Особенности, техники и примеры убеждающей речи

Убеждающие речи и их жанры. Особенности убеждающих речей

Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию. Предмет речи – вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо).

Важнейшие жанры убеждающей речи:политическая и экономическая программы, парламентское выступление, обвинительная, защитительная и самозащитительная речи и др.

Принципы построения убеждающей речи.Убеждающую речь любого вида составляет единая, цельная система аргументации, при компоновке которой доминирующим является принцип сочетания рационально-логической и эмоционально-риторической аргументации, рассуждения и внушения.

Соотношение рационального и эмоционального в устной речи – это взаимосвязь содержания и формы в их диалектическом единстве.

Под рациональным в публичном выступлении понимаются прежде всего знания, фактический материал, аргументация, составляющие первооснову содержания и убедительности воздействия на слушателей.

Эмоциональное – это фон, который создается интонацией, силой жеста, выразительностью мимики, энергией и поведением говорящего. Для создания необходимого эмоционального фона важно уметь пользоваться образными и наглядными средствами, яркими запоминающимися примерами и др.

Обратите внимание

для того, чтобы рациональное содержание стало зримым, выпуклым, конкретным и оттого максимально убедительным. Помогают подчеркнуть содержание, сделать речь ярче, выразительнее, эмоционально насыщеннее тропы, фигуры, пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, юмор.

Что бы ни делал человек, его деятельность выступает как проявление трех составляющих психики – сознания, подсознания и моторики. Чтобы побудить собеседника к активности, нужно воздействовать на его сознание, возбудить подсознание (эмоциональную сторону) и включить в соответствующую деятельность.

Желаемый отклик убеждающей речи – воля слушателей к целеустремленному мышлению и, как следствие, к действию. Процесс убеждения идет как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, т. е. используются логические и психологические доводы. Повлиять на взгляды аудитории можно только двумя методами – убеждением и внушением.

Эти способы воздействия на аудиторию не существуют изолированно друг от друга. Логические соображения часто подкрепляются приемами, непосредственно влияющими на желания и чувства.

С другой стороны, чем выше интеллектуальный уровень слушателей, тем более они будут полагаться на разумные доводы, склоняющие к убеждению и действию; чем более вески логические доказательства, тем более устойчиво психологическое воздействие.

Логические доводы – это применение суждений, примеров, статистических данных, компетентных мнений, цель которых – вызвать убеждение и соответствующее действие. Все логические методы можно классифицировать как индуктивные и дедуктивные.

Индукция – умозаключение от частного к общему, дедукция – общего к частному. Мы применяем индукцию, когда из наблюдения массы частных случаев делаем обобщающий вывод обо всей совокупности таких случаев.

Частными случаями могут быть предметы, взаимоотношения, качества, положения. Мы пользуемся дедукцией, когда из суждения о правильности общего убеждения или принципа делаем вывод, что правильны и отдельные случаи их приложения.

Этот положенный в основу принцип не должен быть общим в самом широком смысле слова; он обладает только большей общностью, чем извлекаемые из него выводы.

Психологические доводы – воздействие оратора на чувства аудитории. Следует учитывать установки слушателей и строить и развивать свою речь так, чтобы она пробуждала интересы, соответствующие цели коммуникации.

Важно

Оратор должен также преодолеть или оставить в состоянии покоя те желания слушателей, которые стали бы препятствием к формированию убеждения или готовности действовать.

Мотивом убеждений и действий может оказаться одно или несколько из потребностей, испытываемых людьми в повседневной жизни.

Целевые установки убеждающей речи, таким образом, могут быть связаны непосредственно с инстинктом самосохранения, стремлением к физическому благополучию, которое включает не только желание безопасности, но и свободы и деятельности.

С ними связаны мотивы физического порядка – стремление к удобству, комфорту и ко всему, что соответствует привычкам.

Опытным оратором учитываются экономические и профессиональные стремления аудитории; стремления к благополучию своей семьи, к хорошей репутации, к престижу, к завоеванию авторитета или власти.

Когда нет других противоположных интересов, слушатели с большой охотой поддержат то, что предлагается им как истина и справедливость. Стоит только по-настоящему пробудить чувство справедливости, великодушия, сострадания, как слушатели будут настаивать на действиях, направленных на подавление зла.

43.

Призывающие к действию речи содержат необходимые фактические данные, пробуждают психическую восприимчивость, приводят к согласию, и обладают специфической особенностью: они должны заставить слушателей почувствовать потребность сделать то, к чему их призывает оратор. Призыв к действию бывает прямым или косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.

Задача побуждающей речи – вызвать к действию мотивы, определяющие взгляды людей на их поведение. Разновидности и жанры призывающей к действию речи: политическое выступление (в частности, речь на митинге, воззвание и лозунг).

Речь, призывающая к действию, направлена на то, чтобы склонить слушателей к определенному мнению, к выполнению того, о чем просят, к чему призывают.

Совет

Призывы делятся на социальные (направлены на поддержку различных благотворительных мероприятий, улучшающих жизнь общества и отдельного человека), политические

Источник: https://cyberpedia.su/12×3586.html

Убеждающая речь: структура построения, советы и примеры

Привлечь к себе внимание, убедить общественность в правильности своей точки зрения, стать лидером в глазах людей, внушить доверие к определенным идеям и позициям способна убеждающая речь.

Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию.

Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.

Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко

Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь? Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять?

Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу. Слушатели всегда чувствуют подвох и попытку повлиять на них обходными путями. Они скорее сделают то, что вам нужно, если вы будете предельно кратки и искренни.

Принцип 2. Ориентируемся на слушателя

Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка – чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. д. Установка – это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.

Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:

  • Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
  • Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.

Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:

  • Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
  • Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.

Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.

Принцип 3. Собираем доказательства

Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания.

Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных.

Стоящие доказательства должны быть:

  • Подтверждены фактами.
  • Иметь прямое отношение к теме выступления.
  • Быть интересны аудитории.

Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали.

Принцип 4. Контролируем реакцию людей

Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание.

Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство.

Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.

Метод озвучивания доказательств

Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом.

В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства.

При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине.

Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:

«Уважаемые коллеги (одногруппники, союзники, друзья)! Я хотел бы поднять столь важную для современной общественности тему – тему защиты природы. Многие из нас совсем забыли, что она очень хрупкая, что ее нужно защищать. В наших интересах добиться запрета на выбросы вредных химических веществ с местного завода в реку. И вот почему:

  • Мы живем за счет природных ресурсов, а вода – это наше основное богатство. Как известно, воду из этой реки пьют животные нашей области, не говоря уже о том, что этой водой поливают овощные и фруктовые растения, плоды которых мы позже покупаем и употребляем в пищу.
  • Из-за повышенной загрязненности реки мы лишаемся летнего отдыха. По данным местных экологов, уже через 2-3 года купаться в реке будет категорически запрещено.
  • Химикаты приводят к тому, что река начинает высыхать. Местные прогнозисты предполагают, что наши правнуки могут ее уже не застать.
  • Поскольку река является главной в городе, вода из нее поступает в наши водопроводы. Мы отравляем свой организм химикатами, как и наши дети и родители. Практически ни один фильтр не способен очистить воду от химикатов на 100%.
Читайте также:  Интересные и серьезные темы для разговора с парнем

Все данные собраны из достоверных источников и подтверждены соответствующими документами. Предлагаю вам ознакомиться с ними сейчас или обратиться ко мне позже. Наверняка вы разделите со мной мою цель и подпишите петицию, требующую запретить выбросы химикатов в нашу реку».

Метод решения проблем

Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:

  • Формулировку актуальной проблемы.
  • Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
  • Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.

Пример того же текста, построенного по данному методу:

«Сейчас как никогда остро встала проблема загрязнения нашей реки химикатами. Вода – это наше основное богатство. Только представьте, все выбросы из местного завода прямым или косвенным способом попадают в ваш организм.

Это не обман, по данным, которые мне любезно предоставили наши статисты и лаборанты, 50% водопроводной воды содержит эти химикаты и ровно столько же овощей и фруктов, предложенных в супермаркетах, выращивались с помощью полива из реки.

Что уже говорить о том, что через несколько лет купаться в реке будет опасно для жизни? Ни один фильтр не способен очистить воду от подобных ядовитых примесей. Как известно, такие химикаты вызывают тяжелейшие онкологические заболевания.

Вы можете помочь избежать такого хода событий и сохранить здоровье населения. Я создал петицию, которую должно подписать не менее 1000 человек, чтобы ее рассмотрели. Подписав петицию, вы сделаете все возможное для своей безопасности и безопасности близких людей.

Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/orator/ubezhdayushhaya-rech.html

Особенности убеждающей речи

«Беларуская думка» – общественно-политический  

и научно-популярный журнал Администрации  

Президента Республики Беларусь. 

 (№ 2, ФЕВРАЛЬ 2009)

Татьяна Анатольевна Печенёва, доктор педагогических наук,  профессор кафедры психологии управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь  

Оратор должен быть убежден в той идее,<\p>

                                                                   с  которой он выступает перед аудиторией. Он должен быть также    хорошим актером, <\p>

чтобы эту идею донести.

                                                                                                           В.  Ключевский

       Эти слова  Василия Осиповича Ключевского, известного  русского историка, учёного и  общественного  деятеля, блестящего оратора, отнюдь не случайно взяты эпиграфом к статье.

В них, как в зеркале, отражены две основные составляющие мастерства публичного выступления.

Действительно, без  чёткого понимания основной мысли, идеи, которую  необходимо не просто  донести до слушателей, а буквально «сроднить»  с ними, сделать эту  идею для них  «своей» —  нет хорошего оратора.      

     Особенно это важно  для речи убеждающей, цель которой не столько доказать истинность чего-либо, сколько утвердить свою мысль, своё намерение привлекая на свою сторону единомышленников. И далее — воздействовать на поступки слушателей, чтобы побудить их к совершению определенного действия.

      Речевое воздействие может носить характер убеждения (слушающий добровольно принимает доводы говорящего) и манипулирования, когда воздействие является скрытой формой принуждения к принятию точки зрения выступающего.

Деловому человеку, тем более человеку публичному, необходимо помнить об этом по двум при­чинам. Во-первых, ему ни в коем случае не следует злоупотреб­лять манипулированием, ибо это подрывает его репута­цию, а при частом использовании сводит риторические усилия к нулю.

Обратите внимание

Во-вторых, выступая в роли слушателя, он сам должен уметь отличить убеждение от манипулирования, дабы не попасть в словесный капкан. <\p>

    Для понимания особенностей  речевого убеждения  и манипулирования рассмотрим в целом  основные компоненты  общественно-политической речи.

В первую очередь   хотелось бы отметить, что для эффективного выступления важно чёткого понимать  его коммуникативную цель.

 <\p>

Цели речи в общении принадлежит особая роль, ибо именно цель речи управляет каждым говорящим и слушающим, она определяет всё: содержание речи, жанр (форму) высказывания, отбор  языковые средства для его создания и т.д. Чтобы в этом убедиться,  прочитаем данные ниже тексты [1] ,  сопоставляя, с одной стороны,  стереотипы  в отношении  описываемых людей, с другой стороны, коммуникативную цель автора при создании образа.

1.

Молодой человек из весьма известной, состоятельной и порядочной семьи поступил в одно из самых престижных учебных заведений страны. Однако он не слишком утруждал себя учебой. Учился он крайне нестабильно, совершенно не уделяя внимания основным дисциплинам. Главным его увлечением было чтение эротической литературы, что наложило глубокий отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Окончив учебное заведение, он, в отличие от своих одноклассников, даже не пытался найти постоянную работу и жил в основном за родительский счет. Он увлекся игрой в карты на деньги, а кроме того, был очень  неравнодушен к спиртным напиткам и женщинам. Деньги для игры в карты он добывал случайными заработками.

Достаточно поздно он обзавелся семьей, взяв замуж женщину намного моложе себя, в результате постоянно испытывал  чувство ревности.<\p>

    Ему удалось получить определенную должность, но он был ею недоволен, поскольку считал себя намного более достойным. Возможно, этому способствовало то, что практически все его одно­классники заняли видные посты на государственной службе.

Важно

Кто-то из них стал генералом, а кто-то—даже министром. И, вполне вероятно, именно это чувство послужило причиной тому, что молодой человек чуть было не встал на путь госу­дарственной измены. Спасло его только то, что он был повы­шенно суеверен, как и многие люди, не имеющие твердой жизненной позиции.

Именно суеверие помогло ему избежать   участия в преступлении, направленном на подрыв государст­венного строя, что, безусловно, кончилось бы для него дол­гим тюремным заключением.

     Окончилась история этого человека весьма печально. В при­ступе ревности он пытался убить предполагаемого любовни­ка своей молодой жены, но был убит сам. Правоохранитель­ные органы, изучив материалы дела, постарались замять этот инцидент и сделали это успешно.

      Из этого мы видим, к чему может привести отсутствие ясных жизненных целей и четких нравственных принципов. Поучи­тельная история этого человека известна практически каж­дому в России. И звали его… Александр Сергеевич Пушкин.

2.

Этот человек родился в небольшом городке, в семье скром­ных и порядочных людей. С детства он мечтал об одном — стать художником. Однако его родители не имели достаточно средств, чтобы он мог нормально учиться, а потому, занима­ясь живописью, молодой человек вел полунищий и полуголодный образ жизни. Он был не лишен таланта живописца, но напрочь не умел торговать.

Теперь его картины могут ку­пить только очень состоятельные коллекционеры, а в те годы торговцы картинами, как правило, обманывали его. Началась война, и он пошел добровольцем на фронт. Моло­дой человек участвовал во многих сражениях, спасал жизни своих товарищей, сам был ранен…

Ничего удивительного, что за храбрость он был удостоен одной из высших наград того времени.

      Во время одного из боев он потерял зрение. Конечно, для ху­дожника это была ужасная трагедия. И тогда, практически потеряв смысл жизни, он обратился к Богу и дал клятву, что, если зрение к нему вернется, он достигнет успеха.

Совет

И зрение восстановилось! Закончилась война, и молодой че­ловек приложил максимум усилий, чтобы реализовать свой талант.

Как это часто бывает с талантливыми людьми, его об­манывали вновь и вновь, и, несмотря на все усилия, он оста­вался нищим художником.

     И тогда молодой человек дал себе обещание посвятить всю свою жизнь борьбе за справедливость. Благодаря своим ис­ключительным личным качествам он сумел сплотить вокруг се­бя единомышленников, а потом — стать во главе крупной орга­низации. Он проявил себя как блестящий оратор, умный и та­лантливый руководитель. Его полюбили многие, но те, с кем он боролся, его ненавидели и боялись.

    Во время боевых действий, участником которых он оказался, он покончил с собой, предпочтя плену смерть. Разъяренные враги так и не сумели обнаружить его тело, и потому многие соратники долгие годы хранили веру в то, что он жив. До сих пор его помнят многие. Фамилия этого человека — Шикльгрубер, а в историю он вошел под именем Адольф Гитлер.

Как видим,  конкретная коммуникативная цель — создание непривлекательного либо привлекательного  образа — в каждом случае определила и манеру  изложения биографических данных.

    Например, из текстов следует, что   оба молодых человека не очень хорошо учились, но  в первом случае  «он не слишком утруждал себя учебой, совершенно не уделяя внимания основным дисциплинам», во втором — молодой человек  «не мог нормально учиться, потому что вел полунищий и полуголодный образ жизни».   Разница в восприятии ощущается сразу.

Исходя из коммуникативной цели,  восстание декабристов в 1825 году можно назвать высочайшим проявлением гражданственности, а можно, как в первом тексте, — «преступлением, направленным на подрыв государст­венного строя».

Точно так же,  преследуя определённые цели, можно выдать   чудовищную трагедию, вторую мировую войну,  за целенаправленное выполнение обещания «посвятить всю свою жизнь борьбе за справедливость».<\p>

Не случаен в данных  текстах и  отбор лексических средств.

Обратите внимание

В одном случае  слова и выражения  «нестабильно», «чуть было не встал на путь госу­дарственной измены», «в при­ступе ревности пытался убить» формируют у читателя  явно негативное отношение, в другом  случае мы невольно симпатизируем  человеку,   образ которого рисуется словами «был не лишен таланта», «пошел добровольцем на фронт», «сумел сплотить вокруг се­бя единомышленников» и т.п.

Итак,  первый важный  шаг  при создании эффективного публичного  выступления — определение коммуникативной цели.

Исходя из основной коммуникативной  задачи—убедить, можно  целенаправленно реализовать: <\p>

  • согласие/несогласие,
  • одобрение/ опровержение,
  • порицание,
  • безличное/ адресное обвинение,
  • разоблачение,
  • дискредитацию,
  • размежевание,
  • консолидацию,
  • неявную/явную  пропаганду,
  • внушение,
  • неявную/явную  самопрезентацию,
  • отвод критики, обвинений (смягчение позиции),
  • обязательство совершить что-либо,
  • побуждение к действию,
  • призыв способствовать тому или иному решению   

и т.п.

      Эффективность речи и определяется тем, насколько  плодотворно была реализована коммуникативная цель. Немаловажная роль  при этом отводится зачину речи.<\p>

    Выдающийся судебный оратор Анатолий Фёдорович Кони считал зачин  «самым ответственным и трудным моментом в речи».

Он учил, что первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей.  <\p>

     Такой «зацепкой» может стать, например, цитата. Начинать свою речь с цитат хорошо по нескольким причинам: их легко найти и легко подогнать под нужную тему.

Удобными в этом отношении могут стать, например, следующие  высказывания старейшего мастера афориз­мов — Конфуция, творившего в V веке до н. э.:

Читайте также:  Что является результатом процесса социализации индивида?

«Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать тем­ноту».

«Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью».

«Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов».

«Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым».

Или следующие изречения известных философов, поэтов, общественных деятелей:

 «Мой пессимизм является как раз формой оптимизма». (Жан Конто)

«Речь идет не о том, чтобы предвидеть будущее, а о том, чтобы творить его». ( Дени де Ружмон)

 «Чтобы испортить отношения, достаточно начать выяснять их». (Антонио Поркья)

 «Расхождение взглядов может служить превосходной общей платформой». (Лешек Кумор)

«Говорят, что истина лежит между двумя противоположными мнениями. Нет, это не так. Там лежит проблема». (И. В. Гёте)<\p>

Ещё одним способом эффективного начала является постановка вопросов. Например:

Как и с чем нам бороться? С обстоятельствами, мешающими перестраиваться нашей жизни, с людьми, воплощающими старые, отжившие представления о том, как должно развиваться наше общество  или  (пауза) с собственной инертностью мышления?
     Риторические во­просы замечательно привлекают внимание слушателей, побуждают  их к участию в обсуждении темы. Можно, например, по-разному относиться к личности В.Жириновского, но трудно отрицать тот факт, что он  мастер риторических вопросов.

Важно

     Разновидностью риторического вопроса является  дубитация – ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения.

Этот приём использован, например, Хиллари Клинтон в речи, произнесенной  накануне 42-летней  годовщины так называемого «кровавого воскресенья» (Bloody Sunday), ставшего          кульминацией борьбы американцев за свои гражданские права:<\p>

        Как мы можем отдыхать, в то время как нищета и неравенство продолжают расти? Как мы можем спокойно спать, в то время как 46 миллионов наших сограждан не имеют медицинской страховки? Как мы можем быть довольны, когда наша экономика предлагает слишком мало рабочих мест, слишком малое увеличение заработной платы и слишком много долгов? Как мы можем пожимать плечами и говорить, что это не касается нас, когда слишком многих наших детей школы плохо готовят к поступлению в колледж, и когда наши дети не могут себе позволить

обучение в них? [2].    <\p>

     Выполняя  роль зачина, дубитация   сразу  высвечивает те или иные грани проблемы. Причём создаётся иллюзия, что это  происходит  не только на глазах у слушателя, но  и при его участии. Благодаря своим интонационным особенностям дубитация формирует очень динамичное вступление.

     Выразительна такжеобъективизациявопрос, на который оратор отвечает сам, например:<\p>

Какие претензии предъявляются к переселенцам? Утверждают, что они опустошают пенсионную кассу и поглощают основные средства, выделяемые на пособия по безработице[3].<\p>

Подобный приём позволяет просто и  быстро продвинуть рассуждение,  он является своего рода  переходом, «мостиком» к изложению тезиса. Смена утвердительной интонации на вопросительную позволяет  сразу завоевать внимание слушателей, создав иллюзию диалога.

Иногда, чтобы привлечь внимание слушателей и  плавно «ввести» их в проблему, уместно… рассказать историю. Истории, как правило, любят все— особенно, если они реальны, персональ­ны и подходят к ситуации. Вот как подобную историю использовала в  начале своей речи о культуре Александра Йорк, основа­тель и президент фонда Американского возрождения в XXI веке [4]:

Совет

     Каково текущее положение дел с нашей культурой? Что­бы ответить на этот вопрос, позвольте рассказать вам одну историю из жизни.

    Несколько лет назад, восстанавливаясь после теннисной травмы, мне пришлось регулярно заниматься с персональ­ным тренером. Как раз в то время вышел новый бродвейский мюзикл, вновь пробудивший интерес публики к бессмертной книге Виктора Гюго «Отверженные», сюжет которой и лег в его основу.

Ньюйоркцы бросились читать и  перечитывать роман — в метро и автобусах, в банковских  очередях и приемных врачей, и даже во время занятий портом. Однажды в одном суперэлитном  фитнес-центре я сама увидела женщину, которая самозабвенно читала эту великую книгу, положив ее на руль велотренажера.

   <\p>

  Проходивший мимо тренер — мужчина лет тридцати, имеющий степень бака­лавра, — был заметно удивлен таким поведением.

Он резко остановился и спросил: “Они что, уже издали его книгой?”<\p>

Так почему бы и нам не спросить: “Каково же  состояние куль­туры в стране, где подобный вопрос может быть задан вы­пускником колледжа?

Подготовить отличное вступление помогают также факты или историче­ские события, которые имеют отношение к  теме

Источник: http://tsokno.com/pub/smi/osobennosti-ubezhdayushhej-rechi

Структура убеждающей речи

Почему важно, чтобы ваша речь была убедительной? Как добиться убеждения окружающих собеседников? Какие результаты даст убеждающая речь? Статья-инструкция.

Нередко результат начинаний большей частью обусловлен способностью убеждать людей, признавать наше мнение. Воплотить это в жизнь, зачастую, не так легко, даже в случае нашей правоты и здравомыслия.

Каков человек, такова его речь.
Сократ

Убеждение является методом воздействия на разум людей, направленным на их личное критическое мировосприятие.Вся сущность убеждения заключается в том, чтобы при помощи последовательного обоснования, сначала достичь соглашения собеседника с конкретными умозаключениями, затем, на этом основании, сформировать и укрепить новейшие или преобразовать бывшие установки, которые соответствуют поставленной цели.Навыкам убедительной речи можно научиться на всевозможных тренингах, а также самостоятельно. Способы и принципы убедительного общения, перечисленные ниже, помогут обучиться технике убеждения.Данные методы очень высокоэффективны, как при воздействии на одного человека, так и на публику.

Для изменения или формирования суждений человека, а также побуждения его к каким-либо поступкам, необходимо точно осознать собственные намерения и верить в истинность собственных замыслов, а также представлений.Уверенность оказывает помощь в принятии конкретных решений и осуществлении их без промедлений, занимая непреклонную позицию в анализе каких-либо фактов.

Убедительность диалекта обуславливается его организованностью – обдуманностью, логичностью и выдержанностью. Это позволяет общедоступно и доходчиво разъяснять главные положения, а также помогает строго придерживаться назначенного плана. Данная речь лучше улавливается и сохраняется в памяти слушателя.

Обратите внимание

При помощи грамотного вступления можно привлечь внимание и вызвать интерес человека, также установить доверительные отношения и создать атмосферу дружелюбности.Вступительная речь должна быть краткой, состоящей из 3-4 предложений, которые обозначают предмет диалекта и повествуют о его первопричине.

Исходя из этого, можно понять, о чём будет разговор.Вступительная речь придаёт настрой и интонацию разговору. Вдумчивый и уравновешенный тон речи привносится строгим началом.

Юмористическое вступление добавляет позитивные моменты, но стоит осознавать, что такое начало настроит публику на игривый лад и разговаривать на серьёзные темы будет трудно.

Основная часть должна быть понятной и насыщенной. Необходимо разбить основные мысли, идеи и положения на составные фрагменты.Также нужно обдумать размеренные переходы, которые будут показывать связь между отдельными частями выступления.Способы донесения основного содержания:

  • Изъяснение доводов, которые возможно проверить.
  • Точка зрения профессионалов и экспертов в данной сфере.
  • Цитирование, которое оживляет и объясняет информацию.
  • Примеры и реальные события, которые могут разъяснить и изобразить факты.
  • Изложение личного опыта, а также теорий.
  • Данные статистики, которые возможно проверить.
  • Рассуждения и предвидения о грядущих событиях.
  • Весёлые рассказы и анекдоты, которые по смыслу подкрепляют утверждения.
  • Точные или образные сравнения, а также противопоставления, которые иллюстрируют утверждение при помощи демонстрирования отличий и сходств.

Человеческий мозг – великолепная штука. Он работает до той самой минуты, когда ты встаешь, чтобы произнести речь.
Марк Твен

Заключение – один из самых сложных и главных моментов убедительной риторики, который должен подвести итог по всему сказанному, и приумножить эффект всего разговора.Всё, сказанное в завершении, люди помнят намного дольше. Обычно, именно в концовке, совместно с итогом сказанного, озвучивается призыв к действию, описывающий деятельность и манеру поведения людей, нужную выступающему.

Большая часть людей мыслит рационально, и изредка делает что-либо без собственной выгоды.

Следовательно, для убеждения человека необходимо найти неопровержимые аргументы, которые объясняют обоснованность и целесообразность утверждения.

Аргументы – это доводы, заявления, а также мысли, которые используются для подкрепления какого-либо суждения. Именно от правильно подобранных аргументов и доказательств зависит убедительность диалекта.

После составления списка аргументов, необходимо их оценить, а также подумать, уместны ли они в данном случае или нет. Затем, взвесив плюсы и минусы, необходимо выбрать 2-3 эффективных довода.Условия подбора и оценки аргументов должны быть:

  1. Хорошими можно считать те аргументы, которые поддержаны обоснованными доказательствами.

    Иногда риторика слышится убедительно, но в то же время фактами она не обоснована. При подготовке речи необходимо убедиться, что аргументы не безосновательны.

  2. Аргументы должны искусно и немногословно вписываться в предложение. Они не могут звучать искажённо.

  3. Нередко хорошо подкреплённый и обоснованный аргумент может не восприниматься человеком. Все люди реагируют на них по-разному. Для кого-то приведённые доводы и факты убедительны, а для кого-то – нет.

Несомненно, нельзя точно знать, какой именно аргумент окажет воздействие на убеждаемого, но ориентировочно предположить и оценить результат можно на основании проведённого анализа индивидуума.

Необходимо ответить не менее, чем на 3 вопроса для того, чтобы убедиться в вескости предоставленного доказательства:

  1. Из какого первоисточника заимствована информация? Если доказательства заимствованы из ненадёжного первоисточника, нужно исключить его из собственного речевого оборота, либо обратиться к другим источникам.

  2. Является ли информация свежей? Показатели статистики и идеи не должны быть старыми. На сегодняшний день неправильным может стать то, что являлось правдивым 3 года тому назад.Убедительная риторика, в основном, может подвергнуться недоверию из-за единственной погрешности. Такое не должно допускаться.
  3. Имеет ли эта информация отношение к материалу? Необходимо убедиться, что доказательство является прямым подтверждением приводимых аргументов.

Установка – стойкие или доминантные чувства отрицательного или положительного характера, которые связаны с конкретным вопросом, индивидуумом или предметом. Как правило, данные установки общество демонстрирует в форме мнений.Примером может послужить выражение: «Я считаю, что улучшение памяти имеет большое значение как для обыденной жизни, так и для высокопрофессиональной активности». Это точка зрения, выражающая положительную установку индивидуума на улучшение и сохранение отличной памяти.Для убеждения индивидуума поверить во что-либо, прежде всего, необходимо разузнать, каких взглядов он придерживается. Нужно собрать о нём как можно больше информации, для увеличения шансов произведения правдивой оценки. Чем больше опыта в сфере анализа публики, тем легче создать убедительную речь.Нужно охарактеризовать публику как:

  • Обладающие отрицательной установкой (точка зрения данных людей полностью противоположна).
  • Не обладающие определённым мнением (публика без определённого мнения, с нейтральным отношением).
  • Обладающие позитивной установкой (люди солидарные с данным мнением).

Разновидность суждений можно продемонстрировать, следующим образом:Недружелюбность, противоречие, умеренное несогласие, нейтралитет, сдержанное одобрение, согласие, исключительная доброжелательность.

  1. Если публика полностью разделяет мнение, также понимает, о чём разговор и согласна во всех аспектах, то необходимо скорректировать собственную цель и сконцентрировать внимание на определённом плане реализации.
  2. Если же у аудитории нет определённого мнения по теме, необходимо поставить цель – убеждение действовать, путём формирования у них точки зрения:- Если публика придерживается нейтральной позиции из-за недостаточной информированности, нужно донести и разъяснить необходимые сведения, а также ввести аудиторию в курс дела. Лишь после всего этого, можно прибегнуть к убеждающим призывам, которые должны побуждать к действию.- Нейтральная позиция аудитории по отношению к теме обсуждения является показателем того, что публика способна к непредвзятому рассуждению, и может признавать осмысленные аргументы. Правильной стратегией в этой ситуации является предоставление наилучших доводов и обоснование их отборной информацией.- Если слушатели с неопределённой позицией безразлично относятся к предмету обсуждения, необходимо устремить все силы на попытку сдвинуть их с нейтральной позиции. В такой ситуации не стоит заострять внимание аудитории на информации, и пользоваться материалом, который подтверждает последовательную цепочку доказательств. Наилучший вариант действий – акцент на мотивации и обращение к потребностям публики.
  3. Если слушатели вовсе не согласны с мнением, необходимо выяснить, представляется ли установка аудитории недружелюбной или же умерено противоречивой:- Если индивидуум в отношении к мнению настроен враждебно, нужно начать заходить издалека или же установить перед собой менее масштабную цель. Нет смысла надеяться на убедительность риторики и изменение отношения уже после первого разговора. Необходимо постепенно менять отношение к делу, побудить погрузиться в раздумья о важности данного мнения. Лишь после того, как мысль засядет в голове индивидуума, появится возможность действовать дальше.- Если позицией человека является умеренное противоречие, нужно привести ему собственные аргументы, и возлагать надежды на то, что их вес вынудит его принять необходимое мнение.

    Во время общения с публикой, которая настроена недружелюбно, нужно постараться преподнести информацию доступно и объективно для того, чтобы умеренно несогласные задумались над предложением.

Если произвести правильную оценку установок и взглядов публики, появится большой шанс произнести убеждающую речь.<\p>

Ремизова Лиана · 21 окт, 2016

Тех. данные: Количество слов: 1413 Время на чтение: 7 мин.
Распечатать

Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/nlp/2096-struktura-ubezhdayuschey-rechi.html

Собственно риторические средства

Для современной ораторской речи является
характерным сочетание логико-аналитических
и эмоционально-образных языковых
средств. Практика выступления лучших
ораторов показывает, что сухое деловое
выступление, сводимое к передаче «голой»
информации в современной, хорошо
осведомленной аудитории, остается без
внимания, а нередко вызывает скуку и
даже раздражение.

Поэтому начинающему оратору необходимо
овладеть приемами стилистического
синтаксиса, которые помогут достичь
экспрессивности, эмоциональности
публичного выступления.

Прием градации– нарастание смысловой
и эмоциональной значимости слов. Градация
позволяет усилить, придать им эмоциональную
выразительность фразе, сформулированной
мысли.

Прием инверсии– речевой оборот,
который как бы развертывает привычный,
общепринятый ход мыслей и выражений на
диаметрально противоположный.

Прием апелляциик собственным
мыслям, размышлениям, сомнениям позволяет
создать ситуацию доверительного общения
с аудиторией.

Специфика устной речи проявляется в
построении фраз и целых предложений.
Считается, что в публичном выступлении
предпочтение следует отдавать более
коротким предложениям, они лучше
воспринимаются на слух и запоминаются.

Назначение и особенности развлекательной речи

Развлекательная речьне содержит
иной цели, кроме заключающейся в ней
самой. Она сама по себе должна развлекать
и потешать слушателя. В ней – шутка и
серьезная мысль, правда и вымысел. Она
или проникнута единством связного
повествования, или состоит из анекдотов.
В ней юмор, много личного, ирония,
насмешливая серьезность, карикатура,
преувеличение.

Назначение информационной речи

Информационная речьпробуждает
любознательность и дает новое представление
о предмете. Она может быть повествованием,
описанием, объяснением.Информационная
речь
должна отвечать следующим
требованиям

а) в ней не должно быть ничего спорного;

б) она должна вызывать пытливость;<\p>

в) она должна удовлетворять запросы
слушателя;<\p>

г) сообщение должно быть актуально.

Особенности убеждающей речи

Убеждающая речьлогическими доводами
доказывает или опровергает какое-либо
положение. В этих речах любыми методами
– логическими или иными – оратор
убеждает согласиться с ним в спорном
вопросе. Такая речь стремится определить
образ мышления и поведения, но она не
призывает к непосредственному действию.

Призывающая к действию или агитационная речь

Призывающая к действиюречь являетсяагитационной, она заставляет
слушателя почувствовать потребность
сделать то, о чем просит оратор. Можно
призвать к действию новому, к продолжению
или прекращению прежнего.

Призыв к
действию бываетпрямым икосвенным.

Агитационнойречи свойственны
отличительные черты других речей она
должна содержать нео
бходимые
фактические данные, пробуждать психическую
восприимчивость, приводить к согласию.

Оратору в ходе выступления следует
избегать риторической позициипросителя.

10. Тип связи в тексте

Работа над композицией. После написания
плана оратору необходимо поработать
над композицией выступления, над
построением отдельных частей своей
речи. Как отмечают теоретики ораторского
искусства, наиболее распространенной
структурой устного выступления с
античных времен считается трехчастная,
включающая в себя следующие элементы:

  1. вступление,<\p>

  2. главную часть,<\p>

  3. заключение.

Каждая часть имеет свои особенности,
которые необходимо учитывать во время
подготовки к ораторской речи.

Написание текста выступления. Сначала
рекомендуется написать текст речи
начерно, не обращая внимания на
стилистические шероховатости, а затем
переписывать, исключая все лишнее,
исправляя неправильные и неточные
слова, подбирая наиболее яркие выражения
для передачи своей мысли и т.д.

Одним
словом, оратор должен хорошо поработать
над языком и стилем текста своей речи.
Подготовка письменного текста имеет
много преимуществ.

<\p>

Важно

Написанную речь можно прочитать
родственникам, товарищам, коллегам,
показать специалистам, добиваясь таким
образом улучшения содержания и формы
изложения, а этого не достигнешь, если
речь только в уме.

Написанная речь легче
запоминается и дольше удерживается в
памяти, нежели не оформленный в
окончательном виде материал. Кроме
того, написанный текст дисциплинирует
оратора, дает возможность избежать
повторений, неряшливых формулировок,
оговорок, заминок, делает его речь более
уверенной.

Овладение материалом выступления. Это
весьма ответственный этап в деятельности
оратора. Иногда его называют репетицией.
Написанный текст следует хорошо
осмыслить, проанализировать, выделить
основные смысловые части, продумать
связь между ними, несколько раз перечитать
текст, заучить отдельные фрагменты,
произнести вслух, восстановить в памяти
план и содержание.

Успех публичного выступления определяется
в первую очередь его содержанием. Поэтому
оратор должен приложить максимум усилий,
чтобы собрать интересный и полезный
для аудитории материал по выбранной
теме.

Поэтому при подготовке к выступлению
важно определить порядок, в котором
будет излагаться материал, т.е. составить
план.

План– взаимное расположение частей,
краткая программа какого-нибудь
изложения.

На разных этапах подготовки речи
составляются различные по цели и
назначению планы: предварительный,
рабочий и основной
.

Предварительный план. Его рекомендуют
составлять сразу после выбора темы и
определения целевой установки.

Рабочий план. Он составляется после
того, как изучена литература, обдумана
тема, собран фактический материал.

Совет

При
его написании необходимо не только
выделить вопросы выбранной темы, но и
отобрать из них самые существенные и
основные, определить, в какой
последовательности они будут изложены.

Врабочий планвносятся формулировки
отдельных положений, указываются
примеры, перечисляются факты, приводятся
цифры, которые будут использованы в
речи. Составление рабочего плана помогает
лучше продумать структуру выступления.

Основной план. На основе рабочего
плана оратору рекомендуется составить
основной план, называющий вопросы,
которые будут освещаться в выступлении.

Он пишется не столько для оратора,
сколько для слушателей, чтобы облегчить
им процесс восприятия речи. Формулировки
пунктов основного плана должны быть
предельно четкими и ясными.

Этот план
сообщается слушателям после объявления
темы выступления или во введении при
раскрытии цели речи.

По структуре планыбываютпростыеисложные.

При составлении плана важно соблюдать
основное требование, предъявляемое к
нему: он должен быть логически выдержанным,
последовательным, с естественным
переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по
одной и той же теме не существует. Каждый
выступающий по-разному подходит к
освещению темы и составляет свой план.
Кроме того, у оратора могут быть различные
варианты плана по данной теме.

Композиция речи– построение
выступления, соотношение его отдельных
частей и отношение каждой части ко всему
выступлению как единому целому.

В теории ораторского искусства под
композицией речипонимается
построение выступления, соотношение
его отдельных частей и отношение каждой
части ко всему выступлению как единому
целому.

Композиция будет меняться в
зависимости от темы, цели и задач, стоящих
перед оратором, от состава слушателей.
Однако естьобщие принципы построения
выступления, которые необходимо знать
оратору и учитывать в процессе создания
своей речи.

Принцип последовательности– каждая
высказанная мысль должна вытекать из
предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления– значимость, вес,
убедительность аргументов и доказательств
должны постепенно нарастать, самые
сильные доводы, как правило, приберегаются
к концу рассуждения.

Принцип органического единства
распределение материала и организация
его в речи должны вытекать из самого
материала и намерений оратора.

Принцип экономии– умение достигать
поставленной цели наиболее простым,
рациональным способом, с минимальной
затратой усилий, времени, речевых
средств.

Обратите внимание

Продумывая структуру главной части
речи, выступающий должен определить,
каким методом он будет излагать
материал, какие доводы возьмет для
доказательства выдвинутого положения,
какие ораторские приемы использует с
целью привлечения внимания слушателей.
Оратору необходимо умело расположить
все эти компоненты, чтобы своим
выступлением оказать желаемое воздействие
на аудиторию.

Структура выступления зависит прежде
всего от метода преподнесения материала,
избранного оратором.

Индуктивный метод– изложение
материала от частного к общему. Выступающий
начинает речь с конкретного случая, а
затем подводит слушателей к обобщениям
и выводам. Этот метод нередко используется
в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод– изложение
материала от общего к частному. Оратор
в начале речи выдвигает какие-то
положения, а потом разъясняет их смысл
на конкретных примерах, фактах.

Метод аналогии– сопоставление
различных явлений, событий, фактов.
Обычно параллель проводится с тем, что
хорошо известно слушателям. Это
способствует лучшему пониманию
излагаемого материала, помогает
восприятию основных идей, усиливает
эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод– расположение
материала вокруг главной проблемы,
поднимаемой оратором. Выступающий
переходит от общего рассмотрения
центрального вопроса к более конкретному
и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод– последовательное
изложение одного вопроса за другим.
Рассмотрев какую-либо проблему, оратор
уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод– изложение
материала в хронологической
последовательности, описание и анализ
изменений, которые произошли в том или
ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов
изложения материала в одном и том же
выступлении позволяет сделать структуру
главной части речи более оригинальной,
нестандартной.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2690653/page:13/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector