Стратегии и технологии рационального поведения в конфликтной ситуации

Технологии рационального поведения в конфликте

  • Технологии рационального поведения в конфликте – это совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Рассмотрим способ избавления от раздражения и гнева (по Д. Скотту):

1.     Способ визуализации состоит в представлении себя делающим или говорящим что-либо;

2.     Способ «заземления» состоит в представлении отрицательных эмоций, испытываемых в данный момент, в виде потока энергии, который может быть замкнут на «землю»;

3.     Способ проецирования состоит в представлении выхода своих отрицательных эмоций на воображаемый экран с последующим их разрушением путем ступенчатых волевых усилий;

Обратите внимание

4.     Способ очищения «энергетического поля» состоит в выполнении некоторых специальных упражнений, для расслабления и освобождения себя от отрицательных эмоций.

Далее рассмотрим три правила самоконтроля эмоций:

1.        Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера. Для его выполнения необходимо задавать себе вопросы и искать причины того или иного поведения партнера. Это дает Вам четыре преимущества:

1.1.                    В критической ситуации акцент в поведении переносится на рациональную работу сознания;

1.2.                    Своим поведением партнеру предоставляется возможность избавиться от эмоциональных проявлений;

1.3.                    Достигается отвлечение от восприятия и острого переживания эмоциональных проявлений партнера;

1.4.                    Обеспечивается поиск причины конфликта путем понимания мотивов соперничающей стороны.

2.        Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения.

3.        Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения.

На основе изучения данной темы сформулируем вывод:

  • Конструктивное разрешение конфликтов предполагает владение технологиями эффективного общения и рационального поведения. Они базируются на специальных психологических приемах, позволяющих обеспечить взаимопонимание и самоконтроль эмоций.

Задание

Проанализируйте свои действия по одиннадцати позициям в конфликте, который происходил с Вашим участием и оцените их по пяти или десяти балльной шкале.

№ п.п. Позиция Оценка
1. Критически оцениваю партнера
2. Приписываю ему неизменные или плохие намерения
3. Демонстрирую знаки превосходства
4. Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру
5. Игнорирую интересы партнера
6. Вижу все только со своей позиции
7. Уменьшаю заслуги партнера
8. Преувеличиваю свои заслуги
9. Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера
10. Выдвигаю перед партнером множество претензий
11. Раздражаюсь, перехожу на крик, повышаю голос

Источник: https://students-library.com/library/read/34306-tehnologii-racionalnogo-povedenia-v-konflikte

Стратегии поведения личности в конфликте. Типы конфликтных личностей. Понятие рационального поведения в конфликте

Стратегия поведения в конфликте – это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Выделяют три основные стратегии, которые используются в управлении конфликтом:

– стратегия «выиграть-проиграть» (насилие или твердый подход). Она характеризуется желанием одной стороны подавить другую. В случае использования этого варианта поведения один участник конфликта становится победителем, а другой проигрывает.

Такая стратегия редко имеет длительный эффект, потому что побежден, скорее всего, спрячет свой образ и не поддержит принятое решение. В результате через некоторое время конфликт может разгореться снова.

В отдельных случаях, когда лицо, наделенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия, использование этой стратегии является целесообразным;

– стратегия «проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер идет на проигрыш сознательно, но вместе с тем заставляет и другую сторону потерпеть поражение. Проигрыш может быть и частичным. В этом случае стороны действуют в соответствии с поговорки: «Половина лучше, чем ничего»;

– стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтёр стремится к такому выходу из конфликта, чтобы удовлетворить каждого из участников. Австралийские специалисты в области конфликтологии Х. Корнелиус и Ш.

Фэйр детально разработали технологию разрешения конфликтов с помощью стратегии «выиграть – выиграть» и определили четыре этапа ее использования.

Важно

На первом этапе следует установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны, на втором – определить, компенсируются различия в каком-либо аспекте, на третьем нужно разработать новые варианты решений, наиболее устраивающие обе стороны, и на последнем этапе при условии сотрудничества сторон вместе решить проблемы конфликта.

Типы конфликтных личностей.

Демонстративный. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.

Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Ригидный. Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Неуправляемый. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен.

Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.

Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков.

Сверхточный. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям.

Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях.

Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«Бесконфликтный» Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли.

Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Технологии рационального поведения в конфликте.

Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора — плохой союзник и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли.

Совет

Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.

Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт.

Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим что-либо или говорящим.

Второй способ избавление от гнева условно называется «заземлением». Он заключается в том, что вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.

Третий способ избавления от гнева — его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран.

Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий). С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

Прежде всего, следует помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления. Данную технологию условно можно назвать «эмоциональной выдержкой».

Ее можно сформулировать в виде первого правила самоконтроля эмоций, суть которого сводится к спокойной реакции на эмоциональные действия партнера.

Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами.

В этом случае, сдержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он(а) ведет себя так», «Каковы его/ее мотивы в данном конфликте», «Связано ли его/ее поведение с какой-то другой причиной?» и т.п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда целей:

в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва;своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»;вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии;отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу, — ищите причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

Второе правило самоконтроля эмоций называется рационализацией эмоций. Положительный эффект дает обмен эмоциональными переживаниями в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями, в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе общения. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.

Третье правило самоконтроля эмоций сводится к поддержанию высокой самооценки в общении. Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки.

Обратите внимание

Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты — регрессией.

Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать у себя высокий уровень самооценки и способствовать поддержанию высокой самооценки, чувства значимости у своего оппонента.

Источник: http://people-in-side.blogspot.com/2014/05/blog-post_5180.html

Понятие технологии рационального поведения в конфликте

  1. Технологии эффективного общения.

  1. Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание.

Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимопонимание и взаимную эмпатию партнеров по общению [1, с. 54].

Взаимопонимание – это тип человеческих отношений, которым присуще адекватное отражение слов и действий друг друга, совпадение взглядов и суждений, согласие в поступках, а также взаимно терпимое, взаимопрощающее поведение в случае разногласий [4].

Эмпатия (сочувствие) – это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир [5]; способность поставить себя на место другого человека.

«Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга.

А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте.

Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество» [1, с. 54].

Технологии эффективного общения – это простые, но действенные инструменты. Их также называют малым разговором.

«Малый разговор – это беседа на интересную и приятную для собеседников тему, чаще всего не связанную с темой «большого» разговора. Цель малого разговора – создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы взаимной симпатии и доверия или же восстановить эмоциональное равновесие, симпатию и доверие» [3, с. 116-117].

Читайте также:  Как пользоваться квадратом декарта для принятия решений?

Техники малого разговора таковы:

  1. позитивные констатации (комплименты);

  2. цитирование партнера;

  3. информирование;

  4. интересный рассказ, анекдот.

Рассмотрим эти техники более подробно.

Позитивная констатация, или комплимент партнеру или третьему лицу. Комплимент, легкая похвала, добрые слова – это первый и самый главный инструмент эффективного общения.

Любой разговор, даже краткий, нужно начать и закончить добрым словом или комплиментом, тогда он будет гораздо более доброжелательным и непринужденным. Комплимент может относиться не только к человеку лично, но и к помещению, компании, его любимому делу или хобби.

Важно, чтобы комплимент не был очевидной лживой лестью [9]. Однако нужно помнить, что слишком большое количество комплиментов может насторожить того, с кем вы общаетесь.

Важно

Цитирование партнера, ссылки на его предыдущие рассказы о себе, своем бизнесе. Это очень важная техника общения, показывающая, что вы раньше внимательно слушали своего собеседника, и также поднимающая его важность в глазах окружающих.

Информирование – это сообщение интересной и важной для партнера информации, не относящейся к теме беседы.

Интересный рассказ, анекдот. Самая сложная и опасная техника. Анекдот должен быть в меру приличным, умным, смешным и уместным. Такой анекдот и хорошо разрядит атмосферу [9].

Эти технологии эффективного общения следует использовать в меру, в начале и в конце общения, а также в тех случаях, когда атмосфера общения заметно холодеет.

Знание технологий эффективного общения помогает расположить к человеку его собеседника и достичь своих целей в разговоре.

Но технологии эффективного общения – это не только вышеперечисленные техники. Это еще и соблюдение определенных правил и норм общения.

  1. Нормы и правила эффективного общения в конфликтной ситуации.

Эффективное общение – это оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей [12].

Рассмотрим нормы и правила эффективного общения, которые необходимо соблюдать для того, чтобы избежать возникновения конфликта, а также избежать его дальнейшего развития.

Итак, основные правила общения:

  1. общение должно начинаться с приветствия и обращения. Они являются своеобразным знаком признания ценности и достоинства человека и задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени их близости выбирается форма обращения «ты» или «Вы» [7];

  2. внимательно выслушайте собеседника, не перебивая, и лишь потом отвечайте. Не давайте советов. Не критикуйте. Лишнее, неправильное или неподходящее слово может усугубить конфликтную ситуацию. Лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать;

  3. не разговаривайте с человеком в приказном, высокомерном, назидательном или поучительном тоне, т.к. в ответ можете получить сопротивление, раздражение или такой же тон;

  4. уважайте мнение другого человека;

  5. замечайте любые изменения в своем собеседнике, т.е. будьте наблюдательны в общении;

  6. добивайтесь того, чтобы вас услышали и правильно поняли;

  7. поддерживайте атмосферу взаимного доверия, проявляйте эмпатию к собеседнику;

  8. улыбайтесь;

  9. используйте невербальные средства коммуникации;

  10. передаваемая информация должна быть точной [8].

Соблюдение этих правил позволит не только избежать возникновения конфликта и его дальнейшего развития, но и уверенно разговаривать с другим человеком, уверенно начинать разговор и прекращать его в нужный момент, добиваться поставленных целей.

  1. Технологии рационального поведения в конфликте.

    1. Понятие технологий рационального поведения в конфликте.

Эффективное общение людей в конфликтном взаимодействии и разрешение конфликта непосредственно связано с их поведением в конфликте: чем разумнее люди будут себя вести, тем эффективнее он разрешится.

Важно помнить, что всплеск эмоций при разрешении спора приводит к обострению ситуации.

Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии – одно из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.

Совет

Технологии рационального поведения в конфликте – это совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций (аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте и др.) [1, с. 56]. Помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления очень важно. Существуют даже определенные правила самоконтроля эмоций, рассмотрим их отдельно.

    1. Правила самоконтроля эмоций.

Первое правило самоконтроля эмоций – спокойная реакция на эмоциональные действия партнера. Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны входить в такое состояние сами.

Второе правило самоконтроля эмоций – рационализация эмоций, или обмен эмоциональными переживаниями. Сообщая о своих обидах и переживаниях, партнеры получают эмоциональную разрядку, осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное разрешение конфликта. Но обмен эмоциями должен проходить спокойно, а не в форме взаимных оскорблений.

Третье правило самоконтроля эмоций – поддержание высокой самооценки. Дело в том, что часто одна из причин нежелательных эмоциональных реакций оппонентов в конфликте – занижение их самооценки. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у оппонента [1, с. 57].

    1. Основные способы избавления от гнева

Даже если отрицательные эмоции все-таки взяли верх и вы в гневе, вы все равно должны попытаться от него избавиться, т.к. гнев может создать конфликтную ситуацию или усугубить ее.

Д. Скотт выделил четыре способа избавления от гнева:

  1. визуализация;

  2. заземление;

  3. проецирование гнева и его уничтожение в форме проекции;

  4. эмоциональная выдержка.

Рассмотрим эти пункты более подробно.

Визуализация. Эта техника направлена на то, чтобы пережить событие, которое охладит гнев. Она учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении и тем самым гасила бы гнев.

Существуют следующие варианты визуализации гнева:

  1. уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев;

  2. постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;

  3. придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением [14].

Заземление. Здесь надо представить гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и уходит в землю [1, с. 56].

Проецирование гнева и его уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе [1, с. 56].

Эмоциональная выдержка (самоконтроль эмоций) – это устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции.

Однако кроме этих способов избавления от гнева существуют и другие:

Совладать с собой иногда бывает очень непросто, но если следовать нескольким простым советам психологов, то внезапный негативный эмоциональный приступ удастся не только подавить, но и предотвратить;

Чаще всего мы нервничаем, когда опаздываем куда-то. Поэтому отправляясь по делам, старайтесь максимально реалистично оценивать временные затраты, и оставляйте в запасе минут 10-15;

  1. помните, что не все в мире зависит только от нас, поэтому смиритесь;

  2. взгляните на себя со стороны;

  3. дышите;

Три глубоких вдоха-выдоха помогут успокоиться;

Соблюдение этих правил поможет избавиться от гнева и предотвратить возникновение конфликта.

    1. Правила поведения в конфликтной ситуации

Существуют определенные правила поведения в конфликте:

  1. дайте партнеру «выпустить пар»;

  2. потребуйте от партнера спокойно обосновать свои претензии;

  3. сбивайте агрессию партнера неожиданными приемами (попросите совета, задайте неожиданный вопрос);

  4. не давайте партнеру отрицательных оценок;

  5. попросите партнера сформулировать конечный результат и проблему как цепь препятствий (определить проблему и сосредоточиться на ней, не поддаваясь эмоциям);

  6. предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению проблемы и свои варианты ее решения;

  7. дайте партнеру возможность «сохранить свое лицо» (не задевайте достоинство партнера);

  8. отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий партнера (переспрашивайте);

  9. в позиции «на равных» держитесь как на острие ножа;

  10. не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину;

  11. ничего не надо доказывать;

  12. замолчите первым;

  13. не характеризуйте состояние оппонента;

  14. уходя, не хлопайте дверью;

  15. начинайте говорить, когда партнер остыл;

  16. независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить отношения [2].

Исполнение данных правил поведения в конфликтной ситуации необходимо как для конструктивного разрешения конфликта, так и для выхода из него.

Список использованной литературы

  1. Аллдхвердова 0.В. и др. Конфликтология. — СПб.: Лань, 1999. <\p>

  2. Дайер У. Быть свободным. – К., 1995, с. 127-159

  3. Дэна Д. Преодоление разногласий. — СПб.: Институт личности. 1994.

  4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Издательство “Питер”, 2011. 368 с.

  5. Конфликтология. Учебное пособие / Сост. Буртовая Е.В. – 2002

  6. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 19

  7. Паркинсон Д.Р. Люди сделают так, как захотите вы. – М.: Новости, 1993

  8. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2010. 208 с.

  9. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и К0. ЛТД 1991. <\p>

  10. Шейнов В. Л. Конфликты в нашей жизни. — Минск: Амалфея. 1997.

  11. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1996

Источник: https://infourok.ru/ponyatie-tehnologii-racionalnogo-povedeniya-v-konflikte-3112998.html

Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

Теории поведения личности в конфликте.

1. Основные поведения личности в конфликтном взаимодействии.

Стратегии поведения в конфликте.

Типы конфликтных личностей.

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:

Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелœена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Обратите внимание

Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделœей обусловлена предметом конфликта͵ образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и крайне важно й моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не должна быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения состоит по сути в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее.

Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль.

В случае если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

8 лекция.

1. Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание.

Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов

Технологии рационального поведения в конфликте.

Конструктивное решение конфликтов возможно лишь в процессе эффективного общения сторон. Но часто соперники, которые находятся в возбужденном состоянии не могут контролировать своим поведением, в связи с этим конфликт заходит в тупик.

Все это является следствием нарушения технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

Важно

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под технологией эффективного общения понимают такие способы, приемы и средства общения, которые обеспечивают взаимное понимание и взаимное эмпатию партнеров по общению.

Для обеспечения конструктивного общения в конфликте крайне важно создать атмосферу взаимного доверия в данном процессе, сформулировать целœевую установку на сотрудничество. При этом следует помнить психологический закон сотрудничества: кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию.

Содержание технологии эффективного общения в конфликте можно свести к соблюдению определœенных правил и норм общения, а именно:

– Концентрируйте внимание на том, кто говорит и на его сообщении;

– Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание информации так и ее детали;

– В процессе общения не перебивайте человека, который говорит, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итогов;

– Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Не убедившись в точности воспринятой информации, не переходите к новым сообщениям;

– Поддерживайте атмосферу взаимного доверия, проявляйте эмпатию к собеседнику;

– Используйте невербальные средства коммуникации: часто контактируйте глазами, кивайте головой в знак понимания;

На лабораторной работе мы исследуем значение некоторых жестов и поз, которые могут помочь понять поведение и состояние вашего партнера. (Емельянов Станислав Михайлович. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Издательство “Питер”, 2000. – 368 с. С. 109-110).

Во технологиями рационального поведения в конфликте понимают совокупность способов коррекции, которая направлена ​​на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликт антов на базе самоконтроля эмоций. Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями занимают аутотренинга.

Среди технологий рационального поведения в конфликте ведущее место занимают такие, которые позволяют избавиться от гнева. Рассмотрим некоторые из них:

– Проектирование (данный способ состоит по сути в том, что вы излучаете свой гнев и проектируете его на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выдуман вами экран. Позже вы берете выдуманную лучевую пушку и стреляете в него. С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и итоге пропадает совсœем).

– Очистка энергетического поля или ауры вокруг себя (следует встать и сделать движения руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы очищаете энергетическую оболочку вокруг этой части своего тела. При этом крайне важно заставить себя почувствовать, что вы забираете от себя раздражение и другие негативные эмоции затем отряхуете их с себя).

Очень важно не допускать негативных эмоциональных реакций, то есть обладать эмоциональной выдержкой. Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера – первое правило самоконтроля эмоций. Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны подвергнуться такому же состоянию.

Положительный эффект дает обмен эмоциональных переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживания партнеры получают разрядку. Такой взаимный обмен должен осуществляться в спокойной форме, а не в формах взаимных обид. Условно данную технологию можно назвать – рационализацией эмоций.

Совет

Чтобы исключить эмоциональные реакции, крайне важно поддерживать высокий уровень самооценки в себя и в своего оппонента. Данную технологию можно условно назвать – поддержанием высокой самооценки.

9 лекция.

Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.

1. Основное содержание переговорного процесса.

Модели поведения партнеров в переговорном процессе

Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе

Существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта͵ является переговорный процесс.

Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.

В англоязычной литературе по конфликтологии имеют место два подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Это:

1. “Достижение соглашения”, являющееся разновидностью социального конфликта. Данная разновидность должна быть определœена как символическая коммуникация, с помощью которой две и более сторон стараются достичь соглашения в случае, когда их интересы противостоят друг другу;

2. Собственно переговоры как процесс, при котором позиции, изначально расходящиеся, становятся идентичными.

В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны.

Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.

Обратите внимание

Третейский судья – наиболее авторитарная роль , так как он изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит решение.

В принципе руководителю, занимающему позицию “третейского судьи”, безразлично, о чем договорятся конфликтующие стороны. Важно, чтобы был достигнут нужный для этих сторон результат, который затем воплотился бы в определœенное соглашение между ними.

В случае если соглашение не оформляется из-за больших расхождений сторон, то тогда руководителю следует убедить стороны в продолжении контактов, но на более сложной ступени посредничества. Руководитель же может перейти от тактики представителя третьей стороны к тактике посредника.

Арбитр – также обладает значительными полномочиями. Конфликт поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в своих действиях пассивными и реактивными относительно действий арбитра.

Выработанный приговор может носить консультативный (ᴛ.ᴇ. использоваться в качестве совета) или обязывающий характер.
Размещено на реф.

рф
Стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.

Посредник – более нейтральная роль. Будучи профессионалом, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.

Консультант – квалифицированный и непредвзятый специалист, выступающий в качестве третьей стороны. Консультирование – новаторская форма вмешательства в конфликт. В задачу консультанта входит: сбор фактических данных; определœение предмета спора; выяснение того, как подобные ситуации уже решались где-то и кем-то прежде; нахождение способа взаимовыгодного выхода из конфликта.[9, с.59]

Переговоры являются смесью четырех видов деятельности:

=> достижения реальных результатов;

=> изменения или влияния на баланс сил;

=> поддержания конструктивного климата;

=> достижения процедурной гибкости.

Важно

Достижение реальных результатов требует: продуманного обмена информацией о целях, ожиданиях и приемлемых соглашениях; умения представить собственную позицию так, чтобы она оказывала влияние на восприятие другой стороны; постепенного движения к компромиссу и уступок обеим сторонам.

Основные правила ведения дискуссии:

ð Правило выслушивания. Когда кто-то выступает (не важно, чью сторону он при этом представляет), остальные должны внимательно выслушать его аргументы и не прерывать замечаниями, протестами и прочими недружелюбными действиями.

Уже одна эта привычка требует значительной сосредоточенности сторон.

ð Правило равенства. Демократическая традиция общения не признает иерархически обусловленных ритуалов и символов поклонения.

За столом переговоров исчезает авторитет власти и остается власть авторитета. Сила позиции – в ее аргументированности и богатстве альтернатив выхода из сложившейся ситуации.

В этой связи В. Мастенбрук говорит о силе убеждения, выделяя четыре ее составляющих[4]:

1. Ясную, хорошо структурированную манеру объяснения собственной точки зрения;

2. Обоснованно свободное и раскрепощенное поведение, не доходящее до беспечности;

3. Вариативность: темпа речи и тембра голоса, использования конкретных примеров, генеральных линий; помощь наглядными пособиями;

4. Эмоциональную , слегка высокопарную передачу собственной точки зрения, до тех пор, пока это не стало краснобайством.

ð Процедурное правило. Здесь выделяется несколько моментов организации взаимной дискуссии:

‣‣‣ сочетание пленарных заседаний сторон с подготовительными;

‣‣‣ определœенный порядок общения: доклад одной стороны, далее вопросы на понимание и уточнение (“Правильно ли я Вас понял?”), затем критическое осмысление сказанного. В таком же порядке происходит заслушивание другой стороны;

‣‣‣ очередность сообщений: на одном туре переговоров начинает одна сторона, на следующем – другая;

‣‣‣ ограничение выступлений во времени;

‣‣‣ поддержание работоспособности участников переговоров с помощью перерывов (лучший вариант: через каждый час), обеспечение питания и пр.

Совет

ð Правило безоценочных суждений. Речь идет об отказе употребления слов, несущих негативный смысловой оттенок в адрес другой стороны.

ð Правило переговорной комнаты. Не будет продуктивных бесед в кабинœете начальника или директора, где обстановка подчеркивает властные полномочия и создает атмосферу неравенства. Для этого крайне важно выделить специальное помещение, особым образом расставить в нем мебель, оснастить его проекционной аппаратурой, большими отрывными блокнотами и пр.[5]

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта͵ является переговорный процесс.

Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.

10 лекция.

Медиация – искусство разрешать конфликты.

1. Специфика медиации на современном этапе

Функции медиатора

Медиация как процесс

Во всœем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 83% – 85% всœех процедур медиации успешны.

Остальные, от 5% – 10% участников процедуры приходят к полному или к частичному соглашению в течение короткого времени после процедуры медиации. Сегодня уже невозможно представить себе повсœедневное управление конфликтом без медиации.

Считается само собой разумеющимся использование медиации в урегулировании самых разнообразных конфликтов в Европе и США.

Россия в данном отношении не является исключением – в последние годы наблюдается возрастание интереса к данной форме урегулирования конфликтов, разрешению споров на базе переговоров спорящих сторон с участием посредника – медиатора. Главным фактором широкого распространения посредничества является спрос на эту форму услуги.

Обратите внимание

Зачем нужна Медиация? Острые конфликты и акты массового уничтожения людей представляют огромную угрозу для выживания общества и окружающей среды. Серьезные конфликты порождают страх и причиняют неописуемые страдания.

Сильные эмоции, враждебность, тактика противостояния, принципы, различия в положении – может существовать большое количество препятствий для конструктивных переговоров людей или групп. В большинстве случаев, им это не удается без помощи со стороны. Грамотное управление конфликтом позволяет свести к минимуму его разрушительные последствия.

В этом случае конфликт не наносит существенного ущерба отдельным людям и их сообществам и не разрушает взаимоотношения между ними и внутри них. Энергию конфликта можно использовать конструктивно, а не деструктивно.

Понятие ʼʼмедиацияʼʼ происходит от латинского ʼʼmediareʼʼ – ʼʼпосредничатьʼʼ.

Медиация – ϶ᴛᴏ альтернативный метод разрешения спора при участии нейтральной незаинтересованной стороны, медиатора (посредника).

Медиатор ведет процесс выяснения всœех обстоятельств, из этого состоит технология медиации – чтобы позиция и за ней стоящие чувства, пожелания, интересы, потребности сторон сначала были сформулированы, озвучены, услышаны и понятны всœеми.

При этом медиатор поддерживает вовлеченные в спор стороны в выработке самостоятельного решения – выход из конфликтной ситуации, который устроит всœе стороны. Медиация является типичной формой консенсуса.

Наиболее применима медиация в случаях, когда:

‣‣‣ важны будущие отношения, интересы участников конфликта (к примеру, важность сохранения нормальных отношений в бизнесе, или после развода, когда затронуты интересы детей);

‣‣‣ на ситуацию влияет эмоциональная сторона конфликта (к примеру, разногласиях, между партнерами, или акционерами);

‣‣‣ крайне важно сохранить полную конфиденциальность (в отличие от судебных процессов, которые, как правило, публичны);

‣‣‣ крайне важно выработать всœеобъемлющее решение (а правовой спор охватывает лишь часть проблемы, и регулирует бинарным конструктом ʼʼданетʼʼ)

‣‣‣ в политической сфере (между государствами, конфликты, основанные на разности религиозных убеждений)

‣‣‣ межкультурные (этнические группы, конфликты общинной группы)

Сегодня медиация находит применение и развивается повсюду, получив распространение во всœем цивилизованном мире, как система, основанная на консенсусе и сотрудничестве.

Основные отличия медиации от судебного разбирательства.

Всем известно, что суд – процесс формальный и публичный, который контролируется государством. Суд сфокусирован на повод к конфликту, сбор доказательств, причин и фактов из прошлого. Регулируется правом, ориентируется на победу одной из сторон, используя слабости позиций другой стороны, применяя стратегию ʼʼвыигрыш-проигрышʼʼ.

Важно

В отличие от суда медиация представляет собой конфиденциальный, неофициальный процесс, основанный на автономности участников конфликта.

Процесс, при котором учитываются личные убеждения, субъективные интересы, уважаются различия, и точки зрения сторон для создания взаимоприемлемого будущего.

Это путь к осмысленному принятию собственной слабости и слабости других, к осознанию крайне важно сти привлечения помощи со стороны. Где решение будет в духе ʼʼвыигрыш-выигрышʼʼ.

Разнообразие ролей медиатора.

Медиация быстро развивается, а сфера ее применения расширяется. Гибкий подход позволяет создать уникальную модель, идеально подходящую в каждом конкретном случае. Конфликты настолько различаются, что медиаторам требуется хорошее воображение и творческий подход, для этого требуется множество ролей:

‣‣‣ катализатор

‣‣‣ менеджер

‣‣‣ арбитр

‣‣‣ фасилитатор

‣‣‣ переводчик

‣‣‣ источник информации

‣‣‣ ʼʼмостʼʼ к новой структуре

‣‣‣ ʼʼпроверяющийʼʼ реальность достигнутых соглашений

‣‣‣ дирижер

‣‣‣ синтезатор

Все эти роли включены в основу технологии медиации, требующей специального образования и навыков. Необходимо научиться сохранять баланс между техническим и творческим компонентами медиации.

Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.” 2017, 2018.<\p>

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/366574_tehnologii_effektivnogo_obscheniya_i_racional_nogo_povedeniya_v_konflikte

Общее понятие о технологиях эффективного общения и рационального поведения в конфликте

Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения и конструктивного взаимодействия конфликтующих сторон. Но зачастую у оппонентов эмоциональная составляющая преобладает над когнитивной, это ведет к тому, что они не могут контролировать свое поведение.

Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Рассмотрению этих технологий посвящена данная статья.

Для уяснения конкретного содержания технологии эффективного общения в конфликте важно иметь в виду, что само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным.

Совет

Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает достижение определенных целей общения.

Перцепция – восприятие, изучение, понимание и оценка «S»- функций конфликта, объекта конфликта и оппонента.

Это процесс формирования в его сознании образов конфликтной ситуации как результат восприятия, познания, понимания людьми друг друга.

Фактически это формирование субъективного образа конфликтной ситуации.<\p>

Коммуникация отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией.

Интеракция (от англ. interaction) – взаимодействие. Проявляется в необходимости соблюдения оппонентами установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки «S»-Ta конфликта. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения.

С одной стороны, оппоненты нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте.

Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на организацию эффективного общения.

Технология организации эффективного общения в конфликте предполагает соблюдение ряда правил.

Обратите внимание

Соблюдение этих правил позволяет эффективно выстраивать процесс общения между «S»-ами конфликта по переводу его в конструктивное русло.

Наряду с общением, немаловажную роль в конструктивном разрешении конфликта играет организация рационального взаимодействия между его субъектами.

Соблюдение этих правил позволяет эффективно выстраивать процесс общения между «S»-ктом конфликта по переводу его в конструктивное русло.

Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте, знанием основных принципов и правил поведения.

Основными предпосылками рационального поведения в конфликте являются:
– знание общих принципов управления конфликтной ситуацией, и умение использовать их для ее анализа;
– уровень общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;
– умение на этой общей теоретической основе анализировать конкретную предконфликтную ситуацию, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее разрешению;

– степень соответствия выбранных методов корректировки сложившейся конфликтной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.

Организация рационального взаимодействия между субъектами конфликта предполагает использование целого ряда соответствующих методов как социально-психологического, организационного, так и морально-этического характера.<\p>

Рассмотрим социально-психологические методы, ориентированные на корректировку мыслей, чувств и настроений «S»-тов конфликтного взаимодействия.

Метод согласия связан с вовлечением оппонентов в совместные практические действия по разрешению проблемы. В ходе их осуществления расширяется поле общих интересов, оппоненты лучше узнают друг друга, привыкают к сотрудничеству, совместному разрешению возникающих проблем.

Важно

Метод доброжелательности, или эмпатии — сопереживание и сочувствие, понимание внутренних состояний оппонента. Он предполагает не только выражение необходимого сочувствия, но и возможность оказать ему практическое содействие.

Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости.
Метод сохранения репутации оппонента, уважения к его достоинству. Означает выражение должного уважения к его личности.

Признавая достоинство и авторитет оппонента, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение партнера к нашему достоинству и авторитету.

Метод взаимного дополнения. Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков оппонентов помогают укрепить взаимное доверие и уважение, напилить сотрудничество.

Метод недопущения дискриминации требует исключения подчеркивания превосходства и каких бы то ни было различий между ними.

Метод психологического поглаживания – поддержка положительных эмоциональных состояний оппонента.

Достаточно эффективным организационным методом, особенно на первой стадии организации конструктивного конфликтного взаимодействия, выступает бесконтактное общение, например, в форме писем или электронной почты, поскольку в условиях возникшего эмоционального напряжения непосредственный контакт чреват возможностью резкого обострения отношений.

Немаловажное значение при организации конструктивного конфликтного взаимодействия играет правильная оценка знаков невербальной информации.

Совет

Организация эффективного конструктивного взаимодействия предполагает:
– Выделение специального времени для общения, разговора, дискуссии. При этом часто приходится преодолевать желание другой стороны уйти от контакта, прибегнуть к тактике ухода. Чтобы достичь цели, важно убедить другого в том, что преодоление разногласий выгодно и ему.

При этом важно не связывать другую сторону никакими предварительными обязательствами, кроме участия в предстоящем диалоге и исключения при его проведении запугивания и угроз, т.е. попыток силового давления.
– Создание необходимых удобств для организации взаимодействия.
– Взаимная выработка конструктивных условий.

– Определение порядка их выполнения.

Среди различных приемов и способов организации конструктивного взаимодействия не следует забывать и еще об одном: здоровом чувстве юмора. Наличие этого чувства – одно из свидетельств духовного здоровья человека, его оптимистического взгляда на возможность разрешения проблемы.

Юмор иногда определяют как «примиряющую улыбку», способность человека соединять, примирять, казалось бы, несоединимое и непримиримое: добро и зло возвышенное и мелкое, серьезное и смешное.

Будучи действенным инструментом благоприятной совместной жизни людей, юмор способствует разрядке возникшего спряжения в человеческих взаимоотношениях, является хорошим средством для того, чтобы «выпустить пар», вызвать позитивные чувства у оппонента. Зигмунд Фрейд учил, что юмор сглаживает противоречия, предупреждает недовольство.

Бернард Шоу говорил, что иногда надо рассмешить людей, для того, чтобы «выпустить пар», вызвать позитивные чувства у оппонента. Зигмунд Фрейд учил, что юмор сглаживает противоречия, предупреждает недовольство. Бернард Шоу говорил, что иногда надо рассмешить людей чтобы отвлечь их от желания вас повесить.

Здоровый и уместный юмор позволяет ослабить остроту конфликтной ситуации, сплотить людей даже там, где не осталось уже больше никаких надежд на примирение.

Это обусловлено тем, что с помощью юмора обнаруживается хоть какая-то общность между оппонентами, общее для всех людей понимание смешного.

Обратите внимание

Но при этом необходимо помнить об одном обязательном условии: Здоровым чувством юмора должны обладать оба оппонента.

Повысить эффективность и конструктивность взаимодействия позволяет соблюдение ряда морально этических правил.
– В морали нет и не бывает абсолютной истины и высшего судьи.
– Когда идет речь об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов».

Когда речь идет о промахах своих, следует поступать наоборот.
– В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе.
– Нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих.

– При практическом утверждении норм морали, основной императив поведения – «начни с себя».

– Особое внимание следует обратить на золотое правило любого общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

Преобладание эмоциональной составляющей над рациональной и процессе конфликтного взаимодействия, как правило, приводит к обострению ситуации.

Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли.

Управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения возникшей проблемы. Решающая роль в управлении эмоциями принадлежит методам психической саморегуляции.

Релаксация (от лат. relaxatio – уменьшение напряжения, расслабление.
Самовнушение в форме аутогенной тренировки (или аутотренинга). Представляет собой метод психической саморегуляции состояний, основанный на сознательном самовнушении чувств тепла, облегчения тяжести различных органов и участков тела.

Самовнушение в форме сенсорной репродукции. Представляет собой метод психической саморегуляции состояний, основанный на мысленном воссоздании во всех подробностях приятных образов красивого уютного места, пейзажа и своих ощущений при нахождении там.

Важно

Медитация (лат. meditatio – размышление, обдумывание) -метод психической саморегуляции при помощи умственных действий, направленных на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, погружения в себя.

Люди, владеющие данными методиками психической саморегуляции, более эффективно управляют проявлением своих эмоций, соответственно более эффективно выстраивают и общение, и взаимодействие в условиях конфликта. В овладении этими методиками наиболее сложной является медитация.

Необходимо подчеркнуть, что овладение этими методиками не гарантирует эффективного взаимодействия, а лишь помогает формированию внутренней установки на конструктивное поведение в конфликте.

Наряду с методами психической саморегуляции для контроля за проявлением эмоций рекомендуется использовать способы избавления от гнева.

Визуализация – представить себя делающим или говорящим что-либо.
«Заземление» – представление гнева в виде пучка отрицательной энергии, которая входит в вас от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия из вашего тела уходит в землю.

Проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы изливаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий). С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

Очищение энергетического поля вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над тоновой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.

Первое правило – спокойная реакция на эмоциональные действия партнера.
Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое же состояние.

Совет

В этом случае, удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы:
– «Почему он ведет себя так?»;
– «Каковы его мотивы в данном конфликте?»;
– «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т. п.
Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда преимуществ.

Во-первых, в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва;

во-вторых, своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»;
в-третьих, вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии;
в-четвертых, отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

Второе правило – рационализация эмоций.

Предполагает обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе общения/Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме. В процессе обмена эмоциями в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса.

При этом следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе общения или взаимодействия. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.

Третье правило – поддержание высокой самооценки.

Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в процессе конфликтного взаимодействия часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты – регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у оппонента.

Источник: https://psyera.ru/obshchee-ponyatie-o-tehnologiyah-effektivnogo-obshcheniya-i-racionalnogo-povedeniya-v-konflikte-69

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector