Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности

Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности

Человек ежедневно вступает в коммуникации, знакомится с новыми людьми.

В ходе общения порой возникает недопонимание, которое приводит к конфликту.

Если при этом индивид выполнял определенные обязанности, инцидент считается ролевым. Психологи называют определенные виды ролевых конфликтов, каждый из которых обладает некоторыми особенностями.

Понятие

Ролевым конфликтом называют ситуацию, когда человек выполняет определенную социальную роль, но она не отвечает его интересам или внутренним установкам, либо индивид просто не справляется с возложенными на него обязанностями, которые предполагает та или иная роль.

Психологи называют ролью реализацию себя в обществе согласно своим сильным сторонам, характеру, личностным качествам.

Если роль все больше не нравится человеку, внутри копятся негативные эмоции, появляются определенные установки. Индивид испытывает стресс, который перерастает в кризис. В итоге человек может отойти от роли.

Обратите внимание

К примеру: человек не хочет быть учителем, но обстоятельства заставляют его работать по этой профессии. Он занимается нелюбимым делом, выполняет роль, которая ему не нравится.

В результате он или смирится со своим положением, либо найдет другую работу, перестанет исполнять роль учителя.

к содержанию ↑

Причины возникновения и смысл

Причинами возникновения данных конфликтов являются:

  • противоречия, изначально вложенные в роль;
  • противоречия, которые возникают между ролью и ее восприятием в обществе;
  • противоречия, которые рождаются из-за наличия сразу нескольких ролей, а они не могут сосуществовать вместе.

Как правило, сформированные устои в обществе, правила оказывают давление на человека. Если роль требует выполнения сложных действий и человек с ними не справляется, возникает не только внутренний конфликт — переживания, но и внешний, когда появляется осуждение обществом.

Действия индивида оцениваются окружающими и порой очень осуждаются, что только усиливает ролевой конфликт.

Ролевые конфликты появляются из-за противоречий между ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

Однако ролевые конфликты порой необходимы индивиду, чтобы разобраться в себе и понять, соответствует выбранная роль или нужно ее изменить.

О социальных ролях человека в этом ролике:

к содержанию ↑

Классификация

Психологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

  1. Внутриролевой. Появляется тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу ожиданий в обществе.
  2. Межролевой. Возникает, если индивид имеет сразу несколько социальных ролей и они имеют несовместимые требования.
  3. Личностно-ролевой. Случается, если роль не соответствует ценностям и потребностям личности.

Специалисты также выделяют ситуационно-ролевой конфликт. Он бывает, когда индивид оказывается в новой для себя роли, но ее выполнять не может, так как помнит о старой роли.

Человек привыкает к новым обязанностям и не готов сразу проявлять себя в полной мере.

к содержанию ↑

Примеры и способы разрешения

Известно немало ролевых конфликтов, которые затрагивают не только взрослых, но и подростков. Разрешить такие ситуации возможно, если приложить определенные усилия.

Карьеристка

Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина.

Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери.

Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.

Важно

Чтобы решить эту ситуацию, необходимо распределить некоторые обязанности по дому между мужем и детьми, если женщина одна не справляется, либо самой женщине необходимо увидеть в роли жены и матери больше преимуществ.

Вероятно, эти роли ей не очень нравятся, надо показать их ей в положительном свете: устроить семейные праздники, пикники, сделать подарок своими руками, показать заботу.

Тогда эта роль понравится ей больше, она захочет проявлять себя больше в кругу семьи.

Особенно помогут ей маленькие победы в роли жены или матери, а именно вкусно приготовленный обед, значительная помощь детям при выполнении домашнего задания, рукоделие. Это обязательно оценят родные, что непременно обрадует женщину.

к содержанию ↑

Подросток

Еще один пример такого конфликта — взрослеющий молодой человек.

Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и общество требует от него определенной серьезности.

Окружение может оказывать давление, касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют.

Получается, что он не выполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися с обществе понятиями.

Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы. Придет время, человек сам неосознанно будет выполнять роль, соответствующую возрасту.

Он сам решит определенные вопросы, избежит внутреннего кризиса и стрессовых ситуаций. Иногда молодым людям требуется время, чтобы найти себя и примерить определенную роль.

Порой она становится совсем неожиданной даже в кругу семьи. Тем не менее, выбор должен осуществить индивид только сам, без оказываемого на него давления.

к содержанию ↑

Смена профессии

Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности.

Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.

Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям: он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества.

Чтобы решить проблему, человеку дают время, так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.

Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.

к содержанию ↑

Как избежать?

Чтобы избежать ролевых конфликтов, следует помнить о нескольких принципах:

  1. Следует делиться с родными, друзьями своими сомнениями, которые тревожат. Понимание со стороны окружающих, их советы могут обрести уверенность в своих силах, помогут избавиться от волнений. Особенно важно, если о своих переживаниях человек расскажет семье. Их советы могут оказаться самыми ценными.
  2. Нужно учиться слушать окружающих, уметь находить с ними общий язык. Тогда при возникновении сложностей в процессе реализации своего потенциала, общество не станет осуждать, а окажет поддержку. Умение строить коммуникации, не скрывать все волнения от окружающих может действительно помочь, принести пользу.
  3. Необходимо полюбить все выполняемые роли, найти в них свои преимущества. В этом случае справляться с теми или иными обязанностями будет легче. Индивид должен увидеть роль в новом свете, он должен ее полюбить, испытать симпатию. Если же этого не удается добиться, есть смысл подумать о смене роли.
  4. Если человек сменил область профессиональной деятельности, следует проявить инициативу в освоении новой роли. Надо отнестись к этому, как к получению нового опыта — позитивно. Негативный настрой непременно приведет к внутреннему конфликту.

    Привыкнуть к чему-то новому поможет заряд мотивации и энергии, поэтому страх и тревога могут только помешать на пути к совершенствованию.

Профилактикой также служит борьба с внутренними волнениями, переживаниями. Помогут медитация, занятия йогой и пилатесом. Снижение волнений и чувства страха поможет спокойнее, более позитивно воспринимать свою роль.

Если внутренний конфликт все-таки развивается, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет решить проблему.

Ролевые конфликты случаются часто: они могут появиться не только у взрослых, внутренне зрелых людей, но и у подростков, которые только учатся примерять на себя новые роли, свыкаются с ранее неизведанным, учатся вести себя в обществе определенным образом.

Справиться с такими ситуациями вполне возможно. Основная ошибка, которую допускают индивиды — это попытка решить проблему самостоятельно, без обращения за помощью к близким из-за страха недопонимания.

Приняв во внимания определенные обстоятельства, изучив себя и поговорив с родными, человек намного быстрее придет к конструктивному решению и внутренний конфликт будет улажен. Если же с этим не бороться, преодолеть кризис и стресс не удастся.

В видео кратко и ясно говорится о сути ролевого напряжения и ролевого конфликта:

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/vidy-rolevyh-konfliktov.html

Ролевой конфликт: причины, способы разрешения и разновидности. Примеры ролевых конфликтов :

Общение и взаимоотношения для человека важны так же, как и дыхание. Ведь без них мы не сможем научиться даже самому элементарному. С самого начала жизни мы общаемся с родными, затем с детьми, взрослыми, потом и сами взрослеем.

Отношения с каждой страничкой жизни видоизменяются: сначала мы дети, сестры, братья, потом для кого-то друзья, одноклассники, коллеги, подчиненные или руководители.

В зависимости от выполняемых нами функций мы играем разные социальные роли.

Место социальной роли в нашей жизни

Человек, входя в социум, что-то с собой несет и берет для себя. Являясь членом и непосредственным участником какой-то из общественных социальных групп, он обладает некоторым статусом.

Конфликт – что за явление?

Нужно отметить, что для выполнения социальной роли человеку необходимы определенные навыки и время, чтобы научиться это делать. Иногда получается так, что один и тот же субъект должен выполнять противоречивые обязанности. Ярким примером является жена-директор. Она дома должна быть в подчинении у мужа, а на работе указывать подчиненным.

Из-за этого появляются противоречия внутри самой личности (внутренние конфликты) и напряженные отношения с окружающими. Именно по причине статуса, положения в обществе к человеку предъявляются определенные требования. Социальная роль – это поведение людей в зависимости от разных требований к ним.

Один и тот же человек может одновременно быть братом, отцом, зятем, рабочим, другом.

Мы часто слышим слова “конфликт”, “конфликтный человек”, “внутриличностный конфликт”, что же это за понятия такие? Это определенные противоречия, которые уже есть или могут быть между разными социальными субъектами. Они возникают на основе несоответствия интересов, мотивов поведения, ценностей, потребностей и так далее.

Конфликт – это нормальное явление в обществе. Нет одинаковых людей, поэтому иногда появляется столкновение мнений и интересов по поводу какой-либо ситуации.

Специалисты выделяют множество видов конфликта, одним из которых является ролевой конфликт. Противостояние может быть не только между двумя людьми, предприятиями или странами. Очень часто человек борется с противоречиями в самом себе.

Ролевой конфликт как разновидность противостояния

Этот вид столкновения характеризуется тем, что возникает он только при определенных выполняемых обязанностях. Понятие предполагает несоответствие между некоторыми элементами одной или нескольких ролей. Чтобы было понятно, можно представить ситуацию из жизни.

Психолог, работающий в школе, воспринимается детьми как учитель. Из-за этого возникает дистанция между ним и учениками. С другой стороны, он должен быть с детьми практически на равных отношениях, чтобы расположить их к себе и помочь им решить личностные проблемы.

В семье, на учебе или производстве часто проявляется ролевой конфликт. Примеры противостояний, столкновений может привести каждый из своей жизни. Одни смогли с ними справиться, другие не могут, но очень хотят. Для того чтобы решить любую психологическую проблему, необходимо осознать ее причины.

Какие виды такого конфликта бывают?

Прежде чем заострить внимание на том, какие причины ролевого конфликта бывают, нужно определиться с его видами. Ведь от того, какое противоречие доминирует, зависит природа его возникновения.

Ролевых конфликтов немного, они делятся на столкновения

  • между ролями;
  • в рамках одной роли.

Первый вид подразумевает несоответствие, полное противоречие между несколькими ролями. К примеру, женщина работает по ненормированному графику, а дома ее ждут маленькие дети и недовольный муж.

Ей нужно и на работе показывать высокие результаты, и дома выполнять свои обязанности – это стирка, приготовление еды, общение с детьми и мужем.

В конце концов, она физически не справляется со всем этим набором требований, к тому же и муж выражает недовольство. Получается конфликт между ролями.

Совет

Ролевой конфликт второго вида также часто встречается. Например, когда женщина является мамой. Муж к ней, как маме, предъявляет следующие требования: она должна разбудить детей, умыть их, накормить и одеть.

Дети, в свою очередь, ожидают от мамы веселых игр, развивающих заданий и времени, проведенного у нее на коленях.

Между двумя ожиданиями существуют противоречия, так как женщина физически не успевает угодить двум сторонам социального взаимодействия.

Эти разновидности ролевых конфликтов существенно различаются между собой. Межролевые конфликты проявляются при несоответствии ожиданиям окружающих поведения человека, выполняющего разные роли. Эти ожидания, требования в большинстве случаев не зависят от самого субъекта.

Они сформированы общественным мнением, традициями, стереотипами. Внутриролевые противостояния зависят от восприятия человеком своего поведения с точки зрения ожиданий, которые имеет к нему его окружение.

Происходит процесс наслаивания представлений людей и их групп на роль, выполняемую одним субъектом.

Читайте также:  Особенности периода адаптации ребенка к детскому саду

Виды ролевых конфликтов дополняются еще одним: личностно-ролевым. Он предполагает несоответствие роли и потребностей, ценностей личности. Этот вид столкновения еще относятся к внутриличностному.

Такие примеры ролевых конфликтов из жизни встречаются часто.

Так, честный молодой бухгалтер, пытаясь правильно выполнять свою работу, будет постоянно бороться внутри себя, если начальство ожидает от него финансовых махинаций для своей выгоды.

Почему возникает конфликт ролей?

Столкновения людей между собой, их ожиданий и представлений, в большей мере зависят от сформированных норм и правил общества.

Если человек не соответствует закрепившимся стереотипам и правилам, а также правовым нормам регулирования поведения, у него возникает ролевой конфликт. Нужно понимать, что он не появляется на пустом месте.

Сначала происходит действие человека (в рамках его деятельности), затем анализ его поведения извне на основе перечисленных механизмов, потом дается оценка.

Специфика конфликтов ролей

Есть несколько специфических моментов, которые относятся только к ролевым противостояниям:

  • тесная связь такого конфликта с занимаемой человеком позицией в обществе (его взаимодействие и взаимоотношения с окружающими);
  • зависимость от характера психологических ожиданий социума (противоречивость, неоднородность, которая обусловлена деятельностью индивида, его положением в обществе и содержанием действий).

Механизмы психологической защиты при столкновениях ожиданий

Ролевой конфликт приносит человеку дискомфорт, ведь любое вмешательство в его внутренний мир расценивается как посягательство на безопасность и признание личности. Поэтому во время таких столкновений срабатывают защитные механизмы психики, помогающие субъекту сохранить внутреннюю гармонию.

  1. Разделение ролей. Человек сознательно временно прекращает выполнять одну из ролей, тем самым он дает себе возможность отдыха и “перезагрузки”. Но, в то же время, он продолжает реагировать на требования, которые относятся к выполнению данной роли.
  2. Рационализация. Возникает тогда, когда субъект желает, но в силу определенных обстоятельств не может вести себя согласно ожиданиям окружающих. Защищаясь от значимой роли, психика человека ищет ее отрицательные стороны, чтобы не допустить ролевой конфликт. Примеры такой защиты встречаются часто у школьников, людей, которые не могут добиться своей цели.

Отличие между напряжением и конфликтом в рамках выполняемой роли

Мы все проходим определенный процесс социализации. Еще с маленького возраста дети повторяют действия за взрослыми, тем самым перенимая опыт и ролевое поведение. У каждого по-разному проходит процесс социализации, одни хороший опыт получили с детства, другие ничего положительного не видели.

Когда человек взрослеет, он начинает вести себя соответственно занимаемому положению, роли. И здесь может возникнуть ролевое напряжение – субъект просто не готов к требованиям, которые к нему предъявляет общественность.

Для исключения такого напряжения студенты проходят практику, подростки обучаются навыкам ведения домашнего быта и так далее.

Напряжение возрастает и ведет к конфликтам, когда противоположные роли наслаиваются друг на друга. Например, девушка сдает экзамены, будучи успешной студенткой, и пытается ухаживать за ребенком, недавно приняв на себя роль мамы.

Готовность к выполнению социальной роли как путь к предотвращению ролевых конфликтов

Мы уже знаем, что социальные роли и ролевые конфликты тесно связаны друг с другом. Но как в медицине есть понятие профилактики болезней, так в психологии есть направление предотвращения ролевых конфликтов. Все весьма просто – нужно всего лишь быть подготовленным к выполнению социальной роли, чтобы избежать напряжения и конфликтов, связанных с ней.

Способы разрешения ролевых конфликтов

Они делятся на два вида:

  • внешние;
  • внутренние.

Первый вид заключается в том, что человек имеет возможность сам себя оградить от ролевых конфликтов. Он может уйти с работы, перестать общаться с прежними друзьями, поменять место отдыха и так далее.

Второй вид на бессознательном уровне хранит нас от лишних стрессов, связанных с ролевым напряжением и конфликтом. Здесь на первое место выступают классические защитные механизмы: вытеснение, изоляция, рационализация, идентификация и некоторые другие.

Он начинает активно действовать, когда нет возможности решить ситуацию по-другому, человек либо не умеет это делать, либо не может.

Обратите внимание

В этом случае меняется не ситуация конфликта или напряжения, а отношение человека к ней, его восприятие окружающей обстановки.

Источник: https://www.syl.ru/article/167910/new_rolevoy-konflikt-prichinyi-sposobyi-razresheniya-i-raznovidnosti-primeryi-rolevyih-konfliktov

Способы разрешения ролевых конфликтов

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковыми легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение — трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли.

Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.

Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида.

Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку в должности инженера — все это отдельные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать их впоследствии в следующих ролях.

При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно.

Например, маленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его похожим на одного из мужчин данного племени.

Важно

Животные и птицы, убитые на охоте, даются ему для того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался к ним и пронзал их стрелами. Затем наступает знаменательный момент, когда его в первый раз берут на охоту, где он подражает поведению мужчин и учится у них охотиться.

Он несет вместе со всеми добычу и гордится буйволами, которых убил его отец. Когда же, в конце концов, он сам убивает буйвола и становится мужчиной, это является только последним шагом в его непрерывной детской подготовке к исполнению новой, взрослой роли, которая органично соединяет его долговременный детский опыт со взрослым делом.

Такая ранняя подготовка к переходу от одною статуса к последующим — далеко не всеобщее явление в социальной жизни.

Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов.

Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери.

В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки.

Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем.

Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию, когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают понимать, что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.

Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения.

При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире.

Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения.

Например, молодой человек, закончивший школу, часто бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и способностей на любом поприще.

Совет

Но воспитанный таким образом молодой человек в скором времени замечает, что процесс получения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от обилия знакомств, положения родителей, наличия денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиков выдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной их задачей являются компромиссы со священными принципами; военные, призванные защищать отечество, могут меньше всего думать об этом.

Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутся чуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные нормы общества.

Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить.

Так, студентам в целях социализации к будущей роли специалиста предоставляется возможность выполнять лабораторные работы, проводить полевые испытания, проходить производственную практику.

Однако разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому круг}7 ролей, к решению действительных, реальных проблем.

Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.

Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей, или женатый студент должен примирять требования, предъявляемые к нему как мужу, с требованиями, предъявляемыми к нему как студент}', или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и арестом близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях — от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать Деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Обратите внимание

Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей.

Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается.

Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей — один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны.

Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.

Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

Читайте также:  Особенности перцептивной стороны общения в психологии

Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе.

Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники — это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться об их бесправном положении. Евангелическая заповедь «не убий» для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезают ролевой конфликт и ролевая напряженность.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами.

Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия.

Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут «расслабиться» (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу.

Важно

Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет «гардероб» ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д.

Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.

Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е.

имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и блокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает.

Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью.

Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляют серьезную социальную и психологическую проблему.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей — формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли.

Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом.

Совет

Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли.

Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Источник: https://psyera.ru/sposoby-razresheniya-rolevyh-konfliktov_9832.htm

Ролевые конфликты и способы их преодоления

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.

Возможны следующие конфликты:

· внутриличностный — вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях;

· внутриролевой — возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

·личностно-ролевой — возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

· инновационный — появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентациц и требо­ваний новой социальной ситуации.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного, в том числе ролевого конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение ролевого конфликта может быть конструктивным и деструктивным.

При конструктивном преодолении конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание.

Разрешение ролевого конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии.Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Групповое отклонение: конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь». Индивидуальное отклонение: отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.

В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым.

Вторичное отклонение – отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

Культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.

Типы девиантного поведения (Роберт Мертон).
Главной причиной девиаций Мертон считал разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами их осуществлениями.

Обратите внимание

1) Конформность: соответствие культурным целям и средствам. Конформизм – это единственный тип недевиантного поведения, поскольку поддерживает и цели деятельности, и средства их достижения.

2) Инновация: согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.Инновация (от англ. innovation) – нововведение.

3) Ритуализм: отрицание целей данной культуры, но принятие и использование традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Ритуал (от лат.

ritualis – обрядовый) – разновидность обычая или традиции; исторически сложившаяся или специально установленная норма поведения, в которой форма исполнения действий строго канонизирована и имеет лишь символическое значение.

4) Ретретизм (от англ. retreat – отступление, отход; уединённое место, убежище), бегство от действительности: отрицание и целей, и социально одобряемых средств их достижения.

5) Мятеж, бунт – форма поведения, не только отрицающая, но и стремящаяся заменить старые цели и средства, способ действий, который предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов, формирование новых целей и средств.

Биологические объяснения (теории физических типов):

Определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм; люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.

Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики (например, Лафатер). Они называли в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т. д.

Важно

Однако какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось.

Чезаре Ломброзо (1835 – 1909) является автором идеи «прирождённого преступника». Однако, первым, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явился сторонник физиогномики Лафатер. Они называл в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т.д.

Зигмунд Фрейд предполагал, что любые поступки людей – это рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. Когда контролирующий волевой фактор не способен подавить природный инстинкт – возникает конфликт, выливающийся в преступление.

По мнению Конрада Лоренца источником агрессии является инстинкт борьбы за выживание. У человека, в отличие от всех других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. На заре человеческой истории это было не столь опасно.

Однако появление средств массового уничтожения ставит под угрозу выживание человека как вида.

Социологические объяснения.

Теории конфликта. Карл Маркс и Фридрих Энгельс существование преступности связывали с социальным неравенством капиталистического общества. С целью достижения равенства члены определённых групп населения становятся преступниками прежде всего с целью получения материальной выгоды.

Аномия – беззаконность, безнормность, неуправляемость – 1) психическое состояние человека, когда для него ничто не свято и не обязательно (индивидуальная аномия); 2) нарушения в ценностно-нормативной системе общества (отсутствие или неэффективность, противоречивость правовых и нравственных норм), всеобщая апатия, разочарованность, рост преступности, массовое стремление к нетрудовому образу жизни (массовая аномия); 3) стремление к реализации политических целей путем попрания правовых и нравственных норм (политическая аномия); 4) конфликт норм в культуре (аномия культуры). Дюркгейм приходит к выводу, что преступность – это нормальное общественное явление.



Источник: https://infopedia.su/13xe01d.html

Ролевые конфликты в семье: сущность и пути преодоления

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_55_

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 4

УДК 159 С.А. Седракян

РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ: СУЩНОСТЬ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Статья посвящена семейным конфликтам и способам их преодоления. Семейные конфликты разнообразны по своему возникновению, структуре и значению. Как специфические индикаторы ошибок, сделанных на пути установления гармоничных семейных отношений, конфликты актуализируют вопросы психологической поддержки и защиты личности, научной организации семьи.

Неуправляемость развития этого явления приводит к распаду семьи и, в конце концов, к разводу. Вопросы предотвращения и преодоления конфликтов были и остаются актуальными для всех поколений и обществ.

Для выявления сущности этого многогранного явления мы применили ролевой подход, который позволяет обсудить современные представления о семейных конфликтах и связанные с ними проблемы социальной психологии в целом.

Совет

Ключевые слова: семья, внутриролевые конфликты, отношения, требования, ролевой стресс.

Каждый член семьи исполняет, взаимодействуя с другими исполнителями, ряд ролей. В условиях подобного «множества» ролей между собственными ролями и ролями других членов группы неизбежно возникают разногласия и конфликты.

Вот почему социологи и социальные психологи не только обратили внимание на ролевые конфликты, но и выявили и описали их основные виды.

Мы полагаем, однако, что конфликты, возникающие во внутрисемейных отношениях, еще нуждаются в изучении под углом теории ролей.

По современным представлениям, существуют ролевые конфликты трех основных видов: внут-риролевые, межролевые и конфликты между личностью и ее новой ролью. Обсудим кратко каждый из видов.

Когда личность берет на себя какую-либо роль, то это само по себе означает, что она должна выполнять определенные действия, причем, как известно, предъявляются различные экспектации (ожидания, требования – от лат. exspectatio – ожидание) в отношении ее ролевого поведения.

Подобные экспектации предъявляет сам исполнитель роли, а также другие референтные лица и социальные группы. Если между этими экспектациями существуют противоречия, то в данной ситуации лицо, исполняющее только одну роль, может ощущать внутренний конфликт, называемый внутриролевым (intra role conflict).

Это порождает серьезные психологические задачи, которые личность так или иначе должна решить для продолжения своей нормальной жизнедеятельности.

Обратите внимание

Если в отношении исполнения одной и той же роли личности предъявляются противоречивые требования и экспектации, то она должна решить, как действовать, чтобы выйти из этой неприятной ситуации.

Такая ситуация возникает, когда лицо А должно исполнять соответствующую своему статусу роль Р1, но: а) требования дополнительных исполнителей Р2 и Р3, которые они предъявляют исполнителю Р1, не одинаковы; б) когда исполнителей одной и той же дополнительной роли (например, Р2) несколько, и между ними есть разногласие по поводу того, каким образом должно действовать лицо А. Предположим, например, что лицо А – студент, лицо Б – одни из его друзей, а лицо Г – лектор. Если друг и лектор предъявляют лицу А различные экспектации, то у лица А возникает внутри-ролевой конфликт первого типа. А если ряд лиц, составляющих группу (например, члены студенческого совета), предъявляют лицу А разные требования, то в этом случае он переживет внутриролевой конфликт второго типа. Понятно, что подобные конфликты могут возникнуть и во внутрисемейных отношениях.

Читайте также:  Почему после рождения ребенка испортились отношения с мужем?

Целый ряд референтных групп может предъявить личности и ее исполнению роли противоречивые, несовместимые требования, и тогда, следовательно, перед личностью может возникнуть задача: как составить суммарное множество приемлемых экспектаций и соответствующим исполнением роли избежать резких конфликтов.

Личность, исполняющая роль, оказавшись в подобном противоречивом, конфликтном состоянии и не в силах сориентироваться, чтобы найти согласованное решение, может проявить дезориентировку и противоречивое поведение.

Отметим прежде всего, что внедрение символов может стать первым шагом на пути к оформлению и математическому описанию задач, связанных с ролевыми конфликтами.

2015. Т. 25, вып. 4

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Для разрешения или хотя бы ослабления внутриролевых конфликтов можно выбрать один из следующих путей: а) когда экспектации лиц или групп Б и Г в отношении роли лица А противоречивы и сталкиваются, то в конкретных случаях, несложно выяснить, что это – проявление экономических, политических или других интересов. Следовательно, стороны должны встретиться и прийти к согласию относительно этих интересов; б) в том случае, когда относительно исполнения лицом А своей роли экспектации различных членов одной и той же группы Б противоречивы, то они должны обсудить этот вопрос и разработать общие требования – для предъявления лицу А. Так, мать, отец и другие члены семьи вначале могут предъявлять разные требования по отношению к сыну, что приводит к возникновению в нем ролевого конфликта. Но, обсудив этот вопрос вместе, они могут разработать группу общих требований и предъявить их молодому человеку.

Межролевые конфликты возникают в результате несогласованности требований различных ролей (inter role conflict). Если, например, по отношению к лицу А родители предъявляют одни требования, а друзья – иные, то лицо А оказывается в конфликтном состоянии.

Межролевой конфликт может возникнуть, когда: а) одно и тоже лицо одновременно исполняет две роли (например, роль сына лица Б и его студента или ученика); б) когда к этим ролям предъявляются различные экспектации (требования, поручения) в плане форм поведения.

Если две различные роли не осуществимы одним и тем же лицом (например, роль мужчины и женщины одновременно), то причина в том, что в плане форм поведения к ним предъявляются различные требования.

Важно

Тогда как в случае с ролями совместимыми требования могут быть предъявлены одному и тому же лицу и не быть противоречивыми.

Некоторые межролевые конфликты можно прогнозировать, что позволяет предотвратить их. Например, если лицо А является и сыном лица Б, и его подчиненным, то в противоречивом состоянии оказывается не только лицо А, но и его отец.

Если одна из конфликтных ролей заслуженная (то есть, личность добилась этой роли благодаря своим усилиям), а другая – биологически предопределена, то в современном обществе требуется, исполняя первую роль, отказаться от второй.

Например, при выполнении гражданского долга человек может идти наперекор своим собственным интересам: не выполнять свою внутрисемейную роль или отложить ее выполнение. Несомненно, в различных культурных сферах и в различных слоях того же общества не все сочтут подобное решение правильным. Подобные межролевые конфликты возникают и в различных сферах общественной жизни.

Например, некоторые случаи попечительства и покровительства могут быть лучше восприняты в случае их трактовки с позиций ролевых конфликтов.

Межролевые конфликты возникают не только из-за различий в ролевых экспектациях, но и по той причине, что различные роли исполняются на различных социальных «аренах». Например, роль сына дома, роль студента в вузе и др. Одно и то же лицо на различных сценах исполняет различные действия, проявляя также и различные стили жизнедеятельности. На одной же сцене они несовместимы.

Если так сложились обстоятельства, что, тем не менее, две несовместимые (конфликтные) роли исполняются в одной и той же ситуации, то исполнение обеих ролей нарушается. В области педагогической деятельности наблюдается такое явление: по какой-либо причине родителя ученика вызывают в школу.

Он (ученик), оказавшись в «точке пресечения» двух социальных групп, затрудняется выбрать правильную форму поведения и может отказаться от исполнения и одной (сын), и другой (ученик) роли. А если сцены двух ролей явно различны, то они могут исполняться независимо друг от друга, но при наличии внутренних конфликтов.

Совет

Межролевые конфликты препятствуют результативной интеграции различных сторон личности.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/rolevye-konflikty-v-semie-suschnost-i-puti-preodoleniya

Психология

Личностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

В зависимости от того, какие именно аспекты личности затрагиваются противоречиями, целесообразно различать конфликты в мотивационной, когнитивной или деятельностной сферах.

Наиболее изучены в психологии мотивационные конфликты, т. е. конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.

Этим они обязаны прежде всего психоаналитической традиции, для которой постоянно переживаемый человеком конфликт – это неотъемлемое свойство человеческой природы, а психика – это арена постоянной борьбы между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания.

Именно эта исходная позиция дала основание специалистам оценивать взгляд классического психоанализа на человеческую природу как довольно мрачный и пессимистический.

Более конструктивное описание конфликтов-мотивов принадлежит американскому психологу К. Левину, который выводит эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Его различение трех основных типов внутриличностных конфликтов считается классическим.

Первый тип конфликта – это когда человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами.

Непременным условием возникновения конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу, в противном случае конфликта не было бы, так как мы просто выбирали бы более значимое для нас или реализовали бы свои желания последовательно.

Обратите внимание

Классической иллюстрацией такого типа конфликта считается случай Буриданова осла, в конце концов умершего от голода, потому что он так и не смог выбрать между двумя равными по величине охапками сена.

Эта ситуация, когда «хочется и того и другого», может, однако, приобретать достаточно драматический характер невозможности выбора между чем-то или кем-то в равной мере важным или дорогим для человека. Например, в подобном положении оказывается молодой муж, мать и жена которого из-за несложившихся между ними отношений ставят дорогого им человека перед невозможным для него выбором.

Второй тип конфликта близок по своей природе первому типу, но предполагает выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями.

Как и в первом описанном типе конфликта, выбор «из двух зол меньшего» затруднен равенством интенсивности мотивов избегания.

Неудавшаяся семейная жизнь вынуждает мужчину мучительно решать – или поддерживать несложившиеся и тяжелые семейные отношения, или расстаться с ребенком, постоянное общение с которым в случае развода с женой станет невозможным.

Наконец, третий тип конфликта, по К. Левину, – это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы», как об этом говорят в обыденной речи.

Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием «за» и «против» – соглашаться ли на более денежную, но неинтересную работу, решаться ли на нужную, но слишком дорогостоящую покупку, разменивать ли квартиру, чтобы жить отдельно от родителей, и т. д.

Эти ситуации могут превращаться и в мучительный жизненно важный выбор – например, продолжать существовать в устроенном мире сложившихся отношений, стабильной работы, привычного образа жизни и при этом «жить не своей жизнью» или, потеряв все, начать сначала?

Все описанные типы конфликтов являются мотивационными, поскольку их содержанием является борьба мотивов.

Важно

Менее изучены так называемые когнитивные конфликты, в основе которых находится противоречие несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д.

и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, как вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок.

Возникает противоречие двух представлений: «он мой друг» и «друзья так не поступают», эмоциональное переживание которого знакомо многим.

Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния диссонанса, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (не согласованных).

Типичные способы уменьшения когнитивного диссонанса – либо изменить одно из противоречащих представлений так, чтобы они более-менее соответствовали друг другу, либо прийти к некоему новому представлению, или «знанию», которое, например с помощью обобщения, примирит, снимет противоречие между ними.

В приведенном нами примере человек может пересмотреть свое отношение к своему другу – «он мне не друг» (что соответствует второму – «друзья так не поступают»); пересмотреть свое отношение к его поступку, который, может быть, не так уж и плох, как сначала показалось; наконец, можно попытаться примирить два несоответствующих друг другу представления с помощью их включения в новую систему рассуждений о своих завышенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т. д. Конечно, в реальности эти изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко: они могут быть болезненны, связаны с большими потерями и соответствующими эмоциональными переживаниями.

Исследования явлений когнитивного диссонанса в психологии довольно популярны, поскольку затрагивают и такие важные и интересные явления, как оправдание собственных действий (мы осознаем, что поступили вразрез со своими принципами) или аргументация выбора (приняли решение вопреки логике).

Эти явления принимают характер конфликта только тогда, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности, а потому делающая ее решение эмоционально трудным.

Совет

Наконец, противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности, могут переживаться как ролевые конфликты.

Одним из способов описания жизнедеятельности человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей. Возникновение противоречий между различными ролевыми позициями личности, соответствующим ролевым поведением и возможностями личности может вести к возникновению ролевых конфликтов.

Традиционно различаются два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне.

Это, во-первых, межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьезную психологическую проблему.

Например, типичным, широко распространенным межролевым конфликтом является противоречие профессиональной роли и семейных ролей (жены, матери) для женщины.

Само это противоречие в известном смысле неизбежно («чем больше уделяешь внимания работе, тем больше страдает семья» и наоборот), и обычно находится компромиссный вариант его решения, однако оно может превратиться и в острый конфликт с тяжелым выбором «либо-либо».

Второй вариант ролевых конфликтов – это внутриролевые конфликты, т. е.

противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда или из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли (например, быстро, без колебаний принимать решения) или из-за его нежелания делать это опять возникает проблема выбора (выбрать роль и изменить себе или отказаться от роли, а может быть, найти компромиссный способ снятия или ослабления этого противоречия).

Описанные нами основные виды личностных конфликтов соответствуют традиционно различаемым в психологии мотивационной, когнитивной и деятельностной сферам жизнедеятельности личности.

Обратите внимание

Хотя каждый из этих видов конфликтов имеет свое содержание, отражающееся прежде всего в характере лежащего в основе конфликта противоречия, и свою специфику, в реальной жизненной ситуации, в переживаемом человеком психологическом конфликте могут содержаться компоненты мотивационного, когнитивного, ролевого противоречий. Тем не менее различение отдельных видов конфликтов является важным элементом их анализа и диагностики, а следовательно, и поиска возможностей их преодоления.

Источник: https://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl112.shtm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector