Когнитивные возможности – это важнейшие функции человеческого мозга

Когнитивные функции: что это такое

Большинство мозговых функций тесно взаимосвязано с работой центральной нервной системы. Именно эти два элемента отвечают за управление телом и разумом. Взаимосвязанная работа этих систем осуществляет жизненно важные функции организма.

Существуют базовые функции человеческого организма, такие как сон, стремление к размножению, дыхание и сердцебиение. Помимо этого, существуют высшие функции, которые «включаются» во время ведения разговора или воспоминаний. Каждый отдел головного мозга отвечает за определенный функциональный набор.

За базовые функции отвечают такие элементы, как мозжечок, варолиев мост и продолговатый мозг. Высшими функциями головного мозга управляют полушария и лобные доли мозговой коры.

Слово «когнитивный» – научный термин и нечасто встречается в повседневной речи

Что означает термин «когнитивные функции»

После того как был рассмотрен порядок работы человеческого мозга, можно перейти к вопросу о том, что такое когнитивные функции.

Данный термин используется для описания умственных процессов, благодаря которым человек получает возможность воспринимать, передавать, анализировать и запоминать различную информацию.

Благодаря этим процессам, человек получает возможность взаимодействовать с окружающим миром.

Ежедневно человеческий мозг находится в активном состоянии. Приготовление завтрака, чтение книг, управление транспортом и ведение светских бесед осуществляется благодаря миллиардам сложных вычислений.

Связи между нейронами в различных областях головного мозга позволяют наладить контакт человека с окружающей его средой.

Таким образом, когнитивные функции отвечают за коммуникационный контакт не только между людьми, но и окружающими объектами.

Довольно часто при разговоре о высших когнитивных функциях, упоминаются когнитивные навыки, предназначение которых лежит во взаимодействии с окружающим миром. Несмотря на то что каждый из этих навыков рассматривается отдельно, большинство из них имеют прочную взаимосвязь и различные пересечения. Когнитивные функции мозга человека включают в себя:

  1. Внимание – довольно сложный процесс, охватывает множество мыслительных процессов. Вниманию сложно дать четкую и лаконичную характеристику и включить в определенную анатомическую структуру. Если говорить образно, то внимание является когнитивной функцией, при помощи которой человек среди внешних (запахов, звуков и образов), а также внутренних (мыслей и эмоций) стимулов выбирает те, которые будут полезны для того, чтобы реализовать умственную или двигательную активность. Именно данная формулировка позволяет наиболее точно охарактеризовать все сложные процессы, что участвуют в работе других высших функций.
  2. Память – один из самых сложных процессов, при помощи которого кодируется, хранится и воспроизводится полученная информация. Работоспособность данной системы имеет довольно значимую роль в повседневной жизни. Данный навык тесно переплетается с вниманием, так как без него получить полную информацию невозможно.
  3. Исполнительные процессы – еще одна сложная система высшего порядка. Существует достаточное количество разных определений для этого термина, однако большинство из них характеризуется контролем когнитивности и регулированием образа мышления, благодаря использованию различных процессов, имеющих маловыраженную взаимосвязь. Исполнительные процессы являются совокупностью различных способностей среди которых следует выделить направленное внимание, элементы планирования и программирования, а также регулировку преднамеренного поведения. За исполнительные функции отвечает префронтальная кора головного мозга.
  4. Речь – коммуникационная система, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Среди основных функций речи, помимо налаживания контакта с окружающими людьми, следует выделить построение грамотной структуры мышления. Во время обработки речи активизируются разные отделы головного мозга. Основное взаимодействие различных функциональных систем наблюдается в левом полушарии мозга. В обработке речи участвуют две корковые области левого полушария, которые отвечают за принятие и выражение речи.
  5. Зрительное восприятие – к этому набору высших навыков относятся функции, которые помогают человеку различать и распознавать различные стимулы. Данный набор навыков позволяет категорировать различные объекты и запоминать их. Правильно построенная и налаженная система зрительного восприятия позволяет человеку запоминать лица людей, и дарит возможность находить различия между отверткой и платьем.

Когнитивные функции способности, которые связывают нас с окружающим миром и позволяют составить представление о нем

Как используются данные функции

Разбирая вопрос о том, когнитивные функции, что это такое, следует уделить особое внимание использованию набора этих навыков.

Ежедневно человеческий мозг принимает участие в выполнении огромного количества физических задач. Каждая из этих задач требует миллиона расчётов, которые выполняются за доли секунды различными областями мозга.

В качестве примера использования когнитивных навыков давайте рассмотрим следующие ситуации:

Приготовление пищи сопровождается множественными когнитивными способностями. Для того чтобы приготовить еду, необходимо вспомнить рецепт и уделить внимание степени готовности различных ингредиентов. Таким образом, мозг грамотно распределяет свою активность и ежесекундно решает множество поступающих задач.

Обратите внимание

Определенные мозговые отделы отвечают за общение с окружающими людьми. Способность слушать и понимать собеседника, далеко не все когнитивные навыки, которыми сопровождается беседа. Во время разговора между людьми активируются такие способности, как концентрация и внимание.

Именно благодаря этим навыкам коммуникационного общения, человек получил возможность общаться с окружающими его людьми.

Управление автотранспортом довольно сложный процесс, который требует собранности и повышенной концентрации. В активации этого навыка принимают участие миллионы нейронных связей, которые отвечают за широкую гамму когнитивных способностей.

Многие люди считают, что расслабленные автоматические действия не включают в себя использование когнитивных навыков. Однако, данное мнение ошибочно.

Данные способности принимают прямое участие в данном процессе, так как без них человек бы никоим образом не проявлял свою активность.

Когнитивные нарушения отрицательно сказываются на достижениях человека в самых разных сферах его жизни

Как когнитивные навыки связаны с мозговыми отделами

Давайте перейдем к вопросу, как когнитивные способности взаимосвязаны с определенными мозговыми отделами. Данный функционал является особым участком головного мозга, который обладает собственной группой нейронов.

Предназначение этих нейронов – передача определенных нервных импульсов.

Снижение когнитивных функций может быть вызвано нарушениями циркуляции крови, черепно-мозговыми травмами и злокачественными новообразованиями в области мозга.

Большинство из познавательных навыков формируется в области коры головного мозга. Ученые подразделяют этот отдел на три основные зоны:

  1. Ассоциативную – отвечающую за обеспечение связи между сенсорными и моторными навыками. Помимо этого, эта зона определяет реакцию сознания на импульсы, исходящие из сенсорной области.
  2. Моторная – отвечает за различные движения человеческого тела.
  3. Сенсорная – отвечает за обработку сигналов, поступающих от органов чувств.

Лобные доли принимают непосредственное участие в логическом и абстрактном мышлении, произношении и восприятии речи, а также в планировании совершаемых движений.

Затылочная доля отвечает за анализ зрительной информации, а височная за слуховые ощущения. В самом центре расположена система, занимающаяся анализом сенсорных чувств.

Существуют определенные мозговые отделы, которые отвечают за навыки, необходимые для выживания. К таким навыкам относятся проявление эмоций, обоняние и память.

Средний мозг выполняет одну из главных задач и отвечает за осознание собственной личности. Помимо этого, данный отдел отвечает за адаптивное поведение.

Передача нервного импульса между отделами осуществляется при помощи нейромедиаторов. К этим элементам относятся адреналин, серотонин, ацетилхолин и многие другие вещества.

Именно эти микроэлементы отвечают за скорость различных когнитивных процессов.

Когнитивная деятельность — это способность выполнять такие функции головного мозга, как внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции

Различные нарушения мозговой активности

Нарушение когнитивных функций может иметь разную степень выраженности. Существует ряд определенных факторов, которые влекут за собой изменения в мозговой активности.

К таким факторам относятся черепно-мозговые травмы, инфекционные и онкологические заболевания.

Помимо этого, определенное влияние на работу головного мозга имеют сердечно-сосудистые патологии, такие как атеросклероз, инсульт и инфаркт.

Немаловажную роль в вопросе нарушения когнитивных способностей имеют дегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона или Альцгеймера. Развитию различных нарушений в сфере работы головного мозга способствуют проблемы с метаболизмом и функциональностью иммунной системы.

Довольно часто тип нарушения зависит от формы воздействия определенных факторов. Некоторые навыки подлежат полному восстановлению при правильном подходе к терапии заболевания. Однако сама результативность лечения напрямую зависит от своевременности обращения за медицинской помощью.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/kognitivnye-funktsii-chto-eto-takoe.html

Когнитивные функции — обзор, их нарушения и расстройства

Сегодня в нашей статье мы поговорим о такой важной функции, которое получило название когнитивные функции. На самом деле, это важнейшие функции в жизни каждого, ведь именно благодаря ним человек может мыслить, составлять осмысленную речь, выражать свои мысли в письменном виде, составлять планы и целостно воспринимать окружающий мир.

Иными словами, мы будем рассматривать то, что выделяет человека от животных, делая его человеком.

Определение

Сам термин »когнитивный» является научным термином, поэтому не так уж и часто его можно встречать в каждодневном лексиконе. И все таки, данный термин раскрывает такие способности человека, которые знакомы всем. Именно когнитивные функции помогают человеку найти связи с окружающей средой и построить свои представления о мире в целом.

Когнитивные функции, которые также известны под названием познавательные функции, являются мозговыми процессами, они направлены на то, чтобы индивид смог взаимодействовать с окружающими.

Человеческая жизнь во многом зависит от такого уникального и важного умения, как способность запоминать и хранить информацию. Конечно, ошибочной является точка зрения, согласно которой к этому определению относят только память.

Важно

Важным является тот факт, что их можно развивать и тренировать, однако важно помнить и о том, что эти процессы могут нарушаться исходя из разных факторов и личностных нарушений.

Естественно, способность восприятия, сохранения и воспроизведения информации очень важно, однако эти процессы невозможны в одиночку, тут важна взаимосвязь разных процессов.

Высшие мозговые функции

Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, нужно рассмотреть когнитивные функции по отдельности.

  1. Одной из важнейших функций является внимание. Ее можно характеризовать как способность концентрировать психические процессы на каком-то конкретном объекте. Каждый человек имеет индивидуально выраженную характеристику этого процесса, такие как:
    • Устойчивость;
    • Сосредоточенность;
    • Способ переключаться;
    • Концентрация;
    • Объем.

    Все эти характеристики меняют качество внимания у разных людей. Именно из-за них и получается так, что одни легко запоминают что-то, а другие никак не могут сконцентрировать свое внимание. Но также все эти характеристики можно развивать, работая над собой.

  2. Другая важная функция – это восприятие человека. Она составляется имея за основу информацию, которую человек получает из органов чувств в виде единых образов. Для этой функции важной является константность, иными словами, объект, который воспринимается человеком не зависимо от изменчивых условий, всегда воспринимается как тот же самый. К примеру, человек может узнать знакомого не зависимо от того как он одет, или где он находится. Этим качеством обделены животные, именно поэтому собака не может узнать своего знакомого, который будет стоять в темноте или если тот будет в другой одежде.
  3. Гнозис – это умение узнавать, визуально идентифицировать образы и сопоставить их к категориям.
  4. Память – эта когнитивная функция дает возможность запечатлеть, сохранить и в нужное время воспроизвести заранее полученную информацию.
  5. Интеллект – это уже умение »работать» с полученной информацией: делать анализ, сопоставить факты, оценивать, обобщать и так далее.
  6. Речь – это уникальное умение, благодаря которому люди могут общаться, используя символические знаки.
  7. Праксис – это комплекс способностей, которые формируют и включают в деятельности человека двигательные навыки и помогают ему построить, учить и автоматизировать последовательность своих движений.

Ниже рассмотрим некоторые функции более подробно. Так как они являются более глубокими и широкими понятиями, а также это поможет лучше понять природу когнитивных нарушений.

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Читайте также:  Разлюбила мужа - как быть и что делать: советы психолога

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом. Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Праксис или уникальное способность человека

Человек имеет ряд важных и уникальных когнитивных способностей, одним из которых является праксис. Это способность человека сохранять осознанную последовательность своих действий и движений. Праксис – та способность, которая появляется у человека еще в младенчестве, дав малышу на руку погремушку, тем самим родители ставят основу для этой функции.

Выделяются несколько видов праксиса:

  • Пальцевой – когда человек учится использовать свои пальцы, то у него, как последствия, появляются жесты.
  • Символический – это уже комплекс жестов, которые дают представление о том, что хочет этим сказать конкретный человек. Это в некотором роде напоминает принцип, по которым общаются глухие: благодаря набору особых жестов они могут общаться без слов.

Нарушение этой функции у человека может привести к ряду нежелательных последствий.

Кое-что интересное или мозг под микроскопом

Наверно ни для кого не секрет, что каждая функция связана с определенным отделом мозга. И это естественно, ведь каждая отдельная функция имеет свою локализацию в мозгу. Это представляет собой отдельные участки мозга, которые имеют группу нейронов, а они в свою очередь ответственны за определенный вид нервной передачи.

К примеру, познавательные функции находятся в коре мозга. Там выделяются 3 участка:

  1. Сенсорная – которая обрабатывает сигналы, исходящие из органов чувств.
  2. Моторная – которая в ответе за двигательные функции разных частей тела человека.
  3. Ассоциативная – ее можно считать неким посредником, который обеспечивает связь между сенсорным и моторным участками.

За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.

Обработка информации, полученную с помощью зрительных анализаторов, проводится в затылочной доле, в том случае, как в височной доле анализируется информация, полученная из слуховых аппаратов.

Есть более древние зоны мозга, которые помогают обеспечивать основные навыки для выживания человека.

Человеческая память, обоняние и эмоции проявляются благодаря лимбической системе.

Совет

Таламус обеспечивает переадресовывание импульсов от разных органов: зрения, слуха, равновесия и тактильных чувств.
Гиппокамп помогает запоминать новую информацию.

Осознания собственного »Я», сознание, в адаптации индивида и в чувствах существования – важная роль среднего мозга.

А все отделы тесно связаны между собой и взаимодействуют передачей импульсов нейромедиаторами: серотонинами, дофамином, адреналином, ацетилхолином и т.п. сами эти нейромедиаторы могут тормозить, либо ускорять когнитивные задачи у человека.

Из выше сказанного становится ясно, что всякие нарушения: кровотоки, повреждения мозга или опухоли в том или ином участке, могут вызвать когнитивные расстройства у человека.

Когнитивные расстройства

Даже малейшие травмы в итоге могут привести к различным нарушениям когнитивных функций. Естественно, что по уровню выраженности эти нарушения различаются от легкой до тяжелой формы.

Если всмотреться в причины появления этих нарушений, то факторы, приводящие к нарушениям, можно разделить на:

  1. Дегенеративные болезни – болезнь Паркинсонизм, Альцгеймер.
  2. Болезни сосудов – инфаркт, инсульт, атеросклероз.
  3. Проблемы с метаболизмом — гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Различные травмы головного мозга.
  6. Опухоль мозга.

А что касается вида нарушений, то это будет зависеть от того места, где находится воздействующий фактор. Однако, это не значит, что при нарушении нужно опускать руки. Отнюдь, ведь нарушения легкой формы и даже средней тяжести даже у людей в возрасте могут восстановиться, если правильно и своевременно принять меры и лечить их.

Несколько слов напоследок

Когнитивные функции – это способности, которые связаны с мозгом человека и находятся в зависимости от человеческого организма в целом.

Именно это и становится причиной того, что в разных нарушениях, повреждении мозга или же организма и под воздействием сильных эмоций наблюдаются сбои в качестве когнитивных функций.

Когда эти сбои достигают заметных пределов, то эти понижения качества называют когнитивным расстройством.

А это, в свою очередь, влияет на всю жизнь человека, сказываясь в его разных сферах: от простых бытовых до социальных и профессиональных сферах индивида.

Благо на сегодняшний день есть много способов для борьбы с когнитивными нарушениями. Поэтому, если вы чувствуете, что у вас возникли какие-то проблемы, мелкие нарушения когнитивных функций: провалы в памяти, трудности с восприятием и т.п., то необходимо бороться с ним, используя ту или иную методику.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/kognitivnyie-funktsii/

Когнитивные функции – признак высшей психической деятельности

Человек отличается от животных наличием высшей нервной деятельности. Умение мыслить, общаться с помощью осмысленной речи, выражать ее письменно, а также выполнять направленные действия, планировать и целостно воспринимать действительность объединены в когнитивные функции.

Что включают познавательные функции

Познавательные или когнитивные функции – это такие мозговые процессы, которые направлены на взаимодействие с другими людьми и окружающим миром.

Жизнь человека чрезвычайно зависит от способностей запоминать и хранить информацию, правильно сопоставлять известные факты, предполагать последствия своих действий.

Степень развития таких психических процессов индивидуальна, они поддаются тренировке, но могут быть нарушены под воздействием различных факторов.

Ошибочно полагать, что когнитивные функции – это только память (см. Виды потери памяти). Способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию является важной, но она невозможна без других процессов.

Внимание – одна из таких функций, которая характеризуется способностью концентрировать психические процессы на определенном объекте. У каждого индивидуально выражены такие характеристики:

  • устойчивость;
  • переключаемость;
  • сосредоточенность;
  • концентрация;
  • объем.

Функция восприятия – это построение на основе, полученной от органов чувств, информации цельных образов. Для восприятия характерна константность: объект определяется как один и тот же вне зависимости от изменившихся внешних условий. Такая способность не характерна для животных: собака может посчитать чужаком знакомого человека, если тот будет находиться в тени или наденет незнакомую одежду.

Когнитивные функции мозга – это речь и интеллект. Человек может осмысленно произносить звуки, которые складываются в слова, а те в предложения. Звукам соответствуют символы, возникает письменная речь. Человек может строить фразы, вести монолог без участия речевого аппарата, мысленно проговаривая слова.

Количество используемых слов, умение строить сложные фразы зависят от интеллекта. Можно сказать, что это объединенные когнитивные способности. Они основываются на внимании, восприятии, памяти, представлении.

Обратите внимание

Развитие интеллекта отделило человека от животных, но это общее понятие, которое реализуется через различные психические функции. Он определяется через обучаемость, логическое мышление, способность анализировать информацию, сравнивать и находить закономерности. Также это навыки планирования, умение предвидеть отдаленные события исходя из данных настоящей действительности.

Интеллект характеризуется через широту и глубину мышления, логику, гибкость ума, критичность и доказательность. Его величину можно измерить, для этого разработаны тесты на IQ. Они основаны на замеченной закономерности: если человек способен решать задачи определенного типа, то есть успех в решении и других.

Эрудиция – важная составляющая интеллекта, но между ними нельзя ставить знак равно. Большой объем знаний у эрудита еще не означает умение ими распоряжаться, строить логические выводы (см. Кто такой эрудит).

Когнитивные способности включают в себя праксис – возможность производить осознанную последовательность действий или движений. Способностью начинают овладевать еще в младенческом возрасте, когда впервые дают в руку ребенку погремушку. Затем развивается пальцевой праксис – способность манипулировать своими пальцами, появляются жесты.

Особое место занимает символический праксис – это различные жесты, по которым можно понять, что хочет сказать человек, имитация удержания трубки телефона, вождения автомобиля, питья из стакана. Приблизительно на таком принципе строится язык глухих: выполнение особого набора жестов позволяет общаться без слов.

Связь функций с отделами мозга

Что такое когнитивные функции исходя из их локализации в головном мозге? Они представляются как особые участки мозга с группами нейронов, ответственных за определенный тип нервной передачи. Нарушение кровоснабжения, повреждение или опухолевые разрастания в этих областях влекут за собой нарушение когнитивных функций мозга.

Познавательные функции формируются в коре. В ней условно выделяют три зоны:

  • сенсорную – участвует в обработке сигналов от органов чувств;
  • моторную – обеспечивает движение разных частей тела;
  • ассоциативную – обеспечивает связь двух предыдущих, определяет поведенческую реакцию на основе импульсов от сенсорной зоны.

Лобные доли коры обеспечивают логическое и абстрактное мышление, речь, планирование движений. В теменной расположены центры по анализу сенсорных ощущений. Обработку данных зрительного анализатора проводит затылочная доля, в височной – слух.

Более древние участки мозга обеспечивают базовые для выживания навыки. Лимбическая система – это память, обоняние, эмоции. Таламус ответственен за перенаправление импульсов от органов слуха, зрения, равновесия и тактильного чувства. Запоминание новой информации происходит благодаря гиппокампу.

Средний мозг играет роль в процессах сознания и осознания собственного Я, чувствах существования, а также в адаптивном поведении. Взаимодействие всех отделов и передача импульсов происходит благодаря нейромедиаторам:

  • серотонин;
  • дофамин;
  • ГАМК;
  • адреналин;
  • ацетилхолин.

Часто случается, что это они тормозят или ускоряют когнитивные задачи.

Степень выраженности нарушений может быть различной: от легкой до тяжелой. Факторами, влияющими на развитие патологии, являются:

  1. Дегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Паркинсона.
  2. Патологии, связанные с сосудами: инфаркт и инсульт, атеросклероз.
  3. Нарушения метаболизма: гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Травмы головы.
  6. Опухоли мозга.
  7. Патология оттока ликвора.

Тип нарушения будет зависеть от места воздействия повреждающего фактора. Легкие или когнитивные нарушения средней тяжести даже после инсульта у пожилых способны восстановиться при правильном лечении.

(5

Источник: https://golmozg.ru/interesno/kognitivnye-funkcii.html

Когнитивные функции: что это такое, что к ним относится, как их улучшить

Устройство организма у всех людей одинаковое, чего нельзя сказать об умственных способностях.

Один человек буквально схватывает все «на лету», и способен хранить в своей памяти огромное количество информации, другому же это не удаётся.

Причина заключается в работе мозга, а точнее в его когнитивных функциях. Рассмотрим, что это такое, под влиянием каких факторов возникают нарушения и в чем они выражаются.

Что такое когнитивные функции, и что к ним относится

В буквальном переводе с латыни cognitio — «познание». А когнитивными называют высшие мозговые функции, позволяющие человеку воспринимать, обрабатывать и хранить получаемую информацию. Благодаря этому люди способны взаимодействовать с окружающей средой и обществом.

Читайте также:  Симптомы и признаки шизофрении у женщин и девушек

К этим функциям относят:

  1. Визуальное восприятие. При помощи этой функции человек различает и распознает разные стимулы. Именно это дает возможность осознать, как выглядят окружающие люди и предметы, а также понимать разницу между, например, пультом от телевизора и обувью.
  2. Внимание.

    Говоря простыми словами, эта функция помогает человеку в реализации мозговой и двигательной активностей. Благодаря ей среди внешних факторов, таких как звуки, запахи и образы, а также внутренних, например, мыслей и эмоций, человек концентрируется на том, что будет для него в данный момент полезно.

  3. Память.

    Это сложный процесс, который кодирует, хранит и воспроизводит полученные сведения. Он тесно связан со способностью к концентрации внимания, поскольку без этого получить информацию в полном объёме нельзя.

  4. Исполнительные способности.

    Это тоже можно причислить к когнитивным функциям, поскольку они отвечают за взаимосвязь между фиксацией информации и дальнейшим ее использованием. Такие способности обеспечиваются деятельностью префронтальной коры в головном мозге.

  5. Речь. Эта система коммуникации позволяет людям общаться между собой, а также связано формулировать свои мысли.

    В обеспечении процесса участвуют различные мозговые отделы, расположенные, по большей части, в левом полушарии.

Иными словами, когнитивные функции мозга помогают воспринимать всё, что окружает человека, составлять об этом свое представление и фиксировать в памяти.

Причины нарушений функций головного мозга

Нарушение когнитивных функций считается верным симптомом того, что произошли расстройства в деятельности мозга. Они могут быть функциональными, когда такое явление временное, и органическими, характеризующимися необратимыми процессами.

К первой категории относятся нарушения, спровоцированные такими факторами:

  • переутомлением;
  • сильным или продолжительным стрессом;
  • эмоциональными и умственными перегрузками.

Органические расстройства возникают на фоне различных заболеваний, когда «сбивается» процесс передачи импульсов в мозге.

Такое нарушение может быть спровоцировано:

  • сахарным диабетом;
  • расстройствами в метаболизме и процессах гомеостаза;
  • гипотиреозом;
  • гипертонией;
  • нарушениями циркуляции крови в мозге;
  • инфарктом миокарда;
  • черепно-мозговыми повреждениями;
  • заболеванием Альцгеймера или Паркинсона;
  • ожирением;
  • употреблением в больших дозах алкоголя или наркотических веществ.

Расстройства когнитивного функционирования подразделяют по степени тяжести. Они могут быть:

  1. Лёгкими. В таком случае отклонения незначительны, у человека наблюдаются проблемы с памятью и вниманием, а также быстрая утомляемость.
  2. Умеренными. Примерно десятая часть таких расстройств постепенно перетекает в болезнь Альцгеймера.

    Со временем симптомы нарастают, наблюдается ухудшение способности мыслить и запоминать, а также развиваются проблемы с речью.

  3. Тяжелыми. Как правило, эти нарушения возникают в старческом возрасте и характеризуются психическими расстройствами.

    Признаком такого состояния является дезориентация в пространстве, когда человек постепенно превращается в ребёнка, утрачивая элементарные навыки.

Как улучшить умственные способности

Улучшению познавательных функций человека способствуют такие занятия, как физические тренировки и обучение, когда он регулярно приобретает какие-либо новые знания и умения.

А также на деятельность мозга влияет питание и соблюдение распорядка дня. Кроме того, нужны полноценный отдых и общение, связанное с позитивными эмоциями.

А еще существует ряд препаратов, способных улучшить когнитивную деятельность.

Рыбий жир

О пользе этого продукта каждый знает с детства, несмотря на популярную поговорку о том, что «ничто так не пугает мир, как ненавистный рыбий жир».

Присутствующие в нём полиненасыщенные жирные кислоты, такие как докозагексаеновая и эйкозапентаеновая, благотворно воздействуют на сердце, сосуды и нервную систему. А также они позволяют уравновесить давление и предотвратить образование тромбов.

Кроме того, эти ферменты способны влиять на баланс триглицеридов, повышенное содержание которых влечет за собой развитие диабета.

Прием средств на основе рыбьего жира принесёт пользу в любом возрасте.

Для недоношенного младенца или маленького ребёнка позитивное влияние заключается в улучшении остроты зрения, повышении познавательных способностей и нормальном развитии мозга.

У пожилых пациентов приём рыбьего жира и иных составов, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты, снижает риск возникновения старческого слабоумия.

Комплекс витаминов группы В

Формулировка «витамины группы B» объединяет ряд элементов, оказывающих позитивное воздействие на человеческий организм. Без этих ферментов нормальное функционирование его невозможно. В результате приёма комплексов возникает ряд положительных эффектов, которые обеспечиваются указанными микроэлементами.

Узнаем об этом больше:

  • улучшается память за счет повышения уровня тиамина (В1) в крови;
  • восстанавливаются показатели артериального давления, нормализуется свертываемость крови за счёт содержания в витаминных комплексах пиридоксина (В6);
  • нормализуется холестериновый и триглицеридовый балансы, активизируется выработка кислот омега-3, снижается риск сосудистых заболеваний благодаря ниацину (В3);
  • замедляются деградационные процессы и снижается выраженность нарушений памяти благодаря кобаламину (B12);
  • уменьшается количество гомоцистеина в крови — это белок, повышенное содержание которого влечет за собой атеросклероз и сердечно-сосудистые заболевания, а также расстройства памяти, такой эффект обеспечивает фолиевая кислота (В9).

Лецитин и холин

Многие ошибочно считают лецитин и холин одним и тем же веществом. На самом деле это ферменты близкородственные, оказывающие влияние на состояние печени и нервной системы.

Лецитин является жировым соединением, которое вырабатывается человеческим организмом. Но можно получить этот фермент и из продуктов питания, животных и растительных. Его содержат печень, яйца, соевые изделия, арахис и пшеничные зародыши. А еще этот компонент встречается в составе мороженого, майонезных соусов, шоколада и маргарина.

Важно

Холином называют компонент ацетилхолина, который присутствует в головном мозге. Он необходим для адекватного функционирования памяти и мышечной активности. Получить этот фермент из продуктов питания можно, употребляя в пищу печень, яичные желтки, сою, виноградный сок, капусту и арахис.

Лецитин и холин входят в состав многих витаминных комплексов, как группы В, так и иных многокомпонентных добавок.

Растительные экстракты

Среди средств на основе растительных экстрактов, помогающих улучшить функциональность головного мозга, выделяются следующие:

  1. Готу Кола. Это растение содержит множество соединений, помогающих защитить сердце, сосуды и вещество мозга. Препараты на его основе способствуют улучшению эмоционального состояния человека, нормализации внутричерепного давления, усилению памяти, внимания и интеллектуальных возможностей.
  2. Гинкго Билоба. Этот растительный компонент используется в медицине в процессе терапии различных заболеваний, связанных с функциями сосудов и головного мозга. Препараты на его основе помогают улучшить память и мышление даже у пациентов с болезнью Альцгеймера. А также с помощью этих средств можно предотвратить ряд расстройств, влияющих на когнитивные функции.
  3. Экстракт приморской сосны или Пикногенол. Это соединение является мощным антиоксидантом, а также предупреждает склеивание белков. Его применяют для защиты мозгового вещества, еще он благотворно влияет на нервные клетки, способствует предотвращению инсульта. Приём подобных препаратов помогает нормализовать умственную активность, повысить память и устранить забывчивость.

Источник: https://attuale.ru/kognitivnye-funktsii-chto-eto-takoe-chto-k-nim-otnositsya-kak-ih-uluchshit/

Нарушение когнитивных функций: что это такое, симптомы и лечение мозга

Когнитивные нарушения функций головного мозга являют собой специфические отклонения, которые приводят к расстройству личности, поскольку препятствуют познавательной активности человека. Они встречаются у взрослых и у детей. Как возникает нарушение когнитивных функций, по каким причинам и как их распознать? Попробуем разобраться.

Что такое когнитивные нарушения, их виды и механизм развития

Что такое когнитивные нарушения? Это отклонения в нормальной работе и функционировании головного мозга. Они возникают по разным причинам у взрослых людей, также могут появиться у ребенка. Человеческий мозг – это сложный механизм, который регулирует все физиологические и психические процессы в организме. К когнитивным или познавательным функциям относят:

  • внимание;
  • запоминание;
  • интеллектуальные способности;
  • способность к восприятию;
  • речевая активность;
  • гнозис (осознание предметов и образов и способность относить их к той или иной категории);
  • праксис (способность применять свои знания и умения на практике).

Их любые нарушения способны спровоцировать изменение личности и сделать из разумного человека животное, которое руководствуется только инстинктами. Как развиваются такие нарушения? В первую очередь, это связано с нарушением связи коры головного мозга и подкорковых структур. В зависимости от локализации повреждения выделяют такие расстройства:

  1. Аграфия (проблемы с письменностью), акалькулия (невозможность считать), алексия (проблемы с чтением), неузнавание букв, нарушение логических, аналитических и математических способностей. Это происходит при нарушении функций левого полушария мозга.
  2. Нарушение ориентации в пространстве, проблемы с фантазией, творчеством. Это связано с патологическими процессами в правом полушарии.
  3. Нарушения в лобных частях приводят к проблемам с памятью, речью, мышлением и волевыми процессами.
  4. Патологии в височных частях мозга лишают человека способности различать запахи, звуки, зрительные образы, а также искажают чувственное восприятие.
  5. При нарушениях в теменной части наблюдают неспособность выполнять целенаправленные действия, проблемы с ориентацией в пространстве (например, путают, где право, а где лево).
  6. При затылочных патологиях нарушаются функции зрения, цветовосприятия, узнавание лиц и предметов.
  7. Повреждение мозжечка сопровождается угнетением эмоций, неадекватным поведением.

В зависимости от степени повреждения различают такие когнитивные расстройства:

  1. Легкие. Они практически не влияют на повседневную жизнь человека, не заметны окружающим, их сложно выявить с помощью тестов. Они проявляются в некоторой заторможенности психической деятельности. Например, сложно переключать внимание, тяжело вспомнить то, что раньше не вызывало проблем.
  2. Умеренные. Это промежуточное состояние, которое характеризуется более выраженными отклонениями в когнитивной сфере. Такими расстройствами страдают до 20% людей преклонного возраста. Они проявляются в значительном ухудшении памяти и внимания, повышенной утомляемости от выполнения интеллектуальных задач, нарушение речевых функций.
  3. Тяжелые (деменция). Такое расстройство мозговой деятельности еще называют слабоумием или маразмом. Чаще всего наблюдается у стариков. Это полная или частичная деградация личности.

к оглавлению ↑

Причины развития, основные симптомы

Почему возникают когнитивные нарушения у детей и взрослых? В зависимости от их природы происхождения выделяют:

  • функциональные (временные);
  • органические (связанные с возникновением необратимого патологического процесса).

Функциональные нарушения имеют преимущественно временный характер. Они часто связаны с такими явлениями:

  • переутомление;
  • стрессы;
  • эмоциональные потрясения;
  • нервные перегрузки.

Такие отклонения в мозговой деятельности могут возникать в любом возрасте. Например, нарушение когнитивных функций у детей может спровоцировать неблагоприятная обстановка дома или в школе, смерть или болезнь друзей, близких родственников и другие эмоциональные потрясения. Они носят временный характер и проходят сами собой при исчезновении раздражающих факторов.

Органические нарушения связаны с патологическими процессами в мозговом отделе. Существует несколько причин такого состояния:

  • Черепно-мозговые травмы. Патологические нарушения вследствие травм носят как временный, так и постоянный характер. Взрослый человек и ребенок могут упасть, получить удар по голове, что вызывает нарушения мозговых функций.
  • Нарушение кровоснабжения мозга. Его вызывают такие явления:
    • гипертония;
    • артериальная гипертензия;
    • атеросклероз;
    • сердечнососудистые болезни (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда);
    • инсульт.
  • Метаболические нарушения. Они связаны с такими явлениями:

    • гипотиреоз (недостаток некоторых гормонов при нарушении функций щитовидной железы);
    • сахарный диабет;
    • почечная недостаточность;
    • печеночная недостаточность;
    • недостаток витамина В12 и фолиевой кислоты;
    • злоупотребление алкоголем;
    • курение;
    • употребление наркотических, токсических веществ, некоторых медикаментов (антидепрессантов, транквилизаторов).
  • Возрастные нарушения. Часто они связаны с мозговым отмиранием (атрофией) или уменьшением его массы. Старческие нарушения когнитивных функций ассоциируют с болезнью Альцгеймера или синдромом Паркинсона. Они являются прогрессирующими заболеваниями и не поддаются лечению.

Как выявить признаки когнитивных отклонений на ранних стадиях, чтобы вовремя начать соответствующее лечение? Следует обратить внимание на такие симптомы:

  • ухудшение памяти и способности к запоминанию;
  • понижение внимания;
  • утомляемость от простейшей умственной (интеллектуальной) деятельности.

При наличии таких расстройств (особенно у детей) необходимо пройти обследование, чтобы не запустить болезнь и вовремя начать лечение.

В более тяжелом течении (при умеренной стадии) наблюдаются следующие симптомы:

  • проблемы с речью (забывание слов и букв);
  • стойке ухудшение внимания;
  • забывчивость;
  • проблемы с письменностью, чтением;
  • трудности в выражении своих мыслей, чувств и эмоций;
  • ухудшение интеллектуальных способностей;
  • плохая ориентация в пространстве;
  • раздражительность;
  • повышенная утомляемость.

В самой последней стадии, которая называется деменцией, к вышеперечисленным добавляются такие неприятные симптомы:

  • расстройство личности;
  • невозможность выполнять простейшие функции по уходу за собой (например, невозможность сходить в туалет, помыться, поесть);
  • изменение характера;
  • психические отклонения (человек забывает, кто он, не узнает людей вокруг).

Чем раньше будут выявлены когнитивные нарушения, тем лучше они поддаются лечению с помощью медикаментозных препаратов и психологических приемов. Деменция имеет прогрессирующий характер и не поддается лечению.

к оглавлению ↑

Диагностика, методы лечения и профилактики

Как определить наличие у человека когнитивных отклонений? Для этого пациент должен пройти специальное обследование, которое включает такие процедуры:

  1. Опрос и осмотр. Он проводиться опытным врачом-неврологом, который выясняет, когда начались нарушения познавательных функций мозга, как они проявляются. Также важно выяснить о наличии некоторых обменных и эндокринных заболеваний, перенесенных травмах головы, генетической предрасположенности (наличие деменции у родственников), принимаемых медикаментозных средств.
  2. Различные психические оценки и тесты. Эти мероприятия проводит врач-психиатр. Например, широко употребляют такой тест, как MMSE (Mini Mental State Examination). Он имеет 30 вопросов и способен определить степень повреждения когнитивных функций.
  3. Анализ крови. Проводят с целью определения причины отклонений. Для этого кровь исследуют на сахар, гормоны, наличие витамина В12. Также проводят печеночные пробы.
  4. Липидограмма.
  5. Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Проводится с целью визуализации мозговых повреждений.

Только после выявления причины отклонений назначается необходимое лечение. Оно базируется на применении лекарственных препаратов. Так стойкое поражение мозга при деменции лечат при помощи таких медикаментов:

  1. Донепезил.
  2. Галантамин.
  3. Ривастигмин.
  4. Мемантин.
  5. Ницерголин.

Их назначает только врач. Он же определяет дозировку и длительность терапии. При небольших нарушениях когнитивных функций, применяют лекарства, которые способствуют улучшению кровообращения, а также нейропотекторы. Это такие препараты:

  1. Глицин.
  2. Кортексин.
  3. Солкосерил.
  4. Мексидол.
  5. Цераксон.
  6. Мемоплант.
  7. Ноотропил.

Кроме лекарственных средств назначается специальная антихолестериновая диета с целью улучшения кровотока и снабжения головного мозга кислородом. Она заключается в отказе от жирных сортов мяса, молокопродуктов и употреблении свежих овощей и фруктов, морепродуктов. Важно также принимать витамины группы В, исключить из рациона алкогольные напитки, кофе.

Для этого нужно изменить способ жизни. Поэтому для приостановления негативных явлений в головном мозге следует придерживаться таких правил:

  1. Постоянно находиться под наблюдением врача и принимать назначенные им медикаментозные препараты.
  2. Развивать когнитивные функции мозга (память, внимание, интеллект) с целью поддержания мозговой активности. Для этого нужно учить и рассказывать стихи, разгадывать кроссворды и загадки, рисовать, общаться с людьми.
  3. Избегать стрессовых ситуаций, не допускать психических расстройств, избегать отрицательных эмоций.
  4. Вести активный образ жизни. Мозг должен постоянно работать, ему нужен кислород и свежие впечатления. Поэтому важно заниматься спортом, путешествовать.
  5. Поддерживать социальные связи. Общение с людьми, обмен информацией, совместное проведение времени способствует активности мозга человека.
  6. Коррекция питания. Важным моментом для профилактики когнитивных нарушений является антихолестериновая диета с целью препятствия атеросклероза (образования бляшек, которые закупоривают сосуды и препятствуют нормальному кровообращению). Также важно обогатить свой рацион полезными продуктами (свежими овощами, фруктами, ягодами, кисломолочными продуктами, морепродуктами).
  7. Отказ от вредных привычек. В первую очередь, необходимо бросить курить, отказаться или уменьшить употребление алкогольных напитков, кофе. Также важно не принимать наркотические вещества и некоторые медикаменты.
  8. Насыщение организма витаминами группы В и Е, цинком, магнием и полиненасыщенными жирными кислотами Омега-3.

Если придерживаться правильного образа жизни, то мозговые отклонения наступят очень не скоро. Это важно для поддержания хорошего самочувствия и интеллектуальной деятельности человека.

Когнитивные нарушения могут проявиться в любом возрасте по тем или иным причинам. Они способны доставить человеку и его близким много неприятностей, поскольку приводят к расстройству личности и медленной деградации. При обнаружении таких отклонений важно как можно раньше обратиться к врачу за помощью, чтобы не допустить осложнений.

Источник: http://oinsulte.ru/kognitivnye/narusheniya-kognitivnux-funkciya.html

Нарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия)

Когнитивные  функции мозга – это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию. Это функция центральной нервной системы – высшая нервная деятельность, без которой теряется личность человека.

Гнозис – восприятие информации и ее обработка, мнестические функции – это память, праксис и речь – это передача информации. При снижении указанных мнестико – интеллектуальных функций (с учетом исходного уровня) говорят о когнитивных нарушениях, когнитивном дефиците.

Снижение когнитивных функций возможно при нейро-дегенеративных заболеваниях, сосудистых заболеваниях, нейроинфекциях, тяжелых черепно – мозговых травмах. В механизме развития главную роль играют механизмы, разобщающие связи коры мозга с подкорковыми структурами.

Основным фактором риска считается артериальная гипертензия, которая запускает механизмы сосудистых трофических нарушений, атеросклероза.  Эпизоды острого нарушения кровообращения (инсульты, транзиторные ишемические атаки, церебральные кризы) способствуют развитию когнитивных расстройств.

Происходит нарушение нейротрансмиттерных систем: дегенерация дофаминэргических  нейронов с уменьшением содержания дофамина и ее метаболитов, снижается активность норадренэргических нейронов, запускается процесс эксайтотоксичности, то есть гибели нейронов в результате нарушения нейромедиаторных взаимосвязей. Имеет значение величина повреждения  и локализация патологического процесса.

Так, при поражении левого полушария возможно развитие апраксии, афазии, аграфии (неумение писать), акалькулии (неумение считать), алексии (неумение читать), буквенная агнозия (не узнавание букв), нарушается логика и анализ, математические способности, угнетается произвольная психическая деятельность.

Поражение правого полушария проявляется визуально – пространственными нарушениями, невозможностью рассматривать ситуацию в целом, нарушается схема тела, ориентация в пространстве, эмоциональная окраска событий, способность фантазировать, мечтать, сочинять.

Совет

Лобные доли мозга играют важную роль почти во всех когнитивных процессах – память, внимание, воля, выразительность речи, абстрактное мышление, планирование.

Височные доли обеспечивают восприятие и обработку звуков, запахов, зрительных образов, интеграцию данных со всех сенсорных анализаторов, запоминание, опыт, эмоциональное восприятие мира.

Повреждение теменных долей мозга дает разнообразные варианты когнитивных нарушений – расстройство пространственной ориентации, алексию, апраксию (неспособность выполнять целенаправленные действия), аграфию, акалькулию, нарушение ориентации – лево – право.

Затылочные доли – это зрительный анализатор. Ее функции – поля зрения, цветоощущение и узнавание лиц, образов, цветов и взаимосвязь объектов с цветовой гаммой.

Поражение мозжечка вызывает мозжечковый когнитивный аффективный синдром с притуплением эмоциональной сферы, расторможенным  неадекватным поведением, нарушениями речи – снижением беглости речи, появление грамматических ошибок.

Приичины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения могут носить временный характер, после черепно-мозговой травмы, отравления и восстанавливаться в  интервале времени от дней до лет, а могут иметь прогрессирующее течение – при болезни Альцгеймера, Паркинсона, сосудистых заболеваниях.

Сосудистые заболевания головного мозга – наиболее частая причина когнитивных расстройств разной степени выраженности от минимальных расстройств до сосудистой деменции.

Первое место в развитии когнитивных нарушений занимает артериальная гипертензия, далее окклюзионные атеросклеротические поражения магистральных сосудов, их сочетание, усугубляющееся острыми нарушениями кровообращения – инсультами, транзиторными атаками, нарушения системного кровообращения- аритмии, сосудистые мальформации, ангиопатии, нарушения реологических свойств крови.

Нарушение метаболизма при гипотиреозе, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности, недостатке витамина В12 , фолиевой кислоты, при алкоголизме и наркомании, злоупотреблении антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами может вызвать развитие дисметаболических когнитивных расстройств. При своевременном выявлении и лечении они могут быть обратимы.

Поэтому если Вы сами заметили у себя какие-то появившиеся интеллектуальные отклонения – обратитесь к врачу. Не всегда сам больной может сообразить, что с ним что-то не так.

Человек постепенно утрачивает способность ясно мыслить, запоминать текущие события и при этом отчетливо помнит давние, снижается интеллект, ориентация в пространстве, характер изменяется на раздражительный, возможны нарушения психики, нарушается самообслуживание.

  Родственники могут первыми обратить внимание на нарушения повседневного поведения. В таком случае – приведите больного на обследование.

Обследование при нарушении когнитивных функций

Для определения наличия когнитивной дисфункции учитывается исходный уровень. Опрашивается и пациент и родственники. Имеют значения случаи деменции в роду, травмы головы, употребление алкоголя, эпизоды депрессии, принимаемые лекарственные препараты.

Невролог при осмотре может обнаружить основное заболевание с соответствующей неврологической симптоматикой. Анализ психического состояния проводится по различным тестам ориентировочно неврологом и углубленно психиатром. Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение.

Широко используется краткая шкала MMSE (Mini-mental State Examination) – 30 вопросов для ориентировочной оценки состояния когнитивных функций – ориентировки во времени, месте, восприятия, памяти, речи, выполнение трехэтапной задачи, чтения, срисовывания. MMSE используют для оценки динамики когнитивных функций, адекватность и результативность терапии.

Обратите внимание

Легкое снижение когнитивных функций – 21 – 25 баллов, тяжелое 0 – 10 баллов. 30 – 26 баллов считается нормой, однако следует учитывать исходный уровень образования.

Более точная  клиническая рейтинговая шкала деменции (Clinical Dementia Rating scale – CDR) основана на исследовании нарушений ориентации, памяти, взаимодействий с окружающими, поведения в быту и на работе, самообслуживания. По этой шкале 0 баллов – это норма, 1 балл – легкая деменция, 2 балла – умеренная деменция, 3 – тяжелая деменция.

Шкала – Батарея лобной дисфункции используется для скрининга деменций с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур. Это более сложная методика и определяются нарушения мышления, анализа, обобщения, выбора, беглость речи, праксис, реакцию внимания. 0 баллов – тяжелая деменция. 18 баллов – самые высокие когнитивные способности.

Тест рисования часов  – простой тест, когда больного просят нарисовать часы – циферблат с цифрами и стрелками, указывающими определенное время может использоваться для дифференциальной диагностики деменции лобного типа и при поражении подкорковых структур от альцгеймеровской.

Для больного с наличием приобретенного когнитивного дефицита необходимо проведение лабораторного обследования : анализ крови,липидограмма, определение тиреотропного гормона, витамина В 12, электролитов крови, печеночные пробы, креатинин, азот, мочевина, сахар крови.

Для нейровизуализации поражения головного мозга применяют компьютерную и магнитно-резонансную томографию, доплерографию магистральных сосудов, электроэнцефалографию.

Метод электроэнцефалографии.

Больной обследуется на наличие соматических заболеваний – гипертонической болезни, хронических заболеваний легких, сердца.

Проводится дифференциальный диагноз сосудистой деменции и болезни Альцгеймера.

Болезнь Альцгеймера характеризуется более постепенным началом, постепенным медленным прогрессированием, минимальными неврологическими нарушениями, поздним нарушением памяти и исполнительных функций, кортикальным типом деменции, отсутствием нарушений ходьбы, атрофией в области гипокампа и височно – теменной коры головного мозга.

Болезнь Альцгеймера.

Лечение нарушений

Обязательно лечение основного заболевания!

Для лечения деменции применяют  донепезил, галантамин, ривастигмин, мемантин (абикса, мема), ницерголин. Дозировки, длительность приема и схемы подбираются индивидуально.

Для улучшения когнитивных функций применяют лекарственные препараты разных фармакологических групп, обладающих нейропротекторными свойствами – глицин, церебролизин, семакс, сомазина, цераксон, ноотропил, пирацетам, прамистар, мемоплант, сермион, кавинтон, мексидол, милдронат, солкосерил, кортексин.

Обязательно лечение гиперхолестеринемии. Это способствует снижению риска развития когнитивных дисфункций. Это соблюдение диеты с пониженным содержанием холестерина – овощи, фрукты, морепродукты, нежирные молочные продукты; витамины группы В; статины – липримар, аторвастатин, симватин, торвакард.

Исключить курение, злоупотребление алкоголем.

Консультация врача невролога по теме когнитивные нарушения

Вопрос: полезно ли разгадывать кроссворды?
Ответ: да, это своеобразная «гимнастика» для мозга. Нужно  заставлять мозг работать – читать, пересказывать, запоминать, писать, рисовать…

Вопрос: возможно развитие когнитивных нарушений при рассеянном склерозе?
Ответ: да, структуру дефицита когнитивных функций при рассеянном склерозе составляют нарушения скорости обработки информации, мнестические нарушения (кратковременной памяти), нарушения внимания и мышления, зрительно – пространственные нарушения.

Вопрос: что такое «вызванные когнитивные потенциалы»?
Ответ: электрическая реакция мозга на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Нейрофизиологический метод вызванных когнитивных потенциалов  – это запись биоэлектрических реакций мозга в ответ на выполнение умственной задачи при помощи электроэнцефалографии.

Важно

Вопрос: какие препараты можно принимать самостоятельно при легкой рассеянности, нарушениях внимания и памяти после эмоциональных перегрузок?
Ответ: глицин по 2 таблетки рассасывать под языком или препараты гинко-билобы (мемоплант, гинкофар) по 1 таблетке 3 раза в день, витамины группы В (нейровитан, мильгамма) до 1 месяца или ноотропил – но тут дозировку назначит врач в зависимости от возраста и заболевания. А лучше сразу обратиться к врачу – Вы можете недооценить проблему.

Врач-невролог Кобзева С.В.

Источник: https://medicalj.ru/symtoms/head/676-narushenie-kognitivnyh-funkcij

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector