Классификация стилей общения в психологии

Стили общения в психологии

Вступая в коммуникативное взаимодействие с социумом, личность вырабатывает индивидуально-типологические особенности коммуникативного поведения, которые в современной психологической науке получили название стиля общения.<\p>

Определение 1

Стиль общения представляет собой индивидуально стабильную форму поведения личности, которая проявляется в личностных и деловых отношениях, в стиле воспитания детей и в стиле руководства, в принятии решений и разрешении конфликтов, в приемах психологического воздействия на других и пр.<\p>

Основными характеристиками стиля общения выступают изменчивость, специфичность, ситуационная адекватность.<\p>

Подходы к классификации стилей общения

На основании критерия адекватности способов и средств коммуникации выделяют гибкий, переходный и ригидный стили взаимодействия.<\p>

Определение 2

Гибкий стиль характеризуется высокой степенью ориентации в коммуникативной ситуации, адекватным оцениванием собственного коммуникативного поведения и коммуникативного поведения других, пониманием эмоционального состояния собеседника, подтекста общения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 3

Ригидный отличается отсутствием анализа коммуникативных стратегий, неадекватным оцениванием коммуникативного поведения, отсутствием умений оказывать эмоциональное воздействие на других, непониманием подтекста сообщения.

Определение 4

Переходный синтезирует в себе отдельные характеристики того и другого стилей.

Типология стилей общения в социальной психологии

На основании характера социального взаимодействия выделяют следующие виды взаимодействия:

  1. Ритуальный стиль – задается требованиями культурной модели. Его целью выступает не изменение другого в процессе общения, но подтверждение собственного присутствия в культуре, актуализация внимания на собственной компетентности. К данному виду общения относятся традиционные для каждой культурной модели приветствия, прощания и пр. Поведение личности, сознательно выбирающей ритуальный стиль взаимодействия, характеризуется строгой регламентированностью, правильностью, нормированностью;
  2. Манипулятивный стиль – целью данного стиля взаимодействия выступает намерение управлять, навязывать свою позицию, управлять. В процессе реализации данного стиля используется широкий арсенал средств: перехват инициативы, отвлечение внимания и пр.;
  3. Гуманистический стиль применяется, когда коммуниканты не стремятся изменить друг друга, наоборот, партнеры стремятся оказывать друг другу поддержку. В процессе реализации гуманистического общения осуществляется открытие личностью другой реальности, отличной от себя и индивидуальных открытий, открытие другой реальности. Взаимодействие характеризуется равноправным общением, направлено на взаимное познание, самопознание, открытие видения мира глазами другого человека.

Основные принципы гуманистического общения

Гуманистическое общение выступает одной из базовых категорий гуманитарной психологии. В рамках данного направления выделяют следующие основополагающие принципы взаимодействия:

  1. Конгруэнтность коммуникантов – соответствие опыта, осознания, средств общения одного коммуниканта опыту, осознанию и средствам общения другого;
  2. Безоценочное восприятие личности коммуниканта, безоценочность общения, априорное доверие к его намерениям;
  3. Восприятие партнера как равного участника взаимодействия, имеющего право на другую, отличную от собственной, точку зрения;
  4. Дискуссионный, проблемный характер общения, разговор на уровне позиций, точек зрения;
  5. Персонифицированный характер коммуникативного взаимодействия.

Таким образом, в рамках современных психологических наук выделяют различные стили общения. Формирование индивидуальных стратегий коммуникативного взаимодействия во многом определяется личностными особенностями, мировоззрением и опытом личности, целями, на достижение которых направлено общение.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/stili_obscheniya_v_psihologii/

Стили общения

Каждый
человек стихийно или сознательно
использует присущую ему систему
психологических приемов и способов
деятельности, чтобы эффективнее
приспособиться к существующим условиям.
Таким образом, данный человек компенсирует
те особенности личности, которые мешают
его успеху деятельности.

Стиль
общения –
это
индивидуальная стабильная форма
коммуникативного поведения человека,
которая проявляется в любых условиях
взаимодействия – в деловых и личных
отношениях, в руководстве, воспитательных
беседах с детьми, в способах принятия
и осуществления решений, в избираемых
приемах психологического влияния на
людей, в методах разрешения межличностных
и деловых конфликтов.<\p>

Можно
отметить, что сформированный устойчивый
индивидуальный стиль общения
свидетельствует об уровне коммуникативного
мастерства конкретного человека. Не
секрет, что особое влияние на стиль
общения человека накладывает его
профессиональная деятельность, которая
требует интенсивного и разностороннего
общения. Поэтому можно говорить о
своеобразно организованном и
профессионально-типичном стиле общения
педагога, врача, режиссера, тренера,
следователя и т.д.<\p>

Стиль общения это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

Стиль общения имеет
внешние<\p>

(экспрессивные)
характеристики, определенную<\p>

эмоционально-волевую
окраску. Все эти<\p>

проявления
обусловлены темпераментом,<\p>

психофизиологическими
и личностными<\p>

особенностями
человека, а также арсеналом используемых
им вербальных и невербальных средств.

Содержательные
характеристики стиля общения:

  • доминирующая мотивация личности (потребность в общении и принятии, в эмоциональной поддержке, в самоутверждении);
  • специальные способности к сопереживанию и пониманию людей (мягкость, доброжелательность, терпимость или жесткость, рационализм, эгоцентризм, приписывание недостатков, предубежденность);
  • уровень собственного достоинства (навязывание своего мнения, навязчивое и публичное самооправдание или естественность и спонтанность, признание своих ошибок и недостатков или амбиции и отстаивание «чести мундира»);
  • направленность личности и в связи с этим избираемый характер воздействия на людей (манипуляторский, демократический, партнерски-уступчивый стили).

Самыми
распространенными стилями общения
являются:

  • императивный (авторитарный)стиль, который требует безусловного, неукоснительного подчинения, поэтому его еще называют жестким или манипулятивным стилем.<\p>

Человек, использующий
такой стиль общения, подчиняет другого
(других) своей власти в категоричной
форме, оказывает психологическое
давление, тем самым сам же отчуждается
от других. Характерна эмоциональная
холодность.

Этот стиль способствует достижению поставленных задач через
напряжение и неуверенности в самом
себе.

  • демократический стиль обеспечивает коммуникантам активную позицию, т.е. ставит их в отношения сотрудничества при решении поставленных задач.<\p>

При этом
дисциплинированное поведение выступает
не как самоцель, а как средство,
обеспечивающее успешную работу.

Таким,
образом, формируются позиции дружественного
взаимопонимания, вызывая положительные
эмоции, уверенность в себе через понимание
ценности сотрудничества в совместной
деятельности и обеспечивает сорадость
при достижении успеха. Появляется
чувство «Мы», ощущение причастности к
общему делу.

Обратите внимание

В тоже время именно этот
стиль придает значение особой важности
личной деятельности, дает опыт
самоуправления при мотиве создания и
сохранения ценимой среды – рабочего
состояния всего коллектива или группы.
Развивается чувство ответственности.

Человек, использующий данный стиль
общения, характеризуется высоким
профессионализмом, позитивными
нравственными качествами.

  • либерально-попустительский (антиавторитарный) стиль– это стиль непрофессионала, не перегружает общающихся людей эмоционально и не дает позитивных условий для развития личности.

Наиболее
ярко тот или иной стиль общения появляется
в конфликтных ситуациях либо в конфликте.

Принято
выделять пять основных стилей: уклонение,
противоборство, уступчивость,
сотрудничество, компромисс. Разберем
их подробнее.

Уклонение
(
избегание,
уход), как правило, характеризуется
индивидуальными действиями и выбирается
тогда, когда индивид не хочет отстаивать
свои права, сотрудничать для выработки
решения, воздерживается от высказывания
свое позиции, уклоняется от спора. Такой
стиль предполагает уход от ответственности
за решения.

Данная
форма поведения позволяет человеку без
ущерба для своих интересов выйти из
конфликтного взаимодействия, но при
этом сам конфликт не разрешается. Таким
образом, человек избегает ответственности,
не вникает глубоко в проблему, находясь
как бы в тени.

<\p>

Противоборство
(
конкуренция)
характеризуется активной борьбой
индивида за свои интересы, отсутствием
сотрудничества при поиске решения,
нацеленностью только на свои интересы
за счет интересов другой стороны.

Индивид
применяет все доступные ему средства
для достижения поставленных целей:
власть, принуждение, различные средства
давления, использование зависимости
других участников от него.

При этом
стиле человек воспринимает ситуацию
как крайне значимую для него, как вопрос
победы или поражения, что и предполагает
жесткую позицию по отношению к оппонентам
и непримиримый антагонизм к другим
участниками конфликта в случае их
сопротивления. Особенностью данного
стиля поведения состоит в том, что
оппонентов заставляют отказываться от
своих точек зрения,используются угрозы,
наказания. В такой ситуации также не
происходит разрешения конфликта.

Уступчивость
(
приспособление).
При этом стиле действия индивида
направлены на сохранение и восстановление
благоприятных отношений с оппонентом
путем сглаживания разногласий за счет
собственных интересов. Важно отметить
заинтересованность человека в сохранении
хороших отношений с другим человеком
или группой. Разрешения конфликта также
не происходит.

Сотрудничество
означает,
что индивид активно участвует в поиске
решения, которое удовлетворяло бы всех
участников взаимодействия, но при этом
не забывает и свои интересы. Данный
стиль предполагает открытый обмен
мнениями, заинтересованность всех
участников в выработке общего решения.

Естественно это требует продолжительной
работы и участия всвех сторон. Если у
оппонентов есть время, а решение проблемы
имеет для всех существенное значение,
то при таком подходе возможно всестороннее
обсуждение вопроса, возникших разногласий
и выработка общего решения с соблюдением
интересов всех участников.

Стиль
сотрудничества, устраняя причины
конфликта, реализует его разрешение
полностью

Компромисс
направляет
участников на поиск решения за счет
взаимных уступок, на выработку
промежуточного решения, которое
устраивает обе стороны (т.е. никто не
выигрывает, но и не теряет).

Такой стиль
поведения применим при условии, что
оппоненты обладают одинаковой властью,
имеют взаимоисключающие интересы, у
них нет большего резерва времени на
поиск лучшего решения, их устраивает
промежуточное решение на определеный
период времени.

Важно

Компромисс приносит
лишь частичное разрешение конфликтного
взаимодействия, так как остается
достаточно большая зона взаимных
уступок, а полностью причины не
устраняются.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4238641/page:15/

Уровни общения в психологии — классификация

Психология общения — одно из наиболее быстроразвивающихся направлений в психологии. Это не удивительно, ведь коммуникация — неотъемлемая часть жизни человека. Общение с коллегами, начальством, родными, близкими, друзьями, знакомыми или случайными собеседниками — часть повседневности.

Общение разнообразно, также разнообразны и его классификации. Наибольшей популярностью пользуется деление на следующие уровни:

  • примитивный,
  • манипуляционный,
  • масок (стандартизированный),
  • конвенциональный,
  • игровой,
  • деловой,
  • духовный.

Примитивный уровень

Как правило, общение на этом уровне выстраивается, если один собеседник не воспринимает другого как личность, видя в визави «нужный» или «ненужный» объект.

В ситуации, когда собеседник воспринимается как «полезный объект», разговор строится с позиции превосходства. А если другой человек отнесен к категории «мешающий объект», общение выстраивается в еще более пренебрежительном стиле и может прерваться без объяснения причин.

В такой ситуации один из общающихся не задумывается о том, правильно ли поймут его слова. Он старается говорить больше, громче и не выбирая выражений. Часто это пьяные навязчивые попутчики, невежливые работники сферы услуг, сотрудники государственных учреждений.

Единственное правильное поведение при общении в подобном стиле — говорить спокойно и размеренно, при необходимости жестко.

Манипуляционный уровень

Общение на этом уровне человек выстраивает, если видит в собеседнике «полезный» инструмент для достижения цели. Манипулятор заранее присматривается к «жертве», ища слабые места, на которые будет давить. Разговор, как правило, заранее продумывается (подбираются не только «правильные» слова, но и жесты, мимика). По стилям общения выделяют:

  • активных манипуляторов,
  • пассивных манипуляторов,
  • соревнующихся манипуляторов.

Первые всегда стараются занять в общении позицию «сверху», используют авторитарный стиль общения, сами идут на контакт, подавляют своей инициативой, стараются навязать свое решение проблемы, могут угрожать.

Вторые, наоборот, стараются занять позицию «снизу» в общении, всячески показать свою несостоятельность, бесполезность или глупость, тем самым заставляя другого решать их проблемы.

Совет

Соревнующиеся манипуляторы подстраиваются под собеседника, используя то активную, то пассивную тактику. Они готовы на все ради достижения цели.

Общение на таком уровне часто выстраивают менеджеры по продажам, продавцы-консультанты, страховые агенты. Но и в быту можно столкнуться с подобным общением.

Уровень масок (стандартизированный)

Выбирая уровень масок, собеседник старается скрыть свои истинные чувства, свое Я.

Часто в ситуации, когда общаться желания нет, но социальные нормы требуют участия в беседе, человек надевает маску. И тогда в первую очередь он беспокоится о том, чтобы сохранить маску и скрыть истинное Я.

Американский психоаналитик Бюдженталь выделил в стандартизированном уровне следующие подуровни:

  • формальный;
  • поддержания контакта;
  • стандартной беседы.

Переход на формальный уровень используется для сохранения привлекательной репутации или определенной дистанции между собеседниками.

Уровню поддержания контакта свойственно более непринужденное общение, основанное на обмене не только информацией, но и мнениями.

Уровень стандартной беседы — это повседневное общение в кругу родных или знакомых, когда необходимо скрыть истинные эмоции.

В общении такого уровня в принципе нет ничего плохого, да и нормы поведения в обществе требуют надевать ту или иную маску в разных ситуациях. Если человек постоянно общается на стандартизованном уровне, это приводит к размытию границ собственного Я и неумению впоследствии выражать свои истинные чувства.

Конвенциональный уровень

Коммуникация на этом уровне — это общение двух цивилизованных, уважающих друг друга собеседников, готовых на компромисс для достижения собственных целей. Это тот уровень, который стоит использовать в повседневной жизни, не скатываясь в примитивный, манипуляционный или стандартизированный.

Общаясь на конвенциональном уровне, люди не стремятся занять позицию «сверху» или «снизу», предпочитая находиться «рядом» (на равных).

Игровой уровень

Этот уровень общения основан на взаимном интересе и симпатии друг к другу собеседников. Часто целью такого общения является не только обмен информацией, но и создание эмоциональной связи между собеседниками.

Юмор и импровизация присущи такому общению. Каждый из участников старается показать свою лучшую сторону, а не играет роль.

Общение на игровом уровне присуще оптимистам. Часто начало романтических или дружеских отношений проходит на этом уровне.

Деловой уровень

Деловой уровень общения подразумевает коммуникацию на равных, серьезное восприятие собеседника, готовность прийти на помощь. На этом уровне важно гармонично взаимодействовать, слышать собеседника и с уважением относиться к его потребностям.

Не только деловые партнеры и коллеги общаются на этом уровне, часто старые проверенные друзья или семейные пары, выстроившие гармоничные отношения, взаимодействуют именно таким способом.

Духовный уровень

На духовном уровне общения собеседники полностью открыты друг для друга, готовы не только раскрыть свое Я, но и принять Я оппонента.

Особенность такого общения — неспешная, медленная речь, долгие доверительные разговоры, когда один собеседник может продолжить фразу за другого.

Духовный уровень — это общение между близкими друзьями, возлюбленными или родственниками. Подобное общение требует взаимных внутренних усилий. Но, к сожалению, не каждый на это способен.

Обратите внимание

Ежедневное общение происходит на разных уровнях. Но для любого из них важно ясно излагать свои мысли и подстраивать беседу под собеседника.

Источник: https://psihter.ru/mezhlichnostnyie-otnosheniya/urovni-obshheniya/

Стили общения

Все люди различаются по стилю общения — устойчивым характеристикам в общенияразличных ситуациях. Стили общения существенно определяют поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.

Конкретный выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия.

Характер содержания взаимодействия, как уже было отмечено, зависит прежде всего от речевых средств общения, которые образуют в коммуникации существенную логико-смысловую линию.

Ведущей характеристикой современного стиля общения является краткость и простота построения фразы, речевой конструкции, использование бытовой или профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов.

В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный).

Официально-деловой стиль общения. Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности.

Он обслуживает сферу правовых, управленческих, социальных отношений и реализуется как в письменной форме (деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.), так и в устной (отчетный доклад на собрании, выступление на деловом совещании, служебный диалог, беседа, переговоры).

<\p>

В официально-деловом стиле различают три подстиля:
– законодательный;
– дипломатический;

– административно-канцелярский.

Важно

Каждый из перечисленных подстилей имеет свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише.

Так, меморандум, нота, коммюнике используются в дипломатической коммуникации; расписка, справка, докладная записка, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика, выписка из протокола — в административно-канцелярском стиле; закон, статья, параграф, нормативный акт, предписание, повестка, указ, кодекс и пр. — в законодательном стиле.

Деловой стиль общения требует предельной точности речи, которая достигается прежде всего использованием терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных. Термины чаще всего обозначают:
– наименование документов: постановление, уведомление, зарос, договор, контракт, акт и
ДР.

;
– наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению: педагог, судья, менеджер по продажам, брокер, президент компании, следователь, психолог, коммерческий директор, маркетолог, бухгалтер и пр.

;

– процессуальные моменты, например: осуществить экспертизу, провести допрос, выемку, аттестацию, сделать оценку или выполнить какие-то профессиональные действия (информировать, подготовить отчет, написать справку и т.п.).

Деловой стиль требует объективности информации. В документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, употребление эмоционально окрашенной лексики, вульгаризмов.

Этот стиль характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств (КИЯ — коротко и ясно). Согласно данным психологических исследований, половина взрослых людей не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов.

Кроме того, если фраза длится без паузы более 6 секунд, нить понимания обрывается. Фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается.

Официальная сфера общения, повторяющиеся стандартные ситуации, четко ограниченный тематический круг деловой речи определяют ее стандартизированностъ, которая проявляется не только в выборе языковых средств, но и в формах документов. В них обязательны общепринятые формы изложения и определенное г расположение структурно-композиционных частей: вводная часть, Описательная часть, регулятивная и резюмирующая части.

В деловой речи широко используются речевые клише и речевые шаблоны, например:
– для выражения признания — приносим наши извинения за…;
– выражения просьбы — мы очень рассчитываем на вашу помощь в…;
– выражения одобрения и согласия — я полностью согласен с вашим мнением…

;

– завершения разговора — я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы…<\p>

Совет

Деловой стиль является самым распространенным в повседневной практике формального общения.

Чем больше работники следуют этому стилю, тем больше в организации порядка, взаимопонимания и организационной культуры.

Научный стиль общения.

Язык науки используется в деловой коммуникации людей, занимающихся научной, исследовательской и педагогической деятельностью, вырабатывающих объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительности, вскрывающие их закономерности. Научный стиль характерен для научных трактатов, статей, тезисов, докладов, диссертационных исследований, научных трудов, а также для выступлений на конференциях и симпозиумах, на семинарах и лекциях.

Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому содержание научного взаимодействия участников такого общения требует максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей.

К основным характеристикам научного стиля общения можно отнести следующие:
отвлеченная обобщенность (считается; говорят; как замечено; нередко; зачастую; как правило; довольно часто; в большинстве случаев; наиболее часты; крайне; и т.п.

);
логичность изложения информации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций;
абстрактная лексика (существуют; имеются; состоит; используются; употребляются; и
пр.

);
вместо местоимения «Я» чаще используется местоимение «Мы» (например: нам представляется; мы считаем; по нашему мнению; как показывает наш опыт; по нашим наблюдениям; мы придерживаемся точки зрения; и т.п.

);
безличные предложения (например: необходимо отметить; следует остановиться на рассмотрении; представляется возможным; можно сделать вывод; как свидетельствует практика; следует сказать; и т.п.);

сложноподчиненные предложения (придаточные условные с союзом «если…, то» и придаточные времени с союзом «в то время как»).

При научном стиле отдельные композиционные части текста обычно выстроены в логической последовательности. Для этого применяются разнообразные приемы, например перечисления: во-первых, во-вторых, в-третьих; или «вначале было это, затем то…»; или «если это так, то из этого следует…».

Для связок внутри текста используются и такие речевые конструкции, как: однако; между тем; в то время как; тем не менее; поэтому; сообразно е.; следовательно; к тому же; обратимся к…; рассмотрим; необходимо остановиться на…

; итак; таким образом; в заключение скажем; все сказанное позволяет сделать вывод; как видим; подводя итог; следует сказать.

Научный стиль общения более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, при участии в научно-исследовательских или научно-практических конференциях и симпозиумах, где людей объединяет определенный уровень компетентности и есть потребность обменяться научными достижениями. В то же время использование научного стиля, например, при ведении урока или чтении учебной лекции, как показывает практика, не дает необходимого положительного результата, более того, плохо воспринимается слушателями. Заметим также, что научный стиль допускает возможность чтения письменных материалов (озвучивания), : однако восприятие такого текста на слух затруднено. Для повышения эффективности восприятия научного сообщения в последние годы распространенными стали стендовые доклады и иллюстрирование выступления с помощью мультимедиа.

Публицистический стиль речи. Любое выступление на публике можно отнести к публицистическому: устное — речь, доклад, лекция, выступление на собрании или на митинге, интервью на телевидении или радио; или письменное — статья (заметка) в газете, рецензия на профессиональную книгу.

Публицистический стиль (от лат. publicus — общественный), как правило, обслуживает сферу общественных отношений: политических, идеологических, экономических, культурных. Этот стиль речи широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитационных акциях, на выборах.

Основными характеристиками публицистического стиля общения являются следующие:
информативность сообщения, его документально-фактологическая точность, собирательность, официальность используемых материалов;
реальные жизненные явления и факты (проверенные, документальные источники); новизна фактов, в их основе реальные ситуации, события, вести с мест, рассказы очевидцев;
книжно-абстрактные средства (например, такие слова, как: деятельность, обсуждение, исследование, понимание, доминирует, соотносить, процесс, понятие, система, востребованный, свидетельствует, предполагается, проводится, означает, требует, сказывается и пр.);
приемы адресации, т. е. слова выступающего должны быть направлены к какому-то конкретному лицу (или группе). Это, в свою очередь, предполагает обратную связь — вопросы и ответы («Я обращаюсь к вам, студенты!», «Вы, сидящие в этом зале», «Ребята!»); доступность информации для аудитории; экспрессивность, повышенная эмоциональность, артистизм. Употребляемые в тексте речи факты, как правило, выступающим оцениваются, комментируются, интерпретируются; широко используются высказывания известных лиц, анекдоты и исторические
казусы (от лат. casus — сложный, запутанный случай), а также пословицы, афоризмы, художественные образы, повторение слов, метафоры, сравнения, цитаты, иллюстрации;
лаконичность речи. Для уменьшения текста используется так называемая дистилляция (от лат. disillitio — перегонка, разделение) — тщательное редактирование и сокращение, отбор всего лишнего, предельная стилистическая шлифовка мыслей;

юмор, остроты, ирония. В публичном выступлении они, в принципе, допустимы, в то же время безжалостная насмешка, злой сарказм, некорректные высказывания в адрес конкретных лиц не всегда уместны, а порой даже действуют разрушительно (например такое высказывание Бернарда Шоу в адрес докладчика, как: «Я бы очень хотел воспринимать вас всерьез, но это было бы тяжким оскорблением для вашего интеллекта»).

Обратите внимание

В публичном выступлении необходимо соблюдать осторожность при использовании информации, которую можно отнести к клевете и диффамации (от лат.

diffamare — разглашать, порочить, лишать доброго имени), в виде ненависти, осмеяния, отчуждения, презрения, а также при компрометации дела, профессии того или иного лица, занимаемой им должности (от фр. compromettre — вредить кому-либо, подрывать репутацию, доброе имя).

Кроме того, не рекомендуется высказываться негативно о возрастных, половых, территориальных, расовых, сексуальных и других принадлежностях или предпочтениях людей, сидящих в аудитории;
говорение непосредственно перед аудиторией, озвучивание текста и контакт глаз, при этом обычно используются разнообразные невербальные средства коммуникации: мимика, жесты, позы, интонации голоса, смена ритма речи, паузы, восклицания, улыбка и пр.

Таким образом, все три стиля востребованы и практически используются в профессиональной коммуникации для достижения тех или иных целей.

Разговорно-бытовой стиль. В отличие от деловых стилей, разговорная речь обслуживает сферу неформальных отношений, которые бывают не только в быту, в семье, дружественном кругу, но и профессиональной среде.

Разговорная речь, как известно, выполняет функцию межличностного общения, поэтому наиболее часто проявляется в устной форме, в диалоге, в котором говорящие участвуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком общении не<\p>

Поскольку разговорная речь способствует самовыражению, проявлению индивидуальных особенностей личности, постольку она эмоционально окрашена.

Большую роль здесь играют невербальные средства коммуникации и экспрессивные сигналы тела.

Кроме того, в неформальном общении широко используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные высказывания, а Также сокращения (Питер, читалка, общага), сленг («э-блин», «я тащусь»), разговорно-бытовая фразеология («гол как сокол», («бежит как угорелый», «как снег на голову», «упрям как осел», «где тебя черти носили» и т.п.

), глагольные междометия (шмяк, ;Скок, шмыг), разнообразные частицы (этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т.п.). Широко практикуются вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. Такой стиль речи, несомненно, может быть использован лишь в определенных ситуациях. Таким образом, соблюдение стилевых правил и норм позволит каждому человеку соответствовать имиджу делового человека и достигать желаемых результатов на основе кооперации совместных усилий, сближения целей и сотрудничества.предусмотрено.

Источник: https://psyera.ru/stili-obshcheniya-1677.htm

Стили общения

Введение

Каждому человеку присущ свой целостный 
стиль общения, который накладывает 
вполне узнаваемый, характерный отпечаток 
на его поведение и общение 
в любых ситуациях.

Причем этот стиль 
не может быть выведен только из каких-то индивидуальных особенностей и личностных черт людей.

Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими 
людьми.

Важно

Стиль общения, который присущ каждому 
человеку, по-видимому, зависит от очень 
разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое 
общение наиболее предпочитаемо 
в обществе, в котором они живут.

Вместе с тем стиль общения, определяя 
то, как человек должен строить 
и понимать различные ситуации, сам 
оказывает огромное влияние на его 
жизнь, формируя его отношение к 
людям, способы решения проблем 
и его личность.

Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми.

Стили общения

Индивидуальность 
человека в отношениях с другими 
людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов 
взаимодействия и поведения индивида.

Наиболее ярко стиль общения проявляется 
в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства – руководства.

<\p>

Известной является классификация К. Левина, который 
выделил три стиля лидерства (руководства):

  • авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.);
  • демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);
  • либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

Согласно указанных стилей лидерства – руководства описываются и стили общения.

Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных.

При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным).

При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.

Совет

За лидером 
остается также в роли прерогативы 
контроль и оценка эффективности 
деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипам в общении, черно-белое 
восприятие подчиненных и их действий.

Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при 
котором только один ответ правильный (в основном это – мнение руководителя), а все другие ошибочные.

Итак, дискутировать 
с таким человеком, обсуждать 
принятые ею решения – это пустая трата 
времени, ведь инициатива других таким 
человеком не поощряется.

Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

Все это способствует тому, что каждый из участников общения 
добровольно берет на себя ответственность 
за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей 
цели.

При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, – это не только исполнители чужих решений, а 
люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную 
инициативу.

Именно поэтому названный 
стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению 
морально-психологического климата 
в группе.

Таким образом, если для авторитарного стиля общения 
свойственным является выделение своего «Я», то лидер-демократ учитывает во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические 
свойства, изучает их потребности, интересы, причины спада или рост активности на работе, определяет средства воздействия 
и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в 
налаживании социальных и деловых 
контактов.

Обратите внимание

При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером.

Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.

<\p>

Руководитель 
с либеральным стилем общения 
характеризуется во взаимодействии с другими перекладыванием производственных функций на их плечи, неумением в 
процессе делового взаимодействия влиять на ее результат, старается избежать любых инноваций.

О человеке либерале, можно сказать, что он в общении «плывет по течению», часто уговаривает своего собеседника. В конце концов, при либеральном стиле взаимодействия , типичной становится ситуация, когда активные и творчески сориентированные сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с общим делом.

Для описания указанных 
стилей используются и другие названия:<\p>

  • директивный (командно-административный, авторитарный, при котором человек во взаимодействии с другими является сторонником единоначалия, подчинения их собственной воли, своим приказам, правилам, инструкциям);
  • коллегиальный (демократический, за которого человек учитывает в общении самостоятельность, инициативность, активность других, доверяет им);
  • либеральный (при котором человек практически не управляет ситуацией общения, не проявляет коммуникативных способностей, потворствует прочим, проблему если и обсуждает, то формально) ;

Как видим, у каждого 
человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые 
и определяют ее стиль общения.

Известно ряд 
исследований, в которых указывается 
на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его 
отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:

  • стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа человека, он тесно связан с психологическими особенностями его мышления, принятия решений, проявления коммуникативных свойств и т.п.;
  • стиль общения не является врожденным качеством, а формируется в процессе взаимодействия и изменяется, поэтому его можно корректировать и развивать;
  • описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы: специфика поставленных задач, отношений и т.д.;
  • социально-экономические, политические, социально-психологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения;
  • стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т.д.

Относительно 
последней особенности, то здесь 
речь идет о связи стиля общения 
с национальной культурой. Практика межличностного взаимодействия показывает, что стили общения, которые являются эффективными в одной культуре, могут 
не срабатывать в другой.

Особенно это касается деловой сферы.

Поэтому при установлении деловых контактов следует учитывать тот факт, что деловые люди, воспитанные в разных национальных традициях и условиях, придерживаются и разных мнений относительно поведения и налаживания социальных контактов.

Стиль общения 
имеет как объективную, так и 
субъективную основу. С одной стороны, он зависит от моральных норм, социокультурных, социально-экономических и политических факторов, сложившейся системы отношений, а с другой, – от личностных особенностей человека.

В сфере управления на сегодня действует несколько 
подходов к анализу стилей руководства, а отсюда – и стилей общения, связанных 
с определенным соотношением субъективного 
и объективного в процессе установления деловых контактов.

Относительно 
первого подхода, то он опирается 
преимущественно на структуру личностно-деловых 
качеств руководителя. То есть каждый руководитель представляет собой индивидуальность в том смысле, что имеет неповторимое сочетание проявления отдельных 
структурных компонентов личностно-деловых 
качеств.

В соответствии с данным подходом созданы две 
классификации: на основе первой выделяют структуры «руководитель – политический лидер», «специалист», «организатор», «наставник», «товарищ», которые в 
идеальной системе управления гармонично сочетаются, а на основе второго – в 
процессе управления применяются авторитарный, коллегиальный и либеральный 
стили руководства.<\p>

Нужного эффекта 
можно достичь в том случае, если руководитель умеет применять 
стиль, адекватный ситуации. Что касается второго подхода, то он опирается 
на объективные факторы в управлении, в связи с чем различают деловой, компанейский и кабинетный стили.

Важно

В зависимости от направленности личности стили общения делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя).

<\p>

Когда собеседник стремится достичь успеха в общении 
и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным.

Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный.

Выделяют также альтруистические (желание помогать другим), манипулнтивные (достижения собственных целей), миссионерские (осторожное воздействие на другого) стили общения.

<\p>

В условиях, когда 
партнер по общению проявляет 
внимание к другому партнеру, его 
стиль считают внимательным.

Внимательный стиль общения может иметь следующие признаки: высказывания благодарности другому в тактичный форме, проявление внимания к личностных проблем собеседника, умение выслушать партнера и посочувствовать ему, готовность прийти на помощь и т.д.

В современной 
деловой сфере общения получил 
распространение так называемый трансформационный стиль. Деловые люди, исповедующие этот стиль, обращаются к высоким идеалам и моральным ценностям собеседников, стимулируя их изменять предварительные цели, потребности и старание.

<\p>

Способы общения 
и поведение деловых людей 
строятся таким образом, чтобы продемонстрировать свою уверенность в разговоре, быть примером для подчиненных, вдохновить их на достижение поставленных целей.

Совет

В целом стиль общения обычно остается постоянным при определенных ситуациях, но если меняются обстоятельства, то возможны адаптация, переход до другого 
стиля или комбинации стилей.

Большинство людей 
имеют доминирующий стиль, а также 
один или несколько запасных, которые 
проявляются тогда, когда невозможно применить основной. Вместе с тем ни один из названных здесь стилей общения не является универсальным. В одних случаях эффективным может быть альтруизм, консультирование или манипулирование, при иных обстоятельствах – делегирование, отчуждение или авторитаризм.

Мужской и женский стили общения

В Древней Греции огромное значение придавали мужским и 
женским манерам общения. Проявление прямой агрессии в отстаивании своих 
взглядов оказалось свойственно 
не только мужчинам, как и нежность, заботливость не всегда свойственна 
женщинам.

Мужчинам Древней Греции полагалось держать голову высоко поднятой, что бы не быть принятым за гомосексуалиста, за то женщинам, наоборот, не разрешалось смотреть в глаза собеседнику.

Женщина обязана была при разговоре смотреть в сторону, что свидетельствовало о скромности, покорности и стыдливости?!

стили общенияВ наше время стили общения, как и манеры, стали, слишком свободные, что в некоторых ситуациях спутало распределение социальных ролей.

Принято считать, что авторитарный стиль общения укрепляет мужской авторитет в обществе, поэтому мужчинам намного легче использовать директивный, доминирующий стиль руководства.

Женщины более демократичны и эмоциональны, поэтому им по душе стиль социального лидера объединяющего коллектив.

Обратите внимание

Мужская психология сформирована таким образом, что они в большей 
степени придают значение превосходству 
над другими.

Выбираемый ими стиль 
общения говорит об абсолютной независимости, они слишком самоуверенны, говорят 
с нажимом, перебивают, дотрагиваются 
до собеседника руками, смотрят прямо 
в глаза, редко улыбаются тем самым демонстрируя важность своей персоны. Мужской и женский стили общения меняются в зависимости от социального контекста.

Авторитарный стиль общения, признаки которого принято приписывать мужчинам, может подойти для любого человека, выступающего с позиции силы. Например, некоторые женщины ведут переговоры напористо и прямолинейно, а некоторые мужчины – неуверенно и осторожно.

Источник: http://stud24.ru/psychology/stili-obshheniya/449739-1699744-page1.html

Психология общения и межличностных отношений

Поскольку руководство людьми является одним из видов воздействия руководителя на подчиненных, стили руководства можно рассматривать как особую категорию стилей делового общения.

С точки зрения А. А. Русалиновой (1980), стиль руководства – это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, личных особенностей руководителя.

Взаимодействие руководителя с подчиненными предполагает:

• выбор задач, принятие решений;

• организацию группы и выбор методов побуждения;

• осуществление контроля;

• установление взаимоотношений с подчиненными;

• регуляцию информационных потоков;

• установление обратной связи с коллективом;

• взаимодействие с общественными организациями.

Осуществляться эти функции разными руководителями могут совершенно различным образом, в связи с чем и говорят о стилях руководства. По А. А. Русалиновой, характеристики стиля таковы:

• активность – пассивность;

• единоначалие – коллегиальность в принятии решений;

• директивный – попустительский характер воздействий;

• ориентация на позитивную – негативную стимуляцию;

• дистантные – контактные отношения с подчиненными;

• централизация – децентрализация информационных потоков;

• наличие – отсутствие обратной связи с коллективом.

Они не исключают друг друга, могут сочетаться в разных комбинациях, обусловливая степень выраженности того или иного стиля.

А. Л. Журавлев и В. Ф. Рубахин (1976) под стилем руководства подразумевают индивидуально-типологические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.

Классификации стилей руководства

Различные авторы предлагают свои основания для описания стилей руководства:

• комплекс систематически используемых методов принятия решения (И. П. Волков, А. Л. Журавлев, А. А. Русалинова и др.);

• совокупность типичных и относительно устойчивых методов и приемов воздействия руководителей на подчиненных, т. е. стиль общения;

• личностные качества руководителя, обусловливающие выбор тех или иных приемов и методов деятельности (Д. П. Кайдалов и Е. И. Сулименко, 1979; Д. Каунд [D. M. Cound, 1987]);

• совокупность норм и правил, которых придерживается руководитель по отношению к подчиненным (Дж. Перселл [J. Purcell, 1987]);

• ориентация на производственные задачи либо на человеческие отношения в коллективе (Ф. Фидлер [F. Fiedler, 1967]);

• представления о человеческой природе как таковой (Д. Макгрегор [D. Mac-Gregor, 1960]).

Например, Макгрегор разработал две модели руководителей – Х и Y. В соответствии с первой руководитель должен непременно обладать чертами диктатора, поскольку полагает, что:

• люди обычно не любят работать и стараются уклониться от своих обязанностей;

• работников нужно заставлять трудиться, манипулировать ими, угрожать и наказывать, чтобы добиться выполнения стоящих перед организацией целей;

• люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая ответственности.

Руководитель, соответствующий модели Y, исходит из прямо противоположных представлений:

• людям нравится работать, и для многих в труде скрыт источник удовлетворения;

• большинство работников руководствуются самодисциплиной и не нуждаются в угрозах; они также заинтересованы в достижении общих целей;

• многие не только не избегают ответственности, но, напротив, стремятся к ней;

• способности к творчеству в решении организационных проблем присущи не только избранным руководителям;

• поощрение является наилучшим способом для того, чтобы вдохновить людей на выполнение задач, стоящих перед организацией.

Существует несколько классификаций стилей руководства, но наиболее распространенная – та, которая корнями уходит в представления К. Левина.

Важно

Согласно ей, выделяются автократический (авторитарный), демократический и либеральный (попустительский) стили, различающиеся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и по участию его и руководимого им коллектива в принятии решений.

Автократический (авторитарный) стиль подразумевает жесткое руководство – распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения. Придерживающийся этого стиля руководитель определяет всю деятельность группы, прописывает все технические приемы и действия.

Для этого стиля характерны четкая постановка целей деятельности, энергичная форма отдачи распоряжений, приказаний, нетерпимость ко всему, что идет вразрез с мнением руководителя. Члены группы у такого руководителя постоянно находятся в состоянии неопределенности относительно своих будущих действий, знают только свои частные задачи.

Связи между участниками сводятся руководителем до минимума, так чтобы они осуществлялись только через его посредничество или при его наблюдении. Руководитель при необходимости разбивает подчиненных на группы, не считаясь с их мнением. В похвалах и критике придерживается только своего мнения.

По мнению К. Левина, авторитарный стиль руководства – это обезличенность и отчужденность, но не откровенная враждебность.

Поскольку, как считает А. Л.

Журавлев, стиль руководства одновременно включает три в разной степени выраженных компонента: директивность, коллегиальность и невмешательство (попустительство), то кроме трех крайних типов автор выделяет и промежуточные: директивно-коллегиальный, директивно-попустительский, попустительски-коллективный, а при равенстве разных компонентов – промежуточный и смешанный. Кроме того, по степени выраженности компонентов каждый из них делится на невыраженный, оперативный и выраженный. На нижнем уровне управления наиболее распространен смешанный стиль, на среднем и высшем – директивный и попустительский.

Польский психолог Е. Старостяк выделил в авторитарном стиле три подтипа:

1. Жесткий.

Такой руководитель строг, но справедлив, поддерживает уже сложившиеся взаимоотношения в коллективе даже при изменении ситуации; приверженец субординации, хорошо относится к подчиненным, которые «знают свое место». Многие принимают данный способ руководства, так как он уменьшает их личную ответственность за неудачу коллектива. При этом подчиненные считают, что выполняют лишь индивидуальные обязательства.

2. Хозяйский. Подобный руководитель навязывает свою позицию отеческой заботы о подчиненных, уделяет внимание повышению их материального благополучия, вмешивается в их дела, даже личные.

Особенно часто этот подстиль руководства встречается у тренеров спортивных команд. Преувеличенная защита и опека подчиненных может вызвать у тех ответную агрессивную реакцию.

Они будут оказывать серьезное сопротивление руководителю, который, по их словам, не позволяет им «даже дышать».

Другие привыкают к такой системе руководства и будут порой стремиться к ее сохранению, поскольку любое их действие и желание в этом случае уже «запрограммированы». В итоге данный подстиль руководства снижает деловую и общественную активность подчиненных и в ряде случаев лишает их умения вести самостоятельную жизнь.

3. Непоследовательный. Это неумелый, несобранный, как правило деспотичный руководитель. Он проявляет видимость могущества, но не уверен в себе, предпочитает выдвигать в актив более слабого, но покорного, чем более знающего, но самостоятельного. Мелочно придирчив, готов идти на компромисс, который поможет ему уйти от ответственности в случае неудачи.

Черты, характерные для авторитарной личности, представлены на рис. 16.1.

Совет

При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности.

Руководитель разрешает членам группы участвовать (и даже приветствует это) в определении содержания ее деятельности, развивает отношения между подчиненными, стремясь уменьшить внутригруппо-вое напряжение; создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества. Все члены группы в общем виде знают все основные этапы деятельности.

Когда кто-то просит совета, руководитель предлагает на выбор не один, а несколько способов достижения цели. Сотрудники разбиваются на группы по их желанию. Руководитель старается быть объективным в своей похвале и критике их участников.

Рис. 16.1. Черты, присущие авторитарной личности (по Адорно с соавторами, 1950)

Позицию руководителя, придерживающегося демократического стиля, можно охарактеризовать как «первого среди равных». Его власть необходима для рационального выполнения стоящих перед коллективом задач, но не основывается на приказах и репрессиях.

Такой руководитель более доступен для подчиненных, которые чувствуют себя с ним и общаются свободно и охотно.

Предоставление подчиненным в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них зрелого в социальном плане поведения.

Однако отсутствие жесткости и агрессивности подобный руководитель должен компенсировать большей, чем обычно, включенностью в работу. Настойчивость, последовательность и такт – главное «оружие» руководителей, демонстрирующих этот стиль руководства.

При попустительском (либеральном) стиле руководитель вмешивается, участвует в организации деятельности группы только в том случае, когда члены последней обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения. Членам группы дается полная свобода принимать свои собственные решения. Материалы и информация предоставляется им только тогда, когда об этом они просят сами. Руководители, демонстрирующие такой стиль, замечания делают редко.

Обратите внимание

Существуют и иные классификации стилей руководства, в которых так или иначе учтены и вышеприведенные стили. Так, Е. С. Кузьмин и его соавторы (1971), предложив расширенный вариант, выделили пять стилей:

• дистанционный;

• контактный;

• целеполагающий;

• делегирующий;

• проблемно-организующий.

Л. Д. Кудряшова (1986) выделяет такие типы руководителей:

1. «Регламентатор». Его идеал – полная регламентация деятельности подчиненных в должностных инструкциях и приказах.

2. «Коллегиал». Видит залог успеха деятельности в коллективных формах принятия решений.

3. «Спринтер». Хорошо реагирует на быстро меняющиеся управленческие ситуации, своевременно принимает решения.

4. «Объективист». Главный упор делает на объективные факторы, влиянием которых объясняет успехи и неудачи.

5. «Волокитчик». Старается всячески оттягивать решение проблем и выполнение указаний.

6. «Максималист». Не признает «мелких» проблем руководства, неудовлетворен, если подчиненный выполнил задание просто хорошо, всегда стремится к максимально достижимому и требует этого.

7. «Организатор». Считает главным решение ключевых проблем, разработку эффективного и реально выполнимого плана.

Важно

8. «Хлопотун». Его девиз: «Руководство состоит из мелочей». Такой руководитель держит в голове множество мелких дел, пунктуален, дисциплинирован, исполнителен, однако тонет в «текущих» делах, не может отличить главное от второстепенного.

И. Ниномийя (J. S. Ninomiya, 1988) предложил следующую классификацию стилей руководства:

1. «Патриарх»: старается обеспечить полный контроль над всеми аспектами деятельности подчиненных, от которых требуется безоговорочная исполнительность. Подчиненные не привлекаются к подготовке решений.

2. «Птица страус»: ориентируется на свой статус, стремится избежать конфликтов, боится различий во мнениях. Для такого руководителя характерен высокий уровень компетенции; вместе с тем он более подходит на роль ассистента, поскольку ему не хватает инициативы и гибкости.

3. «Индивидуалист»: стремится все сделать сам; подчиненные у такого руководителя обычно лишены всякой инициативы, быстро теряют интерес к делу.

4. «Педант»: все желает знать в самых подробных деталях, выступает против коллективного принятия решений, нередко никому не доверяет.

5. «Политик»: не показывает, что имеет собственное мнение, хорошо чувствует конъюнктуру.

6. «Посредник»: хорошо знает людей, коммуникабелен, сторонник группового принятия решений и совместного творчества. Склонен к компромиссам в любой момент, не способен проявить волю, когда того требует обстановка.

Совет

7. «Прилежный бобер»: сам готовит план деятельности для себя и для подчиненных, успех своей деятельности оценивает по чисто формальным показателям (числу написанных или исполненных деловых бумаг). Не ориентирован на высокий конечный результат. Главное для него – сам процесс работы.

И. Ниномийя считает, что эти стили руководства встречаются не изолированно друг от друга, а в различных комбинациях.

В создании подобных классификаций на западных психологов существенное влияние оказали представления Ф. Фишера. Как он полагал, стили деятельности выделяются в зависимости от того, какова направленность руководителя – на решение задачи или на взаимоотношения с подчиненными. Используя этот подход, ряд психологов выдвинули свои классификации стилей руководства.

Источник: https://bookap.info/othosheniy/ilin_psihologiya_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy/gl108.shtm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector