Причины и последствия психических расстройств у подростков

Психические расстройства и заболевания у детей и подростков

Детский и подростковый периоды являются важными этапами в становлении человека как личности.

Психические расстройства у детей часто являются следствием неправильного воспитания, наличия у ребенка специфических черт характера (например, повышенная возбудимость или склонность к депрессии), в некоторых случаях к патологии имеется генетическая предрасположенность.

Однако нельзя утверждать точно, что у ребенка, у которого родители имеют то или иное психическое расстройство, обязательно проявятся симптомы заболевания. Для возникновения клинической картины необходим триггер – раздражающий фактор внешней среды.

В детском возрасте таким триггером может послужить сильное эмоциональное потрясение (смерть близкого человека). Иногда для дебюта психического расстройства будет достаточно конфликтной ситуации с родителями. Поэтому очень важно выслушивать своего ребенка, так как любые, даже незначительные на Ваш взгляд, психологические проблемы могут проявить себя в дебюте психического заболевания.

Откуда берется психическое расстройство?

Познавательная функция присуща каждому человеку в той или иной степени. Младенец инстинктивно понимает интонации и эмоциональную окраску предложений. Дети, в силу своей впечатлительности, способны впитывать как позитивную, так и негативную информацию, всегда открыты для чего-то нового.

Не зря в школах проводится тестирование на тему будущей профессии, это позволяет грамотно подступить к вопросу о работе в социуме. Общество формирует из детей людей с определенными привычками и повадками, моральными устоями.

Поэтому любое неодобрение или в шутку сказанное слово могут сильно повлиять на психику ребенка.

Психические заболевания у детей можно поделить на несколько категорий:

  • тревожно-фобические расстройства;
  • шизофрения;
  • диссоциальное расстройство личности;
  • депрессия.

Болезнь может проявить себя внезапно на фоне абсолютного психоэмоционального благополучия. В таком случае внимательные родители могут сводить ребенка к психотерапевту и своевременно начать коррекцию его поведения.

Но иногда, особенно при вялотекущей шизофрении, расстройства личности носят постепенный характер.

Дебют данного психического расстройства зачастую считается «игрой гормонов» на фоне пубертатного периода и не воспринимается окружающими всерьез.

Виды психических расстройств

  • Тревожно-фобическое расстройство. Страх является нормальным защитным механизмом человека. Но если по какой-то причине информация извне воспринимается ребенком как вражеская, то формируется стойкая патология восприятия окружающего мира. Дети с таким психическим расстройством чаще всего испытывают страх темноты, высоты, одиночества. Разумеется, фобии могут развиться по отношению к любому предмету, это зависит от травмирующей ситуации, которая привела к заболеванию.
  • Шизофрения – хроническое заболевание с наследственной предрасположенностью. Ранние признаки включают в себя замкнутость, апатию, нежелание учиться и общаться со сверстниками, агрессивность. В дальнейшем присоединяются галлюцинации, голоса и «эхо мысли в голове». Может наблюдаться  у детей и подростков, однако чаще всего симптомы начинаются в пубертатном периоде.
  • Расстройство социальной сферы – нежелание и неумение подчиняться нормам, которые являются заведомо правильными в обществе. Проблема чаще всего кроется в некорректном воспитании ребенка.
  • Депрессия. Часто проявляется в подростковом возрасте. Постоянное внутреннее напряжение и невозможность выхода из стрессовой ситуации провоцирует потерю смысла жизни, мир предстает в серых красках.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Синдром Ретта или цереброатрофическая гипераммониемия

Симптоматика психических расстройств

При просьбе нарисовать рисунок ребенок будет проявлять себя по-разному: при депрессии – преобладание черных и серых цветов, мрачное восприятие мира. При фобиях – как правило, широко раскрытые глаза, множество черных полос и жуткие изображения.

При шизофрении – рисунки носят абстрактный характер, в глаза сразу бросается необычность видения обычных вещей. При диссоциальном расстройстве- агрессивное нажатие карандаша в виде отчетливых черных полос, часто картины убийств, сцен насилия и прочего.

Психические отклонения могут проявляться по-разному:

  • панические атаки, страхи, фобии, повышенная тревожность;
  • параноидальные проявления, навязчивые мысли и действия;
  • быстрая смена настроения;
  • ощущение нереальности происходящего, деперсонализация;
  • раздражительность и агрессивность без причины;
  • апатия, нежелание общаться с другими людьми, уход в себя;
  • головные боли, имеющие разный характер: от пульсирующей и локализованной до разлитой;
  • болевой синдром в других органах и системах при исключении органической патологии;
  • нарушение мышления, галлюцинации, неадекватная эмоциональная реакция на повседневные вещи;
  • вычурные позы, мимика, активное жестикулирование.

Психические расстройства у детей легко спутать со специфическими чертами характера.

Лечение

Терапия направлена на выявление причины, которая привела к личностным изменениям ребенка. Психические расстройства у подростков должны быть диагностированы своевременно, в частности, при шизофрении. Потому что чем раньше было начато лечение, тем больше вероятность успеха от применения медикаментозных препаратов.

Посещать психолога или психиатра – вопрос, который решается со временем. При тяжелых проявлениях заболевания рекомендуется идти на прием к психиатру, однако некоторые родители не считают своего ребенка больным и, тем более, на прием к специализированному врачу не пойдут. В таком случае расстройство личности прогрессирует и диагностируется уже в более зрелом возрасте.

В зависимости от заболевания назначают следующие лекарственные препараты:

  • При тревожно-фобическом расстройстве назначаются транквилизаторы, снотворные, успокоительные средства.
  • При шизофрении – нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты.
  • При диссоциальном расстройстве – нейролептики, успокоительные.
  • При депрессии – антидепрессанты, нейролептики, снотворные.
  • При пограничном состоянии (неврозах) – дневные транквилизаторы, седативные, ноотропы, антидепрессанты.

Профилактика

Душевное здоровье ребенка закладывается еще в материнской утробе, поэтому очень важно, чтобы женщина во время беременности избегала всевозможных стрессов и вела здоровый образ жизни.

Любое переживание беременной женщины может отразиться на здоровье малыша не лучшим образом.

Поэтому лицам, у которых наблюдается нестабильный эмоциональный фон, непосредственно перед планированием ребенка стоит обратиться к психотерапевту и, по необходимости, пропить курс лекарственных препаратов. Любые нервные заболевания легче предотвратить, чем вылечить.

Обратите внимание

Ребенок старшего возраста уже нуждается в поддержке родителей, в беседе на необходимые темы. Несмотря на, казалось бы, уже сформировавшийся организм, психика подростка все еще не способна самостоятельна противостоять жизненным трудностям.

Своевременное обращение к психотерапевту и принятие лекарственных препаратов способствуют нормализации жизненного тонуса. А грамотный подход со стороны родителей, заинтересованность друзей и оказание помощи в трудную для ребенка минуту могут остановить запущенный патологический процесс.

Здоровый сон, правильный образ жизни, хорошие отношения в семье и в социуме благоприятно влияют на психическое состояние человека.  Поэтому даже у лиц с нервными нарушениями есть все условия для того, чтобы прожить счастливую жизнь.

<\p>

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-zabolevaniya/kakie-psihicheskie-rasstrojstva-i-zabolevaniya-byvayut-u-detej.html

Как своевременно распознать расстройство психики у ребенка или подростка

Основные виды психических расстройств, которые характерны для взрослых людей, встречаются в детском возрасте и у подростков.

Своевременное установление диагноза в этом случае имеет огромное значение, поскольку влияет на лечение и дальнейший прогноз развития тяжелой психопатологии.

Расстройства психики у детей школьного возраста чаще всего ограничиваются следующими категориями: депрессия, шизофрения, тревожность и нарушения социального поведения. Также у подростков нередки психосоматические нарушения, не имеющие под собой органических причин.

Депрессия

Наиболее часто в подростковом возрасте встречаются расстройства настроения (депрессии), которые могут иметь самые опасные последствия.

В это время все его существование кажется подростку безнадежным, он все видит в черных тонах. Неокрепшая психика является причиной возникновения суицидальных мыслей среди молодежи.

Эта проблема приобрела важное, в том числе, и медицинское значение.

В большинстве случаев депрессия начинается с жалоб ребенка на свое нервно-психическое состояние и субъективные ощущения. Подросток изолируется от окружающих и уходит в себя.

Он чувствует себя неполноценным, подавлен и зачастую агрессивен. Его критичное отношение к себе еще больше усугубляет тяжелое психическое состояние.

Если подростку не оказать в этот момент медицинскую помощь, то можно потерять его.

Указать на проблему могут ранние симптомы расстройства психики у детей:

  • У ребенка меняется поведение без видимых причин.
  • Ухудшается успеваемость.
  • Появляются нарушения сна и постоянное чувство усталости.
  • Ребенок отдаляется, уходит в себя, может целыми днями лежать без дела.
  • Проявляет повышенную агрессивность, раздражительность, плаксивость.
  • Ребенок не делится переживаниями, становится отрешенным, забывчивым, игнорирует просьбы. Он все время молчит, не посвящает в свои дела и раздражается, если у него о них спрашивают.
  • Страдает булимией или полным отсутствием аппетита.

Список можно продолжить, но если у подростка наблюдается большая часть перечисленных признаков, то следует безотлагательно обратиться к специалисту. Детские психические расстройства надо лечить у врача, специализирующегося на лечении подростковых психопатологий. Лечение депрессии чаще всего включает комбинацию фармакологического и психотерапевтического воздействия.

Шизофрения

Своевременное выявление и фармакотерапия начальной стадии шизофрении в детском и подростковом возрасте способствует улучшению прогноза в будущем. Ранние признаки этого расстройства расплывчаты и схожи с обычными проблемами переходного возраста. Однако через несколько месяцев картина меняется, и патология становится более отчетливой.

Считается, что шизофрения всегда проявляется бредом или галлюцинациями. На самом деле ранние признаки шизофрении могут быть самыми разнообразными: от навязчивостей, тревожных расстройств до эмоционального обеднения и т.д.

Признаки психического расстройства у детей школьного возраста и подростков:

  • У ребенка ослабевают теплые чувства по отношению к родителям, меняется личность. Возникает беспочвенная агрессия, злоба, раздражение, хотя взаимоотношения со сверстниками могут оставаться прежними.
  • Начальные симптомы могут выражаться в виде утраты былых интересов и увлечений, при отсутствии новых. Такие дети могут бесцельно слоняться по улице или бездельничать, не выходя из дома.
  • Параллельно ослабевают низшие инстинкты. Пациенты утрачивают интерес к пище. Они не чувствуют голода, могут пропустить прием пищи. Кроме того, подростки становятся неряшливыми, забывают менять грязные вещи.

Характерным признаком патологии является резкое снижение успеваемости и потеря интереса к школьной жизни. Изменение личности сопровождает немотивированная агрессия. По мере прогрессирования заболевания симптомы становятся более явными, и специалист сможет без труда распознать признаки шизофрении.

Психосоматические нарушения

В подростковом возрасте нередко возникают психосоматические нарушения: боли в животе или голове, расстройства сна. Эти соматические проблемы вызваны психологическими причинами, связанными с возрастными изменениями в организме.

Стрессы и нервное напряжение, вызванное школьными и семейными неурядицами, выливаются у подростка в бессонницу и плохое самочувствие. Школьник с трудом засыпает вечером или слишком рано пробуждается в утренние часы. Кроме того, он может страдать кошмарными сновидениями, энурезом или лунатизмом. Все эти расстройства являются показанием для обращения к врачу.

Школьники, как девочки, так и мальчики, часто страдают навязчивыми головными болями. У девочек это иногда связано с определенным периодом менструального цикла. Но в основном они возникают без органических причин. Они вызваны психосоматическими нарушениями как при респираторных заболеваниях.

Болезненные ощущения вызваны повышением тонуса мышц, и мешают ребенку нормально заниматься в школе, выполнять домашние задания.

Обследование малышей до 6 лет

Оценка психического здоровья ребенка является более сложной задачей, чем обследование взрослого пациента. У малышей не хватает языковых и когнитивных возможностей, чтобы описать свои эмоции и ощущения. Таким образом, врач должен опираться в основном только на данные наблюдения за ребенком родителей и воспитателей.

Первые признаки расстройства психики у детей дошкольного возраста:

  • Нервные и психические расстройства после 2-х лет возникают из-за того, что мать ограничивает самостоятельность ребенка и чрезмерно опекает его, продолжая грудное вскармливание подросшего малыша. Такой ребенок пуглив, зависим от матери, нередко отстает от сверстников в развитии навыков.
  • В возрасте 3-х лет нарушения психики выражаются в повышенной утомляемости, капризности, раздражительности, плаксивости, нарушениях речи. Если подавлять общительность и активность трехлетнего ребенка, это может привести к замкнутости, аутичности. В будущем возможны проблемы во взаимодействии со сверстниками.
  • Невротические реакции у детей 4-х лет выражаются в протесте против воли взрослых и гипертрофированном упрямстве.
  • Поводом для обращения за помощью к врачу по поводу нарушений у 5-летнего малыша является возникновение таких симптомов, как обеднение словарного запаса, утрата ранее приобретенных навыков, отказ от ролевых игр и совместных занятий со сверстниками.
Читайте также:  Как проявляется кататоническая шизофрения?

При оценке психического состояния малышей, нельзя забывать, что они развиваются в семейных рамках, а это сильно влияет на поведение ребенка.

Ребенок с нормальной психикой, живущий в семье алкоголиков и периодически подвергающийся насилию может иметь признаки психических нарушений. К счастью, в большинстве случаев детские психические расстройства имеют легкую степень и хорошо поддаются терапии. При тяжелых формах патологии лечение проводится квалифицированным детским психиатром.

Источник: https://depressia911.ru/psihoz/psixicheskoe-rasstrojstvo-u-detej.html

Психические проблемы подростков

Подростковый возраст – период перемен, причем они происходят как в физическом плане, так и в эмоциональном.

Подросток находится между детством и взрослой жизнью: появляются первые взрослые чувства, проблемы, идеи, разочарования. Из-за такой интенсивности и насыщенности в этом возрасте возникают проблемы психического характера.

Вместе с телом меняется и психика, и очень часто такие перемены приводят к разного рода расстройствам.

Важно

Психические проблемы, возникшие в подростковом периоде, имеют свои особенности. Они обусловлены рядом внешних и внутренних факторов, что особенно активно влияет на эмоциональное состояние подростка. Часто решение таких проблем требует вмешательства со стороны учителей, родителей или специалистов. Главное – вовремя распознать признаки и выбрать правильный метод влияния.

Подростковый возраст характеризуется явными изменениями в поведении человека. Он стает импульсивным, нервным, взрывным, сильно эмоциональным. Конечно, это может быть проявлением характера. Но существует ряд признаков, которые указывают на психические проблемы:

  • Слишком бурные реакции на обычные явления;
  • Чувство безысходности и вины;
  • Постоянная тревога и страх;
  • Головные боли и мигрень;
  • Агрессия и нервозность;
  • Сильное недовольство своей внешностью;
  • Попытки навредить себе и другим;
  • Потеря интереса к любимым вещам и занятиям;
  • Неконтролируемое поведение в школе;
  • Постоянное желание уединиться;
  • Нежелание общаться с членами семьи, друзьями, сверстниками;
  • Попытки суицида;
  • Употребление наркотиков и алкоголя, как способ отгородиться от проблем;
  • Жестокое обращение с животными;
  • Бессонница или страшные сны;
  • Потеря аппетита или отказ от приема пищи.

Эти симптомы могут сигнализировать о психических проблемах у подростков. Важно знать, что в этом возрасте дети бывают очень скрытными, поэтому родителям стоит обратить особое внимание на поведение своих чад.

Почему у подростков возникают проблемы?

Существует ряд факторов, которые влияют на психику подростка и способны ее повредить. Медики разделяют причины на две группы: внешние и внутренние (биологические).

К внешним факторам относятся:

  • Отравление химическими веществами;
  • Подросток стал жертвой или свидетелем насилия;
  • Сильный стресс или психическая нагрузка;
  • Потеря близкого человека, вызвавшая стресс;
  • Невнимание со стороны родителей;
  • Ранний сексуальный опыт;
  • Неблагополучные условия жизни подростка.

Внутренние изменения в организме подростка также могут спровоцировать психическое расстройство. К ключевым биологическим факторам относят:

  • Повреждения ЦНС;
  • Интоксикация в результате употребления алкоголя и наркотических средств;
  • Генетическая предрасположенность к такого рода заболеваниям;
  • Дисфункция органов эндокринной, пищеварительной и нервной систем, что возможно при сбое процесса обмена веществ;
  • Гормональный дисбаланс.

Эти причины имеют общий характер и в каждом отдельном случае по-разному влияют на психику подростка. Не последнее место занимает тип темперамента, от его особенностей зависит эмоциональность подростка.

На общую картину также влияет положение ребенка в коллективе, условия жизни и отношения в семье. Иногда небольшая ссора с родителями может стать катализатором и привести к серьезным психическим проблемам.

Самые распространенные психические проблемы у подростков

Проблемы психического характера – очень распространенное явление. Именно в подростковом возрасте очень часто они дают о себе знать. Наиболее распространенные проблемы:

  • Шизофрения. Это психическое заболевание, которое характеризуется проблемами с процессами мышления и эмоциональным восприятием. Это наиболее распространенное психическое заболевание. Его первые признаки появляются именно в подростковом возрасте. Трудность диагностики заключается в размытой симптоматике, и часто признаки заболевания трудно распознать. Иногда ее проявления путают с плохим характером и списывают на возраст. Но несвоевременное лечение может привести к обострению заболевания, а в запущенной форме оно очень тяжело поддается лечению.
  • Депрессия. Заболевание психического характера, симптомами которого является постоянное подавленное настроение, равнодушие, суицидальные мысли. В подростковом возрасте депрессия может насупить в результате неудач на учебе, неразделенной любви, трудностей в учебе и многого другого. Депрессивное состояние со временем усугубляется, и подросток теряет интерес ко всему. Но главной опасностью заболевания считается тот факт, что депрессия – главная причина подростковых самоубийств.
  • Булимия и анорексия. Это формы пищевых расстройств, они характеризуются нарушениями при приеме пищи. Это происходит, в том случае, когда подростки недовольны своим телом и стараются похудеть специфическим образом.
  • Компьютерная зависимость. Эта психическая болезнь в последнее время выходит на первые места. Подростки испытывают зависимость от игр, социальных сетей и других прелестей интернета. Жизнь за компьютером становится намного интересней, чем с людьми.

Это только самые распространенные заболевания психического характера, которые встречаются у подростков. Очень важно заметить первые признаки и вовремя обратиться к врачу. Как известно, психические проблемы могут вызвать очень серьезные болезни.

Помочь подростку в решении его проблем должны, в первую очередь, родители. Семейная терапия – один из наиболее эффективных методов лечения психических расстройств. Очень важно чтобы подросток чувствовал поддержку в семье.

Избавиться от психических проблем самостоятельно не так просто, а иногда и вовсе невозможно. Поэтому необходимо обратиться к врачу.

Для лечения таких расстройств нужен комплексной подход, при котором медикаментозная терапия объединяется с психотерапией. Выбрать правильный курс лечения помогут психиатр, невропатолог и психотерапевт.

И главное – запомнить, что подростковый возраст – очень важный период в формировании психики, поэтому на психическое состояние здоровья стоит обращать особое внимание.

Источник: https://medportal.su/psixicheskie-problemy-podrostkov/

Психические расстройства у детей и подростков: причины, симптомы, диагностика, лечение

Несмотря на то что иногда детство и подростковый возраст рассматривают как время отсутствия забот и проблем, до 20 % детей и подростков имеют одно или более диагностируемых психических расстройств. Большая часть этих расстройств может рассматриваться как преувеличение или искажение нормального поведения и эмоций.

Также как и взрослые, дети и подростки отличаются по темпераменту; некоторые застенчивые и скрытные, другие многословные, активные, некоторые методичные и осторожные, в то время как другие импульсивные и невнимательные.

Чтобы определить, является поведение ребенка типичным для его возраста или отклонением, необходимо оценить наличие повреждения или стресса, связанных с симптомами, вызывающими беспокойство. Например, 12-летняя девочка может бояться перспективы выступления перед классом с сообщением о прочитанной книге.

Совет

Этот страх не будет рассматриваться как социальная фобия, если он не будет достаточно сильным, чтобы вызвать клинически выраженное повреждение и страдание.

Во многом симптомы многих расстройств и вызывающее поведение и эмоции нормальных детей пересекаются. Таким образом, многие из стратегий, применяемых для решения поведенческих проблем у детей (см.

далее), могут также применяться у детей с психическими расстройствами.

Более того, должное лечение нарушений поведения в детском возрасте может предотвратить развитие всей картины расстройства у детей с ранимым и уязвимым характером.

Наиболее частые психические расстройства в детском и подростковом возрасте относятся к 4 широким категориям: тревожные расстройства, шизофрения, расстройства настроения (в первую очередь депрессия) и расстройства социального поведения. Тем не менее чаще у детей и подростков отмечаются симптомы и проблемы, которые идут вразрез с принятыми диагностическими границами.

Обследование

Оценка жалоб или симптомов со стороны психического здоровья у детей и подростков отличается от таковой у взрослых по 3 основным позициям. Во-первых, у детей крайне важен контекст нервно-психического развития.

Поведение, которое может быть нормальным в раннем возрасте, может указывать на серьезное психическое расстройство у более старших детей.

Во-вторых, дети существуют в рамках семьи, и она оказывает глубокое влияние на симптомы и поведение ребенка; нормальный ребенок, живущий в семье, в которой практикуется домашнее насилие и употребление наркотиков и алкоголя, на поверхностный взгляд может выглядеть так, как будто у него отмечаются одно или несколько психических расстройств. В-третьих, у детей часто не хватает когнитивных и языковых возможностей для того, чтобы точно описать беспокоящие их симптомы. Таким образом, врач должен в первую очередь опираться на данные прямого наблюдения за ребенком, подтверждаемые наблюдением за другими, например родителями и преподавателями.

Во многих случаях проблемы и опасения возникают по поводу нервно-психического развития ребенка, и их трудно отличить от проблем, являющихся следствием психического расстройства.

Обратите внимание

Эти опасения часто появляются из-за низкой успеваемости в школе, задержки речевого развития, недостаточных социальных навыков.

В таких случаях обследование должно включать соответствующее тестирование психологического и нервно-психического развития.

В связи с этими факторами обследование ребенка с психическим расстройством, как правило, является более сложной задачей, чем сравнимое по уровню обследование взрослого пациента.

К счастью, большинство случаев не являются тяжелыми, и компетентное лечение может проводить врач первичного звена.

Однако в тяжелых случаях лечение лучше всего проводить, консультируясь с психиатром, специализирующимся на работе с детьми и подростками.

Источник: https://ilive.com.ua/health/psihicheskie-rasstroystva-u-detey-i-podrostkov-prichiny-simptomy-diagnostika-lechenie_78625i15956.html

Особенности и методы лечения психических расстройств у детей

Детские психические расстройства

29.11.2017

3 тыс.

2 тыс.

9 мин.

Психические расстройства у детей или психический дизонтогенез — отклонение от нормального поведения, сопровождающееся группой нарушений, которые относятся к патологическим состояниям.

Возникают по причине генетических, социопатических, физиологических причин, иногда их формированию способствуют травмы или заболевания головного мозга.

Нарушения, возникшие в раннем возрасте, становятся причиной психических расстройств и требуют лечения у психиатра.

Важно

Формирование психики ребенка связано с биологическими особенностями организма, наследственностью и конституцией, темпом формирования мозга и отделов ЦНС, приобретенными навыками.

Корень развития расстройств психики у детей всегда следует искать в биологических, социопатических или психологических факторах, провоцирующих возникновение нарушений, часто процесс запускает совокупность агентов.

К основным причинам относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Предполагает изначально неправильное функционирование нервной системы вследствие врожденных особенностей организма. Когда у близких родственников присутствовали нарушения психики, есть вероятность передачи их ребенку.
  • Депривация (невозможность удовлетворять потребности) в раннем детстве. Связь матери и малыша начинается с первых минут рождения, она оказывает порой основное влияние на привязанности человека, глубину эмоциональных чувств в будущем. Любой тип депривации (тактильная или эмоциональная, психологическая) частично или полностью влияет на психическое развитие человека, приводит к дизонтогенезу психики.
  • Ограниченность умственных способностей тоже относится к своеобразному расстройству психики и влияет на физиологическое развитие, иногда становится причиной иных нарушений.
  • Травма мозга возникает вследствие тяжелых родов или ушибов головы, энцефалопатию вызывают инфекции при внутриутробном развитии или после перенесенных заболеваний. По распространенности этой причине принадлежит лидирующее место наряду с наследственным фактором.
  • Вредные привычки матери, токсикологическое воздействие курения, алкоголя, наркотиков оказывает негативное влияние на плод еще в период вынашивания ребенка. Если отец страдает этими недугами, нередко на здоровье ребенка отражаются последствия невоздержанности, затрагивая ЦНС и головной мозг, что негативно влияет на психику.

Семейные конфликты или неблагополучная обстановка в доме – значимый фактор, травмирующий формирующуюся психику, усугубляющий состояние.

Психические расстройства в детском возрасте, особенно до года, объединяет общая особенность: прогрессирующая динамика психических функций сочетается с развитием дизонтогенеза, связанного с нарушением морфофункциональных мозговых систем. Состояние возникает вследствие церебральных нарушений, врожденных особенностей или социального воздействия.

Читайте также:  Эффективен ли анаприлин при панических атаках?

У детей психофизическое развитие происходит постепенно, разделяется на этапы:

  • ранний — до трех лет;
  • дошкольный – до шестилетнего возраста;
  • младший школьный – до 10 лет;
  • школьно-пубертатный – до 17 лет.

Критическими периодами считаются временные отрезки при переходе к следующему этапу, для которых характерно бурное изменение всех функций организма, в том числе и нарастание психической реактивности.

В это время дети наиболее подвержены нервным расстройствам или утяжелению присутствующих патологий психики. Возрастные кризы приходятся на 3-4 года, 5-7 лет, 12 -16 лет.

Какие особенности свойственны каждому этапу:

  • До года у малышей вырабатываются положительные и отрицательные ощущения, формируются начальные представления об окружающем мире. В первые месяцы жизни расстройства связаны с потребностями, которые ребенок должен получать обязательно: еда, сон, комфорт и отсутствие болезненных ощущений. Кризис 7-8 месяцев знаменуется осознанием дифференциации чувств, узнаванием близких и формированием привязанности, поэтому ребенку требуется внимание матери и членов семьи. Чем лучше родители обеспечивают удовлетворение потребностей, тем быстрее формируется положительный стереотип поведения. Неудовлетворение вызывает негативную реакцию, чем больше накапливается невыполненных желаний, тем тяжелее депривация, которая впоследствии приводит к агрессии.
  • У детей 2 лет продолжается активное созревание мозговых клеток, появляется мотивация поведения, ориентировка на оценку взрослыми, происходит идентификация положительного поведения. При постоянном контроле и запретах невозможность самоутверждения приводит к пассивному отношению, развитию инфантилизма. При дополнительных стрессах поведение принимает патологический характер.
  • Упрямство и нервные срывы, протесты наблюдаются в 4 года, психические нарушения могут проявляться в перепадах настроения, напряженности, внутреннем дискомфортном состоянии. Ограничения вызывают фрустрацию, психическое равновесие ребенка нарушается вследствие даже незначительного отрицательного влияния.
  • В 5 лет нарушения могут проявляться при опережении психического развития, сопровождающегося дисинхронией, то есть появляется односторонняя направленность интересов. Также внимание следует обратить, если ребенок утратил навыки, приобретенные раньше, стал неопрятным, ограничивает общение, у него снизился запас слов, малыш не играет в ролевые игры.
  • У семилеток причиной неврозов выступают занятия в школе, с началом учебного года нарушения проявляются в неустойчивости настроения, слезливости, усталости, головных болях. В основе реакций лежит психосоматическая астения (плохой сон и аппетит, пониженная работоспособность, страхи), утомляемость. Фактор срыва – несоответствие умственных возможностей школьной программе.
  • В школьном и подростковом периоде расстройства психики проявляются в беспокойстве, повышенной тревожности, меланхолии, колебаниях настроения. Негативизм сочетается с конфликтностью, агрессией, внутренними противоречиями. Дети болезненно реагируют на оценку окружающими их способностей, внешности. Иногда отмечается повышенная самоуверенность или, наоборот, критичность, позерство, пренебрежительное отношение к мнению учителя и родителей.

Нарушения психики следует отличать от аномалий постшизофренического дефекта и деменции, следующей из-за органического заболевания мозга. В этом случае дизонтогенез выступает как симптом патологии.

У детей диагностируются психические расстройства, свойственные взрослым людям, но у малышей существуют и специфические возрастные недуги. Симптомы дизонтогенеза разнообразны, обусловлены возрастом, этапом развития и окружающей обстановкой.

Особенность проявлений в том, что у малышей не всегда просто отличить патологию от особенностей характера и развития. У детей выделяют несколько видов расстройств психики.

Патология относится к приобретенным или врожденным недоразвитиям психики с явным недостатком интеллекта, когда социальная адаптация ребенка затрудняется или совсем невозможна. У больных детей снижаются, иногда значительно:

  • познавательные способности и память;
  • восприятие и внимание;
  • речевые навыки;
  • контроль над инстинктивными потребностями.

Словарный запас беден, произношение нечеткое, эмоционально и нравственно ребенок развит слабо, неспособен предсказать последствия своих действий. В легкой степени выявляется у детей с поступлением в школу, средняя и тяжелая стадии диагностируются в первые годы жизни.

Заболевание вылечить полностью не удастся, но правильное воспитание и обучение позволит ребенку научиться общению и навыкам самообслуживания, при легкой стадии болезни люди способны адаптироваться в социуме. В тяжелых случаях уход за человеком потребуется на протяжении всей жизни.

Пограничное состояние между олигофренией и нормой, нарушения проявляются задержкой в познавательной, моторной или эмоциональной, речевой сфере.

Психическая задержка иногда возникает из-за медленного развития мозговых структур.

Случается, состояние бесследно проходит или остается как недоразвитие одной функции, при этом происходит ее компенсация другими, иногда акселерированными способностями.

Встречаются и остаточные синдромы – гиперактивность, снижение внимания, утрата ранее приобретенных навыков. Тип патологии может стать основой для патохарактерологических проявлений личности во взрослом возрасте.

Распространенная проблема у детей дошкольного возраста и до 12 лет, характеризуется нервно-рефлекторной возбудимостью. Проявляет в том, что ребенок:

  • активен, неспособен усидеть на месте, долго заниматься одним делом;
  • постоянно отвлекается;
  • импульсивен;
  • несдержан и болтлив;
  • не доводит начатое до конца.

Невропатия не приводит к снижению интеллекта, но если состояние не корректировать, нередко становится причиной сложностей с учебой, адаптацией в социальной сфере. В будущем последствием синдрома дефицита внимания может стать несдержанность, формирование наркотической или алкогольной зависимости, семейные проблемы.

Врожденное нарушение психики сопровождается не только речевыми и моторными расстройствами, аутизму свойственно нарушение контакта и социального взаимодействия с людьми. Стереотипное поведение затрудняет смену окружающей обстановки, условий жизни, изменения вызывают страх и панику. Дети склонны к совершению однообразных движений и действий, повторению звуков и слов.

Лечению болезнь поддается плохо, но старания врачей и родителей способны исправить ситуацию и снизить проявления психопатологических симптомов.

Совет

Для патологии характерно ускоренное развитие ребенка в физическом или интеллектуальном плане. К причинам относят урбанизацию, улучшение питания, межнациональные браки.

Акселерация может проявляться гармоническим развитием, когда все системы развиваются равномерно, но эти случаи редки.

При прогрессе физического и психического направления в раннем возрасте отмечаются соматовегетативные отклонения, у старших детей выявляются эндокринные проблемы.

Психическая сфера тоже характеризуется разладом, к примеру, при формировании ранних речевых навыков, отстает моторика или социальные познания, также физическая зрелость сочетается с инфантилизмом. С возрастом происходит сглаживание разногласий, поэтому нарушения обычно не приводят к последствиям.

При инфантилизме в развитии отстает эмоционально-волевая сфера.

Симптомы выявляются на этапе школьного и подросткового возраста, когда уже большой ребенок ведет себя как дошкольник: предпочитает играть, а не получать знания.

Не приемлет школьную дисциплину и требования, при этом уровень абстрактно-логического мышления не нарушен. При неблагоприятной социальной среде простой инфантилизм имеет тенденцию к прогрессу.

Причинами формирования расстройства нередко становится постоянный контроль и ограничение, неоправданная опека, проецирование негативных эмоций на ребенка и несдержанность, что побуждает его закрываться и приспосабливаться.

Проявления расстройства психики в детском возрасте разнообразны, порой их сложно перепутать с недостатком воспитания. Симптомы названных нарушений иногда могут появиться и у здоровых детей, поэтому диагностировать патологию может только специалист. К врачу следует обратиться, если признаки психических нарушений проявляются ярко, выражаются в следующем поведении:

  • Повышенная жестокость. Ребенок в младшем возрасте еще не понимает, что таская кошку за хвост, он делает животному больно. Школьник осознает уровень дискомфорта животного, если ему это нравится, следует обратить внимание на его поведение.
  • Желание похудеть. Стремление быть красивой возникает у каждой девочки в подростковом возрасте, когда при нормальном весе школьница считает себя толстой и отказывается есть, повод сходить к психиатру «налицо».
  • Если у ребенка высокая степень тревожности, часто возникают приступы паники, ситуацию без внимания оставлять нельзя.
  • Плохое настроение и хандра иногда свойственна людям, но течение депрессии более 2 недель у подростка требует от родителей повышенного внимания.
  • Перепады настроения говорят о неустойчивости психики, неспособности адекватно реагировать на раздражители. Если смена поведения наступает без повода, это свидетельствует о проблемах, которые требуют решения.

Когда ребенок подвижен и иногда невнимателен, беспокоиться не о чем. Но если из-за этого ему сложно играть даже в подвижные игры со сверстниками, потому что он отвлекается, состояние требует коррекции.

Своевременное выявление поведенческих нарушений у детей и создание благоприятной психологической атмосферы позволяет корректировать расстройство психики в большинстве случаев.

Некоторые ситуации требуют наблюдения и приема медикаментозных препаратов на протяжении всей жизни. Иногда удается справиться с проблемой в короткие сроки, порой на выздоровление требуются годы, поддержка окружающих ребенка взрослых.

Терапия зависит от диагноза, возраста, причин формирования и типа проявлений нарушений, в каждом конкретном случае метод лечения подбирается индивидуально, даже когда симптомы незначительно разнятся.

Обратите внимание

Поэтому при посещении психотерапевта и психолога важно объяснить врачу суть проблемы, представить полное описание особенностей поведения ребенка, основываясь на сравнительной характеристике до и после изменений.

В лечении детей используются:

  • В простых случаях достаточно психотерапевтических методов, когда врач в беседах с ребенком и родителями помогает найти причину проблемы, пути ее решения, научит контролировать поведение.
  • Комплекс психотерапевтических мероприятий и прием медикаментозных средств говорит о более серьезном развитии патологии. При депрессивных состояниях, агрессивном поведении, перепадах настроения назначаются седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики. Для лечения отставания в развитии применяются ноотропы, психонейрорегуляторы.
  • В случае тяжелых расстройств рекомендуется стационарное лечение, где ребенок получает курс необходимой терапии под контролем врача.

В период лечения и после него необходимо создать благоприятную обстановку в семье, устранить стрессы и негативное воздействие среды, влияющей на поведенческие реакции.

Если у родителей возникли сомнения в адекватности поведения ребенка, необходимо обратиться к психиатру, специалист проведет обследование и назначит лечение. Важно выявить патологию на ранней стадии, чтобы вовремя скорректировать поведение, предотвратить прогрессирование расстройства и устранить проблему.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/children/psixicheskie-rasstrojstva-u-detej.html

Шизофрения в подростковом возрасте, как выявить и устранить симптомы?

Подростковый возраст — один из самых сложных в эмоциональном плане периоде жизни. Подросток уже и не ребенок, но ещё и не взрослый, происходит становление характера и собственного я.

К сожалению, этот период очень опасен в плане психического развития, неблагоприятная атмосфера, пристрастие к вредным привычкам могут привести к развитию психических заболеваний.

Одной из таких патологий является шизофрения, её причины, как правило, не связаны с внешними факторами, а кроются в работе головного мозга и генетической предрасположенности. Первые симптомы столь серьёзного заболевания могут быть не распознаны в связи с напоминанием своими проявлениями подросткового криза.

Как отличить шизофрению от кризиса подросткового возраста? ↑

В России диагноз шизофрения установлен порядка полутора миллионам человек, всего же в мире около 1% людей страдают этой болезнью. Средний возраст, на который припадает дебют заболевания, варьируется от 15-25 лет. Некоторые формы, конечно, возникают и в значительно более раннем возрасте либо, наоборот, позже, но всё же общая масса — это подростковый период.

Что же собою представляет шизофрения? Это патология, характеризующаяся нарушением психики, расстройством мышления и восприятия мира с оскудением эмоций и волевых качеств. Но как отличить возрастные изменения у подростков от первых симптомов шизофрении, ведь они могут быть схожими? В этих целях важно внимательно присматриваться к поведению подростка. Зачастую первые проявления начинаются с:

  • замкнутости;
  • отрешенности;
  • молчаливости;
  • обособленности;
  • трудностями в общении со сверстниками;
  • перепадами настроения.

Как правило, подобные симптомы характерны и для переходного кризиса, но если они дополняются такими проявлениями как галлюцинации, бредовые идеи, причудливое, дурашливое поведение, расстройством речи и мышления — это серьёзный повод для обращения к врачу.

Галлюцинации ↑

Все симптомы шизофрении принято делить на продуктивные и негативные. В первом случае, это возникновение новых качеств в психике, не присущих ранее, например, страхи, галлюцинации, бредовые мысли и убеждения. Негативные симптомы — это пропадание тех или иных качеств, которые присущи здоровому человеку (волевые качества, мыслительные способности, двигательные функции).

Читайте также:  Виды галлюцинаций в зависимости от причин

Одним из основных продуктивных симптомов являются галлюцинации. Они могут быть слуховыми, зрительными, вкусовые, обонятельные и тактильные. Чаще всего при шизофрении наблюдаются слуховые галлюцинации, немногим реже зрительные и совсем редко тактильные, вкусовые и обонятельные.

Слуховые галлюцинации выражаются в возникающих несуществующих голосах. Больной подросток может слышать различные звуки, например, как будто капает вода или скрипит дверь. Такие звуки будут навязчивого характера и просто доводить до безумия.

Еще чаще больному кажутся голоса, их может быть несколько, и они будут беседовать между собой или один, что-то говорящий подростку, возможны разные варианты.

Основная проблема, которую таят галлюцинации — это угрозы, часто голоса имеют приказной характер, властвующий над подростком, что может привести к суициду либо совершению противозаконных действий.

Бред ↑

Галлюцинации порождают следующий симптом — бред. Проявляется он в виде возникновения различных несуразных идей, умозаключений, не связанностью речи, обрывками фраз. Видов бреда очень много, чаще всего наблюдается такие виды бреда:

  • величия, когда больной превозносит себя выше других;
  • воздействия, в этом случае подросток считает, что какие-то высшие силы воздействуют на него и его мысли, считывая их;
  • преследования, больной уверен, что за ним следят и хотят ему навредить, например, сосед с восьмого этажа, является спецагентом или пришельцем и должен его убить;
  • физического недостатка. Больно приписывает себе несуществующие уродства, например, огромный нос, одну ногу короче другой и т.д.

Необычное поведение ↑

Зачастую у подростков, болезнь сопровождается дурашливым поведением, они громко хохочут, неопрятно и глупо одеваются, к примеру, шорты с шубой. Произносят несвязный монолог, думая, что он смешной и сами над ним смеются, всё это вызывает у окружающих обратные эмоции в виде страха, удивления и желания обособиться от странного подростка.

Зачастую дурашливость сменяется депрессивным состоянием, наблюдается перепады настроения от хохота до истерии или агрессии.

Гебоидный синдром ↑

У подростков чаще всего встречается малопрогредиентна, параноидная или злокачественная шизофренией. Для этих форм свойственен гебоидный синдром. Предвестники такого состояния, как правило, появляются еще в детском возрасте.

Заметить их можно по поведению ребёнка, у таких детей появляется повышенный интерес к жестокости и насилию. Они любят смотреть фильмы про катастрофы и убийства, могут проявлять агрессию к животным, мучить котов и собак, расчленять лягушек или отрывать лапки насекомым.

Также гебоидная форма имеет такие проявления как обидчивость и ранимость, которая комбинируется с безразличием и грубостью к близким.

Ярко выражен негативизм именно в подростковом возрасте, подростки особо жестоки к более слабым членам семьи, например, младшим сестрам или братьям.

Также в период полового созревания гебоидная форма выражается в поиске подростком смысла жизни, философствования и увлечением абстрактными проблемами будущего и мира.

Такие дети циничны по отношению к своим сверстникам, ставят себя выше других, превознося свои, как им кажется, великие познания и мысли в той или иной области.

При гебоидном синдроме велик риск аморального поведения подростка, зачастую наблюдается сексуальная расторможенность, при этом не редко в извращенной форме.

Важно

Всё это сопровождается увлечением наркотиками или алкоголем, больные уходят в себя и начинают бродяжничать, могут ночевать в подвалах или на чердаке. Под действием алкогольного или наркотического возбуждения способны совершить кражу или даже более тяжкое правонарушение.

В таком состоянии подростка необходимо изолировать в условия стационара и вести постоянное наблюдения за ним, до тех пор пока он не будет редуцирован гебоидный синдром.

Гебоидный синдром на фоне шизофрении поддаётся лечению сложнее, нежели при психозе либо как самостоятельная патология. Но при правильном терапевтическом подходе можно добить качественной ремиссии, при этом приём препаратов должен быть систематичен, в противном случае неизбежен рецидив.

Терапия ↑

Лечение формально разделяют на четыре этапа:

  • купирующая терапия;
  • стабилизирующая терапия;
  • этап адаптации;
  • профилактика.

Каждый из них имеет свою цель и период воздействия.

Так купирующая терапия или этап воздействия на проявления острого психоза проводится в основном на стационарном лечении, амбулаторно крайне редко, если симптоматика смазана, и подросток не имеет в анамнезе агрессии. Этот этап длиться в среднем от месяца до трёх, в зависимости от сложности ситуации. Главная цель этапа — это максимально купировать симптомы шизофрении.

Лечение проводится нейролептическими препаратами, чаще нового поколения. Так как в анамнезе чаще всего выражена агрессия, жестокость и признаки садизма назначают нейролептики с выраженным седативным действием. Среди них выделяют:

  • тизерцин;
  • хлорпромазин;
  • хлорпротиксен.

Если преобладают продуктивные симптомы в виде бреда и галлюцинаций назначают типичные нейролептики из сильной группы (мажептила или пипортила). Такие медикаменты эффективно купируют дурашливость, перепады настроения, их называют корректорами поведения.

Психотерапевты пришли к однозначному мнению, что лучше подобрать один препарат с нужной дозой, чем принимать несколько медикаментов одновременно. Также противопоказан приём одновременно атипичных и типичных нейролептиков. Для лучшего результата и наименьшего количества побочных эффектов, дозу повышают постепенно в течение 10-14 дней с начала приёма.

На втором этапе стабилизации, главная цель лечения — это убрать остаточные проявления патологии. Длиться этот этап от трёх до девяти месяцев и проходить он может как дома, так и в стационаре в зависимости от состояния подростка.

Терапия продолжается при помощи того же препарата, который оказался эффективен в предыдущем периоде лишь с меньшей дозой, отмена его категорически запрещена.

Нередки случаи возникновения депрессии в этом периоде, для их купирования назначают антидепрессанты.

В периоде адаптации продолжительность лечения составляет от полугода до 12 месяцев, приём препарата продолжается в малой дозе. На этапе адаптации может быть сменен медикамент, хорошо препятствую появлению нового психоза атипичные нейролептики такие как рисперидон, оланзапин. Они также успешно справляются с негативными симптомами, восстанавливая волевую и эмоциональную сферу больного.

Этап профилактики продолжается годами, а точнее пожизненно. Главная задача этого периода — не допустить рецидив психического эпизода. Как правило, на этом этапе подросток может учиться, посещать коллектив, но всё также продолжает принимать медикаменты в минимальной дозе и посещать психотерапевта для контрольных отметок его состояния.

Совет

Шизофрения в подростковом возрасте сложна для восприятия и настоящая трагедия для  семьи, где была диагностирована.

Но при понимании ситуации и совместной работе родителей и лечащего врача, вполне возможно добиться стойкой ремиссии на длительное время.

Неоднократно фиксировались случаи, когда психический эпизод диагностировался лишь раз в жизни, а всю последующую человек вел вполне нормально, лишь с систематическим контролем со стороны психиатра.

Источник: http://mozgid.ru/psihicheskie-rasstroystva/schizophrenia/shizofreniya-v-podrostkovom-vozraste-kak-vyyavit-i-ustranit-simptomy.html

Психические заболевания у подростков

Дата создания: 2013/12/16

Автор: Ромначук Павел

Выявление дебютов психических заболеваний у подростков

К числу проблем, имеющих прямое отношение к развитию детей, относится проблема детского стресса. А стресс, как известно, может стать причиной многих психических заболеваний у подростков.

Подростковый возраст, как показано во множестве исследований, является периодом начал многих заболеваний – различных форм шизофрении, шизоаффективного психоза, маниакально-депрессивного психоза. Кроме этого, психологическим следствием постоянного нервно-психического напряжения, т.е.

стресса, становится невроз, который можно охарактеризовать в общих чертах как потерю вкуса к жизни и моральную неспособность заболевшего успешно справляться со своими социальными обязанностями – профессиональными, семейными, межличностными.

Проблема влияния стресса на психическое состояние детей подросткового возраста показалась мне очень актуальной и интересной, потому что причины многих заболеваний взрослых могут быть связаны с пережитыми в детстве стрессами.

Дебюты психических заболеваний у подростков

Подростковый возраст, как показано во множестве исследований, является периодом начал многих, психических заболеваний – различных форм шизофрении, шизоаффективного психоза, маниакально-депрессивного психоза.

Для дебютов таких расстройств характерны жалобы родителей, которые приходится слышать довольно часто, коль скоро речь идет о подростках: «все забросил», «перестал чем-то интересоваться», нередко упоминается новое занятие-хобби, которому подросток посвящает все время, причем не слишком результативно. Возможно, речь идет и о явных проявлениях акцентуации характера.

Чтобы понять, нужна ли подростку консультация психиатра ли психолог может обойтись своими силами, в диагностике необходимо ответить на несколько вопросов.

Во-первых, нужно проследить, насколько резкими были данные изменения.

Обратите внимание

Если в более раннем возрасте у подростка отчетливо прослеживались черты, заострившиеся в последнее время, и к тому же между его нынешним состоянием и социальной ситуацией развития видна очевидная связь, то эти признаки свидетельствуют о более благоприятном варианте трудностей. Если личностные изменения слишком резки и не прослеживается никакой связи этих изменений с жизненной ситуацией – это менее благоприятный признак.

Вторым признаком, на который стоит обратить внимание, является наличие/отсутствие так называемого подросткового периода, т. е.

периода, предшествующего заболеванию, во время которого симптомы расстройства возникают по нарастающей, начиная с соматовегетативных признаков – расстройства сна, аппетита, возникновения двигательного и эмоционального беспокойства, после чего появляются бред, галлюцинации и другие симптомы, характерные именно для тяжелых психических заболеваний. Разумеется, сами они также являются диагностически значимыми.

Третьим признаком, отличающим дебют психического заболевания от других расстройств (например, неврозов), является критичность к своему состоянию и стремление избавиться от своих вновь возникших трудностей.

Подростки с невротической симптоматикой всегда оценивают последнюю как нечто негативное, мешающее нормально жить, и стремятся от нее избавиться. При серьезных психических заболеваниях это не характерно.

Четвертым признаком является наличие специфических расстройств мышления и других психических функций. Они описаны в литературе и подробно изучаются в курсе патопсихологии.

Поэтому при обследовании психолог дожжен провести патопсихологическую диагностику для выявления специфических расстройств мышления и других психических функций. Их отсутствие является благополучным признаком.

Важно

Если психолог пришел к выводу, что подростку нужна помощь психиатра, он может и должен помогать ему своими силами. В частности, необходима консультативная работа с семьей, если ее члены не понимают проблем подростка и своим поведением провоцируют рецидивы заболевания.

Необходимо воздействовать и на обстановку в классе вокруг подростка, страдающего психическим заболеванием, чтобы по возможности минимизировать психотравмирующие моменты жизни.

Подростки с акцентуациями характера и психопатии

Проблема акцентуаций характера и их отличия от психопатий является чрезвычайно актуальной в работе детского практического психолога с подростками.

В подростковом возрасте черты акцентуаций характера заостряются, что может по внешним проявлениям напоминать картину психопатий, а при наличии в социальной ситуации развития подростка – психогенных факторов, адресующихся, по выражению А. Е.

Личко, к «месту наименьшего сопротивления», характерному для анной акцентуации, могут привести к явлениям социальной дезадаптации и формированию личности – по соответствующему психопатическому типу.

Не случайно клиницисты начинают ставить диагнозы «психопатия», «патохарактерологическое формирование личности» (т.е. психопатическое развитие на основе соответствующей акцентуации характера) именно начиная с подросткового возраста.

Акцентуациями характера называют крайние варианты нормы, при которых отельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода – психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Работа с подростками, имеющими акцентуацию характера, является очень ответственной и требует большой осторожности.

Вывод о том, что у подростка акцентуация по тому или иному типу, недопустимо разглашать, поскольку неосторожно употребленное психиатрическое название акцентуации может быть понято превратно и на подростка будет навешано клеймо «психа».

Совет

Сообщать об этом учителям и родителям можно, перечисляя особенности личности подростка и давая одновременно рекомендации о том, как смягчить или вообще устранить психотравмирующие моменты социальной ситуации развития.

Источник: http://www.medroad.ru/zdorovie-detei/psihicheskie-zabolevania-y-podrostkov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector