Какова структура и компоненты общения в психологии?

15 Структура процесса общения

Структура
процесса общения. Виды и функции общения.
Вербальные и невербальные средства
общения. Проблема компетентности в
общении.

План
ответа

  1. Структура процесса общения

  2. Виды общения

  3. Функции общения

  4. Вербальные и невербальные средства общения

    1. Вербальные средства

    2. Невербальные средства

    3. Взаимоотношение между ними

  5. Проблема компетентности

  1. Структура процесса общения

Структуру
общения можно охарактеризовать путем
выделения в нем трех взаимосвязанных
сторон: коммуникативной, интерактивной
и перцептивной.<\p>

Коммуникативная
сторона
общения
состоит в обмене информацией между
общающимися индивидами. Предполагает
использование средств общения,
подразделяемых на вербальные и
невербальные.

Кроме того, характеризуется
также определенной структурой.<\p>

Во
время акта общения имеет место не просто
движение информации, а взаимная передача
закодированных сведений между двумя
индивидами – субъектами общения.
Следовательно, схематично коммуникация
может быть изображена так: S              
S. Следовательно, имеет место обмен
информацией.

Но люди при этом не просто
обмениваются значениями, они стремятся
при этом выработать общий смысл. А это
возможно лишь в том случае, если информация
не только принята, но и осмыслена.

<\p>

Обратите внимание

Коммуникативное
взаимодействие возможно только в том
случае, когда человек, направляющий
информацию (коммуникатор) и человек,
принимающий ее (реципиент) обладают
сходной системой кодификации и
декодификации информации. Т.е. «все
должны говорить на одном языке».<\p>

В
условиях человеческой коммуникации
могут возникать коммуникативные барьеры.

Они носят социальный или психологический
характер.<\p>

Сама
по себе исходящая от коммуникатора
информация может быть побудительной
(приказ, совет, просьба – рассчитана на
то, чтобы стимулировать какое-либо
действие) и констатирующей (сообщение
– имеет место в различных образовательных
системах).

3
– б) Средства коммуникации.<\p>

Для
передача любая информация должна быть
соответствующим образом закодирована,
т.е. она возможна лишь посредством
использования знаковых систем. Самое
простое деление коммуникации – на
вербальную и невербальную, использующие
разные знаковые системы.

Перцептивная
сторона
общения
означает процесс восприятия, познания
друг друга партнерами по общению и
установления на этой основе взаимопонимания.

Интерактивная
сторона
общения
заключается в обмене не только знаниями,
идеями, но и действиями. Это такое
взаимодействие людей, которое предполагает
определенную форму организации совместной
деятельности (согласие, приспособление
или конкуренция, конфликт).

Это
характеристика тех компонентов общения,
которые связаны со взаимодействием
людей, с непосредственной организацией
их совместной деятельности. Есть два
типа взаимодействий – кооперация и
конкуренция. Кооперативное взаимодействие
означает Координацию сил участников.

Кооперация является необходимым
элементом совместной деятельности,
пораждается самой ее природой. Конкуренция
– одной из наиболее ярких ее форм
является конфликт.

В
зависимости от содержания, целей и
средств общение можно поделить на
несколько видов.<\p>

1.

По
содержанию

оно может быть:<\p>

    1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)<\p>

    2. Когнитивное (обмен знаниями)<\p>

    3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)<\p>

    4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)<\p>

    5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)<\p>

2.
По
целям

общение делиться на:<\p>

      1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)<\p>

      2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)<\p>

3.
По
средствам

общение может быть:<\p>

        1. Непосредственное.

        Источник: https://StudFiles.net/preview/4346346/

        Структура общения

        В структуре общения различают:
        1) коммуникативную сторону;
        2) интерактивную сторону;
        3) перцептивную сторону.

        Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

        Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
        1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
        2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
        3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
        4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

        5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.

        Структура общения как коммуникативной деятельности:
        1) субъект общения – коммуникатор;
        2) объект общения – реципиент;
        3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;
        4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

        5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

        6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.<\p>

        Важно

        Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

        Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

        Типы взаимодействия:
        1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:
        а) кооперация;
        б) согласие;
        в) приспособление;
        г) ассоциация;
        2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

        а) конкуренция;

        б) конфликт;
        в) оппозиция;

        г) диссоциация.

        Факторы, влияющие на тип взаимодействия:
        1) степень единства подходов к решению проблем;
        2) понимание обязанностей и прав;

        3) способы решения возникающих проблем и др.

        Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

        Элементы социальной перцепции в структуре общения:
        1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
        2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

        3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

        В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

        Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
        1) особенности субъекта:
        а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;
        б) возраст;

        в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

        г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;
        д) психическое состояние;
        е) состояние здоровья;

        ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

        з) ценностные ориентации;
        и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.
        2) особенности объекта:
        а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

        Совет

        б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

        3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

        4) ситуация, в которой происходит перцепция.

        Источник: https://psyera.ru/2809/struktura-obshcheniya

        Шпаргалка по социальной психологии

        В структуре общения различают:

        1) коммуникативную сторону;

        2) интерактивную сторону;

        3) перцептивную сторону.

        Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

        Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

        1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;

        2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;

        3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;

        4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

        5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.

        Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

        1) субъект общения – коммуникатор;

        2) объект общения – реципиент;

        3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;

        4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

        5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

        6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

        Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

        Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

        Типы взаимодействия:

        1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

        а) кооперация;

        б) согласие;

        в) приспособление;

        г) ассоциация;

        2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

        а) конкуренция;

        б) конфликт;

        в) оппозиция;

        г) диссоциация.

        Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

        1) степень единства подходов к решению проблем;

        2) понимание обязанностей и прав;

        3) способы решения возникающих проблем и др.

        Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

        Структурные элементы социальной перцепции:

        1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

        2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

        3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

        В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

        Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

        1) особенности субъекта:

        а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

        б) возраст;

        в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

        г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

        д) психическое состояние;

        е) состояние здоровья;

        ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

        з) ценностные ориентации;

        и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

        2) особенности объекта:

        Обратите внимание

        а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

        б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

        Психология bookap

        3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

        4) ситуация, в которой происходит перцепция.

        Источник: https://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl30.shtm

        Структура общения в психологии

        Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.

        К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

        Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

        Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

        В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е.

        в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

        в онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. эта форма предполагает первым делом понимание со стороны другого субъекта (в первую очередь матери), которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е.

        Важно

        ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных.

        Постепенно ведущая роль переходит от общения к предметной деятельности.

        Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. к структуре общения можно подойти по- разному, как и к определению его функций.

        в отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

        Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

        перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. естественно, что все эти термины весьма условны.

        Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

        Основные компоненты общения: субъекты; средства; потребности, мотивация и цели; способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения; результаты. Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом.

        Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

        Совет

        Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д.

        Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу” [8].

        Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения.

        В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.

        

        Источник: http://biofile.ru/psy/11400.html

        Общение. Компоненты общения

        Содержание:

        Презентация доступна по кнопке “скачать” после статьи

        Этапы конструктивного общения

        В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом. Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т.п. Такое взаимодействие мы называем общением. Так что же включает в себя процесс общения?

        Общение – это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества.

        1. Знакомство (при первой встрече) и установление контакта.
        2. Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего.
        3. Обсуждение интересующей проблемы.
        4. Решение проблемы.
        5. Завершение контакта (выход из него).

        Виды общения

        Существует два вида общения: личное и деловое.

        • žПри личном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.п.
        • žДеловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности.

        Компоненты общения

        žВербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами – это словесное общение.

        žНевербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.

        žПаравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.

        Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встречи. Но та же фраза, произнесённая по-другому (с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами) для нас выразит совсем иной смысл сказанного.

        Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.

        Чаще всего в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую – с помощью произносимой речи.

        Схема восприятия информации

        3/6 информации Человек получает благодаря невербальным проявлениям
        2/6 информации Человек получает благодаря паравербальным проявлениям
        1/6 информации Человек получает благодаря вербальным проявлениям

        Таким образом, необходимо подчеркнуть, что различные характеристики невербального и паравербального общения: тон голоса, его тембр, высота и интонация, глубина и скорость дыхания, а так же выражение лица, взгляд, поза, жесты во время беседы, положение рук и ног – несут в себе огромный объем информации, вне зависимости от произносимых слов. Поэтому важно во время беседы (особенно при ведении переговоров), с одной стороны, уметь считывать информацию невербальных средств общения вашего собеседника, а с другой – уметь контролировать собственные движения, поведение и мимику.

        Эти навыки будут полезны и в самые первые секунды знакомства, когда еще не было произнесено ни единого слова, а первое впечатление о собеседнике уже складывается – при помощи «считывания» информации по его невербальным

        проявлениям. В последствии, эту оценку общения изменить будет весьма проблематично.

        Обратите внимание

        Американские исследователи (Л. Зунин и Н. Зунин) считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, а главную роль при этом играет не речь, а жесты.

        Вообще, нужно сказать, что в процессе беседы необходимо учитывать общий настрой, содержание и атмосферу общения в целом.

        Однако «считывание» информации по жестам, позам и другим средствам невербального общения не всегда бывает однозначным (в некоторых ситуациях тот или иной жест может возникнуть в результате погодных условий: от холода оппонент складывает на груди руки, функционального состояния – держится за голову из-за головной боли и т.п.).

        Конструктивное взаимодействие

        Для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности вашей информации.

        Конфликтное взаимодействие может возникнуть:

        • при навешивании ярлыков. Когда мы или нам приписывают жёстко заданную определённую роль;
        • когда оппоненты концентрируются не на самом результате, а на отношениях друг с другом.
        • в ситуации соперничества за обладание ограниченным ресурсом.

        Основные принципы бесконфликтного общения:

        • не навешивать «ярлыки» на других;
        • не позволять навешивать ярлыки на себя;
        • ориентироваться на результат, а не на отношения.

        Приемы активного слушания

        Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.

        Пассивное слушание:

        При пассивном слушании нам сложно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь. При этом нет ни мимических, ни физических реакций на получаемую информацию. Создаётся впечатление, что собеседник лишь смотрит на нас, но думает о своём.  Ощущение отсутствия включённости в процесс.

        žАктивное слушание:

        Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника.

        Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения. Это является особо важным при ведении переговоров и при общении с пострадавшими в зоне ЧС.

        Основные приёмы активного слушания:

        1. Поддакивание: «угу», «ага».
        2. Своевременная пауза.
        3. Особенности постановки вопросов.
        4. Перефразирование полученной информации.
        5. Резюмирование полученной информации.
        6. Раппорт – присоединение по дыханию, темпу речи, интонации.
        7. Отражение чувств, эмпатия.

        Показатели успешности использования метода активного слушания:

        • Продвижение в решении проблемы собеседника.
        • Видимое снижение интенсивности негативных переживаний.

        Ведущие модальности

        Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира.

        žДля аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.

        žžДля визуальной главное – зрение,  то, что человек видит.

        žПри кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.

        Общение с пострадавшими

        Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что Вы здесь, чтобы  ему помочь.

        Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими

        • žСпециалистам рекомендуется строить речь в побудительном наклонении.
        • žžКороткие, четкие фразы.
        • žžВ речи не должно быть сложно построенных словесных оборотов.
        • žžИзбегание в речи частицы «не».
        • žžРечь плавная, медленная с элементами внушения: «Помощь пришла! «Слушай меня!», «Надо жить!»

        Использование приемов косвенного внушения (техники: «три да», «или или», «пресубпозиция»)

        • žГлаза на одном уровне
        • žžИспользование приемов присоединения
        • žžКонтроль информации, которая может быть случайно услышана пострадавшим.
        • žНе давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить
        • žЗапрет на фразу: «Все будет хорошо»!
        • žКонтроль специалиста за собственным эмоциональным состоянием
        • žДемонстрация уверенности и контроля над ситуацией. В голосе  и поведении специалистов не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника.

        Ресурс –  не представляет собой решение самой проблемы! Ресурсом может быть все, что угодно. Это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему оставаться в живых. Ресурсами могут быть: жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта, факт того, что человек выжил и др.

        Поиск ресурса:

        • На разных этапах общения, возможно поэтапное нахождение  ресурсов, которые могут быть разными.
        • В одинаковой ситуации, ресурс, найденный для одного человека, совсем не обязательно будет являться ресурсом для другого.

        Переживание горя и утраты

        Задачи работы горя:

        • признать факт и обстоятельства потери;
        • пережить боль потери, пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате;
        • наладить взаимоотношения с тем окружением, в котором произошла утрата;
        • -выстроить новое отношение  к  объекту утраты и продолжать жить.

        Фазы горя:

        1. фаза шока и оцепенения;
        2. фаза страдания и дезорганизации;
        3. žфаза остаточных толчков и реорганизации;
        4. žфаза завершения.

        Патологическое горе

        Причины:

        • конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью;
        • невыполненные по отношению к умершему обещания;
        • «не похороненные мертвецы» – без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким (пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может);
        • внезапная или неожиданная утрата;
        • двойственные чувства по поводу утраты;
        • чрезмерная зависимость от умершего;
        • множественны утраты на протяжении незначительного времени;
        • отсутствие систем поддержки личности или жизнеобеспечения.

        Изменения в отношениях с окружающими людьми

        • избегание общения;
        • социальная изоляция;
        • утрата теплоты по отношению к другим людям;
        • раздражение, злость, желание, чтобы «не трогали»;
        • яростная враждебность к определенным лицам;
        • дальнейшая утрата форм социальной активности.

        Особенности переживания утраты детьми

        • у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти;
        • žмежду 2-мя и 6-тью годами развивается представление о том, что умирают не навсегда;
        • žв ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом, либо идентифицируют с покойником;
        • žв возрасте 5–7 лет считают собственную смерть маловероятной;
        • žмежду 6 – 10 годами смерть становится более реальной и окончательной;
        • žк подростковому возрасту, дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако, склонны верить в бессмертие души.

        Узнав о смерти родителя или близкого родственника, дети проходят через те же стадии, что и взрослый. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.

        Патологические реакции горя у детей

        • энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
        • длительное неуправляемое поведение;
        • острая чувствительность к разлуке;
        • полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
        • отсроченное переживание горя;
        • депрессия.

        Благоприятное проживания горя у детей

        • хорошие отношения с родителем до его смерти;
        • получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
        • участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
        • хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.

        Основные принципы общения с жертвой

        Жертва – особая группа пострадавших, к которой относятся люди временно изолированные в очаге ЧС.

        Основные правила общения с пострадавшим

        Основные принципы работы с пострадавшим в течение АСДНР

        • žСтараться держать человека в сознании.
        • žžОдин из специалистов общается с жертвой в течение проведения АСДНР.
        • žžПри возможности поддерживать физический контакт.
        • žžСбор информации, информационная поддержка изолированного человека.
        • žžПоиск ресурса.

        Сбор информации о жертве 

        • žИмя пострадавшего;
        • žžИнформация о его физическом самочувствии;
        • žžИнформация о том, что вокруг;
        • žžИнформация о том, кто был с ним во время трагедии;
        • žžИнформация о том, кто может находиться поблизости с ним.

        Информация для жертвы<\p>

        • žИнформация о том, что специалисты уже прибыли и делают все для его спасения.
        • žžИнформация о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие.
        • žžИнформация о том, что пострадавший не должен принимать каких-либо физических усилий к самостоятельной эвакуации.
        • žИнформация о максимальной экономии собственных сил.
        • žИнформация о том, что высвобождение из «плена» может занять больше времени.
        • žКомментирование действия спасателей по извлечению пострадавшего.
        • žКомментирование состояния самого пострадавшего.

        Цель заключительного этапа – «правильная» передача пострадавшего другим специалистам (медикам).

        Источник: https://fireman.club/presentations/obshhenie-komponenty-obshheniya/

        Структура общения

        Процесс общения, по сути, длится всю нашу жизнь, ведь, как существа социальные, без общения мы не смогли бы организовать хоть какую-либо деятельность.

        Феномен этот привлекал внимание, как философов древнего мира, так и современных психологов.

        До сих пор не существует единой классификации структуры процесса межличностного и межгруппового общения, однако мы осветим наиболее распространенные виды.

        Общение было поделено на структуру, чтобы получить возможность анализа для каждого элемента, а также упорядочить их.<\p>

        В структуре, функциях и способах общения различают три разных процесса:

        • обмен информацией – коммуникация;
        • обмен действиями – интеракция;
        • восприятия партнера – социальная перцепция.

        В психологии специфика этих процессов рассматривается, как способ взаимоотношений индивидуума и общества, а социология рассматривает использование общения в социальной деятельности.

        Кроме того, иногда исследователи выделают три в психологической структуре общения функции:

        • информационно-коммуникативная;
        • регуляционно-коммуникативная;
        • аффективно-коммуникативная.

        Конечно, в процессе общения все эти функции тесно взаимосвязаны и разделяют их исключительно для анализа и системы экспериментальных исследований.

        Уровни анализа структуры общения

        Советский психолог Борис Ломов еще в прошлом веке выделил три основных уровня анализа структуры речевого общения, до сих пор применяемого в психологии:

        • макроуровень. Исследование этого уровня подразумевает анализ психологического развития личности, на протяжении определенных интервалов времени. Изучается взаимосвязь человека с другими индивидами и социальными группами.
        • мезауровень. На этом уровне структуру общения рассматривают в качестве логически завершенных ситуаций взаимодействия, который могут изменяться, и в которых индивид оказывается в определенных временных отрезках. Акцент при анализе мезауровня делается на динамике, этапах, вербальных и невербальных средствах общения, а также на содержательных компонентах ситуаций, при которых и происходит процесс общения («с какой целью», «почему» и т.д.);
        • микроуровень подразумевает анализ элементарных единиц общения, рассматривается как определенное взаимодействие поведенческих актов («вопрос-ответ», а также отношение субъектов общения к полученной информации).

        Основоположник социальной психологии Б. Парыгин рассматривал структуру общения в качестве взаимосвязи двух основных аспектов: содержательного (непосредственно коммуникацию) и формального (взаимодействие с содержанием и формой).

        Другой советский психолог А. Бодалев среди видов и структур общения выделял три основных компонента:

        • гностический. Имеется в виду познавательная сторона общения;
        • аффективный – эмоциональная составляющая;
        • практичный – деятельный компонент.

        Общение, как процесс передачи информации и взаимовлияния субъектов общения можно также охарактеризовать относительного его автономных компонентов:

        • цель;
        • содержание;
        • средства осуществления общения;
        • участники процесса общения;
        • тип связи между субъектами общения;
        • коммуникативный потенциал участников процесса общения;
        • тендерные особенности общения;
        • стиль и тактика общения;
        • конечный результат процесса общения.

        Для подобного разделения структуры общения необходимо обратить внимание на роль среды, в которой реализуется общение: социальной ситуации, присутствии или отсутствии посторонних личностей во время общения, которые могут влиять на процесс. Так, к примеру, некоммуникабельные люди теряются в присутствии посторонних личностей, могут действовать импульсивно и необдуманно.

        В заключении необходимо отметить, что процесс общения является полноценным при гармоничном сочетании двух тесно взаимосвязанных факторов: внешнего (поведенческого), проявляющегося в коммуникативных действиях участников общения, а также в выборе стиля поведения, и внутреннего (ценностные особенности субъекта общения), который выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.<\p>

        Источник: https://womanadvice.ru/struktura-obshcheniya

        Структура общения

        Понятие общения

        Глава 18. Общение

        Общение – ϶ᴛᴏ сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

        Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, принято называть коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

        В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

        Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это бывают сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта или об обстановке во внешней среде.

        Цель общения – отвечает на вопрос ʼʼРади чего существо вступает в акт общения?ʼʼ. Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения.

        У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей.

        Важно

        У человека же эти цели бывают весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

        Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – ϶ᴛᴏ способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

        В общении обычно выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

        Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

        Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона состоит в организации взаимодействия между индивидами, ᴛ.ᴇ. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

        Коммуникативная сторона

        Специфика:

        1. Процесс общения состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

        2. Коммуниканты должны совершать само действие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ мы и называем общением, ᴛ.ᴇ. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять ʼʼсчитыватьʼʼ со своих лиц определœенное выражение, свидетельствующее, к примеру, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

        3. Необходимо определить в каждом конкретном коммуникативном актеканал связи. При разговоре по телœефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще – о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу.

        Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинœесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу.

        Совет

        В случае если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

        4. В процессе коммуникации каждый из участников выступает для другого не как объект коммуникации, а как субъект. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, отмечается интерсубъектный характер общения.

        S1 S2

        Цели, Цели,

        Мотивы Мотивы

        5. Особую роль играет значимость передаваемой информации.

        6. Психологическое влияние партеров друг на друга.

        7. Оба партера должны обладать сходной или единой системой кодификации и декодификации.

        8. Единое понимание ситуации общения.

        9. Могут возникать специфические коммуникативные барьеры.

        Интерактивная сторона

        Эта сторона общения обозначает те его компоненты, которые связаны с взаимодействием людей и организацией совместной деятельности. Основными видами организации совместной деятельности можно считать кооперацию, конкуренцию, конфликт.

        Кооперация – объединœение усилий всœех членов группы для достижения общей совместной цели, при одновременном разделœении функций и ролей.

        а) совместно-индивидуальная – каждый выполняет индивидуальную часть своей работы, независимо от другого, но направленную на общую цель.

        б) совместно-последовательная – конвейер.

        в) совместно-взаимодействующая – спортивная команда.

        В корне конкуренции и конфликта лежит противоборство сторон, индивидуальное или групповое.

        Конкуренция – ϶ᴛᴏ стремление к достижению целœей противоборства с добивающимся тех же целœей другими участниками общения. Основная мотивация – престиж, получение преимущества.

        Обратите внимание

        Конкуренция регулируется общепринятыми нормами поведения. Конфликт – ϶ᴛᴏ столкновение интересов, позиций, целœей, которые носят противоположный характер.

        Перцептивная сторона

        1. Восприятие внешнего облика другого человека. На первом этапе очень важным является эффект первого впечатления. Оно самое сильное, но в 90% случаев искаженное, упрощенное.

        Отмечаются физические характеристики (пол, возраст, конституция, внешняя привлекательность, оформление внешности), особенности экспрессии.

        Эффект ореола – впервые полученное восприятие другого человека влияет на оценку последующих его психологических качеств.

        2. Соотнесение внешних признаков с психологическими характеристиками человека. Основные механизмы познания:

        v Идентификация – уподобление другого человека самому себе.

        v Эмпатия – стремление проникнуть во внутренний мир посредством эмоций.

        v Стереотипизация. Стереотип – упрощенное или искаженное представление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ складывается у человека о социальном объекте на базе представлений как массового сознания, так и собственного.

        v Проецирование – неосознанный перенос на другого человека неприемлемых собственных чувств и желаний.

        3. Интерпретация на этой базе его поступков и выяснение причины этих поступков.

        v Каузальная атрибуция. Объясняя поведение человека, мы вынуждены приписывать ему мотивы поведения. Осуществляется по двум направлениям:

        Важно

        а) На базе сходства наблюдаемого поведения с образцом, который имеется в прошлом опыте субъекта;

        б) На базе анализа собственных мотивов, предполагаемых в данной ситуации;

        Структура общения – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Структура общения” 2017, 2018.

        <\p>

      1. – Структура общения

        Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения. Остановимся на… [читать подробнее].

      2. – Понятие об общении. Структура общения.

        Основные свойства внимания. Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с… [читать подробнее].

      3. – Понятие и структура общения.

        Тема 3.1. Общение как феномен План лекции: Понятие и структура общения Виды и формы общения Коммуникативная компетентность Категория «общение», проблема общения является одной из центральных в психологической науке, наряду с категорией «мышления», «деятельность»,… [читать подробнее].

      4. – Структура общения

        В структуре управленческого общения как, впрочем и любого вида общения, можно выделить три составляющие: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. 1. Коммуникативная составляющая общениявыражается в обмене информацией, мнениями, переживаниями, соображениями,… [читать подробнее].

      5. – Структура общения

        Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие между людьми. В общении его участники предстают как системы, непрерывно осуществляющие прием, обработку, передачу информации, настройку и подстройку друг к другу и к остальным раздражителям. Общение… [читать подробнее].

      6. – Структура общения

        Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Указанная сложность феномена общения требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию… [читать подробнее].

      7. – Функции, виды, уровни, структура общения.

        Общение – многоплановый процесс, необходимый для организаций контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относиться к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только… [читать подробнее].

      8. – Уровневая структура общения

        Связь разных сторон (функций) общения, их динамика наи­более явно прослеживаются в уровневой схеме общения, пред­ложенной Я. Яноушеком (1981). На первом уровне этой схемы коммуникация представляет собой прежде всего передачу и при­нятие информации, ее кодирование и… [читать подробнее].

      9. – Тема 1. Структура общения и его составляющие

        Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе. При… [читать подробнее].

      10. Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/366965_struktura_obscheniya

        Структура и виды общения

        Понятие общения и его роль в развитии человечества

        Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.

        Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые.

        Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

        Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

        Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.

        Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

        Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

        Совет

        Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

        Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

        Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

        ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:

        • самоуважение;
        • уважение собеседника, признание его прав и интересов;
        • терпимость, толерантность;
        • справедливость, честность;
        • непредвзятое отношение к людям.

        Значение общения в онтогенезе

        В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

        Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

        Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

        • Непосредственно-эмоциональное

        Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

        Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

        • Внеситуативное интимно-личностное

        Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

        Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

        Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.

        Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.

        Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

        Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

        Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

        Три стороны общения

        Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

        • Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

        Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта. Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним.

        • Коммуникация – обмен информацией

        Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

        • Интеракция – обмен действиями

        Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

        Описание моделей общения

        Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

        Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

        Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

        МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:

        1. «Монблан». Отстраненный, холодный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
        2. «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек. Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
        3. «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
        4. «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
        5. «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
        6. «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
        7. «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
        8. «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

        Описание типов общения

        Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

        Типы общения:

        1. Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
        2. Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
        3. Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
        4. Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.

        Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

        Составляющие общения и его разновидности

        Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.

        К ним относятся:

        • содержание,
        • цель,
        • средства,
        • субъекты (участники взаимодействия),
        • тип связи между субъектами,
        • стиль,
        • тактика,
        • техники, методы,
        • результат.

        В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

        • эмоциональное – обмен эмоциями;
        • когнитивное – обмен знаниями;
        • деятельностное – обмен навыками и умениями;
        • мотивационное – обмен желаниями и целями;
        • материальное – обмен предметами или продуктами.

        Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

        Классификация

        Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:

        1. Примитивное. Собеседник рассматривается как средство достижения цели и оценивается по шкале «нужен – не нужен». Такое непосредственное и простое отношение не скрывается.
        2. Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения собственной выгоды. В отличие от примитивного контакта, манипуляция – тонкая игра, с использованием множества техник и приемов (ложь, лесть и так далее).
        3. Формально-ролевое – полностью регламентированное взаимодействие. Люди контактируют друг с другом с позиций социальных ролей. Например, начальник и подчиненный, учитель и ученик, врач и пациент и так далее.
        4. «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором используются стандартные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и истинные мысли за маской вежливой учтивости или безразличного спокойствия. Также некоторые люди в качестве социальной маски используют скромность, показную заботливость и другие приемы. Участники взаимодействия не стремятся понять друг друга.
        5. Деловое. Целью такого социального контакта является нахождение общего решения по интересующему вопросу. Личность собеседника непременно учитывается, несмотря на то, что существуют особые правила и принципы делового общения.
        6. Светское. Субъекты не выражают свои мысли, а произносят то, что должно и принято в конкретной ситуации. Светские беседы – это, как правило, «разговоры ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
        7. Духовное. Такое взаимодействие возможно в близких, доверительных отношениях. Собеседники хорошо знают друг друга, уважают убеждения, интересы и взгляды, умеют предугадывать реакции друг друга, контактируют на уровне «Личность – Личность».

        Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:

        • Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального или невербального контакта. Например, кивок головой в знак согласия, рукопожатие как знак приветствия и тому подобное.
        • Мезауровень – разговор и действия в пределах одной темы, произошедшие однажды или повторяющиеся.
        • Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, выбранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответствующая требованиям социума, традициям и обычаям.

        Также известны следующие виды коммуникации:

        Источник: https://HeadLife.ru/struktura-obshcheniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector