Определение, психология и история лидерства

Определение, психология и история лидерства

Лидерство — это процесс влияния на группу или человека.

Это социальное понятие, формирующееся в группе.

Выделение вожака позволяет поддерживать в обществе порядок, формировать иерархию, отсеивать более слабых особей.

Лидерство — это еще и способность вести за собой людей, так чтобы они не просто подчинялись, а проникались нужной идеологией.

Сущность

Лидер должен обладать властью в формальных и неформальных группах. Он выбирает такие способы влияния, которые позволяют успешно управлять малыми и большими социальными группами.

В лидерстве, независимо от размеров группы, всегда есть социальная и эмоциональная составляющая.

Лидерство бывает двух основных типов:

  • формальное;
  • неформальное.

В первом случае в коллективе есть руководитель, которому должны подчиняться. Он занимает определенную должность, распределяет обязанности.

Во втором случае, неформальном лидерстве, влияние происходит, используя личные способности, эмоции, иногда принуждение. Зачастую в коллективе неформальный лидер оказывает большее влияние на мнение группы.

История

В древности вождей нередко наделяли сверхспособностями.

Они обладали даром убеждать, подчинять. Полководцы, вожди, фараоны были наделены большим умом, властью, данной Высшими силами.

В 1517 году Макиавелли написал тракт «Государь». С этого началось серьезное изучение лидерства и выдвижение различных теорий.

Фр. Гэлтон в в 1869 году предложил теорию, согласно которой черты лидера являются врожденными

Обратите внимание

В первой половине 20 века началось серьезное изучение явления лидерства. Считалось, что у лидера должен присутствовать набор определенных черт характера.

Это умственные, физические способности, а также потребность к власти, доминировании, самоуверенность и другие качества личности.

Психология

Даже в очень сложных ситуациях лидер сохраняет самообладание. Он устойчив к стрессу, эффективно принимает решения. Такой человек готов взять ответственность за свои действия.

Основные качества лидера:

  1. Способность двигаться к цели. Лидер знает, что хочет, и добивается этого, несмотря на препятствия. Он не останавливается на достигнутом. Если он решил достичь определенной цели, то его практически невозможно остановить и изменить принятое решение. Чтобы двигаться вперед, у человека обязательно должны быть желания, и они присутствуют у лидера. Есть у него и настойчивость для продвижения к своей цели.
  2. Высокий уровень интеллекта. Лидеру постоянно приходится решать сложные задачи, просчитывать ходы, разрабатывать наиболее эффективные планы. Он стремится к познанию, постоянно узнает что-то новое, и не только касающиеся основной деятельности.
  3. Лидер — личность разносторонне развитая. Помимо работы, у нее есть и иные интересы. Стремление к саморазвитию — естественная потребность лидера.
  4. Уверенность в себе. В продвижении вперед не должно быть сомнений. Если человек неуверен в себе, он не является лидером, потому что за слабым другие люди не пойдут. Уверенность в себе — это не только внутреннее состояние, но и способность проецировать его вовне, чтобы другие члены общества чувствовали силу.
  5. Способность принимать решения.
  6. Способность собрать вокруг себя группу единомышленников. Лидер не может быть сам по себе, так как это явление социальное. Он должен управлять, вести за собой. При хорошем лидере получается организованная, слаженная команда.
  7. Быть готовым к изменениям. Лидер должен понимать, что обстоятельства могут поменяться, и тогда придется менять планы, срочно принимать новые решения, кардинально менять свою жизнь, концепцию развития себя и собранной вокруг себя команды.

Лидер должен также сам себя ощущает таковым, быть внутренне готовым управлять другими людьми.

Феномен

Что заставляет людей в одном человеке признавать лидера, а другого игнорировать?

Общество устроено таким образом, что им обязательно надо управлять, иначе малая либо большая социальная группа распадаются, организация нарушается, наступает хаос.

Люди нуждаются в руководителе, так как большинство членов общества не способны самостоятельно выбирать свой путь развития, им проще, когда лидер указывает, в каком направлении двигаться.

Источник: https://yazdorov.win/psihologiya-i-psihiatriya/opredelenie-psihologiya-i-istoriya-liderstva.html

Понятие лидерства в психологии: теории лидерства

Лидерствоэто естественный социально-психологический про­цесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.

Теории личностных черт. Направление в исследовании лидерства с позиции теории черт возникло под влиянием Ф.

Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства.

Основной идеей такого подхода было убеждение, что если лидер обладает качествами, передающимися по наследству и отличающими его от других, то эти качества можно выделить.

Ситуативные теории лидерства. Согласно этим теориям появление лидера рассматривается как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств.

Это означает, что в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в сложившейся ситуации, человек, обладающий им, становится лидером.

Ситуативно-личностные теории. Более или менее компромиссный! вариант теории лидерства предложили в 1952 г. Г. Герт иС. Милз. Они выделили пять факторов, которые необходимо учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

— черты лидера как человека;

— его мотивы;

— образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;

— личностные характеристики лидера как социальной роли;

— институциональный контекст, т.е. те официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последо­ватели.

Теория ожидания-взаимодействия. Ее разрабатывали многие американские исследователи — Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства:

— ориентацию на задачу («инструментальное лидерство»);

— ориентацию на межличностные отношения («эмоциональное лидерство»).

Фидлер делает вывод, что лидер, ориентированный на задачу, более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно бла­гоприятных, либо умеренно неблагоприятных.

Теория гуманистического направления. Эта концепция утверждает, что человеческое существо по природе своей — сложный мотиви­рованный организм, а организация в принципе всегда управляема.

Поэтому лидер должен гак преобразовать организацию, чтобы индиви­ду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.

Идею разрабатывали американские психологи Р. Блей к, Дж. Макгрегор и др.

Мотивационная теория. Представители этой версии — С. Митчел. В ней утверждается, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворе­ние, испытываемое в процессе работы.

Атрибутивная теория. Рассматривает лидера как своего рода марионетку: лидер получает прямые указания и власть от своих последователей.

Функции и типы политического лидера
Интегративная– объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.

Ориентационная– выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.

Инструментальная– определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.

Мобилизационная– инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.

Коммуникативная– поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.д.

Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть.

Различают:

формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Лидерство и руководство.

Руководство Лидерство
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры 3. Возникает стихийно
4. Явление более стабильное 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
5. Более определенная система различных санкций 5. Менее определенная система различных санкций
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:

— лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации;

— лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды;

— лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным, по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;

— руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

— процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;

— сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система.

Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

• лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

• лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

• лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

• лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);

• лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли “звезды”, служит образцом, идеалом);

• лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Стили лидерства

Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.

Источник: https://cyberpedia.su/17×12376.html

Понятие лидер и лидерство

Лидерство –  доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидеров: 1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач; 2) способен оказывать влияние на других членов группы; 3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом; 4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; 5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Функции лидера: 1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах; 2) выработка и поддержание групповых норм; 3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

5) установление и поддержание микроклимата группы.

Виды лидерства по  М. Веберу: 1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии).

Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей; 2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе.

Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;

3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.

Типы лидерства по реальной управленческой практике: 1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует.

Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше; 2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей; 3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть; 4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

Важно

5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Читайте также:  Виды и признаки нарушения сознания человека

Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

Источник: https://psyera.ru/2819/ponyatie-lider-i-liderstvo

Шпаргалка по социальной психологии

Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидеров:

1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

2) способен оказывать влияние на других членов группы;

3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Функции лидера:

1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;

2) выработка и поддержание групповых норм;

3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

5) установление и поддержание микроклимата группы.

Виды лидерства по М. Веберу:

1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;

2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;

3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.

Типы лидерства по реальной управленческой практике:

1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

Совет

3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Психология bookap

Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

Источник: https://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl48.shtm

Руководства и лидерства психология

Проблема соотношения руководства (менеджмента) и лидерства возникла из того простого и довольно часто наблюдаемого факта, что руководитель не всегда является лидером и, наоборот, лидер не обязательно занимает руководящую должность.

Практический интерес к этой проблеме связан с давно установленным фактом повышения эффективности деятельности подчиненных при дополнении формальных властных полномочий руководителя (менеджера) неформальными. И наоборот, отсутствие у руководителя функции лидера оказывает демотивирующее влияние на подчиненных.

Эти обстоятельства стимулируют поиск путей и методов постижения сущности и последующего использования этой неформальной составляющей, а работодателей и менеджеров по персоналу требовать от кандидатов наличия способностей к лидерству.

Традиционно лидерство понимается как способность личности оказывать неформальное влияние на поведение и деятельность людей в значимом для себя или других направлении.

В качестве основных атрибутов лидерства называются: стихийность возникновения; признание за личностью права на доминирование в системе межличностных отношений (важнейший признак его психологичности); связь стилевых его особенностей с ситуациями деятельности (благоприятность–неблагоприятность, уровень зрелости подчиненных, стадия развития группы и т.п.). Многочисленные концепции лидерства тяготеют к четырем основным: 1) структурная («теория черт»), 2) поведенческая, 3) ситуационная, 4) с позиций теории социального научения. Подробный анализ сильных и слабых сторон этих концепций, находящихся под сильным влиянием преимущественно американских исследований, уже сделан и широко представлен исследованиями как отечественных авторов (Г.М Андреева., И.П. Волков, А.Л Журавлев., А.Н. Занковский, Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин и др.), так и зарубежных (К. Бланшар, Р. Блейк, Р. Кеттел, К Левин, Ф. Лютенс, Д. МакГрегор, Дж. Моутон, Г. Стайс, Р. Стогдил, Ф. Фидлер, П. Херси и др.). Особое значение имеют концепции, в которых делается попытка интеграции основных факторов, связанных с пониманием феномена лидерства и прогнозированием успешности поведения лидера с различным набором личностных качеств и в различных ситуациях.

Лидерство в деятельности ПОО имеет свои особенности, не нашедшие еще глубокого научного осмысления.

Одной из самых важных особенностей деятельности ПОО является достаточно высокая степень нормативно-правовой регламентированности управления, что увеличивает возможности руководителей в овладении функциями лидера, одновременно снижая вероятность появления лидерства среди подчиненных в традиционном смысле слова.

Обратите внимание

Возможности групп и коллективов сотрудников ПОО в формировании эффективного лидерства также ограничены. Ослабление такого влияния «снизу» может приводить к серьезной деформации стиля руководства и лидерства в управлении ПОО.

 (В.И. Черненилов.)

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Источник: http://determiner.ru/termin/rukovodstva-i-liderstva-psihologija.html

Глава 1 История и современное состояние психологических исследований лидерства

Тема лидерства уже давно вышла за рамки психологии и, безусловно, является одной из наиболее популярных в современном общественном и индивидуальном сознании.

Борьба за лидерство, дух соперничества и индивидуализма, в котором мы сегодня живем, уже давно кажутся нам естественными, изначально присущими человеческой природе, и мы охотно видим их корни и в далекой истории, и даже в животном мире, из которого когда-то вышло человечество.

Однако представление о том, что в бурно изменяющемся мире психика человека остается постоянной, по-видимому, слишком упрощает и даже искажает действительную картину ее развития. Всего лишь за несколько последних десятилетий мы стали свидетелями колоссальных изменений, преобразивших и человека, и всю планету.

Но наиболее драматические изменения, как мы попытаемся показать в предлагаемой книге, психика человека претерпела в ХХ веке.

Эти изменения были обусловлены ошеломляющим научно-техническим прогрессом, достигнутым человечеством в прошлом столетии, и, прежде всего, формированием новых принципов социальной организации, которые кардинальным образом трансформировали не только внешний, но и внутренний мир человека. При этом концепция лидерства, на наш взгляд, имела прямое отношение к той психологической трансформации, которую так кардинально претерпело наше сознание.

https://www.youtube.com/watch?v=9qxXLokzuW8

Первые попытки осмысления феномена лидерства связаны со стремлением людей понять, что позволило отдельным личностям внести в человеческую историю настолько заметный вклад, что память о них, их влияние сохраняются на многие столетия.

Противопоставление безликой массы и героев-лидеров с давних пор привлекало внимание и будоражило воображение мыслителей и ученых.

Размышляя о роли выдающихся личностей в истории, еще античные философы и историки задавались вопросом, почему те или иные люди становятся «героями» и способны оказывать влияние на судьбы человечества даже после своей смерти.

Важно

Античные мыслители склонялись к мысли о том, что «героями» становятся исключительно благодаря своим выдающимся личностным качествам. Они считали, что эти люди были бы героями при любых обстоятельствах, их успех не зависел от внешних условий. Эту же традицию в XIX – ХХ вв. развивали Т. Карлейль, Ф. Ницше, Ф. Гальтон, Ф. Вудз, А. Уигган и Дж.

Дауд (Карлейль, 1908; Ницше, 1909; Galton, 1869; Woods, 1913; Wiggain, 1931; Dowd, 1986). Взгляды этих мыслителей прямо или косвенно подводили к идее о возможности выделения и исследования тех характеристик, которые отличают лидеров от других людей.

Такое заключение и легло в основу теории лидерских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением особых личностных черт, исходно присущих лидеру.

Этот интерес к незаурядным личностям не ослабевал и в средние века, и в новейшей истории, но серьезный, а теперь мы можем сказать – непреходящий интерес науки к феномену лидерства возникает в конце 30 – начале 40-х годов прошлого столетия, когда впервые с особой остротой встает проблема повышения эффективности управленческого персонала.

Именно с этого момента проблема лидерства становится актуальной и признанной областью исследований социальной, а в последние десятилетия и организационной психологии.

С тех пор были созданы многочисленные теории лидерства, разработаны методы, подходы и целостные технологии формирования лидерских навыков для управленческого персонала организаций.

Так кто же такой лидер, и что же это такое – лидерство? В отечественной науке долгое время доминировало несколько узкое понимание данных феноменов: «Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников» (Психологический словарь, 1983); «Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе» (Психология. Словарь, 1990, с. 190).

Согласно этому подходу лидер – член малой группы, который в результате внутригруппового взаимодействия при решении конкретной задачи выдвигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности.

Совет

При этом он демонстрирует более высокий, чем другие, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Остальные члены группы принимают лидерство, то есть выстраивают с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведóмыми.

В этом контексте лидерство рассматривалось исключительно как групповое явление: лидер всегда выступал как элемент не организационной, а только групповой структуры, как система отношений в этой структуре.

Иными словами, феномен лидерства сводился к динамическим процессам малой группы. Нередко подчеркивалась противоречивость этого процесса: притязания лидера и готовность других принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные его возможности в данном случае – значит понять, как воспринимают лидера другие члены группы.

Исследователи подчеркивали, что мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной: при определенных обстоятельствах его возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985).

Иногда понятие «лидер» отождествлялось с понятием «авторитет», что было не вполне корректно. Лидер, действительно, может быть авторитетом для группы, но не всякий авторитет обязательно организует реализацию какой-либо групповой задачи.

Он, как правило, такой функции не выполняет, выступая, скорее, как пример или идеал.

Обратите внимание

Таким образом, преимущественно лидерство рассматривалось как способность влиять на группу, побуждая ее к достижению групповых целей, и если не противопоставлялось управленческой деятельности (руководству) менеджера, то четко разграничивалось с нею.

Б. Парыгин выделил следующие пункты различий лидера и руководителя (менеджера):

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, то есть оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель же реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых у лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

Читайте также:  Отвлекись от своих проблем: посмотри русские психологические фильмы

7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он «представляет» малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин, 1971).

Важно

На принципиальные различия между лидерством и руководством обращает внимание и Г. Андреева: «Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», то есть с точки зрения отношений доминирования и подчинения.

Понятие руководства относится к организации всей деятельности группы, к процессу управления ею .

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения» (Андреева, 1980).

При таком подходе подчеркивается разнопорядковость двух явлений: лидерство выступает как психологический феномен, руководство – как феномен социальный, как регламентированный обществом правовой процесс (Волков, 1973).

По мнению Е. Абашкиной и Ю.

Косолаповой, в советский период понимание лидерства как явления, свойственного лишь малой группе, было обусловлено не столько научными взглядами исследователей, сколько исходило из идеологического давления и соображений о недопустимости даже в экспериментальных работах намека на то, что руководители партии и государства не являются лидерами в полном смысле. Поэтому рассмотрение лидерства допускалось только на уровне малых групп, а вопрос о политическом и организационном лидерстве вообще не поднимался (Абашкина, Косолапова, 1993). Разумеется, объективный исследователь должен всегда учитывать прямое или косвенное влияние доминирующей идеологии на психологию и поведенческие науки, но вместе с тем, несмотря на неоправданное ограничение феномена лидерства групповыми рамками, само разграничение лидерства и руководства явилось важным шагом по пути их объективного изучения.

Западной, в особенности американской, традиции и ранее, и по сей день свойственна другая крайность: лидерство часто отождествляется с формальными обязанностями менеджера (руководителя). Отчасти это обусловлено тем, что в английском языке слово «leader» обозначает и лидера, и руководителя (менеджера).

Однако, разумеется, это не основная причина (ее мы рассмотрим позже). Согласно Ф. Фидлеру, одному из наиболее авторитетных исследователей в данной области, лидер – это «индивид в группе, перед которым поставлена задача руководить и координировать групповую деятельность, или тот (индивид. – А. З.

), кто в отсутствие назначенного лидера несет основную ответственность за выполнение его работы» (Fiedler, 1967). В этом определении лидер и менеджер-руководитель – почти полные синонимы. Более того, в западной традиции существует очевидная тенденция все большего и большего отождествления этих понятий.

Если же смысловая разница все же признается, то она носит «качественный» характер.

Деятельность менеджера (руководителя) определяется как то, что он должен делать, то есть как выполнение определенных функций, являющихся частью его должностных обязанностей.

Лидерство же, скорее, отражает качественный процесс управления, акцентируя не сами обязанности, а то, как эти обязанности выполняются.

В таком контексте лидерство – это умение заставлять людей делать даже то, чего они не хотят, не вызывая при этом ненависти ни к себе, ни к выполняемой ими работе.

Совет

В современных исследованиях лидерства можно выделить три основных подхода. Первый подход целесообразно охарактеризовать как структурный. Он ставит перед собой задачу выявить универсальные черты личности, характерные для эффективного менеджера, их структуру.

Второй подход – поведенческий, лидерство рассматривается в контексте реализуемого лидером поведения, производится попытка найти универсальные поведенческие измерения, обеспечивающие лидеру успех. Сторонники третьего подхода пытаются интегрировать универсальные подходы в контексте конкретных ситуационных переменных, поэтому мы обозначим его как ситуационный.

Предлагаются и более дробные классификации теорий лидерства, однако обоснованность такой дробности не всегда убедительна (Кудряшова, 1996).

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/anatolij-nikolaevich-zankovskij-psihologiya-liderstva-ot-poved.html?page=2

Феномен лидерства в отечественной и зарубежной научной мысли

В условиях неопределенности, нехватки ресурсов — материальных и человеческих, быстрого устарева-ния информации, нестабильности и непрерывных перемен на первый план выходит лидерская компетенция руководителя.

Представления о лидерстве как социальном феномене получили развитие в идеях древнегре-ческих философов Пифагора, Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля, а также европейских мыслителей Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Ф. В. Гегеля, Ф. Ницше. Однако наибольший всплеск исследований лидерства приходится на XX и XXI в., что связано с развитием наук о человеке.

Одним из первых попытался понять причину лидерства З. Фрейд, связывая его с сублимацией либидо в стремлении к власти, а потребность в авторитете с тоской по отцу.

Широкое распространение понятие «лидерство» получает после экспериментов К. Левина (США, 1930-е годы). Он предложил модель внедрения изменений, выделил три стиля лидерства (авторитарный, демокра-тический и анархический) и обосновал их прямое влияние на «групповую атмосферу» (Lewin, 1951). С этого периода оно прочно входит в психологическую науку.

В 1943 гог.ду психолог K. Craik, развивая идеи о связи лидера с группой, предположил, что все события переводятся во внутренние модели и что люди используют эти модели для оценки внешних событий.

Эта теория предполагает, что люди воспринимают мир через призму психологического восприятия, а не просто внешний мир в целом, несмотря на то, что им может казаться так. Психолог P. N.

Johnson-Laird предполо-жил, что психологические модели ложатся в основу базовых процессов и простых символов (например, как команды пилотов действуют в случае взлета и посадки самолетов). Принято считать, что группы, в которых такие модели существуют, работают лучше в сравнении с теми, в которых — нет. Позже в 1984 г. D. Hambrick и P.

Обратите внимание

Mason впервые предположили, что в организациях отражаются представления и ценности их топ-менеджеров. Это происходит потому, что лидеры руководствуются специфическими знаниями, опытом, ценностями и предпочтениями при создании окружения и таким образом большое значение имеет выбор.

По определению основоположника организационной психологии Э. Шейна принципиальное отличие лидера от менеджера заключается в том, что первый создает организационную культуру, в то время как второй в ней работает. В пятидесятые годы углубляются представления о связи характеристик лидера с процессами в организации.

Так, в частности описана «авторитарная личность» (Adorno, 1950). Такому лидеру чужды чувства, фантазии и интроспекция — он направляет ответственность человека от внешних сил — у него стереотипное, ригидное мышление; употребляет власть для собственной выгоды и подчиняет власти других. В конце XX в. O. F.

Kernberg в работе Ideology, Conflict and Leadership in Groups and Organizations (1998), описал патологии лидеров (нарциссы, шизоиды и другие) и дал характеристики процессов, связанных с их поведением на рабочем месте. В этой теории находит отражение причина лидерства, базирующаяся на негативной природе человека и в соответствии с которой, лидер — скорее человек с патологией, чем профессионал.

Начиная с 1960-х годов, развиваются исследования, в которых описывается и объясняется отношение между ситуацией и лидером. Среди этих моделей наиболее разработанными считаются ситуационная мо-дель эффективности и теория когнетивного ресурса (Fiedler, 1978; Fiedler and Gancia, 1987).

Они отличаются тем, что фокусируются на внутреннем со-стоянии лидера и задачах, тогда как другие, например, модель принятия решения (Vroom and Yetton, 1973; Vroom and Jago, 1978), теория тропа-цель (Georgopoulus, Mahoney, and Jones, 1957; House and Mitchell, 1974) и теория ситуационного лидерства (Heresy and Blanchard, 1969) — на особенностях поведения лидера. P. Hersey и K.

Blanchard разработали теорию ситуационного лидерства на основе поведения лидера и выделили четыре его типа: говорю, указываю, вовлекаю и делегирую, которые определяют лидерскую эффективность и содержат описание приспособляемости.

Первое определяется такими факторами как способности, образование и опыт, в то время как второе изменяется в зависимости от степени готовности, самоуважения, мотивации последователей. Теория гласит, что когда подчиненные способны и готовы, лидер делегирует.

Когда подчиненные готовы и неспособны, лидер должен указывать (т. е. принимает курс к действию, а слово «указывать» означает действовать в рамках субординации). Когда подчиненные не готовы, но способны, лидер принимает решение с их участием. Когда подчиненные не желают и не способны, лидер говорит им, что и как делается.

Можно согласиться с тем, что лучший способ реализации этой теории — смешение стилей. В 1975 г. Г. Минцберг пришел к выводу, что управленцы выполняют десять различных ролей, таким образом, расширив представления о лидерском поведении.

Эти роли он сгруппировал в три группы: первая — межличностные роли главной фигуры, направляющего и связного, вторая группа — информационные роли монитора, сеятеля и выразителя. Последняя группа ассоциируется с принятием решений интерпретатора, укротителя нарушителей, ресурсного коллектора и переговорщика. Согласно Г. Минцбергу, у лидера эти роли более выражены, чем у менеджера.

Важно

С середины 1980-х годов наибольшую популярность приобретают теории харизматического (впервые описанного немецким социологом М. Вебером) и трансформационного лидерства. Модель социальной самоидентификации рассматривает харизму как последовательную возможность когнитивных и интерактивных процессов в группах.

Одна из таких теорий называется теория изменения лидером как участником (Leader-member Exchang (LeUX) Theory). Она строится на том, что эффективные лидеры имеют потребность выстраивать высококачественные персонифицированные отношения с членами отдельных групп и что такие отношения носят характер идиосинкразии.

Традиционно характеристикой лидерства, в том числе в практике управления в СССР и постсоветской России, считалось индивидуальное воздействие сверху вниз.

Однако с начала 1990-х годов появляются тео-рии, в которых лидерство рассматривается ни столько как привилегия отдельного человека, сколько групповое поведение.

Многие неудачи внедрения инноваций связываются именно с недостатком распределения лидерства между разными уровнями организаций и внутри локальных сообществ.

Кроме того, успех управления организацией во многом связывается в последнее время с эмоциональным и социальным интеллектом руководителя (Д. Гоулман), способностью регулировать собственные эмоции и чувства, а также чувства и эмоции других людей, что позволяет выстраивать эффективные коммуникации и за счет которых организация существует.

В 1998 г. G.

Yukl в книге Leadership in Organizations дал восемь различных определений лидерства, отме-тив, что лидеры влияют на других механистической уступчивостью в сочетании с организационными директивами, направляя собственную активность по отношению к широкой цели, ставят и определяют ее значение коллективными усилиями. В отличии от лидеров, описанных в транзакционных теориях 1960–1970-х годов, стратегические лидеры несут ответственность за организации. Стратегическое лидерство включает: «принятие стратегических решений; создание и озвучивание видения будущего, коммуникацию, развитие организационных структур, процессов и систем контроля; управление широким кругом характеристик; отбор и развитие следующего поколения лидеров; создание эффективной организационной культуры и систем, базирующихся на этических ценностях в организационных культурах» (Boal and Hooijberg, 2000, p. 516).

На современном этапе исследований лидерство представлено несколькими эмпирическими теориями (напр.: теориея горнила).

Совет

В них впервые делается акцент на гипотезе, как люди становятся лидерами, предприняты попытки описать мышление и поведение лидеров в критических ситуациях, тактики их поведения, а также компетенции, способствующие преодолению неопределенности, связать свойства с достоинствами, понять, чем отличаются люди, добившиеся успеха, от всех остальных. Вместе с этим, не проводится связь между различиями лидеров и организаций, не содержатся ответы, почему одинаковые со-бытия по-разному влияют на людей, и как различные события влияют на процесс становления и личность лидера, делается акцент в большей степени на интеллектуальной стороне деятельности и не уделяется внимание эмоциональной. Представляется, что ответы на многие из этих вопросов определят развитие представлений о лидерстве в ближайшем будущем.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии

Источник: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/fenomen-liderstva-otechestvennoy-zarubejnoy-14883.html

Психология лидерства и власти

Глава 5. Психология лидерства и власти

В психологии нет замкнутых проблем. Каждая из них связана с центральным вопросом  психологической науки – мотивацией поведения.

Главный вопрос жизни – зачем? Для других или для себя? В применении к ведущему (люди делятся на  ведущих и ведомых) это означает, на что направлены его усилия (свои и группы): на общие интересы или на укрепление и продолжение самого себя.

События и политические тенденции в станах бывшего СССР в последние годы всё чаще и чаще заставляют нас задуматься о проблеме власти, властолюбия, стремления к власти. Начнем с вопроса, в чём причина, заставляющая индивидов подниматься на вершину власти и вершить оттуда  суд человеческий.

Харизма

Ещё с античных времен принято считать, что личности, предрасположенные властвовать, обладают неким неуловимым качеством, ставящим их над остальными людьми. Одни называют это  качество «харизмой»13, другие – «фактором икс». Само понятие харизмы берёт начало в христианской теологии.

С точки зрения Церкви, харизма – это Дар, данный человеку Господом для выполнения своего жизненного предназначения, что стимулирует использование «на всю катушку» уже осознанного таланта. Надо признать, достаточно широкое определение.

Особенно учитывая, что этим даром теологи считают все способности и таланты человека.

Читайте также:  Классификация стилей общения в психологии

В науку, а точнее, в социологию термин «харизма» был внедрен Максом Вебером.

В его представлении харизма — это незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем. То есть, по Веберу, харизмой называется качество (или совокупность качеств), благодаря которым окружающие признают в носителе харизмы лидера, вождя. А кого мы называем вождем? Человека, способного убедить в своей правоте и повести за собой.

Именно из числа таких людей, обладающих способностью харизмы, выходят предводители: деспоты или демократические лидеры.

Эзотерическая традиция предполагает астрологически указанные врожденные стремления к власти, реализуемые энергетическим и эгрегорным воздействием на группы и массы. Противоположность первому типу – индивид, призванный подчиняться, повиноваться.

Это потребность его внутренней сущности. «Бегство от свободы» – так обозначил этот стереотип  поведения известный психолог и социолог Эрих Фромм (Erich Fromm).

Лидерство

Проблема лидерства волнует человечество с тех пор, как оно осознало себя таковым, и будет волновать всё обозримое будущее.

Как видно из определения, лидерство как вид социальных отношений возникает всегда, когда в группе выделяется лидер.

Таким образом, сначала в группе должно произойти распределение ролей, в результате которого должен выделится один (или несколько) человек, за которым(–и) группа признаёт право на принятие решений и управление.

Обратите внимание

И только после этого, когда он(–и) вступает в социальный контакт со своими последователями, возникшие при этом взаимодействии отношения можно описать каклидерство.

Кстати, не исключена ситуация, когда никто из членов группы не будет обладать достаточно мощным набором харизматических и/или статусных качеств, или обладатель таковых займет исключительно пассивную позицию, «спрятав» от остальных членов группы свои лидерские качества. В таком случае группа не структурируется, остаётся в состоянии «толпы», и отношения лидерства до тех пор, пока лидер не придёт со стороны, не возникают.

Многие знатоки поведения человека и прежде, и теперь пытались дать исчерпывающие ответы по поводу феномена лидерства. Почему, например, случается, что школьный отличник не стал лидером во взрослой жизни, а не подававший надежд двоечник вдруг им стал? И почему явный лидер – успешный бизнесмен – может дома находиться под хрупким каблуком жены или матери?

Список таких вопросов легко продолжить. Труднее на них ответить. Теперь уже никто не пытается «закрыть вопрос» о лидерстве простым утверждением: «Лидерство – от Бога, и всё тут!»

«Если кто–то говорит: «Я старался, но не добился» – не верь ему. Если кто–то говорит: «Я не старался, но добился» – не верь ему. Если кто–то говорит: «Я старался, и добился» – верь ему». Это изречение из Талмуда справедливо для настоящего лидера, так как он настойчив и множество неудач не обескураживают и не останавливают его.

Он просто рассматривает свои неудачи как замечательный источник обретения нового опыта, тщательно анализирует, находит и устраняет, по крайней мере, эту причину этой неудачи. Его собственный опыт продвижения по данному пути каждый раз убеждает, что чудес в данной области не бывает и успех неизбежен, если последовательно устранять одну причину неудачи за другой.

Именно в этом опыте он черпает свои силы и уверенность в успехе.

По самому определению, личность предполагает целостность натуры. Личность не может быть слабой и не может быть ведомой, хотя при этом может и не быть явным лидером, но обладать харизмой. Личность отличает способность добиваться своих целей, являя чудеса настойчивости и целеустремленности.

И всё же: кем лидер является для других в первую очередь?

Гарантом успеха. Не важно, как именно он обеспечивает этот успех: указывает ли путь, организует ли совместную работу, удачно подбирает и расставляет исполнителей, просто воодушевляет людей или даже только присутствует. Важно, что при его лидерстве люди идут от успеха к успеху, а если и случаются неудачи, то лишь временные, которые затем перекрываются ещё  большими успехами.

Если Вы нашли данную статью интересной и полезной, нажмите на значок соц сетей и сердечко с надписью «Рекомендовать» в конце страницы.

Источник: http://www.mystericon.org/psychology/problemy-sovremennoj-molodjozhi/psihologiya-liderstva-i-vlasti

История исследований лидерства в российской психологической науке. Проблематика «героев и толпы» (Н.К. Михайловский, Л. Войтоловский). Механизм личностного. – презентация

1<\p>

2 История исследований лидерства в российской психологической науке. Проблематика «героев и толпы» (Н.К. Михайловский, Л. Войтоловский). Механизм личностного воздействия Бехтерева В.М. Междисциплинарные исследования лидерства на стыке педологии, рефлексологии, зоопсихологии (1920 – 1930гг.) Развитие лидерологии в разных отечественных социально – психологических школах в период 1960 – 1980 гг.: ленинградско – петербургские исследовательские группы Е.С. Кузьмина, Н.Н. Обозова, Б.Д. Парыгина; московская школа А.В. Петровского (топологическая модель); курско – кострмоское направление Л. И. Уманского. Современные концепции лидерства в политико – психологических исследованиях российских ученых (Е.Б. Шестопал, Д.В. Ольшанский, А.И. Юрьев, Г.Г. Дилигенский, Е.В. Егорова, А.А. Деркач, Т.В. Бендас)<\p>

3 Периоды 1. до начала ХХв. 2. начало ХХв. – досоветский период; – 1930-е гг. 4. сер – сер – е гг. 5. сер х гг. – по настоящее время.<\p>

4 1 этап – до начала XX в. проблема героев и толпы Н.К. Михайловский ( )«Герои и толпа» (1882); «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893). Герой тот, кто первым совершает то, чего хочет толпа Герой тот, кто первым совершает то, чего хочет толпа, увлекая за собой: неважно на какое дело, с какими способностями, имеет ли власть или нет. требование среды Выдвижение героя – требование среды. Безоценочность «не в похвалу и не в порицание введен термин».<\p>

Важно

5 Качества: 1)необычность («нет пророка в своем отечестве) 2)возраст; 3)пол; 4)способность воодушевлять толпу и увлекать за собой (навык); 5)использование механизма подражания 5)использование механизма подражания (сродни повиновению, покорности). Условия успеха Условия успеха: 1)личностные качества; 2)характер общественного строя (фактор культуры); 3)степень современности и уместности дела.<\p>

6 Качества (51): 1.патология психики; 2.ум; 3.обаяние; 4.решительность; 5.смелость; 6.самобытность; 7.красноречие, умение убеждать; 8.преследование личной выгоды.<\p>

7 Л. Н. Войтоловский «Каждый герой – этап в развитии масс» Приоритет толпы, Приоритет толпы, которая влечет своего героя, формирует его по образу своему; чем примитивнее толпа, тем легче стать ее героем.<\p>

8 «вожак» и «вождь»: Понятия «вожак» и «вождь»: 1)вожак во главе толпы, 2) пассивно следует за ней; 3)вождь – во главе партии, класса, ведет их за собой; 4)приглашенный руководитель. коллективного вождя Возможность коллективного вождя – партии (коммунистическая), группы.<\p>

9 2 этап – начало XX в. – досоветский период А. Ф. Лазурский Классификация личностей – тип практиков – реалистов, их подтип – властные люди (Наполеон, Кромвель, Бисмарк)<\p>

10 В. М. Бехтерев внушение как механизм внушение как механизм воздействия одной личности на другую; : а) через внушение б) убеждение 2 способа воздействия: а) через внушение (бессознательные, эмоциональные структуры), б) убеждение (рациональные структуры); остальные способы производны; проблематика сексуальности лидера (энергетический потенциал).<\p>

11 3 этап е гг. Расцвет педологии, психотехники, рефлесологии, реактологии, зоопсихологии (вожачество, биологизаторство) В. А. Вагнер Типология людей: стадный, социальный, вожаческий (половая функция, эгоизм, честолюбие) тип.<\p>

12 А.С. Залужный А.С. Залужный Типололгия вожаков: ситуативный и постоянный, организатор и дезорганизатор. Д. Б.Эльконин Типология: организаторы, диктаторы, эмоциональные организаторы, интеллектуальные рационализаторы.<\p>

Совет

13 Е. А. Аркин Е. А. Аркин (педагогика): ; взаимная подпитка активности; ребенок не потому стал вожаком, что его полюбила масса, а масса его полюбила за то, что он стал вожаком; взаимная подпитка активности; половые различия у детских лидеров (девочки у «группок») по аналогии с животными стаями; программа-методика для изучения вожачества – личная карточка (23 качества): пол, пол, возраст, возраст, национальность, национальность, профессия и социальное положение родителей, профессия и социальное положение родителей, внешний облик, жестикуляция, мимика, речь, внешний облик, жестикуляция, мимика, речь, состояние здоровья, конституция, мышечная сила, состояние здоровья, конституция, мышечная сила, скоординированность движений, нервная система, умственный уровень, инициативность, изобретательность, техническая сноровка, скоординированность движений, нервная система, умственный уровень, инициативность, изобретательность, техническая сноровка, степень уверенности в своих силах, индивидуалистические влечения, их социальные проявления, на какое число детей с какой интенсивностью продолжительностью и т.п. степень уверенности в своих силах, индивидуалистические влечения, их социальные проявления, на какое число детей с какой интенсивностью продолжительностью и т.п.<\p>

14 4 этап сер х – сер х гг. Период «оттепели»: развитие социальной психологии и, как следствие, лидерологии Характеристики: 1. формирование исследовательских школ; 2. уменьшение дистанцированности от зарубежных исследователей; 3. разделение понятий лидерства и руководства; 4. создание типологий лидерства; 5. активная работа над инструментарием; адаптация зарубежных методик; 6. подход к лидерству с позиций уровня развития группы; 7.полевые экспериментальные исследования в разных группах; 8. изучение половых различий; 9. личностный подход; 10. создание теорий.<\p>

15 Деятельностный подход А. Н. Леонтьева А. Н. Леонтьева Разновидность ситуативных теорий, но акцент не на внешних параметрах, а на внутренних характеристиках: цели, задачи, состав, стиль Потребности, мотивы и эмоции Деятельность. Сознание. Личность. 1977<\p>

16 Ленинградско – петербургская школа Е.С.Кузьмина (И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, 1967). (И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, 1967).Особенности: гармоничное сочетание зарубежных исследований; адаптация теорий, методов: социометрия, интервью, наблюдение, личностные опросники, ГОЛ, методика Фидлера, методики обучения лидеров и руководителей (двуединый процесс); лидерство – функция группы: уровень развития группы, ее структур; разведение понятий лидерства и руководства, критерии эффективности; экспериментальные исследования в различных группах: 1) стили руководства, 2) взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, 3)связь с психологическим климатом, 4) связь с информационными процессами, 5)личностные особенности на разных уровнях; учет половых различий.<\p>

17 Ленинградско – петербургская школа Б.Д. Парыгина (1973) критерии разделения понятий лидерства и руководства; типология: по содержанию деятельности по содержанию деятельности (лидер – вдохновитель; лидер – исполнитель; лидер организатор, инициатор); по стилю руководства по стилю руководства (авторитарный, демократический, совмещающий); по характеру деятельности по характеру деятельности (универсальный, ситуативный); связь с психологическим климатом.<\p>

18 Курско – костромская школа Л.И. Уманского (1972) «методы экспериментального исследования социально – психологических феноменов»; параметрическая концепция группы (показатель уровня ее развития); методики: сенсомоторный интегратор, «Арка»; исследования девиантного поведения; феномен «расширяющегося» притязания на лидерство; лидерство в социально депривированной ситуации.<\p>

19 Лидерство – степень влияния; группа – структура параметров психологических подструктур группа – структура параметров психологических подструктур: 1. социальная направленность (лидер – совесть); 2.подготовленность (лидер – умелец); 3. организованность (лидер – организатор); 4. интеллектуальная коммуникативность (интеллектуал); 5. эмоциональная коммуникативность (генератор эмоционального настроя); 6.волевая коммуникативность (в кризисных ситуациях).<\p>

20 Жеребова Н.С. (1969) Сущность и происхождение лидерства: – определение психофизиологической детерминации лидерства; – определение социальной детерминации; – определение специфики лидерства как социально – психологического явления. Лидерство – это 1)процесс организации деятельности группы; 2) механизм удовлетворения социальной потребности к организации; 3)результат и стимул общения; 4)механизм, способствующий развитию разных способов взаимодействия членов группы.<\p>

Обратите внимание

21 Московская школа Р.Л. Кричевского (Рыжак М.М., 1977) концепция лидерства как ценностный обмен между лидером и группой: а) ценность – материальный или идеальный предмет, имеющий значимость, способный удовлетворять потребности, соответствует интересам; б) ценностный обмен – межличностное взаимодействие – процесс лидерства; в)ценностные характеристики обмениваются на авторитет и признание; г) лидер – это член группы, обладающим наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние; лидерство в школьных, студенческих, спортивных коллективах; расширена феноменология лидерства; механизм идентификации с лидером.<\p>

22 Московская школа А.В. Петровского (1980) Теоретическая топологическая модель деятельностного опосредования лидерских черт в зависимости от иерархии уровней развития групп и соответственно их видов: 1)диффузная группа, 2)просоциальная ассоциация, 3)асоциальная ассоциация, 4)корпорация, 5)коллектив 5)коллектив.<\p>

23 5 этап сер х – по настоящее время. Специфика: появление отраслей лидерологии: политического, организационного, спортивного, учебного, семейного лидерства; серьезный анализ, отказ от критики зарубежной лидерологии; новые термины; концепции; возрастной аспект лидерства; гендерный подход; кросскультурные исследования; междисциплинароность.<\p>

24 Направления политическая психология: Шестопал, Ольшанский, Егорова – Гантман, Юрьев, Дилигенский; организационная психология: а) социальная психология управления; б) психология менеджмента: Никифоров; спортивное лидерство: Румянцева, Кричевский, Гончаров; лидерство в учебных группах: Дубовская; девиантные лидеры (с отрицательной направленностью): Полянский; проблема полового диморфизма (гендерная социализация, стереотипы, партнерские роли); возрастная психология; культуральный аспект лидерства (менеджмент, семейное лидерство и т.п. в разных культурах).<\p>

25 Спасибо за внимание! к.полит.наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления РУДН и муниципального управления РУДН Коровникова Н.А.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/772025/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector