Какие бывают средства общения в психологии?

Вопрос 33 Психология общения, понятие, средства, виды. Общение как коммуникация, интеракция и как социальная перцепция

Под общением в психологии понимается любой процесс социального взаимодействия между людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей человека. Общение включает обмен информацией, выработку единой основы совместных действий, восприятие и понимание другого человека.

Цель общения состоит также в достижении желаемого изменения состояний и поведения партнера.<\p>

Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру.

Выделяются три основные категории средств общения, с помощью которых оно осуществляется: экспрессивно-мимические, предметно-действеные и речевые средства общения.<\p>

Обратите внимание

Первыми возникают экспрессивно-мимические средства общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.п.

Эти средства общения возникают в конце 1-го, в начале 2-го месяца жизни ребенка,<\p>

Предметно-действенные С. о. возникают в онтогенезе позднее. Это уже не выразительные, а изобразительные С. о. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.

), указательные жесты, протягивание и передача предметов, действия предметами, прикосновения и т.д.<\p>

Наиболее эффективными являются речевые средства общения, Все средства общения формируются прижизненно в процессе реального взаимодействия людей.Виды общения

Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное.

Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности.

При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Стороны общения.

Общение – сложный многоплановый процесс в который входят три составляющие:

-коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания). Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем.

<\p>

Важно

В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический.

Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

Невербальная коммуникация:Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

<\p>

Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека). Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

  • Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми. Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:
  • уместностью принятых управленческих решений;<\p>
  • четким распределением обязанностей среди сотрудников;<\p>
  • умелым разрешением конфликтов.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции.

К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция);познание самого себя в процессе общения (рефлексия);прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.

Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения , в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).<\p>

Вопрос 34 Проблемы личности в соц. психологии:социализация, соц. Установка,,проблемы личности и группы. Выделяют три основных подхода к трактовке понятия личности: 1) Антропологический.

В его основе лежат представления о личности, как носителе общечеловеческих свойств; личность рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, и уподобился понятию индивид. 2) Социологический. Рассматривает личность как объект и продукт социальных отношений.

Личность – это персона, актер, носящий определенную маску и выполняющий определенные роли, т. е. личность – это система ролевого поведения. Обусловлено совокупностью социальных отношений. 3) Персоналистический. Рассматривает личность как абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность.

<\p>

Личность – это человек в системе таких психологических характеристик, которые социально-обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека имеющих существенные отношения для него самого и окружающих. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.<\p>

Личность, следовательно, формируется в процессе онтогенеза в обществе.

Социализация протекает в детстве и юности, но она продолжается и в среднем, и в пожилом возрас­тах. Его исследования позволяют выделить ряд различий социализации у детей и у взрослых:

1. Социализация взрослых проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у детей — в коррекции базовых ценностных ориентаций.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети — только усваи­вать их.

3. Социализация взрослых зачастую предполагает понимание того, что существует множество “оттенков” проявления различных норм и правил поведения.

Социализация детей строится на подчи­нении взрослым и выполнении определённых правил.

Совет

Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей и в этих ситуациях устанавливать приоритеты, используя такие кри­терии, как “более хорошо” или ''менее плохо”.

4. Социализация взрослых ориентирована на овладение оп­ределенными навыками; социализация детей — в основном на мотивацию их поведения.

Цель социализации личности как воспитания заключается в том, чтобы сформировать, у человека навыки саморегуляции личностных процессов, мак­симально развить те способности, которые создают доминирую­щую направленность его личности, придают смысл всей его жизнедеятельности.

Социальная установка личности – одна из основных категорий соц. психологии в целом и соц. психологии личности, в частности. Социальная установка дал определение (Г.

Олпорт 1924году) это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.

Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида.

Социальная группа – это социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Это субъект социально организованной и социально значимой деятельности, социальные группы различают большие, средние и малые.

Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е.

совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой стороны — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства.

Разновидности соц. установки – это стереотипы и предрассудки, представляющие устойчивые и относительно закрытые от влияния нового опыта формы существования соц. установки.

Они выполняют защитную функцию благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего соц. окружения.

Социальная установка защищает самооценку субъекта в группе – он приобретает опыт думать и действовать в соответствии с групповыми нормами и ценностями и воздерживаться от несанкционированных форм поведения.

Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко объединенным содержанием когнитивного компонента.

Обратите внимание

Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними.

Другими причинами возникновения стереотипов обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким – то причинам процессов ее развития.

Предрассудок – это социальная установка с искажением содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде.

Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сфере личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды.

Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально – оценочное отношение к нему.

Измерение социальных установок невозможно измерить непосредственно. В идеальном случае установки следует выводить из наблюдения за поведенческими реакциями индивида во множестве социальных ситуаций.

На практике это сделать не возможно.

Поэтому более или менее стандартной процедурой измерения установок является процедура рассмотрения главным образом вербальных (оценочных) реакций индивида на символические (предполагаемые) представления объекта установки.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6265278/page:2/

Средства общения

Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств. Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный). Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.). Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.

Структуру речевого общения составляют:
1. Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его доступность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя.

Звуки и слова должны правильно произноситься; интонация должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного.
2.

Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм речи (равномерный, прерывистый); тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий); интонация, дикция речи.

Важно

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь.

3. Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки — кашель, чихание; нулевые звуки — паузы; звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т. п.

Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (по данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.

Невербальные средства общения изучают различные науки:
1.

Кинестика — занимается изучением внешних проявлений чувств и эмоций человека, к которым относятся: мимика (изучает движение мышц лица); жестика (исследует жестовые движения отдельных частей тела); пантомимика (изучает моторику всего тела — позу, осанку, походку, поклоны);
2. Такесика — изучает прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и т. п.);

3. Проксемика — исследует расположения людей в пространстве при общении.

<\p>

В человеческом контакте выделяются следующие зоны дистанции:
1. Интимная зона (15-45 см друг от друга), в нее допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения.

Преждевременное вторжение в интимную зону посторонних людей в процессе общения воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме человека: учащается биение сердца, повышается выделение адреналина, наблюдается прилив крови к голове и пр.

В последнее время появилось много публикаций о воздействиях биополей всего живого на людей и, в том числе, людей друг на друга. Однако многое о таких воздействиях не доказано наукой;
2.

Личная или персональная зона (42-120 см) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающая только визуально-зрительный контакт между партнерами, участниками беседы;
3. Социальная зона (120-400 см) — обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, служебных помещениях, как правило, с теми, кого знают не достаточно хорошо;

4. Публичная зона (свыше 400 см) — должна быть соблюдена при общении с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митингах и др.

Совет

Мимика — это движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Мимика несет в себе до 70% информации о человеке.

Глаза, взгляд, лицо человека способны рассказать больше, чем произнесенные слова. Так, например, человек, пытающийся скрыть информацию (или дающий ложную информацию), старается отвернуться, не встретиться глазами с собеседником.

Замечено, что в таких случаях он смотрит прямо в глаза партнеру менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловой (фиксируется в области лба собеседника); светский (взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня его губ) способствует созданию непринужденного светского общения; интимный (взгляд направлен не в глаза собеседника, а на другие части тела до уровня груди) говорит о большей заинтересованности собеседника в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Отдельные части тела — лоб, брови, рот, нос, глаза, подбородок— выражают основные эмоции человека: страдание, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, радость, счастье и пр. Положительные эмоции распознаются легче, чем отрицательные.

Основную познавательную нагрузку в определении истинных чувств человека несут брови и губы. Доказано, что левая сторона лица чаще выдает эмоции человека, так как правое полушарие головного мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица.

Положительные эмоции отражаются на обеих половинах лица более или менее равномерно, а отрицательные — ярче выражены на левой.

Жесты в общении несут очень большую информацию. В языке жестов, так же как и в речи, есть слова и предложения. Все огромное разнообразие жестов можно разделить на пять групп:
1. Жесты-иллюстраторы (жесты сообщения) — указывание, изображение картины с помощью рук и движения телом, жесты-отмашки; движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
2.

Обратите внимание

Жесты-регуляторы (жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо) — улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
3. Жесты-эмблемы (заменители слов, или фраз в общении), например сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне груди означают «здравствуйте», а сжатые и поднятые над головой — «до свидания».
4.

Жесты-адапторы (движения рук, связанные с привычками человека) — почесывания, подергивания, касания, поглаживания, переби-рание предметов, находящихся под рукой.

5.

Жесты-аффекторы (жесты, выражающие определенные эмоции через движение тела и мышц лица) — сгорбленная фигура с вялой, спотыкающейся походкой, опущенным вниз лицом; летящая походка с высоко поднятой головой и т. п.

Существует и множество микрожестов: покраснение щек, движение глаз, подергивание губ, увеличение количества миганий глазами в минуту.

Наиболее часто при общении возникают следующие виды жестов, относящихся к разным группам:
а) жесты оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание, прохаживание и др.

);
б) жесты уверенности (раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол пирамиды);
в) жесты нервозности и неуверенности (постукивание пальцами по столу, переплетение пальцев рук, сутулость);
г) жесты отрицания (сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус);
д) жесты расположения (прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);
е) жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз, долгий пристальный взгляд в глаза собеседника);

ж) жесты неискренности (бегающий взгляд, поворот корпуса в сторону от собеседника, прикосновение к носу как замаскированная форма прикрытия рта и др.)..

Умение замечать, понимать и трактовать жесты людей, а также делать соответствующие выводы позволяет лучше разбираться в людях и ориентироваться во внешней среде.

Источник: https://psyera.ru/4543/sredstva-obshcheniya

Виды общения в психологии — обзор типов, примеры

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти.

Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого.

В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека.
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

Источник: https://psihter.ru/mezhlichnostnyie-otnosheniya/vidyi-obshheniya/

Средства общения

Средства общения – это приемы кодирования, преобразования и дешифровки передаваемой в ходе коммуникационного взаимодействия информации. Коммуникативные средства делятся на два больших блока: речевой и неречевой блоки, т.е. вербальные и невербальные средства общения.

Речь является процессом эксплуатации языка с целью коммуникационных взаимодействий индивидов. Языком называется знаковая система, основной функцией которой является обеспечение общения людей, мышления, методом выражения самосознания индивида.

Речь в качестве способа вербальной коммуникации выступает параллельно источником сведений и методом влияния на партнеров по общению.

Язык как средство общения

К средствам общения относятся, в первую очередь, язык, интонации речи и эмоциональная выразительность, мимика и жесты, позы.

Язык как средство общения между индивидами тесно взаимосвязан с социумом, его культурностью и индивидами, которые живут и работают в нем, при этом, пользуются языком разнообразно и обширно.

Общением или коммуникацией называют трансляцию от одного индивида другому какой-либо информации с различной целью. Общение является следствием коммуникативного взаимодействия двух и более лиц в конкретных обстоятельствах и при наличии универсального средства общения.

Важно

Основным средством человеческого общения считается язык. Назначение языка быть механизмом общения именуется его коммуникативной функцией.

Взаимодействуя друг с другом, индивиды транслируют собственные мысли, мировоззрения, эмоции и душевные волнения, влияют взаимно в определенной направленности друг на друга, достигают общего взаимопонимания.

При помощи языка субъекты межличностного взаимодействия понимают друг друга. Он дает возможность им наладить коллективную работу во всех областях людской деятельности. Язык – эта та сила, которая обуславливает существование, развитие индивидов и социума в целом.

А коммуникативная функция является ведущей социальной функцией языка. Однако она далеко не единственная его функция. К его специализированным функциям относят познавательную, экспрессивную, номинативную и аккумулятивную.

Умение выражать информацию, транслировать ее и воздействовать на собеседника, называется экспрессивной функцией языка. Данную функцию рассматривают в качестве единства выражения и трансляции данных, чувств и эмоциональных переживаний, волеизъявления говорящего.

Познавательная функция взаимосвязана с присутствием в языковых знаках человеческого сознания. Язык является своеобразным инструментом сознания, отображающим результаты когнитивной деятельности личности. Лингвистические препирательства о том, что первично, мыслительная деятельность или язык, не прекратятся, наверное, никогда.

Единственным верным суждением является утверждение, что язык имеет неразрывную связь с мышлением, так как человечество не только выражает словами собственные соображения, но и мысли формулируются в виде слов – личность мыслит словами. Когнитивная функция психики предназначена для фиксации следствий мыслительной деятельности и применения их в общении.

Данная функция способствует познанию мира и его вербализации.

Личность мыслит при помощи категорий, и в ходе познания она открывает и называет новые для себя феномены и понятия, что является номинативной функцией языка.

Совет

Она имеет тесную связь с познавательной, так как все изведанное должно обязательно иметь свое название. Также она имеет связь с умением языковых знаков давать обозначение вещам.

Именно данная способность позволяет индивиду создавать мир символов. Однако в современном мире существует множество вещей, которые не имеют названий.

Аккумулятивная функция имеет тесную связь со сбором и сохранением информации. Ведь ни для кого не является тайной, что язык существует гораздо дольше людей и народа. Ярким примером этому служат мертвые языки, пережившие своих носителей.

Язык независимо от того, существует ли он сегодня или нет, хранит память поколений и многовековую историю человечества.

Ведь даже при потере устной речи можно овладеть древними письменами и произвести определенные выводы о минувшей жизни нации.

Язык также бывает звуковым и письменным. Ведущей формой языка является его звуковая составляющая. Бесписьменные языки также могут существовать. Когда есть только письменная фиксация, а нет ее озвучивания, то язык становится мертвым.

Невербальные средства общения

Средства общения людей, как говорилось выше, бывают вербальными, т.е. связанными с речевым аппаратом человека, и невербальными (несловесными). В ситуациях языкового недостатка (например, отсутствие универсальных язы­ковых средств) межличностное взаимодействие может происходить с помощью невер­бальных средств. Ведь посредством их человечество общается испокон веков.

Невербальные средства общения появились намного раньше языковых систем. Именно поэтому их порой называют естественными, то есть данными человечеству от природы, а не изобре­тенным людьми.

Невербальными средствами общения являются: мимика, позы, различные жесты, стиль передвижения субъектов и пр. Они замещают и дополняют речь, передают эмоциональный настрой партнеров по общению.

Обратите внимание

Главной деталью таких коммуникаций становится человеческое тело, которое имеет широкий диапазон средств и методов трансляции информации и содержит в себе все категории самовыражения индивида.

Психологи утверждают, что верное толкование невербальных сигналов является основным условием эффективности общения.

Знание невербального «языка» помогает не только лучше узнавать и понимать партнера, но и предвосхищать, какое впечатление на него произведет услышанная информация, еще до момента ее озвучивания.

Мимика произошла от греческого слова mimikos, что в переводе означает подражающий. Мимикой называют движение лицевых мышц. Главным элементом мимики является мимический код, который заключается в особом сочетании элементов и составных частей лица.

К таким элементам и частям относят: положе­ние губ и бровей, форму и яркость глаз, передающих эмоциональные состояния, и др. Психологи выделили шесть главных кодов мимики и массу нюансов пере­хода от одного кода к другому.

К основным мимическим кодам относят: страдание, гнев, страх, презре­ние, удивление, радость.

Дополнительным немаловажным источником данных о настрое и намерениях собеседника считается тело субъекта, его динамика или статическое состояние. Поза в переводе с французского языка означает положение тела. Она означает более или менее устойчивое пространственное положение человека.

Сегодня насчитывается более тысячи таких по­ложений, удовлетворительность или неприемлемость которых имеет зави­симость от национальности, половой принадлежности, возрастной категории, культурных особенностей и религи­озных предпочтений людей.

Основная смысловая суть позы в качестве средства общения заключается в выражении открытости или закрытости, готовности к коммуникации или неготовности к ней.

Важно

Жесты делятся на ритмические, эмоциональные, указательные и изобретательные. С ритмикой речи связаны соответственно ритмические жесты. Они выделяют логическое ударение, ускорение или замедление темпа, места интервалов, то есть все то, что обычно индивид передает при помощи интонации.

Например, это могут быть: отбивание музыкального такта ногой, покачивание корпусом или головой и т.д.
Разнообразные оттенки чувств передают эмоциональные жесты. Большинство из них закреплено в стойких сочетаниях – фразеологизмах.

Например: хлопнуть себя по собственному лбу означает неожиданную догадку или вспоминание.

Для выделения предметов из ряда однотипных, указания месторасположения их, порядка следования, служат указательные жесты. Часто речь без употребления указательного жеста становится абсолютно непонятной.

Существуют фразы определенного типа, которые предполагают использование указательных жестов. Например, подайте мне, пожалуйста, эту книгу. Указать можно не только при помощи рук и пальцев, но и посредством взгляда, кивка головы, поворота туловища.

Жес­ты указательного характера бывают многозначными, т.е. при разных условиях аналогичные жесты приобретают совершенно разное значение.

Например, указание пальцами на запястье, где обычно носят часы, может означать вопрос о том, сколько осталось времени до конца лекции, семинара, пары и т.п. либо намек на то, что осталось мало времени или нужно поторопиться.

Ког­да недостаточно времени или нет возможности быстро выразить собственные мысли, можно изобразить предмет, явление или действие при помощи изобразительных жестов. Они усили­вают воздействие на собеседника, при этом вызывая у него более четкое и ясное представление о теме разговора или предмете речи.

Совет

Типовые ситуации в общении обслуживаются символическими жестами. К примеру, поприветство­вать коллегу можно кивком головы или взмахом руки. Каждый из символических жестов выбирается в соответствии с ситуацией и зависит от половой принадлежности, возрастной категории, социальной роли и статуса, уровня культурности коммуниканта.

Кинесическими средствами общения являются стиль пере­движения субъекта и его походка. Исследования психологов демонстрируют, что эмоциональное состояние может влиять на походку индивида, вследствие чего, можно, не приближаясь к собеседнику, оценить потенциальную результативность общения.

Источник: https://psihomed.com/sredstva-obshheniya/

Классификация и виды общения, его значение в нашей жизни

В течение жизни человек вступает в разнообразные отношения.

Он обращается к другому человеку с целью получить желаемое, учит и учится сам (имеется в виду не только систематическое обучение, но и наставление, передача опыта), делится радостью, когда всё прекрасно, ищет сочувствия, если случилась беда.

<\p>

В этих и других случаях имеет место общение – взаимодействие двух и более индивидов, обменивающихся информацией. Психологи выделяют следующие виды общения и их классификацию.<\p>

Виды общения по содержанию

В зависимости от того, чем именно обмениваются люди, выделяют:

  • материальное;<\p>
  • когнитивное;<\p>
  • кондиционное;<\p>
  • мотивационное;<\p>
  • деятельностное и<\p>
  • конвенциональное общение.<\p>

<\p>

При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, например, в магазине. Когнитивное общение – это обмен знаниями.

К нему прибегают учителя, воспитатели, лекторы, преподаватели кафедры, коллеги в научной лаборатории, инженеры на предприятии, сотрудники в офисе и т. д.

Поскольку люди выполняют совместную работу, этот вид общения реализуется в сочетании с деятельностным (разговоры по поводу совместной деятельности во время её выполнения).

<\p>

Кондиционное общение имеет целью изменить психическое состояние собеседника: утешить плачущую подругу, привести в боевую готовность спортсмена и т. д. В основе мотивационного общения – побуждение к тому или иному действию, формирование потребностей, установок: ребёнок хочет играть, а мама убеждает его сесть за уроки. Конвенциональное общение призвано готовить к предстоящей деятельности (церемонии, ритуалы, нормы и правила этикета).<\p>

Виды общения по целям

С целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.

<\p>

Цели социального общения – установление контактов с другими людьми и собственный личностный рост.

Кроме общих, существуют частные цели, коих ровно столько, сколько потребностей у каждого жителя Земли.<\p>

Виды общения по средствам

В зависимости от применяемых средств обмен информацией бывает:

  • непосредственным;<\p>
  • опосредованным;<\p>
  • прямым;<\p>
  • косвенным.<\p>

<\p>

Непосредственное

Источник: https://9psy.ru/klassifikaciya-i-vidy-obshcheniya-ego-znachenie-v-nashey-zhizni

Виды общения в психологии

Виды общения в психологии классифицируются по целям, средствам и опосредованности. Общение – это взаимодействие человека с другими членами общества. Благодаря нему люди могут развиваться, приумножать собственные ценности, вносить вклад в развитие общества.<\p>

Какие бывают виды?

Классифицируя общение по опосредованности, подразумевается, что люди могут передавать информацию не только с помощью естественных органов, но и с применением коммуникативных средств: радио, телевидения, знаковых систем.<\p>

Когда люди ведут беседу с глазу на глаз, говорят о прямом общении. Косвенное происходит через посредников.

Речь – вербальное общение, а жесты, мимика и телесные контакты – невербальное.<\p>

Оно также может классифицироваться по содержанию. Общение называется материальным, если происходит обмен продуктами, результатами деятельности. В процессе когнитивной коммуникации передается информация, которую можно использовать для личностного роста.

Кондиционное общение – когда оказывается влияние на собеседников, деятельное – обмен навыками и умениями.<\p>

В зависимости от целей, выделяют такие виды общения в психологии: социальное, которое направлено на укрепление личностных контактов, и биологическое – для удовлетворения базовых потребностей.

<\p>

Общение может быть деловым и личностным, инструментальным и целевым. Целью делового общения является решение задач разного уровня сложности. Личностное затрагивает проблемы внутреннего характера, интересы, потребности. В процессе такого общения люди ищут смысл жизни, определяют свое место в социуме.

<\p>

Инструментальное общение происходит не ради собственных интересов, оно преследует определенную цель. Целевое удовлетворяет конкретную потребность.<\p>

Формы общения

Виды общения в психологии могут принимать разные формы. Зная их, проще «разгадать» собеседника и понять, какую линию поведения выбрать.<\p>

Формальное, «сухое» общение выдают шаблонные фразы, заученные слова, обмен вежливостями. Такой «контакт масок» бывает между людьми, которые не доверяют друг другу и не готовы открываться.<\p>

Если человек вступает в беседу только с теми людьми, которые могут быть ему полезны, говорят о примитивном общении. Формально-ролевое можно наблюдать между подчиненным и руководителем, врачом и пациентом.<\p>

Обратите внимание

Самое приятное общение – духовное. Собеседники понимают друг друга, могут обсуждать любые темы. Такое общение приносит моральное удовлетворение.<\p>

Помните о том, что общаясь, вы демонстрируете какие-то грани своей личности. В процессе общения у собеседника складывается впечатление о вас.<\p>

Источник: https://MedAboutMe.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/psikhologiya_i_otnosheniya/vidy_obshcheniya_v_psikhologii/

Средства общения

Конечно, люди общаются между собой непосредственно и используют для этого язык и речь, а также сигналы, передаваемые нашим телом, в частности, голос и его интонацию, движения рук, пальцев, позы тела.

С развитием информационных технологий люди могут общаться, находясь на далеком расстоянии друг от друга как в реальном времени, так и тогда, когда им удобно. Кроме того, общение между людьми может происходить опосредованно благодаря, например, листам, книги, рисункам.

Свои мысли, переживания люди могут передавать друг другу, используя для этого различные предметы или символы.

В книге Ярослава Гашека “Похождения бравого солдата Швейка” рассказывается, как два конвоиры (один из них – немец, второй – венгр, сопровождали Швейка в арестантском вагоне вели между собой длинную беседу. Немец – балагур, любил много говорить, и все время что-то живо рассказывал.

Венгр по-немецки знал только “jawohl” и “was”. Когда немец что-то рассказывал, венгр кивал головой и говорил “jawohl”, а только тот умолкал, он говорил “was?”, и немец начинал снова. Кроме того, венгр любил жестикулировать и все время руками, головой, всем телом реагировал на рассказ немца.

Немец был доволен и продолжал говорить. И только когда приехали на место, немец понял, что венгр совсем не знает немецкого языка. С помощью каких средств они общались? Немец использовал слова, а венгр – жесты, телодвижения.

И одно средство общения, и второй занимают много места в нашей жизни.

А какой средства общения люди предпочитают? Есть такая скандинавская сага об общении, которую пересказал академик А.А. Белецкий. В ней рассказывается, как однажды между мудрецом-богословом и глазом викингом состоялся диспут. Богослов показал один палец, на что одноглазый викинг ответил.

Важно

показав два пальца. Богослов показал три пальца, после чего викинг показал кулак, тогда богослов съел вишню и выплюнул косточку. Викинг нашел в кармане крыжовник и съел его. Здесь богослов признал себя побежденным. “О чем вы спорили?” – Спросили члены жюри в богослова. – “Я показал один палец, указав тем, что Бог в мире один. Он возразил двумя пальцами, кроме Бога-Отца есть еще Бог-Сын.

Я тогда показал три пальца, имея в виду, что если быть точным, то есть еще и Дух Святой. На это он показал кулак, отвечая, что все равно Троица едина. Я почувствовал, что победить его в богословии не смогу, и сменил тему диспута. Съев вишню, я сказал, что жизнь сладкая.

Но и здесь он ответил мне очень метко: съев крыжовник, он подтвердил, что надо жить даже тогда, когда жизнь кисленькое “,” А о чем вы спорили? ” – Спросили у одноглазого викинга. – “Я и не думал с ним спорить на богословские темы. Этот наглец показал, что у меня один глаз. Я ему ответил, что мое один глаз стоит его двух. Он далее продолжал: у меня и у него вместе три глаза.

После этого я сказал, что таких наглецов, как он, надо учить не научными спорами, а кулаком. Поэтому я съел крыжовник, чтобы показать, что жизнь у него после этого будет кислым “. С этой саги видно, что жесты допускают неоднозначность интерпретации сообщения. Только звуковая человеческая речь дает возможность максимально четко выразить мнение и точно, адекватно ее воспринять.

На это преимущество звуковой речи указывал еще М.В. Ломоносов, дополнив, что общение жестами возможно только на близком расстоянии и только в светлое время суток [21].

Как видим, общение происходит с помощью различных средств. Под средствами общения понимается то, как человек реализует содержание и цели общения. Выделяют вербальное (речевое, словесное) общение и невербальное (несловесное).

Средством вербального общения является язык, невербального – жесты, мимика, пантомимика, интонация, паузы, система “контакта глазами”. Это средство общения для нас как менее известный, но он имеет большое значение.

Как правило, в жизни вербальные (языковые) и невербальные средства общения используются нами в единстве. Часто на бессознательном уровне мы ведем наш язык жестами, мимикой, чтобы слова были яркими, более искренними и убедительными.

Совет

Иногда же вербальные и невербальные средства употребляются отдельно друг от друга, но люди понимают их и взаимодействуют благодаря этому между собой.

В последнее время в связи с распространением компьютерных сетей и появлением Интернета начали говорить о виртуальное общение. Люди также могут общаться, используя различные символы, предметы и т.д.. Подбор средств общения зависит от общей культуры человека, его знаний о психологических механизмах общения и умений пользоваться ими.

Источник: http://psy-top.ru/2012-11-26-16-57-17.html

Какого вида общения стоит придерживаться?

Если смотреть на общение с научной точки зрения, то оно представляет собой определённый процесс, который может в разных условиях видоизменяться.

В итоге в различных ситуациях мы выбираем удобные для нас на данный момент виды общения. Или не выбираем, но тогда закономерно попадаем в неоднозначные ситуации с не всегда положительным исходом. Как этого не допустить?

Пять главных талантов для успеха:умение сосредоточиться, осторожность, организованность, новаторский подход и общение.

Гарольд Дженин

Общение бывает не только вербальным и невербальным – это только одна, причём далеко не самая глубокая его сторона. Если вы пронаблюдаете за собой хотя бы один день, вы непременно заметите насколько различается ваш стиль взаимодействия с разными людьми.

Своё влияние, конечно же, оказывает и ситуация, в которой вы оказались. Вид общения мы, как правило, выбираем несознательно, порой путаемся и нервничаем из-за этого.

По этой причине важно чётко понимать различия в видах общения и применять их только в том случае, когда это уместно.

Это знакомое всем формальное общение, когда собеседники не особо горят желанием понять друг друга и разобраться в особенностях личностей. В такого рода общении мы задействуем привычные маски – вежливость, безразличие, строгость, внимание и прочее.

С помощью этих масок мы успешно скрываем свои настоящие эмоции и отношение к собеседнику. Такого рода общение идеально подходит в случае недолгих или поверхностных контактов с другими людьми, также оно актуально в самом начале знакомства.

«Контакт масок» порой действительно необходим – ежедневно мы встречаем огромное количество людей и не с каждым из них стоит так уж глубоко общаться.

Обратите внимание

В этом случае собеседники оценивают друг друга как полезных или как мешающих людей.

Соответственно с этим и происходит общение – вы обращаетесь к этим людям только тогда, когда вам что-то от них требуется, в противном случае просто их не замечаете. Ну, или кто-то так ведёт себя по отношению к вам.

То есть, перед нами самое обыкновенное использование другого в своих целях. Конечно же, такого вида общения лучше избегать, ни к чему хорошему он априори не может привести.

В ситуации с таким видом общения его форма и содержание известны уже заранее по одной простой причине – их определяет социальная роль каждого из собеседников.

Например, магазин вы посещаете не потому, что желаете узнать подробности личной жизни продавщицы, а потому, что хотите купить продукты.

Вы будете говорить ей те самые слова, что и другие покупатели, а её ответы не будут слишком отличаться от ответов других продавцов.

При этом виде общения важны только те характеристики человека, которые оказывают влияние на то дело, которым вы занимаетесь. Так, вы можете прекрасно знать, что ваш сотрудник всегда приходит на работу не в духе, но вот что происходит в его личной жизни вам неведомо.

Более того, зачастую знать вам это и не нужно, это не только не поможет вашей работе, но и может оказать совершенно противоположное действие – многие люди просто не желают, чтобы все вокруг были осведомлены об их личных делах.

Важно

Конечно, минимальный набор знаний об интересах сотрудников был бы полезен, но иногда приходится обходиться без него.

Стоит также сказать, что в случае с деловым общением важно быть нацеленным на решение определённой задачи, мысли нужно выражать предельно чётко, стоит внимательно выслушивать собеседника и приспосабливаться к нему – все в интересах дела.

К такому виду общения мы прибегаем тогда, когда находимся в окружении близких друзей и родственников.

Мы можем говорить на совершенно любые темы, более того, иногда не нужны даже слова – то, о чём вы хотели сказать, понимают по выражению лица и движениям.

Само собой, понятно, что не стоит переходить на такой уровень общения с обычными знакомыми – они вас не поймут и будут долго удивляться тому, почему же вы решили обсудить с ними сдвиги фундаментальных понятий в мировых системах верований.

Знакома ли вам ситуация, в которой собеседник явно хочет получить от вас какую-то выгоду? Для этого в ход идут и комплименты, и лесть, и демонстративное проявление доброты, и обман. Вполне возможно, вы тоже так поступали? Для того чтобы пользоваться таким видом общения нужно неплохо знать личностные характеристики собеседника и самому быть достаточно проницательным.

Мы меняем людей через общение, а не через цензуру.
Шон Картер (Jay-Z)

Это очень удобный вид общения, который состоит в том, что говорить вы можете о чём угодно, но на самом деле думать о другом. Получается своеобразный разговор ни о чём.

Только помните, что ваших собеседников в последнюю очередь интересует ваше личное мнение по какому-либо вопросу, и высказывание его считается просто плохим тоном.

Совет

Обычно такой вид общения уместен на всевозможных выставках, концертах, на отдыхе или при случайном знакомстве. Тут достаточно был вежливым, тактичным, выражать одобрение и симпатию.

Эти виды общения существуют не просто потому, что так удобно учёным и психологам. Они нужны, прежде всего, для нас, ведь с их помощью мы сможем сделать коммуникацию с другими людьми эффективной в любой ситуации, заодно избежав недоразумений и непонимания.

Милюкова Юнона · 08 дек, 2016

Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/279-kakie-bybayut-vidy-obscheniya-lyudey.html

Разновидности общения — формы, средства и цели

Непосредственным, или прямым, общением является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.

Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.

Отступление от этих условий делает общение опосредованным.

Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном.

Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственный контакт.

Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — это опосредованный контакт.

Непосредственное общение

При непосредственном контакте огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность разговора и т.д. При опосредованной беседе (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно

(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).

Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).

Опосредованное общение

Опосредованное —  может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному виду.

Вербальное и невербальное общение

Как уже говорилось, при непосредственной беседе важную роль играют несловесные (невербальные средства): мимика, жесты, позы, тембр, интонация, использование пространства общения и т.д.. Невербальными средствами  пользуются такие искусства, как живопись, архитектура, музыка, пантомима, балет.

Вербальное и невербальное общение

Примером чисто невербального общения может быть такая ситуация: Вы оказались далеко от своего собеседника и машете ему рукой, прощаясь.

Невербальные средства используют не только при непосредственном, но и при опосредованном контакте:

Обратите внимание

тип бумаги, формат, почерк, знаки препинания (например, при несогласии — ?! или !!!), шрифты. К невербальным средствам общения относят рисунки, диаграммы, схемы.

Нужно помнить, что вербальное и невербальное общение, как правило, выступают вместе.

Межличностное общение

Межличностное общение

характеризуется тем, что партнеры выступают в нем как личности, принимают во внимание общие и индивидуальные черты и свойства.

К межличностному виду контакта относится дружеская беседа, семейная ссора, выяснение отношений.

Межличностное общение бывает как непосредственным, так и опосредованным (телефонные разговоры, переписка по электронной почте, письма). Межличностная беседа  всегда неофициально

Представительское и ролевое общение

В представительском варианте участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.

И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).

Представительское общение

Представительская беседа нередко включает в себя ролевое общение, т.к.

и в том и в другом участники выполняют определенные социальные роли, при которых индивидуальные качества человека практически не должны учитываться. Однако ролевой контакт может выходит за рамки представительского.

Так, человек, например, может играть в разговоре с другими определенную психологическую роль ( бунтаря, пессимиста, неудачника, роковой красавицы и т.д.).

Представительское общение всегда официально, протекает в более или менее официальной обстановке.

Групповое  общение

Это общение групп людей или общение одного человека с группой людей (например, разговор ведущего и зрителей). Групповой контакт связан с публичной деятельностью и массовой коммуникацией.

Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, непосредственно видит ее, может сразу реагировать на то, как воспринимают его слова.

Групповое общение

Публичное общение осуществляется в жанрах лекции, доклада, религиозной проповеди, парламентской речи и т.д. Массовая коммуникация представляет собой речевое воздействие на анонимную, неоднородную, рассредоточенную аудиторию. К средствам массовой коммуникации относят периодическую печать (газеты и журналы), радио, телевидение, Интернет.

Важно

Средства массовой коммуникации могут оказывать огромнейшее воздействие на людей, внедряя в них определенные стереотипы (поведения, внешности, социальных установок). Конечно, телевидение и радио, например, стремятся преодолеть опосредованность общения: используется прямой эфир, шоу со зрителями в студии и т.д.

К сожалению, доля непосредственного общения, по данным ученых, уменьшается, соответственно, растет доля опосредованного.

Наша презентация по теме:

Общение культур

Ни одна культура не существует замкнуто, изолировано. Отношения между культурами могут быть различны. Так, чужая культура может рассматриваться как эталон, образец (англомания — подражание всему английскому) или вызывать неприязнь, даже враждебное отношение (ксенофобия — неприязнь ко всему чужому).

На самом деле люди разных культур должны понимать, что главное в диалоге культур — толерантность (уважение к правам каждого человека и каждой культуры на сохранение индивидуального и культурного разнообразия). Толерантность межкультурных отношений — моральный долг, политическая и правовая потребность («Декларация принципов толерантности» Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.11.1995).

Разные культуры постоянно взаимодействуют друг с другом, что проявляется, в частности, в языке: например, слово монумент пришло к нам из латинского языка, слово оранжевый — из французского, слово тайга – диалектов Сибири

Общение информативной и регулятивной направленности

Основной целью общения информативной направленности является изменение знаний адресатов с помощью сообщения им новой информации.

Цель общения регулятивной направленности управление поведением адресата. Так, информационные телевыпуски, научно-популярные передачи имеют информативную направленность. Публицистические очерки, обращения, декларации — регулятивную.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь<\p>

Источник: http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/vidyi-obshheniya-formyi-sredstva-i-tseli

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector