Сдвиг мотива на цель: понятие и значение

Сдвиг мотива на цель как механизм формирования личности

Сдвиг мотива на цель – это такая ситуация, когда цель, побуждаемая к осуществлению каким-либо мотивом, становится сама со временем мотивом, приобретая собственную побудительную силу. При этом выполняется следующее правило: в самостоятельный мотив превращается та цель, которая длительно и постоянно насыщалась положительными эмоциями. Проще понять этот механизм на примерах.

Самый простой пример – психология личности ребенка. Первоклассника заставляют делать уроки, поставив условие: пока все не сделаешь, не пойдешь гулять. Этот мотив оказывается действенным, и ребенок добросовестно выполняет задание.

Мотив получить хорошую оценку для ребенка недейственен: ему важна лишь возможность пойти гулять.

Обратите внимание

По прошествии некоторого времени ребенок садится за уроки уже по собственному желанию, потому что хочет получить пятерку, а желание гулять отходит на второй план – в этот момент и происходит сдвиг мотива на цель.

Еще один пример, из жизни взрослых. Торговому представителю одной фирмы поручили освоить работу в Интернете. Но спустя время Интернет стал для этого человека важнее его работы торговым представителем.

Или начальнику отдела предложили поучаствовать в психологическом тренинге, чтобы научиться мотивировать подчиненных. После тренинга он настолько увлекся психологией, что ушел работать в тот психологический центр, где проводился тренинг.

Механизм сдвига мотива на цель не обязательно происходит непроизвольно: можно использовать его в своих целях, чтобы улучшить свою жизнь.

Как научиться получать больше удовольствия от жизни благодаря сдвигу мотива на цель?

Первоначально вам не хочется что-либо делать, но вы понимаете, что это нужно. Например, делать каждый день зарядку или заниматься иностранным языком. Придумайте себе мотив: «Если не сделаю сегодня зарядку – не буду смотреть любимый сериал» или «Если не позанимаюсь языком – не буду сидеть в интернете».

Только неукоснительно соблюдайте эти запреты –  для этого вам потребуется развить самоконтроль у себя! И со временем вы заметите, что делать зарядку для вас – не необходимость, а удовольствие, когда вы увидите положительные изменения в своей фигуре и на весах. И научившись читать книги на иностранном языке, для вас это также превратится в удовольствие без дополнительных стимулов!

В психологии личности сдвиг мотива на цель – очень действенный прием. Превратите скучные обязанности в удовольствие!

Источник: https://9psy.ru/sdvig-motiva-na-cel

Сдвиг Мотива На Цель – это… Что такое Сдвиг Мотива На Цель?

  • механизм сдвига мотива — (механизм сдвига мотива на цель; механизм превращения цели в мотив) механизм образования мотивов, намеченный в теории деятельности. Суть его в том, что цель, ранее побужденная к осуществлению каким то мотивом, со временем обретает самостоятельную …   Большая психологическая энциклопедия
  • действие — целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… …   Большая психологическая энциклопедия
  • ДЕЙСТВИЕ — см. Причина; квант действия – см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может совершать система тел, связанная определенными ограничивающими условиями, совершается то движение, при… …   Философская энциклопедия
  • трансперсональная психология — Этимология. Происходит от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение. Категория. Ряд психологических направлений. Специфика. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly,… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Олпорт, Гордон — Гордон Уиллард Олпорт Gordon Willard Allport Дата рождения: 11 ноября 1897(1897 11 11) Место рождения …   Википедия
  • Оллпорт — Гордон Уиллард Олпорт (11 ноября 1897  9 октября 1967)  американский психолог, теоретик черт личности. Содержание 1 Биография 2 Идеи Олпорта в контексте своего времени …   Википедия
  • Оллпорт Гордон — Гордон Уиллард Олпорт (11 ноября 1897  9 октября 1967)  американский психолог, теоретик черт личности. Содержание 1 Биография 2 Идеи Олпорта в контексте своего времени …   Википедия
  • Оллпорт, Гордон — Гордон Уиллард Олпорт (11 ноября 1897  9 октября 1967)  американский психолог, теоретик черт личности. Содержание 1 Биография 2 Идеи Олпорта в контексте своего времени …   Википедия
  • Олпорт — Олпорт, Гордон Гордон Уиллард Оллпорт (11 ноября 1897  9 октября 1967)  американский психолог, теоретик черт личности. Содержание 1 Биография 2 Идеи Олпорта в контексте своего времени …   Википедия
  • Олпорт Г. — Гордон Уиллард Олпорт (11 ноября 1897  9 октября 1967)  американский психолог, теоретик черт личности. Содержание 1 Биография 2 Идеи Олпорта в контексте своего времени …   Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1629

Общая психология – мотивы | Вопросы и ответы

Квазипотребность – это состояние напряжения, возникающее в процессе достижения истинной потребности. Квазипотребность выражается в том, что определенные предметы приобретают качество побудительности.

Общие волевые цели, истинные потребности и квазипотребности в концепции К.Левина

Общие волевые цели. Общие волевые цели связывают квазипотребности с истинными потребностями.

Истинные потребности. Потребность – это сила, которая определяет то или иное намерение (предшествует ему). Потребность берет свое начало в некотором волевом устремлении. Потребности сопровождаются побудительностью объектов, на которые они направлены.

Квазипотребность. Квазипотребность – это состояние напряжения, возникающее в процессе достижения истинной потребности. Квазипотребность выражается в том, что определенные предметы приобретают качество побудительности. Она является промежуточным элементом между возникновением истинной потребности и ее удовлетворением.

Квазипотребность может временно переходить в латентное состояние: актуально она не переживается человеком, но все же не теряет при этом своей значимости.

Истинные потребности могут конфликтовать с квазипотребностями.

Понятие побудительности объектов (по Левину). Иллюстрации

Побудительность объектов – это субъективно переживаемое влечение к ним. Побудительностью обладают лишь те объекты, которые связаны с теми или иными потребностями человека. Побудительность в феноменальном аспекте воспринимается как исходящая от самого объекта.

Примеры: конфета «хочет», чтобы ее съели, велосипед «хочет», чтобы на нем покатались и т.д.

Степень побудительности может варьировать.

Побудительность в зависимости от того, каковы наши потребности относительно объекта, может имеет разный знак: она может быть позитивной и негативной.

Побудительность может быть первичной (автономной) и вторичной. В первом случае объект непосредственно является источником удовлетворения потребности. Во втором случае он является лишь звеном в сложной цепи достижения желаемого, либо объект как-то связан со значимым для нас предметом или человеком (пример производной побудительности: дом, в котором живет любимый человек).

Побудительность объекта обратно пропорциональна вниманию, которое мы ему уделяем, так как меньшее внимание способствует более непосредственному контакту с предметом.

Изменение побудительности свидетельствует об изменении внутренних предпочтений человека. Например, безразличие к некогда любимому человеку говорит об изменении отношения к нему.

Традиционное и леонтьевское понимание мотива

Мотив традиционно понимается как некая движущая сила, побуждающая человека к совершению того или иного действия или поступка. Характерным для традиционного понимания мотива является то, что последний рассматривается как внутренняя активность человека. То есть мотив субъективно детерминирован: внутренняя потребность порождает к тому или иному мотиву.

Леонтьевское понимание мотива: мотив – «это объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя по­требность или, естественно, удовлетворяя потребности». В теории Леонтьева мотив имеет объективную причину и цель – предмет их окружающего мира (что роднит его теорию с теорией Левина).

В этом основное отличие леонльевского понимания мотива от традиционного.

Два основных положения леонтьевской теории мотивации

Основные положения:

А) Мотивы имеют объективную природу. Предметы толкают человека к выполнению того или иного действия, то есть мотивируют его.

Б) Мотивы могут не совпадать с целями действия (и могут не отражать последних). Вообще по Леонтьеву трудно определить истинные мотивы человеческих поступков. Когда мы спрашиваем себя, зачем мы совершаем то или иное действие, ответ, который мы находим, является мотивировкой, но не мотивом.

В) Действия людей полимотивированны. Каждый наш поступок имеет много причин и преследует сразу несколько целей.

Особенности выяснения собственных мотивов (по Леонтьеву)

Леонтьев говорит о том, что собственные мотивы выяснить крайне сложно. Когда человек задумывается над причинами того или иного своего поступка, на ум ему приходит не истинный мотив, а лишь мотивировка, или представление о том, каким должен быть истинный мотив.

В этом отношении цель и мотивировка схожи: они обе являются осознанными, в отличие от мотива, который, как правило, скрыт от человека.

Пытаясь выяснить свои мотивы, мы оказываемся в положении постороннего наблюдателя, которому остается лишь догадываться о них.

Понятие сдвига мотива на цель в концепции Леонтьева

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Пример: ученик готовится к экзамену. Изначально он читает книгу, потому что перед ни есть четкая цель (или даже необходимость): сдать экзамен.

Важно

Предмет может и не нравиться ученику, но он внимательно читает данную книгу. Данное действие не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое.

Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать неинтересный предмет.

Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его.

В этом случае как раз и произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо лишь в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается во втором случае на сам процесс чтения.

Критика Леонтьевым тезиса о побудительной роли эмоций

Тезис о побудительной роли эмоций опирается на положения гедонизма о том, что все действия человека ведомы стремлением повысить удовольствие и понизить неудовольствие.

Эмоции, напрямую связанные с удовольствием, являются поэтому побудителями.

Читайте также:  Что является формами чувственного познания: примеры

Положительные эмоции вынуждают нас повторять действия, с ними связанные, а отрицательные, наоборот, предостерегают от совершения соответствующих поступков.

Критикуя это положение, Леонтьев опирается на суждение Милля. Милль говорит, что положение гедонизма неправомерно, поскольку эмоции сами по себе не достижимы: они лишь сопутствуют тем или иным действиям.

Поэтому человек не может быть ведом собственными эмоциями и совершать ради них те или иные поступки (то есть эмоции не могут побуждать).

Конкретные эмоции удовольствия или неудовольствия следуют за определенными действиями, а потому они не могут быть самостоятельными побудителями.

Стимуляция и мотивация в концепции Леонтьева

Мотивы выполняют функцию стимуляции определенной деятельности. Они определяют личностный смысл, который вкладывает человек в данное занятие. Объективно его поступок можно объяснить одним способом (описывая значение этого поступка).

Однако субъективный смысл (личностный) часто может не совпадать со значением этого поступка.

Именно в порождении личностного смысла заключается стимулирующее воздействие мотивов: в каждом поступке человек должен видеть что-то полезное для себя, иначе его деятельность окажется немотивированной, а значит, неэффективной.

Совет

Пример стимуляции мотива: Мальчик готовит домашнюю работу в первом классе. Если его спросить, зачем он это делает, он даст мотивировку, которая будет отражать значение его поступка: «нужно, чтобы все умели читать».

Однако следом он может добавить, что, вообще то, если он этого не сделает, отец ему ремня задаст. Теперь мальчик приоткроет свой личностный смысл, который он вкладывает в свою деятельность. Он просто хочет избежать наказания.

Мотив наказания в данном случае стимулирует его, так как несет с собой пользу – избежать ремня.

Объективное описание действий и личностный смысл (по Леонтьеву)

Объективное описание действий или их объективное значение может не совпадать с субъективным (личностным) смыслом. Внешние причины поведения человека далеко не всегда отражают его истинные намерения и интересы.

Например, врач, который, дав клятву Гиппократа, связал себя навеки с охраной здоровья, может в глубине души надеяться на распространение эпидемии среди населения, поскольку это даст ему возможность заработать и существенно повысит спрос на его услуги.

Другой пример: молодой человек по окончании службы в армии поступает в школу милиции. Объективно он делает следующее: он выбирает профессию, которая позволит ему бороться со злом и несправедливостью в обществе. Субъективно же он может преследовать совсем другие цели: материальный заработок наряду с относительно незамысловатой работой, возможность носить форму и атрибуты власти и т.д.

Итак, объективное описание действий и личностный смысл во множестве случаев могут не совпадать.

Смыслообразование и классификация мотивов (по Леонтьеву)

Смыслообразование – это одна из основных функций мотивов. Смыслообразование определяет то, каким видится тот или иной предмет (человек, деятельность, идея, событие и т.д.) субъекту.

Существует классификация мотивов в соответствии с их смыслообразующей функцией. Она разделяет их по значимости относительно личностного смысла на смыслообразующие (первичные, главные) мотивы и на мотивы-стимулы (вторичные, подчиненные).

Другими словами, между мотивами существуют иерархические отношения: есть главные мотивы, которые определяют субъективный смысл той или иной деятельности, и есть подчиненные, которые уже в рамках данного смысла стимулируют человека к совершению этой деятельности.

Обратите внимание

Вторая классификация: мотивы в соответствии с их осмысленностью могут быть актуально осознаваемые и актуально неосознаваемые. Большинство мотивов относятся ко второй группе. Однако в некоторых случаях актуальные мотивы могут быть осознанными.

Так происходит во время так называемого «сдвига мотива на цель» (термин Леонтьева).

Если в ходе деятельности, которая первоначально имела для нас одно значение (или личностный смысл), но в ходе ее выполнения приобрело другое, то это второе окажется целью нашей деятельностью, и изначальный мотив будет соответствовать этой новой цели.

Например, ученик, который вначале читал книгу, чтобы подготовиться к экзамену, увлекается содержанием по ходу чтения. Теперь ему интересен сам процесс получения нового знания. И если теперь сообщить ему, что экзамена не будет, он не перестанет читать эту книгу. Так происходит сдвиг мотива на цель: мотив «прочитать» превращается в мотив «читать».

Смысл жизни и «решение задачи на смысл» (по Леонтьеву)

Термин «смысл жизни» можно понимать двояко.

Во-первых, смысл жизни – это то, для чего я живу, что должен сделать в жизни. То есть, смысл жизни – это основная цель моего существования. Именно с субъективным переживанием отсутствия смысла жизни в этом значении термина связано чувство собственной никчемности и бесценности (в плохом смысле), переживаемое людьми, которое Франкл называл «экзистенциальным вакуумом».

Второе значение термина «смысл жизни» касается раскрытия истинных причин жизни человека. Это значение позволяет ответить на такие вопросы как «Кто я?», «Чего я хочу?», «Как я устроен?», «Кто мне нравится?», «К чему у меня есть способности?» и т.д. То есть все вопросы, которые предполагают поиск некоторого уяснения собственной природы.

Нужно сразу оговориться, что оба значения лишь относительно обособлены друг от друга и в реальной жизни, как правило, выступают вместе.

Об их единстве говорит, в частности, история Толстова, который с юных лет вел сознательный поиск цели своей жизни. Говоря словами Леонтьева, Толстой постоянно решал задачу на смысл.

Применительно к теме мотивации он пытался определить истинные причины своих действий (что, конечно же, не исчерпывает всего поиска и всей задачи на смысл).

Итак, термины «смысл жизни» и «решение задачи на смысл» в рамках темы о мотивации соотносятся как цель и средство. Цель определяет наши мотивы, а средство является способом достижения (а в случае с Толстым – постижения) результата.

Концепция самоактуализации (А.Маслоу): мета-потребности и мета-патологии

Метапотребность это нужда в достижении высших экзистенциальных ценностей (Б-ценностей). Потребности такого рода испытывают преимущественно самоактуальзирующиеся люди.

Неудовлетворение метапотребностей ведет к метапатологии или душевной болезни.

Примерами метапотребностей являются красота, честность и доброта окружающих и самого себя.

Важно

Метапотребности есть у каждого человека, однако большая часть людей не осознает их. Поэтому метаконсультант (J J J), специалист в области самоактуализации, должен помочь простым людям осознать свои незаурядные потребности.

Поскольку Б-ценности являются смыслом нашей жизни, неудовлетворение метапотребностей ведет к потере этого самого смысла.

Концепция самоактуализации (А.Маслоу): деритуализация и реритуализация

Деритуализация – это отказ от символичного и поэтичного восприятия всего, что так или иначе связано с человеком. Это неприятие таинственности в том, перед чем раньше благоговели, например неприятие таинственности в личности или в Боге. Ритуализация как раз и предполагает оформленное годами, стереотипическое отношение к тем или иным человеческим атрибутам.

Считается, что деритуализация вносит дисгармонию в жизнь человека, поскольку лишает его веры в чудеса и т.д. Деритуализация не приводит к самоактуализации.

Реритуализация – это возврат к символическому и таинственному взгляду на человеческие атрибуты. Реритуализирующийся человек во всем видит чудо. Незначительная улыбка другого человека заставляет его переживать счастье.

Такой человек смотрит на поступки других без тени иронии и сомнения, всюду незыблемо веря в честность и искренность окружающих. Он с уважением и благоговением относится к культурным традициям и к произведениям искусства.

В общем, реритуализация способствует самоактуализации.

Количество показов: 10648

Источник: http://arbir.ru/articles/a_2000.htm

Действие и деятельность: границы и взаимопереходы. Представление о развитии мотивационной сферы. Механизм «сдвига мотива на цель»

Развитие мотивационной сферы:

В истории отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека подробно изучалась А. Н. Леонтьевым и его последователями в рамках психологической теории деятельности.

Леонтьев выявил и описал механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другое название – механизм превращения цели в мотив).

Механизм заключается в том, что в процессе деятельности цель, к которой стремится человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.

Совет

Мотив, из-за которого человек стремится к достижению цели, связан с удовлетворением определённых потребностей. Со временем цель, которую человек стремился достичь, может превратиться в насущную потребность.

Часто родители, чтобы стимулировать интерес ребёнка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу.

В процессе чтения у ребёнка может возникнуть интерес к самой книге, постепенно чтение книг тогда может стать одной из основных его потребностей.

Таким реализуется механизм развития мотивационной сферы человека за счёт расширения количества потребностей. Существенным является то, что расширение количества потребностей происходит непосредственно в процессе его деятельности, в процессе контакта с окружающей средой.

Мотивация человека тесно связана с его интересами. Интерес – в большей степени познавательное явление, отражающее тягу человека к получению информации определённого рода. Поэтому мотивацию сложно рассматривать в отрыве от интересов и вообще познавательной сферы.

Эксперименты показали, что первые проявления интереса наблюдаются у детей уже па первом году жизни, как только ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире. На этом этапе развития ребёнка чаще всего интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки.

Ребёнок не только испытывает удовольствие, воспринимая всё это, но и требует, чтобы ему вновь и вновь показывали заинтересовавший его предмет, снова дали услышать вызвавшие у него интерес звуки. Он плачет и негодует, если его лишают возможности продолжать воспринимать то, что вызвало интерес.

Первые интересы – крайне неустойчивы и тесно связаны с наличным восприятием. Если ребёнок несколько дней не видит заинтересовавший объект, он быстро теряет к нему интерес. Интерес ребёнка легко перевести на другой объект.

С развитием деятельности, речи и общения с окружающими, с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится подрастающий человек, значительно расширяются познавательные интересы. Проявлением этого являются самые разнообразные вопросы, задаваемые детьми взрослым:

– Что это такое?

– Почему у коровы рога?

– Почему луна не падает на землю?

– Почему трава зелёная?

– Куда девается молоко, когда мы его пьём?

Читайте также:  Нлп в психологии: история основания, принципы работы и опасность

– Откуда ветер прилетает?

– Почему птицы поют?

Период трёх-пяти лет можно назвать периодом вопросов: так много их задаёт ребёнок.

В конце преддошкольного и начале дошкольного возраста развивается интерес к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства.

Игра является ведущей деятельностью ребёнка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности.

Игра — это именно деятельность, наиболее привлекающая к себе ребёнка, наиболее захватывающая его. Игра стоит в центре его интересов, сама по себе интересует его.

В игре развивается разум подрастающего человека, способность анализировать ситуацию с разных сторон, способность генерировать собственные умозаключения и даже придумывать новые понятия.

Обратите внимание

Все, что интересует детей в окружающем их мире, в развёртывающейся вокруг них жизни, обычно находит то или иное отражение в их играх.

Познавательные интересы дошкольников, направленные на познание реальной действительности, весьма широки.

Дошкольник подолгу наблюдает за тем, что привлекло его внимание из окружающего мира, много расспрашивает о том, что замечает вокруг себя. Однако его продолжает интересовать все яркое, красочное, звучное.

Живой интерес вызывает всё динамичное, движущееся, действующее, обнаруживающее заметные, ясно выраженные и в особенности неожиданные изменения.

Ребёнок с большим интересом следит за изменениями в природе, охотно наблюдает за ростом растений, за переменами, связанными со сменой времён года или изменениями в погоде.

Немалый интерес вызывают животные, особенно те, с которыми можно играть (котята, щенки) или за поведением которых можно наблюдать в течение длительного времени.

Дети дошкольного возраста обнаруживают большой интерес к фантастическим рассказам, сказкам. Одну и ту же сказку дошкольник готов слушать по много раз.

В школьный период возникают новые интересы: к учению, к школе. Сначала этот интерес “вообще”, потом он конкретизируется. Первоклассника интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности (упорядоченной и структурированной), которой ему предстоит заниматься, правила школьной жизни, обязанности и права, одноклассники и школьные учителя.

Важно

Первоначальный интерес к школе ещё носит недифференцированный, общий характер. Где-то это может быть даже наивный интерес: многих первоклассников интересует сначала не величина получаемых отметок, а общее их количество (чем больше, тем лучше).

Довольно быстро интерес к школе начинает дифференцироваться. Выделяются те или иные отдельные учебные предметы. Каким-то детям больше интереса доставляет чтение, каким-то рисование. Каких-то детей школьные дела почти перестают интересовать: они могут сосредоточить своё внимание на внешкольных занятиях, например компьютерных играх.

В младшем школьном возрасте значительно вырастает интерес к “бытовой” литературе, отражающей знание конкретной жизни, к рассказам из жизни сверстников. Интерес к сказкам постепенно угасает, часть этого интереса переходит на фантастику (и фэнтези, и научную фантастику), часть – на страшилки и страшные истории.

Довольно долго сохраняется интерес к неволшебным нефольклорным сказкам(сказкам на современные мотивы, с небольшим количеством фантастических обстоятельств). В дальнейшем интересы всё более дифференцируются. Если речь идёт про литературу, то постепенно дети начинают осваивать новые жанры: детективы, приключения и пр.

Интерес к игре всё время остаётся у ребёнка, только он претерпевает серьёзные изменения. “Ролевые игры” (например в “дочки-матери”) отходят на задний план и постепенно вовсе исчезают. Школьников всё больше привлекают компьютерные игры, а также настольные (которые на самом деле являются прародителями компьютерных игр).

С другой стороны – у многих развивается интерес к подвижным играм. В этих подвижных играх со временем включается всё больше элементов соревновательности. Спортивный мир для многих детей становится именно миром, то есть некоторым пространством со своими правилами, обычаями, тенденциями.

Важно понимать, что игра с одной стороны помогает человеку осваиваться в окружающем мире (в игре моделируется этот мир). Но с другой стороны сама игра постепенно сближается с миром, становится как бы частью его.

Подростковый и юношеский возраст – время дальнейшего развития интересов. Интенсивность интереса может быть столь высокой, что молодой человек своими познаниями, опытом, способностями может посоперничать с многими взрослыми профессионалами.

Формирование и развитие интересов и мотивов поведения ребёнка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов. Негативные и пагубные интересы и привычки могут возникнуть и развиться очень легко. Ранний интерес к таким темам как алкоголь, наркотики, секс, преступность, может травмировать неокрепшую детскую психику.

Родители и педагоги должны тотально следить за деятельностью подопечных, потому что именно в деятельности происходит формирование и развитие мотивации. В случаях, когда такая деятельность подозрительна, лучше попробовать переключить ребёнка на другую деятельность. В любом возрасте подрастающего человека интересует всё новое, им неизведанное.

Поэтому не составляет очень большого педагогического труда переключить его на что-то иное.

Сдвиг мотива на цель — механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев.

Совет

Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации.

При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.



Источник: https://infopedia.su/15xb52e.html

MED24INfO

Page 2

В предыдущем параграфе речь шла о том, как поражение базового уровня психического здоровья (в данном случае—инертность, тугоподвижность) может приводить к искажениям уровней вышележащих. Это, однако, далеко не единственный путь формирования аномалий.

Мы уже говорили о том, что гипотетически возможны различные сочетания степени сохранности уровней психического здоровья, и, в частности, характерологические нарушения могут наблюдаться и вне грубых расстройств психофизиологических процессов.

Яркой иллюстрацией в этом плане является обширная область психопатических расстройств, различных аномалий и акцентуаций характера, приводящих к явным нарушениям способов реализации деятельности. Феноменология этих проявлений чрезвычайно пестра, и их описание составляет содержание многих солидных по объему книг.

Первая монография, посвященная психопатиям, принадлежит замечательному русскому ученому В. М. Бехтереву и вышла в свет в 1886 г.

Однако поворотным пунктом в изучении психопатии стало появление в первой трети нашего века двух основополагающих для изучения этой проблемы работ — немецкого психиатра Курта Шнейдера и классика отечественной психиатрии П. Б. Ганнушкина.

В этих работах были впервые достаточно четко названы клинические критерии выделения психопатий, тонко и всесторонне описаны феноменология их развития и течения. Курт Шней-дер определил психопатию как такого рода аномаль-ность, от которой страдают либо ее обладатель, либо окружающие его люди. П. Б. Ганнушкин определил психопатию как такую выраженность аномальных особенностей характера, когда, во-первых, более или менее грубо нарушается адаптация, приспособление к среде;

во-вторых, когда эти особенности тотальны, т. е. задают тон всему психическому складу человека; в-третьих, когда они относительно стабильны и малообратимы.

Обратите внимание

Вместе с тем следовало признать, что при всей образности и клинической достоверности названные критерии оставались все же малопригодными для строго научных классификаций. Это обстоятельство было достаточно понятным и самим психиатрам. В. А. Гиляров-

7″ 195

скип, например, еще в 1938 г. писал: «Один и тот же симптом может иметь различное происхождение и, следовательно, различную сущность с точки зрения генеза картин в целом.

Именно поэтому все существующие классификации психопатий неудовлетворительны» н.

Но положение с клиническими исследованиями психопатий (а если взять шире — вообще пограничных состояний) с тех пор не столь уж сильно изменилось, и спустя сорок лет современный автор пишет по сути о сходном:

«…существующие классификации пограничных форм патологии настолько пестры, фрагментарны и разнообразны, что ни одна из них не может служить основой для единой систематики всех форм пограничных состояний» 12

Думается, что обретение более твердых критериев диагностики и классификации возможно только в том случае, если помимо анализа внешней, феноменологической стороны аномального процесса будут исследованы его более глубинные, внутрипсихологическпе детерминанты.

А до тех пор мы рискуем кита отнести к рыбам, а не к млекопитающим, так как по внешнему наблюдению он имеет вид и образ жизни рыбы. Поиск внутри-психологических опосредствований -процесса психопатического развития — дело будущего, но уже сейчас можно предложить в этом плане некоторые подходы.

Одним из них является исследование механизмов целе-полагания, уровня притязаний, самооценки и специфики их искажения при психопатиях и других формах, пограничных между нормой и патологией состояний.

Начало экспериментальным исследованиям целепо-лагания и уровня притязаний было положено в школе К. Левина. Основополагающими здесь являлись работы Ф. Хоппе, Т. Дембо, самого К. Левина и ряда других ученых.

В дальнейшем общие экспериментальные приемы, взятые из этих работ, были многократно использованы психологами самых разных ориентации, так что литература, посвященная одному только уровню притязаний, настолько обширна, что ее систематический обзор представляет специальную задачу 13. Не ставя таковую в рамках данной книги, сосредоточимся преимущественно на проблеме соотношения «реальных» и «идеальных» целей в планах и притязаниях человека. В этой связи представляется полезным проанализировать некоторые исходные понятия, введенные еще в первом, но до сих пор остающемся, пожалуй, наиболее глу-

196

боким исследовании уровня притязаний — исследовании Ф. Хоппе 14.

Важно

Начнем с самого понятия уровня притязаний. Человек приступает к работе с некоторыми притязаниями и ожиданиями, которые в течение действия могут меняться.

Совокупность этих сдвигающихся то неопределенных, то точных ожиданий, целей или притязаний относительно своих будущих достижений Ф. Хоппе предложил называть уровнем притязаний.

В зависимости от обстоятельств уровень притязаний может колебаться между целью «извлечь из действия максимум достижений» и полным отказом от какого-либо достижения.

Уровень притязаний рождается из двух противоположных тенденций: с одной стороны, тенденции поддерживать свое «я», свою самооценку максимально высоко, а с другой — тенденции умерить свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым не нанести урон самооценке.

Образующиеся в результате конфликта двух тенденций колеблющиеся волны уровня притязаний выполняют по крайней мере две важнейшие психологические функции. Во-первых, они являются необходимым инструментом приспособления к постоянно меняющимся условиям среды. Во-вторых, они по возможности охраняют человека от нанесения вреда его самооценке, чувству собственного достоинства.

Читайте также:  Филофобия - это страх перед искренними интимными отношениями

Подробнее мы рассмотрим эти функции ниже, а пока вернемся к описанию внутренних детерминант уровня притязаний.

Обозначенный конфликт между тенденциями поднять притязания на максимальную высоту и опустить их, чтобы избежать неудачи, хотя и является главным для возникновения уровня притязаний, однако еще не прямо задает рисунок, композицию конкретных притязаний.

Эта композиция опосредствована по сути всей сложной структурой личности, иерархией мотивов и целей данного человека.

Если отвлечься от наиболее общих, «вершинных» личностных устремлений (роли которых мы еще коснемся в конце параграфа) и рассмотреть сами по себе цели, возникающие в ходе выполнения отдельных заданий, в ходе эксперимента или поставленного самой жизнью испытания, то здесь необходимо различать не один, а по крайней мере два вида целей: реальную цель, которую, по мнению человека, он может достичь в данных конкретных условиях и которая непосредственно вытекает из структуры задания, и идеальную цель. Последняя понималась Ф. Хоппе как

197

рушение может встречаться и определять различные стороны стиля жизни и при других аномалиях, в частности при некоторых формах течения алкоголизма, а также известное время (например, в период подросткового кризиса) сопутствовать и относительно благополучному ходу развития.

Совет

Психологическое изучение аномального развития вообще, на наш взгляд, не должно исключительно стремиться только к «обслуживанию» отдельных нозологий и четко выделенных клинических форм; важнейшая цель такого изучения — усмотрение общих механизмов, могущих обнаружиться в самых разных вариантах личностного развития, т. е.

то, что выше было обозначено как клиническая общая психология личности.

Недостаточное различение разноуровневых целей, их «слипание», отсутствие гибкости в целевых структурах приводит в свою очередь к весьма пагубным психологическим последствиям: извращению двух основных функций уровня притязаний, выделенных нами выше,— функции регуляции конкретной тактики целеполагания, ориентации в быстроменяющихся условиях реальной жизни и функции защиты самооценки, своего «я». Остановимся сначала на нарушениях первой функции.

Известно, что процесс решения трудной задачи (не только интеллектуальной, но, что важнее для психологии личности,— жизненной) обычно состоит, из трех этапов.

Этапа «лобовых» решений, когда человек пытается сразу найти нужный выход; затем, после ряда неудач, начинается этап более глубокого осознания ситуации, ориентировки в ней, поиска адекватных путей выхода, который наконец может привести к пониманию нужного принципа, к третьему этапу — собственно решению.

Здесь же процесс решения встающих перед человеком задач ограничивается первым этапом «лобовых» попыток или же не до конца пройденным вторым этапом, что, естественно, не приводит к нужному выходу и серьезному успеху. Своеобразный вид приобретает и кривая уровня притязаний.

Потерпев первые две-три неудачи в решении трудных задач, люди психопатического склада, вместо того чтобы несколько снизить свои притязания, выбрать задачу полегче, нередко впадают в отчаяние, хватаясь за заведомо легкие цели. Это смирение оказывается, однако, на деле «паче гордости», потому что стоит им даже в малом прийти к успеху (например, решить несколько простых задач), как они вновь полны

200

самоуверенности и желания удовлетворить свое тщеславие выбором наиболее престижных целей. Эти скачки притязаний наглядно выявлены во многих экспериментальных исследованиях людей психопатического склада.

В результате подобной тактики все время как бы «проскакивает» мимо та зона, где лежат максимально трудные, требующие напряжения, но все же посильные для данного человека цели. Поэтому, несмотря на внешнюю активность, люди такого типа могут оказываться малопродуктивными в жизни, неспособными показать свои подлинные возможности.

Обратите внимание

В начале своего пути они порой подают блестящие надежды, которые, к удивлению окружающих, по прошествии времени совершенно не оправдываются. Самые благоприятные задатки не реализуются в таланты, ибо талант — это и умение работать,— умение, которое в данном случае явно отсутствует.

К каким весьма серьезным жизненным последствиям это может приводить, показывает такое наблюдение.

Юноша К. в 16 лет поступил, приехав из провинциального города, в Московский университет, выдержав при этом труднейший конкурс.

Юноша, несомненно, выделялся своим дарованием, живостью, эрудицией среди сокурсников, из которых многие прошли уже службу в армии, несколько лет перед этим работали и поначалу с трудом втягивались в учебу. Студент К.

схватывал все буквально на лету, к некоторым занятиям, например по иностранному языку, мог вовсе не готовиться и все же отвечать на «хорошо» и «отлично».

Но шло время, бывшие производственники втягивались в занятия, пошел материал, который нельзя было схватить только на слух, но который требовал усидчивости, регулярного труда. И здесь стало видно, что К. сначала постепенно сравнялся, а затем все заметнее начал отставать от сокурсников. Притязания у К.

оставались по-прежнему высокими: ему нравилось (он уже привык) ходить в «выдающихся», слышать одобрения. Но теперь, чтобы соответствовать этим желаниям, явно надо было менять свое поведение: реализация несомненных задатков и способностей требовала усидчивости и серьезных занятий. Но перемены этой не случилось. К.

по-прежнему занимался урывками:

иногда, например, он вдруг тщательно готовился к какому-нибудь семинару, хорошо выступал на нем, вызывая одобрение преподавателя. Но такие успехи в целом играли даже отрицательную роль, потому что после них К. был полон гордости и надолго забрасывал учебники.

Важно

К концу третьего курса встал вопрос о его отчислении за академическую неуспеваемосгь. Но и это не смогло изменить прежнего стиля, хотя никто не сомневался, что серьезными занятиями он сумел бы наверстать упущенное. Но К.

стремился утверждать себя, спасать свои высокие притязания другими, более легкими способами. Он, например, пошел на прием к декану факультета — ведущему специалисту в своей области, ученому с мировым именем — и заявил: «Вы напрасно думаете меня отчислять.

Знайте, что 'через малое время я буду сидеть в вашем кресле, я буду деканом.,.».

201

Прошло время. Ему уже за тридцать. Он давно не учится, живет случайными заработками, дважды был женат. Последнее время стал много пить. Внешне по-прежнему самоуверен, собирает редкие книги по специальности, говорит, что вскоре будет вновь восстанавливаться на факультет. Но беседа с ним обнаруживает, что К.

остался прежним, он ставит нереальные задачи вместо реальных, судорожно спасает свою самооценку довольно легкими и дешевыми приемами, обвиняет во всем не себя, а обстоятельства и т. п. Под конец разговора он спрашивает о своем бывшем сокурснике: «Неужели Р.

дали доцента? А ведь на первом-то курсе он меня слушал с открытым ртом».

…Когда думаешь о людях, подобных К., всегда становится грустно и искренне жаль неиспользованных талантов, умелое развитие которых принесло бы и пользу людям, и счастье их обладателям.

Описанное строение уровня притязаний, кроме того, что оно не обеспечивает полноценного приспособления к жизни, ориентации в меняющихся условиях, ведет к искажению и выделенной нами второй функции уровня притязаний, а именно к нарушению необходимой защиты своего «я».

Ведь психически уравновешенный человек надежно защищает свою самооценку уже одним тем, что может более или менее легко «разводить» идеальную, общую и актуальную цели. Потерпев поражение, он способен отнести его к неудаче в достижении именно данной актуальной цели, а не к краху своих высоких идеальных притязаний, своего «я».

«Всякое поражение неприятно, но это не конечное отступление, в моих силах сделать все, чтобы в будущем, в идеале, я добился успеха» — примерно так начинает восприниматься тогда неудача.

Лишь при этих условиях могут не только сохраниться, несмотря на трудности и поражения, прежние притязания и порой высокая самооценка, но они становятся и необходимым, важным двигателем развития личности.

Совет

Самолюбие и притязание требуют тогда обязательного преодоления неудач, пусть не сегодня, так завтра, когда разовьются и укрепятся соответствующие способности и задатки. Таким образом вырабатывается крайне нужное в жизни умение более или менее объективно оценивать возникшую ситуацию, увидеть ее не только в актуальной сиюминутности, но и в развернутой временной перспективе и найти возможность постановки посильных реальных целей, успешное выполнение которых приблизит в будущем к идеальной.

Найти соответствие «идеального» и «реального» — сложнейшее искусство жизни. Но именно от овладения им во многом зависит зрелость личности. В жизни любого — притязания устремляют ввысь, а неудачи тянут к земле. Извлечь правильные уроки из того и другого,

202

избежать трагедии Икара и не погрязнуть в плоской обывательщине — трудная задача, решать которую приходится всю жизнь.

Зрелым можно назвать вовсе не того, кто всегда уверенно приспосабливается по законам житейского разума, не ставя перед собой высоких нравственных целей, равно как не того, кто громко заявляет о своих высоких целях, не будучи, однако, в состоянии приложить себя к реальной жизни.

Зрелость, как правило, подразумевает достаточно возвышенные идеальные устремления, но в то же время и осознанную готовность выполнять, если надо, самые скромные, земные задачи ради этих устремлений.

Разница между юностью и зрелостью в плане нравственного развития состоит в том, что отрочество и юность вырабатывают, усваивают идеалы по большей части «теоретически», умозрительно, без должной связи с жизнью.

На зрелости лежит сложнейшая задача — осуществить, реализовать эти идеалы в своей жизни и, следовательно, принять, преодолеть как неизбежность все издержки, трудности, неудачи, с которыми будет сопряжена эта реализация. Согласно старому афоризму, благая юность — это время, когда человек готов взойти на эшафот ради великой идеи; благая зрелость — когда он готов смиренно трудиться всю жизнь ради этой идеи. Истинная зрелость — как напряженная вольтова дуга, светящаяся между полюсами реального и идеального. Разрыв этой дуги, исчезновение свечения означают, что реальное погрязло, а истина выхолостилась, реальное утеряло свет и высший смысл, а идеальное — почву и свое жиз-нешюе оправдание.

Источник: http://www.med24info.com/books/anomalii-lichnosti-izdatelstvo-mysl/1-sdvig-motiva-na-cel-kak-mehanizm-obrazovaniya-patologicheskih-chert-11363.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector