Понятие, виды и функции мотивов личности в психологии

Мотив – психология

Начиная с определения понятия «мотив», необходимо отметить отличные друг от друга смысловые нагрузки, которые разные исследователи вкладывают в этот термин.

Некоторые из них считают, что мотив — это объяснение того, почему человек поступил именно так, а не иначе. Другие же знаменитые психологи (например, А. Н. Леонтьев и Б. Ф.

Ломов) считают мотив не чем иным, как психологическим стимулятором сознания — тоже распространенное определение.

Обратите внимание

Но именно с последней трактовкой не согласны многие современные тренеры по психологической устойчивости, а также нейролингвистическому программированию, которые считают, что мотивация сознания вообще и мотив к совершению какого-то одного действия — это совершенно разные вещи.

Для того, чтобы лучше понять саму суть мотива в психологии личности, следует рассматривать этот вопрос с нескольких сторон:

  1. Мотив как цель. Является наиболее распространенной, так как объясняет саму смыслообразующую суть мотива и отвечает на вопросы, как и зачем человек что-либо делает, что его подталкивает на совершение тех или иных действий. То есть, согласно этой точки зрения, мотив считается стимулятором потребности, но никак не деятельности. Кроме того, в данном случае остается непонятным, почему человек для достижения определенной цели прибегает к использованию каких-то определенных средств, а не иных;
  2. Мотив как потребность. Объясняет возникновение источника энергии для волевой активности;
  3. Мотив как намерение. Этот подход объясняет то, чего именно человек хочет достичь;
  4. Мотив в психологии как показатель устойчивого качества личности. Некоторые европейские психологи считают, что личные качества человека являются не менее важными, чем внешняя мотивация;

Мотив, потребности и мотивация в психологии

Мотивация в психологии — это совокупность мотивов (побуждений), которая определяет жизненную активность личности. Кроме того, имеет значение для мотивации потребность, совокупность ситуативных факторов, также в определенной мере детерминирующих поведение человека.

То есть, все вышеизложенное можно рассмотреть на определенном примере.

Человек испытывает в чем -либо потребность (нехватку), однако до тех пор, пока у него не будет должного мотива (стимула), он не приступит к ее достижению.

А вот то, насколько сильным должен быть мотив, предопределяют ситуативные факторы, поведенческие детерминанты. То есть, понятие мотива и мотивации тесно связаны между собой.

Наглядная ситуация

Но для того, чтобы человек пошел и украл еду этого мотива будет явно недостаточно — срабатывает поведенческая детерминанта, которую еще можно назвать воспитанием, ведь на протяжении всей жизни внушали «не укради».

Да и добавится к этому страх быть осужденным общественностью. Нет, не вариант — и человек продолжает терпеть голод.

Но в том случае, если изменится мотив — например, стимулирующим фактором будет страх голодной смерти, то тогда уже не сможет ничего удержать от предосудительного поступка. Хотя тоже, не всех.

Функции мотивов

Главной функцией мотива является стимулирование человека к действию.

В данном случае следует выделять ситуативные мотивы, основные функции, которые побуждают к осуществлению сиюминутных действий (как правило, это низменные мотивы — страх, голод, злоба, боль), а также мотивацию сознания — совокупность мотивирующих факторов, которые и предопределяют жизненную позицию человека вообще. Выражаясь иными словами, они выстраивают личностную активность на протяжении всего периода существования индивидуума. Итак, какие же основные виды мотивации сознания принято выделять?

  • Сексуальная мотивация. Нет, не любовь (которая к ближнему своему как к самому себе и все прощает). Речь идет именно о сексуальном влечении мужчины к женщине и наоборот. Сильнее мотива нет и быть не может, и в этом нет ничего предосудительного.
  • Страх. Тоже очень сильный мотив для сознания человека. Тот, который боиться наказания, причем боится его сильно, будет работать намного лучше, чем наемный работник.
  • Ненависть, злоба. Заставляет (мотивирует) человека совершать сиюминутные поступки, причем достаточно необдуманные и противоречащие зачастую вообще какому-либо здравому смыслу (все тоже самое можно сказать и про сексуальное влечение).

Еще одной функцией мотива является возможность посредством него осознать для самого себя, почему я поступил так, а не иначе. Или же другой человек — почему сделал определенные вещи, какой мотив у него был?

Например — пешеход перешел дорогу на красный свет и прямо перед едущими с большой скоростью автомобилями. Рисковал своей жизнью, по факту. Зачем? Все очень просто — у него был мотив не опоздать на работу, где за нарушения распорядка трудового дня его бы ждало неминуемое увольнение.

Основные мотивы человека

Принято подразделять виды мотивов на низменные и социальные — если первые больше связаны с банальными потребностями (еда, сон, половое влечение) и происходят на подсознательном уровне, то вторые имеют отношение к высшей нервной деятельности:

  1. Самореализация — мотив, стимулирующий человека раскрыть свои таланты, быть полезным обществу, в конце-то концов!
  2. Познавательный интерес — человеку в любом случае будет интересно узнавать что-то новое, можно сказать, что эта особенность заложена на генетическом уровне, а задачей внешнего влияния становится усиливать эту мотивацию;
  3. Самоутверждение — мотив, направляющий деятельность на то, чтобы доказать самому себе и социуму способность совершать те или иные поступки, достигать определенные высоты, добиваться каких-то результатов;
  4. Материальные стимулы (денежное вознаграждение) — как это странно ни звучит, но в определенной степени уступает всем перечисленным выше мотивам;
  5. Социальные мотивы (ответственность за ближних, слабых, в какой-то степени желание бороться за справедливость) — эти мотивы в большей мере предопределены поведенческими детерминантами, связанными с воздействием внешних факторов (того же социума);
  6. Идентификация с кумиром — в этом случае все просто, человек хочет быть похожим на того, кого считает идеалом.

Виды и классификация мотивов по мнению западных психологов

Приведенная классификация в большей мере связывает мотив и потребность человека:

  • Мотивы достижений — самореализация и самоутверждение. Индивидуум стремится доказать самому себе, что он способен совершить тот или иной поступок. Мотив достижения в психологии и педагогике приобрел огромнейшее коммерческое значение;
  • Мотивы успеха — соответствуют идентификации с кумиром. То есть, в этом случае возникает мотив к осуществлению определенной деятельности при оценке успехов другого человека;
  • Мотивы власти;
  • Мотивы аффилиации — стремление быть признанным общественностью, пребывать в окружении других людей, пользоваться их уважением;
  • Мотивы помощи — отождествляются с социальными мотивами (побуждение помогать слабым, попавшим в беду и так далее).

Иерархия потребностей по Маслоу

Известный западный психолог А. Маслоу выстроил так называемую пирамиду потребностей, которая предполагает четкую их иерархию от низших к высшим. Вот так выглядит предложенная им классификация потребностей:

  1. Витальные потребности — голод, сексуальное влечение, сон и т. д.;
  2. Потребность в безопасности;
  3. В принадлежности к какой-то определенной социальной группе, где человеку будет приятно находиться, и он будет чувствовать уважение по отношению к своей персоне;
  4. Потребность в уважении и почтении у своей персоны, а также к своим достижениям. Борьба за престижный статус в обществе. Особо важно для человека получать одобрение от тех людей, которые до определенного момента не испытывали какой-то благосклонности к нему;
  5. Когнитивная потребность — познание нового;
  6. Эстетическое наслаждение, чувство прекрасного;
  7. Потребность в самосовершенствовании, формировании определенных личностных качеств, развития себя как волевой личности.

Первые две категории относятся к потребностям нужды, все последующие — к потребностям роста. Такая вот строгая иерархия.

Одним из принципиальных постулатов концепции Маслоу о потребностях является то, что невозможно по определению удовлетворение более высоких потребностей человека при неудовлетворенности более низкими.

Говоря иными словами — голодному человеку не будет особо интересно познавать произведения искусства или же личностный рост.

И это легко объяснить — неудовлетворенность витальными функциями формирует в головном мозге доминанту возбуждения, из -за которой и все остальные импульсы, поступающие к центральным отделам нервной системы, остаются не воспринятыми.

Что такое соподчинение мотивов?

Под этим понятием подразумевается доминирование более сильного мотива над менее выраженным. Для того, чтобы стало немного понятнее, как именно проявляется соподчинение мотивов, следует разобрать наглядный пример. Итак, ребенок хочет пойти погулять с друзьями, которые его зовут прямо сейчас.

Мотив понятен — нежелание потерять уважение в обществе, быть принятым наравне со всеми и так далее. Но этот ребенок остается дома и рисует, потому что хочет этим порадовать маму.

То есть, более высокий мотив доминирует над более низким, что связано с определенными поведенческими детерминантами и уровнем развития личности.

Источник:

Мотив | Мир Психологии

Мотив (англ. incentive)

  1. материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью Мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта;
  2. психический образ данного предмета.

В англоязычной литературе (см., напр., словарь Вебстера) принимается более широкое толкование М. (motive): нечто внутри субъекта (потребность, идея, органическое состояние или эмоция), побуждающие его к действию.

Поэтому во избежание смысловых ошибок, слово motive следует переводить как «побуждение», «состояние побуждения», «стремление», «импульс», «мотивация» (а иногда и как «мотивировка»).

Часто допускается, что у человека и животных могут возникать состояния побуждения (влечения) без переживания и осознания мотива. Это может означать 2 ситуации:

  • ситуацию «неопредмеченной» потребности;
  • ситуацию неосознанного мотива.

1-я ситуация возникает при отсутствии прошлого (индивидуального или инстинктивно-видового) опыта удовлетворения переживаемой потребности; лишь по мере приобретения такого опыта и формирования соответствующего знания у индивида формируются представления о предметах, способных удовлетворять ту или иную потребность.

2-я ситуация, с одной стороны, является общим случаем для животных, деятельность которых имеет неосознанный и непроизвольный характер; с др. стороны, и человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего поведения и деятельности.

Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной психологической триаде «потребность — мотив — деятельность» А.Н. Леонтьев. Источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности.

Однако между мотивом и потребностью, между мотивом и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности и т.д.

Важно

Нередко деятельность имеет сразу несколько М. (т.е. является полимотивированной); точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/motiv-psihologiya.html

Виды мотивов в психологии

Пожалуй, все согласятся с тем мнением, что людьми движут определенные мотивы и ничто не делается просто так. Давайте вместе попытаемся раскрыть основные понятия и виды мотивов.

Человеческая мотивация — это движущая сила, которая запускает физические и психические функции, а также побуждает человека к активности и достижению определенной цели. Виды мотивов можно разделить на два уровня: сохранения и достижения.

Наиболее часто люди используют только первый вариант и вся их сила направлена на то, чтобы удержать уже созданное. Что касается мотивов достижения, они требуют постоянной активности для получения желаемого.

Давайте рассмотрим существующие виды мотивов в более развернутом варианте.

Виды мотивов и их характеристика

  1. Внешние — возникают на основе внешних составляющих, к примеру, увидев у другого человека желаемую вещь, возникает желание заработать деньги и также приобрести ее.
  2. Внутренние — возникают внутри самого человека, это может быть желание сменить обстановку, создать собственное дело и т.д.

  3. Положительные — крепятся на положительных утверждениях, например, «буду много работать, получу много денег» и т.д.
  4. Отрицательные — основаны на факторах, которые отталкивают человека от свершения ошибки, например «если просплю, опоздаю» и т.д.
  5. Устойчивые — направлены на удовлетворение первоначальных нужд.

  6. Неустойчивые — требуют постоянного подкрепления.

Читайте также:  Насколько опасно диссоциативное конверсионное расстройство?

Можно выделить следующие виды мотивов в психологии — мотив самоутверждения, идентификации (стремление быть похожим на кумира), власти, процессуальные (желание заниматься любимой деятельностью), саморазвития, достижения, просоциальные (ответственность перед обществом), аффилиации (поддержание хороших взаимоотношений с другими людьми).

Функции и виды мотивов побуждают человека к действию, создают и направляют его деятельность в нужное русло, а также контролируют и поддерживают поведение, которое направлено на достижение результата.

Виды мотивов и потребностей человека были созданы для того, чтобы он мог правильно определить свою деятельность и заниматься теми процессами, которые смогут принести пользу как ему, так и обществу. Поведение человека формируется исходя из того, что он хочет получить в итоге.

Виды мотивов деятельности являются своего рода катализатором, который запускает в человеке активность и разжигают энтузиазм. Для успешного развития деятельности, человеку необходимо грамотно составить режим работы и научиться контролировать себя. Самомотивация рождает другие виды мотивов, которые также побуждают человека к активной деятельности.

Не стоит забывать о том, что для того, чтобы добиться желаемого результата, стоит задаться подходящим для этого мотивом.

Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятель­ность, то, ради чего эта деятельность осуществляется.

Мотив (в узком понимании Леонтьева) – как предмет потребности, т.е., чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к ка­тегории «потребность».

Мотивы формируются из потребностей человека. Потребность – состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных благах.

А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Г. Асеев итд. Мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побужде­ния. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, жела­ния, хотения (16).

Предметное содержание мотива

1. Диспозиционные мотивы, являются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности. Это мотивы достижения, мотив «афериации», власти, помощи.

2. Функциональные мотивы, связаны с конкретными видами деятельности человека (учебные, профессиональные, политический деятельностью). Мотивы могут быть в большей или в меньшей мере осознанными или неосознаваемыми.

Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрения, и цели, ее жизни и деятельности. Направленность – это то, что подталкивает человека.

  1. Влечение, — наиболее примитивная биологическая форма направленности.

  2. Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

  3. Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

  4. Интерес – познавательная форма направленности на предметы. При включении в интерес волевого компонента он становиться склонностью.

  5. Идеал – то, что влечет человека, — это конкретизируемая в образе или в представлении предметная цель склонности.

  6. Мировоззрение – это система философских, эстетических, этических, естественно научных и других взглядов на окружающий мир.

  7. Убеждение – это высшая форма направленности, это система мотивов личности, побуждающая поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрениями. (Чужой реферат)

Функции мотивов

Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов:

  • побуждения
  • смыслообразования

Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопут­ствующие им мотивы выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоцио­нальных, аффективных, лишенных смысла о бракующей функции.

Это — мотивы-стимулы, В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а дру­гой — функцию дополнительной стимуляции.

Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — при­дает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мо­тива, то он может стать только понимаемым.

Совет

И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена (16).

По отношению к деятельности, мотивация выполняет три основные функции:

1. Побуждающая, — это двигательный импульс, эмоционально-волевое стремление личности к чему-либо.

2. Организующая функция, — возникновение мотивов способствует выделению и постановки цели.

3. Смыслообразующая функция, — придание деятельности, глубокого личностного смысла. Значимость деятельности для личности определяется мотивами, причем приоритетными в его мотивационной сфере.

Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, по­буждает его.

Актуализация мотива на стадии выполнения обес­печивает постоянно высокий уровень активности действия.

Поддержание мотивации на стадии завершения действия связа­но с оценкой результатов, с успехом, что способствует под­креплению мотивов (16).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Сово­купность всех мотивов к данной деятельности называется моти­вацией деятельности данного индивида (16).

Источник: http://live-leader.ru/vidy-motivov-v-psihologii/

Психическое понятие мотива. Контрольная работа. Психология. 2014-12-23

темы заключается в том, что поведение человека направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий. Значимость, которую субъект при этом приписывает следствиям, определяется присущими ему ценностными диспозициями, которые чаще всего обозначают словом «мотивы».

Понятие «мотив» в данном случае включает такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д.

При всех различиях в оттенках значения этих терминов указывают на «динамический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели.

При таком понимании можно предположить, что мотив задается таким целевым состоянием отношения «индивид- среда», которое само по себе (хотя бы в данный момент времени) желательнее или удовлетворительнее наличного состояния.

Цель

контрольной работы – изучить трансформацию содержания понятия “мотив” в истории психологии.

Задачи работы:

– дать определение мотива;

рассмотреть виды мотивов;

охарактеризовать роль мотивов в жизнедеятельности человека.

1. Психическое понятие мотива

Деятельность всегда побуждается определенными мотивами.

Мотивы – это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Обратите внимание

Понятие “мотив” (от лат. movere – двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином “мотивация” в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

Мотивы – это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация [7].

Мотив не может быть адекватно объяснен сам по себе, вне неразлучных связей и изначальной включенности в систему тех детерминант – образа, отношения, действия, личности, которые конституируют общий строй психической жизни. Его “служба” в этой жизни предопределена тем, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели, поддерживая энергетическую напряженность поведения на всем пути стремления к ней.

Важно

Будучи непременным “запалом” любых действий и их “горючим материалом”, мотив издавна выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (например, удовольствия или неудовольствия), побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д. Переходя от житейской мудрости к научным объяснениям, следует начать со взглядов на мотив в эпохи, когда изучение психологических вопросов считалось занятием для философов [7].

В период античности была проведена различительная линия не только между чувственным познанием и мышлением, но также между этими разрядами явлений и побуждениями человека. Это отразилось на представлении о различных “частях” (у Аристотеля – функциях) души. Как отмечалось, они изображались разделенными даже анатомически.

Пифагор, Демокрит, Платон помещали разум в голове, мужество – в груди, чувственное вожделение – в печени. У Платона это разграничение приобрело этический характер. Он считал разумную душу (она осела в голове, как наиболее близкая к небесам, к нетленному царству идей) высшим достоянием человека.

Низкая – “алчущая” – часть души уводит к низменным целям, препятствует благородным мотивам. На разум возлагалась задача “обуздания” этих рвущих человека в разные стороны побуждений.

В образной форме Платон описал проблему конфликта мотивов в известном мифе о колеснице, в которую впряжены два коня противоположных цветов – черный и белый; каждый тянет в свою сторону.

2. Виды мотивов

Существует несколько основных видов мотивов.

Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив самоутверждения является достаточно действенным побудительным фактором, который руководители пытаются актуализировать у своих подчиненных, усиливая мотивацию к деятельности.

Совет

Над молодым специалистом, который не производит впечатления компетентного человека, насмехаются коллеги. Затронуто чувство собственного достоинства, самолюбие юноши, а он хочет, чтобы его ценили, уважали, воспринимали как интеллектуала и специалиста. Стремление самоутвердиться будет побуждать его наверстывать упущенное, совершенствовать свои способности и навыки [5].

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности – существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации. Идентификация с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического “заимствования” энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой

Мотив власти – это стремление субъекта влиять на людей. Потребность во власти – одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например, руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти.

Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими – это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия.

Читайте также:  Зацикленность: как перестать думать о человеке, который тебе нравится?

Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив [3].

Мотив власти является едва ли не единственным мотивом деятельности, активность которого не следует усиливать, поскольку последствия могут быть ужасными.

Обратите внимание

Актуализация мотива власти способна, конечно, увеличить общий уровень мотивации и побуждать человека к деятельности.

Но принимая во внимание нежелательное влияние этого мотива на личность (и вред для коллектива), следует довольно осторожно (в случае невозможности увеличить силу других мотивов) актуализировать этот мотив.

Процессуально-содержательные мотивы – это побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.

В случае же действия процессуально – содержательных мотивов человеку нравится (и побуждает к активности) процесс и содержание определенной деятельности.

Мотив саморазвития

Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию – это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность [4].

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность и важность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения – это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Важно

Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Просоциальные мотивы

К этой группе относятся мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой или обществом.

В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственности, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации

Аффилиация – это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение – это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или во всяком случае симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация – это побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать.

Таким образом, негативная мотивация (и наказание в том числе) – достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако он не лишен многих недостатков и нежелательных последствий.

3. Роль мотивов в жизнедеятельности человека

Мотивы играют огромную роль в жизнедеятельности человека, в том числе в деятельности менеджера. Они побуждают и направляют деятельность человека. Мотивы имеют смыслообразующую функцию, они придают личностный смысл целям, действиям, их содержанию.

Также мотивация определяет зону целей. А следовательно, через выбор в этой зоне цели определяется и отбор, выбор собственно действий.

Совет

Таким образом, мотивы выполняют функцию активации, включают механизмы активации. Среди ролей мотивации следует выделить функцию субъективного окрашивания цели – функцию смыслообразования.

Ну и, конечно, мотивы оказывают стимулирующую функцию на деятельность человека.

Для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация.

Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается.

В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности [2].

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Например, уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным.

Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Правильно говорят, если человек хочет что-то сделать, то он ищет, как сделать это, если же не хочет, то ищет отговорки и причины, которые позволят ему не заниматься этим. Таким образом, если дать человеку стимул действовать, то он будет делать работу, которой занимается, в разы лучше того, у кого нет стимула.

Если же при этом у него есть еще и огромная мотивация, то он горы свернет, но получит то, к чему идет, не важно, что окружающим задуманное кажется нереальным или невыполнимым, ему на это совершенно наплевать.

Просто потому, что он имеет цель, и огромный стимул достичь ее, он не смотрит на преграды и не думает о трудностях, с которыми может столкнуться, и все потому, что он замотивирован, и чем больше его мотивация, тем большего он достигнет.

Обратите внимание

И все по той простой причине, что у него есть, зачем делать это, как правило, люди, не имеющие стимула делать что-то, делают это спустя рукава, даже если это надо им самим.

А если начинают идти к чему-то большему, то, если они не обладают достаточно сильным стимулом, начинают смотреть на преграды и думать, как же мне достичь этого, тут уже начинают появляться отговорки наподобие: «это же так сложно», или, «а вдруг у меня ничего не получится», «вдруг надо мной будут смеяться», «а что подумают обо мне окружающие и те, кто меня знают».

психический мотивация человек

Заключение

Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать следующий вывод.

Мотив – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания.

Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям.

В качестве таковых выступают:

а) характер участия в деятельности;

б) время (протяженность) обусловливания деятельности;

в) социальная значимость;

г) факт их включенности в саму деятельность или нахождения вне ее;

д) определенный вид деятельности, например учебная мотивация, и др.

Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, требуют существенных изменений в психологии и поведении людей, и без таких изменений проводимые реформы вряд ли дадут желаемые результаты.

В ходе соответствующих преобразований люди должны научиться по-новому относиться к тому, что происходит с ними и вокруг них, а для этого необходимо изменить их психологию, и в первую очередь мотивацию социального поведения.

Список литературы

1.Айламазьян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. 2011. – № 1

Важно

2.Ассев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, доктора психол. наук. М., 2011.

.Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудачи (авторская разработка психодиагностической схемы). М., 2012.

.Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5. М., 2012

.Оллпорт Г. Личность в психологии. М., 2011.

.Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – СПб. – 2012.

.Подольский А.И. Психология развития человека: в поисках новых подходов. М., 2012

.Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: Практическое руководство. – СПб.-2011.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=795164

Мотивы личности (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

“КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Факультет психолого-педагогический

Кафедра психологии

Контрольная работа

По Психология личности

Мотивы личности

Студентки Микульските С.И.

г. Симферополь

2008 – 2009 уч. год.

План

1. Понятие мотива личности

2. Структура, характеристики и функции мотива

3. Классификация мотивов

4. Мотивационные образования и мотивационные черты личности

5. Мотивация личности

Литература

1. Понятие мотива личности

Проблема мотивов личности является сложной психологической темой, в ней можно выделить следующие основные проблемы. Проблема собственно мотивов, мотивации и мотивационной сферы личности.

Вообще, проблема мотивов и мотивации поведения – одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. “Трудность здесь состоит в том, – писал Б. Ф.

Ломов, – что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения”.

В свое время Гегель так выразил свое понимание человека: “Субъект есть деятельность удовлетворения влечений”. Не случайно поэтому многие психологи подчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека.

Несмотря на выдающуюся значимость самой проблемы, психологи по сей день не способны даже определиться в понятиях и соотношениях между ними.

Дело порой доходит до того, что предлагается вообще снять с повестки дня ту или иную психологическую категорию.

Поэтому А, Н, Леонтьев с грустью констатировал в свое время, что проблема мотивации и мотивов напоминает ему мешок, куда ссыпали самые разные понятия.

Совет

Когда ищут ответ на вопрос, “что же такое мотивы”, нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: “зачем”, “для чего”, “почему”, “отчего человек ведет себя именно так, а не иначе”? Чаще всего бывает так, что то, что принимают за мотив, позволяет ответить только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все. Это снижает объяснительный потенциал даваемого определения, и психологи приступают к поиску другого, более адекватного поставленной задаче.

Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены. Это – намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.

А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А, Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В, С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ф.

Читайте также:  Что является результатом процесса социализации индивида?

Годфруа),

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Мотив как цель (предмет ). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы “зачем” и “для чего” осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев). Однако, как подчеркивает Л. И.

Божович, если и можно согласиться с этой точкой зрения, то только в той ее части, что предмет может стать побудителем потребности, но не деятельности человека, Кроме того, этот взгляд на мотив на отвечает на вопрос: “почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения?”

Мотив как потребность . Эта точка зрения на мотив, высказанная Л. И. Божович, А, Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С.

Л, Рубинштейном, дает ответ на вопрос “почему осуществляется активность человека”, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды.

Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы “зачем” и “для чего” человек проявляет эту активность.

Мотив как намерение . Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: “чего он хочет достичь?”, “что и как хочет сделать?” и тем самым понять основания поведения.

Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели.

Обратите внимание

То, что намерение обладает побудительной силой – очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

Мотив как устойчивое свойство личности . Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации.

Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин.

Однако, принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

Мотив как побуждение . Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости.

Поэтому большинство психологов считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка – внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В. И.

Ковалев так определяет мотив: мотивы – это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании.

Из данного определения вытекает, что мотив – это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.

Понятно, что принятие в качестве мотива побуждения раскрывает его энергетическую сторону, но не дает ответы на иные вопросы.

Понятно и то, что попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту – это тупиковый путь, поскольку поведение как системное образование обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации.

Важно

Поэтому монистические подходы к пониманию сущности мотива не оправдывают себя, что вынуждает заменить его плюралистическим,

В этой связи, как подчеркивает Е. П. Ильин, “все перечисленные психологические феномены …

могут влиять на формирование конкретного мотива, но ни один из них не может подменить мотив в целом, так как они являются лишь его компонентами”.

Неслучайно поэтому в последнее время все чаще звучит мысль о том, что детерминация поведения человека осуществляется не отдельными, пусть и весьма существенными, но разрозненными факторами, а их совокупностью.

Поэтому для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены.

Следовательно, мотив личности – это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.

2. Структура, характеристики и функции мотива

Структура каждого конкретного мотива выступает как основание действия, поступка человека, Е. П, Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:

– потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;

– блок внутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее (интересы и склонности), декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки), недекларируемый нравственный контроль (уровень притязаний), оценку своих возможностей (т. е. своих знаний, умений, качеств), оценку своего состояния в данный момент, учет условий своих достижения своих целей, предвидение последствий своих действий, поступков, деятельности в целом;

– целевой блок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребности.

В состав мотива могут входить один или несколько компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а другие – вспомогательную, сопутствующую. Таким образом, в структуре мотива находят отражение несколько причин и целей.

Совет

Кроме того, такое понимание мотива позволяет по новому взглянуть на так называемое полимотивированное поведение человека. По сути, в основании такого поведения лежит не одна, а несколько причин, несколько компонентов, входящих в структуру мотива.

Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива. Сила мотива выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности.

Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, свобода творчества.

Кроме того сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.

Источник: http://MirZnanii.com/a/197976/motivy-lichnosti

Мотивационная сфера личности. Структура мотивационной сферы личности

Что же такое мотивационная сфера личности? У каждого живого существа есть свои определённые потребности, которые стимулируют то или иное поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей.

Количество и уровень потребностей у каждого человека разный, что обусловлено разным образом жизни, условиями существования, уровнем организации и места в обществе. Однако, потребность – это обособленное понятие, а удовлетворение потребностей невозможно без управления своим поведением, своими действиями.

Таким образом, потребности вызывают мотивацию, которая, в свою очередь, формирует то или иное поведение, для удовлетворения потребностей. Например, человек пошёл в магазин – это поведение, мотивация – для того, чтобы купить продукты, а продукты нужны для того, чтобы удовлетворить человеческую потребность в еде.

То есть, мотивация – это система причин, которые объясняют поведение людей. А, как мы понимаем, если каждому присущи потребности (пусть даже самые примитивные), то значит каждый обязательно имеет побудительные мотивы своих поступков.

Структура мотивационной сферы личности

Для данной структуры характерна смена преобладающих мотивов в связи с изменением возраста, положения в обществе, образования, материального благосостояния, уровня воспитания и даже места проживания. Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком.

А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими. Однако, конкретные мотивы могут возникать у человека ситуативно – по мере возникновения определённых потребностей.

И, несомненно, доминирование тех или иных мотивов напрямую зависит от направленности конкретной личности.

Обратите внимание

Основными компонентами данной сферы личности являются как потребность, влечение, так и определённые интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и пр.

У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:

  • органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности);
  • материальные (потребность в деньгах, в имуществе);
  • социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости);
  • духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).

Характеристика мотивационной сферы личности

Мотивационная сфера личности является одним из самых значимых разделов психологии, поскольку мотивации определяют конкретное поведение человека, его поведенческую активность, направленную на достижение целей, которые связаны с удовлетворением человеческих потребностей.

Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:

  • разнообразие мотивов;
  • множественный характер;
  • гибкий характер;
  • существование определённой иерархии;
  • наличие структуры;
  • устойчивый характер мотивов;
  • динамичность мотивов;
  • мотивационная сила

Под разнообразием мотивов подразумевается большое количество существующих побуждений к действиям.

Множественность связана с увеличением самих потребностей, способов и средств для удовлетворения таких нужд.

Гибкость мотивация обусловлена тем, что каждая личность может различными способами и средствами удовлетворять сходные человеческие потребности.

Иерархичность же мотивов неизбежна, поскольку в каждой мотивационной структуре есть свои главенствующие, доминирующие, а есть те, которые играют второстепенную роль, и их удовлетворение не ставится человеком на психологическом уровне первоначальными. Каждая из потребностей удовлетворяется последовательно, начиная с самых низменных – физиологических.

Наличие структуры мотивация неизбежна, потому как несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию. Например, органические потребности (это мотив) объединяет в себя несколько потребностей – в еде, воде и пр.

Устойчивый характер подразумевает под собой длительное сохранение мотивов, которые не исчезают после удовлетворения тех или иных потребностей. Мотивы могут только несколько претерпевать изменения, требовать более совершенных способов своего удовлетворения. Например, материальные мотивы со временем могут быть удовлетворены всё большим количеством денег и материальных благ.

Важно

А динамичность определяется изменением силы и приоритетности мотивов, потому как в зависимости различных факторов меняется внутреннее отношение человека к своим потребностям – какие-то побуждения начинают доминировать, другие уходят на второй план.

Однако, следует понимать, что характеристика мотивационной сферы личности включает в себя также определение видов мотиваций:

  • ситуационные мотивации, включающие в себя факторы. Побуждающие индивида к действиям в зависимости от определённых ситуации. Такие ситуации могут возникать внезапно в зависимости от поступков и действий других людей (коллег, подчиненных, родных, врагов), от социального положения и даже от настроения конкретного человека;
  • диспозиционные мотивации, это внутренние мотивации личности, которые формируются в зависимости от трудовой деятельности человека, его материальных, духовных и физиологических потребностей.

Но, независимо от вида мотивации, целью является, опять же, удовлетворение потребностей.

Однако, мотивационная сфера личности только лишь с одной стороны характеризует индивида. Помимо данной сферы существует и эмоциональные, волевые и интеллектуальные моменты, которые взаимосвязаны между собой, не могут существовать отдельно.

Источник: http://www.edu-psycho.ru/motivacionnaya-sfera-lichnosti-struktura-motivacionnoy-sfery-lichnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector