Психологические основы и функции педагогического общения

Тема 9. Психология педагогического общения

Педагогическое
общение

– специфическое межличностное
взаимодействие педагога и воспитанника
(учащегося), опосредующее усвоение
знаний и становление личности в
учебно-воспитательном процессе
. Например, А.Н.

Леонтьев
педагогическое
общение

определяет как “профессиональное
общение преподавателя с учащимися на
уроке и вне его (в процессе обучения и
воспитания), имеющее определенные
педагогические функции и направленное
(если оно полноценное и оптимальное) на
создание благоприятного психологического
климата, а также на другого рода
психологическую оптимизацию учебной
деятельности и отношений между педагогом
и учащимся внутри ученического
коллектива”. И.А. Зимняя обращает
внимание на то, что педагогическое
общение

“как форма учебного сотрудничества
есть условие оптимизации обучения и
развития личности самих учащихся”.
Общение
– неотъемлемый элемент педагогической
деятельности; вне его невозможно
достижение целей обучения и воспитания.           Педагогическое
общение
является основной формой осуществления
педагогического процесса. Его
продуктивность определяется, прежде
всего, целями и ценностями общения,
которые должны быть приняты всеми
субъектами педагогического процесса
в качестве императива
их индивидуального поведения. Можно
выделить соответствующие уровни
педагогического общения.
          Основная
цель педагогического общения состоит
как в передаче общественного и
профессионального опыта (знаний, умений,
навыков) от педагога учащимся, так и в
обмене личностными смыслами, связанными
с изучаемыми объектами и жизнью в целом.
В общении происходит становление (т.е.
возникновение новых свойств и качеств)
индивидуальности как учащихся, так и
педагогов.

Кроме информационной
функции,
можно выделить и ряд других, например:
контактную
– установление контакта как состояния
обоюдной готовности к приему и передаче
учебной информации и поддержания
взаимосвязи в форме постоянной
взаимоориентированности; побудительную
– стимуляцию активности учащегося,
направляющую его на выполнение тех или
иных учебных действий; амотивную
– побуждение в ученике нужных эмоциональных
переживаний (“обмен эмоциями”), а
также изменение с его помощью собственных
переживаний и состояний и др.

Специфика
педагогического
общения,
прежде всего, проявляется в его
направленности. Оно направлено не только
на само
взаимодействие и на обучающихся

в целях их личностного развития, но и,
что является основным для самой
педагогической системы, – на
организацию освоения учебных знаний и
формирование на этой основе
умений.

Обратите внимание


В силу этого педагогическое общение
характеризуется как бы тройной
направленностью – на само учебное
взаимодействие, на обучающихся (их
актуальное состояние, перспективные
линии развития) и на предмет освоения
(усвоения).

          В
то же время педагогическое общение
определяется и тройной
ориентированностью

на субъектов: личностной, социальной и
предметной.

Модели педагогического общения

        1. Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками.

          Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было “Делай как я”. Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где: Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.Тактика общения: диктат или опека.

          Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

        2. Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения – обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка.

          Для этой модели общения характерен диалогический тип общения.       Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей.

          Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

          Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

          Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.<\p>

Основные стороны
педагогического общения.

В
социальной
психологии

принято выделять три основные стороны
общения): взаимное
восприятие и понимание людьми друг
друга (перцептивный аспект общения);
обмен информацией (коммуникативный
аспект);
осуществление совместной деятельности
(интерактивный аспект).

Каждый из
названных компонентов в условиях
педагогического процесса и педагогического
общения приобретает свои особенности.
  Перцептивный
компонент
педагогического общения опосредован
своеобразием ролей участников диалога.

В педагогическом процессе осуществляется
формирование личности учащегося, которое
проходит ряд последовательных этапов,
предшествующих оформлению зрелого
сознания и мировоззрения.
Особенности личности педагога, его
индивидуально-психологические и
профессиональные качества выступают
важным условием, определяющим характер
диалога.

К необходимым профессиональным
качествам педагога относится его умение
отмечать и адекватно
оценивать индивидуальные особенности
детей, их интересы, склонности, настроения.
Лишь выстраиваемый с учётом этих
особенностей педагогический процесс
может быть эффективным.

          Коммуникативный
компонент педагогического общения
также во многом обусловлен характером
взаимоотношения ролей участников
диалога. Педагог выступает носителем
человеческого опыта, который воплощён
в заложенных в образовательную программу
знаниях.

Это, однако, не означает, что
педагогическая коммуникация даже на
ранних этапах является односторонним
процессом. В современных условиях
оказывается недостаточным простое
сообщение ученикам информации. Необходимо
активизировать их собственные усилия
по усвоению знаний. Особую важность при
этом приобретают т.н.

активные методы
обучения, стимулирующие самостоятельное
нахождение учащимися необходимой
информации и её последующее использование
применительно к разнообразным условиям.
По мере овладения всё большим массивом
данных и формирования способности
оперировать ими, учащийся становится
равноправным участником учебного
диалога, вносящим значительный вклад
в коммуникативный
обмен.<\p>

Барьеры
педагогического общения

Важно

В
процессе общения
между учителем и учащимся стоит задача
не только и не столько передать информацию,
сколько добиться ее адекватного
понимания последним. То есть в межличностной
коммуникации
как особая проблема выступает интерпретация
сообщения, поступившего от учителя
ученику и наоборот.

Во-первых, форма и
содержание сообщения существенно
зависят от личностных особенностей как
учителя, так и ученика, их представлений
друг о друге и отношений между ними,
всей ситуации, в которой происходит
общение.

Во-вторых, переданное учителем
учебное сообщение не остается неизменным:
оно трансформируется, изменяется под
влиянием индвидуально-типологических
особенностей ученика, отношения его к
учителю, самому тексту, ситуации
общения.

          От
чего же зависит адекватность восприятия
учебной информации? Можно назвать ряд
причин, важнейшей из которых является
наличие или отсутствие в процессе
коммуникативных барьеров.
В самом общем смысле коммуникативный
барьер – это психологическое препятствие
на пути адекватной передачи учебной
информации между участниками
педагогического процесса.

В случае возникновения барьера учебная
информация искажается или теряет
изначальный смысл. В общем можно выделить
три группы барьеров педагогического
общения: личностные;
социально-психологические; физические.
Среди личностных
барьеров
большую группу составляют так называемые
барьеры
неправильной установки сознания
:
стереотипы мышления; предвзятость;
неправильное отношение друг к другу;
отсутствие внимания и интереса к другому;
пренебрежение фактами.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4016619/page:9/

Понятие и функции педагогического общения

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с учениками, общаться с ними и руководить их деятельностью.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникативная функция), восприятие и понимание другого человека (перцептивная функция), взаимодействие (интерактивная функция).

Педагогическое общение – это разновидность общения, которое возникает в профессиональном взаимодействии педагога с учениками. По определению А.А.

Совет

Леонтьева, «педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива» (Зимняя, 1997, с. 434-435). Проблематика педагогического общения широко представлена в отечественной психологии (А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А.А Леонтьев, В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева и др.).

Специфика педагогического общения в том, что оно представляет собой сложный и противоречивый диалог, поскольку в нем одновременно участвует много субъектов, происходит своеобразное взаимодействие интеллектов, эмоциональных сфер, воли, характеров различных по возрасту, статусу, уровню развития участников.

Поэтому педагогическое общение по своему характеру может быть различным: оно может происходить в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже конфронтации.

Выбор педагогом той или иной формы общения определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности учителя, состоянием его эмоциональной сферы, коммуникативными способностями и творческой индивидуальностью педагога, а также прошлым опытом общения, сложившимся характером взаимоотношений педагога и воспитанников, спецификой ситуации взаимодействия, особенностями ученической группы и воздействиями со стороны учеников.<\p>

Еще одна особенность педагогического общения в том, что оно одновременно выполняет обучающую и воспитывающую функции. Обучающая функция является ведущей и состоит в трансляции учителем общественного знания и координации совместных с учениками действий в учебном процессе и формировании личности. Как отмечает А.Б. Добрович, «какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд… Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в сочетании с благородной скромностью – тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человеческому разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов…» (А.Б. Добрович, 1987, с. 4).

По мнению амриканского психолога Роджерса, эффективное педагогическое общение выполняет ещё и психотерапевтическую функцию – облегчения, фасилитации общения. Эта функция столь важна, что К.

Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором обучения и общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, проявить то, что в нём есть позитивного.

Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная атмосфера помогает, облегчает обучение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.

Обратите внимание

Эффективное педагогическое общение осуществляется на основе учебного сотрудничества и предполагает следующие способности педагога: 1) пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;
2) эмпатия – умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее; 3) доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика; 4) рефлексия – непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс (Зимняя, 1997).

Источник: https://psyera.ru/ponyatie-i-funkcii-pedagogicheskogo-obshcheniya_8108.htm

Педагогическое общение – структура, функции, стили, основы

Детей нужно обучать. Какой родитель не занимается обучением своего ребенка, не сдает его в детский садик, школу, кружки и прочие институты, направленные на формирование навыков и знаний о мире? Здесь важным становится педагогическое общение, которое должно преследовать свои функции. Это закладывает в нем определенную структуру, стили и основы.

Педагогическое общение предполагает такое ведение диалога с детьми, чтобы они эффективно усваивали и понимали материал, который им преподносится. Лишь благодаря разному подходу, учету индивидуальных особенностей, а также использованию различных дополнительных инструментов знания усваиваются.

Педагогическому общению обучают педагогов в специальных учреждениях, где они должны придерживаться определенной формы контакта с детьми. Об этом поговорим на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое педагогическое общение?

Педагогическим общением называется многоуровневое составление диалога, который направлен на передачу и эффективное усвоение материала детьми.

Здесь важно учитывать психологические особенности детей, их возрастные критерии, направленность мышления и пр. Частыми становятся наглядно-образные материалы, которые дополняют монолог учителя.

Не только слова, но и прочие инструменты позволяют учителю донести нужную информацию до детей.

Важно понимать, что педагогическое общение – это не столько стиль общения педагога с детьми, сколько стиль общения любого взрослого человека с малышами различных возрастов. Обучением ребенка занимаются не только педагоги, но и родители. Им также важно знать, как общаться со своими детьми, чтобы они быстро усваивали нужные знания.

Рассмотрим пример педагогического подхода, когда ребенок задает один из некорректных вопросов родителям. Дети не дальтоники. К пяти годам большинство детей обнаруживает, что люди могут иметь разные оттенки кожи.

Когда малыши задают вопросы о цвете кожи, это означает, что они замечают разницу и хотят знать, имеет ли это значение, а если «да», то какое.

Ваша реакция и отношение сформируют у ребенка будущее понимание им роли цвета кожи в жизни людей.

Важно

На вопрос о том, почему у людей кожа бывает разного цвета, можно дать ответ, что цвет кожи передается ребенку от его родителей или определяется той частью света, из которой происходит семья этого человека. Подтверждайте наблюдения своего малыша: «Да, ты прав, у Александра коричневая кожа, как и у его мамочки».

С ранних лет учите своих детей принимать непохожесть. Вы можете рассказать ребенку о разных культурах и этнических особенностях, что поможет вам в дальнейшем вести откровенный и честный разговор о подобных предметах.

Купите детям книжки, в которых будут представлены изображения детей разных рас. Во многих городах есть национальные рестораны, где ребенок может познакомиться с культурой питания других народов.

Можно познакомить ребенка с людьми, которые более подробно расскажут ему о культуре и обычаях своих стран.

Вы хотите передать своему ребенку впечатление о том, что мир чрезвычайно разнообразен и многокрасочен, в нем можно попробовать множество вкусных блюд, встретиться с множеством интересных людей и познакомиться с удивительными культурами. Такое отношение не игнорирует различия культур, оно приветствует все культуры!

перейти наверх

Стили педагогического общения

Педагогическое общение включает стили, в которых оно проходит. Каждый стиль включает не только интонацию голоса и составление предложений учителем, но и методы, инструменты, даже отношение преподавателя к учащимся. Выделяют такие стили педагогического общения:

  1. Демократический стиль предполагает уважительное и положительное отношение к ребенку. Учитель старается установить с учеником доверительные контакты, не прибегать к наказанию, а использовать положительные оценки. Демократический стиль общения направлен не только на обучение ребенка, но и на формирование в нем определенных положительных качеств. Устанавливаются дружеские отношения, которые способствуют доверительному общению.
  2. Авторитарный стиль продолжает оставаться распространенным. Он предполагает отношение учителя к ученикам, как к вещам. Здесь присутствуют указания, требования, наказания за непослушание. Ученик должен слушаться учителя и выполнять все так, как он говорит. Здесь отсутствует креативность, творчество, полет в обучении. Такая форма обучения ведет к возникновению недружелюбности между сторонами, конфликтности, неуспешности в обучении.
  3. Либеральный стиль обучения предполагает непоследовательность, безынициативность и даже безответственность. Детям все позволено. Их обучение идет то в гору, то вниз.

Смешанный стиль обучения предполагает объединение в себе несколько методик воспитания.

О неактуальности школьного образования и ненужности школьных знаний во взрослой жизни уже говорят многие люди.

Выходя во взрослый мир, каждый бывший ученик понимает, что многое из того, чему он учился в школе, ему не нужно. Знания вскоре забываются, а аттестат об окончании со временем становится никому ненужным.

Совет

Зачем же тогда в школе, которая является обязательной для каждого гражданина, обучают тому, что по жизни не пригодится?

На этот вопрос можно найти множество ответов. Начнем с того, для чего вообще была придумана школа. Поначалу школа предназначалась для элиты – людей из богатых семей, которые должны были чем-то отличаться от бедных. Образование было обязательным в высшем сословии. Оно не только отделяло богатых от бедных, но и позволяло заниматься той работой, на которую не допускались простые люди.

Еще в то время были введены конкретные предметы, которым должны обучать детей. Лишь со временем школа стала общеобразовательной системой, в которой могли обучаться дети из разных семей, независимо от их достатка. Но с тех времен система не изменилась.

Добавлялись и изменялись предметы, а также получаемые знания, но сама система не менялась. Ученикам нужно было дать знания по разным наукам, чтобы можно было продемонстрировать свою образованность.

Но сами по себе эти знания были часто ненужными в обычной жизни человека.

Поскольку школьная система не меняется, то и на сегодняшний день детям дают знания, чтобы сделать их образованными, а не приспособленными к жизни. Вы можете выдавать научные факты и даты, но эти знания не помогут вам в решении ваших жизненных проблем.

Таким образом, школа является большой «библиотекой», в которой каждый человек получает научные знания просто для того, чтобы считаться начитанным, образованным, умным. Но большая часть этих знаний становится ненужной в повседневной жизни. Необходимо менять систему школьного образования, чтобы дети тратили свои молодые годы не на получение ненужных им знаний, а на подготовку к взрослой жизни.

Но кто этим будет заниматься, если понадобится переквалифицировать абсолютно всех учителей и изменить саму систему школьного образования?

Когда обучение идет на пользу? Когда вы понимаете, зачем вам нужны те знания, которые получаете. Вспомните себя в школьные годы, когда вас насильно заставляли что-то изучать. Вы вынуждены были обладать какими-то знаниями, абсолютно не понимая, зачем они вам нужны.

Обратите внимание

Конечно, есть дети, которые любят физику, другим нравится биология, третьи увлекаются музыкой.

Поскольку под каждого ученика школа не может подстраиваться, она обучает всех одним и тем же предметам, выдвигая одинаковые требования, вне зависимости от их интересов и желаний.

Но школьные годы прошли, даже студенческие. Теперь есть возможность как учиться, так и не учиться. Когда обучение идет на пользу в таком случае? Когда вы понимаете, зачем вам нужны получаемые знания.

Учиться ради учебы не нужно, ради получения диплома тоже нет необходимости.

Но когда вы понимаете, что вам нужны некоторые познания, тогда уже четко определяете, куда вам идти, с каким преподавателем работать и на какие свои вопросы отвечать.

Когда обучение идет на пользу? Когда знания вам нужны. Вы учитесь не ради учебы, не ради диплома, не ради удовлетворения интересов близких людей, а ради того, чтобы изучить тот предмет, который вас интересует. В таком случае обучение пойдет не только на пользу, но и вдохновит вас, даст полноту и радость.

перейти наверх

Педагог не только обучает детей новым знаниям, но и выполняет другие функции. Здесь выделяют такие функции педагогического общения:

  1. Обозначающую.
  2. Познавательную.
  3. Эмотивную.
  4. Фасилитативную.
  5. Самоактуализации.
  6. Регулятивную.

Педагог должен не только выдавать информацию, но и вызывать эмоции, побуждать интересоваться ею, понимать и усваивать, а затем еще и применять на практике.

Обучение и воспитание детей занимают главные позиции в жизни их родителей. Каждая мамочка желает, чтобы ее малыш вырос счастливым и организованным человеком, отец же хочет видеть в своем ребенке будущего профессионала экстра-класса.

Однако мало кто из родителей задумывается, чему они учат своих детей? Поначалу дети усваивают действительно важные вещи: письмо, чтение, слушание и счет.

Важно

Но затем родители их начинают отдавать в кружки и различные учебные заведения, которые лишь бесцельно тратят то самое бесценное время ребенка, когда он мог научиться жизненно важным урокам, а не наукам как таковым.

Поразмышляйте, вы начинаете обучать своего малыша дошкольного возраста английскому языку. А нужен ли он будет ему во взрослой жизни? Точно знать не возможно, но с учетом современного развития любой области дела английский язык понадобится. Значит, вы правильно делаете, что преподаете его вашему малышу.

А теперь задумайтесь, ваш ребенок учится в школе, затем в университете или колледже, получает профессиональное образование, но не работает по нему. Такая ситуация наиболее распространенная, нежели когда взрослый человек работает по специальности, на которую учился.

Теперь посчитайте и посудите даже по себе: приблизительно 25% школьных знаний вы используете по жизни. И те вы получили в начальных классах – это чтение, правописание, математика (счет) и слушание. Все остальные знания, начиная со средней школы и далее, вы вообще можете никогда не использовать.

Вы же не пользуетесь логарифмами каждый день? А на работе не высказываете знания средневековой истории? Что касается физических или химических формул?

То же самое относится и к университетским, институтским или училищным знаниям. Если вы не работаете по полученной специальности, то знания, которые вы там приобрели, используются не более чем на 15%. Стоит еще обратить внимание на то, что на изучение этих наук уходит огромное количество времени, которое, увы, не вернешь.

Так, чему вы хотите обучить своего ребенка? Хотите ли вы просто дать ему бесполезные знания, которые забудутся сразу же, как он начнет работать, или вы хотите использовать драгоценное время, когда малыш еще способен улавливать любую информацию и крепко запоминать ее, а затем использовать в повседневной взрослой жизни? Только вы, родители, будете в ответе за то, насколько успешным будет ваш ребенок. Если вы ему дадите просто знания, то они ему никак не помогут заработать миллионы, создать благополучную семью и жить счастливо. Если же вы будете осознанно подходить к выбору получаемых знаний вашим ребенком, тогда он сможет легко выстроить свою взрослую жизнь в соответствии со своими желаниями.

Если вы хотите не просто «заполнять» малыша ненужными знаниями, тогда проследите за собой: какими познаниями вы сами пользуетесь в настоящее время? Конечно же, программа обучения детей в младшей школе очень полезна.

Совет

Ваш ребенок научится писать, считать, читать, рисовать, изучит основы всех наук, чтобы быть способным выбрать, какая область ему более всего нравится. Далее задумайтесь о денежном вопросе.

Ребенку нужно знать, что такое деньги, как их зарабатывать и сохранять, чтобы стать богатым? А что касается личной жизни: его нужно подготовить к тому, чтобы понимать свою половую принадлежность, ответственность за свою семью, проявление чувств к родным? Как общаться с другими людьми, налаживать с ними контакты и получать для себя определенную прибыль? А что такое домашнее хозяйство: как стирать, убирать, кушать готовить (этому должны учиться не только девочки)?

Задумайтесь, на что вы тратите свое время и детство вашего ребенка. Если ваше чадо будет лишь учиться, как зомби, и получать типичные знания, то он станет таким же заурядным человеком, как и многие другие люди.

Но если вы построите свою схему по принципу «С чем сталкивается любой взрослый человек?», то вы сможете обучить своего ребенка тем вопросам и их решениям, с которыми он будет разбираться, когда станет самостоятельным человеком.

Обучите своего ребенка не наукам, потому что он в любое время сможет их изучить, а жизненно важным умениям и знаниям, которые помогут ему легко решать любые взрослые проблемы и конфликты в каждой сфере жизни.

перейти наверх

Итог

Обучение детей является очень важным. Многое зависит от педагогического общения, которое будет стимулировать обучение или угнетать его.

 

Источник: http://PsyMedCare.ru/pedagogicheskoe-obshhenie

Психология педагогического общения

Психология педагогического общения

Педагогическое общение – структурный компонент и одновременно способ реализации методов и приемов педагогических воздействий, направленных на формирование личности обучаемых.

Такое общение – одна из сторон профессионализма педагога.

Педагогическое общение выполняет самые разнообразные функции: передает социальные, культурные и нравственные ценности, формирует духовный мир учащихся, является сферой реализации педагогом своих сущностных сил.

Педагогическое общение органически входит в структуру методов и приемов обучения, воспитания и вместе с тем является способом их реализации. Педагогическое воздействие как прямое, так и косвенное – не единственный фактор формирования личности в ходе педагогического общения. Важное место занимает подражание, внушение, заражение, идентификация.

Обратите внимание

Педагогическое общение включает следующие компоненты: социально-перцептивный, эмоциональный, поведенческий. Ведущее место в педагогическом общении занимает социальная перцепция, т.е. процесс восприятия и понимания людьми друг друга, а также организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Исследование общения показывает, что поведение, мимика, жесты, интонация, темп движений являются сигнальным комплексом, информирующим другого человека о психических состояниях партнера по деятельности.

Деятельность и общение педагога и аудитории являются основными элементами учебной ситуации.

В процессе педагогического общения происходит направленное и ненаправленное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным, как невербальным, так и вербальным и осуществляется через внушение, убеждение, заражение, подражание и личный пример.

Учащиеся выступают на занятиях как предмет познания и объект управления, педагог моделирует свою деятельность и ее средства, необходимые для достижения продуктивности занятия.

К общению педагога во время групповых занятий предъявляются своеобразные требования.

Так, вступив в непосредственный контакт с аудиторией, педагог, помня о психическом заражении и подражании, демонстрирует пример деловитости, бодрости, уверенности, сосредоточенности, организованности.

Это создает деловой настрой. Озабоченность, несобранность, неряшливость, растерянность влияют отрицательно на состояние слушающих.

Важно

Наиболее важная информация должна быть размещена в начале или в конце сообщения. Выделенное паузами и эмоционально подчеркнутое запоминается лучше.

Учитывая влияние прошлого опыта на осмысление сообщаемого, педагог вводит в свое выступление знакомые слова, обороты, оценки и добавляет к ним новую информацию, подводит обучаемых к желаемому выводу, отношению к содержанию переданной информации.

Ослабляет воспитательное влияние общения с обучаемыми сообщение готовой без выражения личностного и эмоционального отношения к ее содержанию, однообразие мимики и жестов, категорическое изложение только одной точки зрения как неоспоримой истины, требующей лишь запоминания, шаблонное восприятие аудитории как суммы людей без учета особенностей групповой психологии.

Необходимо рационально использовать силу голоса, темп речи, обращаться к опыту и знаниям учащихся, ставить вопросы, использовать эпизоды из жизни учебного заведения, кинофильмов, художественных произведений.

Наблюдая за эмоциональным состоянием аудитории, педагог может сохранить взаимопонимание и контакт с ней путем перестройки своего поведения, смысловых пауз, четкого выделения главного, приведения примеров, фактов.

Поддерживает активность и познавательный интерес аудитории культура речи преподавателя, ее четкость, понятность, правильность.

Выражение педагогом своих чувств и отношения к действительности в тоне речи, в жестах, позе, мимике должно соответствовать не только задачам и содержанию его выступления, но и особенностям аудитории, ее ожиданиям, интересам, запросам и настроению. По отдельным вопросам, репликам, возгласам, выражению лица и поз слушателей можно судить о том, как воспринимается выступление, видоизменить его темп и содержание.

Средства общения учителя – вербальное и невербальное его поведение. Особо важная роль в общении учителя принадлежит таким его средствам, как речь и внешнее выражение психических состояний. Устная речь в силу присущей ей экспрессивности выражает обычно больше, чем означает. Содержание устной речи дополняется  целой гаммой оттенков, интонаций, пауз, что придает ей особую выразительность.

Совет

Существенным моментом использования языка в целях общения является различение значения и смысла слов, предложений. Смысл слов и предложений выражает индивидуальное, субъективное восприятие и понимание обозначаемых ими явлений, предметов объективной реальности.

В общении учителю важно определить, какой личностный смысл имеют для других его действия, те или иные события, жизненные факты.

С помощью речи учитель, общаясь с обучаемыми, передает им различные сведения и знания, воздействует на личность каждого из них и весь коллектив.

Через интонацию, ударения, построения фраз, использование сравнений, поговорок, пословиц учитель выражает свои чувства, психическое состояние и отношение к действительности.

Содержание и форма речи учителя в процессе общения зависят от целей и задач его деятельности, жизненного опыта, знаний, взглядов, темперамента, характера, способностей, интересов, психических состояний.

Во время общения учитель с помощью вербальных и невербальных средств стремится установить деловое и эмоциональное взаимопонимание, регулировать дистанцию общения, перестраивать его план, быстро реагировать на неожиданные реакции, умело оперировать выразительностью речи, ее ритмом, тембром, интонацией, а также жестом, позой. Анализ процесса общения призван оценить его плюсы и минусы, правильность учета индивидуальных, возрастных и других особенностей обучаемых, эффективность влияния учителя.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/03/27/psikhologiya-pedagogicheskogo-obshcheniya

1.2 Функции педагогического общения, их характеристика и средства

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).

Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве. Каждая личность выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, педагог и т. д.), семейные (мать, отец, муж, жена, сестра и т. д.

).

Следует подчеркнуть, что реализация обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-этическими установками педагога – такими как гуманизм, оптимистический подход к личности, признание ее самобытности [25; с. 85].

Обратите внимание

Педагогическое общение – это, прежде всего, коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога.

Обмен информацией – самый трудный, особенно для начинающего учителя, аспект педагогической деятельности. Эффективность коммуникации зависит от многих условий.

Важно, прежде всего, обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения.

С этой целью на уроках учителя используют занимательные факты, проблемные ситуации, отрывки из художественной, научно-популярной литературы, исторические справки, предлагают фрагменты видеофильмов [23; с. 280].

Как писала Г. И. Щукина, «через призму речевой деятельности можно проследить стиль и характер общения, личностное отношение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам. В речевой деятельности проявляются эрудиция, педагогическое мастерство, умение педагога строить свои контакты с учащимися».

В. А. Сухомлинский утверждал, что слово педагога – это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» [9].

Рассмотрим общие характеристики общения с тем, чтобы с этих позиций охарактеризовать в дальнейшем педагогическое общение обучающего и обучающихся (учителя и учеников).

Формальная сторона процесса речевого общения может быть охарактеризована на основе типологии речевого поведения (речи), описанной А. А. Холодовичем. Он предложил пять бинарных признаков идентификации речевого акта:

1) средство выражения;

2) коммуникативность;

3) ориентированность;

4) квантификативность;

5) контактность.

Важно

Так, по признаку «средство выражения» общение может быть звуковым или письменным. Признаком «коммуникативность» автор отмечает наличие или отсутствие партнера и в случае наличия – либо непосредственную (например, диалог), либо опосредованную коммуникативность – через посредника, через третье лицо (например, перевод).

«Ориентированность» означает либо переходность (один говорит, другой (другие) слушает), либо взаимность (два собеседника попеременно говорят и слушают). «Квантификативность» определяет количество слушателей (один – много) и характер воспринимающей стороны.

Признаком «контактность» отмечается наличие или отсутствие собеседника в поле зрения.

По сочетанию названных признаков теоретически возможны 32 типа речевого общения. В терминах этой концепции педагогическое общение может характеризоваться преимущественно как звуковое, непосредственное, контактное, переходное (которое должно быть взаимным), массовое.

Определяя общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, А. А. Леонтьев выделяет следующие его характеристики:

1) контактность;

2) ориентириванность;

3) направленность;

4) семиотическую;

5) специализацию;

6) психологическую динамику процесса.

В последней редакции они определены А. А. Леонтьевым как семиотическая специализация и степень опосредованности, ориентация общения и психологическая динамика. При этом некоторые из ранее названных характеристик он наполняет новым содержанием.

Так, отмечается двоякая природа направленности: на изменение особенностей взаимодействия людей и изменение их самих. При определении ориентации отмечается не только направление обмена информацией, но и социальная или личностная природа самой направленности ориентации. На этой основе А. А. Леонтьев, Б. Х.

Бгажноков выделяют два типа общения: личностно-ориентированное и социально-ориентированное. Они отличаются коммуникативной, функциональной, социально-психологической и речевой структурой. Высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому.

Поэтому к ним предъявляются требования полноты, развернутости, прозрачности, точности и высокой культуры. Содержание семиотической специализации общения подчеркивает важность объединения всех средств: вербальных и невербальных – для повышения эффективности речевого воздействия.

Совет

Контактность рассматривается по степени сближения во времени и пространстве произносимого сообщения и его восприятия. Важной характеристикой общения является его психологическая динамика, определяемая особенностями воздействия словесной информации.

В зависимости от того, каковы степень и характер воздействия словесной информации на психику человека, различают: сообщение, убеждение и внушение. По этим характеристикам можно вслед за А. А.

Леонтьевым определить, например, лекцию как социально- ориентированное общение с различной психологической динамикой (но предполагающее в основном убеждение и информирование), приближающееся к межличностному общению (беседа) по характеру используемых в нем средств и по социальной опосредованности.

Добавим к перечисленным, еще две характеристики общения: репрезентативность и полиинформативность.

Репрезентативность -субъектная представленность говорящего (учителя или ученика) в тексте, полиинформативность – многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики (содержательность, выразительность, воздейственность), отражаются разные уровни (предметный, смысловой и т.д.).

Социальная природа репрезентативности определяется тем, что беспредметного общения между людьми нет, оно всегда содержательно, исторически конкретно и может существовать только по какому-либо конкретному поводу, в определенных видах общественной деятельности и отношений – производственно-технических, экономических, политических, нравственных и др. Эти виды деятельности влияют на общение и отражаются в нем. Репрезентативность предполагает, что всякое общение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся, например учителя (преподавателя) и учащихся (студентов), их культурный уровень, возраст, пол, а также интересы, потребности, вкусы, наклонности и т.д. Особое значение приобретает анализ речевого общения, его основных форм, продукта общения – текста, который позволяет вскрывать и те социально-общественные отношения, в которые включены реализующие это общение люди, их личностные особенности.

Не менее важной характеристикой речевого общения является полиинформативность. Она заключается в том, что передаваемое в процессе вербального общения речевое сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющее собой единство собственно содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания.

Естественно, что каждый из них может быть более или менее явно выражен, но их внутреннее единство определяет полиинформативность вербального (речевого) общения в общественно-коммуникативной деятельности людей.

Обратите внимание

Таким образом, речевое (вербальное) общение описывается, по меньшей мере, семью характеристиками: контактностью, ориентированностью, направленностью, семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью, полиинформативностью [15; с. 329-332].

В зависимости от цели речь может быть развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной – дает новое представление о предмете; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей – предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию [36].

В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:

1) правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

2) точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

3) ясность, простота, логичность, доступность;

4) богатство (разнообразие используемых языковых средств);

5) образность, эмоциональность.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально [19; с.150].

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и как сказано. Говорить красиво учит особая наука – риторика. Она не только раскрывает способы красивой передачи информации, в ней четко обозначены правила, превращающие слово в средство влияния на других людей [25; с.101].

Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т. е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.

А. С. Макаренко считал, что мастером можно стать лишь тогда, когда научишься произносить слова «иди сюда» с 15-20 интонационными оттенками. Интонация придает речи педагога эмоциональную окраску.

«Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный», – замечает Ю. Трифонов.

Интонацией можно сосредоточить внимание воспитанников, выделить отдельные слова и выражения, подчеркнуть важность задания, выразить позитивное или негативное отношение к излагаемой информации, к результату деятельности, выразить удивление, радость, сомнение [24; с. 153].

Важно

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. К. С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие.

Эти бессловесные средства называют эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая головой, ставит хорошую отметку, улыбаясь. И как не просто отвечать, получать даже хорошую оценку у учителя, лицо, взгляд которого ничего не выражают [2].

Таким образом, культура общения достигается за счет, как речи, так и невербальных средств.

Чтобы в вопросной ситуации между педагогом и воспитанником возникло диалоговое взаимодействие, предлагается выполнять следующие условия:

1) если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него;

2) если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение;

3) если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником;

4) делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все «коммуникативное пространство»;

5) чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседник;

6) чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен
со мной? Почему?», «Докажите, что я неправ»».

Совет

По мнению Р. К. Вердербера, умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли – важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать [7].

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. По определению И. С. Сергеева «Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия».

Таким образом, можно сказать, что педагогическая эмпатия, проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать.

Но это возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т е. если у него развита рефлексия.

Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учебно-воспитательные взаимоотношения, управлять ими [28; с. 72].

К средствам общения относятся:

1) язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.

Если я говорю “стол”, я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка.

Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъективный” смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

Обратите внимание

2) интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3) мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4) жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5) расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику [37].

Таким образом, эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно, прежде всего, обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения. И главная роль предоставляется непосредственно учителю.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/39552

Психология педагогического общения

Главная » Полезные статьи » Психология педагогического общения
Вернуться назад на Психология общения Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В педагогическом общении реализуются:

• коммуникативная сторона (обмен информацией между субъектами образовательного процесса), • интерактивная сторона (организация взаимодействия), • перцептивная сторона (восприятие друг друга субъектами образовательного процесса и установления взаимопонимания).

Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

• взаимообмен информацией между учителем и учащимися; • взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению; • мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя; • взаимодействие и организация совместной деятельности; • разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся; • взаимная удовлетворенность участников общения. Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения – по задачам, по средствам, по результату. В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей, как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения. От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации?

Барьеры в общении с учащимися<\p>
Одной из сложных, педагогически значимых проблем педагогической психологии являются затруднения или барьеры, с которыми человек сталкивается в своей деятельности, в общении.

Затруднение в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнёра общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнёра, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения (А.К. Маркова). Затруднения в педагогическом общении были обозначены В.А. Кан-Каликом «психологическими барьерами». Они не всегда осознаются педагогом, поэтому он не чувствует необходимости в анализе ситуации и коррекции причин, вызывающих затруднения с классом.

Функции затруднений:

1) позитивная функция имеет два значения: – индикаторное (привлечение внимания учителя). Например, внимательному учителю на его трудности укажут ошибки его учеников; – стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности учителя при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта). Т. о. не следует рассматривать ошибки только как следствие неправильного решения сложной педагогической задачи. Ведь ошибки являются необходимым и неизбежным элементом педагогической деятельности. 2) негативная функция также имеет, с точки зрения А.К. Марковой, два значения: – сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворённости собой, например, заниженной самооценки); – деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из школы или из профессии).

В психологии рассматриваются следующие области затруднений человека в общении:

1. Этно-социокультурная область затруднений связана с особенностями этнического сознания; ценностями, стереотипами, установками сознания человека в общности в конкретных условиях её социального и культурного развития. Такого рода затруднения воспринимаются как сами собой разумеющиеся. В то же время каждый субъект деятельности и общения как носитель определённого менталитета взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями народа, представителем которого он является. Особенности этно-социокультурной области вызывают также целый ряд затруднений в соблюдении этикета общения. Так, в российской, белорусской культуре ученик при ответе, как правило, смотрит на учителя. А у целого ряда тюркских народов смотреть прямо в глаза старшему, Учителю – вызов. Большую роль в этой области играют невербальные средства общения – мимика, жесты, позы, правильное прочтение которых – залог нормального общения. Трудности общения в этно-социокультурной области преодолимы, если их специфика отрефлексирована (осознана и принята) педагогом. 2. Статусно-позиционно-ролевая область затруднений связана с семейным воспитанием, позицией в обществе, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, города и т. д. Эти затруднения чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, взаимодополняемости прав и обязанностей в рамках данной роли. Например, в школе право учителя спрашивать предполагает обязанность ученика отвечать. Авторитет учителя в школе часто приобретает черты непререкаемости, абсолютности, что исключает у ученика даже попытку высказать, отстоять собственное мнение. 3. Возрастная область затруднений. Возрастные особенности партнёров по общению могут вызвать затруднения, если не будут учитываться ими. Так, известно, что до школы ребёнку нравится общаться со взрослыми. До среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Такое предпочтение остаётся доминирующим вплоть до окончания школы. Многие подростки, например, считают, что их внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться с ним, как с ребёнком. Проблема «отцов и детей» в педагогическом общении отчётливо прослеживается в системе ролевых отношений «учитель-ученик». 4. Область индивидуально-психологических затруднений зависит от взаимодействия индивидуально-психологических особенностей учителя, ученика и соответствия педагога и ученика друг другу, их принятия друг другом.

Среди индивидуально-психологических особенностей партнёров, которые оказывают наибольшее влияние на общение и вызывают какие-либо затруднения в случае несоответствия ему, чаще всего выделяются:

– общительность; – контактность; – эмоциональная устойчивость; – импульсивность; – экстравертированность – интровертированность; – локус контроля (экстернальность – интернальность); – особенности когнитивного стиля и т. д. 5. Педагогическая деятельность как область затруднений зависит как от самого предметного содержания, так и от профессионально-педагогических умений, дидактической компетентности.

Три группы психологических барьеров в педагогической деятельности:

• барьеры боязни класса и педагогической ошибки. Они преодолеваются опытом работы учителя, повышением его профессионализма; • барьеры установки, формируемой в результате прошлого негативного опыта работы вообще, работы с данным классом в частности; несовпадение собственных установок на работу в классе и установок обучающихся. Барьеры такого рода, в первую очередь, требуют осознания затруднения и целенаправленной коррекции; • барьеры неадекватности собственной деятельности в складывающейся на уроке коммуникативной ситуации. Эти барьеры могут соотноситься с неправильным пониманием функций педагогического общения (остаётся только одна информирующая функция), с некритичным следованием образцу. 6. Межличностные отношения как область затруднений.

В основе этих отношений лежат:

– симпатия (антипатия); – принятие (непринятие); – совпадение ценностных ориентаций или их расхождение; – соотнесённость или различие индивидуальных стилей общения.

Жизнеобеспечение человека

Духовная сфера
Сферы жизни
Общественные сферы

Назад | | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/stat/psihologiya-pedagogicheskogo-obshcheniya.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector