Значение и виды коммуникации в психологии

Виды общения в психологии, их классификация и характеристика

Общение с другими людьми

23.05.2018

1.6 тыс.

1.1 тыс.

6 мин.

Общением называют процесс взаимодействия личностей, целью которого является удовлетворение социальных потребностей его участников.

Человек начинает общаться с другими людьми с самого рождения и продолжает до смерти. Взаимодействие индивидуумов друг с другом является основой межличностных отношений.

В информационном обществе важен обмен полученными знаниями, умениями и навыками, который происходит в момент коммуникации.

Гадалка баба Нина: “Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…” Читать подробнее >>

Обратите внимание

Это понятие можно кратко охарактеризовать как сложную процедуру по налаживанию контактов с другими людьми и группами, обусловленную потребностями совместной деятельности. Для ее осуществления используется не только речь, но и неречевые приемы.

Обмен информацией в жизни имеет фундаментальное значение. Человечество частично утратило связи с природной средой и восполнило это обучением и возможностью быстрого усваивания и переработки знаний. Поэтому существование общества без общения невозможно.

Целью общения является изменение поведенческой, мотивационной, познавательной и эмоциональной областей участников взаимодействия. Собеседники могут делиться действиями, продуктами труда, взглядами, мыслями, планами, идеями, эмоциями и т. д.

Структура общения и многообразие его видов связаны с тем, что оно имеет разные функции. Наука присваивает общению много различных функций. В социальной психологии выделяют 8 основных:

  • Контактная. Выражается в налаживании контакта и готовности обмениваться информацией.
  • Информационная. Обозначает передачу каких-либо данных другому человеку при поступившем от него запросе.
  • Побудительная. Характеризуется мотивацией оппонента на активную деятельность, достижение целей.
  • Координационная. Имеет место при взаимодействии, направленном на координацию действий членов общества, которые занимаются совместной деятельностью.
  • Понимания. Функция адекватного восприятия и понимания информационного посыла, взаимопонимания участников диалога.
  • Эмотивная. Выражается в том, что один человек вызывает у другого определенные эмоции и чувства. Или, наоборот, стремится вызвать их у себя посредством общения с конкретным собеседником.
  • Установления отношений. Функция закрепления места личности в социальной среде.
  • Оказания влияния. Внесение изменений в поведение, состояние, личные взгляды и цели индивида.

Общение особенно важно для детей и подростков. Без контактов с внешним миром невозможно нормальное развитие личности. Можно выделить следующие особенности коммуникации молодых людей:

  • Общаются посредством обмена эмоциями и впечатлениями.
  • Активно используют невербальное общение: обнимаются, пожимают руки, трогают за плечо и т. д.
  • Ведут интимные разговоры, делятся самым сокровенным.
  • В общении используют слова, которые популярны только в их среде (жаргоны).
  • Опосредованные контакты в социальных сетях и мессенджерах занимают у них большую часть времени.
  • Не умеют контролировать свои порывы. На этой почве во время коммуникации в молодежной среде постоянно возникают споры.
  • Разбиваются на группы по интересам. В каждой группе есть авторитетный лидер.
  • Не идут на контакт с неприятными для них людьми.

Один и тот же человек использует разные виды общения в своей жизни. Это способствует нормальному функционированию психики человека и формированию полноценной личности. Классификация общения обширна, все основные его виды делятся на группы по определенным критериям:

  • по средствам выражения;
  • по целям;
  • по содержанию;
  • по участникам общения;
  • по средствам передачи информации;
  • по времени.

Характеристика различных видов:

Критерий Виды и характеристика
По средствам выражения
  • Вербальное. Осуществляется с помощью речи и доступно только человеку. Его не всегда достаточно для донесения информации до оппонента.
  • Невербальное. Происходит с привлечением взгляда, жестов, мимики, прикосновений. Они дополняют сказанное или выступают как самостоятельные элементы. Приемы невербального общения влияют на подсознание человека и позволяют воздействовать на его чувства
По целям
  • Биологическое. Это общение, необходимое для удовлетворения потребностей человека как биологической единицы. Оно связано с поддержанием, развитием и сохранением организма. Есть и у животных.
  • Социальное. Определение социального общения звучит как взаимодействие с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере
По характеру
  • Деловое (формальное, ролевое). Его цель – договориться о чем-то, прийти к какому-то соглашению. Такая коммуникация обусловлена ролью человека в социуме. Это взаимодействие уместно в рабочем коллективе. У деловой коммуникации обязательно есть предмет для обсуждения.
  • Неформальное. Обусловлено личными отношениямии происходит за границами деловых отношений. Партнеров для такого взаимодействия человек может выбирать самостоятельно. Это люди, с которыми ему приятно проводить время, они разделяют его интересы
По содержанию
  • Материальное. Взаимодействие с целью получения материальных ценностей, предметов, продуктов труда.
  • Когнитивное. Передача информации развивающего вида, которая помогает расширять кругозор и совершенствоваться.
  • Кондиционное. Воздействие субъектов на физическое или психологическое состояние друг друга для достижения определенного эффекта.
  • Деятельностное. Передача действий, операций, умений, навыков.
  • Мотивационное. Передача побуждений к активной деятельности
По участникам общения
  • Лично-групповое. Индивид контактирует с каждым участником группы. Примером можно назвать взаимодействие с рабочим коллективом.
  • Межличностное. Предполагает, что между двумя участниками происходит прямой контакт, поэтому такой вид еще называют прямым. Межличностное общение может быть опосредованным и непосредственным.
  • Межгрупповое. Контактируют две или более группы людей. Такая коммуникация носит мирный или конфликтный характер.
По средствам передачи информации
  • Опосредованное. Происходит с помощью технических средств, почты или третьих лиц. Такой коммуникации могут препятствовать помехи, она может длиться продолжительное время из-за проблем с доставкой информации. Сегодня опосредованное общение пользуется популярностью, особенно, в молодежной среде.
  • Непосредственное. Собеседники общаются, находясь рядом. Они получают друга от друга неискаженную информацию и хорошо понимают смысл сказанных слов.
По времени
  • Кратковременное. Ограничено по времени, осуществляется в пределах одной темы.
  • Длительное. Процесс, который предполагает не только решение стоящих задач, но и познание друг друга. Во время которого человек испытывает потребность в постоянных контактах. Может быть непрерывным и прерывистым, касаться одной или нескольких тем

Существует и множество других видов общения, которые определяются различными учеными на основании их собственных классификаций. Сложно перечислить их все. Выделяют три вида общения, которые не подходят ни под один критерий:

  • Воспитательное общение. Выражается в целенаправленном воздействии одного индивида на другого для достижения определенного результата.
  • Диагностическое общение. В результате такого взаимодействия у человека формируется мнение об оппоненте или он получает информацию о собеседнике (врач-пациент, таблица с вопросами при приеме на работу).
  • Интимно-личностное общение. Оно происходит только между родными и близкими людьми, которые доверяют друг другу.

Особняком среди всего многообразия видов общения стоит педагогическое взаимодействие. Именно оно оказывает существенное влияние на формирование личности.

Его можно определить как процесс, во время которого происходит взаимодействие педагога и учащихся, налаживание их устойчивой коммуникации.

На эффективность такого общения воздействует степень удовлетворенности потребностей учеников и преподавателя.

В основе этого педагогического общения лежит установление близких и доверительных отношений. Это возможно при совпадении интересов и целей.

Коммуникация должна носить дружелюбный характер, к личности учащегося необходимо уважительное отношение.

Только личная заинтересованность преподавателя в успехах своих воспитанников положительно скажется на установках, целях и взглядах молодого поколения.

К вопросу проблемы педагогического взаимодействия впервые обратились в период советской педагогики. Великие педагоги того времени сходятся в одном мнении – учитель должен быть не просто ученым человеком и владеть своим предметом, но и уметь находить подход к ученикам.

Источник: https://doctorfeel.net/human-psychology/other-people/vidy-obscheniya.html

Коммуникация – психология

Знакомство с таким психологическим феноменом, как общение, начнем со старинной притчи. Посреди пути лежал пес, мимо проходило множество людей, и каждый из них, проходя вел себя по-разному. Одни осторожно обходили стороной, чтобы не наступить на него, другие больно толкали, чтобы не мешал, еще одни охотно бросали камнями или громко на него кричали.

А неподалеку сидел старый нищий.Смотрел он на все это и спросил у пса: «Почему ты здесь лежишь?», На что тот ответил: «Я ищу себе хорошего хозяина».Если эту притчу перевести на язык современности, то можно сказать, что наша с вами жизнь — тот же путь, посреди которого мы.

На нем мы встречаемся с разными людьми, все они по-разному к нам относятся, они не всегда сдержанные, часто у нас с ними возникают ссоры или просто проявляется недовольство. Такое поведение людей имеет определенное основание, которое можно объяснить с психологической точки зрения, чем, собственно, и занимается предмет психологии общения.

Важно

Оно включает не только отношение человека к предметному миру, но и к другим людям, с которыми он вступает в прямые и косвенные контакты, то есть общение.

Психология — это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, которые рассматриваются под углом зрения взаимоотношений личности и общества.

Говоря о психологической специфике, следует иметь в виду, что процессы общения могут быть рассмотрены не только под психологическим, а под другим углом зрения — социологическим, лингвистическим и др..Общение по своему происхождению и содержанию — продукт отечественной науки. В англоязычной психологической литературе распространено понятие «коммуникация».

Семантически «общение» и «коммуникация» почти совпадают, потому означают «общность», «соединение», «сообщение».Дадим научное определение понятия коммуникации, которое зафиксировано в Лингвистическом энциклопедическом словаре: «Коммуникация — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

Итак, коммуникация является важным элементом деятельности человека.По концепции С.Л. Рубинштейна деятельность — это психологическое понятие, которое определяется активностью или процессуальность, а именно — специфической предметно и социально-детерминированной организацией, следует обозначать термином «деятельность».

Он приписывает не самым психическим процессам, а их внешним проявлениям, формам и непосредственный действий на внешний мир — пусть это мир вещей или людей не имеет значения.Анализируя работы Д.Н. Узнадзе, можно отметить, что для него понятие деятельности является обычная активность психики.Другой вопрос, что эта активность означает отношение субъекта к окружающей действительности.А.В.

Важной психологической особенностью деятельности является то, что она включается в психическую активность отдельной личности и социально детерминирована. А.А. Леонтьев отмечает, что деятельность человека всегда социальна, независимо от того, осуществляется она непосредственно в коллективной форме или в форме индивидуальной творческой активности.

В дальнейшем будем говорить о таком проявлении деятельности, как речевая деятельность, в основе которой лежит процесс общения.Речевая деятельность и вообще общение как деятельность, в частности, является таким же видом деятельности, как производительная и познавательная деятельность, она должна в психологическом отношении такую же принципиальную организацию.

Так же может рассматриваться как с точки зрения объективного результата и социальной организации.Речевая деятельность может трактоваться не только в плане психологии общения, но и как социальное взаимодействие.

Совет

Резюмируя вышесказанное, скажем, что речевая деятельность определяется как специализированное применение языка для общения (деятельность профессионального оратора, лектора, драматического актера, эстрадного певца и др.).

Речь, таким образом, является конкретное говорение, устное или письменное, а также восприятие (слушание или чтение).Что является мотивом и целью коммуникации? Принцип правильности и целесообразности определяет и наши речевые поступки. Собеседники, как правило, вступают в речевой контакт, чтобы сообщить и узнать, обсудить и договориться, предложить, побуждать к действию и др..

Даже случайный разговор в ожидании поезда вызвано мотивом (тревогой ожидания) и имеет цель (успокоить себя или собеседника).Целью коммуникации является достижение взаимопонимания или обеспечение взаимодействия.Выяснение позиции собеседника, достижения взаимопонимания, обеспечения взаимодействия является глубинной схеме стратегии общения.

Читайте также:  Эффективен ли анаприлин при панических атаках?

Известно, что коммуникация касается всех сфер сознательной деятельности человека. На это есть причины. Человек — социальное существо, которое может нормально жить и действовать только в окружении других людей, вместе с которыми индивид вступает в общественные структуры и выполняет общественные функции.

Вспомните Историю Робинзона Крузо: опинившися за социальные окруженную, он сконструировал Кузьмой условного спиврозмовника под видом дневника, с которым и обсуждал свои планы.Таким образом, коммуникация опирается на чрезвычайно важные цели — взаимопонимание и взаимодействие и мощный мотив — потребность в социализации.

Без коммуникации невозможно существование общества и, соответственно, жизни индивида. Если нет мотивов и целей, мы предпочитаем молчать, стараемся обийтись без коммуникации, если можем обийтися без чужой помощи.Итак, главная цель коммуникации — обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляется не только посредством языка.

С давних времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, некоторые из которых существует и поныне. Например, аборигены Африки используют язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и др..

«Язык цветов», шире на Востоке, также особой передачи информации, которую в некоторых случаях не разрешается передаваться словами (например, роза — символ любви, астр — сумму, незабудка — памяти и др..). Дорожные знаки, сигнали светофора, сигнализация флагами т.д. — все это средства передачи информации.

Большинство отечественных исследователей разграничивают Понятие «Общение» и «коммуникация», подчеркивающие, что, в отличие от коммуникации, в общении отражена вся сложность реального мира человеческих отношений с их цинностями и субьективними смислами.

Кроме того, если в понятие «Общение» ударение робиться на взаимном обмене информацией (диалогичность, взаимопонимание), то в понятии «коммуникация» подчеркивается передачи информации.

Общение — это универсальная потребность человеческого бытия, которая виникае и функционируют в различных формах человеческих видносин.

Обратите внимание

Общаясь между собой, люди пользуются предложениями. Итак, предложение — основная единица общения. Язык существует в виде различных актов речи, повторяющихся устно и зафиксированных с помощью письма. Количество речевых ситуаций бесконечна, потому что их содержанием является окружающий нас мир. Соответственно, бесконечная и количество наших сообщений.

Как же в таком случае овладеть языком?Известно, что, например, В. Шекспир, Толстой обходились в своих произведениях словарем, который составлял 20-25 тысяч слов. Дипломированный переводчик иностранного языка знает 4-6 тысяч слов. В рамках повседневного общения мы пользуемся примерно 2 тысячами слов.

Как же нам удается ограничить бесконечность мира?Дело в том, что огромное количество коммуникативных задач сводится к комбинации из ограниченного количества коммуникативных интенций, как арифметическая задача любой сложности состоит из последовательных действий сложения, вычитания, умножения, деления.

В наших речевых актах мы информируем, убеждаем, обращаемся с просьбой, соглашаемся, делимся мнениями и оценками. Но, несмотря на многообразие коммуникативных ситуаций, число «типовых» коммуникативных задач небольшой, а соответственно — небольшой и число их стандартных решений. Мы говорим только о том, что интересует нас самих и наших собеседников.

Безусловно, знания, особенно лексические, грамматические, фонетические, составляют основу, из которой развиваются навыки этой деятельности. Эти знания человек получает еще в школе.

Но главный недостаток учебного процесса в школе заключается в том, что ученики, изучая язык, не обладают ею, то есть не умеют применять имеющиеся знания в конкретной речевой ситуации.В наше время, когда гуманизация всех сфер жизни является ведущей тенденцией при решении любой проблемы, влиятельная сила языка должна активизироваться. Возникает большая потребность в использовании

языковых средств во время общения друг с другом и с другими людьми, т.е. возникает проблема владения коммуникативными навыками и речевыми умениями на достаточном уровне.

Во время общения необходимо учесть такой момент: речевые навыки по своей природе являются механическими, стереотипными.

Важно

Коммуникативные умения имеют творческий характер: условия общения никогда не повторяются полностью. Вспомните древнегреческого философа Гераклита: «Никто дважды не может войти в одну реку, через мгновение и он не тот, и река другая».

Итак, каждый раз в соответствии с ситуацией общения человек подбирает необходимые языковые средства и речевые навыки. Поэтому приемы и формы обучения коммуникативных умений должны отличаться от приемов обучения языковым навыкам.

Статья на тему: «Коммуникация и общение: цели, понятия.»

Источник:

Коммуникативная психология

Несмотря на то, что все больше людей вовлекается в виртуальное общение, ценность межличностных коммуникаций возрастает.

Высокоразвитая коммуникабельность помогает решить личностные проблемы, обеспечивает успешное обучение, карьерный рост.

В рыночных отношениях — это умение вести переговоры, заниматься рекламой, обучением (а для этого еще понадобятся знания о том, как развить память и внимание), успешно торговать, пользоваться опытом и достижениями окружающих.

Значение коммуникабельности

Развитые коммуникативные навыки плюс личный опыт и знания помогают справиться со многими проблемами, часто возникающими неожиданно и в необычных для нас ситуациях. Здесь важны не только врожденные способности к общению, но и наработанные в течение всей жизни навыки.

Более того, эти навыки можно и нужно специально тренировать, чтобы расширить коммуникативный опыт, более эффективно использовать уже имеющийся, в определенных ситуациях.

Имея в запасе, наработанные варианты и стереотипы общения, творчески используя их в различных условиях, можно чувствовать себя уверенно и спокойно (вам интересно также будет узнать о тренинге повышения уверенности в себе).

Развитие навыков общения

Психологи предлагают свою помощь в развитии коммуникативных навыков, организуя специальные групповые тренинги коммуникативной компетентности.

Тренеры на занятиях ставят обучающимся задачи, которые могут быть решены в результате переговоров, и предлагают условия, осложняющие общение. В игровой форме применяются, нарабатываются новые варианты и опыт коммуникативного общения.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/kommunikatsiya-psihologiya.html

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии



В статье рассматриваются такие понятия как «общение» и «коммуникация». Анализируются определения данных феноменов с точки зрения психологии. Сравниваются понятия «общение» и «коммуникация», выделяются и описываются основные признаки их разграничения.

Ключевые слова: коммуникация, общение, кодирование, декодирование, информационный обмен, психический контакт, коммуникационная модель

The article provides an overview and analysis of the definitions of such phenomena as “socialization” and “communication” from the point of view of psychology. It compares the concepts of “socialization” and “communication”, and analyses the main signs of the differentiation of these concepts.

Key words: communication, socialization, an encoding process, a decoding process, information exchange, emotional bond, the communication model.

В русском языке общение и коммуникация часто используются как синонимы, независимо от их различного происхождения. Однако, содержание понятий «общение» и «коммуникация» близки, но не тождественны.

Слово «Общение» является старославянизмом, вошедшим в древнейшую пору в состав русского литературного языка. Это слово в старославянском языке означало 1) сообщество, сношение, участие; 2) причастие — оно сохраняло и в языке древнерусской письменности до конца XVII — начала XVIII в. В «Словаре Академии Российской» слово «общение»признано «словенским».

Его употребление иллюстрируется только библейскими, церковнославянскими выражениями. Его значения определяются так: 1) Участие. 2) борьба за подаяние, снабдевание кого потребнымь. 3) Причащение, причастие. Очевидно, слово «общение»также не входило в общелитературный активный словарь XVIII в. и не было включено в лексическую норму русского литературного языка конца XVIII в.

Оно оставалось за пределами живых литературных стилей и в первой трети XIX в. Во всяком случае, словарь 1847 г. квалифицирует это слово, как «церковное», т. е. в общелитературном языке первой четверти XIX в. неупотребительное или не очень употребительное.

В слове «общение»отмечаются те же три церковнославянских значения, которые указаны в словарях Академии Российской: 1) Сообщество; 2) Подаяние. 3) Причащение. [1, с. 134]

Совет

Позднее в словаре Даля было указано новое общелитературное понимание слова «общение», отличное от его старинного церковного употребления: «действие по глаголу (общаться), сообщенье, сообщество, взаимное обращенье с кем» црк. «подаяние, милостыня». Святоеобщение, причащенье. [2, с. 654]

Что касается слова «коммуникация», в латинском языке имеется слово «communicare» означает не только «общаться», но и «делать нечто общим; делиться чем-либо; действовать заодно, сообща».

Как и русское слово «общение», communicatio имеет корень одинаковый с прилагательным «общий» (communis).

Подразумевается, что общение завязывается вокруг какого-либо общего предмета, который выступает в качестве субстанции процесса общения. [3, с. 2]

Существует три точки зрения о соотношении этих понятий. 1. Многие лингвисты настаивают, что они тождественны. 2. Психологи и культурологи утверждают, что общение шире социальной коммуникации.

Философ и психолог Б. Д. Парыгин выделил следующие параметры процесса общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального и невербального общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. [4, с. 140] Философ и культуролог М. С.

Каган в свою очередь считает, что «общение» имеет и практический, материальный, и духовный, информационный характер, тогда как «коммуникация» — это чисто информационный процесс, т. е. передача сообщеий. Подлинное общение — это именно субъект-субъектная связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела».

Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение диалогично. Подлинное общение — это Я+Ты=Мы; это явление обусловлено этимологией русского слова «общение», которая раскрывается через термин «ОБЩЪ» — вместе, совместно. [5, с. 144] 3.

Обратите внимание

Понятие «коммуникация» шире общения: оно включает в себя и технические аспекты, и обмен информацией в обществе в целом и в его подсистемах. [6, с. 24]

«Общение», в целом, является одним из основных психологических категорий с гораздо более богатым содержанием, и которое более полно раскрывает сложность человеческих отношений по сравнению с коммуникацией, которая отражает в первую очередь информационные процессы.

Общение и коммуникация являются объектами научного интереса уже в течение долгого времени — и за это время было предложено огромное количество дефиниций.

Так, например, основатель информационного подхода, Клод Элвуд Шеннон определил, что «коммуникация является передачей и приёмом информации».

Джессика Груган считает, что коммуникация является непрерывным процессом, в течение которого люди взаимодействуют друг с другом и устанавливают взаимоотношения.

Более полное определение было представлено Национальным совместным комитетом США в сфере коммуникационных потребностей для лиц с тяжелыми формами инвалидности «любой акт, при помощи которого индивид предоставляет или получает информацию о потребностях, желаниях, восприятиях, знаниях или аффективном состоянии другого индивида. Коммуникация может быть интенциональной или неинтенциональной, содержать конвенциональные и неконвенциональные сигналы, принимать лингвистические и нелингвистические формы». [7]

Р. Адлер и Н. Тоун описывают коммуникацию как «процесс, по меньшей мере, между двумя людьми, который начинается, когда один человек хочет общаться с другим. Коммуникация возникает в качестве мысленных образов внутри человека, который желает передать эти изображения другому человеку. Мысленные образы могут включать в себя идеи, мысли, фотографии и эмоции». [8, c.

79] Человек, который хочет общаться называется «отправителем». Для того чтобы передать изображение другому лицу, отправитель должен сначала перенести или перевести изображения в символы, которые получатели смогут понять. Зачастую символами являются слова, но также могут быть фотографии, звуки или информацию, которую можно считать (например, потрогать или почувствовать запах).

Только через символы ментальные образы отправителя могут иметь смысл для получателей. Процесс перевода изображений в символы называется кодированием. Цели кодирования — доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя.

Важно

Иными словами, получатель должен воспринять смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем.

После того, как сообщение было закодировано, следующим уровнем в процессе коммуникации является передача сообщения получателю.Когда сообщение уже получено другим лицом, происходит процесс декодирования.

Подобно тому, как отправитель должен кодировать свои сообщения в рамках подготовки к их передаче по коммуникационным каналам, получатели должны воспринимать и интерпретировать символы, а затем декодировать информацию обратно в образы, эмоции и мысли, которые имеют смысл для них.

Следовательно, декодирование — это обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю. В более широком плане это: а) процесс придания определенного смысла полученным сигналам; б) процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.

Если смысл сообщения будет адекватно расшифрован получателем, то его реакция будет именно такой, какую и стремился вызвать отправитель (источник) сообщения. Однако, то, как получатель расшифрует сообщение, в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей восприятия информации, присущих каждому человеку.

Янкулова-Цветкова Й. определяет «общение» как взаимодействие между людьми на разных уровнях, когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Следовательно, можно выделить три основных функции: познавательную, эмоциональную и коннотативную.

Познавательная функция связана с развитием когнитивно-интеллектуальной сферы личности, что предполагает передачу знаний и информации, а также передачу навыков и умений.

Эмоциональная функция имеет два аспекта: 1. эмоциональная глубина общения и 2. интенсивность эмоционального обмена, с одной стороны, и с другой стороны — возможность развития эмоционального восприятия, как своего собственного внутреннего мира, так и чужого.

Именно через общение, вступая в контакт с эмоциями окружающих нас людей, это вызывает эмоции в нас самих.

Совет

Коннотативная функция связана с волевой сферой личности, что предполагает совокупность волевых качеств, характеризующую личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. [9, c. 121]

Таким образом, «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий.

Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Тем не менее, без общения наша жизнь была бы немыслима — в онтогенезе это означает приобщение формирующегося человека к окружаемому его миру. Коммуникативные способности развиваются в общении, в освоении культуры человеческих отношений.

Конечными продуктами развития и саморазвития человека становятся передаваемые ему накопленные человечеством знания.

В этом процессе социализации индивида, в процессе социального бытия, врастания человека в культуру, освоения им законов, правил, норм общежития формируется сознание человека как система знаний, интегрирующая психические процессы и состояния свойства его личности, и развивается самосознание как системе интегрирующая свойства индивидуальности.

Литература:

  1. Замкова В. В. Славянизм как стилистическая категория в русском литературном языке XVIII века. Л. 1975. — 223 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31756/

Понятие, виды, структура и этика общения в психологии

Самым главным способом взаимодействия с другими людьми является общение. У данного процесса есть понятие и виды, формы и методы проявления, категории и типы. Все люди общаются.

Первое, с чего начинается взаимодействие, — это коммуникация. Нужно договориться, чтобы к чему-то прийти. Нужно поздороваться, чтобы заострить на себе внимание.

В психологии одну из главных ролей занимает общение, через которое человек выражает себя и понимает окружающих.

Обратите внимание

Общение не является чисто человеческим проявлением. Даже животные между собой общаются. Отличаются лишь языки и структура общения. У человека коммуникация является самой сложной и многоуровневой, в отличие от животной или природной.

С самого рождения человек уже вступает в коммуникацию. Он делает это через плач, крик, звуки.

Он пока не знает того языка, на котором общаются окружающие люди, поэтому уделяет этому процессу большое количество внимания. Он постепенно узнает язык, структуры, формы построения предложений и фраз.

Чтобы общаться, нужно обладать тем языком, на котором говорят окружающие. Тогда можно выразить свои мысли и понять идеи других людей.

Понятие общения детально рассмотрим в интернет-журнале psytheater.com, где будет представлено все многообразие данного явления.

Что такое общение?

Что такое общение? Это контакт двух и более лиц, которые используют определенные смысловые структуры для передачи информации друг другу. Люди используют язык, который выражает слова и устойчивые фразы для передачи главной мысли. Проблемы здесь возникают на различных уровнях:

  1. Человек вкладывает в слова другие значения, не те, которые подразумевал собеседник.
  2. Человек говорит на другом языке, вообще не понимая, что ему говорит собеседник.
  3. Человек не владеет пониманием тех слов, которые собеседник использует (например, использование профессионального сленга).
  4. Человек не обращает внимания на то, что говорит собеседник, заострив его на собственных мыслях.

Чтобы общение состоялось, должны присутствовать следующие 3 критерия:

  1. Должен быть собеседник, то есть второй человек, с которым и происходит общение.
  2. Должна быть общая тема для разговора.
  3. Должен использоваться один язык, который понимают оба субъекта. То же самое касается и фраз, терминов. Если кто-то не обладает специальной терминологией, то общение будет затрудненно непониманием второго собеседника, его переспросами.

Общение – один из видов взаимодействия между людьми, который сейчас является повсеместным. Все люди общаются и вступают в данный процесс по доброй воле. Порой данный вид взаимодействия является единственным между людьми.

перейти наверх

Понятие и виды общения

В психологии под общением подразумевается понятие, когда в коммуникационный процесс вступают два равноправных партнера, создающих психологическое взаимодействие между собой. Разделяют виды коммуникации, которые учитывают обстановку, в которой собеседники находятся:

  • Прямая и опосредованная.
  • Терапевтическая.
  • Групповая и межгрупповая.
  • Межличностная.
  • Массовая.
  • Криминогенная.
  • Интимная.
  • Доверительная.
  • Конфликтная.
  • Личная.
  • Деловая.
  • Ненасильственная.

В общении участвует как минимум два человека: коммуникатор (тот, кто передает информацию) и реципиент (тот, кто информацию воспринимает).

В процессе общения происходит выражение, передача, восприятие и понимание информации. Обычно коммуникация происходит между людьми, хотя общаются абсолютно все живые существа.

Просто именно люди делают данный акт осознанным, который включает вербальную и невербальную коммуникации.

Общение включает такие аспекты:

  • Суть – информация, которая транслируется. Может передавать эмоциональный настрой, информацию о внешней среде.
  • Задача – с какой целью человек вступает в процесс общения? Здесь могут удовлетворяться многочисленные потребности: социокультурные, эстетические, когнитивные, созидательные, нравственные и пр.
  • Средства – какими способами передается информация? Сюда входят язык, формы сообщения, использование специальных знаков и органов чувств, пр.

перейти наверх

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением понимается взаимодействие ученика и учителя, когда один индивид передает знания и развивает вторую личность путем учебно-воспитательного процесса.

Педагогический процесс не может происходить без общения. Данный вид деятельности является главным и основным.

Данное понятие подразумевает обоюдное целенаправленное взаимодействие на одну цель, когда происходит трансформация, информирование, совершенствование одного из собеседников.

Кроме информационной функции, выделяют такие направления педагогического общения:

  1. Контактная функция – когда люди вступают в контакт друг с другом ради трансляции и поддержания взаимодействия.
  2. Побудительная функция – когда один побуждает другого на совершение определенных действий, направленных на закрепление нового материала.
  3. Эмотивная функция – когда у ученика вызывают определенные эмоции, переживания, настроения, таким образом происходит своеобразный обмен состоянием.

перейти наверх

Этика общения

В неформальной обстановке люди просто общаются так, как им того хочется. В определенных кругах и заведениях принята этика общения, когда человек придерживается определенных правил и норм. Что такое этика общения?

  1. Общение – это взаимодействие людей на вербальном и невербальном уровнях.
  2. Этика – дисциплина, которая изучает мораль и нравственность.

Таким образом, этика общения – моральная, нравственно-этическая сторона общения, ее особенности и техники. Она включает искусство общения, когда применяются определенные техники в процессе коммуникации. Все это базируется на нравственно-ценностных и морально-этических потребностях.

В привычном понимании, этика общения – это свод правил, норм и техник, которые позволяют человеку в определенном кругу показать себя с лучшей стороны. Она носит характер должного.

Важно

Этика общения изучает формы коммуникации, чтобы выделять наиболее приемлемые и правильные. Здесь требуется обучение общению по определенным правилам ради сохранения моральности коммуникации и необходимости следования гуманистическим ценностям.

Этика общения направлена на обучение коммуникации: что нужно и чего не нужно делать? Проявляется она на словах и поступках между собеседниками. Здесь идет прививание каждому индивиду норм, культуры общения, рамок и норм поведения, которые одобряемые в обществе.

перейти наверх

Функции общения

Главная функция общения просматривается в необходимости человека, который коммуницирует, самосовершенствоваться, развиваться, познавать новое, образовываться, развивать положительные качества характера. Выделяют такие стержневые функции общения:

  • Эмотивная – вызов в другом человеке определенных эмоций и переживаний, а также трансформация собственных.
  • Координационная – обоюдная направленность, координированность и гармоничность действий в процессе взаимодействия.
  • Функция понимания – восприятие и понимание информации, которая проговаривается и передается.
  • Побудительная – побуждение собеседника на совершение определенных действий.
  • Функцию установления взаимоотношений – постижение и фиксация собственной позиции в той роли и статусе, который наблюдается в отношениях с другим человеком.
  • Функция оказания влияния – изменение настроения, убеждений, состояний и поступков собеседника.
  • Информационная – обмен сообщениями, знаниями, информацией, идеями и пр.
  • Контактная – установление между субъектами контакта ради обмена и получения информации. Данный процесс обоюдный.

перейти наверх

Культура общения

Под культурой общения понимается совмещение понятий:

  1. Общение – это коммуникативный акт между людьми.
  2. Культура – это воспитание и формирование личности.

В процессе общения человек выражает самого себя, проявляет свою воспитанность, а также познает другого собеседника, его личность и качества.

Под культурой общения понимается свод правил и норм, которые приняты в том или ином кругу. Здесь проявляется образованность и культурность, которые и выражаются через манеру общения. Культура общения присутствует в цивилизованных странах, где существуют определенные рамки, которых следует соблюдать каждому уважающему себя человеку.

Формирование культуры речи позволяет человеку сделать ее более привлекательной и располагающей. Это происходит путем использования различных инструментов. Их развитие происходит на уровне рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

Именно через культуру речи выявляется высокоразвитая личность. Менее развитый человек обладает скудностью словарного запаса и однообразием выражения своих мыслей. Высокоразвитый человек может по-разному выразить собственные мысли и является более гибким в отношениях с многочисленными людьми.

перейти наверх

Структура общения

В качестве структуры общения используется речевая (вербальная, словесная) и неречевая (невербальная) форматы. Если на уровне слов люди используют конкретные значения своей языковой культуры, то на уровне невербального общения используются жесты, мимика, позы и жестикуляция.

В цивилизованном мире для достижения общих целей нужно взаимодействие между людьми. Это достигается путем общения, которое помогает каждому отдельному индивиду понимать окружающих, вступать с ними во взаимоотношения, выражать собственные идеи и мысли. Общение наступает тогда, когда у людей возникают потребности, которые они не могут достичь без посторонней помощи.

Коммуникацию делят на 3 уровня:

  1. Внутриличностный – это общение индивида с самим собой. Возникает при построении планов, решении задач, планировании и пр.
  2. Межличностный – это общение между двумя индивидами ради построения определенных взаимоотношений.
  3. Общественный – это общение человека с большой группой лиц.

Выделяют 3 аспекта коммуникации между собеседниками:

  1. Коммуникативный – каким образом собеседники обмениваются информацией?
  2. Интерактивный – как партнеры взаимодействуют при выполнении одной задачи?
  3. Перцептивный – каким собеседник представляется с учетом его физиологических особенностей и психологического поведения?

перейти наверх

Итог

Цивилизованный мир контактирует на уровне общения. Каждый отдельный индивид должен познать все способы общения, чтобы иметь возможность успешно устанавливать контакты, передавать свою и воспринимать чужую информацию, а также влиять на эмоции и поведение собеседников. Итогом понимания сути и форм общения является успешное взаимодействие со всеми людьми.

Все люди контактируют с окружающими через общение. Этому с самого детства обучают. Этому посвящены многочисленные тренинги и семинары. В наше время человек должен уметь хорошо и успешно общаться с окружающими, чтобы чего-то достичь.

Источник: http://PsyTheater.com/ponyatie-i-vidy-obsheniya-v-psihologii.html

Коммуникация – Психологос

Коммуникацию чаще иллюстрируют черно-белыми картинками, поскольку эмоции и чувства для коммуникации мало характерны.

Коммуникация – передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе.

К коммуникациям относят деловую переписку, переговоры, межличностную, межгрупповую, публичную, массовую и политическую коммуникацию. В межличностной коммуникации всегда отличают вербальную и невербальную коммуникацию, подчеркивая важность последней.

Понятия “коммуникация” и “общение” в жизни часто употребляют как синонимы, но это не вполне справедливо, между ними есть существенная разница. Бытовое – чаще общение, профессиональное – чаще коммуникация.

Бесцельное и без правил – чаще общение, с осознанной целью и по скриптам (по заранее подготовленным текстовкам) – чаще коммуникация.

В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

Общение – легкое, неглубокое взаимодействие между людьми и в большей степени обмен эмоционально значимыми сообщениями и чувствами, в том числе чувствами важными и глубокими. Общение – чаще женское.

Коммуникация – взаимодействие собеседников, каждый из которых из имеет задачу влияния на другого и знает, у его партнера по коммуникации задача такая же. Эмоции и чувства для коммуникации не то что мало характерны, они скорее не запускают процесс, а являются служебным моментом коммуникации. Коммуникация – чаще мужское.

Совет

Коммуникатор выразит вам любые чувства, если сейчас они необходимы для решения ситуативной задачи, и не выразит вам чувств никаких, если это в ситуации неуместно.

Коммуникатор – человек со склонностью (задачей) влиять на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ.

Противоположный тип – простой человек, действующий без цели, по причине, по принципу «потому что».

Простой человек хорош в качестве друга и не уместен в деловой обстановке, где требуются выстроенные коммуникации.

Люди общаются, потому что им это нравится и хочется. Основная задача коммуникации – эффективность, эффективная передача нужной информации либо оказание необходимого воздействия.

Общение и коммуникации отличаются использованием манипуляций. В обычном общении манипуляции происходят стихийно, в большей степени от настроения и типа личности общающихся людей, и обычно ими мало осознаются – как и в принципе мало осознается все, что происходит в общении.

Говоря метафорически, манипуляций в общении столько же, сколько пыли в воздухе – всегда есть, но у дороги больше, в парке меньше.

Обратите внимание

Что касается коммуникации, то это взаимодействие, где количество и характер манипуляций строго регламентируется: в сотрудническом взаимодействии, при планировании совместных действий манипуляции исключены практически полностью, в переговорах с конкурентами – разрешены, в полемике – являются основным содержанием взаимодействия. Говоря метафорически, манипуляций в коммуникации столько же, сколько красящих и ароматических веществ в аптечной и парфюмерной продукции: все выверено до миллиграмма.

Когда разговаривают два человека, один из них может общаться, а другой вести коммуникацию. Когда общаются клиент и психолог во время консультации, клиент обычно общается. А что в это время делает психолог? Психолог в это время ведет профессиональное общение: общение, в котором есть осознанные цели и правила, но в котором, в отличие от коммуникации, особую важность имеют чувства и эмоции.

Теории и модели коммуникации

Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.

Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию.

Авторы выделили технические и семантические шумы — первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания.

При этом, коммуникация концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс.

Факторная модель коммуникации Г. Малецки является одним из многочисленных вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Вивера включила, помимо базовых элементов, ещё около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его субъектов.

В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки – навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах. Освоите главные навыки – будете общаться эффективно, не освоите – будете размышлять “почему у меня не строятся отношения”…

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kommunikaciya

Виды общения в психологии

Общение

Антуан де Сент-Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения…

37 300 12 октября 2015

Виды общения как тема привлекает к себе внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент – Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения.

Люди, постоянно соприкасаясь между собой, на самом деле редко затрагивают струны души.

Важно

В основном общение носит деловой или формальный характер, потому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, непонятыми.

Виды общения в психологии условно можно разделить на несколько связанных между собой групп. Эти группы отличаются по способу передачи информации и цели, с какой люди встречаются друг с другом. Выделяют виды общения по средствам, целям и содержанию взаимодействия.

Виды общения по средствам выражения

В зависимости от того, какие способы используются для передачи информации от одного лица к другому, выделяют вербальные и невербальные средства взаимодействия.

  • Вербальное общение. Характеризуется в первую очередь тем, что смысл, суть того, что говорится, передается непосредственно с помощью произнесенных голосом слов. При вербальном взаимодействии люди слышат слова и формулируют ответные фразы в зависимости от того, что сами воспринимают на слух. Другие виды общения не столь прямые, чем этот.
  • Невербальное общение. Отличительной особенностью является сильное влияние вспомогательных факторов, таких как: жесты, мимика, прикосновение к собеседнику во время разговора. Иногда с помощью этих средств можно сказать значительно больше, чем словами. Человек воспринимает во время беседы не столько слова, сколько то, с какой интонацией они были произнесены. Мы подсознательно улавливаем и взгляд собеседника, и то, как быстро или медленно он проговаривает слова, как смотрит на нас: доброжелательно или не очень. Все виды общения, в том числе невербальное, служат тому, чтобы сформировать чувство доверительной близости и понимания между людьми.

Виды общения по целям

Всякое взаимодействие между участниками определенной группы осуществляется с какой – то целью. Никто не станет этого делать впустую, не имея четко сформулированной задачи. Виды общения по целям осознанного контакта делятся на  биологические и социальные.

  • Биологическое общение затрагивает природу самой личности субъекта. Известно, что каждый человек – это индивидуальность. У него имеются свои привычки, взгляды на мир, убеждения и верования. Личность может осознанно выйти на контакт вследствие осознания необходимости узнать для себя что – то новое, потребности быть услышанным, понятым, имея мотив поделиться собственными впечатлениями по поводу какой – то ситуации.
  • Социальное общение относится к общественным контактам. Такое взаимодействие всегда направлено на то, чтобы получить определенный результат в социальной среде: договориться о чем – то, выполнить необходимое поручение, достичь понимания для осуществления какой – то важной цели.

Виды общения по содержанию

Человек старается наполнить смыслом все, что его окружает, к чему он прилагает свои усилия. Виды общения по содержанию обладают отличительной особенностью: они отражают главную суть, зачем люди встречаются, какую именно информацию хотят друг другу передать. Здесь принято выделять несколько тенденций.

  • Когнитивное взаимодействие направлено на получение необходимой информации для собственного развития и самосовершенствования. Обычно человек, стремящийся к данному виду общения, имеет цель расширить свои представления о мире, изучить что – то новое, получить определенную профессию или повысить уровень своего образования.
  • Материальное общение имеет целью получить в результате какие – то ценные блага или денежные средства. Такое общение часто используется в бизнесе, где партнеры желают заключить взаимовыгодную сделку.
  • Мотивационное общение относится к числу побудительных действий. Иными словами, необходимость в чем – либо формирует у личности потребность в контакте с другими людьми. Скажем, если человек хочет получить скидку на товар, необходимо найти продавца, у которого выставлена меньшая цена за продукт.
  • Деятельностное общение затрагивает сферу личности конкретного индивида. Как и все виды общения в психологии оно служит определенной идее и имеет свою цель. Чаще всего подобное взаимодействие касается расширения границ собственной сущности или раскрытия индивидуального потенциала для последующего успеха и продвижения в деятельности.

Таким образом, виды общения в психологии обнаруживают сильную связь  друг с другом. Человек – существо сугубо социальное и многогранное. Люди не смогли бы достичь высоких успехов в делах, творчестве, на личном плане, если бы действовали в одиночку, не взаимодействуя с окружающими.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-otnoshenij/obshhenie/vidy-obshheniya-v-psihologii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector