Сущность, процессы и функции воображения в психологии

Свойства воображения

В рамках современной психологической науки личность понимается как экзистенция, наделенная свободой выбора и творческим потенциалом. Реализация творческого потенциала, творческое преобразование окружающей социально-природной среды невозможно без воображения.

Подходы к пониманию сущности воображения как психологического феномена

Как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, мотивировано личностными потребностями, обусловлено уровнем развития общественного сознания.

Воображение представляет собой познавательный процесс, результатом которого выступает опосредованная репрезентация реальности. Воображение ориентировано на создание новых знаний путем переработки прошлого личностного опыта.

В качестве опосредствующих материалов отражения действительности выступают представления, образы восприятия.

Обратите внимание

Воображения тесно связано с мыслительной деятельностью: оба процесса являются средством опосредованного познания мира, однако, если мышление оперирует понятиями и суждениями, воображение осуществляется в образной форме, в виде рельефных представлений. Конкретные образы, созданные воображением личности, раскрывают отвлеченные теоретические мысли, идеи, концепции.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Существенным отличием воображения от мыслительной деятельности является высокая степень неопределенности результатов, невозможность подвергнуть исходные данные точному анализу, изучению.

Определение 1

Таким образом, воображение представляет собой психический процесс создания нового знания в форме образов, представлений, идей, включающий предвидение конечных результатов предметной деятельности и обеспечивающий создание поведенческой стратегии в случаях, когда проблемная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности.

Свойства воображения как психологического процесса

Своеобразие воображения как психического феномена заключается в следующем:

  1. Воображение по своей сути представляет собой мысленный выход за пределы непосредственного восприятия личности;
  2. Воображение предвосхищает будущее, содержит в себе видение результата деятельности;
  3. Воображение позволяет «оживить» то, что было раннее.

Функции воображения

Основными функциями воображения как психологического процесса выступают следующие:

  1. Репрезентация действительности в форме образов в психике человека – благодаря воображению во внутреннем психическом плане личности в виде ярких образов отражается окружающая действительность;
  2. Регуляция деятельности личности – оказавшись в проблематичной ситуации, посредством использования воображения личность осуществляет планирование собственных поведенческих стратегий, направленных на достижение желаемого результата;
  3. Управление эмоциональными состояниями. Воображение используется в различных направлениях практической психологии для управления эмоциональным состоянием личности, оказания эффективной психологической поддержки, оптимизации внутреннего состояния индивидуума, гармонизации взаимоотношений, взаимодействия с социально-природной средой.

Виды воображения

По степени выраженности активности в современной психологии выделяют пассивное и активное воображение.

Определение 2

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не находят своего отражения в практической деятельности.

Образы, созданные пассивным воображением, называют грезами, фантазиями. Их возникновение не связано с волей человека. Следует отметить, что преобладание фантазий в жизни человека может привести к отрыву от реальности, уходу личности в выдуманный мир, что приводит к возникновению трудностей в социальном и психическом развитии человека.

Определение 3

Активное воображение всегда связано с реализацией конкретной практической деятельности, направлено преимущественно вовне, характеризуется целенаправленностью, определяется волевыми усилиями, поддается волевому контролю.

Таким образом, воображение представляет собой психологический процесс, без которого представляется невозможной реализация любой практической деятельности, достижение определенных результатов, решение практических задач.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/svoystva_voobrazheniya/

Сущность воображения

Сущность и виды воображения

В современной психологической науке нет общепринятого понимания сущности воображения как познавательного процесса. Продолжается спор о правомерности его выделœения в самостоятельную научную категорию.

Известно, что еще в 1913 году Д. Уотсон исключил феномен фантазии из числа объектов психологической науки. Определœение воображения и сегодня отсутствует во многих современных психологических энциклопедиях.

К воображению в большей степени, чем к любому другому познавательному процессу можно отнести следующие слова: чем больше я знаю, тем больше я сомневаюсь. Опираясь на житейскую психологию, дать определœение воображения не составляет труда. Оно будет чем-то похоже на отождествление детьми воображения и представления, вообразить – значит представить.

С точки зрения психологической науки предмет воображения, не смотря на видимую очевидность самого феномена, до сих пор строго не определœен. Так, Р.С. Немов определяет воображение как особую форму человеческой психики, стоящую отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающую промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (Рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь воображения с другими познавательными процессами

Указание на промежуточное положение воображения или на его связь с другими познавательными процессами присутствует в работах многих авторов. Источником воображения, как и восприятия, является объективная реальность. Воображение не может творить из ничего. Слепой от рождения не может создать цветовой образ, а глухой – воссоздать в своем сознании звук.

Воображение – ϶ᴛᴏ психический познавательный процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В любом случае оно имеет дело с образной информацией, поступающей или из ощущений и восприятия, или из памяти. Воображение на этой базе создает новые образы, реконструирует действительность. Или, как утверждает М.И. Еникеев, воображение генерирует аутообразы (изнутри, под себя).

Противоположной точке зрения: о том, что воображение включает в себя память, придерживались Ф. Кейра, А.Селли и П.П. Блонский. Под воображением в самом широком смысле слова иногда понимают всякий протекающий в образах процесс.

По этой причине память – всœего лишь один из видов воображения. Из названного выше теоретического положения возникло делœение воображения на репродуктивное и творческое и отождествление первого с памятью (Рубинштейн, 1989).

Важно

Л.М. Веккер рассматривает воображение во взаимосвязи с психическим временем. Он полагает, что психическая реальность, скрывающаяся за разными формами продвижения по оси психического времени от настоящего к будущему и обратно, соответствует природе воображения. Оно представляет собой сквозной психический процесс, симметричный памяти, но противоположно направленный ей (Веккер, 2000).

Воображение также взаимосвязано с мышлением, с аналитико-синтетической деятельностью человеческого мозга.

Их взаимодействие обусловлено неопределœенностью ситуации: высокая степень неопределœенности, недостаток информации, неопределœенность механизмов решения задач, нечеткость границ базовых понятий способствует обращению к воображению. Напротив, определœенность ситуации – к формам мышления и мыслительным операциям (Козубовский, 2004).

В отличие от мышления, воображение не доводит процесс обобщения до логического завершения. Он остается незавершенным, сохраняя притягательность и эмоциональность единичного. К примеру, притягательность восточных календарей состоит в сохранении автономного значения каждого года в комбинации циклов, при наличии собственного брэнда – животного.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, воображение – ϶ᴛᴏ образно-информационное моделирование действительности на базе рекомбинации образов памяти (Еникеев, 2000).

  • – Сущность воображения

    Сущность и виды воображения Прочитав эту главу, вы сможете Ключевые понятия Воображение; виды и функции воображения; теоретические основания исследования воображения; механизмы воображения: агглютинация, акцентирование, гиперболизация,… [читать подробнее].

  • – Сущность воображения

    Воображение, или фантазия, как мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/371748_suschnost_voobrazheniya

    Воображение – что это в психологии. Его свойства и функции

    Получая и обрабатывая данные наших органов чувств, мы не просто познаем мир, но в меру своих способностей преобразуем его, причем не только в реальности, но и на уровне сознания.

    Изменение образной информации играет ключевую роль в творчестве, а еще без него невозможна никакая продуктивная деятельность.

    Это мысленное преобразование действительности и есть воображение – один из высших познавательных процессов, присущих только человеку.

    Особенности воображения как психического процесса

    Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.

    Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.

    Читайте также:  Боязнь людей: как называется фобия и как с ней бороться?

    В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов.

    Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов.

    Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

    Воображение и образное мышление

    Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.

    В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:

    • к анализу информации;
    • выделению отдельных ее составляющих;
    • преобразованию их;
    • последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.

    Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может.

    Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.

    Совет

    Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.

    Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:

    • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
    • Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
    • А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.

    Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

    Физиологическая основа воображения

    Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:

    • Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
    • Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.

    В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.

    Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя.

    То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма.

    По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.

    В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый.

    Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.

    • От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
    • От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
    • От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.

    Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма.

    Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте.

    Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.

    Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.

    Функции воображения

    Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

    Прогностическая функция

    Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще.

    Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных.

    Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

    Познавательная функция

    Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании.

    Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ.

    Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

    Функция преобразования

    Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

    Функция планирования

    Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

    Психотерапевтическая или компенсаторная функция

    На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности.

    Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву.

    Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

    Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

    • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
    • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
    • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

    Источник: https://psychologist.tips/835-voobrazhenie-chto-eto-v-psihologii-ego-svojstva-i-funktsii.html

    Функции воображения

    Воображение проникает в жизнь и творчество человека через ряд функций: прагматическую, кинестическую, познавательную, кинестическую, психотерапевтическую, психодиагностическую.

    Прагматические функции воображения проявляются в использовании формируемых в процесс воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей.

    Психотерапевтические функции воображения состоят в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа.

    В частности, в психоанализе эта функция ориентирована на «прорыв» в сферу подсознания клиентов и выработку у них «оздоровительных легенд» на основе формирования у них соответствующих воображаемых образов специальными приемами.

    Значительна роль этой функции в психокоррекции ошибочных действий типа «феномена невыполненности», допускаемых специалистами при выполнении высокоответственных операций, связанных с обеспечением безопасности людей.

    Читайте также:  "ужасный конец или ужас без конца": перверзный нарциссизм

    Ошибки возникают из-за искаженных виртуальных образов воображения о текущих состояниях управляемых объектов.

    Обратите внимание

    Например, около 30% посадок самолетов с невыпущенными шасси объясняется именно виртуальным представлением бортмеханика о том, что шасси выпущены, а не забыванием их выпустить или халатностью Будучи уверенным в проделанной операции выпуска шасси, он не контролирует их состояние по пилотажно-посадочному сигнализатору и игнорирует табло «Выпусти шасси» (зачем перепроверять то, в чем уверен?). Во внешнем плане деятельности бортмеханика налицо пропуск штатной рабочей операции, во внутреннем же такого пропуска нет – он не делает эту операцию, так как уверен в том, что уже выполнил ее.

    Психокоррекционные функции воображения призваны в случаях, описанных выше, разрушать виртуальные образы воображения, трансформируя их в образы восприятия и представления реальных состоянии управляемых объектов.

    Воображение выполняет психотерапевтическую роль при излечении расстройств, объединенных названием «психические атаки». Внешнее проявление их – в появлении страха пройти через обычный городской мост, перейти площадь, выйти из дому во время дождя или при ясном солнце и т.п. Этим явлениям противопоставляются образы, преднамеренно формируемые у клиента специалистом-психологом.

    Психодиагностические функции воображения используют образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. При этом широкое применение находят тесты проективного типа.

    Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики. Другими словами, в продуктах воображения индивида отражаются его психологические характеристики.

    Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает пессимистической чертой характера, а другой – оптимистической.

    Познавательные функции воображения обеспечивает управление процессами мышления, внимания, памяти и речи – путем ассоциативной увязки их с формируемыми в воображении образами.

    Следует ожидать ускорения возрастания роли воображения в структуре познавательных процессов. В первую очередь это коснется управленческих сфер независимо от их природы.

    Например, в настоящее время разрабатываются технологии управления макроэкономическими процессами на базе возникающих у человека виртуальных представлений об их текущих состояниях.

    Источник: https://psyera.ru/funkcii-voobrazheniya-1402.htm

    Воображение как психический процесс (Psyarticles.ru)

    Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

    Другими словами, воображение есть особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (характерно только для человека).

    Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений и знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта. По мнению И. М.

    Сеченова: “Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти.

    Важно

    Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила”.

    Воображение своеобразно отражает действительность. Оно обусловлено жизнью.

    Образы воображения отличаются от образов представлений. Образы воображения – это образы предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали (например, атомного взрыва и его последствий или состояния невесомости в космосе и др.).

    Они могут возникнуть лишь на основе имеющихся представлений, благодаря их переработке и комбинированию. А это невозможно без мышления. Но воображение тесно связано не только с памятью, представлениями и мышлением.

    Большое влияние на него оказывают потребности человека, его желания, интересы, воля, отношение к действительности. В свою очередь под влиянием воображения возникают те или иные чувства и желания.

    В зависимости от содержания деятельности различают такие виды воображения, как художественное, научное, техническое и др.

    Хорошо развитое воображение – одно из условий новаторства во всех областях жизни. Оно необходимо не только ученому, художнику, писателю, но и конструктору, инженеру, специалисту в области менеджмента и маркетинга, представителям большого числа других профессий и специальностей.

    Виды воображения

    1. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

    Неудовлетворение материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного воображения.

    2. Произвольное (или активное) – пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.

    Произвольное воображение связано с активностью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения действительности. Основными формами произвольного воображения являются:

    а) воссоздающее – процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.;

    б) творческое – более сложный процесс – это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности. Благодаря творческому воображению рождаются новые, оригинальные образы в различных областях жизни.

    3. Мечта – своеобразный вид воображения – это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами.

    Совет

    Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.

    Функции воображения

    1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

    2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен, хотя бы отчасти, удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

    3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

    4. Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

    5. Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

    Важное значение воображения состоит в том, что оно позволяет человеку представить результаты труда до его начала. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

    Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем, человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

    Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

    Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=251

    Психология мышления. – Психологическая сущность воображения

    Страница 37 из 42

    Психологическая сущность воображения.

    Как субъект действия человек не только созерцает и позна­ет, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совер­шать, если бы не представлял себе ясно результата своих дейст­вий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобра­зовывать его мысленно, в представлении.

    Обычно мы сначала тщательно знакомимся с образцом вещи, которую надо сделать, строим ее мысленный образ, а затем вос­производим его при создании подобной вещи. Но такого образца не бывает при изготовлении совсем новой вещи.

    Читайте также:  Книги по детской психологии для родителей, которые стоит прочитать

    Тогда человек сам мысленно создает ее образ. Такоеумение строить новые об­разы называетсявоображением.Процесс воображения проявляет­ся в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы.

    Это создание того, что еще не существовало актуально.

    Воображение – психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

    Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

    Обратите внимание

    Воображение выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в созданиипрограммы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

    Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

    Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, в любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением.

    Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи.

    Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления, если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

    Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, и в этом – ограниченность воображения.

    Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход, понимающий представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания.

    Сущность воображения, если говорить о его механизмах, – преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание новых образов на основе имеющихся. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

    Важно

    Воображение представляет собой изменение и преобразование челове­ком своих представлений на следующей основе:

    1) вычленение из целостного образа предмета какого-либо его эле­мента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой – как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

    2) изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличе­ния (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действитель­ными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

    3) соединение в своем воображении вычлененных из разных объек­тов их частей или элементов и создание таким путем мысленного об­раза, представления нового, не существовавшего ранее в природе пред­мета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков).

    4) конструирование предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

    5) мысленное усиление какого-либо свойства или качества, прида­ние этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

    6) перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

    7) мысленное ослабление какого-либо свойства или качества пред­мета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастно­го образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исход­ному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

    Совет

    8) создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдав­шихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обло­мов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

    Физиологическую основу воображения составляют остаточные (сле­довые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концент­рации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реаль­ном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опы­те временных связей, составляющие базу образов воображения.

    Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые пред­меты и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу чело­века, но и перестраиваются в новые комбинации. Воображение присуще только человеку. Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее ос­нове.

    Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти.

    Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно вклю­чается в восприятие, влияет на созда­ние образов воспринимаемых предме­тов. Оно обогащает новые образы, де­лает их более продуктивными.

    Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблем­ной ситуации.

    Источник: https://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/psichologicheskaya-suschnost-voobrazheniya

    Психология и педагогика: Шпаргалка

    Процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений называют воображением. Оно направлено на создание продуктов, не имеющих в реальной действительности аналогов и заменяющих ее.

    Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

    Специфика: воображение, вероятно, характерно только для человека и определенным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

    Воображение является процессом познания, оно может предсказать тенденции развития действительности, задавая направления для этого пути. Степень активности воображения обусловливает его классификацию. К пассивному воображению относят сон, грезы, мечты, к активному—репродуктивное и творческое воображение.

    Видения, являющиеся человеку либо во сне, либо в бреду, не зависят от его желаний видеть именно этот образ. Грезы подразумевают возможность по собственному усмотрению вызвать их содержание. Мечты – более активный вариант грез, это образ желаемого будущего, более связанного с действительностью, чем грезы. Их человек обычно старается претворить в реальность.

    Обратите внимание

    Воссоздание образов, сотворенных другими, связано с репродуктивным воображением. При этом регулируется не только содержание, но и яркость, живость образов.

    Наибольшую активность и субъективность предлагает творческое воображение, когда содержание продукта полностью зависит от автора, от его мыслей, чувств, опыта.

    В воображении (как и в мышлении) используются несколько операций: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация. Агглютинация – особый вид комбинирования, он соединяет несоединимые в реальности части.

    Яркость и выразительность образа повышает гиперболизация. Она выдвигает на первый план только какие-то отдельные его черты. С намеренным усилением какой-то одной черты образа связано акцентирование.

    Воображение связано и с такими сторонами психики, как мышление, эмоции, память.

    Сильные эмоции стимулируют работу воображения, но не только чувства вызывают воображение, но и воображение увеличивает переживания.

    Воображение в трудных ситуациях при решении сложных проблем заменяет мышление, помогая восполнить недостающее воображение.

    Функции воображения: 1) представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи; 2) регулирование эмоциональных состояний; 3) произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций; 4) формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их внутри, манипулируя образами; 5) планирование и программирование деятельности, оценка ее правильности.

    Источник: https://bookap.info/genpsy/avtorov_psihologiya_i_pedagogika_shpargalka/gl25.shtm

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector