Что показывает колесо эмоций роберта плутчика?

Колесо эмоций Роберта Плутчика: как им пользоваться?

Управлять эмоциями персонала — заветная мечта HR-менеджера. Для лучшего понимания эмоций создан специальный инструмент — колесо эмоций Роберта Плутчика. В статье мы расскажем, как им пользоваться.

Что представляет собой колесо эмоций Роберта Плутчика?

В 1980 году профессор психологии из США Роберт Плутчик разработал концепцию, в которой обосновал выделение 8 базовых эмоций. Результатом работы стало «колесо эмоций» — визуализация эмоционального спектра человека.

Средний круг колеса эмоций Роберта Плутчика содержит базовые эмоции человека, в центральном круге — аффекты, а во внешнем — сложные эмоции. Интенсивность переживания зависит от его расположения на колесе: чем дальше от центра, тем ниже интенсивность. В самой нижней точке, где смыкаются лепестки — точка покоя.

Рис. 1. Колесо эмоций Роберта Плутчика

В чем суть теории р. плутчика?

В теории Р. Плутчика выделяют несколько базовых положений:

  1. Эмоции присуще всем уровням эволюции отдельно взятого вида. Эмоции есть у людей и у животных.
  2. Эволюция эмоций у разных видов происходила по-разному.
  3. Существуют общие элементы, которые выделяют у разных видов.
  4. Существует восемь базовых эмоций, представленных на колесе эмоций Р. Плутчика: зло, ожидание, радость, доверие, удивление, страх, неудовольствие и грусть.
  5. Все эмоции являются либо производными от базовых, либо их комбинацией.
  6. Базовые эмоции нельзя точно обозначить. Работают с «идеалами» эмоций, составленными на основании свидетельств.
  7. Каждая базовая эмоция имеет оппозицию — противоположную эмоцию.
  8. Степень схожести переживаний в колесе эмоций Роберта Плутчика вариативна.
  9. Интенсивность эмоций отличается в широком диапазоне.

Как пользоваться колесом эмоций Плутчика?

Колесо эмоций Р. Плутчика используется специалистами для изучения тонкостей эмоций и работает в качестве «цветовой палитры» для эмоционального воздействия. Идея заключается в том, что смешивание разных эмоций создаст различные уровни эмоционального отклика и его интенсивности.

Колесо — это простая модель, но оно фокусируется на базовых эмоциях. Эти базовые эмоции становятся отправной точкой для моделирования сложных эмоций.

Тренинг на основе колеса эмоций Р. Плутчика

Внимательно рассмотрите список, приведенный ниже.

Эмоциональная арифметика

  • Гнев + Предвкушение = ЗАПАЛ
  • Радость + Удивление = ВОСТОРГ
  • Отвращение + Гнев = НЕГОДОВАНИЕ
  • Предвкушение + Радость = ОПТИМИЗМ
  • Печаль + Отвращение = ПРЕЗРЕНИЕ
  • Радость + Доверие = ЛЮБОВЬ
  • Страх + Отвращение = ВИНА
  • Доверие + Страх = ПОКОРНОСТЬ
  • Удивление + Печаль = ДОСАДА
  • Предвкушение + Доверие = НАДЕЖДА
  • Гнев + Радость = ТРИУМФ
  • Доверие + Удивление = ЛЮБОПЫТСТВО
  • Печаль + Предвкушение = ПЕССИМИЗМ
  • Страх + Печаль = ОТЧАЯНИЕ
  • Страх + Удивление = СМЯТЕНИЕ
  • Отвращение + Предвкушение = ЦИНИЗМ
  • Удивление + Гнев = ВОЗМУЩЕНИЕ
  • Печаль + Гнев = ЗАВИСТЬ
  • Радость + Страх = РИСК
  • Доверие + Печаль = СОЧУВСТВИЕ
  • Удивление + Отвращение = ШОК
  • Отвращение + Радость = НЕЗДОРОВАЯ ТЯГА
  • Предвкушение + Страх = ТРЕВОГА
  • Гнев + Доверие = ДОМИНИРОВАНИЕ
  • Эмоциональный ноль = ПОКОЙ

Воспринимайте список, составленный на основе колеса эмоций Роберта Плутчика, не как закрытый перечень всех возможных комбинаций, а как тренажер, развивающий эмоциональную компетентность.

Добавьте в списке недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные.

Проанализируйте, чем ваш вариант отличается от исходного? В чем причина этих различий?

Почему автору методики, как пользоваться колесом эмоций, более уместным показалось другое слово, из каких соображений он поставил его туда, какое значение он вкладывал?

Повторите это же упражнение в паре или в группе.

Обратите внимание

У других людей ваши названия вызовут возражение и недоумение. С другой стороны, ваши партнеры предложат варианты, которые вы сочтете неуместными или невозможными. Определите разницу в понимании слов. Сделайте анализ расхождений, дайте их оценку.

Вспомните любую эмоцию, которой нет в списке.

Сделайте предположение, в какое место колеса эмоций Роберта Плутчика следует поместить вашу эмоцию? В чем заключается отличие этой эмоции ото всех остальных: интенсивностью или объектом, на который она направлена?

В процессе выполнения упражнения, вы обнаружите, что стали лучше разбираться в тонкостях эмоционального мира. Это даст возможность понимать свои собственные эмоции и эмоции ваших сотрудников.

Знание преобладающих базовых эмоций позволить мягко воздействовать на подчиненных.

Вывод

Колесо эмоций Роберта Плутчика используется для лучшего понимания и визуализации эмоционального спектра человека. Знание базовых эмоций и умение воздействовать на них позволяют HR-менеджеру изменять поведение сотрудников и влиять на оценку этих изменений.

Источник: https://www.hr-director.ru/article/67168-koleso-emotsiy-roberta-plutchika-18-m6

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Словарь эмоций

Очень часто клиентам и обучающимся в гештальт-программах задают вопрос «а что ты сейчас чувствуешь». Некоторые отвечают на него легко, а некоторых он повергает в растерянность и недоумение. Желание немного помочь клиентам и ученикам в этой ситуации побудило меня составить некий словарь, который облегчал бы им эту задачу.

Естественно, стоит относиться к этому словарю критично, т.к. вообще-то, чувства вещь достаточно субъективная и, по идее, у каждого человека их описания или то, что они привыкли называть тем или иным словом, отличаются.

Так что, этот словарь не эталон, а просто перечень тех значений слов, обозначающих чувства, эмоции, состояния и переживания людей, которые использую в этих значениях я и многие известные мне люди.

Азарт.

Азарт переживание ситуации как рискованной, т.е. такой, когда достижение желаемого результата является сомнительным, но, в тоже время, субъект считает, что он справится с развитием ситуации, т.е. либо достигнет желаемого, либо справится с последствиями своих действий и неуспеха.

Чем больше в переживании присутствует элемент ощущения всемогущества, тем больше акцент смещается с оценки последствий на обязательность успеха. В таких случаях восприятие реальности может искажаться.

Особенно часто ситуация такого «патологического» азарта может возникать, когда у человека имеются незавершенные ситуации связанные с переживанием бессилия.

Апатия (безразличие)

На самом деле само слово используется редко. Чаще говорят о безразличии или о том, что ничего не чувствуют. Надо иметь в виду, что ничего не чувствовать довольно сложно. Иногда люди, действительно, способны быть нейтральными к происходящему, но редко и недолго.

Важно

Какое-то эмоциональное отношение всегда присутствует, скорее всего, человек этого просто не замечает. Реже встречается истинное состояние безразличия или апатии, когда человек замечает, что ему все безразлично, ничего не интересует, не волнует и не радует.

Это может быть признаком какого-либо заболевания, например, эндокринной патологии, тяжелой черепно-мозговой травмы, эндогенной депрессии, или вызвано психологическими причинами.

Под психологическими причинами подразумеваются какие-либо острые или хронические непереносимые переживания, для того чтобы справится с которыми организм заблокировал их (подавил, вытеснил) и этим создал состояние тотального безразличия.

Антипатия.

Общее слово для обозначения негативного эмоционального отношения к чему-то или кому-то, дает мало представления о том, что происходит на самом деле. Обычно, лучше стараться уточнить, какое именно негативное отношение имеет место: презрение, отвращение, ненависть, злость, страх и т.д.

Беспокойство.

Так же достаточно не конкретно. Указывает в основном на отсутствие состояния покоя. Имеет смысл уточнять, что именно имеется в виду, т.к. может оказаться, что это как, действительно, наиболее часто встречающееся «беспокойство за кого-то или что-то», т.е. страх или тревога, а также и другие переживания, такие, как волнение, возбуждение, раздражение и т.п.

Бешенство.

Это, скорее, метафора, чем название состояния. Обычно, имеется в виду сила переживания, его негативный характер, а так же возможная неконтролируемость.

Может содержать в себе дополнительный оценочный характер как негативный (сошел с ума, взбесился), так и позитивный (как берсерк или как дикий зверь) с оттенком восхищения собственной силой.

Стоит уточнять, какое именно переживание обозначается этим словом, злость, гнев, ярость, возмущение, ненависть и т.п.

Бессилие.

Мне попадалось 2 варианта бессилия.

Первый – осознавание того, что в данный момент я не могу что-то сделать. Переживания по этому поводу варьируют в зависимости от того, насколько мне это сделать надо и насколько я в состоянии принять то, что я это сделать не могу.

Если я могу принять свое бессилие в данной ситуации довольно спокойно, то и переживаться будут соответственно что-то вроде легкого раздражения, тревоги, грусти, сожаления или досады.

Если принять данное бессилие мне сложно, то переживаться будут более сильные чувства, например, ужас, ярость или стыд.

Совет

Второй вариант переживания бессилия – ощущения себя маленьким, слабым, ничтожным, никчемным и т.п. Он, как правило, сочетается с сильными однозначными или смешанными чувствами, о которых говорилось выше. Очевидно, что второй вариант переживания бессилия связан с перенесенной детской травмой.

Беспомощность.

Переживание беспомощности близко к переживанию бессилия и их часто смешивают. Для меня переживание беспомощности более сильное, т.к. оно означает, что я осознаю ситуацию таковой, что:

1) ситуация для меня непереносима;

2) я сам бессилен ее изменить и

3) мне либо не от кого ждать помощи (одиночество), либо никто не в силах мне помочь, т.е. изменить ситуацию не в человеческих силах.

Переживание беспомощности обычно очень интенсивно, при этом испытываются сильные чувства, например такие, как ужас, стыд, вина.

Безнадежность.

Бессилие, беспомощность и безнадежность это триада характеризующая переживание непереносимой безвыходной ситуации, с которой я не могу (не хочу) смириться и принять. При этом часто переживания достигают степени душевной боли и трудно дифференцируются на отдельные эмоции.

Если при беспомощности я осознаю, что изменить ситуацию не в человеческих силах, то при безнадежности я утрачиваю и надежду, на то, что ситуация может измениться благодаря вмешательству «высших сил» (бога, случая, поля и т.п.).

Читайте также:  Чем опасно состояние эмоциональной депривации?

Тяжелая переносимость безнадежности при нежелании или невозможности смириться с ситуацией делает одним из возможных выходов из этого тупика самоубийство.

Бессмысленность.

Переживание бессмысленности, обычно описывают как ощущение некоей пустоты, утраты, нехватки чего-то важного в происходящем.

Обратите внимание

Можно представить как в цикле контакта объект, наделенный важностью, к контакту с которым субъект стремился, внезапно либо исчезает, либо ситуация поля меняется так, что он перестает быть нужным.

Переживание бессмысленности может сопровождаться раздражением, досадой, разочарованием, грустью, печалью или даже тревогой и страхом.

Брошенность.

Мне всегда немножко странно слышать о переживании брошенности от взрослых людей. Обычно, это сочетание переживаний отвержения, одиночества и унижения. Так же часто говорят о переживании ненужности.

Мне кажется, что сутью переживания брошенности является ощущение себя несамостоятельным, единым с кем-то большим, чем я, которому я доверяюсь полностью, и существую благодаря ему. По сути, это то, что принято называть слиянием.

Разрыв, который переживается болезненно, сопровождаясь самыми разными чувствами: страхом, стыдом, обидой, виной, злостью и т.п.

Беззащитность (незащищенность).

Как и брошенность, беззащитность у взрослых людей можно отнести к детским переживаниям. С одной стороны, у ребенка ощущение беззащитности можно отнести к травматическим переживаниям, т.к.

в этом состоянии одиночества перед опасностью могут быть особенно остры переживания бессилия, беспомощности. Однако, у взрослых, на мой взгляд, все не так просто.

Переживание и проявление беззащитности может быть:

1) воспроизведением детской травматической ситуации с целью найти поддержку в среде и суметь получить опыт самозащиты;

Важно

2) воспроизведением детской травматической ситуации с целью получить от среды поддержку и защиту, которая не была получена раньше; что-то вроде «я не получил это тогда и буду повторять это до тех пор, пока кто-то не возьмет на себя обязанность моей защиты;

3) выученным адаптивным средством манипуляции, аналогичной тому, как субдоминантное животное падает перед более сильным и подставляет ему шею для укуса; т.е .в этом мире лучше показывать свою слабость и беззащитность, чем пытаться защищаться и нарываться на неприятности.

Благодарность.

Удовольствие и радость от действий другого человека, которые были сделаны специально для меня, спонтанно, по его желанию и не в рамках существующих между нами договоренностях об отношениях и взаимных обязательствах. Т.е. другой человек делает для меня что-то просто так, чтобы меня порадовать.

В этом случае моя ответная реакция – сообщение о том, что я хорошо отношусь к нему, получил удовольствие от сделанного, и готов сделать сейчас или в будущем что-то в ответ так же бескорыстно. Часто самого выражения благодарности бывает достаточно, чтобы в отношениях между людьми восстановилось равновесие между «брать и давать».

В других случаях требуется регулярное поочередное совершение спонтанных действий радующих другого.

В детстве значимые другие могут принуждать ребенка к благодарности за их действия по отношению к нему, не учитывая, доставляют ли эти действия удовольствие, не являются ли они для ребенка частью обязательного «пакета услуг», необходимого для полноценной жизни и способен ли ребенок в этом возрасте испытывать благодарность.

Возбуждение.

Состояние возбуждения относится к малодифференцированным. Оно переживается как некая тотальная или локальная (например, сексуальное), совокупность телесных ощущений распирания, напряжения, тепла, некоего внутреннего зуда.

В зависимости от степени возбуждение может быть приятным или тягостным, особенно, если не находит выхода в каких-то действиях. Наличие запретов на переживание или проявление возбуждения может в результате подавления (ретрофлексии) трансформировать возбуждение в тревогу.

Совет

По мере дифференциации ситуации поля возбуждение может трансформироваться в различные другие состояния.

Волнение.

Волнение похоже на возбуждение, однако если при возбуждении источник действия предположительно находится внутри организма, то при волнении он локализован в окружающей среде. Т.е. волнение это ожидание, того, что что-то произойдет или может произойти.

Если это что-то скорее приятное, то волнение будет радостным, т.н., предвкушение. Если ожидается что-то плохое, то волнение называют тревожным.

Так же часто называют свое состояние волнением люди, которые на самом деле испытывают возбуждение, или страх, но боятся или стыдятся в этом признаться.

Всемогущество.

Переживание себя в ситуации способным сделать все, что захочется, или справиться с любым развитием ситуации.

Характерно для раннего детского возраста в момент переживания радости или гордости после успешного совершения действия, вероятность успеха которого была сомнительной.

Так же возможно развитие переживания всемогущества, как противовеса (защиты, например, реактивного образования) бессилию. Последний вариант более злокачественен и чаще приводит к существенному искажению восприятия реальности.

Возмущение.

Возмущение – переживание ситуации как:

1) созданной кем-то другим;

2) неприятной, невозможной, недопустимой;

3) такой, которую изменить должен кто-то другой.

Источник: http://dorogadomoy.su/publikatsii/item/koleso-emotsij-roberta-plutchika

Адаптационная теория эмоций Роберта Плутчика

Теория разрабатывалась в виде монографии в 1962 году.

Она получила международное признание и использовалась для раскрытия структуры групповых процессов, позволила сформировать представление о внутриличностных процессах и механизмах психологических защит.

В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ИЗЛОЖЕНЫ ШЕСТЬЮ ПОСТУЛАТАМИ

1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:

Инкорпорация — поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей внутрь организма. Этот психологический механизм ещё известен как интроекция.

Отвержение — избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
Протекция — поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда относится бегство и любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
Разрушение — поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
Воспроизводство — репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
Реинтеграция — поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
Ориентация — поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.Исследование — поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.2. Эмоции имеют генетическую основу.3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов. Гипотетические модели приведены в таблице 1:

Таблица 1. Cтимул — эффект

Стимульное событиеПодразумеваемая когницияПереживаниеПоведениеЭффект
Угроза «Опасность» Страх, ужас Бегство Самосохранение
Препятствие «Враг» Гнев, ярость Нападение, кусание Разрушение
Потенциальный партнер «Обладать» Радость, экстаз Ухаживание спаривание Воспроизводство
Потеря значимого индивида «Заброшенность» Печаль, горе Призыв к помощи и воссоединению Реинтеграция
Член группы «Друг» Принятие, доверие Ухаживание, содействие Аффиляция, присоединение
Отвратительный объект «Отрава» Отвращение, ненависть Извержение, отталкивание Отвержение
Новая территория «Что там?» Ожидание Обследование, организация Исследование
Неожиданный новый «Что это?» Удивление Остановка, тревога Ориентация

5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели. Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, слева направо — вектор сходства эмоций, а ось спереди назад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными.6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (таблица 2).

Таблица 2. Эмоции и их производные

Биологические регулятивные процессыПоведение экспрессияАдаптивная функцияСубъективные состоянияЧерты характераДиагнозы
Избегание Бегство Самосохранение Страх Робкий Пассивность, тревожность
Приближение Атака Разрушение Гнев Скандальный, сварливый Агрессивность
Объединение Спаривание Воспроизводство Радость Дружелюбный, общительный Маниакальность
Разделение Сигнал дистресса Воссоединение Печаль Унылый Депрессивный
Глотание Еда Инкорпорация Принятие Доверчивый Истерия
Выброс Извержение Отвержение Отвращение Враждебный Паранойя
Начало действий Разведка Исследование Ожидание Любопытный Навязчивость
Остановка Замирание Ориентирование Удивление Импульсивный Неустойчивость

Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели психологических защит. Модель механизмов психологических защит была разработана Робертом Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Контом в 1979 году.

СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕНРИ КЕЛЛЕРМАНА

МОДЕЛЬ ЗАЩИТЫ ВКЛЮЧАЕТ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ:

1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.2. Существует восемь основных механизмов защит, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства, так и полярности.4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.На пути к сознанию нежелательная для психики информация искажается. Искажение реальности посредствам защит может происходить следующим образом:- игнорироваться или не восприниматься;- будучи воспринятой, забываться;- в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом они образуют шкалу примитивности-зрелости.Первыми возникают механизмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Именно перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, которые являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации — это вытеснение и подавление.По мере развития процессов мышления и воображения формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации — это рационализация.

Читайте также:  Можно ли вылечиться от депрессии с помощью гипноза?

ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

1) защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.2) защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.3) защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.4) защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.

Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана стала «Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика», которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index).

Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты играет роль регулятора внутриличностного баланса за счет гашения доминирующей эмоции.

Система диспозиций по Келлерману и ПлутчикуСогласно психодиагностической системе, анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.При взаимодействии со стимулом возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций.

Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации срабатывает защитный механизм, призванный погасить недопустимую эмоцию, и индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий переоценить стимул.

Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСПОЗИЦИЙ

Диспозиция мании.

Обратите внимание

Ведущая эмоция — радость, потребность к избытку приятных стимулов — гедонизм. Защита — реактивное образование за счет подавления привлекательности приятных стимулов с помощью « Super — Ego ». Развитие механизма связано с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Импульс – обрати это в противоположное. Переоценка стимула: «Все, связанное с этим — отвратительно».

Защитное поведение в норме: сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, бескорыстие, общительность. Неприятие всего того, что связанно с функционированием организма и отношениями полов.

Диспозиция истерии.

Ведущая эмоция – принятие. Защита – отрицание. Развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Излишнее принятие компенсируется отрицанием тех моментов, которые «не нравятся» сознанию. Поток положительных качеств воспринимаемого объекта заставляет истерика идеализировать его (пример, истерики часто влюбляются).

Импульс — не замечай этого. Переоценка стимула не происходит, стимул не замечается.Защитное поведение в норме: общительность, стремление быть в центре внимания, жажда признания, самонадеянность, оптимизм, непринужденность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, аффективная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

Агрессивная диспозиция.

Ведущая эмоция – гнев. Защита – замещение. Развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор. Замещение может направляться как вовне, формируя деструктивное поведение, так и внутрь в виде аутоагрессии.

Импульс — напади на что-то, заменяющее это. Переоценка стимула: «Вот кто во всем виноват».Защитное поведение в норме: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, требовательность к окружающим, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины.

Диспозиция психопатии.

Ведущая эмоция – удивление. Защита – регрессия. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. Импульс – плачь об этом.

Переоценка стимула: «Вы обязаны мне помочь».Защитное поведение в норме: импульсивность, слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, умение легко устанавливать поверхностные контакты.

Важно

Склонность к мистике и суевериям, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиске новых впечатлений. В эксквизитной ситуации — повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.

), специфическая «детская» мимика и речь.

Депрессивная диспозиция.

Ведущая эмоция – печаль. Защита – компенсация, компенсирует недостающую самооценку, что позволяет личности справляться с состоянием подавленности. Импульс – постарайся приобрести это. Переоценка стимула: «Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…».

Защитное поведение в норме: постоянные страдания из-за утраты воображаемого объекта и потери самоуважения.

Поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности.

Параноидальная диспозиция.

Ведущая эмоция – отвращение (неприятие). Защита – проекция. Развивается как результат эмоционального отвержения в раннем детстве со стороны значимых лиц. Проекция позволяет переносить собственную неполноценность на других. Импульс – обвини это. Переоценка стимула: «Все люди порочны».

Защитное поведение в норме: контроль, отсутствие внушаемости, повышенная критичность, гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, обостренное чувство справедливости, заносчивость, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Пассивная диспозиция.

Ведущая эмоция – страх. Защита – подавление (вытеснение). Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Импульс – не помню об этом. Переоценка стимула: «Мне это незнакомо».

Защитное поведение в норме: инертность и пассивность, уход в себя, безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.

Обсессивная диспозиция.

Совет

Ведущая эмоция – ожидание. Защита – рационализация (интеллектуализация и сублимация). Развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения боязни пережить разочарование неудач и неуверенности в конкуренции со сверстниками. Импульс – переопредели, переосмысли это.

Переоценка стимула: «Все объяснимо».

Защитное поведение в норме: повышенный контроль, не позволяющий узнать эмоции других, склонность к анализу и самоанализу, ответственность, добросовестность, основательность, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм, стремлением придерживаться во всем середины.

Источник: https://psychojournal.ru/article/145-adaptacionnaya-teoriya-emociy-roberta-plutchika.html

Предвкушение гнева

ПодробностиПсихология25.09.2016 17:00

Как-то Людвиг Витгенштейн предложил такой эксперимент: представьте, что у вас и у меня есть по коробке. Я спрашиваю: «Что у тебя в коробке?» – и вы отвечаете: «Жук». Я говорю: «Вот классно, у меня тоже жук».

И если мы оба не слишком-то интересуемся насекомыми, то вполне можем решить, что в наших коробках одинаковые жуки. А вот если захотим проверить, так ли это, что мы будем делать? Вероятно, скажем: «У меня здоровенный жук там, а у тебя?» – «У меня тоже здоровенный».

Вроде бы по одному параметру совпало… Но что значит «здоровенный жук»? Для человека, который видел когда-либо южноамериканского жука-геркулеса, и для человека, который не видел ничего крупнее рогача, понятие о том, что значит «здоровенный жук», будет сильно отличаться.

И хорошо, что жуков можно вытащить из коробки, поставить рядом и сравнить. А потом найти способ классифицировать их.

А что если бы жуки водились только в закрытых коробках, видеть их могли бы только их владельцы, и то не целиком и краем глаза, – как бы мы говорили о них тогда? Представили? Вот и хорошо, теперь нет никакой нужды объяснять, почему описание и уж тем более классификация эмоций – одно из самых гиблых начинаний психологии.

Попыток классификации эмоций было бессчетное множество, и большинство разбивалось об эту «жучиную» проблему.

Ну в самом деле, как классифицировать штуки, которые нельзя ни пощупать, ни померить, ни отделить четко одну от другой? А слова, которыми они описываются, имеют множество близких, но в то же время разных значений, что создает отличную почву для шуток («Гоги, ты помидоры любишь?» – «Кушать да, а так – нэт»), но безобразную – для исследования. Однако даже на такой почве какую-никакую определенность можно прорастить.

Совместными усилиями социальных психологов вроде Пола Экмана, этологов, эволюционных и когнитивных психологов (которым удивительно хорошо удаются красивые и симметричные схемки) было создано несколько разных классификаций базовых эмоций. Самой удачной, на мой взгляд, является «колесо эмоций» Роберта Плутчика.

Обратите внимание

Центральный круг на колесе – аффекты, средний – базовые эмоции, внешний – некоторые сложные эмоции. Чем дальше от центра, тем менее интенсивным является переживание, в нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, эмоциональный ноль. Итак, эмоции бывают базовые и сложные.

Сложные эмоции получаются из базовых, базовые – из аффективно-поведенческих реакций на типичные ситуации (а вернее, на ситуации, типичные для наших гоминидных предков).

Альфрид Лэнгле, автор экзистенциальной теории эмоций, определяет аффект как непосредственное чувство, вызванное раздражителем. Он не длится долго – с исчезновением стимула почти сразу (или спустя недолгое «время затухания») исчезает и вызванный им аффект.

Читайте также:  Об этико-сенсорном и других типах экстравертов

Путем «преломления» аффекта через призму базовых социально-биологиче¬ских ценностей мы получаем социально-биологические базовые эмоции. Сложные эмоции в схеме Плутчика получаются путем сложения простых.

Вот несколько упражнений, которые можно сделать с этой таблицей (особенно полезны они будут тем людям, у которых типичные эмоциональные состояния описываются словами «плохо», «так себе» и «нормально».)

ГНЕВ + ПРЕДВКУШЕНИЕ = ЗАПАЛ ПРЕДВКУШЕНИЕ + РАДОСТЬ = ОПТИМИЗМ ОТВРАЩЕНИЕ + ГНЕВ = НЕГОДОВАНИЕ СТРАХ + УДИВЛЕНИЕ = СМЯТЕНИЕ РАДОСТЬ + ДОВЕРИЕ = ЛЮБОВЬ ПЕЧАЛЬ + ОТВРАЩЕНИЕ = ПРЕЗРЕНИЕ УДИВЛЕНИЕ + ПЕЧАЛЬ = ДОСАДА ДОВЕРИЕ + СТРАХ = ПОКОРНОСТЬ ГНЕВ + РАДОСТЬ = ТРИУМФ ПРЕДВКУШЕНИЕ + ДОВЕРИЕ = НАДЕЖДА ОТВРАЩЕНИЕ + ПРЕДВКУШЕНИЕ = ЦИНИЗМ СТРАХ + ПЕЧАЛЬ = ОТЧАЯНИЕ РАДОСТЬ + СТРАХ = РИСК ПЕЧАЛЬ + ГНЕВ = ЗАВИСТЬ УДИВЛЕНИЕ + ОТВРАЩЕНИЕ = ШОК ДОВЕРИЕ + УДИВЛЕНИЕ = ЛЮБОПЫТСТВО ГНЕВ + ДОВЕРИЕ = ДОМИНИРОВАНИЕ ПРЕДВКУШЕНИЕ + СТРАХ = ТРЕВОГА ОТВРАЩЕНИЕ + РАДОСТЬ = НЕЗДОРОВАЯ ТЯГА СТРАХ + ОТВРАЩЕНИЕ = ВИНА УДИВЛЕНИЕ + ГНЕВ = ВОЗМУЩЕНИЕ ДОВЕРИЕ + ПЕЧАЛЬ = СОЧУВСТВИЕ РАДОСТЬ + УДИВЛЕНИЕ = ВОСТОРГ ПЕЧАЛЬ + ПРЕДВКУШЕНИЕ = ПЕССИМИЗМ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НОЛЬ = ПОКОЙ

Воспринимайте эту таблицу не как Истинный и Непреложный Словарь Эмоциональных Проявлений, а как тренажер для развития эмоциональной компетентности.

Допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. (Например, почему «Доверие + Грусть = Сочувствие»? Я бы сказал скорее «Сентиментальность» или «Ностальгия».

) Подумайте, чем именно отличается ваш вариант от предложенного? Почему вы считаете, что он больше сюда подходит? Почему автору таблицы более подходящим показалось другое слово, из каких соображений он поставил его туда, какое значение он вкладывал?

Вас может удивить, что те названия, которые вам кажутся подходящими, вызывают возражения и недоумение у других людей, или то, что кто-то настойчиво станет предлагать слова, которые, по вашему мнению, явно не подходят. Возможно, вы понимаете эти слова по-разному. Обсудите и попытайтесь выяснить, в чем конкретно заключается разница.

Теперь подумайте, в какую ячейку ее лучше вставить? Чем эта эмоция отличается от всех прочих? Интенсивностью? Объектом, на который направлена? Чем-то еще? Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные. Ведь, как сказал тот же Витгенштейн, «границы моего языка определяют границы моего мира».

 

Альберт Эллис, основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии, предложил когда-то простую и удобную формулу для описания того, как это «перемножение» происходит.

где А – это активирующее событие, В – это наши взгляды и верования об устройстве мира, а С – это следствия (в нашем случае – сложная эмоция).

Сложная эмоция определяется тем, как мы эту ситуацию интерпретируем. Одни люди позволяют себе оказаться раздавленными «негативными эмоциями», а другие – нет. И это говорит не столько о том, что у них другие физиологически реакции, сколько о том, что они переживают эти реакции иначе. Верования Эллис делит на рациональные и иррациональные.

  • Первые выражены в форме пожеланий и предпочтений: «Мне нравится, когда мне удается то, чем я занимаюсь».
  • Вторые – в форме абсолютных требований: «Я должен добиваться успеха во всем, за что бы ни взялся». И одна и та же эмоция при «умножении» на рациональное верование оказывается неприятной, но вполне выносимой, а при «умножении» на иррациональное – пыткой. Таким образом, здоровая негативная эмоция отличается от нездоровой лишь верованием, которое к ней применено. 

Узнать иррациональное верование можно по нескольким типичным признакам (следите за внутренним диалогом!)

Абсолютное требование к себе: «Я всегда должен всем нравиться». Сверхобобщение: «Мне никогда ничего не удается».

Драматизация: «Это невыносимо! Я этого не переживу!»
Абсолютное требование к миру: «Такого не должно было случаться! Никогда!»
Катастрофицирование: «Не сдал отчет вовремя – теперь меня точно уволят, другую работу я не найду, денег не будет, через месяц меня вышвырнут из квартиры…»

Эти штуки, кстати, любят тусоваться вместе.

и вина, и стыд берут начало в отвращении и страхе быть отвергнутым референтной группой. Но если в случае вины отвращение вызывает отдельно взятый поступок, то стыд – это следствие распространения отвращения на того человека, который сделал то, чего не смел делать.

вам грустно, что фортуна вдруг повернулась к вам задом, – это вполне здоровая досада. Но если вы считаете, что она не имела никакого права так с вами поступать и вообще мир жесток и преступно злонамерен – то это уже первый шаг к депрессии.

тревожиться в ожидании пугающих событий – вполне нормально. Но если вы убедили себя, что по этому событию проходит водораздел между потенциальным благоденствием и необратимым крушением всех жизненных чаяний, то тогда тревога перерастает в беспокойство.

грусть и злость от того, что у кого-то есть то, что не помешало бы вам, – здоровая зависть, двигатель свершений. Но стоит вам уверовать, что нечто должно непременно принадлежать исключительно вам, – и вот уже ваши мускулистые черные руки душат девицу.

Список подобных пар можно было бы продолжать, но, думаю, основная мысль ясна: страдание – это следствие не эмоций, а неверного обращения с эмоциями.

Здоровый оптимизм легко становится нездоровым, как только человек начинает верить, что «хорошие вещи обязательно должны со мной случиться, потому что они хорошие и я, хороший, очень-очень сильно хочу, чтоб они случились».

Важно

И вот на те деньги, которые раньше шли на страховку, теперь он покупает книжку «Секрет…». Но это уже тема другой статьи.

Подробности

Источник: https://www.aum.news/psikhologiya/1612-predvkushenie-gneva

Психофизиология эмоций на службе интернет-маркетинга — как человек решает, кому доверять?

«Если у тебя эмоциональный диапазон, как у чайной ложки, это еще не значит, что и у остальных такой же», — так однажды ответила юная волшебница Гермиона Грейнджер своему рыжеволосому другу Рону Уизли (главные герои серии романов о Гарри Поттере), уверенному в том, что человек просто не в состоянии переживать несколько эмоций одновременно. 🙂

Тем не менее, результаты нового исследования, проведенного учеными Института неврологии и психологии при Университете Глазго (The Institute of Neuroscience and Psychology at the University of Glasgow), показали, что диапазон человеческих эмоций является гораздо менее узким, чем считалось ранее. Участникам эксперимента нужно было просмотреть несколько компьютерных анимаций, демонстрирующих 6 «классических» эмоций: счастье, удивление, страх, отвращение, злость и грусть.

Изучив, как изменялись выражения лиц участников при просмотре анимаций, эксперты заметили, что некоторые эмоции имеют одинаковое внешнее проявление. К примеру, человек, испытывающий злость или отвращение, всегда морщит нос, а вот удивленного или испуганного индивида можно с легкостью вычислить по поднятым бровям и выпученным глазам.

Ученые объединили схожие эмоциональные состояния и выделили 4 «материнские» эмоции — счастье, грусть, страх/удивление, злость/отвращение, — различные комбинации которых влекут за собой возникновение других всевозможных переживаний.

Итак, в сегодняшнем посте мы уделим внимание каждой из упомянутых эмоций, поговорим о том, какими физиологическими процессами сопровождается их возникновение, и расскажем, как можно применить полученные знания в сфере интернет-маркетинга.

  • Как положительные эмоции влияют на конверсию?

Колесо эмоций Роберта Плутчика (Robert Plutchik)

Счастье вызывает у человека желание «поделиться»

Центром контроля положительных эмоций является левая часть префронтальной коры головного мозга.

Результаты исследования, проведенного Лабораторией аффективной неврологии Университета Висконсина (Laboratory for Affective Neuroscience, University of Wisconsin) под руководством главы департамента психологии Ричарда Дэвидсона (Richard Davidson), показало, что во время медитации в левой префронтальной коре наблюдается повышенная активность.

«Именно поэтому Матье Рикар (Matthieu Ricard), медитатор с 40-летним стажем, а в прошлом французский ученый-генетик, считается самым счастливым человеком в мире», — Ричард Дэвидсон.

  • 10 научно обоснованных вещей, мешающих нашему счастью

Известный детский психоаналитик Дональд Винникот (Donald Winnicott) обнаружил, что улыбка младенца, возникающая у него в ответ на голос матери, знаменует собой конец периода новорожденности и является первым вложением в Эмоциональный Банк человека. Проще говоря, счастье и радость — это самые сильные переживания, которые мы способны испытывать.

Открытие Винникотта, позже названное «социальной улыбкой», позволило ученым предположить, что чувство счастья подталкивает человека поделиться своими переживаниями с окружающими. Стало быть, нет ничего удивительного в том, что именно это выступает основной движущей силой взаимодействия пользователей в социальных медиа.

Эксперты маркетинговой платформы Fractl уверенны в том, что положительные переживания, сходные со счастьем, являются неотъемлемой составляющей вирусного контента. Ниже приведен перечень эмоций, которые по версии Fractl увеличивают шансы на то, что созданный вами контент не останется без внимания. 🙂

Совет

1 — изумление, 2 — интерес, 3 — удивление, 4 — счастье, 5 — наслаждение, 6 — удовольствие, 7 — радость, 8 — надежда, 9 — привязанность, 10 — возбуждение.

Профессор маркетинга Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете Иона Бергер (Jhona Berger) изучил около 7 000 статей, опубликованных на сайте The New York Times, в попытке выяснить, какими общими чертами обладали тексты, которыми чаще всего делились читатели. Обратив внимание на время выхода поста, пол автора, длину и сложность текста, ученый выяснил, что популярность статьи во многом определяется тем, насколько позитивна ее основная мысль и насколько сильные эмоции она способна пробудить в читателе.

Источник: https://lpgenerator.ru/blog/2014/03/18/psihofiziologiya-emocij-na-sluzhbe-internet-marketinga-kak-chelovek-reshaet-komu-doveryat/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector