Что является формами чувственного познания: примеры

Решу егэ

Выберите верные суждения о познании и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

Обратите внимание

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Пояснение.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств.

В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга.

Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Важно

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был.

Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола.

Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов — да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения — да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом — да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения — нет, неверно.

Совет

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления — нет, неверно.

Ответ: 123.

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=9893

Чувственное и рациональное познание

Человеку необходимы знания о себе и окружающем мире. Именно знания позволяют нам адаптироваться в мире, объяснять и предвидеть приближение некоторых событий. Сегодня мы имеем возможность изучать различный опыт разных народов. Вместе с тем различают чувственное и рациональное познание. Давайте попробуем разобраться в этом более подробно.

Рациональное познание

Чувственный и рациональный уровни познания имеют свои формы. Сначала разберем формы рационального познания:

  1. Мышление преобразует чувственный опыт и предоставляет возможность получить определенные знания о таких отношениях, которые недоступны одному лишь чувственному познанию.
  2. Сравнение позволяет выделить общие существенные черты, в результате чего формируется правильное понятие.
  3. Понятие является формой мышления, которая отражает предметы или явления в их существенных признаках. Известно, что понятие строится на основе представления, которое является чувственной формой. Признаки предметов, полученные из представления подвергаются тщательному анализу и разбираются с выделением на существенные. Для того, чтобы что-то понять, необходимо пропустить это через свои ценности, идеалы, опыт, нормы и т.д.
  4. Суждение является формой мысли, в которой можно что-то утвердить или отрицать через связь определенных понятий. При помощи суждения мы можем раскрыть одну из сторон предмета, которая выражается в отсутствии или наличии отдельного признака. Для того, чтобы о чем-нибудь судить, необходимо выразить собственное мнение по поводу сказанной мысли.
  5. Умозаключением называют форму мышления, при помощи которой можно получить новое суждение на основании других.

Чувственное познание

Этот вид также имеет свои формы:

  1. Ощущения являются прямым воздействием на органы чувств. Они отражают ситуации и предметы при воздействии на зрение, обоняние, осязание, слух, вкус и прочие органы чувств.
  2. Восприятие воздействует на органы чувств целостным образом предмета. Оно связано с активным обнаружением, а также различением и анализом свойств, предметов при помощи наших рук, глаз, ушей и т.д. Именно восприятие связывает и соотносит предметы в пространстве и времени. Таким образом, обеспечивается ориентировка познающего субъекта в окружающей обстановке.
  3. Представление является чувственным образом предметов и ситуаций, которые сохраняются в сознании без их непосредственного воздействия. Представление позволяет формировать образы предметов на основе воспоминаний или продуктивного воображения.

Важно отметить, что особенности рационального и чувственного познания должны гармонично сочетаться друг с другом. Нельзя руководствоваться только одной стороной.<\p>

Для лучшего понимания давайте рассмотрим примеры рационального и чувственного познания. Рациональное познание происходит когда:

  • вы читаете научную статью;
  • проводите эксперимент;
  • выдвигаете теорию;
  • доказываете теорему;
  • проводите социологический опрос и т.д.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, когда вы:

  • пробуете вкусную пищу;
  • наблюдаете прекрасный пейзаж;
  • занимаетесь любовью;
  • слушаете музыку;
  • наслаждаетесь ароматом чудесных духов и т.д.

Настоящий процесс познания должен происходить при взаимосвязи чувственных и рациональных форм. Их можно выделять и рассматривать по-отдельности, но они являются сторонами единого процесса, поэтому должны работать сообща. В некоторых случаях может преобладать рациональный компонент (наука), в других – чувственный (искусство).

При этом взаимосвязь чувственного и рационального познания очень важна. Если они будут функционировать в гармонии друг с другом, личность сможет принимать правильные решения и оставаться при этом счастливой.<\p>

Смена имиджа, только на первый взгляд кажется чем-то простым, не требующим каких-либо специальных знаний. На самом деле все не так просто. О том, как сменить имидж мы расскажем в этой статье. При хроническом недостатке времени для саморазвития при помощи чтения литературы, как альтернативу можно рассматривать научные, образовательные и даже художественные фильмы о которых мы сегодня и поговорим.
Рациональная психотерапия Рациональная психотерапия направлена на оздоровление психики человека. Суть такой терапии заключается в коррекции внутреннего восприятия для адекватного поведения. Виды девиантного поведения Девиантное поведение – это поведение человека вопреки и наперекор общепринятым моральным нормам и устоям общества. О видах такого поведения и пойдет речь в этой статье.

Источник: http://kak-bog.ru/chuvstvennoe-i-racionalnoe-poznanie

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания

Вопросы для характеристики Чувственное познание
средства органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
формы
  1. Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
  2. Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
  3. Представление – образ объектапознания, запечатлённый в памяти
особенности — непосредственность; — наглядность и предметность;— воспроизведение внешних свойств и сторон.

Вопросы для характеристики Рациональное познание
средства мышление
формы
  1. Понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
  2. Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
  3. Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения
особенности — опора на результаты чувственного познания; — абстрактность и обобщенность;— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений

Вопросы для характеристики Интуиция
средства озарение, наитие, прозрение
формы мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью
особенности внезапность; неполная осознанность;непосредственный характер возникновения знаний.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.

Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.

Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.

Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень методы: – наблюдение; – эксперимент;– описание. теоретический уровень методы: – индукция (от частного к общему); – дедукция (от общего к частному); – анализ (разложение целого на части)– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудкиантинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания: — субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений.

Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений); — ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);

— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход: — устанавливать зависимость между прошлым и будущим; — выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов; — изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;

— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства: — эмоциональная окрашенность; — осуществляется при помощи образов.

Читайте также:  Диагностика, симптомы и лечение затяжной депрессии

Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).

Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Источник: https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/vidy_znanii

Чувственное познание и его формы

В процессе познания принимают участие и чувства и разум. Чувственное и рациональное представляют собой две стороны познания, которые тесно переплетены.

Чувственный опыт зависит от понятийного аппарата, от языка, используемого человеком в практической деятельности. Приступая к познанию чего-то с помощью органов чувств, мы имеем рациональную почву, какую- то жизненную установку, под углом зрения этого логического знания и воспринимаем предмет.

Не существует чисто эмпирической стадии познания, так как уже в процессе выработки ощущений принимают участие ранее накопленные знания, относящиеся к рациональной сфере.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе две прямо противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (Гоббс, Локк, Фейербах, Беркли, Юм и др.) абсолютизирует роль чувств, рационализм – разума (Декарт, Лейбниц, Гегель).

Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и др.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Подразделяются на: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные; тактильные, температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения, невесомости и др.

Обратите внимание

Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и движения.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент (образы памяти, образы воображения). По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета.

Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме. Значение чувственного отражения в развитии познания исключительно велико, даже если учитывать тенденцию значительного возрастания роли мышления, абстрактно-идеализированных объектов в современной науке.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление – осуществляющий в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).

Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики.

Два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – это обыденное повседневное “житейское” мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Разум – высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное их исследование. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.

Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения.

Важно

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов.

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения, может быть либо истинным либо ложным .

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения).

В последнее время внесены определенные изменения в понимание чувственного и рационального познания. Выявлена своего рода неоднородность чувственного познания, включающего не только образные, но и знаковые компоненты, т.е. здесь имеет место единство изображения и обозначения.

Таким образом, познавательный процесс, не сводимый только и исключительно к отражательным процедурам получения чувственного образа как “слепка” вещи, предстает сегодня в системе гипотетико-селективной, творчески-проективной деятельности субъекта, опосредованной различными по природе знаковыми и предметными репрезентациями, содержащими, как и сама деятельность, квинтэссенцию социального и культурно-исторического опыта.

Источник: https://studopedia.su/15_84556_chuvstvennoe-poznanie-i-ego-formi.html

Формы чувственного познания

Поиск Лекций

Вопросы для подготовки к зачету

Предмет и значение логики.

Иногда студенты, в том числе и я задаются вопросом –«Зачем надо изучать логику»?

Ведь живут же многие люди, не знающие эту древнюю философскую науку,и мыслят ,и строят свою речь, и познают мир, и изучают в школе различные учебные предметы.

Ответ такой. Наука логика как средство познания объективного мира изучает абстрактное мышление , исследует его формы (понятия, суждения и умозаключения).Логика изучает законы , которыми пользуется при отражении мира в процессе мышления(закон тождества , закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания и другие.)

Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее чем у того , кто логики не знает. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается.Логическое мышление развивается, а не является врожденным, поэтому человеку требуется изучать логику. Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека.

Предмет данной науки.

Совет

Итак, в современном понимании, логика – это наука о законах и формах правильного мышления.

Форма мышления – это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.

Умозаключение – самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов

Формы познания: чувственное познание и абстрактное мышление.

Формы абстрактного мышления

Понятие –форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов(входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку),примеры –« портфель, трапеция».

Суждение– форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.Пример-« Саранча опустошает поля»

Умозаключение-форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

Пример:

Все металлы-вещества .

Литий-металл

_____________

Литий-вещество.

Первая два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение –заключение.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания.

Истина- есть адекватное отражение в сознании человека являний и процессов природы, общества и мышления.

Истину могут дать нам формы чувственного познания-ощущения и восприятия.

Особенности абстрактного мышления

1)Мышление отражает действительность в обобщенных формах.

2)Абстрактное мышление-форма опосредованного отражения мира.

3)Абстрактное мышление-процесс активного отражения действительности.

4)Абстрактное мышление неразрывно связано с языком.

Формы чувственного познания

Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущение-это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств(например ощущения горького, соленого и т.п)

В ощущениях осуществляется связь сознания с внешним миром.

Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета , непосредственно воздействующего на органы чувств(образы автобуса, электростанции)

Восприятия слагаются из ощущений.

Представление – это чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался.

По описанию внешнего облика какого-то реального человека или литературного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность.

Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это скачок от познания фактов к познанию законов.

Общая характеристика понятия как формы мышления.

В понятии отражают совокупность существенных признаков, то есть таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.

Понятие-это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов

Содержание и объем понятия

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов , отраженных в этом понятии. Содержанием понятия «квадрат» является совокупность двух существенных признаков: «быть прямоугольником» и «иметь равные стороны».

Объемом понятия называют совокупность предметов ,которая мыслится в понятии .Объективно ,т.е вне сознания человека, существуют различные предметы , например, школьники .Под объемом понятия «школьник» подразумевает множество всех школьников ,которые существуют сейчас ,существовали ранее и будут существовать в будущем.

Относительные понятия– такие понятия, в которых мыслятся предметы ,существование одного из которых предполагает существование другого(«дети»-«родители», «ученик»-«учитель», «начальник-«подчиненный»).

Безотносительные –такие понятия, в которых мыслятся предметы , существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета(«человек», «доменная печь»).

Положительныепонятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, «грамотный человек», «алчность», «красивый поступок».

Если частица «не» или «без» («бес)слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство»), то понятия , выраженные такими словами, также называются положительными.

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах («неграмотный человек», «некрасивый поступок»).

Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без»(бес), присоединенную частицу «не» или «без»(«бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.

Положительное (А) и отрицательное (не –А) являются противоречащими понятиями.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое ,например,(«полк», «стая»)

Обратите внимание

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии(«ручка», «река», «игрушка»).При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением , и это утверждение является истинным.

Виды отношений между понятиями.

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия , отражающие эти предметы,также находятся друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми(например «поэма» и «колодец»;»невоспитанность» и «радуга»),остальные понятия называются сравнимыми.

Типы совместимости

Равнозначные– понятия,которые , различаясь содержанием , имеют равные объемы

(«река Нил»и «самая длинная река в мире»)

Перекрещивание-понятия,объемы которых не только частично совпадают, т.е содержат общие элементы, но и включают элементы принадлежащие одному и только одному из них

Отношения подчинение(субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается в объем другого понятия но не исчерпывает его.Это отношение вида и рода;А-подчиняющее понятие(«хищник»),В-подчиненное понятие(«тигр»)

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s54827t2.html

Формы чувственного познания

В наши дни известно, что именно три формы чувственного познания стали первым шагом на пути познания. Именно оно – самое простое и доступное, полагающее основой контакт человека с окружающим миром.

Читайте также:  Профориентация: что делать, если не знаешь, кем хочешь работать?

Специфика и формы чувственного познания

Чувственное познание предполагает познавать мир с помощью органов чувств: слуха, обоняния, осязания, зрения, вкуса. Именно такое познание представляет собой первоисточник любых знаний. Не стоит забывать и о том, что между прототипом и чувственным образом всегда сохраняется разница, которую нельзя не брать в расчет.

Объект познания всегда богаче, чем отражающее его понятие, поскольку каким бы широким оно ни было, оно не в силах охватить всех сторон. Известны три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.<\p>
Основные формы чувственного познания: ощущения
Ощущение – это первая форма.

Как правило, она отражает лишь одно свойство, которое можно определить органами чувств (свет, цвет, запах и т.д.). Ощущение позволяет получить лишь частичное, но никак не полное знание (например, по цвету яблока нельзя судить о его запахе, вкусе, температуре и т.д.).

Однако через ощущение устанавливается связь между познающим субъектом и познаваемым объектом.

Благодаря активной деятельности сознания любое ощущение, попадающее в мозг, преобразуется в образ восприятия.<\p>

Восприятие – форма чувственного познания

Восприятие представляет собой полный конкретно–чувственный образ предмета или явления. В современном мире возможно не только восприятие посредством органов чувств, но и восприятие при помощи приборов (изучение через микроскоп, телескоп и т.д.). Благодаря достижениям науки и техники восприятие как понятие стало шире.

Восприятие имеет активный характер и выражает устойчивый интерес к объектам действительности, который выражается в желании осмыслить их.

Активность субъекта в данном случае проявляется в организации условий, в которых изучить объект можно максимально полно.

Именно восприятие ложится в основу накопления материала, благодаря которому в дальнейшем появляется возможность сформировать концепцию или теория бытового уровня.

Форма чувственного познания мира: представление

Считается, что именно из чувственных образов, которые накапливает человек, и состоит его память. Она позволяет сохранять и воспроизводить цепь образов даже без наглядного примера. Так мы подобрались к понятию представления.

Представление являет собой третью форму чувственного познания и проявляется в том, что воспроизводит образ предмета на основе опыта взаимодействия с ним. Важно, что это происходит в отсутствии самого предмета.

Представление – это целостный образ действительности, который человек всегда может воспроизвести с помощью памяти.

Важно

То есть зная, как выглядит яблоко, человек без труда вспомнит его цвет, вес, вкус, запах, тактильное ощущение, которое оно дарит, если держать его в руке.

Стоит учитывать, что память человека весьма избирательна, поэтому из нее исчезают те грани и свойства, на которых человек не заострил свое внимание, либо которые он счел маловажными. Память субъективна, и один человек опишет яблоко как красное и сладкое, а другой – как спелое и крупное.

<\p>

Уже на этом этапе несложно уследить появление абстрактных элементов. Именно поэтому на данном этапе чувственное познание заканчивается и появляется его более сложная ступень – рациональное познание.

Однако не стоит умалять значение первых, чувственных ступеней – именно они лежат в основе любого знания, с них начинается познание вообще.

Источник: https://womanadvice.ru/formy-chuvstvennogo-poznaniya

Формы познания Формы чувственного познания

Всякое познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувст­венных восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вы­зывают в них ощущения, которые воспринимаются мозгом. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет.

Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, ощущения горького, соленого, теплого, красно­го, круглого, гладкого и т.д.).

Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощущениях и отражаются различные свойства предметов. Ощущения как субъектив­ный образ объективного мира возникают в коре больших полушарий голо­вного мозга. Чувствительность органов чувств повышается в зависимости от тренировки. Обычный человек различает, например, 3-4 оттенка черно­го цвета, профессионалы — до 40 оттенков.

В ощущениях осуществляется связь сознания с внешним миром. Ощу­щения возникают в результате воздействия предметов на различные орга­ны чувств — органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и час­тично восполняют функции недостающих. Пьеса Гибсона «Сотворившая чудо» рассказывает о детстве и обучении американской слепоглухонемой девочки Элен Келлер.

Эта пьеса очень ярко передает всю трудность обще­ния с Элен и методику ее обучения. Когда девочка произнесла первое сло­во — вода, это было воспринято как чудо. Она научилась говорить, хотя са­ма не слышала своего голоса.

Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образы авто­буса, пшеничного поля, электростанции, книги и т.д.). Восприятия слагаются из ощущений.

Совет

Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: ша­рообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и явля­ются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, но во многом зависят от прошлого опыта.

Полно­та, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различ­ной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина (художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарствен­ных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена и т.д.).

Насколько сильно восприятия переплетаются с прежним опытом и зна­ниями, видно из следующей истории. Рассказывают, что один европеец, путешествуя по Центральной Африке, остановился в негритянской дере­вушке, жители которой не имели представления о книгах и газетах.

Пока ему меняли лошадей, он раскрыл газету и начал ее читать. Вокруг него со­бралась толпа и внимательно следила за ним. Когда путешественник уже приготовился ехать дальше, к нему подошли местные жители и попросили продать газету за большие деньги.

На вопрос путешественника, зачем нуж­на им газета, они ответили, что они видели, как он долго смотрел на черные Изображения на ней и, очевидно, лечил свои глаза, и они хотели бы иметь у себя это лечебное средство.

Так, жители этой деревни, не зная, что такое чтение, и рассуждая на основе своего прежнего опыта, восприняли газету Как лечебное средство.

Представление — это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспри­нимался.

Представление может быть воспроизводящим (например, у каж­дого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представле­ние может быть и творческим, в том числе фантастическим.

Творческое представление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не ви­дели его.

Обратите внимание

По описанию внешнего облика какого-то реального человека или лите­ратурного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность. Приведем пример. Вспомним в этой связи сцену из кинофиль­ма Чарли Чаплина «Граф». Мнимый граф Чарли попал в затруднительное положение.

Когда перед ним положили большой кусок арбуза, он по неве­дению атаковал его без ножа и вилки. Как и следовало ожидать, выгрызать мякоть арбуза вскоре стало неудобно. Острые и жесткие края корки залеза­ли даже в уши. Чтобы избежать этого, Чарли подвязал щеки салфеткой.

Это действие уже смешно — ведь куда проще было разрезать или разломить ку­сок арбуза. Но оно повлекло за собой и вторичный комический эффект: с подвязанной салфеткой вокруг головы Чарли приобрел вид человека, страдающего от зубной боли.

Так для создания комического эффекта Чап­лин использует простые явления реальной жизни, представленные в нео­жиданном, а потому смешном освещении.

Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Законы мира, сущ­ность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абст­рактного мышления — более сложной формы познания.

Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и пол­нее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абст­рактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания.

Это — скачок от познания фактов к познанию законов.

Формы абстрактного мышления

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суж­дения и умозаключения.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные при-знаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понтия в языке выражаются отдельными словами («портфель», «трапеция») или группой слов, т.е. словосочетаниями («студент медицинского института», «производитель материальных благ», «река Нил», «ураганный ветер» и др.).

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или от­рицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражает­ся в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть про­стыми и сложными. Например: «Саранча опустошает поля» — простое суж­дение, а суждение «Наступила весна, прилетели грачи» — сложное, состоя­щее из двух простых.

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным пра­вилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изу­чает логика. Приведем два примера:

1) Все металлы — вещества. Литий — металл.______

Литий — вещество.

Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение — заключением.

Важно

2) Растения делятся или на однолетние или на многолетние. Данное растение является однолетним.___________ Данное растение не является многолетним.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов при­роды, общества и мышления1. Истинность знания есть соответствие его действительности.

Законы науки представляют собой истину. Истину могут | дать нам и формы чувственного познания — ощущения и восприятия. По­нимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю.

Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является Практика. Под практикой понимают всю общественную и производствен­ную деятельность людей в определенных исторических условиях, т.е.

это материальная, производственная деятельность людей в области промыш­ленности и сельского хозяйства, а также политическая деятельность, борь­ба за мир, социальные революции и реформы, научный эксперимент и т.д. «…

Практика человека и человечества есть проверка, критерий объектив­ного познания».

Так, прежде чем пустить машину в массовое производст­во, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют на жи­вотных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения лю­дей. Прежде чем послать в космос человека, советские ученые провели се­рию испытаний с животными.



Источник: https://infopedia.su/16xe061.html

Чувственное познание

Восприятие<\p>

Чувственное познание представляет собой самую раннюю форму познания. Чувственное познание основывается на восприятии действительности с помощью пяти основных органов чувств.

44 372 28 декабря 2016<\p>

Чувственное познание представляет собой самую раннюю форму познания. Чувственное познание основывается на восприятии действительности с помощью пяти основных органов чувств. К ним относятся: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Данная статья рассматривает характеристику чувственного познания и его основные формы.

Характеристика чувственного познания

Чувственное познание присуще не только человеку, потому его можно назвать инстинктивным. Чувственное познание в некоторой степени наблюдается и у животных: получая определенные знания на основе обыденных впечатлений, они формируют необходимый опыт для того, чтобы использовать его в дальнейшем.

Читайте также:  Стоит ли признаваться девушке в любви и как это сделать правильно?

Основной характеристикой чувственного познания является то, что опираясь на него, человек подчиняется собственным эмоциям, позволяя им собой управлять в данный промежуток времени. Конечно, не всегда они оказываются истинными. Гораздо лучше в определенной ситуации слушать голос разума, принимать решения взвешенно, опираясь на логику и здравый смысл.

А чувственное познание в некоторых случаях исключает логику.

Формы чувственного познания

Говоря о формах чувственного познания, следует отметить, что они отражают степени познания любого объекта или явления. Все формы познания связаны между собой. Говоря иными словами, ощущение формирует восприятие, а то, в свою очередь, представление о предмете.

Ощущение

Ощущение представляет собой первую форму, с которой и начинается процесс чувственного познания. Ощущение отражает какую-либо одну характеристику предмета, которую можно познать с помощью органов чувств: цвет, вкусовые качества или твердость.

Например, просто смотря на апельсин, мы не можем чувствовать его вкуса, а воспринимаем только форму и цвет.

Ощущение подготавливает нас к дальнейшему восприятию объекта или явления, формированию межпредметных связей, представлений о том, на что направлено наше внимание.

Восприятие

Восприятие – это вторая форма чувственного познания, которая создает из разрозненных ощущений вполне целостную цепочку. В результате происходит формирование конкретно – чувственного образа.

Восприятие складывается из ощущений, которые испытывает человек в конкретный момент времени. То, каким будет восприятие личности, какое отношение она сформирует в результате восприятия, полностью зависит от испытываемых эмоций.

Чувственное познание отличается тем, что опирается на эмоции человека, а не на логику или абстрактные умозаключения.

Представление

Представление – это третья форма чувственного познания. Представление как форма представляет собой конечный результат восприятия любого объекта или явления. Представление воспроизводит имеющийся образ предмета, который сформировался  в результате опыта взаимодействия с ним.

То есть, оно формируется под влиянием имеющихся образов, мыслей, впечатлений. Если опыт положительный, то у субъекта  будет складываться позитивное представление об объекте и мире в целом. При доминировании отрицательных впечатлений представление будет носить негативный характер.

Таким образом, чувственное познание – это начальный этап всякого познания. Любое освоение мира, восприятие его реалий начинается с него. Спустя определенное время чувственное познание сменяется рациональным познанием.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/vospriyatie/chuvstvennoe-poznanie.html

Чувственное и логическое познание и их формы

Познание осуществляется как бесконечное движение от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному, более точному. Это указывает на диалектический характер процесса познания.

Диалектический характер познания обнаруживается, прежде всего, в том, что оно осуществляется как диалектическое единство двух ступеней: чувственного и логического познания, каждое из которых имеет свои формы.

Чувственное познание (осуществляемое с помощью органов чувств) и исторически, и логически является исходным пунктом познания, его началом.

Наши органы чувств – единственные каналы связи человека с внешним миром. Органы чувств в совокупности дают необходимую и относительно правильную информацию человеку о внешнем мире, для ориентации в нем.

Чувственное познание имеет свои три формы:

Совет

1) ощущение – это чувственный образ, возникающий в мозгу человека при непосредственном воздействии на его органы чувств материальных предметов. Оно отражает отдельные свойства, качества этих предметов, действующих на человека. Без внешнего воздействия на нервную систему невозможны рефлексы, и, следовательно, ощущения;

2) восприятие – более сложная форма познания, это целостный чувственный образ предмета, непосредственно действующего на органы чувств. Оно возникает на базе ощущений, является их синтезом в процессе активного отражения мира;

3) высшей формой чувственного познания является представление. Это такой чувственный образ предмета, который возникает при отсутствии его непосредственного действия на органы чувств. Это результат прошлого восприятия, основанный на прошлом чувственном опыте.

Чувственное познание ограничено, давая информацию только о внешнем проявлении качеств предметов в виде их свойств. Сфера чувственного познания значительно расширяется благодаря использованию технических средств (микроскоп, фонендоскоп, телескоп, очки и др.).

Но наши ощущения не являются зеркальным отражением внешних предметов, они представляют собой гносеологический образ – результат взаимодействия внешнего раздражителя и наших органов чувств, нервной системы. Поэтому они являются субъективными образами объективного мира.

Знания, получаемые нами с помощью чувств, выражают единство объективного и субъективного.

Процесс познания не ограничивается чувственным созерцанием. Более высшей формой является логическое познание. Логическое познание – это сложный процесс переработки данных чувственного познания, процесс образования понятий и операций с ними.

Это обобщенное, понятийное отражение действительности. В отличие от чувственного познания оно является средством познания сущности, закономерностей, которые невозможно отразить в чувственном образе.

Основными формами логического познания являются понятие, суждение и умозаключение:

1) понятие– это форма мышления, с помощью которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Понятие формируется путем обобщения данных чувственного познания и практической деятельности людей.

Оно отражает внутреннюю, общую, существенную сторону вещей (стол, дерево, человек, студент). В понятиях обобщаются и закрепляются все полученные знания, весь опыт.

Каждая наука, медицина, фармация в том числе, это система понятий (здоровье, болезнь, норма, патология, этиология, препарат и др.);

2) суждение – это форма мышления, в которой что-то утверждается или отрицается (например, на улице холодно; человек болен и т.д.). В отличие от понятия суждение отражает любые признаки, свойства, связи и отношения явлений действительности. В процессе мышления мы не только констатируем что-то в суждениях, но и сопоставляем их, чтобы получить новые знания.

3)формой получения новых знаний на основе сопоставления суждений является умозаключение– это такая форма мышления, в которой на основе сопоставления двух или нескольких суждений создаются новые суждения с новыми знаниями.<\p>

Обратите внимание

В мышлении все его формы взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга. Без понятий невозможны суждения, без суждений – умозаключения.

Диалектический подход к процессу познания раскрывает взаимозависимость чувственного и логического познания как двух необходимых моментов познания. Разделить их невозможно. Мышление невозможно без чувственного познания и наоборот.

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 4274; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s45991t1.html

23. Специфика и основные формы чувственного и рационального познания

Познание — это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт.

Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность — идеальное.

В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое — в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.

Цель познания — знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание — средство преобразования действительности и это система.

Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней.

В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Характеристику процесса познания следует начать с чувственной ступени, потому что она:

• исторически начальная ступень;

• начальная в том смысле, что без чувственности первоначального контакта с миром не возникает.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: — непосредственность (прямое воспроизведение объекта); — наглядность и предметность возникающих образов; — воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.

Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания.

Важно

Восприятия — синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление.

По сравнению с восприятием оно является более обобщенным образом действительности, служит ступенькой, позволяющей перейти к рациональному отражению действительности. Но не следует представлять дело так, что чувственное познание — это пассивный этап передачи информации от объекта к субъекту.

Чувственное отражение активно, во-первых, а во-вторых, социально обусловлено (речь идет о человеческом чувственном отражении).

Говоря о чувственном познании, следует заметить, что социальная детерминация чувственного отражения человека составляет его специфику по сравнению с чувственным отражением у животных. Эту специфику можно выразить в следующих положениях.

• Выделяется влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения в окружающей действительности.

• Происходит формирование (под воздействием практики, социально-культурных условий и ценностей) перцептивных установок и ожиданий, регулирующих в ходе восприятия взаимодействие текущих сенсорных данных и прошлого опыта субъекта.

• Осуществляется взаимодействие прошлой, а также текущей сенсорной информации и культурных наслоений. Исходя из этого можно говорить о том, что непосредственность чувственного отражения — вещь относительная и что необходимо учитывать эту относительность в познавательной и практической деятельности. Таковы в общих чертах формы, особенности и специфика чувственного познания человека.

Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления).

Для него характерны : — опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; — абстрактность и обобщенность возникающих образов; — воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений.

К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.

Совет

Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания.

Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

И еще одно важное положение, которое желательно сформулировать при характеристике рационального познания. Необходимо различать понятия “мышление” и “интеллект”.

Интеллект следует рассматривать как интегральную и высокодифференцированную способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Это своего рода духовный потенциал личности, где функциональное раскрытие порождает все богатство оттенков и форм человеческого мышления.

Под мышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта.

Умственная работа не сводится к механическому усвоению способов деятельности. Человек овладевает не набором понятий, суждений и умозаключений, а принципами, структурой для их обработки. Как интеллект (умственная способность), так и мышление (умственная активность) не являются изолированными формами. Между ними постоянно осуществляется взаимосвязь, взаимопереход.

По-видимому, сам интеллект есть результат функционирования многоаспектного, напряженного мозга: только через мыслительную деятельность происходит его формирование. Такова характеристика рациональной ступени познания. Но чувственное и рациональное познание как формы не исчерпывают процесс познания.

Познание осуществляется и с помощью интуиции, на природе которой и ее познавательных возможностях следует остановиться подробнее.

Источник: https://www.i-po.ru/shpory/filosofia1/filosofia123.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector