Социальная активность человека – что это такое и каковы ее проявления?

Что входит в понятие “социальная активность”

Социальная активность – это сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий. Социальная активность как понятие может быть рассмотрена с точки зрения важности самореализации для индивида и с точки зрения силы его воздействия на социум.

Содержание статьи

Социальная активность является важным фактором развития психологического и эмоционального развития человека.

Необходимость отстаивать свои моральные, культурные и идеологические ценности пробуждает в человеке потребность изменять или поддерживать состояние социальной среды, в которой он находится.

Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.

Социальная активность личности развивается под влиянием всех общественных факторов, влияющих на человека.

Главным фактором социальной активности является реализация индивидуумом его знаний и умений на благо общественным интересам, каким он видит это благо со своей точки зрения. Она рассматривается только совместно с каким-либо видом фактической деятельности человека.

Обратите внимание

Психология рассматривает понятие социальной активности как совокупность направленной деятельности человека и его социально-психологических качеств. Деятельность определяется как способ существования социального субъекта – т.е. способ взаимодействия отдельной личности и общества в целом.

На социальную активность влияют такие внутренние факторы человека, как психологические и генетические особенности, культурный уровень, сознательность, характер, система ценностей и индивидуальные потребности.

Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, класс, социум.

Социальная активность также определяется как способность человека совершать значительные преобразования в общественной жизни с помощью своего поведения, общения, творчества. Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды.

С точки зрения социологии, социальная активность не является произвольным явлением, а возникает вследствие исторической необходимости и направлена по создание новых общественных форм и условий.

Социальная активность может нести в себе настроения протеста и вызывать социальную нестабильность.

С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития.

Распечатать<\p>

Что входит в понятие “социальная активность”

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-894941-chto-vhodit-v-ponyatie-socialnaya-aktivnost

Понятие социальной активности личности в психологии и ее особенности у детей дошкольного возраста

Активность в широком смысле этого слова понимается как форма существования материи. Активность проявляется через взаимодействие в живой и неживой природе, в том числе и в деятельности человека, как форма его взаимодействия с действительностью. Именно деятельность является критерием активности человека, так как она обеспечивает не только биологическую, но и социальную жизнь человека.

Любая деятельность человека протекает в процессе его взаимодействия с окружающим миром, с обществом, с социальным окружением. Одной из форм взаимодействия человека и общества является процесс социализации.

Человек усваивает нормы, правила, требования общества, становясь его полноправным членом, причем этот процесс идет за счет активной деятельности самого индивида, его активного включения в социальную среду.

Важно

Понятием, стоящим на другом “полюсе активности”, в отечественной психологии принято считать реактивность (Л.С.Выготский, С.Д.Смирнов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Активность и реактивность можно рассматривать либо в качестве психодинамической характеристики (А.И.Крупнов, B.C.Мерлин, В.Д.Небылицин, Я.

Стреляу), не зависящей от содержания деятельности, либо в качестве деятельностных характеристик, как меры ценности вкладов в решение общественных задач (К.А.Альбуханова-Славская).

Рассматривая активность как один из главных параметров темперамента, В.Д.Небылицин определял ее как группу личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность к освоению внешней действительности. Эта потребность может реализовываться в умственном, двигательном или социальном плане.

Критерием реактивности B.C.Мерлин считал интенсивность реакций на непосредственно действующий раздражитель одной и той же, причем надпороговой силы. Реактивность рассматривалась им как повышение активности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

Активность и реактивность Я.Стреляу понимаются как свойства индивида: активность и реактивность находятся относительно друг друга в обратных отношениях; реактивность является результатом уровня возбуждения; реактивность проявляется в реакциях, непосредственно определяемых стимульной ситуацией, активность же приобретает форму направленности поведения на определенную цель.

Таким образом, активность и реактивность как психодинамические характеристики поведения человека представляются нам независящими от содержания самой деятельности, ее мотивов и ценностей.

Как содержательные характеристики деятельности и поведения человека активность и реактивность могут быть описаны через анализ мотивов поведения, при этом последние интегрируются в систему отношений, смыслов, ценностных ориентаций, а так же через изучение количественно-качественных особенностей протекания самой деятельности. Активность и реактивность характеризуют в этом случае человека и как социального индивида, и как личность. Источником активности выступают потребности, которые через соответствующие им мотивы детерминируют деятельность, обеспечивая ей определенную направленность. Мотивы, в свою очередь, интегрируются в разнообразные отношения. Содержание отношений наиболее полно выражается в личностных смыслах, которые при определенных условиях могут стать ценностями личности, определяющими характер, специфику содержания ее активности.

Таким образом, мотивы, отношения, личностные смыслы задают своеобразие и ориентацию векторам активности и реактивности. Непосредственно их составляющими являются действия человека. Единство направляющего и составляющего компонентов выступают в качестве моментов движения деятельности человека, то есть либо его активности, либо его реактивности.

Совет

Однако при включении человека в социальную деятельность активность и реактивность уже не могут рассматриваться ни как психодинамические, ни как содержательные характеристики – они будут являться показателем включения человека в социальную действительность и выступать как мера ценности вкладов человека в решение общественных задач. В этом случае они будут представлять собой социальную активность и социальную реактивность.

В настоящей работе мы будем пользоваться определением социальной активности и социальной реактивности, предложенным В.Г.Мараловым.

Социальная активность – это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью.

В результате осуществляется выход за пределы непосредственно данной ситуации, осознается социальный смысл решения общественной задачи, идет процесс соотнесения с ней собственного “я” личности, доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта.

В итоге человек принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности и добивается значимых результатов.

Социальная реактивность характеризуется действиями, способами поведения, возникающими в ответ на необходимость включения в решение общественной задачи и ограниченными конкретной ситуацией.

В реактивности выражается узость осознания индивидом целей и условий задачи, доминирование внешней мотивации, слабое включение “я” в это процесс.

В итоге личность либо не возлагает на себя ответственность, либо возлагает формально, что проявляется в низком уровне самостоятельности.

Обратите внимание

В дошкольном возрасте нельзя говорить о социальной активности в прямом смысле этого слова, так как здесь закладываются ее первоначальные основы. Усваивая нормы и правила поведения, овладевая различными видами деятельности, ребенок учится строить свои взаимоотношения с окружающими, перенимает способы действий, одобренные обществом.

Поэтому в этом возрасте можно говорить о развитии нормативной активности и создании предпосылок для возникновения нормативно-личностной активности.

Читайте также:  Как быстро успокоить ребенка во время истерики: психологические методы

Нормативный уровень активности характеризуется способностью усваивать и претворять в жизнь регламентированную обществом систему знаний, умений, навыков, норм и правил поведения, общения. Индивид осознает стоящие перед ним цели, а так же мотивы, способы решения задач, достигает положительных результатов в деятельности.

Реактивность характеризуется недостаточным осознанием цели и смысла выполняемых действий, обусловлена прошлым опытом, установками, в итоге можно наблюдать некачественное или неправильное решение задачи. Например, ребенок подражает действиям взрослых, не понимая их истинного смысла.

Нормативно-личностный уровень активности позволяет охарактеризовать человека одновременно и как социального индивида, и как личность.

Активность проявляется в способности человека осознанно относиться к тому, что и как он делает, что и как познает, в итоге осуществляется выход за пределы требуемого, возникают инициирующие действия, направленные на оптимальное решение задачи или на ее постановку. Человек как бы “включает” свой личностный смысл в то, что ему придется делать.

Реактивность проявляется в том случае, если субъект, пытается самостоятельно осмыслить ситуацию, найти свое решение задачи, недостаточно учитывает обстоятельства, в результате приходит к неверным результатам, способам деятельности. Проявляется она и тогда, когда человек не решает задачу, а желает самоутвердиться, демонстрировать свои способности.

При этом следует учитывать, что ребенок может и не достигать даже нормативного уровня или достигать его частично, а так же проявлять соответствующую активность только под контролем взрослых.

Под социальной активностью в дошкольном возрасте понимается способность ребенка включаться в специфическую для данного возраста деятельность по решению общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который способствовал бы получению результатов, значимых и для других людей, и для себя (в плане становления значимых черт личности).

Важно

Социальную активность следует отличать от социальной реактивности, которая так же имеет широкое распространение и представляет собой действия, способы поведения детей, возникающие в ответ на воздействие социальных раздражителей и ограниченные конкретной ситуацией. Для реактивности характерна узость осознания ребенком целей деятельности, временная ограниченность побуждений, слабое вовлечение личности во взаимодействие с окружением.

Критерием перехода реактивности в активность является появление элементов ответственности. Ответственность зарождается в техвидах деятельности, которые требуют результата в пользу других, а так же обеспечивают приобретение социально значимых черт самим субъектом.

С психологической точки зрения ответственность возникает тогда, когда осуществляется выход за пределы наметившейся ситуации, осуществляется связь между конкретной целью и более широким контекстом общественной задачи, когда начинает формироваться личностный смысл деятельности, идет процесс осознания себя в качестве субъекта деятельности.

Отсюда важными показателями ответственности выступают сознательность и самостоятельность. Считается, что ребенок проявляет достаточный уровень ответственности, если он осознает смысл поставленной цели, принимает ее и способен самостоятельно достичь.

Социальная активность может проявиться в самых разнообразных видах деятельности: труде, познании, общении и т.п. Соответственно, говорят о трудовой, познавательной, этической, эстетической и других видах активности. Подобным же образом может проявляться и социальная реактивность.

В качестве важнейших показателей формирующейся социальной активности дошкольников и младших школьников выступает инициативность и исполнительность, а социальной реактивности – импульсивность и пассивность.

Под инициативой можно понимать способность человека самостоятельно и сознательно брать на себя решение какой-либо общественной задачи и проводить ее в жизнь. В дошкольном возрасте инициатива начинает только зарождаться и находит свое конкретное выражение в доступных для детей видах деятельности.

Оценку уровня инициативности детей следует проводить по следующим показателям: качеству и общественной ценности инициативы, направленности инициативы, ее определенности-неопределенности, мере принятия ответственности, длительности или устойчивости инициативы, частоте проявлений. Важно также учитывать виды инициатив, связанные с организацией деятельности, исполнением.

Совет

Другим показателем социальной активности является исполнительность. Она проявляется в способности индивида выполнять поставленную задачу на высоком уровне и в соответствии с предъявляемыми требованиями, правилами, нормами.

В дошкольном возрасте исполнительность характеризуется нормативностью.

Для общества важно, как дети осваивают различные виды деятельности, овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, приобретая через это значимые черты и свойства личности.

Оценку уровня исполнительности следует проводить по следующим показателям: особенности принятия ребенком цели, задачи; ответственности исполнения, устойчивости, интенсивности и напряженности, результативности. При характеристике исполнительности следует так же анализировать ее виды.

Можно выделить три вида исполнительности: зависящий от того, чья инициатива реализуется, своя собственная или предложенная другими; зависящий от направленности на процессуальные или результативные стороны деятельности; в зависимости от сферы, в которой она проявляется – в игре, труде, общении, продуктивных видах деятельности.

Инициативность и исполнительность имеют мотивационный компонент, который выступает в качестве конкретных мотивов, побуждающих человека проявлять инициативу, а также в принятии цели, задачи и ответственности исполнения.

Рассмотренные показатели характеризуют различные проявления социальной активности. Однако, социальную активность следует анализировать в тесной связи с другими параметрами активности, а именно – с социальной реактивностью. Социальная реактивность так же имеет свои показатели, важнейшими из которых являются импульсивность и пассивность.

Социально импульсивные дети проявляют, на первый взгляд, высокую активность. Но качество ее не отвечает общественным требованиям.

Дошкольники и младшие школьники способны проявлять инициативу, но ценность ее оказывается незначительной, поскольку она не отвечает в полной мере требованиям решаемой задачи, обладает неопределенностью.

Исполнительность так же целиком определяется ситуацией, в силу этого дети ведут себя и действуют недостаточно осознанно и самостоятельно.

Обратите внимание

Ребенок с желанием может включаться в деятельность, но, не понимая, чего от него требуется, переключается на другое или начинает действовать под влиянием ситуативных, ярко окрашенных эмоциональных мотивов, затрудняются работать коллективно, мешают другим, вступают в конфликты. Главная особенность поведения – недостаточная осознанность, низкая результативность и ответственность.

Социальная пассивность так же как и реактивность имеет свои характеристики, но с противоположным импульсивным знаком. Пассивные дети, как правило, не проявляют инициатив, особенно в таких видах деятельности, которые требуют организации других.

Они привыкли занимать подчиненное положение, действовать под влиянием сложившихся стереотипов, доступных образцов, в то же время часто с нежеланием включаются в деятельность, быстро прерывают ее, проявляют неустойчивость в исполнении, низкую результативность деятельности.

Таким образом, мы видим, что в дошкольном возрасте активность и реактивность имеют свои специфические особенности, определяемые своеобразием развития инициативы и исполнительности. Вместе с тем социальная активность представляется базовой, фундаментальной характеристикой личности, определяющей особенности ее поведения и отношений с окружающим миром.

Основы социальной активности начинают закладываться уже в раннем детстве. Одной из главных предпосылок ее возникновения является потребность в общении (М.И.

Лисина), которая зарождается в результате поведения взрослого, вводящего ребенка в сферу новых взаимоотношений и объективной необходимости в заботе и уходе за ним. На базе потребности в общении, как отмечает В.С.

Мухина, развивается потребность в признании, определяющая позитивный ход развития личности.

На протяжении всего дошкольного детства становление социальной активности происходит под непосредственным влиянием взрослых, и, в частности, родителей. Так, особенности социальной активности дошкольника, проявляемого при общении со сверстниками, находятся в непосредственной зависимости от типа обращения с ним взрослого (Т.И. Комиссаренко).

Важно

Особенно значимым это влияние представляется в возрасте 6-7 лет, когда наступает кризисный период, связанный с переменой ведущего вида деятельности. Основные изменения в ориентировке школьников в социальных нормах происходит между шестью и семью годами.

Читайте также:  Возможна ли виртуальная любовь по переписке в сети?

Поведение дошкольника приобретает более произвольный характер, возникает иерархия и соподчинение мотивов. Разумеется, здесь невозможно (да и не нужно) дать полную характеристику особенностей становления личности дошкольника в данный период.

Однако, исходя из вышесказанного, представляется важным изучение социальной активности ребенка и влияния на нее особенностей отношения взрослых именно в период 6-7 лет.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5684

Социальная активность личности

Образование 17 сентября 2016

В рамках статьи будет рассмотрена социальная активность личности и ее виды, факторы социальной активности, а также то, какие последствия она имеет для общества. Также внимание будет уделено её основным характеристикам и путям развития.

Общая информация

Что же понимают под активностью? Следует отметить, что это обобщенное и одновременно сложное понятие. Оно используется для того, чтобы давать характеристику живым организмам. Если говорить в целом и общем, то под активностью понимают внутреннее детерминированное движение живой материи. Но нас интересует частный случай – поведение индивида в обществе.

И, раскрывая тему статьи, следует сказать, что социальная активность личности – это потребность отдельного человека в том, чтобы поддерживались или изменялись основы его жизни, согласно его мировоззрению и ценностным ориентациям. Условиями и средой проявления является комплекс всех факторов, что воздействует на конкретного индивида в обществе.

Социальная активность чаще всего проявляется в попытках изменить обстоятельства жизни людей (или самого себя), чтобы человек (или группа) получила определённую пользу. Также следует отметить широкие возможности для подобной деятельности. Безусловно, все виды активности являются взаимосвязанными.

Но если человек больше не может ходить, это вовсе не значит, что он не будет принимать участия в жизни общества. Это возможно в силу социальной природы этого типа активности.

Виды и взаимодействие

Социальная активность наиболее сильно связана с психическим и физическим проявлениями. Она определяет их дальнейшее развитие. При этом существуют отдельные положения, от которых наиболее зависит социальная активность личности.

Ее характеристика может быть выражена тремя словами: мировоззрение, долженствование и воля. Правда, на всё это разные науки имеют немного различающееся видение. Чтобы ознакомиться с ними, можно почитать философскую, психологическую и социологическую литературу.

Совет

Так, активность может рассматриваться не только как непосредственно сама деятельность, но и в качестве меры её направленности и совокупной способности конкретного субъекта вступать в многообразные деятельные отношения с имеющейся объективной действительностью.

При этом нет общепринятой трактовки этого явления. Существуют обобщенные и более узкие толкования.

Видео по теме

Трактовка

Итак, единственного толкования у исследователей нет. Социальная активность личности в психологии, философии и иных науках рассматривается с точки зрения отдельных мнений. Приводить их все довольно проблематично. Поэтому они были автором объединены в три группы, которые и будут обозначены в рамках данной статьи:

  1. Социальная активность является более широкой категорией, нежели деятельность. В данном случае подразумевается, что человек может оказывать определенное влияние даже одним своим присутствием.
  2. Социальную активность отожествляют с деятельностью. В этом случае подразумевается, что всё, что делает человек, является важным для общества.
  3. Социальная активность является более узкой категорией, нежели деятельность. Приверженцами такого утверждения являются люди, считающие, что не все действия человека можно рассматривать с общественной точки зрения.

Мнения исследователей

Для лучшего понимания темы статьи предлагаю ознакомиться с двумя подходами. Первый предложен С. А. Потаповой, которая рассматривает мировоззрение и деятельность субъекта как часть одного целого – социальной активности. При этом не каждое действие может рассматриваться в таком русле.

Только та деятельность является показателем социальной активности, которая обладает определёнными количественными и качественными характеристиками, связанными между собой. Также обязательным условием является самостоятельность. Иными словами – активность не должна быть навязана извне. Она обязана быть порождением потребностей человека.

То есть, чтобы признать конкретного индивида социально активным субъектом, нужно убедиться, что он сознательно реализовывает свои потребности.

Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности.

Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы.

Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.

Разделение по сферам

Мы ранее рассмотрели деление на основании теоретических подходов изучения. Если же смотреть по практическому результату, что социальная активность может проявляться в следующих сферах жизни:

  1. Трудовая;
  2. Общественно-политическая;
  3. Духовная.

Каждый из видов имеет свои подвиды.

Особенности теоретического рассмотрения

Социальная активность может рассматриваться в двух основных аспектах. В первом она предстаёт в качестве свойства личности. Социальная активность в данном случае рассматривается как такая, что обусловлена природными данными и характеристиками, что сформировались и были развиты во время воспитательного, образовательного, обучающего и практического процессов.

Иными словами, это качество показывает, как относится человек к социальной среде и насколько он способен решать возникающие проблемы (как свои, так и других людей). Второй же аспект рассматривает активность как определённую меру деятельности.

Иными словами, даётся количественная и качественная оценка включенности личности в существующую и функционирующую систему общественных отношений.

Оценка социальной активности

Для того чтобы оценить, как проявляет себя человек, как правило, используются такие показатели, как исполнительность и инициативность. Под первой понимают способности индивида выполнять поставленные задачи на необходимом уровне в соответствии с предъявленными требованиями, нормами и правилами. Для характеристики исполнительности часто используется нормативность.

В качестве примера можно вспомнить заводы и существующие на них системы оплаты труда, где людям платят за количество созданной продукции не ниже определённого уровня качества.

Если исполнительность воспитывается с малых лет, то инициативность зарождается в детском возрасте и постепенно развивается. Пиковых значений она достигает в зрелом возрасте, когда человек создаёт наибольшее количество различных идей.

Все они оцениваются по качеству проработки, общественной ценности, направления инициативы, ответственности исполнителя, длительности, устойчивости и частоте проявлений. Также особняком могут подводиться те из них, где человек выступил в качестве организатора или исполнителя.

Существуют, конечно, и другие показатели оценивания, но это наиболее универсальные. Давайте рассмотрим небольшой пример. В нём мы объединим представленную ранее информацию.

Пример роста социальной активности

Для моделирования условий представим, что действия будут разворачиваться в общественно-политической сфере. Итак, у нас есть человек-индивид. Он не предпринимает никаких активных действий и является обычным рядовым обывателем. В один определённый момент на него «снисходит» озарение того, что в общественной или политической жизни государства что-то идёт не так.

Читайте также:  Причины, классификация и степени олигофрении

Он начинает собирать информацию, посещать различные конференции, общаться с представителями организаций, что действуют в данной сфере. Таким образом, человек-индивид становится пассивным участником общественной жизни: он в ней участвует, но его возможности влияния на неё близки к нулю.

Обратите внимание

Он проявляет социальную активность, но пока что не является более-менее значимым участником, его общественный «вес» весьма низок. Со временем человек-индивид начинает более активно участвовать в различных событиях. Возможно, он даже учреждает свою собственную общественную организацию. Это требует от него больше времени и сил, которые нужно уделять делу.

Таким образом, будет расти социальная активность. Причем это будет работа не вхолостую, а для достижения определённых целей, которые преследуются человеком.

Заключение

Социальная активность – это важный параметр при изучении вовлечённости населения в процесс управления государством. Также если есть мысли о масштабной государственной или общественной деятельности, то активизация этой характеристики населения может сослужить очень хорошую службу.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/180670/

В чем проявляется социальная активность общества

08/03/2015 г.

Под социальной активностью нужно понимать определенный набор действий разных видов и форм человека и общества, в целом. Основной целью их будет решение задач, которые были поставлены перед обществом, разными классами и группами.

На самом деле, эти задачи будут целиком зависеть от периода времени в истории.

Ведь объектом социальной активности вполне может выступать не только личность, но и коллектив, общество и группа, в общем.

Виды социальной активности

Сегодня социология разделяет такие виды социальной активности общества:

  • отношение;
  • состояние;
  • явление.

Если рассматривать каждый из них, с точки зрения психологии, то основной – состояние, которое базируется не только на потребностях в чем-то общества и его интересах в определенный отрезок времени, но и как внутренняя готовность общества – действовать.

Особенности социальной активности

Особенностью социальной активности будет являться преобразование идей и убеждений во всех действиях общества. Зависеть это будет в большой мере от лидера общества, ведь этот человек сможет оказать большое влияние на идеи и убеждения людей со всего общества, это, кстати, не будет зависеть от периода времени.

Личность, осознавая общественную значимость себя в обществе, начинает проявлять свою активность, действуя в совокупности не только общественных, но и своих личных мотивов.

Но в обязательном порядке должна быть определенной степени свобода общества, которая будет состоять в том, что каждая личность имеет свое право на участие в развитии общества, чтобы состоять в числе членов местного самоуправления, по своей воле.

Также известна иждивенческая активность, под которой стоит понимать, запросы и жалобы, они заключаются в том, чтобы органы администрации помогли решить проблемы общества. Это такие потребности, которые, зачастую, даже не имеют никакого отношения к административным органам.

А вот конструктивная активность побеждает действовать в целях изменения работы органов административной власти, чтобы улучшить условия населения, благоприятно влияя на устройство территорий.

Бывает также партнерская активность, когда население и администрация работает — слажено, стремясь добиться поставленной общей цели. А также известна фиктивно-демонстрационная активность в целях повышения данных для статистики. Здесь без помощи волонтеров не обойтись.

А вот если общество противостоит деятельности органов административной власти, то это протестная активность, более известная нам, как забастовки, бойкоты и митинги.

Источник: http://apifi.com/2015/03/v-chem-proyavlyaetsya-socialnaya-aktivnost-obshhestva/

Социальная активность личности и ее виды. Факторы социальной активности

Социальная активность личности – общественное качество людей, их способность к взаимодействию со средой, энергичная самодеятельность, направленная на удовлетворение потребностей и интересов путём преобразования различных областей действительности и самого себя.

Во-первых, как свойство личности, обусловленное прежде всего её природными данными и усиленное качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности.

Во-вторых, активность рассматривается в качестве некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определённых количественных показателях.

Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни – трудовой, социальной, политической, духовной, семейно-бытовой и др.

Активность может быть индивидуальной, групповой, организованной или стихийной. Можно выделить даже преступную активность.

Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, то её можно оценить как социальную и асоциальную.

Важно

На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы.

К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д.

К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.

Понятие социального статуса. Интегральный статус. Предписанный и достигаемы статусы.

Социальный статус– это положение личности в социальной пирамиде, в социальной структуре общества.

Среди множества статусов определяет и самоопределяет место индивида в системе социальных отношений главный (Интегральный) статус. Этот статус является определяющим среди других статусов индивида. Различают также следующие статусы личности:

Предписанный статус– это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью.

Достигнутый (достигаемый) статус –это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

Термин «социальный контроль» был введён в научный оборот французским социологом и психологом Г. Тардом и первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальной жизни, т.е. соответствующему нормам общества поведению.

Американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой, а тем самым – «здоровый» социальный прядок.

Социальный контроль– это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее взаимодействие её компонентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования.

Социальный контроль включает в себя совокупность норм, ценностей и санкций, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой.

Общество реализует контроль посредством трех санкций: физических, экономических, административных(например, понижение по службе).

Совет

Главными инструментами социального контроля в обществе выступают социальные институты, именно в рамках социальных институтов осуществляется контроль за соблюдением социальных норм.

Санкции контроля бывают:

 формальные (повышение по службе);

 неформальные (одобрение);

 позитивные (премирование);

 негативные (штраф).

Социальный контроль оказывает воздействие не только на людей, уже нарушивших социальные нормы, но и всех других (они знают о санкциях, что и удерживает их от нарушения норм).

Способы и методы контроля:

 предотвращение отклонения от нормы;

 удержание от отклонения от нормы;

 изоляция;

 обособление (ограничение) контакта;

 реабилитация (подготовка к возвращению в общество).

Источник: https://cyberpedia.su/17×7621.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector