Нарушение когнитивных функций – что это такое?

Нарушение когнитивных функций: что это такое, симптомы и лечение мозга

Когнитивные нарушения функций головного мозга являют собой специфические отклонения, которые приводят к расстройству личности, поскольку препятствуют познавательной активности человека. Они встречаются у взрослых и у детей. Как возникает нарушение когнитивных функций, по каким причинам и как их распознать? Попробуем разобраться.
<\p>

Что такое когнитивные нарушения, их виды и механизм развития

Что такое когнитивные нарушения? Это отклонения в нормальной работе и функционировании головного мозга. Они возникают по разным причинам у взрослых людей, также могут появиться у ребенка. Человеческий мозг – это сложный механизм, который регулирует все физиологические и психические процессы в организме. К когнитивным или познавательным функциям относят:

  • внимание;
  • запоминание;
  • интеллектуальные способности;
  • способность к восприятию;
  • речевая активность;
  • гнозис (осознание предметов и образов и способность относить их к той или иной категории);
  • праксис (способность применять свои знания и умения на практике).

Их любые нарушения способны спровоцировать изменение личности и сделать из разумного человека животное, которое руководствуется только инстинктами. Как развиваются такие нарушения? В первую очередь, это связано с нарушением связи коры головного мозга и подкорковых структур. В зависимости от локализации повреждения выделяют такие расстройства:

  1. Аграфия (проблемы с письменностью), акалькулия (невозможность считать), алексия (проблемы с чтением), неузнавание букв, нарушение логических, аналитических и математических способностей. Это происходит при нарушении функций левого полушария мозга.
  2. Нарушение ориентации в пространстве, проблемы с фантазией, творчеством. Это связано с патологическими процессами в правом полушарии.
  3. Нарушения в лобных частях приводят к проблемам с памятью, речью, мышлением и волевыми процессами.
  4. Патологии в височных частях мозга лишают человека способности различать запахи, звуки, зрительные образы, а также искажают чувственное восприятие.
  5. При нарушениях в теменной части наблюдают неспособность выполнять целенаправленные действия, проблемы с ориентацией в пространстве (например, путают, где право, а где лево).
  6. При затылочных патологиях нарушаются функции зрения, цветовосприятия, узнавание лиц и предметов.
  7. Повреждение мозжечка сопровождается угнетением эмоций, неадекватным поведением.

В зависимости от степени повреждения различают такие когнитивные расстройства:

  1. Легкие. Они практически не влияют на повседневную жизнь человека, не заметны окружающим, их сложно выявить с помощью тестов. Они проявляются в некоторой заторможенности психической деятельности. Например, сложно переключать внимание, тяжело вспомнить то, что раньше не вызывало проблем.
  2. Умеренные. Это промежуточное состояние, которое характеризуется более выраженными отклонениями в когнитивной сфере. Такими расстройствами страдают до 20% людей преклонного возраста. Они проявляются в значительном ухудшении памяти и внимания, повышенной утомляемости от выполнения интеллектуальных задач, нарушение речевых функций.
  3. Тяжелые (деменция). Такое расстройство мозговой деятельности еще называют слабоумием или маразмом. Чаще всего наблюдается у стариков. Это полная или частичная деградация личности.

Мозговая деятельность является очень сложным механизмом. Любое ее нарушение способствует появлению отклонений, которые в значительной степени влияют на поведение человека.

к оглавлению ↑

Причины развития, основные симптомы

Почему возникают когнитивные нарушения у детей и взрослых? В зависимости от их природы происхождения выделяют:

  • функциональные (временные);
  • органические (связанные с возникновением необратимого патологического процесса).

Функциональные нарушения имеют преимущественно временный характер. Они часто связаны с такими явлениями:

  • переутомление;
  • стрессы;
  • эмоциональные потрясения;
  • нервные перегрузки.

Такие отклонения в мозговой деятельности могут возникать в любом возрасте. Например, нарушение когнитивных функций у детей может спровоцировать неблагоприятная обстановка дома или в школе, смерть или болезнь друзей, близких родственников и другие эмоциональные потрясения. Они носят временный характер и проходят сами собой при исчезновении раздражающих факторов.

Органические нарушения связаны с патологическими процессами в мозговом отделе. Существует несколько причин такого состояния:

  • Черепно-мозговые травмы. Патологические нарушения вследствие травм носят как временный, так и постоянный характер. Взрослый человек и ребенок могут упасть, получить удар по голове, что вызывает нарушения мозговых функций.
  • Нарушение кровоснабжения мозга. Его вызывают такие явления:

    • гипертония;
    • артериальная гипертензия;
    • атеросклероз;
    • сердечнососудистые болезни (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда);
    • инсульт.
  • Метаболические нарушения. Они связаны с такими явлениями:

    • гипотиреоз (недостаток некоторых гормонов при нарушении функций щитовидной железы);
    • сахарный диабет;
    • почечная недостаточность;
    • печеночная недостаточность;
    • недостаток витамина В12 и фолиевой кислоты;
    • злоупотребление алкоголем;
    • курение;
    • употребление наркотических, токсических веществ, некоторых медикаментов (антидепрессантов, транквилизаторов).
  • Возрастные нарушения. Часто они связаны с мозговым отмиранием (атрофией) или уменьшением его массы. Старческие нарушения когнитивных функций ассоциируют с болезнью Альцгеймера или синдромом Паркинсона. Они являются прогрессирующими заболеваниями и не поддаются лечению.

Как выявить признаки когнитивных отклонений на ранних стадиях, чтобы вовремя начать соответствующее лечение? Следует обратить внимание на такие симптомы:

  • ухудшение памяти и способности к запоминанию;
  • понижение внимания;
  • утомляемость от простейшей умственной (интеллектуальной) деятельности.

При наличии таких расстройств (особенно у детей) необходимо пройти обследование, чтобы не запустить болезнь и вовремя начать лечение.

В более тяжелом течении (при умеренной стадии) наблюдаются следующие симптомы:

  • проблемы с речью (забывание слов и букв);
  • стойке ухудшение внимания;
  • забывчивость;
  • проблемы с письменностью, чтением;
  • трудности в выражении своих мыслей, чувств и эмоций;
  • ухудшение интеллектуальных способностей;
  • плохая ориентация в пространстве;
  • раздражительность;
  • повышенная утомляемость.

В самой последней стадии, которая называется деменцией, к вышеперечисленным добавляются такие неприятные симптомы:

  • расстройство личности;
  • невозможность выполнять простейшие функции по уходу за собой (например, невозможность сходить в туалет, помыться, поесть);
  • изменение характера;
  • психические отклонения (человек забывает, кто он, не узнает людей вокруг).

Чем раньше будут выявлены когнитивные нарушения, тем лучше они поддаются лечению с помощью медикаментозных препаратов и психологических приемов. Деменция имеет прогрессирующий характер и не поддается лечению.

к оглавлению ↑

Диагностика, методы лечения и профилактики

Как определить наличие у человека когнитивных отклонений? Для этого пациент должен пройти специальное обследование, которое включает такие процедуры:

  1. Опрос и осмотр. Он проводиться опытным врачом-неврологом, который выясняет, когда начались нарушения познавательных функций мозга, как они проявляются. Также важно выяснить о наличии некоторых обменных и эндокринных заболеваний, перенесенных травмах головы, генетической предрасположенности (наличие деменции у родственников), принимаемых медикаментозных средств.
  2. Различные психические оценки и тесты. Эти мероприятия проводит врач-психиатр. Например, широко употребляют такой тест, как MMSE (Mini Mental State Examination). Он имеет 30 вопросов и способен определить степень повреждения когнитивных функций.
  3. Анализ крови. Проводят с целью определения причины отклонений. Для этого кровь исследуют на сахар, гормоны, наличие витамина В12. Также проводят печеночные пробы.
  4. Липидограмма.
  5. Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Проводится с целью визуализации мозговых повреждений.

Только после выявления причины отклонений назначается необходимое лечение. Оно базируется на применении лекарственных препаратов. Так стойкое поражение мозга при деменции лечат при помощи таких медикаментов:

  1. Донепезил.
  2. Галантамин.
  3. Ривастигмин.
  4. Мемантин.
  5. Ницерголин.

Их назначает только врач. Он же определяет дозировку и длительность терапии. При небольших нарушениях когнитивных функций, применяют лекарства, которые способствуют улучшению кровообращения, а также нейропотекторы. Это такие препараты:

  1. Глицин.
  2. Кортексин.
  3. Солкосерил.
  4. Мексидол.
  5. Цераксон.
  6. Мемоплант.
  7. Ноотропил.

Кроме лекарственных средств назначается специальная антихолестериновая диета с целью улучшения кровотока и снабжения головного мозга кислородом. Она заключается в отказе от жирных сортов мяса, молокопродуктов и употреблении свежих овощей и фруктов, морепродуктов. Важно также принимать витамины группы В, исключить из рациона алкогольные напитки, кофе.

Если когнитивные нарушения появились, то их редко удается вылечить полностью. Можно только приостановить процесс.

Для этого нужно изменить способ жизни. Поэтому для приостановления негативных явлений в головном мозге следует придерживаться таких правил:

  1. Постоянно находиться под наблюдением врача и принимать назначенные им медикаментозные препараты.
  2. Развивать когнитивные функции мозга (память, внимание, интеллект) с целью поддержания мозговой активности. Для этого нужно учить и рассказывать стихи, разгадывать кроссворды и загадки, рисовать, общаться с людьми.
  3. Избегать стрессовых ситуаций, не допускать психических расстройств, избегать отрицательных эмоций.
  4. Вести активный образ жизни. Мозг должен постоянно работать, ему нужен кислород и свежие впечатления. Поэтому важно заниматься спортом, путешествовать.
  5. Поддерживать социальные связи. Общение с людьми, обмен информацией, совместное проведение времени способствует активности мозга человека.
  6. Коррекция питания. Важным моментом для профилактики когнитивных нарушений является антихолестериновая диета с целью препятствия атеросклероза (образования бляшек, которые закупоривают сосуды и препятствуют нормальному кровообращению). Также важно обогатить свой рацион полезными продуктами (свежими овощами, фруктами, ягодами, кисломолочными продуктами, морепродуктами).
  7. Отказ от вредных привычек. В первую очередь, необходимо бросить курить, отказаться или уменьшить употребление алкогольных напитков, кофе. Также важно не принимать наркотические вещества и некоторые медикаменты.
  8. Насыщение организма витаминами группы В и Е, цинком, магнием и полиненасыщенными жирными кислотами Омега-3.

Если придерживаться правильного образа жизни, то мозговые отклонения наступят очень не скоро. Это важно для поддержания хорошего самочувствия и интеллектуальной деятельности человека.

Когнитивные нарушения могут проявиться в любом возрасте по тем или иным причинам. Они способны доставить человеку и его близким много неприятностей, поскольку приводят к расстройству личности и медленной деградации. При обнаружении таких отклонений важно как можно раньше обратиться к врачу за помощью, чтобы не допустить осложнений.

Источник: http://oinsulte.ru/kognitivnye/narusheniya-kognitivnux-funkciya.html

Когнитивные нарушения: лечение расстройства

Как неприятно отмечать у себя или близких людей ухудшение способности запоминать информацию, появление быстрой утомляемости, снижение интеллекта.

Такие расстройства в работе головного мозга в медицине получили название «когнитивные нарушения». Однако не следует отчаиваться. Большое значение для людей с таким заболеванием играет адекватная терапия.

Современная медицина способна обеспечить должное лечение и добиться стабильной ремиссии.

Обратите внимание

Когнитивные функции – это восприятие, сообразительность, способность знакомиться с новой информацией и запоминать ее, внимание, речь, ориентация в пространстве и времени, двигательные навыки.

Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций.

Единичные случаи забывчивости – это еще не повод переживать, но если человек начинает регулярно забывать события, имена или названия предметов, то это может указывать на нарушения в деятельности мозга, тогда пациенту требуется помощь невролога.

Если нарушение когнитивных функций связано с левым полушарием головного мозга, то можно наблюдать такие внешние симптомы, как неспособность пациента писать, считать, читать, начинаются затруднения с логикой, анализом, исчезают математические способности. Правое полушарие, пораженное болезнью, будет давать пространственные нарушения, например, человек перестает ориентироваться в пространстве, уходит способность мечтать, сочинять, фантазировать, сопереживать, заниматься рисованием и другим творчеством.

Деятельность лобных долей мозга связана с восприятием запахов и звуков, с эмоциональным окрашиванием окружающего мира, она отвечает за опыт и запоминание.

Если заболевание затрагивает теменные доли мозга, то пациент теряет возможность целенаправленно выполнять действия, он не различает, где право, где лево, не может писать или читать.

Затылочные доли отвечают за способность видеть цветные картинки, анализировать, узнавать лица, предметы. Изменения в области мозжечка характеризуются неадекватным поведением и нарушением речи.

Его можно считать начальным этапом в цепочке сбоев высшей мозговой активности, которые по большей части, касаются памяти больного. Легкий вид нарушений может провоцироваться не только возрастными изменениями. Нередко причиной становится энцефалит или травма головы.

Важно

Что такое когнитивное расстройство и как оно проявляется на внешнем плане? Это сильная утомляемость во время умственной деятельности, невозможность запоминать новую информацию, растерянность, затруднения с концентрацией внимания, проблемы при выполнении целенаправленных действий.

Читайте также:  Я никому не нравлюсь: психология изгоя

Нередко пациенту сложно понимать чужую речь или самому подбирать слова для передачи мыслей. Интересен тот факт, что это обратимый процесс. При сильных умственных нагрузках симптомы прогрессируют, а после хорошего отдыха исчезают. Однако есть необходимость посетить невролога и терапевта, которые проведут необходимые инструментальные исследования, назначат сдачу анализов.

При ухудшении работы нескольких процессов, выходящих за рамки нормы возраста пациента, но не достигающих степени деменции, можно говорить об умеренном нарушении. По данным медицинской статистики, подобные симптомы могут встречаться у 20% людей возраста от 60 лет.

Однако у большей части этих пациентов в последующие пять лет наступает деменция.

У 30% людей наблюдается медленное прогрессирование болезни, но если за короткий промежуток времени случается расстройство сразу нескольких когнитивных функций, то необходима срочная консультация специалиста.

Тяжелая форма

Распространенность деменции наблюдается у пожилых пациентов, а провоцируется она, как правило, болезнью Альцгеймера. БА – это болезнь мозга, связанная с отмиранием ацетилхолинергических нейронов.

Ее первыми признаками становятся утрата памяти, постоянная забывчивость жизненных событий.

На следующей стадии прогрессирования патологических изменений начинается дезориентировка в пространстве, человек теряет способность выражать свои мысли, говорит бред, в быту становится беспомощен и может нуждаться в помощи близких.

Нередко выраженные нарушения когнитивных функций провоцирует сосудистая мозговая недостаточность, тогда память на жизненные события может оставаться хорошей, но страдает интеллект.

Пациенты перестают различать и видеть схожесть между понятиями, их мышление замедляется, появляется трудность в концентрации внимания. Кроме этого, у человека наблюдается повышение мышечного тонуса, меняется походка.

При таких признаках назначается нейропсихологическое обследование.

Причины

Нарушения делят на два вида: функциональные и органические. Функциональные расстройства провоцируются эмоциональным перенапряжением, стрессами, перегрузками. Они характерны для любого возраста и при устранении причин, как правило, проходят самостоятельно. Однако бывают случаи, когда врач решает применить медикаментозную терапию.

Органические нарушения провоцируются изменениями в головном мозге под воздействием какого-либо заболевания. Как правило, они наблюдаются в пожилом возрасте и отличаются устойчивым характером. Современная медицина предлагает продуктивные способы решения такой проблемы, позволяющие получить хороший результат. Можно назвать следующие причины нарушений:

  • Недостаточность кровоснабжения клеток мозга. Сюда относят такие заболевания, как сердечно-сосудистая патология, инсульт, гипертония. Человек должен следить за своим артериальным давлением, поддерживать оптимальный уровень сахара и холестерина.
  • Возрастная атрофия головного мозга или прогрессирующая болезнь Альцгеймера. В этом случае симптоматика болезни нарастает постепенно, в течение многих лет. Адекватное лечение поможет улучшить состояние пациента, стабилизировать симптомы на долгий срок.
  • Проблемы обмена веществ.
  • Алкоголизм и отравления.
  • Сердечно-сосудистая недостаточность.

У детей

Практика детской невралгии показывает, что когнитивный дефицит появляется вследствие заболеваний, затрагивающих нервную систему маленького пациента.

Это может быть, например, родовая травма или внутриутробная инфекция, врожденные обменные нарушения в нервной системе ребенка.

Существует проблема скорой и верной диагностики, но чем быстрее специалисты выявят болезнь и начнут проведение адекватной терапии, тем лучше будет результат.

Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте

У пожилых пациентов головной мозг испытывает массу изменений, а его масса значительно уменьшается.

Начинается этот процесс рано, еще в 30-40 лет, а к 80 годам степень потери нейронов может составлять до 50% от общей массы.

Совет

Уцелевшие нейроны не остаются прежними, они претерпевают функциональные изменения. На внешнем плане это может проявляться в том числе в виде нарушений когнитивных функций.

Когнитивная дисфункция у пожилых людей выражается в чрезмерной раздражительности, обидчивости, ограниченности мышления, плохой памяти. Их настроение часто меняется, проявляются такие качества, как пессимизм, страх, тревога, недовольство другими людьми, возможна социально-бытовая дезадаптация. Отсутствие лечения приведет к катастрофическим нарушениям когнитивных функций.

Классификация

Современная классификация когнитивных расстройств основывается на степени их выраженности и делится на легкие, средние и тяжелые формы.

При легких расстройствах под удар попадают такие процессы, как возможность быстро обрабатывать поступающую информацию, переключение с одного вида деятельности на другой.

При умеренных расстройствах преобладает нарушение памяти, которое со временем может развиться в болезнь Альцгеймера. Тяжелые расстройства – это дезориентация во времени, страдает речь, нарушается способность воспроизведения слов, страдает психика.

Диагностика когнитивных нарушений

Она основана на субъективных жалобах самого пациента, на оценке его состояния близкими людьми и определении неврологического статуса.

Кроме этого, врач проводит нейропсихологическое тестирование, назначает такие виды исследований, как компьютерная и магнитно-резонансная томография.

Чтобы диагностировать наличие депрессии у пациента (она часто становится причиной развития когнитивных расстройств), применяется шкала Гамильтона.

Лечение

Когнитивное расстройство личности лечится посредством нейрометаболических лекарственных препаратов трех видов: классические средства (Пирацетам, Пиритинол, Церебролизин), препараты для лечения болезни Альцгеймера (Халина альфосцерат, Мемантин, Ипидакрин), комбинированные средства (Омарон, Циннаризин). Большой выбор нейрометаболических лекарств для регуляции когнитивных процессов делает возможным индивидуализировать лечение пациентов с нарушениями когнитивных функций.

Что же следует делать, чтобы избежать возникновения расстройства когнитивных функций? С юных лет необходимо заботиться о своем здоровье.

Врачи рекомендуют в качестве профилактики этой проблемы ежедневно заниматься активными видами спорта, тренировать память, больше общаться. Огромную роль играет отказ от вредных привычек, достаточное употребление витаминов, правильное питание.

Например, снизить риск появления расстройств поможет средиземноморская диета. В последнее время для профилактики применяются фитопрепараты из гинкго билоба.

Видео

Источник: https://sovets.net/12899-kognitivnye-narusheniya.html

Когнитивные функции — обзор, их нарушения и расстройства

Сегодня в нашей статье мы поговорим о такой важной функции, которое получило название когнитивные функции. На самом деле, это важнейшие функции в жизни каждого, ведь именно благодаря ним человек может мыслить, составлять осмысленную речь, выражать свои мысли в письменном виде, составлять планы и целостно воспринимать окружающий мир.

Иными словами, мы будем рассматривать то, что выделяет человека от животных, делая его человеком.

Определение

Сам термин »когнитивный» является научным термином, поэтому не так уж и часто его можно встречать в каждодневном лексиконе. И все таки, данный термин раскрывает такие способности человека, которые знакомы всем. Именно когнитивные функции помогают человеку найти связи с окружающей средой и построить свои представления о мире в целом.

Когнитивные функции, которые также известны под названием познавательные функции, являются мозговыми процессами, они направлены на то, чтобы индивид смог взаимодействовать с окружающими.

Человеческая жизнь во многом зависит от такого уникального и важного умения, как способность запоминать и хранить информацию. Конечно, ошибочной является точка зрения, согласно которой к этому определению относят только память.

Обратите внимание

Когнитивные функции – это сложный механизм, это взаимосвязь сложных психических процессов, уровень которых отличается у разных людей.

Важным является тот факт, что их можно развивать и тренировать, однако важно помнить и о том, что эти процессы могут нарушаться исходя из разных факторов и личностных нарушений.

Естественно, способность восприятия, сохранения и воспроизведения информации очень важно, однако эти процессы невозможны в одиночку, тут важна взаимосвязь разных процессов.

Высшие мозговые функции

Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, нужно рассмотреть когнитивные функции по отдельности.

  1. Одной из важнейших функций является внимание. Ее можно характеризовать как способность концентрировать психические процессы на каком-то конкретном объекте. Каждый человек имеет индивидуально выраженную характеристику этого процесса, такие как:
    • Устойчивость;
    • Сосредоточенность;
    • Способ переключаться;
    • Концентрация;
    • Объем.

    Все эти характеристики меняют качество внимания у разных людей. Именно из-за них и получается так, что одни легко запоминают что-то, а другие никак не могут сконцентрировать свое внимание. Но также все эти характеристики можно развивать, работая над собой.

  2. Другая важная функция – это восприятие человека. Она составляется имея за основу информацию, которую человек получает из органов чувств в виде единых образов. Для этой функции важной является константность, иными словами, объект, который воспринимается человеком не зависимо от изменчивых условий, всегда воспринимается как тот же самый. К примеру, человек может узнать знакомого не зависимо от того как он одет, или где он находится. Этим качеством обделены животные, именно поэтому собака не может узнать своего знакомого, который будет стоять в темноте или если тот будет в другой одежде.
  3. Гнозис – это умение узнавать, визуально идентифицировать образы и сопоставить их к категориям.
  4. Память – эта когнитивная функция дает возможность запечатлеть, сохранить и в нужное время воспроизвести заранее полученную информацию.
  5. Интеллект – это уже умение »работать» с полученной информацией: делать анализ, сопоставить факты, оценивать, обобщать и так далее.
  6. Речь – это уникальное умение, благодаря которому люди могут общаться, используя символические знаки.
  7. Праксис – это комплекс способностей, которые формируют и включают в деятельности человека двигательные навыки и помогают ему построить, учить и автоматизировать последовательность своих движений.

Ниже рассмотрим некоторые функции более подробно. Так как они являются более глубокими и широкими понятиями, а также это поможет лучше понять природу когнитивных нарушений.

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом. Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Праксис или уникальное способность человека

Человек имеет ряд важных и уникальных когнитивных способностей, одним из которых является праксис. Это способность человека сохранять осознанную последовательность своих действий и движений. Праксис – та способность, которая появляется у человека еще в младенчестве, дав малышу на руку погремушку, тем самим родители ставят основу для этой функции.

Выделяются несколько видов праксиса:

  • Пальцевой – когда человек учится использовать свои пальцы, то у него, как последствия, появляются жесты.
  • Символический – это уже комплекс жестов, которые дают представление о том, что хочет этим сказать конкретный человек. Это в некотором роде напоминает принцип, по которым общаются глухие: благодаря набору особых жестов они могут общаться без слов.
Читайте также:  Как бороться с приступами панических атак самостоятельно?

Нарушение этой функции у человека может привести к ряду нежелательных последствий.

Кое-что интересное или мозг под микроскопом

Наверно ни для кого не секрет, что каждая функция связана с определенным отделом мозга. И это естественно, ведь каждая отдельная функция имеет свою локализацию в мозгу. Это представляет собой отдельные участки мозга, которые имеют группу нейронов, а они в свою очередь ответственны за определенный вид нервной передачи.

К примеру, познавательные функции находятся в коре мозга. Там выделяются 3 участка:

  1. Сенсорная – которая обрабатывает сигналы, исходящие из органов чувств.
  2. Моторная – которая в ответе за двигательные функции разных частей тела человека.
  3. Ассоциативная – ее можно считать неким посредником, который обеспечивает связь между сенсорным и моторным участками.

За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.

Обработка информации, полученную с помощью зрительных анализаторов, проводится в затылочной доле, в том случае, как в височной доле анализируется информация, полученная из слуховых аппаратов.

Есть более древние зоны мозга, которые помогают обеспечивать основные навыки для выживания человека.

Человеческая память, обоняние и эмоции проявляются благодаря лимбической системе.

Важно

Таламус обеспечивает переадресовывание импульсов от разных органов: зрения, слуха, равновесия и тактильных чувств.
Гиппокамп помогает запоминать новую информацию.

Осознания собственного »Я», сознание, в адаптации индивида и в чувствах существования – важная роль среднего мозга.

А все отделы тесно связаны между собой и взаимодействуют передачей импульсов нейромедиаторами: серотонинами, дофамином, адреналином, ацетилхолином и т.п. сами эти нейромедиаторы могут тормозить, либо ускорять когнитивные задачи у человека.

Из выше сказанного становится ясно, что всякие нарушения: кровотоки, повреждения мозга или опухоли в том или ином участке, могут вызвать когнитивные расстройства у человека.

Когнитивные расстройства

Даже малейшие травмы в итоге могут привести к различным нарушениям когнитивных функций. Естественно, что по уровню выраженности эти нарушения различаются от легкой до тяжелой формы.

Если всмотреться в причины появления этих нарушений, то факторы, приводящие к нарушениям, можно разделить на:

  1. Дегенеративные болезни – болезнь Паркинсонизм, Альцгеймер.
  2. Болезни сосудов – инфаркт, инсульт, атеросклероз.
  3. Проблемы с метаболизмом — гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Различные травмы головного мозга.
  6. Опухоль мозга.

А что касается вида нарушений, то это будет зависеть от того места, где находится воздействующий фактор. Однако, это не значит, что при нарушении нужно опускать руки. Отнюдь, ведь нарушения легкой формы и даже средней тяжести даже у людей в возрасте могут восстановиться, если правильно и своевременно принять меры и лечить их.

Несколько слов напоследок

Когнитивные функции – это способности, которые связаны с мозгом человека и находятся в зависимости от человеческого организма в целом.

Именно это и становится причиной того, что в разных нарушениях, повреждении мозга или же организма и под воздействием сильных эмоций наблюдаются сбои в качестве когнитивных функций.

Когда эти сбои достигают заметных пределов, то эти понижения качества называют когнитивным расстройством.

А это, в свою очередь, влияет на всю жизнь человека, сказываясь в его разных сферах: от простых бытовых до социальных и профессиональных сферах индивида.

Благо на сегодняшний день есть много способов для борьбы с когнитивными нарушениями. Поэтому, если вы чувствуете, что у вас возникли какие-то проблемы, мелкие нарушения когнитивных функций: провалы в памяти, трудности с восприятием и т.п., то необходимо бороться с ним, используя ту или иную методику.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/kognitivnyie-funktsii/

Нарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия)

Когнитивные  функции мозга – это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию. Это функция центральной нервной системы – высшая нервная деятельность, без которой теряется личность человека.

Гнозис – восприятие информации и ее обработка, мнестические функции – это память, праксис и речь – это передача информации. При снижении указанных мнестико – интеллектуальных функций (с учетом исходного уровня) говорят о когнитивных нарушениях, когнитивном дефиците.

Снижение когнитивных функций возможно при нейро-дегенеративных заболеваниях, сосудистых заболеваниях, нейроинфекциях, тяжелых черепно – мозговых травмах. В механизме развития главную роль играют механизмы, разобщающие связи коры мозга с подкорковыми структурами.

Совет

Основным фактором риска считается артериальная гипертензия, которая запускает механизмы сосудистых трофических нарушений, атеросклероза.  Эпизоды острого нарушения кровообращения (инсульты, транзиторные ишемические атаки, церебральные кризы) способствуют развитию когнитивных расстройств.

Происходит нарушение нейротрансмиттерных систем: дегенерация дофаминэргических  нейронов с уменьшением содержания дофамина и ее метаболитов, снижается активность норадренэргических нейронов, запускается процесс эксайтотоксичности, то есть гибели нейронов в результате нарушения нейромедиаторных взаимосвязей. Имеет значение величина повреждения  и локализация патологического процесса.

Так, при поражении левого полушария возможно развитие апраксии, афазии, аграфии (неумение писать), акалькулии (неумение считать), алексии (неумение читать), буквенная агнозия (не узнавание букв), нарушается логика и анализ, математические способности, угнетается произвольная психическая деятельность.

Поражение правого полушария проявляется визуально – пространственными нарушениями, невозможностью рассматривать ситуацию в целом, нарушается схема тела, ориентация в пространстве, эмоциональная окраска событий, способность фантазировать, мечтать, сочинять.

Лобные доли мозга играют важную роль почти во всех когнитивных процессах – память, внимание, воля, выразительность речи, абстрактное мышление, планирование.

Височные доли обеспечивают восприятие и обработку звуков, запахов, зрительных образов, интеграцию данных со всех сенсорных анализаторов, запоминание, опыт, эмоциональное восприятие мира.

Повреждение теменных долей мозга дает разнообразные варианты когнитивных нарушений – расстройство пространственной ориентации, алексию, апраксию (неспособность выполнять целенаправленные действия), аграфию, акалькулию, нарушение ориентации – лево – право.

Обратите внимание

Затылочные доли – это зрительный анализатор. Ее функции – поля зрения, цветоощущение и узнавание лиц, образов, цветов и взаимосвязь объектов с цветовой гаммой.

Поражение мозжечка вызывает мозжечковый когнитивный аффективный синдром с притуплением эмоциональной сферы, расторможенным  неадекватным поведением, нарушениями речи – снижением беглости речи, появление грамматических ошибок.

Приичины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения могут носить временный характер, после черепно-мозговой травмы, отравления и восстанавливаться в  интервале времени от дней до лет, а могут иметь прогрессирующее течение – при болезни Альцгеймера, Паркинсона, сосудистых заболеваниях.

Сосудистые заболевания головного мозга – наиболее частая причина когнитивных расстройств разной степени выраженности от минимальных расстройств до сосудистой деменции.

Первое место в развитии когнитивных нарушений занимает артериальная гипертензия, далее окклюзионные атеросклеротические поражения магистральных сосудов, их сочетание, усугубляющееся острыми нарушениями кровообращения – инсультами, транзиторными атаками, нарушения системного кровообращения- аритмии, сосудистые мальформации, ангиопатии, нарушения реологических свойств крови.

Нарушение метаболизма при гипотиреозе, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности, недостатке витамина В12 , фолиевой кислоты, при алкоголизме и наркомании, злоупотреблении антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами может вызвать развитие дисметаболических когнитивных расстройств. При своевременном выявлении и лечении они могут быть обратимы.

Поэтому если Вы сами заметили у себя какие-то появившиеся интеллектуальные отклонения – обратитесь к врачу. Не всегда сам больной может сообразить, что с ним что-то не так.

Человек постепенно утрачивает способность ясно мыслить, запоминать текущие события и при этом отчетливо помнит давние, снижается интеллект, ориентация в пространстве, характер изменяется на раздражительный, возможны нарушения психики, нарушается самообслуживание.

  Родственники могут первыми обратить внимание на нарушения повседневного поведения. В таком случае – приведите больного на обследование.

Обследование при нарушении когнитивных функций

Для определения наличия когнитивной дисфункции учитывается исходный уровень. Опрашивается и пациент и родственники. Имеют значения случаи деменции в роду, травмы головы, употребление алкоголя, эпизоды депрессии, принимаемые лекарственные препараты.

Невролог при осмотре может обнаружить основное заболевание с соответствующей неврологической симптоматикой. Анализ психического состояния проводится по различным тестам ориентировочно неврологом и углубленно психиатром. Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение.

Широко используется краткая шкала MMSE (Mini-mental State Examination) – 30 вопросов для ориентировочной оценки состояния когнитивных функций – ориентировки во времени, месте, восприятия, памяти, речи, выполнение трехэтапной задачи, чтения, срисовывания. MMSE используют для оценки динамики когнитивных функций, адекватность и результативность терапии.

Важно

Легкое снижение когнитивных функций – 21 – 25 баллов, тяжелое 0 – 10 баллов. 30 – 26 баллов считается нормой, однако следует учитывать исходный уровень образования.

Более точная  клиническая рейтинговая шкала деменции (Clinical Dementia Rating scale – CDR) основана на исследовании нарушений ориентации, памяти, взаимодействий с окружающими, поведения в быту и на работе, самообслуживания. По этой шкале 0 баллов – это норма, 1 балл – легкая деменция, 2 балла – умеренная деменция, 3 – тяжелая деменция.

Шкала – Батарея лобной дисфункции используется для скрининга деменций с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур. Это более сложная методика и определяются нарушения мышления, анализа, обобщения, выбора, беглость речи, праксис, реакцию внимания. 0 баллов – тяжелая деменция. 18 баллов – самые высокие когнитивные способности.

Тест рисования часов  – простой тест, когда больного просят нарисовать часы – циферблат с цифрами и стрелками, указывающими определенное время может использоваться для дифференциальной диагностики деменции лобного типа и при поражении подкорковых структур от альцгеймеровской.

Для больного с наличием приобретенного когнитивного дефицита необходимо проведение лабораторного обследования : анализ крови,липидограмма, определение тиреотропного гормона, витамина В 12, электролитов крови, печеночные пробы, креатинин, азот, мочевина, сахар крови.

Для нейровизуализации поражения головного мозга применяют компьютерную и магнитно-резонансную томографию, доплерографию магистральных сосудов, электроэнцефалографию.

Метод электроэнцефалографии.

Больной обследуется на наличие соматических заболеваний – гипертонической болезни, хронических заболеваний легких, сердца.

Проводится дифференциальный диагноз сосудистой деменции и болезни Альцгеймера.

Болезнь Альцгеймера характеризуется более постепенным началом, постепенным медленным прогрессированием, минимальными неврологическими нарушениями, поздним нарушением памяти и исполнительных функций, кортикальным типом деменции, отсутствием нарушений ходьбы, атрофией в области гипокампа и височно – теменной коры головного мозга.

Болезнь Альцгеймера.

Лечение нарушений

Обязательно лечение основного заболевания!

Для лечения деменции применяют  донепезил, галантамин, ривастигмин, мемантин (абикса, мема), ницерголин. Дозировки, длительность приема и схемы подбираются индивидуально.

Для улучшения когнитивных функций применяют лекарственные препараты разных фармакологических групп, обладающих нейропротекторными свойствами – глицин, церебролизин, семакс, сомазина, цераксон, ноотропил, пирацетам, прамистар, мемоплант, сермион, кавинтон, мексидол, милдронат, солкосерил, кортексин.

Обязательно лечение гиперхолестеринемии. Это способствует снижению риска развития когнитивных дисфункций. Это соблюдение диеты с пониженным содержанием холестерина – овощи, фрукты, морепродукты, нежирные молочные продукты; витамины группы В; статины – липримар, аторвастатин, симватин, торвакард.

Исключить курение, злоупотребление алкоголем.

Консультация врача невролога по теме когнитивные нарушения

Вопрос: полезно ли разгадывать кроссворды?
Ответ: да, это своеобразная «гимнастика» для мозга. Нужно  заставлять мозг работать – читать, пересказывать, запоминать, писать, рисовать…

Вопрос: возможно развитие когнитивных нарушений при рассеянном склерозе?
Ответ: да, структуру дефицита когнитивных функций при рассеянном склерозе составляют нарушения скорости обработки информации, мнестические нарушения (кратковременной памяти), нарушения внимания и мышления, зрительно – пространственные нарушения.

Вопрос: что такое «вызванные когнитивные потенциалы»?
Ответ: электрическая реакция мозга на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Нейрофизиологический метод вызванных когнитивных потенциалов  – это запись биоэлектрических реакций мозга в ответ на выполнение умственной задачи при помощи электроэнцефалографии.

Совет

Вопрос: какие препараты можно принимать самостоятельно при легкой рассеянности, нарушениях внимания и памяти после эмоциональных перегрузок?
Ответ: глицин по 2 таблетки рассасывать под языком или препараты гинко-билобы (мемоплант, гинкофар) по 1 таблетке 3 раза в день, витамины группы В (нейровитан, мильгамма) до 1 месяца или ноотропил – но тут дозировку назначит врач в зависимости от возраста и заболевания. А лучше сразу обратиться к врачу – Вы можете недооценить проблему.

Читайте также:  Как стать эгоистом или эгоисткой в рациональной форме?

Врач-невролог Кобзева С.В.

Источник: https://medicalj.ru/symtoms/head/676-narushenie-kognitivnyh-funkcij

Симптомы нарушениий когнитивных функций

Симптомы деменции складываются из когнитивных, поведенческих, эмоциональных расстройств и нарушений повседневной деятельности.

Когнитивные нарушения представляют собой клиническое ядро любой деменции. Когнитивные нарушения бывают основным симптомом данного состояния, поэтому их наличие обязательно для постановки диагноза.

Когнитивные функции (от англ. cognition – «познание») – наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется рациональное познание мира и взаимодействие с ним. Синонимами термина «когнитивные функции» являются «высшие мозговые функции», «высшие психические функции» или «познавательные функции».

Обычно к когнитивным относят следующие функции головного мозга.

  • Память – способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию.
  • Восприятие (гнозис) – способность воспринимать и узнавать поступающую извне информацию.
  • Психомоторную функцию (праксис) – способность составлять, сохранять и выполнять двигательные программы.
  • Речь – способность понимать и выражать свои мысли с помощью слов.
  • Интеллект (мышление) – способность анализировать информацию, обобщать, выявлять сходства и различия, выносить суждения и умозаключения, решать задачи.
  • Внимание – способность выделить из общего потока информации наиболее важное, концентрироваться на текущей деятельности, поддерживать активную умственную работу.
  • Регуляцию произвольной деятельности – способность произвольно выбрать цель деятельности, построить программу для достижения этой цели и контролировать выполнение данной программы на различных этапах деятельности. Недостаточность регуляции приводит к снижению инициативы, остановкам текущей деятельности, повышенной отвлекаемости. Такие расстройства принято обозначать термином «дизрегуляторные нарушения».

По определению, деменция – полифункциональное нарушение, поэтому она характеризуется одновременной недостаточностью нескольких или сразу всех когнитивных способностей. Однако различные когнитивные функции страдают в разной степени – в зависимости от причин деменции. Анализ особенностей когнитивных расстройств играет важную роль в установлении точного нозологического диагноза.

Самым частым видом когнитивных расстройств при деменциях различной этиологии бывают нарушения памяти. Выраженные и прогрессирующие нарушения памяти сначала на недавние, а затем и на отдалённые события жизни – основной симптом болезни Альцгеймера.

Заболевание дебютирует с расстройств памяти, затем к ним присоединяются нарушения пространственного праксиса и гнозиса. У части больных, особенно моложе 65-70 лет, также развиваются речевые нарушения по типу акустико-мнестической афазии.

В меньшей степени выражены нарушения внимания и регуляции произвольной деятельности.

В то же время нарушения регуляции произвольной деятельности становятся на начальных этапах основной клинической характеристикой сосудистой деменции, деменции с тельцами Леви, а также заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев (болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона и др.). Расстройства пространственного гнозиса и праксиса также присутствуют, но имеют иную природу и поэтому не приводят, в частности, к дезориентировке на местности. Отмечают и нарушения памяти, обычно выраженные в умеренной степени. Дисфазические расстройства не характерны.

Для лобно-височной лобарной дегенерации (лобно-височная деменция) наиболее типично сочетание дизрегуляторных когнитивных расстройств и нарушений речи по типу акустико-мнестической и/или динамической афазии. При этом память на события жизни длительное время остаётся сохранной.

При дисметаболической энцефалопатии в наибольшей степени страдают динамические характеристики когнитивной деятельности: скорость реакции, активность психических процессов, характерны повышенная утомляемость и отвлекае-мость. Часто это сочетается с различными по выраженности нарушениями цикла «сон-бодрствование».

Обратите внимание

Эмоциональные нарушения при деменциях в наибольшей степени распространены и выражены в начальных стадиях патологического процесса и постепенно регрессируют в дальнейшем.

Эмоциональные расстройства в виде депрессии встречают у 25-50% пациентов с начальными стадиями болезни Альцгеймера и в большинстве случаев сосудистой деменции и заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев.

Весьма характерны также расстройства тревожного ряда, особенно на ранних этапах болезни Альцгеймера.

Поведенческие нарушения – патологическое изменение поведения больного, доставляющее беспокойство ему самому и/или окружающим его лицам. Как и эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства не обязательны для постановки диагноза деменции, но их встречают весьма часто (приблизительно у 80% пациентов). Поведенческие нарушения обычно развиваются на стадии лёгкой или умеренной деменции.

К наиболее распространённым поведенческим нарушениям относят следующие.

  • Апатию – снижение мотивации и инициативы, отсутствие или уменьшение какой-либо продуктивной деятельности пациента.
  • Раздражительность и агрессивность.
  • Бесцельную двигательную активность – хождение из угла в угол, бродяжничество, перекладывание вещей с места на место и др.
  • Нарушения сна – дневную сонливость и психомоторное возбуждение по ночам (так называемый синдром захода солнца).
  • Нарушения пищевого поведения – снижение или повышение аппетита, изменение пищевых пристрастий (например, повышенная тяга к сладкому), гиперорализм (постоянное жевание, сосание, причмокивание, плевки, поедание несъедобных предметов и др.).
  • Некритичность – утрата чувства дистанции, нескромные или нетактичные вопросы и замечания, сексуальная несдержанность.
  • Бред – устойчивые ложные умозаключения. Наиболее типичны бред ущерба (родственники обворовывают или замышляют что-то недоброе), ревности, двойников (супруга заменили внешне очень похожим недоброжелателем), бред по типу «я не у себя дома».
  • Галлюцинации – чаще зрительные, в виде образов людей или животных, реже слуховые.

Нарушения повседневной деятельности представляют собой интегральные результат когнитивных и поведенческих симптомов деменции, а также друие неврологические нарушения, связанные с основным заболеванием головной мозга. Под термином «нарушение повседневной деятельности» понимают расстройства профессиональной, социальной и бытовой адаптации пациента.

О наличии нарушений повседневной деятельности свидетельствуют невозможность или существенные затруднения на работе, при взаимодействии с другими людьми, выполнении бытовых обязанностей, а в тяжёлых случаях – при самообслуживании.

Наличие нарушений повседневной деятельности свидетельствует о большей или меньшей утрате больным независимости и самостоятельности, с необходимости посторонней помощи.

К сфере повседневной активности относят такие виды деятельности:

  • профессиональную – способность эффективно продолжать выполнять свою работу;
  • социальную – способность эффективно взаимодействовать с другими людьми;
  • инструментальную – способность пользоваться бытовой техникой;
  • самообслуживание – способность одеваться, выполнять гигиенические процедуры, принимать пищу и др.

Сроки развития и последовательность возникновения тех или иных симптомов деменции обусловлены характером основного заболевания, однако можно проследить некоторые наиболее общие закономерности.

Как правило, деменции предшествует стадия умеренных когнитивных нарушений (англ. – mild cognitive impairment – MCI). Под умеренными когнитивными нарушениями принято понимать снижение когнитивных способностей, явно выходящее за пределы возрастной нормы, но не влияющее существенно на повседневную активность.

Модифицированные диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (Touchon J., Petersen R., 2004)

  • Когнитивные нарушения по словам больного и/или его ближайшего окружения (последнее предпочтительнее).
  • Признаки произошедшего недавно ухудшения когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой для данного человека.
  • Объективные свидетельства когнитивных нарушений, полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от среднестатистической возрастной нормы).
  • Нет нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, однако могут быть трудности в сложных видах деятельности.
  • Деменция отсутствует – результат краткой шкалы оценки психического статуса составляет не менее 24 баллов,

На этапе умеренных когнитивных нарушений больной жалуется на ухудшение памяти или снижение умственной работоспособности. Эти жалобы подтверждаются данными нейропсихологического исследования: выявляют объективные когнитивные нарушения.

Однако когнитивные расстройства на данном этапе выражены в небольшой степени, так что не привносят значимого ограничения обычной для больного повседневной активности.

При этом возможны трудности в сложных и необычных видах деятельности, но пациенты с умеренными когнитивными нарушениями сохраняют трудоспособность, они независимы и самостоятельны в социальной жизни и быту, не нуждаются в посторонней помощи.

Критика к своему состоянию чаще всего сохранна, поэтому больные, как правило, бывают адекватно встревожены изменениями своего когнитивного статуса. Нередко умеренные когнитивные нарушения сопровождаются эмоциональными расстройствами в виде тревоги и депрессии.

Прогрессирование нарушений и появление затруднений при обычных для пациента видах деятельности (обычная работа, взаимодействие с другими людьми и др.) свидетельствуют о формировании синдрома лёгкой деменции.

На данном этапе пациенты полностью адаптированы в пределах своей квартиры и ближайшего района, но испытывают затруднения на работе, при ориентировании в малознакомой местности, вождении автомобиля, выполнении расчётов, совершении финансовых сделок и других сложных видах деятельности.

Ориентировка в месте и времени, как правило, сохранна, но из-за расстройств памяти возможно ошибочное определение точной даты. Критика к своему состоянию частично утрачивается. Сужается круг интересов, что связано с неспособностью поддерживать более сложные в интеллектуальном отношении виды активности.

Важно

Поведенческие нарушения часто отсутствуют, в то время как расстройства тревожно-депрессивного круга встречаются очень часто. Весьма характерно заострение преморбидных личностных особенностей (например, бережливый человек становится жадным и т.п.).

Возникновение трудностей в пределах собственного дома – признак перехода на стадию умеренной деменции. Сначала возникают сложности при пользовании бытовой техникой (так называемые нарушения инструментальной повседневной деятельности). Больные разучиваются готовить еду, пользоваться телевизором, телефоном, дверным замком и др.

Возникает необходимость в посторонней помощи: сначала лишь в отдельных ситуациях, а затем – большую часть времени. В стадии умеренной деменции больные, как правило, дезориентированы во времени, но ориентированы в месте и собственной личности.

Отмечают значительное снижение критики: больные в большинстве случаев отрицают наличие у себя каких-либо нарушений памяти или других высших мозговых функций. Весьма характерны (но не обязательны) поведенческие расстройства, способные достигать значительной выраженности: раздражительность, агрессивность, бредовые идеи, неадекватное двигательное поведение и др.

По мере дальнейшего прогрессирования патологического процесса начинают появляться трудности при самообслуживании (одевание, выполнение гигиенических процедур).

Тяжёлая деменция характеризуется почти полной беспомощностью больного в большинстве бытовых ситуаций, что вызывает необходимость постоянной посторонней помощи.

В этой стадии постепенно регрессируют бред и другие поведенческие расстройства, что связано с нарастающей интеллектуальной недостаточностью. Больные дезориентированы в месте и времени, присутствуют выраженные нарушения праксиса, гнозиса и речи.

Значительная выраженность когнитивных расстройств делает дифференциальную диагностику между различными нозологическими формами деменции весьма затруднительной в данной стадии, Присоединяются неврологические расстройства, такие как нарушения походки и тазовых функций.

Совет

Финальные стадии деменции характеризуются утратой речи, невозможностью самостоятельно ходить, недержанием мочи и неврологическими симптомами декортикации.

Основные этапы развития деменции:

  • умеренные когнитивные нарушения;
  • нарушение профессиональной и социальной деятельности;
  • снижение критики, изменение личности;
  • нарушение инструментальной повседневной активности;
  • формирование поведенческих нарушений;
  • нарушение самообслуживания;
  • утрата речи, тазовые нарушения, недержание мочи;
  • декортикация.

Характеристика основных этапов когнитивного дефицита

Этап

Когнитивные функции

Эмоциональные и поведенческие нарушения

Повседневная активность

Умеренные когнитивные нарушения

Негрубые нарушения при сохранной критике

Тревожно-депрессивные нарушения

Не нарушена

Лёгкая деменция

Выраженные нарушения при сниженной критике

Тревожно-депрессивные нарушения. Изменения личности

Нарушена профессиональная и социальная активность. Дома больной независим

Умеренная деменция

Выраженные нарушения при сниженной критике. Дезориентировка во времени

Бред, агрессия, бесцельная двигательная активность, нарушения сна и аппетита, бестактность

Нарушена инструментальная повседневная активность. Иногда нуждается в посторонней помощи

Тяжёлая деменция

Грубые нарушения. Дезориентировка в месте и времени

Регресс бреда, безынициативность

Нарушено самообслуживание. Постоянно нуждается в посторонней помощи

Источник: https://ilive.com.ua/health/simptomy-narusheniiy-kognitivnyh-funkciy_86797i16002.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector