Функции и значение общения в психологии

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели! Человек социальный по своей сути, и без контакта с другими людьми будет постепенно деградировать, то есть, не просто перестанет развиваться, но и начнёт утрачивать навыки, которыми обладал ранее. Поэтому сегодня мы поговорим о том, какие существуют функции общения в психологии, чтобы лучше понимать, почему это столь жизненно необходимо каждому из нас.

Существует масса теорий и классификаций, но основными, фундаментальными функциями общения являются: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Давайте каждую из них рассмотрим подробнее.

Коммуникативная

Обеспечивает обмен информацией между людьми. Чтобы он состоялся, важно заранее предусмотреть, какой именно материал подвергнется к передаче. Так как собеседнику он может показаться сложным, и понимание не будет достигнуто. Для этого учитываются его индивидуальные особенности, сфера деятельности, интересы и прочее.

Обратите внимание

Чтобы понять, насколько процесс коммуникации оказался успешным, необходимо получить, так называемую, «обратную связь» от партнёра. То есть, он должен поделиться своими впечатлениями, эмоциями или мыслями, которые возникли в ответ на ваши слова.
Проверить, насколько вы коммуникативный человек, можете, нажав на эту ссылку.

Интерактивная

Она оказывает влияние на всех участников общения, только вдобавок ещё и с помощью действий.

Благодаря этой функции взаимодействие становится более активным, дополненным и имеет больше влияния, если используется в разговоре, хотя бывают случаи, когда поступки намного красноречивее слов.

Это помогает привлекать окружающих на свою сторону, добиваться расположения противоположного пола и прочее.

Перцептивная

В переводе с английского – восприятие. Оно задействует все органы чувств, также память, воображение, внимание и даже волю. Это действительно уникальный и достаточно сложный процесс. Человеку приходится одновременно обрабатывать большой объем информации, так как, помимо того, что он слышит, он вспоминает, что было ранее известно по поводу темы разговора и личности собеседника.

Также следит за невербальными проявлениями говорящего, чтобы заметить, лжет он или нет, и какие чувства вообще испытывает в данный момент. После чего анализирует весь полученный материал, и только тогда уже можно сказать, что он воспринял сказанное.
Примеры того, как распознавать скрытые за мимикой, жестами и позами истинные эмоции, вы получите в этой статье.

Дополнение

Хочу представить вам расширенную сферу влияния общения на личность. Итак, помимо основных, существуют ещё и такие функции:

  • контактная. Согласно названию, она помогает установить контакт, который является, по факту, фундаментом. Без него не произойдет дальнейшей взаимосвязи, передачи или принятия материала и прочее.
  • информационная. Её целью является обеспечение обмена сообщениями.
  • побудительная. Она мотивирует на выполнение действий, которые необходимы или выгодны партнёру.
  • координационная. Делает возможной организацию совместной деятельности. Это важно не только в рабочей обстановке, но и в обыденной жизни. Структура позволяет снизить уровень тревоги, так как действия становятся более согласованными и понятными для всех участников коммуникации.
  • эмотивная. Она вызывает у собеседника различные чувства, либо же способствует их смене.
  • формирующая отношения. Чем чаще люди встречаются, тем ближе друг к другу они становятся. При условии, что ведут открытые, искренние беседы, как говорится, по душам. Тогда их связь становится более крепкой, и переходит на определённый уровень. То есть, они становятся или друзьями, или партнёрами, супругами и прочее.
  • оказывающая влияние. Все мы манипулируем окружающими, происходит это порой осознанно, порой не очень. Но по большей части наши слова и действия вызваны потребностью достичь желаемого. И не важно, это потребность изменить эмоциональное состояние другого человека, или же направленность его действий, активности, поведения в целом. Важен результат – реализация своих, в принципе, и не только своих, целей, намерений и планов.
  • самопознания. Только благодаря контакту с другими мы познаём себя. Так как получаем знания после сравнения себя с ними. Путем обнаружения схожестей и отличий. Получая обратную связь и «примеряя» сказанное, был ли прав собеседник, или же всё-таки ошибся, и его мнение ну никак не относится к вам.
  • социализации. Личность вырабатывает необходимые навыки и умения для интеграции в общество. А это позволяет ей достигать успеха и реализовывать себя, свои потребности, как в бизнесе, так и в личной жизни.

Рекомендация

Рекомендую Вам посмотреть вот этот бесплатный курс. Он о том, как развить уверенность в себе и добиться влияния на окружающих людей.

Заключение

Не всегда контакт с другим человеком приносит пользу и удовольствие. Но в любом случае оно помогает нам развиваться и становится более опытным. Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок, совершенных по незнанию.

Так что старайтесь общаться как можно чаще, знакомьтесь с новыми людьми и не забывайте поддерживать «старые» связи. Это позволит стать более коммуникабельным и обогатит вашу личность.

Если у вас с этим небольшие сложности, можете воспользоваться рекомендациями, которые указаны тут.

Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина

Источник: https://qvilon.ru/psihologiya/funktsii-obshheniya-v-psihologii.html

Функции общения

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Функции общения
Рубрика (тематическая категория) Психология

Функции общенияэто роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Общение – процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделœению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, в случае если исходить из критерия целœеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение).

Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции крайне важно наличие единой или сходной системы кодификации/декодифи-кации сообщений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

Важно

2) побудительная функциястимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функцияфункция объединœения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5)координационная функциясогласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция пониманияадекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция – общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть целœенаправленным или непроизвольным. И т.п.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

– Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определœенными действиями в связи с информацией.

– Синдикативная функция — средство объединœения людей.

– Функция самовыражения – средство раскрытия своей психологической сущности.

– Трансляционная функция – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

– Экспрессивная функция – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

– Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности.

– Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Из всœего выше сказанного можно сделать следующий вывод: общение многолико, а многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов общения.

Функции общения – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Функции общения” 2017, 2018.<\p>

Читайте также

  • – Интерактивная и перцептивная функции общения

    Невербальная коммуникация. Вербальная коммуникация. Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл… [читать подробнее].

  • – Функции общения

    Виды управленческого общения. По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно… [читать подробнее].

  • – Виды и функции общения.

    ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Лекция 3. План 3.1. Виды и функции общения. 3.2. Коммуникативные барьеры. 3.3. Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров. Ключевые слова: коммуникация, психология, коммуникативный барьер,… [читать подробнее].

  • – Сущность и функции общения в социально педагогической деятельности

    Общение как специфическая характеристика жизнедеятельности образовательно-воспитательных учреждений Изначально общение выступало базовой категорией социальной психологии и определялось как взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной,… [читать подробнее].

  • – Социально-деятельностная природа общения. Сущность, типология и функции общения.

    Общение как социальная связь. Средства и техника общения Тема 4. Психология общения и межличностных отношений Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта,… [читать подробнее].

  • – Понятие и функции общения

    Средства общения. Этапы, стратегии и виды общения. Понятие и функции общения. Психология общения Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две… [читать подробнее].

  • – Основные функции общения.

    Проблема общения в последние годы стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются философы, социологи, экономисты, психологи и педагогики. Общение – необходимое условие формирования каждой личности. Без общения не возникло и не могло бы существовать человеческое… [читать подробнее].

  • – Значение и функции общения в медицинской деятельности

    ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ЛЕКЦИЯ 12. ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ГЛАВА IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Общение представляет собой процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие и взаимопонимание людей в сложившейся системе… [читать подробнее].

  • – Виды и функции общения.

    Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия.Результатом деятельности является обычно создание какого&… [читать подробнее].

  • – Функции общения

    Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например: · контактную – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; побудительную -… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/370846_funkcii_obscheniya

    Психологический взляд (PsyVision) – викторины, учебные материалы, каталог психологов

    Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

    Читайте также:  Мастер-класс онлайн-знакомств: как заинтересовать девушку или парня по переписке?

    В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия.

    Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.<\p>

    В структуре общения выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный – говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы.

    Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.<\p>

    Выделяют следующие виды общения: “Контакт масок” – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.

    ) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди “не задевали” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться” от собеседника.

    <\p>

    Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

    Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    <\p>

    Совет

    Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    <\p>

    Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.

    Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

    <\p>

    Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, “пускание пыли в глаза”, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.<\p>

    Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.   

    Функции общения – его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

    Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

    <\p>

    Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

    В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.<\p>

    Обратите внимание

    Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

    <\p>

    Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.<\p>

    Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.<\p>

    Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

    Источник: http://psyvision.ru/help/soc-soc-soc/32-sociology/319-sociology2

    Значение общения в жизни человека

    Как уже отмечалось ранее, общения и межличностные отношения состоят из процессов, которые часто переплетаются и взаимно. Каждый процесс можно рассматривать отдельно, поскольку он имеет свои характерные особенности.

    Эти процессы – обмен информацией между людьми (коммуникативная сторона общения) организация взаимодействия, влияния на других людей (интерактивная сторона общения) восприятия и взаимопонимания друг друга или познание себя и другого (перцептивная сторона общения). Рассмотрим их отдельно.

    * Общение как обмен информацией. Основная цель любого коммуникативного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Важную роль при этом играет значимость информации, благодаря чему партнеры пытаются выработать общий смысл, одинаковое понимание ситуации.

    Следует отметить, что информация в общении не просто передается от одного человека (которую называют коммуникатором или отправителем) в другую (которую называют реципиентом или адресантом), а именно обменивается.

    Основная цель такого коммуникативного процесса – обеспечить адекватное понимание той информации, которая передается.

    Способом общения, предназначенным для передачи информации, можно считать сообщение.

    С его помощью передаются определенные сведения от одного человека к другому как во время непосредственного общения (благодаря языку, жестам, мимике), так и с помощью различных средств массовой коммуникации.

    При этом полезно помнить заповедь: “Не начинайте говорить, пока не начнете думать”. К тому же целесообразно осмыслить не только саму идею, но и то, как ее воспримут люди, которые с ней ознакомятся.

    * Общение как взаимодействие. При любом акте общения происходит обмен не только знаниями, мнениями, идеями, то есть информации, но и действиями, в частности привы будете общей стратегии взаимодействия.

    Важно

    Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий причинную обусловленность их действий и взаимосвязь.

    Этот процесс требует активности и взаимной направленности действий тех людей, которые принимают в нем участие.

    Существует много видов взаимодействия, а потому и несколько их классификаций. Одна из самых известных – разделение на кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (соперничество). Известна классификация, где за основу взаимодействия берется количество субъектов, общающихся.

    Если субъектов двое, то это взаимодействие парная (в диаде). Если субъектов много, то они могут взаимодействовать в группе (групповое взаимодействие), между группами (межгрупповая взаимодействие) или субъект может действовать с группой (субъектно-групповое взаимодействие).

    Этим субъектом может быть лидер или любой член группы.

    * Общение как восприятие и понимание друг друга.

    Восприятие – это психическое состояние отражения человеком предметов и явлений в целом в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это процесс взаимного восприятия и понимания собеседников, познания ими друг друга.

    В общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает отображение его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Рассматривая процесс познания одного человека другим во время общения, известный психолог С.Л.

    Рубинштейн писал: “В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы” читаем “человека, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл полученного таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план.

    Это “чтение” происходит быстро, поскольку в процессе общения с людьми, которые нас окружают, мы производим определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведения “. Образ другого человека зачастую формируется по первому впечатлению, а это может привести к ошибкам в ее восприятии.

    Совет

    Недаром говорят, не суди по одежде – суди по разуму. Важно осознавать, что ошибкой будет не столько построенное неадекватно впечатление о человеке, сколько использование этого неадекватного впечатления в последующих межличностных отношениях с ним.

    Источник: http://psy.bobrodobro.ru/19464

    Понятие, виды и функции общения

    Введение

    Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».

    Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья.

    Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

    В данной контрольной работе мы рассмотрим подробнее некоторые социально-психологические процессы в деловом общении, раскроем понятие, виды и функции общения, а также определим роль восприятия в процессе общения. Соотнесем и охарактеризуем понятия «стереотип» и «предубеждение» и их определения, приведем конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие эти явления.

    Задание 1

    Понятие, виды и функции общения.

    Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

    Виды общения:

    – Материальное – обмен предметами или продуктами деятельности.

    – Когнитивное – обмен информацией, знаниями. (мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи)

    – Кондиционное (эмоциональное) – обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами (развеселить грустного друга). В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

    – Мотивационное – обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении (мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

    – Деятельностное – обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности (обучение вышиванию крестиком в кружке вышивания).

    В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

    Читайте также:  Как можно воспитать в своем ребенке самостоятельность?

    – Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

    – Светское – его суть в беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации (формальная вежливость, ритуальное общение).

    – Формально-ролевое – регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    – Деловое общение – процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    – Межличностное (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

    – Манипулятивное общение – направлено на получение выгоды от собеседника.

    Функции общения:

    -Инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

    -Интегративная – раскрывает общение как средство объединения людей.

    -Самовыражение – определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

    -Трансляционная – выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок.

    Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).

    Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

    Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью переписки или технических средств.

    Обратите внимание

    Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

    В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент.

    Деловое общение реализуется в различных формах:

    – деловая беседа;

    – прием подчиненных;

    -деловые переговоры;

    – деловые совещания и собрания;

    – публичные выступления.

    Особенности делового общения заключаются в том, что:

    – партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

    – общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

    – основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

    Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

    Задание 2

    Источник: https://megaobuchalka.ru/1/22609.html

    Главные правила и функции эффективного общения в психологии

  • Коммуникативная сторона общения.

    Непосредственно обмен информацией, знаниями, идеями между общающимися. Обмен информацией происходит не только за счёт вербальных средств (слов), но и за счёт невербалики, то есть неречевых средств (жесты, мимика, интонации, поза).

    Невербальный компонент общения является бессознательным, поэтому с помощью него всегда транслируется самая достоверная информация. Основная функция невербального общения – обмен информацией о том, что происходит здесь и сейчас, выражение истинного эмоционального отношения к предмету обсуждения и вообще к ситуации общения. Через невербальный канал мы получаем до 80% всей информации.

    Именно поэтому так сложно полноценно общаться виртуально, ведь такое общение оказывается лишено главного.

    • Перцептивная сторона общения.
      Взаимное восприятие друг друга партнёрами по общению, установление взаимопонимания. В общении очень важно восприятие и внешних признаков собеседника, и его личностных черт, и его поведения. В процессе коммуникации люди стремятся понять цели, мотивы, установки партнёра по общению.

      • Интерактивная сторона общение
        Налаживание взаимодействия между общающимися.
        Для того чтобы общение приводило к достижению поставленных целей, оно должно состоять из нескольких этапов:

        • Установление контакта. Речь не всегда идёт о знакомстве. В любой беседе даже со знакомыми людьми очень важно сначала расположить к себе собеседника, снять имеющиеся коммуникативные барьеры.
        • Содержание. Непосредственно изложение информации. Если обсуждение не складывается, значит, есть смысл продолжить работать над установлением контакта.
        • Обсуждение проблемы. Взаимное высказывание мнений, попытка понять друг друга.
        • Договор. Вынесение какого бы то ни было совместного решения, выработка единого мнения, договорённость о взаимных уступках.
        • Выход из контакта.

        Мастерство эффективного общения оттачивается непосредственно в процессе коммуникации. Существуют некие общие правила, выполнение которых поможет вам эффективно общаться на разных уровнях, разрешать конфликты и уметь поддерживать общение разного формата с разными людьми.

        1. Поддерживайте зрительный контакт с собеседником. Лучше направить взгляд на лицо, перемещая его с глаз на рот говорящего и обратно. Прямой взгляд в глаза всегда воспринимается как агрессия и может провоцировать лишнее напряжение.
        2. Используйте приёмы активного слушания. Показать, что вы сосредоточены на общении и слушаете собеседника можно как с помощью слов («да», «ага», повтор последней сказанной реплики), так и с помощью невербалики (кивки головой).
        3. Давайте собеседнику обратную связь. Это могут быть уточнения («Я правильно понимаю, что…»), перефразирование (повтор основной идеи сказанного другими словами), интерпретации (попытка понять, что за переживания и эмоции стоят за словами собеседника).
        4. Называйте собеседника по имени. Любимое слово каждого человека – это его имя. Обращение по имени способствует установлению хорошего контакта.
        5. Используйте Я-сообщения, если делаете замечание или критикуете (не «Ты меня расстроил», а «Я расстроился, когда ты сделал…»).
        6. Высказывая критику, адресуйте её конкретному поведению собеседника, а не как личности (не «Ты плохой», а «Мне неприятно, когда ты делаешь так-то. Я считаю, что это плохой поступок»).

        Начинать использовать эти простые правила лучше в знакомой и безопасной обстановке, в своей семье, а затем переходить к более сложным ситуациям. Понимание функций и структуры общения позволит вам дифференцировано оценивать свои успехи на поприще эффективных коммуникаций и видеть, в чём вы более сильны, а над чем ещё предстоит работать и самосовершенствоваться.

        Ремизова Лиана · 05 авг, 2014

  • Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/social/121-funkcii-effektivnogo-socialnogo-obscheniya.html

    Виды и функции общения в психологии

    08-07-2014 Теги: виды общения,типы личности

    Общение между людьми играет решающую роль в их развитии и становлении. Без коммуникации с окружающими человек не сможет полноценно развиваться и достигать своих целей. Функции общения в психологии классифицированы по-разному, но надо постараться выделить и описать основные из них.

    Сущность общения

    Общение очень важно, оно обязательно должно присутствовать в жизни каждого человека, причем желательно с малых лет. Дети, которые не посещали детский сад, впоследствии испытывают некоторые трудности в общении со сверстниками в школе, да и в будущей жизни в целом.

    Они более замкнуты, чем те, кто не сидел дома, им труднее находить контакт, искать друзей, выражать свои мысли. Общение с детьми должно начинаться как можно раньше.

    Есть такое понятие, называемое ситуативно-личностным общением, которое формируется на втором месяце жизни малыша и выражается в обмене положительными эмоциями между маленьким человечком и взрослым.

    Общаясь между собой, люди учатся искать компромиссные решения, договариваться, отстаивать свое мнение, заявлять о себе, совершенствовать свои ораторские задатки. Ученые доказали, что если в какой-либо группе людей исключить элемент общения, то эти люди не смогут достичь поставленных целей.

    Функция общения для человечества представляет нечто настолько важное и незаменимое, что обойтись без него категорически нельзя. Развитие общения с детства должно стать одной из главных задач для родителей, а впоследствии и для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Социальная психология общения включает в себя установление взаимоотношений между людьми в каком-либо социуме.

    Определяем функции

    Итак, как же определить основные функции общения в психологии? Надо отметить, что единого научного мнения не существует до сих пор, поэтому можно встретить различные классификации этого понятия. Лучше всего начать с общего определения. Оно подразумевает, что общение между людьми происходит для достижения самых разных целей.

    Вот на этом основании функции общения можно поделить на разные группы и виды

    • Регулятивно-коммуникативная функция. Она подразумевает, что все люди общаются между собой, передают друг другу информацию, используя какие-то конкретные общепринятые стереотипы поведения в обществе. Таким образом, каждый человек негласно перенимает те или иные правила и нормы поведения и начинает себя вести соответственно. Тут можно отметить, что эта функция состоит в уяснении для себя и для окружающих людей определенных норм и типов поведения и передача их другим людям. Именно благодаря этой функции удается достигать целостности общества, единения его в каком-то мнении и способности этого общества решать определенные задачи с достижением поставленной цели.
    • Эффективно-коммуникативная функция. Этот вид является как бы дополнением к первому и предполагает сопровождение общения “живыми” эмоциями. Ведь люди практически не в состоянии передавать друг другу информацию как роботы. Так или иначе, но они придают своей речи какую-то эмоциональную окраску. Эта необходимость объясняет использование “смайликов” при общении в интернет-пространстве для более точной и полной передачи информации.

    Все функции общения психология трактует по-разному, так как само общение состоит из множества аспектов. Но в более узком смысле можно выделить очень интересную классификацию функций в зависимости от поставленных целей:

    • контактная предполагает общение для налаживания отношений с другим человеком или группой людей;
    • побудительная функция используется для того, чтобы подвигнуть человека на совершение каких-либо практических действий;
    • информационная ставит своей целью передачу или обмен информацией;
    • координационная функция – это общение для составления общего согласованного плана действий в работе;
    • эмотивная – передача чувств и эмоций, которые хочется выразить;
    • педагогическое общение стоит особняком, так как совмещает в себе все вышеперечисленные цели. Общение между учителем и учеником гораздо сложнее и содержательнее, чем просто передача информации. Здесь присутствуют и установление контакта, и координация действий, и побуждение, и информирование и т.д. Также обязательно наличествует и перцептивный элемент, который подразумевает одновременно восприятие информации, осмысление ее и (что очень важно) личную оценку, составление своего собственного мнения. Это объясняется тем, что в процессе взросления ребенок (а потом и подросток) проходит по очереди все стадии становления и взросления личности.
    Читайте также:  Какие бывают потребности у человека: базовые виды

    Видео: Психология общения

    Источник: http://bitnet.ru/vidy-i-funktsii-obshheniya-v-psihologii/

    Функции общения

    В характеристике общения важны его функции. Б. Ломов выделяет три функции общения:

    • информационно-коммуникативную;
    • регулятивно — коммуникативную;

    • эффективно — коммуникативную.

    Информационно-коммуникативная функция общения включает в себя  процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции состоит из  несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание сути различий в исходной информированности людей, вступающих в
    психологический контакт.

    Второй уровень — это передача информации и принятия решений. На этом уровне общения реализует цели информирования, необходимого обучения и др.. Третий уровень связан со стремлением человека суметь понять других.

    Общение в данном случае направлено на анализ и формирование оценок достигнутых результатов (согласование — не согласования, сравнение взглядов и т.п.).

    Важно

    Регулятивно-коммуникативная функция заключается в корректировке поведения. Благодаря всеобщему общению человек осуществляет регуляцию не только модели собственного поведения, но и поведения многих других людей, реагирует на их действия.

    Происходит процесс так заванного — взаимного налаживания действий. Здесь проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость различных  людей, их изношенности, осуществляются взаимная стимуляция и в некоторых случаях коррекция поведения.

    Регуляционно-коммуникативную функцию выполняют такие феномены, как внушение, имитация,  др..

    Эффективно-коммуникативная функция общения характеризует эмоциональную оболочку человека. Общение особенно влияет на эмоциональное состояния человека. В эмоциональной сфере проявляется отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.

    Существуют другие классификации функции общения. В частности, в зависимости от цели общения, Л.А. Карпенко определяет такие функции общения и их цель:

    • контактная — установление контакта как состояния готовности к передаче и принятии информации и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентрованности;
    • информационная — обмен информацией, мнениями, решениями;
    • побудительная — стимулирование партнера по общению;
    • координационный — взаимная ориентация и согласование действий и целей при организации взаимодеятельности;
    • понимание — не только адекватное восприятие и понимание сути, смысла сообщения, но и взаимное  понимание партнерами друг друга (намерений, эмоциональных состояний и т.д.);
    • эмотивная — возбуждение у партнера необходимых эмоциональных состояний («обмен эмоциями») или изменение своих под влиянием партнера;
    • установление и фиксация отведенного места в системе функций ролевых, статусных, деловых связей социума, в котором необходимо действовать индивиду;
    • воздействие — изменение состояния, поведения, личностно-образных формирований (намерений, установок, решений, потребностей, действия и т.д.).

    Разновидностью ролевого типа общения является так же управленческое общение, т.е. общение между несколькими собеседниками, которые занимают разные позиции в социальной управленческой иерархии.

    А. А. Урбанович определяет следующие основные функции управленческого общения:

    • выдача необходимой распорядительной информации (распоряжения, приказы, рекомендации, советы и т.п.);
    • получение ответов обратной (контрольной) информации о ходе и результатах реализации распорядительной информации;
    • выдача оценочной информации о результатах реализации задачи.

    Первая функция общения в управленческой деятельности присутствует всегда, она является ведущей. Вторая и третья могут отсутствовать в том или ином конкретном случае управленческого общения.
    Одной из особенностей функции общения является формирования межличностных отношений.

    Источник: https://delovoi-etiket.ru/psihologiya-delovogo-obscheniya/fynkcii.html

    Психология общения Функции и структура общения

    Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

    В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

    • коммуникативная, состоит в обмене информацией между людьми;
    • интерактивная: заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;
    • перцептивная: включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    К средствам общения относятся:

    1. Язык: система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.
    2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
    3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
    4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

    Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

    В процедуре общения выделяют следующие этапы:

    1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
    2. Ориентирование в целях и ситуации общения.
    3. Ориентирование в личности собеседника.
    4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
    5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
    6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
    7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

    Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов: общение окажется неэффективным. Эти умения называют социальным интеллектом, практически-психологическим умом, коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью.

    Источник: https://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/132-psixologiya-obshheniya-funkcii-i-struktura.html

    Функции общения

    Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова.

    Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично.

    На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию.

    Функции и средства общения

    Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения поставленной цели, создана следующая классификация.

    1. Контактная, направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.
    2. Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.
    3. Побудительная – имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения.
    4. Координационная. Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.
    5. Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.
    6. Эмотивная (экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями – подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.
    7. Функция социализации. Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.
    8. Интерактивная, нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей.

    Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три:

    • выдача необходимой информации;
    • получение ответов на распоряжения;
    • выдача информации о результатах реализации распоряжений.

    Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные.

    К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т.д.

    Все эти знаки разделяют на две большие группы:

    • интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;
    • неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно.

    эмоций

    Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать.

    Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи.

    Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.

    <\p>

    Совет

    Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать.

    Вербальные и невербальные средства общения

    Общение, с психологической стороны имеет целый ряд классификаций, но в этой статье мы подробно остановимся на средствах вербального и невербального общения.

    Особенности делового общения

    Этикет делового общения играет не последнюю роль для достижения поставленных целей там, где подразумевается именно такой вид общения, то есть в деловой сфере. Эта статья расскажет об особенностях такого общения.

    Общение, как взаимодействие

    В этой статье мы рассмотрим общение, как межличностное взаимодействие, а также расскажем о существующих стилях и барьерах взаимодействия в общении.

    Основные цели общения – взаимодействие между людьми при помощи методов общения. Эта статья расскажет об основных функциях коммуникации, которых насчитывают четыре.

    Источник: http://kak-bog.ru/funkcii-obshcheniya

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector