Особенности периода адаптации ребенка к детскому саду

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района

Адаптация ребенка

Характеристика процесса адаптации детей в рамках дошкольного учреждения

В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности.

Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме (на всех уровнях и во всех системах), что проявляется в поведении ребенка. В силу несформированности адап­тационных механизмов, работы функциональных систем организ­ма в неблагоприятном режиме у ребенка возникает стрессовая ре­акция — в зависимости от того, какая система наиболее заинтере­сована в ней.

Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зави­сит от биосоциального анамнеза, представляющего совокупность сведений об особенностях индивидуального онтогенеза в перина­тальный период и в возрасте до 3-х лет. Особенности анамнеза ска­зываются на протяжении всей жизни человека.

Факторы, определяющие функциональные возможности детского организма в период ею адаптации

Состояние здоровья и уровень развития ребенка (функциональная активность систем).

* Биологический риск и социальный анамнез.

Обратите внимание

К биологическим факторам можно отнести токсикозы и заболе­вания матери во время беременности, осложнения при родах, забо­левания новорожденного в первые три месяца, частота заболеваемо­сти до посещения учреждения (первые три фактора определяют кис­лородную обеспеченность мозга плода и новорожденного, последующие сказываются на соматическом состоянии ребенка, в результате чего может возникнуть нарушение функциональной ак­тивности систем и увеличение степени тяжести адаптации).

Факторы социальной природы — нарушение режима жизнедея­тельности ребенка, сна, бодрствования, увеличение нервно-психи­ческого напряжения могут привести к хроническому переутомлению, и задержке психического развития ребенка. В итоге не формируются навыки и личностные качества ребенка, отмечается наруше­ние хода образования социальных потребностей, соответствующих нормативному возрастному развитию.

*Возрастные особенности появления и закрепления разных форм
социального поведения, определяющие последующий характер реакции  ребенка на новизну и усложнение ситуации развития.

*Социальная зрелость, включающая и возможности социальной
адаптации, характеризует процесс перестройки форм поведения ребенка в изменяющихся социальных условиях (адаптационные возможности организма развиваются параллельно развитию детской психики).

Некоторые исследователи сравнивают показатели нервно-психи­ческого напряжения в процессе адаптации ребенка с силой стресса космонавта. Выраженность стресса (нервно-психического напряже­ния) может быть минимальной (легкая, благоприятная адаптация) или на уровне срыва (тяжелая адаптация). Данные проявления фик­сируются на психоэмоциональном уровне.

В статье «Психосоматические проблемы социальной дезадапта­ции детей» выделено 4 основных механизма дезадаптации.

• Выраженное эмоциональное напряжение в результате повышенной чувствительности к ломке динамических стереотипов.

• Генерализованная реакция всех систем организма ребенка.

• Незрелость механизмов адаптации вследствие неэффективного вегетативного обеспечения.

• Несформированность навыков общения.

Причины стрессовых перегрузок в дошкольном учреждении

• Длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребенку.

• Строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.

• Фрустрация базовых потребностей ребенка.

• Одновременное общение с несколькими взрослыми, которые могут быть ему неприятны.

С конца первого года жизни и в период дошкольного детства социальная адаптация ребенка проявляется в его взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Эмоциональный профиль (портрет) ребенка характеризуется осо­бенностями его поведения и эмоциональных проявлений:

* отринагельные эмоции являются важнейшей составляющей внутренней жизни ребенка. Они проявляются в спектре от еле уловимых аффективных реакций до состояния депрессии. Поведение может быть охарактеризовано как аффективное, с волнообразной сменой активности ребенка (апатия — чрезмерная подвижность);

* страх как эмоциональное состояние сопутствует проявлению отрицательных эмоций, является пусковым механизмом стрессовых реакций ребенка;

* гнев, как правило, проявляется на фоне стресса и может возникать без видимой причины;

* положительные эмоции выступают противовесом негативных реакций, преобладание устойчивого типа позитивных эмоциональ­ных реакций ребенка в процессе адаптационного периода является показателем благоприятной адаптации;

* коммуникабельность ребенка во многом определяет успеш­ный исход  адаптации. В первые дни дети чаще всего замкнуты (бес­контактны), затем наступает ситуация компромиссной контактно­сти.

Налаживание коммуникаций составляет одно из приоритетных направлений работы специалистов в процессе социальной адапта­ции ребенка.

Содержательное общение, насыщенная деятельность благоприятствуют успешной адаптации ребенка;

* познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой реакции в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности — одно из условий снижения стресса;

* социальные навыки ребенка: под влиянием нервно-психиче­ского напряжения угасают навыки самообслуживания, поддержа­ние и культивирование которых помогает преодолеть трудности ре­бенка в процессе адаптации к новым условиям;

* речевая, двигательная активность ребенка снижается на фоне стрессовой ситуации. Двигательные реакции редко сохраняются в пределах нормы: наблюдается либо заторможенность, либо гипер­активность;

* нарушения сна и аппетита сопровождают адаптационный про­цесс. Их  нормализация свидетельствует о восстановлении основных функциональных систем организма ребенка.

Показатели адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения

Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям:

—       острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласо­вание между привычными поведенческими стереотипами и требова­ниями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функциониро­вании нервной системы;

     подострый  (адаптации). С рамках этого этапа ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется.
Нормализуется аппетит (в течение 10—15 дней), развиваются игро­вая деятельность и речевая активность (в пределах 40—60 дней);

—         компенсации (адаптированное к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые пока­затели процесса адаптации ребенка.

Характер и особенности первых двух описанных периодов позво­ляют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (лег­кая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адап­тации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реак­ций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах меся­ца, дошкольного — 10—15 дней):

—       временное нарушение сна (нормализуется в течение 7—10 дней),
аппетита (норма по истечении 10 дней);

—неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкну­тость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20—30 дней;

—характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная ак­тивность практически не изменяются;

—функциональные нарушения практически не выражены, нор­мализуются за 2—4 недели, заболеваний не возникает.

Основные симптомы исчезают в течение месяца (2—3 недели нормативно).

Если данный этап растягивается до 30—40 дней, то это средняя адаптация, характерная для детей до 1,5 лет, у более старших детей — при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания.

Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливаются в тече­ние 20—40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30—40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), дви­гательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30—35 дней.

Важно

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчет­ливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая рес­пираторная инфекция).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается гру­бым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.

Данный тип адаптации отмечается у 8—9% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нару­шением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстника­ми, пытается уединиться, отмечаются проявление агрессии, по­давленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом разви­тии.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в тече­ние первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Существует несколько направлений в организации оптималь­ного режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наи­более эффективное направление, по нашему мнению, складыва­ется в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно в тесном сотрудничестве воз­можно создать необходимые условия для благоприятного разви­тия ребенка.

Источник: https://ds12-tmr.edu.yar.ru/dlya_vas_comma__roditeli_/perviy_raz_v_detskiy_sad/adaptatsiya_rebenka.html

Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада

Особым событием в жизни малыша 1,5 – 3 лет является знакомство с детским садом. Новая ситуация социального развития ребенка несомненно положительно сказывается на его достижениях и успехах, но в том случае, если адаптация крохи к дошкольному учреждению прошла легко и естественно.

В раннем возрасте наблюдается интенсивное физическое и психическое развитие ребенка, поэтому любые изменения привычной обстановки, новые условия, в которые попадает малыш могут привести к чрезмерному напряжению жизненных сил, нарушить гармоничность и последовательность развития.

Поскольку у ребенка раннего возраста только начинает формироваться эмоциональная сфера – чувства еще весьма неустойчивы – то изменение привычного распорядка часто сопровождается беспокойством, напряженностью, раздражительностью.

Отсутствие эмоциональных проявлений, замкнутость и заторможенность поведения тоже сигнализируют о наличии проблем в привыкании ребенка к детскому саду.

Кроме того на протекание процесса адаптации будут влиять особенности темперамента малыша. Переживания ребенка часто влияют на сон и аппетит – малыш плохо засыпает, отказывается от еды.

Детей не привлекают игрушки, пропадает интерес к окружающему пространству, снижается речевая активность.

В этот период, вследствие ослабления жизненных сил, организм ребенка перестает активно сопротивляться инфекциям, что приводит к частым болезням.

Совет

Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит поразному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.

Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:

• Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;

• Проявление положительного отношения к педагогам и

сверстникам;

• Наличие интереса к предметном миру;

• Частота и длительность острых вирусных заболеваний.

Основными критериями, влияющими на характер адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, выступают:

1. Особенности его физического состояния. Если ребенок здоров, не был подвержен частым инфекционным заболеваниям, физически развит, то он обладает высокими адаптивными возможностями, его организм легче справится с новыми нагрузками. Четкий распорядок дня малыша в условиях семьи, хороший сон, правильное питание способствуют быстрому привыканию ребенка к детскому саду.

2. Возраст малыша. Существуют определенные периоды раннего возраста, неблагоприятные для поступления ребенка в дошкольное учреждение. В возрастные кризисы (1 и 3 года) возникают противоречия между возможностями и потребностями ребенка, провоцирующие напряжение в результате наблюдаются капризы, раздражение.

В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность малыша к матери достигает своего пика.

Дети особенно ярко начинают испытывать страх перед чужими людьми, но при правильном воспитании и развитии это чувство проявляется недолго до 1года 8 месяцев. Далее дети более спокойно реагируют на появление незнакомых людей.

Читайте также:  "слово не воробей...": примеры оговорок по фрейду

Необходимо обратить внимание на эту особенность психического развития малыша и выбрать более подходящий возраст для посещения дошкольного учреждения.

3. Готовность ребенка к предметной деятельности и общению с окружающими. Малышу легче адаптироваться если он владеет навыками ситуативно-делового общения, готов сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе элементарной игровой деятельности, инициативен, активен, самостоятелен в процессе данного взаимодействия.

Обратите внимание

Если в условиях семьи с ребенком играли мало, преимущество отдавали только эмоциональным контактам, то в детском саду такой ребенок будет испытывать недостаток внимания и чувствовать себя одиноко.

Если в семье малыша научили действовать с игрушками, он обладает элементарными обследовательскими умениями, то отвлечься от ситуации разлуки со значимыми взрослыми ему будет значительно легче.

4. Готовность ребенка сотрудничать со сверстниками. Период раннего возраста является благоприятным для развития положительного отношения малыша к сверстникам. Ребенок, не владеющий умениями устанавливать контакты с другими детьми, не готовый положительно реагировать на желание ровесника поиграть с ним или рядом, взять на время игрушку, тяжелее адаптируется к условиям детского сада.



Источник: https://infopedia.su/14×10668.html

Три степени адаптации к детскому саду

Три степени адаптации к детскому саду.

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.

Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей.

Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками. Предлагаем изучить основные проблемы, могущие возникнуть перед мамами и папами, а также основные способы их решения.

Что такое адаптация?

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе.

Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет.

В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Важно

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Совет

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Читайте также:  Как прийти в себя и начать жить заново после развода с мужем?

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Обратите внимание

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Источник: http://doshkolnik.ru/adaptacia/20552-tri-stepeni-adaptacii-k-detskomu-sadu.html

Уровни и критерии адаптации в детском саду.работа с родителями в период адаптации

Автор: Солнцева Алена Валерьевна

Уровни и критерии адаптации в детском саду.работа с родителями в период адаптации.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада

к основным критериям адаптации относятся:

– поведенческие реакции;

– уровень нервно-психического развития;

– заболеваемость и течение болезни;

– главные антропометрические показатели физического развития.

Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстрее одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают, не давая возможности побыть самим собой.

Важен и вопрос организации периода адаптации. Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

Важно

Также большую роль играет правильно построенная работа с родителями, о которой будет рассказано в следующей главе.

В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты в листах адаптации. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия. Процесс адаптации управляем, и дает свои положительные результаты.

Уровни и критерии адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным.

При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;

Совет

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Также существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.

Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются.

В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже восьми часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Обратите внимание

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Также родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.

Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Для ребенка также очень важно, как он чувствует себя в группе, нравится ли ему там.

Для этого педагогу необходимо создать комфортные условия для пребывания ребенка в детском саду, о которых будет говориться в следующих главах. 

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Важно

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трехлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными – никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.

Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осеннее – зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, и так далее.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.

Совет

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Источник: https://solncesvet.ru/urovni-i-kriterii-adaptatsii-v-detskom/

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Бежаева Д. Н., Зиновенко О. А. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 34-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11349/ (дата обращения: 21.03.2019).

Читайте также:  Как избавиться от фобии или страха самостоятельно?



In article conditions of adaptation of children of early age to kindergarten are considered. The reasons of fear of children arising at visit of preschool educational institution are analysed.

Keywords: adaptation, early age, tutor, kindergarten, family, parents

Детский сад — это новая ступень в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения.

Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакции, эмоции и вследствие этого период адаптации у каждого происходит по-разному: кто-то с большим удовольствием идет в детский сад и не испытывает каких-либо трудностей, а для кого-то это является большим испытанием и вызывает множество переживаний и слез. Трудности адаптации изучались многими отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В. Манова-Томова, Е. Шмидт-Кольмер).

Обратите внимание

Адаптация — процесс приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке. И детский сад является именно тем местом, где ребенка ждет много нового и неизвестного.

Адаптация охватывает огромное количество индивидуальных проявлений и реакций личности, характер которых зависит от личностных, физических и психических особенностей ребенка, от устоявшихся семейных взаимоотношений «папа — мама», «родители — ребенок», от возникающих и обновляющихся условий в дошкольном учреждении. Адаптация у детей раннего возраста к условиям ДОУ, ее темп проходят по-разному. Залогом легкого вхождения ребенком в условия и обстановку детского сада будет являться тесный контакт родителей и воспитателей, желание взаимно сотрудничать, умение принимать рекомендации друг друга и контактировать между собой [2].

Воспитатель — это новый человек в жизни каждого ребенка. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь малышу освоиться в новом для него мире, беспроблемно войти в жизнь детского сада.

В раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит несколько стадий: на первой стадии осуществляется сбор необходимой информации об особенностях и потребностях ребенка. На начальной стадии родителей знакомят с выбранным ДОУ, его структурой, а также с заведующим, педагогами и воспитанниками группы.

Проводится сбор сведений о составе семьи, индивидуальных особенностях и интересах ребенка, осуществляется первичная диагностика, в первую очередь наблюдение за поведением ребенка во время пребывания в группе.

На втором этапе проводится заключительное диагностирование особенностей адаптации раннего возраста и сравнительный анализ с результатами первичной диагностики [4].

Условия адаптации детей раннего возраста должны быть согласованными со стороны родителей и воспитателей. Если воспитатель обладает необходимыми педагогическими знаниями о том, какие условия адаптации детей будут лучше, то в этом случае, родители обязательно должны прислушаться, чтобы сделать условия домашнего режима и режима детского сада максимально схожими [1].

Трудности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ могут возникать в процессе общения, которое не вызывает особого интереса у детей. В этом случае требуется немалая работа со стороны родителей, которые должны активно разговаривать с детьми, знакомить их со сверстниками, то есть готовить детей к интенсивному общению.

Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы:

  1. острая фаза — характеризуется нестабильным психическим состоянием. Малыши часто уменьшаются в весе, болеют разного рода заболеваниями, страдают расстройством сна и снижением речевого развития.
  2. подострая фаза — характеризуется приторможенностью темпов развития (в частности психического).
  3. фаза компенсации — увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития [3].

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три степени. Легкая адаптация в этом возрасте характеризуется недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии. На этой стадии дети страдают расстройством сна, у них пропадает аппетит, они отказываются играть со сверстниками.

Адаптация средней тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. На этой стадии адаптации часто случаются болезни, которые длятся недолго и не несут за собой каких-либо последствий. Психическое состояние нестабильное, любая новизна вызывает негативные реакции.

Тяжелая степень адаптации — эмоциональное состояние стабилизируется медленно (несколько месяцев), ребенок отличается агрессивным поведением, которое негативно сказывается на его здоровье и развитии. Данная степень адаптации обусловлена отсутствием режима в семье, неумением играть с игрушкой, неумением общаться с новыми людьми и др.

Важно

Важную роль играет социальная адаптация детей, так как ДОУ является первым социальным институтом, где они приобретают опыт общения со сверстниками и другими людьми. Социальная адаптация зачастую проходит тяжело, так как страх является постоянным спутником в этом возрасте.

Дети боятся незнакомых для них взрослых, они не понимают, почему они должны слушаться других людей, им нравится играть одним, чем с кем-либо. Как правило, другие малыши к такому ребенку подходят редко, так как видят, что он не готов на диалог.

Если же случается, что ребенок находит контакт с другими малышами, то это говорит о том, что адаптационный период для него подошел к концу.

Существует масса причин, вызывающих слезы и страх перед детским садом у ребенка:

– тревога, которая обусловлена сменой обстановки (из привычной домашней атмосферы, где мама всегда рядом, малыш попадает в совершенно незнакомое пространство, окруженный массой чужих людей) и режима (ребенку сложно принять и соблюдать нормы и правила жизни группы);

– негативное первое впечатление у ребенка от посещения детского сада — эта причина является одной из ключевых, так как именно первое впечатление зачастую имеет решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в ДОУ;

– психологическая неготовность ребенка к детскому саду — эта проблема является одной из ключевых при поступлении ребенка в детский сад и может быть связана с особенностями индивидуального развития. Эта проблема возникает при нехватке эмоционального общения ребенка с мамой;

– отсутствие элементарных навыков самообслуживания значительно затрудняет нахождение ребенка в детском саду;

– избыток впечатлений — в ДОУ ребенок испытывает много негативных и позитивных переживаний, в результате чего он может переутомиться и как следствие этого — нервничать, капризничать [7].

Воспитатель занимает важное место в жизни ребенка, так как именно он является проводником в новый для ребенка мир. И для того, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, воспитателю нужно помнить несколько правил.

  1. При знакомстве с ребенком, его родителями воспитатель должен выяснить:

– какие привычки сложились у ребенка дома в процессе еды, засыпания и т. д.;

– как называют ребенка дома;

– чем увлекается ребенок;

– какие особенности поведения радуют и настораживают родителей

  1. Воспитатель дожжен непременно ознакомить родителей с ДОУ, показать группу, ознакомить с режимом дня в детском саду и обратить внимание на то, насколько домашний режим ребенка отличается от режима в детском саду.
  2. Дать практические педагогические рекомендации родителям, оказать им психологическую, методическую помощь и поддержку по адаптации ребенка к условиям ДОУ.
  3. Необходимо всегда показывать исключительно приветливость и дружелюбие при приходе ребенка в группу.
  4. Необходимо обеспечить стабильность педагогического состава на весь период пребывания детей в ДОУ.
  5. Воспитатель должен помнить, что для ребенка главное в период адаптации получать максимальное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками, которые его окружают [5].

Важно помнить, что успешная адаптация ребенка в детском саду зависит как от воспитателя, так и от родителей.

На сегодняшний день проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада наиболее актуальна, так как полностью изменяются условия жизни для ребенка, организму маленького ребенка приходится приспосабливаться к новой температуре, влажности, микроклимату, постоянно присутствующим бактериям в группе. Первичная диагностика ребенка, а также комплекс медико — психолого — педагогических мероприятий способствуют успешному привыканию к условиям детского сада для ребенка.

Литература:

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.
  2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 6 — с.46 –51.
  3. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2006. — 236 с.
  4. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е. А. Посевиной Г. Д. — Ростов — на — Дону, Феникс, 2004. — 275 с.
  5. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
  6. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. — М.: Просвещение, 2006. — 214 с.
  7. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С.14–16.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель.

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние. Организация успешной адаптации детей к дошкольному…

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям…

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

Ключевые слова: детский сад, адаптация, адаптационный период, дезадаптация, мотивация, социальный опыт, ранний возраст, педагоги, родители, психическое здоровье, стресс, график, режим, консультация, взаимодействие.

адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

детский сад, ребенок, воспитатель, родитель, семья, ранний возраст, детское учреждение, адаптационный период, дошкольное учреждение…

Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации: – предупреждение возникновения проблем развития ребенка

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11349/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector