Симптомы и признаки шизофрении у детей и подростков

Шизофрения у детей

Шизофрения у детей и подростков является психическим заболеванием, поражающим системы мозга, затрагивая когнитивную (познавательную), а также эмоциональную сферы. Являясь одним из распространенных психических заболеваний, шизофрения поражает до 1 % всех людей.

Проявления шизофрении у детей и подростков многочисленны. К ним относят галлюцинации, бред в мышлении, утрату воли, эмоциональное отупение до различных нарушений адекватного функционирования головного мозга.

Обратите внимание

Детей и подростков беспокоят голоса, видения, не воспринимаемые близкими людьми, а также окружающими.

Раньше под детскую шизофрению попадали различные психотические расстройства, а также дети с диагнозом аутизм

Признаки шизофрении у детей

Как же проявляется шизофрения у детей? При возникновении заболевания дети выключаются из обычной, а также коллективной жизни. Шизофрения поражает в первую очередь саму личность, отношение к людям, ко всей окружающей жизни.

На первый план выходят личностные нарушения. У детей меняются интересы, поведение, идеалы. В момент приступа личность заболевшего теряет единство, а также теряет связи с миром.

Трагедия большинства учащихся, страдающих от шизофрении, проявляется гораздо раньше до манифестных проявлений болезни.

Первые признаки шизофрении выражаются трудностями, связанными с учением. Если ребенок больной шизофренией начинает плохо учиться и у него возникают беспокойные мысли о будущем, то это скорее всего первые признаки заболевания. Сам ребенок становится неконтактным, мрачным, ему кажется, что он является хуже других и поэтому к нему плохое отношение.

Заболевший отдаляется от коллектива, замыкаясь в одиночестве, его как будто ничто не интересует, а все окружающее неприятно. Интересы проявляются к тому, что вызывало удовольствие ранее.

Дети больные шизофренией кажутся без внутренней жизни, без центра, без стремлений. Потеря жизненной энергии, нарастающий аутизм, отрешенность от всего мира, холодность ко всем — это все приводит ребенка к постепенному распаду личности.

Признаком шизофрении у детей считается нарушение восприятия, заключающееся в неспособности объединять воспринимаемые элементы в единый образ. Как один из признаков шизофрении наблюдаются сложности при выделении существенных элементов объектов.

Проявляется это в застревании на деталях, невозможностью охватить целого, не умением отделять существенное от несущественного. О своих переживаниях они говорят:  жизнь, как во сне. Детям сложно отличить сны от реальности, их посещают яркие и очень причудливые мысли, а также идеи.

Важно

Поведение детей своеобразное и имеет крайнюю утонченность, имеются проблемы в создании круга друзей.

Поведение детей меняется с течением времени, а шизофренический психоз нарастает постепенно. Дети начинают разговор о странных идеях и страхах, цепляются к родителям или говорят такие вещи, которые совсем не имеют смысла. Привыкнув наслаждаться отношениями с определенным кругом, становятся застенчивыми с другими, живя при этом в своем мире.

Дети больные шизофренией в острой фазе сталкиваются со сложностями в понимании смысла перед красочными картинами. Они не в состоянии уразуметь эмоциональные переживания действующих лиц, изображенных на картине. Отсюда следует, что восприятие больных детей шизофренией отмечается фрагментарностью, изображенное воспринимается односторонне, субъективностью, часто случайностью.

При вялотекущей шизофрении отмечается понимание происходящего на картинках и в жизни. Дети способны дать адекватное описание картинок.

Следующим признаком шизофрении у детей выступает быстро сменяющаяся активность внимания по причине быстрой утраты интересов к любой деятельности.

При проведении экспериментов было подтверждено, что в фазе острой шизофрении внимание функционирует короткое время.

Как только усиленная стимуляция прекращается, так сразу происходит остановка в выполнении задания, а внимание приобретает  блуждающий характер.

Совет

При погружении в болезненные переживания больным детям тяжело сосредоточиться на запоминании учебного материала, поскольку страдает эмоциональная, словесно-логическая, двигательная, образная память.

Дети больные шизофренией страдают от того, что в памяти удерживаются неприятные факты. Навязчивые состояния зачастую доставляют массу неприятностей детям. Их беспокоит, что они повторяют все время одни и те же действия (ритуалы)

Шизофрения у детей — симптомы

Как распознать шизофрению у ребенка? И каковы же особенности шизофрении у детей?

Симптоматика различна и многообразна:

— появление неологизмов, словообразований (например, погреб — погребение; кладовая- кладбище);

— замедленная речь, с заиканием, глухой голос, иногда речь быстрая или отрывистая, немногословная;

— нарушение мышления;

— одновременное возникновение мыслей, при этом каждый ряд мыслей способен существовать отдельно;

— угасание мыслей в разговоре;

— невозможность отогнать мысли, по причине их изобилия;

— амбивалентность (противоречивость) суждений;

— отсутствие единой линии понимания, подход к проблеме с разных позиций;

— неуверенность в том, что говорят, а также делают;

— сложности при необходимости отвечать на вопросы;

— трудности при обобщении;

— разорванность и бессвязность мышления;

— внедрение без смысла слов;

— трудности в учебе, отвлекаемость, переживания по поводу неудач в школе;

— рассеянность при чтении;

— нерешительность, неуверенность;

— многословность, стремление к изысканности формулировок;

— временная потеря понимая слов;

— незавершенность мысли;

— дефект целенаправленности, разрыв ассоциаций;

— снижение интеллектуальной активности;

— эмоциональная опустошенность, отсутствие интересов и бездеятельность;

— нарушение высших интеллектуальных процессов, обеднение психики, ослабление ее гибкости;

— повторение мыслей, автоматизм мышления;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— смешивание чувства радости и печали, переживания по поводу неудач в школе;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— появление грубости, бестактных поступков;

— большой эгоцентризм, любовь к себе, отсутствие привязанности к родным;

— смешивание чувства радости и печали,

— любовь к дальнему и одновременно отвращение к близкому;

— интерес к общим вопросам, но не к текущим моментам;

— видение в своей жизни только плохого, а хорошего только в Западной Европе;

— негативизм, противодействие тому, что требуют взрослые;

— ослабление воли и нежелание жить, что-либо делать;

— недоверие к себе, медлительность, бесцельность;

— сосредоточение лишь на коротком временном отрезке.

При наличии у больного эйдетической способности возникает расположение к фиксации зрительного материала. Например, увидев умершего, в памяти еще долго будет всплывать образ этого человека. Навязчивое состояние настолько неприятно ребенку, что ухудшает его состояние.

Большую роль отводят представлениям в момент переживания реальности окружающего мира. Детям больным шизофренией представляется окружающее, как во сне, а окружающая жизнь представляется сказкой. Для детей сложна в изучении геометрия, им сложно представить проекции, а вот алгебра дается легче.

Творческая фантазия, воображение занимает основное место в деятельности детей дошкольников. Им подвластна легкость перевоплощения, создание иллюзорных участников игры.

Дети школьного возраста теряют склонность к фантазированию, а наличие этой особенности у старших дошкольников говорит о задержке на раннем этапе развития. Чрезмерное патологическое фантазирование свойственно для детей с детской неустойчивой психикой, когда одушевляются неодушевленные предметы.

Дети дошкольники патологически фантазируют и при этом уживаются с персонажами своих фантазий. Они живут стереотипной жизнью игры, а она в свою очередь является диаметрально противоположной окружающей действительности.

Больные шизофренией дети пытаются реализовать стремления неосуществимые в реалиях, мечтают о могуществе и открытии новых стран, очень изобретательны, интересуются вопросами философского характера

Формы шизофрении у детей

Выделяют следующие формы: кататоническая, гебефреническая или юношеская, простая форма, привитая форма.

Кататоническая форма характеризуется замкнутостью, кататоническим возбуждением переходящим в ступор, застывании в позах, негативизмом, отказом от пищи, а также  речевого контакта. Депрессия и отрешенность от окружающей действительности отмечается у больных детей кататонической формой. Данная форма шизофрении характеризуется как длительной ремиссией, так и полным выздоровлением.

Гебефреническая (юношеская) форма отличается медленным течением, характерна для старшего школьного возраста. Заболевание начинается внезапно: острая головная боль, рассеянность, бессонница. Основным признаком заболевания выступает немотивированная дурашливость, бредовые идеи, галлюцинации. Исходом болезни выступает слабоумие

Простая форма шизофрении

Обратите внимание

Характерна для любого возраста, отличительной особенностью выступает утрата интересов, эмоциональное безразличие, нарастающая вялость, замкнутость и снижение интеллекта.

Эпизодически беспокоят галлюцинации, а также параноидальное состояние со злобной агрессией. Больные скитаются по улицам. Болезнь прогрессируя, приводит к апатическому слабоумию, а также оскудению психики

Привитая форма шизофрении

Характерна для детей, перенесшим органические поражения головного мозга и как результат задержка в психическом развитии, преимущественно олигофрения.

Ребенок капризен, замкнут, раздражителен. Течение и исход болезни может заканчиваться выздоровлением, а также длительной ремиссией.

По клинике выделяют такие формы, как непрерывно текущая, приступообразно-прогредиентная, реккурентная-периодическая.

Но исследователи придерживаются классификации В.М. Башиной, в которую входит непрерывная, злокачественная, малопрогредиентная, приступообразная, приступообразная малопрогредиентная, приступообразная рекуррентная и вялотекущая шизофрения

Диагностика шизофрении у детей     

На сегодняшний день существует открытый спорный вопрос касающийся диагностики  детской шизофрении. Шизофрения у подростков манифестирует в пять раз чаще, чем у детей дошкольного возраста. Интересно то, что часть детей болела с детства, но не была диагностирована вовремя.

Диагностика шизофрении у детей происходит при контакте врача с заболевшим. По результатам беседы врач выстраивает картину клиники заболевания, которую далее подтверждает анализами и тестами.

При наличии у ребенка личностных расстройств, апатии и оскудении эмоций, плюс рассеянного внимания, плохой памяти и концентрации — врач сразу диагностирует заболевание.

Важно

Затем изучению подлежат функции мозга, а также нервной системы и маленькому пациенту рекомендуют обследоваться на наличие других заболеваний.

Тесты, исследования, томография мозга, электроэнцефалография покажут четкую картину по заболеванию и врач назначит лечение

Шизофрения у детей — лечение             

Ранняя диагностика для лечения шизофрении очень важна. Психиатрическое лечение рекомендуется при многих симптомах и проблемах шизофрении и на этом должны настаивать родители после посещения терапевта, чтобы не пропустить начало заболевания.

Шизофрения у детей и подростков успешно лечится с учетом индивидуальности и привлечения других специалистов. Важна комбинация препаратов, а также индивидуальная, семейная терапия и внедрение специализированных программ.

Лечение шизофрении у детей, а также подростков включает атипичные антипсихотические препараты. Они хороши тем, что имеют меньше побочных эффектов, в отличие от стандартных лекарств.

Еще статьи по данной теме:

• Шизофрения у мужчин  • Шизофрения у женщин

Источник: https://vlanamed.com/shizofreniya-u-detej/

Ранняя диагностика шизофрении у детей, симптомы детской шизофрении — ЦМЗ «Альянс»

Особые трудности в диагностике и лечении вызывает ранняя форма шизофренического процесса — шизофрения у детей. Симптомы и признаки болезни в разные периоды детства отличаются и трудно поддаются описанию и систематизации. Подтверждением диагноза и подбором терапии должен заниматься грамотный врач-психиатр, который имеет многолетний опыт работы с детьми.

Ставить диагноз и назначать лечение ребенку с диагнозом «шизофрения» должен опытный врач-психиатр.

Детская шизофрения начинается в раннем возрасте, когда психика только начинает развиваться. Это порождает три особенности:

  • стертость клинической картины — симптомы болезни не достигают уровня взрослой шизофрении. Например, признаками шизофрении у детей до года являются неадекватная реакция на дискомфорт, равнодушие к матери и близким. Сами по себе они кажутся ничтожными, но умелый психиатр может уже в столь малом возрасте выявить ребенка из группы риска;
  • детская специфика — заболевший ребенок много и странно фантазирует, рассуждает на философские темы; может стремится к асоциальности, бродяжничеству, употреблению алкоголя и наркотических веществ;
  • неравномерность развития — периоды опережения нормы чередуются с задержками. Например, ребенок поздно встал и научился ходить, но рано заговорил целыми фразами.

Эти особенности позволяют лучше понять, как проявляется шизофрения у детей в зависимости от возраста начала болезни.

Как проявляется шизофрения у детей

В два года у ребенка появляется собственная речь. До этого момента основные признаки — это нарушения эмоциональной связи с матерью и обусловленное галлюцинациями поведение. Ребенок видит или слышит реальное лишь для него и ведет себя соответственно. Самое частое проявление: иррациональные страхи — например, страх белого цвета.

Поступление в садик — начало активной социальной жизни. И здесь проявляются отстраненность или навязчивость, беспомощность или агрессивность, опережающее или отстающее развитие. Если у малыша наблюдаются необычные симптомы, нужно показаться детскому психиатру, который знает, как определить шизофрению у ребенка.

Читайте также:  Что делать, если я раздражаю всех вокруг?

Важно

Диагноз нельзя поставить по одному или даже нескольким симптомам. Шизофрения — коварное заболевание, которое может быть похоже и на невроз, и на депрессию, и на слабоумие. Объективная диагностика возможна — например, с помощью Нейротеста.

До начала полового созревания у девочек и мальчиков болезнь протекает одинаково. Психотические симптомы развиваются из детской картины мира. Действующими персонажами бреда и галлюцинаций становятся игрушки, фольклорные персонажи, вымышленные герои.

Половое созревание добавляет внешность и сексуальность к возможным болезненным переживаниям. Развитие психики и багаж знаний подростков приближается к уровню молодых взрослых.

Поэтому и признаки шизофрении у детей 12 лет и старше (в зависимости от скорости созревания) приближаются к классическим — неадекватные идеи, на которых ребенок зацикливается, «голоса», непонятные ощущения или «видения».

Совет

Наблюдается чрезмерное внимание к внешнему виду (похудение вплоть до анорексии, стремление исправить несуществующие физические недостатки), бред чужих родителей, навязчивые мысли и действия, неадекватное поведение с агрессией, расторможением влечений, уходами из дома.

При отсутствии лечения и реабилитации начало заболевания искажает дальнейшее развитие личности и интеллекта. В некоторых случаях оно не только останавливается, но и регрессирует. Это может случиться и в 17, и 5 лет.

Как распознать шизофрению у ребенка

Даже во взрослой практике не существует симптома, который однозначно подскажет, болен человек шизофренией или нет. Специалист всегда ориентируется на совокупность симптомов, их развитие на протяжении времени и порядок появления. На фоне неразвитой детской психики это особенно важно.

Детская шизофрения симптомами и признаками разделяется на:

  • простую — бред и галлюцинации отсутствуют, ведущие симптомы — угнетение воли, мотивации и уплощение, обеднение эмоций. Дети с такой формой весьма восприимчивы к лечению;
  • гебефренную — на первый план выходит вычурное кривляние, протестность, импульсивность, агрессия к себе и окружающим. Без лечения такие дети практически не поддаются обучению, опасны для себя и окружающих.
  • кататоническую — дети сохраняют вычурные позы, которые им придают, размахивают руками или раскачиваются, однообразно выкрикивают или тараторят, наотрез отказываются разговаривать, повторяют за окружающими слова, мимику, движения.

Ранняя диагностика шизофрении у детей проводится детским психиатром. Беседа с врачом — важный этап процесса, который определяет дальнейшую тактику. По одним только симптомам диагноз поставить сложно, но на помощь приходят современные методы диагностики — Нейротест.

Нейротест — это исследование небольшой пробы крови из пальца. Если уровень исследуемых веществ повышен, то диагноз «шизофрения» подтвержден.

Доказано, что даже если клиническая картина (проявления болезни) размыта и не поддается четкому описанию, по повышению уровня провоспалительных биологических веществ в крови можно подтвердить, есть ли у ребенка шизофренического заболевание и насколько остро оно протекает. Нейротест можно проводить и в 4 года, и в 15 лет.

Первые признаки шизофрении у детей может выявить клинический психолог. Он выполняет патопсихологическое исследование — тестирует когнитивные процессы ребенка. Определенные отклонения от нормы показывают нарушения мышления уже на ранних стадиях.

В сложных случаях хорошая клиника может быстро организовать прием научного консультанта, узкого специалиста или консилиум.

Признаки шизофрении у детей: поведение и сигналы в разном возрасте

Поведение и игра крайне важны для уточнения психического здоровья. Ведь даже овладев речью, дети еще долго учатся выражать словами внутренний мир. А в игре они неосознанно проецируют свои представления и переживания.

Внимательного родителя может беспокоить игра с перевоплощениями. Ребенок стремится быть только отрицательным персонажем, имитирует социально неодобряемые действия. Из такого воплощения он выходит с трудом. Всё это может быть признаками шизофрении у детей 7 лет и младше.

Важно

Организм ребенка гораздо более восприимчив к лекарствам, поэтому препараты и их дозировки должен подбирать опытный специалист.

Обратите внимание

Подросткам чаще присущ гебоидный синдром, с грубо утрированными патологическими влечениями, половой расторможенностью, снижением эмоциональной привязанности и морально-этических качеств. Раннее выявление и начало лечения позволяют минимизировать или избежать гебоидное поведение вовсе.

Лечением шизофрении у ребенка занимается грамотный детский психиатр. Адекватная комбинация медикаментов и регулярное наблюдение у лечащего врача помогут ребенку адаптироваться к окружающему миру. Подробнее о лечении детской шизофрении.

Цены на услуги

Консультация психиатра 5 000 руб.
Консультация профессора, д.м.н. 6 000 руб.
Нейротест 3 500 руб.

Источник: https://cmzmedical.ru/stati/shizofreniya-u-detey-simptomy/

Шизофрения симптомы и признаки у детей, методы диагностики и лечения

Рождение малыша – это радость. Мысль о том, что у него могут быть проблемы с психикой счастливым родителям даже в голову не придет. Физические отклонения видны сразу, и если все части тела на месте, кроха считается здоровым.

И никто даже не подумает, что крепкий малыш может быть болен внутренним страшным недугом. Шизофрения симптомы и признаки у детей могут проявиться почти сразу после рождения, а могут выявить себя и гораздо позже. Статистика такова, что из ста взрослых может заболеть один, а из крошечных созданий – один из 50 тысяч.

Что такое детская шизофрения

Шизофрения – это серьезное хроническое расстройство психики. Для заболевания характерно притупление эмоций, проявление слуховых и зрительных галлюцинаций, бредовая, несвязная речь и проблемы с социумом.

Детская форма болезни по своей сути почти не отличается от взрослой, но имеет свои особенности. Появляется она неожиданно, а развивается медленно. Интеллект поражается меньше, чем при заболевании аутизмом. Симптомы детской шизофрении со временем усугубляются, если не лечатся должным образом.

Общие симптомы ─ это уход в себя, жизнь вне социума, уменьшение активности до апатии. Если ребенок обильно фантазирует, придумывает несуществующих персонажей, диковинные миры ─ это не признак болезни. Но когда фантазии настолько поглощают его сознание, что он начинает жить в несуществующем мире, то это становится симптомом и признаком шизофрении у детей.

Причины возникновения болезни

Психика – материя тонкая, не изученная до конца. Поэтому нельзя однозначно предположить, почему проявляются симптомы шизофрении у детей и развивается болезнь. Есть предположение, что причиной могут стать химические изменения в мозге. Существует вариант развития шизофрении вследствие стрессов, травм психики.

Наиболее распространенные причины:

  1. Генетика. Если дальние или близкие родственники страдали психическими расстройствами, то есть повышенный риск проявления тех же расстройств и у малыша.
  2. Риск имеют и «поздние» младенцы, которые были рождены матерью в зрелом возрасте (позднее 35 лет). Но более подвержены опасности именно рожденные поздно первенцы.
  3. Нездоровая обстановка в семье ─ ругань, алкоголизм, постоянное безденежье, недоедание, развод родителей и другие элементы неблагополучия.
  4. Перенесенные во время беременности инфекционные или вирусные болезни.
  5. Истощение матери во время беременности, перешедшее в хроническую форму.
  6. Употребление ребенком наркотиков и другие.

Многие причины связаны не с врожденными отклонениями, а с приобретенными вследствие негативных факторов, которые повлияли на неокрепшую психику крохи.

Формы заболевания

Детский тип имеет несколько разновидностей. Почти всегда признаки детской шизофрении проявляются резко, но потом недуг протекает медленно. Особенностью, которая отличает ее от взрослого типа, является наличие множества переходных форм, из-за чего поставить правильный диагноз бывает затруднительно:

  • Злокачественная форма. В основном выказывает себя в переломных периодах: в 3 года, в начале школьного обучения и в подростковом ─ от 13 до 16 лет. Начинается с нарушения речи, отсутствия эмоций. Усугубляется проявлением навязчивых страхов, беспричинного недоверия, галлюцинаций. Обычно через несколько лет после того, как злокачественный вид проявит себя, наступает временное затишье, состояние психики стабилизируется.
  • Вялотекущая. Изменения в психике и поведении протекают постепенно. Ребенок теряет привязанность к родителям, считать их «чужими». Может задавать странные вопросы, играть в игры, несвойственные для его возраста. Родителей не должно оставлять равнодушными такое поведение крохи, как беспричинная агрессия, подозрительность, монотонность в занятиях. Если видны регрессивные изменения личности – маленький человек перестает увлекаться хобби, внешне мрачен, замыкается к себе, имеет склонность к пустым длительным разговорам, бредовым навязчивым идеям, одержим чем-либо — самое время обратиться к специалисту. Самостоятельно очень сложно выявить недуг в его вялотекущем виде.
  • Форма приступов. У маленьких пациентов определяют симптомы, которые не свойственны взрослым. Это приступы страха, изощренные фантазии, граничащие с патологией, несвязность речи, ухудшение развития. Очередной приступ каждый раз добавляет новые проявления.
  • Периодическая. Проявляется чаще у девочек. Нередко совпадает с сильными инфекционными болезнями или периодом стресса. Проявляется таким симптомом, как необоснованная боязнь чего-то перед сном, иногда гиперактивностью перед засыпанием. Здесь сложно понять, шалость это или начало развития патологии. По мере развития проявляются зрительные галлюцинации, депрессивное состояние, иногда бред в высказываниях. В более старшем возрасте может быть выявлен навязчивый страх смерти как своей, так и близких, наблюдаться нарушение сердцебиения, озноб, истерическое состояние, растерянность, спутанность сознания, вплоть до физических нарушений с повышением температуры, как при вирусном заболевании. Развивается достаточно опасное состояние, которое требует срочного вмешательства для спасения жизни больного.

Симптоматика проявления заболевания в младенчестве

Ранняя детская шизофрения может проявиться сразу после рождения. Как ее распознать? Изначально сфокусированный взгляд, что для младенцев – странное явление. При этом кроха очень мало спит, в отличие от здоровых детей, которые просыпаются лишь на короткое время.

Младенец может спать всего несколько часов, а остальное время бодрствовать. Кажется, что крошечный человечек наблюдает за несуществующими вещами и иногда не реагирует на настоящие предметы, которые движутся. Наблюдается замедление в развитии первоначальной моторики.

Шизофрения в детском возрасте от 3 до 7 лет

В возрасте постарше шизофреники кажутся детьми без внутреннего стержня, без интереса к жизни, который естественен у здоровых людей. Отсутствие жизненной энергии, проявление аутизма, холодность к людям и общению может в конечном итоге привести к полной деградации личности.

Недуг в таком возрасте можно распознать по нарушению целостности восприятия происходящего вокруг.

Внимание концентрируется на мелочах, деталях, при этом наблюдается полнейшая несостоятельность соединить все воедино, отделить важное от пустого.

Крошечные существа живут, словно во сне, да и отличить свои сновидения от реальной жизни им сложно. Им трудно найти друзей и создать прочные дружеские отношения.

Если проблема прогрессирует, становится острой, она может проявляться в невозможности оценить чужие эмоции, особенно на картинах, в кинофильмах.

Малыш видит все фрагментарно, однобоко, судит только со своей точки зрения, опираясь на свои личные ощущения, не выходя при этом из своего придуманного мира.

Еще несколько признаков:

  • Ребенок проводит дни в истерике, плачет без причины. Плач приступообразный.
  • Отказ участия в общих играх с детьми.
  • Странное поведение, сложно уловимый смысл речи.
  • Малыш бросается в крайности: либо он апатичен, либо крайне возбудим.
  • Кроха отказывается смотреть в глаза.

Подростковый период

Заболевание у детей и подростков имеет 4 формы:

  1. Простая. Отчужденность, уход в себя, потеря интереса к учебе и хобби, проявление жестокости, воровство.
  2. Гебефреническая. Взрослый школьник начинает вести себя на уровне первоклассника, наблюдается странное манерное поведение, в чем-то вычурное, веселье без причины.
  3. Кататоническая. Нарушения в двигательном аппарате, ступор или возбуждение.
  4. Параноидальная. Галлюцинации, неадекватное восприятие собственной внешности, негативное отношение к родителям. Стремление стать худым, полный отказ от пищи на уровне невротической анорексии, как результат – истощение.

Характеристики болезни, проявляющейся у подростков, имеют различную направленность. Благодаря им реально выявить патологическое поведение. Явные признаки паранойи, когда подросток уверен, что все настроены против него, имеющие устойчивый характер.

Любое слово родителей он воспринимает как оскорбление, насилие, реагирует агрессивно. Появляются галлюцинации, как слуховые, так и зрительные.

Взрослеющие школьники отказываются от личной гигиены, опускаются, становятся неряшливыми. Иногда доходит до того, что почистить зубы или помыться превращается в настоящую пытку.

Важно

Возникновение страха на почве галлюцинаций. Маленькие люди видят несуществующих животных или существ, которые говорят с ними, приходят к ним иногда, иногда пытаются подружиться. Иногда пациент даже четко указывает место, где находится некто, с кем он общается.

Подросток перестает интересоваться друзьями, которых приобрел за небольшой отрезок своей жизни, играть в любимые игры. Больше проводит времени в одиночестве, общаясь с несуществующими героями.

Непредсказуемость в эмоциях приводит к тому, что негативные и позитивные проявления появляются одновременно. При этом подросток ведет себя дурашливо, высказывает бредовые мысли. Часто наблюдается поведение, присущее малышам, что в возрасте от 13 лет выглядит странно и пугающе.

Читайте также:  Как избавиться от излишнего перфекционизма в себе?

Стремление причинить вред окружающим, себе представляется больному подростку очень занятным и веселым. Он может бить посуду, драться, портить отношения с родителями, делая всяческие пакости.

Хаотичное мышление вызывает такую же речь. Когда подросток особенно разговорчив, речь его не имеет направленности и определенной тематики.

Возникает ощущение, будто он читает книгу, вырывая оттуда отдельно взятые выражения.

При этом нарушения речи могут быть, когда подросток не может сконцентрироваться на том, что ему говорят, прервать беседу на ровном месте и начать слушать звуковые галлюцинации.

Диагностика заболевания

Диагностика до сих пор не имеет четкой направленности. Этот вопрос открыт, так как выяснилось, что большая часть детей, у которых расстройство мышления было выявлено в подростковом возрасте, болели с самого раннего детства, но диагноз не был поставлен вовремя.

Диагностируется заболевание психиатром. Специалист способен поставить диагноз при общении с пациентом, проведении тестов, видя эмоциональную заторможенность, личностные нарушения, слабоумие.

Если негативные моменты четко не проявляются, обязан назначить полное обследование нервной системы, головного мозга, которые помогут показать наличие других патологий и увидеть картину состояния маленького пациента более целостно.

Методы лечения

Лечение происходит сложно, так как психическое расстройство затрагивает многие аспекты личностного развития маленького человека.

Болезнь требует комплексного подхода, при котором показаны фармацевтические препараты, психологическая поддержка и психотерапевтические сеансы, направленные на уменьшение проявлений и максимальное излечение недуга.

Совет

Лечение лучше проводить под наблюдением специалиста, а не самостоятельно ища свои методы помощи крохе. В раннем детстве реально избавить пациента от симптомов, но полностью недуг невозможно вылечить. Часто назначают такие препараты, как антидепрессанты, противосудорожные.

Лекарства, имеющие в составе литий, помогают избавиться от галлюцинаций. Проводится интенсивная психотерапия, при которой пациента учат контактировать с другими людьми, расслабляться, успокаиваться в стрессовых ситуациях.

Прогноз

Шизофрения у детей и подростков не имеет абсолютно благоприятного прогноза.

При положительном исходе возможно частичное выздоровление, когда все негативные симптомы перестают прогрессировать, не проявляются в своем первоначальном виде.

Если исход неблагоприятен, то проблема набирает обороты, симптомы обостряются и в итоге ребенок превращается в слабоумного, без возможности повернуть процесс в обратную сторону.

Надеемся, наша статья позволит вам распознать признаки шизофрении у детей и своевременно провести диагностику и адекватное лечение.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/shizofreniya-u-detej.html

Шизофрения у детей

Шизофрения у детей – психическое расстройство с психотической симптоматикой и хроническим течением. Проявляется искажением восприятия, нарушением ассоциативных процессов, уплощением аффекта, эмоциональной холодностью, аутизмом, амбивалентностью побуждений, поступков.

Основными методами диагностики являются клинический, клинико-биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты группы нейролептиков.

Проводится индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, направленная на коррекцию когнитивного дефицита, восстановление навыков социального взаимодействия.

Термин «шизофрения» используется с начала XX века, происходит от словосочетания на греческом языке – «расщепление ума, рассудка». Название болезни отображает ее основной клинический признак – двойственность, амбивалентность различных сфер психики. Распространенность шизофрении составляет 1-1,6%.

Пик заболеваемости приходится на подростковый возраст, эпидемиологические показатели выше средних в 3-4 раза. Расстройство чаще диагностируется у мальчиков, гендерное соотношение 1,5:1. У подростков преобладают злокачественная параноидная, приступообразная и шизоаффективная формы.

Пики обострений и дебютов регистрируются весной, что частично объясняется колебаниями аффективного состояния.<\p>

Причины заболевания до конца не выяснены. Выделены патогенные факторы, сочетание которых ассоциируется с повышенным риском шизофрении. Распространение получила идея о биологической предрасположенности и зависимости дебюта от воздействий окружающей среды.

Комплексное действие биологических, психологических и социальных причин воплощено в биопсихосоциальной модели развития шизофрении. Включены следующие компоненты:

  • Генетическая предрасположенность. Изменения генов (делеции, дупликации последовательностей ДНК, полиморфизм, уровень экспрессии гена RELN), передаются от родителей либо становятся результатом мутаций, являются неспецифическими, обнаруживаются при психотических расстройствах.
  • Пренатальные воздействия. Риск шизофрении повышается при неблагоприятных условиях внутриутробного развития на этапах закладки и формирования нервной системы (алкоголизм матери, интоксикации, инфекции).
  • Семейные отношения. Развитию болезни способствует неадекватное эмоциональное, физическое отношение родителей, ранняя утрата матери/отца, заброшенность, враждебность, необоснованная критика, навязывание чувства вины, гиперопека, воспитание «кумира», холодность, недостаток эмпатии, физическое и эмоциональное насилие.
  • Социальные условия. Факторами риска являются низкий социальный статус семьи, тяжелые материально-бытовые условия, вынужденные миграции, расовая и религиозная дискриминация, социальная изоляция.
  • Алкоголизм, наркомания. Шизофрении подвержены подростки с токсическими зависимостями. Провоцирующим фактором является использование амфетаминов, алкоголя, галлюциногенных и стимулирующих средств, каннабиса.
  • Психологические особенности. Развитию шизофрении способствуют эмоциональные, личностные свойства, искажающие восприятие и оценку ситуации. Впечатлительные, поддающиеся внешнему влиянию, склонные к фантазированию дети проявляют повышенное внимание к угрозам, чересчур эмоционально реагируют на стрессовые стимулы, что становится основой для появления психотической симптоматики.

Патогенетические механизмы шизофрении продолжают исследоваться. Наиболее доказанным является предположение о локальной гипоксии мозга в периоды интенсивного созревания и миграции нейронов.

Исследования головного мозга выявляют расширение третьего и боковых желудочков, атрофию коры, расширение борозд, уменьшение объемов гиппокампа, таламуса, миндалевидного тела, префронтальной области (правое полушарие), нарушение симметрии извилин височных областей.

<\p>

Обратите внимание

Определяется изменение метаболизма, размера, ориентации и плотности клеток гиппокампа, префронтальных зон. Предположительно патогенетической основой шизофрении является поражение кортикостриатоталамических контуров, приводящее к нарушению селективности восприятия, снижению концентрации внимания.

Клинически данные изменения проявляются легкой отвлекаемостью, удлинением времени реакции на сенсорные стимулы, затруднениями переключения внимания, недостаточным подавлением слабых (вторичных) раздражителей.

Шизофрения у детей классифицируется по характеру течения, скорости нарастания негативной и продуктивной симптоматики. Выделяют три формы заболевания:

  1. Непрерывно-прогредиентная. Злокачественная форма шизофрении, характеризующаяся быстрым интеллектуальным снижением, регрессом эмоционально-волевых функций, наличием кататонического, кататоно-гебефренического синдромов. За 2-4 года формируется олигофреноподобный дефект, психический диссоциативный дизонтогенез.
  2. Непрерывная вялотекущая. Заболевание развивается медленно. На протяжении нескольких лет формируются неврозоподобные, психопатоподобные, аффективные расстройства. Интеллектуальный дефект, изменения мыслительных процессов возникают поздно.
  3. Приступообразная малопрогредиентная. Шизофрения проявляется волнообразно: периоды приступов характеризуются деперсонализацией, сенестопатиями, навязчивостями, маниакально-депрессивными синдромами. Между приступами выявляется неврозоподобная симптоматика. Течение относительно благоприятное с ремиссиями после одиночного приступа (25%), с малой прогредиентностью (50%).

Клиническая картина шизофрении у детей представлена симптомами регресса, диссоциативного дизонтогенеза, асинхронным развитием психических функций, кататоническими расстройствами. Бред проявляется рудиментарно – страхами, навязчивостями.

Шизофрения у детей раннего и младшего возраста сопровождается снижением активности, нарастанием апатии, равнодушия к играм, любимым занятиям. Возникает стремление оградиться от окружающих.

Ребенок становится замкнутым, предпочитает находиться в одиночестве, отказывается от коллективного времяпрепровождения. Характерно повторение однообразных действий: хождение по периметру комнаты, перекладывание игрушек, выполнение штриховки карандашом.

Поведение импульсивное, эмоциональная неустойчивость проявляется беспричинным плачем, смехом. Частые перепады настроения не зависят от внешней ситуации.

У дошкольников, школьников определяются искажения восприятия, качественные нарушения мышления. Бредовые идеи высказываются детьми самостоятельно, определяются через неадекватность поведения.

Патологические концепции рудиментарны либо имеют сложную систему патологических причинно-следственных связей. Преобладает бред отношения, преследования, подмены родителей.

Чем старше ребенок, тем более выражена бессвязность процесса мышления, соскальзывание на вторичные признаки предметов и событий, обрывочность мыслей.

<\p>

Важно

Ребенок неспособен поддержать разговор на заданную тему, из-за недостаточной целенаправленности, хаотичности ассоциаций речь становится «разорванной», логические связки отсутствуют. Искажение восприятия приводит к развитию галлюцинаций. Эмоции становятся обедненными, уплощенными.

Неадекватность аффекта проявляется равнодушием к проблемам близких людей (болезням, расставаниям, смерти), бурными реакциями страдания, счастья по отношению к незнакомцам, животным. Дети могут быть дурашливыми, эмоционально «холодными», пребывать в состоянии эйфории или подавленности без причины. Со временем движения теряют плавность, осанка, поза становятся дисгармоничными, лицо – «маскообразным».

В подростковом возрасте к вышеперечисленным симптомам добавляются более сложные. Развивается «метафизическая интоксикация» – склонность к беспочвенному философствованию, оторванному от реальности, отличающемуся примитивностью суждений, отсутствием критического отношения.

Непринятие своего тела выражается дисморфофобическим синдромом – устойчивой, некорректируемой идеей о неприглядности, уродстве определенной части тела. Гебоидная симптоматика проявляется нарушениями поведения – подросток становится грубым, проявляет негативизм, неприязнь к окружающим, демонстрирует свое превосходство.

Дурашливость, детскость, гримасничанье, кривляние, бессодержательно-веселое настроение определяются при гебефреническом синдроме.

При отсутствии терапевтической, реабилитационной помощи шизофрения у детей осложняется социальной дезадаптацией. По мере взросления повышается риск алкоголизма, наркомании.

Эмоционально-волевые нарушения и нарастающий когнитивный дефект приводят к прогулам школьных занятий.

Совет

Стремление к одиночеству, бредовые концепции, галлюцинации могут стать причиной уходов из дома, бродяжничества, совершения асоциальных действий, суицидальных поступков. Неблагоприятное течение шизофрении способно привести к тяжелой инвалидности.

Для диагностики шизофрении у детей используются клинические и психологические методы. Решение о постановке диагноза принимается врачом-психиатром на основании данных комплексного обследования, которое включает:

  • Беседу. Психиатр выслушивает жалобы родителя, расспрашивает о продолжительности, выраженности симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную отягощенность. В беседе с ребенком (подростком) обсуждает его увлечения, хобби, отношение к учебе, сверстникам, родителям.
  • Наблюдение. В ходе консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций, поведения, речи ребенка. По структуре и характеру высказываний выявляет искажения мыслительного процесса, предполагает наличие бреда, галлюцинаций (если они отрицаются пациентом и родителем).
  • Психодиагностику. Психолог использует методики, позволяющие определить интеллектуальное снижение, неустойчивость внимания, качественные изменения мышления (соскальзывания, разноплановость, актуализацию латентных признаков). Используются таблицы Шульте, корректурная проба, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативная проба, тест Равена.

Задача дифференциальной диагностики – различение детской шизофрении с ранним детским ранним детским аутизмом,, шизотипическим расстройством личности.

Основные отличия РДА – отсутствие бредовых проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка социальных отношений, а не уход от них.

Проблема различения с шизотипическим личностным расстройством возникает при непрерывной вялотекущей форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие/отсутствие галлюцинаций, бреда, грубых патологий мышления.

Терапия шизофрении проводится полипрофессиональной бригадой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта, социального работника. Комплексный подход позволяет купировать продуктивную симптоматику, скорректировать когнитивный дефицит, эмоциональные и поведенческие отклонения, восстановить навыки межличностного взаимодействия. В состав лечения входит:

  • Фармакотерапия. Основные препараты для лечения шизофрении у детей – нейролептики. Подбор лекарственного средства, определение дозировки, схемы приема определяется индивидуально. Дополнительно назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, антиконвульсанты.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом направлены на устранение когнитивного дефицита. Выполняются упражнения на развитие активного внимания, целенаправленного восприятия, мыслительных процессов.
  • Психотерапия. Индивидуальные сеансы проводятся с целью восстановления эмоционально-волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, ориентированные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивного эмоционального реагирования. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию, восстановить межличностное взаимодействие.

Реабилитация детей с шизофренией направлена на предупреждение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие студии, образовательные учреждения либо возвращаются в привычное социальное окружение – школу, секцию – при участии куратора (социального педагога, школьного психолога).

Благоприятный прогноз шизофрении у детей коррелирует с острым дебютом, старшим возрастом при первом эпизоде, преобладанием позитивных симптомов, расстройств настроения, школьными успехами до болезни, хорошим социальным положением семьи, выполнением врачебных предписаний.

На исход болезни положительно влияют сильные стороны характера подростка, принятие и поддержка родственников, друзей. Профилактика шизофрении основана на создании благополучной семейной обстановки, продуктивном стиле воспитания, доверительных отношениях.

Детям групп высокого риска рекомендуется периодический контроль психиатра, посещение психотерапевтических сеансов.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/schizophrenia

Детская ранняя шизофрения: причины, проявления и методы лечения

Детская ранняя шизофрения – психическое расстройство, начинающееся у детей в возрасте до трех лет, проявляющееся прогрессирующим распадом психических функций.

Читайте также:  "мечты сбываются": коучинг и методы его применения

Известный советский психиатр В.М. Башина в своем труде «Ранняя шизофрения детская. Статика и динамика» делит заболевание на следующие возрастные этапы:

  • раннего детства — до 3 лет;
  • преддошкольную — от 3 до 5 лет;
  • дошкольную — от 5 до 7 лет.

По наблюдениям Башиной, в большинстве случаев (69%), дебют шизофрении у детей приходится на первые три года жизни.

Причины развития шизофрении у детей

В детском возрасте наряду с причинами, предполагаемыми у взрослых, большое значение играют время начала заболевания и провоцирующие (пусковые) факторы. Общие причины:

  • наследственность – высокий риск при наличии заболевания в роду;
  • токсическое воздействие на эмбрион в пренатальный период – лекарственное, наркотическое, алкогольное, ионизирующее излучение, химические вещества;
  • стрессы, инфекционные, соматические болезни, черепно — мозговые травмы матери в период беременности;
  • неблагоприятно протекающий интра- и постнатальный период – родовые травмы, гипоксия, внутричерепное давление, инфекционные болезни новорожденных;
  • позднородящие матери (после 35 лет).

Пусковыми факторами могут служить сильный испуг маленького ребенка, нервно-психическое перенапряжение, длительные соматические патологии, эндокринные нарушения, неграмотно выполненные прививки (с нарушением сроков, без учета побочных действий и противопоказаний).

Патогенез

В патогенезе детской ранней шизофрении играют роль следующие механизмы развития:

  • кислородное голодание клеток головного мозга, особенно сказывающееся в период роста и развития тканей и органов нервной системы ребенка;
  • генетические изменения вследствие токсических воздействий на эмбрион – в первую очередь, мутации в коротком плече 6 хромосомы;
  • дисфункции нейромедиаторов – повышение активности дофамина, снижение активности глутаматных рецепторов.

Формы шизофрении у детей

У детей раннего возраста преобладает непрерывная форма течения шизофрении, которая делится на злокачественную, вялотекущую, параноидную. Чаще встречается вялотекущий вариант.

Одной из особенностей протекания шизофрении в детском возрасте является присоединение неврозоподобной симптоматики, которая нередко наводит на ложный след при диагностике, маскирует клиническую картину.

Отсутствие продуктивной симптоматики (бреда, галлюцинаций) обусловливает редко встречающуюся приступообразно — прогредиентную форму у маленьких детей. Эта форма характерна для школьников, причем бред носит рудиментарный, монотематический, систематизированный характер. Развернутая картина наблюдается в подростковом возрасте.

Также почти не наблюдается реккурентное течение (лишь в 5% случаев).

По клиническим проявлениям в раннем детском возрасте наблюдается кататоническая и простая шизофрения. Гебефреническая типична для пубертатного периода. Параноидная – в редких случаях диагностируется у учащихся средних классов.

Признаки у младенцев

Диагностировать заболевание у младенцев очень сложно, ввиду неразвитости речевых, коммуникативных навыков, схожести проявлений с другими симптомокомплексами, отсутствии классических признаков, характерных для взрослых, завуалированности эмоциональными расстройствами.

Первые признаки шизофрении могут проявляться уже в 9–12 мес. Наблюдаются:

  1. Внезапная смена двигательной активности – вялые или обычные дети вдруг пытаются ползать, ходить, прыгать, вскакивать на ноги. Их невозможно уложить.
  2. Наряду с чрезмерным двигательным возбуждением эмоции уплощаются – реакция на мать становится слабой, ребенок не радуется ее появлению, не выделяет ее среди других. Наоборот, может проявляться негативизм – малыш отталкивает мать, отказывается от груди, кусается.
  3. Приобретенные навыки исчезают, наблюдается их регресс.
  4. Снижается аппетит, нарушается сон.

Состояние продолжается от нескольких недель до полугода. Со стороны может показаться, что ребенок активный, подвижный.

Но если присмотреться, становится заметна стереотипия (повторяемость движений), монотонность, быстрая смена вялостью.

При присоединении эмоционального безразличия к окружающему – матери, другим людям, новым играм, игрушкам и регрессе навыков опытный врач может поставить диагноз.

Двигательное возбуждение у младенцев выражается в виде:

  • гиперкинезов наподобие судорог;
  • тиков – зажмуривании, подергивании глаз, жевании, кивании, потирании рук, запрокидывании головы;
  • бесцельного пробегания вперед (пропульсий).

Признаки и симптомы детской шизофрении

Клинические проявления различаются в зависимости от формы заболевания и стадий физиологического развития ребенка.

В возрасте 1–3 года часто диагностируется синдром Каннера – ранний детский аутизм. Мнения ученых до сих пор не сходятся: является ли аутизм Каннера проявлением  детской ранней шизофрении или это самостоятельное заболевание.

В Международной классификации болезней МКБ -10 аутизм Каннера отнесен в рубрику «Нарушения психологического развития» (F84), а ранняя шизофрения – в разделе «Шизофрения» (F20).

Обратите внимание

Но по клиническим проявлениям эти два заболевания у маленьких детей практически идентичны.

В течение первого года у малышей наблюдаются:

  • нарушения инстинктов – сна, аппетита;
  • беспричинный плач и повышенная возбудимость.

Такие проявления характерны для любой патологии, а зачастую на них вообще не обращают внимания. Должно насторожить неадекватное эмоциональное поведение – отсутствие «комплекса оживления» при виде матери, удовольствия, радости.

В конце первого года и на втором году жизни формируются двигательные стереотипии – перебирания, перекатывание, сгибание пальцев рук, раскачивания. Малыши подпрыгивают, кружатся, бегают на цыпочках, взмахивают руками. У большинства детей к 5–8 годам стереотипные движения уменьшаются или исчезают, а в пубертатном возрасте не наблюдаются ни у кого.

У детей 2–3 лет на первый план выходит отставание в психомоторном развитии – не развиты навыки самообслуживания (не могут самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет), неловкая походка, сочетание точных движений с хаотичными, множество движений, присущих новорожденным.

Особенности речи у малышей этого возраста:

  • дети не задают вопросов, и не отвечают;
  • говорят о себе в третьем лице;
  • эхолалии (повторение последних слогов, слов), скандирование, штампованность, незавершенность фраз;
  • неестественные интонации, вычурность, лепет;
  • нарушение грамматического и синтаксического построения предложений.

Игры носят странный, неестественный характер. Дети не обращают внимание на игрушки, перебирают какие — то предметы (например, крышки от кастрюль), перекладывают их, постукивают, пересыпают песок или крупы. Действия бесконечно повторяются, не сопровождаются эмоциями. При попытке оторвать ребенка от такого занятия, он становится агрессивным.

Дети с аутизмом Каннера негативно реагируют, когда нарушается привычный уклад жизни – меняется распорядок дня, расположение вещей в комнате, надо ехать в незнакомое место, появляется посторонний в доме, пойти гулять по другой дороге.

Непрерывно-злокачественная форма

Начало внезапное. Проявляется в 2–4 года. Прежде активный ребенок вдруг становится безучастным, ничто не доставляет ему удовольствия, пропадают желания, стремления. Ребенок может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, совершать длительные стереотипные движения – раскачиваться, катать машинку, постукивать. Появляются хаотичные движения, характерные для более раннего возраста.

Постепенно нарастает уплощение аффекта – негативные реакции (протест, недовольство, агрессия) тоже исчезают, сменяясь отрешением от всего, уходом в себя. Дети не реагируют на наказания, повышенная потребность в родительском тепле, наблюдающаяся в начале болезни, сменяется на отчужденность, холодность. Утрачивается интерес к общению со сверстниками, способность к эмпатии (сопереживанию).

В речи наблюдаются неологизмы (новые слова), эхолалии, повторения одних и тех же слов. Ребенок говорит о себе в третьем лице. Речь становится бессвязной, переходит в бормотанье. Контакту ребенок недоступен – не реагирует на обращенную речь.

Утрачиваются навыки самообслуживания, опрятности. Нарастание шизофренической симптоматики, заканчивающееся дефектом, при этой форме происходит на протяжении 3–6 мес, стремительно.

Непрерывная форма с неврозоподобным и кататоническим компонентом

Неврозоподобный вариант. Начинается с тиков, заикания, стремления к аутоагрессии (дети бьют, кусают, царапают себя). Становятся придирчивы к мелочам, раздражительны. В ответ на требования, устраивают истерики – показывают демонстративное поведение, валяются по полу, стараются обратить на себя внимание, кричат, дерутся, плюются.

Характерна гиперестезия – повышенная чувствительность к яркому свету, шуму, посторонним звукам, запахам, тактильным прикосновениям. Дети становятся брезгливыми, в том числе и к еде. Может наступить полный отказ от пищи вплоть до истощения. Нарушается сон.

Возникают ночные кошмары с фантастическим ужасающим сюжетом.

У некоторых детей бывают раптоидные состояния – внезапные приступы страха как в ночное, так и в дневное время, во время которых они в приступе ужаса, паники мечутся, бегут, куда глаза глядят, могут напасть на посторонних людей, попасть в ДТП.

Постепенно происходит нарастание дефицитарной симптоматики, которая «перекрывает» неврозоподобную, что ведет к формированию шизофренического дефекта.

Кататонический вариант. Проявляется преобладанием возбуждения. Ступор наблюдается у младших детей реже, он характерен для подростков. Кататоническое возбуждение проявляется отсутствием усталости – ребенок почти не спит, не ест, беспрерывно мечется, хаотично двигается. Такое состояние ведет к резкому истощению вплоть до летального исхода.

Кататонический мутизм трудно дифференцировать с распадом речевых функций вследствие регресса. При дифдиагностике надо учитывать понимание речи при кататонии, выражающееся в эхолалиях в ответ на обращенную шепотную речь.

Непрерывная вялотекущая форма

Невозможно определить возрастной диапазон дебюта этой формы из — за маскированности неврозоподобными и психопатоподобными нарушениями. Для этой формы характерно отсутствие кататонических проявлений, а также бреда и галлюцинаций в более старшем возрасте. Шизофренический дефект формируется с самого начала, параллельно с аффективными и поведенческими расстройствами.

Дефект проявляется в виде искаженного типа развития (аутистических симптомов, нарушения мышления). Течение медленное, равномерное, без усиления или ослабления симптоматики. В подростковом возрасте возможна смена неврозоподобных признаков на психопатоподобные.

Приступообразно-прогредиентная форма

Встречается, в основном, в более старшем возрасте, но иногда дебютирует в первые три года. Приступ характеризуется внезапностью, пронзительным криком, плачем, страхами. Состояние может длиться до 1 года, прерываясь кратковременными ремиссиями. Позже присоединяется кататоническая симптоматика.

Через 4–5 лет после манифестации болезни формируется дефект – распад психических функций. В старшем возрасте может перейти в непрерывную форму течения или проявляться классическим чередованием приступов галлюцинаторно — бредового синдрома и ремиссий.

Диагностика

Диагностика ставится на основании анамнеза (вероятность наследственной предрасположенности, особенности протекания беременности и родов), жалоб родных и тщательного наблюдения за ребенком. Точный диагноз детской ранней шизофрении зачастую возможно поставить только с помощью динамического наблюдения (на протяжении определенного промежутка времени).

Дифференциальную диагностику проводят с:

  • умственной отсталостью – отсутствие изменений на ЭЭГ, МРТ, частичная обратимость психических функций, вычурность в поведении, характерные стереотипии, эхолалии подтверждают шизофрению;
  • судорожным синдромом – шизофренические гиперкинезы (отсутствие потери сознания, смена возбуждения вялостью, регресс навыков, безразличие к родным говорят за шизофрению);
  • неврозами – неврозоподобный компонент (эмоциональная холодность, особенности поведения, речи подтверждают шизофрению).

Прогноз

Прогноз при непрерывной злокачественной форме крайне неблагоприятный. Распад психических функций наступает за 2–3 года. Форма заканчивается формированием тяжелого дефекта или летально вследствие физического истощения.

При других формах течения возможны несколько типов развития:

  1. Астенический – ребенок не может правильно ориентироваться в окружающей действительности в силу аутистических наклонностей, он живет в своем мире, нерешительный, робкий, зависимый от окружающих.
  2. Депрессивный – следствие перенесенных страхов, другой неврозоподобной симптоматики. Человека мучают депрессивные и ипохондрические мысли, навязчивости, он постоянно подавлен и озабочен чем — то.
  3. Анэтический – расторможенность влечений, психопатоподобное поведение, чреватое совершением антисоциальных действий, лишением свободы или летальным исходом.

При любом варианте развития детской ранней шизофрении ребенок — подросток — взрослый не может адаптироваться в окружающем мире, ему требуется постоянная помощь и поддержка.

Лечение

Большинство нейролептиков, рекомендуемых для лечения шизофрении у взрослых, маленьким детям противопоказано. Назначаются седативные средства на растительной основе, расслабляющие и успокоительные ванночки, чаи.

При истощении ребенка госпитализируют, проводят интенсивную терапию в отделении реанимации. Для профилактики формирования дефекта применяются ноотропные препараты, витамины, микроэлементы.

Большое значение придается психотерапии, направленной на коррекцию неврозоподобных и аффективных расстройств. Сеансы проводятся как индивидуально, так и в группах.

Важно

У маленьких детей – это игровая, песочная, арт-, сказкотерапия, терапия общения с животными (дельфинами, лошадьми).

Родственникам малыша рекомендована семейная психотерапия, на которой им объясняют суть заболевания, как надо правильно вести себя с ребенком, что делать при приступах.

Источник: http://depressio.ru/drugie-bolezni/sch/deti/742-rannyaya-detskaya-shizofreniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector