Причины возникновения и симптомы инфантильного расстройства личности

Инфантильное расстройство (инфантилизм личности): что это такое, как проявляется и лечится

Инфантильное расстройство личности – состояние человека, при котором он не имеет эмоционального равновесия.

При этом влияние на него нестандартных ситуаций, стрессов и других неприятностей вызывает выраженную негативную эмоциональную реакцию, что приводит к расстройству всей эмоциональной сферы. Человек не может контролировать свои чувства враждебности, тревоги или вины.

Проявляются тенденции в поведении, свойственные маленьким детям. Такие люди склонны к чрезмерным обидам, негативизму, своеволию и так далее.

Характеристика расстройства, проявления

Пациент внешне может ничем не отличаться от других людей, но его поведение выдаст проблемы с принятием решений, ответственностью за свое поведение, несамостоятельность.

У человека проявляются детские черты. Он сначала не хочет, затем не может принимать самостоятельные решения, постоянно ищет поддержки своим решениям и мнению. Он не гибок в жизни: в сложных ситуациях действует только по сценарию, который заложен в его семье, знакомый с детства.

Изменить в отношениях что-либо, чтобы отличаться от родительской семьи, такой человек также не может, это повергнет его в стрессовую ситуацию для психики. Такие люди не обязательно будут полностью послушны. Среди инфантилов есть и бунтари, которые желают постоянно опровергнуть родительские правила, установки.

Обратите внимание

Но в конечном итоге они всегда отталкиваются от родительских стереотипов, поступая по ним или вопреки им.

Во взрослом возрасте инфантильным людям сложно выстраивать длительные отношения. Женщинам вообще очень сложно с инфантильным мужчиной, мужчинам проще с такими женщинами.

Но эти отношения не долговечны, так как здоровому от инфантилизма партнеру рано или поздно захочется взрослых отношений на равных, чего второй партнер дать не сможет без коррекции поведения.

Возникает много трудностей у таких пар, которые часто обе стороны не преодолевают: инфантильные люди не стремятся брать ответственность на себя за сложные отношения, а другая сторона устает тянуть на себе все тяготы таких отношений.

Инфантильность в последнее время присуща многим детям, взрослым. Все больше подростков, молодых людей растут, не подчиняясь каким-либо ограничениям в поведении, не понимая, как это выполнять не то, что хочется, а то, что надо.

Они не берут ответственность за свои поступки, привыкают, что кто-то другой отвечает и решает за них. Пациенты очень плохо контролируют тревогу, страх, агрессию.

Диагноз, подтверждающий это расстройство, можно поставить только после 17 лет, когда прошел период полового созревания, гормональная перестройка закончилась.

Причины такого расстройства

Причин инфантилизма много, как и при всех расстройствах личности. Нужно учитывать, что это разновидность психопатии, поэтому причинами расстройства могут быть социальные, физиологические, психологические факторы.

  1. Гормональные скачки в раннем подростковом возрасте. Простым людям, которые не имеют глубокие познания в медицине, сложно представить, сколько психических отклонений возникает по причине изменения гормонального фона человека. Особенно к таким расстройствам склонны женщины, у которых есть циклы с гормональными выбросами и период климакса. Гормональные скачки в комплексе со сложными жизненными ситуациями могут привести к депрессии, апатии и разного рода психозам, в том числе инфантильному расстройству личности.
  2. Навалившиеся в одночасье проблемы на работе, в личной жизни и других сферах при определенной предрасположенности приводят к данному расстройству. Эти причины могут привести к кратковременному проявлению инфантилизма, но возможно также возникновение психического расстройства.
  3. Психологическим фактором является неправильное воспитание в семье. Дети, выросшие в атмосфере всепрощающей любви, которые росли в комфорте, спокойствии, защищенности, гиперопеке, склонны к проявлениям такого расстройства. Оно начинает проявляться во взрослой жизни, когда такие люди сталкиваются со сложными проблемами, с которыми не могут справиться. Нежно любимые меланхолики особенно подвержены такому явлению, так как они по своему типу темперамента все проблемы воспринимают заведомо неразрешимыми. Неблагоприятная ситуация в семье, завышенные требования родителей, также ведут к инфантильности. Человек пытается подсознательно вернуться к раннему детству, когда ему все прощали, ни чем не нагружали, где он не брал на себя ответственность.

Эти факторы основные в формировании инфантильного расстройства. У человека становится нестабильной эмоциональная сфера, и даже незначительные стрессы могут привести к обострению расстройства.

Лечение этой патологии

Лечение инфантильного расстройства довольно затруднено в первое время после проявлений патологии. Это связано с тем, что изначально расстройство не воспринимается как патология поведения личности.

Окружающие замечают некоторые странности в поведении, но связывают это с характерологическими особенностями личности, ссылаясь, например, на ее лень, медлительность, легкомыслие и другие.

Уже в зрелом возрасте можно определить расстройство по специфическим проявлениям, когда неправильные установки поведения личности уже глубоко укоренились.

Часто это проблема рассматривается в плоскости психологической науки, так как лечение не требует применения лекарственных препаратов. Поэтому применяются только психотерапевтические методики и подходы. Но в крайних, пограничных состояниях возможно применение медикаментов.

Медикаментозное лечение

Медицинские препараты не являются главным терапевтическим методом при инфантильном расстройстве. Они применяются при выраженном обострении состояния пациента, когда к этому расстройству добавляется еще какое-либо расстройство личности или депрессивное состояние.

Такое состояние в психиатрии называется смешанным расстройством личности. Они возникают довольно редко, и симптомы явления проявляются в зависимости от присоединенной патологии. Также лечение медикаментами зависит от степени развития расстройства.

Если эмоциональная нестабильность достигает непозволительного уровня, возможно использование фитопрепаратов с успокоительным действием или другие подобные препараты.

Важно

Часто используется Валерьянка, Глицин или Гилицисед, настои трав, обладающих успокоительным эффектом.

Если расстройство сопровождается депрессивным состоянием, врачи иногда назначают антидепрессанты, которые помогают человеку восстановить обмен веществ, способствуют улучшению физического самочувствия.

Антидепрессанты нового поколения сделаны так, что снижен до минимума риск появления побочных эффектов, которые приводят к угнетению нервной системы человека, токсическому воздействия на печень человека и другие.

Применение медикаментов самостоятельно строго запрещено, так как дозировку и курс лечения определяет только лечащий врач.

Психотерапия

Психотерапия – это основной метод лечения данной патологии.

«Лечебные разговоры» помогают человеку осознать свое инфантильное поведение, посмотреть на свои действия со стороны, проработать неправильные установки в жизни, заменив их на рациональные убеждения.

Психотерапия осуществляется с помощью нескольких направлений в психологии. Самыми действенными из них является когнитивно-бихевиоральная психотерапия, психоанализ, классический и эриксоновский гипноз.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия

Этот вид психологической терапии совмещает в себе несколько направлений психологии, поэтому по праву признается одним из наиболее действенных. Психотерапевты, работающие в данном направлении, уделяют внимание восприятию пациентом врача, структурированию сеанса и изменению когнитивной и поведенческой составляющей личности.

Инфантильная личность всегда при первых встречах будет перекладывать ответственность за свое состояние, поведение на психотерапевта. Здесь необходим профессионализм специалиста, чтобы проявить эмпатию и сочувствие к состоянию больного, но также не брать на себя ответственность за его действия.

Психотерапевты, использующие это направление для лечения инфантильного расстройства, помогают человеку обнаружить автоматические мысли, заряженные негативом, находить связи между этими мыслями и поведением пациента, анализировать вместе с ним эти автоматические мысли, чтобы подтвердить или опровергнуть их достоверность. Психотерапевт помогает более реалистично сформулировать эти мысли, что помогает пациенту осознать ошибочность своих утверждений. Главной целью психолога должна быть трансформация ошибочных утверждений, которые приводят к инфантильному расстройству.

Конечно, в этом явлении основную роль играет воспитательная ситуация в детстве, отрочестве. Ребенку навязывается, что он еще маленький, ответственность брать за какое-либо дело еще рано, так как можно навредить себе или предметам.

Все за него делает опекающий взрослый, что убивает в нем инициативу, ответственность, трудолюбие, смелость. Похожая ситуация при чрезмерном критиканстве.

Когда дети пытаются что-то сделать (зона ближайшего развития по Выготскому – ребенок в определенные моменты готов психологически и физически развиваться, познавать что-то новое и выполнять определенные задачи), малейшая их погрешность воспринимается как тяжелейший грех.

Совет

Такой ребенок вырастает с убеждением, что ни за что браться нельзя, так как потом будет критика, любая инициатива обязательно наказывается и так далее.

Выявив такие иррациональные убеждения, автоматические негативные мысли, психотерапевт обучает пациента правильным действиям.

Психоанализ

Психоанализ помогает проработать обиды на значимых взрослых, определить срабатывающие психологические защиты, при любом начинании или принятии ответственности за малейшее задание. Психоаналитик уделяет довольно много времени изучению психологической ситуации в детстве, которая привела к отклонению в поведении.

Помощь оказывается и в принятии себя со своими внутренними проблемами. Врач вместе с пациентом определяет, какие именно ситуации вызывают у него желание вернуться в детство, что именно во взрослой жизни приводит к стереотипам детского поведения, воспоминаниям о детском возрасте.

Важно! Если для лечения инфантильного расстройства используется именно этот метод, врач должен быть высококвалифицированным, в противном случае (если опыт невелик или не много знаний в этом направлении) можно значительно ухудшить состояние больного. Это расстройство личности тесно связано с эмоциональной сферой человека, а классический психоанализ не применяется в лечении эмоциональных психозов.

Для лечения используются методы психоанализа, чтобы осветить внутренний мир пациента, его чувства. Активно можно использовать арт-терапию – метод, основанный на психоанализе. Лечение длится от 3 до 5 лет.

Гипноз

Для лечения используется фрейдистский или эриксоновский гипноз. В первом случае используются директивные методы, во втором более мягкие методы воздействия на психику пациента.

Фрейдистский гипноз в последнее время менее популярен, так как пациент становится полностью зависимым от желаний врача, его мнения. Это не позволяет полностью нейтрализовать привычные формы патологического поведения.

Гипноз применяется в крайних ситуациях, когда человек страдает серьезными формами заболевания.

Чтобы избавиться от этой патологии потребуется максимум усилий со стороны пациента и его окружения.

Для положительной динамики необходимо ввести режим дня, спортивные упражнения, стараться больше общаться.

Поможет преодолеть симптомы расстройства развитие самоконтроля посредством постановки себе сначала незначительных задач, доведение их до конца и анализ затраченных сил, времени и качества результата.

Источник: http://depressio.ru/drugie-bolezni/rasstroystva-lichnosti/413-infantilnoe-rasstrojstvo-lichnosti.html

Инфантилизм: признаки инфантильной личности

«Живи этим моментом» – такой принцип пропагандируется в рамках современной культуры. Причем этот принцип имеет мало общего с правилом «здесь и сейчас», который особо активно используется в гештальт-терапии. Принцип «здесь и сейчас» – это про умение жить в настоящем и наслаждаться им, но при этом не забывать ни об опыте прошлого, ни о построении планов на будущее.

В то время как современная культура дает человеку совсем другие ориентиры: «живи этим моментом, не думай о будущем, возьми от жизни все, что можешь!». В некоторых случаях такие ориентиры помогают человеку стать многогранной личностью, развиваться в разных направлениях и пробовать себя в разных видах деятельности.

С другой стороны, эти особенности современной культуры могут способствовать проявлению инфантилизма.

Инфантилизм означает незрелость развития, наличие у человека детских черт личности или проявлений их в поведении. Инфантильный человек внешне может выглядеть как взрослый, но, по сути, он как будто остается «взрослым ребенком.

Обратите внимание

Особо сохранению и развитию черт инфантильной личности способствуют особенности современной культуры: богатый выбор развлечений, культ «вечной молодости»… Все это приводит к тому, что человек отодвигает процесс взросления «на потом» и превращается в маленького ребенка, заключенного в оболочку взрослого человека. Конечно, не все «детские» черты обязательно являются признаками инфантилизма. К тому же, будучи не чрезмерно развитыми, инфантильные черты могут находиться в рамках нормы, и только будучи сильно выраженными, они становятся неприятными атрибутами инфантилизма. Итак, к признакам инфантилизма следует относить:

Первый признак инфантильной личности – это эгоцентризм. Причем, стоит заметить, что понятие эгоцентризма не тождественно с эгоизмом. Человеку-эгоисту просто наплевать на чувства и потребности других людей, тогда как человек с выраженным эгоцентризмом не способен даже понять состояние и потребности другого.

Для таких людей существует только один центр вселенной – это они сами. И существует только одна верная точка зрения – точка зрения самого эгоцентриста. Окружающие люди вроде как присутствуют в картине мира этого человека, но понять этих других эгоцентрист не способен.

Их помыслы, чувства, надежды – все это не представляет для эгоцентриста никакого интереса. Окружающие люди для него оцениваются по критерию «полезности – бесполезности».

Если конкретный человек удовлетворяет потребности эгоцентриста и создает для него атмосферу комфорта, то такой человек оценивается как «хороший», а если нет – то оценивается как «нехороший».

Для маленького ребенка такая позиция естественна – он еще не научился ставить себя на место другого, не научился понимать других людей и принимать их точку зрения. Однако со временем ребенок учится понимать окружающий мир, он учится ценить переживания других людей.

Читайте также:  Почему возникает депрессия после употребления алкоголя?

Наверное, именно поэтому поведение взрослого человека-эгоцентриста выглядит так противоестественно: внешне взрослый человек, а поступает как ребенок.

И на отношениях эгоцентризм сказывается отнюдь не положительно, ведь наладить взаимоотношения с человеком, который не умеет и не желает понять тебя, совсем непросто.

Важно

Следующий признак инфантильной личности – это отсутствие стремления к самостоятельности, иждивенчество. Причем, здесь имеется в виду не жизнь полностью за счет другого человека. А нежелание проявлять самостоятельность в обслуживании собственных потребностей.

На данное проявление инфантилизма со стороны мужчин очень часто жалуются жены: муж совсем не помогает по дому, даже не стирает и не моет за собой посуду… Чаще всего подобную неспособность к самообслуживанию мужчины объясняют тем, что все это «не мужское дело», и вообще, он же «деньги зарабатывает».

В результате взрослый и ответственный мужчина, приходя домой, превращается в инфантильного мальчика, а его жене остается только принять на себя обязанности заботливой матери.

Следует сразу заметить, что речь здесь не об игривости самой по себе, а только о том варианте, когда поиск развлечений превращается для человека в первостепенную задачу, отодвигая на второй план прочие виды деятельности. Самой страшной вещью для человека, ориентированного исключительно на игры и развлечения, становиться скука.

«Игры» и развлечения в данном случае могут быть разные: увлеченность компьютерными играми, шопингом, походы по барам с друзьями, постоянные покупки «технических игрушек»… Во всех этих занятиях нет ничего плохого, но в своем стремлении к развлечениям инфантильная личность теряет чувство меры и тогда стремление к вечным играм становиться признаком инфантилизма.

Одним из самых распространённых проявлений психического инфантилизма являются сложности с принятием решений и их воплощением в жизнь.

Тем, что отличает зрелого взрослого человека от маленького ребенка, является развитость волевых процессов.

Взрослый умеет взять свою волю в кулак, и просто сделать то, что положено, несмотря на усталость, нежелание что-либо делать и банальную лень.

У детей же волевая сфера еще недостаточно развита, поэтому для них нежелание что-либо сделать может стать основной причиной невыполнения каких-либо действий.

Для того чтобы принять и реализовать решение, человек должен обладать сильной волей и развитыми когнитивными способностями.

Ребенок еще не способен самостоятельно принимать решения: за него это делает кто-то другой – взрослый человек, который берет на себя ответственность за жизнь и поступки ребенка.

Совет

Когда же взрослый человек выявляет неспособность принять и воплотить в жизнь свое решение, это является проявлением психического инфантилизма.

Если человек не желает принимать и самостоятельно реализовывать решения, он может и вовсе переложить ответственность за собственную жизнь на плечи другого человека.

Во взаимоотношениях с человеком, которому пришлось принять ответственность за инфантильную личность, они выбирают роль маленького ребенка, который нуждается в поддержке со стороны взрослого.

К тому же, инфантильные личности совершенно неспособны построить перспективу на будущее, ведь инфантилы, по сути, остаются детьми, а для ребенка существует только одно время – «сейчас». Поэтому забота о будущем тоже возлагается на плечи «опекуна» инфантильной личности.

И последним признаком инфантильной личности является неумение оценивать свое поведение, свои поступки и самого себя, а также неспособность к рефлексии и самопознанию.

Для того, чтобы обладать способностью к адекватной самооценке и самопознанию, человек должен уметь оглядываться назад и критично оценивать все события своего прошлого.

Однако для инфантильной личности это слишком сложно, она предпочитает не оглядываться назад, а жить только настоящим моментом…

Такими являются основные признаки инфантильной личности. В малых дозах все эти признаки помогают сохранить ребенка внутри себя, но будучи чрезмерно развитыми, они превращают человека в «вечного ребенка», нуждающегося в постоянной опеке.

Источник: https://psyhosoma.com/infantilizm-priznaki-infantilnoj-lichnosti/

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор.

У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации.

Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.<\p>

Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям.

Обратите внимание

В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности.

Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

  • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
  • Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции.

Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания.

Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы, асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию.

Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

<\p>

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада.

Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения.

Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается.

Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать.

Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Важно

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия.

Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти.

К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации.

Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой.

Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

  • Фармакотерапию. Выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения купируются нейролептиками, транквилизаторами, антидепрессантами. Трудности обучения, снижение когнитивных функций корректируются ноотропами.
  • Психотерапию. Наиболее распространено использование когнитивно-бихевиорального подхода. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребенок обучается новым адаптивным способам социального функционирования.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает об особенностях психического, социального развития детей, влиянии воспитания на этот процесс. Подчеркивает взаимосвязь между гиперопекой, чрезмерным контролем и формированием психического инфантилизма.

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам.

Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития.

Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/mental-infantilism

Инфантильное расстройство личности: признаки и лечение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Если простыми словами, то инфантильное расстройство личности – это незрелость. Такой человек как бы «застрял» на предыдущих этапах своего развития и не в состоянии продвинуться дальше.

И сегодня мы рассмотрим подробнее, почему оно возникает и в чём заключается, раз уж даже входит в международную классификацию болезней МКБ 10.

Читайте также:  Примеры и области применения абстрактного мышления человеком

Признаки

Инфантилизм сложно определить с первого взгляда, а у детей возможно диагностировать в основном когда они достигают подросткового возраста. Но существует ряд признаков, которые помогут вам понять, что за человек перед вами.

Безответственность

Они не способны принимать решения, прогнозировать вероятное развитие событий в зависимости от своих поступков и, конечно же, нести ответственность за то, что говорят.

Для этого процесса необходимо иметь силу воли, которая как раз и является проявлением автономности, способности либо ограничивать себя, либо делать свободный выбор.

Каждый из нас знает, что если хочется чего-то достигнуть, необходимо приложить усилия.

Но незрелая личность мобилизоваться и начать действовать не сможет. По одной простой причине – она не хочет, устала, или это сложно и долго, а желаемого хочется прямо сейчас.

Причём даже за собственную жизнь не может нести ответственность. Кто-то другой, более зрелый будет заботиться о её благополучии. Чаще всего этим занимаются родители, чем, в принципе и провоцируют возникновение этого расстройства в детстве. Но об этом позже.

Эгоцентризм

Вполне искренне считают, что весь мир создан именно для них. Проявляется в неспособности сочувствовать другим людям, понимать их и принимать такими, какие они есть.

Подобное поведение свойственно маленьким детям, они не замечают, что, например, мама устала и ей сейчас совсем не хочется играть. Или что папа очень расстроен, поэтому ему нужно дать немного времени побыть одному или обнять его.

И это вполне нормально, ребёнок только учится замечать других людей, их эмоции, но если подобное себе позволяет взрослый – это проявление эгоцентризма.

Игривость

Игровая деятельность является познавательным процессом, причём ведущим у маленьких детей и даже ещё младших школьников. С помощью игры они познают мир, узнают, как строить отношения и многое другое. Но постепенно игровую сменяет учебная, после которой наступает трудовая.

Инфантильные личности остаются на первом этапе. Пытаясь избежать скуки, они пытаются занять себя всевозможными развлечениями. Игры – единственный способ активного и весёлого времяпрепровождения.

Кстати, с ними действительно интересно проводить время, но, кроме дискотек, баров, компьютерных игр и бесконечного шопинга ни на что другое не способны.

Отсутствие планов

О будущем не задумываются, живут сегодняшним днём и стремятся удовлетворять ежеминутные желания. То есть, увидел мороженое – надо обязательно купить. А на самом деле хочется его или нет, не столь важно, купил, укусил раз и выбросил.

Так как такой человек не несёт ответственности за свои решения и поступки, он не боится последствий. Ему кажется, что наказание если и наступит, то когда-то потом, а сейчас не стоит об этом беспокоиться.

К примеру, могут взять кредит, совершенно не заботясь о том, каким образом собираются его выплачивать. Деньги растратят в один миг на вещи совершенно не первой необходимости, после чего, оставшись ни с чем, опять будут думать, где получить лёгкую прибыль, чтобы не работать.

Иждивенство

Существование и удовлетворение потребностей за счёт другого человека. Но не обязательно присутствует полная зависимость. Бывают случаи, когда иждивенство проявляется только в одной сфере.

Допустим мужчина, возвращаясь с работы, превращается в «инфантильного мальчишку», отказываясь выполнять любые домашние дела, заявив, что он зарабатывает деньги, соответственно, всем остальным пусть занимаются домочадцы. А он имеет полное право отдыхать, посвящая свободное время играм, прогулкам по магазинам и так далее.

Отсутствие рефлексии

Рефлексия – это способность поддавать анализу собственные переживания с целью самопознания и, соответственно, развития. То есть, они не задаются вопросами о своём предназначении, о мотивах совершенных поступков, не стремятся понять, где именно допустили ошибку, чтобы в дальнейшем избежать неприятных последствий.

Обычно человек с возрастом становится интереснее, опытнее, глубже. Их же мудрость обходит стороной.

Хочу заметить, что не всегда наблюдаются непосредственно все вышеперечисленные признаки. Случается, что человек достигает колоссальных успехов в науке, но совершенно не приспособлен к быту. Либо же вроде более или менее справляется со своей жизнью, но отказывается создавать семью.

Совет

Таких мужчин обычно называют «мамиными сынками». Они живут с родителями, с которыми безопасно, знакомо и налажено, не решаясь на отдельность. Или таки женятся, но потом уходят, потому что оказалось слишком много обязательств, с которыми совсем не хочется справляться.

Даже женщины покидают собственных детей и мужей в поисках спокойной, полной удовольствий жизни.

Частая смена работы также считается проявлением инфантилизма. Или надежды на то, что произойдёт что-то чудесное и проблемы решатся сами по себе. Партнёра больше рассматривают как вероятного родителя, который будет заботиться вместо настоящих папы и мамы.

Причины

Жертвенность

Когда родители, чаще это материнская фигура кладут на алтарь собственную жизнь ради жизни своей кровинки. В смысле жертвуют собой, когда надо и не надо.

Вполне естественно, что если близкие люди не ценят себя, а всё делают для своего чада – у того и мысли не возникнет об их значимости. Значит так и надо, чтобы ему прислуживали.

Наиболее часто встречаются подобные ситуации с одинокими матерями. Женщина стремится не только позаботиться о будущем своего малыша, но и в силу того, что по каким-то причинам он лишён отца, пытается дать ему самое лучшее, чтобы он наверняка ни в чём не нуждался. И неважно, какой ценой.

Она тогда трудится на трёх работах одновременно, не позволяет себе обновок и качественного отдыха. Зато у дитяти новый мобильный телефон и он счастлив. Мотивы понятны, но на самом деле такая мать оказывает «медвежью услугу».

Ещё будучи маленьким, он привыкает жить на всём готовом.  А также понимает, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо не стараться его достичь собственными усилиями, а просто потребовать у родных, или задействовать в ход манипуляцию.

Он не научится ценить заботу, он будет воспринимать её как должное. При этом, не пытаясь и малой капли дать взамен.

Лишение собственного опыта

Это когда родители из тех же благих намерений оградить чадо от сложностей, предпочитают делать вместо него его работу. Откуда же взяться ответственности, если привыкаешь к тому, что можно что угодно натворить, а кто-то другой с этим разберётся?

Изначально начинается с жалости. Малыша жаль нагружать заботами, в будущем их ещё масса будет, успеет наработаться. А заканчивается тем, что не научившись себя обслуживать в детстве, не получив необходимые навыки автономности, во взрослом возрасте такой человек оказывается неспособным вести самостоятельную жизнь.

Обратите внимание

И уже тут родные могут начать требовать, возмущаясь, что «вроде вырос, а никак не поумнеешь», но уже поздно.

Кстати, лишает возможности развиваться не только жалость, но и мнение, что сам не справится. Отчего проще быстро сделать что-то самому, зато правильно и без ошибок.

Чрезмерная патологическая любовь

Это когда ребёнка хвалят по поводу и без, восхищаясь качествами и умениями, которые чаще всего просто отсутствуют в реальности. Это формирует искаженную самооценку, она становится неоправданно завышенной. Отчего возникает идея, что буквально каждый знакомый просто обязан ему прислуживать. Он считает, что ему всё позволено.

Подобное обращение просто «ломает» психику. Происходит нарушение во взаимном обмене с окружающей средой, то есть процесс давать-брать становится однобоким. А это грозит невозможностью удовлетворять свои потребности, строить здоровые гармоничные отношения. Он привыкает только получать, соответственно, ему нужен тот, кто согласится просто так обеспечивать его.

Например, жена готовит, стирает, убирает, воспитывает детей и при этом зарабатывает деньги, выполняя по факту и мужские и женские обязанности. В обмен на то, что рядом с ней такой «прекрасный» мужчина, которым, кстати, теперь необходимо постоянно восхищаться.

Патологическая родительская любовь лишает возможности научиться искренне любить самому. Отдавать взамен, испытывать интерес к другим людям, сочувствие и целый спектр эмоций.

Подавление

Отсутствие свободы воли. Есть только чёткие установки, что делать, когда идти в туалет, что кушать, одевать, с кем общаться и прочее.

Единственное, чему научают взрослые таким способом обращения – подчиняться. Только вот вырастая, такой человек крайне нуждается в инструкциях со стороны, он не знает как это, самостоятельно решать, что делать.

Если описать метафорой, то он как «бездушный робот», который утратил чувствительность. Зато очень исполнительный и послушный.

Обесценивание

Когда к потребностям малыша относятся несерьёзно. Вроде «что он толкового может хотеть?». Папа или мама считают, что лучше знают, в чём нуждается их чадо. Несколько схоже с подавлением, но разница в том, что при обесценивании такой родитель пытается реализоваться за его счёт.

Например, если отцу не удалось построить спортивную карьеру, то сын наверняка добьётся успехов. И неважно, что ему не нравится бокс, а больше привлекает идея строить что-то из лего. Лего – это несерьёзно и бесполезно. Он пока маленький и не понимает, как важен спорт.

Любое желание расценивается как каприз, с которым необходимо бороться. Поэтому вполне естественно, что впоследствии утрачивается способность прислушиваться к своим потребностям и ставить цели, принимать решения.

Физиологические нарушения

Являются причиной психического инфантилизма. Что это такое? Это разновидность инфантильного расстройства.

Существует психологический, который возникает из-за грубейших ошибок в процессе воспитания, о которых говорилось выше. И психический – незрелость из-за поражений головного мозга, инфекций плода во внутриутробном развитии, асфиксии и прочих травм во время родов.

Также передаётся по наследству на базе социальной дезадаптации.

Виды инфантилизма

Истинный

Его ещё называют простым. Формируется из-за задержки развития лобных долей головного мозга наряду с неправильным воспитанием. Человек не может верно оценивать ситуацию, следовать правилам и нормам, принятым в обществе.

Он не понимает таких слов как «нельзя» или «надо», он знает только «хочу», «не хочу». Отличается от остальных людей чрезмерной наивностью и неприспособленностью к жизни. Нередко причиняет боль окружающим, но не со зла, а по неосторожности и непониманию.

Мыслит порой неординарно, отчего порой достигает успехов в творчестве. Кажется «вечным ребёнком», которому хочется только развлекаться и веселиться.

Подобное поведение грозит возникновением других психических расстройств, необходимость сталкиваться с ограничениями и сложностями приводят к неврозам, депрессиям, истерикам и прочее.

Гармонический

Незрелость проявляется не только психически, но уже и физически. То есть, человек не просто ведёт себя как маленький, но и значительно уступает своим сверстникам в плане телосложения.

Изначально рождаясь небольшим, в течение жизни особо ни в весе, ни в росте не прибавляет. Что служит причиной называть его ласкательно-уменьшительными именами, опекать и всячески баловать, ограждать от сложностей бытия. Ведь куда такому миниатюрному человечку справляться самостоятельно со взрослыми проблемами?

Отличается эмоциональностью и слабостью здоровья. В основном ласковый и милый. Чем вызывает неуёмное желание позаботиться о нём даже посторонних людей.

Важно

Требования у окружающих намного ниже, чем к его одногодкам или даже сослуживцам. Подобная забота достаточно приятна, но вызывает ощущение несостоятельности и некой недоразвитости.

Если взрослые будут воспитывать его наравне со всеми, приучая к автономности и прочему, то он вполне может стать зрелой и осознанной личностью. В крайнем случае, будет отставать в развитии, так и не познав, что такое мужественность или женственность, оставшись в позиции несмышлёного и неспособного «малыша», которому до конца жизни будет необходим опекун.

Дисгармонический

Отличается чрезмерной возбудимостью, упрямством и агрессивностью. Такой человек является лжецом, хвастуном, он создаёт конфликтные ситуации, стремится причинить боль окружающим его людям и склонен нарушать закон без зазрения совести. Дисгармоничного нарцисса вполне можно назвать девиантом.

На фоне вышеуказанного стиля поведения нередко начинает развиваться ещё и психопатия.

Органический

Один из признаков задержки психического развития, аутизма, шизофрении и прочее. Неполноценность центральной нервной системы приводит к неумению распознавать эмоции людей и верно оценивать обстановку, критично мыслить, проявлять настойчивость и усердие. Действия обычно лишены последовательности, самостоятельности.

Не способны выдерживать дисциплину, следовать правилам и законам. Легко поддаются чужому влиянию, которое не всегда бывает положительным.

Читайте также:  Как вежливо отказать парню или девушке в предложении встречаться?

Нередко назойливы, плаксивы, тревожны и медлительны. Пообещав что-то – сразу же забывают, мгновенно потеряв интерес к разговору.

Но, несмотря на это, проявляют активность, желая заслужить одобрение и похвалу.

Диагностика

Диагностировать это расстройство возможно в старшем школьном возрасте, иногда и в дошкольном. Обследование проводится в виде беседы со специалистом, то есть психиатром.

Он пытается выяснить, какие симптомы присутствуют у пациента, как он реагирует на различные раздражители, в состоянии ли соблюдать дистанцию или нарушает границы, не понимая, что делает. Может ли поддерживать конструктивный разговор. Насколько адаптирован к условиям, в которых учится или трудится, живёт и прочее.

Также в процессе диагностики задействуют тесты, опросники и рисунки. В основном используются методики «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», тест Розенцвейга, опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека и так далее.

Лечение

Когда наблюдаются органические нарушения, соматогенные – то в основном применяют медикаментозное лечение для того чтобы устранить основное заболевание. Только тогда возможно провести коррекцию поведения и личностных характеристик.

В случае если причиной являются недостатки воспитательного процесса – проводится психотерапевтическая работа, а также консультирование членов семьи, в которой находится пациент.

Чаще всего требуется комплексный подход. Потому что даже в случае с органическими поражениями лицам, которые заботятся о такой личности необходимо провести информативную беседу об её психических, социальных особенностях. В случае необходимости консультационный формат преобразовать в глубинную работу.

Завершение

Инфантильное расстройство является достаточно сложным заболеванием, с которым не так-то просто справиться.

Даже армия отказывается принимать в свои ряды таких людей. Как, в принципе и другие силовые структуры. Из-за неспособности соблюдать дисциплину, либо невозможности самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои действия.

О том, какие ещё существуют синдромы, вы можете узнать, нажав на эту ссылку.

Берегите себя, будьте счастливы и здоровы!

Материал подготовила психолог гештальт-терапевт, Журавина Алина

Источник: https://qvilon.ru/psihologiya/infantilnoe-rasstrojstvo-lichnosti.html

Что такое расстройство личности?

Расстройство личности — это продолжительное и стойкое нарушение разных аспектов деятельности психики. В таком поведении отсутствует продуктивная психосоматика, поэтому от этих проявлений страдают сам человек или находящиеся вокруг люди.

Такие нарушения часто возникают в детском или юношеском возрасте и длятся на протяжении всей жизни. Расстройство самой личности и ее поведения обусловлены стойкими нарушениями в мыслях, эмоциях и поступках.

У каждого человека свои особенности психики, и когда на общем фоне выделяется чье-либо поведение, у остальных людей это провоцирует появление раздражения. Появляются определенные проблемы, которые влияют на жизнь человека с нарушениями и на тех, кто находится рядом с ним.

Если такое состояние существенно влияет на повседневную жизнь человека, целесообразно говорить о необходимости квалифицированной помощи психолога или психиатра.

Несмотря на свой вид, психические расстройства нарушают адекватное психоэмоциональное восприятие человеком окружающего мира, способность больного социально адаптироваться. Терапия с помощью медикаментозных средств не влияет на изменение черт личности, но посещение психотерапевта может оказать большую помощь в выявлении своих проблем и в изменении поведения.

Механизм возникновения нарушений

Что такое расстройство личности? Их можно определить как разновидность расстройства психики, которую квалифицируют клинические психологи и психиатры.

Определяется оно как стойкие нарушения, которые проявляются в поступках, эмоциях и мыслях человека.

Совет

Для того чтобы был поставлен такой диагноз, сначала необходимо исключить поражения головного мозга органического характера, которые способны спровоцировать аналогичные отклонения.

Такие нарушения чаще проявляются в детском возрасте или подростковом. Выраженность отклонения в поступках и внешняя среда влияют на возможность адаптации при таком диагнозе. При положительных обстоятельствах происходит адаптация, в неблагоприятных случаях — дезадаптация. Факторы, которые провоцируют декомпенсацию, это:

  • соматическое заболевание;
  • болезни инфекционного характера;
  • интоксикации организма;
  • эмоциональные стрессы.

Каковы же причины недуга и что влияет на его развитие? На возникновение и прогрессирование психопатий сильно влияет возраст. Самым опасным в плане дезадаптации является подростковый и младший школьный возраст.

Психические нарушения у человека обуславливают неадекватное восприятие им окружающего мира, ненормальные решение проблем и отношение к людям.

Таким людям трудно построить конструктивные отношения с членами своей семьи. Людям с расстройствами свойственно не видеть свое неадекватное поведение и отношение к окружающему миру.

Поэтому они очень редко обращаются к специалисту по собственной инициативе.

Источник: https://1popsihiatrii.ru/rasstroistvo/lichnosti.html

Что представляет собой расстройство личности?

Расстройство личности

16.12.2017

1.3 тыс.

858

6 мин.

Расстройства личности – это поведенческие патологии, то есть отклонения от общепринятых норм поведения, существующих в данном социуме. В таких случаях в процесс вовлекается сразу несколько сфер личности, и такие люди не могут полноценно интегрироваться в общество.

Личностные расстройства проявляются обычно в подростковом возрасте, а в зрелости прогрессируют. Поэтому подобный диагноз нельзя ставить до того, как человеку исполнится 16-17 лет.

Но некоторые признаки будущей патологии врач должен отметить, определить степень их выраженности и дать прогноз относительно возможностей дальнейшего развития.

Сегодня в медицинской практике используется не одна классификация расстройств личности. В советской психиатрии различали три группы расстройств (в те времена их называли психопатией):

  • ядерные, которые назывались конституциональными;
  • краевые, которые признавались приобретенными;
  • органической этиологии.

Делили расстройства на типы и в зависимости от их патофизиологических параметров – тормозимые, возбудимые, истерические. Одно время существовала классификация по клиническому принципу – астенические, параноидальные, истерические, антисоциальные расстройства.

Действуют международная классификация DSM-5, согласно которой расстройства личности делятся на несколько кластеров. Выглядит это так:

  1. 1. Кластер А обозначают как “эксцентричный”. Он включает параноидальное, шизоидное и шизотипическое расстройства.
  2. 2. Кластер В (“драматический”) – это антисоциальное, пограничное, истерическое, нарциссическое расстройства.
  3. 3. Кластер С (“тревожный”) – избегающее, зависимое, обсессивно-компульсивное расстройства.

Несмотря на то что приведенные выше нарушения неплохо изучены, у ученых нет единого мнения относительно того, что вызывает подобное состояние. Расстройства личности возникают по генетическим причинам, но проявляются под воздействием воспитания в семье. Многое зависит от окружающих.

Существует гипотеза и о том, что на некоторых детей могут влиять внешние факторы. Дети, чувствительные к свету или шуму, часто растут робкими и застенчивыми. Но пока физиологические и психологические причины личностных расстройств изучены недостаточно, чтобы что-то утверждать с уверенностью.

Помимо уже перечисленных классификаций, могут использоваться и другие. В соответствии с классификацией по МКБ-10 различают следующие виды расстройств:

  1. 1. Параноидное. Для этой патологии характерны подозрительность, злопамятность, постоянное недовольство всеми, включая близких людей. У больного есть привычка все в жизни относить на свой счет.
  2. 2. Шизоидное. Оно характеризуется тенденцией избегать эмоциональных взаимоотношений. Это психическое расстройство часто проявляется замыканием в себе и уходом в свои фантазии. Появляются аутические черты поведения. Ведь такие пациенты не ощущают эмоциональных связей с другими людьми и сами не могут выразить то, что они чувствуют. Это очень ранимые люди, которые не могут найти адекватный способ общения.
  3. 3. Диссоциальное. Это отклонение, которое проявляется игнорированием социальных норм. При нем импульсивность – не просто черта характера человека, чаще всего она связана с агрессией и ограниченной способностью строить взаимоотношения.
  4. 4. Инфантильное проявляется признаками социальной незрелости. То есть взрослый человек, как и ребенок, не может контролировать свои эмоции (тревогу, страх, агрессию), чтобы противостоять стрессовым ситуациям. Первые симптомы инфантильного расстройства появляются еще в подростковом возрасте в связи с гормональными изменениями.
  5. 5. Ассоциативное характеризуется тем, что у пациента мысли сменяют друг друга настолько быстро, что он практически не успевает их выразить вслух. Мышление больного становится поверхностным. Он моментально переключает внимание с одной проблемы на другую, поэтому его сложно понять, да и самому пациенту бывает трудно выразить свою мысль.
  6. 6. Когнитивное приводит к нарушению в познавательной сфере, что является признаком снижения работоспособности мозга. У этого явления может быть множество причин, в том числе недостаточное кровоснабжения органа. Основные симптомы этой формы заключаются в ухудшении памяти и концентрации внимания. Могут возникать сложности в подсчетах.
  7. 7. Деструктивное. Это название можно перевести как “разрушительное”. Оно характеризуется тем, что у человека полностью блокируется выход плодотворной энергии. Часто это происходит из-за каких-то сложностей с самореализацией, когда человек не испытывает удовлетворения даже после достижения цели. Проявления деструктивного поведения – вандализм, экологический терроризм, любой теракт.
  8. 8. Смешанное. Это расстройство личности изучено меньше по сравнению с другими видами. На практике этот диагноз ставят тогда, когда у человека проявляются попеременно признаки то одного, то другого типа расстройства, но не один не имеет стойкого характера. Раньше форму заболевания называли мозаичной психопатией. Человеку с таким заболеванием очень тяжело вписаться в социум, строить какие-то отношения. Очень часто смешанное расстройство сопровождается алкогольной, наркотической или игровой зависимостью. Такие люди часто бывают одержимы сверхценными идеями. Заболевание может привести к развитию шизофрении.
  9. 9. Диссоциативное расстройство личности – это не одно какое-то заболевание, а целая их группа. При них у человека нарушаются различные психические функции – память, сознание. А иногда происходит и отказ от чувства собственной идентичности.

Существуют и другие типы расстройства личности – истерического, тревожного, эмоционально неустойчивого, психоневротического характера.

Хотя такие люди неплохо социализируются, военкомат не берет их на службу в армию, не принимают их и в силовые структуры.

Когда такой человек получает водительские права, для него этот вопрос решается индивидуально с учетом его состояния. Это же касается и разрешения на ношение оружия.

В большинстве случаев эффективность медикаментозной терапии невысока. Единственное исключение составляют тревожные расстройства. Нейролептики и антидепрессанты (флуоксетин или пароксетин) не всегда помогают.

Обратите внимание

К тому же антидепрессанты могут вызывать серотониновый синдром. Иногда применяются препараты из группы бензодиазепинов.

Они обладают успокаивающим и противосудорожным действием, но их использование имеет свои ограничения, поскольку может вызывать лекарственную зависимость.

Поэтому главным методом лечения остается психотерапия. Пациенты, страдающие расстройствами личности, нуждаются в психологической и социальной помощи. Здесь применяются различные виды как индивидуальной, так и групповой семейной психотерапии.

Очень важно найти врача, с которым можно будет выстроить доверительные отношения.

Такой специалист должен выявить причины расстройства личности, а потом уже совместно с пациентом работать над коррекцией поведения – все это задачи сложные, но выполнимые.

На двух типах расстройств личности следует остановиться подробнее, поскольку их симптомы, диагностика и методика лечения могут отличаться от изложенных выше видов.

Расстройства органической этиологии возникают на фоне эпилепсии, черепно-мозговых травм, энцефалитов и т. д. Такой диагноз ставят, когда присутствует сразу несколько симптомов из следующего перечня:

  • значительно снижена способность человека к целенаправленной деятельности;
  • эмоциональная лабильность с резкими переходами от эйфории к подавленности, иногда апатия;
  • подозрительность, параноидальные идеи отвлеченного характера, изменения темпа речи и сексуального поведения.

При проведении диагностики важную роль играют неврологические данные больного, а также сведения, полученные с помощью ЭЭГ и компьютерной томографии. Лечение подразумевает устранение самой причины возникновения подобного заболевания. Человеку дают ноотропные препараты – фенибут и глютаминовую кислоту. Используются небольшие дозы нейролептиков, бета-блокаторы, другие средства.

С диссоциативным расстройством личности связано несколько феноменов. Это психогенная амнезия, возникновение в одном человеке множественных личностей и психогенная фуга.

Все эти феномены публике известны по остросюжетным детективам и голливудским триллерам. Но реальность может быть не менее увлекательной.

Важно

Отклонения диссоциативного характера, проявляющиеся раздвоением личности, могут возникать даже при глубокой медитации или при травматическом опыте вроде автокатастроф.

Лечение диссоциативного расстройства включает в себя обычно и психотерапию, и прием медикаментозных препаратов. Иногда таким людям прописывают транквилизаторы и антидепрессанты, поскольку этот тип расстройства часто сопровождается тревожностью и депрессией.

Одним из рекомендуемых методов при таких расстройствах является гипноз, поскольку он связан с процессом диссоциации. Он помогает избавиться от травматических воспоминаний.

Диссоциативная амнезия лечится довольно быстро.

А вот на закрытие альтернативных личностей уходит довольно много времени (достаточно вспомнить историю Билли Миллигана, в котором после травматического опыта жило более десятка личностей).

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/personality-disorder/rasstrojstvo-lichnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector