Этапы развития мотивационной сферы личности

Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности, ее формирование. – Ответы к экзамену по дисциплине «Общая психология»

Основные этапы развития мотивационной сферы человека.

В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А. Н. Леонтьевым. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма — механизм превращения цели в мотив).

Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.<\p>

Центральный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей.

Обратите внимание

Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может превратиться в насущную потребность. Например, часто родители, для того чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей.

Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей. При этом самым существенным является то, что расширение количества потребностей, т. е. расширение перечня того, в чем нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе его контакта с окружающей средой.

<\p>

Характерной чертой первых интересов ребенка является их крайняя неустойчивость и прикованность к наличному восприятию. Ребенок интересуется тем, что он воспринимает в данный момент. Он сердится и плачет, если что-либо заинтересовавшее его исчезло из поля зрения.

Успокоить ребенка в этих случаях не представляет большого труда, — достаточно привлечь его внимание к чему-либо другому, как интерес к тому, что воспринималось им до этого, гаснет и заменяется новым.

По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше и больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает.

Уже на первом году жизни ребенок обнаруживает, например, склонность многократно бросать на пол вещи, находящиеся у него в руке, — бросив взятую вещь, он требует, чтобы ее подняли и дали ему, но затем вновь бросает ее, снова требует ее возвращения к себе, снова бросает и т. д.

Овладевая более сложными действиями, он также проявляет интерес к многократному их выполнению и может, например, подолгу вкладывать одну вещь в другую и вновь вынимать ее.<\p>

С развитием речи и общения с окружающими, а также с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяются его познавательные интересы.

Важно

Ярким выражением их являются самые разнообразные вопросы, задаваемые детьми взрослым, начиная с вопроса: «Что это такое?» и кончая вопросами, относящимися к объяснению того, что воспринимается ребенком: «Почему у коровы рога?», «Почему луна не падает на землю?», «Почему трава зеленая?», «Куда девается молоко, когда мы его пьем?», «Откуда ветер прилетает?», «Почему птицы поют?» — все эти вопросы, и многие им подобные, живо интересуют ребенка, и в возрасте трех-пяти лет он настолько «засыпает» ими взрослого, что весь этот период его жизни справедливо называют периодом вопросов.<\p>

Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста характеризуются возникновением интереса к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства. Игра является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности. Вместе с тем игра — это деятельность, наиболее привлекающая к себе ребенка, наиболее захватывающая его. Она стоит в центре его интересов, сама интересует его и, в свою очередь, отражает все другие интересы ребенка. Все, что интересует детей в окружающем их мире, в развертывающейся вокруг них жизни, обычно находит то или иное отражение в их играх.<\p>

Следует отметить, что познавательные интересы дошкольников, направленные на познание реальной действительности, весьма широки. Ребенок-дошкольник подолгу наблюдает за тем, что привлекло его внимание из окружающего мира, много расспрашивает о том, что замечает вокруг себя. Однако, так же как и в более раннем возрасте, его интересует все яркое, красочное, звучное. Особенно живой интерес вызывает у него все динамичное, движущееся, действующее, обнаруживающее заметные, ясно выраженные и в особенности неожиданные изменения. С большим интересом следит он за изменениями в природе, охотно наблюдает за ростом растений в «живом уголке», за переменами, связанными со сменой времен года, с переменой погоды. Немалый интерес вызывают у него животные, особенно те из них, с которыми он может играть (котята, щенки) или за поведением которых он может наблюдать в течение длительного времени (рыбы в аквариуме, цыплята, суетящиеся возле наседки, и т. д.).<\p>

С течением времени интерес к школе все более и более дифференцируется. Первоначально выделяются, как более интересные, отдельные учебные предметы. Так, одних школьников больше привлекает чтение или письмо, других — математика и т. д. Наряду с учебными интересами в этом возрасте возникают и некоторые новые, внешкольные интересы. Например, овладение грамотой создает предпосылки для возникновения интереса к внеклассному чтению, поэтому впервые появляются читательские интересы ребенка. В младшем школьном возрасте значителен интерес к «бытовой» литературе, к рассказам из жизни детей. Сказки все более и более теряют свою прелесть для ребенка. Часто школьник младших классов уже отказывается от них, подчеркивая, что он желает читать о том, что было «на самом деле». К концу этого периода все больше выдвигается на передний план литература о путешествиях и приключениях, которая в подростковом возрасте вызывает к себе наибольший интерес, в особенности у мальчиков.<\p>

В ходе взросления интерес к играм подвергается значительным изменениям. В жизни школьника игра не занимает уже ведущего места, она уступает учению, которое становится на продолжительный срок ведущей деятельностью ребенка.<\p>

Но интерес к игре все же остается, в особенности это характерно для младшего школьного возраста. При этом содержание игр существенно изменяется. «Ролевые игры» дошкольника отходят на задний план и вовсе исчезают. Больше всего школьника привлекают, с одной стороны, так называемые «настольные», а с другой — подвижные игры, в которые с течением времени все больше и больше включается момент соревнования и зарождающийся, особенно у мальчиков, интерес к спортивным играм. Как на характерный для конца младшего школьного возраста интерес, который остается и в последующие годы, можно указать на коллекционирование некоторых предметов, в частности почтовых марок.<\p>

В подростковом возрасте происходят дальнейшие изменения в интересах школьников. Значительно расширяются и углубляются прежде всего интересы социально-политического плана. Ребенок начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересов подростка. Круг того, что интересует подростка и что он хочет узнать, становится все шире и шире. Причем часто познавательные интересы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность.

Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов, и прежде всего познавательных. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.

<\p>

Совет

В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. С возрастом у человека также наблюдается появление новых интересов.

Однако этот процесс в значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, а также с теми увлечениями, которые по той или иной причине не были реализованы в юношеском возрасте.

<\p>

Особо следует подчеркнуть, что формирование и развитие интересов и мотивов поведения ребенка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов.

Спонтанное развитие интересов ребенка в большинстве случаев обусловливает возможность появления у него негативных и даже пагубных интересов и привычек, например интереса к алкоголю или наркотикам. Вполне обоснованно возникает вопрос о том, как избежать формирования этих негативных интересов у ребенка. Конечно, единого «рецепта», как этого избежать, нет.

В каждом конкретном случае следует искать уникальный вариант. Тем не менее прослеживается одна общая закономерность, позволяющая говорить об обоснованности сложившихся в отечественной психологии теоретических взглядов на проблему развития мотивационной сферы человека.

Эта закономерность заключается в том, что мотивы и интересы не возникают ниоткуда или из ничего. Вероятность возникновения интересов или мотивов поступков ребенка определяется той деятельностью, в которую он вовлечен, а также теми обязанностями, которые на него возложены дома или в школе.<\p>

Следует обратить внимание еще на один момент в проблеме формирования и развития мотивационной сферы. Цели, к которым стремится человек, со временем могут стать его мотивами. А став мотивами, они, в свою очередь, могут трансформироваться в личностные характеристики и свойства.

Источник: https://students-library.com/library/read/61624-osnovnye-etapy-razvitia-motivacionnoj-sfery-celoveka-motivacionnaa-sfera-licnosti-ee-formirovanie

Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности, ее формирование | Учеба-Легко.РФ – крупнейший портал по учебе

А.Н.Леонтьев. Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Потребность (с общебиологической точки зрения) представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. В принципе эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание.

Одной из характеристик потребности является ее предметность. Потребность в чем-то и это что-то и есть ее предмет.

Обратите внимание

Еще одна характеристика потребностей – их специфическая динамика: способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь.

Динамика потребностей отражается на поведенческом уровне. При отсутствии предмета потребности во внешнем поле – активизируется поисковое поведение. У животных поисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот или иной наличный предмет (это выражается в гиперкинезе).

Потребность, которая еще не обнаружила своего предмета (этот предмет еще отсутствует или не выделен во внешнем поле) – активизирует поведение направленное на опредмечивание этой потребности. Существует несколько этапов: возникновение нужды; обнаружение нужды (актуализация потребности), поисковое поведение.

Следующий этап: узнавание объекта потребности. Субъект должен как бы идентифицировать данный объект относительно актуализированной потребности (т.е. открыть, может ли данный объект удовлетворить данную потребность).

Если этот вопрос получил положительный ответ, то срабатывает механизм закрепления данного объекта за данной потребностью.

Существует несколько механизмов непосредственного опредмечивания потребностей.

На стадии инстинктивного поведения: проявляется механизм запечатления

Импринтинг. Особенность: признаки объекта, удовлетворяющего какой-то потребности заложены генетически. На основе, запечатления этого объекта происходит так же быстро и легко, мгновенно, необратимо, при этом существует сензитивный период. Ключевые признаки размыты.

Обуславливание – формирование мотивационного отношения к новому раздражителя (при этом содержание этого отношения не совпадает с мотивационным значением безусловного раздражителя).

Обуславливание обеспечивается специальными процессами эмоциональной природы (переключение эмоций с безусловного раздражителя на условный). Отмечается свойство генерализации – когда схожесть с обусловленным фактором, другого фактора, тоже вызывает реакцию.

В отличии от механизмов инстинктивного опредмечивания обуславливание подвергается угашению при отсутствии подкрепления.

Все вышеприведенные механизмы проявляются у человека. Импринтинг наблюдается при влюбленности, при контакте матери и ребенка, половое запечатление.

Важно

Очень большое значение имеет механизм обуславливания при развитии мотивационной сферы человека (отмечается роль процессов познания, которые влияют как на скорость обуславливания, так и в принципе на результат (будет или не будет происходить обуславливание).

Читайте также:  Кто он - человек, которому нравится боль: садист или мазохист?

Так же при формировании мотивационной сферы человека пользуются механизмом мотивационного опосредования (когда на основе мотивационно значимых элементов пытаются сформировать мотивационное отношение к другим элементам).

Отличие в том, что в первом случае мотивацию формируют реально воспринимаемые события жизни, в другом – ожидания, обещания, прадвосхищения, угрозы.

Опредмечивание потребностей:

Бывают состояния, когда есть потребность, но нет предмета. Состояние нахождения предмета потребности – опредмечивание. Любая потребность проходит 2 стадии: до и после своего опредмечивания.

До после
Общая ненаправленная потребность – это не деятельность Широкий спектр возможных благ (при наличии ключевых раздражителей) – импринтинг Наличие фрустрации (потребность неудовлетворена) Направленная активность – это деятельность Резкое сужение возможных благ Аффективное закрепление данного предмета (бурные положительные эмоции)

Мотив – это (определение не вполне соответствует Леонтьеву) аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность.

Проблема возникновения новых мотивов.

Источник новых потребностей не только в субъекте, но и внутри самой деятельности. Новые потребности возникают в процессе самой деятельности. Источник этот находится на уровне действий.

Механизм образования новых мотивов:

Сдвиг мотива на цель. Цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом.

Изменения структуры мотивационной сферы, которые происходят при развитии личности:

1-е рождение, феномен горькой конфеты, соподчинение мотивов.

2-е рождение, осознание мотивов, возникновение самосознания.

Мотивация бессознательна, нужен специальный анализ. Мотивационная сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной сферы, которая сложилась стихийно.

Осознание – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы.

Деятельность направлена на внешний мир, только тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.

Смена ведущих деятельностей в ходе развития личности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее.

Ведущая деятельность:

  • Деятельность, в которой формируются главные новообразования;
  • Формируются и закладываются основы будущей личности;
  • Закладываются основы следующей ведущей деятельности.
  • Эльконин. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания, распадаются на два вида:
  • Формирующие и развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок – общественный предмет);

Способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественный взрослый»).

Источник: http://uclg.ru/education/psihologiya/lecture_lec_osnovnyie_etapyi_razvitiya_motivatsionnoy_sferyi_cheloveka__motivatsionnaya_sfera_lichnosti__ee_formirovanie.html

Сравнительный анализ мотивационной сферы людей, находящихся на разных этапах развития карьеры

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ

Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая,10/2, Москва, Россия, 117198

Проблема мотивов и мотивации поведения в деятельности человека — одна из основных в психологии. Путь к достижению эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации.

Используя знания о том, что движет человеком, побуждает его к активной деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему форм и методов управления им.

Совет

Для этого важно понимать, как возникают или вызываются те или иные мотивы на разных этапах развития карьеры; как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие; как осуществляется мотивирование людей.

В работе эмпирически исследованы особенности проявления мотивационной сферы людей не только на этапе исследования, когда происходит выбор профессии и профессиональное самоопределение (от 15 до 24 лет), но и на более поздних этапах профессионального пути человека: этапе упрочения карьеры (от 25 до 44 лет) и этапе сохранения достигнутого в карьере (от 45 до 64 лет).

Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера, профессиональная деятельность, карьера, студент, теория Д. Сьюпера.

Одним из важнейших видов деятельности человека является его профессиональная деятельность, которая занимает значительную часть его жизни. Особый смысл и значение в трудовой деятельности приобретают профессиональные мотивы, их структура и динамика.

В настоящее время во многих российских компаниях занимаются разработкой и внедрением различных систем мотивирования персонала.

Сложность проблемы состоит в том, что не совсем понятно, как стимулировать людей к активизации их профессиональной деятельности [1—4].

До настоящего времени динамика мотивационной сферы личности хорошо исследована учеными до подросткового возраста включительно. В последующие возрастные периоды жизни человека мотивационная сфера также продолжает развиваться, но исследователи уделяют дальнейшему ее развитию значительно меньше внимания.

На данном этапе психологическая наука все больше обращается к проблеме социального развития взрослых людей.

Обратите внимание

Поскольку профессиональное развитие личности является одним из наиболее важных аспектов социального развития взрослого человека, очень важно изучить своеобразие мотива-ционной сферы людей, находящихся на разных этапах развития карьеры.

В психологии накоплены многочисленные данные о том, какие изменения и на каком возрастном этапе претерпевает мотивационная сфера личности. Однако теории трудовой мотивации по-прежнему рассматривают мотивацию сотрудника организации вне его возрастного этапа и этапа профессионализации.

Поскольку профессионализация является частью процесса социализации, профессиональное становление человека нельзя отделить от его жизненного пути в целом.

Имеющиеся в психологии различные варианты периодизации профессионального роста неразрывно связывают профессиональный путь человека и его основные этапы с возрастным развитием и общим становлением личности.

Профессиональный цикл рассматривается при этом как последовательность периодов или этапов в жизни человека, включающих в себя знакомство с миром профессий, профессиональный выбор, профессиональное образование, начало самостоятельной работы, накопление опыта, рост профессионального мастерства, завершение трудовой деятельности.

Изучая процесс становления специалиста, разные авторы выделяют различные этапы профессионализации.

Теория Д. Сьюпера занимает наиболее заметное место среди зарубежных периодизаций профессионального развития, в которой описан процесс формирования профессиональной Я-концепции и профессиональный путь разделен на пять этапов. В своем эмпирическом исследовании мы будем придерживаться именно этой периодизации, так как она считается наиболее популярной.

Этап роста (от рождения до 14 лет) — период проигрывания различных социальных ролей (в том числе и профессиональных), период проб себя в разных видах деятельности, прояснения своих предпочтений, формирования интересов, способных повлиять на дальнейший профессиональный выбор. Я-концепция развивается через идентичность со значимым взрослым.

Важно

Этап исследования (от 15 до 24 лет) — происходят попытки разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, ценностях, способностях и возможностях. В результате такого самоопределения происходит выбор профессии и начинается ее освоение.

Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет) — человек стремится занять прочное положение в выбранной деятельности, обеспечить в найденном профессиональном поле устойчивую личную позицию.

В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими, результативными и динамичными в приобретении профессионального мастерства и социального статуса.

Вероятность смены профессии значительно уменьшается к концу этого этапа.

Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет) — здесь наблюдается тенденция сохранить достигнутое карьерное положение. Профессиональное развитие осуществляется в одном направлении без выхода за рамки найденного профессионального поля.

Этап спада (после 65 лет) — характерной чертой этого этапа является спад физических и умственных возможностей, что приводит либо к частичному сокращению профессиональной нагрузки, либо к прекращению трудовой деятельности. Здесь возможны возникновение потребности передавать свой опыт и смена профессиональных ролей (наставник, эксперт) [2].

В данной работе эмпирически исследованы особенности проявления мотива-ционной сферы людей не только на этапе исследования, когда происходит выбор профессии и профессиональное самоопределение (от 15 до 24 лет), но и на более

поздних этапах профессионального пути человека: этапе упрочения карьеры (от 25 до 44 лет) и этапе сохранения достигнутого в карьере (от 45 до 64 лет).

В исследовании приняли участие 75 человек (от 18 до 64 лет), проживающие в Москве и Московской области, из них 53 — женского пола, 22 — мужского пола.

Совет

Испытуемые были разбиты на три группы в зависимости от этапа профессионализации, на котором они находятся: 1-я группа — студенты (18—24 года; стаж работы 0,5—5 лет), 2-я группа — работающие люди, находящиеся на этапе упрочения карьеры (25—44 года; стаж работы 4—12 лет), 3-я группа — люди, находящиеся на этапе сохранения достигнутого в карьере (45—64 года; стаж работы 21—37 лет). Исследование было проведено с менеджерами разных направлений и представителями складского комплекса, все они являются работниками крупной торговой фирмы, имеющей большой складской комплекс.

Для изучения мотивационной сферы испытуемых были использованы три методики:

— методика «Измерение мотивации достижения» (модификация теста-опросника А. Мехрабиана, предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым);

— методика «Измерение мотивации аффилиации» (модификация теста-опросника А. Мехрабиана, предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым);

— методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной.

Мотивационная сфера трех исследуемых групп отражена в таблице. Мы видим, что между 1-й, 2-й и 3-й группами существуют значимые различия в мотивационной сфере по отдельным изучаемым параметрам.

Таблица

Статистическая оценка различий в параметрах мотивационной сферы между изучаемыми группами ((-критерий Стьюдента)

Показатели методик Среднее значение Группы 1-2 Группы 2-3 Группы 1-3

1 гр. (15—24) п = 25 2 гр. (25—44) п = 25 3 гр. (45—64) п = 25 t Р t Р t Р

Мотивация достижения 135,84 135,72 126,88 0,03 0,98 1,74 0,09 1,76 0,05

Стремление к принятию 124,36 119 113,84 1,20 0,24 1,12 0,27 2,84 0,01

Страх отвержения 113,2 113,12 123,96 0,02 0,99 -1,95 0,05 -1,79 0,05

Ориентация:

на процесс 5,6 6,8 7 -2,78 0,01 -0,48 0,63 -3,18 0,00

результат 5,76 6,88 6,92 -3,12 0,00 -0,11 0,91 -2,66 0,01

альтруизм 4,88 5,28 6,16 -0,87 0,39 -1,67 0,10 -2,26 0,03

эгоизм 4,32 3,84 3,96 0,93 0,36 -0,25 0,80 0,71 0,48

труд 3,76 4,36 5,92 -1,31 0,20 -3,36 0,00 -4,99 0,00

свобода 6,56 6,08 5,8 1,01 0,32 0,69 0,49 1,63 0,11

власть 3,64 2,52 4,24 2,37 0,02 -5,23 0,00 -1,37 0,18

деньги 3,48 2,4 3,96 2,99 0,00 -4,15 0,00 -1,06 0,29

Примечание. Значимые различия выделены полужирным шрифтом.

Обсудим интерпретацию полученных различий мотиваций и ориентаций между изучаемыми группами людей.

В 1-й группе мотив достижения (р = 0,05) и стремления к принятию (СП) (р = 0,01) выше, чем в 3-й группе.

Результат объясняется тем, что студентам (18— 24 года) свойственен максимализм, они строят планы, ставят перед собой жжиз-ненно важные цели, хотят и стремятся многого достичь в жизни и быть принятыми в коллективе, в референтной группе, дома и на работе.

У испытуемых на этапе сохранения достигнутого (45—64 года) мотив достижения и стремления к принятию несколько ниже, так как их физическая активность немного снижена.

Они уже достигли определенных результатов в карьере и в жизни, были приняты в определенных кругах общества и у них происходит смена мотивов: стремление к высоким достижениям, обеспечивающим стабильность и надежность в третьем десятилетии, сменяется потребностью действовать без промедления и тут же получать результат.

Обратите внимание

Страх отвержения (СО) доминирует у представителей 3-й группы по сравнению с 1-й и 2-й (р = 0,05).

Люди, находящиеся на этапе сохранения достигнутого в карьере (45—64 года), боятся потерять рабочее место, оказаться невостребованными в профессиональной сфере, так как приближаются к пенсионному возрасту и стараются всеми силами укрепить и сохранить рабочее место, утвердить свою значимость и незаменимость.

А испытуемые, входящие в 1-ю и 2-ю группу, находятся в периоде расцвета карьеры, когда молодые люди строят планы на будущее. В настоящее время наблюдается востребованность молодых специалистов в различных профессиональных сферах деятельности, и поэтому у них много возможностей для реализации себя, и своего потенциала и нет оснований для опасения быть отвергнутыми социумом.

Представители 2-й (25—44 года) и 3-й (45—64 года) групп в большей степени ориентированы на процесс и результат, чем студенты, входящие в 1-ю группу (18—24 года) (р = 0,01).

Люди, находящиеся на этапе упрочения карьеры и сохранения достигнутого в карьере, в большей степени испытывают интерес к делу, получают удовлетворение от самого процесса работы и, конечно, от результата проделанной работы, так как на этом этапе профессионализации главным мотивом рабочей активности является получение морального удовлетворения от осуществляемой работы. Целью студентов в первую очередь является достижение признания и уважения со стороны коллег и окружающих, т.е. обретение определенного социального статуса или власти, стремление получать достаточно высокую заработную плату для полной независимости от родителей и близких им людей.

Испытуемые, входящие в 3-ю группу (45—64 года), больше ориентированы на альтруизм, чем представители 1-й группы (18—24 года) (р = 0,03).

Читайте также:  Виды и признаки комплексов, и как избавиться от них

Для людей, находящихся на этапе сохранения достигнутого в карьере, наиболее ценной общественной мотивацией, свойственной именно зрелому человеку, является альтруизм; люди на этом этапе профессионализации часто действуют в ущерб своим интересам и потребностям во имя общего дела, что не свойственно студентам, которыми зачастую движет максимализм и эгоцентрические потребности, стремление удовлетворить прежде всего свои собственные нужды, чем общественные потребности.

Также представители 3-й группы (45—64 года) больше ориентированы на труд, чем люди, входящие в 1-ю и 2-ю группу (р = 0,00).

Важно

Это объясняется тем, что люди, находящиеся на этапе сохранения достигнутого в карьере, реализуя себя в труде, общественной деятельности, тем самым ограждают себя от возможной стагнации (застоя и упущенных возможностей) в профессиональной сфере, а студентам и людям, находящимся на этапе упрочения карьеры, свойственна смена интересов, потребностей и ценностей, которые приводят к периодической смене рабочего места и переквалификации, т.е. происходит осознание правильности или ошибочности выбранного ими профессионального пути. Удовлетворение они получают не столько от самого процесса труда, сколько от осознания того, что выбранная им сфера деятельности соответствует их способностям, возможностям и предпочтениям.

Студенты и испытуемые, находящиеся на этапе сохранения достигнутого в карьере (45—64 года), больше мотивированы на власть и деньги, чем люди, находящиеся на этапе упрочения карьеры (р = 0,02; 0,00).

Студенты стремятся за счет рабочей деятельности заслужить признание и уважение окружающих, которое обеспечит им определенную власть, почет, материальное вознаграждение за определенные заслуги и независимость от родителей и близких, открывают возможности для дальнейшего карьерного роста.

Для людей, находящихся на этапе сохранения достигнутого в карьере, обретение определенной власти и материальных средств необходимо для самоутверждения, для подготовки к спокойной и обеспеченной жизни как своей, так и следующего поколения.

Таким образом, исследование позволило сформулировать следующие выводы:

— имеются значимые различия в мотивационной сфере между изучаемыми группами, находящимися на разных этапах развития карьеры;

— у студентов мотив достижения выражен сильнее всего, в последующие периоды он постепенно теряет свою актуальность. Стремление к принятию у студентов также выше, чем у людей, находящихся на этапе сохранения достигнутого в карьере (45—64 года);

— работники, находящиеся на этапе упрочения (25—44 года) и сохранения достигнутого в карьере (45—64 года), больше ориентированы на процесс и результат деятельности, чем студенты;

— работники, находящиеся на этапе сохранения достигнутого в карьере (45— 64 года), больше ориентированы на альтруизм и труд, чем студенты и люди, находящиеся на этапе упрочения карьеры (25—44 года);

— студенты и испытуемые, находящиеся на этапе сохранения достигнутого в карьере (45—64 года), больше мотивированы на власть и деньги, чем люди, находящиеся на этапе упрочения карьеры (25—44 года).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бабаев Т.М., Каргина Н.В. Мотивация персонала как фактор успешности профессиональной деятельности // Российский научный журнал. 2012. № 4 (29). С. 149—157.

[2] Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. 511 с.

[3] Кужненкова А.С., Новикова И.А. Соотношение показателей профессиональной эффективности и психологических характеристик работников банковской сферы // Акмеология. 2014. № 8 3—4. С. 97—98.

[4] Михайлова О.Б. Личностные и гендерные особенности ценностно-мотивационной структуры инновационности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2014. № 3. С. 53—60.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MOTIVATIONAL SPHERE IN PEOPLE AT DIFFERENT STAGES OF CAREER DEVELOPMENT

T.M. Babaev, N.V. Kargina

Department of Psychology and Pedagogy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str, 10/2, Moscow, Russia, 117198

The problem of motives and motivation of human behavior in their activities is one of the major issues in psychology. The main way to achieve an effective professional activity of a person is to understand his or her motivation.

By using the knowledge about what motivates people, encourages them to act, what motives prompt their actions, you can develop an effective system of forms and methods to manage them.

Совет

It is important to understand: how the motives arise or if they are caused by various reasons at different stages of career development; how and in what ways can motives be put in action; how to motivate people.

In the present work there were empirically investigated the characteristics of demonstration of the human motivational sphere, not only at the research stage, when it comes to the choice of profession and self-determination (from 15 to 24 years), but also at the later stages of a person's career: a consolidation phase of career (25 to 44 years) and a stage of the career saving (45 to 64 years).

Key words: motivation, motivational sphere, professional activities, career, student, D. Super's theory.

REFERENCES

[1] Babaev T.M., Kargina N. V Motivatcija personala kak faktor uspeshnosti professionalnoj dejatelnosti [Staff motivation as factor of successful professional activity]. Rossijskij nauchnyj zhurnal [Russian Scientific Journal]/ 2012, no 4 (29), pp. 149—157.

[2] Bodrov VA. Psikhologija professionalnoj prigodnosti [Psychology of professional suitability]. Moscow, 2001. 511 p.

[3] Kuzhnenkova A.S., Novikova I.A. Sootnoshenie pokazatelej professionalnoj effektivnosti i psikhologicheskih harakteristik rabotnikov bankovskoj sfery [Relations between professional effectiveness and personal characteristics in bank employees]. Akmeologija [Acmeology]. 2014, no S 3—4, pp. 97—98.

[4] Mikhailova O.B. Lichnostnye i gendernye osobennosti cennostno-motivacionnoj struktury innovacionnosti [Personal and gender features of value-motivational structure of innovativeness]. Vestnik RUDN. Serija: Psikhologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy]. 2014, no 3, pp. 53—60.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-motivatsionnoy-sfery-lyudey-nahodyaschihsya-na-raznyh-etapah-razvitiya-kariery

4. Закономерности развития мотивационной сферы личности

Основные закономерности развития мотивационной сферы человека состоят в следующем:

1. Взаимосвязь и взаимодействие различных компонентов мотивационной сферы. Все составляющие мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядочены и взаимосвязаны. Эта взаимосвязь проявляется, например, в соподчинении (иерархии) различных мотивационных компонентов.

Так, на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов происходит, во-первых, значительное обогащение мотивационной сферы, что выражается в появлении новых, различных по характеру мотивов, во-вторых, переструктурирование мотивационной сферы детей, что проявляется в формировании ведущих мотивов, которые и определяют поведение ребенка, его направленность. Происходит смена относительной выраженности различных мотивов, их иерархизация, соподчинение мотивов и непосредственных побуждений. Таким образом, мотивационная сфера в этот возрастной период не просто усложняется (появляются новые мотивы), а возникают доминирующие мотивы, которые могут подчинять себе все иные побуждения.

2. Деятелъностный характер формирования мотивации. Мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности.

Например, человек может при выполнении какой-либо деятельности побуждаться социальными мотивами («пишу доклад, потому что поручили и не хочется никого подводить»).

В процессе выполнения деятельности (в ходе подготовки доклада) может возникнуть интерес к ее содержанию (самому материалу), появляется другой мотив — познавательный. В этом случае речь идет о механизме «сдвига мотива на цель» (Ф. Олпорт, А.Н. Леонтьев), т.е.

мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в ее процессе. Деятельностный характер формирования мотивации — одно из условий, способствующих рождению новых мотивов.

3. Тенденция переключения мотивации на успешные виды деятельности. Суть данной закономерности заключается в том, что человек часто неосознанно и неуклонно предпочитает заниматься тем, что у него лучше получается.

Обратите внимание

4. Смысловая интеграция как способ разрешения мотивационных конфликтов. Поведение человека носит полимотивированный характер. В силу этого часто возникает борьба мотивов. Способом разрешения мотивационных конфликтов является так называемая смысловая интеграция.

Когда сталкиваются два мотива — сильный, но узкоситуативный и относительно слабый в данный момент, но согласующийся с общими интересами и личности, и общественными нормами, то конфликт между ними разрешается путем сравнения смысла, значения тех последствий, к которым приведет следование тому или иному. Чаще всего побеждает второй мотив.

5. Развитие динамики мотивов. Различают развитие мотивов как таковых и возрастные особенности развития мотивов. С возрастом мотивы меняются, преобразуются, изменяются. В процессе жизни у человека постепенно формируются и становятся устойчивыми определенные мотивы его поведения и деятельности.

Устойчиво доминирующие мотивы поведения приобретают для человека ведущее значение и тем самым подчиняют себе все иные его мотивы. Развитие мотивов как таковых заключается в усилении или ослаблении существующих; в появлении новых и устранении существующих; в появлении синтетических мотивов.

6. Развитие систем внешней и внутренней мотивации.<\p>

Внутренняя мотивация — это та, которая лежит внутри деятельности, непосредственно связана с ее содержанием. Она имеет место, когда деятельность выполняется ради самой себя, ради удовлетворения от ее процесса, а не от ее результата.

Побудительная сила к такой деятельности и называется внутренней мотивацией.

<\p>

Существует пять основных свойств внутренней мотивации: стремление к новизне, стремление к двигательной активности, стремление к умелому и эффективному освоению мира (это постулируется как потребность, от удовлетворения которой человек получает удовольствие). Эти стремления лежат в основе мотивации обучения.

Четвертым свойством является стремление к самодетерминации: человек стремится быть причиной своего поведения, стремится быть самостоятельным. Пятое свойство — стремление к самоактуализации, к самоосуществлению: стремление осуществить то, что ты способен осуществить.

Внешняя мотивация — это та, которая лежит вне деятельности. Например, «учусь для того, чтобы получать пятерки» — это внешняя мотивация. «Учусь, так как нравится учиться» — пример внутренней мотивации.

Интенсивность мотивации и эффективность деятельности.<\p>

Закон Йеркса — Додсона о наличии оптимума мотивации

Важно

Как соотносятся сила мотива и результат деятельности при его реализации? Всегда ли мы лучше осуществляем деятельность, которая определяется наиболее интенсивным мотивом? Зависит ли это соотношение от сложности самой деятельности? Первые попытки найти ответ на эти вопросы были предприняты в начале XX в. Р.

Йерксом и Дж. Додсоном (R. Yerkes, J. Dodson, 1908). Авторы провели серию экспериментов, которые дали сопоставимые результаты, когда испытуемыми являлись крысы, цыплята, кошки и люди. Испытуемые выполняли задание на различение двух яркостей. Варьировался уровень сложности задачи и степень мотивации.

Степень мотивации определялась через силу наказания ударом электрического тока при неправильном ответе. На основании полученных данных (рис.

) был сформулирован закон «оптимума мотивации», который связывает силу мотива достижения результата, сложность поставленной задачи и эффективность выполнения деятельности.

Данный закон формулируется так: для достижения оптимальной скорости обучения с увеличением трудности задачи интенсивность поощрения или наказания должна уменьшаться. Другими словами, если деятельность является относительно простой, лучше всего она будет выполняться при высоком уровне мотивации, а если сложной — при умеренной.

Если субъект не мотивирован вовсе — не развернется и деятельность. А если имеет место гипермотивация, сложная деятельность распадается, ее качество снижается. Схожие данные были получены и в более поздних исследованиях, проведенных исключительно на людях. Например, в эксперименте Дж. Патрика (1934) испытуемого помещали в кабину с четырьмя дверьми, из которых лишь одна была выходом.

Читайте также:  Синдром жертвы или "стокгольмский синдром" в психологии

Логического решения задачи не существовало, так как место искомой двери постоянно менялось, однако испытуемый мог выработать более или менее рациональную стратегию ее обнаружения.

Патрик установил, что при усилении мотивации испытуемого немедленно покинуть кабину (на его голову сверху начинали сыпаться гвозди или через пол пропускали слабый, но неприятный разряд электрического тока), решения становились менее рациональными, стереотипными и малоэффективными.

Очевидно, что в описанном типе исследований экспериментаторы манипулировали внешней мотивацией испытуемых (удары током не относились к сути дела, например определению яркости пятен или поиску нужной двери). Учет внутренней мотивации субъекта приведет, безусловно, к значительному усложнению картины.

Совет

В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации. В связи с таким положением В К. Вилюнас (1990) высказывает сомнение в целесообразности обсуждения вопроса, что такое «мотив». Вместо этого он предлагает сосредоточить внимание на более отчетливом обозначении и описании отдельные феноменов, принимаемых в качестве побудителей активности. Другой подход предлагает В, А.

Иванников (1985): нужно сузить содержание понятия «мотив» до какой-то одной реальности, а для обозначения других ввести новые понятия.

Термин «мотив», по его мнению, нужно закрепить за устойчивыми образованиями мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей, а для обозначения конкретного ситуативного образования, непосредственно инициирующего деятельность, использовать термин «побуждение».

В ряде работ «мотив» рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа (1994) пишет, что «мотив» — это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко говорит X. Хекхаузен (1986): это лишь «конструкт мышления», г. е, теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен.

Он пишет, что в действительности никаких «мотивов» не существует, они не наблюдаемы непосредственно и поэтому не могут быть представлены как факты действительности.

Они лишь условные, облегчающие понимание вспомогательные конструкты нашего мышления, вставляемые в схему объяснения действия между наблюдаемыми исходными обстоятельствами и последующими актами поведения.

Неудивительно, что в его двухтомной монографии за «мотив» принимаются либо потребность (потребность во властвовании, называемая им «мотивом власти»: потребность в достижение — «мотив достижения»), либо личностные диспозиции (тревожность и другие), либо внешние и внутренние причины того или иного поведения (оказание помощи, проявление агрессии).

Не лучше обстоит дело и с другими понятиями, используемыми в мотивационных теориях, в частности — с понятием побуждение. Так, В. А. Иванников считает, что это понятие вводится как объяснительный конструкт, как нечто, что является необходимым и достаточным условием для начала и поддержания поведения, для достижения намеченной цели.

Обратите внимание

Скептически относится к этому понятию и Р. Хайнд (1963). Он, в частности, пишет, что введение переменной «побуждение» уменьшает количество рассматриваемых связей между внешней и внутренней ситуацией и реакцией на них.

Но если нас интересует степень независимости рассматриваемых параметров друг от друга, то это понятие может ввести в заблуждение и превращается в помеху. Отчасти можно согласиться с этими авторами, так как многие психологические понятия суть конструкты мышления, домыслы ученых.

Но это не означает, что данное психологическое явление или образование не существует к действительности. Обозначение каких-то психологических явлений и феноменов — не плод воображения психологов, а результат анализа фактов.<\p>

Если же следовать за X.

Хекхаузеном и некоторыми другими психологами, то надо признать, что нет и таких психологических феноменов, как воля, состояние, внимание, мышление и т. д., поскольку их тоже в руки не возьмешь и на приборах прямо не зафиксируешь.

Из понимания этого факта следует лишь то, что любое теоретическое построение (касающееся и психической деятельности, предстающей перед исследователем как «черный ящик») должно опираться на факты, логически увязанные друг с другом, а не быть плодом фантазии и волюнтаризма: как хочу, так и называю, куда хочу, туда и отношу. Например, в учебниках по психологии «мотиву» отводится различное место в структуре психологических знаний: то в разделе «Направленность личности», то а разделе «Воля», то и разделе «Деятельность».

Противоречия существуют и по такому вопросу, к чему относятся мотивы и мотивация — к действию, к деятельности? А. Н. Леонтьев в 1956 году писал, что мотив побуждает отдельное, частное действие.

Однако в более поздних работах он утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива. Если принять это как частный случай осуществления действий, то правомерность утверждения А. Н.

Леонтьева становится очевидной — каждое действие в составе деятельности не имеет собственного мотива, но это не значит, что эти действия не мотивированны. Просто для деятельности и действий имеется общий мотив.

Важно

Однако цели деятельности и каждого действия в ее составе не совпадают, хотя и те и другие обусловлены смыслом деятельности как своеобразным стержнем осуществляемой программы.

В то же время действия могут выступать в качестве поступков. Но может ли быть немотивированным сознательно совершаемый поступок? Ответ очевиден. Поэтому самостоятельные действия должны иметь мотив.

Само действие может выступать и в качестве деятельности, если ее содержанием является только это действие. Впрочем, рассматривая подобные случаи, А. Н. Леонтьев (1972) пишет, что когда одни и те же действия становятся деятельностью, то она приобретает самостоятельный мотив.

Подобные случаи он обозначает как «сдвиг мотива на цель». Согласно же представлениям Р. А. Пилояна (1984), мотив, наоборот, относится только к действиям, а деятельность он рассматривает в контексте понятия «мотивация». В этом он солидарен с М. Ш.

Магомед-Эминовым (1987), который связывает мотивацию не только с подготовкой деятельности, но и с ее осуществлением.

Таким образом, проблема мотивации и мотивов остается остродискуссионной и, к сожалению, трудноизучаемой экспериментально.

Многие зарубежные теории мотивации построены на основании экспериментов с животными, поэтому в ряде случаев прямая экстраполяция на человека невозможна.

Кроме того, возникает вопрос: можно ли вообще эти теории рассматривать как истинно мотивационные? Не являются ли они биологическими теориями детерминации поведении?

В то же время, как отмечает П. М.

Совет

Якобсон (1969), растущий интерес к психологии личности (а мотивационная сфера, без сомнения, является ее ядром), к сложным динамическим переменам в ее деятельности и поступках делает изучение мотивации поведения человека насущной задачей психологической науки.<\p>

Очевидно, что требуются критическое рассмотрение существующих точек зрения на проблему и поиск нового подхода к ее решению.

Три направления исследования мотивации в психологии.

Истоки основных направлений исследования мотивации в зарубежной психологии в целом берут начало в теории эволюции Ч. Дарвина.

Эта теория нанесла существенный удар по существовавшим представлениям об источниках человеческой активности, выводимых главным образом из его сознания и разума.

Причем приписывание человеку разумности, рациональности, свободы воли еще более усиливалось за счет признания машинообразности, инстинктивности поведения животных. Эти идеи брали свое начало еще у Платона в принципе гедонизма при объяснении человеческого поведения.

Этот подход нашел довольно яркое подтверждение в сформулированной И. Бентамом теории утилитаризма, утверждавшей стремление к максимизации пользы главным двигателем человеческих поступков. Это учение имело отзвук и в экономических теориях того времени.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/18216

Мотивационная сфера человека и ее развитие в онтогенезе. Мотивы учения, их виды и динамика развития

Мотив – это побуждения к деят-ти, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: мотивов, потребностей и целей, поведенческих паттернов, интересов.

Мотивы могут быть Осознанные – это цели, к которым человек стремится и Неосознаваемые– это реальные движущие силы поведения человека.

Развитие мотивационной сферы в онтогенезе. Мотивы–новообразования дошкольного периода: Начинают совершаться осознанные поступки. В младшем школьном возрасте мотивы делятся на знаемые и понимаемые.

В подростковом возрасте возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутр-м миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив.

Группы мотивов: 1) соц-е, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с др. людьми. 2) познавательные, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

Индивидуально-типологические особенности человека (темперамент, характер, способности), их характеристика (определение, свойства, виды, типы). Влияние индивидуально-типологических особенностей человека на особенности выполнения различных видов деятельности (игровой, педагогической, спортивной и пр.)

темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

Обратите внимание

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Им были выделены4 типы темпераментов:

СангвиникСильный уравновешенный подвижный тип .Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.<\p>

ХолерикСильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения. Несдержан, нетерпелив, вспыльчив.

<\p>

ФлегматикСильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, интраверт.<\p>

МеланхоликСлабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов.

Повышенная чувствительность, легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.<\p>

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.

Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

Задатки — это природная предпосылка, лежащая в основе развития способностей.

В психологии существует два подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности.

Деятельностный подход Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность.

Знаниевый подход Его главное отличие от предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков.

Иерархия способностей

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. Высокая степень одаренности называется талантом

Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

Соотношение понятий: изменение, развитие, созревание, формирование, становление. Виды развития человека: физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное. Основные закономерности и линии психического развития.

Изменение это постепенный или ступенчатый процесс перехода на новый уровень

Развитие– это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных изменений. Любое развитие подразумевает изменения.

Созревание– это процесс, течение которого зависит от унаследованных способностей индивидуума.

Формирование-процесс целенаправленного и организованного овладения чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.

Становлениеличности – это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, результат развития.

Физи́ческое разви́тие — процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.

Физиологическое развитие- процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза(индивидуального развития).

Психическое развитие – процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Духовное развитие– это духовный рост, прогресс, полное преображение человека, которое проявляется в целостности, самореализации, самосовершенствовании и самопознании. перерождение души и духа.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/3066.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector