалению, большинство случаев олигофрении невозможно вылечить. Некоторая коррекция возможна только для ферментопатий (мукополисахаридоз, фенилкетонурия) в случае их раннего выявления и начала лечения.

Для остальных форм олигофрении лечение только симптоматическое. Обязательно устранение внутриутробной инфекции при её выявлении. В качестве поддерживающего лечения назначают ноотропы, мультивитамины, нейрометаболики, антиоксиданты, биогенные стимуляторы, антигипоксанты.

При выраженной заторможенности можно применять фитотерапию со стимулирующим эффектом, адаптогены. Психомоторное возбуждение является показанием для использования транквилизаторов, нейролептиков.

Крайне важна психическая и социальная реабилитация олигофренов. Больные нетяжелыми формами (дебилизм) – старательные работники, которые эффективно и усердно справляются с монотонным или тяжелым трудом.

Для их обучения создаются специальные школы-интернаты и профтехучилища, в которых им дают базовое образование и обучают какой-либо профессии. Параллельно проводится социально-просветительская работа с родителями пациента.

Все больные олигофренией подлежат оформлению инвалидности и получению социального пособия.

Профилактика

Предупреждение заболевания олигофренией начинается с планирования беременности. Супругов необходимо обследовать на инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, сифилис и другие), при выявлении – пролечить.

Во время беременности крайне важно оберегать женщину от любых, особенно вирусных, заболеваний. На ранних сроках необходимо обследование на генетические патологии.

Обратите внимание

Качественное родовспоможение и предупреждение травм и болезней у новорождённых детей также помогут уменьшить частоту заболевания олигофренией.

У детей с врождённой патологией можно предотвратить развитие тяжелой олигофрении и остановить её развитие на ранних стадиях путём ранней диагностики и качественного лечения врождённых заболеваний.

Откуда берутся олигофрены?

Источник: http://onevroze.ru/kak-proyavlyaetsya-oligofreniya-prichiny-simptomy-diagnostika-metody-lecheniya-oligofrenii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector