Классификация и методика развития волевых качеств человека

Классификация и методика развития волевых качеств человека

Волевые качества помогают человеку добиться успеха в жизни.

Благодаря развитой силе воли можно добиваться важных целей, избавляться от вредных привычек и формировать полезные.

Мы расскажем, что такое сила воли, какие качества личности она в себя включает и как ее развивать.

Основные понятия

Волевые качества личности — что это такое? Это совокупность тех качеств, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Одни из наиболее известных: целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, стратегичность.

Данные качества базируются на силе воли — особому состоянию, привычке психики. Силу воли можно тренировать, успешно реализуя задуманные цели, мотивации, желания.

Волевая сфера личности состоит из двух параметров: силы воли и стойкости воли.

Сила воли — способность мобилизовать тело и психику для реализации целей. Если человек готов в течение длительного срока не отступать, регулярно стремиться к успеху — его воля развита.

Если же человек бросает дело на полпути, не заканчивает его до конца или опускает руки после первой-второй неудачи — наблюдается проблема с силой воли.

Обратите внимание

Стойкость воли — способность удерживать степень волевых усилий. Это значит сохранять волю в течение долгого времени. Собраться с силами на день — может любой. Пробиваться месяцы и годы — далеко не каждый.

В легкой атлетике есть два типа бегунов: спринтер (быстрый бег на короткие дистанции) и стайер (бег на длинные дистанции, на выносливость). Стойкость воли — это как раз про стайеров.

к содержанию ↑

Классификация

Волевые качества делятся на два основных типа: первичные (экстраординарные волевые качества) и системные (морально волевые качества).

Вторые базируются на первых: на основе первичных формируются и развиваются системные. Далее мы расскажем об этих двух типах.

Первичные

Рассмотрим базовые первичные качества и дадим их краткую характеристику:

  1. Энергичность. Заряженность положительными эмоциями на деятельность. Умение настроить себя на активность. Когда человек говорит об «отсутствии мотивации», зачастую у него слабо развита сила воли — и в частности — энергичность. Если данное качество развито хорошо, человек способен простым мысленным усилием мобилизовать внутренние ресурсы — в энергию для достижения цели.

    Важно отличать энергичность (как параметр силы воли) от общей энергичности личности, которая зависит от наследственности и генетики (типа темперамента).

  2. Терпеливость. Свойство полярное предыдущему. Если энергичность направлена на быстрые решительные действия, то терпеливость — умение долго идти к цели, способность выжидать и оставаться спокойным при отсутствии видимых результатов. Умение выжидать, но не пережидать — не стоит путать терпеливость с пассивностью.
  3. Самообладание. Важное умение сохранять холодный рассудок в меняющихся обстоятельствах. Когда дела идут не по плану, человек настойчив в достижении цели, его эмоциональный фон стабилен. То есть эмоции и настрой не колеблются: не в сторону агрессии, не в сторону паники, не в сторону рефлексии/апатии (когда «опускаются руки»). Самообладание выражается в способности отбросить чувства на задний план и продолжать действовать.
  4. Смелость. Под смелостью понимается процесс по преодолению рациональных страхов. На пути к цели, человека могут ожидать неприятности: угроза жизни и ущерб социальному положению (осуждение, недопонимание). Смелость — способность встретиться со страхом и преодолеть его. Это сознательный, умственный процесс.

    Не следует путать его с сумасбродством, когда человек рискует жизнью или положением без какой-либо разумной причины.

к содержанию ↑

Системные

Теперь перейдем к системным качествам, основанным на первичных. У человека, постоянно прокачивающим силу воли, описанные ниже качества составляют фундамент характера (этими качествами часто описывают человека, дают ему характеристику):

  1. Целеустремленность. Бывает двух типов. Целеустремленность частная — это упорство в достижении цели, несмотря на препятствия и неудачи. Целеустремленность общая — это свойство личности, когда человек намечает задачи и успешно решает их по жизни, в целом.
  2. Настойчивость. Проявляется в длительном непоколебимом настрое на цели. Без этого качества человек опустит руки сразу после первой попытки. Настойчивый человек способен очень долго не бросать задачу, работать над ней месяцы и даже годы. Никакие препятствия на пути не способны повлиять на его решение прийти к результату.
  3. Принципиальность. Означает соответствие своим принципам, убеждениям, мировоззрению в целом. Сюда же входит отстаивание своей точки зрения, если человек абсолютно уверен в объективности своих доводов.

    Принципиальность — это дисциплина в сфере верности своим убеждениям, словам.

  4. Инициативность. Способность предлагать нестандартные решения. Направленность человека на преобразование окружающего мира. Качество, противоположное пассивности, лени. Инициативность не только характеристика воли, но и качество, свойственное поведению лидера.
  5. Решительность. Сущность свойства — в оперативном принятии решений. Когда возникает проблема (или ставится цель), человек, обладающий данным качеством, остается собранным и сразу же ищет пути решения задачи. Не следует путать с импульсивностью. Отличие в том, что импульсивный человек — спонтанный, он руководствуется эмоциями, инстинктами и сиюминутными желаниями, когда решительный человек — руководствуется разумом и логикой. Решительность — не столько спешка или быстрота, сколько скорость перехода от принятия решения к действию (про таких людей говорят «человек дела»).
  6. Стратегичность (последовательность). Качество, благодаря которому человек видит конечную цель, результат своей деятельности. И потому каждый свой шаг сверяет с намеченный результатом. Сюда же входит умение расставлять приоритеты и не только составлять план, но и приспосабливать его под изменяющиеся условия и форс-мажоры.
  7. Самодостаточность (самостоятельность). Важное качество, с помощью которого человек внимательно фильтрует поставленные цели. Он не позволяет навязать себе чужие желания, смотрит на окружающий мир в соответствии со своими убеждениями, принципами, основанными на личном опыте. Также самостоятельность — умение действовать, не прибегая к чужой помощи, работать автономно.

к содержанию ↑

Кратко о формировании

Воля формируется и развивается в процессе жизни человека.

Волевые качества закладываются в детстве, и их дальнейший прогресс во многом зависит от того, как ребенок относится к препятствиям и как справляется с ними.

В раннем детстве, ребенок по большей части руководствуется инстинктами выживания. Главную роль в его поведении играют потребности в пище, безопасности (которую должны обеспечить родители).

После 4-х лет ребенок способен принимать более взвешенные решения, поскольку его поведение теперь контролируют не только инстинкты, но и воспитание.

В этом возрасте также развиваются моральные качества.

Если ребенок старается активно преодолевать препятствия, достигает пусть небольших, но целей — тем выше вероятность, что и во взрослом возрасте он будет проявлять силу воли.

О том, как укреплять волю и дисциплину, мы подробно расскажем в разделе о развитии волевых качеств личности.

к содержанию ↑

Методика исследования волевой организации

Для анализа уровня развития своей воли можно пройти тест Н.Е. Стамбуловой. Участник теста может оценить каждое качество воли (такие как самообладание, инициативность, настойчивость и т.п.).

В тесте задаются вопросы, ответить на которые можно «нет», «да», а также с более размытой степенью уверенности: «скорее да», «может быть» и т.д. На каждое волевое качество отводится по 20 вопросов. Найти тест Стамбуловой можно на просторах Сети.

к содержанию ↑

Развитие

Первые шаги по укреплению воли происходят в детстве. Огромную роль играет воспитание родителями.

Если они всячески стараются угодить ребенку, он растет пассивным, упрямым, капризным.

Опасно это потому, что выйдя во взрослую жизнь, человек будет ожидать подобного поведения от окружающих (синдром «мне все должны»).

Соответственно, если родители предъявляют серьезные требования к ребенку (серьезные, но не деспотичные/тоталитарные), то он уже с малых лет учится достигать целей. Один из самых эффективных способов развить в ребенке силу воли — определить его в кружок/секцию.

Важно

Причем выбирать должен он, не нужно навязывать какое-то увлечение, ибо последует обратная реакция. Когда малыш поймет, чем ему нравится заниматься, в чем реализуются его таланты, важно контролировать прогресс.

Например, ребенку нравится рисовать. Значит, такой фактор как увлеченность — уже присутствует. Второй фактор — дисциплинированность, достаточная степень усидчивости — следует формировать.

Родители могут ежедневно давать малышу задания по рисованию, отмечать рост его навыков, хвалить в соответствии с успехами, вознаграждать за результативную деятельность.

Развивать волю можно и во взрослом возрасте. Но это гораздо сложнее делать самостоятельно, если в детстве не выработалась привычка к самодисциплине. Тем не менее, методика есть:

  1. Определиться с инструментом. Инструмент в данном контексте — место приложения сил. Сфера деятельности: ремесло, хобби, профессия, в которой человек будет решать задачи (достигать целей). Это может быть как работа, так и область личностного развития (тренажерный зал, чтение, кулинария). Главное, чтобы само занятие нравилось. Наилучший вариант — изучение совершенно новой сферы, опыт в которой — нулевой. Так будет лучше виден рост.
  2. Ставить небольшие задачи. Приведем яркий пример: приходит человек в тренажерный зал. И берется за штангу в 200 кг. Естественно, штанга не дается, сопротивляется как может. Пример — понятный, с физическими объектами. Но когда тот же человек берется рисовать не «хуже Микеланджело», он забывает про этот пример. «Уровень рисования Микеланджело», «уровень программирования Билла Гейтса» — такие же штанги.

    Чем чревато браться за сложные задачи? Есть риск, что человек, а особенно тот, у кого воля развита слабо, забросит начинание.

    Ибо не получится нарисовать шедевр, первый раз взявшись за карандаш. Поэтому необходимо ставить маленькие задачи, которые под силу решить.

  3. Переход от простого к сложному. Когда вы уверенно поднимаете штангу в 10 килограмм — время увеличивать вес. Поскольку есть опасность остаться на прежнем уровне. Здесь как в игре — научились проходить квесты первого уровня, время переходить на второй.
  4. Фиксация успехов и анализ неудач. У того, кто только начинает развивать волю, обычно проблема с мотивацией. Один из дополнительных источников мотивации — список достижений. Поэтому любые успехи нужно фиксировать на бумаге. В стрессовой ситуации подобный список поможет не опустить руки и продолжить двигаться к цели. Неудачи тоже нужно фиксировать — но по-другому. Задача — сделать работу над ошибками, понять, почему неудача произошла. В дальнейшем полученный опыт не позволит оплошать во второй раз. Важно разобрать ситуацию — и забыть о ней как о таковой, поскольку самобичевание, постоянная рефлексия только вредят и отвлекают от цели.

Сила воли — не статичное свойство личности. Если ее не развивать, произойдет деградация, приводящая к пассивности, лени, депрессии.

Совершенствовать же силу воли можно в любом возрасте, но чем раньше этим заняться — тем лучше. Так или иначе, стать асом в достижении целей может каждый!

Как стать волевым человеком? Советы психолога:

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/volevye-kachestva-cheloveka.html

Классификация и методика развития волевых качеств человека

Перечень положительных и отрицательных волевых качеств очень велик, поэтому рассмотрим основные из них. Четкую классификацию волевых качеств сделал В. К. Калина.

Такие волевые качества, как энергичность, терпеливость, выдержку и смелость, он относит к базальным (первичным) качествам личности.

Функциональные проявления их являются однонаправленными регуляторными действиями сознания, набирают форму волевого усилия.

Под энергичностью понимают способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Терпеливость определяют, как умение поддерживать вспомогательным волевым усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления).

Выдержка — способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

Читайте также:  Психологические фильмы с глубоким смыслом: список лучших

Иначе говоря, смелость связана с умением противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели.

Как развить решительность?

Решительность – это способность отметать сомнения, быстро и самостоятельно принимать решения в любых сложившихся обстоятельствах, в том числе рискованных. Реализовывать в действии. Брать ответственность за результат на себя, никого не подводить, никем не прикрываться.

От решительности зависят спортивные достижения, выбор будущей профессии, успех в делах, материальное состояние.

Люди, которые в силу своей профессиональной деятельности обязаны быть решительными: врачи, спасатели, водители, пилоты, инкассаторы, охранники и многие другие.

От решительности врача и спасателя, пилота и водителя зависят жизни людей.

В большей степени качество закладывается в детстве, поэтому взрослому человеку, который и шагу без чьей-либо подсказки сделать не может, сложно себя перевоспитать. Но осуществимо.

  • принимает решение;
  • действует;
  • получает положительный или отрицательный конечный результат.
  • принимает решение;
  • боится;
  • сомневается;
  • испытывает неуверенность в выбранном решении;
  • переживает;
  • снова сомневается;
  • разочаровывается;
  • перегорает и отпускает мысль.

Как видно из модели поведения нерешительного человека, он опасается проблем, боится взять на себя ответственность, сомневается, находится в растерянности, ждёт помощи и одобрения со стороны.

Если рядом не будет человека, который уговорит принять решение и действовать, любая задумка останется нереализованной. Решительный человек, после принятия решения, начинает действовать. Он не боится, что выбранный путь приведёт к фиаско.

Самый простой способ развить решительность – начать действовать, отбросив все сомненья. Пережить первую неудачу и удачу, после чего все последующие решения и их реализация дадутся легко.

Предлагаем ознакомиться:  Упражнения на развитие навыков общения

Начните с малого

Запишите в тетради цель:

  1. доведение начатого дела до конца,
  2. получение прав.

Действуйте!

Не откладывайте дела до лучших времён. Не ищите поводы в нехватке времени, денег, здоровья, идей. Знайте, такое время никогда не наступит. Ближе к сроку появятся новые дела, старые уйдут на второй план и останутся навечно нереализованными.

Нет ни одного уверенного в банкротстве предпринимателя, который вкладывает десятки тысяч $ в собственное дело.

Просчитанный до мелочей бизнес-план не даёт 100% гарантии. Взбалмошные предприниматели рискуют всеми накопленными деньгами, а менее рискованные – выработали чёткое правило: не вкладывать в бизнес более 10% от своего капитала.

Системные волевые качества

Остальные проявлений волевой регуляции личности сложнее. Они представляют собой определенные сочетания однонаправленного проявления сознания.

Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной). Такие волевые качества, являются вторичными, системными. Например, храбрость включает в себя составные: смелость, выдержку, энергичность; решительность — выдержку и смелость.

При этом важно знать, что базальные (первичные) волевые качества составляют основу системных (вторичных) качеств, их ядро. Низкий уровень таких базальных качеств очень затрудняет образование более сложных, системных волевых качеств.

Совет

Целеустремленность заключается в умении человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями, обусловленными ее твердыми убеждениями.

Целеустремленная личность всегда опирается на общую, часто отдаленную цель и подчиняет ей свою конкретную цель. Такая личность хорошо знает, чего хочет достичь и что ей делать. Ясность целей — в этом заключается ее достоинство.

Настойчивость — это умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

Противоположными настойчивости есть упрямство и негативизм, свидетельствующие о недостатках воли. Упрямо человек отстаивает свои неправильные позиции, несмотря на разумные доводы.

Принципиальность — умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, уверенностью в целесообразности определенных нравственных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми.

Принципиальность проявляется в дисциплинированности поведения, в правдивых, чутких поступках. Противоположные этим качества имеет человек беспринципный.

Расстройства сложного волевого действия

Освещённые выше негативные качества характеризуют волевую слабость человека. Крайняя степень слабоволия человека находится за пределами норм. К значительным расстройствам сложного волевого действия относятся абулия и апраксия.

Нормальный волевой акт предполагает оптимальную (не слабую и сильную) импульсивность. Если интенсивность импульсов низкая, то волевой акт невозможен.

Так же и при завышенной импульсивности, когда желания дает мгновенную разрядку в действие (как в состоянии аффекта), т.е.

отсутствует сознательный учет последствий, обдумывание цели, невозможно уравновешивание мотивов — действие теряет характер сознательного, выборочного, волевого.

Понимая необходимость выполнять распоряжения, больной абулией не может заставить себя это сделать. Для него характерно подчинение в поведении случайным стимулам, которые появляются в поле его зрения. Например, такой человек, увидев клумбу цветов, начинает их срывать, хотя никаких намерений относительно создания букета у него не было и он не знает, что делать с этими цветами.

Апраксия — сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое локальными расстройствами лобных участков мозга.

Проявляется в нарушении произвольной регуляции движений, действий и поведения в целом. Действия не подчиняются заданной программе (например, программе, которая идет от врача к больному, хотя в обычной, конкретной ситуации такие действия возможны).

Так, больной мог высунуть язык, чтобы смочить губы, когда они у него пересохли, но не мог выполнить такого действия по просьбе врача, другой больной мог пользоваться ложкой и стаканом во время еды, но без конкретной ситуации он эти действия не способен выполнять, не может закрыть глаза на просьбу врача, хотя когда ему предлагают лечь спать, он это делает.

Как развить целеустремленность?

Целеустремлённость – это направленность на результат деятельности. Без этого волевого качества сложно продвинуться по карьерной лестнице, похудеть, в спорте получить МСМК.

Как и решительность, целеустремлённость развивается с детства. Потерять её можно в любом возрасте. У детей целеустремлённость пропадает, чаще всего, из-за запретов родителей и учителей. У взрослых людей она исчезает ввиду разных обстоятельств, в том числе потери интересов.

Чтобы восстановить или развить целеустремлённость, нужно постоянно ставить цели, двигаться к ним и анализировать результат.

Предлагаем ознакомиться:  Почему люди не здороваются, и что с этим делать?

Начните с малого. Например, при желании заняться велопрогулками, поставьте цель: купить велосипед. На момент постановки задачи не нагнетайте, что он дорогой, а для езды не хватает времени.

Обратите внимание

Купите копилку или откройте пополняемый банковский счёт. Ежемесячно откладывайте 5–10% от доходов. Через полгода загляните в тайник. Узнайте, сколько денег получилось собрать. Зайдите в интернет и посмотрите, какой велосипед вы можете купить за накопленные деньги.

Таким образом, можно найти работу с устраиваемой зарплатой или продвинуться по карьерной лестнице. Если на имеющейся работе повышение не светит, нужно поставить цель: должность начальника отдела за год. Опишите возможные способы реализации плана и действуйте. Составьте хорошее резюме. Ежедневно после работы рассылайте его на электронные ящики потенциальных работодателей.

Как развить настойчивость?

Настойчивость – волевое качество характера человека, которое перекликается с упрямством. Качество можно рассмотреть на примере обучения.

В детском возрасте сложно привить настойчивость к учёбе. Она развивается с возрастом. Но настойчивость у ребёнка проявляется в других моментах, например, в просьбах что-нибудь купить.

Чтобы развить качество, нужно постоянно заставлять себя выполнять одни и те же действия до результата. Если цель развития настойчивости – освоение иностранного языка, заставьте себя ежедневно учить по 30 новых слов, повторять тридцатку из вчерашнего дня. Учите новые, повторяйте старые – пока иностранные слова не будут отскакивать от зубов.

Ещё 1 хороший способ для развития общей настойчивости достигается изнурительным спортом. Вид спорта может быть любой, но в общих чертах рассмотрим на беге.

Поставьте цель: марафон на 10 км. Попробуйте прибежать к конечной точке за 1 день. Через пот, слабость, усталость бегите 10 км без остановки. Ежедневно увеличивайте километраж, доходите до финиша. Если вы научитесь настойчиво доводить дела от начала до конца за короткий срок, удача всегда будет на вашей стороне. Она любит настойчивых людей!

В заключение

Волевых качеств, которых человеку может не хватать, много. Есть ещё смелость, уверенность, мужество, которые, так или иначе, схожи по методу проявления и развития с решительностью.

Инициативность – отклик целеустремлённости, сила воли – самоконтроля, самообладания, выдержки и дисциплинированности. Настойчивость схожа с упрямством. Чтобы не хвататься за всё подряд в первую очередь развивайте решительность и силу воли.

Если получится, все остальные качества дадутся без труда.

Источник: https://amazing-lady.ru/klassifikatsiya-metodika-razvitiya-volevykh-kachestv-cheloveka/

Классификация волевых качеств личности

Своеобразие активности личности воплощается в ее волевых качествах.

Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой.

Волевые качества рассматривают как индивидуальные особенности свободы, присущие отдельным людям. К положительным качествам относятся такие, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и т.д. Качества, которые характеризуют слабость воли личности: беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство и т.п.

Базовые волевые качества

Перечень положительных и отрицательных волевых качеств очень велик, поэтому рассмотрим основные из них. Четкую классификацию волевых качеств сделал В. К. Калина.

Такие волевые качества, как энергичность, терпеливость, выдержку и смелость, он относит к базальным (первичным) качествам личности.

Функциональные проявления их являются однонаправленными регуляторными действиями сознания, набирают форму волевого усилия.

Важно

Под энергичностью понимают способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Терпеливость определяют, как умение поддерживать вспомогательным волевым усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления).

Выдержка – способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

Смелость – способность в случае возникновения опасности (жизни, здоровью или престижа) сохранить устойчивость организации психических функций и не снизить качество деятельности.

Иначе говоря, смелость связана с умением противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели.

Системные волевые качества

Остальные проявлений волевой регуляции личности сложнее. Они представляют собой определенные сочетания однонаправленного проявления сознания.

Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной). Такие волевые качества, являются вторичными, системными. Например, храбрость включает в себя составные: смелость, выдержку, энергичность; решительность – выдержку и смелость.

Целый ряд волевых качеств личности являются системными – настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность.

При этом важно знать, что базальные (первичные) волевые качества составляют основу системных (вторичных) качеств, их ядро. Низкий уровень таких базальных качеств очень затрудняет образование более сложных, системных волевых качеств.

Целеустремленность заключается в умении человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями, обусловленными ее твердыми убеждениями.

Целеустремленная личность всегда опирается на общую, часто отдаленную цель и подчиняет ей свою конкретную цель. Такая личность хорошо знает, чего хочет достичь и что ей делать. Ясность целей – в этом заключается ее достоинство.

Настойчивость – это умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

Настойчивая личность правильно оценивает обстоятельства, находит в них то, что помогает достижению цели. Такая личность способна к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонному движению к намеченной цели.

Противоположными настойчивости есть упрямство и негативизм, свидетельствующие о недостатках воли. Упрямо человек отстаивает свои неправильные позиции, несмотря на разумные доводы.

Совет

Принципиальность – умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, уверенностью в целесообразности определенных нравственных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми.

Принципиальность проявляется в дисциплинированности поведения, в правдивых, чутких поступках. Противоположные этим качества имеет человек беспринципный.

Читайте также:  Плохие отношения с мамой: как их можно наладить?

Сила воли

К волевым качествам, которые наиболее характеризуют силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.

Самостоятельность – это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и убеждений.

Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведение изменения.

Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.

Инициативность – это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления.

Противоположными качествами является безынициативность и зависимость.

Безынициативный человек легко поддается влиянию других людей, их действиям, поступкам, собственные решения ставит под сомнение, не уверен в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества выступают в форме внушения.

Одной из важных волевых качеств человека является его решительность.

Решительность – это умение принимать обдуманные решения, последовательно претворять их в жизнь.

Нерешительность является проявлением слабости воли. Нерешительный человек склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.

Свобода личности характеризуется также ее организованностью, которая заключается в умении человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченному плану. Это качество требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план, но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств.

Итак, совокупность проявлений позитивных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности.

Обратите внимание

Установлено, что людям с сильной волей присущ высокий уровень мотивации достижения.

Мотивация достижения – это упорство в достижении своей цели, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться успеха.

Да, люди с высокой потребностью в достижении всегда в поисках ситуаций, где они могли бы проверить свои возможности, они уверены в успешном завершении дела, готовы взять на себя ответственность, решительны в экстремальных ситуациях, не теряют равновесия в условиях соревнования, проявляют большую настойчивость при преодолении внешних или внутренних препятствий.

Расстройства сложного волевого действия

Освещённые выше негативные качества характеризуют волевую слабость человека. Крайняя степень слабоволия человека находится за пределами норм. К значительным расстройствам сложного волевого действия относятся абулия и апраксия.

Абулия связана с неспособностью принять необходимое решение, действовать. Причины заключаются в нарушении динамического соотношения между корой больших полушарий и подкоркой.

Нормальный волевой акт предполагает оптимальную (не слабую и сильную) импульсивность. Если интенсивность импульсов низкая, то волевой акт невозможен.

Так же и при завышенной импульсивности, когда желания дает мгновенную разрядку в действие (как в состоянии аффекта), т.е.

отсутствует сознательный учет последствий, обдумывание цели, невозможно уравновешивание мотивов – действие теряет характер сознательного, выборочного, волевого.

Понимая необходимость выполнять распоряжения, больной абулией не может заставить себя это сделать. Для него характерно подчинение в поведении случайным стимулам, которые появляются в поле его зрения. Например, такой человек, увидев клумбу цветов, начинает их срывать, хотя никаких намерений относительно создания букета у него не было и он не знает, что делать с этими цветами.

Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое локальными расстройствами лобных участков мозга.

Проявляется в нарушении произвольной регуляции движений, действий и поведения в целом. Действия не подчиняются заданной программе (например, программе, которая идет от врача к больному, хотя в обычной, конкретной ситуации такие действия возможны).

Так, больной мог высунуть язык, чтобы смочить губы, когда они у него пересохли, но не мог выполнить такого действия по просьбе врача, другой больной мог пользоваться ложкой и стаканом во время еды, но без конкретной ситуации он эти действия не способен выполнять, не может закрыть глаза на просьбу врача, хотя когда ему предлагают лечь спать, он это делает.

Важно

Все действия больных апраксией прикованы к конкретным, непосредственно данных ситуаций, из которых они не в состоянии освободиться.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-volya.html?id=klassifikaciya-volevyh-kachestv

Методика развития волевых качеств

Рукопашный бой как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике рукопашника, наличию у него определенных волевых качеств.

Развитие волевых качеств должно основываться на уверенности рукопашников в своих силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико‑тактических или морально‑волевых задач, осознании целей и средств их достижения.

Рукопашники должны знать характерные особенности своего стиля боя, его сильные и слабые стороны, соотношение сил с противниками, положительные или отрицательные влияния возможных ситуаций боев на психику противников, помнить типичные случаи из собственной боевой практики, черпать знания из опыта мастеров.Методами развития волевых качеств могут быть:

— организация специальных тренировочных занятий;

— проведение совместных занятий слабее подготовленных рукопашников с более сильными, что позволяет использовать силу примера;

— постановка конкретных тренировочных задач, вынуждающих к преодолению определенных трудностей;

— постановка задач на проявление максимальных усилий.

Лучшим средством волевой подготовки рукопашников являются тренировочные бои, так как бой сам по себе предъявляет исключительно широкие требования к психике рукопашников и вынуждает к проявлению максимальных волевых усилий.

Ускорению процесса формирования бойцовских качеств у рукопашников в наибольшей мере служит организация тренировочных боев в форме командной борьбы, так как ей сопутствует высокий эмоциональный фон, стремление участников выручить команду или закрепить определившийся успех.

Все это облегчает проявление волевых усилий, приобретение уверенности в своих силах и возможностях.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ РУКОПАШНИКОВ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Важным направлением в системе психологической подготовки рукопашников является развитие способности к саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния.

Самостоятельное проведение рукопашником тренировочной работы, проявление самодисциплины, использование методов саморегуляции для успокоения и настройки на бои позволяет рукопашникам овладеть способностью самостоятельно регулировать свои психические процессы и эмоциональное состояние.

Педагогические задачи, направленные на саморегуляцию в тренировочном процессе:

— подчинять свою приверженность к использованию средств и методов тренировки, стилю боя целям плановой подготовки. Благодаря самостоятельной регуляции поведения сделать возможно более продуктивной тренировку в каждых конкретных условиях и с любым партнером;

— в ходе выполнения упражнений, в течение занятия, боя сохранять высокий уровень интенсивности внимания и направленность мышления на деловую сторону учебного процесса. Быстро переключаться от обдумывания второстепенных деталей деятельности к важнейшим сторонам занятия, боя, от эмоциональной оценки качества завершенных действий — к готовности продолжать занятие, бой;

— подавлять неудовлетворительные отклонения в психическом состоянии, избегать ненужных внешних проявлений, вызываемых повышенной эмоциональностью, регулировать психические процессы.

ГЛАВА 5

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ

Психическая нагрузка в современном рукопашном бою чрезвычайно велика. К психике рукопашника предъявляются исключительно высокие требования.

Это относится к большинству психических процессов, состояний и свойств личности.

От восприятия, внимания, памяти, мышления, волевых качеств и умения управлять психическими состояниями во многом зависит эффективность профессионально‑прикладной деятельности рукопашника.

Совет

Рассмотрим некоторые средства и методы психорегуляции, ориентированные на решение важных практических задач.

Основная идея применения психорегуляции состоит в том, чтобы средства и методы ее органически входили в тренировочный процесс, способствуя повышению профессионального мастерства рукопашников.

Нужно, чтобы тренировка психических функций и процессов сочеталась с подготовкой всех видов (технико‑тактической, физической и др.) и составляла единство с ними.

Основная цель психорегуляции — оптимальное использование резервных возможностей рукопашников в процессе их деятельности. С помощью психорегуляции можно и нужно решать важные задачи профессиональной деятельности. Основные из них следующие:

— овладение навыками самоконтроля психического состояния;

— повышение эффективности восстановления работоспособности;

— оптимизация процесса освоения и закрепления технико‑тактических действий и поведенческих реакций;

— повышение психической устойчивости к стрессовым ситуациям.

— совершенствование настройки на профессионально‑прикладную деятельность.

Рассмотрим конкретные пути решения каждой из перечисленных задач.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/25854.html

Развитие волевых качеств

Формирование нравственности служит необходимым, но не достаточным условием проявления волевых качеств, поэтому задача их развития может стать задачей самостоятельной.

К сожалению, в этом вопросе у психологов, педагогов и родителей наблюдается подчас ни на чем не основанный оптимизм.

Насколько соответствуют реальности их представления о возможности развития некоторых волевых качеств, в частности смелости, видно на примере спортивной гимнастики, которую А. Ц. Пуни считал важным средством развития этого волевого качества.

В одной из секций по спортивной гимнастике тренеры в течение 3 лет оценивали уровень смелости своих учеников. Оказалось, что в конце этого срока уровень смелости гимнастов, по мнению тренеров, не повысился, а, наоборот, снизился. По данным Е. А.

Калинина [1970], у гимнастов со стажем 6–7 лет страх встречается чаще, чем у гимнастов со стажем 3–5 лет. В исследовании Н. Д. Скрябина [1976] показано, что среди мастеров спорта по спортивной гимнастике 20% были трусливыми. Можно сослаться и на Т. Т.

Джамгарова [1954], согласно данным которого гимнасты и акробаты по смелости и решительности заняли только 9'е место среди представителей 11 видов спорта.

Тот же факт, что среди представителей таких рискованных видов спорта, как прыжки с парашютом, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина, практически нет генетически предопределенных трусливых, еще не свидетельствует о том, что эти виды спорта развивают смелость. Скорее всего это является следствием естественного отсева: лица с низкой степенью смелости добровольно бросают занятия этими видами спорта из'за того, что не хотят постоянно испытывать страх и при этом не могут его преодолеть.

Поскольку в спортивной гимнастике мастерства высокого уровня достигают
и лица, имеющие низкую степень смелости, естественно, возникает вопрос — каким же образом им это удается? Очевидно, они приспосабливаются к «опасной» ситуации, связанной с выполнением упражнений. Для подтверждения этого предположения Н. Д. Скрябин [1975] проделал эксперимент по изучению адаптации школьников к «опасной» ситуации, возникающей при выполнении некоторых упражнений.

Испытуемым предлагалось многократно (по 10 раз за урок в течение 8 уроков) выполнять одно и то же упражнение, приводящее к появлению боязни.

Обратите внимание

О процессе адаптации к этой ситуации судили по нормализации баланса нервных процессов и частоты сердечных сокращений, а также по качеству выполнения упражнения.

При этом степень смелости вычисляли не по абсолютной оценке качества упражнения, а по разности оценок при выполнении упражнения со страховкой и без нее.

Исследование показало, что по мере многократного выполнения этого упражнения без страховки оценка его все больше приближалась к оценке выполнения упражнения со страховкой, т. е.

самоконтроль за выполнением упражнения все больше усиливался, а переживание боязни проявлялось все меньше. Об этом свидетельствовало и уменьшение частоты пульса после выполнения упражнения, а также уменьшение числа случаев сдвига баланса нервных процессов в какую либо сторону.

Следовательно, можно сделать вывод, что испытуемые постепенно адаптировались к данной опасной ситуации.

Аналогичный сдвиг ЧСС при пятикратном выполнении «опасного» упражнения у смелых и робких наблюдали Б. Н. Смирнов, М. А. Брегман и В. И. Киселев [1970]. Авторы отмечают, однако, что у робких, в отличие от смелых, за время, отведенное на попытки, процесс адаптации не успел закончиться.

Но адаптация не означает, что у испытуемых возникла смелость как устойчивая черта личности. О ней можно было бы говорить в том случае, если бы и в других опасных ситуациях эти испытуемые проявили себя как смелые, т. е.

без страховки выполняли бы упражнение так же качественно, как и со страховкой, и не обнаруживали бы повышения частоты сердечных сокращений. Но, как показано Н. Д. Скрябиным в том же исследовании, этого не произошло.

Важно

Выполнение нового «опасного» упражнения привело у лиц с низким уровнем смелости к прежней реакции на опасность: к ухудшению качества выполнения упражнения без страховки и резкому повышению частоты сердечных сокращений.

Читайте также:  Как ласково и красиво назвать любимого человека?

Значит, предположения психологов и педагогов о возможности развивать смелость оказались слишком оптимистичными. На основании исследования Н. Д. Скрябина можно сделать вывод о способности лиц с низким уровнем смелости адаптироваться к конкретной опасной ситуации, однако переноса этой адаптированности на другие опасные ситуации не происходит.

Большая роль в такой адаптации и устранении или ослаблении чувства страха должна принадлежать методам психорегулирующей тренировки, внушенному сну, медикаментозным средствам.

Кроме того, педагоги должны проводить большую профилактическую работу, не допуская возникновения у обучающегося необоснованного страха только из'за того, что он не знаком с ситуацией, деятельностью, слабо подготовлен к ней или не уверен в успешности ее выполнения.

В. Г. Темпераментова [1982] опробовала на школьницах старших классов ряд приемов, помогающих снизить переживание страха при выполнении физических упражнений: • постепенное повышение сложности препятствия, которое нужно преодолеть; • расчленение упражнения на части и выполнение их в облегченных условиях (на полу, на невысокой опоре и т. д.

); • разучивание специальных и подготовительных упражнений, создающих уверенность в выполнении и основного упражнения; • обеспечение страховки на первых шагах разучивания упражнения; • приведение в пример одноклассников, легко и непринужденно справившихся с упражнением; • включение «опасных» элементов в эстафеты соревнования; • исключение нетактичных замечаний с подчеркиванием боязни учащихся;

• ободрение учащихся, внушение им уверенности в том, что они сумеют выполнить упражнение.

Последний прием очень важен для придания смелости маленьким детям при
катании на коньках, на лыжах, при освоении езды на велосипеде. Когда я учил своего пятилетнего сына съезжать с горки на лыжах, произошел следующий эпизод.

Несколько попыток спуститься без падений у него были неудачными. Тогда я сказал сыну: «Съезжай, я уверен, что сейчас ты не упадешь». Попытка оказалась успешной, сын удержался.

И вот перед следующей попыткой он сам попросил: «Папа, скажи еще раз, что я не упаду».

Совет

Другим примером является обучение детей езде на двухколесном велосипеде. Сначала родители поддерживают сзади велосипед, а затем незаметно для ребенка его отпускают — и ребенок едет самостоятельно.

Но стоит ему только обернуться и узнать, что его больше не страхуют, как он тут же заваливается. В этот момент очень важно убедить ребенка, что он с самого начала ехал без страховки.

Если он в это поверит, то проблема обучения решена.

Формирование настойчивости и целеустремленности. Настойчивость развивается на основе воспитания у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения доводить до конца выполнение посильных заданий.

Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело.

Самое главное — научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий.

Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей
целеустремленность ребенка, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.

Конкретизация цели и перспектив деятельности. Это положение имеет особое значение в учебном и тренировочном процессе. Поэтому каждое занятие нужно проводить таким образом, чтобы учащиеся упражнялись не «вообще», а овладевали конкретным материалом. Нужно добиваться, чтобы, уходя с занятий, учащиеся как можно чаще сознавали, что они чего то достигли, продвинулись вперед.

Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и старательности, приводит к уменьшению работоспособности.

Цель, которую ставит перед собой учащийся, не всегда совпадает с целями
и задачами преподавателя. Такое совпадение желательно, но на первых этапах учебного процесса порой труднодостижимо. Дело в том, что школьники первоначально руководствуются конкретными ближайшими мотивами деятельности.

Для воспитания целеустремленности учителю не следует в таких случаях пренебрегать этими мотивами. Наоборот, их надо использовать для формирования положительного отношения школьников к учебному процессу, а более серьезные учебные задачи выдвигать постепенно, по мере прогрессирования ученика.

Разнообразие средств, форм и методов проведения учебных занятий. Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность занятий, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность.

В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы проведения учебных и тренировочных занятий.

Обратите внимание

Известно, например, что увлекательный материал и запоминается лучше, и закрепляет интерес к учению, а протекание биохимических процессов в организме спортсмена после тренировочных занятий зависит от его настроения и от отношения к занятиям: при положительных эмоциях сдвиги в протекании этих процессов бывают большими.

Через удовлетворение, получаемое от занятий, формируется удовлетворенность всем учебным процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться учащимися не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности.

Конечно, ради погони за эмоциональной привлекательностью занятий их не следует превращать в развлекательное мероприятие. Однако и игнорировать

этот фактор нельзя. Поэтому преподаватель должен, не теряя содержательности занятий, тщательно продумывать чередование средств и методов их организации.

Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается дос'
тижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Один из специалистов в области программированного обучения, Б. Ф.

Скиннер, считает, что уровень трудности всегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность получения учащимися подкрепляющих стимулов, т. е. достижение успеха. Большинство ученых, однако, высказываются за оптимальную трудность заданий, которая заставит прилагать определенные волевые усилия.

Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы.

Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность учащихся, направленную на преодоление трудности.

Важно

Использование эффекта соперничества. В определенные моменты учебного
процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является соревновательный метод.

Можно, например, сообщить учащимся, что в предыдущей группе предложенную программу успешно усвоили все учащиеся, или сказать: «В параллельном классе решают ту же задачу. Посмотрим, какой класс лучше справится с этим заданием».

Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд для поддержания целеустремленности.

Осознание человеком своего долга и ответственности. При недостаточном развитии у человека чувства долга настойчивость может не выражаться в полной мере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако вряд ли такая целеустремленность и такое проявление настойчивости будут радовать педагога.

Осознание человеком своего долга, меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости.

Если человек не будет сам желать достичь отдаленной цели, никакие ухищрения педагога не помогут.

Если же у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.

Воспитание дисциплинированности. Успех воспитания дисциплинированности зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания перечень предъявляемых человеку требований. Кроме того, не менее важно закреплять навыки дисциплинированного поведения.

Для исправления недисциплинированности могут быть приняты следующие меры: 1.

Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учетом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для недисциплинированных учащихся. 2.

Совет

Предоставление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах. 3. Укрепление в них веры в свои силы. 4. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.

5. Использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.

Развитие самостоятельности. Развитие самостоятельности проходит ряд этапов. На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано учителем (руководителем, тренером) или учителем совместно с учениками, подчиненными.

На втором этапе самостоятельность выражается не только в исполнении, но и в самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность. На четвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е.

самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий. 1. Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности. 2. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника (учителя, родителей и т. п.), но без лишней опеки, без сковывания инициативы.

3. Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.

Развитие решительности. Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.

И. П. Петяйкиным [1979б] было испробовано два варианта адаптации к «опасным» упражнениям — со страховкой преподавателя и без страховки. Как младшие, так и старшие школьники быстрее и в большей степени развивали решительность в тех случаях, когда страховка не использовалась.

Развитию решительности способствует создание соревновательной обстановки на занятиях. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесь имеет место проявление закона Йеркса–Додсона, согласно которому повышение силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.

Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения разучиваемым материалом уверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах обучения целесообразно давать посильные задания и оказывать помощь. Особого внимания заслуживают женщины, которые проявляют в опасной ситуации значительно большую нерешительность, чем мужчины.

Обратите внимание

Подведем итоги. Поскольку различные волевые качества связаны с моральным компонентом воли, это открывает большие перспективы в воспитании человека и развитии у него мотивационно волевой сферы.

Однако в этих качествах проявляется не только моральный компонент, но и генетический: волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями свойств нервной системы. Поэтому страх и неспособность человека владеть собой при его возникновении, а также неспособность принимать быстрое решение, долго терпеть усталость и т. п.

, могут иметь врожденную основу. Это не означает, что волевые качества развивать бесполезно. Однако в отношении некоторых волевых качеств, в существенной мере зависимых от врожденных особенностей человека, нужно избегать и излишнего оптимизма и стандартных подходов в их развитии.

Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от воспитателей, тренеров, родителей требуются чуткость (нельзя, например, боязливому приклеивать ярлык «трус»), терпеливость и педагогическая мудрость.

Следует учитывать и склонность детей к развитию того или иного волевого
качества. По данным В. И. Селиванова, девочки для самовоспитания выбирают выдержку, а мальчики — смелость и настойчивость.

Источник: https://psyera.ru/2520/razvitie-volevyh-kachestv

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector