Как можно развить воображение и фантазию: методы и приемы

5 методов: как развить фантазию и воображение

Творческие способности и воображение – это качества, которыми из всех обитателей земли обладает только человек.

Умение создавать что-то новое сейчас ценится особенно высоко, а для некоторых видов деятельности является обязательным требованием.

Как развить фантазию и воображение, если для определенных целей имеющийся у вас начальный запас явно недостаточен? Рассмотрим несколько способов.

Активируйте работу правого полушария

Как известно, левое полушарие отвечает за процессы анализа и логического мышления. Функцией правого является образное восприятие, а также процессы, что связанные с воображением и творческими занятиями.

Поэтому, чтобы дать толчок работе «творческого» полушария, необходимо предоставить ему поле деятельности. Самый простой способ – использовать в повседневной жизни левую руку, или даже начать научиться ею писать.

Так как правое полушарие, в основном, оперирует образами, полезным будут занятия геометрией или 3-D моделированием.

Попробуйте поиграть с близким человеком в следующую игру

Один человек начинает рассказывать историю, и говорит несколько предложений. Затем историю продолжаете вы, и так далее. Это упражнение очень хорошо помогает расшевелить воображение и настраивает на творческий лад.

Разгадывайте друдлы

Друдлами называют изображения, которые могут быть объяснены по-разному. Это упражнения на развитие воображения, которые доступны каждому – не нужно быть гением, чтобы дать определение простой каракуле. Но друдлы действительно дают простор воображению. Особую пользу они принесут, если после первой пришедшей на ум идеи поломать голову над другими возможными объяснениями картинки.

Вносите в жизнь как можно больше разнообразия

Отсутствие новых идей часто свидетельствует об эмоциональном застое, монотонности повседневной жизни. Поэтому постарайтесь противопоставить своему рутинному графику как можно большее количество интересных вещей.  Это могут быть путешествия, просмотр фильмов, чтение книг.

Самое главное – нужно вытолкнуть себя из привычной колеи. Состояние рутины особенно известно людям творческих профессий – дизайнерам, музыкантам, художникам.

Обратите внимание

Когда им необходимо выполнить творческую работу, но вдохновение никак не приходит, они делают «ход конем» — переключают свое внимание на что-то новое, что даст им новую порцию впечатлений.

Последуйте их способу и вы, так как интересная жизнь – это та самая основа, на которой можно развить фантазию и воображение.

Найдите для себя хобби

Это должно быть то занятие, которое позволит вам каждый день тренировать свою «творческую мышцу». Иногда люди думают, что увлечение должно быть только таким, которое в будущем поможет им стать известными или обеспеченными. Зачастую этому подходу способствуют социальные сети. Ровесники или сотоварищи начинают с какого-либо хобби, а затем открывают собственное дело.

При этом они не забывают демонстрировать в социальных сетях фотоотчет о каждом своем достижении. Тогда человек начинает считать, что хобби – это непременно занятие, которое должно приносить ему деньги. Откровенно говоря, насмотревшись на рекламу спортивной школы, открытой бывшим одноклассником, не всегда можно получить вдохновение.

Поэтому попробуйте отпустить себя и найти занятие именно для души. Пусть это будет написание стихов, лоскутное шитье, или же выращивание дома экзотических цветов. Это хобби должно приносить вам радость, так как развить воображение невозможно путем насилия над собой или желания заработать.

Хорошо развитое воображение поможет достичь успеха в карьере, учебе и частной жизни. Пользоваться всеми его преимуществами могут не только прирожденные креативщики. Даже обладая скромной фантазией, можно улучшить навыки творческого мышления и усилить воображение.

Источник: https://PsyHacker.com/5-metodov-kak-razvit-fantaziyu-i-voobrazhenie/

Развитие воображения – основа воспитания творческой личности

Каждый любящий родитель видит в своем ребенке маленького творца, гения, хочет, чтобы он стал успешным в профессии и жизни. Мамы и папы многое для этого делают: посещают с детьми различные кружки, учат музыке, рисованию, хореографии.

Это очень хорошо, так как доказано, гений – это 1% таланта и 99 % творческого труда. Для того чтобы стать успешным, нужно потрудиться над полноценным развитием всех качеств личности.

Важно

А творческому человеку необходимо еще наличие творческого мышления и воображения – способности конструировать образы несуществующих объектов, создавать новые на основе уже имеющихся образов посредством их необычных сочетаний.

Рассмотрим как осуществить полноценное развитие воображения в дошкольном возрасте и вырастить личность способную реализовать свои фантазии во взрослой жизни на благо человечества.

Воображение в развитии личности

Роль воображения в развитии личности давно уже раскрыта учеными разных областей науки. Психологи, например, доказывают, что оно помогает человеку проявлять творческие способности, управлять не только реальными, но и вымышленными событиями, видеть их перспективу, находить оригинальные решения многих проблем.

А свойства воображения (типизация, аналогия, акцентирование, агглютинация) показывают, что у каждого человека свои собственные ресурсы фантазии и творческого воображения. Они дают возможность адекватно построить свое поведение, внутренний мир, наметить жизненные цели.

И чем богаче будет воображение, тем плодотворнее будет деятельность человека.

Фантазия и воображение сыграли большую роль в прогрессе человечества, без них не было бы изобретено множества полезных вещей, которые прочно вошли в нашу жизнь, не создавались бы замечательные фантастические произведения, ведь весь культурный мир является плодом творческого воображения. Вот поэтому психологи обращают внимание родителей на то, что любая культурная деятельность обязательно опирается на воображаемое. Если родители хотят вырастить творчески развитую личность, они должны задуматься над тем, как развить воображение у ребенка?

Как появляются первые попытки детей придумывать и фантазировать?

Любой детский специалист скажет, что для появления и развития воображения детей нужен хотя бы небольшой жизненный опыт. Именно он является необходимым материалом для создания новых образов или творческого преобразования уже имеющихся.

Поэтому появление первых попыток воображения и фантазии психологи приписывают раннему детству, когда малыш находится в возрасте примерно двух лет. В этом периоде формируется начальный опыт взаимодействия с окружающим миром, попыток его преобразования.

Чтобы понять, как у ребёнка появляется стремление к созданию нового, необходимо знать особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

Сигналом развития воображения у детей дошкольного возраста служит появление у них умения замещать реальные предметы воображаемыми образами. Особенно ярко это проявляется в игре, например, девочка, играя с куклой, кормит ее листочками – едой, палочкой – ложкой. Мальчик возит кубик и фырчит, как автомобиль. Это и есть первое проявление воображения.

Затем развитие фантазии продолжается, в старшем дошкольном возрасте ребенок может не только замещать, но и придумывать образы. Возможно, это будет домысливание счастливого конца у сказки или фантазия на тему игры: «А давай, я буду тигром, а ты будешь меня ловить…», «А давай, как будто мы летим на звездолете…».

При этом у ребятишек довольно легко возникают новые яркие образы. Однако такой факт не должен расслаблять родителей, которые будут думать, что с воображением у ребёнка все в порядке.

Совет

Пока эти фантазии больше показывают слабость воображения, так как малыши часто смешивают придуманное с действительным и не умеют вовремя разделить их, что может привести к нежелательным последствиям.

Например, дошкольник вообразил, что он умеет водить машину, как папа, и убежденно всем об этом рассказывает, или уверяет в том, что ночью бегает по крышам. Окружающие начинают насмехаться над ним или уличать во лжи. Поэтому в семье важно при помощи специальных приемов способствовать адекватному развитию воображения и фантазии у детей дошкольного возраста.

Шагаем по ступенькам воображения

К сведению родителей! Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития воображения у дошкольников. Постарайтесь не пропустить этот важный момент в жизни ребенка.

Чтобы правильно развивать воображение у детей, способствовать положительному фантазированию, важно знать, что их формирование идет поэтапно. Каждый возрастной период имеет индивидуальные особенности воображения и его развитие требует особых подходов. Вот как «шагает» по возрастным ступенькам развитие воображения в дошкольном возрасте:

  • Совсем маленьких деток (примерно от двух до четырех лет) во время фантазийных действий характеризует отступление от реальности, так как они еще плохо знакомы с законами окружающего мира, не научились критически относиться к воображаемому действию, плохо сопоставляют его с реальным. Образы воображения неустойчивы, мало осознанны, что ярко проявляется в игре: вот только что стул был автомобилем, а теперь стал самолетом. Младшие дошколята пока не умеют планировать свою деятельность, поэтому воображение носит кратковременный характер, чаще даже хаотичный. Например, малыш, начиная рисовать домик, тут же переходит к другой задумке: это уже не домик, а машина или заборчик.
  • Воображение в среднем дошкольном возрасте выделяется тем, что ребенок берет на себя определенную роль и долго может не выходить из нее. Хотя в какие-то моменты может отвлечься от задуманного. Пока требуется опора на наглядность, чтобы на ее основе задумать новый образ: медицинский набор натолкнет на мысль поиграть в «доктора», кубики – построить сказочный дом. У детей на основе быстрого накопления опыта возрастают творческие проявления не только в игре, но и в лепке, рисовании, речи.
  • Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста будет отличаться от предыдущих возрастных периодов самым главным – оно становится целенаправленным. Ребенок начинает ставить цель и следует ей при создании новых образов, ищет способы ее осуществления. Например, обсуждая со сверстниками сюжет игры «Магазин», старшие дошкольники обо всем договариваются. Важно все: где они будут играть (на прогулке); что потребуется для игры (игрушки и предметы – заместители), кто будет исполнять роли, что для замещения реальных предметов нужно подобрать (камешки, травинки, песок, листики). Или дети начинают играть в «Больницу» с определения места, где будет принимать доктор, кто придет лечиться, если не хватает какого-то оборудования, тут же придумывается предмет замещения, даже не похожий на больничный инструмент (палочка, кубик, карандаш). Характерно то, что игра может длиться до нескольких дней, дети по ходу придумывают новые действия и образы.
  • К началу школьного этапа жизненный опыт у детей возрастает, знания об окружающем мире увеличиваются и, соответственно, воображение становится более обогащенным. Ребятишки могут уже сами придумывать сценарии игр, творческих постановок по мотивам произведений, выполнять творческие работы по лепке, рисованию, аппликации, сочинять стихи и песенки, что способствует дальнейшему формированию творческого мышления и воображения

На что обратить внимание! Фантазии детей необходимо поощрять, обогащать подсказками, примерами из литературы, фильмов, рассматриванием картинок, направляя их в нужное русло, так как они являются основой развития творческого мышления ребятишек.

Виды воображения

Чтобы правильно организовать работу по развитию воображения у ребенка, родителям также надо иметь представление о видах воображения. В психологии выделено два главных вида, которые зависят от способа формирования новых образов.

  • Воссоздающий – основной вид воображения, присущий практически всем детям. При нем новый образ составляется на основе имеющихся знаний, например, ребенок внимательно прослушал сказку, рассмотрел картинки, услышал интересную историю, самостоятельно прочитал книгу – придуманный образ в виде дополнительного героя, новой концовки, добавления деталей – готов!
  • Для второго вида – творческого – характерны детские фантазии, когда дошкольник может уже не опираться на наглядность, а придумывать образы мысленно. Этот вид – наиболее важный, так как он является основой для творческого мышления. В отличие от воссоздающего творческое воображение необходимо целенаправленно развивать при помощи специальных приёмов.
Читайте также:  Как отпустить человека, которого любишь, но он не любит тебя?

Какими приёмами можно развивать воображение у детей?

Совет родителям! В дошкольном возрасте ведущими видами деятельности являются игровая и творческая. Именно они способствуют воспитанию всех личностных качеств детей, полноценному формированию их психических свойств, раскрытию творческого потенциала. В домашнем воспитании игра и творчество – самые доступные способы развития воображения у дошкольников.

Игра – эффективное средство для фантазии

В психологии отмечается роль игры в формировании воображения как исключительно важного средства, дающего мощный толчок к проявлению фантазии (т. е. импровизации) у детей. Однако выбор игровых способов будет зависеть от возраста ребенка; от того, каковы индивидуальные особенности воображения у каждого дошколенка.

Виды игр, способствующих развитию фантазии и воображения

Сюжетные игры. Малыши, фантазируя в игре, используют предметы-заместители и придуманные ситуации. Им будут интересны игры, которые приближены к реальности и понятны сюжетом: «Семья», «Больница», «Магазин».

На развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста хорошо воздействуют игры, где по сюжету используются более сложные образы и ситуации: «Зоопарк», «Ферма», «Путешествие», «Снимаем кино», «Корабль».

Главное в них – расширение знаний об окружающем (животных, профессиях, транспорте и т. д.), обучение игровым действиям.

Игры – драматизации (театрализованные). Придумыванию разнообразных творческих действий хорошо помогают театрализации сказок, стихов, песенок, потешек, мультфильмов.

В семье очень полезен будет прием разыгрывания сказки или мультфильма, когда ребенок примеряет на себя роль любимого героя: зайчика из «Заюшкиной избушки», «Принцессы на горошине», «Кота в сапогах», «Красной Шапочки».

В таких играх надо предоставить ребенку возможность комбинировать события, придумывать новые варианты, добавлять реплики героям, разнообразить личные впечатления о содержании. Поэтому образы воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи таких игр становятся более оригинальными.

Развивающие (дидактические) игры. Не смотря на то, что такие игры проходят по определенным правилам и не предполагают отход от сюжета, тем не менее, многие из них можно с успехом использовать для совершенствования процессов воображения:

  • «Если бы… (собаки не умели лаять; солнышко перестало обогревать землю; люди ходили на руках и т. д.)»;
  • «Скажи наоборот (веселый – грустный, низкий – высокий, огонь – вода)»;
  • «Сказка – чепуха (по произведению К. Чуковского «Путаница»)»;
  • «Добрый и злой волшебник (нарисуй доброго волшебника, придумай его добрые волшебные дела; представь себе злого мага, чем он отличается от доброго?)».

Творческая деятельность как основа творческого мышления

Особенного внимания заслуживает творческая деятельность детей: конструирование, лепка, рисование, аппликация, – любимый вид дошколят, так как этими действиями они могут полностью выразить задуманное, им легче удержать в памяти какие-либо детали нового образа.

Родителям просто необходимо воспользоваться стремлением ребенка к созданию творческих работ, чтобы дать простор его фантазии, передать своему чаду необходимые умения и навыки. Дошколята редко творят молча, обычно они сопровождают свои действия рассказом, дополняя рисунок или постройку «словесными деталями».

Обратите внимание

Это дает возможность для развития критического отношения к воображаемому образу. Взрослый учит ребенка соотносить придуманное и реальное: «Ты можешь нарисовать волшебную летающую кошку, но в жизни кошки не летают».

К началу школьного обучения развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста достигает наивысшего результата именно в творческой деятельности.

Повседневные приемы развития воображения у дошкольников

Как можно еще развивать воображение и фантазию у дошкольников? Помимо классических, родители с успехом могут использовать разнообразные частные методы развития воображения, используя «мир вокруг нас».

Наблюдения за окружающей жизнью

Очень хорошо развивают фантазию и воображение у детей дошкольного возраста наблюдения за окружающим миром и природой. Родители могут использовать любую, самую повседневную, ситуацию для тренировки творческого мышления.

Например, увидев на улице сверстников своего ребенка, предложить ему вообразить, куда они идут, чем занимаются.

Или полюбовавшись необычной архитектурой здания, пофантазировать: сколько лет дому, кто его мог построить, какие люди живут в нем, что было в нем раньше?

Прогулки

Благодатно способствуют развитию творческого воображения прогулки в природу (на даче, в лесу, парке). Во время прогулки побуждать ребенка замечать необычное, обсуждать происходящее вокруг.

Например, рассмотреть облака на небе и придумать небольшую сказку при помощи вопросов: на что похожи, куда летят, что с ними произойдет дальше? Дополнить рассказ песенкой: «Облака, белогривые лошадки! Облака, что вы мчитесь без оглядки! Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака!»

Домашняя среда

Важным средством развития воображения у детей дошкольного возраста является домашняя среда, которая непосредственно влияет на ребенка. Для самостоятельного детского творчества родители должны правильно организовать игровой уголок, в который приобретаются игрушки по возрасту дошколенка. Помимо игрушек в нем могут быть собраны предметы, используемые для замещения во время игры:

  • природный материал, собранный во время прогулок по лесу, на даче (шишки, желуди, листья);
  • дополнительный материал (коробочки, обрезки ткани, картон, цветная бумага).

Используя разные вещи, дошколята с успехом дают волю своей фантазии, что развивает их творческое воображение и мыслительные процессы.

Как влияет речь на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Психологи говорят о том, что воображение и речь неразрывно связаны между собой, так как речь помогает не только создавать конкретные новые образы, но и оперировать отвлеченными понятиями и представлениями, что особенно актуально для старших дошкольников при подготовке их к школе. Например, творчески мыслить о красоте, доброте, дружбе, или о космосе, роботах, звездолете, то есть речь как бы помогает воображению от образов в действия перейти к их словесному выражению.

Совет родителям! Хорошо, если родители смогут помочь дошколенку сформировать активный словарь, обогатить детскую речь новыми словами и выражениями. Тогда ребенку легче и интереснее будет формулировать свои творческие замыслы, ставить цель, искать способы ее воплощения не только во время специальных занятий, но и повседневной обстановке.

Важным условием формирования творческого мышления детей является пример самих родителей. Если взрослые в семье сами увлечены творчеством, изобретательством, поиском нестандартных решений, имеют привычку конструировать новые образы и воплощать их в жизнь, то можно быть уверенным в том, что и их ребенок разовьется в творчески одаренного человека.

Удачи вам, уважаемые взрослые, в воспитании творческой личности!

Источник: https://myintelligentkids.com/razvitie-voobrazheniya-osnova-vospitaniya-tvorcheskoj-lichnosti

Способы развить фантазию и воображение

Фантазия – неотъемлемая часть детства любого человека. Она помогает придумывать очень необычные вещи, а с помощью воображения визуализировать их в голове. Пользуются ею не только дети, но и взрослые. Причем зачастую вторым она очень помогает в повседневной жизни, а также позволяет поддерживать психическое здоровье. Рассмотрим, как развить воображение у взрослых.

Игры

Первым методом, с помощью которого получится натренировать фантазию с воображением, являются игры. Они отлично подойдут взрослым или детям любого возраста. Большим плюсом таких тренировок станет возможность весело провести время и развить образную память.

Развивать фантазию можно следующими играми:

  1. Применение предметов. Задачей участников является поочередное придумывание новых вариантов применения тех или иных вещей. Важно, чтобы они были необычными, но достаточно логичными. В игре может участвовать от 2 до 10 человек, она хорошо подходит для проведения семейного вечера.
  2. Рисование фигур. Игра начинается с того, что первый участник рисует любую фигуру, а все остальные по очереди дорисовывают к ней различные закорючки, создавая законченное изображение. Продолжать можно до полного заполнения листа, но желательно приводить картину в логический вид.
  3. Вопросы. В игре принимают участие только 2 человека. Лучше всего она подходит для развития детей дошкольного возраста. Родитель должен задавать ребенку неожиданные вопросы. Например, «что, если бы у тебя были деньги» или «как бы ты выбрался из леса». Такие вопросы стимулируют пространственное воображение и логическое мышление.
  4. Воображаемый друг. Практически каждый ребенок придумывал себе воображаемого друга, с которым общался, играл и даже ссорился. Это помогало отвлечься от скуки, а также почувствовать себя более социальным. Такая простая игра отлично подойдет даже для взрослых. Нужно просто воображать несуществующего друга, а потом с ним общаться, советоваться или обсуждать разные события.
  5. Кто, с кем, где, когда. Сутью игры являются вопросы, аналогичные ее названию. Все их нужно поочередно обдумывать каждому участнику. В процессе берется лист, на котором каждый отвечает на свой вопрос, а потом загибает свою надпись. Когда все напишут придуманные слова, нужно вслух зачитать получившееся предложение. Игра может подойти для людей любого возраста.
  6. Кукольный театр. Многие дети очень любят театральные постановки, представленные в игровой форме. Из этого увлечения можно получить большую пользу. Достаточно лишь дать детям возможность лично создавать все сценки. Зрителями в такой игре могут выступать сами родители.
  7. Игры со словами. Очень простая игра, суть которой заключается в составлении разных предложений. От участников требуется придумать необычные предложения, включив в них три изначально заданных слова. После этого все должны зачитать их вслух.

Играть можно каждый день, но такие тренировки следует дополнять другими методами воздействия на фантазию. Чем больше заниматься, тем лучше будет эффект.

Упражнения

Тренировать свою фантазию можно с помощью специальных упражнений. Они, как игры, могут применяться не только для взрослых людей. Заниматься рекомендуется каждый день. При желании тренировку можно проводить несколько раз.

Основные упражнения:

  1. Формирование образов. Нужно взять два любых слова, которые придут в голову. Из них отбрасываются половинки, а оставшиеся соединяются вместе. Для нового слова нужно также придумать внешний вид, описание, назначение и т.д.
  2. Оглаголивание. Во время выполнения упражнения требуется взять два существительных, но одно из них переделать в глагол. Например, «иголить небо». После этого нужно проявить метод визуализации и представить придуманное действие.
  3. Комбинирование образа с действием. Нужно выбрать два любых предмета, а потом поменять их основные действия между собой. К примеру, «очки ходят по носорогу» или «носорог увеличивает очки». Из таких предложений нужно развить необычную историю. Упражнением получится улучшить не только фантазию, но и мышление.
  4. Новые названия. Целью человека станет придумать для привычных предметов новые варианты названий, связанные с их главным способом применения. Например, назвать лопату «землекопалка». Применение такого упражнения для развития воображения может влиять на психологию, что улучшит восприятие мира.
  5. Изобретательство. Простое упражнение, которое будет способствовать развитию фантазии, креативности и интеллекта. Нужно лишь попробовать собрать что-нибудь из подручных вещей. Например, смастерить машину из монеток. Хорошим помощником в таком деле станет конструктор LEGO.

Если регулярно тренироваться, то можно стать очень развитым человеком во всех сферах. Особенно заметным эффект занятий будет в фантазии, воображении, зрительной памяти, мышлении, а также понимании устройства окружающего мира.

Творчество

Отличных результатов сможет достичь человек творческий.

Читайте также:  Советы психолога о том, как вернуть парня, которого любишь, после расставания

Творчество очень сильно влияет на фантазию, развивая ее при каждом занятии любимым делом, поэтому ею могут похвастаться архитекторы, художники, дизайнеры, музыканты, писатели, сценаристы и люди других подобных профессий. Если им кажется, что их фантазия недостаточно развита, а воображение работает плохо, то решить проблему получится намного проще, чем обычному человеку.

С помощью какого творчества получится развить фантазию дома:

  1. Рисование. Можно просто рисовать карандашом или приступить сразу к живописи. Любое изобразительное искусство позволяет добиться прекрасных результатов за короткое время. Особенно эффективными будет рисование необычных явлений. Например, утреннее время на другой планете. К минусам такого метода можно отнести важность присутствия вдохновения, без которого может ничего не выйти.
  2. Придумывание историй. Начинать лучше всего с сочинения небольших историй, которые не потребуют много времени. После можно приступить к написанию крупных рассказов. Во время создания истории придется активно фантазировать, придумывая необычные ситуации.

Если повышать качество фантазии с воображением нужно у ребенка, то стоит обратиться к помощи пластилина. Создание различных скульптур также может задействовать навыки фантазии. А тем, кто умеет сочинять музыку, можно попробовать написать новую песню или создать необычную музыкальную композицию.

Дополнительные советы

Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.

Советы:

  • Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
  • Заниматься саморазвитием;
  • Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
  • Искать новое вдохновение;
  • Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
  • Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
  • Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
  • Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
  • Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
  • Иногда использовать одну руку вместо другой;
  • Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
  • Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
  • Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
  • Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
  • Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
  • Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.

Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.

Много ли времени понадобится

Тренировки по развитию личных навыков всегда требуют большого количества свободного времени. Работа над фантазией с воображением не являются исключением. На занятия может потребоваться от нескольких недель до многих месяцев. Все зависит от того, каков начальный уровень у человека и какого результата он ждет.

Способы развить фантазию и воображение Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/kak-razvit-fantaziiu

Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение.

В психологической литературе воображение рассматривается как высший познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека.

На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев и др.).

Воображение активно формируется средствами специфически «детских» видов деятельности — игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. В целом ряде исследований и методических разработок (Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Т.

 С. Комарова, Т. Н. Доронова, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко и др.) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала изодеятельности на разных этапах дошкольного детства. Исследователи подчеркивают, что рисование, лепка, аппликация позволяют успешно развивать творческое воображение дошкольников.

На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.

В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.). Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Важно

Н. Б. Халезова подчеркивает: «Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик — кольцом, браслетом, баранкой и т. д». [4,с.22].

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета.

Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности.

Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

Все виды изодеятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения.

В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов и т. д. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

В. В.

 Зеньковский в этой связи писал: «Из одного и того же материал (воск, глина) дитя лепит разнообразные фигуры, которые стоят тем выше нарисованных фигур, что они не имеют плоскостного характера, а представляют настоящие воспроизведения реальных вещей и существ.

Трудно даже рассказать, какой чрезвычайный подъем творческих замыслов вызывает в душе ребенка возможность лепить разные фигуры! В душе ребенка зреет сознание своей творческой силы, перед ним раскрывается бесконечная перспектива творчества…» [2,с.193].

В ходе творческой деятельности маленький скульптор добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются:

–                   практические методы (упражнения и экспериментирование);

–                   наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);

–                   словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);

–                   игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).

Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Совет

Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Применение игровых методов и приемов на занятиях лепкой способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных образов (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.).

Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества. Т. С.

 Комарова пишет: «Благодаря связи с игрой изодеятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность» [3,с.61].

Г. Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности [1,с.33]. В руководстве лепкой используются следующие игровые методы и приемы:

–                   обыгрывание предметов, игрушек;

–                   обыгрывание готового изображения;

–                   обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;

–                   обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);

–                   обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);

–                   обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;

–                   игровые приемы с элементами ролевого поведения;

–                   использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы: «Как помочь Лунтику оказаться на луне≤», «Что может оказаться внутри волшебного сундучка≤» и др.

Другой игровой прием — обыгрывание изображения.

Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением.

С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его.

Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию лепки. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка.

Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни.

Например, если была вылеплена машина, то она может «ездить», птица — «летать», «клевать», рыбка — «плавать» и т. д.

Обратите внимание

Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой».

Например, при выполнении коллективной композиции — макета «Крестьянское подворье» этот игровой прием может быть направлен на «оживление» создаваемых образов, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения.

Так дети, прокладывают дорожки, «сажают» деревья, изготавливают загон для домашних животных, лепят самих животных и птиц.

Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить…»), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль скульптора, продавца, пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т. д.

Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого.

Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.

На занятиях лепкой также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, «Чудесные превращения», «На что это похоже≤», «Загадки и отгадки», «Морские камушки» и др.

Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:

–          «Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.

–          «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил≤

–          «Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные.

Важно

И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка.

Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

–          «Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.

–          «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д»..

Читайте также:  Почему муж не хочет заводить детей?

–          «Добрый и злой». Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.

Таким образом, занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Однако творческое воображение развивается, прежде всего, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества — именно такие условия должны предоставляться в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. И только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.

Поэтому, руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала дошкольника.

Литература:

                  1.                        Григорьева Г. Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. //Дошк. воспит. — 1989. –№ 2.

                  2.                        Зеньковский В. В. Психология детства.- Екатеринбург, 1995.

Совет

                  3.                        Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.

                  4.                        Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие лепкой, прием, образ, игра, окружающая действительность, творческое воображение дошкольников, творческое воображение, изобразительная деятельность, дошкольное детство.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4134/

Как развить творческое воображение?

Воображение – это процесс создания новых образов будущего, основанный на предыдущем опыте и творческом мышлении. Оно играет важную роль в создании образов, которые не принимались человеком в действительности, влияет на силу эмоций и чувств и является важным фактором в развитии человеческое личности.


«Воображение – необходимый и неотъемлемый момент мышления, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения».
Л.С. Выготский

Оно имеет свойство развиваться под влиянием расширения кругозора, накопления опыта, образов и информации. Развитию воображения уделяется внимание с самого детства, на него направлены многие детские игры, упражнения в дошкольных и средних учебных заведениях.

Еще одно свойство воображения – оно не постоянно, периоды спада чередуются с подъемом, так называемым вдохновением, но научно доказано, что вдохновение и свежие идеи чаще приходят к нам именно в процессе работы, после определенного количества усилий.

Классификации

По степени активности:

  • Активное (стимулирует к реализации созданных образов, активизирует творческую деятельность, иногда требует больших усилий, если создание образов необходимо для трудовой деятельности, например, как у писателей, сценаристов, декораторов).
  • Пассивное (не побуждает человека к активным действиям, а только порождает в его сознании образы, которыми он удовлетворяется, не реализовав их, либо они в принципе не реализуемые).

По видам:

  • Продуктивное (создает новые элементы, так называемые продукты фантазии, то что ранее не существовало).
  • Репродуктивное (воображение на основании существующих явлений и объектов).
  • Мечты (процесс воображения, нацеленный на реальное будущее).
  • Галлюцинации (образы, которые создает измененное сознание).
  • Сновидения.

По связи с прошлым опытом:

  • Воссоздающее (воображение, которое основывается на опыте).
  • Творческое (создание новых образов с минимальной опорой на опыт)

Приемы творческого воображения

  1. Агглютинация (создания нового образа из двух или более уже существующих, например, сказочная «Избушка на курьих ножках» появилась как сочетание «избы» и «курицы»).

  2. Аналогия (образ строится на основании существующего, но с преувеличенными, либо преуменьшенными характеристиками, например, былинные богатыри, которые обладали сказочной силой и могли сражаться с врагом один на один).
  3. Типизация (единичное изображение типичного, существующего образа, например, картины художников-пейзажистов).

  4. Ассоциация (создание целостного образа на основании мелких единиц уже существующих образов).
  5. Олицетворение (создание одушевленного образа на основание элементов неодушевленных. Чаще всего используется в мифах и сказках).

Творческое воображение может быть научным, художественным, технологическим – одним словом, применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно различать творческое воображение и мечты, так как оно относится к активному виду и направлено в дальнейшем на реализацию созданных образов, а мечты – это пассивный вид, они могут не мотивировать человека к действиям.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2016/01/kak-razvit-tvorcheskoe-voobrazhenie/

Как развить воображение и фантазию

Что такое фантазия? Чем она отличается от воображения? Есть ли в них необходимость? Можно ли вообще развить воображение и фантазию?

Можно охарактеризовать эти понятия как создающий и аналитический мыслительный и творческий процесс, нацеленный на формирование новых идей из уже известных фактов и знаний.

У каждого ребенка уже с рождения заложено воображение, способность к творчеству и созданию образов. В моменты баловства крайне важно не наказывать ребенка за его выдумки, а с пониманием и любовью относиться к его фантазиям.

Виды воображения:

  • воссоздающее (образы из книг, представление);
  • творческое (создание новых образов «из головы»);
  • неуправляемое («буйная фантазия», несуразица).

Именно фантазия помогает человеку в детстве «плыть на корабле по океану и сражаться с пиратами», находясь в обычной лодке на берегу реки, «скакать на коне по полю», «летать, как птица под облаками». Кто из нас не представлял себя героем из книг или фильмов? Воображение – это то, что помогает детям адаптироваться и приспособиться к этому миру.

Мы воспринимаем органами чувств окружающее пространство. Одновременно с этим происходит процесс познания мира и получения информации, формируется некий образ.

Образное мышление – это то, что далеко не всегда соответствуют реальности, которую мы видим сейчас. В нем всегда есть элементы художественной интерпретации.

Классическими носителями фантазии являются сказка, легенда, былина, притча, сага, предание, миф, хадис.

Что такое фантазия?

Каждый человек, ребенок – это яркая, неповторимая индивидуальность. Реально ли воспринять другого человека полностью, вне своей личности и своих представлений о нем? Как развить фантазию и воображение именно в театральном творчестве?

Только ли фантазию нужно развивать, чтобы стать хорошим актером? Советский психолог Б. М.

Теплов, основатель школы дифференциальной психологии, говорил: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение».

Обратите внимание

Еще одна особенность, которая важна для любого артиста, – это интуиция, «чувство правды». Именно она позволяют актеру импровизировать на репетиции или во время спектакля.

Способов развить воображение у взрослых и детей очень много. Для каждого возраста необходимы разные задания. Родитель может сам выбирать понравившееся упражнение для детей.

Игры для дошкольников

В играх на развитие воображения у детей дошкольного возраста используется методика учебных процессов, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения:

  1. Оживление предметов. Например, представить себя «санками, которые оставили стоять на улице», блузкой – измятой или выглаженной и аккуратно сложенной.
  2. Визуализация впечатлений от музыки. Слушаем музыку и рисуем красками, карандашами на бумаге фигуры и линии.
  3. Рисунки вместе. Один ребенок ставит точку на листе, другой продолжает рисунок.
  4. «Загадочка». Один ребенок загадывает какую-то вещь и показывает ее мимикой и пантомимой другим игрокам.

Все это помогает в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Занятия для школьников

Для этой возрастной категории используются более сложные приемы, нацеленные на креативность детского воображения и интуиции:

  1. «Волшебная палочка». В какое животное ребенок хотел бы превратиться и почему, если у него была волшебная палочка?
  2. «Мини-визуализация». Закрываем глаза и представляем осенний лес, журчащий ручеек, что-то еще, что вызовет приятные образы.
  3. История жизни предмета. Предлагаем рассказать от лица вещи историю ее жизни, например, герани на подоконнике или веника в коридоре.
  4. Три слова. Придумываем три слова и просим ребенка составить фразу, в которой эти слова связаны.
  5. Вкусно – невкусно. Слова могут быть вкусными или не очень, попробуйте слово «конфетка» или «лимон»; старший школьник говорит преподавателю о своих чувствах и впечатлениях, воспоминаниях об этом слове.

Упражнения для подростков

Здесь важную роль играют упражнения, нацеленные на креативность.

Подростки способны дольше концентрировать внимание и осознанно заниматься созидательной деятельностью. Можно предложить им следующие упражнения:

  1. «Облако – образ». Придумать образ облакам, деревьям, додумать их контур.
  2. Детектив. Быть внимательным к людям, которые проходят мимо на улице. Обращать внимание на какие-то мелочи, детали. Попробовать додумать, понаблюдав за ними, куда они спешат, что любят, о чем сейчас говорят по телефону. Можно рассказать или написать о своих впечатлениях, потом превратив их в целый рассказ.
  3. Коллаж. Нужно вырезать разных персонажей из журналов, разместить их на листе бумаги, создавая сценки, и написать, кто и о чем думает, кто кому говорит в виде комиксов.

Необходима ли фантазия только творческим людям? Вовсе нет, развить пространственное воображение полезно всем. Планирование, управление – это тоже представление некого будущего, которое есть только в нашем видении.

Упражнения для взрослых

Методы и средства развития фантазии для взрослых людей могут сильно разниться, в зависимости от разных факторов (социальный статус, должность, память, наконец), но даже профессиональные художники иногда специально прибегают к таким способам фантазировать.

Вот некоторые рекомендации и упражнения для развития воображения у взрослых:

  1. «Кто я по профессии?». Пишем разные профессии в любых сферах на листочках, складываем их в какую-то емкость. Каждый из игроков вытаскивает свою профессию. Через некоторое время каждый игрок рассказывает о себе (в этом образе) как можно больше. Каверзные вопросы приветствуются. Побеждает тот, кто убедительнее всего расскажет о себе и даст ответ наиболее полно.
  2. «Режиссер видеоклипа». Выбираем любимую мелодию. Воображаем, что мы можем снять клип на эту мелодию. Рисуем кадры или пишем сценарий клипа. Представляем, кто будет участвовать в съемках, какая атмосфера будет, где происходит действие клипа, как и что будет снимать камера.
  3. «Режиссер». Нужно придумать собственную историю или переделать до неузнаваемости какой-нибудь готовый рассказ. Цель – создать собственное авторское произведение.

Советы актеров по развитию воображения

Развитие воображения – это не самоцель для актера и художника. Все упражнения и прокачивания направлены на развитие творческого мышления. Общее широкое развитие воображения театрализованными играми может приравниваться к получению многостороннего жизненного опыта и служить тренировкой ассоциативной памяти.

Подобных техник существует целое множество, среди них есть и системы для профессиональных актеров. Но будь то развитие воображения для сцены или обычной жизни, давайте помнить о том, что лучшие фантазии – позитивные и светлые. И именно вы можете сделать мир вокруг вас чуточку добрее и лучше уже сегодня и сейчас!

Грамотная, красивая речь, способность держать себя, контролировать эмоции обезоруживают даже самого агрессивно настроенного индивидуума. Всем этим навыкам обучит детская театральная школа в Москве. Грамотная, красивая речь, способность держать себя, контролировать эмоции обезоруживают даже самого агрессивно настроенного индивидуума. Всем этим навыкам обучит

Источник: https://www.teatr-Benefis.ru/staty/akterskoe-masterstvo/razvitie-fantazii-dlya-vseh-teatraln/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector