Зачем нужны эмоции: основные функции и свойства в психологии

Функции эмоций – психология

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение.

Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Обратите внимание

Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее.

Функции эмоций

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло.

Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»).

И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н.

аффекты как бы метят данную ситуацию… Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей».

Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения.

Важно

Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей.

Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью».

«Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Виды эмоций

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.

Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.

Совет

Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.

Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

Источник:

Эмоции человека

Эмоции

Эмоции и чувства человека условно можно разделить на два вида: позитивные и негативные…

6 мая 2015

26 492 0

Роль эмоций в жизни человека чрезвычайно значительна. Эмоциональная сфера выполняет очень важную функцию – регулирует поведенческие реакции, помогает понять самого себя и другого. Именно по чувствам мы определяем, насколько приятна или нет нам та или иная ситуация, хотим ли мы становиться ее частью.

Эмоции и чувства человека условно можно разделить на два вида: позитивные и негативные. Первые, как бы мы их не называли (радость, счастье, удовлетворение) всегда чувствуются хорошо, вызывают внутренний прилив сил.

Позитивные эмоции наполняют нас новой энергией. Во втором случае возникает потеря энергии, чувство бессилия и нежелание что – либо делать.

Негативные эмоции могут разрушить внутренний мир личности, сделать ее замкнутой или агрессивной.

Виды эмоций в психологии

  • Чувство радости способно окрылить человека, превратить его за короткое время в довольного и счастливого. Даже если радость будет длиться всего несколько минут, она полезна как для физического здоровья, так и для психоэмоционального состояния личности. Внезапная радость, открывшаяся особенно в период болезни или подавленного состояния, приносит облегчение, рождает чувство благополучия и уверенности в собственных силах. В случае ожидаемой радости она иногда воспринимается как должное, но даже тогда активизирует все оздоровительные процессы в организме. Вот почему иногда необходимо радовать себя покупкой желаемой вещи, чтобы поднять себе настроение.
  • Чувство удивления возникает в тот момент, когда внешний раздражитель оказывает на человека прежде незнакомое воздействие. Скажем, в магазине на глаза попалась красивая вещь, которой раньше не было. И вот тут же захотелось ее приобрести. В эмоциональной сфере происходит сцепление эмоций удивления, восторга и радости от того, что имеется возможность эту вещь купить. Личность удивляется всему незнакомому, причем данная эмоция может вызывать как положительные, так и отрицательные чувства.
  • Чувство счастья можно назвать полнотой радости и предельной положительной эмоцией человека. Испытав счастье, личность никогда не перепутает ее с другими эмоциями. Счастье может быть как мимолетным состоянием, так и сопровождать человека на протяжении довольно длительного времени. Чем более целостной является сама личность, тем проще ей самостоятельно поддерживать у себя состояние душевного подъема, энтузиазма, высшего удовлетворения.
  • Гнев является первой разрушительной эмоцией человека. Чувству гнева, безусловно, подвержен каждый из нас, и в этом нет ничего предосудительного. Гораздо опаснее держать такую эмоцию внутри – она может подчинить себе и разрушить даже самую устойчивую психическую организацию. Что делать с неконтролируемым приступом гнева? Безусловно, дать ему выход. Не обязательно выплескивать претензии оппоненту в лицо. Если вы дорожите отношениями или просто не можете выразить чувства напрямую, существует множество способов. Например, можно  написать письмо воображаемому адресату, но не отправлять его. В наш век информационных технологий не составит большого труда набрать длинный текст на компьютере, а потом безболезненно его удалить. Нельзя замалчивать гнев, подавлять его длительное время, если не хотите образования нарывов на коже и любых воспалительных процессов.
  • Страх способен вывести из равновесия даже самого спокойного человека. Чувство страха, чаще всего, формируется из – за неуверенности в себе или возникающей ситуации, которую личность не может контролировать. Каковы симптомы страха? На физическом плане это влажные ладошки, учащенное сердцебиение, заикающийся голос, расширенные от ужаса зрачки. На душевном уровне человек чувствует неуверенность, которая начинает увеличиваться с нарастающей силой. Если со страхом ничего не делать, он становится неконтролируемым. Прекрасно помогает побороть это чувство признание собственных эмоций, подтверждение, что они имеют право на существование и открытое их признание. Дальнейшее выстраивание перспектив по поводу улучшения ситуации, вызывающей панику, как правило, происходит гораздо мягче и действеннее.
  • Горе характеризуется повышенной подвижностью нервной системы и ее утомляемостью от сильных, изматывающих переживаний. Состояние горе возникает при переживаниях серьезных жизненных потрясений, будь то утрата близкого человека или разочарование в собственных способностях. Горе необходимо проживать и переживать, иначе оно не пройдет само по себе. Чтобы работа горя была более эффективной, необходимо помнить о том, что свои чувства нельзя скрывать: необходимо их признавать хотя бы оставшись наедине с собой. Если имеется возможность, лучше довериться родному человеку и проговаривать ему все, что наболело в душе до полного облегчения.
  • Уныние часто возникает от скуки или от кажущейся невозможности исправить тревожащую ситуацию. Находясь в этом чувстве, человек не ощущает сильной боли, однако, не может прийти в состояние радости, гармонии. Уныние часто сопровождается разочарованием и частичной потерей интереса к жизни.
  • Вина характеризуется осознанием своей неправоты и желанием исправить былую картину прошлого. Так как это не всегда возможно по объективным причинам, человек впадает в сильную тоску и нередко начинает избегать всего, что связано с напоминанием ему этого события.
  • Зависть связана с ложным чувством превосходства над другими людьми и сильной обидой из – за кажущейся невозможности иметь то, что есть у других. На самом же деле личность просто подавляет в себе конструктивные способы к тому, чтобы почувствовать себя лучше. Как  победить зависть? Нужно научиться быть честным с собой, радоваться удачам близких и друзей.
  • Обида является самой разрушительной из всех вышеперечисленных эмоций. Это чувство способно длительное время накапливаться внутри человека и в какой – то момент давать эффект эмоционального «взрыва». Чтобы избавиться от обиды, необходимо осознавать ее истоки и иметь искреннее желание простить своего обидчика.
Читайте также:  Шкала главных ценностей в жизни человека

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/funktsii-emotsij-psihologiya.html

Зачем человеку эмоции?

Что такое эмоция? В чем их отличие от чувств и настроений? По определению психологов, эмоция – это реакция человека на внешний раздражитель, проявляющаяся в виде страданий, радости, грусти и т.д., отражающая мировосприятие личности.

Можно сказать проще: эмоции – это моментальный анализ ситуации человеком, который выражается в словах, действиях, жестах и мимике. Эмоция – сугубо субъективный ответ человека на любое воздействие. Каждый человек может по-разному расценивать ситуацию и реагировать на нее.

Один человек при виде мышки падает в обморок, а другому нравится этот маленький грызун. При виде первого снега у некоторых людей на глазах выступают слезы, а другие приходят в восторг. Эмоции носят разный характер.

Обратите внимание

Бывают положительные эмоции, вызванные приятными событиями, и отрицательные – результат негативных воздействий извне или других раздражителей. Эмоции бывают следующие:

Радость;Гнев;Удивление;Интерес;Печаль;Умиление;

Восторг и т.д.

Они возникают даже тогда, когда нет внешнего воздействия. Как часто мы ловим себя на том, что улыбаемся приятным воспоминаниям. Или плачем, вспоминая большое горе, постигшее вас в прошлом. При этом, никакие внешние силы в этот момент на нас не воздействуют.

Кому и зачем нужны эмоции?

Эмоции нужны человеку с целью:

Защиты;Мотивации;Коммуникативности;Мотивации;

Оценки.

В момент эмоционального всплеска человек оценивает, насколько он вышел из зоны комфорта. Ему необходима данная информация для того, чтобы сохранять душевное равновесие. Все складывается хорошо до тех пор, пока человек находится в зоне комфорта, испытывая положительные эмоции.

Как только появляются отрицательные эмоции, тут же теряется душевное равновесие. Если мы научимся доверять собственным эмоциям, мы сможем быстро реагировать на самые неуловимые нюансы ситуации.

Зачем это нужно? Часто выпада из зоны комфорта, человек подвергает себя постоянным стрессам, тем самым, истощая энергетику. Это приводит к расстройствам психики и депрессивным состояниям. При этом, одних положительных эмоций для формирования полноценной личности не достаточно.

Человеку нужны отрицательные эмоции хотя бы для того, чтобы правильно оценивать ситуацию, и понимать, куда она может его привести.

Защитная эмоция потому так называется, что задействует физиологические процессы для реакции на раздражитель. Состояние шока, страха или паники активизирует работу желез, выбрасывающих в кровь большое количество адреналина.

Под действием этого «катализатора» люди, порой, совершают необъяснимые поступки – скорость их бега превышает все разумные пределы, появляется недюжинная сила, которая помогает поднять автомобиль и т.д. Состояние тревоги говорит человеку о том, что нужно быть крайне осторожным и предусмотрительным.

В эти минуты активизируются его рецепторы и органы чувств – обоняние, осязание, зрение, слух и даже вкусовые рецепторы. При этом, в свои права вступают даже интуиция, возможности видеть невидимое и слышать неслышимое — экстрасенсорные способности.

Важно

Мотивация помогает нам решиться на те поступки, которые мы очень хотели сделать, но по разным причинам откладывали на потом.

Например, раздражение от того, что человека все считаю пустышкой, может заставить пойти его учиться и достичь определенных высот в обществе.

Или же, посмотрев познавательный фильм с вдохновляющим содержанием, человек становится волонтером или кем-то, кто помогает людям.

Коммуникативность позволяет человеку понимать людей вокруг, и стараться быть понятым в обществе. Нам сложно самостоятельно оценить собственные поступки, слова и действия.

Глядя на реакцию окружающих, мы можем понять, насколько правильно поступаем, и как можно было бы сделать в противном случае. Даже если перед вами человек, который привык скрывать свои чувства, по выражению его лица, мимике и жестам вы понимаете, что происходит в его душе.

Особенно эта функция эмоций важна для налаживания взаимоотношений с близкими людьми, друзьями и окружением. Для человека важно подмечать выражение эмоций других людей, чтобы понимать их интересы, предпочтения, желания и отношение к тому или иному предмету или явлению.

Это поможет избежать ненужных ссор и конфликтов, мотивировать окружающих на достижение желаемых результатов.

Эмоции – как они работают?

Основное призвание эмоций – формировать ценность свершившегося, настоящего или будущего события. Если бы мы не умели испытывать удовольствие от пищи или секса, человечество бы вымерло давным давно. Эмоции помогают людям находить общий язык, сострадать, помогать и любить.

Однако есть и те, кто не любит выражать эмоций, но и не желает общаться с окружающими. Эти одиночки не выносят чужого присутствия в их жизни, и не желают стеснять кого-то собственным появлением.

Может быть, они не испытывают эмоций? Ни в коем случае! Эмоции у этих людей вызывают другие источники. Как правило, это увлеченные филателисты, коллекционеры или игроки. Каждый из этих людей, сознавая необходимость общения с окружающим миром, налаживал связи с людьми.

Но, испытывая дискомфорт, уходил в тот момент, когда понимал, что не может пересилить себя.

Совет

Этих людей легко вычислить. Они замкнуты, угрюмы и неотзывчивы к просьбам окружающих. Их сложно вызвать на общение, при этом, они отличаются скандальным характером и нетерпимостью к чужим недостаткам.

Что и говорить, с подобными индивидуумами сложно наладить контакт. Однако опасность от подобного поведения таится не только для общества, но и для самого человека.

Если оппонент вас не понимает, он обороняется и защищается, как может.

Как и зачем вывести человека на эмоции?

Можно рассмотреть на простом примере, как и зачем выводят человека на эмоции. У любой девушки есть мечта – встретить принца и обязательно выйти за него замуж. В результате, она влюбляется в того, кто более или менее соответствует ее представлениям, но влюбленная девочка уже этого не замечает.

Она считает этого человека верхом совершенства, и влюблена без памяти. Однако молодой человек выдерживает паузу. Сложно сказать почему. Может быть, девушка не его мечты, или сам парень не готов к серьезным отношениям, но у дамы зарождается желание обратить на себя внимание понравившегося молодого человека.

Так как же заставить мужчину проявить истинные эмоции?

Четких рекомендаций и правил для достижения этой цели нет. Все сводится к тому, что лучше исключить слезы, страдальческое выражение лица и разбирательства. А еще лучше, проявлять крайнюю степень холодности, и игнорировать молодого человека. Но ровно настолько, насколько позволяют правила этики и такта. Молодой человек будет обескуражен вашим поведением с вероятностью 99,9%.

Ревность.

Ревность, по сути, разрушительное качество человека, которое способно лишить рассудка даже самых хладнокровных из нас. Однако в малых дозах, подобно яду, она очень даже полезна для привлечения внимания противоположного пола.

Для того, чтобы вызвать ревность у молодого человека, есть множество способов. Лучшие из них – заняться собой (сменить имидж, прическу и т.д.). Пофлиртуйте с кем-то из ближайшего окружения.

Только делайте это без фанатизма, иначе рискуете вызвать у молодого человека обратную реакцию.

Обида.

Если даже и не на что обижаться, сделайте вид, что обижены. Не отвечайте на телефонные звонки, смс-сообщения, не звоните сами и отказывайтесь от встреч.

Обратите внимание

Через некоторое время вы поймете, серьезны ли его намерения по отношению к вам, или нет. Любящий человек обязательно найдет способ узнать причину столь странного поведения девушки.

В противном случае, не зацикливайтесь на том, кому безразличны ваши обиды.

Слабое место.

Понятно, что вы влюблены, и совершенно лишились возможности мыслить логически. Однако каждая уважающая себя женщина на интуитивном уровне знает слабые места своего парня. Используйте эти знания в своих целях.

Замкнутость.

Подумайте, по какой причине молодой человек отказывается проявлять свои эмоции? Может быть, он замкнут и необщителен по природе?

Казалось бы, простой пример, но он показывает, что эмоции помогают людям понять друг друга. Они показывают отношение человека к партнерам, его мировоззрение и взгляды на жизнь.

Зачем человеку нужны эмоции и чувства

Очень часто можно услышать от людей, что эмоции и чувства – это для разбалованных дамочек, а серьезный человек не должен проявлять никаких эмоций.

Как правило, подобные высказывания характерны для мужчин, старающихся казаться холодными и независимыми личностями.

При этом, многие мужчины активно занимаются самосовершенствованием и саморазвитием, и борьбой с разрушительными отрицательными эмоциями.

Человек не существует без эмоций, каким бы холодным и неприступным он не казался. Эмоции – это древнейшие реакции человеческого организма, работающие намного быстрее, чем мысль. Поэтому вы вряд ли успеете подумать о том, что «недостойно» проявлять эмоции, прежде чем отреагируете на негативное воздействие.

Эмоции являются субъективными и объективными реакциями организма. Если взять за пример страх, то человек может его испытывать в двух случаях:

По объективной причине. В том случае, когда человек переживает эмоцию, связанную с конкретной угрозой его жизни и благополучия;
По субъективной причине. Это состояние характерно для тех случаев, когда эмоция не имеет под собой серьезного основания. Слова «подо мной уплывает от необъяснимого ужаса земля», как нельзя лучше характеризует это состояние.

Эмоции не возникают из ниоткуда. Каждая эмоция – результат реакции человека на явление, событие или другие раздражители. Человек оценивает, обороняется или мотивирует себя на какие-то действия.

Важно

Он не может оставаться безучастным к тому, что происходит вокруг, сострадая, и протягивая руку помощи людям.

Поэтому, если вы чувствуете, что испытываете страх, чувство вины, необъяснимый ужас или что-то подобное без видимой причины, это может служить «первым звоночком» для обращения к психиатру.

Источник: https://sunmag.me/sovety/29-03-2014-zachem-cheloveku-emotsii.html

Лекция за 5 минут: зачем человеку эмоции?

В науке не существует единого объяснения термина «эмоция». Поэтому посмотрим, как определяли его в советской психологии.

Эмоция — более длительное по сравнению с аффектом состояние, проявляющееся во внешнем поведении человека.

Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Читайте также:  Почему муж не хочет заводить детей?

Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии, аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Теперь разберемся, что такое чувства.

Чувства имеют отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций. Проще говоря, чувства направлены на конкретный предмет, а эмоции ни на что не направлены. Ученые до сих пор не очень ясно представляют, что такое эмоции, однако знают, зачем они нужны.

Чтобы это понять, рассмотрим некоторые классические теории.

Уильям Джеймс, один из основоположников психологии как науки, теория которого развивалась совместно с исследованиями русского физиолога Николая Ланге, в конце XIX века предположил, что эмоции — результат оценки изменения внутри организма. Например, нам становится грустно от того, что мы плачем, а не наоборот.

Джеймс связывал изменения с работой вегетативной нервной системы и внутренних органов. Уникальность этой теории заключается в том, что она поставила вопрос про эмоции так, как до этого никто никогда не ставил. Однако экспериментальную проверку она не прошла.

Совет

Мнение о том, что эмоции связаны с лимбическим строением мозга, тоже сильно упрощено.

То, как эмоции связаны с работой мозга, позволяет узнавать поразительные вещи. Возьмем, к примеру, феномен «affective blindside». Он заключается в том, что человек, имеющий нарушения в зрительной системе, может определить, какой эмоциональный посыл несет предмет, не попадающий в его поле зрения.

Другая теория основана на совместной работе вегетативной системы (то, о чем говорил Джеймс) и оценке того, с чем изменения связаны. Как показал эксперимент Шехтера — Сингера, люди, которым вкололи адреналин, испытывали либо гнев, либо радостные эмоции в зависимости от контекста ситуации, а те, кому не вкалывали, были спокойны.

Затем возникает информационная теория эмоций, которая гласит, вкратце, что если мы что-то хотели сделать и сделали, то испытываем положительные эмоции, а если хотели, но не сделали, то отрицательные.

То есть суть в том, получили ли мы информацию с помощью органов чувств о том, что реализовали нашу потребность, или нет. Эмоция становится своего рода наградой организму за то, что он все сделал правильно.

Разные полушария мозга по-разному работают с получаемой информацией. Правое — обрабатывает информацию, необходимую для удовлетворения потребности, а левое — о том, что у нас уже есть.

Из этого следует, что если более активно правое полушарие, то формируются положительные эмоции, а если левое — отрицательные.

Замечено, что у людей, страдающих депрессией, более активно правое полушарие (они обращают внимание на то, что им нужно, а не на то, что есть).

Теперь перейдем к функциям эмоций: побуждать к делу, удовлетворять потребности, менять поведение, подкреплять то, что делаем, координировать ответы организма на изменение окружающей среды и общение, регулировать переработку информации.

Более подробно рассмотрим коммуникативную функцию. Дарвин утверждал, что и у животных есть эмоции, развивавшиеся вместе с эволюцией. Ведь люди понимают: собака виляет хвостом, значит она рада. И такое понимание происходит автоматически.

Обратите внимание

Гипотезу Дарвина активно развивает Пол Экман, научный консультант сериала «Теория лжи». Экман пытается доказать, что люди выражают эмоции одинаковым способом, причем количество их ограничено и связано с эволюционно-адаптивными процессами.

Ученый выделил 6 одинаковых вариантов эмоций у абсолютно всех людей (позже 8), причем они связаны с движением лицевых мышц: злость, отвращение, страх, удивление, грусть, счастье, презрение, радость.

А все остальные чувства строятся на базе основных.

Правда, Экман не учитывал, что у одних людей есть та или иная эмоция, а у других нет, например, совестливость или мамихлапинатапай (слово из языка племени яганов, означающее «взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»). Значит, эмоции зависят от культуры и могут меняться со временем. Например, в начале XIX века девушки падали в обморок, чтобы показать, что что-то происходит не так, как они ожидали.

В зависимости от того, как человек выражает свои эмоции, он занимает определенное место в обществе. В 60-х ученые провели эксперимент на сообществе макак-резусов, у которых разрушили области в мозгу, отвечающие только за эмоциональное выражение. Прооперированные обезьяны довольно быстро теряли свой социальный статус.

Эмоции влияют на мышление, и в большинстве случаев, как нам кажется, мешают принять рациональное решение. Но если бы их вообще не было, то люди не смогли бы принимать никаких решений. Хорошей иллюстрацией того, как эмоции связаны с мышлением, является история Финеаса Гейджа.

С ним произошел несчастный случай — через его голову прошел металлический прут, задев лобную долю мозга. Он выжил, но вот его эмоциональное восприятие реальности притупилось. Ученые отметили, что люди с подобными повреждениями обычно теряют работу, семью, и их это никак не волнует.

Согласно одной из точек зрения, объяснение этого эффекта заключается в том, что психика помогает ориентироваться в окружающем мире, а эмоции позволяют проверять эти гипотезы. Если мы испытали положительную эмоцию, значит, построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/8905-why-so-emotional

Функции и свойства эмоций – Студопедия

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния. связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов. которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо ( в наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.).

Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция » используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека .

Эмоции особый класс субъективных психологических состояний . отражающихся в форме непосредственных переживаний некого процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Субъективное состояние ( « Мне страшно», «Мне больно»);

Внешнее проявление (Удар –Бег, Удар – Ответный Удар / Проявление: мимическое, пантомимическое, поведенческое);

Физиологический процесс. За эмоциями лежат конкретные нервные процессы;

Реакция на что-то. Эмоция может только выразить субъективный смысл ситуации,предостави субъекту возможность рационально осознать его смысл.

Оценка чего-то. Эмоции реакция на субъективно значимые состояния.

Отношение к отражаемым явлениям, как главное свойство эмоций представлено:

В их качественных характеристиках. к которым относятся

Знак – положительный или отрицательный;

Модальность – специфическое свойство, отличающее удивление от тревоги, радость от отвращения, гнев о печали и т.д.

В динамике протекания эмоций, их длительности. интенсивности и пр. параметрах

В динамике внешнего выражения эмоций – эмоциональной экспрессии (мимике, пантомимике, интонационной стороне речи).

1.Отражательно-оценочная функция. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.

2.Переключающая функция. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция – об удалении от него, субъект стремится усилить первое состояние и ослабить второе.

Эта функция особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: синица в руках побеждает журавля в небе).

3.Подкрепляющая функция. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных или устранение нежелательных стимулов.

4.Компенсаторная функция.

Будучи активным состоянием, система специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти.

Важно

Именно в этом особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций. Эта функция не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций:

1. Сигнальная функция эмоций. Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции.

Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

2. Отражательнаяункция оценки). Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации.

Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения.

В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать.

3.Пусковая. Эмоции запускают деятельность.

4. Побудительная (стимулирующая). Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Эмоциональное переживание, содержащее образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему.

5. Организующая/дезорганизующая. Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность (Э. Клапаред). Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

6. Регулирующая (подкрепляющая). Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта.

Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. Значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Подкрепляет промежуточную деятельность и результат. Эту функцию у эмоций выделял П.В. Симонов.

7. Аварийного выхода. Решение проблем. Резкий выплеск эмоций (слезы, крик, большая агрессия) – это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными (возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее)

8. Коммуникативная (экспрессивная). Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.

9. Предвосхищающая (эвристическая). Содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована. Эмоции предопределяют решение творческой задачи.

10. Активации (мобилизующая/демобилизующая).

Совет

Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию.

настройку на внутренние процессы и накопление энергии (Кэннон, 1927). Очевидно, что функции активации и мобилизации-демобилизации тесно связаны и последнюю можно рассматривать как одно из результативных проявлений первой.

11. Катарсическая. Помогает снять гнев, раздражение.

12. Приспособительная. Анохин: эмоции имеют приспособительное значение. Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту (опасен, не опасен). Эмоции осуществляют процесс сопоставления результата с целью в акцепторе действия.

Читайте также:  Ты - не "пуп земли" или как перестать быть эгоистом?

13. Переключательная . Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Ярко обнаруживается при конкуренции мотивов в которых определяется доминирующая потребность (реализация в борьбе между страхом и чувством долга)

14. Функция становления и организации субъективного образа. Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В.Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа.

Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т.

п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело.

Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.

Настроение, эмоции и аффекты.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение – это слабовыраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Настроения имеют следующие особенности :

Слабая интенсивность. Удовольствие не доходит до сильного проявления, грустное настроение выражено не ярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

Значительная длительность. Медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

Неясность, «безотчетность». Слабо осознаются причины, вызвавшие настроение. Если объяснить человеку причины его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.д. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Особенность аффектов:

Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках.

Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

Кратковременное проявление, отличающееся своеобразными особенностями течения эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

Безотчетность эмоционального переживания . Она бывает меньшей или большей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо осознает его характер и значение.

Диффузный характер эмоционального переживания (резко выраженный) . Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления.

Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживанием эмоций.

Обратите внимание

При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

Классификация по А.Н. Леонтьеву.

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями.

Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу событиям.

Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е.

выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность – спсособность к обобщению и коммуникации.

Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Принцип единства аффекта и интеллекта.

Выготский использовал понятие аффекта в более широком смысле, нежели принято.

Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. “Все дело в том, что мышление и аффект представляют части единого целого – человеческого сознания”.

Важно

Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Еще в 30-е гг. Л.С.

Выготский указывал на необходимость рассмотрения развития аффекта и интеллекта в динамическом единстве. Но до сих пор развитие познавательных сил ребенка и развитие аффективно-потребностной сферы рассматриваются как процессы, имеющие свои независимые, взаимно не пересекающиеся линии.

В педагогической теории и практике это находит выражение в отрыве воспитания от обучения и обучения от воспитания”.

Психологическая теория и педагогическая практика тесно связаны, и оказывают друг на друга взаимообусловливающее влияние. Современная практика общественного воспитания дошкольников свидетельствует не только об отрыве воспитания от обучения, но и о явной деформации педагогического процесса в сторону однобокого доминирования образовательных ценностей над воспитательными.

Детский сад в значительной мере превратился в учебно-образовательное учреждение. В распорядке и организации жизни детского сада главное место занимают занятия, которые во многом похожи на школьные уроки. С воспитателей спрашивают в первую очередь выполнение программы, а родители более всего озабочены тем, как их ребенок подготовлен к школе.

Подготовка же к школе в массовом понимании сводится к элементарной грамотности: умению читать, писать, считать. Эмоциональная жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса как в детском саду, так и в школе.

События, взволновавшие ребенка и оставившие след в его душе, чаще всего остаются его личным делом и не получают должного внимания со стороны педагогов.

Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания» – Выготский.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/29007-funktsii-i-svojstva-emotsij-studopediya

Функции эмоций в жизни человека :: SYL.ru

Понятие и функции эмоций в психологии

В своей жизни мы переживаем очень многое. Эмоциями наполнен каждый день любого человека. Они могут исходить от него самого либо от окружающих его людей. Под эмоцией здесь понимается субъективная оценка конкретной ситуации или другого индивида, а также выражение отношения человека к ним.

В каждом конкретном случае на одни и те же раздражители у разных людей будет различная реакция. Соответственно, эмоции будут проявляться отлично.

Так происходит, потому что во всем мире нет двух одинаковых людей, и все представители человечества думают по-разному, имеют собственные принципы, понятия и точки зрения. Под действием той или иной функции эмоций раздражитель превращается в повод к дальнейшим действиям, событиям или проявлениям.

Совет

Здесь могут проявляться чувства, возникать аффекты, появляться страсти и стрессы, ощущаться удовольствие.

Основные функции эмоций: коммуникативная составляющая

Дело в том, что не все в нашем общении – это слова. Давно доказано, что примерно две трети всего данного процесса занимает невербальное взаимодействие объектов. Другими словами, больше и лучше мы воспринимаем нашим подсознанием в процессе реагирования на эмоциональное состоянии и поведение собеседника. Всем известно, что просто улыбка без всяких слов способна решить многие проблемы.

Функции эмоций: мобилизирующая и побудительная

При возникновении внешнего раздражителя и при появлении реакции на человека или событие у индивида зачастую возникает внутренний толчок, побуждение к действиям. Эмоции могут побуждать человека бежать либо, наоборот, «стать в ступор», спать либо, например, обнять кого-то.

Бывает, что в так называемом состоянии аффекта человек может развить невозможную скорость или открыть в себе невероятные способности (например, забраться на дерево без веток в лесу, убегая от дикого кабана).

Обычно после таких ярких событий в жизни человека и его организме в частности человеку требуется долгое время для восстановления физических и моральных сил. А зачастую он вообще ничего не помнит. Но рассмотрим и другие важные функции эмоций.

Компенсация недостатка информации

Данная функция является доказательством совершенства человека в сравнении со всеми остальными представителями животного мира. При недостатке какой-либо информации о том или ином предмете, человеке, событии человек запросто может все «додумать», приложив к этому процессу логику, опыт и свое отношение (проявляющееся в эмоциональном состоянии).

Данная функция также очень помогает при общении. По эмоциям человека (в основном проявляющимся в интонации, мимике и жестах) можно понять намного больше, чем по словам, которые он произносит.

Экспрессивная и дезорганизационная функции 

Данные функции эмоций показывают нам, что не все человек может сдержать. Зачастую некоторые проявления эмоционального состояния так и просятся наружу. Зачем их скрывать? Это и есть выражения, то есть экспрессия нашего отношения.

Обратите внимание

Дезорганизационная функция проявляется в том, что человек, переживая какие-либо сильные эмоции, нарушает свой обыденный образ жизни и мысли. Иногда это весьма полезно.

Однако с эмоциями все же не стоит шутить, потому что негативная их часть способна довольно вредно сказаться на психическом и даже физическом здоровье человека.

Источник: https://www.syl.ru/article/98089/funktsii-emotsiy-v-jizni-cheloveka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector