Профилактика и разрешение конфликтов между учителем и учеником

Учитель и ученик: как построить бесконфликтное общение

Обучение – сложный и многогранный процесс, течение которого невозможно без некоторых столкновений и противоречий между учителем и учеником.<\p>

Конфликт между учителем и учеником – явление распространенное и, безусловно, имеющее свои особенности и причины. Подобная проблема требует включенности и педагогов, и учащихся, и родителей.

Причины и особенности ↑

К основным причинам возникновения конфликта между учителем и учеником относят следующие:

  • низкий уровень ответственности учителя при разрешении проблемной ситуации;
  • разный статус и жизненный опыт участников конфликта;
  • каждая сторона конфликта видит ситуацию по своему: учитель не стремится понять переживания ученика, а ученик не всегда может справиться со своими эмоциями ввиду возрастных особенностей.

Педагог М. Рыбакова в своей работе «Конфликт и взаимодействия в педагогической деятельности» описала ряд причин, по которым происходят конфликты между учителями и учениками:

  • в результате действий, связанных с проблемой успеваемости;
  • специфика реагирования педагога на поведение учеников, не соответствующее школьным требованиям;
  • особенности эмоционально-личностных отношений, сложившихся между учителем и учеником.

В педагогической науке принята следующая классификация конфликтов между учителем и учеником:

1.   Конфликт деятельности. В этом случае речь идет о столкновении на основании отказа со стороны ученика выполнять задание учителя. Также о подобном конфликте говорит небрежное, ненадлежащее выполнение задания учеником.

Причинами такого конфликта часто становятся:

  • повышенная утомляемость;
  • неспособность усвоить большой объем учебного материала;
  • отсутствие объективной помощи со стороны учителя.

Подобного рода конфликты имеют место быть в ситуации, когда учитель только начинает работать с классом и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень.

Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания. При этом отмечается, что требования к ученикам довольно завышены. В результате таких конфликтов, по настоящему способные и талантливые школьники вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается интерес к учебе.

2.   Конфликт поступков. Бывают ситуации, когда учитель обвиняет ученика в каком-то неправильном (по его мнению) действии или поступке, при этом, не разобравшись в мотивах и объективных причинах случившегося.

На основании необоснованных выводов учитель стремится скорректировать поведение ученика. Не вникнув в особенности ситуации, учитель ошибочно оценивает всю ситуацию в целом.

Обратите внимание

Не все ученики способны промолчать, чаще всего конфликт поступков разворачивается в серьезное столкновение, окрашенное резко негативными эмоциями.

3.   Конфликт отношений.

Отличительная особенность подобных ситуаций – затяжной характер конфликта, возникающего в результате неграмотного разрешения со стороны педагога какой-либо проблемы.

Конфликты отношений часто имеют личностную подоплеку. Результатом такого столкновения становится длительное рассогласованное взаимодействие между учителем и учеником, выраженное неприязненным отношением.

Статистика показывает, что большинство конфликтов между учителем и учеником имеет негативные последствия (около 85%), поэтому так важно вовремя заметить изменения во взаимоотношениях и принять необходимые меры для устранения конфликта.

Как выявить проблему: советы родителям ↑

Существует ряд признаков , по которым внимательные родители могут заметить, что у ребенка появились проблемы в школе:

  • у ребенка пропадает интерес к учебе в целом или к отдельному предмету, он стремится испортить учебник, неряшливо ведет записи в дневнике и тетрадях ,чего раньше не наблюдалось;
  • ребенок агрессивно настроен против учителя, раздражается, когда речь заходит о нем, придумывает «клички» и рисует всевозможные карикатуры.

После того, как родители оценили ситуацию и поняли, что у ребенка действительно конфликт с учителем, необходимо принимать меры. Подобную ситуацию нельзя пускать на самотек и оставаться в стороне в качестве наблюдателя или простого слушателя.

Как разрешить конфликт между учителем и учеником ↑

Многолетний опыт педагогов и психологов позволил выявить некий общие способы разрешения всех школьных конфликтов:

  • спокойствие;
  • объективный анализ ситуации;
  • построение открытого диалога;
  • определение общей цели;
  • выводы.

Подобная схема учитывает потребности и возможности всех участников конфликта. Конечно, ситуацию столкновения лучше избежать, но если конфликт все же произошел, следование некоторым рекомендациям, позволит разрешить его конструктивно, без лишних эмоций и переживаний.

Рекомендации учителю для разрешения конфликта с учеником-провокатором:

  • недопустимо давление на ребенка, это только вызовет еще больший негатив;
  • не следует требовать от ученика публичных извинений и признания своих ошибок;
  • важно дать подсказку к выстраиванию алгоритма правильных действий со стороны школьника;
  • необходимо выстроить диалог с учеником, тон разговора должен быть спокойный и доброжелательный;
  • разговор должен быть предметным, конкретным;
  • возможно появится необходимость привлечения родителей с целью заинтересовать ребенка другими сферами жизни; хороший пример в этом случае – спортивная секция;
  • важно уметь слушать и слышать ребенка!

Рекомендации родителю в конфликте, виновником которого является учитель:

  • важно оценить ситуацию спокойно, реально и объективно;
  • необходимо провести беседу с учителем и выяснить причину конфликта;
  • скандальное поведение, ругань и хамство ни к чему не приведут;
  • после определения причины попытаться найти общую цель и возможности выхода из конфликта, выстроить конструктивную модель поведения всех участников конфликта;
  • не стоит торопиться менять учителя или школу; подобная стратегия может только навредить, ведь ребенку придется выстраивать отношения в новом коллективе, а ведь так важно сформировать социальные навыки, в том числе, и поведение в конфликтной ситуации.

Какова польза конфликта в организации? Узнай в статье.

О способах ухода от конфликтов читай далее.

Рекомендации родителю, если в конфликте виноват ребенок:

  • провести спокойную беседу с ребенком на предмет выяснения проблемы;
  • в процессе разговора не должно быть язвительных реплик, угроз и саркастических замечаний;
  • ситуация требует объективного анализа, а не переживаний по поводу последствий;
  • родители должны подсказать ребенку о необходимости извинения перед учителем (присутствие родителей при этом возможно только по просьбе ученика).

Родителям стоит выстраивать гармоничные и доброжелательные отношения с учителем. В таком случае вероятность появления конфликтов сводится к минимуму, а если они и возникают, то быстро и конструктивно разрешаются!

Видео: Конфликты между детьми и учителями

Источник: http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikt-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom.html

Конфликты между учителями

Продолжение. Начало: «Конфликты в школе«

Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в меньшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты между учителями гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников.

Мы рассмотрим не только конфликты с участием рядовых учителей, но и учителей с директором или завучем школы, т.е. конфликты «по вертикали». Это два разных вида конфликтов, хотя происходят в одном и том же педагогическом коллективе и часто связаны между собой, поэтому могут подвергаться сравнительному анализу.

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей обусловлены разными факторами.

Во-первых, самим содержанием и характером педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимозависимость гораздо больше, чем у учеников.

Если учитель математики работает плохо, это заметно отражается на качестве уроков учителя физики. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе.

Во-вторых, специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский.

Престижность учительского труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «вымывания» мужчин из  этого важнейшего, государствообразующего вида деятельности. По данным на 2001 г.

, среди учителей общеобразовательной школы женщин было 82%. Среди директоров общеобразовательных школ женщины составляют 59%.

В условиях подавляющего доминирования женщин в педагогических коллективах школ на возникновение, развитие и завершение конфликтов между учителями заметное влияние оказывают особенности женской психологии. Известно, что женщины более эмоциональны в оценках и поступках, чем мужчины.

Они более чувствительны к переменам со стороны коллег, острее реагируют на просчеты и ошибки окружающих.

Важно

Экспериментально доказано, что конфликты между женщинами чаще носят личностный характер, в то время как мужчины обычно конфликтуют из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности.

В-третьих, фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, является современный уклад жизни на селе, существующая социально-экономическая ситуация. Следует сказать, что этот фактор влияет и на особенности конфликтов у школьников. Однако, учителя в гораздо большей степени, чем ученики, подвержены социально-экономическому давлению окружающей среды.

Ученики во многом защищены от тягот и лишений опекой родителей. Кроме того, в силу особенностей детской психики, они обычно в радужном цвете видят будущее, быстро забывают прошлые обиды, легче переносят трудности. У педагогов же нестабильная обстановка на селе, непрерывные, часто необоснованные и непонятные ре-формы, вал трудно разрешимых проблем вызывают продолжительный и устойчивый стресс.

Оценка устойчивой тревожности 586 педагогов, проведенная с помощью специального теста, показала, что ни один из них не обладает низкой тревожностью. Нормальная тревожность обнаружена у 13% педагогов, высокая — у 87% (А.С. Гусева и др.).

Очевидно, что при таком высоком уровне личностной тревожности педагоги порой неадекватно реагируют на обычные противоречия интересов между коллегами, что зачастую чревато конфликтами.

Анализ реальных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учителей показывает, что существует широкий спектр проблем, решить которые педагогам не удается без конфликтов.

Приведем некоторые примеры.

  1. Всем старшеклассникам было неловко наблюдать, как завуч школы в их присутствии отругал учительницу. Она не знала, как себя вести, смущалась и краснела.
  2. Учительница относилась пренебрежительно к коллегам. Надо сказать, что она была довольно сильным предметником и методистом. И в то же время позволяла себе свысока говорить об учителях при учениках.
  3. Классная руководительница откровенно рассказывала старшеклассникам о конфликтах, ссорах и других событиях в жизни учителей школы.
  4. Взаимная неприязнь двух учительниц отражалась на дочери одной из них, которой регулярно ставились заниженные оценки той учительницей, с которой конфликтовала ее мама.
  5. Учительницы в присутствии учеников ссорятся в коридоре из-за того, что обе хотят проводить урок в учебном кабинете. Говорят на повышенных тонах, активно жестикулируют.
  6. Учитель нередко обзывает школьников словами «хамье», «идиотки в носочках», что вызывает возмущение учеников и остальных учителей (учитель физики, например, говорил, что у этого грубияна и учащиеся будут «дубами»). В коридоре школы эти два учителя прилюдно ссорились.
  7. Директор школы в присутствии старшеклассников грубо разговаривал с учительницей, которая была старше его по возрасту.
  8. Сводя личные счеты с коллегами, учитель рассказывал на уроках о проблемах в педагогическом коллективе, давая негативные оценки тем, с кем у него были натянутые отношения.
  9. Факультатив по литературе в классе директор поручил одной учительнице, а преподавание этого предмета — другой. Из-за неприязни к коллеге учительница на уроках литературы открыто призывала учеников не посещать факультатив, заявляя, что она сама дает достаточные знания.

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта естественно влияет на характер возникновения, развития и завершения противостояния педагогов. Стаж работы учителя в школе также влияет на характер конфликта. Зависимость частоты возникновения конфликта от его причин и стажа работы в школе оппонентов представлена в табл. 2.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать определенные выводы.

Во-первых, чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в конфликты с коллегами и руководством школы. Это связано с адаптацией учителей к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов, к тому же имеет навыки неконфликтного разрешения проблем как с учителями, так и с завучем, директором.

Читайте также:  Как понять, не гадая на ромашке, нравишься ли ты парню?

Таблица 2.
Частота конфликтов в зависимости от их причин и стажа работы педагога

Причины конфликта Стаж работы До З лет до 10 лет до 20 лет до 30 лет более 30 лет
Недостаточная учебная нагрузка 54 49 43 41 32
Излишняя учебная нагрузка 58 50 35 40 29
Неудобное расписание уроков 69 63 60 50 49
Значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников 65 62 52 55 41
Личные 57 52 40 45 31
Распределение жилья 53 42 34 33 25
Распределение путевок в дома отдыха, санатории 53 43 35 36 28
Преподавание предметов, не являющихся специальностью 50 41 30 32 24

Во-вторых, чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой, или на почве личной неприязни.

В-третьих, особенно важно, как часто происходят конфликты между педагогами, — это зависит от профессиональных и индивидуальных качеств учителя.

Так, конфликты из-за расписания уроков сокращаются по мере увеличения педагогического стажа — от 3-х до 30 лет в 1,4 раза. А конфликты из-за увеличения учебной нагрузки происходят реже в 2 раза.

Устранение этих причин во многом зависит от директора и завуча школы.

Совет

Характер и особенности конфликтов у педагогов обусловлены тем, с кем из окружающих сталкиваются интересы или возникают противоречия. Выявлены следующие мнения педагогов 1 о том, кто чаще является их оппонентом в конфликте:

  1. администрация — учитель — 35,5%;
  2. администрация — обслуживающий персонал — 7,5%;
  3. конфликт между учителями-предметниками — 15%;
  4. молодые учителя — учителя со стажем — 7,5%;
  5. учитель — ученик — 24,8%;
  6. учитель — родитель — 14,3% .

Результаты исследования показывают, что, по мнению педагогов чаще все конфликты у них случаются с администрацией школы. Эти данные подтверждают результаты, полученные автором при изучении более 1000 конфликтов во взаимоотношениях госслужащих. Столкновения «по вертикали», т. е.

конфликты между начальниками и подчиненными, обычно составляют около 78% от общего количества конфликтов в коллективе. Чаще всего интересы учителей сталкиваются с интересами директора и завуча. Это естественно. Ведь именно с директором и завучем учитель обычно решает важные для него вопросы.

Следовательно, именно к таким конфликтам должен быть в первую очередь готов педагог.

Отвечая на вопрос: «Что главное в вашей работе?» педагогов многие из 586  выделили и отношения с окружающими

  • материальное обеспечение — 54%;
  • свобода, независимость в профессиональной деятельности — 36%;
  • уважение окружающих — 31,5%;
  • большой отпуск — 19,5%;
  • хорошие отношения с администрацией, коллегами, учениками, родителями — 65,3%;
  • возможность саморазвития, самореализации — 22,5%.

Эти данные показывают, что педагоги почти в 2 раза чаще называют главными хорошие отношения с окружающими и уважение с их стороны (в сумме 96,8%), чем материальное обеспечение (54%). И это не удивительно: здоровый социально-психологический климат в школьном коллективе для педагога не менее важен, чем хорошая зарплата.

Учителя отрицательно относятся к конфликтам, по возможности стремятся обходиться без них, оценивают Конфликт как деструктивное явление в жизни школы. Это нормальная оценка нормальных людей, понимающих, что конфликты чаще мешают делу, чем помогают.

Ярко выраженное негативное отношение к конфликтам, однако, не является препятствием к межличностным столкновениям между учителями.

Обратите внимание

Особенности конфликтов в коллективах школ обусловлены причинами, их вызвавшими. Без знания причин трудно понять механизмы развития и завершения конфликтов, а самое главное — заниматься их профилактикой. Ведь профилактика — это устранение условий и факторов, вызывающих конфликты, управление причинами, их порождающими.

конфликтконфликт в школеконфликты между учителями Укажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик. Вы можете отписаться в любое время <\p>

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/konflikty-mejdu-uchitelyami.html

Способы разрешения конфликтов между учителем и учеником

Педагог должен взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика как формирующёйся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители.

Поведение учителя в условиях конфликта характеризует: – напористость в реализации собственных интересов; – кооперативность, учитывающая интересы других лиц.

Сочетание этих направлений при разной степени их выраженности определяет основные способы разрешения межличностных конфликтов: избегание, принуждение, сглаживание, компромисс.

***Избегание (уклонение) – слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью.

При такой стратегии поведения действия учителя направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказывания собственной позиции.

Учитель не берёт на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, отрицает наличие конфликта, старается избегать ситуаций, провоцирующих конфликт.

***Принуждение (противоборство) – высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия учителя направлены на то, чтобы настоять на своём путём открытой борьбы за собственные интересы, применения власти, принуждения. Он заставляет принять свою точку зрения любой ценой.

Сглаживание (уступчивость) – слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия учителя направленына сохранение или восстановление хороших отношений, обеспечение удовлетворённости другого лица путём сглаживания разногласий.

Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремится поддерживать других, не задевает их чувств, учитывает их аргументы.

***Компромисс (сотрудничество) – высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия учителя направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его собственным интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.

Итак для преодоления конфликтной ситуации педагогу необходимо:

** Раскрыть её причины** Не допустить перехода в длительный конфликт

** Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны

** Найти пути предупреждения или погашения конфликта

** Поддержать даже «плохих» учащихся.

Социальным педагогам и инспекторам по охране прав детей необходимо придерживаться следующих правил по преодолению конфликта: – не делайте поспешных выводов.

Дайте участникам некий период времени, чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта – это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»; – не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться, в основном теми, кто её создал; – при обсуждениях анализируйте мнения сторон, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путём определения общей позиции для оценок;

– разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия можно только по частям, шаг за шагом.

Виды конфликтов в школе

1)Конфликт «Ученик — ученик»

(Сильный – слабый, успевающий-неуспевающий, старший-младший.) Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

**борьба за авторитет

**соперничество

**обман, сплетни

**оскорбления

**обиды

**враждебность к любимым ученикам учителя

**личная неприязнь к человеку

**симпатия без взаимности

**борьба за девочку (мальчика)

2)Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Важно

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

**разные представления сторон о средствах воспитания

**недовольство родителя методами обучения педагога

**личная неприязнь

**мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

3)Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками

**отсутствие единства в требованиях учителей

**чрезмерное количество требований к ученику

**непостоянство требований учителя

**невыполнение требований самим учителем

**ученик считает себя недооцененным

**учитель не может примириться с недостатками ученика

**личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

4) «Учитель – администрация учебного заведения»

5) «учитель – учитель»

6)«администрация учебного заведения– вышестоящие должности»

7) «ученик-администратор»

8) «родители-родители»

9) «родители-администратор»

10)«администратор-администратор»

40.Объективные факторы конфликтности в образовании: (ответ из лекции)

1)Кризис традиционной системы образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала и роль учителя в образовательном процессе.

2)Низкая практическая направленность образования: система образования в большей степени направлена на теоретическое восприятие мира.

3)Низкий уровень финансирования.

4)Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования.

5)Слабое законодательство в сфере образования.

6)Массовый спрос на высшее образование.

7)Падение престижа обучения в ПТУ и техникумах.

8)Коррупция в высших образованиях.

Источник: https://cyberpedia.su/13xacbe.html

Межличностный конфликт в школе: учитель против учителя

Межличностный конфликт — это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми, и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей. Подобные ситуации периодически происходят в любых трудовых коллективах, в том числе педагогических. В этой статье мы рассмотрим конфликты между учителями.

11 мая 2018<\p>

  1. Ресурсные.

    Неравномерное распределение тарифного фонда, избыток или недостаток учебной нагрузки, распределение кабинетов и ТСО.

  2. Личностно-психологические. Личная антипатия и нетактичное поведение, ошибочная интерпретация мотивов поступков. Недостаточно высокая оценка деятельности в коллективе. Несправедливые обвинения коллег. Взаимное соперничество молодых и опытных учителей.

    Конкуренция предметников. Чрезмерная самореклама.

  3. Ценностные. Различия в мировоззрениях, целях и задачах образования. Несогласие по использованию методик и игнорирование педагогических принципов коллег.

Искусство завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, эффективно общаться и расти как личность<\p>

Автор этой книги, впервые переведенной на русский язык, — легендарный Дейл Карнеги, работы которого стали обязательным чтением для тех, кто хочет научиться общаться.

И это огромное событие в психологической науке — перед вами авторский тренинг эффективного общения, уверенности и влияния, который прошли сотни тысяч людей по всему миру. <\p> Купить

Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся в учительских коллективах модели конфликтных ситуаций.<\p>

Пример 1.
Различия в ценностях

Классный руководитель 10 класса с гуманитарной направленностью главной задачей школы считал развитие личности и творческих способностей ребёнка, а также его стремления к самореализации и самовыражению. В его педагогической практике превалировали демократичные принципы взаимоотношений с учениками.

А учитель физики, приверженец строгих методов обучения и воспитания, постоянно обвинял коллегу в распущенном поведении, результатом которого, по его мнению, стали низкие оценки по физике во всём классе.

<\p>

Классный руководитель ответил на недружелюбную реплику коллеги, сказав, что низкая успеваемость его класса — результат сухой неинтересной подачи материала и авторитарности учителя физики. По его мнению, именно эти факторы мешают детям усваивать предмет.<\p>

Взаимоотношения учителей наладил осознанный конструктивный диалог.

Договориться помогли следующие приемы:<\p>

  • Эхотехника: собеседник передает мысли и чувства партнера: «Если я вас правильно понял…», «Другими словами…».
  • Развитие идеи: «Если исходить из того, что вы сказали, то…», «Вы так думаете, поскольку…».
  • Слова-соломинки: «Мне кажется…», «Видимо…».

В результате педагог по физике стал использовать творческие приемы изучения материала, связанные, в том числе, с расширением рамок мышления.
А классный руководитель, в свою очередь, пошел на уступки в вопросах дисциплины, а также начал проводить внеклассные мероприятия, мотивирующие учеников познавать точные науки.<\p>

Пример 2.
Личностно-психологическая причина, связанная с борьбой за лидерство и самоутверждением

В школе трудились два историка. Опытный педагог с двадцатилетним стажем и молодой специалист. Первые два года работы старшая коллега постоянно подчеркивала свое превосходство и значимость, даже унижала новичка, ссылаясь на его профессиональные качества.

<\p>

Молодой педагог с самого начала работы внедряла новые передовые методики обучения, и ее авторитет со временем вырос. «Соперница» приняла достойную роль коллеги в штыки. Доходило даже до анонимок в районо. «Жертва» оказалась на грани эмоционального срыва. Справиться с «агрессором» и ситуацией ей помогли советы психолога.

<\p>

  1. При конфликтном разговоре мысленно настройтесь на собеседника. Глядя в глаза, следите за изменением лица, позы, положения рук. Постарайтесь почувствовать, ощутить себя в этом состоянии и этой роли.
  2. Слушая и изучая собеседника, не перебивайте его, дайте выговориться.

    Позже, сняв заряд напряжения, «агрессор» будет готов перейти к более конструктивному диалогу.

  3. Очень искренне, прямо, но корректно, не затрагивая личность, говорите «противнику» о впечатлении и воздействии, производимом его словами и действиями.

  4. Сочувствуйте эмоциональному состоянию «агрессора»: «Мне кажется, вам тяжело постоянно себя накручивать».
  5. Показывайте собеседнику свое уважение и как к личности, и как к авторитетному высококлассному учителю.
  6. При любой возможности старайтесь предложить выход из сложившейся ситуации.

  7. Постоянно подчеркивайте общую цель — обучение детей, требующее применения инновационных методов.

В результате молодой педагог не только обезвредила «противницу», но и сделала союзницей в освоении новых учебных программ.
<\p>

Антиконфликтное упражнение «Умение слушать»

Для предупреждения межличностных конфликтов в педагогических коллективах применяются специальные антиконфликтные упражнения. Хочу предложить наиболее эффективное групповое упражнение «Умение слушать». Его цель — научиться безоценочно слушать собеседника и развивать эмпатию.
<\p>

  1. Разбейтесь на пары и распределите роли. Один — «говорящий», другой — «слушающий».
  2. 5 минут «говорящий» рассказывает о своих трудностях в общении. «Слушающий» концентрируется на собеседнике, на его словах, мимике, жестах. Периодически спрашивает, правильно ли он понял слова. Не оценивает, не дает советы.
  3. В течение 1 минуты «говорящий» сообщает «слушающему», что в его поведении помогло ему говорить открыто, а что затрудняло монолог.
  4. «Говорящий» 5 минут рассказывает о своих сильных качествах в общении.
  5. «Слушающий» в течение 5 минут повторяет «говорящему», что он понял из его двух рассказов о себе.
  6. «Говорящий» в это время молчит и кивком головы выражает согласие или несогласие. Если он не согласен, то «слушающий» должен исправлять монолог до тех пор, пока не получит подтверждение своим словам.
  7. Партнеры меняются ролями и работают по той же схеме.

Периодическое выполнение этой техники нейтрализует различные конфликтные качества у педагогов (оценивание, навязывание своего опыта) и создает добрую и комфортную атмосферу в школьном коллективе.<\p>

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/mezhlichnostnyy-konflikt-v-shkole-uchitel-uchitel/

Конфликт ученика с учителем

Нередки случаи, когда у ребенка в школе возникает конфликт с учителем.

Если ученик находится в состоянии «войны» с преподавателем, то первоочередной задачей родителей будет помочь своему ребенку как можно быстрее разрешить конфликтную ситуацию.

При этом не нужно пытаться решить все за него — ребенок должен сам научиться справляться с подобными ситуациями. В первую очередь разрешение ситуации подразумевает под собой нормальный, конструктивный диалог между учеником и педагогом.

Возможные причины конфликта

  • Если учитель пользуется старыми педагогическими методами и имеет несовременные взгляды на жизнь, то он может не любить творческих и раскрепощенных детей, которые воспитываются в атмосфере любви и свободы. Когда такой ученик высказывает свое мнение, то педагог видит в этом только одно — ребенок плохо воспитан. А если же ученик решит задачу не тем способом, что объяснял преподаватель, то он может обвинить ребенка в непонимании материала.
  • Педантичные учителя внимательно присматриваются и придираются к тому, как выглядит учащийся, насколько аккуратно он ведет свою тетрадь. По этому поводу может возникнуть масса конфликтных ситуаций как с детьми младшего школьного возраста, которые не очень аккуратны, так и со старшеклассниками, которые хотят чем-то выделиться и отстаивают свою индивидуальность относительно своего внешнего вида.
  • У подростков есть очень много разнообразных поводов попасть в конфликтную ситуацию — они пытаются самоутвердиться в коллективе и считают, что если нагрубят педагогу, то легко завоюют себе авторитет среди сверстников.
  • Если учитель плохо владеет педагогическим мастерством и его уроки очень скучные для детей, то это тоже может провоцировать недовольство и осуждение со стороны учеников.
  • Бывает и такое, что мягкий характер учителя не дает возможности поддерживать строгую дисциплину в классе. И педагог, чтобы спасти свою репутацию идет на конфликт со злостными нарушителями дисциплины.

Признаки того, что ученик на грани конфликта с учителем

Понять, что назревает проблема в отношениях педагога с учеником очень просто. Нужно присмотреться к ребенку и сделать все, чтобы конфликт утих на ранней стадии. Вот главные симптомы начала проблемы:

  • ученик категорически отказывается учить уроки, портит учебник по данному предмету и очень неаккуратно ведет свою рабочую тетрадь;
  • ребенок ведет себя совсем не так, как раньше: если он был добрым, то стал агрессивным, а раскованный и общительный вдруг сделался замкнутым;
  • школьник рисует смешные или злые карикатуры на преподавателя и очень негативно о нем вспоминает;
  • записи о нарушениях дисциплины сделаны в основном одним и тем же учителем.

Как выйти с проблемной ситуации?

Решение проблемы состоит из 2 этапов:

  • оценка возникнувшей проблемы;
  • разговор с учителем.

Оценивая сложившуюся ситуацию, родители должны помочь ребенку решить проблему. Они могут подсказать ребенку как разрешить конфликт с учителем достойным образом.

В результате полученного в детстве опыта взрослый человек будет обладать необходимыми навыками правильного выхода из трудных житейских ситуаций. Подходить с разговором к ребенку нужно очень аккуратно. Он не должен думать, что в результате разговора его накажут.

Следует успокоить ребенка, показать, что хотите ему непросто посочувствовать, а помочь решить сложную ситуацию.

Часто родители задают слишком много вопросов и комментируют каждое слово своего ребенка, что делать крайне не рекомендуется. Он должен выплеснуть все, что наболело, даже если это очень эмоциональное и не совсем культурное высказывание.

Если хочет, то пусть ругает учителя. А также во время разговора полезно будет уточнить, когда и из-за чего начались первые ссоры с учителем, на какие высказывание ученика он отреагировал негативно.

После этого ребенка убеждают, что он и учитель не враги друг другу, им просто им тяжело найти общий язык.

В конце разговора обязательно нужно подвести итоги и найти выход из ситуации.

Совет

Очень хорошим результатом беседы считается, если от ребенка прозвучало предложение о том, что он будет вести себя спокойней и стараться лучше учить этот предмет.

Будет нелишним убедить ребенка в необходимости разговора родителей с преподавателем. Сделать это будет легче, если сказать ему, что придете после уроков, и никто из одноклассников ничего не будет знать.

Разговор с учителем

Общаясь с педагогом, родители должны руководствоваться следующими правилами:

  • В разговоре с учителем нужно придерживаться нейтральной стороны. Не стоит открыто вставать на сторону педагога или, наоборот, своего ребенка — ни к чему хорошему это не приведет.
  • Следует обратить внимание на то, чтобы преподаватель, описывая конфликтные ситуации, указывал на конкретные факты и поступки ребенка, а не руководствовался только своим мнением или впечатлением. Если что-то непонятно, не стоит бояться переспросить или уточнить у учителя.
  • Не нужно «расстилаться» перед учителем чтобы загладить конфликт, тем самым преувеличивая вину своего ребенка.
  • Не стоит также бояться, что учитель будет несправедливо придираться к ребенку и выживать его со школы. Нужно просто защищать его права и добиваться того, чтобы он себя комфортно чувствовал в школе. Если учитель злоупотребляет своим положением, то можно найти способ повлиять на него посредством обращения к завучу или директору школы.
  • Что делать, если попытка урегулировать проблему зашла в тупик? Нужно открыто спросить педагога, в чем он видит решение данной проблемы.

Как не допустить появления конфликта?

Если родители изначально наладят с педагогом хорошие отношения, то он точно не будет излишне придираться к школьнику. Каким же образом это возможно сделать?

  • Для этого нужно регулярно посещать родительские собрания. Замечательно будет предложить свою помощь размножить копии дидактических материалов, помочь озеленить класс или сделать ремонт.
  • Следует также позаботиться и об ученике. Для этого его нужно отдать в музыкальный или танцевальный кружок, секцию борьбы, плавания и т. д. Возможно там он будет занимать призовые места, тем самым прославит свою школу и заслужит уважение у учителей. К тому же такое увлечение изменит его мировоззрение, и он будет совсем по-другому смотреть на школу и на весь мир в целом.

Причин, которые могут вызвать конфликтную ситуацию, очень много. В поисках их решений нужно оценить атмосферу в классе и метод преподавания учителя. К тому же каким бы «сложным» ни был ребенок, его нужно попытаться понять и направить его энергию в нужное русло.

Но в любом случае не стоит забывать, что за возникновение конфликта и за его урегулирование должен отвечать учитель. Потому что именно он занимается профессиональным воспитанием школьников.

Как настоящий специалист преподаватель не должен допустить возникновения конфликта, и тем более его перехода в более острую форму.

<\p>

Источник: https://roditeliz.ru/school/konflikt-uchenika-s-uchitelem-kak-razreshit.html

Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке

Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопр. психол.- 1986. – №3.

И.М. ВЕРЕНИКИНА

Проблема конфликтности в подростковом возрасте неоднократно рассматривалась в психолого-педагогической литературе [5], [9], [10]. В одной из недавних публикаций журнала «Вопросы психологии» уже приводились материалы о конфликтных взаимоотношениях подростков со сверстниками [8]. В данной работе мы остановимся на анализе возникающих на уроке конфликтов подростков с учителем.

Известно, что неблагополучие во взаимоотношениях между учителем и учащимися, неудовлетворенность потребностей детей в позитивных отношениях, со взрослыми имеют многосторонние отрицательные последствия для развития личности ребенка.

Особое значение эта проблема имеет в подростковом возрасте, когда происходит актуализация деятельности по усвоению норм и способов человеческих взаимоотношений [11].

Так называемые конфликтные формы поведения возникают, когда не учитываются возрастные изменения в требованиях подростка к формам общения, не меняется само содержание взаимоотношений взрослого с ним [5], [10].

Очень часто общение учителя с учениками-подростками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность контролировать, запрещать, наказывать, требовать подчинения и т.п.

Такой тип отношений не соответствует основным возрастным особенностям подростка, прежде всего – новому представлению о самом себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым [8]. Поэтому, сталкиваясь с конфликтным поведением подростков на уроке, учителю важно видеть за этим не столько отрицательные качества учащихся, сколько проявление неудовлетворенности ребенка во взаимоотношениях с учителем, складывающихся в учебном процессе.

Для предотвращения конфликта, а также, если он все-таки произошел, для использования его в конструктивных целях необходимо установить его истинные причины, понять его строение и смысл. Объективный анализ конфликтной ситуации позволяет вы членить ее основную структуру, составными частями которой являются участники конфликта (оппоненты) и объект конфликта.

Обратите внимание

Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть как материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальным (например, правило поведения, статус в коллективе и т.п.

) Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует собственно конфликту и может существовать задолго до его возникновения, никак не проявляясь.

Чтобы конфликт произошел, нужны действия а стороны хотя бы одного из оппонентов (инициатора конфликта), направленные на овладение объектом. Тогда конфликтная ситуация перейдет в собственно конфликт – прямое, открытое столкновение оппонентов, претендующих на один и тот же объект.

Разрешение конфликта может считаться окончательным только в том случае, если устранена конфликтная ситуация, предшествовавшая ему.

Каждый участник конфликтного взаимодействия может выступать как от своего лица, так и от лица коллектива (организации, общества в целом), отстаивая соответственно либо сугубо личные интересы, либо интересы коллектива, что определяет ранг оппонента. Ранг оппонента минимален, когда защищаются исключительно собственные, индивидуалистические интересы, и максимален, когда оппонент защищает интересы общества в целом [3].

Проанализируем один из примеров конфликтной ситуации, описанной завучем сельской школы.

Ситуация 1. «Конфликт произошел между молодой учительницей рисования, только начинающей работать в школе, и учеником VI класса Игорем К., трудным, вспыльчивым мальчиком из неблагополучной семьи, не пользующимся авторитетом в классе.

Шел урок рисования, учительница огласила отметки, выставленные детям за работы, выполненные на прошлом уроке. Игорю К. показалось, что учительница поставила ему заниженную отметку. Он грубо обозвал учительницу и вышел из класса. Учительница велела передать Игорю, чтобы к ней на урок он больше не являлся.

После уроков по решению классного руководителя Игоря пригласили на актив класса для обсуждения случившегося. Выслушав высказывания, своих товарищей, он осознал свой поступок. На следующем уроке рисования Игорь при всех извинился перед учительницей. Затем на классном часе был проведен диспут на тему «Скажи мне: всегда ли ты правильно поступаешь?».

Игорь дал полную характеристику своему поведению. Конфликт был разрешен».

В данном случае перед педагогами встала задача установления нормальных взаимоотношений между учителем рисования и учеником, нарушившим дисциплину. Для этого нужно было, чтобы ученик осознал свой поступок и извинился перед учителем.

Важно

Самым простым было бы с помощью административных мер (например, вызов к директору, на педсовет, двойка по поведению) осудить Игоря К. и велеть извиниться.

Однако классный руководитель использовал иную стратегию: в разрешении конфликта он опирался на коллектив класса, понимая, что именно мнение сверстников наиболее значимо для подростков и поэтому коллективное обсуждение будет иметь наибольший эффект.

После беседы на активе класса Игорь извинился перед учительницей в присутствии всех ребят (для подростка публичное признание своей вины – дело нелегкое). Затем на диспуте классный руководитель предоставил детям возможность выработать коллективную точку зрения на то, как надо себя вести. На этом, как отмечает завуч школы в конце своего рассказа о случившемся, конфликт был исчерпан.

Чтобы аргументированно оценить стратегию разрешения данного конфликта, постараемся проанализировать его структуру. Участниками конфликта (оппонентами) являются, с одной стороны, учитель рисования, с другой стороны – трудный ученик. Из-за чего произошел конфликт, т.е.

что является его объектом? На первый взгляд может показаться, что объектом конфликта является отметка. Но сама по себе отметка могла и не вызвать конфликта. Скорее, она послужила лишь поводом для раскрытия той конфликтной ситуации, которая сложилась ранее.

Конфликтная ситуация, как уже отмечалось, характеризуется особенностями и взаимосвязью ее элементов – оппонентов и объекта. Каковы же особенности конфликтной ситуации в данном случае?

Источник: http://www.persev.ru/bibliography/preodolenie-vozmozhnyh-konfliktnyh-situaciy-mezhdu-uchitelem-i-uchenikami-na-uroke

Конфликты между учителем и учеником, их причины

По нашим данным, основное число конфликтов
у учителей происходит с отдельными
учениками.

Это нам представляется
достаточно естественным, ведь наибольшее
число контактов, большая часть рабочего
времени у педагога связана с объектом
своего труда — учеником, с его
индивидуальными и возрастными
особенностями. И причины, лежащие в
основе возникновения конфликтных
взаимодействий, подтверждают это. К ним
отно­сятся:

Пассивность учеников, их незаинтересованность

в учебе — 66%

неприятное поведение (грубость,
развязность ) —48%

плохая дисциплина в классе —27%

Полученная значимая взаимосвязь между
частотой возникно­вения конфликтов
у учителей с отдельными учениками и
причинами, их вызывающими, подтверждает,
что большинство проти­востояний
вызвано именно этими факторами.

Совет

Очевидно, что мотивация на учебу у
учеников является важ­нейшим фактором
нормального взаимодействия подрастающего
поколения и педагога.

Отсутствие этого
фактора вносит значи­мые проблемы в
работу учителя, и, как следствие этого,
возника­ют трудности в определении
доступности учебного материала, в
понимании характера, способностей
отдельных учеников, в вы­боре и
применении педагогических приемов, в
работе с учени­ческим коллективом, в
организации общения со школьниками.
Более того, чем чаще возникают конфликты
с учениками, тем большее количество
учителей указывает именно на эти
трудности в их работе.

Неприятное поведение (грубость,
развязность) для определен­ного числа
молодых людей стало нормой. Предпосылок
для по­явления такого явления в школах
достаточно много.

Это и кри­миногенная
ситуация в стране, и ослабление влияния
семьи на ребенка, и обстановка, климат
в самих семьях. Естественно, что учителя
реагируют на эту ситуацию, не хотят
мириться с та­кого рода явлениями,
что и вызывает возникновение конфликтов
с учениками.

Как следствие этих двух
причин (низкой мотивации на учебу и
неприятного поведения) возникает третья
— плохая дисциплина в классе.

Все эти три причины оказывают
непосредственное влияние на возникновение
конфликтов между учителем и учеником.
Но есть причины, которые опосредованно
действуют на возникнове­ние подобных
ситуаций. К ним относятся (по оценкам
учителей):

пассивность родителей, их нежелание
помочь учителю —51%

большое количество учеников в классе —20%

Если причины первой группы связаны с
профессиональной деятельностью, то эта
группа причин относится к
социально-профессиональным. Очевидно,
что учитель в своей деятельности во
многих случаях должен обращаться за
помощью к родителям.

Особенно часто
такая помощь нужна в начальной школе,
когда формируется отношение ребенка к
выполнению новых для него обязанностей,
происходит адаптация его к новому ритму
жизни, зачастую в этом возрасте необходима
психологическая под­держка ребенку
со стороны не только учителя, но и
родителей.

Обратите внимание

Важна помощь родителей и при
переходе ученика из начальной школы в
среднюю, когда появляются новые предметы,
увеличива­ется нагрузка, возрастает
число учителей, с которыми он всту­пает
в общение.

И, конечно, один из сложнейших
— пубертатный период жизни, когда
ребенок требует особого внимания не
толь­ко со стороны учителей, но и со
стороны родителей, врачей.

Еще правильнее
было бы сказать, что в наиболее трудные
моменты своей жизни ребенок нуждается
в совместной и продуманной, со­гласованной
помощи и учителей, и семьи, ибо каждая
из сторон знает его глубже и лучше
по-своему. Дома виднее психическое
состояние, настроение, в школе — успехи
в учебе, поведение, отношения с
одноклассниками, учителями и т. д.

Что же имеет место в повседневности?
Приведем данные о том, сколько родителей
посещают школу, помогают.

Таблица 4

Взаимодействие
родителей со школой (данные читаются
по столбцу)

Число родителей в %

Посещают классные собрания

Помогают

Находятся в контакте

До 20

12

57

31

До 50

34

31

35

До 70

27

5

13

Свыше 70

27

5

21

Мы видим, что уже классные собрания
посещаются не слиш­ком активно. Есть
классы, куда приходят лишь 12% родителей,
что, конечно же, выглядит катастрофически.
Что же касается по­мощи школе, то здесь
положение еще тяжелее: классы, где
по­мощь оказывают большинство родителей
составляют 5%.

Таким образом, мы наглядно
видим, что учитель сталкивается с
пассив­ностью родителей, с нежеланием
помогать ему.

Вероятно, это по­ложение
определяют и субъективные причины
(заниженное чув­ство ответственности
за собственного ребенка, а порой и
полное, отсутствие его), и объективные
причины, связанные с особен­ностями
экономического положения страны, когда
родители, за­нятые поиском «хлеба
насущного», физически не имеют време­ни
заниматься собственным ребенком.

Тот факт, что количество учеников в
классе влияет на напря­женность работы
учителя, является вполне очевидным.
Естест­венно, что это создает предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций
между педагогом и школьниками.

Существующий
в настоящее время нормативный минимум
(25 человек — за иск­лючением классов
компенсирующего обучения), который в
ре­альных условиях доводит число
учеников в классе до 30, а в ряде случаев
и выше, определен объемом бюджетного и
городского финансирования, что, в свою
очередь, определяется экономиче­ским
положением всей страны.

То, что конфликт между учеником и учителем
вносит труд­ности в работу педагога,
подтверждается и другими данными
ис­следования. Получена значимая
корреляция между частотой возникновения
таких конфликтов и психологическими
сложностя­ми работы учителя.

Среди
педагогов, конфликтующих с учени­ком,
в умеренно конфликтной группе 29% отметило,
что им трудно работать психологически,
а в бесконфликтной группе с трудностями
такого рода сталкиваются всего 20%
респондентов.

Важно

Все противостояния учителя
и ребенка, независимо от причин их
вы­зывающих, связаны с профессиональной
деятельностью учителя, и он как
профессионал должен уметь управлять
ими, регулиро­вать их, пытаясь не
только устранить причины конфликтных
вза­имодействий, но и поддерживать
нормальные взаимоотношения с ребенком.

Только в этом случае можно говорить о
том, что это требует дополнительной
выдержки, внимания по отношению к
ученику, что, естественно, связано с
дополнительными психоло­гическими
затратами. Не случайно главным признаком
своей профессии 79% учителей назвали
терпение, психологическую вы­носливость.

Всегда ли учитель способен разрешить
конфликт с учеником? Прямого ответа на
этот вопрос результаты нашего исследования
не дают. Но, вероятно, о деятельности
учителя можно судить по удовлетворенности
им, в первую очередь, результатами
сво­его труда и работой в целом. Это
правомерно в том случае, если учитель
целью своей деятельности ставит не
только передачу.

определенной суммы знаний, но и сохранение
нормальных взаи­моотношений с ребенком.

Ведь очевидно, что учебный процесс,
процесс передачи знаний не может успешно
осуществляться без взаимоуважения,
взаимопонимания между учителем и
учеником, которые, бесспорно, зависят
от уважения учителем интересов ре­бенка.

Значимость корреляции между частотой
таких конфликтов и удовлетворенностью
своей работой в целом, удовлетвореннос­тью
результатами своего труда позволяет
говорить о том, что противостояния между
учителем и учеником влияют на оценку
учителем своей профессиональной
деятельности (см. таблицу 5).

Таблица 5

Зависимость
частоты возникновения конфликтов между учителем и учениками

и удовлетворенностью
работой в целом, результатами своего
труда

(данные читаются
только по строке)

Группы конфликтности

Удовлетворены своей работой в целом

Удовлетворены результатами своего труда

Удовлетворены вполне или отчасти

Не удовлетворены

Удовлетворены вполне ли отчасти

Не удовлетворены

Умеренно конфликтная<\p>

87

13

86

14

Бесконфликтная<\p>

93

7

91

9

Как видим из полученных результатов,
основная часть учителей вполне или
отчасти удовлетворена и результатами
своего труда, и своей работой в целом.
Вероятно, мы можем говорить о том, что
они находят способы взаимодействия с
детьми.

Какие конкретно пути выхода из
таких конфликтных ситуаций сейчас
выбирает на­ше учительство, сказать
трудно. Но то, что педагог адаптировал­ся
к работе в таких условиях, подтверждается
полученными ре­зультатами.

Реализуя
конфликт вовне, не загоняя его внутрь,
большинство из них остаются психологически
свободными.

Совет

Хочется отметить, что на число конфликтов,
возникающих у учителей с учениками
влияет образование, полученное педагогом.
Среди учителей, получивших высшее
педагогическое образова­ние, 24%
составляют умеренно конфликтную группу,
а среди пе­дагогов с непедагогическим
образованием их 30%.

Несомненно, что для
решения конфликтных противостояний с
учениками тре­буется знание психологии,
возрастных особенностей ребенка,
знакомство с педагогическим опытом
прошлого.

Не случаен тот факт, что чем
выше частота конфликта с учеником, тем
большее число учителей говорят о том,
что они не удовлетворены получен­ным
образованием и хотят продолжить его не
только в области освоения новых форм и
методов преподавания предмета, но и в
области психологических знаний.

По
данным нашего исследова­ния, среди
педагогов, время от времени конфликтующих
с уче­никами, 48% хотели бы получить
комплекс психологических зна­ний.

Источник: https://StudFiles.net/preview/938105/page:4/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector