Основные принципы экспериментального метода в психологии

Основные принципы экспериментального метода в психологии

Экспериментальная психология считается относительно молодой наукой, однако первые предпосылки развития этого направления появились почти полтора столетия назад.

Этому способствовали прорывные исследования в области физиологии, а в частности психофизиологии.

Открытие основных психофизиологических процессов повлекло за собой их широкое исследование в рамках применения в практической медицине, а также повседневной деятельности.

Обратите внимание

Психологический эксперимент как новый метод в психологии стал одним из основных «пробников» всех улучшающих психологию методик.

Научные основы экспериментальной психологии исследовались такими великими учеными как Павлов, Сеченов, Бехтерев. А одним из основоположников считается Вильгельм Максимилиан Вундт, немецкий психофизиолог.

к содержанию ↑

Принципы экспериментальной психологии

Предметом исследования в этой области является поведение человека и психологические процессы, которые его обуславливают.

Различными методами можно воздействовать на эти процессы, усиливая или ослабляя какие-либо из них.

Однако при этом экспериментальная психология базируется на некоторых специфичных для этой науки принципах, поскольку объектом исследования является очень сложная система взаимодействий, которая кроме всего прочего затрагивает многие этические и нравственные аспекты жизни людей.

К этим принципам относятся:

  • принцип объединения (единобразного вклада) психологии и физиологии;
  • принцип детерминизма;
  • принцип фальсифицируемости;
  • принцип объективизма;
  • принцип объединения деятельности и сознания;
  • принцип структурности системы;
  • принцип филоонтогенетического развития индивида (генетический).

Первый принцип относится к анатомическому и функциональному единению всех процессов в организме. Физиологические особенности качественно влияют на психологию, моделируя в том или ином направлении.

Так формируются типы темпераментов, типы личностей, а отсюда и основные модели поведения и способы их коррекции.

Разрабатываемые методы эксперимента должны учитывать физиологические особенности, в том числе имеющиеся заболевания. Однако коррекция психики и физиологических отклонений также возможна.

Принцип детерминизма указывает на причинность всех явлений, в том числе и связанных с «головой».

Зачастую для решения или моделирования какой-либо проблемы необходимо выявить причину.

Так вот принцип детерминизма гласит что такая причина есть всегда.

Фальсифицируемость была предложена ученым, которые ввел такое понятие как научное опровержение выдвинутой теории в ходе эксперимента.

Тем самым подтверждается «реальность» этой теории на практике, если эта практика может ее оспорить. Фальсифицируемость является давним критерием научности.

Принцип объективизма поясняет объективность психологического исследования, в котором влияние субъекта сведено на нет.

То есть исследуемый процесс или явление являются объективными, независимыми от личности исследователя или экспериментатора и протекают сами по себе.

Единство сознания и деятельности объясняется невозможностью одного без другого. Любое действие является осознанным на том или ином уровне сознания, но и любая сознательная активность побуждает к действию. Поэтому обе эти стороны в этой экспериментальной науке исследуются совместно.

Генетический принцип основан на влиянии индивидуального процесса развития личности вплоть до внутриутробной жизни.

Он очень близок к первому принципу, однако рассматривает данные процессы с точки зрения их «истории» и тех факторов, которые на них повлияли.

Важно

Принцип структурной целостности характеризует психику как нечто неделимое.

Нельзя вырвать какую-то ее часть для исследования и моделирования, результаты при этом не будут действительными.

к содержанию ↑

Задачи исследований

Экспериментальное исследование имеет ряд научных и практических задач. К научным относятся:

  1. Выявление основных закономерностей моделирования в психологии.
  2. Разработка фундаментальных основ психологического эксперимента.
  3. Изучение основных методов психологического эксперимента, разработка методологии.
  4. Выявление надежных и валидных методик эксперимента.
  5. Научное обоснование основных этапов эксперимента и возможность их практической реализации.

Валидность методики означает ее достоверность в ходе текущих и заключительных проверок, отражая погрешности и ошибки.

А надежность сигнализирует о возможности неоднократного воспроизведения результатов. Таким образом научные задачи отражают взаимосвязь теоретических основ психологии с практическим их применением в ходе эксперимента.

Практические задачи вытекают из прикладных сфер и направлены на изучение поведения человека.

К этим задачам относятся:

  1. Составление психологического портрета описательными методами.
  2. Выявление причин поведения.
  3. Разработка методов поведенческой коррекции.
  4. Построение прогноза поведения личности.

Практическое применение этого направления особенно актуально в разработке метода эксперимента в сфере психологии управления.

к содержанию ↑

Понятие и характеристика метода

Этот метод в психологии представляет собой научно обоснованную систему теоретических, прикладных и практических методик, знаний и практик, направленных на изучение основных закономерностей поведения, модерирование этих процессов и разработку способов воздействия и регулирования поведенческой сферы.

Понятие эксперимента в психологии было введено в начале 20 века.

Эксперимент как метод психологического исследования

Эксперимент в психологии состоит из следующих параметров:

  • проблема, выдвигаемая в качестве объекта исследования;
  • научное обоснование основных направлений эксперимента, научной базы;
  • информация, полученная эмпирическим путем;
  • методика проведения эксперимента;
  • оценка результатов и практическое их применение.

Психологический эксперимент в отличие от многих других областей имеет следующие особенности:

  1. Высокий риск погрешности, обусловленный максимальным человеческим фактором и высокой степенью взаимосвязи всех психологических процессов.

    Результаты при этом подлежат более сложному анализу и чаще дают противоречивые данные.

  2. Большая роль накопленного опыта в реализации поведения, в связи с чем трудно проверить эффективность тех или иных методов воздействия.
  3. Трудности при подборе экспериментальных групп по однородности.
  4. Отсутствие единых научных и методологических подходов (большое количество направлений и теорий, выдвинутых различными учеными в период расцвета психологии как науки: психоанализ З. Фрейда, когнитивная психология, гештальт-терапия).

Эксперимент в психологии проводится при участии одной или нескольких групп наблюдаемых.

При этом выделяется контрольная и испытуемая группа.

Если в качестве методики применяется наблюдение, то можно остановиться на одной группе. Если изучаются или моделируются процессы, то необходим контроль для оценки влияющих факторов или поведенческих методик.

Периодически группы оценивают при помощи как психологических, так и физиологических методик, к примеру наблюдая за качеством и продолжительностью сна при оценке тревожности.

Большое значение имеют опросники и шкалы, позволяющие оценить качество жизни испытуемых.

к содержанию ↑

Методики

Все основные методики в психологическом исследовании основаны на эмпирическом опыте, то есть взаимодействии объекта и субъекта. А от способа этого взаимодействия будет зависеть вид методики. Выделяют :

  • лабораторные;
  • тестовые;
  • экспериментальные;
  • комплексные.

Лабораторные методики основаны на моделировании ситуации специалистом.

За исходные данные берется фактическая информация, однако остальная работа проделывается психологом в лаборатории.

Тестовые методики предполагают изучение поведения при помощи тестов, при этом ими можно и ограничиться.

Если же включить в эксперимент действие какого-либо фактора или помощь психолога в разных формах, то последующий анализ даже тестовых результатов будет относиться к комплексному.

Эксперимент при этом может быть естественным, то есть наблюдаемым без вмешательства извне или же искусственным.

В этом случае подключается внешнее воздействие, к примеру изучение напряженности отношений в коллективе при искусственно созданной конкуренции или любом другом изменении условий.

Совет

Работа психолога с людьми при этом стоит между двумя этими видами, поскольку может проводиться и там и там.

В рамках искусственного эксперимента выделяют патопсихологический эксперимент. В основе него лежит моделирование такой ситуации, которая позволит выявить имеющиеся психологические нарушения, то есть патологии.

Основными принципами патопсихологического эксперимента являются максимальное «обострение» имеющихся проблем в ходе эксперимента и своевременная коррекция расстройств с учетом медицинских отклонений (последствия травм головы, длительного кислородного голодания и т.д.).

При оценке эффективности применяются как автоматизированные тестовые методики, так и индивидуальные и требующие оценки психолога, к примеру цветовой тест.

к содержанию ↑

Критика

На оценку значимости психологического эксперимента сложилось 2 противоположных взгляда. Первый полностью отрицает эту отрасль как научно или практически значимую.

Основной причиной этого является сложность и непредсказуемость психики, а также трудности в достоверной оценке результатов, которые могут трактоваться двояко.

Кроме того, отсутствуют единые методики и критерии, множество теорий и направлений (когнитивно-поведенческая терапия и т.д.) не позволяют исследователям сделать объективные выводы, даже основываясь на статистической обработке результатов.

В статистике также возникают проблемы, поскольку возрастает роль ошибок и погрешностей, а достоверно значимое число испытуемых, удовлетворяющих всем критериям эсксперимента, не всегда удается найти и работа сводится к одной небольшой группе.

Другая точка зрения поддерживается все большим числом специалистов, которые утверждают что это новое направление в научной психологии, которое должно оцениваться с иных позиций, а именно с большой практической значимости.

Психологические эксперименты приобрели огромное значение при подборе рабочих коллективов, при улучшении производительности как элемент успешного менеджмента.

При этом в основе всех тестов и гипотез лежит проверенное научное знание, что позволяет аргументированно оспорить ненаучность такого подхода.

Экспериментальная психология получила большое развитие в связи с расширением сферы услуг, территориального взаимодействия и широкого обмена знаниями.

Методики экспериментов могут сильно различаться, однако подчиняются общим принципам и относятся к научным методам исследования.

Обратите внимание

Результаты экспериментов в большинстве случаев имеют прикладное значение, при этом возрастает их роль в рабочих и учебных коллективах.

Смотрите фильм об экспериментальной психологии:

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/eksperimentalnyj-metod-v-psihologii.html

Экспериментальная психология – Психологос

Экспериментальная психология – область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией.

Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В.

Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

Важно

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда).

Важно

Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом.

Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
  • Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
  • Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
Читайте также:  Что является результатом процесса социализации индивида?

2. Cпецифичные для психологии принципы:

  • Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
  • Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

1. Организационная группа:

  • Сравнительный метод
  • Лонгитюдный метод
  • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

  • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
  • Экспериментальные методы

– Лабораторный эксперимент

– Естественный эксперимент

– Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы

  • Социометрия
  • Стандартизированные и проективные тестовые методики

– тест Люшера

– графология

4. Вербально-коммуникативные методы

  • Метод беседы
  • Интервью
  • Клиническое интервью
  • Метод опроса
  • Анкеты и вопросники
  • Личностные тесты

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

  • Хронометраж
  • Циклография
  • Профессиография
  • Метод моделирования
  • Биографический метод

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:

  • Методы математической статистики
  • Методы качественной характеристики полученного материала

7. Интерпретационные методы

  • Генетический метод (анализ фаз развития)
  • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
  • Психография

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Предмет исследования в психологии слишком сложен.

Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления.

Совет

Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать.

Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации.

Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности).

Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/eksperimentalnaya-psihologiya

Экспериментальный метод психологии

Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем. 1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.

2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс.

Обратите внимание

Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей. 4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения.

В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание.

Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность од-ной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.

Первоначальный вундтовский эксперимент был экспериментом психофизиологическим. Он заключался по существу в регистрации физиологических реакций, сопутствующих психическим процессам, которая сопровождалась самонаблюдением.

Вундтовский эксперимент был целиком построен на дуалистической теории внешнего параллелизма психического и физиологического. Эти методические принципы легли в основу экспериментальной методики и определили первые шаги экспериментальной психологии.

Но экспериментальная методика стала скоро прокладывать себе и несколько иные пути. Существенный этап составили в этом отношении исследования Г. Эббингауза о памяти (см. главу о памяти).

Вместо того чтобы изучать исключительно соотношение между физическими раздражителями, физиологическими процессами и сопутствующими им явлениями сознания, Эббингауз направил эксперимент на изучение протекания самого психологического процесса в определенных объективных условиях.

Важно

Возникший в пограничной области психофизики и психофизиологии эксперимент в психологии в дальнейшем стал продвигаться от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам; с этим продвижением в иные области связано было и изменение самого характера эксперимента.

От изучения соотношения отдельного физического раздражителя или физиологи-ческого раздражителя и соответствующего ему психического процесса он пришел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных условиях. Из внешней причины физические факты стали условиями психического процесса.

Эксперимент перешел на изучение его внутренних закономерностей.

С тех пор и главным образом за последние годы эксперимент получил очень многообразные формы и широкое применение в самых различных областях психологии – в психологии животных, в общей психологии и в психологии ребенка.

При этом некоторые из новейших экспериментов отличаются большой строгостью методики; по простоте, изяществу и точности результатов они иногда не уступают лучшим образцам, созданным такими зрелыми экспериментальными науками, как, например, физика.

Ряд глав современной психологии может уже опереться на точные экспериментальные данные. Особенно богата ими современная психология восприятия.

Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось: 1) на искусственность эксперимента, 2) на аналитичность и абстрактность эксперимента и 3) на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

Искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни обусловлена не тем, что в эксперименте выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях. Искусственным эксперимент становится, лишь поскольку в нем выпадают существенные для изучаемого явления условия. Так, эксперименты Г.

Эббингауза с бессмысленным материалом являются искусственными, поскольку они не учитывают смысловых связей, между тем как в большинстве случаев эти связи играют существенную роль в работе памяти. Если бы теория памяти Эббингауза по существу была правильной, т. е.

Совет

если бы лишь механические повторения, чисто ассоциативные связи определяли воспроизведение, эксперименты Эббингауза не были бы искусственными. Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения определяется не искусственностью условий, в которых он производится, а наличием воздействия экспериментатора на подлежащий изучению процесс.

Поэтому искусственность традиционного лабораторного эксперимента нужно преодолевать прежде всего внутри экспериментального метода.

Известная аналитичность и абстрактность была в значительной мере свойственна лабораторному эксперименту. Эксперимент обычно берет изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий. Раскрытие взаимосвязи различных функций и изменения в процессе развития законов протекания психических процессов требуют дополнительных методических средств.

Их доставляют главным образом генетический и патологический методы. Далее, эксперимент в психологии проводится обычно в условиях, далеких от тех, в которых протекает практическая деятельность человека.

Так как закономерности, которые вскрывал эксперимент, были очень общего, абстрактного характера, то они не давали возможности непосредственных выводов для организации человеческой деятельности в производственном труде или педагогическом процессе.

Попытка приложения этих абстрактных закономерностей к практике превращалась часто в механическое перенесение результатов, полученных в одних условиях, на другие, нередко совершенно разнородные. Эта абстрактность психологического эксперимента заставила искать новые методические приемы для решения практических задач.

Очень сложным и существенным является вопрос о влиянии воздействия экспериментатора на испытуемого.

Для преодоления возникающих в связи с этим трудностей иногда стремятся устранить непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы самая ситуация, а не непосредственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т. п.) вызывала у испытуемого подлежащие исследованию акты.

Читайте также:  Лечение от галлюцинаций: названия таблеток

Однако, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда включает непосредственное либо опосредованное воздействие экспериментатора, то вопрос заключается не столько в том, чтобы устранить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть и организовать его.

Обратите внимание

При оценке и истолковании результатов эксперимента необходимо специально выявить и учесть отношение испытуемого к экспериментальному заданию и экспериментатору.

Это необходимо, потому что поведение испытуемого в эксперименте – это не автоматическая реакция, а конкретное проявление личности, которая устанавливает свое отношение к окружающему.

Это отношение сказывается на ее поведении и в экспериментальной ситуации.

Пользуясь экспериментом в психологии, никогда нельзя забывать того, что всякое вмешательство экспериментатора, в целях изучения психических явлений, вместе с тем неизбежно оказывается и средством полезного или вредного воздействия на изучаемую личность.

Особое значение это положение приобретает при изучении психологии ребенка. Оно накладывает ограничение на использование эксперимента, с которым нельзя не считаться.

Необходимо также иметь в виду, что данные, полученные в экспериментальной ситуации, могут быть правильно истолкованы, только взятые в соотношении с условиями, в которых они получены.

Поэтому, чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэкспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним.

Учитывая все это, необходимо: 1) преобразовать эксперимент изнутри, чтобы преодолеть искусственность традиционного эксперимента; 2) дополнить эксперимент другими методическими средствами. Для разрешения тех же задач: 3) вводятся методические варианты, являющиеся промежуточными формами между экспериментом и наблюдением, и другие вспомогательные методы.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента, предложенный А. Ф. Лазурским.

Важно

Его основная тенденция сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий – весьма ценна и значима.

Конкретно эта тенденция у Лазурского в его методике естественного эксперимента реализуется следующим образом: при методе естественного эксперимента экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, самая же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании.

Например, предварительным анализом обнаруживается значимость различных предметов школьного обучения, их влияние на проявление тех или иных психических процессов ребенка, которые затем изучаются в естественных условиях школьной работы по данному предмету.

Или предварительно устанавливается, в какой игре особенно ярко проявляется та или иная черта характера; затем в целях изучения проявления этой черты у различных детей они вовлекаются в данную игру. В процессе этой игры исследователь наблюдает их деятельность в естественных условиях.

Вместо того чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие целям исследования.

В этих соответственно подобранных условиях подлежащие изучению процессы наблюдаются в их ес-тественном протекании, без всякого вмешательства со стороны экспериментатора.

Мы вводим в наши исследования по психологии ребенка другой вариант естественного эксперимента. А. Ф. Лазурский избегал непосредственного воздействия на ребенка в интересах “естественности”. Но в действительности ребенок развивается в условиях воспитания и обучения, т. е. определенным образом организованного воздействия на него.

Соблюдение естественных условий развития поэтому никак не требует устранения всякого воздействия вообще. Воздействие, построенное по типу педагогического процесса, вполне естественно.

Совет

Мы и вводим его в эксперимент, реализуя таким образом новый вариант “естественного” эксперимента, который должен, по нашему мнению, занять центральное место в методике психолого-педагогического исследования ребенка.

Мы изучаем ребенка, обучая его.

Мы не отказываемся для этого от экспериментирования в пользу наблюдения за педагогическим процессом, а вводим элементы педагогического воздействия в самый эксперимент, строя изучение по типу экспериментального урока.

Обучая ребенка, мы стремимся не зафиксировать стадию или уровень, на котором находится ребенок, а помочь ему продвинуться с этой стадии на следующую высшую стадию. В этом продвижении мы изучаем закономерности развития детской психики.

Система основных психологических методов, в совокупности своей позволяющих разрешить все стоящие перед нею задачи, развернута в своих основных звеньях. В этой ориентировочной характеристике методов даны, конечно, лишь общие рамки.

Каждый метод, чтобы стать действительным средством научного исследования, должен явиться сначала результатом исследования. Он не форма, извне накладываемая на материал, не внешний только технический прием.

Он предполагает знание реальных зависимостей: в физике – физических, в психологии – психологических.

Рефлексологический метод в физиологии, который служит средством физиологического исследования, был построен на предварительном открытии и изучении рефлексов; он и результат и средство изучения закономерностей рефлекторной деятельности – сначала результат и лишь затем средство; точно так же ассоциативный эксперимент опирается на учение об ассоциациях.

Поэтому каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, отличную от методики других; методы психологии животных отличны от методов психологии человека: отпадает самонаблюдение, и преобразуются другие методы. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для ее изучения.

В связи с определением предмета психологии здесь намечены только основные виды методов и общие принципы их построения.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/psihology/13.shtml

Экспериментальная Психология

Экспериментальная психология — общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.

Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций — ощущений, восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии. как особой науки, отличной от философии и физиологии.

Первый план разработки экспериментальной психологии выдвинул В. Вундт, у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений.

Обратите внимание

Если первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети.

Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т. д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел).

Тем самым в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление — дифференциальная психология, предмет которой — индивидуальные различия между людьми и их группами.

Достижения экспериментальной психологии носившей вначале «академический» характер, т. е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т. д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности — от дошкольной педагогики до космонавтики.

Развитие теоретических схем и конкретных методик экспериментальной психологии теснейшим образом связано с общим прогрессом теоретического познания, наиболее интенсивно совершающимся на стыках наук — биологических, технических и социальных.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом.

Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В.

Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

Важно

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня экспериментальная психология сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда).

Важно

Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом.

Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы: 2. Принцип детерминизма.

Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы. 3. Принцип объективности.

Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.

4. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Cпецифичные для экспериментальной психологии принципы

Совет

Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.

Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Источник: https://syntone.ru/psy_dir/eksperimentalnaya-psihologiya/

Общее понятие о психологическом эксперименте

Текст записи: 

Общее понятие о психологическом эксперименте

Общее понятие о психологическом эксперименте

1. Виды психологического эксперимента

Экспериментальная психология — направле­ние в психологии, целью которого является экспериментальное изучение психики. Впервые психологический эксперимент был проведен в XVIII веке. Как научное направление экспериментальная психология сложилась во второй половине XIX в. благодаря работам Э. Вебера, В. Вундта, В.М. Бехтерева и др.

Принято считать, что с внедрением в психологию экспери­мента начинается ее летопись в качестве самостоятельной науки. Открылась перспектива математически точного обосно­вания психологических закономерностей.

Объективность, по­вторяемость, проверяемость становятся критериями достовер­ности психологического факта и основанием для его отнесения к разряду научных.

Экспериментальная психология базировалась на теоретических прин­ципах эмпирической психологии и результатах исследований психофизиологии органов чувств. Представителям экспериментальной психологии был присущ эмпиризм, методологическая ограниченность.

С разви­тием психологии отпала целесообразность выделения экспериментальной психологии в отдельное направление психологической науки, поскольку экс­периментальный метод стал применяться в психологических исследованиях.

Экспериментальный метод (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод, который предполагает разработку плана управления независимой переменной, создание и измерение специальных условий для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на его течение.

Читайте также:  Как успокоить своих маму или папу, если они расстроены?

Эксперимент явля­ется одним из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Сущность экспериментального метода состоит в том, что он ставит изучаемые явления в опреде­ленные условия, создает преднамеренно организуемые ситуации.

Чем совершеннее эти изменения условий, тем больше появляется фактов, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и объективными результатами.

Эксперимент позволяет изучать те или иные стороны личности под воздействием факторов в специально созданных условиях.

Психологический эксперимент — один из основных методов психологического исследования, который позволяет ставить изучаемые явления в опреде­ленные условия, создавать преднамеренно организуемые ситуации.

Обратите внимание

Психологический эксперимент представляет собой метод изуче­ния психических явлений (процессов, состояний, свойств и образо­ваний), в котором подвергается проверке истинность выдвигаемых предположений (гипотез).

Это целенаправленный, точно учитывающий условия, строго поставленный опыт, позволяющий не только описы­вать психические явления, но и объяснять их.

Эксперимент дает возможность разложить на части и отдельно изучать компоненты яв­ления, более или менее точно фиксировать результаты, следить за ходом развития психического явления, не ожидая, когда оно возник­нет, а вызывая, активно воссоздавая его в наиболее благоприятных условиях, варьировать, планово вмешиваться, изменять и многократ­но повторять особенности его проведения.

В отличие от изучения психических явлений (фактов) в естест­венных условиях путем непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, це­ленаправленно изменять условия формирующего воздействия на испы­туемых, прослеживать при этом получаемые результаты.

Успешное проведение психологического эксперимента требует: понимания сущности не только эмпирического, но и теоретического познания; умения владеть системой познавательных процедур; психо­логического мастерства, где особую роль играют организаторские способности экспериментатора.

Психологический эксперимент служит для изучения фактов, с помощью которых обнаруживаются те или иные объективные зависимос­ти в психических процессах, состояниях, свойствах и образованиях.

Во время эксперимента  используются различные источники получения фактов: наблюдение, индивидуальная беседа, социометрические изме­рения, организация определенных видов групповой и индивидуальной деятельности.

Без конкретных фактов не может быть эксперимента.

И.П.Павлов говорил, что «факты — это воздух ученого, без них Вы никогда не сможете взлететь. Без них Ваши «теории» — пустые поту­ги».

Психологический эксперимент в зависимости от условий его проведения может быть различных видов. Его классификация осуществляется на основе ряда критериев:

а) по времени проведения эксперимента — кратковременный и длительный (лонгитюдный);

б) по структуре изучаемых явлений — однофакторный (простой) и многофакторный (сложный);

в) по целям исследования — констатирующий и формирующий;

г) по организации проведения — лабораторный и естественный;

д) по контролю переменных — идеальный и реальный;

е) по числу гипотез — критический и демонстрационный.

Важно

Наиболее часто применяются четыре основных вида эксперимен­та: лабораторный, естественный, констатирующий и формирующий.

Одной из особенностей эксперимента является то, что он ис­пользуется для выявления неслучайных зависимостей между экспериментальными воздействиями и их результатами в специально создаваемых экспериментальных условиях.

Однако, в процессе психологического эксперимента надо считаться с тем, что в нем участвуют испытуе­мые, поэтому нельзя произвольно варьировать, пробуя подряд раз­личные экспериментальные ситуации, которые нанесли бы ущерб про­цессу развития их личности.

Второй особенностью психологического эксперимента является то, что с его помощью изучаются такие психические явления и их зависимости, которые невозможно получить в чистом виде, вырвав их из жизни.

Психические явления, как правило, вплетены в очень сложную и динамическую систему внешних и внутренних взаимодейс­твий испытуемых с окружающей средой.

Здесь всегда налицо взаимное проникновение друг в друга естественных условий жизни и экспери­ментально создаваемых условий.

Естественные условия жизни испытуемых могут рассматриваться как помехи, которые полностью устранить невозможно. На результат эксперимента влияют не только специально организуемые воздейс­твия, но и вся совокупность жизненных воздействий. Нельзя не учи­тывать этого, когда наступает момент обработки материала и опре­деляется степень чистоты результата.

Третья особенность эксперимента — длительный подготовитель­ный этап, непосредственно предшествующий практической экспериментальной работе.

В этот период разрабатываются научно-познаватель­ные задачи, гипотезы эксперимента, план его проведения, изучаются испытуемые в плане их психологической характе­ристики.

Сформулировать научно-познавательную задачу — значит оп­ределить психологическую зависимость, которая будет изучаться с помощью эксперимента.

Четвертая особенность эксперимента связана с выбором объекта экспериментирования. Экспериментальное изучение личности целесо­образно проводить, работая с небольшими группами, которыми можно не только эффективно управлять в соответствии с гипотезой, но ох­ватить контролем большее количество факторов, связей и зависимос­тей.

Методика проведения эксперимента чрезвычайно разнообразна. Часто изучение даже близких между собой вопросов одной и той же проблемы требует разработки самостоятельных методик. Но какая бы методика ни разрабатывалась, надо руководствоваться следующими требованиями.

Совет

1. Проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемыми явлениями с целью определения исходных данных и гипотезы или серии взаимосвязанных гипотез.

2. Создание таких условий, в которых возможно эксперименти­рование, подбор объектов для экспериментального воздействия, по возможности — их уравнивание.

3. Тщательная разработка процедуры экспериментальной работы.

4. Систематические наблюдения за ходом развития изучаемого явления (объекта) и точное описание фактов. В ряде случаев нужна такая точность описания, когда результат можно выразить математи­ческим путем.

5. Проведение систематической регистрации фактов различными средствами и способами с применением соответствующих устройств, схем, анкет, тестов, психологических характеристик, ма­тематического аппарата.

6. Переход от эмпирического изучения к логическим обобщени­ям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала. Факты всегда есть следствие причин, и эти причины ус­танавливаются на основе фактов.

Исследование не ограничивается суммой фактов, добытых экспе­риментом. Высшей ступенью в процессе познания является теоретическое мышле­ние.

От эмпирических данных, от фактов эксперимента исследователь переходит к обобщениям, к раскрытию причинно-следственных связей.

В процессе теоретической работы анализируются ранее имевшиеся научные представления в сравнении с полученными эксперимен­тальными данными.

Обратите внимание

Наряду с возникновением новых видов психологического экспе­римента необходимо отметить также и некоторые важнейшие измене­ния, происшедшие в общем методическом характере самого психологи­ческого эксперимента. Сюда относятся выработка и широкое примене­ние в экспериментальных исследованиях:

а) общих методов, имеющих целью обеспечение прежде всего возможно полного контролирования условий опыта, например таких, как метод параллельных групп — экспериментальной и контрольной;

б) специальных методов, например таких, как методы исследо­вания явлений памяти, внимания, эмоций и др.;

в) соответствующей технической аппаратуры, с широким исполь­зованием видеосъемки, звукозаписи, компьютеров и т.д.;

г) соответствующих статистических методов, благодаря которым стало возможным проведение опыта с двумя или несколькими незави­симыми переменными.

В качестве важнейших факторов, обусловивших как возникнове­ние новых видов психологического эксперимента, так и изменения, происшедшие в общем методическом характере самого эксперимента, можно назвать следующие: а) происшедшие изменения в понимании об­щих задач психологии; б) постепенное расширение сферы применения экспериментальных методов в исследовании психических явлений; в) стремление к получению при экспериментальных исследованиях все более точных, надежных и объективных результатов.

2. Предметная область эксперимента

Классификации типов экспериментов базируются на разных основаниях. Одним из этих оснований, или критериев классифика­ции, является принадлежность исходной гипотезы, усло­вий проведения опытов или выборки испытуемых к специальным областям психической реальности, т.е. их отнесенность к опреде­ленной предметной области.

Сложившиеся в той или иной области психологического зна­ния пути перехода от «мира эмпирии» к «миру теорий» включают ориентировку исследователей на обоснованные в рамках конкрет­ных теорий принципы интерпретации психологических закономерностей.

Важно

Напри­мер, проверка гипотезы о роли движений глаз в возникновении иллюзии Мюллера–Лайера традиционно относится к области пси­хологии восприятия, в то время как анализ факторов, влияющих на идентификацию эмоциональных состояний по фотографиям лиц, — к психологии эмоций.

Эксперимент Ла Пьера, показавший разницу проявления этнических предубеждений на вербальном и поведен­ческом уровнях, традиционно относится к области социальной психологии.

В данном эксперименте сначала были разосланы в гостиницы запросы о том, будут ли приняты в них китайцы, а потом исследователь реально посетил с китайцами эти адреса.

Исследования влияния лич­ностных предпосылок на успешность предпринимательской деятель­ности должны быть отнесены к развивающейся области психоло­гии предпринимательства.

Но с таким же правом их можно отнес­ти к психологии личности, если рассматривать специфичные усло­вия профессиональной деятельности испытуемых только как конкретный фон проявления личностных факторов регуляции деятель­ности.

При таком подходе возникает возможность ошибиться в трак­товке психологических механизмов, проявившихся в реализованном эксперименте. Классическим примером является так называемый Хоторнский эксперимент, который по его целям следовало бы от­нести к психологии труда.

Напомним, что в нем изменялись мно­гочисленные факторы внешней среды и оценивалось влияние этих изменений на производительность труда. Как оказалось, любое из­менение, независимо от его вида, приводило к улучшению показателей рабо­тающих.

В качестве адекватной была принята интерпретация, что люди, зная о целях эксперимента, позитивно откликнулись на сам факт попытки улучшить условия их труда.

Совет

Сейчас этот экспери­мент представлен чаще в разделах, посвященных «эффектам экспериментатора», а не психологии труда, так как проявившаяся в нем закономерность оказалась более общим меха­низмом.

В то же время нельзя забывать о предметной отнесенности психоло­гических гипотез к той или иной области психологических знаний, поскольку в каждой из этих областей сложились свои спе­циальные нормативы для проверки гипотез, связанные с типом по­строения самой психологической теории и возможностями сбора эм­пирического материала.

Профессионал, занимающийся исследовани­ями восприятия, будет отличаться от профессионала, посвятившего себя исследованиям в области социальной психологии, именно в ос­воении форм экспериментального контроля, поскольку экспери­мент в каждой из этих областей реализует разные подходы к спо­собам управления переменными, разное понимание причинности и учет иных типов обоснований в организации содержательных выводов.

3. Отличия в формах осуществления эксперимента

Эксперимент, проводимый с целью получения эмпирических доводов в пользу или против предполагаемого в гипотезе понимания психологической закономерности, называют реальным, или реали­зованным. Ему противопоставляется мысленный эксперимент, т.е. практически не осуществленный. Мысленный эксперимент может быть безупречным и бесконечным.

Безупречный эксперимент — мысленный образец психологического эксперимента, в котором отсутствуют угрозы достоверному выводу.

Бесконечный эксперимент — мысленный образец для оценки реаль­но проводимых экспериментов, в котором число проб или число испытуе­мых оцениваются с точки зрения охвата всех источников вариабельности переменных.

Взаимосвязи содержательного и формального планирования в этих типах экспериментов являются общими во всех тех контекстах, которые не учитывают проблемы контроля смешений независимых переменных с побочными.

В реа­лизуемых экспериментах нельзя обойтись предположением об отсутствии смешений, а необходимо обеспечить их контроль, чтобы иметь возможность учесть их влияние на полученные эксперимен­тальные эффекты.

В мысленных экспериментах можно предполо­жить любые идеальные условия и рассматривать базисные процессы в любых показателях их проявлений, даже если пока нет реальных методик для операционализации переменных.

При оценке психоло­гической гипотезы с точки зрения подразумеваемых в мысленном эксперименте результатов нет необходимости соотносить результат действия независимой переменной с оценкой внутренней и операциональной валидности эксперимента.

Список использованной литературы

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. 

– М.: ИНФРА-М, 2000.

Обратите внимание

2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, ЧеРо, 1997.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие.  – М.: ИНФРА-М, 2000

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, ЧеРо, 1997

Источник: http://07online.ru/blog-psihologa/16818

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector