Что является предметом изучения возрастной психологии?

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко).

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).

Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии: – Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека. – Периодизация психического развития в онтогенезе. – Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.

– Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний. – Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

– Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека. – Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях. – Возрастная и клиническая диагностика.

– Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.

– Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Связь возрастной психологии с другими науками: – медициной;

– философией;

– этнографией; – искусствоведением; – социологией;

– социальной психологией;

– общей психологией;
– дифференциальной психологией;
– патопсихологией;
– педагогической психологией и др.

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития: Метод наблюдения – Эксперимент: – лабораторный; – естественный; – констатирующий;

– формирующий;

Вспомогательные методы исследований: – беседа; – интервью; – анкетирование; – тестирование; – анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);

– проективные.

Сравнительные методы исследования: – близнецовый; – сравнение нормы и патологии; – кросс-культурный;

– биографический.

Социометрические методики

Обратите внимание

Схема построения эмпирического исследования: Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста). Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Ключевое понятие возрастной психологии – понятие «развитие». Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание – важнейший фактор развития.

Созревание – психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

Возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Во II половине XIX века сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки: – потребности общества в новой организации системы образования; – прогресс идеи развития в эволюционной биологии;

– разработка объективных методов исследования в психологии.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребёнка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевиднойнеобходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований.

Исторический анализ понятия «детства» дан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Так, в средневековой Европе взрослые относились к детям, как к младенцам, вплоть до 6-7-летнего возраста.

После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали к взрослым разговорам, шуткам, еде и др. (Г. Крайг). Детство, будучи социально-культурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития.

Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни и труду (Д.И. Фельдштейн).

В.Т. Кудрявцев выделяет три исторических периода детства (исходя из схемы Д.И. Эльконина): 1.

Важно

Квазидетство – на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность (первобытное детство). 2.

Неразвитое детство — мир детства выделен и перед детьми возникает новая социальная задача – интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию моделирования деятельности взрослых (детство в Средние века и Новое время).

3. Развитое детство — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Современное развитое детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной структуры.

Источник: https://psyera.ru/predmet-zadachi-i-metody-vozrastnoy-psihologii-285.htm

Предмет возрастной психологии

Возрастная психология представляет собой перспективное, актуальное направление научных исследований, направленное на изучение фактов, механизмов и закономерностей развития личности на различных возрастных периодах; выявление возрастной динамики психики.

Научная область направлена на изучение закономерностей формирования и развития психики, исследуя движущие силы и механизмы данного процесса, анализируя различные научные подходы к пониманию природы, генезиса, функционального потенциала психики, выявляя различные аспекты становления психики, ее изменений в процессе реализации познания, коммуникации, деятельности.

Психология развития подразделяется на детскую, подростковую психологию, психологию юности, взрослости, геронтопсихологию. Каждое из научных направлений изучает динамику психологической жизни личности в рамках определенного возрастного периода.

Научная область отмечает все сравнительно медленные количественные, качественные изменения, которые происходят в психике личности при ее переходе от одного возрастного периода к следующему.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Объект и предмет психологии развития

Определение 1

Объектом изучения возрастной психологии является личность человека, которая находится в перманентном состоянии развития, изменений; закономерности формирования и развития личности.

Определение 2

Предмет научной отрасли – возрастные периоды развития, причины, возможные механизмы и закономерности перехода личности от одного возраста к другому, общие тенденции, направленность и темпы психического развития в онтогенезе.

Цели и задачи возрастной психологии

Определение 3

Главной целью возрастной психологии выступает оптимизация самоощущения личности в рамках отдельного возрастного этапа, гармонизация взаимоотношений с социумом, принятие собственной личности в любом возрасте

Основными задачами научной дисциплины выступают следующие:

  • исследование движущих сил и механизмов развития психики на протяжении жизни личности;
  • периодизация индивидуального психического развития;
  • исследование возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов на определенном возрастном этапе;
  • выявление возрастных возможностей, закономерностей реализации деятельности;
  • определение возрастных норм функций психики, психологических ресурсов и творческого потенциала личности;
  • создание службы систематического контроля за ходом развития ребенка, его психического состояния, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях;
  • клиническая, возрастная диагностика;
  • реализация психологического сопровождения в кризисные периоды жизни личности;
  • оптимизация организации образовательно-воспитательного процесса.

Категория возраста в психологии развития

Определение 4

Одной из основных категорий психологии развития выступает категория возраста – понятия, которое служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития человека.

Различают хронологический и психологический возраст.

Определение 5

Хронологический – выступает характеристикой длительности существования человека от момента его рождения.

Определение 6

Психологический – представляет собой определенную своеобразную ступень онтогенеза, индивидуального развития, обусловленную особенностями, закономерностями формирования организма, воспитания, обучения, условиями социально-природной окружающей среды.

Основными компонентами возраста выступают следующие:

  1. Социальная ситуация развития;
  2. Новообразования;
  3. Ведущая деятельность.

Таким образом, психология развития представляет собой перспективное направление научной мысли, позволяющее оптимизировать процессы восприятия, принятия личностью себя во всей совокупности индивидуальных, возрастных, психологических проявлений.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/predmet_vozrastnoy_psihologii/

Предмет и задачи возрастной психологии

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологиивозрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития человека в онтогенезе.

Таким образом, предметом возрастной психологиикак научной дисциплины являетсяизучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе.

Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста,психология старости (геронтопсихология).

Теоретические задачи возрастной психологии:

– изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Источник: http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/802-predmet-i-zadachi-vozrastnoj-psihologii.html

Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза (индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти) человека от рождения до старости.

Предмет возрастной психологии– есть возрастная динамика психики человека, развитие и изменение психических процессов, качеств личности.

Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на: эволюционные, революционные и ситуационные.

К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста).

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1. Выявление и обоснование возрастных норм различных психофизиологических и социальных функций

2. Исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития и их зависимости от условий развития социальной среды

Читайте также:  "свет мой, зеркальце, скажи...": психология нарциссизма у женщин

3. Исследование процесса взросления во всем многообразии его проявления и с учетом роли ранних (предшествующих) периодов жизни

4. Прогнозирование содержания психического развития на разных этапах онтогенеза и факторов, которые могут повлиять на это развитие.

Структура возрастной психологии:

Детская (дошкольного возраста, младшего школьника, подростка) психология;

психология юности;

психология зрелого возраста;

психология старости.

Вопрос № 2.

Проблемы возрастной психологии. Основные понятия возрастной психологии.

Как известно, проблемой называется содержащий противоречие и, как следствие, трудноразрешимый в науке вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный и бесспорный ответ.

Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

Совет

С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект.

Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии, задерживая его.

Пока достаточно не созреет мозг человека, у него невозможно сформировать вербальную речь и многие другие связанные с ней способности.

С другой стороны, столь же очевидно, что психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем, как справедливо считают многие современные ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл.

То же самое касается совершенствования содержания и методов обучения и воспитания.

Однако, точно сказать, в какой степени психическое развитие человека на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы.

Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие человека.

Под стихийным понимается обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели.

Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная с семьи и заканчивая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания человека.

Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным. Одна из конкретных разновидностей этой проблемы – относительное влияние семьи и школы, школы и общества на развитие человека.

Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Ее можно представить как ряд частных вопросов, каждый из которых достаточно труден для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему.

Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей человека? Входят ли в них только генотипически обусловленные особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные психологические и поведенческие свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей людей: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у человека к определенному виду деятельности, например, музыкальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, скажем, абсолютного слуха?

Четвертая проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Действительно, что понимать под развитием: только то, что представляет собой глубокие преобразования революционного и эволюционного характера, или также включать в него то, что происходит под воздействием ситуации? Каковы критерии развития? Всякое ли изменение психики и поведения человека можно считать его развитием? С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие с течением времени: эволюционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, вторые кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж часто, а третьи, как правило, неглубоки. Это – не недостатки, а достоинства, заключающиеся в необратимости эволюционных, глубине революционных и непрерывности ситуационных изменений психики и поведения человека. Так что же больше влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? В этом и состоит суть четвертой из обозначенных нами проблем.

Пятая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека.

Что его в большей степени определяет: возрастные изменения личности или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменению личности, и наоборот; способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе стороны развития – интеллектуальное и личностное – определяют его в целом?

Основные понятия возрастной психологии

Основными понятиями возрастной психологии являются: психическое развитие, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, центральное психическое новообразование, возраст, сензитивность.

Психическое развитие ребенка есть процесс развития у него способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры.

Сущность психического развития заключается в разви­тии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности; переход к высшей ступени выражается в расширяющейся возможности познавательного и действенного проникно­вения в действительность.

Источниками разви­тия являются:

-взаимодействие ребенка с действительность, главным обра­зом социальной, со взрослым ( Л. С. Выготский);

-усвоение ребенком социального опыта, воплощенного в продук­тах материального и духовного производства (А. В. Запорожец).

Условиями психического развития личности являются:

-общечеловеческие и индивидуальные органические особенно­сти, а также ход их созревания в онтогенезе;

-социальные условия (человеческая среда).

Движущей силой развития является отношение между лично­сть и ее социальной средой, обозначенные Л. С. Выготским как со­циальная ситуация развития личности.

Под социальной ситуацией развитияпонимается то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждо­го возрастного этапа и обуславливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно новые психологические образования, возникающие к концу каждого периода (Л. И. Божович).

Переход с одного этапа психического развития на другой связан с развитием деятельности ребенка как внешней, так и внутренней.

Обратите внимание

Признаком перехода от одной стадии развития к другой будет яв­ляться смена ведущего типа деятельности, ведущего отношения ре­бенка к действительности.

Ведущая деятельность– это наиболее часто встречащаяся на данном этапе развития деятельность, кото­рой ребенок отдает больше всего времени.

Именно в контексте ведущей деятельности возникат специфи­ческие для данной возрастной стадии психологические новообразо­вания.

Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности, деятельности и сознания, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутренняя и внешняя жизнь, весь ход его развития в дан­ный период (Л. С. Выготский). Центральные новообразования являют­ся ведущими для всего процесса развития на данном возрастном эта­пе и характеризуют перестройку всей личности на новой основе.

Процессы развития, связанные с основными новообразования­ми, называются центральными линиями развития, все другие, совершающиеся в данном возрасте, – побочными линиями развития.

Поскольку новообразования приводят к перестройке сознания и изменят всю систему отношений его к действительности и к самому себе, изменяется и социальная ситуация развития, представляющая собой систему отношений между ребенком данного возраста и соци­альной действительность.

Возникает противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего воз­раста.

Происходит переход к новой стадии развития его психической жизни (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

Точное определение возрастных этапов сложно, так как разви­тие происходит непрерывно. Каждый такой этап представляет собой целостное динамическое образование, такую структуру, которая оп­ределяет роль и удельный вес каждого отрезка линии развития, и называется возрастом.

Возрастные изменения могут происходить резко, критически или постепенно, литически (П. П. Блонский).

Важно

В от­носительно устойчивые (стабильные) периоды развитие совершает­ся, главным образом, за счет малозаметных изменений личности ре­бенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачко­образно складываются в какие-либо новообразования. Стабильные периоды развития сменятся кризисами.

В этих периодах на протяжении короткого отрезка времени со­средоточены резкие кардинальные изменения и переломы личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный характер.

Еще одним важным понятием возрастной психологии является понятие «сензитивный период развития». Сензитивный период раз-вития – это период в жизни человека, обеспечиващий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Вопрос № 3.



Источник: https://infopedia.su/1x9e5d.html

Предмет и методы возрастной психологии | Горизонты

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Возрастная  психология — у нас, в мировой психологии – психология развития.

Составляющими предмета возрастной психологии являются изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой. При этом изменения могут быть различны:

количественные — увеличение словарного запаса, объема памяти; эволюционные — накапливаются постепенно, плавно, медленно;

качественные — усложнение грамматических конструктов в речи — от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию;

революционные — более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;

ситуационные — связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

понятие возраста определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период — это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологический возраст (Л.С. Выготский) — это качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Совет

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один человек вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже.

Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Теоретические задачи:

  1. Изучение общих закономерностей и детерминант развития
  2. Построение периодизации психического развития человека
  3. Определение соотношения между обучением и психическим развитием человека
  4. Построение психологического портрета возраста

Дополнительно, в детской психологии ставятся задачи:

  1. Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания
  2. Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения
  3. Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий
  4. Разработать психологически обоснованные требования к предстоящему. общению.

Практические задачи:

  1. Контроль за ходом и динамикой психического развития человека.

  2. Определение возрастных норм психических функций
  3. Выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
  4. Возрастная и клиническая диагностика;
  5. Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

Дополнительно в детской психологии решаются задачи:

  1. Решение вопроса, в каком возрасте надо начинать школьное обучение
  2. Помощь в построении программ обучения, создания психологического комфорта в школе и т.п.
  3. Создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
Читайте также:  Классификация стилей общения в психологии

Методы возрастной психологии можно классифицировать по четырем категориям: Организационные; эмпирические; статистические (обработка данных); интерпретационные. Рассмотрим каждый подробнее.

Метод продольных возрастных срезов (лонгитюд)

Группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени. Этот период может доходить до 30-40 лет. Например, в ЛГУ лонгитюд проводился в течение 5 лет на студентах по два раза в год, начиная с 1-го курса и до окончания ими института.

Этот метод дает самые качественные результаты, является своего рода «высшим пилотажем» экспериментальной психологии.

Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности (в частности, требуются разные, но равноценные интеллектуальные и другие тесты на каждом этапе). Поэтому метод используется сравнительно редко, но известен давно (с середины XIX-го века). Именно так Ч.

Дарвин и В.Бехтерев наблюдали за своими детьми. Ж. Пиаже таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта.

Метод позволяет: проследить развитие отдельных психических функций и дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности).

Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения, так как эта ценность выражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека (Б.Г.Ананьев).

Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

Метод поперечных возрастных срезов

Обратите внимание

Одноразовое обследование различных одновозрастных групп (например, 1,2,…,10 класс) по единой методике.

Естественно, этот метод во всех отношениях легче осуществить. Однако есть здесь и трудности, главная из которых — методики должны обеспечить сравнимые результаты по разным возрастным группам (это особенно важно в детском возрасте).

Метод позволяет выявлять возрастные нормы (при достаточно большой выборке) и проводить исследования быстро и с меньшими методическими проблемами. Конечно, чем меньше возраст, тем меньше должен быть временной шаг (у новорожденных — неделя, у взрослых — 5 лет, в старости — меньше).

Комплексный метод состоит в сочетании обоих методов в разных вариантах; например, в ходе лонгитюда делаются одновременные поперечные срезы по всей его выборке.

Обсервационный метод  (наблюдение и самонаблюдение). (Так работал, в частности, Ж. Пиаже ).

Экспериментальный метод  (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).

Психодиагностический метод (тесты, анкеты и т.п.)  ;

Биографический метод (монографическое описание — разработка Б.Г.Ананьева);

Здесь используются все методы современной математической статистики; более того, многие из них (например, факторный анализ), собственно говоря, и были разработаны психологами для своих нужд.

Вообще в психологии и, в частности, в возрастной психологии главная проблема — перевести результаты на язык пользователя. Для возрастной психологии чаще всего пользователями выступают педагоги, медики, инженеры и пр.

В интерпретации данных экспериментов используются способы генетического и структурного описания.

Первый фокусируется на объяснении генезиса наблюдаемых феноменом, второй — на количественном описании наблюденных закономерностей (с использованием статистических методов).

См. подробнее:

  1. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология

См. также эссе под рубрикой «Горизонты«:

  1. Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов

См. также разделы Справочника :

Источник: http://ingorizont.ru/?p=413

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Лекция 1

Основные понятия и категории возрастной психологии

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Основные понятия: возрастная психология, развитие психики в онтогенезе, возраст, теоретические и прикладные задачи возрастной психологии, систематическое исследование процессов развития, научный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, комбинированный план, методы сбора данных в возрастной психологии.

Возрастная психология (англ. developmental psychology) – раздел психологии, в ко­тором изучаются вопросы развития психики в он­тогенезе, закономерности перехода от одного пе­риода психического развития к другому.

Развитие психики в онтогенезе (англ. development of mind) – последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ.

Эти изменения обусловливают переход живых су­ществ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой.

Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жиз­ни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов.

Онтогенез человеческой психики носит стади­альный характер. Последовательность его стадий, периодов необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в развитии психики.

Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новооб­разованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом.

Важно

Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыду­щего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны – они определяются действием общественно-истори­ческих факторов. Человек в любом возрасте имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной его деятель­ности.

Задача(от греч. problema) – вопрос, ответ на который представляет теоретический или практический интерес.

Важнейшими теоретическими задачами возрастной психологии являются: исследование, описание, объяснение закономерностей и механизмов развития человека на протяжении жизненного пути. Практические задачи возрастной психологии связаны с обеспечением психологического сопровождения развития человека в онтогенезе.

Систематическое исследование процессов развития – единственный источник действенного, основанного на достоверных фактах, точного учения о развитии человека.

Данное исследование основывается на принципе объективности, организуется в соответствии с алгоритмическим подходом в виде последовательности логических шагов, которые позволяют исследователю продвинуться от исходных вопросов к конечным выводам.

выделяется семь этапов исследования: 1) формулирование содержательных вопросов; 2)применение научного метода; 3) выбор условий исследования; 4) выбор экспериментального плана для изучения изменений; 5) использование подходящего метода сбора данных; 6) интерпретация полученных данных; 7) формулирование выводов и определение области их применения.

Научный метод – это общепринятые приемы, которые ученые используют для решения поставленных исследовательских целей. Выделяется четыре обязательных этапа научного исследования: постановка проблемы, формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления, проверка гипотезы, формулирование выводов.

Выделяется три основных метода организации исследований развития человека.

Таблица 1.

Основные методы организации исследований развития человека

Тип метода Характеристика
Метод продольных срезов (лонгитюд­ный план)   Группы испытуемых исследуются неоднократно на протяжении установленного отрезка времени; повторные измерения проводятся в разных возрастах. Преимущества: обнаруживает связи между поведением на раз­ных этапах жизни. Недостатки: возможность неправильной интерпре­тации наблюдаемых в определенном возрасте изменений вследствие направ­ленного уменьшения выборки испытуемых, их знакомства с методиками исследования и эффектов когорты
Метод поперечных срезов   Группы испытуемых разного возраста исследуются одновременно. Преимущества: требует меньше времени и затрат, чем лонгитюдное исследование. Недостатки: группы могут отличаться не только по возрасту; не позволяет изучать тенденции роста; эффекты когорты могут сказываться на наблю­даемых возрастных различиях
Комбинированный (когортно-последо-,нательный) план   Две или более группы индивидуумов, родившихся в разное время, не­однократно исследуются на протяжении установленного периода времени. Преимущества: допускает продольные и поперечные сравнения характеристик детей; позволяет измерять эффекты когорты. Недостатки: на проведении данного исследования могут сказаться недостатки, присущие методам продольных и/или поперечных срезов, хотя сам по себе этот план способствует их преодолению; его реализация требует больше средств и времени

Лонгитюдный метод (метод продольных срезов) предполагает организацию исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода.

Метод поперечных срезов – метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп.

Комбинированный метод (когортно-последовательный план) предполагает объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный план, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.

Существуют различные методы сбора данных в возрастной психологии.

Наблюдениепредполагает целенаправленное и планомерное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни человека.

Тесты достижений и способностей широко распространены как форма измерения физических и когнитивных аспектов развития.

Методики самоотчета (разнообразные формы отчетов и вопросников) используются для выявления мнений и типичных форм поведения опрашиваемого.

Проективные методики используются для изучения эмоциональной, потребностно-мотивационной сферы.

Социометрические методы направлены на определение статуса личности в группе, показателей эмоциональной экспансии.

Метод эксперимента состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента – испытуемые. В зависимости от условий проведения выделяют естественный, лабораторный эксперимент.

2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки: исторический очерк

Основные понятия: спорные вопросы теорий развития: природа или воспитание, непрерывность или скачкообразность, организм или механизм.

Природа или воспитание –это краткая формулировка вопроса о том, какие факторы связанные с наследственностью или связанные с внешней средой играют определяющую роль в развитии. Отдавая приоритет природе, основной детерминантой развития признается наследственность.

С другой стороны, теорети­ки, которые подчеркивают значение воспитания, рассматривают факторы внешней среды (такие, как поведение матери, теснота жилья, скученность, температура или культурные факторы) в качестве главных элементов, лежащих в основе формирова­ния поведения.

Теоретики, признающие приоритет природы, и ученые, считающие основной детерминантой развития воспитание, наблюдая одну и ту же форму пове­дения, совершенно различно описывают процессы, которые привели к ее развитию.

Например, ученый, подчеркивающий значение наследственности и биологических факторов как детерминант поведения, может объяснить то, что дошкольник приду­мывает себе воображаемых друзей, уровнем развития его мозга и когнитивной не­зрелостью.

Ученый, подчеркивающий значение воспитания, может назвать в качестве причины такого поведения средовые факторы например изоляцию, недостаток чут­кости со стороны родителей или отсутствие братьев и сестер.

Еще одним принципиально важным для исследователей развития является воп­рос о том, как происходит этот процесс – непрерывно или скачкообразно.

Проис­ходит ли развитие таким образом, что различные формы поведения постепенно на­слаиваются друг на друга, накапливаясь количественно? Или же развитие имеет ступенчатый характер, причем каждый его этап отражает появление различных форм поведения, отличающихся друг от друга качественно? Сторонники теорий научения, как мы увидим из этой главы, придерживаются концепции непрерывного развития, в то время как сторонники теорий стадиального развития, такие как Ж. Пиа­же и З. Фрейд, считают, что наиболее значимые разрывы в развитии указывают на появление новых способностей или форм поведения.

Вопрос о том, является человек по своей природе организмом или механизмом, как и два предыдущих, философского происхождения. Сторонники организменного подхода считают людей активными, принимающими полноценное участие в процессе развития.

Совет

Индивиды взаимодействуют с другими индивидами, участвуют в событиях и в процессе этого изменяются. Они, в свою очередь, также воздействуют на объекты и события и изменяют их. Сторонники организменного подхода, изучающие познание (например, Ж.

Читайте также:  Стадии настоящей любви в отношениях и их характеристика

Пиаже), считают, что в процессе по­лучения информации изменяемся и мы сами. Этот процесс делает нас способными действовать более компетентно при последующих информационных обменах.

С по­зиций механистического подхода люди описываются как существа, пассивно реаги­рующие на события внешней среды, внутренние влечения или мотивацию. Эту точ­ку зрения наиболее четко выражают бихевиористы, считающие, что поведением людей управляют.

3. Категория развития: теории психического развития; источники, движущие силы и условия психического развития; механизмы развития личности.

Основные понятия: развитие, области развития, процессы развития, теории развития, движущие силы, источники развития, условия психического развития, механизмы развития личности.

Развитие – это изменения, происходящие в строении тела, психике, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоци­альной.

Таблица 2. Общая характеристика областей развития

Область развития Характеристика
Физическая Включает рост и изменения тела человека. Внешние изменения, например динамика роста и веса. Внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. Физи­ческое здоровье и двигательные навыки (например ходьба, ползание, навыки письма)
Когнитивная Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменении, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи
Психосоциальная Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развитии взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой – формирование социальных навыков и моде­лей поведения

К биологическим процессам развития относятся: созревание, рост, старение.

Созревание – это процесс развития, который заключается в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

Рост – это увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа и организма в целом до точки оптимальной зрелости.

Старение– это биологические изменения в организме после прохождения точки оптимальной зрелости.

Влияние среды на развитие человека происходит посредством процессов научения, социализации.

Научение– это основной, связанный с развитием процесс изменения человека в результате приобретения личного опыта или упражнения.

Социализация– это процесс усвоения установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей, ожиданий конкретной социальной группы.

Различные теории развития позволяют ана­лизировать изменения, происходящие с человеком с нескольких точек зрения. Теории систематизируют наблюдения, придавая им организованную структу­ру. Они также дают рациональное объяснение тому, как и почему происходит на­блюдаемое явление.

Любая из теорий может быть верной и по праву заслуживать изучения, при этом не объясняя причин какого-то конкретного процесса развития. У каждой теории есть свои положительные и отрицательные стороны, но вряд ли найдется такая, которую можно было бы назвать единственно верной.

Таким обра­зом, маловероятно, что какая-либо одна теория может полностью объяснить все процессы развития и формы поведения. Это не означает, что все теории неверны.

Дело в том, что вследствие сложности процессов развития различные теории наце­лены на объяснение разрозненных аспектов развития.

Таблица 3. Краткое изложение теорий развития человека

Теории Предположения о природе человека Процессы Области применения
Теории научения (Б. Ф. Скиннер, И. П. Павлов, Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк)   Человек по своей природе ни хорош, ни плох; люди просто реагируют на воздействия внешней среды.   Классическое обусловливание (по И. П. Павлову). Оперентное обусловливание. Формирование поведения путем последовательных приближений Модификация поведения. Условно-рефлек- торные эмоцио- нальные реакции
Когнитивные теории (Ж. Пиаже, Дж. Брунер) Люди рациональны, активны и компетентны. Оки не просто получают информацию, но и перерабатывают ее. Ассимиляция /аккомодация. Уравновешивание Обучение. Воспитание. Развитие моральных суждений
Психоаналитическая традиция (3. Фрейд, Э. Эриксон)   Людьми движут внешние страсти; они постоянно пытаются направить в нужное русло мощные внутренние силы. Психосексуальное развитие. Идентификация. Разрешение конфликтов возрастного раз- вития Изучение человеческого поведения, личности и межличностных Отношений
Гуманистическая психология и теории «Я» (А. Маслоу, К. Роджерс)   Люди представляют собой нечто большее, чем сумму ролей, связку стимульно-реактивных шаблонов или комок животных влечений. Самоактуализация. Позитивное отношение Консультирова- ние взрослых

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s22347t10.html

Возрастная психология. Определение, предмет и задачи возрастной психологии

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека.

Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостною психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

Предмет возрастной психологии

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология). Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология. Д.Б.

Эльконин в своем «Введении в детскую психологию» определил ее предмет как изучение процесса становления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного.

Обратите внимание

На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических на­ учных исследований психического развития в детстве.

На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в.

, задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы.

Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В.

Прейер, А. Гезелл). Позже встал вопрос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная традиция изучения детей).

В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду.

Исследователей все больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития.

Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс-культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

Задачи возрастной психологии

В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896 — 1934). В работе «Проблема возраста»

он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского

развития в их многообразии.

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Значение возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами возрастной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека. Л.С.

Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи созда­ния «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому».

Важно

Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста».

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно – образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и

пожилого возраста).

Связь возрастной психологии с другими отраслями психологии

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки.

Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии.

В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов.

Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек.

Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии.

Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком.

Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе.

Совет

Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.

Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры.

Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки.

И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

Источник: Шаповаленко И.В. Возрастная психология

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector