Какие потребности человека можно назвать духовными?

Духовные потребности человека

Духовные потребности человека вместе с запросами материального характера становятся, по сути, двумя сторонами одной и той же медали.

Как существа, принадлежащие к животному миру, люди до конца своих дней остаются заложниками физиологии, которая требует от общества постоянного восполнения материальных ресурсов, необходимых для жизни. Человечеству нужна пища, кров, спасающий от невзгод погоды. Много чего нужно, чтобы жизнь стала безопасной и сытной.

В том числе то, о чём, по невежеству, человек пока не догадывается.Но существует ещё и эстетическая сторона. Как показала человеческая практика, начиная с Адама и Евы, удовлетворение только биологических потребностей для индивида из племени homo sapiens не достаточно.

Обратите внимание

Почему? Для человека, обладающего разум, нужна ещё идеологическая обусловленность своих поступков. Людям нужны определенные жизненные ориентиры, дающие более объёмно и рационально обозначить и, по возможности, усвоить блага, гарантирующие оптимальный комфорт.

Духовность становится этим посредником. По крайней мере, самым важным из всех достижимых. Она наполняет сознание индивида теми ориентирами, которые предоставляют возможность жить лучше.

Дают в руки каждому тот самый метафорический дарвиновский сучок, с помощью которого можно дотянутся до недоступного прежде.

Наполняя интеллект новыми знаниями, чувственными образами и применяя всё это на практике, человек совершенствует свои возможности, понимает их меру и тем самым всё лучше познаёт окружающее и себя.

Отличие духовные потребности от материальных

Главное отличие духовных запросов от материальных представляется в том, что, на первый взгляд, они не становятся необходимыми. В них нет никакой личной корысти. Они не смогут накормить, укрыть от холода, обезопасить от врагов. Удовольствие от заполнения духовного мира — только моральное, имеющее преимущественно эстетический характер.

Другой отличающий момент заключается в мотивации, причинах, склоняющих личность к удовлетворению тех или иных потребностей. Материальные запросы возникают при непосредственной в них нужде. Это своего рода тактическая, сиюминутная, сторона жизни. Главной силой духовных наклонностей становится не конкретная выгода, а любопытство.

Это свойство каждой животной натуры, человека в особенности, является ничем иным как попыткой заглянуть чуть дальше своего носа. Увидеть что-то новое в надежде, что оно окажется полезным в будущем.
При этом духовная деятельность, в отличие от материальной, по возможностям своим беспредельна.

Её ограничивает только отсутствие свободного времени.

Теперь о средствах удовлетворения потребностей. Материальные запросы предметны и обусловлены находящейся в наличии ресурсной базой. Единственным средством пополнения духовного потенциала становится творчество.

Каким образом реализует себя творческая личность? Определяющими здесь становятся две функции, присущие человеческому сознанию. Одна из них связана с той или иной формой общения, другая с чувственным познанием мира.

Коммуникативная функция сознания разрешает субъекту получить необходимую духовную или практическую информацию из печатных, визуальных и аудиоисточников, в том числе в результате непосредственного общения с обладателем нужных данных.

Познавательная сторона творчества предусматривает не только получение каких-либо сведений, но также их селекцию, отбрасывание лишнего и усвоение того, что представляется необходимым сейчас.

Виды духовных потребностей

За долгую историю человечество опробовало множество вариантов духовного идеала, определявших мораль того или иного общества. Эта мораль обретала ужасающие черты, развращающие природу человека.

Мучительная практика многих веков показала самыми постоянными духовными ценностями всех времён и народов становятся любовь, дети, дружба, вера в лучшее, надежда на то, что оно сбудется, верность, преданность, всё то, что включает в себя понятие счастья.

В этот список можно включить ещё свободу творчества, независимость в принятии судьбоносных решений, уверенность в своей правоте.

К первой группе духовных потребностей относятся:

  • стремление общаться с интересными людьми в реальной и виртуальной жизни (например, в книгах, спектаклях, кинофильмах);
  • приобщение к прекрасному посредством созерцания красивых пейзажей, художественных достижений великих мастеров, прослушивания выдающихся музыкальных произведений;
  • научно-познавательная работа, расширяющая горизонты мировоззрения;
  • забота о здоровье как единственном фундаменте остальных жизненных начинаний.

Во вторую группу, означающую потребности социального плана, входят:

  1. потребность в трудовой деятельности, разрешающая человеку реализовывать материальные и духовные запросы;
  2. создание нравственных ориентиров, дающих возможность соотнести собственные взгляды на вещи с соответствующим общественным идеалом;
  3. патриотическая направленность поступков и взглядов, ориентирующая личность на защиту и возвеличивание отечества.

Последовательность в удовлетворении потребностей обеих групп не становится строго линейной. Чаще всего она соотносится с материальными запросами и индивидуальными особенностями субъекта. Так по мере реализации основных биологических задач у большинства людей обостряется нужда в духовной ауре. Но в ряде случаев на первое место выдвигаются именно духовные цели.

Роль искусства

В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно простирается человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, человечество не просто удовлетворяет духовные запросы, оно и решает множество прежде недостижимых задач.

Коммуникативная составляющая искусства, включённая в образы литературных творений, даёт возможность на опыте достойных людей представить себе и оценить значение и возможность настоящей, преданной дружбы, любви, вызывающей желание жить красиво и ярко, внимания к проблемам друг друга, сочувствия в беде, плодотворность обмена стоящими идеями.

Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.

Важно

Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.

Духовное развитие, а вместе с ним и потребление — процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень культуры людей зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это главная задача искусства.

Заключение

От духовных запросов зависит и атмосфера, в которой люди предпочитают обустроить личную жизнь. Не всегда это удаётся в полной мере, и, тем не менее, никакая материальная нужда, не способна остановить развитие сильной духовной натуры.

Примитивное и грубое всё равно будет вытесняться более изысканным и тонким. На этом принципе базируется человеческий прогресс.

И, если человечество хочет, чтобы так продолжалось и впредь, о душе нужно помнить и постоянно поднимать её на всё новые и новые высоты.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/duhovnaya-potrebnost.html

В чем заключаются духовные потребности человека

Духовные потребности – это высшие человеческие ценности, которые важны для большинства людей. Все хотят обрести настоящую любовь или истинную дружбу, заниматься любимым делом, обрести гармонию с собой и окружающим миром.

Внутренняя гармония человека находится в прямой зависимости от степени удовлетворения духовных потребностей. При этом духовные потребности могут быть различны. Прежде всего – это стремление к творчеству, самореализации, познанию мира, общение с миром искусства или окружающей природы.

По сути, все духовные потребности строятся на стремлении к самосовершенствованию и удовлетворению чувства прекрасного.

Духовные потребности человека следует отнести к сфере его психики. Духовность – это постоянное стремление человека к самосовершенствованию. На этом пути важнейшими становятся такие общечеловеческие ценности, как истина, добро и красота.Духовные потребности человека формируются с самого детства. Ребенок воспринимает красоту окружающего мира гораздо эмоциональнее, чем взрослый.

Поэтому так важно заложить в нем все необходимые духовные и эстетические качества. Это не только будет способствовать его дальнейшему развитию, но и поможет уже во взрослом возрасте пережить различные трудности и невзгоды, которые неминуемо встречаются на жизненном пути каждого человека. Чем сильнее будет человек в духовном отношении, тем легче ему будет справиться с неприятностями.

Существуют разные способы удовлетворения духовных потребностей. Это и общение с природой, выезд в лес или на дачу. Не менее важно и обращение к миру искусства. В зависимости от интересов и увлечений человека, можно отправиться в театр, музей или на концерт, прочитать интересную книгу или посмотреть кинофильм. В конце концов, можно прогуляться по городу и полюбоваться архитектурой.

Конечно, духовные потребности каждого человека индивидуальны. Для верующего – это, прежде всего, посещение храма. Для кого-то – это занятия йогой, танцами, музыкой, изобразительным искусством.

Одним из способов удовлетворения духовных потребностей является общение с животными. Домашние любимцы порой бывают способны исцелить даже тяжелобольного, а здоровому человеку – помочь обрести душевный покой.

Духовные потребности человека нередко проявляются в самых обычных желаниях – отправиться на природу, посетить незнакомые места, просто погулять по вечернему городу. Не нужно отказываться от исполнения своих незатейливых желаний. Ведь именно в удовлетворении духовных потребностей заключается истинное счастье человека.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-855523-v-chem-zaklyuchayutsya-duhovnye-potrebnosti-cheloveka

Духовные потребности человека — классификация и примеры

Существует термин, который характеризует слово «потребности» — это нужда в чем-либо или недостаток для ведения нормальной жизнедеятельности человека и в целом общества. Они побуждают к проявлению активности, ведь у каждого из нас есть ряд физиологических потребностей, удовлетворение которых необходимо для поддержания первичных нужд. Что же такое духовные потребности?

Каждый из нас хочет отыскать свое место в этом мире, и происходит обычно это благодаря самопознанию и в результате процесса самосовершенствования.

Совет

Внутренний мир каждого из нас стремится раскрыть свои таланты, понять, чего же стоит человек, и сконцентрироваться на самом главном. Кто-то предпочитает развивать свои физические способности, а кому-то гораздо интереснее читать книги.

Можно заниматься искусством, изучать литературу, культуру и религию, чтобы найти ответы на сокровенные вопросы.

Классификация

Обычно потребности человека часто представляют в виде пирамиды, и в самом начале, у подножья, размещаются физиологические потребности, а духовные — на вершине этой самой пирамиды.

К ним можно смело отнести результат самовыражения в различных сферах деятельности, начиная от искусства, религии и науки и заканчивая спортом.

Потребность в общении с другими людьми, совершенно не похожими на тебя самого или обладающими такими же чертами характера, как и ты.

Нет такой персоны на планете Земля, которая не хотела бы самоутвердиться в обществе, заслужить почет, уважение и восхищение как можно большего числа людей.

Кроме вышеперечисленных потребностей следует отметить, что существует огромное количество самых разнообразных запросов, которые объясняются сложностью условий не только природных, но и социальных, с которыми привыкли мириться люди.

Выделить какие-то особые группы потребностей очень сложно, известно, что на сегодняшний день их насчитывается около 120.

Базовые потребности человека

Можно смело классифицировать базовые потребности, они представляют собой нужды, которые присущи каждому человеку на планете, а именно: социальные, материальные, биологические и духовные.

Их тоже выстраивают в иерархическом порядке, и чтобы у человека появилась нужда в развитии духовного, биологические, а также материальные потребности должны активно функционировать.

Однако далеко не все авторы поддерживают данную теорию, и нельзя с точностью на все 100% утверждать, что ее можно назвать одинаковой для каждой личности, проживающей на Земле.

В историю вошли случаи, когда необходимость в развитии творческих и духовных способностей была превосходящей, в то время как первичные, биологические потребности не были удовлетворены. Любая потребность — это в первую очередь побуждение к действию поскорее завладеть тем или иным предметом.

Если с биологическими нуждами все ясно — это стремление обладать жизненными ресурсами, то вопрос с духовными запросами человека напрямую связан с овладением духовностью. Многие не знают, что же подразумевают под словом духовность? Можно провести параллель и сказать, что сознательность и духовность являются однопорядковыми понятиями. Но духовной может являться далеко не любая сознательность.

  Кто-то выполняет свою работу сознательно, зная все тонкости и нюансы — как работник на конвейере.

Что мы знаем о духовных потребностях и способностях?

Дело в том, что духовные способности приводят к появлению духовных потребностей. Ребенок проявляет различный спектр эмоций: от радости и удовольствия до гнева и страха. С годами духовная оболочка все больше утончается, проходит этап совершенствования и постепенно расширяется, в старости он достигает своей высоты.

Духовные потребности диктует духовная жизнь каждой личности, которая делает осознанный выбор, в каком направлении развиваться. Безусловно, влияние внешних факторов играет особую роль, после того как удовлетворяются материальные нужды, человек задумывается о более сложных и тонких аспектах , которые называются самопознанием.

На протяжении долгих лет своего существования человечеству удалось определить, какие духовные потребности являются основными. Это высшая система ценностей, которую признает большинство людей.

Обратите внимание

К ним можно отнести так называемые категории счастья, дружбы и любви, взаимоотношения с родными и близкими, наличие верных друзей.

Этот ряд смело можно дополнить психическим здоровьем человека и возможностью самовыражаться, наслаждаться красотой природы, продуктами искусства и просто вести активную жизнь.

Читайте также:  Сильные и слабые стороны обыденного мировоззрения с примерами

К духовным потребностям также можно смело отнести уверенность в себе и такое ключевое качество, как внутренняя независимость от каких-либо противоречий.  Можно смело говорить о трансцендентности, то есть выходе за границы своего повседневного сознания и совершенствовании. Расширяя границы своего сознания, мы развиваемся духовно.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/duhovnyie-potrebnosti/

Какие потребности есть у человека?

Начиная с рождения, у человека появляются потребности, которые с возрастом только увеличиваются и могут меняться. Ни у каких других живых существ нет такого количества потребностей, как у людей.

Для реализации своих нужд человек переходит к активным действиям, благодаря чему он лучше познает мир и развивается в разных направлениях.

Когда удается удовлетворить потребность, человек испытывает положительные эмоции, а когда нет, то отрицательные.

Первичные потребности есть у каждого, независимо от положения, национальности, пола и других характеристик. Сюда входит нужда в еде, воде, воздухе, сексе и т.д.

Некоторые появляются сразу при рождении, а другие развиваются на протяжении жизни. Вторичные потребности человека еще называют психологическими, к примеру, это может быть нужда в уважении, успехе и т.д.

Некоторые желания являются как бы промежуточными, находясь на рубеже первичных и вторичных потребностей.

Наиболее популярную теорию, которая позволяет разобраться в этой теме, предложил Маслоу. Он представил их в виде пирамиды, разделенной на пять секций.

Важно

Смысл предложенной теории заключается в том, что человек может реализовывать свои потребности, начиная от самих простых, которые находятся у основания пирамиды, и двигаясь к более сложным.

Следовательно, невозможно перейти на следующий этап, если предыдущий не был реализован.

Какие бывают потребности человека:

  1. Физиологические. В эту группу входит нужда в еде, воде, сексуальном удовлетворении, одежде и т.д. Это определенная база, которая может обеспечить комфортную и стабильную жизнь. Такие потребности есть у каждого человека.
  2. Нужда в безопасном и стабильном существовании. На основе этой группы потребностей человека, была выделенная отдельная отрасль, которая называется психологической безопасностью. В эту категории входит как физическая, так и финансовая безопасность. Начинается все с инстинкта самосохранения и заканчивается желанием уберечь от неприятностей близких людей. Чтобы перейти на другую ступень потребностей, человек должен ощущать уверенность в завтрашнем дне.
  3. Социальные. В эту категорию входит нужда человека иметь друзей и любимого человека, а также другие варианты привязанностей. Как ни крути, но люди нуждаются в общении и контакте с окружающими, в противном случае они не могут перейти на следующую ступень развития. Эти потребности и способности человека являются неким переходным этапом от примитивных к высшим уровням.
  4. Личные. В эту категорию входят нужды, которые способны выделить человека из общей массы и отражают его достижения. Во-первых, это касается уважения со стороны близких людей и самого себя. Во-вторых, сюда можно внести доверие, социальный статус, престиж, карьерный рост и т.д.
  5. Потребности в самореализации. Сюда входят высшие потребности человека, которые имеют нравственный и духовный характер. В эту категорию можно отнести желание людей применять свои знания и способности, выражать себя при помощи творчества, достигать поставленных целей и т.д.

В общем, потребности современно человека можно описать таким образом: люди удовлетворяют голод, зарабатывают на жилье, получают образование, создают семью и устраиваются на работу.

Они стараются достичь определенных высот, заслужить признание и уважение у окружающих. Удовлетворяя свои нужды, человек формирует характер, силу воли, становится более умным и сильным.

Можно подвести итог и сказать о том, что потребности являются основой для нормальной и счастливой жизни.

Источник: https://womanadvice.ru/kakie-potrebnosti-est-u-cheloveka

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций [1].

В данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей.

Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.

), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности [2].

Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Совет

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность и сознательность – понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны.

Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние.

Главная причина такого падения – бездуховность.

Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни – страх, гнев, удовольствие.

В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости – приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные [7].

За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей.

К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы – подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей.

Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь.

К духовным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной («Человек и его потребности» [1]) использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Обратите внимание

Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать – значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы [6].

Духовность – трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.

Таким образом, духовность – это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура – субстанция духовности, в ней – квинтэссенция духовного опыта человечества [1].

Существует такое понятие: “твердость духа”. Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям.

Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач.

Духовность – самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями.

Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Важно

Характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек – это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

Резюмируя, духовность – не просто средоточие функций сознания, она – функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

Совет

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека – в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: “Все люди от природы стремятся к знанию”. А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: “нет стремления более естественного, чем стремление к знанию”.

Другая важнейшая духовная потребность – эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека – в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество – подлино человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество – таковы некоторые проявления потребности в общении.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/3523

Духовные потребности человека

Духовные потребности, или потребности в самореализации, – это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя [5, с. 312].

«Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей» [11].

А.Г. Здравомыслов [4] выделил несколько аспектов термина «духовные потребности»:

1) стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, философской культуре;

2) как формы выражения потребностей материального порядка и социально-классовых отношений в современном обществе;

3) гармоническое развитие личности.

Духовные потребности предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

«Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями.

Совет

Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования» [2].

Данные потребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. «Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер.

Пределов роста потребностей духа не существует.

Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве» [2].

Признаки духовных потребностей, позволяющие отличить их от материальных:

  1. духовные потребности возникают в сознании;

  2. духовным потребностям присущ относительный характер необходимости, а степень свободы в выборе средств и способов их удовлетворения значительно большая, нежели у материальных;

  3. удовлетворение большинства духовных потребностей связано главным образом со сферой свободного времени;

  4. в духовных потребностях связь между субъектом и объектом характеризуется определенной бескорыстностью;

  5. процесс удовлетворения духовных потребностей безграничен.

Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира.

Читайте также:  В чем причины внутреннего чувства тревоги и беспокойства?

«Чем более цивилизованно развитым является оно, тем заметнее действует закон «возвышения потребностей», т.е. тем важнее для многих людей духовно-культурные ценности их жизни» [7].

В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Развернутую классификацию духовных потребностей дал Ю.В. Шаров [10]. Среди них он выделил следующие потребности:

  1. потребности трудовой деятельности;

  2. потребности общения;

  3. нравственные потребности;

  4. эстетические потребности;

  5. научно-познавательные потребности;

  6. потребности в укреплении здоровья;

  7. потребности воинского долга.

Важнейшая духовная потребность человека – в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: “Все люди от природы стремятся к знанию”. А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: “нет стремления более естественного, чем стремление к знанию”.

Другая важнейшая духовная потребность – эстетическая.

Понятию «эстетические потребности» Шаров дал следующее определение – «потребность в наслаждении прекрасным, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных способностей, потребности в овладении умениями и навыками художественной деятельности в облюбованных видах искусства, стремлении вносить красоту в окружаюшую жизнь, труд и быт» [10, c. 55]. Тараткевич М.В. так говорит об эстетической потребности. «Эстетическая потребность – это потребность в ”художественном освоении действительности”. В процессе этого освоения у человека складываются свои нормы и оценки, свое субъективное отношение не только к прекрасному – возвышенному, комическому, трагическому, иронии, юмору, но и к безобразно-низменному, уродливому. А поскольку эстетическое представляет собой единство внешнего и внутреннего, то и соответствующие потребности выступают не только в эстетических оценках всего окружающего – вещей, людей и их действий, но и в стремлении творить по законам красоты» [9, c. 24]. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека – в общении. « Потребность человека в общении выступает как потребность человека в человеке. С общения начинается процесс узнавания человеком самого себя.

В личных контактах формируется весь спектр человеческих эмоций, этических и эстетических представлений и навыков, волевых качеств» [9, c.22]. Любовь к человеку, дружба, товарищество – подлинно человеческие потребности.

Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество – таковы некоторые проявления потребности в общении.

Существенной стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей, который называется духовным потреблением. Этот процесс неизменно связан с творческим процессом. «Духовное потребление – всегда творческий процесс, даже если он заключается «лишь» в созерцании, это все равно активный процесс сотворчества.

Таким образом, в процессе потребления ценностей культуры человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя» [1, c. 28]. В подтверждение сказанному, приведем высказывания Есенкулова Б.А. «В творческой деятельности заключается сущность человеческого способа бытия, результат человеческой свободы, форма самораскрытия, развертывания сущностных сил.

Утверждая себя в творчестве, личность удовлетворяет высшие духовные потребности» [3, c.45]. «От сознания того, что он творит, человек по-настоящему испытывает духовное наслаждение, удовлетворяя тем самым свои высшие потребности» [3, c.34].

«По мере своего интеллектуального развития человек осознает свои потенциальные возможности созидателя, воспринимая культуру как важный фактор активизации его жизнедеятельности» [3, c. 45].

Возникновение самодвижения потребностей высо­кого духовного порядка, например, потребности в позна­нии, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека.

Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функ­ционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его актив­ности и непрекращающегося совершенствования его лич­ности. Следовательно, полноценное формирование человече­ской личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом [8].

Потребителя нужно воспитывать путем систематического приобщения к настоящей духовной культуре, для этого она должна быть доступной и интересной каждому человеку.

В том случае, если духовное потребление никем не направляется, человек, ориентируясь на свой вкус, сам выбирает для себя духовные ценности, то такое самостоятельное приобщение находится под влиянием того склада жизни общества, в котором человек живет.

В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д.

Обратите внимание

Будущее нашей страны зависит от того, какой духовно-нравственный фундамент будет сформирован у современной молодежи.

«Проблематика духовных потребностей молодежи приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовной культурной трансформации российского общества, вызванной ситуацией перехода к новому государственному укладу, социальным и гражданским отношениям, сопровождающихся кардинальной переоценкой духовных потребностей» [6, c. 3].

«Отечественная система образования подошла к необходимости восстановления, воспроизводства своих социальных и духовно-нравственных функций, которые всегда являлись основным ценностным ориентиром ее развития» [6, c. 3].

Литература:

  1. Дорофеева Е.В. Потребности студенческой молодежи в сфере художественной культуры: дисс. …канд. социол. Наук. – Екатеринбург, 2006. – 163 с.

  2. Духовные потребности. – URL: http://referat.mirslovarei.com/kultura-i-iskusstvo/116991-duxovnye-potrebnosti.html.

  3. Есенкулов Б.А. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма: дисс. … канд. философ. наук. – Фрунзе, 1984. – 148 с.

  4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.

  5. Кравченко А.И. Общая психология: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 432 с.

  6. Нурова А.Р. Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества: автореф. дисс. …канд. философ. наук. – Уфа, 2007. – 17 с.

  7. Потребности и интересы – движущие силы деятельности людей. Роль личностей и народных масс в истории. – URL: http://yhdgbfhjng.ru/filosofiya/filosofiya58.html.

  8. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – Электронный ресурс. – URL: http://www.psichology.vuzlib.net/book_o317_page_8.html.

  9. Тараткевич М.В. Семья и разумные потребности. – М.: Нар. асвета, 1983. – 143 с.

  10. Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей //Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. ПГПИ. Вып. 47. – Новосибирск, 1970.

  11. Электронный ресурс. – URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=452626

  12. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. – Мн.: Белорусская акдемия музыки, 1993. – 147 с.

Основные термины (генерируются автоматически): потребность, духовная, духовное потребление, духовная потребность человека, стремление, духовное творчество, духовная потребность, потребность человека, творческий процесс, Эстетическая потребность.

Источник: https://moluch.ru/archive/37/4192/

Какие потребности свойственны человеку? Какие бывают только у человека?

Какие потребности свойственны человеку? Какие бывают только у человека?

  • У человека есть целый ряд потребностей, в первую очередь это потребности в пище, сне, жилье и безопасности(биологические). Далее идут потребности в материальных благах, деньгах (то есть экономические). Потом идут духовные и социальные потребности (в дружбе, любви, уважении и т.д.). Существует классификация потребностей по Маслоу (пирамида потребностей).
  • Есть еще одна система разделения человеческих потребностей, при которой потребности делят на четыре, или пять уровней. Первый уровень составляют потребности Физиологические, то есть в еде, питье, одежде, крове. Это основа человеческих потребностей, без удовлетворения которых невозможно нормальное существование человека. Далее идут потребности Безопасности, то есть человек должен быть уверен в том что его жизни и жизни его близких ничего не угрожает и он может спокойно заняться удовлетворением своих Социальных потребностей, то есть потребностей в дружбе, общении, любви. Наконец четвертая группа потребностей – потребности Личные или потребности в Самореализации. Это потребность удовлетворить свое тщеславие, потребность признания, потребность самовыражения в творчестве.Животным свойственны только первые три уровня потребностей, от физиологических, до любви. Возможность существования у животных потребностей творческих обычно считается невозможным. Это-де потребность разумного существа. Но это вопрос спорный и философский. Многие животные находят определенное удовольствие в некоторых видах занятий и имеют индивидуальные черты характера.
  • Различают следующие потребности:
    • физиологические – к ним относятся потребности в сне, пище, сексуальном удовлетворении и так далее. В гуманистической психологии считается, что пока человек не удовлетворит физические потребности, он не будет нуждаться в других потребностях.
    • физиолого-психологические – это потребности в безопасности и получении новых знаний.
    • социальные потребности: к ним относятся потребность в общении, в любви, в обретении социального статуса.
    • творческие потребности – к ним относится потребность в самоактуализации и получении эстетического удовольствия.

    Только человеку свойственны социальные и творческие потребности.

  • Относительно к человеку потребности можно разделить на две группы, следующие одна за другой: естественные и культурные.

    Понятно, что при рождении у человека, как и у всякого живого существа возникают потребности в еде, дыхании, сне, безопасном существовании, забота о потомстве и т.д. Эти потребности можно объединить в группу биологических потребностей, играющих самую главную роль в жизни.

    По тому, как с возрастом человек становится способным удовлетворить эти потребности сам, делают вывод о его физическом здоровье и становлении его как личности.

    Далее человеку нужно войти в социум (потребность объединения, общения, самоутверждения, свобода) и, как следствие, у него возникают духовные (любовь, дружба, познание прекрасного, творчество) и материальные потребности.

    Сведя вместе вс вышесказанное, можно резюмировать, что человеку свойственны

    биологические, материальные (экономические), духовные, социальные потребности. Из них материальные и духовные потребности присущи только человеку.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/kakie-potrebnosti-svojstvenni-cheloveku-kakie-bivayut-tolko-u-cheloveka/

Духвность и духовные потребности

Что же такое духовный мир личности? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. Здесь пойдет речь о внутреннем, духовном мире человека.

Человеческое мышление в далеких тысячелетиях до нашей эры развивалось во многом по путям мифологического освоения жизни. Мифы творила сама первобытная жизнь с ее наивной верой в обязательность чуда, мифы впитали в себя познавательный опыт древнего человека.

Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествляли с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Так, Платон сравнивал тело с кораблем, а душу с кормчим корабля.

Материальное и духовное, тело и психика трактовались, таким образом, как два самостоятельных начала. Идею о неразделимости души и тела выдвинул Аристотель. Ему же принадлежит мысль о том, что душа человека – первый двигатель тела.

Позже французский мыслитель Декарт отмечал: душа связана с телом не как кормчий с кораблем, а гораздо теснее, составляя с ним как бы одно целое.

Много позже, в неевропейской философии термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Наряду со словом «душа» сущность духовного мира человека определяли и словом «дух». Английский философ Томас Гоббс указывал: в наиболее общепринятом значении слово «дух» – это человеческое измерение, человеческий разум или его склонность.

Важно

Затем в научный обиход вошло слово духовная жизнь людей, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

В основе духовной жизни сознание. Сознание – эта такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем.

К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности возможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самосознанию и самосовершенствованию.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его культурная жизнь.

Современная духовная культура общества располагает безграничным разнообразием научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических представлений и идеалов. В них воплощено достигнутое человечеством знание о месте, положении и назначении человека.

В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что есть добро? Что есть красота? Что должен делать человек? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к блаженству и личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, внутреннюю невозмутимость, самопожертвование и т.д.

Таким образом, диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку почти неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение к жизни – к природе, другим людям, к самому себе. Духовная культуру человека не может быть сведена к одной лишь начитанности, эрудиции, хотя и это очень важно.

Совет

И все же есть признак духовной культуры личности, который среди прочих критериев играет главенствующую роль, – это готовность человека к самоотдаче и саморазвитию: если «Я для себя», то «зачем Я?».

Читайте также:  Как подружиться с человеком для общения?

Самоотдаче предшествует и сопутствует постоянное обогащение личностью своего духовного мира достижениями общечеловеческой культуре, иначе отдавать будет просто нечего.

Античные философы называли внутренний, духовный мир человека «микрокосмом». В отличие от «большого мира» – «космоса», который и окружает и самого человека, и населенную человечеством область Вселенной. «Микрокосм» человека сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу неповторимости своих личных данных, способностей, жизненного пути, своего места в обществе.

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это, прежде всего, потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни. На удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание – фундамент духовной жизни личности, общества.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект.

Интеллект, слово латинского происхождения, означает познание, понимание, рассудок. Это такая способность человека, которая отличается от его чувств (эмоций), воли, воображения и ряда других.

Отмечают также, что интеллект – это способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, так как он личность, способная обладать не только «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти.

Потребности человека разделяются на несколько видов. Американский психолог Маслоу выделил пять основных видов потребностей. Это физиологические, экзистанционные, социальные, престижные и духовные потребности человека.

Обратите внимание

К физиологическим потребностям относятся потребность в пище, дыхании, одежде, жилье, движении. Экзистанционные потребности заключаются в безопасности существования, комфорте, страховании от несчастных случаев и многих других.

К социальным потребностям относится общение, взаимоотношения с обществом, забота о других и внимание к себе, участие в совместной деятельности с другими.

Престижные потребности заключаются в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценке. На самой верхушке так называемой пирамиды находятся духовные потребности.

Духовные потребности заключают в себе самовыражение человека. Достигнуть духовные потребности можно только минуя все предыдущие. Предметом духовной потребности является духовность.

Духовность – это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность также проявляется в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.

Следует заметить, что как религиозная, так и светская духовность возникают и функционируют на общей почве сознательного стремления к возвышенному как к такой высоте, на которой человек чувствовал бы себя в меньшей зависимости от повседневных нужд и страданий. Но границы и конечные цели подобного возвышения могут быть разными.

Существует такое понятие: «твердость духа». Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложными жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства.

Важно

Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины. Духовность – самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать только собственными усилиями.

Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь.

Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения ее с ее антиподом – бездуховное. Бездуховность – это сознание, не выходящее за рамки утилитарной пользы, не возвышающееся над суетой повседневной жизни, порабощенное вирусом потребительств, удовлетворения биологических потребностей.

Такое сознание присуще людям без высоких жизненных идеалов, ориентирующихся на бессмысленное накопительство вещей, денег, черствых к бедам ближнего, любителям сиюминутного счастья, «прожигателям жизни».

Бездуховность – одна из главных причин потери человеческого в человеке. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Из приведенного анализа феномена духовности следует, что характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек – это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек.

Таким образом, духовность – не просто средоточение функций сознания, она – функция деятельной сущности человека.

Накапливая знания о себе и внешнем мире, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится вырваться из пут материи и выразить себя в духе.

Индивидуальное бытие сознания становится духом, преодолевая узкие рамки этой индивидуальности, объединяясь с себе подобными. Дух ломает физиологические перегородки, национальные различия, групповые различия своей устремленностью к единству.

Совет

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Давайте поговорим немного о духовных традициях. Мы выросли в ситуации, в которой духовные традиции практически отсутствуют. Знания о духовных традициях пришли к нам в основном из книг, но и они стали доступны недавно.

Только некоторые из нас имели возможность встретиться и общаться с живыми носителями традиции, поэтому и возник большой перекос в понимании того, что есть духовное сообщество и что есть сами духовные традиции.

Первый критерий, который мы можем ввести для того, чтобы рассматривать любой вариант совокупности данных под названием “духовная традиция”, – это сравнение предлагаемых моделей жизни по уровню сложности.

Если модель, которая предлагается в качестве духовной жизни, проще, структурно примитивнее, чем жизнь, которой мы все живем, то эту модель сразу можно отнести в разряд “убежища”.

Использование знаний духовной традиции или специально заново организованной системы знаний для создания модели жизни, структурно более простой, однозначной, не имеющей внутренних противоречий, указывает на то, что человек не справляется со сложностью внешнего или сложностью внутреннего мира.

И как показывает практика, большинство людей, произнося слово “духовность”, имеют в виду именно такую ситуацию. Это очень важно. Использование духовной традиции, духовной культуры в качестве убежища и является наиболее распространенным вариантом.

Оформляются эти варианты обычно с помощью самой разнообразной мотивации: стремление к самосовершенствованию, восхождение “к чему-то там небесному” или, наоборот, нисхождение “к чему-то там сатанинскому”.

Обратите внимание

Независимо от мотивационного оформления, от того, во имя чего и зачем, – при анализе обнаруживается, что человек пытается создать себе или психологическое, или практическое жизненное убежище.

Он упрощает свою внешнюю ситуацию за счет специально организованного внешнего мира (например, секта, община) или свою внутреннюю организацию за счет создания внутренне непротиворечивого, структурно простого мира, тем самым уходя от напряжения, сложностей и противоречий, и в любом случае оказывается в убежище.

Чаще всего оправданием такого “ухода” служит такой мотив, как самосовершенствование. Давайте спросим любого человека, который объявил себя духовным искателем, – что такое жизнь в духовности? Как он себе это представляет? И большинство нарисует очень простую картинку, организованную по очень простым правилам, и чаще всего это будут правила самоограничения или правила канонической формы. Все.

Реального конкретного содержания, которое любой человек передает, когда рассказывает о своей жизни, вы не услышите. А поскольку нужно как-то построить аксиоматику, т.е. ценностную структуру этого упрощенного мира, то создается сверхценностная идея. Сверхценностью, как правило, становятся переживания.

Все содержание духовности как убежища сводится к переживаниям, “особым переживаниям”, которые объявляются сверхценностными, или же к переживаниям общения, к простой, ясной структуре общения по принципу: все мы хорошие, все мы любим друг друга, все мы мирные, тихие. Необходимость убежища осознается как со стороны рационального знания, так и со стороны духовной традиции.

Существует целая категория людей, которые нуждаются время от времени в такого рода убежищах, и поэтому эти убежища существуют, существовали и будут существовать. Но когда человек, претендующий на серьезное отношение к традиции, к духовному сообществу, пытается свести к убежищу всю задачу духовной традиции – это просто выдает его незнание. Если бы это было так, т.е.

если бы столь структурно упрощенная духовная жизнь была возможна, то духовное сообщество давно бы перестало существовать. Оно бы сохранилось просто как абстрактная идея или в виде отдельных общин, которым большее или меньшее время удавалось бы существовать, но производить ту продукцию, которую человечество получает от духовного сообщества, они бы не смогли.

Прежде всего разграничением между духовным убежищем и духовной традицией как таковой является понятие работы и пути. Подлинным содержанием духовной традиции, естественно, является движение к истине. Любая духовная традиция, в какой бы форме она ни представала перед нами, прежде всего является предложением пути к истине.

Важно

Основной ценностью любой духовной традиции является истина в том качестве, в котором она в соответствии с принципом времени, места и людей определяется. Любая живая духовная традиция содержит в себе рефлексию о том, что достижение истины есть самая сложная из всех сложных задач, которые человек может поставить перед собой.

Естественно, что сам путь и жизнь в этом пути содержит огромное количество деталей, конкретного содержания, конкретных противоречий, опасностей, соблазнов, спадов, подъемов. Описание этого пути содержит не меньшее количество подробностей, эмоций и т.д., чем описание любой жизни вне традиции. Это первый разделительный рубеж.

Если в убежище истина как достижение только декларируется, а основными ценностями являются моменты переживания, то в духовной традиции как таковой, на Пути, существует лишь единственная ценность – истина. Все остальное обесценивается.

Иногда это обесценивание, при неправильном понимании технологии, отсутствии достаточно полного знания, приводит к таким срывам, как глубинный цинизм, деструктивные влияния на человека и т.д. и т.п. Путь полон опасностей.

Эти опасности и эти препятствия, преодоление их, а также сопутствующие переживания и сопутствующее открытие в себе каких-то способностей, возможностей – все это обесценено тем, что единственная ценность, осознаваемая как смысл, к которому все устремлено, собрано, сконцентрировано,- это истина.

Наличие такой мотивации, как самосовершенствование показывает на непричастность предлагаемого знания к реальной духовной традиции. Из предыдущего ясно, что духовная традиция как Путь не может предложить идею самосовершенствования – она может предложить идею постижения истины, слияния с истиной, т.е. когда бытие субъекта и бытие истины становится тождественным, становления истины, но она не может предложить идею самосовершенствования как таковую. Это очень важно. Вера, Надежда, Любовь – гармония знакомой с детства троицы слов… Вера как форма существования и развития духовности определяет жизненную стратегию, которая реализуется в зависимости от природных данных человека. Вера первична и не требует доказательств своей достоверности в отличие от знаний. Можно сказать, что в ней заложен изначальный источник свободы и демократичности, связанный с возможностью отречения либо ее развития в зависимости от особых обстоятельств жизненного пути, осознания и принятия новой информации. Человек не обязан воспринимать веру, которую ему навязывают извне, и это вполне естественно. У каждого из нас имеется индивидуальный запас знаний, определенный уровень развития абстрактного мышления, интеллект и, конечно же, жизненный опыт. Сегодня, как и много веков назад, выдающиеся умы стремятся постичь частицу истины, изобретая всевозможные экстравагантные теории и концепции жизни общества, блуждая плоскими ходами безысходного лабиринта цивилизации, то и дело прерывающегося глухими стенами тупиков человеческой гордыни.

Понять, что происходит на равнине, суждено поднявшись на гору, взглянув вниз, на наши повседневные проблемы с более высокого системного уровня знаний.

Сценарий жизни предписан каждому, и главные события нашей драмы должны наступить. Но не обязательно!

Зависит это, прежде всего, от нас самих. Имеющаяся информация позволяет предположить, что судьба каждого человека спланирована на некоторую оптимальную или среднюю составляющую наших духовных сил и способностей.

Совет

Но кто мешает каждому приложить большие усилия и подняться над этим средним уровнем, и мы не застрахованы от деградации, способной негативно влиять на плановую судьбу, предписанную астрологической “перфокартой”, на наше будущее.

Источник: http://twori.ru/duhovnost.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector