Профориентация: что делать, если не знаешь, кем хочешь работать?

Кем быть: что расскажет тест «Профориентация»

Удачная карьера складывается из нескольких составляющих:

  • интерес и мотивация;
  • интеллектуальные способности;
  • личностные и деловые качества;
  • знания и опыт.

Последний пункт остается за рамками «Профориентации»: цель сервиса — узнать о склонностях и возможностях, которые есть у человека сегодня. Тест помогает ответить на вопросы, кем вы хотите и кем сможете успешно работать, в какой роли будете чувствовать себя комфортно. При условии того, что всерьез возьметесь за образование и практику, конечно.

В тесте заложены 150 востребованных профессий из разных сфер: медицина, IT, финансы, инженерия, руководство, гуманитарные науки, социальные науки, творчество. Каждому прошедшему предлагают около 15 подходящих профессий на выбор.

Профориентация для взрослых, в отличие от детской, учитывает карьерную составляющую: чтобы что-то изменить в своей работе, человек может не только кардинально сменить сферу деятельности, но и повысить профессиональные компетенции, расти горизонтально или вертикально.

Обратите внимание

Например, разработчик может расширять свои знания в программировании, а может заняться менеджментом проектов.

Карьерные и профессиональные интересы у взрослых идут рука об руку, поэтому задача сервиса — одновременно определить и подходящую сферу деятельности, и ваши личностные особенности, которые могут повлиять на карьеру.

Хороший вопрос! Именно для этого результаты разделены на три блока.

  1. «Профинтересы»: фактически ответ на вопрос «Чего я хочу?».
  2. «Структура интеллекта»: ответ на вопрос «Что я могу?».
  3. «Личность»: ответ на вопрос «Что мне комфортно?».

Если бы каждый мог объективно оценить себя и честно ответить на все три вопроса, никакого теста не понадобилось бы. Но не все могут соотнести свои возможности с желаниями, отделить желания от навязанных стереотипов и разобраться в своих потребностях без посторонней помощи.

В результатах теста легко отследить противоречия, которые мешают развитию карьеры. Например, вам кажется, что менеджер из вас никакой: в жизни никаких руководящих должностей вы не занимали.

И в тесте в разделе «Профинтересы» («Что я хочу?») на первом месте у вас «Инноватор». Однако, судя по другим показателям, вы внимательны, способны влиять на людей, умеете мыслить стратегически и планировать работу — идеальный управленец.

Возможно, ваши желания идут вразрез со способностями и возможностями?

Инновации — это изобретения, открытия, искусство, решение задач, которые, возможно, никто даже не догадался ставить до вас. Если ваш вектор карьеры по тесту — инноватор, значит, вы мечтаете о творческой работе, неважно, в сфере информационных технологий, науки или музыки.

Все способности из раздела «Структура интеллекта» важны для тех или иных профессий. Успех в работе во многом зависит от конкуренции: насколько человек превосходит остальных работников. «Структуре интеллекта» — как раз объективная оценка способностей, которая помогает выбрать именно то направление, в котором вас наверняка ждет успех по сравнению с конкурентами.

Кроме того, внимательность может зависеть от усталости: проходите тест, когда вы в хорошей форме.

Бывает так, что люди выбирают профессии, которые не подходят им по складу характера. В этом случае от профессии легко устать.

Важно

Хороший пример — работа, которая требует постоянного общения с людьми. Такие специалисты особенно часто подвержены профессиональному и эмоциональному выгоранию, даже если являются активными коммуникаторами. Поэтому очень важно учитывать личностные особенности при выборе специальности.

В отличие от остальных блоков, шкалы в «Личности» отражают то, насколько близки вам те или иные показатели. Пониженный показатель по шкале «Импровизация/Планомерность» — значит, у вас все в порядке с самоорганизацией и самоконтролем. Повышенный по «Ощущению/Интуиции» — вы готовы следовать своим идеям и фантазиям.

Результаты актуальны в течение достаточно долгого периода — полгода, год, два года. Скорее всего, вплоть до каких-то глобальных перемен в вашей жизни, из-за которых вы сами можете измениться.

Основываясь на результатах по трем блокам, тест описывает свойственные вам в работе роли. Всего их 10, и они связаны с разными видами деятельности: управление, проекты, коммуникации, сервис, инновации, технологии, аналитика, функционал, контроль, администрирование.

Это могут быть как профессии, так и задачи, которые вам рекомендуют брать на себя в работе.

Также сервис дает рекомендации о том, как вам будет комфортнее работать: сможете ли вы придерживаться графика, работать «от звонка до звонка», что вас мотивирует и в какую сторону вам интереснее развиваться.

Внимательно прочитайте подсказки и расшифровки: они подробно раскрывают результаты. Смотрите не на отдельные показатели, а на то, как они соотносятся с другими блоками и что могут значить в совокупности. Помните, что результаты теста не диагноз, а обратная связь о желаниях и возможностях. Они не должны ограничивать ваш выбор: результаты меняются, как меняется сам человек.

Неправильно: использовать тест как причину для смены работы.
Правильно: подтвердить тестом свои догадки. Результаты особенно помогают, если вы сомневаетесь в том, что делать дальше.

Неправильно: расстроиться, что вы — администратор. Это прямая дорога в секретари?
Правильно: обрадоваться, что вы идеально справляетесь с планированием и контролем и можете обеспечить стабильность любой системы — а значит, можете стать управленцем в организации, которая требует таких навыков.

Неправильно: сменить профессию на рекомендованную и ждать, когда придет успех.
Правильно: приложить все силы для достижения цели.

Неправильно: решить, что всю жизнь вы жили неправильно.
Правильно: понять, что вы хотите что-то изменить именно сейчас. Возможно, в прошлом вас все устраивало, а в будущем настроение и образ мыслей еще не раз изменятся.

Источник: https://novosibirsk.hh.ru/article/303517

Кем работать, если ничего не нравится?

В реалиях современной действительности нередко возникает ситуация, когда молодой человек, закончив обучение в институте, не может никуда устроиться. Выбранная когда-то специальность совершенно не радует, работать не хочется.

Кажется, что человеком управляет исключительно лень и его нужно встряхнуть, направить на путь истинный. Но на самом деле все не так просто. Если вам тоже ничего не нравится, это вовсе значит, что вы ни на что не годитесь.

Совет

Подобная ситуация возникает там, где имеет место уход от своей сущности, индивидуальности. Став личностью, мы нередко забываем о том, что у нас могут иметься собственные потребности и цели. Если все время пытаться угодить другим, можно полностью забыть о самом себе.

Люди, как правило, мало ценят тех, кто сосредоточен исключительно на обществе. Как можно выбрать работу, если ничего не нравится? Попробуем разобраться вместе.

Сложность самоопределения

В юности и молодости зачастую нам навязываются социальные идеалы и стремления. Как это происходит? Существует своеобразная мода на определенные профессии. Так человек забывает, в первую очередь, спросить самого себя, что движет конкретно его личностью. Он стремится подстроить свою уникальную сущность под требования общества.

Конечно, ничем хорошим такие попытки не заканчиваются. Человек теряет самого себя, иногда бесследно, потому, став старше, не понимает, что ему нужно от жизни. Как много людей так и не находят себя, не стремятся достичь своих вершин. Духовный внутренний поиск совершается внутри каждого из нас, но не всякий способен услышать этот голос.

Большинство людей никогда в жизни не задумываются над тем, что волнует лично их.

Трудность самоопределения осложняется еще и тем, что с детства нас никто не учит, как достичь чувства единения со своей внутренней сущностью, ставить индивидуальные цели и реализовывать их. Мы привыкаем жить по инерции и не думать над глобальными задачами, потому что знаем, как осуществить задуманное.

Возможность раскрыть потенциал

Каждый человек имеет свою уникальную природу. Это значит, что у него имеются отличительные способности и таланты, которые можно было бы сделать центром своей деятельности. Если бы люди заранее беспокоились о самореализации, стремились сделаться индивидуальностью, не пришлось бы так страдать от нежелания работать.

Просто каждый занимался бы тем, что нравится лично ему. Сегодня подобная жизнь кажется сказкой или невероятным везением. Чтобы применить любой дар, нужна определенная смелость и амбиции. Не у всех получается раскрыть свои возможности, не всякий имеет сильную веру в себя.

Большинство людей считают свои способности весьма посредственными и, в конце концов, удовлетворяются малым.

Раскрыть собственный потенциал становится возможным только тогда, когда мы стремимся к этому, преодолеваем значительные препятствия на пути к цели. Для этого нужно не сидеть на месте, а постоянно предпринимать активные действия для продвижения: ходить на курсы, посещать тренинги, различные мероприятия. Там не только можно узнать много нового, но и приобрести полезные навыки.

Интересы

Если вы испытываете затруднения с самоопределением, обратите внимание на свои склонности. Работать все равно рано или поздно придется. Важно только выбрать для себя правильную дорогу, которая привела бы к успеху.

К чему лежит ваша душа? Определить свои интересы так же важно, как и научиться быть твердым и целеустремленным. Если сможете обратить внимание на свои сильные стороны, то у вас получится отыскать свое предназначение. В противном случае ничего не выйдет.

Чтобы работа была по душе, сначала необходимо изрядно потрудиться.

Интересы играют важную роль в становлении личности. Когда человек обращает внимание на то, что для него значимо и дорого, он становится целостным и самодостаточным. Он уже не позволит, чтобы его жизнью управлял кто-то другой.

Развитие талантов

Каждый человек в чем-то неповторим, тем он и отличается от прочих. Всестороннее становление личности значительно повышает шансы на то, чтобы в будущем найти хорошую работу. Если ничего не нравится, начинать следует с поиска собственных возможностей. Помните о том, что талант скрыт в каждом из нас.

Всякий человек имеет уникальную способность быть тем, кем на самом деле является. Это кажется сложным и непонятным, однако имеет неповторимую ценность. Талант способен служить человеку на протяжении всей жизни и наполнять его новыми силами.

Обратите внимание

Реализованный дар приносит с собой вдохновение, заставляет заниматься предназначением, открывать скрытые перспективы. Возможности талантливой личности увеличиваются. Работу можно подобрать в соответствии со своим природным даром и возможностями.

Само по себе развитие таланта расширяет перспективы человека, он становится способным видеть и замечать большее, чем до этого.

Продавец

Этот вариант подходит для тех молодых людей, которые пока не смогли определиться и не знают, чем хотят заниматься в жизни. Работа продавца на сегодняшний момент является самой распространенной и обычной. Многие люди начинают свою деятельность именно с этой перспективы.

Если трудиться по найму, больших денег это не принесет, однако даст возможность прокормить себя и обеспечить нормальное финансовое положение. Если вам сложно представить себя в какой-либо области, попробуйте начать с должности продавца.

Как минимум, у вас появится возможность жить отдельно от родителей и питаться на свои собственные заработки.

Ничего нельзя добиться в жизни при отсутствии какого-либо движения. Везде нужны усилия. Нет ничего зазорного в том, чтобы начать с продавца и потихоньку приближаться к заветной цели. Только для этого вы должны понимать, что вам нужно. Работа продавца полезна еще и тем, что дает необходимый опыт в жизни.

Его невозможно получить просто сидя дома. Продавец – многофункциональная специальность, которая потребует от человека полное владение навыками общения. Поработав хотя бы год в данной должности, вы сможете без труда определять качество товаров, будете знать законы рынка, по какому принципу он действует.

Консультант

В настоящее время особой популярностью пользуются профессии, в которых требуется плотное взаимодействие с людьми. Должность консультанта предполагает, что нужно все время контактировать с клиентами. Скучать точно не придется.

Если вы человек общительный и целеустремленный, то можете попробовать себя в данной профессии. Очень может быть, что вам понравится, и вы захотите расти в выбранной области. Кроме того, это очень широкая область деятельности.

Можно быть продавцом – консультантом в магазине, либо давать необходимую информацию людям в сфере образования, воспитания и обучения. Выбирайте, что вам ближе.

Надо признать, что консультанты никогда не останутся без работы. Существует множество сфер, где требуются люди с такими качествами как: умение общаться с людьми, правильно выстраивать фразы в разговоре, ответственность и дисциплинированность.

Профессия консультанта сама по себе очень многогранна и позволяет получить дополнительные навыки, которые пригодятся в других сферах деятельности.

Например, умение взаимодействовать с окружающими необходимо в любой специальности, ориентированной на социум.

Творческие профессии

Истинные интеллектуалы встречаются нечасто. Может быть, потому, что в обществе больше на виду оказываются обычные люди со средними запросами и возможностями. Люди творческой направленности больше всего на свете ценят свободу, и не согласятся ее променять ни под каким предлогом.

Комфортная среда и возможность заниматься любимым делом у них выступает главной потребностью. Если вам невыносима сама мысль о том, что придется работать строго по часам и минутам, можете попробовать себя в творческой профессии. В этом нет ничего страшного, напротив, это увлекательно и интересно.

Важно

Конечно, для серьезных занятий нужно иметь хоть сколько-нибудь значительный талант. Однако вовсе не обязательно дожидаться признания аудитории. Посвятите себе некоторое время и вскоре заметите, что имеет смысл работать на себя. Когда не нравится ничего другое, кроме как заниматься рисованием или написанием текстов, следует серьезно подумать.

Читайте также:  Психология возникновения, симптомы, признаки и последствия анорексии

Кто знает, быть может, вам удастся превратить милое хобби в постоянную профессию, невероятно увлекательную и интересную.

Фриланс

Данная специальность стоит особняком в современном мире. Уже хотя бы потому, что этот вид деятельности подходит далеко не всем.

Чтобы стать фрилансером, нужно иметь особенное отношение к жизни, очень ценить свое время и иметь четкое намерение заработать на том, что хорошо получается делать. Фриланс сродни любому бизнесу, поэтому потребуется море терпения и усилий прежде, чем вы увидите первые результаты.

Иногда таким работникам приходится гораздо тяжелее, чем всем остальным: их не понимают близкие, бывает, что сразу ничего не получается. Фриланс категорически не подходит ленивым людям, тем, кто не может заставить себя работать.

Чтобы стать успешным в этой области, нужно очень сильно верить в себя и знать, чего хочешь достичь в жизни. Некоторые пробуют свои силы и тут же отступают. Другие запасаются терпением и добиваются невероятного успеха.

Таким образом, в ситуации, когда вы не знаете, кем работать, нужно действовать незамедлительно. Если сидеть и ждать, пока появятся подходящие варианты, можно годами не сдвинуться с места.

Похожие записи

Источник: http://apatii.net/otnosheniya/rabota/kem-rabotat-esli-nichego-ne-nravitsya

Как правильно выбрать будущую профессию по душе, если не знаешь, кем хочешь быть?

Для молодых людей, только что закончивших школу, вопрос выбора специальности по душе — решающий. Какой области посвятить следующие 5 лет учебы? Задача родителей и педагогов — поддержать подростка в выборе подходящей сферы деятельности, разобраться в своем внутреннем мире, понять, к чему у него есть способности.

К поступлению в учебные заведения дети готовятся не только в последний год школьного обучения. Это долгий и планомерный процесс, в результате которого школьник приходит к важному решению о своей будущей профессии.

После выпускного класса подростки сталкиваются со сложным выбором будущей профессии; задача родителей в этом случае — не настаивать на поступлении в тот или иной институт, а прислушаться к желаниям ребенка

В каком возрасте нужно начинать задумываться о профессии?

Часто родители с раннего возраста отдают своих детей в разные кружки. Это правильно, нужно давать малышу попробовать себя в различных сферах. Только методом проб и ошибок можно сделать выбор и определить, что ему интересно, с чем захочется связать свою будущую профессию.

Чем шире кругозор ребенка, чем больше интересных дел он попробует, тем проще для него будет выбрать будущую специальность. Однако перегибать палку тоже не стоит.

Нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой или танцами, перегружая малыша. Есть родители, которые через своих детей реализуют свои несбывшиеся мечты и планы стать художником, музыкантом или геологом.

Итогом будет только стойкое неприятие и протест, если не сейчас, то спустя годы.

Осознанные размышления на тему будущей специальности посещают школьников примерно с 7-8 класса. С этого возраста можно начинать изучать информацию о разных профессиях, возможно, знакомиться с ними на практике или во время наблюдения за профессионалами.

Главные правила выбора будущей профессии

Есть три важных аспекта в выборе будущей специальности, которые нужно учитывать подросткам и обсуждать с родителями, делая выбор:

  • личностные особенности, интересы, склонности ребенка, его способности и хобби;
  • физическое развитие, состояние его здоровья, ограничения;
  • востребованность специальности на рынке труда не только на сегодняшний момент, но и в то время, когда он закончит обучение в вузе.

Учет желаний и возможностей ребенка

В будущей специальности человек должен максимально раскрыть свои способности и таланты. Получать удовольствие от работы можно только тогда, когда делаешь то, что любишь и умеешь.

Ходить на работу без желания, и считать минуты до окончания рабочего дня — едва ли радужная перспектива для человека.

Только искренняя заинтересованность в деле и ощутимые результаты работы помогут стать профессионалом.

Пусть школьник отталкивается от того, что ему нравится, от предмета, по которому у него лучше успеваемость. Возможно, ему нравятся иностранные языки или литература, это и должно стать отправной точкой при выборе.

Нельзя заставлять подростка

Ребенок – продолжение своих родителей, но он другой человек, со своими талантами и интересами, поэтому необходимо предоставить право выбора ему. Только в случае сомнений в выборе профессии, стоит вместе с ним оценить «за» и «против», помочь разобраться в себе.

Если сейчас он пойдет учиться на специальность, которая не по душе и даже получит диплом, вряд ли ему будет интересна работа. Впоследствии он либо сменит ее, либо будет заниматься нелюбимым делом и останется не реализовавшимся в профессиональной сфере.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: куда лучше пойти учиться девочке после 9 класса?

Разграничение реальности и мечты

Часто на наше представление о той или иной профессии накладывает отпечаток конкретный человек, фильм, рассказы других людей.

Сказка о прекрасной жизни киноактеров разбивается о понимание, что это тяжелый, порой непосильный труд. Немногие могут задержаться на долгое время в этой профессии, и прославить свое имя. Как правило, многие так и остаются на второстепенных ролях. Чем больше ребенок узнает об изнанке профессии, тем легче ему разобраться в себе и своих желаниях.

Как родителям помочь ребенку с выбором будущей профессии?

Родители могут направить, дать подростку информацию о профессии, посоветовать, но ни в коем случае не решать авторитарно, чем будет заниматься их ребенок в будущем. Желательно обсудить с ним непонятные моменты, развеять страхи и переживания.

Стоит оценить рынок труда и востребованность разных специальностей, чтобы получать не только радость от работы, но и материальное вознаграждение. Объяснить подростку, что выбор специальности – это не выбор сейчас и на всю жизнь, его можно поменять со временем, но сейчас надо выбрать правильное направление.

Составление списка подходящих специальностей

Необходимо сузить круг профессий, исходя из способностей, интересов и физического развития. Кому-то легко дается математика, а кому-то география — от этого и нужно отталкиваться. Оцените возможности обучения определенной профессии в нескольких вузах, стоимость обучения, его срок, изучаемые дисциплины и квалификацию преподавателей. Рассмотрите смежные специальности в данном направлении.

Идеально, если родители замечают желание и способности ребенка к определенному предмету еще в средних классах, таким детям будет легче определиться с выбором будущей профессии

Получение информации о специальностях

Если выбор специальности сделан, можно пообщаться с ее представителями, чтобы иметь максимально полное представление о том, чем именно предстоит заниматься и насколько хорошо оплачивается труд. Можно пойти на курсы подготовки к поступлению в вуз на определенную специальность. Как правило, там бывают практические занятия, где можно пообщаться с представителями данной профессии.

Тест на профориентацию

Ученикам старших классов предлагают пройти тест на профессиональную ориентацию, которая поможет им выбрать профессию. Тест составляется при сотрудничестве психологов, педагогов и кадровых специалистов. После оценки результата молодым людям предложат несколько вариантов специальностей.

ИНТЕРЕСНО: куда можно поступить после 11 класса: советы

Оптимальный вариант, если после теста на профориентацию с ребенком побеседует психолог и поможет ему выбрать нужную профессию. Однако тест можно пройти и в домашних условиях, в интернете. В любом случае он даст пищу для размышлений и развеет сомнения, а кого-то и удивит.

Изучение ситуации на бирже труда

Стоит проанализировать рынок труда на данный момент, оценить какие специальности востребованы и хорошо оплачиваются.

Можно попробовать сделать прогноз на будущее – какие профессии станут наиболее востребованы через 5-10 лет, почитать, что говорят об этом специалисты кадровых служб.

Ситуация на рынке меняется каждый год, и востребованные сегодня специалисты через определенное время становятся ненужными из-за перенасыщения рынка.

Распространенные ошибки при выборе профессии

  • Нельзя думать, что профессия – это нечто неизменное, на всю жизнь. Часто люди меняют профессию или специализацию кардинально, некоторые даже не один раз.
  • Престижность. Меняются времена, а вместе с ними и представления о профессиях. Появляются новые специальности, престижная работа хорошо оплачивается. Руководствоваться нужно только внутренним чувством и своими способностями. Если ребенок выбирает профессию, в которой рынок труда уже перенасыщен, можно рассмотреть профессии смежные или узкие, более востребованные.
  • Принимать безоговорочно выбор родителей, идти по стопам династии. Только интерес и любовь к профессии сделает из человека специалиста с большой буквы. Выбор должен остаться за самим школьником.
  • Выбирать свою профессию «за компанию», «все пошли, и я пошел». Нельзя чрезмерно опираться на мнение других людей.
  • Неполное, поверхностное представление о профессии, увлеченность только одной ее стороной. Нужно как можно подробнее и полнее изучить, чем занимается человек на выбранной специальности.
  • Представление о профессии формируется конкретным образом человека. Ребенок просто хочет походить на популярного персонажа или приятного ему человека, но при этом не имеет полной информации о работе, которой тот занимается.

ИНТЕРЕСНО: как школьнику заработать первые деньги в интернете без вложений?Одна из главных ошибок выпускников — «поступление за компанию»

  • Лень или нежелание разобраться в себе, непонимание в какую сторону двигаться. Позиция «хоть куда-нибудь, лишь бы взяли». Стоит поддержать ребенка, понаблюдать за ним, подтолкнуть в нужную сторону, подсказать какие таланты в нем скрыты. Для того чтобы понять, чем будешь заниматься в жизни, нужно с раннего детства заниматься каким-то делом, осваивать новые области, чем-то увлекаться.

Что делать, если никакая из профессий не нравится?

Немногие люди перед поступлением в институт могут однозначно сказать, кем они хотят стать. Впрочем, ошибочно полагать, что такой вопрос мучает только подростков. Многие люди на протяжении жизни меняют профессии, осваивают новые области труда.

Что делать, если не знаешь чего хочешь и ничего не нравится:

  • Подумать: «Что я делаю лучше других?», «Чем могу заниматься длительное время?», «Что меня увлекает и нравится?»
  • Пройти тест на профориентацию. Он поможет определиться с выбором направления и конкретной профессии.
  • Получить консультацию психолога по результатам теста. Он поможет понять, какая именно работа подойдет этому человеку.
  • Обсудить эту ситуацию с родителями, товарищами, педагогами. Другие люди часто лучше подмечают особенности и способности подростка и могут дать дельный совет в выборе специальности.

ИНТЕРЕСНО: как убедить подростка учиться и нужно ли его вообще убеждать?

Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/semejnoe/kak-vybrat-professiyu.html

Как понять, кем хочешь стать?

Уже совсем скоро старшеклассникам пора будет подавать списки ЕГЭ по выбору. Фактически это означает — определиться со своей дальнейшей судьбой на ближайшие несколько лет, а в идеале — и на всю жизнь.

Но что делать, если ты все еще не уверен в том, чем хочешь заниматься, если нет никаких идей или, наоборот, их слишком много? «Учёба.ру» дает 9 советов, которые помогут подросткам ответить на главный вопрос.

21 комментарий

Фото: bryan / Flickr / CC BY-ND 2.0

Как правило, даже когда вы понятия не имеете, куда поступать, у родственников с этим нет проблем: мама точно знает, что нужно идти в юристы, поскольку это престижная профессия; папа отправляет на физика-ядерщика, как сам всегда мечтал; а бабушка уверена, что не важно куда, главное, чтобы МГУ.

Совет

Конечно, они желают вам добра — в их понимании. Однако в таком обилии советов и мнений важно помнить, что это ваша жизнь и проживать ее будете вы, а не мама, папа или бабушка. Сбор мнений — неплохая идея.

Возможно, вам даже подскажут направления, о которых вы и не задумывались. Но чтобы не ошибиться с выбором, в конечном счете важно прислушиваться в первую очередь к себе: к тому, чего вы хотите, любите и умеете.

Говорят, что если превратить любимое дело в профессию, то вам не придется работать ни одного дня. Это, конечно, не совсем верно (в любом деле иногда приходится себя пересиливать), и все же, какими бы ни были ваши хобби, в них можно поискать возможности для дальнейшего профессионального развития.

Здесь главное — это не мыслить слишком узко. Если вы любите рисовать, это не значит, что ваш единственный путь — в вольные художники, а если пишете стихи — в поэты. В первом случае можно также обратить внимание на профессии дизайнера, архитектора, декоратора, аниматора и др.

Во втором — на все, что связаны со словом: от журналиста до сценариста компьютерных игр.

Важно ответить на вопрос: что больше всего вас привлекает в вашем хобби — и отталкиваться от этого.

Еще один способ определиться — пойти от того, что вам легко дается в школе или на дополнительных занятиях.

Помимо врожденных способностей, которые помогут вам легче других развиваться в рамках выбранного направления, важно, что если вы достигли определенного уровня в какой-то деятельности, вас наверняка что-то подтолкнуло посвятить ей достаточно много времени. Здесь правило такое же, как и в случае с хобби: постарайтесь понять, что вас привлекает в любимых занятиях и предметах, и опирайтесь на это.

Обратите внимание

Преимущество данного подхода в том, что определить подходящую для ваших склонностей сферу довольно просто: достаточно пройтись по списку специальностей, в которых необходимы ЕГЭ по вашим любимым предметам, и подумать, не лежит ли душа к какому-то из этих направлений.

Бывает, что человек настолько задавлен мнениями учителей, родителей и сверстников, что все основные и дополнительные занятия выбирает не потому что хочется, а потому что это «правильно» и «так надо». В таком случае предложенные выше советы не помогут, поскольку единственным хобби может быть ненавистное фортепьяно, а лучше всего даваться — насильно вдолбленная репетиторами математика.

Читайте также:  Как проводится анализ продуктов деятельности в психологии?

Тут можно обратиться к тому, что увлекало в детстве, когда чужое мнение еще не довлело над вами. Поначалу такой подход может показаться бессмысленным, однако в реальности люди именно в детстве проявляют свои интересы и склонности лучше всего.

Если вы, скажем, могли часами играть с домашними животными, притаскивали домой бездомных кошек и собак, возможно, стоит обратить внимание на профессию ветеринара; если уже в пять лет вы умели разбирать и собирать часы и магнитофон, задумайтесь об инженерных специальностях, и т. д.

В детстве все рассказывают, как будут врачами, космонавтами и актерами, однако со временем подобные идеи исчезают, и мы начинаем мыслить более реалистично.

Но что если на время забыть про это и обратиться к самым несбыточным желаниям? Подумайте о том, что всегда было интересно, но на что вы никогда не решались.

Здесь тоже лучше всего работает гибкий подход: стать космонавтом по-настоящему сложно, но можно пойти в авиакосмический вуз и изучать космонавтику с другой стороны; профессия актера требует не только специфических навыков, но и определенного склада характера, однако «попасть в кино» можно очень по-разному: стать продюсером, режиссером, сценаристом, гримером, костюмером, администратором, создателем декораций и т. д. Если вы начнете искать информацию по профессии мечты, то найдете множество различных вариантов, благодаря которым, возможно, выясните, что желание не так уж и недостижимо.

Помочь определиться с выбором, особенно когда вы разрываетесь между несколькими направлениями, поможет такое упражнение: возьмите лист бумаги или откройте программу текстового редактора и как можно подробнее запишите, каким мог бы стать ваш идеальный день: чем вы занимаетесь, где живете, с кем общаетесь, по какому графику живете.

Не нужно себя ничем ограничивать, можно добавлять все, включая замок на берегу моря. Главное здесь — последующий анализ. Посмотрите, как и с кем проходит ваш идеальный день — это поможет определиться с базовыми потребностями. Например, если в нем вам необходимо вставать к обеду, нужно искать профессии, в которых возможен фриланс.

Если в вашем дне вы постоянно общаетесь с людьми, стоит подумать о специальностях, связанных с частой коммуникацией с другими. Разобрав свой день подобным образом и выбрав из него самое важное, вы сможете определить свои приоритеты и отсеять то, что вряд ли подойдет: например, работу по жесткому графику или в полном одиночестве.

Важно

Речь не идет о «престижных» профессиях экономистов и юристов, которые десятилетиями навязывают выпускникам, и даже не о востребованных сейчас инженерных специальностях, про которые тоже много говорят.

В современном мире все меняется так быстро, что к моменту окончания вуза профессии, находящиеся сейчас на пике, могут не только перестать быть популярными, но и вообще исчезнуть. Поэтому стоит обратить свой взгляд в будущее.

Дизайнеры одежды, напечатанной на 3D-принтере, IT-генетики и космогеологи — ученые уверены, что скоро эти профессии станут весьма актуальными. Возможно, именно они вас вдохновят.

Профориентация — отличный инструмент, о котором многие почему-то забывают, когда дело доходит до выбора места учебы. Даже банальные тесты могут натолкнуть вас на интересные мысли.

А в рамках полноценного исследования специалисты не только достаточно точно определят ваши сильные и слабые стороны, интересные и неинтересные вам области, но и проанализируют полученные данные и, после разговора с вами, дадут довольно разностороннюю оценку.

Подобный результат может оказаться отличным подспорьем или подтверждением того, о чем вы и так в глубине души знали.

Даже если вам кажется, что вы отлично понимаете, что собой представляет та или иная профессия, смотреть со стороны и действительно работать — совершенно разные вещи.

При столкновении с реальностью может выясниться, что адвокаты чаще занимаются не блестящими выступлениями в суде, а штудированием тонн документов; геологи отправляются в экспедиции раз в несколько месяцев, а остальное время, как и все, сидят за компьютерами и т. д.

Хороший вариант — попробовать дело на практике.

Совет

Это поможет избежать дальнейшего разочарования или, наоборот, рассеет все сомнения относительно будущей работы, либо же, в случае, когда вы не можете выбрать между несколькими направлениями, позволит определиться. Попроситесь в стажеры или даже «мальчики на побегушках» — часто даже крупные компании не против взять новичков на безвозмездной основе.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/3905

Профориентация и выбор профессии – интервью с психологом Адукар

Окончание 11 класса — это рубеж между детством и взрослостью, когда подростку предстоит совершить первый ответственный выбор.

Если до этого все его решения в той или иной степени контролировались родителями, то сейчас он делает шаг, за который будет нести полную ответственность.

Психолог-профориентолог образовательного центра Адукар Анна Исаенко рассказала, как раскрыть одарённость и выбрать профессию согласно своему предназначению.

Анна Исаенко — психолог-профориентолог с 25-летним стажем работы с подростками в Беларуси и России, ответственный секретарь Белорусского психоаналитического общества с 1991 года. Соавтор книги «Одарённость: способности, мотивации и творчество»

На консультациях по профориентации вы помогаете людям найти своё призвание. А как пришли в свою профессию вы?

Взрослые состоявшиеся люди придумывают ответ на этот вопрос таким образом, чтобы у подрастающего поколения сложилось впечатление, что человек уже с пелёнок знает, к какой точке ему двигаться. Но это не так. Ведёт нас по жизни цепь случайных встреч и событий. Когда мы становимся зрелыми и сознательными, то всё больше и больше можем влиять на случайности и выстраивать свою логическую цепочку.

Из всего того, что может делать психолог в системе образования, я выбрала профориентацию. Почему? Потому что я была той самой отличницей, которая не знала, куда поступать.

Это очень тревожная ситуация. Ты понимаешь, что разочаровываешь своих близких. Они ведь привыкли верить в тебя, гордиться тобой, что ты хорошо учишься и с тобой нет проблем.

Но вдруг ты заявляешь, что не знаешь, куда поступать.

Профориентационное мероприятие от Адукар

Но почему получается, что один ребенок быстро понимает, кем он хочет быть, а другой никак не может определиться с профессией?

Обратите внимание

Если человек полноценно прожил детство, у него не должно возникать проблем с выбором профессии. Если ребёнок имел счастливую возможность попробовать себя в самых разных ролях, побыть «и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом», то где-то обязательно должно щёлкнуть.

Когда ты попадаешь в ту деятельность, которая отвечает твоему предназначению, у тебя начинает получаться лучше, чем у других. И плюс возникает ощущение удовольствия. «Ух ты, как здорово! Нет, не мешайте. Можете не кормить, только дайте этим заниматься». Твою работу начинают хвалить, и тут ответ приходит сам собой.

Ты понимаешь, чем любишь заниматься, и тебе совсем не жалко инвестировать в это львиную долю своего времени.

Когда ребёнок интересуется профессией, которая не так высоко оплачивается, родители могут выступать против. Как разрешить такую ситуацию?

Не надо бояться выбирать малооплачиваемую профессию. Надо опасаться, что ты останешься посредственным в высокооплачиваемой профессии.

Если ребёнок выберет ту деятельность, которая будет его утомлять, пять дней в неделю он будет находиться в рабстве. Так не должно быть. Деятельность должна заряжать энергией, приносить удовольствие. Ведь мы тратим на работу огромное количество часов. Если это время человек отдаёт нелюбимой работе, он достоин сожаления.

Что делать, если ребёнок не может определиться с тем, чем он хочет заниматься?

Если человека не устраивает ситуация, значит, он ещё не делал то, что должен. Нужно расширять диапазон своих возможностей, событий, ситуаций, встреч. Конечно, для этого нужно время. На то и даётся детство.

Но если до сих пор не получилось, есть две версии. Либо снова искать там, где ты ещё не был, брать себя за шиворот и тащить, даже если не хочется.

Попав в новую ситуацию, встретившись с новыми людьми, повышаешь шанс найти деятельность, которая зарядит тебя энергией.

Если нет — добро пожаловать в Адукар на консультацию по профориентации. Мы проведём психологическое тестирование, поскольку всё равно любая предрасположенность проявляется в типе характера, в структуре способностей.

Уже в ходе беседы я постараюсь вытянуть из ребёнка самые смелые мечты, даже если они размыты и не структурированы. Всё равно ведь каждый о чём-то мечтает перед сном. Эти самые неясные образы и ложатся в основу рекомендации по профессии. Я не выдумываю за ребёнка и не говорю, что вот, это твоё.

Всё становится очевидно в процессе беседы. Консультация по профориентации — это мозаика из очень многих компонентов.

А приглашаете ли вы на консультацию родителей?

Важно

Обязательно. Они не посторонние люди, а полноправные собеседники. Но первую скрипку всё равно играет ребёнок, и он говорит, о чём мечтает. После консультаций у родителей иногда меняется их точка зрения на ребёнка. «Мы думали, что это несерьёзно». А ребёнок отвечает: «Видите, я же вам говорил!»

Однажды у меня был такой случай. В одной из гимназий, ещё в процессе тестирования, я заметила девочку, которая упорно делала тесты и тревожилась, чтобы всё получилось как можно лучше. Я к ней подошла, положила руку на плечо и сказала: «Не волнуйтесь. Уберите синдром отличницы.

Меня интересует не ваш превосходный результат, а сочетание ваших сильных и слабых сторон. Потому что слабая сторона — это тоже информация». Девочка похлопала глазами, но всё равно продолжила старательно делать тест. Когда она с родителями пришла на консультацию, я всё поняла.

Там был очень авторитарный папа — главный инженер какого-то предприятия. Он задавал свои вопросы, постукивал кулаком по столу. Говорил, что дочь ленится, не старается. Не ясно, что из неё вырастет. Мама была эмоциональным буфером между мужем и ребёнком, а девчонка просто сидела вся в слезах. Я решила успокоить её, переключив внимание.

У неё на руках были искусно сплетённые фенечки. Я спросила: «Это ты сама сделала?» Глаза девочки зажглись. «Да, это я сделала!» И начала рассказывать о том, как она этим занимается. Полился тот самый поток бешеной энергетики. Потом девочка стрельнула глазами на папу и снова спряталась в норку.

А папа запричитал: «Да, вот этим она будет часами заниматься. Нет, чтобы физику учить!» И тогда я объяснила отцу, что это и был момент истины. Ведь сколько нужно часов кропотливого труда, чтобы сделать такую фенечку. Отец заметил, что на этом не заработаешь.

Я предложила ему дать мне адрес электронной почты, чтобы я смогла выслать ссылки на те каналы YouTube, где девушки монетизируют свои умения. Получают деньги за рекламу и продают мастер-классы тем, кто хочет научиться плести фенечки, но живёт в маленьком населённом пункте.

И тогда отец согласился. И признался, что когда-то задавил такую одарённость в себе. Ведь самое большое удовольствие в жизни он получал, когда работал простым учителем труда.

Но чтобы прокормить семью, был вынужден получить второе высшее образование и стать главным инженером. Такая вот история. Сегодня благодаря интернету возможности расширились многократно.

И если раньше рынком сбыта была отдельно взятая деревушка либо город, то сейчас он безграничен. Если человек освоит азы, он сможет выйти на весь мир с результатами своей одарённости.

Можете рассказать ещё о каких-нибудь интересных консультациях из вашей практики?

Совет

Как-то ко мне на консультацию пришла девочка, которая росла в семье двух бухгалтеров. Она немного растерялась, ведь по типу характера ей действительно нужно было рекомендовать бухгалтерию: педагогичность, скрупулёзность, невысокая эмоциональность, любовь к выполнению правил.

Но при этом у девочки наблюдался ярко выраженный творческий профиль, высокая оригинальность мышления, стремление к актёрской карьере и интерес к психологии. И мы выбирали: либо она будет выражать драму человеческих отношений через актёрство (что возможно), либо через психологию. Есть очень много вариантов соединить актёрство и психологию.

Я сказала, что не особенно важно, куда она будет поступать — на актёрское или психологию. Где-то когда-то эти две вещи могут сойтись.

Допустим, ещё такая ситуация: человек выбрал профессию программиста, но он всё-таки экстраверт и ему не хватает общения с людьми.

Он может перейти в преподавание или завести свой канал на YouTube и состояться как медийный персонаж.

Сейчас, слава богу, не начало ХХ века, когда люди были ограничены сословными рамками: коль родился крестьянином, то так тому и быть. Не надо бояться что-то менять в своей жизни. Сегодня каждый может стать, кем хочет.

Постепенно исчезают рутинные профессии, которые обрекали человека на неосмысленную работу без удовлетворения и достойного заработка. Уходят в прошлое многие выматывающие и однообразные профессии. Однообразные операции отдаются роботам, и за счёт этого освобождается пространство для творческого труда.

Поэтому такие вещи, как психологические консультации по поводу выбора профессии, на старте имеют очень большой смысл. Они человека ни к чему не обязывают, это не приговор, это просто спокойный разговор, как правило, в кругу семьи, о возможностях ребёнка. Чтобы он не тратил свои силы, не стучался в двери, которые для него полузакрыты.

Наверняка особенно стоит взвесить своё решение тем, кто выбирает серьёзную и ответственную профессию. Такую, как медик.

Моя дочь обратила внимание вот на какую вещь. Когда она была волонтёром, с ней работали немцы и британцы. И девушка из Британии, которая тоже была студенткой 2-го курса медицинского университета, была гораздо старше неё.

В Британии на медицинские специальности люди поступают позже, чем у нас. То есть для того, чтобы убедиться, что это нелёгкая профессия твоя, нужно не один год поработать волонтёром.

Есть специальный английский термин — gap year — это некий тайм-аут между школой и вузом, когда человек работает в волонтёрских проектах. Конечно, для этого нужен какой-то уровень обеспеченности страны, чтобы человек чисто экономически не погиб, нигде не работая.

В волонтёрских проектах его кормят, но денег никаких не платят. Тем не менее, самый большой капитал, который в итоге выносит человек, это уверенность в выборе профессии.

Иногда человеку на помощь приходит Его Величество Случай. Он может быть счастливым и несчастливым. Вот мне помог счастливый случай: просто в какой-то момент меня заинтриговала психология и я подала документы. Моя дочь выбрала профессию исходя из несчастливого случая.

Обратите внимание

Как профориентолог, я говорила ей: твоё — это копирайтинг, сценарное мастерство, писательство, блогинг. Но всё решил случай. Она оказалась на месте взрыва в метро. Это был для неё шок, психотравма, и она решила, что будет врачом в медицине катастроф.

И несмотря на то, что по химии у неё были весьма посредственные отметки, она поставила себе цель и поступила на лечебный факультет медицинского университета. Только в середине третьего курса она мне сказала, что надо было слушать маму. Потому что предрасположенность даёт о себе знать.

Естественнонаучные дисциплины ей давались с огромнейшим трудом.

И вот представьте такую ситуацию. Идёт практическое занятии по хирургии — планируется операция по ампутации конечности. Все реагируют по-разному: кто в обморок упал, кто живо обсуждает ситуацию. Парни рассуждают про скорость вращения пилы, девушки смотрят, как медсестра ловко делает анестезию.

А моя дочь, как Мать Тереза, рассуждает: «Бедная бабушка, как она теперь без ноги?» Её интересует, как человек будет бороться с ограничениями, с которыми его столкнула жизнь. Это писательская черта. И не могу сказать, что она может помешать. Потому что медицина безбрежна.

Ни Булгакову, ни Чехову, ни Дине Рубиной, ни Татьяне Соломатиной медицина не помешала стать хорошими писателями. Это бездонная кладезь сюжетов.

Получается, что не обязательно выбирать профессию в соответствии с предметами, по которым ты успеваешь?

Да, это очень вредная иллюзия. Лучше всё-таки поступать в соответствии со своим талантом, со своим предназначением.

Академическая одарённость, которая в основном востребована в школе, — это только один из девяти видов одарённости.

Читайте также:  Как можно поднять настроение парню по переписке: подбадривающие слова

И когда педагоги говорят, что если ты плохо учишься, то из тебя ничего путного не выйдет, они берут грех на душу, ломая человеку самооценку. Ведь даже красный диплом не всегда значит, что ты 100% будешь отличным специалистом.

Так что же мешает одарённым детям стать одарёнными взрослыми?

Важно

Есть такая метафора, как батискаф. Когда человек живёт в батискафе своих актуальных возможностей. В нём безопасно, светло, тепло и сытно. Но чего-то не хватает, поэтому он и недоволен. А значит, надо выходить за пределы батискафа. Это страшно — сделать шаг туда, в темноту, где высокое давление, где обитают непонятные существа.

Точно так же с выбором профессии. Не надо бояться пробовать что-то новое. И если ты ещё не знаешь, где твоё, надо использовать все возможности. В том числе обращаться за консультацией. Это не стыдно. Это наоборот признак ответственного отношения к себе.

Если у нас возникают какие-то проблемы со здоровьем, мы же не стесняемся обратиться за консультацией к врачам, которые либо развеивают наши сомнения, либо обращают наше внимание на какие-то вещи, которые нам угрожают. И чем раньше мы обратимся, тем лучше.

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/segodnya-kazhdyj-mozhet-stat-kem-hochet

Как не промахнуться при выборе профессии

  • Кем стать?
  • Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 12.03.2018

Драмкружок, кружок по фото, …

секция по каратэ, шахматы, музыкальная школа, иностранные языки чуть ли не с пеленок, онлайн-курсы – у современных родителей дети заняты с утра до вечера, без выходных.

Надо успеть попробовать как можно больше, чтобы в будущем правильно выбрать профессию.

В прошлом году прошла Всероссийская профдиагностика — эксперты опросили больше 20 тысяч старшеклассников. Выяснилось, что только 32,1% школьников определились с вузом и профессией.

Треть опрошенных — 34,6% — не выбрали ни то, ни другое. Остальные определились с чем-то одним: или образованием, или будущей профессией.

У половины опрошенных нет любимого предмета, и большинство из них — те, кто пока не решил, кем им быть.

Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает.

Если родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное — сделает этот выбор сам.

Мы спросили психологов, преподавателей и тренеров, как помочь ребенку сделать выбор и нужно ли это делать.

Профориентация — что это и зачем Обязательного предмета “профессиональная ориентация” в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и в лучшем случае — разговора со школьным психологом. Еще советы исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.

Профориентация предлагает подойти к проблеме с научной точки зрения. Определить, какая профессия подойдет ребенку, с помощью одного-единственного теста невозможно: современные методики включают тесты, профлагеря или специальные задания, которые курируют психологи и тренеры. Но единого взгляда на процесс профориентации нет.

“Пять лет назад профориентация предполагала внешнюю оценку человека, — рассказывает Тимур Жаббаров, сооснователь “Smart Course. Системы развития подростков”.

В основном это были тесты, и в единичных случаях взрослый садился с ребенком и как коуч помогал ему разобраться. Тесты — полезный инструмент, но я убежден, что это должен быть второй шаг.

Первый шаг — дать ребенку “компас”, разобраться вместе, чего он хочет”.

“Весь процесс профориентации — это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка, — уверен Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентационного консультирования ЦТР “Гуманитарные технологии”.

Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: “Все, эта профессия тебе подходит”. Важно, что ребенок получает информацию о профессиях.

Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени”.

Совет

Дима Зицер, педагог, директор Института неформального образования, в принципе против такого термина: “Мы можем разложить термин “профориентация” — это значит сориентировать человека на какую-то профессию. Тут есть конфликт и нет выбора. В самом термине есть манипуляция. Я не должен никого ориентировать, человек должен выбирать сами”.

Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна.

Главная задача взрослых в этом случае — дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты. Определиться со склонностями помогает выбор дополнительных занятий.

В дошкольном и младшем школьном возрасте пробовать новые и искать интересные занятия можно бесконечно — на это есть время. Важно прислушиваться к желаниям ребенка.

“В начальной школе кружки можно менять легко, — считает Кирилл Кузнецов. — Давить на то, что раз поступил в музыкалку — заканчивай все 7 классов, я бы не стал. Я всегда говорю так: надо выбрать три кружка, чтобы два из них потом бросить”.

“Любое насилие, требование делать что-то вопреки желанию и возможностям — это стресс для ребенка.

Это разрушает психическое здоровье и нарушает социализацию, — уверена Марьяна Безруких, педагог, детский психолог, директор ФГНУ “Институт возрастной физиологии” Российской академии образования.

Так, на первый взгляд безобидное “мало ли чего ты не хочешь, начал заниматься музыкой/теннисом/шахматами — должен продолжать” может стать непреодолимым препятствием в выборе будущей профессии”.

В этом возрасте дополнительные занятия — еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.

Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им — можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.

Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения.

Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.

Возраст и навыки: на что обратить внимание

У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.

У дошкольников это два параллельных процесса. Первый — знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс — это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике — это важный опыт копирования жизни взрослых.

В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.

Отказ от занятий — повод вместе с ребенком проанализировать причину, помочь разобраться и осознать, при помощи каких инструментов происходит выбор. Что на него влияет: личные склонности или, например, преподаватель и его манера общения. Не все одинаково хорошо умеют учить малышей.

В этом возрасте начинать и бросать дополнительные занятия можно столько, сколько это нужно ребенку. Принцип “раз начал — заканчивай” здесь только вредит.

Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов.

Школа нагнетает ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается в священную цель всех предыдущих лет учебы. “Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно. ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться.

Лучше готовиться к экзамену с таким настроем”, — говорит Кирилл Кузнецов.

Обратите внимание

К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый — родственник, учитель или друг, — к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей — все это влияет на будущий выбор. Но выбор вуза — это не последний шаг на пути к делу жизни.

Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза.

Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы. “Мы настаиваем, чтобы родители и подростки воспринимали вуз как некий набор навыков, которые можно сформировать за эти несколько лет как сетку контактов, — рассказал Тимур Жаббаров.

— Надо учитывать, что в России по профессии работают меньше 40% населения, по разным оценкам. И в этом нет ничего страшного: они классными делами занимаются, просто по-разному относятся к школьному образованию и вузам. Кто-то говорит, что пять лет потерял, а кто-то отлично провел это время.

Видел ли я порушенные судьбы, где человек прошел факультет лингвистики МГУ и не нашел себе места в жизни? Видел. Имеет ли это отношение к лингвистике, к МГУ и выбору вообще? Нет. Это имеет отношение к человеку, который почему-то решил, что будет проживать свою несчастливую жизнь так, а не по-другому. И есть много вариантов это поправить.

Раньше были какие-то всем известные дорожки, которые гарантировали успех: пойти в МИД, дойти до ЦК партии. Они были обозначены в пространстве. Родители подростков сейчас отказываются верить, что в современном мире таких дорожек нет. Гарантий нет. И они пытаются из своего прошлого опыта предположить, что будет актуально для ребенка лет через 15, и погрузить в эту картинку ребенка”.

Когда профориентация не помогает? Часто у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или сами ее не выбирали. В этом случае им трудно помочь ребенку, так как у них тоже нет подходящих инструментов.

“За 4 года работы мы поняли, что с подростком можно и нужно говорить про выбор. Но с кем еще важно работать — с родителями, с семьей, с контекстом, — рассказывает Тимур Жаббаров.

По нашей статистике, у абсолютного большинства ребят, у которых есть трудности с этим шагом и они замирают в страхе, интересная ситуация с работой у их родителей. Либо они ее не выбирали, либо работа не нравится, либо родители прямо сейчас находятся в стадии выбора и тоже не могут с ним справиться.

По прогнозам аналитиков, самый большой спрос на профориентацию в ближайшие годы возникнет у людей от 40 лет”.

Эксперты советуют начать с решения своих рабочих проблем. Личный пример убедит ребенка лучше, чем наставления о будущем от человека с профессиональными трудностями. Если в семье много и с удовольствием говорят о рабочих делах, если профессия вдохновляет родителей, ребенок сделает правильные выводы.

“Сам термин “профориентация” — это обман. Надо стараться не попадать в это поле, — советует Дима Зицер. — Понятно, почему любой родитель оказывается в этом — это многовекторное давление. Соседка сказала: “Ой, а мы уже знаем, куда он будет поступать” — в 14 лет.

Учительница сказала: “Вам пора бы определяться с профессией”. По телевизору сказали: “Вот, пора записываться на курсы перед университетом”. Все — у меня как у родителя начинается припадок. В этот момент мой искренний совет — заниматься собой. Это очень спасает родителей.

Когда мы занимаемся собой, а не ребенком, никто не сможет нам что-то навязать”.

Важно

Если семья заинтересована во взрослении человека, его будут учить сомневаться и делать свой выбор, справляться с последствиями, искать свое дело и с удовольствием им заниматься.

Кратко о профориентации:

Профориентацию можно воспринимать по-разному, но человеку рано или поздно нужно будет определиться с делом жизни. Есть разные способы помочь ему это сделать: программы профориентации предлагают тесты, консультации психолога, смены в профлагерях и другие варианты.

Механизмы выбора кино на вечер и будущей профессии очень похожи. Они рано формируются — младенец уже умеет выбирать, что ему интересно. Задача взрослого — помочь сохранить это умение. Дети боятся, что в них не верят. Взрослые могут снять напряжение, дать поддержку — это мотивирует детей.

Родителям лучше честно говорить с детьми о будущем: делиться сомнениями, анализировать успехи и неудачи, искать информацию о профессиях и образовании. Давление мешает. Если у родителей проблемы с работой, важно заняться ими.

Совет психолога или консультация тренера — это просто новая информация для родителя, а не единственно верный способ действовать.

Источник: hh.ru

Пройти бесплатный тест на профессию >>

Вернуться к списку статей

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/kak-ne-promakhnutsya-pri-vybore-professii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector