Стороны общения в психологии, их характеристика и значение

25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения

Общение– это специфическая
форма взаимодействия человека с другими
людьми как членами общества. В общении
реализуются социальные отношения людей.

Общение – это процесс взаимодействия
людей, социальных групп, общностей, в
котором происходит обмен информацией,
опытом, способностями и результатами
деятельности.

В общении выделяют три взаимосвязанных
стороны:

1. Коммуникативная сторона
общения
состоит в обмене информацией
между людьми (информационная функция).

2. Интерактивная стороназаключается
в организации взаимодействия между
людьми. Например, нужно согласовать
действия, распределить функции или
повлиять на настроение, поведение,
убеждения собеседника (регулятивная
функция
).

3. Перцептивная сторона общениявключает
процесс восприятия друг друга партнерами
по общению и установление на этой основе
взаимопонимания (коммуникативная
функциявзаимоотношения).

Функции общения:1.
Контактная – установление состояния
готовности к приему и передаче сообщения,
а также поддержанию взаимосвязи.2.
Информационная – обмен информацией.3.

Обратите внимание

Побудительная – стимулирование
определенной активности партнера по
общению с тем, чтобы он реализовал
определенный вид деятельности.4.
Координирующая – осуществление взаимно
координирующих действий при выполнении
совместной деятельности.5.

Функция понимания – адекватное понимание
друг друга.6. Эмотивная –
благодаря общению мы можем изменять и
создавать определенные эмоциональные
состояния у себя или у партнера.7.

Функция установления отношений –
благодаря общению каждый из нас может
осознавать и фиксировать свое место в
системе отношений.8. Функция
оказания влияния – мы можем менять
поведение, мнение, установки партнера.

Функции общения по Добровичу:

1. Регуляция совместной деятельности.
2. Общение как инструмент познания. 3.
Общение как первоначальный инструмент
формирования сознания. 4. Общение
возникает как средство самоопределения
личности. Структурный анализ
общения:
Аналитическая модель
процесса общения выявляет три
взаимодействующие стороны: 1.

Коммуникативная
сторона – обмен информации. 2. Интерактивная
сторона – общение как взаимодействие.
3. Перцептивная сторона – восприятие и
понимание партнерами друг друга. 1.1.
Более подробно.

Специфика человеческой
коммуникации: А) Субъект субъектный
процесс – в человеческом общении идет
активный обмен информации, информация
не просто передается и принимается, но
и развивается, то есть формируется,
меняется. Активная обратная связь. Б)
Взаимовлияние партнеров – воздействие.

В) Партнеры в условиях успешной
коммуникации должны обладать общим
пониманием ситуационного контекста.
Г) Существование особых человеческих
коммуникативных барьеров:

– Социальный коммуникационный барьер
– сам факт принадлежности к той или
иной социальной группе может способствовать
или не способствовать к коммуникации.

– Психологический коммуникационный
барьер – индивидуально-психологические
характеристики партнеров.Д) Особенности
поведения в акте общения – утаивание
некоторой информации от партнера, то
есть ее дозирование.

  • Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
  • Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.
  • Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Коммуникативная
сторона общения – это непосредственный
Выделяется три стороны общения:

обмен информацией
между несколькими индивидами. В данном
случае «информацию» можно рассматривать
как идеи, настроения, интересы, установки,
чувства и прочее.<\p>

Следовательно, следует
выделить следующие невербальные средства
коммуникации: – околоречевые средства,
то есть темп, интонация, громкость, тембр
голоса, дикция, ритм речи и так далее; –
зоны общения, то есть дистанция, расстояние
между участниками общения; – кинесические
средства, то есть походка, жесты, поза
тела, мимика, прикосновение к партнёру
и др.; – место и время общения; – запахи:
индивидуальные или окружающей среды;
– почерк, одежда, аксессуары, причёска
и прочее.<\p>

Источник: https://StudFiles.net/preview/6440340/page:19/

Стороны общения в психологии, их характеристика и значение

Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.<\p>

Часто границы между ними достаточно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.

В психологии принято выделять 3 основных стороны общения:

  1. Коммуникативная. Непосредственно обмен информацией между участниками взаимодействия. Основной способ коммуникации в обществе — речь. Посредством речи люди делятся мнениями и взглядами, обсуждают проблемы, решают вопросы.
  2. Перцептивная. Процесс восприятия людьми другу друга на когнитивном уровне. Во время разговора формируется мнение о собеседнике, основанное на анализе его внешности, жестов и мимики, голоса, поступков.
  3. Интерактивная. Непосредственная организация совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия устанавливается на основании поступков и действий, которые они совершают в текущий момент времени.

Характеристика и примеры

Каждая сторона обладает определенными характерными особенностями.

Коммуникативная

Чаще всего, говоря об общении, люди подразумевают именно его коммуникативную сторону.<\p>

В этом случае речь идет об обмене информацией между субъектами общественных отношений.<\p>

Люди делятся друг с другом своими мыслями, планами, идеями, взглядами. На основе полученной информации происходит построение отношений, организация деятельности.

Важно

Следует рассматривать коммуникацию не просто как бесконечный поток и прием сведений. Все стороны процесса занимают активную позицию, стремятся к пониманию предоставляемых им сведений.

<\p>

Качество контакта определяется уровнем восприятия информации, ее принятием и пониманием.

<\p>

Если один субъект постоянно поставляет свои идеи и взгляды, а второй их не воспринимает и даже не понимает, то говорить об эффективной коммуникации в данном случае не приходится.

Коммуникационная сторона — это способ психологического воздействия на оппонента. Во время передачи информации один человек оказывает влияние на другого. Чем выше развиты навыки общения у субъекта, тем выше уровень его воздействия на своих собеседников.

<\p>

Успешные ораторы, политические и идеологические лидеры — это, прежде всего, люди с превосходно развитыми коммуникативными навыками.

<\p>

Умение воздействовать на окружающих при помощи речи позволяет таким личностям завоевывать определенное положение в обществе.

Информация поставляется на двух уровнях:

  1. Побудительный. Это реплики приказного, просительного, рекомендательного характера. Они высказываются с целью стимулирования человека на совершение какого-либо действия.
  2. Констатирующий. Это речь уведомительного характера, которая направлена на предоставление каких-либо сведений. Варьируется от безразличного преподнесения до активного убеждения.

Следует учитывать, что даже у представителей одной языковой группы может возникнуть непонимание во время обмена информацией. То есть, одни и те же сведения по-разному оцениваются.

Читайте также:  Как найти подход и как общаться с эпилептоидным типом личности?

<\p>

Это объясняется влиянием целого ряда факторов: возраста, социального положения, интеллектуальных способностей, эмоционального настроя и т.д.

<\p>

Так, одну и ту же новость ребенок и взрослый воспринимают совершенно на разном уровне в силу возрастных особенностей психики и интеллекта.

Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/storony-obshheniya-v-psihologii-ih-harakteristika-i-znachenie.html

Характеристика интерактивной стороны общения

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Характеристика интерактивной стороны общения
Рубрика (тематическая категория) Психология

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения предполагает выработку общих для участников планов и программ как тактического, так и стратегического взаимодействия.

Если коммуникативный процесс рождается на базе некоторой совместной деят-ти, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деят-ти неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деят-ть, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деят-ти.

Наиболее распространенным яв-ся деление всех взаимодействий на 2 противоположных вида˸ кооперация и конкуренция. Также говорят о согласии и конфликте, приспособленчестве и оппозиции, ассоциации и диссоциации.

Совет

За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие ᴇᴦο проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются ʼʼпозитивнымиʼʼ. Во 2 группу попадают взаимодействия, так или иначе ʼʼрасшатывающиеʼʼ совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие.

Кооперация -одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Конкуренция-одна из основных форм орг-ции межличностного и соц взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп. Наиболее яркая форма – конфликт. А.Н.

Леонтьев называл две основные черты совместной деят-ти˸˸ разделение единого процесса деят-ти м/у участниками; изменение деят-ти каждого, т.к. рез-т деят-ти каждого не приводит к удовл-ю ᴇᴦο потребности (предмет и мотив деят-ти не совпадают). Характеристика коммуникативной стороны общения.

Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела˸ как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/250411_harakteristika_interaktivnoy_storony_obscheniya

Основные характеристики общения

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.

Содержание общения может быть различным;
1) передача (от человека к человеку) информации;
2) восприятие друг друга;
3) взаимооценка партнерами друг друга;
4) взаимовлияние партнеров;
5) взаимодействие партнеров;

6) управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):
инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);
синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);

трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.).

Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:
экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);

социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

<\p>

Обратите внимание

Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую лигностон-смысловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:
коммуникативная активность в группе общения;
интенсивность действий в общении;
инициативность в общении;

технико-коммуникативное мастерство общения и пр.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется:
— тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым и т. д.);
— поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т. д.);

— дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т. д.).

Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная — на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.

Стиль общения — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:
особенности коммуникативных возможностей человека;
сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;

психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению.

Важно

Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:
творчески-продуктивный,
дружеский,
дистанционный,
подавляющий,
популистский,
заигрывающий,
требовательный,
деловой,

позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.

Средства общения делятся на пять основных групп:
а) лингвистические (речевые);
б) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
в) паралингвистические (качество голоса, его диапазон,
тональность);
г) экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
д) пространственно-временные (дистанция, время, место,

ситуация общения).

Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно называть “словесным действием”.

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т. е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т. е. в построении фраз и словосочетаний.

Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создается рядом психотехнических приемов:
а) воображаемой диалогизацией (синтаксический строй
словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);
б) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задает себе вопрос и сам на него дает ответ);
в) риторическим вопросом (который, как известно, содержит
утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнеров по общению);
г) эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить
внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);

д) инверсией (т. е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Совет

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).

Читайте также:  Влюбилась в учителя, учительница полюбила старшеклассника: психология и перспективы отношений

Психотехника речи — это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи — это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические — его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия — это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный — утомляет.

Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия — психологически целесообразное управление.

Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Обратите внимание

Дикция, т. е. ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

Жест — это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика — это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика — это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.

Источник: https://psyera.ru/5314/osnovnye-harakteristiki-obshcheniya

Структура социального общения и ее стороны

  • Субъект общения. В его роли выступает тот человек, который начал общение и старается донести до своего собеседника какую-то информацию.
    Объект общения. Его обязанности на себя берет тот, кто воспринимает информацию, которая исходит от другого человека.
    Предмет общения.

    Тут все просто – это та самая информация, которая передаётся от одного человека к другому и обсуждается ними.
    Мотивы общения. Это, собственно, то, ради чего общение и затевалось. Они могут быть разными. Возможно, общение происходит ради решения делового вопроса, а может просто из любопытства и так далее.

    Задачи общения. Это та цель, которой собеседники хотят достичь в процессе разговора. Например, один из собеседников хочет вынести благодарность другому, попросить его о чем-то или передать важную информацию.
    Средства общения. Это те операции и действия, которые помогают провести коммуникацию.

    В этом случае в дело идёт все: смысл и построение фраз; темп речи, высота и тональность голоса; смех и паузы. Но не стоит забывать и о невербальной стороне – прикосновения, мимика и жесты также являются средствами общения и могут много чего сказать о человеке.
    Продукт общения.

    Это те знания и эмоции, которые мы можем получить после разговора с другими людьми.

    Кроме того не забывайте о том, что во время общения проходит не одна лишь передача информации, но и её развитие, а также уточнение, причём не последнюю роль играет отношение собеседников друг к другу.

    Более того, общению могут помешать различные психологические и социальные барьеры.

    У всех есть недостатки — у кого больше, у кого меньше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости.
    Франческо Гвиччардини

    Второй стороной общения является интерактивная. Она находит своё проявление во взаимодействии людей. Главными целями такого взаимодействия является удовлетворение своих потребностей и интересов, осуществление целей и планов. Типы взаимодействий также могут кардинальным образом отличаться друг от друга, они бывают:

    • Положительными, направленными, в первую очередь, на организацию общих действий.
      Отрицательными, которые разрушают общую деятельность или создают для неё барьеры.
      Такие типы взаимодействия возникают не просто так – существуют определённые факторы, которые оказывают на них непосредственное влияние. Среди них то, насколько едины собеседники в попытках и способах решения проблемы, насколько они понимают свои права и обязанности, а также то, каким именно путём они хотят решить проблему.

      Наконец, существует также социально-перцептивная сторона общения, выражающаяся в процессе восприятия, изучения и оценки собеседниками друг друга. В общении человек берет на себя сразу две роли – и того, кто воспринимает, и того, кого воспринимают. Конечно же, есть определённый набор факторов, которые могут повлиять на это сторону общения. Среди них:

      • Особенности субъекта. Сюда входят половые различия, возраст, темперамент, уровень социального интеллекта, состояние психики и здоровья в целом, установки и ценностные ориентиры.
        Особенности объекта. Здесь большую роль играет внешний вид человека – его телосложение, цвет кожи, позы, мимика и телодвижения. Не менее важна и социальная роль этого человека в обществе и то, как именно он говорит и выражает свои мысли. Также своё влияние оказывают отношения между собеседниками и ситуация, в которой происходит общение. ↑
        Вы вполне могли догадываться обо всех этих нюансах и даже бессознательно использовать их во время разговора. Попробуйте обратить внимание на все эти данные при любом взаимодействии с другими людьми – вам непременно удастся вычислить каждый из компонентов приведённой структуры.
        Попробуйте – знание особенностей такого важного для каждого человека процесса и умение их использовать может оказаться не только интересным, но и полезным! Барболина Элеонора · 10 окт, 2014
  • Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/social/281-socialnye-storony-obscheniya.html

    2.2. Характеристика сторон общения

    Одной из особенностей общения является формирование межличностных отношений.

    Исходя из вышесказанного и функций общения, Г. Андреева выделяет три стороны общения:

    ♦ коммуникативную (обмен информацией);

    ♦ интерактивную (взаимодействие партнеров);

    ♦ перцептивное (понимание человека человеком; взаимно восприятие партнеров).

    Коммуникативная сторона общение тесно связана с обменом информации, однако не может быть исчерпывающе раскрыта с точки зрения информационной теории.

    Общение – это не только прием и передача информации, но и отношения по крайней мере двух человек, где каждый является активным субъектом взаимодействия.

    Кроме обмена информацией, происходит ориентация на другого, то есть анализируются мотивы, цели, установки объекта информации (другого субъекта). В акте межличностной коммуникации важную роль играет значимость информации, стремление воспринимать ее общий смысл.

    Еще одна особенность коммуникативного процесса заключается в том, что благодаря знаковой системе партнеры по общению влияют друг на друга. При этом эффективность коммуникации зависит от степени этого влияния, то есть речь идет об изменении типа отношений, которые сложились между коммуникаторами. Такое влияние упускается из виду при информационном подходе.

    Коммуникативное воздействие происходит при условии принятия единой системы значений всеми участниками акта коммуникации. Только при этом условии партнеры могут достичь взаимопонимания. Если нет такого общего понимания, могут возникать препятствия в процессе общения, так называемые “коммуникативные барьеры”.

    Читайте также:  Понятие, виды и функции мотивов личности в психологии

    Они возникают вследствие действия психологических факторов – разных диспозиций, установок, ценностных ориентаций людей, их индивидуально-психологических особенностей и т.д.

    Таким образом, коммуникативный барьер – это психологические препятствия на пути адекватного восприятия информации между партнерами по общению.

    Как считают Ю. С. Крыжановская и В. П. Третьяков, в процессе делового общения возможно возникновение трех коммуникативных барьеров и их различные модификации: “авторитет”, “избежания” и “непонимание”. Первые обеспечивают защиту от источника информации, последний – от самой информации.

    Важно

    Бар 'р “авторитет”. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетних, человек доверяет лишь первым. То есть доверие или недоверие будто персонифицируются и зависят не от объективности информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые люди мало прислушиваются к советам молодых.

    Доверие зависит от социального положения, принадлежности к реальной “авторитетной” группы; от привлекательности внешнего вида; доброжелательного отношения к адресата воздействия; компетентности, искренности.

    Барьер “избежания”. Человек избегает источники влияния, уклоняется от контактов с собеседником, прикладывает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение. Чтобы нейтрализовать этот барьер, необходимо обратить внимание и удержать ее. На наибольшее внимание

    влияют такие факторы: актуальность и важность информации, ЕЕ новизна, нестандартность представления, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция.

    Бар 'р “непонимание”. Иногда источник информации заслуживает доверия, но информация “не доходит” (мы не слышим, не видим, не понимаем ее). Выделяют такие барьеры непонимания:

    фонетический (возникает, когда говорят на иностранном языке; используют много иностранных слов или специальную терминологию; говорят быстро, непонятно, с акцентом);

    семантический (тот, кто говорит, и тот, кто слушает, вкладывают разный смысл в слова, разное их понимания; использование жаргонных слов и т.п.);

    стилистический (стиль изложения, соответствие формы и содержания основным правилам структурирование информации: правилу рамки и правилу цепочки).

    Суть правила рамки заключается в том, что начало и конец информационного ряда запоминается лучше, чем середина. Рамка в общении составляет начало и конец разговора.

    При этом в первичном общении наиболее важной частью разговора есть начало, а при неоднократном деловом общении – конец разговора.

    Совет

    Правило цепочки основывается на том, что вся информация должна быть неким образом выстроена, благоустроенная, систематизированная, соединенная в цепочку;

    логический (возникает, когда нет последовательности и системы изложения информации: отсутствует внутренняя структура речи; не соблюдаются основные логические правила, недостоверная или недостаточная аргументация).

    Интерактивная сторона общения характеризуется тем, что собеседники реализуют взаимодействие, то есть планируют совместную деятельность, обмениваются действиями, производят формы и нормы совместных действий, направленных на взаимное изменение их поведения, деятельности, отношений, установок с целью обеспечения результативности общения и выработки единой стратегии.

    Взаимодействие является необходимым и обязательным элементом совместной деятельности; ее основу составляют различные межличностные контакты и действия. Для взаимодействия характерна причинная зависимость действий партнеров, когда поведение каждого есть одновременно и стимулом и реакцией на поведение других.

    Структурными составляющими процесса взаимодействия в общении являются субъекты взаимодействия, взаимной связи (на основе формальных и неформальных отношений), взаимное влияние, взаимные изменения субъектов взаимодействия (смена точек зрения, взглядов, отношения и т.п.).

    В процессе взаимодействия каждый стремится ориентироваться на свои цели и цели партнера. В зависимости от степени учета во взаимодействии этих целей выделяют следующие стратегии поведения:

    ♦ сотрудничество – максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей;

    ♦ противодействие – ориентация только на свои цели без учета интересов партнера;

    ♦ компромисс – частичное, промежуточное (иногда временное) достижения целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;

    ♦ уступчивость – принесение в жертву своих потребностей для достижения целей партнеров;

    ♦ уклонение – уклонение от контактов, отказ от достижения своих целей, чтобы не дать выиграть партнеру.

    Среди перечисленных стратегий поведения нет хороших или плохих. Все зависит от конкретной ситуации общения, интересов партнеров и ряда других факторов.

    Эффективность взаимодействия зависит также от таких условий, как дистанция в общении (личностное пространство) и позиции в общении. В структуре взрослой личности присутствуют три состояния “я”: “родитель”, “взрослый”, “ребенок”. Доминирование того или иного состояния влияет на характер общения между людьми.

    Обратите внимание

    Перцептивная сторона общения проявляется в восприятии внешних признаков собеседника, в соответствии с его особистіс-ими характеристиками, в интерпретации и оценке на этой основе его поступков.

    Наиболее важными, информативными являются такие свойства, как мимика, экспрессия (средства проявления чувств), жесты, поза, походка, внешний вид, особенности голоса и речи.

    Важность и очередность восприятие этих свойств собеседника, оценка одного человека другим значительно зависит от индивидуальных, половых, возрастных и профессиональных различий.

    Дети, например, сначала учатся распознавать за мимикой, потом им становится доступным анализ выражения эмоций с помощью жестов. Было установлено несовпадения во время восприятия и оценки руководителями подчиненных и наоборот.

    Основная задача восприятия – сформировать первое впечатление о человеке. Оно осуществляется под влиянием трех факторов – фактора преимущества, фактора привлекательности и фактора отношение к наблюдателю.

    Действие фактора преимущества зачастую оказывается в условиях неравенства партнеров в той или иной сфере – социальной, интеллектуальной, групповой и т.д.

    Суть его в том, что партнеры по общению склонны систематически переоценивать разные качества тех людей, которые превосходят их по некими параметрами.

    Если же они имеют дело с партнерами, которых они, по их мнению, в чем преобладают, то они их недооценивают. Другими словами, происходит или общая недооценка или общая переоценка партнера.

    Важно

    Многое зависит от того, нравится ли нам внешность партнера. Если так, то мы переоцениваем его психологические характеристики, если нет – недооцениваем.

    Фактор привлекательности обеспечивает реализацию такой схемы: чем больше внешне привлекательна для нас человек, тем лучше он для нас во всех отношениях. Если же человек некрасивая, то другие качества недооцениваются.

    Фактор отношение к наблюдателя регулирует включения восприятия в схему: позитивное отношение к нам вызывает тенденцию приписывать партнеру положительные свойства и отвергать, игнорировать негативные. И наоборот: явное недоброжелательное отношение вызывает стойкую тенденцию не замечать положительного и гиперболизировать отрицательное.

    Формирование первого впечатления – не самоцель, а регулятор дальнейшего поведения. Оно необходимо для того, чтобы определить главные характеристики собеседника и соответственно к ним определить конкретную “технику общения”.

    Источник: https://banauka.ru/1911.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector