Диагностика ценностных ориентаций по рокичу и фанталовой

Диагностика ценностных ориентаций по Рокичу и Фанталовой

Ценностью называют разновидность устойчивого убеждения.

Подразумевается определенная цель, либо способ существования, который для личности более предпочтительный, чем другой.

Ценности формируются благодаря обществу, в котором вырос человек, а также благодаря культуре.

Ценности имеются у всех людей, но у них есть некоторые различия. К примеру: один человек своей главной ценностью назовет семейное благополучие, а другой — финансы.

Обратите внимание

Стоит отметить, что влияние ценностей встречается почти во всех социальных феноменах, которые заслуживают глубокого изучения. Ценности оказывают немалое воздействие на личность, жизненный путь.

В структуру мировоззрения личности входят ценности, установки, убеждения, идеалы и система взглядов человека на мир и на свое место в нем.

Ценностные ориентации личности — что это?

Данное определение означает способ дифференциации объектов личностью в процессе получения социального опыта.

Это идеологические, моральные основания оценок индивидом окружающей действительности. Они находят свое выражение в идеалах, интересах, играют огромную роль в становлении личности.

По степени формирования ценностных ориентаций можно судить об уровне развития личности. Если данные компоненты развиты, устойчивы, это признак зрелости, социального опыта.

Большое значение ценностные ориентации оказывают на поведение людей в группе.

Если они схожи, совпадают, группа бывает дружной и сплоченной.

И наоборот, при различии данных компонентов появляются разногласия в группе, ссоры и недопонимание.

Ценностные установки

Под данным термином понимают готовность личности к активности по отношению к определенному объекту. Они могут формироваться на основе социальных ситуаций, витальных потребностей.

Нельзя забывать, что установки начинают закладываться в детстве. На ребенка оказывает влияние его ближайшее окружение: семья, родные, друзья.

Малыш старается подражать близким людям. Они копируют поведение, стараются быть похожими на тех, кто им нравится.

Важно

В подростковый период большое влияние на человека оказывают известные личности, актеры и певцы, которые нравятся. Подросток перенимает поведение, взгляды, пытается быть похожим на кумира, тем самым разделяя его установки.

У каждого индивида может быть тысяча установок. Одни имеют большее, другие меньшее значение. Принимая важные решения, человек обращается к своим установкам, ориентируясь на них.

Как складывается система ориентаций?

Ценностные ориентации складываются в процессе развития индивида.

Огромное влияние на их формирование оказывает интеллектуальный рост.

Взаимодействуя с мыслительными структурами, развиваясь морально, получая социальный опыт, у личности складываются определенные ценностные ориентации.

С самого раннего возраста ребенок изучает мир, контактирует с людьми, учится жить в обществе.

Благодаря воздействию важных для него людей, общению в ними, он меняется внутренне. Неосознанно закладываются ценностные ориентации.

Эксперты выделяют две главные группы воздействий, которые приводят к формированию ценностных ориентаций:

  • внешние условия — уровень развития культуры, природные факторы;
  • внутренние условия — его желания, ценности, предпочтения.

Таким образом, множество внешних и внутренних моментов оказывают влияние на личность, ее развитие и формирование. Учитывать необходимо все названные особенности.

Примеры на персонажах

Персонаж, определенный человек всегда имеют определенные ценностные ориентации.

Однако стоит понимать, что персонаж — это вымышленный человек, который наделен чертами характера, тем или иным поведением.

Он обладает чертами реально существующих людей, является отражением действительности.

В процессе действий персонажа проявляются определенные поступки, которые говорят о тех или иных ориентациях. К примеру, в сказках принц старается завоевать принцессу, преодолевает разные преграды.

Совет

Его главной целью является завоевание принцессы. Большое значение в данном случае имеют семейные, любовные ориентации.

Для персонажа огромную роль играют такие установки как честь, отвага, стремление защитить более слабого, покорить сердце любимой. Он уделяет внимание духовным потребностям, на основе их и совершаются подвиги.

Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/diagnostika-tsennostnyh-orientatsij-po-rokichu-i-fantalovoj.html

Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б.Фанталовой

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ Е.Б. ФАНТАЛОВОЙ В МОДИФИКАЦИИ Л. С. КОЛМОГОРОВОЙ, Д. В. КАШИРСКОГО (См.: Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.

, 1997) Цель: изучение системы ценностных ориентации и внутренних конфликтов личности. В основу методики положена процедура многомерного шкалирования. Точнее, один из его методов — парное сравнение.

Испытуемому предъявляется список жизненных сфер, бланк для ответов и предоставляется инструкция.

Инструкция: «Вся последующая работа строится в 2 этапа, на каждом из которых необходимо попарно сравнивать между собой те или иные сферы деятельности. На каждом этапе нужно заполнить по одной матрице.

Этап 1

Выполняется парное сравнение жизненных сфер. При этом следует выбрать ту из них, которая для вас более значима, более ценна. Результаты выборов в каждой паре сравнения заносятся в соответствующие поля бланка для ответов (матрицы).

Этап 2 Вновь сопровождается заполнением таблицы. Выполняя парное сравнение, необходимо выбрать ту сферу жизни, которая для вас является более доступной. Свой ответ вновь необходимо занести в матрицу». Список жизненных сфер для сопоставлений: 1. Здоровье. (Главное — иметь хорошее здоровье и постоянно заботиться о нем). 2. Общение.

(Главное — иметь такой круг общения, который удовлетворял бы духовно и эмоционально). 3. Высокий социальный статус, управление людьми. (Главное — завоевать такое общественное положение, которое обеспечит высокий статус и роль в обществе, а также управление людьми.) 4. Создание семьи. (Главное — это создание своей семьи, воспитание детей.) 5.

Активность для достижения позитивных изменений в обществе. (Главное — активное отношение к тому, что происходит в общественной жизни.) 6. Познание нового в мире, природе, человеке. (Главное это открытие нового, интересного, стремление к познанию истины в мире, природе, человеке.) 7. Помощь и милосердие.

(Главное — помогать другим людям, быть к ним великодушным, заботиться о них, жертвовать собой для других.) 8. Высокое материальное благосостояние. (Главное — иметь в жизни высокий материальный достаток, уметь зарабатывать деньги и тратить их на полезные для себя и близких вещи. Важно быть материально обеспеченным человеком.) 9. Получение хорошего образования.

(Главное — получить хорошее образование: в школе, училище, институте и т.д.) 10. Вера в Бога. (Главное — верить в Бога, посещать церковь, заниматься вопросами веры, религии и т.п.) 11. Приятное времяпрепровождение, отдых. (Главное — иметь возможность истратить свое время и средства на удовлетворение насущных желаний, удовольствия и отдыха.

Важно жить в свое удовольствие и стремиться к развлечениям). 12. Полная самореализация. (Главное — это полностью реализовать себя в жизни, максимально развить свои способности.) 13. Поиск и наслаждение прекрасным. (Главное — наслаждаться прекрасным и гармоничным; театром, произведениями искусства, красотой природы и человека.) 14. Любовь.

(Главное в жизни — любовь: к своим близким, отцу, матери, в дальнейшем к мужу, жене, детям.) 15. Признание, уважение людей и влияние на окружающих. (Главное — завоевать в жизни такое положение, которое обеспечит уважение и признание людей и поможет влиять на окружающих.) 16. Интересная работа.

(Главное — иметь в жизни интересную работу, которая полностью удовлетворяла бы эмоционально.) 17. Свобода как независимость в поступках и действиях. (Главное — быть свободным и независимым человеком в своих поступках, действиях и мыслях).

Бланк для ответов (матрица)

Обработка и анализ результатов: в каждой из двух матриц подсчитывается отдельно количество единиц, двоек, троек и т.д. То есть определяется, с какой частотой испытуемый произвел выбор той или иной ценности (определяя ее значимость на первом этапе, а также доступность — на втором этапе диагностики).

После того как подсчет «сырых» баллов заканчивается, возможно выполнить построение ценностных иерархий испытуемого (по результатам обработки первой матрицы), а также иерархии жизненных сфер по критерию доступности (на основании обработки результатов второй части тестирования).

Результаты построения обеих иерархий могут быть представлены в виде личностных профилей, которые для большей наглядности могут быть изображены в одной декартовой системе координат. Теперь можно решать вопрос о корреляции профилей. То есть диагностировать наличие внутренних конфликтов в системе ценностных ориентации.

Обратите внимание

В качестве меры взаимосвязи нами используется коэффициент ранговой корреляции Спирмена, так как в данном случае измерения производятся с помощью шкал порядка (мы работаем с ранжировками).

Имея размерность пространства п = 17 из статистических таблиц находим критические значения «роу» Спирмена для разных уровней значимости:

где а — объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду № 1 (иерархия жизненных сфер по значимости);
b — объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду № 2 (иерархия жизненных сфер по доступности). Если одинаковых рангов нет, то соответствующие поправки равны нулю.

Источник: Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников:

Практ. пособие для шк. психологов. — Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога).

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/177-diagnostika-psixologicheskoj-kultury-/1621

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу)

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу “философии жизни”.

Теория Рокича. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:

  1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико,
  2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени,
  3. ценности организованы в системы,
  4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.
  5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.

Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу):

Читайте также:  Психология возникновения, симптомы, признаки и последствия анорексии

Инструкция:

Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

 Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями.

Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.

Список А (терминальные ценности):  1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);  2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 

3) здоровье (физическое и психическое); 

4) интересная работа;  5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);  6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);  7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);  8) наличие хороших и верных друзей;  9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);  10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);  11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);  12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);  13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);  14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);  15) счастливая семейная жизнь;  16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,  человечества в целом);  17) творчество (возможность творческой деятельности); 

Важно

18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 

Список Б (инструментальные ценности):  1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;  2) воспитанность (хорошие манеры);  3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);  4) жизнерадостность (чувство юмора);  5) исполнительность (дисциплинированность);  6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);  7) непримиримость к недостаткам в себе и других;  8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);  9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);  10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);  11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);  12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;  13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);  14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);  15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);  16) честность (правдивость, искренность);  17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 

18) чуткость (заботливость). 

Ключ, обработка результатов, интерпретация.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д.

Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов. 

Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.  

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.

Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

 
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.

Совет

Так, после основной серии можно повторно проранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы. 

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни? 2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали? 3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях? 4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей? 5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад? 6. …через 5 или 10 лет? 

7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди? 

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии личности.

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу)    

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Источник: https://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu

Методика «ценностные ориентации» рокича – психология

Инструкция. Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача — разложить их по порядку значимости лично для Вас.

Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима — она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

Бланк для ответов к тесту ЦО М. Рокича

_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество

Перечень А

Терминальные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемыеблагодаря жизненному опыту)
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)
Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора,общей культуры, интеллектуальное развитие)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
Счастливая семейная жизнь
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
Творчество (возможность заниматься творчеством)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

Перечень Б

Инструментальные ценности Место в жизни
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
Исполнительность (дисциплинированность)
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Непримиримость к недостаткам в себе и других
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Смелость в отстаивании своего мнения
Чуткость (заботливость)
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Честность (правдивость, искренность)
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Дополнительные вопросы после основной серии теста:

  1. В каком порядке и в какой степени (полностью, частично) реализованы эти ценности в Вашей жизни?
  2. Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?
  3. Как, на Ваш взгляд, расположил бы эти ценности человек идеальный, совершенный во всех отношениях?
  4. Как расположили бы эти ценности, по Вашему мнению, большинство людей?
  5. Как это сделали бы Вы пять или десять лет назад?
  6. Как Вы думаете, в каком порядке Вы расположите эти ценности через пять или десять лет?
  7. Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?

Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

Обработка результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:

  • «конкретные» и «абстрактные»
Конкретные ценности Место в жизни Абстрактные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь Жизненная мудрость
Здоровье Красота природы и искусства
Интересная работа Любовь
Материально обеспеченная жизнь Познание
Наличие хороших и верных друзей Развитие
Общественное признание Свобода
Продуктивная жизнь Счастье других
Счастливая семейная жизнь Творчество
Удовольствия Уверенность в себе
  • ценности профессиональной самореализации и личной жизни
Профессиональная самореализация Место в жизни Личная жизнь Место в жизни
Активная деятельная жизнь Любовь
Интересная работа Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание Свобода
Продуктивная жизнь Счастливая семейная жизнь
Развитие Удовольствия

Среди инструментальных ценностей выделяются:

  • этические ценности, ценности общения, ценности дела
Этические ценности Место в жизни Ценности общения Место в жизни Ценности дела Место в жизни
Ответственность Воспитанность Аккуратность
Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность
Независимость Непримиримость к недостаткам Образованность
Самоконтроль Терпимость Рационализм
Широта взглядов Чуткость Смелость в отстаивании своего мнения
Честность Твердая воля
Эффективность в делах
  • индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности
Индивидуалистические ценности Место в жизни Конформистские ценности Место в жизни Альтруистические ценности Место в жизни
Независимость Воспитанность Терпимость
Непримиримость к недостаткам Самоконтроль Чуткость
Рационализм Широта взглядов
Смелость в отстаиваниисвоего мнения
Твердая воля
  • ценности самоутверждения, ценности принятия других
Ценности самоутверждения Место в жизни Ценности принятиядругих людей Место в жизни
Высокие запросы Самоконтроль
Независимость Терпимость
Непримиримость к недостаткам Чуткость
Образованность Широта взглядов
Смелость в отстаивании своего мнения Честность
Твердая воля
Эффективность в делах
Читайте также:  Как пережить расставание с любимым человеком и жить дальше?

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

  • в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
  • при консультировании по вопросам карьерного роста;
  • в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
  • при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
  • при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
  • при изучении мотивационной сферы сотрудников;
  • при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
  • при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей.

По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность).

В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

тест ценностные ориентации

  • Психология: личность и бизнес
  • ценности
  • ценностные ориентации
  • Мотивация персонала

Источник:

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

Система ценностей ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни. 
   Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает 2 класса ценностей: 

1) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; 2) инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации.    Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. 

   Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. 

Инструкция.

   Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.    Каждая ценность написана на отдельной карточке.

Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками.

Наименее важная останется последней и займет 18-е место. 

   Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию. 

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности): 

1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 3) здоровье (физическое и психическое); 4) интересная работа; 5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 8) наличие хороших и верных друзей; 9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 15) счастливая семейная жизнь; 16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 17) творчество (возможность творческой деятельности); 

Список Б (инструментальные ценности): 

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/__trashed-886.html

Васильева А.М. ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ: МЕТОД СУБЪЕКТИВНЫХ КЛАССИФИКАЦИЙ

Ценности и ценностные ориентации личности являются одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.

Существует довольно много методов, направленных на диагностику ценностных ориентаций. Однако мы считаем, что предлагаемый нами метод позволяет выполнять некоторые задачи, не представленные известными ранее методами.

Методика состоит из двух субтестов. Первый представляет собой компилят из двух известных методик для диагностики ценностных ориентаций: методики Шварца (по Карандашеву В.Н., 2004) и методики Фанталовой (1997). Испытуемому предлагается список из 30 ценностей – нормативных идеалов, которые мы взяли из методики Шварца.

Обратите внимание

Сначала испытуемый должен выписать из этого списка в любой последовательности 10-12 понятий, имеющих для него наибольшую значимость, а затем сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой по степени значимости на приведенном ниже бланке, как это происходит в методике Фанталовой.

Такой подход позволяет провести более детальный анализ иерархии ценностей, а также упрощает для испытуемого процедуру сравнения ценностей между собой.

Во втором субтесте испытуемому предлагается отметить на листе бумаги точку, обозначающую его личность (подписать: «Я»), а затем расположить на рисунке выбранные им в первом субтесте понятия так, как, по его мнению, они могли бы располагаться в пространстве вокруг него, ближе или дальше друг от друга. Понятия можно объединять в разные группы или распределять равномерно.

Данный субтест является, по сути, проективным графическим методом.

Он позволяет выстроить индивидуальную классификацию ценностей и, в сочетании с другими методиками, глубже проанализировать многомерную структуру жизненных ориентаций испытуемого.

Также в этом субтесте есть пространство для индивидуальной диагностики: получившуюся у испытуемого схему можно обсудить, задать вопросы относительно связей между ценностями и их расположения относительно «Я».

Мы обнаружили, что иерархия ценностей, полученная в первом субтесте, может значительно отличаться от расположения тех же самых ценностей на рисунке во втором субтесте, то есть испытуемый выстраивает две различных иерархии одних и тех же ценностей.

Если согласиться с утверждением о том, что проективные методы позволяют изучать неосознаваемые или не вполне осознанные системы личностных смыслов, то мы обнаруживаем рассогласованность осознанных и не осознаваемых ценностных иерархий у испытуемого. Такое несоответствие говорит о конфликте между сознательными и бессознательными тенденциями.

Таким образом, сопоставляя результаты обоих субтестов, мы можем выявить выраженность этого конфликта.

Важно

Мы вывели формулу, которая позволяет вычислить коэффициент степени выраженности конфликта. Коэффициент равен сумме модулей разностей рангов одной и той же ценности в первом и втором субтесте, разделенной на количество ценностей, умноженной на 100%. К сожалению, на данном этапе работы мы пока не можем представить нормативных значений для этого коэффициента.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии

Источник: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/vasileva-diagnostika-tsennostnyih-orientatsiy-19033.html

Классификация ценностных ориентаций. Определение ценностных ориентаций по методике М. Рокича

Поиск Лекций

Введение

Ценностные ориентации – не просто одно из важнейших проявлений массового сознания. Это его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания масс.

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Г.П.

Выжлецов, описывая онтологический, гносеологический и собственно аксиологический этапы развития философии, выделяет для каждого из них основные анализируемые ценности и идеалы – благо, счастье и духовную свободу. Не только наука, – каждая историческая эпоха отмечена значимыми ценностными ориентациями.

В изменяющемся мире мировоззрение человека не может быть статичным: появляются новые приоритеты, применяется иерархия ценностей.

Проблема исследования ценностных ориентацией у современных руководителей остается актуальной.

Во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентаций; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, что особенно ярко выражено у современных руководителей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современных руководителей. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентаций современных руководителей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы (И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие).

В социально-психологических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью.

Совет

Важно учитывать при назначении на руководящую вакансию тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность руководства, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого руководителя, что в свою очередь зависит от системы ценностных ориентаций.

1.1 Понятия и основы ценностных ориентаций

В процессе управления руководитель постоянно сталкивается с проблемой работников непосредственно к делу, своим коллегам, порядкам и правилам, установленным на предприятии, а также к самому руководителю.

Поведение личности в обществе обусловлено целым рядом обстоятельств.

Среди них: расположение к людям, как рядовым сотрудникам, так и начальникам; отношение к своей работе и профессии в целом; вера в идеал; следование нормам морали, нравственности, обычаям и традициям; статус данного работника, его способности и многое другое.

Психологи отмечают, что основу ценностных ориентаций составляют: отношение человека к событиям, явлениям, людям и вещам; определение цели жизни и средств ее достижения; установление для себя норм поведения; следования стандартам, критериям и иным жизненным ценностям.

Также, основу ценностных ориентаций составляет вполне осознанное отношение к данным положениям не только отдельного человека, но и коллектива в целом. Поэтому менеджер должен учитывать ценностные ориентации людей при постановке целей и разработке способов их достижения..

В ценностных ориентациях большую роль играют групповые нормы, или правила, принципы, принятые в коллективе. Это, например:

Читайте также:  Что является результатом процесса социализации индивида?

Гордость за свою организацию:

Достижение поставленных целей;

Получение нормальной прибыли;

Коллективный труд в данной группе;

Планирование всех видов работ;

Совершенствование профессионализма;

Каждый руководитель должен подходить к работе с учетом этих ценностных ориентаций, особенно при принятии управленческих решений.

Ценностные ориентации личности связаны с ее притязанием, т.е. со стремлением человека занять в данном коллективе определенное место, должность или выполнить какую то роль.

Обратите внимание

В таких случаях, от которого зависит удовлетворение данных притязаний, должен учитывать многие факторы, начиная с общественного мнения коллектива, профессиональной подготовленности и квалификации претендента и до возможных перспектив для других сотрудников и пользы от предстоящих перемен для руководимого им предприятия.

Ценностная ориентация – это понятие социальной психологии, под которым понимается:

идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий;

способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров.

Развитые ценностные ориентации – признак зрелости, показатель меры социальности.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении.

Неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности. В Процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.

Являясь компонентом массового сознания, ценностные ориентации влияют на направленность практического поведения людей, с одной стороны, с другой стороны, при совпадении ценностные ориентации, например, представителей власти и населения, достигается их взаимопонимание, а потому объединение усилий по решению определенных задач.

Вот почему ценностные ориентации сотрудников выступает в качестве той точки опоры, благодаря которой управление проявляется наилучшим образом как организующая сила.

Вполне понятно, когда деятельность сотрудника поддерживается собственным персоналом и населением, в среде которого действует управленческая власть, результативность ее деятельности становится наиболее эффективной.

Формирование ценностей

Существенными закономерностями в данной ситуации выступают как индивидуально-психологические, так и личностно-профессиональные особенности руководителей: половые и возрастные характеристики, индивидуальные особенности карьеры, сфера профессиональной деятельности и, наконец, социальная ситуация, в которой он живет и работает.

Важно

Одним из основных компонентов, определяющих стиль управленческой деятельности, характер задач и целей, которые ставит перед собой руководитель, осуществляя свои функции, является система его жизненных ценностей. Она-то и регулирует его поведение на всех уровнях управленческой деятельности: мотивационном, нормативном, смысловом, операциональном.

Безусловно, влияние ценностей различно. В большинстве случаев оно носит опосредованный характер. Очевидно, что влияние ценностей на операционально-функциональном уровне значительно меньше, чем, например, на мотивационном, поскольку именно мотивы, смыслы, стиль управленческой деятельности подвержены наибольшему влиянию.

Классификация ценностных ориентаций. Определение ценностных ориентаций по методике М. Рокича

Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться.

Инструментальные ценности – как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка – терминальных и инструментальных ценностей.

Терминальные ценности
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)
Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
Счастливая семейная жизнь
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
Творчество (возможность заниматься творчеством)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)
Инструментальные ценности
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
Исполнительность (дисциплинированность)
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Непримиримость к недостаткам в себе и других
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Смелость в отстаивании своего мнения
Чуткость (заботливость)
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Честность (правдивость, искренность)
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)   2. Мотивация: понятие и механизм

Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы».

Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации.

Мотивация — это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели .

Главное в мотивации — ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, выражающееся в состоянии беспокойства и тревоги, которое возникает у него, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).

Потребность — это испытываемая человеком нехватка чего-либо, находящегося вне его, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных.

Аля многих людей работа — это способ зарабатывания денег, с помощью которого могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и др.).

Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присуши человеку как существу социальному.

Совет

Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Не все потребности, активизирующие поведение человека, осознаются им в полной мере.

Так, например, потребность во власти, в независимости может проявляться в крайне болезненной реакции работника на любое давление или на усиление внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.

Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь -это го, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения, восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие.

Основными функциями мотивации являются: побуждение к действию; направление деятельности; контроль и поддержание поведения.

Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе.

Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.

Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, в этой работе необходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата:

Шаг 1. Оценка потребностей работников, определяющих их рабочее поведение, отношение к работе и к рабочим заданиям.

Обратите внимание

Шаг 2. Определение тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя их отношение к работе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей.

Шаг 3. Выработка таких мер воздействия, построение такой мотивирующей рабочей среды, которая способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному отношению к выполняемой работе и к организации.

Шаг 4. Воздействие на трудовую мотивацию с учетом индивидуальных особенностей работника.

Шаг 5. Оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка в случае необходимости.

Заключение

Система жизненных ценностей руководителя является одним из ключевых факторов, определяющих стиль управленческой деятельности, характер задач и целей, которые он ставит перед собой.

При этом динамика ценностей в изменяющихся социально-экономических условиях обусловлена как самим изменением этих условий, так и особенностями личности руководителя, его возрастом, опытом профессиональной управленческой деятельности, социальной ситуацией развития, семейным положением, количеством детей в семье, образованием, стилем руководства. При этом существует сложная зависимость между системой жизненных ценностей руководителя и его стилем руководства. Высокая мотивация персонала — это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s41389t8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector