Признаки и особенности основных социальных институтов

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Поиск Лекций

Социальные группы – основные единицы структуры и движущая сила общественной жизни. Но для каждой группы важно, выполняют ли ее члены свои обязанности. Поэтому для регламентации и контроля за поведением людей в обществе возникли социальные институты.

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские, а затем русский, языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство. Со временем, в русском языке закрепилось два значения:

– узкое техническое как название научно-исследовательских и высших учебных заведений, например, институт социологии РАН, институт народного хозяйства, инженерно-строительный и т.д.;

-и широкое социальное, как совокупность правовых, моральных, религиозных и других норм, регулирующих поведение людей в определенной сфере общественных отношений и соответствующих им учреждений, например, институты брака и семьи, образования, наследования, парламентаризма и т.д.

Существует множество определений понятия «социальный институт», которые давали этому социальному явлению самые выдающиеся социологи. Г.Спенсер впервые предложил этот термин. Т.Веблен характеризовал социальный институт как совокупность общественных обычаев, привычек, поведения, образа мыслей и образа жизни, передаваемую из поколения в поколение.

Обратите внимание

К.Маркс понимает институты как исторически сложившиеся, обусловленные социальными, прежде всего производственными, отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности. Э.

Дюркгейм считал, что социальные институты – это фабрики воспроизводства социальных отношений и связей.

Появление, развитие и эффективное использование институтов обеспечивает не только стабильность, но и эволюцию общества, потому что и сами институты, обеспечивая меняющиеся потребности общества, изменяются, эволюционируют.

В сборнике «Современная западная социология» Л.

Седов определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему; это совокупность ролей и статусов предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности». С.Соколов определяет социальные институты как устойчивые комплексы социальных регуляторов (ценностей, норм, убеждений, санкций), которые контролируют системы статусов, ролей, способов поведения в различных сферах человеческой деятельности. Они существуют ради удовлетворения общественных потребностей, возникают исторически в процессе проб и ошибок. Еще один вариант определения предлагает А.Кравченко: социальные институты – это относительно стабильные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни.

Если суммировать различные подходы и варианты, то можно вычленить следующие элементы социальных институтов:

– совокупность правовых, моральных, религиозных обычаев и других норм;

– совокупность учреждений, формальных и неформальных структур, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;

– ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли.

Таким образом, социальные институты – это устойчивая форма организации и регуляции деятельности индивидов и социальных групп. Они представляют собой совокупность норм и правил, а также совокупность лиц, находящихся в учреждениях, имеющих возможности для осуществления общественно значимых функций.

Социальные институты в широком плане – это специфические социальные образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Общество – это совокупность социальных институтов и связей между ними.

Внешнесоциальный институт выглядит как организованная объединение социальных субъектов – групп и учреждений, выполняющих общественно необходимую функцию. С содержательнойстороны – это определенная система стандартов поведения конкретных социальных субъектов в конкретных ситуациях социального взаимодействия.

Государство, например, как социальный институт внешне представляет совокупность лиц и учреждений, осуществляющих власть, а с содержательной точки зрения – это набор стандартизованных образцов поведения должностных лиц, обеспечивающих какую-либо функцию (президента, министра, депутата, судьи и т.д.

) Армия как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц, учреждений и материальных средств, обеспечивающих оборону государства от внешних угроз, а с содержательной точки зрения – это совокупность норм и стандартов поведения определенных должностных лиц, обеспечивающих выполнение этой социальной функции.

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию деятельности людей и отношений между ними посредством определенной системы стандартов поведения.

В понятие социальный институт, чаще всего, вкладывают четыре смысла:

Важно

1) совокупность обычаев, традиций, религиозных, моральных, юридических и др. норм и правил, отражающих соответствующую социальную потребность (собственность, право, брак, религия);

2) группа лиц, выполняющих общественно-необходимые функции (парламент, семья);

3) совокупность учреждений, удовлетворяющих потребности групп (суд, церковь, образование);

4) некоторые социальные роли, особенно важные для жизни людей (монархия, депутат, президент).

Социальный институт – это не абстракция. Он включает в себя реальную, живую совокупность людей, зримые объекты (помещения, материальные ценности), кадровые ресурсы, системы ролей и статусов, норм и санкций.

С.Фролов предложил выделить общие для социальных институтов черты:

1)установки, стандарты и образцы поведения (почитание родителей, уважение, послушание начальству, верность клятве и др.);

2)символические культурные признаки (герб, флаг, крест, обручальное кольцо и др.);

3)устные и письменные кодексы (запреты, законы, правовые акты, лицензии и др.);

4)утилитарные культурные черты (физические объекты и сооружения – дом для семьи, фабрика, библиотека и др.);

5)ценности и идеи (любовь в семье, демократия в обществе, вероучение и др.).

Социальные институты возникают исторически, как бы сами собой. Их никто не придумывает так, как изобретают технические и социальные блага. Это происходит потому, что общественная потребность, которую они должны удовлетворять, возникает, но осознается не сразу. Причина появления новых и совершенствование старых социальных институтов – возникновение новых и развитие старых потребностей.

Образование социальных институтов занимает значительное историческое время и происходит методом проб и ошибок. Процесс усвоения общих стандартов поведения людей, выгодных всем, весьма труден. На этом пути люди преодолевают соблазн ориентации на выгоду только себе.

Когда новый стандарт (ценности, нормы, роли) семейного, трудового, политического или иного поведения усваивается человеком, то он превращается в потребность. В таком случае, частичная выгода для себя какого-то стандарта поведения дополняется благожелательным отношением к нему со стороны окружающих.

Этот стандарт поведения становится для человека институционализированным, а его статус-роль – органичной.

Совет

В развивающемся обществе постоянно происходит институционализация– процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, для удовлетворения общественных потребностей.

Таким образом, институционализация – это замена спонтанного поведения на предсказуемое, регулируемое. Без институционализации современное общество существовать не может. Благодаря ей стихийные состязания в силе (драки) превращаются в формализованные спортивные соревнования, беспорядочная половая жизнь первобытного общества – в институт брака и семьи, стихийные движения протеста и борьбы за какие-то цели – в политические партии.

Понятие институционализацияи было введено в социологию Т.Парсонсом и получило дальнейшую разработку в теориях общества Р.Дарендорфа, Т.Лукмана, Н.Лумана и др. Согласно позиции Н.Лумана институционализация понимается как исторический процесс возникновения, закрепления и изменения социальной реальности, включающий три стадии становления институциональной структуры общества:

– объективация – возникновение и стабилизация ценностно-нормативного комплекса, обеспечивающего функционирование системы социального взаимодействия;

– генерализация – выведение ценностно-нормативного комплекса за пределы непосредственного взаимодействия. На этой стадии постепенно оформляется институциональная структура общества;

– интеграция – формирование социальной рефлексии об изменениях в институциональных основаниях общества.

Происходят в обществе и обратные процессы – снижение доверия к определенному институту, падение его авторитета. Такой процесс называется институциональным кризисом.

Причина кризиса – неспособность того или иного института эффективно исполнять свои главные функции: государства – управлять обществом, семьи – укреплять брак, воспитывать детей, медицины – лечить людей , а здравоохранения – предупреждать болезни и, средней школы – давать качественное образование, политических партий – выражать потребности граждан и бороться за их выполнение и т.д.

Институциональные нормы при этом существуют, они всем известны, но в обществе не соблюдаются и тогда функции перераспределяются: в государстве происходит реформа политической системы, вместо брака юридического возникает «гражданский» (неофициальное сожительство), или вообще альтернативные и даже экзотические формы сожительства – гостевой брак, свингерство; наряду с государственной системой здравоохранения возникает не очень эффективно контролируемая государством частная медицина и всевозможные экстрасенсы и «народные целители»; в системе образования и подготовки в вуз возникает репетиторство; в политической жизни из-за недоверия к партиям возникает политическая апатия и манипулирование политическим сознанием со стороны всевозможных политических авантюристов. Но без кризисов не может быть и развития института, поскольку он обнажает неполадки, информирует о степени неэффективности и помогает перестроить, усовершенствовать механизм функционирования социального института.

Институционализация – это процесс упорядочения, укрепления социальных связей и отношений, начала жизненного цикла института, который включает 4 стадии (фазы):

1)зарождение и формирование социального института;

2)фаза эффективности, достижение зрелости;

3)формализация норм, принципов. Если принципы становятся самоцелью, происходит обюрокрачивание института.

4)дезорганизация, когда институт теряет свой динамизм, жизнеспособность, Он ликвидируется или трансформируется в новый.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s52537t4.html

Социальный институт, его признаки и виды

Социальный институт выступает в качестве объекта социологических исследований, а многие авторы в данной сфере называют его базовой категорией социологической науки.

Значимость социальных институтов возрастает, и в современном мире невозможно представить себе структуру социума без такого разделения.

Связано это с многообразием жизнедеятельности человека, отсутствием статичности, а также динамичным развитием всех социально-политических, экономических и духовных областей.

Обратите внимание

Замечание 1

Принято рассматривать социальные институты как структурообразующий элемент социальной системы, так как жизнь человека институциолизировалась в течение продолжительного времени, что привело к выделению в ней ряда крупных общественных элементов. Именно эти процессы определили существование социологии и ее дальнейшее развитие.

В связи с существованием разнообразных точек зрения сегодня невозможно выделить только одно определение понятия «социальный институт». Поэтому в результате выделяют сразу несколько равноценных определений:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, которая преследует единую цель. В данном случае авторы выделяют несколько основных социальных институтов: собственность, государство, семью, образование, управление и другие;
  2. Социальный институт выступает в качестве основной формой закрепления деятельности, а также способы ее осуществления, которые обеспечивают стабильное развитие и функционирование общества и общественных элементов во всех сферах жизнедеятельности человека (в политической, экономической, социальной и духовной сферах);
  3. Социальный институт в западной социологии представляет собой устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм и установок, которые являются общеобязательными и распространяются на все сферы человеческой жизни (на политику, армию, церковь, школу, семью, мораль, право, здравоохранение, спорт).
Читайте также:  Проблема отношений: почему взрослые дети ненавидят своих родителей?

Признаки социального института

Определение 1

Общество – это и есть совокупность всех имеющихся социальных институтов, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Связь между ними безусловно, и основана она на признаках единства, функциональности и продолжительности.

Сами социальные институты также обладают рядом своих уникальных признаков. Во-первых, они целесообразны, преследуют единую цель, а представители институтов ставят перед собой важные задачи, решение которых необходимо для жизни человека, его успешного функционирования и развития.

По сути, цель социального института – максимально удовлетворить потребность человека, которая формируется в определенный временной промежуток. Потребности также складываются по мере тенденций развития общества.

Например, институт семьи служит для удовлетворения потребности человека в первичной социализации, для реализации репродуктивной и воспитательной функции.

Во-вторых, в каждом социальном институте существует своя система социальных статусов. Социальный статус – это права и обязанности человека. Помимо статуса в социальных институтах регламентируются социальные роли.

В результате такого структурирования образуется своеобразная иерархия. Например, в институте образования существуют такие статусы и роли, как ректор, декан, преподавательский состав, лаборанты и сами студенты.

Каждому статусу и роли соответствует свой регулятор социальных связей: ментальность, нормы поведения, нормы морали, а также идеология.

Важно

В-третьих, социальные статусы и роли, которые определены в рамках отдельного социального института, необходимы для того, чтобы реализовывать потребности человека в соответствии с ценностями и нормами, которые предписаны в отдельном обществе.

В-четвертых, один из ключевых признаков социальных институтов – их исторический характер. Авторы, которые глубоко исследуют данную тему, отмечают, что возникновение социальных институтов было стихийных, они появились как бы «сами собой».

Никто не придумывает их, они формируются самостоятельность.

Безусловно, с развитием общества появилась необходимость в контроле этих социальных институтов, поэтому вокруг них сформировались социальные нормы, правила, которые носят санкционный и легитимный характер.

Виды социальных институтов

Социальный институт включает в себя целую совокупность разнопорядковых и разноуровневых компонентов, которые отличаются по некоторым признакам: субъект деятельности, предмет исследования, средства и результаты достижения поставленных целей и реализации задач, широкий функционал. В связи с этим традиционно среди ключевых видов социальных институтов выделяют следующие:

  • Институт образования, куда входит наука, образование, специальное образование для детей с особенностями развития, общее образование, дошкольное и школьное образование, а также послевузовское образование;
  • Институт экономики – включает в себя все уровни производства, банки, предприятия, потребительскую кооперацию, а также такие направления, как менеджмент, реклама, public relations;
  • Институт армии – таможенная служба, внутренние войска, система допуска государственных служащих, социальная защита военнослужащих и их семей, дедовщина;
  • Система медицинского страхования, а также социальная защита населения, которая распространяется на все социальные слои, которые нуждаются в ней и в ее ключевых средствах (реабилитация, медицинское обслуживание, патронаж, опекунство).

Замечание 2

Также среди других видов социальных институтов выделяются следующие: экономико-социальные институты (банки, деньги, обмен, собственность, хозяйственные объединения), политические институты (государство, партии, профсоюзы, а также иные виды организаций, которые поддерживают политическую деятельность и охватывают широкие слои населения), социально-культурные и воспитательные институты, которые ответственны за сохранение, закрепление и трансляцию культурных норм и ценностей; нормативно-ориентирующие институты, нормативно-санкционирующие институты, которые формируют правовое сознание индивидов и регулируют его.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnyy_institut_ego_priznaki_i_vidy/

Социальные институты. Признаки и функции социальных институтов

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина.

Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация».

Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

Социальный институт  – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным, потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Несмотря на то, что институты и социальные группы — различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей.

Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации.

Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

Совет

Итак, институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом.

Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Общие для всех институтов признаки представлены в табл. 1. Они объединены в пять групп.

Рассмотрим подробнее, некоторые институциональные признаки.

Культурные символы. Все институты стремятся к приооретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви — распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи — обручальное кольцо, для университета — эмблема «альма-матер».

Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Таблица 1. Признаки главных институтов общества

Семья Государство Бизнес Образование Религия
1. Установки и образцы поведения
ПривязанностьЛояльностьОтветственностьУважение ПослушаниеЛояльностьСубординация ПроизводительностьЭкономичностьПроизводствоприбыли Любовь к знаниямПосещаемость ПочтительностьЛояльностьПоклонение
2. Символические культурные признаки
Обручальное кольцоБрачный ритуал ФлагПечатьГербНациональный гимн Фабричная маркаПатентный знак Школьная эмблемаШкольные песни КрестИконыСвятыниГимн
3. Утилитарные культурные черты
ДомКвартирамебель Общественные знанияОбщественные работыБланки и формы Магазин, фабрикаОборудованиеБланки и формы КлассыБиблиотекиСтадионы Церковные зданияЦерковный реквизитЛитература
4. Кодекс устный и письменный
Семейные запреты и допущения КонституцияЗаконы КонтрактыЛицензии Правила учащихся ВераЦерковные запреты
5. Идеология
Романтическая любовьСовместимостьИндивидуализм Государственное правоДемократиянационализм МонополияСвободная торговляПраво на труд Академическая свободаПрогрессивное образованиеРавенство при обучении ПравославиеПротестантизмБаптизм

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли.

Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа.

Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль.

Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли.

Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм.

Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института.

Обратите внимание

Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института.

При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия.

В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом.

Явные функции социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах.

Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение.

Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.

Читайте также:  Востребованность, плюсы и минусы профессии "психолог"

Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов.

Важно

Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграция — это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей.

Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены поколений.

В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику — это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.

Вывод: Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества.

Только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни.

Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации.

У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, У которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.


Источник: https://students-library.com/library/read/25678-socialnye-instituty-priznaki-i-funkcii-socialnyh-institutov

Характерные признаки и структурные элементы основных социальных институтов

Первым предложил термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903).

Согласно его учению, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальным группам удовлетворять свои потребности; упорядочивают социальные отношения, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое – общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие.

Феномен «социального института» рассматривал в

60-е гг. XX в. Ю.А.Левада, давший следующее определение: это «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы».

Совет

В настоящее время среди социологов нет полного согласия в понимании термина «социальный институт». Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям, например, общественным объединениям. Для малых же организаций применяют термин “группа” или “ассоциация”.

Надо обратить внимание на то, что между понятиями “институт” и “группа” имеется существенное различие. Если группа является совокупностью взаимодействующих индивидов, то институт представляет собой систему социальных связей и совокупность социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.

Большинство ученых считают, что это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Под общественными ценностями понимают идеи и цели; под общественными процедурами – стандартизованные образцы поведения в групповых процессах; под системой социальных связей – сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (мужа, жены, ребенка), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Несмотря на то, что институты и социальные группы являются различными научными понятиями, они не отделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется потребностями людей, формируя нормы и ценности социальной жизни. Именно люди с помощью институционных норм организуют себя в группы и ассоциации, осуществляя взаимосвязь на практике.

Таким образом, в каждый институт входит множество групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи является совокупностью определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности малых групп (конкретных семей).

Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, которые также относятся к определенным социальным группам. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви – ассоциацией.

Обратите внимание

Следовательно, институты, социальные группы и ассоциации взаимосвязаны между собой и их нельзя полностью отделять друг от друга.

Процесс образования социального института (институ-ционализации) состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

4) появление процедур связанных с нормами и прави-лами;

5) институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие и практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключений членов института.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Наиболее важными социальными институтами являются семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, побратимства, наследования, имянаречения и др.

Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др. Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.

Институт религии содержит институты крещения, исповеди, монашества и др.

В большинстве примитивных обществ, например в племенах Центральной Африки, среди народов Севера семья является единственным реальным функционирующим институтом. Все вопросы распределения власти, продуктов, и других ценных ресурсов решаются семейно.

Важно

При переходе к более сложным культурам начинают выделяться остальные социальные институты. Следовательно, основой всех социальных институтов является семья. На ее примере четко прослеживается процесс институционализации.

Именно в семье появился первый в истории вид социальных норм, под которым понимается запрет кровосмешения, грозивший человеческому роду генетическим вырождением.

Постепенно сформировались функции семьи: 1) репродуктивная – биологическое воспроизводство населения; 2) воспитательная – социализация молодого поколения; 3) экономическая – жизнеобеспечение несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; 4) эмоциональная – психологическая защита, поддержка; 5) статусная – предоставление определенного положения членам семьи.

В современном обществе существует следующая типология семей. Семьи различают, во-первых, по структуре: нуклеарная, или супружеская семья, в которую входят муж, жена и их дети; родственная, или расширенная семья, под которой понимают клан родственников вместе с их супругами и детьми.

Во-вторых, семьи различают по форме брака: моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной; полигамия, когда в браке находятся более двух партнеров.

В-третьих, семьи различают по распределению ролей: традиционная, или патриархальная, когда в семье живут несколько поколений; нетрадиционная, или эксплуататорская, когда роль лидера отводится мужчине, а за женщиной сохраняется «исключительное право» на домашний труд; эгалитарная, когда домашние обязанности между членами семьи распределяются справедливо и пропорционально, совместно обсуждаются проблемы и принимаются решения.

Социологи Т.Парсонс, Р.Бейлз, Ф.Шилз утверждают, что «… в более развитых обществах не структура родства, а социальные институты, такие, как государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации, играют решающую роль».

Признаки: Установки и образцы поведения; Символические культурные признаки; Утилитарные культурные черты; Кодекс устный и письменный; Идеология;(Семья: Привязанность и Уваже-ние; Обру-чальное кольцо;дом,квартира,мебель;семейные запреты и допущения;совместность и индивидализм;)(Государство:послушание и лояльность;флаг ,печать,герб,гимн;общ работы,бланки,формы;конституция,законы;гос.право,демкратия,национализм.)

Необходимо также выделить основные функции социальных институтов:

Совет

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, так как каждый институт обладает системой норм и правил поведения, обязательной для всех членов данного института. Это обеспечивает устойчивость социальной структуры общества;

2) регулятивная функция способствует регулированию взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Это обеспечивает возможность совместной деятельности;

3) интегративная функция включает в себя процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальной группы, происходящий под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей;

4) транслирующая функция позволяет передавать социальный опыт. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности к власти, а церковь старается приобщить к вере как можно большее число членов общества;

5) коммуникативная функция призвана информировать членов института с целью управления и контроля за соблюдением норм. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы. Например, средства массовой информации, особенно электронные, имеют самые большие возможности для передачи информации.

Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья – все эти институты находятся во взаимодействии.

Источник: https://stydopedia.ru/3x8f06.html

Социальные институты: примеры, основные черты, функции :

В основе своей общество состоит из социальных институтов – сложной совокупности различных характеристик, которые обеспечивают целостность социальной системы.

С точки зрения социологии это исторически сложившаяся форма деятельности людей. Основными примерами социальных институтов выступают школа, государство, семья, церковь, армия.

И сегодня в статье разберем подробно вопрос, что такое социальные институты, каковы их функции, типы, а также приведем примеры.

Читайте также:  Советы психологов, как решиться на развод с мужем

Терминологический вопрос

В самом узком смысле под социальным институтом подразумевают организованную систему связей и норм, что удовлетворяют основные потребности общества в целом и личности в частности. К примеру, социальный институт семьи отвечает за репродуктивную функцию.

Если углубляться в терминологию, то социальный институт – это ценностно-нормативный комплекс установок и орган или организации, которые их утверждают и помогают реализовать.

Также этим термином могут обозначать общественные элементы, что предоставляют устойчивые формы организации и регуляции жизни. Это, к примеру, социальные институты права, образования, государства, религии и т. д.

Основная цель таких институтов – способствовать стабильному развитию общества. Поэтому главными функциями принято считать:

  • Удовлетворение требований общества.
  • Контроль социальных процессов.

Немного истории

Первые социальные институты появились, когда еще первобытное общество начало переходить к первым цивилизациям. Уже в сформировавшихся самых первых, древних цивилизациях можно было определить, к примеру, социальные институты государства, образования и армии.

Естественно, с того времени общество проделало огромный путь и пережило немало трансформаций. Современные институты сильно отличаются от древних, хотя основные атрибуты сохранились и сегодня.

Пусть они и трансформировались, но главные атрибуты государства (власть, закон, армия) все еще существуют. Также существуют деньги как экономический институт.

Обратите внимание

Только сейчас мы рассчитываемся в магазинах красивыми купюрами, а раньше эту роль выполняли черепки, монеты или натуральный обмен. И, конечно же, сохранился институт семьи, самый древний и самый устойчивый.

В процессе социального развития между людьми могут возникать всевозможные взаимодействия, и только те, которые являются самыми устойчивыми, могут обрести статус социального института. Ведь основная черта этого образования – устойчивое социальное взаимодействие.

Обеспечение функциональности

Чтобы социальный институт мог исполнять свои функции, он должен обладать тремя категориями средств:

  • Право. В рамках определенного института необходимо установить свои нормы, правила, законы. Этот признак социального института на примере образования проявляется в обязательном получении знаний детьми. То есть, согласно законам института образования, родители должны отправлять детей в школы с определенного возраста в обязательном порядке.
  • Материальные условия. То есть чтобы детям было где учиться, нужны школы, садики, институты и т. д. Необходимо обладать средствами, что помогут реализовать законы.
  • Моральная составляющая. Большую роль в соблюдении законов играет одобрение общественности. После окончания школы дети идут на курсы или в институты, они продолжают учиться потому, что понимают, зачем нужно образование.

Основные черты

Исходя из всего вышесказанного, уже можно определить основные черты социального института на примере образования:

  1. Историчность. Социальные институты возникают исторически, когда у общества возникает определенная потребность. Тяга к познанию появилась у людей задолго до того, как они стали жить в первых древних цивилизациях. Исследование окружающего мира помогало им выживать. Позже люди стали передавать опыт своим детям, те – делать свои открытия и передавать своему потомству. Так возникло образование.
  2. Устойчивость. Институты могут отмирать, но до этого они существуют веками, а то и целыми эпохами. Первые люди научились делать из камня оружие, сегодня мы можем обучиться полетам в космос.
  3. Функциональность. Каждый институт выполняет важную общественную функцию.
  4. Материальные средства. Наличие материальных объектов необходимо, чтобы выполнялись функции, ради которых был создан институт. Например, для института образования необходимы учебные заведения, книги и другие материалы, чтобы дети могли учиться.

Структура

Институты были созданы, чтобы удовлетворять человеческие потребности, а они достаточно многообразны.

Если привести примеры социальных институтов, то можно сказать, что потребность в защите обеспечивает институт обороны, духовными потребностями заведует институт религии (в частности, церковь), на потребность в познании отвечает институт образования. Подытоживая все вышесказанное, можно определить структуру института, то есть его основные составляющие:

  1. Группы и организации, которые удовлетворяют потребности индивида или социальной группы.
  2. Нормы, ценности, правила, законы, следуя которым, индивид или социальная группа могут удовлетворить свои нужды.
  3. Символы, что регулируют отношения в экономической сфере деятельности (бренды, флаги и т. д.) Можно даже привести пример социального института с очень запоминающимся зелёным символом змея, обернутого вокруг кубка. Его часто можно видеть в больницах, которые обеспечивают индивиду или группе лиц потребность в хорошем самочувствии.
  4. Идеологические основы.
  5. Социальные переменные, то есть общественное мнение.

Признаки

Немаловажно определить признаки социального института. На примере образования это получится показать лучше всего:

  1. Наличие учреждений и групп, объединенных одной целью. Например, школа предлагает знания, дети хотят получить эти знания.
  2. Наличие системы образцов норм ценностей и символов. Также можно провести аналогию с институтом образования, где символом может выступать книга, ценностями – получение знаний, а нормами – соблюдение школьных правил.
  3. Поведение в соответствии с этими нормами. Например, ученик отказывается соблюдать правила, и его выгоняют из школы, из учреждения социального института. Конечно, он может стать на путь истинный и пойти в другое учебное заведение, а может случиться и так, что его не примут ни в одно из них, и он окажется за бортом общества.
  4. Человеческие и материальные ресурсы, что помогут в решении определенных задач.
  5. Одобрение общественности.

Примеры социальных институтов в обществе

Институты за своими проявлениями и факторами бывают совершенно разными. По факту их можно разделить на крупные и низкоуровневые. Если говорить об институте образования – это крупная кооперация.

Что касается его подуровней, то это могут быть институты начальной, средней и старших школ.

Поскольку общество динамично, некоторые институты низших уровней могут исчезать, как рабство, а некоторые – появляться, например, реклама.

Сегодня в обществе можно выделить пять главных институтов:

  • Семья.
  • Государство.
  • Образование.
  • Экономика.
  • Религия.

Общие функции

Институты призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества и защищать интересы индивидов. Это могут быть как витальные, так и социальные нужды.

Согласно социальным исследованиям, институты выполняют общие и отдельные функции. Общие функции закреплены за каждым объектом, а отдельные могут меняться в зависимости от специфики института.

Изучая примеры функций социальных институтов, отметим, что общие выглядят следующим образом:

  • Установка и воспроизводство отношений в социуме. Каждый институт обязан обозначить стандартное поведение индивида путем внедрения правил, законов и норм.
  • Регуляция. Отношения в обществе необходимо регулировать, вырабатывая приемлемые модели поведения и накладывать санкции за нарушение норм.
  • Интеграция. Деятельность каждого социального института должна объединять индивидов в группы, чтобы они чувствовали взаимоответственности и зависимость друг от друга.
  • Социализация. Основная цель этой функции – передавать социальный опыт, нормы, роли и ценности.

Что касается дополнительных функций, их следует рассматривать в контексте основных институтов.

Семья

Ее принято считать самым важным институтом государства. Именно в семье люди получают первые базовые знания о внешнем, социальном мире и правилах, что там установлены.

Семья – это базовая ячейка общества, которая характеризуется добровольным вступлением в брак, ведением общего быта, стремлением к воспитанию детей. В соответствии с этим определением выделяют основные функции социального института семьи.

К примеру, экономическая функция (общий быт, ведение хозяйства), репродуктивная (рождение детей), рекреационная (оздоравливающая), социального контроля (воспитание детей и передача ценностей).

Государство

Институт государства еще называют политическим институтом, что управляет обществом и выступает гарантом его безопасности. Государство должно выполнять такие функции, как:

  • Регулирование экономики.
  • Поддержка стабильности и порядка в обществе.
  • Обеспечение социального согласия.
  • Защита прав и свобод граждан, воспитание граждан и формирование ценностей.

Кстати, на случай войны государство должно выполнять внешние функции, такие как оборона границ. К тому же принимать активное участие в международном сотрудничестве, чтобы защитить интересы страны, решить глобальные проблемы и наладить выгодные контакты для экономического развития.

Образование

Социальный институт образования рассматривается как система норм и связей, объединяющая общественные ценности и удовлетворяющая его потребности. Эта система обеспечивает развитие социума путем передачи знаний и навыков. К основным функциям института образования стоит отнести:

  • Адаптивную. Передача знаний поможет подготовиться к жизни и трудоустроиться.
  • Профессиональную. Естественно, чтобы найти работу, необходимо обладать какой-то профессией, образовательная система поможет и в этом вопросе.
  • Гражданскую. Вместе с профессиональными качествами и навыками знания способны передавать менталитет, то есть готовят гражданина конкретной страны.
  • Культурную. Индивиду прививают принятые в обществе ценности.
  • Гуманистическую. Помогают раскрыть личный потенциал.

Среди всех институтов образование играет вторую по значимости роль.

Первый жизненный опыт индивид получает в семье, где он родился, но когда он достигает определенного возраста, сфера образования оказывает большое влияние на социализацию личности.

Воздействие социального института, к примеру, может проявиться в выборе хобби, которым никто в семье не то что не занимается, но и не знает о его существовании.

Экономика

Экономический социальный институт должен отвечать за материальную сферу межличностных отношений. Общество, что отличается бедностью и финансовой нестабильностью, не может поддерживать оптимальное воспроизводство населения, обеспечивать образовательную базу развития социальной системы.

Поэтому, как ни посмотри, а все институты связаны с экономикой. К примеру, экономический социальный институт перестает функционировать должным образом. В стране начинает повышаться уровень бедности и появляется больше безработных. Будет рождаться меньше детей, начнется старение нации.

Поэтому главные функции этого института:

  • Согласовывать интересы производителей и потребителей.
  • Удовлетворять потребности участников социального процесса.
  • Укреплять связями внутри системы экономики, и сотрудничать с другими социальными институтами.
  • Поддерживать экономический порядок.

Религия

Институт религии поддерживает систему верований, которой придерживается большинство людей.

Это своеобразная система верований и практик, популярных в конкретном обществе, и ориентированных на нечто священное, невозможное, сверхъестественное.

Согласно исследованиям Эмиля Дюркгейма, у религии есть три самых важных функции – интегративная, то есть верования помогают сплачивать людей вместе.

На втором месте идет нормативная функция. Индивиды, придерживающиеся определенных верований, поступают согласно канонам или заповедям. Это помогает поддерживать порядок в обществе. Третья функция – коммуникативная, индивиды во время ритуалов имеют возможность пообщаться друг с другом или со служителем. Это помогает быстрее влиться в общество.

Таким образом, есть основания сделать небольшое заключение: социальные институты – это особые организации, которые должны удовлетворять базовые потребности общества и защищать интересы индивидов, что даст возможность интегрировать население, если же один из институтов выйдет из строя, в стране с вероятностью в 99% могут начаться перевороты, митинги, вооруженные восстания, что в конечном счете приведет к анархии.

Источник: https://www.syl.ru/article/361594/sotsialnyie-institutyi-primeryi-osnovnyie-chertyi-funktsii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector