Каковы основные принципы психологии, как науки?

Основные принципы психологической науки

Выделяют три важнейших методологических принципа психологии — принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е.

что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.

Обратите внимание

Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько подходов к их объяснению.

В античности уже существовало понимание того, что все процессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Гераклит писал, что «даже солнце не может нарушить Логос…

» Таким образом, все, происходящее в природе и в душе человека, обусловлено определенной причиной, хотя мы и не всегда можем объяснить эту связь и найти эту причину.

Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять».

Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека.

При этом они вводили понятие детерминизма», считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон соединял с идеей или общим понятием, отражающим суть вещи.

Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в психике является цель, к которой стремится душа, отрицал, что эта цель дается извне. Он считал, что цель имманентно присуща вещи и связана с ее формой, которая и отражает ее предназначение.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяснены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механическом объяснении поведения человека, которое подчиняется зарефлекса.

Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основателя ассоцианистической психологии Д.

Важно

Гартли, кото-считал, что ассоциации и в малом (психике), и в большом (поведение) кругах формируются и развиваются по законам механики И. Ньютона. Отголоски механического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в.

, например, в теории энергетизма, которую разделяли многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное — ослабляет.

Но еще большее влияние оказал на развитие психологии биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. Исходя из этой теории, развитие психики определяется стремлением к адаптации к среде, т.е.

все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет.

Этот же закон распространялся и на психику человека, и почти психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который может быть назван психологическим, отталкивается от того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью.

Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она была так или иначе внешней для психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет ее стремление к самовыражению и самореализации в реальной действительности — в общении, познании, деятельности.

Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности.

Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, помогающих осознанию себя и как носителя уникальных духовных ценностей и качеств, и как члена общества. детерминизм также предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Совет

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в психологии.

Первые исследования тех связей, которые существуют между психическими явлениями, сенсорную мозаику, состоящую из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по заассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи получил название элементаризма.

Функциональный подход, который получил свое название от того, что психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции.

Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом, было доказано, что психические процессы (память, восприятие, и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки.

В зависимости от вида детерминации эти блоки могли действовать и законам механики (как отдельные части сложной машины), и по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т.е.

каким образом недостатки в работе одних отделов, могут компенсироваться нормальной работой других, например плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений.

Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную отдельные блоки (функции) которой связаны между собой.

Таким образом, системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики.

Системность в понимании психики не противоречит и осознанию ее целостности, идее «холизма» (целостность), так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

Обратите внимание

И, наконец, принцип развития, который говорит о том, что психика развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический.

Определяя, какие виды развития присущи психическому, этот принцип подтверждает, что существует вида развития психики — филогенетическое и онтогенетическое, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой.

Американский психолог С.

Холл предположил, что это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать.

Таким образом, процесс психического развития не линеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка.

В то же время невозможно игнорировать и известную аналогию, реально существующую при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т.д. у маленьких детей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П.П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о том, что это логическое соответствие, которое объяснятся тем, что логика становления психики, ее саморазвертывания одинакова что при развитии человеческого рода, что при развитии отдельного человека.

Выделяются также и различные стороны психического развития — и развитие личности, и развитие интеллекта, и социальное развитие, которые имеют свои этапы и закономерности, ставшие предметом исследования многих известных психологов — В. Штерна, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др.

Источник: https://psyera.ru/5006/osnovnye-principy-psihologicheskoy-nauki

Принципы психологии

Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности её формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к её изучению и изменению.

Общие принципы психологии˸

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и ᴇᴦο основных функций, уровней в развитии психики человека.

Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами˸ особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние ᴇᴦο психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, её истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров.

Важно

Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика должна быть правильно понята, в случае если воспринимается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат ᴇᴦο деятельности и общения с другими людьми, результат ᴇᴦο обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи, единства.

Выделение двух граней проявления психического˸ субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты ᴇᴦο деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на базе систем ᴇᴦο субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей˸ их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

Читайте также

  • – ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ

    Основополагающими принципами психологии являются: 1) принцип детерминизма, 2) принцип единства сознания и деятельности, 3) генетический принцип или принцип развития, 4) принцип ведущей роли деятельности в развитии психики, 5) принцип психической целостности и др., 6) принцип… [читать подробнее].

  • – Предмет, задачи и принципы психологии

      Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны… [читать подробнее].

  • – Принципы психологии личности

    Методология любой науки или научного направления задает общие принципы научного исследования. Кроме всего прочего, она определяет характер и способы связи данной отрасли знания с другими отраслями. По Карлу Попперу, методология – это теория научного метода, или теория… [читать подробнее].

  • – Принципы психологии

    Современная научная психология, с одной стороны, решает теоретические вопросы, с другой – практические задачи в области образования, труда, медицины и т.д. Отдельные отрасли психологии отделяются, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и… [читать подробнее].

  • – Принципы психологии

    … [читать подробнее].

  • – Тема 4. Принципы психологии.

    Получение новых знаний о психике изучение психики в большой степени зависит от подхода исследователя к объекту познания. Этот подход определяется системой методологических основ, или принципов. Принцип – это основа некоторой совокупности фактов или знаний, исходный… [читать подробнее].

  • – Принципы психологии

    Принцип детерминизма (от лат. determino – определяю) состоит в том, что объяснение какого-либо феномена или события строится на раскрытии его причинно-следственных связей с другими феноменами или событиями и анализе закономерного взаимодействия эмпирически установленных… [читать подробнее].

  • – Объяснительные принципы психологии личности (системности, развития, детерминизма и др.).

    Объяснительные принципы психологии личности. Пытаясь систематизировать разные взгляды в психологии на понимание личности, было выявлено несколько принципов- аксиом, на которых сходятся представления о личности: а) принцип системности (Ананьев Б.Г., Барабанщиков В.А.,… [читать подробнее].

  • – Из пункта 1.1. Принципы психологии

    … [читать подробнее].

  • – Принципы психологии

      Почему имя Джемса называют в ряду крупнейших американских психологов? Тому есть три причины. Во — первых, его слог отличался ясностью, столь редкостной для научного языка. В его стиле есть непосредственность и очарование. Во — вторых, Джемс стоял на позициях,… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/264604_principy_psihologii

    Принципы психологии – Курс «Общая психология». Ответы на вопросы к экзамену

    Принципы психологии — это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического, и поэтому чрезвычайно важно уяснить их содержание, основные требования.

    Читайте также:  Коммуникативные барьеры: виды, типы и причины

    Опираясь на философские, естественно-научные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала следующие основные ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психики и подходы к ее изучению и формированию.

    Принцип отражения, раскрывающий понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. По мнению А. Н. Леонтьева, в психике нет ни грана того, что не было бы отражением.

    Очевидно, что своеобразие психики человека, этой особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль играют следующие: особенности самой объективной реальности, вос-принимаемой как с помощью органов чувств человека (через первую сигнальную систему, в том числе и через экстрасенсорику), так и с помощью языка, речи (через вторую сигнальную систему); состояние головного мозга, физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

    Совет

    Особенности психического отражения более подробно рассмотрены в одной из предыдущих глав данного учебника.

    Принцип детерминизма, объясняющий причины развития психики, ее истоки. Здесь важно видеть и уяснить два обстоятельства.

    Первое — психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия многих факторов и обстоятельств биологического, природного и социального характера.

    При этом ведущую роль в формировании и развитии человеческой психики как у отдельных индивидов, так и у различных форм общностей людей играют социальные условия их жизни и деятельности. Содержание психики человека определяется образом и уровнем жизни и деятельности людей и изменяется с изменением жизненных обстоятельств.

    Ее происхождение, формирование и развитие решающим образом зависят от способа производства, распределения и потребления материальных и духовных средств, общественного, группового и индивидуального бытия человека.

    Своеобразие в первую очередь этих обстоятельств, а также доминирующих в обществе нравственных, эстетических, политических, правовых и других социальных норм, правил, ценностей и обусловливает то или иное содержание, уровень функционирования и направленность психики людей.

    Вместе с тем психика человека не простой продукт обстоятельств. Через деятельность людей она может изменять эти обстоятельства (К. Маркс).

    Второе обстоятельство состоит в том, что психика человека не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов, обстоятельств.

    Психика человека, таким образом, обладает способностью из менять, развивать себя.

    Обратите внимание

    Принцип активности психического, сознания ориентирует исследователя при изучении психики, психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека в виде тех или иных образов избирательно, целенаправленно, а не только зеркально.

    Это обусловлено и определяется имеющимся у человека жизненным, профессиональным и другим опытом, его потребностями и интересами, тем, что в каждом акте психического присутствует и отношенческий аспект.

    Психика человека, ее содержание и состояние выступают своеобразным трансформатором, призмой всяких внешних и других воздействий.

    Принцип развития психики, сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми, процессе взаимодействия его с социальной и природной средой раскрывает истоки человеческой психики.

    Психика человека, его сознание могут быть правильно поняты и объяснены при условии, если рассматриваются как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

    В качестве специфической для человека формы психического развития выступает его социализация как процесс усвоения им общественного опыта.

    Принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и деятельности, поведения показывает, что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется только в процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодействия человека с другими людьми.

    Единство (но не тождество) сознания, психического и деятельности, поведения человека состоит в следующем: сознание, психическое побуждают человека к действию, образуют внутренний план деятельности, поведения, их программу, модель, с помощью которых и происходит ориентация человека в окружающей среде.

    Важно

    Этот принцип ориентирует специалиста, практика при изучении и анализе поведения, деятельности людей не только учитывать внешнюю картину, рисунок поведения, внешние обстоятельства, но и выяс-нять те внутренние психологические механизмы (цели, мотивы, ценностные ориентации, знания, умения, навыки и т.п.

    ) личности, которые обеспечили соответствующее поведение, действие, поступок, а также и их результаты.

    В связи с этим выделяют две грани проявления психики людей, две группы форм существования психического:

    субъективные — что и как мыслит, оценивает, переживает человек, его отношения и оценочные суждения и т.п.;

    объективные — реальное поведение, действия, поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.).

    Все это дает основание утверждать, что наиболее полное и адекватное понимание психики человека возможно лишь на основе систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки показателей и признаков таких проявлений.

    Принцип целостного, системного подхода к пониманию и изучению психических феноменов ориентирует специалиста на понимание того, что психика формируется, функционирует и проявляется как целостное, интегральное явление. Все индивидуальные и групповые (общественные) психические феномены взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

    Психика человека, функционируя системно в многообразии взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточная развитость одних психических функций может быть компенсирована соответствующим развитием других.

    Принцип относительной самостоятельности психических феноменов не противоречит предыдущему принципу, а лишь указывает на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ, но и свои закономерности формирования, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т. п.).

    Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей, установок в понимании своеобразия, при формировании и изучении психических явлений, фактов, механизмов.

    Совет

    С учетом требований этого принципа изучение психики человека и ее отдельных феноменов может быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, ведущих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального, опыта, способностей и других особенностей в целом, учета своеобразия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей.

    Принцип единства конкретно-исторического подхода и содержательного анализа явлений как индивидуальной, так и групповой, общественной, массовой психики.

    Этот принцип ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности. Психика человека не может быть правильно и полно понята при условии игнорирования требований этого принципа.

    Только содержательно-ценностного или, наоборот, конкретно-исторического анализа психики, ее отдельных феноменов недостаточно для их правильного понимания.

    Все названные основные принципы психологии представляют собой систему, в которой каждый элемент раскрывает ту или иную грань психического. И поэтому игнорирование требований хотя бы одного из принципов снижает возможность в познании и изменении психики человека, социальной группы.

    Учение о физиологии высшей нервной деятельности, созданное трудами великого русского ученого И.П.

    Павлова, является естественнонаучной основой философии диалектического материализма, оно утверждает первичность материи и вторичность сознания, наличие объективного и субъективного, материального и идеального. В учении И.П.

    Павлова заложены материалистические идеи и подход к исследованию высших функций мозга. Оно раскрывает закономерности работы головного мозга, позволяет познать природу и внутренние механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления, сознания.

    Обратите внимание

    Физиология высшей нервной деятельности становится наукой о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира. Материалистическое учение И.П. Павлова положило начало новому этапу в развитии физиологии и смежных с нею наук.

    Источник: https://students-library.com/library/read/61457-principy-psihologii

    Принципы психологии: отражения, детерминизма, развития личности, возрастной психологии, восприятия визуальной информации, психологии творчества, труда, методологические подходы

    Методологией называют систему, основанную на принципах теоретического и практического функционирования. Это свод правил, нормативных познаний и способов создания теории.

    Методология делиться на различные уровни. Например, общенаучную методологию считают системой, построенной на нормативах и принципах, объединяющих все области знаний. Но, для того, чтобы она стала пособием для одной из специальных наук, ее нужно конкретизировать в отношении этой науки. В данном случае это уже будет конкретнонаучная методология.

    Методологические принципы психологии, исповедующие общенаучные методы, практикуют использование диалектического подхода, а к конкретнонаучным методам — системно-деятельностного подхода.

    Системно-деятельностный подход состоит из таких основных принципов:

    1. Детерминизма.
    2. Активности.
    3. Сознание и доведение, как одно целое.
    4. Системности.
    5. Развития.

    5 принципов психологии

    Принципом отражения раскрывается осознание сути психики и ее главных функциональных возможностей, раскрываются уровни развития человеческой психики. Психика человека своеобразна и имеет особую форму отражения, зависящую от многих обстоятельств, в которые входят:

    1. Объективная реальность с ее особенностями, воспринимаемая при помощи речи и органами чувств.
    2. Головной мозг и его самочувствие.
    3. Психическое и физическое здоровье человека.

    По принципу активности исследователь ориентируется во время изучения явлений психики брать во внимание сознательное и целенаправленное отражение в человеческом сознании внешних и других обстоятельств, а не только зеркальное.

    По принципу единства специалист ориентируется на содержательное и аксиологическое исследование психического состояния человека, учитывая конкретные исторические условия его жизнедеятельности.

    Целостный и системный подход — это принцип, связанный с изучением и глубоким пониманием феноменов психики, которые находятся во взаимосвязи между собой. Также специалист по этому принципу ориентируется на осмысление психики, как целостное интегральное явление.

    Относительная самостоятельность — этот принцип говорит о том, что у всякого психического явления есть своя специфика, которая состоит из своих формирующихся, развивающихся и функционирующих закономерностей, заодно с физиологическими основами.

    Принципы психологии восприятия визуальной информации

    В том случае, когда человеком дается оценка изображению, в его сознании формируется только вывод, а самого процесса, определяющего отношение к тому, что он увидел нет. Таким образом у человека проявляется способность сходу определить свою позицию к увиденному.

    Также следует заметить, что знакомство с любым предметом начинается с его верхнего левого угла. Далее движение взгляда идет в направлении к правому нижнему углу. Этим принципом руководствуются все люди не зависимо от того, что кто-то из них левша или правша.

    Лишь пройдя указанный этап, человек полноценно оценивает изображение с присущими ему характерными чертами. Например, изначально предпочтение отдавалось ярким элементам, затем медленно осуществлялся переход к деталям с определенной смысловой нагрузкой.

    Принцип отражения в психологии

    Принцип отражения в психологии дает ориентир исследователю на предмет того, что знакомство с объектом сопровождается процессом, отражающим его возможности, как субъекта.

    В качестве отражения рассматривается оригинальное отображение при помощи образа.

    Существует сходство образа с оригиналом в том случае, если каждый взятый в отдельности элемент образа будет соответствовать (гомоморфно) оригинальному элементу, а также отношения элементов образа будут соответствовать отношениям элементов оригинала.

    Из гомоморфного отображения следует, что это является лишь первым шагом к становлению в гносеологическом отношении системы «субъекта-объекта», так как приближенно учитывается форма объекта. Судя по последнему, можно сказать, что виден не так образ оригинала, как его прообраз.

    Очередным шагом в ходе развития гносеологического отношения является изоморфизм. Этот уровень отображения дает возможность адекватно представить форму объекта. Если в гомоморфизме видно относительное копирование образа с оригинального объекта, то в изоморфизме утверждается их полное сходство.

    Изоморфизмом закрепляется отраженная форма, а вопрос о содержимом объекта остается нерешенным. Процесс эволюции отражения движется от гомоморфизма, проходит сквозь материю изоморфизма, раздраженности, психики к сознанию.

    А в сознании уже подразумевается высшая форма отражения, с помощью которого происходит формирование чувственного, а далее и рационального образа, в котором отображена действительность в формах понятия, суждения и умозаключения.

    Принципы психологии развития и возрастной психологии

    Психологию развития относят к той области, которая занимается изучением психологических изменений у человека в меру его взросления. Из-за этого часто психологию развития еще называют возрастной психологией, либо же это методологическая база оной, содержащая в себе более расширенную коллекцию сведений.

    В психологии развития существуют следующие подразделы:

    1. Пренатальной и перинатальной психологии, которая занимается изучением психической жизни детей, которые еще не родились, или уже появились на свет.
    2. Детской психологии, изучающей психику развития ребенка.
    3. Психологии юного и зрелого возрастов — изучение психических особенностей человека юного и зрелого возрастов.
    4. Подраздел геронтопсихологии — изучение психики человека в пожилом возрасте.

    Психологией развития исследуются психика и организм человека в периоды разных возрастных этапов. И, как и другая самостоятельная наука, психология развития обладает своим предметом, объектом, задачами и функциями.

    Принцип детерминизма в психологии

    Принцип детерминизма в психологии является научным методом, познающим окружающий мир, и применяется в тандеме с многими науками.

    Он начинается с философского учения, которое разработал в свое время Демокрит, и развивалось потом великим Аристотелем.

    Под принципом детерминизма в психологии подразумеваются явления, которые происходят вокруг нас, не могут быть случайными, а возникают они вследствие какой-то причины или совокупных причин.

    Важно

    Согласно теории детерминизма, случайно ничего не происходит, все происходящее является результатом внешних и внутренних логических связей. Поэтому, человек, за счет своих усилий ничего не может изменить.

    Крайним элементом детерминизма есть не что иное, как фатализм, то есть, человек тупо верит в судьбу, либо злому року, или же подвластности судьбы высшим силам.

    Концепцию психологии детерминизма следует понимать, как необходимость установления причинно-следственной связи психического явления побуждающими обстоятельствами, приведшими к нему. Эту теорию в равной силе можно отнести не только к людям, но и к животным.

    Читайте также:  Как родителям наладить отношения со взрослой дочерью или сыном?

    Принципы психологии творчества

    Принципы психологии творчества изучают следующее:

    1. Воображение, интуицию, мышление, активность, вдохновение.
    2. Индивидуально-психологические особенности, которые проявляются во время творческой работы — способности, талант, гениальность и др.
    3. Влияния, оказываемые на человека, когда он вливается в творческую среду себе подобных.
    4. Факторы, которыми стимулируется творческая активность — мозговой штурм, групповая дискуссия, психофармакологические средства и др.

    Психология творчества состоит из таких важнейших положений теории:

    1. Любому пониманию можно дать определение непонимания, так как под видом этого предполагается дальнейшая интерпретация воспринимающим человеком.
    2. Мысль передать невозможно, ее можно возбудить лишь словом.
    3. Смысл жизни любого творческого сюжета или объекта состоит в том, что им просто пользуются.

    Принципы психологии труда

    Оптимизируя трудовую деятельность, современный менеджмент часто прибегает к психологическому анализу, который является основополагающей составляющей в этом деле.

    Научное и практическое обеспечение труда на данном этапе развития общества является самым болезненным вопросом современности.

    Организация внимания, развитие памяти и мышления, воли и профессиональных навыков, далеко не полный перечень требований к современному работнику. Этими и некоторыми другими вопросами определяется изучение в области психологии труда.

    Психология труда — является наукой, изучающей психические явления, механизмы и другие особенности, которые активизируются у человека во время трудового процесса.

    Также изучаются индивидуальные особенности человека, методы, играющие основную роль в трудовом процессе и его организационных вопросах.

    Обобщая понятие психологии труда, можно сказать, что она относится к отрасли психологии, которая изучает психологические закономерности трудового процесса человека.

    Принципы психологии как науки

    На протяжении всей сознательной жизни, человечество проявляло живой интерес к сущности человека: по каким причинам и закономерностям определяются его поступки, какие законы влияют на его поведение среди себе подобных, вопросы внутреннего мира.

    Интрига состояла в том, что основной задачей для понимания стояло возникновение мысленных образов, в чем заключается сознание, умение мыслить, творить… И психология в метании между верованиями, научными доводами и искусством, старается найти ответы не только на эти вопросы, но и на другие.

    Эта наука о самых сложных процессах, происходящих в жизни человека, которые когда-либо были известны ему. В психологии человеку уготованы две одновременные роли, как объекта, так и субъекта познания. Все становятся свидетелями уникального явления: когда из научного сознания человека получается научное самосознание.

    Психологические изыскания сопровождаются трудной и неоднозначно решаемой проблемой объективности в научном познании. Многими учеными психология не была признана, как объективная научная дисциплина, выдвигая на счет этого аргументы, что невозможно объективно осуществлять изучение субъективного внутреннего мира личности, который доступен для познания по определению только ей.

    Принципы психологии личности

    Принципы психологии личности в течение последнего столетия являются центральной темой психологии, развитию которой способствовали многие достижения, изучающие структуру личности, а также ее характеристики.

    Была осуществлена разработка эффективных методов по измерению личности, которые используются при решении задач в психодиагностике, помогают оказывать психологическую помощь человеку, используются в психологическом консультировании.

    На сегодняшний день по многим направлениям психологическая наука относится к человеку следующими сферами применения:

    1. социальную психологию применяют для изучения поведения человека в обществе;
    2. психологию здоровья применяют для изучения здорового уклада жизни;
    3. организационную психологию применяют для изучения трудового процесса человека.

    Благодаря конкретным результатам такой работы, получается обобщенное теоретическое представление психологии человека, решаются практические и прикладные задачи.

    Источник: http://www.dlya-sebya.com/biblioteka/principy-psihologii

    Предмет, задачи и принципы психологии

    Психология (psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития (отечественные психологи так трактуют предмет психологии: Леонтьев, Ломов, Рубинштейн).

    До настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. У каждого человека существует своя субъективная реальность: переживания, чувства, мысли, сны.

    Психология – наука о психических явлениях:

    А) психические процессы:

    1. познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь);
    2. эмоционально – волевые (эмоции, воля).

    Б) психические явления:

    1. психические состояния человека (бодрость, усталость, настроение, стрессовое состояние);
    2. психические свойства  (темперамент, способность, характер, направленность личности).

    Вывод: психология – наука о психических процессах, состояниях и свойствах (развивает это понятие Немов и др.) Фрейдисты определяют психологию как науку о бессознательном и его влиянии на человека (Ид, Эго, Суперэго – Бессознательное, Сознательное, Нормы в обществе)

    Бихевиористы – как науку о поведении человека и животных (S стимул – R реакция), что повлияло на развитие экстремальной психологии.

    Гештальтпсихологи рассматривают психологию как науку, изучающую целостные процессы.Вывод: нет однозначного подхода к определению предмета психологии.Объект психологии – человек, животное, группа людей.

    Задачи психологии:

    1. Качественное изучение всех психических явлений.
    2. Анализ формирования и развития всех психических явлений.
    3. Изучение психологических механизмов психических явлений.
    4. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

    Принципы психологии:

    1. Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди;
    2. Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно;
    3. Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.
    4. Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту,  по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека.
    5. Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).

    Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/929-2010-07-23-14-43-39.html

    Принципы и структура современной психологии

    Принципами психологии являются исходные положения, которые определяют понимание сути и истоков психики людей, особенности её формирования и развития, способы подхода к её изучению и изменению. В принципах аккумулируются основные закономерности и законы, действующие в сфере психического, духовного, которые являются результатом длительных исследований.

    К пониманию психического существует множество подходов, что объясняется наличием разнообразных психологических школ и своеобразием философских позиций исследователя.

    В разработку принципов большой вклад внесли философские науки, физиология, педагогика, социология, экономика, политология, этика, эстетика и др.

    Несмотря на то, что данные науки изучают самостоятельные сферы жизни и деятельности людей они, тем не менее, оказывают влияние на формирование и развитие их психики.

    Совет

    Действующие в этих сферах законы обладают относительной самостоятельностью. Например, А.Н. Леонтьев по поводу взаимодействия законов социальной жизни и биологии говорил о том, что та пища, которая попадает человеку в желудок, обусловлена социальными обстоятельствами, но процесс её переваривания все равно будет происходить по законам физиологии.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Таким образом, отечественная психология, опираясь на философские и другие научные основы, сформулировала ведущие методологические принципы, которые определяют её позиции в понимании психического.

    Основные принципы в психологии

    В психологии выделяется две группы принципов:

    • Общие принципы. Независимо от уровня сложности они используются для анализа развития, функционирования и структуры психики, т.е. для анализа этого качества их можно применять у всех его носителей;
    • Частные принципы. Для анализа развития, функционирования и структуры психики они применяются только у части её носителей и в зависимости от того, о какой сфере проявления активности человека идет речь, например, принципы социальной психологии, принципы психологии личности и др.

    Рассмотрим основные принципы психологии:

    • Принцип отражения – основан на особенности объективной реальности, на состоянии головного мозга, содержании и состоянии психики и, безусловно, на психическом и физическом здоровье каждого отдельного человека. Принцип раскрывает сущность психического состояния, основные функции и уровни психического развития человека;
    • Принцип детерминизма или причинной обусловленности психических явлений, он раскрывает и поясняет причины возникновения и развития психики, которая является не просто продуктом изучения, а выступает результатом взаимодействия природного, биологического, социального характеров. А это дает возможность изменяться и развиваться;
    • Принцип активности. Раскрывает истоки психики человека, как динамического феномена, позволяет учитывать все обстоятельства, которые отражаются сознательно и целенаправленно в сознании человека. Психика может быть правильно понята, если будет рассматриваться как результат социального взаимодействия человека и природной среды, как результат обучения и воспитания;
    • Принцип развития. Данный принцип объясняет истоки появления психики человека в качестве динамического феномена, т.к. её правильное понимание будет зависеть от результата взаимодействия человека с природной и социальной средой;
    • Принцип единства и взаимосвязи предполагает выделение субъективного и объективного проявления психического, а это позволяет утверждать о наиболее адекватном понимании;
    • Принцип системного и целостного подхода. Система – это совокупность элементов, связанных друг с другом и образующих целостность, единство. Человек находится в этой системе связей, а благодаря их множеству, человек обладает множеством психических свойств, действуя при этом как единое целое;
    • Принцип относительной самостоятельности не противоречит принципу системного и целостного подхода. Он указывает на то, что любое психическое явление будет своеобразным с точки зрения физиологических основ, а также с точки зрения закономерностей формирования, функционирования и развития;
    • Принцип учета личностных, общественных и групповых ценностей. В совокупности личностных и групповых особенностей людей, включая их потребности, интересы, жизненный и профессиональный опыт, способности, психотипические и индивидуально-психологические особенности, возможно изучение психики как науки;
    • Принцип единства. Изучая поведение и выясняя внутренние психологические механизмы обеспечивающих успешность достижения целей, принцип ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей, учитывая при этом конкретные исторические условия их жизни и деятельности.

    Психосоциальная работа с клиентом предусматривает раскрытие его потенциальных возможностей, развитие интуиции, творчества, высших состояний сознания, личностных ресурсов. В решении этих вопросов участвует интегративная методология, поэтому говоря о принципах психологии, важно выделить принципы интегративной психологии как современной масштабной тенденции психологических знаний.

    Принципы интегративной психологии

    • Генетический принцип. По-другому его называют принципом развития, суть этого принципа заключается в том, что развитие психики человека имеет множество потенциальных направлений, которые определяются в критических точках – точках бифуркации. В них система делает выбор дальнейшего пути своего развития;
    • Принцип обусловленности. В психическом пространстве человека существует система взаимосвязанных пространственно-временных сознательных и бессознательных структур. Между этими структурами внутри психики существует энергоинформационное взаимодействие, определяющее отношение человека с окружающим миром;
    • Принцип позитивности. Это центрирование специалиста и клиента на положительном опыте;
    • Принцип соотнесенности. Принцип рассматривает соответствие характера и интенсивность воздействия психотехнологий уровню зрелости пациента и степени сензитивности его психики;
    • Принцип потенциальности. Исходя из русской ментальности это чистая потенциальность бытия, воля, свобода, полноценное дыхание, говоря другими словами, духовная жизнь, не стесненная мирской скорбью;
    • Принцип многомерности истины. Все теории, концепции, учения, идеи, житейские суждения о психической реальности будут справедливы только при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Все житейские заявления клиентов это прежде всего попытка структурировать и транслировать собственный внутренний опыт.

    Структура современной психологии

    Разветвленная система научных дисциплин современной психологии находится на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Классифицировать эти многочисленные отрасли психологической науки достаточно сложно.

    Одна из имеющихся возможностей классификации содержится в принципе развития психики в деятельности, поэтому психологическая сторона может выступать в качестве основания классификации отраслей психологии. Это: конкретная деятельность, развитие, отношения человека к обществу.

    Если взять за основу первое основание классификации, то можно выделить целый ряд отраслей психологии, которые изучают психологические проблемы конкретных видов деятельности человека:

    • Психологические особенности трудовой деятельности и психологические аспекты научной организации труда изучает психология труда. Её главная задача заключается в исследовании профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков. Психология труда выясняет влияние производственной обстановки на человека, конструкции и расположения приборов, станков, средств сигнализации и др. Психология труда включает в свой состав целый ряд самостоятельных разделов психологической науки;
    • Военная психология. Задача специалистов этого раздела психологии заключается в исследовании поведения человека, находящегося в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных. Исследует методы психологической пропаганды и контрпропаганды, а также психологические проблемы управления боевой техникой;
    • Психология спорта исследует психологические особенности личности и деятельности спортсмена, условия и средства психологической подготовки, параметры тренированности и его мобилизационной готовности, психологические факторы организации и проведения соревнований;
    • Психология торговли. Этот раздел психологии исследует психологические условия воздействия рекламы, особенности спроса – индивидуальные и возрастные, психологические факторы обслуживания клиентов, вопросы моды и др.
    • Эвристика. Своеобразный раздел психологии научного творчества. Задачами этого раздела являются исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности и разработка методов управления эвристическими процессами.

    Достаточно слабо пока изучена область, значение которой не вызывает сомнения – это психология художественного творчества, связанная с литературой и искусством.

    Если принять психологические аспекты развития за основу классификации ветвей психологии, то тоже выступит целый ряд её отраслей, в проблематике которых реализуется принцип развития: педагогическая психология, возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология. Данные отрасли психологии были рассмотрены в предыдущей статье.

    При классификации ветвей психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества можно назвать еще целый ряд психологических наук, которые объединяются понятием социальная психология.

    Читайте также:  Классификация и причины психосоматических расстройств

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/principy_i_struktura_sovremennoy_psihologii/

    Принципы психологии и ее методы

    Стоит уделить внимание изучению такого раздела, как принципы и методы психологии, их понимание, а также истоки.

    Понятие принципов психологической науки

    Определение 1

    Итак, принципы психологии – это некие исходные положения, которые определяют понимание истинной сути и истоков психики человека, особенности ее формирования, механизмы ее функционирования, формы проявлений, а также способы подхода к ее непосредственному изучению и изменению.

    Данные принципы аккумулируют в себе базисные закономерности и законы, которые действуют в сфере психического, и оттого очень важно уяснить и усвоить содержание данных принципов, а также их базисные требования. При этом очень важно понять, что данные принципы – это не совсем исходный пункт исследования, а, скорее, его окончательный результат (согласно Ф. Энгельсу).

    Определение 2

    Нахождение и формулирование принципов – это результат специальных и зачастую достаточно долговременных исследований, проводимых специалистами психического и духовного.

    Значительный и в своем роде определяющий вклад в разработку данных принципов психологической науки внесли изучения в области философии, и, в первую очередь, разработка главного вопроса философии, общих законов диалектики, ведущих категорий философии (числа, качества, меры, случайности и необходимости, следствия и причины, содержания и формы, истины и критериев истины, развития, движения, категории материи, взаимосвязи, идеального и материального), теории познания и проч. В данном смысле плюрализм используемых подходов к сознанию психического, разноплановость психологических школ в сильной степени разъясняются своеобразием философских позиций, а также пристрастий исследователя психологии.

    Ощутимое влияние на понимание психического и последующую разработку окончательных основных принципов психологии оказали физиологические науки и, в первую очередь, физиология мозга и физиология ВНД.

    К прочим наукам, которые оказали влияние на понимание психического, его истинных истоков и очевидного своеобразия, в основном, можно отнести следующие дисциплины: педагогику, социологию, экономику, этику, политологию, эстетику, юриспруденцию. Абсолютно все эти науки занимаются изучением относительно самостоятельных областей жизни, а также деятельности человека, которые влияют на формирование и развитие психики человека.

    Законы, которые действуют в данных сферах, имеют относительную самостоятельность, хотя, при этом, и испытывают взаимное влияние на некоторые особенности собственного проявления.

    Это действительно важно осознавать при учете взаимного действия законов психологии, а также социальной сферы жизни и деятельности человека, закона его биологии. Так, относительно взаимодействия законов социальной жизни и биологии людей А.Н.

    Обратите внимание

    Леонтьев отметил: то, какая именно еда попадает в человеческий желудок, обусловлено социальными обстоятельствами, жизненными условиями и прочим. Но сам процесс пищеварения, переработки еды в желудке осуществляется согласно законам физиологии пищеварения.

    И становится очевидным, что качество, состав и размер пищи, попадающей в человеческий желудок, может значительно повлиять на дальнейшее проявление законов физиологии пищеварения, привести к определенным нарушениям во всем организме, в нервной системе, а также к своеобразию формирования и дальнейшего проявления человеческой психики.

    Методологические принципы психологической науки

    Основываясь на философских, естественно-научных и прочих научных основах, отечественная психология смогла сформулировать такие базисные ведущие методологические принципы, которые определяют ее позиции в осознании психики, а также подходы к ее дальнейшему изучению и формированию.

    Принцип отражения раскрывает полное понимание истинной сущности психического, а также его базисных функций, неких уровней в развитии людской психики. А.Н. Леонтьев считал, что в психике отсутствует даже капля того, что не являлось бы отражением.

    Понятно, что своеобразие человеческой психики, этой неповторимой формы отражения, определяется рядом обстоятельств, среди которых главенствующую роль играют такие, как: особенности наиболее объективной действительности, которая воспринимается и благодаря органам чувств человека (через первую сигнальную систему, в частности, через экстрасенсорику), и благодаря речи и языка (с помощью второй сигнальной системы); актуальное состояние головного мозга, психического и физического здоровья индивида; состояние и содержание психики данного человека.

    Замечание 1

    Принцип детерминизма поясняет причины постепенного развития психики, а также ее истоки. В этом случае очень важно увидеть и понять два обстоятельства.

    Во-первых, человеческая психика обусловлена и выступает неким результатом взаимного действия множества факторов и обстоятельств различного характера: например, биологического, технического, природного, социального.

    При этом главенствующую роль в становлении и дальнейшем развитии психики человека, как у отдельных личностей, так и у разнообразных форм общности человечества, играют определенные социальные условия их собственной жизнедеятельности.

    Актуальное содержание человеческой психики во многом определяется конкретным уровнем и образом жизнедеятельности, и склонно меняться при переменах в жизненных обстоятельствах.

    Ее точное происхождение, дальнейшее формирование и развитие находятся в значительно зависимости от конкретного способа производства, последующего распределения, потребления материальных, а также духовных средств, группового, общественного и, конечно, индивидуального бытия личности.

    Важно

    Своеобразие именно данных обстоятельств, а также доминирующих в современном обществе эстетических, нравственных, правовых, политических, религиозных и прочих социальных норм, ценностей, правил и обусловливает одно или другое содержание, конкретный уровень функционирования и актуальную направленность психики человека.

    Замечание 2

    В то же время психика личности не только продукт обстоятельств. Через деятельность человека она способна значительно менять конкретные обстоятельства. (Согласно К. Марксу).

    Во-вторых, человеческая психика не только продукт, конечный результат взаимодействия личности и жизненных факторов и обстоятельств (биологических, социальных, техногенных, природных). С.Л.

    Рубинштейн считал, что явления психического характера выступают в человеческой жизни не просто как обусловленные, но также и как обусловливающие, определяемые конкретными условиями жизни индивида, данные психические явления обусловливают как раз его поведение, его непосредственную деятельность, с помощью которых личность меняет окружающий социальный и также природный свет и себя самого.

    Вывод 1

    Получается, что психика индивида обладает очевидной способностью менять, развивать саму себя.

    Принцип активности психического сознания направляет исследователя при пристальном изучении психики и психических явлений на сторону того, что внешние и прочие обстоятельства отражаются в человеческом сознании в образе тех либо других отображений избирательно, направлено, а не просто в зеркальном виде.

    Это обусловлено и определено наличием у личности жизненного, профессионального либо какого-то другого опыта, а также его актуальными потребностями и интересами, тем, что в любом аспекте психического в наличии и отношенческий аспект.

    Психика личности, ее содержание и актуальное состояние являются неким трансформатором, своеобразной призмой любых внешних и прочих воздействий. Некоторые обстоятельства, события, факты, воспринимаемые не вполне адекватно, значительно увеличивают собственное влияние на индивида, на его психику.

    Уровень воздействия других событий, в свою очередь может уменьшаться. К числу жизненных обстоятельств в конкретный момент времени у личности формируется спокойное и даже нейтральное отношение, она в своем роде испытывает безразличие относительно них.

    Значительная же часть вещей из окружающей действительности и того, что творится в человеческом организме, отражается на абсолютно неосознаваемом уровне, обходя сознание.

    Замечание 3

    Но все, что каким-либо образом способно повлиять на человека, оставляет свои отпечатки в головном мозге, и в один прекрасный момент может неожиданно активизироваться и создавать своеобразие работы и настроя психики по актуальному восприятию и оцениванию объективной действительности.

    Принцип развития психики, собственного сознания человека в деятельности, во взаимодействии с окружающей средой объясняет то, что психика и сознание индивида постепенно развиваются в деятельности и во взаимодействии с окружающим миром, регулярном общении с окружающими людьми.

    В процессе взаимодействия личности с социальной, природной и технической чредой раскрываются истоки людской психики.

    Психика индивида, его сознание могут правильно пониматься и объясняться только в том случае, когда они рассматриваются как своеобразный результат, обычно, социального взаимодействия личности с окружающей его социальной, природной и техногенной средой, деятельности и некоего общения с прочими людьми, моментов его обучения и воспитания.

    Совет

    В виде специфической для людей формы психического развития выступает процесс социализации как усвоения ими полученного общественного опыта. Конкретно через социализацию формируется и дальше развивается сознание, а также самосознание личности, постепенно формируется система ее личных ценностей.

    И во многом от того, какие именно социальные обстоятельства жизни и деятельности людей, зависит и то, каковы сами люди: их сознание, актуальные интересы, важные потребности, способности, стремления и прочее. Перемены в жизненных обстоятельствах и, главное, в характере и условиях деятельности, а также отношениях между индивидами приводят к переменам их психики и сознания. С.Л.

    Рубинштейн утверждал, что, проявляясь непосредственно в деятельности, сознание человека в деятельности и формируется.

    Принцип взаимосвязи, единства сознания, психического, а также деятельности и поведения демонстрирует, что психика человека формируется, работает и развивается, а также проявляется исключительно в момент общественно-трудовой деятельности, взаимодействия индивида с другими индивидами.

    Единство (однако не являющееся тождеством) создания, деятельности и психического, а также поведения личности состоит вот в чем: сознание и психическое дают толчок к действию, формируют внутренний план деятельности и поведения, их конкретную программу, своеобразную модель, благодаря которым и возможна ориентация личности в окружающем пространстве.

    Данный принцип ориентирует практического специалиста при изучении и последующем анализе поведения, деятельности индивидов не просто учитывать чисто внешнюю картину, некий рисунок поведения, внешние обстоятельства, но и узнать те внутренние психологические механизмы (мотивы, цели, знания, навыки, умения, ориентации на определенные ценности и проч.

    ) данной личности, которые сами по себе привели к именно такому поведению, поступку либо действию, а также результаты этих поступков, действий или самого поведения.

    Принцип целостного системного подхода к пониманию и изучению психики направляет психолога на осознание того, что психика формируется, работает и проявляется как нечто целостное и интегральное.

    Абсолютно все индивидуальные и групповые (можно сказать общественные) психические феномены связаны между собой и друг друга обусловливают.

    Обратите внимание

    Их некое вычленение и последующее рассмотрение по отдельности в психологии, как в учебной дисциплине и науке, носит чисто формальный характер и стремится продемонстрировать особенности и личные свойства данных явлений.

    Замечание 4

    При этом как качественные, так и количественные перемены, осуществляющиеся в отдельных психических явлениях, механизмах либо процессах, моментально приводят к переменам в работе и проявлениях всей психики как отдельной системы.

    Психика личности, как отдельной, так и в рамках общности индивидов, представляет собой совершенно целостное, системное, иерархически организованное и полисодержащее образование, и именно оттого абсолютно любая корректировка отдельно взятых характеристик психики в значительной мере меняет ее в целом.

    Стоит уделить особое внимание тому факту, что психика индивида, работая системно в разнообразии взаимных связей с ее разноплановыми феноменами, имеет компенсаторные свойства: невысокая развитость отдельных психических функций может компенсироваться высоким развитием каких-либо других. К примеру, полное отсутствие стремления к изучению той или иной учебной дисциплины может компенсироваться стабильной волевой подготовленностью, личной собранностью индивида, а его недостаточные способности – очевидным трудолюбием и так далее. 

    Принцип относительной самостоятельности психических феноменов абсолютно не противоречит изложенному выше принципу, а только демонстрирует то, что любое психическое явление у индивида может иметь не просто своеобразие личных физиологических основ, но и собственные закономерности появления, работы и развития – таких, как воля, память, способности, эмоции, характер и прочее.

    Помимо этого, как отдельные индивидуальные и групповые (также можно сказать массовые) психические феномены способны функционировать и формироваться довольно интенсивно вне зависимости от прочих явлений психики, детерминируя и обеспечивая точно соответствующее поведение и действия индивидов – к примеру, одна или другая акцентуация индивида, доминирующая в настоящий момент потребность, ценность, традиция и так далее.

    Принцип личностного подхода, учета групповой психики в изучении, понимании и формировании неких психических явлений, механизмов и фактов.

    Учитывая требования данного принципа изучение человеческой психики и ее отдельных феноменов может быть верным только при учете в совокупности, единстве основных, ведущих, коренных личностных, а также групповых особенностей индивидов: их личных потребностей, интересов, профессионального и бытового опыта, индивидуальных способностей и прочих особенностей в общем, учета своеобразия как психотипических, так и собственно индивидуально-психологических особенностей индивидов.

    Принцип единства конкретного исторического подхода и проведения содержательного анализа в осознании психики личностей направляет специалиста на содержательный и ценностный (можно сказать аксиологический) анализ людской психики с учетом конкретных исторических условий их жизнедеятельности.

    Важно

    Психика индивида не может быть верно и точно понята при условии того, что требования данного принципа будут игнорироваться или упускаться из виду.

    Исключительно содержательно-ценностный либо, напротив, конкретно-исторический анализ психики, ее отдельно взятых феноменов не подходит для их верного понимания.

    Принципы психологии – целостная система для понимания граней психического

    Все вышеописанные базисные принципы психологической науки представляют собой целостную систему, в которой каждый отдельный элемент проясняет ту либо другую грань психического. И именно оттого игнорирование требований даже одного из перечисленных принципов заметно снижает возможность касательно познания и перемен в психике индивида либо социальной общности.

    Необходимо понять базисные требования главных принципов отечественной психологии, своеобразие и способы реализации данных требований касательно профессиональной деятельности.

    Вывод 2

    Профессиональная деятельность специалиста любого профиля будет еще более успешной, если он регулярно занимается изучением и пониманием своеобразия психики работников и обязательно учитывает ее особенности при решении задач профессионального характера. Для этого он может применять соответствующие средства и методы изучения личности, психических явлений, а также процессов в рабочем коллективе.

    Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-pedagogika/printsipy-i-metody-psihologiii/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector