Возрастные кризисы развития личности начиная с рождения

Возрастные кризисы развития личности начиная с рождения

Возрастные кризисы «преследуют» человека всю жизнь, начиная с рождения.<\p>

Однако, кризис — это не есть что-то плохое и страшное. Например, в китайском языке существует два значения этого слова: возможности и опасности.

<\p>

Греческий язык трактует термин как «поворотный пункт». В любом случае, кризис — это начало нового жизненного этапа, возможность перейти на более высокий уровень развития.

<\p>

Если знать все особенности возрастных кризисов, то можно пережить их безболезненно и выйти с минимальными потерями.

Как проявляется старческий маразм? Узнайте об этом из нашей статьи.

Суть понятия

В психологии кризисом называют непродолжительный период в жизни индивида, который предшествует переходу на новый этап развития личности.<\p>

Данный период отличается различными изменениями как в физическом, так и в психологическом состоянии.

Каждый человек переживает кризисы по-разному. Одни проходят их безболезненно, у других они сопряжены с некоторыми трудностями.

Обратите внимание

Ведь рушится старая, но такая привычная ситуация, человеку приходится выходить из зоны комфорта и искать новые дороги.

<\p>

Кризис — это возможность проанализировать свою жизнь, подумать, выбрать новую цель, которая больше соответствует настоящему уровню индивида.

Хотя в психологии принято выделять «кризисный возраст», но наступление переломного периода у всех происходит в разное время.

Например, у женщин так называемый кризис среднего возраста случается раньше, чем у мужчин.<\p>

Также индивидуально и течение переходных периодов.

Интенсивность проявлений, длительность зависят от разных факторов: уровня образования, социальной среды, семейного положения, отношений с близкими и т. д.

Возрастные кризисы часто сопряжены с изменением эмоционального состояния. У людей начинаются депрессивные настроения, нервозность, приступы апатии. Дети проявляют капризность, непослушание, конфликтность.

Если детские кризисы изучены хорошо, то взрослые остаются до конца неизведанными.<\p>

Равно как и нет единого мнения на этот счет.

Некоторые психологи считают, что развитие и жизнь человека должны проходить гармонично и без резки перемен.<\p>

По их мнению, кризис — это результат плохого воспитания и избалованности.

Однако, большинство ученых не отрицает наличия переходных периодов.

Кризис не начинается внезапно. В своем развитии он проходит несколько ступеней:

  1. Предкритический этап. Между индивидом и внешней средой возникают некоторые противоречия. Он вдруг понимает, что живет не так и хочет изменить ситуацию.
  2. Критический этап. Противоречия нарастают, человек пытается реализовать свои представления об идеальной жизни. На этом этапе он сталкивается с невозможностью претворить желания в жизнь и случается внутренний конфликт.

    Конфликт завершается тем, что человек корректирует желания в соответствии с окружающей действительностью.

  3. Посткритический этап. Личность переосмысливает свои стремления, принимает новые формы жизни и новую действительность, реальную, а не существующую в мечтах. С этого момента продолжается его гармоничное существование.

к содержанию ↑

Кто изучал?

Основоположником теории о возрастных кризисах является Л.С. Выготский.<\p>

Именно он и ввел данный термин. Также изучением этих вопросов занималась Л.И. Божович.<\p>

С ее точки зрения, кризисом называется переход от одного возрастного этапа к другому. Поэтому кризисы всегда случаются на стыке возрастов.

Важно

Психолог К.Н. Поливанова исследовала взрослые кризисы и дала им свое определение. По ее мнению, данные этапы жизни характеризуются разрушением старой жизненной ситуации и образованием новой.

<\p>

Возрастные кризисы обусловлены как физиологическими факторами (гормональной перестройкой, физическим взрослением, старением организма), так и социальными (сменой места работы, жизненного статуса, общества, в котором оказывается индивид).

к содержанию ↑

Переходные периоды и их характеристика

В психологии выделяют кризисы детского развития и взрослые. В детском возрасте переломные моменты приходятся на следующий возраст:

  • новорожденность;
  • 1 год;
  • 3 года;
  • 7 лет;
  • пубертатный период.

Новорожденность

Маленький человек, только родившись, уже попадает в кризисную ситуацию.<\p>

Из привычной среды он перемещается в абсолютно новую и чуждую ему.<\p>

Ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, приобретать умения и навыки.

к содержанию ↑

1 год

У ребенка уже имеется масса новых возможностей и умений: ходить, самостоятельно употреблять пищу, говорить слова. Поэтому у него появляются и новые потребности, ребенок стремится быть самостоятельным.<\p>

Кризис связан с непониманием со стороны взрослых, на которые малыш реагирует аффективно.

3 года

Это первый по-настоящему трудный период жизни маленького человека. У ребенка появляется свое «Я», его поведение строится на принципе «Я сам».

<\p>

Малыш отделяет себя от других, старается построить абсолютно новую модель отношений со взрослыми.

Основные проявления кризиса трех лет: упрямство, капризы, строптивость, конфликтность, самостоятельность, протест.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся постоянными, ребенок превращается в деспота и манипулятора. Возникает ревность по отношению к младшим членам семьи.<\p>

Стремление быть самостоятельным — это положительное явление. Но у некоторых детей оно приобретает гипертрофированную форму. Это приводит к своеволию, полному отсутствию послушания.

Родителям следует проявить высшую степень терпения, чтобы справиться с малышом.<\p>

Нельзя проявлять насилие, но и не стоит допускать вседозволенность.

<\p>

Стремление к самостоятельности должно быть реализовано. Например, путь малыш сам убирает игрушки, гуляет с собакой, поливает цветы, помогает маме по дому.

Родители просто должны быть рядом, чтобы предотвратить опасность.

к содержанию ↑

7 лет

В 7 лет ребенок идет в школу, то есть попадает в новую социальную среду. Ему необходимо наладить отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями.

<\p>

В 7-8 лет происходит становление социального «Я» человека. Также постепенно расширяется сфера деятельности малыша. Он приобретает множество умений, навыков, знаний.

<\p>

Задача родителей — помочь справиться с большим объемом информации.

Характерные черты семилетнего кризиса:

  1. Обобщение неудач. Если ребенок плохо справляется с учебой, то он переносит эти неудачи на другие сферы. У него формируется чувство неполноценности, униженного самолюбия.
  2. Возможность прослеживать связь между поступками и результатами. Ребенок уже может осмыслить, что последует за его действиями.
  3. Манерность. Малыш начинает скрывать что-то от родителей, кривляется, строит из себя взрослого.
  4. Скрывание чувств. Если до этого возраста все эмоции и переживания имели внешние выражения, то сейчас ребенок умеет скрывать, что ему плохо.

Другими словами, у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, отдельная от родителей.<\p>

Внутренние переживания накладывают отпечаток на поведение.

Взрослые всегда должны быть рядом, нельзя игнорировать переживания ребенка, ведь для него каждая мелочь имеет огромное значение. Малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым.

к содержанию ↑

Пубертатный период

В подростковом возрасте происходят глобальные физические изменения в организме человека: интенсивный рост, гормональная перестройка.<\p>

Из-за этого внутренние органы начинают работать по-другому. Например, сердце может не успевать за ростом скелета и «давать сбой». Все это становится причиной нестабильности эмоционального фона.

Подростки начинают интересоваться своей внешностью, сравнивать себя с другими. Появляются кумиры и идеалы. На первый план выходит межличностное общение, друзья, компании.

Подросток хочет выглядеть взрослым, поэтому часто грубит, позволяет себе некоторые вольности поведения. Он не терпит отношения к себе как к ребенку, психологического насилия со стороны родителей.

Совет

В этом возрасте дети часто уходят из дома, бунтуют, нарушают запреты, поступают против воли родителей. Особенно это проявляется в семьях, где родители не воспринимают личное мнение ребенка, считая его маленьким и несмышленым.

Диалог родителей и подростка должен строиться на принципах общения взрослых людей.<\p>

Важно выслушать, понять и поддержать положительные стремления.<\p>

Негативные и противоречащие закону должны быть остановлены. Доказано, если подросток занимается спортом или другой внеурочной деятельностью, которая ему интересна, он гораздо легче переживает кризис пубертата.

к содержанию ↑

17 лет

Кризис 17 лет совпадает с переходом от школьной жизни ко взрослой. Привычной обстановки и расписания жизни уже нет, приходится приспосабливаться к новым более суровым и сложным условиям. Если юноша или девушка продолжают учебу в ВУЗе, то переход проходит легче.

В этот период у человека появляется множество страхов: не сдать экзамены, не поступить в ВУЗ, страх перед армией. На этом фоне могут возникнуть невротические проявления: обмороки, головная боль, тахикардия.

Главная черта этого периода — профессиональное самоопределение. Новые условия, новые люди и новая деятельность требуют больших сил для адаптации.<\p>

Человек очень нуждается в поддержке близких, понимании. Родители должны стать надежным тылом и плечом, на которое можно опереться в трудной ситуации.

Взрослые кризисы отличаются от детских тем, что протекают на внутреннем плане. Внешне они почти никак не проявляются.

к содержанию ↑

30 лет

У некоторых людей (в основном девушек) переломным является возраст 25 лет.<\p>

Психологи называют это «ранней зрелостью». Человек уже поработал, многие завели семью, родили детей.

Однако, не все довольны своей жизнью и начинают искать новые пути. Если девушка до сих пор не замужем, она начинает страдать от этого, страстно хотеть завести семью, ребенка.

Молодой человек обычно задумывается о карьерном росте и смене профессии, если она не приносит ему желаемого дохода. В 30 лет рушится большинство семей, так как партнеры не смогли оправдать ожидания друг друга.

к содержанию ↑

40 лет

Данный период принято называть «кризисом среднего возраста». У большинства уже есть сложившаяся стабильная жизнь, семья, подросшие дети.

<\p>

Вдруг неожиданно для других и для себя человек начинает скучать, задумываться о бессмысленности существования. Ему кажется, что годы уходят, а он ничего не успел.

В 40 лет мужья уходят к любовницам, жены находят себе молодых ухажеров.

Обратите внимание

На человека давят общественные стереотипы: молодость — это здорово, старость — это конец всего. Психологи советуют не оглядываться назад, чтобы не впасть в депрессию.

Важно создать новое стремление. Можно заняться тем, чем давно хотели: путешествовать, научиться играть на гитаре и т. д. Рекомендации психологов заключаются в следующем: не бояться перемен.<\p>
к содержанию ↑

60-70 лет

Данный кризис связан со старением организма и боязнью старости.<\p>

На человека давит стереотип, что жизнь закончена, а впереди только безрадостное существование.<\p>

Ситуация ухудшается, если люди имеют проблемы со здоровьем или случилась потеря близких.

Многие сами усугубляют свою жизнь тем, что перестают двигаться, развиваться, интересоваться новым.

На самом деле, человек уже отдал свой долг всем: вырастил детей, отработал положенное время.<\p>

Теперь можно заняться только своими желаниями: путешествовать, отдыхать.

К тому же, старость — это не маразм, это мудрость и жизненный опыт, который может быть полезен молодым.

Основные проявления кризиса и пути выхода приведены в таблице:

Возраст Проявления Пути решения
1 год Капризность, истерики, протест Развитие навыков, перевод общения в игру
3 года Упрямство, негативизм, бунтарство, стремление к самостоятельности Поддерживание становления «Я», пресекание негативных проявлений, не реагирование на манипуляции
7 лет Обобщение неудач, манерность, скрытность, потеря непосредственности Обеспечение возможностей для новых видов деятельности, эмоциональная поддержка, формирование уверенности в себе
13-14-15 лет Отдаление от родителей, грубость, стремление выглядеть как взрослый, подражание кумирам Налаживание доверительных отношений, отсутствие давления, принуждения, помощь в любых ситуациях
17 лет Страхи, нервозность, неуверенность в будущем, максимализм Помощь в выборе жизненного пути, обретении уверенности в своих силах, обеспечение надежного тыла
25-30 лет Переосмысление целей, стремление к карьерным переменам Нахождение новых целей, стремление к новым достижениям
40 лет Депрессия, апатия, потеря смысла жизни, сожаление об упущенных возможностях, боязнь стать невостребованным Принятие себя и ситуации, отказ от возврата в прошлое
55-70 лет Страх старости, ощущение бессмысленности существования, чувство ненужности Получение удовольствия от жизни, помощь близким, занятие любимым делом
Читайте также:  Растим сына правильно: как воспитать мальчика сильным и смелым?

С кризисами возрастного развития человек сталкивается на протяжение всей жизни. Некоторые люди переживают их почти безболезненно, другие — с большими потерями и ошибками.<\p>

Однако, кризис необходим для того, чтобы личность смогла перейти на более высокий уровень развития и достичь большего.

Возрастные кризисы развития:

Источник: https://psyholic.ru/stressy-depressii/vozrastnye-krizisy-razvitiya.html

13.кризисные периоды развития личности

Психологический
кризис
 —
состояние, при котором невозможно
дальнейшее функционирование личности
в рамках прежней модели поведения, даже
если она целиком устраивала данного
человека

Кризисы
возрастной психологии:

1
года:

связаный с недостаточностью эмоционального
общения для овладение действиями

3
лет:

негативизм, упрямство, самоуправство.

7
лет:

потеря непосредственности. Период
рождения социального «Я» ребенка.

11-12
лет:

тревога, неустойчивость в принятии
решений, растерянность, раздражение,
пессимистические взгляды.

17-18
лет:

встреча с взрослостью — переживания
связанные с самоопределением, поиском
своего места в мире взрослых.

25
лет:

сексуально-гормональный кризис юношеского
возраста у мужчин. Становление мужчины
в сексуальном плане, подготавливающий
его к следующему кризису взрослости.

30
лет:

кризис 30-ти лет. Малозаметен, основной
целью данного кризиса является оценка
собственных достижений. Человек
задумывается насколько он реализовал
себя в соответствии с социальными
установками общества, по большей части
это касается карьерных достижений.

35
лет:

сексуально-гормональный кризис у женщин.
Примерно тот же эффект, что и у мужчин
в 25 лет.

40
лет:

кризис среднего возраста. Переоценка
жизненного опыта и выбранного пути.

  1. Кризис и период новорожденности (0 – 2 мес) – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду. Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Причины кризиса новорожденности:- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.

    Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

    Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни) безусловные рефлексы имеет новорожденный – это прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Основную часть времени ребенок спит.

    Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое – на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок играет и замолкает.

    Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. и поворачивает голову в сторону его источника. Новорожденный, устанавливает с мамой эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться.

    Эта бурная эмоциональная реакция была названа “комплексом оживления”. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении.

    А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество. Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Активная потребность в познании окружающего мира. Психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

  2. Кризис 1 года – Переходный возраст между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис он связан со всплёском самостоятельности, появлением аффективных реакций.

    Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но нё выполняют то, что он хочет.

    Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом “нельзя”, но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Аффективные
реакции при очередном “нельзя” или
“нет” могут достигать значительной
силы: некоторые дети пронзительно
кричат, падают на пол, бьют по нему руками
и ногами.<\p>

Кризис
3 лет –
Негативизм
негативная реакция не на само действие,
которое он отказывается выполнять, а
на требование или просьбу взрослого.
Главный мотив действия – сделать
наоборот.

Важно

Меняется
мотивация поведения ребенка. В 3 года
он впервые становится способен поступать
вопреки своему непосредственному
желанию. Поведение ребенка определяется
не этим желанием, а отношениями с другим,
взрослым человеком. Мотив поведения
уже находится вне ситуации, данной
ребенку. Упрямство.

Это реакция ребенка, который настаивает
на чем-то не потому, что ему этого очень
хочется, а потому, что он сам об этом
сказал взрослым и требует, чтобы с его
мнением считались. Строптивость.

Она направлена не против конкретного
взрослого, а против всей сложившейся в
раннем детстве системы отношений, против
принятых в семье норм воспитания.

Ярко
проявляется тенденция к самостоятельности:
ребенок хочет все делать и решать сам,
протест-бунт,
деспотизм,
ревность.
Обесценивание.

3-летний ребенок может начать ругаться
(обесцениваются старые правила поведения),
отбросить или даже сломать любимую
игрушку, предложенную не вовремя
(обесцениваются старые привязанности
к вещам) и т.п.

У ребенка изменяется
отношение к другим людям и к самому
себе. Он психологически отделяется от
близких взрослых.

  1. Кризис 7 лет – Кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания.

Основная
симптоматика кризиса:

1)
потеря непосредственности. Между
желанием и действием вклинивается
переживание того, какое значение это
действие будет иметь для самого ребенка;

2)
манерничанье; ребенок что-то из себя
строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

3)
симптом “горькой конфеты”: ребенку
плохо, но он старается этого не показать.
Возникают трудности воспитания, ребенок
начинает замыкаться и становится
неуправляемым.

Совет

В
основе этих симптомов лежит обобщение
переживаний. У ребенка возникла новая
внутренняя жизнь, жизнь переживаний,
которая прямо и непосредственно не
накладывается на внешнюю жизнь. Но эта
внутренняя жизнь небезразлична для
внешней, она на нее влияет. 

Формирование
самоуважения
.Формирование
самоуважение является одной из черт
проявления детского кризиса. Страх
быть несостоятельным
.
Новый статус, прикосновение к взрослой
жизни, ощущение себя значимой фигурой,
как правило, всегда нравятся младшим
школьникам. Изменение
в поведении
.

Но, наряду с серьезными переменами в
жизни дошкольника, которые, казалось
бы, должны сделать его более важным,
повзрослевшим, родителей может полностью
обескуражить появление манерничанья,
кривлянья, пререкания, капризов и других
нехороших качеств в поведении ребенка..От
чего же это может происходить?

обратить на себя внимание.

И он их находит
в уже знакомых детских формах поведения,
пусть и негативных, но зато более
действенных. Переоценка
своих действий
.

Если раньше, любое желание было обоснованно
одним лишь словом «Хочу», то сейчас, в
семилетнем возрасте, ребенок все чаще
задумывается над значением какого-либо
действия или слова для его же самого:
«а что будет, если я…».<\p>

Кризис
13 лет –

относится
к числу острых.

Симптомы
кризиса

Наблюдается
снижение продуктивности и способности
к учебной
деятельности
 даже
в той области, в которой ребенок одарен.
Регресс проявляется, когда задается
творческое задание (например, сочинение).
Дети способны выполнять так же, как и
прежде, только механические задания.

Подросток теперь тяготится конкретным,
его начинают интересовать философские
вопросы (проблемы происхождения мира,
человека). Охладевает к рисованию и
начинает любить музыку, самое абстрактное
из искусств. Происходит открытие мира
психического, внимание подростка впервые
обращается на других лиц.

С развитием
мышления наступает интенсивное
самовосприятие, самонаблюдение, познание
мира собственных переживаний. Разделяется
мир внутренних переживаний и объективная
действительность. В этом возрасте многие
подростки ведут дневники. Новое мышление
оказывает влияние и на язык, речь. Второй
симптом кризиса – негативизм
.

Ребенок как бы отталкивается от среды,
враждебен, склонен к ссорам, нарушениям
дисциплины. Одновременно испытывает
внутреннее беспокойство, недовольство,
стремление к одиночеству, к самоизоляции.

Кризис
17 лет –
Для
тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет,
характерны различные страхи. Ответственность
перед собой и своими родными за выбор,
реальные достижения в это время – уже
большой груз.

Обратите внимание

К этому прибавляется страх
перед новой жизнью, перед возможностью
ошибки, перед неудачей при поступлении
в вуз, у юношей – перед армией.

Высокая
тревожность и на этом фоне выраженный
страх могут привести к возникновению
невротических реакций, таких как
повышение температуры перед выпускными
или вступительными экзаменами, головные
боли и т.п. Может начаться обострение
гастрита, нейродермита или другого
хронического заболевания.

Резкая
смена образа жизни, включение в новые
виды Деятельности, общение с новыми
людьми вызывают значительную напряженность.
Новая жизненная ситуация требует
адаптации к ней. Помогают адаптироваться
в основном два фактора: поддержка семьи
и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность
в будущее. Период стабилизации Личности.
В это время складывается система
устойчивых взглядов на мир и свое место
в нем – мировоззрение. Известны связанные
с этим юношеский максимализм в оценках,
страстность в отстаивании своей точки
зрения. Центральным новообразованием
периода становится самоопределение,
профессиональное и личностное.

Кризис
30 лет
.
Кризис тридцати лет нередко называют
кризисом смысла жизни. Действительно,
именно с периодом кризиса тридцати лет
(границы которого иногда могут сдвигаться
в ту или другую сторону) обычно связаны
поиски смысла существования.

Эти поиски,
как и весь кризис в целом, знаменуют
переход от молодости к зрелости. В то
же время проблема смысла жизни возникает
не только в рассматриваемом кризисном
периоде. Зачастую она появляется уже в
начале молодости, а иногда, при личностной
развитости, даже в подростковом возрасте.

Довольно часто стоит эта проблема и в
период зрелости.

Кризис
40 лет

Кризис сорока лет – это период критической
самооценки: анализируется аутентичность
образа жизни; решаются проблемы морали;
человек испытывает неудовлетворенность
брачными отношениями, беспокойство о
покидающих дом детях и недовольство
уровнем служебного роста. Человек остро
переживает неудовлетворенность своей
жизнью, расхождение между жизненными
планами и их реализацией.

Кризис
среднего возраста также связан со
страхом старения и осознания того, что
достигнуто иногда значительно меньше,
чем предполагалось, и является недолгим
пиковым периодом, за которым следует
постепенное уменьшение физической силы
и остроты ума.

Человеку присуща
преувеличенная озабоченность собственным
существованием и отношениями с
окружающими. Физические признаки
старения становятся все очевиднее и
переживаются индивидом как утрата
красоты, привлекательности, физических
сил и сексуальной энергии.

Все данные
проявления и на личностном и на социальном
уровне оценивается негативно.

Пенсионный
кризис

Важно

Для
большинства людей уход на пенсию – это
одно из самых значительных изменений
статуса, происходящих в поздней
взрослости.

Работа
обеспечивает человека структурой для
планирования своих повседневных дел.
Ею определяется круг регулярно встречаемых
людей, роли и функции человека. Она
вносит вклад в формирование его
идентичности. Поэтому уход на пенсию
может быть связан с необходимостью
значительной перестройки личности и
всего образа жизни.

Время окончания
профессиональной деятельности связано
не только с появлением большого количества
свободного времени. Людям необходимо
вырабатывать способы совладания с
трудностями, соответствующие их личной
системе ценностей, решения проблемы
создания собственной социальной
реальности.

Легкость, с которой человек
принимает новую роль, зависит от ряда
факторов: физического здоровья.
экономического положения, отношения
окружающих, потребности в удовлетворении,
даваемом работой, и др.

Обычно, если уход
на пенсию связан с резкими изменениями
в жизни человека или если его идентичность
тесно связана с профессиональной ролью,
перемены переносятся тяжело.

Читайте также:  Почему мне завидуют люди и как от них защититься?

Одним
из важных факторов, определяющих
отношение человека к выходу на пенсию,
является здоровье. Огромное количество
пожилых людей, независимо от собственного
желания, оставляют работу из-за проблем
со здоровьем.

В
наилучшем положении находятся здоровые
люди, желавшие выйти на пенсию. Положение
людей с плохим здоровьем — наихудшее,
независимо от их желания или нежелания
выходить на пенсию.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5677121/

Кризисы возрастного развития

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным.

Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На раз-ных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития.

Совет

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности ребенка. По продолжительности долгие.

Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими.

У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии.

«К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет.

Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций.

Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной.

Обратите внимание

Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».<\p>

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство.

Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость.

Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм.

Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Важно

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний.

Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств.

Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.<\p>

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения.

Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни.

В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Совет

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки.

Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

<\p>

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Обратите внимание

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

<\p>

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы.

Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз.

К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией.

Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Важно

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Читайте также:  Советы психолога - как полюбить себя: свою внешность и тело

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла.

Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений.

Совет

Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений.

И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью.

Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни.

Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/203-2008-08-28-06-52-35.html

Возрастные кризисы у детей. От рождения до 7 лет

Статьи для родителей » Дети »

Понятие «возрастной кризис» слышало большинство родителей. Чаще всего при этих словах представляется плачущий малыш, уничтожающий все вокруг и не желающий ничего слышать, или бунтующий подросток с ярко-зелеными волосами и серьгой в носу.

Но это только внешняя сторона кризиса, который не возникает на пустом месте.

Истинной причиной является достижение определенного этапа развития нервной системы, без прохождения которого невозможно гармоничное развитие маленького человека.

В такие периоды наш ребенок как никогда нуждается в поддержке, внимании и посильной помощи со стороны близких. Борьба только с внешними проявлениями может усугубить переход маленького человека на следующий этап становления личности.

Когда же происходят эти «ужасные» кризисы? На самом деле, границы возрастных изменений достаточно размыты, поскольку развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме.

Обратите внимание

Разумеется, появившееся на свет маленькое существо осваивает новую для него среду. Внешних проявлений подобного кризиса не так много — ведь все в чем нуждается малыш в этот период — это еда, сон, любовь и забота родителей.

Но как ни странно, именно в этот период закладывается доверие малыша к Миру.

Излишне говорить, что новорожденный нуждается в постоянном внимании к своим потребностям со стороны мамы, и позитивных эмоциях исходящих от нее.

На этом этапе ребенок особенно остро чувствует эмоциональные состояния окружающих его взрослых и либо «заражается» спокойствием от них, либо, напротив, нервничает и плачет, когда в семье не все в порядке.

Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.

Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.

Как справиться

Облегчить прохождение этого важного этапа в жизни маленького человека возможно, если следовать некоторым правилам.

  • Все опасные вещи убирайте подальше, обезопасьте свой дом и создайте благоприятную среду для исследовательской деятельности.
  • Отвлекайте малыша. Его внимание в этот период легко переключается с одного объекта на другой, поэтому вместо очередного «нельзя» можно воспользоваться хитростью и предложить ребенку что-то более интересное.
  • Сведите запреты к минимуму и неукоснительно следуйте им. Определите для себя небольшой перечень таких действий. Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов. Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности.
  • Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности.
  • Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке.
  • Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.

Снизить собственные негативные реакции возможно, если понимать, что хочет сказать малыш тем или иным действием. Например, убегающий на прогулке ребенок желает почувствовать, что необходим матери, ведь она должна последовать за ним.

Малыш требует какую-то вещь, которую ему нельзя и устраивает по этому поводу скандал? Попробуйте поставить себя на место ребенка. С одной стороны, ему интересно, а значит очень важно получить то, что привлекло его внимание. С другой — он ощущает собственную зависимость от желания и мнения взрослых.

О кризисе 3-х лет наслышаны даже те, у кого еще нет детей. Представляется он как нечто страшное и непонятное, когда малыш из послушного и милого ребенка вдруг превращается в неуправляемого бунтаря.

Важно

Тем ни менее, при становлении личности не бывает никаких «вдруг» и подобное поведение ребенка — необходимый этап взросления и осознания себя в этом мире.

В возрасте 2.5-4 лет малыш начинает осознавать себя как самостоятельную личность и «выстраивать» собственное «Я». Что на самом деле происходит с малышом, когда он становится неуправляем?

  • У ребенка в этот период начинает формироваться собственное мнение, которое может во многом отличаться от мнения родителей и вытекать в самый настоящий бунт.
  • Малыш начинает определять для себя границы дозволенного во взаимодействии с окружающими. Следовательно, может возникнуть острая реакция на запрет или прямое его нарушение. Нередки случаи, когда дети так же могут ударить или нагрубить.
  • У ребенка формируются собственные взгляды, а им, как известно, нужно следовать. Это может вытекать в упрямство, часто необоснованное с точки зрения взрослых. На самом деле малыш просто старается придерживаться однажды избранной позиции. Ведь это он решил!
  • Свое зависимое положение в этот период малышу принять особенно сложно. У него возникает стремление сделать все самому, он может остро реагировать на предложение помощи.
  • Отрицание прежних авторитетов может вылиться в детский негативизм, когда ребенок начинает отвергать предложения людей, прежде его направляющих. Причем направлено такое поведение, как правило, в первую очередь на самого близкого человека — маму.
  • У малыша появляется желание руководить, указывать родителям, как и что делать, ведь прежде только они могли устанавливать «правила». Теперь юный член семьи пытается отстоять и свое право отдавать команды.

Как справиться

Исходя из вышесказанного, это действительно сложный период в жизни семьи. Не менее труден он и для самого ребенка.

Поэтому, если Вы заметили, что малыш переживает кризис, особое внимание следует уделить именно причинам возникновения тех или иных негативных реакций.

Только так можно будет наилучшим образом помочь малышу пережить непростой жизненный этап, а родителям сохранить собственные нервы.

Чтобы свести к минимуму негативные проявления кризиса придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Предоставьте малышу делать самому все, что он хочет, разумеется, в рамках разумного. Не старайтесь сделать что-то за него, а подскажите и покажите лишний раз, как он может справиться с проблемой самостоятельно.
  • Научитесь отступать. Это один из лучших способов борьбы с детским негативизмом. Ребенок бунтует против распорядка дня или правила? Найдите компромисс.
  • Предлагайте малышу как можно более широкий выбор, при этом отсекая неприемлемые варианты как можно мягче.
  • Отвлекайте чадо, если оно слишком упорствует в чем-либо.
  • Старайтесь хвалить ребенка за инициативу и самостоятельность в тех аспектах, которые считаете полезными, даже если малыш справился не блестяще. В следующий раз получится лучше.
  • Мягко, но настойчиво устанавливайте собственные границы. Не идите на поводу у ребенка, если он пытается командовать или указывать, что делать.
  • Не позволяйте малышу добиваться своего путем истерики или крика. Подобное поведение может закрепиться в будущем. Если Вы не можете в этот момент успокоить ребенка лучше дать ему побыть одному, а затем предложить компромисс.
  • Используйте хитрость в борьбе с детским негативизмом. Если отвергнутое прежде предложение мамы назвало протест, пусть его попробует повторить другой член семьи.

Что касается запретов, то так или иначе в этот период их станет больше. Ведь малыш будет буквально испытывать Вас на прочность. В этот период важно четко установить границы дозволенного, поскольку именно на них ребенок станет ориентироваться в дальнейшем.

Малыш растет, ему пора в школу и вот снова истерики и протесты. Подобное поведение связано как с внутренним состоянием самого малыша, так и с изменением его окружения и распорядка.

Во-первых, меняется способ получения информации ребенком и на смену игровому восприятию приходит учебный процесс, требующий выдержки, усидчивости и дисциплинированности.

Как справиться

Психика каждого ребенка индивидуальна, не всегда она успевает, в полной мере, перестроится к новому способу получения знаний — отсюда и утомляемость, нервозность, капризность. Важно понять, что малышу может сложно даваться новый ритм. Не наказывайте его за помарки в тетради или ошибки, старайтесь хвалить за достижения.

Позвольте малышу больше отдыхать. Не настаивайте на посещении кружков и секций. Предлагайте ему различные способы расслабления после учебного процесса — теплый душ, дневной сон, возможность погулять и поиграть.

Изменение внешней обстановки так же оказывает значительное влияние на ребенка в этот период. Он уже не просто отдельная единица в совокупности детей. Теперь, как никогда ранее, малыш начинает ощущать себя частью некой группы, класса. А в классе, как известно, не все равны — один прилежно учится, другой — заводила в играх, третий умеет постоять за себя.

Совет

Пытаясь определить свое место внутри группы детей, ребенок может начать нервничать из-за неудач в учебе или общении. Важно в этот период выявить причину эмоционального поведения малыша, а не навешивать на него ярлык «лентяя и лоботряса» если портфель опять полетел в угол, а уроки ранее послушный сын делать отказывается наотрез.

Важно отметить, что кризис 7 лет может наступить как раньше, так и позже положенного срока, а может и вовсе пройти гладко и без проблем. Все будет зависеть от темперамента ребенка, его готовности к школе и нагрузки на неокрепшую нервную систему.

Правильное понимание эмоций, которые испытывает ребенок в том или ином случае. Его внутренних противоречий и направления развития маленькой личности позволят легче преодолевать кризисы взросления.

Источник: http://hvatalkin.ru/deti/krizisy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector