Показатель зрелости личности: нравственные качества человека

Показатели социальной и нравственной зрелости личности



Свобода относится к числу фундаментальных ценностей человеческого существования.

В анализе свобод важно не столько взаимоотношение свободы и необходимости, сколько взаимоотношение свободы и ценности, свободы и смысла, свободы и цели.

В разные времена философы по-разному отвечали на вопрос о сущности свободы, но именно с уяснения того, чем философское понимание свободы отличается от любого другого, и следует, видимо, начинать разговор о свободе.

В повседневной жизни человек сталкивается не с абстрактной необходимостью, не с фатализмом в виде судьбы и рока, а с давлением внешних для него обстоятельств. Эти обстоятельства — воплощение конкретно-исторических условий бытия человека.

Обратите внимание

Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности, наличности своего природного бытия, выражаемого конкретностью своей вещественности и телесности. Но, с другой стороны, бытие человека — это не одномерная линия из прошлого в будущее.

Это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Соответственно этому, человек свободен и в том, какие последствия грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них.

Знание меры соотношения выбора и ответственности, объективной основы того или иного направления своей жизни, условия, в которых она реализуется, дает философское наполнение понятия свободы.

Реальное свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор альтернативных линий поведения. Свобода есть там, где есть выбор: выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достижению целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т. д.

Объективным основанием ситуации выбора является объективное существование спектра возможностей, определяемых действием объективных законов и многообразием условий, в которых эти законы реализуют свое действие, в результате чего возможность переходит в действительность.

В объективном мире реализации каждого события предшествует возникновение целого спектра возможностей. В конечном счете, реализацию в действительности получает только одна из них, а именно та, для осуществления которой частично необходимо, а частично случайно складываются необходимые условия.

В природе реальной ситуации выбора не возникает: реализуется та возможность, которая должна реализоваться в существующих объективных условиях. С возникновением человека, наделенного сознанием, ситуация меняется.

Познавая законы природы и общества, человек становится способным выделять и различные возможности; он может сознательно влиять и на создание тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность. Соответственно перед ним встает и проблема выбора: какая возможность должна быть реализована посредством его деятельности?

Важно

Из этого видно, что ситуация выбора может иметь объяснение только при наличии объективной регулярной обусловленности событий и явлений.

Ведь основанием для ситуации выбора является существование объективного спектра возможностей, а объективным основанием возможности является закономерность и совокупность различных условий, необходимых для ее реализации.

Возможно то, что не противоречит объективным законам, для реализации чего существуют необходимые условия. Другими словами, мера возможности того или иного события прямо пропорциональна мере его необходимости. Однако сама ситуация выбора — это не свобода, а лишь необходимая предпосылка свободы, свободного действия.

Сам акт свободного действия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализацией в действительности.

Выбор альтернативы поведения определяется, прежде всего, целевыми установками человека, а они в свою очередь определяются характером практической деятельности и той совокупностью знаний, которой человек располагает. Знание же, на которое опирается субъект в своем выборе альтернатив, есть, прежде всего, знание необходимости. Человек выбирает ту линию поведения, которая для него обладает внутренней необходимостью в свете имеющегося в его распоряжении знания.

Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания.

А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

В античной культуре свобода являлась универсалией, фиксирующей возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. Деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и обозначается как «noietis», деятельность же свободного, т. е.

реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как «chretis» или «praxis». Свобода рассматривалась в единстве с нравственным выбором. Сократ подчеркивает решающую роль знания в осуществлении свободы. Подлинно свободный, нравственный поступок возможен лишь на основе ясных понятий блага и доблести.

Никто не может поступать дурно по доброй воле, человек стремится к лучшему в своих поступках, и лишь незнание, невежество толкает его на неверный путь. Платон связывает понятие свободы с бытием Блага как высшей «идеи». Благо освящает порядок, действующий в мире как порядок целесообразный.

Совет

Поступать свободно — значит действовать, ориентируясь на идеал блага, согласуя личные устремления с общественной справедливостью. Аристотель рассматривает проблему свободы в контексте нравственного выбора. Свобода связана со знанием особого рода — знанием — умением («фронесис»).

Оно отлично от знания — «технэ» обеспечивающего решение задач по известному образцу. Нравственное знание — умение, прокладывающее путь свободе, ориентирует на выбор лучшего поступка в контексте этического выбора.

Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл.

Если необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела».

Следует отметить, что ответственность как социальный и личностный фактор возникает только тогда, когда человек волен в своих мыслях и поступках.

Если нет свободы, если все действия человека вынуждены, продиктованы «железной» необходимостью, то нет и ответственности.

Человек не отвечает за то, что ему навязано помимо его воли, помимо или даже вопреки его свободному выбору. В соответствии с этим можно сформулировать понятие ответственности.

Формирование личности предполагает и воспитание в ней чувства ответственности. Ответственность может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека.

Обратите внимание

Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности.

Это дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу. Это самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проецирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности.

Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения.

Отсюда некоторые современные философы делают вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.

Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений.

Немецко-американский социальный философ Эрих Фромм в своих работах рассматривает свободу как одну из основных ценностей человека. Фромм называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни.

Спонтанность (спонтанный) (от лат. spontaneus — добровольный, произвольный) — самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами.

Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам.

Важно

В своей книге «Искусство любви» Фромм подчеркивал, что любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.

Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности, избегая, таким образом, возникновения невроза или депрессии.

Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н. А. Бердяева (см. его работы: «Философия свободы», «Философия свободного духа», «Дух и реальность», «О рабстве и свободе человека», «Царство духа и царство кесаря» и др.). Свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего.

«Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут мы приходим к новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека.

Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира». «Творчество, — пишет он, — не есть только придание более совершенной формы этому миру, оно есть также освобождение от тяжести и рабства этого мира. Творчество не может быть лишь творчеством из ничего, оно предполагает материал мира.

Но в творчестве есть элемент «из ничего», т. е. из свободы иного мира. Это значит, что самое главное и самое таинственное, самое творчески новое идет не от «мира», а от духа» [1, 248].

Творческий акт человека не есть только перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть только эманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформление материи в смысле налагания на нее идеальных форм. В творческий акт человека, указывает Н. А.

Бердяев, привносится новое, небывшее, не заключенное в данном мире, прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы. Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит.

«Свобода и творчество говорят о том, что человек не только природное существо, но и сверхприродное. А это значит, что человек не только физическое существо, но и не только психическое существо, в природном смысле слова. Человек — свободный, сверхприродный дух, микрокосм… Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в положительном своем выражении и утверждении и есть творчество» [2, 370].

В концепции свободы Н. А. Бердяева ценным является обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в виду — выбор ли возможности в материальном мире или создание новой ситуации — везде мы обнаруживаем творчество человека.

Свобода становится для человека ценностью в той мере, в какой он осознает свою индивидуальность, видит в ней смысл и цель собственного существования и деятельности.

А быть индивидуальностью — значит, не потреблять, а созидать, быть не просто работающим, но творящим себя существом, побуждаемым к деятельности не внешней, а внутренней необходимостью (или целью) жить жизнью целого, рода, всего человечества.

Литература:

  1. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. Республика, М. 1995. С. 248.
  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Правда, М., 1989. С. 370.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, творчество, спонтанная активность, ситуация выбора, человеческая деятельность, позитивная свобода, ответственность, мир, выбор, внутренняя жизнь.

Источник: https://moluch.ru/archive/121/33375/

Качества, характеризующие личность человека

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

Совет

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

Читайте также:  Сироты при живой родительнице: что такое синдром мертвой матери?

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • ораторские способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида.

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

https://www.youtube.com/watch?v=ZYDh6XcWscE

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • положительные или отрицательные качества уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.

Качества, характеризующие личность человека Ссылка на основную публикацию

Источник: https://HeadLife.ru/kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost/

Что мы знаем о нравственности

Нравственная зрелость, с точки зрения Сухомлинского, – это моральная воспитанность, обязательным условием которой является сформированная моральное сознание человека.

Развитие нравственной зрелости – сложный процесс, который касается всех сфер жизнедеятельности личности, формируется.

В первую очередь – комплекс отношение к природной и общественной среде, начиная от взаимоотношений в семье и заканчивая выполнением гражданского долга.

Конечно, важным показателем нравственной зрелости человека является его поступки. Василий Александрович считал, что поступок как показатель сформированности нравственного сознания может анализироваться с позиции отношения к родине, к природе, к обществу, к самому себе, к труду, к красоте.

Отношение, как моральное явление, нашло свою констатацию в совокупности определенных норм, запретов и требований, регулирующих человеческую деятельность и поведение. Эта совокупность норм и составляет непосредственное содержание нравственного сознания.

Аналогичные мысли мы находим и в канонической психологии. Изучая природу поступков деятельности человека, она гласит: “Выяснить, какие поступки по содержанию и форме совершает человек, – это может сказать о нем главное”.

Логика выявления основных показателей сформированности нравственного сознания такова:

• моральное сознание как форма общественного сознания имеет все ее признаки и показатели;

• важный показатель сформированности нравственного сознания личности – нравственные знания, ключевая база морального сознания;

• нравственные знания могут существовать в сознании ребенка в виде нравственных представлений, понятий, убеждений;

• знания на уровне моральных представлений, признаков и понятий не могут быть показателями сложившегося морального сознания. Они определяют только состояние формирования нравственного сознания на одном из уровней;

• моральные убеждения как высокий уровень нравственных знаний является фундаментом сложившегося морального самосознания, на основе которого вырабатывается навык правильного поведения;

• процесс усвоения и применения нравственных знаний тесно связан с такой высшей психической функцией, как чувство;

• состояние переживания человеком нравственных чувств (стыд, страх, радость, вина, сомнение, достоинство и др.) является показателем морального сознания;

• сознание и деятельность человека тесно взаимосвязаны (по теории Леонтьева, деятельность является показателем уровня сформированности сознания);

• содержание поступков деятельности может быть показателем сформированности нравственного сознания;

• если ребенок ведет себя не должным образом, необходимо выяснить мотивы недостойного поведения, причины, которые спровоцировали его аморальный поступок.

Итак, чтобы увидеть картину сформированности нравственного сознания человека, необходимо выяснить, что он знает о морали, как объясняет моральное и аморальное в чужих и собственных поступках, какие чувства испытывает, когда речь идет о моральном или аморальном, как соотносятся его знания, чувства и мотивы с поведением.

Источник: http://www.all-sovety.ru/rubrika/nauka-i-obrazovanie/chto-my-znaem-o-nravstvennosti.html

Качества человека – какие бывают человеческие качества?

Качества человека – набор устойчивых психических образований личности, с помощью которых он оказывает влияние на социум, ведет активную деятельность, взаимодействует с другими людьми. Чтобы описать человека как личность, нужно охарактеризовать его качества, как он являет себя другим через действия и поступки.

Личные качества человека

Генетическая предрасположенность в развитии личностных качеств играет важную роль, но нельзя исключать и среду, в которой развивается человек.

В окружении других людей ребенок впитывает разные паттерны поведения, учится считывать эмоции и реакции на те, или иные поступки и осознавать, какие качества приветствуется в обществе, а какие нет.

Личностные качества человека развиваются всю жизнь и перед человеком часто стоит выбор проявить себя с хорошей или худшей стороны.

Хорошие качества человека

Качества доброго человека всегда вызывают отклик в людях и находят одобрение в обществе. Эти качества можно перечислять до бесконечности, какие-то достаются в наследство от предков, другие при желании нужно развивать. Положительные качества человека – список:

  • искренность;
  • жизнерадостность;
  • оптимизм;
  • альтруизм;
  • надежность;
  • нежность;
  • обаяние;
  • общительность;
  • пунктуальность;
  • верность;
  • порядочность;
  • заботливость.

Плохие качества человека

Негативные черты или качества присущи каждому человеку, еще древние мудрецы указывали на дуальность человека и сравнивали «добро» и «зло» в нем с двумя волками – добрым и злым, борющимися между собой, а победит тот, кого человек больше вскармливает. Плохие качества проявляют себя в полной мере, если ребенок не усвоил морально-нравственных ценностей общества, часто такие дети растут в неблагополучных семьях, но бывает, что в человеке плохое заложено изначально по природе.

Отрицательные качества человека – список:

  • зависть;
  • эгоизм;
  • высокомерие;
  • гордыня;
  • лицемерие;
  • пессимизм;
  • лень;
  • агрессивность;
  • жестокость;
  • жадность;
  • тщеславие;
  • лживость;
  • равнодушие.

Какова связь между деятельностью и качествами человека?

Все человеческие качества проистекают из базовых потребностей – быть принятым, уважаемым, жить в безопасности, самореализоваться, поэтому связь прямая.

Потребности порождают активность, а чтобы, удовлетворить потребности нужны определенные качества человека, например профессиональные, нужны для признания. Выносливость, самодисциплина и упорство важны для побед в спорте.

Выбирая направление деятельности, личность воспитывает в себе те качества, которые нужны для ее реализации.

Какие бывают качества человека?

Физические качества человека определяются его выносливостью и природными данными, другие качества более высокого порядка относятся к чертам характера, нраву.

Те и другие формируются на протяжении жизни, многие из них важно развивать для становления личности еще в детском возрасте.

Качества бывают морально-нравственные, волевые, профессиональные – все они отражают внутренний мир человека, то, чем он является.

Нравственные качества человека

Нравственность и мораль тесно связаны между собой и эти качества проистекают одно из другого. Качества культурного человека такие как вежливость, тактичность, бережное отношение к своему наследию и природе являются основой благополучия в обществе. Среди нравственных качеств можно выделить и следующие:

  • человеколюбие – доброта к людям, помощь слабым и обездоленным;
  • уважение к другим – понимание того, что все разные и каждого человека есть за что уважать;
  • верность – качество, относящееся как к себе (быть верным своим принципам), так и более глобальное понятие – верность Родине;
  • бескорыстие – совершение действий из благих побуждений, без поиска выгоды для себя;
  • духовность – качество, включающее в себя все нравственные аспекты и религиозность возвеличивающие дух человека.

Моральные качества человека

Качества дисциплинированного человека важны для существования социума. Нормы и ценности общества образуют некий общий остов или базис, на который люди ориентируются и передают своим детям.

Читайте также:  Что делать, если муж не помогает с воспитанием ребенка?

Личность выражает свое внутреннее «Я» через поведение и манеры – это и есть моральные качества, формирующиеся через интеллект, эмоции и волю.

Условно, моральные качества человека можно подразделить на 3 категории «нужно», «можно», «нельзя».

Обратите внимание

Моральные качества из категории «нужно» – это способность действовать для всеобщего блага:

Качества из разряда «можно» – это все те проявления личности, которые не вступают в противоречие с внутренними убеждениями и принципами:

  • честь;
  • достоинство;
  • совесть;
  • чувство справедливости.

Моральные качества категории «нельзя» – порицаются обществом и вызывают неприязнь у людей:

  • зависть;
  • бесстыдство;
  • хитрость;
  • склонность ко лжи.

Сильные качества человека – это устойчивые психические образования, определяющие личность как зрелую с высоким уровнем сознательной саморегуляции поведения, владеющей собой в разных ситуациях. Доктор психологических наук В.К. Калин исследуя эмоционально-волевые качества человека подразделил их на 2 большие группы: базальные и системные.

Базальные (первичные) волевые качества:

  • терпеливость – умение не форсировать события и гнаться за быстрым результатом, но поддерживать дополнительным усилием работу, идти в заданном темпе, даже если обстоятельства складываются не должным образом (препятствия, задержки, внутренняя усталость);
  • смелость – противостояние страху, умение идти на риск, сохранение спокойствия в стрессовых ситуациях;
  • энергичность – качество, позволяющее поднять активность до нужного уровня усилием воли;
  • самообладание и выдержка – умение не выходить за рамки чувств, импульсивных действий, владение собой, эмоциями, поведением.

Системные волевые качества:

  • целеустремленность – устремление к цели, поддержка «внутреннего компаса», ведущего к результату;
  • настойчивость – умение преодолевать трудности;
  • последовательность – следование единому руководящему принципу, не размениваясь на второстепенное;
  • инициативность – способность воплощать возникшие идеи;
  • принципиальность – качество личности, позволяющее руководствоваться определенными моральными принципами и не изменять им.

Социальные качества человека

Человек не может существовать вне социума, как личности люди раскрываются в обществе взаимодействуя с друг другом. Человек влияет на социум, а социум влияет на человека – этот процесс всегда двухсторонний.

Каждая личность выполняет несколько социальных ролей, и для каждой роли существует свой набор качеств, раскрывающих ее.

Позитивные качества человека помогают ему раскрыться в обществе с лучшей стороны и привнести гармонию.

Социальные качества людей:

  • самосознание – важная способность, позволяющая личности осознавать себя в общественной системе;
  • социальная идентификация – умение человека самоотождествляться с другими людьми сознательно или эмоционально;
  • самооценка – способность адекватно оценивать себя не превышая или не принижая своих достоинств, является важным компонентом Я-концепции;
  • социальная активность – умения и способности производить социально значимые действия для развития общества;
  • мировоззрение – совокупность взглядов, ценностей, норм и установок определяющее отношение человека к социуму и миру в целом.

Деловые качества человека

Профессиональные качества человека показывают его компетенцию и определяют как специалиста, формируются на базе уже имеющихся качеств и способностей. При приеме на работу, работодатель в обязательном порядке просматривает какими качествами и умениями обладает соискатель. Качества важные для деловой деятельности человека (для каждого вида профессии могут быть свои требования):

  • быстрая обучаемость;
  • организаторские способности;
  • коммуникабельность;
  • самостоятельность в работе;
  • инициативность;
  • умение работать в рамках многозадачности;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • опыт в ведении деловых переговоров;
  • аккуратность;
  • умение планировать рабочий день;
  • высокая стрессоустойчивость;
  • тактичность и вежливость в межличностных отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • грамотность;
  • организаторские способности.

Какие качества необходимы человеку для достижения цели?

Если спросить у любого человека, что ему помогает добиться поставленных задач и целей, ответы у всех будут разные – это настолько индивидуальный процесс и зависит от ряда обстоятельств и склада характера, ценностей, заложенных в детстве.

Качества творческого человека – это вдохновение и креативность, «приземленному» нужны самодисциплина и трудолюбие.

Что одних продвигает к цели, другим даже подспорьем не является, у каждого свой путь к успеху и все же есть стандартное представление людей, о том какими должны быть эти качества.

Качества успешного человека

Внешние качества человека – это то, как он проявляет себя в действиях и поступках и эти качества являются отражением внутренних. Качества успешного человека нарабатываются самостоятельно и самым важным из них, является ответственность на всех этапах решения задач. Другие, не менее важные свойства личности, формирующие успешность:

  • изобретательность – помогает находить нестандартные решения для любого рода задач от простых повседневных, до разрешения вопросов бизнеса;
  • позитивность – негативное мышление разрушило много хороших задумок и проектов, которые так и не воплотились в жизнь, потому что только позитивное мышление дает результат;
  • уверенность – проистекает из позитивности и наращивается в процессе;
  • ориентированность на помощь людям – важное качество успешного человека, понимающего, что сегодня поможет он, завтра помогут ему;
  • видение перспектив и просчитывание результатов на два шага вперед;
  • смелость – все боятся нового, неизвестного, но только преодолевая свои страхи можно стать успешным;
  • амбициозность – какими бы не казались амбициозными планы для окружения нужно поддерживать в себе стремление и идти к цели.

Источник: https://womanadvice.ru/kachestva-cheloveka-kakie-byvayut-chelovecheskie-kachestva

Способы развития морально нравственных качеств личности

Практически каждый человек может назвать перечень качеств, которые ему хотелось бы в себе развить.

Один хочет научиться более правильно распоряжаться временем, другому не хватает умения быстро принимать решения, а третий пытается развить способность самоконтроля в стрессовых ситуациях.

Также существуют нравственные качества, о развитии которых задумываются не все – о них не пишут в популярных журналах и не так часто вспоминают на психологических тренингах.

О чем речь?

В учебниках по воспитанию детей и подростков обычно рассматривается эта тема, как одна из обязательных.

Среди нравственных качеств часто звучит понятие совести, упоминается любовь к Родине, уважение к родителям, окружающим, принадлежность к семье и государству.

Такие качества обычно не указывают в перечне достоинств при составлении резюме или сопроводительного письма. При этом для общества гораздо более явной является проблема нравственного воспитания, чем, к примеру, недостаток людей с высшим образованием или умением управлять автомобилем.

К тому же нравственные качества должны прививаться человеку с детства и воспитываться в подростковом возрасте. Если в этом вопросе возникли какие-либо пробелы или трудности, то, к сожалению, не так много людей в сознательном возрасте признают наличие проблемы.

Далеко не каждый взрослый человек открыто скажет, что у него не воспитали правильное отношение к природе, окружающим, государству. Он, скорее, начнет заниматься развитием тех качеств, которые помогут ему добиться успеха в работе, а также занять достойное место в обществе.

Как развить нравственные качества?

Если читатель относится к тем людям, которые склонны к самоанализу и обладают умением объективно себя оценивать, то перед ним рано или поздно возникнет такой вопрос. Далеко не каждый из нас наделен всеми нравственными качествами развитого, интеллигентного человека в общепринятом понимании.

К тому же реалии современного общества часто притупляют чувство совести, сострадания или уважения к другим людям.

Важно

Человек, который обычно добр к другим, а также с пониманием относится к чужим недостаткам, может в какой-то ситуации показать себя с другой стороны.

Это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, его способности усилием воли вырабатывать в себя определенные навыки, держать себя в руках и соблюдать принципы.

Способы развития нравственных качеств

Перейдем от теории к практике и рассмотрим способы, которые могут помочь современному человеку стать более нравственным и сознательным.

Чтение классической литературы

При общении практически всегда заметно, когда человек читает много классики – у него богатый словарный запас, он может лаконично и грамотно выражать свои мысли.

Кроме того, произведения из школьной программы, которые в свое время читались «для галочки», по достижению определенного возраста могут принести совсем другой эффект.

Читайте далее:  Что дает чтение книг

Нам со временем становится понятным, почему герои произведений ведут себя так, а не иначе. Мы возвращаемся в те времена и начинаем вникать в истинное понятие любви, чести и совести.

Классические книги уносят нас от реалий современного мира во времена, когда понятие нравственности было таким же обязательным, как владение иностранным языком в современных компаниях сегодня.

Книги и тренинги

Книги

Казалось бы, в современном обилии литературы и информации по разным темам можно найти все, что нужно. На самом деле не так просто среди низкопробных романов, творений самозваных психологов, астрологов и экстрасенсов найти что-то стоящее.

Если прийти в библиотеку и сделать запрос на книги по развитию нравственных качеств, то, скорее всего, читатель получит несколько экземпляров двадцати или тридцатилетней давности. Такую литературу использовали педагоги во времена, когда не было широкого доступа к интернету.

Среди обилия информации все же можно найти действительно ценные образцы, которые позволяют не только пополнить свой багаж знаний, но и разобраться в себе, осознать имеющиеся проблемы.

Тренинги

То же самое можно сказать и о разнообразных тренингах. Большинство из них ориентировано на среднестатистического потребителя, поэтому занятия проводятся на тему, как удержать мужа, заработать миллион или добиться успеха в жизни.

Все же среди таких мероприятий также возможно найти уроки от опытных специалистов. Они не учат зарабатывать деньги или идти по головам коллег для завоевания новой ступеньки карьерной лестницы – такие специалисты помогут восполнить пробелы в нравственном воспитании.

Действительно опытный специалист может помочь слушателю значительно упростить свою жизнь, благодаря возможности развить нравственные качества.

Психологи и «гуру»

Гуру

Сразу уточним понятие «гуру» — в данном контексте это представитель какой-либо религии, который сможет разобраться в ситуации и дать полезный совет.

В Библии, Коране, книгах других религий существует много информации, которая позволяет стать человеку более нравственным и осознанным.

Если упустить данные о конкретных божествах и ритуалах, а отнестись к данным книгам, как к сборнику ценной информации, то можно извлечь для себя значительную пользу.

Совет

Психологи

Современные психологи работают с разными инструментами, которые позволяют решить ту или иную проблему. В основном к специалистам сегодня приходят с желанием разобраться в себе, наладить отношения в семье или с вопросами в области воспитания детей.

Не так часто люди хотят заполнить пробелы в нравственном воспитании, поэтому мало специалистов, которые в этом действительно могут помочь.

В данном случае не так важно, в каком направлении психологии работает специалист – главное, чтобы он был личностью, которая наделена нравственными качествами и может помочь в этом вопросе другому человеку.

Возможность бескорыстно помогать

Среди нравственных качеств стоит выделить умение любить других людей и понимать их, уметь сострадать и оказывать искреннюю поддержку. Чтобы развить в себе эти качества, нужно сделать привычку оказание кому-либо посильной помощи.

Что это может быть?

  • Организация благотворительной уборки территории или участие в уже запланированном мероприятии. Такой опыт поможет не только развить в себе вышеуказанные качества, но и поможет стать ближе к природе, развить умение работать в команде и вместе идти к общему результату.
  • Помощь детскому дому или интернату. С такими детьми не так просто общаться, но часто только такой опыт может дать возможность взглянуть на свою жизнь со стороны. Таким образом, человек не только делает доброе дело, но и ярко осознает, в каком положении находятся другие люди. Он чувствует сострадание, сочувствие – эти качества также относятся к нравственным.
  • Помощь приюту для животных или зоопарку. Одним из нравственных качеств также является любовь к природе и понимание ее законов. При оказании помощи братьям нашим меньшим человек развивает ответственность за более слабых и беспомощных, учится безвозмездно отдавать.
  • Помощь малообеспеченным семьям, пенсионерам, людям без определенного места жительства. В данном случае человек испытывает разные чувства, а также развивает нравственные качества – умение бескорыстно помогать и сопереживать, входить в положение других людей.

Заключение

На самом деле у людей могут быть разные представления об нравственных качествах, их проявлении и развитии. В любом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а что я могу сделать для того, чтобы стать более нравственным и осознанным?

Добро возвращается бумерангом — видео

Источник: http://pikacho.ru/razvitie-nravstvennyh-kachestv/

Качества личности

Качества личности – это отличительный набор черт, присущих человеку, выражающий своеобразие состояний, психологических процессов, сторон характера и поведенческих моделей в социуме либо природной среде. Качества личности человека всегда являются персональными. Они обладают количественными характеристиками, вследствие чего измеряются по степени, стадии развития или уровню.

Личностный набор черт одновременно характеризуется устойчивостью (в момент произведения измерения) и динамичностью, другими словами пребывают в неизменном развитии (за годы существования человека).

Их вырабатывание и трансформация обусловлена множеством условий биологической направленности и социального характера.

На их появление и дальнейшее развитие оказывает значимое воздействие духовность личности.

Читайте также:  Соматические заболевания - что это такое и как лечить?

Что это такое

Личностные качества людей являют собой, так называемые персональные «атрибуты» человека, влияющие на все возможные аспекты его жизнедеятельности, начиная с выбора ежедневного гардероба и заканчивая профессиональными предпочтениями. Проще говоря, это врожденные особенности и приобретенные черты характера.

Одни личностные параметры могут модифицироваться вследствие воздействия социума, жизненных обстоятельств, другие – остаются константными. Среди психологов бытует мнение, что большинство черт личности формируется в первую пятилетку существования крохи, в последующие годы они лишь подвергаются корректировке.

К личностным чертам врожденного характера относят различные особенности характера. Так, например, Кеттелл причисляет к ним интеллект, особенности протекания процессов запоминания и восприятия, память, музыкальный или художественный талант, основополагающие свойства темперамента.

Обратите внимание

В свой черед, Юнг следовал схожей теории и разделил людей согласно их основным подтипам на интуитивных, чувствующих, ощущающих, мыслительных.

При этом каждая сфера трудовой занятости характеризуется отдельным набором желательных качеств личности и нежелательных.

Например, успешному бизнесмену необходимы следующие «атрибуты»: трудолюбие, независимость, целеустремленность, адекватность самооценки, смелость, ответственность, инициативность, стрессоустойчивость и коммуникабельность.

Помимо того, такие параметры, как неуверенность, агрессивность и нетактичность у него должны отсутствовать.

Учитель должен обладать наблюдательностью, адекватным уровнем требовательности, тактичностью. Ему надлежит быть уравновешенным и внимательным, но при этом ему лучше не иметь тяготения к агрессивным проявлениям, не быть замкнутым, безответственным и непунктуальным.

Все качества, свойственные личности, и обнаруживающиеся на протяжении ее существования, связаны попарно. Они имеют позитивную составляющую и негативный окрас в соответствии с их направленностью.

Основные качества личности проявляют специфику психических явлений, особенностей и состояний человека, выражают его особенности характера, стороны темперамента, своеобразие поведения, неординарность взаимодействия с социумом, средой, собственной персоной. Проще говоря, они показывают индивидуально-психологические атрибуты личности. Также эти качества включают наличествующие у субъекта навыки, познания и умения.

Человек, ведающий, какие есть личностные качества, может у себя их выявить, дабы наметить курс и пути коррекционной работы.

Важно

Помимо того, такие знания помогут лучше понять близких, коллег и просто окружающих субъектов, поспособствуют оптимальному взаимодействию с социумом и сохранению взаимоотношений.

Таким образом знать собственные личностные характеристики необходимо, дабы понимать, как в дальнейшем развивать себя. Тогда как понимание особенностей других субъектов важно для определения совместимости и предположения, какие именно отношения могут установиться.

Положительные качества обычно поддерживаются и устойчиво развиваются, от отрицательных – большинство людей старательно пытается избавиться либо скорректировать.

При этом разделение личностных качеств на параметры с положительным окрасом и с отрицательной составляющей весьма условно, поскольку базируется на общеустановленных морально-нравственных нормах. Следует разуметь, что не черной составляющей не будет белой, поэтому и характеристики личности нельзя подразделить на хорошие качества и плохие параметры.

Традиционно к негативным личностным качествам причисляют следующие: лживость, двуличность, безответственность, пренебрежение, агрессивность, грубость, несдержанность, леность, разгильдяйство, хамство, ненависть, чрезмерный эгоизм, инертность, слабохарактерность, неряшливость, неуверенность, обидчивость, гордыня, трусость, алчность, холодность, безразличие, избыточная самокритичность, завистливость, мстительность, а также множество иных.

Перечисленные черты порождают соответствующее поведение. Например, ленивый субъект, ленив в любой деятельности, а безответственный неизменно подводит других.

Наличие приведенных выше негативных параметров вредят как самому их обладателю, так и социуму, близким лицам. Однако они превосходно поддаются коррекции. Приложив немного усилий, можно улучшить собственное бытие, взаимоотношения с близкими, коллегами и просто стать счастливее.

Среди положительных составляющих личности индивида выделяют такие как: доброта, участливость, сопереживание, трудолюбие, ответственность, терпеливость, миролюбие, старательность, дружелюбность, культурность, нравственность, надежность, бескорыстие, прямота, правдивость, уверенность, интеллектуальность, рассудительность, оптимизм, целеустремленность, жизнерадостность, энергичность, аккуратность, внимательность, нежность, заботливость. Черт с положительным окрасом намного больше, чем перечислено, равно как и отрицательных составляющих.

Совет

Перечисленные параметры со знаком «+» порождают надлежащие навыки и умения в трудовой среде, личном взаимодействии, общественной жизни.

Из приведенного выше перечня качеств с отрицательным и позитивным окрасом видно, что существуют черты, которые выражают отношение человека к социуму, труду, миру, вещам. Все оттого, что индивидуальный набор характеристик человека обнаруживается во всем, начиная от его дружеских взаимоотношений и завершая манерой одеваться.

Не существует людей, целиком состоящих из «хороших» качеств, однако есть огромное количество индивидов, у которых превалируют положительные черты. При этом каждой личности под силу минимизировать в себе количество отрицательных качеств, заменив их положительными антагонистами.

Социально-психологические качества

Ежедневно людям приходится взаимодействовать с социумом, выражая собственные коммуникативные умения и комплекс социально-психологических черт личности.

Понятие «личность» уже само предполагает некоторое качество, поскольку каждый субъект должен вырабатывать самостоятельно в собственной персоне личность. Никто не рождается сразу личностью. На такой процесс формирования воздействует масса обстоятельств и прежде всего, это воспитание, уличная среда, условия существования.

Социально-психологические личностные параметры вырабатываются вследствие влияния взаимодействия с окружающими субъектами, итогом которого является появление сформировавшихся убеждений, социальных требований в отношении себя, социума.

Социально-психологические параметры в строении личности подразделяют индивидов на три разновидности: атлетики, пикники и астеники.

Люди, относящиеся к первой разновидности, обладают чертами социально энергичной личности, стремящейся пребывать в кругу внимания. Атлетик желает добиться доверия других, занять лидирующее положение в социальной среде. Такие личности довольно экспрессивны.

Люди второй разновидности быстро приспосабливаются к новым условиям. Они выстраивают взаимоотношения с окружающими индивидами в социуме, основанные на возможности свободно высказывать собственные убеждения, интересы, принципы, при этом избегая конфликтных ситуаций.

Люди, относящиеся к последней разновидности, характеризуются малой общительностью. Они интроверты, не стремящиеся обрастать связями, отношениями и новыми знакомствами.

Социально-психологические качества личности обусловливаются:

– содержанием миропонимания человека;

– интересами и потребностями, степенью быстрой переключаемости с одного на иное либо их устойчивостью, незначительным содержанием интересов потребностей либо наоборот;

– уровнем целостности такого мировосприятия и личностных установок;

– степенью осознания собственного предназначения в социальной среде;

– неординарным проявлением комплекса различных качеств.

Таким образом, человеку для благополучной жизнедеятельности следует неизменно вырабатывать социальные черты и психологические качества в собственной личности. Поскольку уровень социально-психологических параметров личности оказывает непосредственное воздействие на результативность деятельности.

Волевые качества личности

Многим бесспорно бы хотелось, чтобы в жизни все проистекало само собой, чтобы не приходилось прикладывать усилия. Однако ежедневно бытие развеивает их мечты. Ведь повседневно людям приходится решать множество проблем, они сталкиваются с массой трудностей и им доводится постоянно прикладывать усилия.

Даже поход в ближайший супермаркет уже является некоторой долей усилий. При этом, дабы двигаться вперед и развиваться, люди действуют, однако путь прогресса каждый субъект выбирает индивидуально.

Его протяженность и скорость хода по нему чаще всего обусловлена отношением индивида к трудностям, сколько он намерен преодолеть, дабы достичь цели.

Обратите внимание

Проще говоря, на этом пути человек как раз и использует собственные волевые качества.

К волевым качествам личности относят следующие:

– решительность (умение мгновенно обозначить цель и траекторию пути ее реализации, даже в экстремальных обстоятельствах);

– целеустремленность (уверенное продвижение к намеченной цели, решимость отдать время и приложить усилия, дабы достичь ее);

– настойчивость (способность доводить новое дело до последовательного завершения, не отступать от намеченного, не искать более простой путь);

– смелость (преодоление растерянности и страха при трезвом осмыслении потенциальных опасностей);

– выдержка (самоконтроль, умение посредством воли сдерживать собственные действия, которые препятствуют воплощению задуманного);

– дисциплинированность (осмысленное подчинение собственных действий определенным нормам);

– самостоятельность (способность совершать деяния в одиночку, не оглядываясь на окружение, а также поведение других индивидов оценивать согласно собственным убеждениям).

Считается, что волевые параметры человека не относятся к врожденным качествам.

При этом нужно понимать, что их формирование обусловлено темпераментом, который зависит от физиологических характеристик нервной системы.

Реагирование людей на определенные жизненные сложности связано с интенсивностью и скоростью реакций психики, однако формирование волевых параметров личности возникает лишь в процессе активности и получения опыта.

Первые проявления волевых актов наблюдаются в раннем детском периоде, когда кроха старается контролировать себя (не требует сиюминутного удовлетворения потребностей). Общение и познание окружающей яви формирует характер, в котором волевые черты впоследствии завладеют ведущей позицией в строении личности.

Все хотят слыть сильной личностью, но мало кто осознаёт, что сильная личность обладает качествами именно приобретёнными, благодаря ежедневному труду и борьбе с жизненными препятствиями.

То есть, проще говоря, сильным человеком является субъект, обладающий развитыми волевыми параметрами личности, уверенностью и позитивным мировоззрением, поскольку их не могут напугать или остановить никакие беды и преграды.

Таким образом, все волевые характеристики личности вырабатываются на протяжении существования, взаимодействия и деятельности. При этом особенно значимым этапом такого формирования считается детство.

Нравственные качества

Нравственностью именуется система внутренних ценностей человека, обуславливающих его поведенческое реагирование, отношение к социальному окружению, близким лицам и собственной персоне.Система внутренних норм человека вырабатывается вследствие воздействия множества факторов: семейных взаимоотношений, личного опыта, школьной среды, общественных взаимоотношений.

Нравственность бывает расовой, гуманистической, религиозно-фанатической, националистической, что обусловлено ценностями, которые были основой формирования внутренних правил человека.

Нравственное формирование личности малыша определяется его восприятием моральных норм, знанием таких норм, привычками поведенческих реакций, внутренней позицией крохи.

Важно

Для развития малыша как социального создания первостепенным значением обладает именно знание норм поведения. Дошкольный возраст крохи характеризуется усвоением социальных постулатов поведения посредством взаимодействия с окружением (близкими лицами, ровесниками, воспитателями).

Усвоение норм, прежде всего, предполагает постепенное понимание и осмысление малышом их роли, а также вырабатывание поведенческих привычек посредством взаимодействия с социумом.

В привычке отображается эмоционально ощущаемая стимулирующая сила – ребенку приходится действовать, нарушая обычное поведение, что порождает у крохи чувство дискомфорта.

Помимо того усвоение норм предполагает впитывание малышом определенного эмоционального отношения к нормам.

Важные качества личности, такие как тактичность, корректность, уважительность, осторожное отношение к наследию, природе – это базис, на котором выстраивается благополучное сосуществование человека в социуме.

Среди первостепенных нравственных качеств выделяют такие:

– человеколюбие (бескорыстная помощь людям, доброта);

– верность (данная черта имеет две направленности: на себя, то есть следование собственным принципам, идеалам, и во вне, что подразумевает верность Отчизне);

– уважение;

– бескорыстие (поступки без личной выгоды);

– духовность (характеристика, включающая нравственные стороны и религиозность, что возвеличивает дух человека).

Профессиональные качества

Современная профессиональная деятельность довольно многообразна и сложна.

Ведь существует огромное количество разновидностей деятельности, которыми людям необходимо заниматься, дабы общество могло благополучно существовать и прогрессировать.

Конкретный вид трудовой деятельности, реализуемый индивидом, чтобы тем самым принести толк обществу и выказать себя в качестве личности, именуется профессией.

Сегодня существует множество ремесел, которые позволяют людям принимать живое участие в различных областях жизнедеятельности социума. Одни профессии подразумевают производительный труд, иные – сферу обслуживания, третьи – управление, четвертые – образование.

Совет

Род деятельности, связанный с производством, характеризуется определенными спецификами, которые предъявляют конкретные требования к работнику и обстоятельствам, при которых проистекает эта самая деятельность.

Вместе с тем можно выделить общее требование, выдвигаемое всеми профессиями, и называется оно надежностью. Ведь надежными надлежит быть всем механизмам, орудиям труда, приборам.

Помимо того всем психофизическим особенностям и параметрам личности работника также надлежит быть надежными.

Профессиональное выковывание личности является целостным подвижно разворачивающимся процессом, включающим выработку профессиональных целей и абсолютную реализацию собственных качеств в деятельности.

Главным противоречием профессионального развития считается столкновение сложившихся личностных параметров и объективных запросов основной деятельности, смысл которой охватывает ее влияние на дальнейшее становление личности.

Воплощая себя в деятельности, человек понемногу меняется, что порождает переустройство мотивов главной деятельности, выработку новых параметров личности.

К качествам профессионального характера обычно причисляют профессиональное мастерство, организованность, инициативность, аккуратность, компетентность, пунктуальность, преданность работе.

Первостепенным психологическим приспособлением, обеспечивающим своевременное и точное выполнение профессиональных обязанностей, является самоконтроль и умение его совершенствовать.

Обратите внимание

Самоконтролем именуют способность индивида безошибочно оценивать реализацию трудовой деятельности, своевременно обнаруживать и ликвидировать допущенные промахи. Воплощаться самоконтроль может при условии разумения того, что следует контролировать и соответственно какому шаблону необходимо производить этот контроль.

Если данные параметры указаны нечетко, то осложняется самоконтроль и человек своевременно установить соотношение совпадения намеченного с имеющимся не может.

Развитие самоконтроля заключается в устойчивом стремлении обучаться наиболее результативным приемам и методикам выполнения профессиональных обязанностей.

Описанные выше способности неразрывно взаимосвязаны с таким личностным параметром, как ответственность, которая подразумевает стремление человека так реализовать собственную трудовую деятельность, чтобы принести максимальный толк социуму. Безответственный работник будет халатно относиться к профессиональным обязанностям, допускать просчеты в трудовой деятельности.

Источник: https://psihomed.com/kachestva-lichnosti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector