Что относится к видам общения в психологии?

Психология общения

Оглавление

Научное обоснование понятие Психология общения

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Кратко о видах  общения:

Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями.

Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное.

Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

А теперь  подробно рассмотрим процесс общения

Понятие и виды общения

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа.

Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальной участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, сострадание и т.п.

), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки.

По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

Обратите внимание

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У животных целью общения может быть побуждение другого животного существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включается передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.

Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Важно

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдение одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим.

Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записи).

По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение

Источник: https://world-of-psychology.ru/mir-psihologii/social-psychology/communication-psychology/

Виды общения в психологии

Как сказал Сент-Экзюпери: «общение – это единственная роскошь человека». С этим без спору согласится любой, кто осознает многофункциональность этого повседневного процесса, который сопровождает нас всю жизнь.

Мы ведь и не замечаем, когда и с кем какие виды общения используем, не замечаем свои мотивы, позывы к общению, а между тем, общение признано одной из базовых потребностей человека, наравне с едой, водой и кислородом.

Для того чтобы взглянуть на свою коммуникативную деятельность осознанно, разберем виды общения в психологии, взглянем на свою круглосуточную болтовню с научной точки зрения.

Виды общения

В социальной психологии разделяют два основных вида общения:

  • целевое общение;
  • инструментальное общение.

Целевое общение возникает для удовлетворения человеческой потребности, то есть, это общение без цели или общение ради общения.

Инструментальное общение подразумевает, что сам контакт является инструментом для достижения высших целей.

К примеру, инструментальное общение используется при стремлении к достижениям, ведь успех достижим только при взаимодействии с другими людьми или при стремлении к власти, ведь власть предполагает кем-то командовать.

Совет

В психологии можно также разделить основные виды общения в зависимости от вашей цели.

  1. «Контакт масок» возникает, когда вы хотите скрыть свои эмоции, чувства, мысли от собеседника и не желаете познать его чувства, мысли и т.п. В таком случае используются формулы вежливости, стандартные выражения с соответствующей мимикой и жестикуляцией.
  2. Самое примитивное общение возникает только в случаях, когда вам от собеседника что-то надо и когда ваша потребность удовлетворена, вы не скрывая своих начальных целей, прекращаете общение до следующей надобности.
  3. Формально-ролевой вид общения предполагает акцент на социальном статусе человека, от этого и будут зависеть и регламент, и тема разговора.
  4. При деловом общении интересы дела всегда выше, чем личные предпочтения, симпатии и настроения собеседников.
  5. Манипуляция – это вид общения, когда различными средствами один собеседник пытается подчинить себе второго. Это может быть и лесть, и угрозы – цель все равно одна.
  6. Светское общение – беспредметно. Всегда есть определенный регламент, который диктует о чем принято, и о чем не принято говорить. Причем то, что вы скажете, или что скажут вам, абсолютно не гарантирует, что собеседник именно так и считает. Светское общение не имеет никакого отношения к правдивости и личным точкам зрения.

Функции общения

Главная функция общения – это становления своего «Я», которое возникает, как при внутреннем диалоге (когда человек беседует сам с собой), так и при общении с окружающими людьми, как бы в разговоре еще раз убеждая себя в своей правоте или открывая новое виденье смысла.

<\p>

Вне зависимости от целей и видов общения, в психологии имеется также деление на функции, которые и служат мотиваторами в нашей жизни.<\p>

Первая функция – это персептивная или сенсорная, когда в результате общения происходит либо поляризация (отторжение), либо притяжение.

Этот процесс основан на проявлении всей палитры человеческих чувств и определении «свои» – «чужие».

Вторая функция – информационно-познавательная, ведь во время общения мы передаем друг другу информацию, эмоции, впечатления.<\p>

Третья функция касается групп людей и подразумевает одновременное общение нескольких собеседников. В процессе интерактивного общения каждый собеседник может воздействовать на мотивы, цели, интересы других собеседников.

Как только человека не называли: и Homo Sapiens (разумный), и Homo Habilis (умелый), и Homo Faber (производящий) и много других еще названий можно придумать нашему человеческому обществу.

Обратите внимание

Но одно имя подходит нам как нельзя кстати – это Homo Communicans, что значит, человек общающийся.<\p>

Читайте также:  Как поднять настроение, когда оно на нуле: советы психологов
Бесконфликтное общение подразумевает наличие у оппонентов знаний и навыков относительно этике общения. В этой статье мы расскажем именно о таких правилах. Межличностные конфликты сопровождают человеческое общества с момента его возникновения. Чтобы правильно понимать причины возникновения и находить верные пути решений, необходимо владеть информацией о структуре таких конфликтов.
Чтобы знать механизмы общения и понимать, как избегать конфликтных ситуаций или, к примеру, добиваться карьерных высот, нужно знать о существующих уровнях общения. Методы разрешения конфликтов Знание методов разрешения конфликтов может пригодиться не только разного рода управленцам, но и каждому человеку, без исключения, потому что конфликт – спутник межличностных отношений.

Источник: http://kak-bog.ru/vidy-obshcheniya-v-psihologii

Общение

Всего можно выделить пять основных классификаций общения. Они представлены на рис. 24.1.

Тип классификации зависит от того, какой принцип разделения видов общения заложен в его основу: число участников, основное содержание, степень опосредованности и пр.

По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно передается по невербальным каналам, поэтому этот вид общения используется чаще в деловых ситуациях.

По соотношению «цель — средство» общение можно разделить на деловое (общение как средство достижения бизнес-целей) и личностное (само общение выступает как цель).

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Деловое общение формирует и развивает деловые способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества. К деловому общению относятся деловые встречи, деловые переговоры и деловая переписка.

Этот вид сохраняет основные функции обычного общения, но имеет некоторые специфические черты:

  • определенная формализованность;
  • нацеленность на результат;
  • преобладание информационной составляющей над эмоциональной.

По главной цели можно выделить три формы общения: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Виды общения

Рис. 24.1. Виды общения

По количеству участников можно выделить четыре варианта общения. Классификация по этому критерию представлена на рис. 24.2.

Классификация общения по количеству участников

Рис. 24.2. Классификация общения по количеству участников

Для конкретизации их содержания приведем примеры.

Межличностное: два бизнесмена во время деловых переговоров, две подруги встречаются после долгой разлуки, общение психолога и его клиента на консультации.

Важно

Лично-групповое: руководитель предприятия и коллектив фирмы на трудовом собрании, преподаватель и студенты на занятиях.

Межгрупповое: две спортивные команды во время состязания.

Одностороннее: молитва, письмо, не дошедшее до адресата, обращение к потомкам и т. д.

По своему основному содержанию общение может носить биологический характер, иметь когнитивный, эмоциональный или материальный характер или же относиться к конвенциональному типу (рис. 24.3).

Классификация общения по его основному содержанию

Рис. 24.3. Классификация общения по его основному содержанию

Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной или духовной культуры. Примером его является прямая продажа товаров или услуг.

Когнитивное общение — это обмен информацией. Оно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Конвенциональное общение создает состояние готовности к другим видам общения, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Примером его являются церемонии, ритуалы, деловой этикет.

Эмоциональное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной «подзарядкой» для его чувств.

Биологическое общение служит сохранению нормальных параметров организма и условием поддержания и развития его жизненных функций. Частными видами его являются кормление ребенка матерью или секс.

Рекомендации для поддержания психологического контакта с собеседником

  1. Старайтесь сопровождать ваш диалог с человеком открытой и дружеской улыбкой. Ничто не располагает так к откровенности и не обезоруживает, как доброжелательное лицо собеседника.
  2. Стремитесь во время диалога расположиться так, чтобы между вами и партнером не было значительных препятствий и барьеров. Дистанция во время разговора должна находиться в «комфортной зоне» (примерно от 80-120 см).
  3. Избегайте закрытых поз (скрещенные руки и ноги или спрятанные руки под стол), так как для подсознания они являются сигналом защиты и обороны. Люди испытывают больше доверия к собеседнику, когда видит его руки расположенными ладонями вверх.
  4. Во время разговора старайтесь голову держать прямо, как можно чаще и дольше смотреть в глаза собеседника.
  5. Тональность речи и ее громкость должны соответствовать тональности собеседника.

Источник: https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1030-obshhenie.html/2

Виды общения в психологии: формы и классификация

08-07-2014 Теги: виды общения,развитие личности

Слово «общение» обычно ассоциируется у нас с человеческим взаимодействием, однако не стоит забывать, что оно свойственно не только людям, но и животным. Более того, можно утверждать, что все живые организмы общаются между собой. Исходя из этого, ученые выделяют некоторые виды общения в психологии.

Считается, что человеческое общение более совершенно, так как в нем принимают участие не только невербальные средства, но и вторая сигнальная система, представленная речью. Именно она (по мнению многих ученых) тесно связана с осознанием содержания информации. В структуре любого общения можно выделить такие аспекты:

  • цель;
  • средства;
  • содержание.

Существуют также определенные формы общения в психологии, о чем и пойдет далее речь в данной статье.

Функции общения

Основная функция общения – передача информации любого характера от одного живого существа к другому.

Это может быть сообщение об определенном эмоциональном состоянии (удовлетворенности/неудовлетворенности, радости/страдании, печали/воодушевлении), хотя общепринято считать, что эту функцию (называемую также сигнальной) выполняют исключительно эмоции и чувства, являющиеся составной частью любого общения.

Цель общения – не что иное, как необходимость взаимодействия. Так в ходе общения может осуществиться влияние, убеждение, предупреждение об опасности, выражение эмоционально-чувственного состояния. Общение – один из необходимых любому человеку видов деятельности, заложенный в основу социальной активности.

«Несомненно, в ходе взаимодействия может осуществляться передача знаний и опыта, воспитание, установление отношений, а также согласование этапов совместной деятельности».

Совет

Многие исследователи и научные работники пытаются разработать единую классификацию и выработать основные виды общения в психологии.

Однако общение (как было сказано ранее) включает в себя множество аспектов, поэтому провести общую систематизацию достаточно сложно.

Но на основе общих знаний о данном процессе можно попытаться выделить основные классификационные единицы для лучшего понимания природы общения в целом.

Итак, каким же может быть человеческое общение?

По степени эффективности:

  • эффективное
  • неэффективное.

Здесь можно говорить о достижении или его отсутствии цели общения, поставленной ранее.

По цели, средствам и степени влияния субъектов общения друг на друга можно выделить:

  • материальное общение (обмен полученными продуктами деятельности и труда, которые обладают свойством удовлетворения актуальных потребностей);
  • мотивационное общение (основной целью здесь является стимуляция или поощрение оппонента к определенным действиям);
  • кондиционное общение (попытка с помощью оказываемого влияния привести оппонента в определенное психическое и эмоциональное состояние);
  • деятельностное общение (понятие распространено в отечественной психологии и означает практически любой вид взаимодействия, так как все они так или иначе связаны с деятельностью);
  • когнитивное общение (данная разновидность предполагает обмен информацией и знаниями, получение нового опыта);
  • биологическое общение (базовый вид, предназначенный для сохранения и поддержания жизнедеятельности и связанный с прямым удовлетворением потребностей; сюда можно отнести общение ребенка с матерью в первые месяцы жизни);
  • социальное общение (предполагает создание межличностных связей, обретение социального статуса, идентификацию в обществе).

По прямоте осуществления общение бывает:

  • непосредственное/прямое (совершается с помощью человеческого тела в ситуациях, когда собеседники непосредственно воспринимают друг друга в данный момент времени. Это может быть разговор с глазу на глаз, объятия, пожатие руки и т.д.);
  • опосредованное/косвенное (совершается посредством использования специальных средств и орудий, помогающих в обмене информацией и эмоциями в тех ситуациях, когда личное общение невозможно и приходится использовать «посредников», связывающих потоки информации. Сюда относится переписка, разговор через Skype или по телефону, беседа с помощью переводчика и т.д. ).

По степени близости общение делят на:

Первое является более закрытым, опосредованным, менее эмоциональным и не затрагивающим личные переживания субъектов общения. Второй же вид сосредоточен вокруг психологических проблем и переживаний.

По цели выделяют:

  • целевое общение (то есть то общение, в основе которого лежит некая цель, преследуемая субъектом);
  • инструментальное (имеющее своей целью исключительно получение удовольствия от самого акта взаимодействия).

Отдельно выделяет психология невербальное общение как способ взаимодействия без помощи второй сигнальной системы (речи). Сюда можно отнести позы, жесты, мимику, пантомимику, интонацию и даже внешний вид собеседников. Противоположное этому виду (общение вербальное, или словесное) предполагает обмен информацией исключительно с помощью слов в устной или письменной форме.

Видео: Общение и его виды

Источник: http://bitnet.ru/vidyi-obshheniya-v-psihologii-formyi-i-klassifikatsiya/

Психология общения с людьми

Чем характеризуются психология и навыки успешного общения с людьми, виды и функции общения в психологии — темы, которые будут обсуждаться в этой статье.

Содержание статьи:<\p>

  •  правила общения;
  • выгоды правильного общения;
  • допускаемые при общении ошибки

Основные шесть правил эффективного и плодотворного общения между людьми.

Существуют правила, применяя которые, ты можешь добиться успеха. Они просты и понятны каждому. Только вот общаясь, мы чаще всего почему-то забываем о них. А секрет прост – нужно всегда ставить себя на место другого человека и стараться понять ход его мыслей.

Правило №1.

 Научитесь искренне интересоваться собеседником.

Если другой человек видит, что он вызывает интерес у вас, его отношение будет намного лучше, чем, возможно, вы того заслуживаете.

Ведь в душе каждый из нас считает себя личностью, которая уникальна и заслуживает особого отношения со стороны окружающих его людей. Большее желание общаться вызывает у нас не тот, кто умнее, а тот, кому интересны мы и наши мысли.

Чтобы решить свои проблемы, заинтересуйтесь собеседником, и в благодарность за это, он, подсознательно, будет стараться решить ваши проблемы.

В основе человеческого поведения лежат сокровенные желания. Прежде всего надо понять эти желания, затем надо заставить вашего собеседника страстно чего-то пожелать.

Тот, кто сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не сможет — останется в одиночестве…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Д. Карнеги<\p>

Читайте также:  Какие бывают средства общения в психологии?

 Правило №2.
Улыбайтесь! Улыбка – главное оружие общения.

Тот, кто улыбается нам, вызывает искреннюю симпатию и доверие. Он наделяется нами лучшими человеческими качествами. Вы же хотите, чтоб вас воспринимали как приятного человека, испытывали радость и удовольствие от общения с вами? Если умеешь улыбаться людям – умеешь управлять своим настроением и обладаешь силой воли.

Правило №3.

Как можно чаще называйте собеседника по имени.

Обратите внимание

Для любого человека самое важное и приятное для слуха слово из всех существующих – собственное имя. Звучание его из уст окружающих воспринимается как естественный, но достойный комплимент, дает осознание своей важности и уникальности, делает личность индивидуальной, яркой.

Важность своего имени отодвигает на второй план все существующие иные имена. Поэтому, ошибка в произношении так же недопустима, как и не правильное написание.

Постарайтесь всегда запоминать имена людей, с которыми общаетесь — это еще один из способов плодотворного и эффективного общения.

Правило №4.

Научитесь слушать и располагать собеседника к разговору о нем самом.

В процессе общения чаще всего случается так, что мы перестаем слышать друг друга и лишь делаем вид, что слушаем. В это время внутри нас проходит разговор с самим собой (мы обдумываем ответ на заявление оппонента), а иногда, просто ждем своей очереди высказаться, не вникая в то, о чем нам говорят.

Более эффективным будет разговор, если проявить внимание к человеку, заинтересоваться тем, что он говорит, пропустить его слова через себя, вникнуть в проблему – это вызовет симпатию к вам и будет величайшим комплиментом для любого, даже не самого приятного собеседника. Льстите оппоненту, никто не устоит даже перед грубой лестью мнимого внимания. А если это будет сделано тонко и элегантно, то и результат беседы будет потрясающим.

Многие терпят поражение в общении только потому, что не умеют слушать и слышать – это очень редкое качество, развитием которого в себе самом нужно срочно заняться.

Никому не интересен говорящий лишь о себе и не интересующийся окружающими.

Проявляя внимание и научившись задавать вопросы, ответы на которые будет интересно давать вашему собеседнику, упоминая наиболее удачные его высказывания в своих ответах, легко завоевать расположение к себе и покорить человека.

Правило №5.

Ведите разговор на темы, которые интересны вашему собеседнику.

Если есть такая возможность, поинтересуйтесь у знакомых, коллег или соседей, чем интересуется ваш собеседник, о чем он любит говорить. Внимательно слушайте и поддерживайте разговор. Готовьтесь к встрече и общению заранее.

Важно

Найдите в прессе, книгах, интернете ответы и размышления на интересующую его тему, подготовьте вопросы, которые зададите и ответы на них, чтобы выразить свою точку зрения, удивить осведомленностью в данном вопросе – это будет огромным плюсом в общении.

Помните, что не бывает людей, у которых нечему научиться. Выносите для себя всегда что-то ценное из беседы.

Правило №6.

Искренне внушайте собеседнику, что он значим для вас и уважаем.

Восхищайтесь его победами и достоинствами, хвалите его и делайте это искренне. Помните, что фальшивая лесть чувствуется всегда и всеми, даже любителями лестных отзывов и оценок. Не играйте, а старайтесь заметить в человеке «изюминку», которая отличает его от других и оцените его, как заслуживающего вашего внимания и уважения.

Что нам дает умение общаться правильно.

Умение правильного общения с людьми — это один из самых необходимых жизненных инструментов, применяемых нами ежедневно. Это ключ, который способен открыть любые двери. Во всех областях науки, искусства, политической жизни, самые известные личности практически всегда являются прекрасными ораторами и наделены личностными качествами, привлекающими к ним людей.

Если ты умеешь грамотно и четко выразить свои мысли, способен внимательно и заинтересованно слушать и, главное, слышать своих собеседников, ты обязательно построишь карьеру, будешь иметь много друзей и взаимопонимание с родными и близкими, крепкую семью. По статистике, основная причина разводов – неумение обсудить возникающие проблемы и найти общую точку зрения.

Искусство красноречия и правильное общение не являются одним и тем же умением. Общение предполагает навык говорить и навык правильного поведения во время разговора, что является более важным. Люди не столько слушают, что им говорят, сколько «считывают» твое поведение во время разговора: силу голоса, тембр, жесты, позы, по которым видно наше реальное отношение к теме разговора.

Все эмоции, так или иначе, находят выражение в нашем поведении, что моментально замечается собеседниками. Мимика и жесты человека — психология считает эти две составляющие основными критериями доверия у собеседника к тому, что вы произносите.

Развитие наших коммуникативных навыков может тормозить стеснительность, низкая самооценка, детские обиды, проблемы с дикцией, психологические проблемы.

Помогают в общении постоянная тренировка наблюдательности, хорошая память, широкий кругозор — умение поддержать разговор на любую тему и из любой сферы жизни, чуткое отношение к собеседнику, умение читать язык жестов, правильное положение тела, мимика, открытый приветливый взгляд.

Источник: https://obrazizni.ru/resepti-zdorovia/psychology/psixologiya-obshheniya-s-lyudmi.html

Виды общения

Многочисленные функции общения , несомненно, порождают большое количество его видов. Учитывая сложность общения, классифицировать его виды можно по многим признакам. Остановимся лишь на отдельных из них, которые, по нашему мнению, имеют научно-практический интерес.

По результативности совместного взаимодействия и достигнутым эффектам , существует необходимое (межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится практически невозможной), желательное (межличностные контакты, способствующие успешному решению производственных, воспитательных и других задач), нейтральное (межличностные контакты, которые не мешают, но и не способствуют решению проблем) и нежелательное общение (межличностные контакты, которые затрудняют достижение задач совместного взаимодействия). Указанная система видов межличностного общения имеет отношение к вопросу о производительности и непродуктивности межличностных контактов и к критериям их оптимальности.

Участниками общения могут быть как непосредственные конкретные индивиды, так и косвенные группы людей. Речь идет о межличностном и массовом общении. Межличностное общение проявляется в непосредственных контактах, которые, в свою очередь, определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, интересами людей и групп.

В межличностном виде общения обычно применяют языковые и неязыковые средства обмена информацией, механизмы психологического воздействия и др.

Совет

Оно предусматривает установление прямых контактов между партнерами по общению, позволяет непосредственно реагировать и влиять на процесс взаимодействия.

Именно поэтому межличностное общение еще называют прямым, непосредственным в отличие от опосредованного массового общения (массовое общение имеет анонимный характер, оно направлено не на определенного индивида, а на большие массы людей и осуществляется чаще с помощью средств массовой коммуникации).

Важно подчеркнуть эмоциональный характер межличностного общения, ведь в нем люди ориентированы, прежде всего, на свои внутренние цели, ценности и потребности.

И хотя содержание такого общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе взаимодействия, одновременно оно предоставляет своим участникам значительную свободу в выборе способа общения, в принятии решения о его продлении или прекращении.

В этой ситуации межличностное общение базируется на эмоциональной привлекательности, сходства партнеров и мало зависит от их социальных ролей и статусов.

В ситуации опосредованного вида общения (массового) между участниками взаимодействия имеется определенная пространственно-временная дистанция. При таких условиях общение имеет преимущественно односторонний характер: человек может только воспринимать информацию, поступающую к нему от других генераций, обществ или эпох, но не может передавать какую информацию им же.

Такое опосредованное общение, которое осуществляется, например, благодаря литературе, произведениям искусства или другим творениям культуры, имеет чрезвычайно важное значение для обогащения отношений человека с миром, выводит ее за пределы непосредственного окружения, делает личность причастной ко всей человеческой культуре и ко всем событиям, что происходят в мире. Благодаря разнообразным формам опосредованного общения индивид может осознать свое единство с обществом, в котором он живет, или с человечеством в целом, почувствовать себя их неотъемлемой частью.

Если общение организуется вокруг собственно психологических проблем (установление эмоциональных отношений с другим человеком, создание условий для развития индивида и др.

), его называют личностно ориентированным.

Обратите внимание

В том случае, когда общение ограничивается взаимодействием только на деловом уровне, оно имеет характер формального и называется официальным (ролевым).

Личностно ориентированный (или личностный) вид общения предполагает выделение в нем чисто психологического аспекта, то есть внутреннего мира человека. Это вовсе не означает, что речь идет только об одном партнере общения. Именно в отношениях с другим человеком индивид в полной мере может выступать и проявиться как личность, как субъект взаимодействия.

Итак, личностное общение предусматривает такие ситуации взаимодействия, в которые участники общения входят личностно.

Основное назначение этого вида общения — обеспечение существования внутреннего мира личности, восприятие себя и другого как личностей, отстаивание прав на личностное отношение к явлениям внешнего мира.

Речь идет не о эгоистическом устремлении, не об отстаивании «собственных» притязаний, а об утверждении общечеловеческих прав и свойств человека как личности.

Как и в любом другом виде общения, в личностном общении партнеры обмениваются информацией о собственных переживаниях, чувствах, внешних событиях и т.д. Однако сводить личностное общение только к информационному процессу вряд ли целесообразно.

Информационный аспект общения здесь скорее имеет второстепенный характер, а на первый план выступает внутренний мир человека.

Читайте также:  Психология возникновения, симптомы, признаки и последствия анорексии

М. Бобнева по этому поводу отмечает, что какой бы интересной и важной для партнеров была информация, она вводится в содержание личностного общения только при условии, что ее презентация позволяет проявиться настоящим свойствам и качествам человека, например альтруизма, свойства не только слушать, но и слышать.

<\p>

То же самое, по мнению исследовательницы, можно сказать и о значении совместной деятельности для личностного общения или внешнего по отношению к человеку мира: выполнение любой деятельности охватывает личностное общение при условии, что в ней проявляются, реализуются свойства личности; внешние события так же введены в личностное общение при условии, что в связи с их оценкой, осмыслением, переживанием реально проявляется личность участников общения, т.е. при условии, что внешние события становятся смыслом внутреннего мира партнеров и могут быть представлены в общении.<\p>

Важно

Исходя из этого, общение оцениваться партнерами как действительно личностное лишь в том случае, когда доброта как свойство человека, вступающего в контакт, непосредственно проявится в процессе общения. В такой интерпретации личностное общение отличается от доверительного общения, основной характеристикой которого является сообщение особенно значимой информации. Одновременно доверчивость как черта личности является существенным признаком всех видов общения, в том числе и личностного.

Официальное (ролевое) общение предполагает отношения, опосредованные социальными или профессиональными ролями. Этот вид общения может иметь элементы личностного, однако они актуализируются настолько, насколько не расходятся с ограничениями, которые накладываются деловыми отношениями.

<\p>

Ролевое общение чрезвычайно распространенное в современном обществе. Оно обеспечивает взаимодействие в таких ситуациях, как «руководитель — подчиненный», «ученик — учитель», «покупатель — продавец», «врач — пациент» и др.

Именно ролевые ожидания участников общения определяют, как воспринимается партнер, как оценивается его поведение, как оценивается индивидом собственное поведение, какой он есть как исполнитель роли.

<\p>

В ситуации ролевого общения человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, она лишена определенной спонтанности своих реакций, действий, чувств, а иногда и внутреннего реагирования.

И хотя каждый человек вносит индивидуальность и неповторимость в свои социальные роли (одинаковых врачей, лекторов, учителей нет и не может быть), образы, действия, представления задаются личности извне, социальной позицией: «В настоящее время я руководитель, значит …» , «Я — врач, соответственно …».

Формальное (ролевое) общение позволяет человеку реализовать себя как члена общества, в определенной группе, выразителя интересов определенного социального слоя, создателя различных социальных отношений. Будучи участником официального общения, человек приобретает ряд важных ценностей – чувство принадлежности к сообществу, социальной защищенности и т.д.

Деловое (ролевое) общение неоднородно по своей природе. Например, ролевое общение в сфере экономики отличается от общения в правоохранительных органах и др. Если человек не соблюдает правила ведения служебных переговоров, это свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов той или иной отрасли.

<\p>

Неумение отличить в официальной беседе основное, лаконично и грамотно изложить свои мысли может обернуться значительными потерями рабочего времени. Разновидностью делового общения является представительное общение, которое предполагает взаимодействие людей как представителей тех или иных государств, социальных групп или институтов.

<\p>

Особенность такого вида общения заключается в том, что оно осуществляется обычно в форме переговоров. При таких условиях , отношения симпатий — антипатий сведены к минимуму , по сравнению с умением людей представлять свою общность, организовывать и планировать совместные действия.

<\p>

По другой классификации разновидностями делового общения является познавательное (его целью является расширение информационного фонда партнера, передача необходимой для профессиональной деятельности информации и т.п.

); убедительное (вызывает у деловых партнеров определенные чувства, формирует ценностные ориентации и установки, убеждает в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия и др.

), экспрессивное (формирует у партнера психоэмоциональный настрой, побуждающий к необходимым социальным действиям), суггестивное (имеет цель повлиять на делового партнера, с целью изменения мотивации, ценностных ориентаций, поведения и т.д.

) и ритуальное (закрепляет и поддерживает конвенциональные отношения в деловом мире , обеспечивает регуляцию социальной психики в больших и малых группах, сохраняет ритуальные традиции учреждения, фирмы; ценность индивидуальности в ритуальном общении минимизирована, участники равны в своем праве удовлетворить те важные социальные нужды, ради которых они вступили в ритуал) виды общения.

По типу связей, которые устанавливаются между участниками взаимодействия, различают два вида общения монологическое и диалогическое.

Монологический вид общения характеризуется односторонним направлением информации. То есть один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, не испытывая при этом необходимости в получении обратной связи от партнера.

Такая ситуация может привести позиционное неравноправие партнеров по общению: один участник является лицом влиятельным, которое наделено активностью, осознаваемыми целями и правом их реализовать, а другой — рассматривается первым как лицо пассивное, то, которое , хотя и имеет цели, но не столь значимые, чем его собственные. При таких условиях мы имеем дело с «субъект-объектным» общением.

Выделяют две разновидности монологического общения: императивное и манипулятивное.

Под императивным общением обычно понимают авторитарную, директивную форму воздействия на партнера с целью принуждения к определенным действиям или решениям, а также осуществление контроля за его поведением, установками.

Совет

Как правило, императивное общения используется для установления контроля над внешним поведением партнера, ведь внутренний мир участника общения является прежде собственностью лица и повлиять на него с целью изменения чрезвычайно сложно.<\p>

Конечная формула императива является четкой и не завуалированной: «Делай так, как я прикажу! » .

При этом средствами воздействия являются приказы, требования, поощрения, команды, запреты, запугивания и т.д. Сказанное не означает, что императивное общение имеет только негативную нагрузку и окраску.<\p>

Есть немало социальных деятельностей и ситуаций, в которых использование императива вполне оправдано и с позиций цели, и с этической стороны взаимодействия .

Например, императивный вид общения является распространенным в военных уставных отношениях, особенно в экстремальных условиях.<\p>

Относительно учебно-воспитательной практики, то здесь возможности применения императивного вида общения также ограничены. Хотя с помощью приказов, команд, запретов («не кричи», «не бегай» и др.

) можно достичь внешнего исполнения ребенком определенных требований взрослых, однако нормы и ценности, передаваемые таким образом, не становятся ее внутренними личностными убеждениями и, следовательно, остаются внешними проявлениями поведения в соответствующий промежуток времени.

Манипулятивный вид общения, будучи распространенным видом монологического общения, предполагает воздействие на партнера по взаимодействию с целью достижения своих скрытых намерений и целей. Как и императив, манипуляция имеет цель т достичь контроля над поведением и мыслями другого человека.

Однако основная разница состоит в том, что в условиях манипулятивного общения партнер не информирует своего собеседника об истинных целях , их разговоры скрываются или завуалируются или подменяются другими. Поэтому манипуляцию можно еще определить как скрытое управление людьми и их поведением. Скрытыми является как сам факт воздействия, так и его цель.

При этом у партнера должна сохраниться иллюзия самостоятельности в принятии решения или совершении поступка.

Диалогический вид общения помогает человеку открыть реальность, которая отличается от собственной: реальность другого человека, его чувств, представлений, мнений, в общем — реальность окружающего мира таким, каким его видит партнер по взаимодействию.

По традиции отечественной психологии диалог рассматривают в нескольких плоскостях.

Диалог — это:

  • первичная, родовая форма человеческого общения, которая определяет полноценность психического развития личности;
  • ведущая детерминанта этого развития, обеспечивающей функционирование механизма интериоризации, когда внешняя первичное взаимодействие переходит «вовнутрь» человека, определяя тем самым ее индивидуальное психологическое своеобразие;
  • принципы и методы изучения человека, которые реализуются путем реконструкции содержания внутренних смысловых полей субъектов диалогического взаимодействия;
  • коммуникативный процесс, происходящий по своим законам и по своей внутренней динамике;
  • определенное психофизическое состояние, разворачивающееся в межличностном пространстве между людьми, которые общаются; это состояние является родственным к инфантильным переживаниям, состояния эмоционального комфорта во время физического контакта матери и ребенка;
  • высокий уровень организации отношений и общения между людьми, который наиболее органично близок к первичной природе человеческой психики, а потому является оптимальным для нормального психического функционирования и личностного развития людей, реализации их потребностей, стремлений и намерений;
  • эффективный метод педагогических, идеологических, интимных, психокоррекционных и других воздействий;
    творческий процесс совместного поиска истины, красоты и гармонии.

Будучи адекватным субъект-субъектному характеру самой человеческой природы, диалог является приемлемым для организации производительных межличностных контактов между людьми.

Всего в учении о диалоге , отношения, сложившиеся между конкретными людьми, часто делятся на диалогические, антидиалогические и индифферентные.

При этом диалогические отношения являются субъект-субъектными, индифферентные и антидиалогические — субъект-объектными.

<\p>

Обратите внимание

Диалогические отношения возникают тогда, когда один участник общения воспринимает целостный образ другого , как желаемого партнера взаимодействия на основе признания его принадлежности к определенному сообществу, к которой он относит и себя самого.

Отсюда вытекает мысль, что стороны диалогического взаимодействия образуют коллективный субъект общения. Наличие диалогических отношений не означает, что между партнерами должны зародиться только чувство дружбы и любви (хотя эти чувства не отрицаются при определенных обстоятельствах).<\p>

Диалогические отношения условно делятся на несколько подвидов:

  • интимно-межличностные, где взаимодействие между партнерами направлено на развитие самого процесса выявления и поддержания межличностных отношений (дружбы, любви);
  • отношения кооперации, при которых наличие диалогического общения и деятельности направлена на достижение единой цели;
  • агонистические отношения, характеризующиеся соревнованием в достижении общей цели, но каждый приближается к этой цели отдельно, при этом каждая сторона, двигаясь к достижению цели своим путем, строго придерживается определенных правил;
  • антагонистические отношения, возникающие при наличии принципиально непримиримых противоречий между партнерами, они пытаются устранить эти противоречия разными способами, ставя перед собой разные цели, но при обязательном соблюдении общих правил гуманного поведения.

Следует заметить, что диалогические отношения вроде антагонистических часто приводят к острым конфликтам, особенно когда дело касается жизненно важных для обеих сторон проблем.

<\p>

Случается, что одна из сторон нередко нарушает правила гуманного диалогического взаимодействия. В таком случае диалогические отношения превращаются в антидиалогические , антигуманные, т.е.

такие, при которых один или оба партнера взаимодействия воспринимают друг друга как объект, вещь, принципиально отрицая наличие любой общности между ними.

Источник: http://suxxessology.com/sotsialnaya-psikhologiya/item/315-vidy-obshcheniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector