Сознание и деятельность – как они связаны: примеры регулирования поведения

Как связаны деятельность и сознание?

Как связаны деятельность и сознание?

  • Сознание – это внутренняя среда мыслей.А деятельность – это внешняя работа, выполняемая человеком.Сознание и деятельность очень тесно связаны. Сознание отдает приказы – человек делает.Важно держать в голове правильные мысли. Не нужно негативить и винить себя – это влияет на деятельность.
  • Совершая поступок, человек анализирует последствия, включает сознание. Сознание примеряет деятельность к совести, по совести человека определяет, хорошо или плохо. Сознание ребенка напоминает чистый лист бумаги, ребенок растет, совершает первые движения, сознание подсказывает, можно или нельзя. Сначала сознание включает инстинкт самосохранения, по мере развития включает совесть.
  • Деятельность – это форма взаимодействия человека с окружающим миром. В течение всей своей жизни Человек действует, чем-то занят, что-то делает. Он самосовершенствуется. Что касается сознания, то оно по разному воспринимается наукой и религией. Но и те , и другие утверждают, что сознание связано с деятельностью человека. Например, в ходе деятельности человека изменяется его сознание. В тоже время сознание регулирует деятельность, формирует ее.
  • Всю жизнь человека деятельность и сознание тесно связаны.

Большинство наших действий есть результатом приема решений в нашем сознании. Именно там мы принимаем решение где работать, куда пойти, как отдыхать и что делать. Можно сказать, что наши действия – это последствие работы сознания .

  • Такие понятия, как сознание и деятельность, крепко связаны между собой.

    Деятельность прежде всего мотивируется сознанием человека – необходимостью учиться, работать, заниматься творчеством. Прежде чем начать деятельность, человек в своем сознании продумывает ее цели и пути достижения.

    Но тем не менее, происходит и обратный процесс – деятельность человека влияет на его сознание. Занимаясь какой-либо деятельностью, человек учиться новому, расширяет границы личностного роста.

  • Для начала подумаем что есть что.

    Сознание – это наше мышление, сопоставления фактов.

    Деятельность – это наша физическая деятельность, на труд.

    А теперь сопоставим эти 2 факта, сознание помогает более эффективней выполнять свою физическую деятельность, а в туже очередь физическая деятельность помогает изучать и улучшать наше сознание, с этого получается что они лучше вместе, чем порознь.

  • Наша классическая психология нам говорит, что сознание и деятельность едины, так как сознание человек строит приблизительный план деятельности, а потом уже человек действует.

    В то же время в процессе деятельности человек познает что-то новое и это меняет его сознание, соответственно план деятельности может меняться.

    Но если почитать индийские веды, а это очень древняя человеческая мудрость, то в них говориться, что есть карма, то есть человек в этот мир приходит уже с сознанием наработанным деятельностью в прошлых жизнях.

    Это наработанное (кармическое) сознание формирует деятельность в текущей жизни.

  • Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию.

    Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее.

  • Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/obshestvo-i-politika/kak-svyazani-deyatelnost-i-soznanie/

    Воля как процесс сознательного регулирования поведения

    Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели.

    Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду.

    Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

    Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

    Обратите внимание

    Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

    В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей 4'ункции две другие — активизирующую и тормозящую.

    Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п.

    К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д.

    Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

    Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным.

    К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д.

    К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

    В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели.

    Именно сознательность действий характеризует волевое поведение.

    Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

    Важно

    Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д.

    , является примером сложного волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия. Например, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д.

    Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.

    Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

    Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий.

    Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д.

    Читайте также:  Школьная любовь: как понравиться однокласснику или однокласснице?

    Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

    Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека.

    Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.

    Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

    Совет

    Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение.

    Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках.

    Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

    Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями.

    Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы.

    Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

    Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.

    Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.

    Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы.

    Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо познакомиться с основными и наиболее известными теориями воли и с тем, как они раскрывают причины возникновения волевых действий у человека.

    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    Источник: https://megalektsii.ru/s2860t3.html

    Глава 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ

    Понятие деятельности и поведения.

    Структура деятельности

    Виды деятельности

    Понятие деятельности и поведении.

    Живым существам от природы свойственна активность, которая обеспечивает жизненно важные связи организма со средой. Источником активности живых существ являются потребности, которые вызывают соответствующие действия, реакции. Но активность животных и человека существенно отличаются своими психологическими аспектами.

    Активность животных ограничивается инстинктивными и условно-рефлекторными действиями, направленными на приспособление к условиям жизни и удовлетворения биологических потребностей в пище, размножении, защите.

    Активность человека реализуется в деятельности, когда человек не только приспосабливается к условиям жизни, но и активно изменяет их в соответствии со своими человеческими потребностями, которые возникли и развивались исторически.

    Деятельностьэто специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

    В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе.

    Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генетически обусловленные возможности.

    Существенными признаками деятельности являются:

    предметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира;

    осмысленность – реализующий деятельность человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит ожидаемый результат;

    социальная опосредованность – активность человека реализуется в социуме, имеет общественный характер, требует координации и активности других людей;

    субъективность – она реализуется как отдельными, так и коллективным субъектом, имеет субъективную значимость.

    Обратите внимание

    В зависимости от того, кто выступает в роли субъекта деятельности – конкретный индивид, социальная группа или общество в целом – выделяют индивидуальную, коллективную и общественно-историческую деятельности.

    Когда в ходе деятельности, т.е.

    взаимодействия субъекта с объектом (вещью, предметом) на передний план выступают отношения между людьми, а не отношения между вещами, то в мотивации человека центр тяжести переносится из сферы вещной в план межличностных отношений, с обязательным атрибутом – общением.

    Тогда деятельность выступает в новом качестве, она становится поведением. Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть.

    В психологии выделены и описаны четыре формы индивидуального поведения, дифференцирующим признаком которых служит соотношение в структуре действий генетически заданных и приобретенных при жизни компонентов:

    инстинктивное поведение – мотивация, ориентировка и исполнение заданы генетически, их реализация обеспечивает непосредственный адаптивный эффект;

    – запечатленное поведение (импринтинг) – мотивация и исполнение заданы генетически, а недостающий компонент формируется при жизни;

    – заученное поведение (навык) – мотивация задана генетически, ориентировка и исполнение отыскиваются в прижизненном опыте и закрепляются упражнением;

    – интеллектуальное (разумное) поведение – мотивация задана генетически, но требует обязательного опосредования проблемной ситуацией; ориентировка и исполнение должны быть найдены в индивидуальном опыте.

    На уровне общественно-детерминированной деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к обществу и другим людям, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки, в которых выражаются позиция личности и ее моральные убеждения.

    Личность порождается поступком, но и поступок порождается личностью. Поступок – обращение к людям, борьба за понимание морали. Благодаря поступку жизнь человека обогащается, приобретая вид сложных многоуровневых отношений с миром, при этом личность исследует себя и свою жизнь, стремится найти свое место в ней.

    Читайте также:  Почему часто снятся страшные сны, от которых просыпаешься?

    С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим, потребительским, манипулятивным, конфликтным, ассертивным и др., когда поведение подчиняется социальной норме и социальным ценностям.

    Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение. Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат.

    deviatio – отклонение, уклонение) поведение, которое представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

    Различные девиации часто возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как ложь, грубость, драки, агрессия, бродяжничество, наркомания, алкоголизм.

    Делинквентное (от лат. delictum – проступок, правонарушение) – это сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом.

    Если критерием девиантного поведения является проступок, то критерием делинквентного поведения – преступление. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, т.е.

    уголовной нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей.

    Структура деятельности.

    Важно

    В структуре деятельности следует прежде всего различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена.

    Единая целостная психологическая система деятельности включает следующие функциональные блоки:

    – мотивы и цели деятельности;

    – программу (план деятельности);

    – информационную основу деятельности;

    – принятие решения;

    – восприятие результатов деятельности (обратную связь).

    Всякая деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Отношение «мотив-цель» это своего рода вектор, задающий деятельности направленность и интенсивность.

    Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, а цель – то, чего он стремиться достигнуть. Цель выступает как регулятор и системообразующий компонент деятельности. Отношения мотива и цели весьма сложны и динамичны.

    В одних случаях цели и мотивы могут расходиться и даже вызывать ситуацию внутренних противоречий, в других они создают гармоничное единство. При определенных условиях может происходить смещение мотива на цель.

    Однако, в любом случае, вектор «мотив-цель» является ведущим регулятором деятельности, определяющим строение и динамику ее составляющих. Осознание цели – залог успеха и эффективности любой деятельности.

    Деятельность реализуется в последовательности действий. Связь между ними возможна только в том случае, если человек имеет план деятельности.

    План, так же как и цель, формируется в сознании человека еще до начала деятельности.

    Совет

    Неотъемлемыми компонентами процесса планирования является целеполагание, предвидение, прогнозирование, которые относятся к опережающему отражению объективного хода событий (что нужно делать и как).

    Под информационной основой деятельности понимается совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовывать деятельность в соответствии с вектором «цель-результат». Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой информации.

    Кроме того, в любую деятельность входит и принятие решения, которое может относиться как ко всей деятельности в целом, так и к отдельным действиям. Любая деятельность включает в себя также творческие процессы.

    При выполнении деятельности важная роль принадлежит процессам ее психической регуляции. Различают три основных уровня регуляции: уровень ощущений и восприятия; уровень представлений; уровень речемыслительных процессов.

    Соотношение между ними меняется в зависимости от характера решаемых задач и уровня обученности человека. Важная роль в регуляции деятельности принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о ее результатах.

    Структурными компонентами деятельности являются действия и операции. В принципе деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий.

    Действиеэто относительно законченный элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, цель.

    Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель – мотив – способ – результат.

    В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия сенсорные, моторные, волевые, умственные и т.д.

    Действия, имея определенную цель, осуществляются разными способами. Способы осуществления действий называются операциями.

    Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называют «техникой», ловкостью, сноровкой, относится исключительно к уровню операций.

    Обратите внимание

    Главное психологическое свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются.

    Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и осознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действий.

    Операции это преобразованные действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности.

    Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью – правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.

    Может происходить и обратный процесс, а именно: превращение операций в действие, т.е. дробление деятельности на более мелкие единицы. Деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие при изменении его цели может превратиться в операцию.

    В процессе деятельности непосредственные предметные действия над объектами переходят в идеальные (психические) операции над существенными свойствами этих объектов. Подобный процесс перехода от внешнего действия к внутреннему называется интериоризацией (превращение во внутренние).

    Главным средством осуществления этого перехода является слово. Так, если человек просто выполняет какое-то действие, то его перевод во внутренний план деятельности может быть неточным, неполным.

    Если же одновременно идет проговаривание того, что делается, то соответствующая действию идеальная модель формируется быстрее и адекватнее.

    Обратный процесс перевода внутренней, психологической, деятельности во внешнюю, предметную форму называется экстериоризацией (превращение во внешнее).

    Подготовка к профессиональной деятельности состоит в том, что будущий специалист должен интериоризировать огромное количество предметных, физических действий, сформировывать на их основе множество умственных действий и теоретических моделей, овладеть приемами последующего их перевода в действия внешние, учитывая при этом вариативные условия практики.

    Для того, чтобы процесс деятельности протекал в нужном направлении с постепенным переходом от одного этапа к другому, им необходимо управлять.

    Важно

    Такое управление осуществляется при помощи воли, которая выражается в усилиях, затрачиваемых на принятие решений и их выполнение.

    Управляя собственной деятельностью, человек тем самым управляет самим собой, намечает и выдерживает определенную линию поведения.

    В процессе деятельности формируются психические образования, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

    Знания – это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

    Знание человека о мире возникает первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти.

    Читайте также:  "мечты сбываются": коучинг и методы его применения

    Главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

    Умение – это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение появляется там, где знание определенного дела объединяются с искусностью в выполнении тех действий, из которых состоит эта деятельность.

    Деятельность человека часто состоит из ряда разных действия, поэтому умение ее выполнять также составляется из ряда частных умений.

    Так, умение водить автомашину включает такие составные моменты, как умение завести мотор, регулировать его работу, управлять движением, следить за дорогой и др.

    На этапе умения усвоенный способ действий регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение новых задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык.

    Навык – это автоматизированное выполнение простейших действий, усовершенствованных путем многоразовых упражнений.

    Умения и навыки подразделяют на разновидности в зависимости от содержания деятельности и тех потребностей человека, которые ею удовлетворяются.

    Совет

    В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и т.п.

    Умения и навыки формируются у человека в процессе его обучения (упражнения). В этом процессе выделяют три основных этапа:

    – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия;

    – синтетический – объединение изученных элементов в целостное действие;

    – автоматизацию действия – формирование собственно навыка.

    6.3. Виды деятельности.

    Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Личность и формируется и проявляется в ее деятельности.

    Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение на практическую и духовную.

    Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

    Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

    Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество имеет психологический аспект – личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

    Существует по крайней мере три причины того, почему человек занимается творчеством: удовлетворить потребность в новой и разнообразной ситуации; улучшить способности передавать свои идеи и ценности; разрешать проблемы.

    К личностным особенностям, связанным с творчеством, относятся интеллектуальные и художественные способности, широта интересов, предпочтение сложности, энергичность, увлеченность работой, заинтересованность в достижении высоких результатов, автономность, интуиция, уверенность в себе, толерантность к неопределенности, независимость суждений, креативный Я-образ, открытость новому опыту и новым точкам зрения.

    Творчество предполагает по меньшей мере пять этапов: очерчивание проблемы, сбор информации и накопление знаний, создание образов или категорий, синтез и воздержанность от суждений.

    В зависимости от цели, содержания и форм различают четыре главные разновидности деятельности: игру, учение, труд и общение.

    

    Источник: https://infopedia.su/3x6ed4.html

    Воля как характеристика сознания

    Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Она возникла вместе с появлением общества и труда.

    Все действия человека могут быть разделены по двум категориям: непроизвольные и произвольные.

    Первые совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером таковых могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

    Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все они производны от воли человека.

    Обратите внимание

    Она нужна при выборе цели, принятии решения, осуществлении действия, преодолении препятствий. Последнее требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

    Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в данной конкретной ситуации.

    В зависимости от того, насколько сложен для человека внешний и внутренний мир, можно выделить четыре варианта проявления воли:

    1. В мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, осуществимы).
    2. В мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по их преодолению, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте, его желания и цели однозначны (простой внутренний мир человека).
    3. Если внешний мир не отличается трудностью, а внутренний сложен, требуются волевые усилия, направленные на преодоление внутренних противоречий, сомнений, в человеке идет борьба мотивов и целей, он мучается при принятии решения.
    4. Если и внешний, и внутренний мир сложны, требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений, чтобы выбрать решения и осуществить действия в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное, реализуемое благодаря внешней и внутренней необходимости.

    Необходимость сильного волевого усилия возрастает в том случае, если непростыми оказываются обстоятельства и сложным, противоречивым — внутренний мир человека.

    Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом препятствия, индивид вырабатывает в себе целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

    Но эти волевые качества могут и не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятны: если ребенок избалован и все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется) или когда он подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, то он не может принимать решения.

    Родители, стремящиеся воспитать волю у своего ребенка, должны соблюдать следующие правила:

    1. Не делать за него то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности.
    2. Активизировать его самостоятельную деятельность, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру в способность преодолевать трудности.
    3. Даже маленькому ребенку объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые ему предъявляют, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

    Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при их осуществлении выполняют лобные доли, где, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии — болезненному безволию.

    Источник: https://pro-psixology.ru/razvitie-soznaniya/62-volya-kak-xarakteristika-soznaniya.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector