Как определить социальный возраст личности?

Как определить социальный возраст личности?

В психологии существует понятие социального возраста человека.

Определить данный показатель можно по ряду критериев.

Что это такое?

Понятие подразумевает уровень соответствия достижений человека в обществе среднестатистическим показателям среди его ровесников.

Так, каждому этапу жизни человека соответствуют определенные события, которые на этом этапе традиционно происходят.

Есть период, в который подавляющее большинство людей заводят семьи, а есть временной жизненный промежуток, в который у многих появляются внуки.

Определенными временными рамками ограничивается время обучения в школе, поступления в ВУЗ, начала профессиональной деятельности, ухода на пенсию. Подобных примеров можно привести множество.

Обратите внимание

Если человек укладывается в существующие статистические границы, то его социальный возраст соответствует общепринятой норме.

В этом случае можно говорить о том, что «жизненное расписание» индивида сочетается с «жизненными расписаниями» его ровесников.

Уход от нормы может наблюдаться в двух направлениях:

  1. Опережение. При опережении происходит достижение определенных социальных показателей раньше общепринятых сроков. Например, когда несовершеннолетняя девушка становится матерью или ребенок с высоким уровнем интеллекта оканчивает школу экстерном. В подобных случаях социальный возраст становится больше, чем реальный по паспорту.
  2. Отставание. В случае отставания человек проходит процесс социализации медленнее, чем его сверстники. Например, когда после сорока только рождается первый ребенок или после тридцати все еще не окончено профессиональное образование. При отставании от подавляющего большинства часто происходит нарушение социальной адаптации, появление определенных сложностей.

к содержанию ↑

От чего зависит?

Показатель складывается в процессе социализации человека в обществе. Под влиянием различных факторов человек проходит определенные пути развития, выполняет социальные роли и решает поставленные пред ним задачи.

Несмотря на то, что все члены современного общества поставлены примерно в одинаковые условия, индивидуальность каждого конкретного человека и особенности среды накладывает отпечаток на его жизнь.

Социальный возраст зависит от следующих условий:

  1. Наследственность. Гены играют огромную роль в формировании личности и оказывают влияние на всю жизнь человека.

    Дети не наследуют конкретные способности от своих родителей, но получают по факту рождения определенные задатки, которые могут проявиться в будущем. У родителей с высоким уровнем интеллектуального развития с большой вероятностью вырастет такой же талантливый ребенок, который сможет добиться высот в образовании, в профессиональной деятельности раньше своих ровесников.

  2. Уровень интеллекта. Этот показатель не может повлиять на время вступления в брак, рождение детей и другие аспекты повседневной жизни, но может иметь значение при построении карьеры. Умные люди с большей вероятностью достигают определенных успехов в профессии, чем их менее развитые ровесники. Но следует учитывать, что помимо интеллекта большое значение имеют и общие условия жизни, черты характера.

    Умный, но пассивный и неинициативный человек может в итоге оказаться среди отстающих от большинства.

  3. Воспитание в семье. Семья — это основной, первичный институт социализации. Именно в семье закладываются основные ценности и убеждения.

    Нередко дети копируют модель поведения своих родителей. Например, у вступившей в ранний брак матери дочери так же рано в дальнейшем связывают себя брачными узами. У асоциальных родителей с большой вероятностью вырастают такие же асоциальные дети и т.д.

  4. Среда обитания. Уровень достижений человека во многом определяется средой, в которой формируется его личность. Так, из двух сверстников один может жить в благополучной семье и получать качественное образование, а другой расти в семье алкоголиков и не ходить в школу.

    Вероятность достигнуть к определенному промежутку жизни среднестатистического профессионального уровня и материального благополучия у первого ребенка во много раз выше, чем у второго.

  5. Материальные условия. Финансовые возможности оказывают влияние практически на все стороны жизни человека. Получить образование, создать семью, приобрести недвижимость, воспитать детей и многое другое можно сделать только при наличии определенных материальных благ.
  6. Черты характера. Характер оказывает ключевое влияние на то, каких социальных успехов достигнет индивид в каждом возрасте. Даже при самых неблагоприятных стартовых условиях жизни целеустремленный, уверенный в себе и развитый человек способен не только достичь среднестатистического уровня, но и пойти на опережение. В то же время его пассивный, инфантильный или ленивый ровесник может оказаться среди отстающих даже при самых благоприятных условиях.
  7. Влияние окружающих. Общество оказывает огромное влияние на жизнь человека. Общественное мнение, стереотипы, нормы и принципы, которые существуют в обществе в целом и в социальных группах индивида в частности формируют во многом его социальный возраст.

    Часто под влиянием ближайшего окружения и имеющихся в обществе стереотипов люди вступают в брак, рожают детей, делают карьеру в престижной области и т.д.

к содержанию ↑

Биологический возраст — состояние организма, характерное для соответствующего хронологического этапа существования человека.

Часто данные, которые указаны у человека в паспорте, абсолютно не соответствуют его состоянию здоровья, существующим болезням и физическому самоощущению.

Психологический возраст — уровень психического развития, отношение к себе, к окружающим и к жизни.

Зависит не от паспортных данных, а от показателей развития интеллекта. Его также можно назвать интеллектуальным уровнем.

В зависимости от своего психологического состояния человек может приспосабливаться к различным условиям жизни в обществе, достигать поставленных целей, воспринимать окружающую действительность, проявлять мотивы поведения и т.д.

В современных условиях распространенной проблемой является отставание психологического возраста людей от реального уровня.

Инфантильность молодого поколения провоцируется избытком праздности и потребительским отношением к жизни.

Социальный показатель объединяет в себе оба из вышеперечисленных критериев.

Опережающее или запаздывающее биологическое, психологическое развитие оказывают непосредственное влияние на процесс социализации.

к содержанию ↑

Как его определить?

Люди часто задаются вопросом, как определить свой социальный возраст. Для этого необходимо оценить следующие показатели своей жизни:

  • оценка нравственно-правового уровня (степень усвоения существующих в обществе правил и норм поведения, умение вести себя соответственно ситуации, знание своих прав и обязанностей и т.д.);
  • оценка социального статуса (положение, которое человек занимает в обществе благодаря его профессиональным достижениям и включенности в различные социальные группы);
  • определение социально-демографической роли (состояние в брачных отношениях, рождение детей, выход на пенсию и т.д.)
  • оценка профессиональных достижений (степень профессионализма, карьерные успехи).

Полученные результаты сравниваются со среднестатистическими показателями.

Также можно обратиться к специализированным тестам. Ответив на ряд вопросов, легко получить необходимую информацию.

Полученные сведения помогут оценить уровень собственных достижений и увидеть возможные проблемы.

Важно

Таким образом, социальный возраст есть у каждого человека, и он может не соответствовать реальным паспортным данным. При желании можно попробовать самостоятельно определить данный показатель.

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/sotsialnyj-vozrast.html

Возраст личности в психологии

Традиционно периоды развития личности рассматриваются в психологии в связи с изменением ее возраста. Но ответ на вопрос «что такое возраст в психологии?» не так уж прост. В психологической науке существуют различные точки зрения по поводу возраста и критериев возрастной периодизации.

Чаще всего возраст определяется как длительность существования того или иного тела, материальной системы и т.п. Возраст отдельного организма считается одной из его интегральных характеристик, измеряемых масштабом средней продолжительности жизни индивидов данного вида. Но понятие возраста не сводится только к длительности существования индивида. Б.Г.

Ананьев выделял другое свойство возраста: его однонаправленность, одномерность, необратимость.

Итак, понятие «возраст индивида» является сложным понятием и соединяет по крайней мере два свойства времени: длительность существования (исчисляемого с момента рождения) и определенность фазы становления — периода развития индивида.

Д.С. Выготский определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику, поэтому принято выделять хронологический возраст и психологический возраст как два разных, не совпадающих понятия.

В психологической науке до последнего времени ведется дискуссия относительно метрических характеристик, оценки продолжительности жизненных промежутков, фаз жизни личности. При построении различных периодизаций возрастного развития наибольшие споры всегда касались критериев выделения различных возрастных фаз.

Причиной этого служило то обстоятельство, что часто критериями выделения возрастных фаз в одной и той же периодизации в одних случаях являлись биологические признаки, а в других — социокультурные или социальнопедагогические. Например, в распространенной классификации Дж. Бирренома (1964) учитывается продолжительность каждого из отрезков жизненного пути человека.

Совет

Она включает следующие фазы: 1) младенчество (0—2 года); 2) преддошкольная (2—5 лет); 3) детство (5—12 лет); 4) юность (12—17 лет); 5) ранняя зрелость (17—25 лет); 6) зрелость (25—50 лет); 7) поздняя зрелость (50—75 лет); 8) старость (75—… лет).

В этой и подобных ей классификациях выделяются одни возрастные этапы на основе признаков биологического созревания организма, а другие, например дошкольный период, на основе социально педагогического, культурологического критерия.

Более фундаментальная классификация возрастов, ставшая на Западе классической, предложена Д. Бромлей (1966). В основание своей классификации она положила результаты сравнительного изучения возрастных характеристик развития интеллекта, эмоциональноволевой сферы, мотивации и социальной динамики личности.

В ее классификации собственно возрастом является длительность той или иной стадии жизни, которых она насчитывает шестнадцать. В свою очередь стадии являются основными моментами общих циклов человеческой жизни, к которым она относит эмбриогез (внутриутробное развитие), детство, юность, взрослость, старение, старость.

Метрически она оценивает не эти общие циклы, а составляющие их стадии Первый цикл включает четыре стадии: внутриутробный период со сменой последовательных состояний (зигота — эмбрион — зародыш — рождение). Второй цикл — детство; он имеет три стадии: младенчество (до 18 месяцев), преддошкольное детство (до 5 лет), раннее детство (до 11 — 13 лет).

Третий цикл — юность; он состоит из двух стадий: половое созревание, или старшее школьное детство, ранняя юность (15—21 год). Четвертый цикл определен как взрослость; он включает три стадии: ранняя взрослость (21—25 лет), средняя взрослость (25—40 лет), поздняя взрослость (40— 55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (55—60 лет).

У пятого цикла, названного старением, имеется три стадии: отставки (до 70 лет), старый возраст (более 70 лет), окончательный возраст (болезнь и смерть). Каждой из стадий Бромлей дает определенную социальную и психофизиологическую характеристику.

В приведенных классификациях не учитывается роль конкретных исторических особенностей развития. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что периоды детства имеют историческое происхождение. Это неоднократно доказывали как зарубежные, так и отечественные исследователи, например Д.Б.

Эльконин привлекал для этой цели этнографические материалы. Одни и те же онтогенетические свойства, в том числе и возрастные, функционируют с разными скоростями в зависимости от поколения, к которому принадлежит индивид.

Таким образом, человек подчинен не только закономерностям биологического времени.

Обратите внимание

Человек относится ко времени. Такое отношение сообщает времени личностный статус и превращает его в собственное время личности. Оно состоит из взаимосвязи событий прошлого, настоящего и будущего.

В структуру собственного времени личности входит как отражение объективных временных отношений (биологических и социальных), так и субъективное восприятие изменений, событий, переживаний. На основе субъективного и объективного отражений времени формируется целостное отношение личности к времени ее жизни.

Субъективное отражение времени в масштабе значимых событий жизни человека называется психологическим временем личности. Это сложное образование, имеющее собственную структуру. В него входят: ситуативное время, биографическое время и историческое время.

В ситуативном времени отражается восприятие и переживание коротких временных интервалов (в одних случаях время «летит», в других — «тянется»). Биографический масштаб времени задается временем жизни индивида в целом и является системой определенных временных представлений, концепцией времени личности.

В сферу временных представлений человека включены также события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти. Этот масштаб времени называется историческим временем личности. Выделяют еще и «социальное время личности», которое связано с освоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта.

Таким образом, возраст человека — функция биологического и исторического времени, И человек в целом, и временные характеристики его жизнедеятельности, его возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического, психологического и социального.

Читайте также:  Как прийти в себя и начать жить заново после развода с мужем?

Наряду с таким понятием, как возраст, в психологии обсуждаются, широко употребляются следующие понятия: «психическое развитие», «развитие психики», «развитие личности», «развитие видов деятельности» и пр., под которыми понимается закономерная смена одних периодов развития другими.

Понятие возраста сопрягается с понятием психического и личностного развития, поскольку именно выделение возрастных границ, в пределах которых происходит формирование различных новообразований психики и личности, служит одним из критериев возрастного развития в различных концепциях периодизации.

Важно

Существует несколько общепринятых концепций развития психики и личности, в основу которых так или иначе положены определенные показатели возраста.

Понятия «возраст» и «развитие личности» в них сопряжены (хотя в современной психологии отсутствует единая точка зрения относительно того, что есть возраст личности и что такое развитие личности — вследствие сложности и уникальности данного явления).

ЛИТЕРАТУРА 1. Ананьев БГ., Дворяшина МД, Кудрявцева НА. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. С. 40—57. 2. Божович ЛИ. Личность и ее формиррвание в детском возрасте. М., 1968. С. 143153. 3. Головаха ЕМ, Кроник АА. Психологическое время личности. Киев, 1984 С. 6076

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 13—22.

Источник: https://psyera.ru/vozrast-lichnosti-v-psihologii_9183.htm

Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», « биологический возраст»

Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», « биологический возраст».

Возраст – относительно замкнутый цикл детского развития, который имеет свою структуру и динамику.

Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни (паспортный).

Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.

Психологический возраст — уровень развития психических процессов индивида. Определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Важно

Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.

Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Закон периодичности детского развития Д.Б.Эльконина.

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия.

Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом.

Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Совет

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи), стадии и фазы онтогенеза психики ребенка.

Эпохи и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину

Эпоха Стадия Ведущая деятельность Сфера личности ССР Кризис
Раннее детство Младенческий возраст Эмоционально-непосредственное общение Мотивационно-потребностная МЫ кризисы мировоззрения
Ранний возраст Орудийно-предметная деятельность Операционально-техническая ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый Противоречие: ориентация на физические свойства предметов; способы на стороне взрослого, а действия ребенок должен делать самостоятельно кризисы отношений (вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях)
Детство Дошкольный Сюжетно-ролевая игра Мотивационно-потребностная ребенок выходит за пределы семьи и устанавливает отношения с миром взрослых. Идеальная форма – мир взрослых людей. Взрослый выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер). Противоречие ССР: ребенок не может жить вне общества, но потребность жить вместе с окружающими людьми осуществить невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. кризисы мировоззрения (открывают ориентацию в мире вещей)
Младший школьный Учебная деятельность Операционально-техническая дифференциация отношений ребенок-взрослый (ребенок-учитель, ребенок-родитель) и ребенок-ровесник. Иерархические взаимоотношения: ребенок-учитель подчиняет себе другие отношения. Отношения ребенок-учитель становятся моделью отношений ребенка с обществом. Учитель как представитель государства воплощает закон, общий для всех. кризисы отношений
Отрочество Мл. подростковый Личностное общение Мотивационно-потребностная переход от детства к взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие признавали его самостоятельность и значимость (противоречие возраста). кризисы мировоззрения
Ст. подростковый Учебно-профессиональная деятельность Операционально-техническая смена внутренней позиции, изменение отношения к будущему. Будущее становится главным измерением. Основная направленность личности – устремленность в будущее, выбор профессии, построение жизненных планов. Ситуация выбора, завершение или продолжение образования, вступление в трудовую жизнь. ССР – порог самостоятельной жизни. кризисы отношений

На каждой стадии развития всегда есть две линии одна – явная, другая – латентная. Та линия, которая на одной стадии развития была латентной, на другой стадии развития становится явной.

Так, для ребенка младенческого возраста направляющей, явной линией развития, является линия развития мотивационно-потребностной сферы (“хочу”), а линия развития операционально-технических возможностей (“могу”) остается скрытой, латентной.

Однако в следующем возрасте она становится ведущей, подчиняющей себе развитие мотивационно-потребностной сферы.

Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый стабильный психологический возраст на основе следующих критериев:

 Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

 Основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

 Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии вступают в противоречие со старой социальной ситуацией и ведут к ее “взрыву” – кризису.

Понятие ведущей деятельности.

В изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности – так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только при таком подходе может быть выяснена роль как внешних условий жизни ребенка, так и задатков, которыми он обладает.

Только при таком подходе, исходящем из анализа содержания самой развивающейся деятельности ребенка, может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание.

Жизнь или деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную.

Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Что же такое “ведущий тип деятельности”? (Эльконин, Леонтьев) Признаком ведущей деятельности отнюдь не являются чисто количественные показатели.

Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. 1. Внутри нее возникают другая деятельность (обучается, играя)

2. Формируются частные психологические процессы (игра – воображение)

3. От нее зависят основные психологические изменения личности ребенка. (усвоение общественных функций и норм поведения людей – что делает на заводе директор и рабочий)

Обратите внимание

Таким образом, ведущая деятельность – это деятельность, развитие которой обуславливает изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Эгоцентрическая речь Пиаже.

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь “со своей точки зрения”, и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный —собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают.

Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других.

Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другой стороны, между детьми-ровесниками.

Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. Во время символической игры этот коэффициент более высок по сравнению с экспериментированием или работой детей.

Однако, чем моложе ребенок, тем более затушевываются различия между игрой и экспериментированием, что ведет к возрастанию коэффициента эгоцентризма в раннем дошкольном возрасте.

Эгоцентрическая речь – это группа высказываний, состоящая из 3 первых вышеуказанных категорий: повторения, монолога и коллективного монолога. Свободная речь – это совокупность семи первых категорий, т.

е. всех высказываний, минус те, которые считаются ответом на вопрос взрослого или ребенка.

Эта пропорция эгоцентрической речи (Р эг) по отношению к сумме спонтанной (свободной) речи (Р сп) выразилась:

Р эг/ Р СП = коэффициент эгоцентрической речи.

Важно

Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.

Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом.

Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная.

Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.

Эгоцентризм, по Пиаже,– разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность (относительность) и реципрокность (взаимности).

Поэтому более удачным термином позже Пиаже считал термин “центрация”. С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения.

С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного “Я” и собственной перспективы вещам и другим людям.

Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит эксперимент с макетом из трех гор, описанный Пиаже и Инельдер. Горы на макете были разной высоты и каждая из них имела какой-то отличительный признак — домик, реку, спускающуюся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон.

Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы.

Игрушка ставилась на другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он их видит сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы выглядят так, как воспринимает их он со своего места.

Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.

Совет

В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственной. Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое объективное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания.

Читайте также:  Как самостоятельно развить эмоциональный интеллект: методики

Эгоцентризм свойственен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах Эгоцентризм — это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития.

Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка — переход от эгоцентрической позиции -к объективной.

Важной особенностью детской психики является эгоцентрическая речь.

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь “со свой точки зрения”, и, самое главное, не пытаться стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный – собеседник.

Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить что – либо.

Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: активности самого ребенка и типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым и, с другой стороны, между детьми – ровесниками.

Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом.

Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.

Обратите внимание

Эгоцентризм, по Пиаже, – это фактор познания, определенная совокупность докритических и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм – разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствуют интеллектуальная релятивность и реципрокность.

Поэтому более удачным термином Пиаже позже считал термин “центрация”.Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое объективное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания.

Эгоцентризм свойствен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствутся своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах.

Эгоцентризм – это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития.Эгоцентризм показывает, что внешним мир не действует непосредственно а ум субъекта, а наши знания о мире – не простой отпечаток внешних событий.

Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей и умственной позиции.

Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», « биологический возраст».

Возраст – относительно замкнутый цикл детского развития, который имеет свою структуру и динамику.

Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни (паспортный).

Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.

Психологический возраст — уровень развития психических процессов индивида. Определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Важно

Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.

Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.



Источник: https://infopedia.su/9x4a44.html

Биологический и психологический возраст (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие «Возраст»

2. Биологический возраст

3. Психологический возраст

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Возраст (в психологии) – категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития.

В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Биологический возраст, или Возраст развития — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Актуальность темы высока, т.к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического и биологического возраста, их взаимосвязь между собой. И соответствие человека этим возрастам.

Цель работы – исследование психологического и биологического возраста

1. Понятие «Возраст»

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст – определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

б) социальная зрелость – SQ – социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

2. Биологический возраст

Совет

Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений.

Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения.

Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни.

Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту.

Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.

Критерии определения биологического возраста:

– зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

– скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

– зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);

– наследственность;

– конституция человека;

– зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).

Обратите внимание

Существует большое количество предложенных разными исследователями тестов – в зависимости от целей исследования.

В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации. Большое значение придается изучению возрастных изменений на молекулярном уровне.

Сокращенный метод определения биологического возраста для взрослых лиц: кардиопульмональная система (систолическое артериальное давление, жизненная емкость легких, артериальное парциальное давление кислорода); органы чувств, психика (зрение, слух, способность к переключению внимания); двигательный аппарат (эластическая способность сухожилий); состояние зубов (количество здоровых зубов). Темпы старения, как и развития, в определенной степени зависят и от конституции человека.

При определении «возрастных норм» и биологического возраста человека следует учитывать пол, индивидуальные и конституциональные особенности, а также принадлежность к определенной эколого-популяционной группе, влияние социальных факторов и другие обстоятельства.

Управление биологическим возрастом человека:

Все составляющие здорового образа жизни влияют на биологический возраст. Уменьшение его, стабилизация или замедление это замедление старения. Важно знать вклад отдельных факторов в этот процесс. Наиболее решающим, по-видимому, является психологический фактор- желание тратить на это силы, время и средства. Не просто заставлять себя регулярно и скрупулезно выполнять все необходимые тесты.

Биологический возраст мужчин и женщин:

По биологическим процессам, как считают геронтологи, женщины стареют медленнее и живут дольше на 6–8 лет. Большая жизнеспособность женщин сохраняется на протяжении всей жизни.

Также существует ряд психологически-социальных причин, по-разному влияющих на продолжительность жизни разных полов.

Для женщин социальными факторами долголетия являются удовлетворенность сексуальной жизнью, наличие семьи и детей. Для мужчин – удовлетворенность карьерой.

Обретение возраста, освоение возраста, в конечном счете, есть лишь момент развития, который должен смениться новым этапом, переходом в новое возрастное состояние, и этот переход заложен уже в предыдущем возрасте как тенденция выходить за его рамки.

В этом плане жизнь в определенном возрасте есть одновременно и переживание, и изжитие этого возраста. При этом обретение определенной формы и выход за ее пределы может зиждиться не только на будущем, но и на прошлом.

Иногда (особенно в определенном возрасте) человек идеализирует уже пройденные этапы и на основании имеющегося у него опыта и наблюдаемых современных тенденций стремится вернуться в более ранний возраст.

Важно

Переходя с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, можно предположить, что реализованность психологического времени осознается человеком в форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который может быть назван психологическим возрастом личности.

Ф.Т.Михайлов говорит, что сущность человека не в том, что являет он собой в настоящее время, кем или, чем он был или стал, а в извечном его неравенстве самому себе, в постоянной необходимости и соотносить себя (свои возможности, способности, знания и т.п.

) с объективными обстоятельствами и условиями содействия с другими людьми, в необходимости отнестись к себе, представлять себя и не только таким, каким был в прошлом или каким видишь себя в настоящем, но и таким, каким можешь, а в определенных случаях должен стать в будущем: уже добившимся своей цели, завершившим свое дело, изменившим условия и обстоятельства, т.е. изменившимся. Но это отношение к себе «со стороны», отношение к своему прошлому, настоящему и будущему нарушает тождество самому себе отнюдь не только в представлении. Оно совсем не умозрительный выход за пределы своего наличного бытия.

Е. И. Головаха и А. А. Кроник определяют следующие основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания.

Во-первых, это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени.

Понятие возраста производно от понятия «время» и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Если применительно к хронологическому возрасту 30 лет это значит, лишь то, что в течение своей жизни человек совершил вместе с Землей 30 оборотов вокруг Солнца.

Но определить тот, же интеллектуальный (психологический) возраст как действительно временную характеристику уже невозможно, ибо о каком времени идет речь, мерой какого прошлого является этот возраст – совершенно непонятно.

Но в, то, же время авторы определяют психологический возраст личности как меру психологического прошлого личности, подобно тому, как хронологический возраст – мера его хронологического прошлого.

Читайте также:  Что делать, если муж не помогает с воспитанием ребенка?

О том, как именно диагностировать психологическое прошлое, а через него и психологический возраст, авторы однозначно не определяют. Однако, по их мнению, относительной мерой психологического прошлого могла бы быть реализованность психологического времени

Совет

Мерой психологического возраста могут быть самые разные показатели. Многие описывают этапы своей жизни, ориентируясь на существующие в обществе социальные представления о том, на какие этапы должна делиться жизнь (детство, отрочество, юность). При таком делении, по данным Т.Н.

Березиной, также опираются на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера (детство до школы; школа, армия, поступление в техникум-ВУЗ – это юность; работа после ВУЗа – зрелые годы).

Но в то же время некоторые выделяют этапы своей жизни, ориентируясь на события социальной, эмоциональной жизни (встреча со значимым другим, расставание; дружба, брак, рождение детей).

Другие делят свою жизнь на этапы, ориентируясь на свой личностный рост («в 5 лет научился читать, а в 12 написал первое стихотворение»), на переезды из города в город («до 10 лет мы жили в одном городе, потом переехали в другой») или же не делят вообще.

Источник: http://MirZnanii.com/a/9064/biologicheskiy-i-psikhologicheskiy-vozrast

1. Понятие возраста человека. Типы возраста: абсолютный, биологический, паспортный, психический, социальный. Критерии биологического возраста

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения. Одна из важнейших закономерностей онтогенеза ? это неравномерность возрастных изменений…

3. Критерии определения биологического возраста

Биологический возраст дает оценку индивидуального возрастного статуса. Такая оценка может производиться с использованием практически любых систем организма…

4. Методы оценки биологического возраста

Введение понятия “биологический возраст” объясняется тем, что календарный (хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека…

8 Суточная потребность в Витамине С в зависимости от возраста: (1)

Для детей: 0-6 мес. – 30 мг 6 мес. до года – 35 мг 1-3 года – 40 мг 4-6 лет – 45 мг 7-10 лет – 45 мг 11-14 лет – 50 мг Для мужчин и женщин от 15 лет и до 50 суточная потребность около 60 мг…

Мой щенок: первый месяц жизни

Глава 2. Результаты наблюдения за ростом и развитием щенка с момента рождения до достижения им 30 – дневного возраста

Тея (Фото 1) ощенилась 1 марта 2014 года. Вес щенков колебался от 400 – 500 г, длина от носика до хвоста 25 см. Длина хвостика 5 см (измеряли линейкой). Длина лапы 5 см. Родились щенки с коготками, с закрытыми глазами, без зубов и без усов…

Основные этапы эволюции приматов

1.1 Методы определения возраста ископаемых находок

Группа методов относительных датировок: Метод геохронологии – возраст находок определяется в соответствии с последовательностью геологических событий; используется шкала геологического времени, подразделенная на эры, периоды, эпохи…

Оценка физического здоровья студентов 4 курса

1.3 Соотношение различных факторов влияющих на здоровье людей молодого и среднего возраста

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов…

Понятие возраста человека

Биологический возраст. Критерии биологического возраста

Понятие биологического возраста (БВ) появилось в результате осознания геронтологами неравномерности старения. Один из общих законов геронтологии гласит: “Стареют все и всё внутри всех с разной скоростью”…

Понятие возраста человека

Признаки биологического возраста

Не любой признак, изменяющийся с возрастом, может определять биологический возраст человека. В случае старения кожи, появления седины и морщин, функционирование остальных органов, особенно мозга и сердца остается на высоком уровне…

Понятие возраста человека

Оценка биологического возраста

Для того чтобы следить за процессами старения человека, и своевременно осуществлять действия по увеличению активной работоспособности, полноценной, трудоспособной жизни необходимы современные методы диагностики процессов…

Процессы брожения. Санитарный надзор. Виды дезинфекции

5. Особенности питания детей и подростков. Зависимость норм питания о возраста, пола, массы тела. Значение основных пищевых веществ для растущего организма. Режим питания детей и подростков

Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Ткани организма детей на 25 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5–2 раза быстрее, чем у взрослого человека…

Развитие отделов головного мозга детей раннего возраста, подвергшихся внутриутробному воздействию алкоголя

– показать развитие отделов головного мозга детей раннего возраста, подвергшихся внутриутробному воздействию алкоголя

ГЛАВА 1. АЛКОГОЛЬ 1.1 История алкоголя Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества. Папуасы Новой Гвинеи, еще не знавшие огня…

Развитие отделов головного мозга детей раннего возраста, подвергшихся внутриутробному воздействию алкоголя

Глава 3. развитие отделов головного мозга детей раннего возраста, подвергшихся внутриутробному воздействию алкоголя

Принимаемый будущей матерью алкоголь, независимо от сроков беременности, легко проникает через плацентарный барьер. При этом его концентрация в крови плода соответствует таковой в крови матери. В связи с незрелостью ферментных систем…

Сравнительная биологическая характеристика разных видов хурмы

2. Биология и морфология хурмы молодого возраста

Биология хурмы молодого возраста Литературные данные, касающиеся роста и развития хурмы в молодом возрасте, весьма ограничены. Между тем, для успешного введения её в новые районы…

Экстерьер и конституция лошади

9.2. Определение возраста лошади по зубам

Знание возраста лошади необходимо для правильной оценки ее хозяйственной и племенной ценности, для установления возможности допуска к ее воспроизводству и работам, к участию в соответствующих испытаниях и соревнованиях…

Источник: http://bio.bobrodobro.ru/9520

Психологический возраст личности и его регуляция

Реализованность психологического времени определяется соотношением психологического прошлого, настоящего и будущего. Единицы измерения реализованности полностью производны от понимания сущности психологического времени, единиц его анализа и измерения.

Здесь сразу же становится очевидной невозможность сведения психологического времени и, в частности, психологического прошлого личности к чисто хронологическим единицам. Это становится тем более явным, чем значительнее личность, чем более весомый вклад в историю и культуру она вносит.

Это часто отмечают создатели биографий выдающихся исторических личностей.

Однако и чисто событийные единицы не всегда оказываются адекватными для измерения реализованности психологического времени. Жизнь наполнена событиями от первого и до последнего вздоха, и потому подсчет числа событий ненамного будет отличаться от подсчета прожитых лет.

Лишь принимая во внимание значимость событий для самой личности, мы сможем вплотную приблизиться к возможности измерения реализованности ее психологического времени. Тогда психологическое время и предстанет в собственном облике, не смешиваясь ни с хронологическим, ни с каким-либо иным.

Таким образом, адекватные единицы измерения реализованности психологического времени могут быть найдены лишь при учете значимости событий для личности.

Что касается понятия «психологический возраст личности», то этот возраст — мера психологического прошлого личности, подобно тому как хронологический возраст — мера его хронологического прошлого. Специфические особенности психологического возраста таковы.

Во-первых, психологический возраст — это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени.

Во-вторых, психологический возраст принципиально обратим, то есть человек не только стареет в психологическом времени, но и может молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого. В-третьих, психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности.

Обратите внимание

К примеру, человек может чувствовать себя реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Потребность в изменении своего психологического возраста возникает всякий раз, когда по каким-либо причинам человек недоволен своим наличным хронологическим возрастом. А такое бывает не так уж и редко.

В детстве и юности он хочет казаться старше своих лет, а в ранней зрелости все с большей ностальгией начинает оглядываться на годы своей юности, старея же, мечтает о зрелых годах.

Психологический возраст как мера субъективной реализованности психологического времени личности дает возможность в любом хронологическом возрасте выйти за пределы его «фатальной» определенности, изменить свое положение в возрастной градации. Возможности эти, однако, не безграничны.

С одной стороны, в юности еще слишком мал отрезок хронологического прошлого для полной реализации значимых жизненных линий, а с другой — по мере старения все более исчерпываются резервы будущего, что ограничивает возможность насыщения его перспективными линиями.

Вместе с тем благодаря механизмам временной децентрации иногда удается «перехитрить» хронологический возраст. Дело в том, что психологический возраст личности зависит не только от соотношения прошлого настоящего и будущего, не только от ожидаемой продолжительности жизни, но и от локализации личного временного центра на оси хронологического времени.

И если при прочих равных условиях временной центр смещен в прошлое, то тем самым уменьшается удельный вес психологического прошлого, а следовательно, и психологический возраст личности. Поэтому «жить в прошлом» — одно из средств компенсации процессов биологического и социального старения.

Человек, уходящий в воспоминания прежних лет, актуализируя реализованные связи и события, одновременно молодеет в ощущении своего возраста.

Если при временной децентраций изменяется только точка обзора, с которой человек рассматривает свою жизнь, занимая при этом позицию пассивного наблюдателя, «не вмешивающегося» ни в содержание событий, ни в структуру межсобытийных связей, то активное творческое отношение к собственной жизни предполагает другой путь психовозрастной саморегуляции, который может быть назван реконструкцией субъективной картины жизненного пути личности. В единстве воли и знания личности о структуре собственного психологического времени заключен источник активной саморегуляции возраста.

Важно

Поскольку психологический возраст может быть изменен личностью благодаря реконструкции межсобытийных связей — пересмотру будущей жизненной перспективы и переосмыслению роли прошлых событий, их влияния на настоящее и будущее.

Так, психологическая «старость» может наступить для человека и в сравнительно молодом возрасте, когда он большинство наиболее значимых событий относит к прошлому и не видит в них причин и средств реализации значимых событий в будущем.

В этом случае прошлое становится замкнутой, самодовлеющей системой, оторванной от будущего человека, его жизненной перспективы, а сам человек психологически увеличивает свой возраст, преждевременно приближаясь к старости, если не по хронологическому и биологическому возрасту, то по крайней мере по субъективному самоощущению.

Но забвение прошлого и не имеющее глубоких оснований произвольное насыщение событиями будущего, мечты и радужные надежды, не подкрепленные реальными детерминантами в прошлом, означают психологический «инфантилизм», своеобразное детство в зрелости.

Неадекватность такой психовозрастной позиции обусловлена тем, что у человека создается иллюзия неограниченности будущего, не соответствующая реальным возможностям индивидуального жизнеосуществления.

Необходимо, чтобы человек ясно осознавал, что будущее как возможность превращается в действительность лишь в той мере, в какой оно было подготовлено всей прошлой деятельностью, теми событиями, которые становятся причинами и средствами, порождающими актуальные связи в структуре психологического времени.

В этом случае реконструкция субъективной картины жизненного пути должна быть направлена на глубокое переосмысление самого событийного содержания будущего, чтобы среди этих событий в первую очередь были выделены те, которые действительно являются реальными ориентирами развития личности.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что наиболее адекватным направлением реконструкции, сознательно осуществляемой личностью, является приведение психологического возраста в определенное соответствие с хронологическим, что является существенной предпосылкой рационального использования личностью времени ее жизни. При этом следует учитывать, что речь в данном случае идет о зрелом этапе человеческой жизни. Что касается детства, пожилого и старого возраста, то здесь возможны иные механизмы рациональной регуляции психологического возраста, связанные со спецификой психологической организации личности на данных этапах жизни.

Источник: http://hron.com.ua/obuchenie/psihologiya/psihologicheskij-vozrast-lichnosti-i-ego-regulyatsiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector