Негативные проявления эмоциональной депривации у ребенка

Что такое депривация в психологии? Виды и особенности проявления у взрослых и детей

В психологии есть такое понятие как депривация. Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность.

К примеру, девушку бросил парень и ее одолевает эмоциональная депривация, потому что она начинает испытывать дефицит эмоций, скучать по тому, что было раньше, но больше не получать этого.

Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.

Определение

Слово пришло к нам из латинского языка. Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое.

И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.

Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями.

Обратите внимание

Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно. Он попадает в ловушку собственного разума, выйти из которой порой может помочь только психолог.

Даже самая сильная личность иногда «ломается» под воздействием той или иной ситуации.

Многие путают депривацию с фрустрацией. Ведь что-то общее у этих состояний, определенно, есть. Но это все равно разные понятия. Под фрустрацией подразумевается фиаско в достижении удовлетворения определенной потребности. Т.е.

, человек понимает, откуда взялись негативные эмоции. А феномен депривации в том, что она может не осознаваться, и иногда люди годами живут и не понимают, что их гложет.

И это самое страшное, потому что психологу непонятно, что лечить.

Виды

Углубляясь в тему, рассмотрим разные виды депривации в теории, а также приведем примеры для полного понимания. Классификация подразумевает деление по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала депривацию.

Сенсорная (стимульная)

От латинского sensus – чувство. Но что такое сенсорная депривация? Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями. Зрительные, слуховые и, конечно, тактильные. Банальная нехватка телесных контактов (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может спровоцировать тяжелейшее состояние. Оно может быть двойственным.

Одни начинают компенсировать сенсорный дефицит, а другие агрессируют и внушают себе, что «не очень то и хотелось». Простой пример: девочка, которую недолюбили в детстве (мама не прижимала к груди, отец не катал на плечах) будет либо искать нежность на стороне в беспорядочных половых связях, либо замкнется в себе и станет старой девой. Из крайности в крайность? Именно так.

Поэтому сенсорная депривация очень опасна.

Частным случаем этого типа является зрительная депривация. Она случается редко, но, что называется, «метко». Заложником зрительной депривации может стать человек, который резко и внезапно лишился зрения. Понятно, что он привыкает обходиться без него, но психологически это очень тяжело. Причем, чем старше человек, тем ему сложнее.

Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг и понимать, что больше не может насладиться этими образами. Это может привести к затяжной депрессии или даже свести с ума. То же самое может спровоцировать двигательная депривация, когда человек из-за болезни или вследствие ДТП теряет способность к двигательной активности.

Когнитивная (информационная)

Кому-то когнитивная депривация покажется странной, но это одна из самых распространенных форм. Заключается такой тип депривации в лишении возможности получать достоверную информацию о чем-либо.

Это заставляет человека додумывать, придумывать и фантазировать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавать ей несуществующие значения. Пример: моряк, отправившийся в дальнее плавание. У него нет возможности связаться с родственниками, и он в какой-то момент начинает паниковать.

А вдруг жена изменила? Или что-то случилось с родителями? При этом важно, как поведут себя окружающие: будут ли они его успокаивать или, наоборот, подначивать.

В телешоу «Последний герой», которое раньше выходило в эфир, люди тоже пребывали в когнитивной депривации. У редакторов программы была возможность сообщать им о том, что творится на большой земле, но они сознательно этого не делали.

Важно

Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, длительно находящимися в нестандартной ситуации. А наблюдать было за чем: люди начинали переживать, у них повышалась тревожность, начиналась паника.

И в таком состоянии еще нужно было бороться за главный приз.

Эмоциональная

Об этом мы уже говорили. Это нехватка возможностей получить те или иные эмоции либо перелом ситуации, в которой человек был эмоционально удовлетворен. Яркий пример: материнская депривация.

Это когда ребенок лишен всех прелестей общения с матерью (речь идет не о биологической матери, а о женщине, способной дать малышу любовь и ласку, материнскую заботу). И проблема в том, что заменить это ничем нельзя. Т.е.

, если мальчик воспитывался в детском доме, он будет пребывать в состоянии материнской депривации до конца жизни. И даже если он в будущем будет окружен любовью жены, детей и внуков, это будет не то. Отголоски детской травмы будут присутствовать.

Скрытая материнская депривация может случиться у ребенка, даже если он будет воспитываться в семье.

Но если мама постоянно работает и не уделяет малышу время, то он тоже будет нуждаться в заботе и внимании. Также это случается в семьях, где после одного ребенка вдруг рождается двойня или тройня.

Все время уходит на младших детей, поэтому старший погружается в вынужденную материнскую депривацию.

Еще один распространенный случай – это семейная депривация. Она включает лишение общения не только с матерью, но и с отцом. Т.е. отсутствие института семьи в детском возрасте.

И опять же, повзрослев, человек создаст семью, но он будет в ней играть другую роль: уже не ребенка, а родителя. Кстати, патернальная депривация (лишение возможности воспитываться с отцом) постепенно входит в норму из-за свободного отношения к половым контактам.

У современного мужчины может быть несколько детей от разных женщин, и, разумеется, какие-то из них будут страдать от недостатка отцовского внимания.

Социальная

Ограничение возможности играть социальную роль, находиться в обществе и быть признанным им. Психосоциальная депривация присуща пожилым людям, которые из-за проблем со здоровьем предпочитают не выходить из дома и коротать вечера в одиночестве перед телевизором. Оттого так ценны различные кружки для пенсионеров, где бабушки и дедушки хотя бы просто общаются.

Кстати, социальная депривация может использоваться и как наказание. В легкой форме, это когда мама не пускает провинившегося ребенка гулять с друзьями, запирая его в комнате. В тяжелой – это заключенные, проводящие годы, а то и жизнь в местах лишения свободы.

Особенности у детей

В психологии часто рассматривается именно депривация у детей. Почему? Во-первых, потому что у них больше потребностей. Во-вторых, потому что взрослый человек, лишенный чего-либо, может как-то попытаться компенсировать этот недостаток. А ребенок не может. В-третьих, дети не просто тяжело переживают депривацию: это часто сказывается на их развитии.

Ребенок нуждается в тех же самых потребностях, что и взрослый. Самое простое – это общение. Оно играет ключевую роль в формировании осознанного поведения, помогает приобрести многие полезные навыки, развить эмоциональное восприятие, повысить интеллектуальный уровень.

Причем, для ребенка очень важно общение со сверстниками. В этом плане часто страдают дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы отвести малыша в сад, нанимают ему кучу гувернанток и воспитательниц на дому.

Да, ребенок вырастет воспитанным, начитанным и вежливым, но социальная депривация не позволит ему найти свое место в обществе.

Совет

Депривация прослеживается и в педагогике. Ее отличие в том, что эта потребность в детском возрасте не ощущается. Даже наоборот: ребенок порой не хочет учиться, ему это в тягость.

Но если упустить эту возможность, то в будущем начнется тяжелейшая педагогическая депривация.

И она будет выражаться в отсутствии не только знаний, а еще и многих других навыков: терпение, упорство, стремление и др.

Проявления

Внешние способы проявления те же, что и у взрослых. И родители или воспитатели должны правильно распознавать эмоции ребенка, чтобы понять, каприз это или один из признаков депривации. Две наиболее распознаваемые реакции, это гнев и замкнутость.

Гнев и агрессия

Причиной гнева может стать неудовлетворение физиологической или психологической потребности. Не купили конфету, не дали игрушку, не отвели на детскую площадку – казалось бы, ерунда, а ребенок злится.

Если такое состояние будет повторяться, это может превратиться в депривацию, и тогда гнев будет проявляться не только в крике и метании вещей, но и в более сложных состояниях.

Некоторые малыши рвут на себе волосы, а у кого-то даже может начаться недержание мочи как следствие проявления агрессии.

Замкнутость

Состояние, обратное гневу. Ребенок компенсирует депривацию, пытаясь убедить себя, что ему не нужна эта игрушка или конфета. Малыш успокаивается и уходит в себя, находя занятия, не требующие выплеска эмоций. Он может молча собирать конструктор или даже просто бездумно водить пальцем по ковру.

Любая неудовлетворенная психическая депривация в детском возрасте может оказать негативное влияние на будущее и перерасти в серьезные психологические травмы.

Практика показывает, что большинство убийц, маньяков и педофилов имели проблемы либо с родителями, либо с социумом.

И все это являлось последствиями эмоциональной депривации в детстве, потому что именно ее сложнее всего компенсировать во взрослом возрасте.

Психологические проблемы депривированных детей рассматривали многие ученые-психологи. Диагностика и анализ позволили понять, что именно гложет детей того или иного возраста. Многие работы изучаются современниками, которые выстраивают свои методики для помощи родителям и их детям. Любопытными являются депривационные описания Я.А.Коменского, Ж.Итара, А.Гезелла, Дж.Боулби.

Депривация сна

Еще одна распространенная депривация, которой подвержены многие современные люди. Если говорить простым языком – это банальный недосып. Примечательно, что некоторые люди осознанно идут на это, проводя ночи не в постели, а в ночных клубах или возле компьютера.

Другие же вынуждены лишаться сна из-за работы (трудоголики), детей (молодые мамы), тревоги. Последнее может быть вызвано разными причинами. И если человек не спит из-за повышенной тревожности, он попадает в замкнутый круг. Сначала он тревожится и потому не спит.

А затем депривация сна приводит к возникновению тревожных состояний.

Депривация сна при депрессии относится к вынужденному состоянию. Потому что человек, возможно, хочет уснуть, но не может. Т.е., он находится в постели, то сон не идет из-за возникающих депрессивных мыслей. Чтобы побороть оба состояния – депривацию сна и депрессию – достаточно немного поспать.

Помощь

Не каждый депривационный синдром требует вмешательства психологов. Нередко человек может справиться с таким состоянием самостоятельно либо с помощью родных и близких. Примеров масса. Чтобы выйти из социальной депривации, достаточно записаться на танцы или другой кружок по интересам.

Проблема нехватки интеллектуальных ресурсов решается подключением безлимитного Интернета. Дефицит тактильных контактов проходит после заведения любовных отношений.

Но, конечно, более тяжелые случаи требуют серьезного подхода, и без глобальной помощи (иногда на государственном уровне) уже не обойтись.

Справляться с последствиями детских социальных деприваций помогают реабилитационные центры, где ребенок получает не только внимание и заботу, но и общение со сверстниками. Конечно, это покрывает проблему лишь частично, но важно положить начало. То же самое относится к организации бесплатных концертов или чаепитий для пенсионеров, которые тоже нуждаются в общении.

Читайте также:  Акрофобия - это патология или инстинкт самосохранения?

В психологии с депривацией борются и иными способами. Например, компенсацией и реализацией себя в другой деятельности.

Обратите внимание

Так, инвалиды часто начинают заниматься каким-то видом спорта и участвуют в паралимпийских соревнованиях. Некоторые люди, лишившиеся рук, открывают в себе талант рисования ногами.

Но это касается сенсорной депривации. Тяжелые эмоциональные лишения компенсировать сложно. Необходима помощь психотерапевта. 

Оцените эту статью:

Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/lichnost/deprivaciya.html

Что такое эмоциональная депривация в психологии

Синдром эмоциональной депривации проявляется в виде психических расстройств, при которых человек сталкивается с трудностями в принятии ответственных решений, а также руководством собственными поступками и мыслями.

Появление этого синдрома может оказать негативное воздействие на состояние нервной системы, что выражается в нарушениях эмоциональной сферы. Подобные нарушения выражаются в виде недоверчивости, повышенной тревожности и попытках изолироваться от внешнего мира.

Давайте рассмотрим, как проявляется состояние эмоциональной причины, и узнаем о факторах, провоцирующих развитие этого синдрома.

Эмоциональная депривация — продолжительное или полное лишение человека эмоциональных впечатлений

Содержание

  • 1 Клиническая картина
  • 2 Факторы риска
  • 3 Возможные осложнения

Клиническая картина

Эмоциональная депривация — это чувство неудовлетворенности, вызванное реакцией психики на различные проблемы. Чаще всего, данный синдром развивается на фоне наличия множества неудовлетворенных потребностей.

Подобные проблемы негативно воздействуют не только на состояние психики, но и на уровень самооценки. Под влиянием чреды неудач человек теряет веру в позитивное будущее. Чаще всего, данный синдром развивается на почве проблем в любовной сфере.

Безответные чувства приводят к тому, что человек страдает от мыслей собственной ненужности. Изменения в мышлении отражаются на эмоциональной сфере восприятия окружающего мира.

Рассматриваемый синдром проявляется в виде чувства опустошённости и нехватки сил для того, чтобы взять ситуацию под контроль. Появление этих чувств негативно отражается на психоэмоциональном балансе человека. Под давлением собственных эмоций, человек испытывает сильный стресс, что может стать причиной развития опасных осложнений.

Отсутствие возможности удовлетворить собственные эмоциональные потребности выступает в качестве своеобразного барьера для личностного развития. Чаще всего, синдром эмоциональной депривации порождается различными обстоятельствами, которые не зависят от поведения человека.

На фоне вышеперечисленных проблем многие люди испытывают трудности с самореализацией. Довольно часто в подобном состоянии человек теряет интерес к собственной жизни.

Появление эмоциональной депривации заставляет человека полностью пересмотреть собственные жизненные приоритеты. Но здесь важно обратить внимание, что кардинальные перемены не всегда благоприятно отображаются на модели поведения.

В этот нелегкий период жизни, человек проявляет сильную мнительность и испытывает проблемы со взаимодействием с другими людьми.

Чувство тревожности и бесконтрольный страх порождают проблемы с доверием. На почве вышеперечисленных проблем, развивается замкнутость и чувство внутренней опустошённости.

Эмоциональная депривация в психологии — это сложный синдром, который может негативно сказаться на личности человека.

Важно

По мнению специалистов, многие люди под влиянием собственных страхов, не могут найти выход из сложившейся ситуации. Постоянное пребывание в эмоциональном напряжении увеличивает уровень тревожности.

На этом фоне появляется страх неизведанного, что мешает человеку попробовать себя в различных сферах, которые были незнакомы ранее.

Эмоции являются необходимой составляющей, обеспечивающей благополучие человека, и его выживание

Именно под влиянием депривации, человек становится заложником собственного «я», и старается избежать различных нововведений в собственную жизнь. Психологи говорят о том, что рассматриваемый синдром нередко сопровождается длительным стрессом и затяжной депрессией.

Следует обратить внимание, что многие пациенты пребывают в подобном состоянии в течение нескольких лет, прежде чем решаются обратиться за медицинской помощью.

Проблемы, связанные с поиском выхода из сложившейся ситуации, приводят к тому, что человек полностью отрешается от окружающего мира.

Сужение круга общения, отсутствие позитивного мышления и стремление к изоляции, являются веским аргументом для обращения за психологической помощью. В противном случае существует опасность развития более сложных психических расстройств.

Факторы риска

Развитию состояния внутренней опустошенности, как правило, предшествуют различные события, повергающие человека в состояние шока.

Чаще всего, эмоциональная депривация развивается на фоне лишения рабочего места, разлуки с любимыми, смерти близких родственников и других катастрофических событий.

Также следует сказать о том, что рассматриваемый синдром может развиться на фоне проблем, связанных с трудностью достижения поставленных целей.

Драматические события, происходящие в нашей жизни, негативно отражаются на многих аспектах человеческой жизнедеятельности. Под влиянием эмоционального потрясения, в организме человека запускаются механизмы, что предназначены защитить психику от разрушения.

Именно поэтому, столкнувшись с различными жизненными трудностями, человеку сложно осознать факт предательства от близких людей.

Понятие эмоциональной депривации включает в себя множество различных факторов, которые могут привести к развитию психического расстройства.

Многие события, приводящие к эмоциональному потрясению, лишают человека твердой воли, заставляя поступать его вопреки здравому смыслу.

Развитие синдрома депривации мешает найти выход из сложившейся ситуации, из-за отсутствия возможности посмотреть на собственную жизнь «другими глазами». Влияние депрессии и стресса могут привести к исчезновению границ между фантазиями и действительностью.

В некоторых случаях, длительные эмоциональные переживания приводят к тому, что человек начинает испытывать трудности с осознанием самой проблемы.

Особо часто данный синдром проявляется у детей, которые воспринимают различные события, происходящие в их жизни с высокой серьезностью. В более зрелом возрасте данные дети испытывают трудности взаимодействия с социумом, так как воспринимают жизненные трудности слишком остро.

Установление эмоциональных связей является важнейшим условием, которое является гарантом эффективности воспитательных элементов, если речь идет о ребенке

Также следует упомянуть о том, что помимо физических потребностей, каждый человек имеет нужды психологического характера.

Совет

К таким потребностям относится успешная самореализация, признание общественности, жажда уважения и любви. Неудовлетворенность перечисленных стимулов приводит к развитию эмоциональной депривации.

На фоне вышеописанных проблем, человек становится раздражительным, на фоне разочарования в собственных возможностях. В виде примера можно привести ситуацию с детьми, не получившими достаточное количество «родительской любви» в детском возрасте.

В более зрелые годы — люди, имевшие в детские годы подобные сложности, часто испытывают проблемы, связанные со взаимодействием с противоположным полом.

Избавиться от опустошенности и неудовлетворённости можно только наладив контакт с собственным «Я». Чувство гармонии и эмоциональное равновесие является одним из важных достижений, в коррекции рассматриваемого состояния.

Под влиянием собственных неудач, человек часто совершает необдуманные поступки, в которых отсутствует логика. Для того чтобы побороть внутренний кризис, следует приложить много усилий.

В противном случае у взрослых увеличивается опасность развития затяжной депрессии, от которой можно избавиться только с психологической помощью.

Возможные осложнения

Сила проявления дефицита положительных эмоций зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от возраста человека. Эмоциональная депривация у детей проявляется в виде изменения модели поведения.

Чаще всего, дефицит эмоций восполняется гиперактивностью, развитием фантазии и другими состояниями. Наибольшую опасность для детской психики имеет состояние постоянного уныния.

Нередко дети, испытывающие недостаток «родительского внимания», стараются компенсировать свои проблемы, общаясь со сверстниками. Взрослые компенсируют эмоциональный дефицит совершенно другими способами:

  • частая смена половых партнеров;
  • новые знакомства и попытка максимально расширить список личных знакомств;
  • увлечение психотропными препаратами и наркотическими веществами;
  • экстремальные хобби.

Эмоциональная депривация в наибольшей степени свойственна детям

Важно отметить, что на начальных этапах развития внутренней опустошенности, многие люди пытаются компенсировать недостаток положительных эмоций при помощи музыки, книг, кинофильмов и видеоигр.

Но увеличение «чувства голода» требует от человека постоянного увеличения мощности воздействия. Именно поэтому многие больные отваживаются на различные поступки, в которых не прослеживается логика.

Для того чтобы справиться со своими страхами и заполнить внутреннюю пустоту, человек должен ощущать поддержку от своих родных и близких.

Даже кардинальная смена образа жизни, может принести больше негатива, чем пользы. Поэтому, при наличии чувства внутренней опустошённости, очень важно найти причину внутреннего конфликта и решить её.

Источник: http://ktovdepressii.ru/psihicheskie-rasstrojstva/drugie/chto-takoe-emotsionalnaya-deprivatsiya-v-psihologii.html

Эмоциональная материнская депривация: особенности развития детей в этих условиях

Проблеме депривации придается большое значение в психологии.

Подобное состояние приводит к ряду негативных проявлений в поведении детей.

Суть понятия

Под депривацией понимается частичное или полное отсутствие возможности удовлетворять существующие психофизиологические или социальные потребности.

Подобный термин получил широкое распространение в середине 20 века, когда после окончания Второй мировой войны осталось огромное количество детей-сирот.

Ученые заметили, что лишенные материнской ласки и заботы дети демонстрируют серьезное отставание в физиологическом, интеллектуальном, психологическом развитии. Младенцы, оставшиеся без матерей, часто погибали.

В современной науке депривация рассматривается в контексте возникновения негативного психического состояния из-за отсутствия в течение длительного времени удовлетворения важных потребностей.

Обратите внимание

Подобное состояние может наблюдаться у людей в любом возрасте, но чаще всего психологи рассматривают именно депривацию у детей.

Это объясняется рядом особенностей детского возраста:

  • большое количество потребностей,
  • невозможность самостоятельного решения проблем,
  • негативное влияние отрицательных факторов на развитие.

У ребенка те же социальные и психологические потребности, что и у взрослого: общение, ласка, внимание, признание и т.д.

Но взрослый, сформировавшийся человек способен усилием воли преодолеть имеющиеся проблемы и найти выход из положения.

Дети не в состоянии самостоятельно справиться с критической ситуацией, что приводит к серьезным последствиям в будущем.

В психологии существует термин материнская депривация. Это ситуация, когда присутствует дефицит общения с матерью ключевым аспектом социализации человека.

Речь идет не только о фактической потере матери в результате ее смерти, но и о длительной или постоянной разлуке.

Виды

Депривация классифицируется по различным критериям. Так, по содержанию разделяют следующие ее формы:

  1. Сенсорная. Это нехватка стандартных физиологических ощущений: объятий, поцелуев, ласки. Простая нехватка телесных контактов может привести к серьезным последствиям. Одни дети могут компенсировать телесный дефицит стремлением к тесному контакту с малознакомыми или незнакомыми людьми (во взрослом возрасте это проявляется неразборчивостью сексуальных контактов), а другие агрессивно отгораживаться от людей в качестве своеобразного протеста.
  2. Когнитивная. Нехватка достоверной информации о важных составляющих жизни в обществе. Подобный дефицит познания вынуждает постоянно додумывать, фантазировать, представлять себе различные образы интересующих явлений.

    Дети, растущие вне семьи, могут придумывать сюжеты семейной жизни, которые будут иметь малого общего с реальностью.

  3. Эмоциональная. Отсутствие возможности получать те эмоциональные переживания, в которых присутствует потребность: любовь, дружба, доверие, доброта и т.д. Эмоциональная депривация в будущем проявляется в холодности, бедности эмоций, недоверии к миру. Наблюдается неспособность создать близкую эмоциональную связь с другим человеком.
  4. Духовная. Человек лишается источников духовного развития и не может удовлетворить свои соответствующие потребности, это приводит к серьезному душевному кризису.
  5. Социальная. Это ограничение возможности играть соответствующую социальную роль, занимать место в обществе и чувствовать признание со стороны других людей. Социальная депривация для детей раннего возраста проявляется в неудовлетворенной потребности в родителях, которые являются основой окружающего их мира. Главные социальные роли в дальнейшем: член семьи, ученик, друг.

    Нереализованность в данных сферах приводит к серьезным нарушениям процесса социализации личности.

По продолжительности депривация делится на:

  1. Кратковременную. Например, ребенка в качестве наказания не пускают в течение недели гулять во дворе со сверстниками, ограничивая его право на общение.
  2. Затяжную. Мать на длительное время уезжает работать за границу и дочь или сын остаются без ее внимания.
  3. Долговременную. Нахождение детей в государственных детских домах до наступления совершеннолетия и дальнейшее продолжение взрослой жизни без присутствия рядом родителей.

Примеры

Детская депривация проявляется в следующих ситуациях:

  • послеродовой период, в который мать не сразу получает доступ к новорожденному,
  • длительный отъезд родителя,
  • постоянное присутствие рядом посторонних или малозначимых людей, сменяющих друг друга (няни, домработницы, бабушки),
  • систематическое пребывание за пределами дома в течение длительного времени (проживание у родственников, в интернате, в лагерях и т.д.),
  • нахождение в детских дошкольных учреждениях при отсутствии психологической готовности к этому,
  • самостоятельное пребывание в больнице,
  • смерть родителей.

Особенности развития младенцев при материнской депривации

Новорожденные дети на природном уровне испытывают сильную потребность в материнском внимании. Это объясняется не только физиологическими особенностями, но и их эмоциональным развитием.

Читайте также:  Френдзона: как выйти из статуса "я люблю тебя, как друга"?

Дискомфорт от разлуки с матерью может проявиться следующим образом:

  1. Соматические расстройства: бессонница, рвота, запор, понос.
  2. Нарушения развития: отсутствие эмоциональной заинтересованности и стремления к общению, проблемы с дальнейшим развитием речи.
  3. Нарушения моторики: недостаточная двигательная активность, заторможенные реакции.
  4. Душевные расстройства: возбужденность или пассивность, фобии и т.д.

Вопреки распространенному мнению, проблемы младенческого возраста необязательно находят отражение в последующей жизни людей.

Ребенок, который пережил период депривации в младенчестве, может попасть в благоприятные условия и получить возможность избавиться от существующих расстройств.

Важно

В этом случае возможно полное изменение поведения личности и отсутствие развития патологий в будущем.

Но не исключается и непрерывность негативных процессов, перетекающих из младенческого возраста в детский и подростковый возраст, а затем и во взрослую жизнь.

Влияние на психическое развитие и поведение

Психическая депривация выражается у ребенка в появлении расстройств на разных уровнях развития сознания. Сенсорные нарушения проявляются в агрессии, как в способе ограждения своего личного пространства от других людей, или в постоянных неконтролируемых телесных контактах с посторонними.

Когнитивные проблемы приводят к искаженному восприятию реальности и построению ошибочных моделей мира. На эмоциональном уровне возникают сложности с установлением доверительных контактов с кем-либо.

С социальной точки зрения отсутствует способность отождествлять себя с одобряемыми в обществе социальными ролями.

Подобные психологические проблемы приводят к нарушениям поведения, которое нередко приобретает девиантный характер.

Портрет личности

Типичные черты характера боязливость, недоверие, подозрительность к окружающему миру. Возникают сложности при вступлении в контакты с незнакомыми людьми, тяжело дается поддержание общения.

Депривация у детей-сирот, как у самой уязвимой категории, часто проявляется комплексом различных психических проблем. Это могут быть как отдельные отклонения поведения от существующей в обществе нормы, так и серьезные нарушения развития интеллекта и характера.

Находящиеся в условиях депривации дети испытывают постоянный психологический дискомфорт из-за недостатка телесных, эмоциональных, душевных контактов.

Они часто плохо спят, демонстрируют аффективную неустойчивость, проявляют чрезмерное беспокойство, не могут полноценно управлять своим поведением.

Такие дети нередко в своем воображении выстраивают катастрофические модели мира. Им кажется, что ничего хорошего в жизни произойти не может, что их окружает только несправедливость и жестокость.

В итоге возникают серьезные проблемы с установлением доверительных отношений с окружающими, с построением семьи в будущем.

Это объясняется желанием защитить себя от боли предательства, от возможных утрат.

Внутренние переживания приводят к проецированию своего негативного отношения к миру на окружающих.

Совет

Ребенок пребывает в уверенности, что все вокруг настроены против него и хотят причинить ему вред. Часто происходит неверное толкование мимики собеседника, его жестов и слов.

Следует отметить, что портрет личности сильно зависит от особенностей нервной системы, уровня полученной травмы, наличия компенсирующих воздействий (появление иных объектов привязанности).

Создав соответствующие условия, можно полностью устранить депривационные проявления у ребенка, что позволит ему в будущем грамотно построить собственную жизнь.

Методы оказания помощи

Существуют стандартные приемы, которые помогают преодолеть имеющиеся проблемы и обеспечить его успешность в современном обществе.

Помощь оказывается социальными педагогами и психологами, которые проводят наблюдение, анкетирование, тестирование.

На основании полученных данных выявляются направления работы. Проводятся беседы, тренинги. При помощи консультаций, упражнений нередко получается добиться корректировки поведения.

Работа по общему развитию и расширению кругозора, трудовое воспитание и индивидуальный подход все это стандартные направления деятельности воспитателей, социальных педагогов и психологов.

Психолого-педагогическая помощь помогает детям освоить следующие аспекты жизни в обществе:

  • уважение к труду,
  • представления об элементарных нормах морали, чести, достоинства, порядочности,
  • стандартные модели поведения, соответствующие конкретным общественным ситуациям,
  • способность делать осознанный выбор,
  • универсальные навыки деятельности,
  • умение строить отношения с другими людьми,
  • умение работать в коллективе.

Детская депривация является серьезной проблемой, которая может отрицательно повлиять на всю последующую жизнь человека.

Своевременная профессиональная помощь социальных педагогов и психологов помогает значительно скорректировать развитие ребенка.

Что такое материнская депривация? Узнайте об этом из видео:

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://rucheyok.ru/rebenok/negativnyie-proyavleniya-emotsionalnoy-deprivatsii-u-rebenka

Родительская депривация

Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей. Возникает вследствие недостатка заботы, ласки, понимания, взглядов, прикосновений, общения.

Последствия – эмоциональные, личностные, поведенческие расстройства, трудности социализации. Диагностика включает клиническую беседу, применение опросников, рисуночных тестов.

Лечение основано на групповой и индивидуальной психотерапии, дополняется психокоррекцией, социальной реабилитацией, медикаментозной терапией.

Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка.

Обратите внимание

Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей.

Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.

Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:

  • Недостаточная привязанность родителей. Отец и мать не проявляют любви к малышу. Явление распространено в семьях с нежеланным ребенком, при психических расстройствах, алкоголизме, наркомании родителей.
  • Длительная разлука. Депривация развивается при продолжительном пребывании в стационаре, учебном учреждении закрытого типа. Проявляется эмоциональными расстройствами.
  • Отсутствие родителей. Ранняя смерть отца и матери, отказ от ребенка становятся ключевыми факторами депривации. В домах малютки, детских приютах эмоциональные потребности удовлетворяются недостаточно.
  • Конституционально-наследственные особенности. Дети с неустойчивым слабым типом ЦНС более восприимчивы к влиянию депривационного фактора. Они менее пластичны, хуже адаптируются к изменяющимся условиям. Непродолжительное отсутствие мамы с папой (госпитализация, вынужденный отъезд) отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии.
  • Состояние здоровья. Негативное влияние депривации быстрее проявляется у детей с неврологическими, соматическими заболеваниями. Больной ребенок больше нуждается во внимании, заботе родителей, острее переживает невозможность удовлетворения данных потребностей.

Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций.

Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования.

Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды.

Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста. Компенсация происходит через формирование привязанности к другим объектам (людям, животным, игрушкам), увлеченность деятельностью (хобби, творчество, спорт).

По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная. Характеризуется невозможностью удовлетворить потребность в ощущениях. Проявляется недостатком прикосновений, объятий, поглаживаний, взглядов.
  • Когнитивная. Представлена отсутствием возможности познавать родителя, через него – окружающий мир. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций.
  • Эмоциональная. Наиболее выраженный компонент материнской депривации. Формируется при невозможности почувствовать близость, принятие, любовь, одобрение, поддержку.
  • Социальная. Определяется лишением возможности выполнять социальную роль (сын, дочь). Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.

Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен.

Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками.

Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.

Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны.

В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью.

Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий.

Важно

Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.

В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый.

Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора.

К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.

Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов).

В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями. Часто диагностируются нарушения невротического спектра: энурез, парасомнии, навязчивые движения, апатическая, маскированная депрессия.

У дошкольников и младших школьников определяются поведенческие отклонения, ЗПР. У подростков – психопатии, депрессивные расстройства.

Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком.

Совет

Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам.

Применяется ряд методов:

  • Беседа. Разговор с ребенком позволяет первично оценить эмоциональное состояние, реакции на похвалу/замечания, способность устанавливать, поддерживать продуктивный контакт. Специалист выявляет сферы, наиболее подверженные депривационному воздействию, определяет направленность дальнейшей диагностики.
  • Проективные тесты. Широко применяются рисуночные методики – «Человек», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем». Они универсальны относительно возраста, уровня интеллектуального развития, национальности. Позволяют выявить глубинные неосознаваемые переживания, скрываемые особенности поведения.
  • Опросники. Методики данной группы рекомендованы для обследования детей от 10 лет. Используются опросники, направленные на исследование детско-родительских отношений – «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской. Дополнительно показаны тесты исследования личности – «Патохарактерологический личностный опросник» А. Е. Личко, опросник Леонгарда-Шмишека.

Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).

Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:

  • Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений. Члены группы учатся договариваться, дружить, сотрудничать. В тесном взаимодействии узнают (обнаруживают) качества личности. Происходит формирование системы «Я», общественных ролей.
  • Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
  • Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
  • Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которы х легче налаживается общение, дружба. Компенсация агрессии происходит во время активных физических нагрузок. Последствия эмоциональной, сенсорной депривации редуцируются в процессе творческой деятельности.
Читайте также:  Тип течения и прогнозы при шизофрении параноидной формы

Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются.

Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов.

Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/parental-deprivation

Эмоциональная депривация

Простыми словам эмоциональная депривация – это длительное неудовлетворение эмоциональных потребностей человека.

Ребенок нуждается в том, чтобы на него был эмоциональный, живой отклик от родителей, а отклика нет.

И он живет «голодным» или «впроголодь» — когда изредка слышит скупое «молодец», или соседка ему улыбается и угощает конфетами.

Депривация – это потеря, лишение.

Эмоциональная депривация – это потеря, лишение эмоционального контакта.

А для человеческого детеныша, для ребенка потребность в эмоциональном контакте – базовая, необходимая для жизни.

У «благополучных» равнодушных родителей ребенка как бы нет в эмоциональном поле семьи.

Его чувственное присутствие игнорируется.

И он потихоньку научается быть вне вовлеченного контакта с собой и людьми.

Такой ребенок может быть интеллектуально развит, особенно, если это поощрялось хоть как-то родителями или кем-то в школе.

Он может проживать свою чувственную жизнь в фантазиях, поселяться в чужих историях – рассказах, фильмах, книгах.

Но он отучен улыбаться в ответ на улыбку. Плакать когда грустно, и утешать когда сочувствует.

Обратите внимание

У него чаще всего стоят запреты на выражение злости прямо и искренне и он вовсю пользует пассивной агрессией.

Упрямство и вредность – то, что видят окружающие.

Беззащитность, растерянность и перманентный шок – то, что он проживает внутри.

Эмоции для людей – словно бензин для машины. Вася чувствует равно Вася живет.

Наш герой, не-Иванов, грезит о жизни, размышляет о жизни, анализирует жизнь, фантазирует о жизни, может быть даже «делает жизнь» и «делает себя», но не живет.

Не потому что не хочет, хочет и очень сильно, но не умеет выражать свое чувственное состояние.

На работу пришла новенькая барышня. Симпатичная блондинка, загорелые плечи и шея, на руке татуировка и надпись «остановите Землю, я сойду».

Сотрудники улыбаются, перешептываются, кто-то позвал сходить вместе на обед, кто-то узнал, «замужем и есть-ли-дети».

Новенькая реагирует в ответ: на чью-то тупую шутку явно напряглась, на предложение вместе сходить на перекур – обрадовалась, стеснялась, когда второй раз спрашивала что-то по работе, раздражалась, что не получилось сразу заполнить нужную бумажку для допусков в локальную сеть.

Никто из них не делал ничего специально, но через несколько дней Светик уже словно была частью коллектива.

Не-Иванов не участвовал в общей суете. Он хотел, но не знал, что сказать. Страшно боялся брякнуть что-то не уместное, попасть в глупое и смешное положение.

Важно

Полгода он молча наблюдал за ней, и ужасно огорчился, когда у нее разгорелся яркий роман с инженером из техподдержки.

Еще через год роман довольно печально завершился.

Не-Иванов очень хотел как-то подержать ее, может быть предложить свою помощь. Но по-прежнему молчал и смотрел, не понимая, как сделать простую вещь – как остальные мужчины умудряются оказываться в отношениях, когда для него непосильной задачей было предложить симпатичной коллеге подвезти ее после работы.

Когда маленький ребенок искреннее улыбается, его мама расцветает улыбкой ему в ответ.

Он проживает свой чувственный опыт в ее эмоциональном поле.

Она помогает ему справляться со слишком сильными эмоциями, отзывается на его присутствие.

Обычный день. Звонок в дверь. Вася вернулся из школы, он первоклассник.

Бабушка радуется, как будто бы ей дали орден. Тормошит, просит рассказать, как и что была, а какая учительница, а что ребята, а какие девочки.

Гонит мыть руки и срочно обедать.

Тут же звонит с работы мама, испереживавшаяся и одновременно довольная.

Положил трубку и новый звонок – отец интересуется «как первый день в школе прошел, сын».

Обычные люди редко-редко замечается в каком роскошном эмоциональном богатстве они живут каждый день.

Так жители прекрасного климата считают, что это нормально, когда тепло бывает больше, чем пара месяцев в году.

Совет

Дети из семей, в которых испытывали длительную эмоциональную депривацию, как северяне без солнца и тепла.

Оно им жизненно необходимо, но попав на юг, еще нужно суметь пережить акклиматизацию, научиться помнить про крем от загара, не выбегать на солнцепек «погреться» на несколько часов до теплового удара.

В отношениях мы не только получаем «солнечный свет» или «грозу и бурю» от других людей, но и сами являемся источниками любви и тепла.

Или холода и дождя.

Или тумана…

Наш не-Иванов научился с самого детства быть «нейтральной стеной». От него нет ни тепла, любви и сочувствия, ни страстной ненависти, не стеснения или чего-то еще.

Он не испытывает сильных страданий в прямом смысле слова, ему скорее «никак», чем больно или радостно, грустно или весело.

Другие люди могли бы сказать, что не-Иванов не позволяет им проявить любовь и заботу, интерес к себе.

Он не откликается, не подает сигналов на уровне невербального отклика.

Его окружение считывает эти сигналы, и понимает их как «не подходи, проходи мимо».

Что и делает.

А ему плохо.

Но он это свое одиноко, грустно и отчаянно хочется близости проживает на уровне «головы», а тело ведет себя как «робот», спокойно-заморожено.

Еще один негативный аспект людей, выросших в семьях с эмоциональной депривацией – это то, что в быту называют «неблагодарностью».

Они словно не чувствуют симпатию к себе и не признают симпатию окружающих, что считывается как отвержение, обесценивание и та самая «неблагодарность».

Обратите внимание

Человек, переживший эмоциональную депривацию в детско-родительских отношениях, считает, что люди не смогут его любить, искренне с ним дружить, заботиться и интересоваться им.

Он и отчаянно боится остаться в одиночестве.

И, одновременно, на уровне чувственной вовлеченности не показывает свою заинтересованность, готовность быть в близких отношениях.

У детей, переживших эмоциональную депривацию очень часто развивается один из ненадежных типов привязанности.

У ребенка, «которого нет» — это избегающий тип.

Он означает, что какие сильные страсти не кипели бы у него в душе, во внешний контакт пойдет только «маска равнодушия».

А теперь представьте, какой путь в отношениях нужно пройти в терапии, и психологу и клиенту, чтобы научить не-Иванова не только чувствовать и понимать свои переживания, но и показывать их спонтанно, разделять с другими, уметь справляться с негативными и получать наслаждение от самого процесса живой вовлеченности.

Можно сравнить это с тем, как человека все детство учили играть в шахматы – думать и сдерживаться в любой ситуации общения, а оказалось, что ему нужно научиться петь и танцевать.

Совсем другое состояние, другие «правила игры».

А до этого ему еще нужно суметь разрешить себе осваивать чувственный мир, свой и других людей.

Ведь в его благополучной, приличной, достойной семье работал закон «у нас так не принято», «эмоционирование – это для слабаков» и им подобные.

Важно

Расти в поле эмоциональной депривации – это как цветку пробиться через трещину в асфальте. Как растению из солнечной и жаркой страны перебиваться крохами тепла в тенистом месте в Сибири.

Очень трудно.

Если вдруг читатель узнал себя в «равнодушном родителе» и понимает, что вряд ли обратится к психологу и будет учиться удовлетворять эмоциональные потребности своего ребенка, то можно хотя бы, как минимум, найти для него няню, помощницу, воспитательницу или может быть, родственника –наставника, любого взрослого человека, который будет эмоционально теплым, заботливым и стабильным в жизни ребенка.

Это даст ему возможность получать доступ к человеческому участию и любви и в детстве и в будущем, когда он станет взрослым человеком.

Эмоциональная депривация – это когда в ответ на ваши чувства, симпатию вы получаете отвержение и равнодушие.

Любому человек будет неприятно пережить отказ.

Взрослому человеку будет достаточно трудно пережить, если его отвергают раз за разом, день за днем.

Эмоциональная депривация через некоторое время приводит к унынию, бессилию, снижению самооценки.

Ненужность любимому человеку достаточно болезненный опыт.

Тому, кто отвергнут может искренне казаться, что так будет всегда. Одиночество – его приговор.

А теперь представьте, что через подобный опыт проходит маленький ребенок.

Ребенок, который не может сказать себе что-то вроде «да, грустно, что эта мама отвергает. Жаль, что моя мама равнодушна. Ну, да ладно. У меня было еще две мамы, которые меня любили, и еще одна, которую я сам отверг. И будут еще мамы в будущем…»

Дико звучит, правда?

Мама – она единственная.

Совет

И если она отторгает своего ребенка на эмоциональном, чувственном уровне, то ему приходится очень и очень не сладко.

Снижение жизненной энергии – только часть его проблемы.

Не умение вступать в контакт, дарить и получать любовь – еще часть его проблемы.

Низкая самооценка, убежденность, что он сам, в его неповторимости и уникальности не ценен, не нужен и не может быть любим – третий «кусок» проблемы эмоциональной депривации ребенка.

Есть три типичных способа, которыми люди справляются с последствиями эмоциональной депривации от равнодушных «благополучных» родителей.

Самый простой вариант – избежать проблемной ситуации.

Нет отношений, значит нет необходимости контактировать с другими людьми, учиться быть в близких отношениях, что-то чувствовать, ошибаться, получать опыт, расстраиваться и огорчаться.

Примерно такие подсознательные идеи приводят к решению: избегать контакта всеми доступными способами.

Избегать не только в реальных действиях:

— в выходные едем за город все вместе!

— нет, я не могу

— ладно

Пара-тройка отказов и люди привыкают, что можно никуда не звать равнодушного человека.

Второй способ совладать с проблемой – это пассивная покорность.

Сказали «ты тумбочка» — значит, тумбочка.

Не могут запомнить имя – откликаемся на чужое. Иванов? Значит будут Ивановым.

Не позвали к общему столу – не подходить и не обижаться. Позвали – подошел, проигнорировали – промолчал.

Нет отношений –значит нет отношений. Здравствуй, одиночество.

Решила замначальница, что человек «надежный, вроде не пьющий» должен сходить на свидание с одинокой Петровой под ее покровительством, значит идем на свидание. И не важно, нравится Петрова или нет.

Обратите внимание

Иногда даже у  самого терпеливого и выносливого человека наступает «край» и тогда он может сорваться и начать гиперэмоционально требовать что-то у окружающих, высказывать им накопившиеся обиды, а позже сгорать от стыда и вины за свой поступок.

Это третий вариант поведения – гиперкомпенсация.

Еще один из его видов – повышенная фальшивая эмоциональность.

Когда «ой, сочувствую», «держись, я с тобой, ты только держись» и прочие вещи, что ценны лишь тогда, когда звучат от души говорятся пафосно, с надрывом по поводу и без.

Людей хоть сколько-нибудь искренних коробит от подобного способа проявлять чувственный контакт.

Что снова возвращает нашего не-Иванова к его проблеме тотального глухого одиночества, как следствия эмоциональной депривации в детстве.

***

Записаться на консультацию к психологу, автору текста можно по телефону 

8 913 063 92 73 (Новосибирск, ул.Фрунзе, 5-515) либо написать на wmt1227@yandex.ru для консультации по скайпу или в текстовом формате

***

По времени и стоимости консультаций можно уточнить ВОТ ТУТ 

Источник: https://wmt1227.ru/emo_deprivaciya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector