Цели и возможности трансактного анализа общения

Трансактный анализ – психология

04.06.2018

Трансактный анализ – это психотерапевтическая концепция, разработанная Эрихом Бёрном в 50-х годах XX века. Благодаря своей простоте и доступности она нашла множество последователей и приверженцев.

Эго-состояния

В основе трансактного анализа лежит представление о трех эго-состояниях, в которых может находиться человек: взрослого, ребенка и родителя.

Взрослый — рациональное начало человека. То, что позволяет нам объективно оценивать окружающую обстановку, разрабатывать план действий и принимать решения. Это примерно соответствует фрейдовскому эго.

Ребенок – естественные и непринужденные реакции, эмоциональное импульсивное поведение. В то же время, к этому эго-состоянию относят и определенные модели поведения, усвоенные в детстве – покорность и беспомощность либо же бунт. Психическая структура, соответствующая ид у Фрейда.

Обратите внимание

Родитель – волевой  директивный компонент личности. Иногда утешает и опекает, а иногда – требует, угрожает и запрещает. Модель поведения родителя человек заимствует у значимых других, с которыми ему пришлось тесно контактировать в детстве. Родитель соответствует суперэго у Фрейда.

В той или иной степени эти эго-состояния свойственны нам всем. Каждое из них при определенных обстоятельствах уместно и необходимо. Взрослый позволяет нам эффективно анализировать и решать насущные жизненные задачи.

Без внутреннего ребенка жизнь была бы тосклива и уныла, а родитель регулирует нравственную сторону жизни.

Но когда эти эго-состояния проявляются некстати либо находятся в сильном дисбалансе, это приводит к серьезным проблемам в жизни.

Трансакции

Трансакцией называют элементарный акт взаимодействия в общении между людьми, т.е. стимул и реакцию на него.

Причем всякий раз, когда мы вступаем в трансакцию с кем-то, мы находимся в одном из трех эго-состояний и ожидаем ответной реакции со стороны определенного эго-состояния собеседника.

Если стимул и реакция соответствуют друг другу, происходит дополнительная трансакция. Такие взаимодействия обычно комфортны и могут продолжаться бесконечно долго. Примером дополнительной трансакции могут служить взаимодействия:

родитель-ребенок (учитель дает наставления ученику)

взрослый-взрослый (коллеги ведут аргументированный спор по какому-то рабочему вопросу)

ребенок-ребенок (друзья веселятся на вечеринке)

родитель-родитель (соседи в два голоса возмущаются новым распоряжением правительства)

Но иногда собеседники реагируют не так, как мы ожидаем. Например, муж спрашивает жену, не видела ли она его рубашку. При этом он обращается к ней как взрослый к взрослому.

Приблизительный ответ, которого он ожидает, это «не видела» или «висит на стуле в гостиной».

Важно

Но вместо этого жена реагирует с позиции критического родителя: «Вечно ты где попало вещи разбрасываешь!» Такие трансакции называются пересекающимися и ведут к обрыву контакта или скандалу.

А кроме того, трансакции бывают скрытые. Т.е. при поверхностном взгляде взаимодействие осуществляется на одном уровне, а на самом деле совсем на другом.

Например, под видом обсуждения ситуации с позиции взрослого, может говорить ребенок, выпрашивающий снисхождения у заботливых родителей.

Ловкий манипулятор, который, на первый взгляд, обращается к взрослому эго-состоянию собеседника, может заставить отреагировать бунтующего ребенка. А во время флирта взаимодействие ребенок-ребенок очень часто камуфлируется под взаимодействие взрослый-взрослый.

Игры

Именно скрытые трансакции лежат в основе психологических манипуляций и игр — включая знаменитый треугольник Карпмана. Люди прибегают к ним, чтобы получить мимолетную психологическую выгоду.

Игры могут быть безобидными и откровенно опасными, но в целом в трансактном анализе они расцениваются скорее как негативное явление. Потому что в отдаленной перспективе нередко несут проигрыш всем участникам.

А также потому что полностью несовместимы с подлинной душевной близостью.

Цель психологической помощи, согласно трансактному анализу, научить человека распознавать свое эго-состояние и осознанно выбирать его. Благодаря этому достигается понимание истинных мотивов собственных слов и поступков, а также мотивов, которые движут другими людьми.

Освоив трансактный анализ, можно разобраться в причинах многих конфликтов, предотвратить их появление в будущем, и таким образом сделать общение с другими людьми более эффективным.

Можно освободиться от привычных, усвоенных с детства, моделей поведения и научиться самостоятельно управлять собственной жизнью.

Источник:<\p>

Трансактный анализ Берна

Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем…

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Сегодня, в рубрике Психоанализ и психотерапия, мы рассмотрим трансактный анализ как терапию взаимодействия и изменения жизни, судьбы.

Трансактный анализ Эрика Берна — основы:

Трансактная теория личности основана на анализе последней; анализе взаимодействий (собственно самом трансактном анализе), и на анализе жизненного сценария.
Все эти три составляющие определяют жизнь и судьбу человека.

Познание и осознание, посредством трансактного анализа, структуры своей личности, взаимодействия с другими людьми и своего сценария жизни, дает возможность человеку заметно улучшить свою жизнь, либо, при трагическом сценарии неудачника, изменить ее, вплоть до наоборот.

Составляющие трансактного анализа

В состав трансактного анализа входят три отдельные и логически завершенные, самостоятельные части.
Структурный анализ, транзактный анализ и сценарный анализ.

Структурный анализ

Структура личности человека состоит из трех частей (этажей). Э.Берн назвал их Я-состояниями личности (или Эго-состояниями), и для упрощения понимания, определил их как Родитель, Взрослый и Дитя (Ребенок).

РодительУ каждого человека были родители или лица их замещающие, и все, что ребенок скопировал и сохранил в себе (интроецировал), воспринимая заботливое или критикующее, разрешающее или приказывающее (наказывающее) поведение своих родителей, продолжает жить в психике человека всю его жизнь, несколько модернизируясь и видоизменяясь.

Это и есть Я-состояние «Родитель».

Попросту говоря, в каждом из нас живут родители, которые, когда-то в детстве нас воспитывали, и они продолжают заниматься нашим воспитанием. Это проявляется в морали и нравственности, в предвзятости и предрассудках нашего нынешнего поведения.

Родитель в нас отвечает за нашу совесть.

Родитель занимает самый верхний этаж личности и является самым слабым звеном. Это можно легко наблюдать, когда человек пьянеет от алкоголя — первым засыпает Родитель, что очевидно в бессовестности и, порой, безнравственности, а иногда, и аморальности нашего поведения.

Взрослый Я-состояние Взрослого отвечает за тестирование реальности и оценку вероятностей.

Совет

Взрослый — это та часть личности, которая адекватно реагирует на ситуацию «здесь и сейчас». Это эго-состояние воспринимает и перерабатывает информацию в настоящем времени, словно бездушный компьютер. Также, Взрослый является посредником во внутренних отношениях Родителя и Дитя.

Дитя (Ребенок)
Каждый человек был когда-то ребенком, отголоски детства проявляются во взрослой жизни как Я-состояние «Дитя».

Дитя находится под тормозящим, разрешающим и провоцирующим влиянием Родителя.

Что проявляется в повторении, несколько измененного детского поведения (чувство вины, обиды, стыд, дурачливость, необоснованный страх, излишняя тревожность, ожидание чуда и волшебства, фантазии и сновидения, ребячество, протесты, негативизм, детский бунт, отрицание и др., сюда же относятся беззаботность, радость, веселье, смех и шутки).

Это эго-состояние отвечает за чувствительность и эмоциональность, за интуицию и творчество, а также за неадекватное поведение.

Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или девочка.

У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.

В случае внутриличностного конфликта, когда Взрослый теряет власть и не в состоянии регулировать отношения Родителя и Дитя, то у человека возникают различные тупиковые ситуации приводящие к психологическим проблемам: от плохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях, депрессий, неврозов, психозов и суицидов (в том числе затяжных: алкоголизм, наркомания, курение, переедание, трудоголизм).

Цель структурного анализа выявить отношения между Я-состояниями личности и помочь человеку осознать и исправить внутриличностные проблемы, для дальнейшей адаптации и исключения структурной патологии.

Транзактный анализ

Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция — единица общения (взаимодействия). Один что-то говорит (стимул), другой — отвечает (реакция).

Например: — здрасте (стимул), — добрый день (реакция).

Обычно человек обращается из какого-то одного Я-состояния к тому же Я-состоянию собеседника.
Например: Взрослый — Взрослый — Сколько время? (стимул)

— Три часа. (реакция)

Родитель — Родитель — Какая нынче молодежь беспардонная… (стимул)

— И не говори… (реакция)

Дитя — Дитя — Давай прогуляем школу…

— А нас не накажут?

Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то конфликты исключены.

Обратите внимание

Но, транзакции могут пересекаться, что приводит к напряженности в межличностном общении и к конфликтам. (см. контрперенос и перенос) Например: муж жене — В-В где моя рубашка? (стимул) — Д-Р вечно я у тебя во всем виновата (реакция)

или — Р-Д я что должна следить за твоими вещами, сам уже не маленький (реакция)

Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор и конфликтов, как дома, так и на работе.

Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений, ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.

Транзакции человека в жизни

Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.

Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и заполняют наше жизненное время, структурируют его.

Структурирование времени

Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.

Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или общества действия, например, приветствия.

Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, у компьютера и телевизора.

Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения, в том числе, учеба.

Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило нечестные и порой жестокие игры, которые приводят к конфликтам, скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.

Близость — Честные, доверительные близкие отношения, которые присущи любви и дружбе. Изначально отношения матери с грудным ребенком. То, к чему нужно стремиться в семье и в других отношениях.

Транзактный анализ помогает человеку разобраться в использовании своего времени и в отношениях в семье и на работе, в обществе и внутри себя. Он помогает правильно структурировать свое время и обеспечивает удачное общение и взаимодействие.

Удачливый человек — человек со структурированным временем.

Сценарный анализ

На основе детско-родительских отношений, воспитания и транзакций (родительского программирования); подкрепленное детскими сказками и историями, у человека формируется жизненный сценарий, которому он неосознанно следует всю свою жизнь.

Сценарий может быть либо победителя (если повезло с родителями), либо банальный (непобедителя), либо сценарий неудачника (часто трагический).

Цель сценарного анализа — распознать суть и истоки неудачного сценария жизни, разрушить его, либо изменить на более удачливый.

Лучший вариант — это полное освобождение от сценария, приход к свободе, автономности личности, и последующее осознанное выстраивание, по свободному выбору, своего жизненного пути и судьбы удачливого человека.

Итак, трансактный анализ Берна направлен: На познание и понимание себя, своей личности;

На научение бесконфликтному общению, рациональному взаимодействию и возможности иметь близкие честные отношения;

На Разрушение трагического жизненного сценария, и написания нового, по своему свободному выбору.

Если у человека есть желание, то он может понять себя, наладить отношения в семье и на работе; избавиться от вредных привычек, страхов, тревожности, неврозов и других психологических и эмоциональных расстройств личности; он может выстроить новый сценарий победителя и обрести счастливую судьбу.

Волшебства никакого нет, но есть большое желание и активная работа, в первую очередь, над собой.

Важно

Помощь психоаналитика Матвеева Олега в осознании и изменении негативного сценария жизни. Все в Ваших руках!

Доминирование в личности человека: Родитель, Взрослый, Дитя — тест

Желаю всем психологического благополучия!

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-1102.html

Трансактный анализ общения

Американский ученый Эрик Берн основал направление в психологии, которое получило название трансактный анализ общения.

В его основе лежит положение, заимствованное из философии, которое говорит о том, что человек будет счастлив лишь тогда, когда признает, что держит свою жизнь под контролем и несет за нее полную ответственность.

В данном контексте трансакция – это единица общения, направленная на другого человека. Эта концепция призвана облегчить жизнь тем, у кого есть проблемы в общении.

Трансактный анализ общения Эрика Берна: общее

В основе этой теории лежит определенное деление личности на социальные роли. Трансактный анализ общения Э. Берна предполагает вычленение трех составляющих личности человека, которые и ложатся в основу социального взаимодействия. Среди них – детское, родительское и взрослое.

<\p>

  1. Родительская составляющая подразделяется на две части: заботливое родительское Я и критическое родительское Я. Именно эта часть личности запускает полезные стереотипы, отвечает за соответствие принятым нормам и правилам.

    Если в ситуации мало времени на размышления – именно эта составляющая берет на себя руководящую роль, поскольку последовательный анализ и рассмотрение поведенческих возможностей сюда не входит. С этой позиции человек обычно выполняет роль руководителя, педагога, старшего брата, матери и т.д.

  2. Взрослая составляющая отвечает за логическое осмысление информации, здесь не учитывается эмоциональная подоплека. В данном случае сознание оперирует не готовыми решениями, выведенными из социальных норм, как в предыдущем случае.

    Взрослое сознание позволяет обдумать варианты действий и их последствий, в результате чего и принимается уникальное решение, основанное на свободное выборе. С этой позиции в диалог вступает случайный попутчик, сосед, уверенный в себе подчиненный и т.д.

  3. Детское состояние отражает эмоциональную, чувственную составляющую жизни.

    Сюда входят и спонтанные эмоциональные решения, и творчество, и оригинальность, и острые ощущения. Когда у человека уже нет сил на принятие обдуманного решения, эта составляющая берет верх над его личностью.

    У нее есть несколько вариантов проявления: либо естественное детское Я, отвечающее за простейшие спонтанные эмоциональные реакции, либо приспосабливающееся детское Я, которое приводит человека в боязливое и колеблющееся состояние, либо возражающее детское я, которое выражает протест. С этой позиции обычно играют роль молодого специалиста, артиста, гостя и т.д.

Каждая личность включает в себя все три составляющие, но бывают и такие случаи, когда в личности идет явный перекос в какую-либо одну сторону. Это создает внутреннее напряжение и тяжело дается самому человеку. Дело в том, что все три составляющие играют важную роль, а потому только их гармоничное взаимодействие позволяет личности ощущать себя комфортно и естественно.

Для того чтобы узнать, насколько в вашем характере сочетаются эти три составляющие, необходимо ответить на вопросы теста. Оцените каждое из выражений по десятибалльной шкале. Поставьте 0 баллов, если это совсем не про вас, 10 – если это типичное ваше поведение или мысль, и цифры от 1-9, если это промежуточный вариант.

Трансактный анализ общения – обработка результатов

В соответствии с ключом расположите символы в порядке убывания, и в результате вы получите формулу, показывающую ваши показатели взрослого-родителя-дитя в вашей личности. Чем более гармоничны полученные результаты, тем лучше и равномернее развита ваша личность.<\p>

Источник: https://womanadvice.ru/transaktnyy-analiz-obshcheniya

Транзактный анализ общения

Транзактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня или одна из них оказывается преобладающей в поведении того или иного человека.

С позиции Ребенка он смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, будучи основной в детстве, нередко встречается и у взрослых.

Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод.

Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон, В другой раз он сам, например общаясь со своими родителями, попадает на место Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, с позиции Ребенка — молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста — любимца публики, с позиции Взрослого — соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.

Позиция «Родитель» бывает двух разновидностей:

♦ «карающий Родитель»: указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;

♦ «опекающий Родитель»: советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

Также выделяют варианты и в позиции Ребенок:

♦ «послушный»;

♦ «бунтующий» («Не хочу! Не буду! Отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!»).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут понять друг друга и два Ребенка.

Совет

Транзакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого. Ее можно изобразить линией, идущей от позиции, выбранной одним собеседником, к предполагаемой позиции другого участника общения (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Транзакция в различных случаях

Общение Родителя и Взрослого отличает динамичность: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя, переведя его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и поставить того в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка не менее динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и занять позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход собеседника к позиции опекающего Родителя.

Общение Родителя и Ребенка строится по принципу взаимного дополнения, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный («бунтующий Ребенок»).

Встречаются замаскированные виды общения, где его внешний (социальный) уровень не совпадает с истинным психологическим, маскирует его.

Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») остается на уровне отношений Родителя (продавец) и Ребенка (покупатель).

Источник: https://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/134-tranzaktnyj-analiz-obshheniya.html

Трансактный анализ коммуникации

Лекция 4.Общение как взаимодействие

Представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой стартовой позицией для развития трансакционного анализа стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер.
Размещено на реф.рф
Особенность трансакционного анализа состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всœеобщего понимания.

Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.

Обратите внимание

Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с сосœедями — везде, где люди имеют дело с людьми.

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

1. Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителœей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.

2. Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

· Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит всœе побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других.

Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. К примеру, стимул: ʼʼПривет!ʼʼ, реакция: ʼʼПривет! Как дела?ʼʼ. Во время общения наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению.

Трансакции бывают трёх видов:

1. Параллельные — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого.

2. Пересекающиеся — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. К примеру, муж спрашивает: ʼʼГде мой галстук?ʼʼ, жена с раздражением отвечает: ʼʼЯ всœегда у тебя во всём виновата!!!ʼʼ. Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

3. Скрытые трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсœем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр.

Трансактный анализ коммуникации – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Трансактный анализ коммуникации” 2017, 2018.<\p>

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/366506_transaktnyy_analiz_kommunikacii

Трансактный анализ делового общения устименко ирина 1 -2

Трансактный анализ делового общения устименко ирина 1 -2 М(б)<\p>

Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий между людьми. Основу данного метода составляет концепция внутренних состояний человека (Эго – состояний по Э. Берну).<\p>

Деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Это общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.<\p>

В ситуациях общения с другими, мы находимся в различных внутренних состояниях, что, в итоге, находит свое отражение во взаимодействии. Основными состояниями при этом являются три: «Родитель» , «Взрослый» , «Ребенок» .<\p>

«Родитель» (Р) обнаруживает себя в таких проявлениях, как: контроль, запреты, требования, догмы, санкции, забота, могущество, нормы и предписания. Различают две основные формы проявления Родителя: «заботящийся» (советы, поддержка, опека и т. п. ) и «контролирующий» (запреты, санкции и т. п. ).<\p>

«Взрослый» (В) включает в себя оценку и анализ ситуации, рациональность, компетентность, независимость; функционирует «здесь-и-теперь» и независимо от прошлого, апеллирует к разуму, логике, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных и т. п.<\p>

«Ребенок» (Ре)- это чувственное, эмоциональное начало в человеке. В этом состоянии человек проявляет чувства (обиды, страха, вины и др. ), смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, чувство неуверенности, беззащитности, испытывает радость от того, что его любят.<\p>

Важно

Например: 1) – «…как Вы получили данные показатели в вашем плане? » – «Данные цифры, мы получили из статистики предыдущего года по данному кварталу, с поправкой на рост рынка по данному году» . ( «Взрослый – Взрослый» ) – нет конфликтного взаимодействия.<\p>

2) – «…как Вы получили данные показатели в вашем плане? » – «…следовало бы заранее просмотреть информацию и задать все уточняющие вопросы!» ( «Взрослый – Родитель» ) «перекрестная трансакция» , следовательно напряженность и низкую продуктивность общения, а возможно, и предконфликтную ситуацию.<\p>

Что же делать, когда партнер по общению стремится не к рациональному решению вопроса, а к доминированию, контролю или наоборот начинает уходить от принятия решений, стараясь переложить ответственность ? 1. необходимо понять, в каком состоянии находится партнер по общению 2. помочь ему перейти в более рациональное состояние «взрослый» .<\p>

Как это сделать? При состоянии партнера по общению «Ребенок» , необходимо вывести в состояние «Взрослого» , обращаясь к его статусу, должности и опыту. При состоянии партнера по общению «Родитель» , необходимо вывести в состояние «Взрослого» , подчеркивая свой опыт, профессионализм, статус.<\p>

В трансактном анализе различают четыре различных вида обращенности. 1. Позитивная необусловленная обращенность: один человек симпатичен другому не на основании хороших результатов работы, а исходя из личной интуитивной симпатии. 2. Позитивная обусловленная обращенность: признание одним человеком другого зависит от определенных условий, например от результатов работы.<\p>

Следующие два вида обращенности относятся к негативной, когда руководители опасаются соперничества в коллективе, некоторой лени или, наоборот, выдающихся результатов талантливых подчиненных. Такая обращенность выражается либо отсутствием похвал, либо открытым порицанием.<\p>

3. Негативная обусловленная обращенность: относится к определенному действию, совершенному партнером по общению, которое другими признается негативным. 4. Негативная необусловленная обращенность: открытая заниженная оценка личности, при которой не излагаются причины порицания. Холодное вежливое внимание или терпеливое выслушивание собеседника также не является позитивной обращенностью.<\p>

Cреди основных внешних факторов выделяют: – общее состояние дел в организации на сегодняшний день; – морально-психологический климат в коллективе; – соотношение формальных и неформальных взаимоотношений; – количество непопулярных решений, принимаемых руководителем регулярно; – общее количество управленческих ошибок. К основным внутренним факторам относится восприятие себя и других с более общей точки зрения.<\p>

Совет

Можно сделать некоторые практические выводы важные для эффективного общения: Первый вывод. Начиная работу в новом коллективе, или решив перестроить неэффективную систему коммуникаций в старом, разумнее всего для руководителя начать с анализа своего восприятия окружающих в целях достижения внутреннего стабильного положения<\p>

Второй вывод. В процессе общения необходимо акцентировать свое внимание и окружающих на позитивном поведении коллег и не стесняться выражать свое мнение с помощью похвал. Что касается ошибок, то их также лучше исправлять на рабочем месте подчиненного сразу, по мере возникновения, нежели разбираться с ними по прошествии времени.<\p>

Третий вывод. Не надо пренебрегать открытой оценкой своего труда. Если вышестоящий руководитель уделяет вам слишком мало внимания, лучше будет прямо поинтересоваться у него оценкой ваших результатов, чем потом выяснять причины недовольства или увольнения. Четвертый вывод. И, наконец, можно посоветовать вести дневник для фиксации хороших и особенно плохих событий, происходящих в коллективе ежедневно.<\p>

Рекомендаций для тренировки навыков проведения трансактного анализа: – после появления желания изменить сложившийся стиль общения, необходимо осознать свою персональную ответственность за поведение в целом и за конфликты и ошибки в частности; – единственное, что потребуется в большом количестве, так это терпение, так как изменения наступят не ранее, чем через 1, 5— 2 недели; – приступая к тренировкам по активизации состояний, следует проанализировать все конфликтные и негативные ситуации в общении, не только на рабочем месте, но и в жизни вообще, в целях определить долю своей ответственности, свои оправдания и объяснения, альтернативные варианты поступков и способ запоминания полученной информации;<\p>

– для тренировки надо выбрать один пункт и переходить к следующему только после полного восприятия сознанием этого пункта; – чтобы удержаться на новой линии поведения, радуйтесь, если вам удается хоть немного пробыть на этой волне; – подшучивайте над собой, если сползаете к старому поведению; ловите себя на психологических уловках, помогающих поведению оставаться без изменения;<\p>

– время от времени представляйте себе свой новый стиль общения как можно более живо и красочно — подсознание запомнит эту картину и будет стараться регулировать ваше поведение по заданному образцу, даже без вашего участия; – спокойно относитесь к реакции окружающих.<\p>

ЗА БО СИ ПА ИЕ С АН ИМ ВН<\p>

Источник: https://present5.com/transaktnyj-analiz-delovogo-obshheniya-ustimenko-irina-1-2/

Транзактный анализ

1956. Американский психиатр Эрик Берн (Eric Berne, 1910–1970) начал работу над собственным психоаналитическим методом. Концепцию разных состояний «Я» (эго-состояний) он позаимствовал у своего учителя, психоаналитика Пауля Федерна (Paul Federn,1871-1950), который был одним из первых учеников Зигмунда Фрейда.

Однако предложенная Берном теория строения личности отличалась подлинной оригинальностью, подразумевая наличие в каждом из нас трех основных эго-состояний – Ребенка, Родителя и Взрослого. На ее основе Эрик Берн создал схему взаимодействий между людьми.

Он использовал слово «транзакция», которое буквально означает сделку – подразумевая, что наши коммуникации в идеале всегда должны быть взаимовыгодными. Главной задачей своего метода он видел максимально быстрое избавление клиентов от неприятных симптомов и дискомфорта.

В 1961 году Эрик Берн выпустил книгу «Транзактный анализ в психотерапии». Метод обрел огромную популярность в США, а во второй половине 1970-х годов распространился и в Европе.

Транзактный анализ основан на концепции, согласно которой у каждого человека есть три эго-состояния (состояния личности) – Ребенок, Родитель или Взрослый. В каждый момент времени мы находимся в каком-то одном из них.

Метод позволяет научиться различать в себе эти эго-состояния и эффективно использовать их в общении.

В результате транзактного анализа можно научиться более ясно понимать себя и строить более гармоничные отношения с окружающими как в личной, так и в профессиональной сфере.

Обратите внимание

Предмет транзактного анализа – общение клиента с окружающими людьми. Цель анализа – выяснить, какая из трех составляющих его личности преобладает в разных ситуациях. Ребенок является воплощением эмоциональной жизни, наших мотиваций и внутренних ощущений.

Эго-состояние Родителя выражается в критической оценке различных ситуаций, соблюдении моральных принципов и норм, в «опекающей» манере поведения. Наконец, Взрослый собирает информацию, внимательно оценивает и анализирует обстоятельства, принимает взвешенные решения.

Такой подход объясняет, почему наши коммуникации (транзакции) далеко не всегда ведут к желаемым результатам. Нередко, например, Взрослый в нас, желая серьезно и вдумчиво обсудить какую-нибудь проблему с другим Взрослым, встречает в собеседнике лишь раздраженного Родителя или маленького капризного Ребенка.

Понять собственные эго-состояния, научиться определять их в своем собеседнике и выстраивать между этими эго-состояниями оптимальное взаимодействие – задача транзактного анализа.<\p>

С самых первых сеансов клиент заключает с терапевтом устный «контракт на изменение», в котором определяются цели работы и пути их достижения.

В ходе терапии контракт может быть пересмотрен, но только после обсуждения. Терапевтическая работа основана на исследовании слов, эмоций и чувств клиента.

С помощью терапевта клиент познает себя, структуру своей личности, учится распознавать по внешним и внутренним признакам, в каких состояниях «Я» он чаще всего бывает и как это сказывается на его поведении и общении.

Терапия помогает клиенту измениться: вновь обрести в себе Естественного Ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. По мере прогресса в работе терапевт предлагает клиенту опробовать новые модели поведения. В результате успешной терапии клиент обретает уверенность в себе и способность открыто выражать свои истинные эмоции, в то же время находя для них социально приемлемые формы и эффективно общаясь с другими людьми.

Важно

Транзактный анализ рекомендован всем, кто испытывает трудности в общении, хочет побороть свою робость, агрессивность, подозрительность, недостаток уверенности в себе.

Метод может быть использован в рамках семейной терапии – он помогает проанализировать особенности общения между партнерами и выявить скрытые противоречия и конфликты.

Также он может быть полезен для руководителей предприятий как основа тренингов, направленных на повышение коммуникативных навыков сотрудников.

Транзактный анализ проводится в группах и индивидуально. Групповые встречи проходят один раз в неделю, обычно в течение трех месяцев. Стоимость такого цикла встреч 15–20 тысяч рублей.

Индивидуальные консультации – 1,5–2-часовые сеансы раз в неделю. Как правило, требуется 4–6 сеансов, однако в некоторых случаях терапия может затягиваться и на несколько лет.

Стоимость одного сеанса составляет от 2500 до 7500 рублей.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/tranzaktnyiy-analiz/

Трансактный анализ и прогноз общения

Предварительные знания того,
что хочешь сделать,
дают смелость и легкость.

Д.Дидро

Основные идеи

Словосочетание “трансактный анализ” дословно означает “анализ взаимодействий”. В нем заложены две глубокие идеи: 1) мультипликативная природа общения; 2) разделение процесса общения на элементарные составляющие и анализ этих элементов взаимодействия.

Идеи эти, оказавшиеся довольно продуктивными, появились сравнительно недавно – в 60-х годах XX века – в работах американского психотерапевта Эрика Берна.

Три основные позиции

Берн подметил, что в зависимости от ситуации, общаясь, мы принимаем одну из трех позиций, которые он условно назвал Родитель, Взрослый, Дитя. В дальнейшем будем их сокращенно обозначать Р, В, Д. Важно отметить, что никакого отношения к возрасту эти позиции не имеют. Каковы критерии отнесения к одной из позиций?

  • Родитель – требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.
  • Взрослый – рассудительность, работа с информацией.
  • Дитя – проявления чувств, беспомощности, подчинения.

Примеры

Руководителю сообщили, что необходимо быть на некоем совещании. Идти надо, но не хочется. Первый голос: “Пустая трата времени на этом совещании, а здесь стол от бумаг ломится”.

Второй голос: “Вообще-то это входит в число обязанностей, да и какой пример подам подчиненным, нарушая порядок”. Третий: “Не приду – шеф разозлится, неприятностей не оберешься”. И решение: “Ладно, пойду, но возьму с собой работу, сяду подальше, поработаю с бумагами”.

Первый голос – позиция В, вторая – Р, третий – Д. Решение – это разумный компромисс между этими позициями.

Совет

Еще один пример. Одна дама борется со своей полнотой. Сегодня, в день рождения одной из коллег, в комнате появился торт – готовятся отметить это событие. Увидев угощение, дама слышит три внутренних голоса.

Первый: “Какой вкусный торт!” Второй: “Здесь верных 500 килокалорий”. Третий: “Съешь, подкрепись, все равно уже время обеда”. Конечно, это последовательно выступают Дитя, Взрослый, Родитель.

В итоге принимается компромиссное решение – съесть маленький кусочек.

Впрочем, компромисс может и не состояться, если одна из позиций ближе к внутреннему состоянию человека. В последнем случае могла одержать чистую победу и позиция Д (А! Один раз живем!), и позиция В (полный отказ от угощения)

Остроумный наш народ к мультипликативной теории пришел на основе своего многотрудного опыта:

Идет мужик мимо пивной. Внутренний голос спрашивает его: “Зайдешь?” Мужчина стиснул зубы и – мимо. Тогда внутренний голос говорит: “Ты как хочешь, а я зайду!”

Понятно, что вопрос задавал Взрослый. Позиция Р проявилась в попытке проигнорировать предложение. Победила позиция Д – желание получить удовольствие.

Что дает трансактный анализ

В любой ситуации в той или иной степени проявляется каждая из трех позиций Р, В, Д. Искусство состоит в том, чтобы правильно определить решающую из них, в соответствии с которой и действует человек. Знание этой позиции позволяет предвидеть поведение собеседника и, следовательно, скрыто управлять им посредством введения его в соответствующую позицию.

Пристройка

Известный российский теоретик театра П. М. Ершов, анализируя взаимодействие актеров на сцене, ввел понятие, оказавшееся очень полезным в психологическом анализе, в том числе и в трансактном (см. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972).

Обратите внимание

Это понятие – “пристройка”. Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства, пристройка снизу – подчинения, пристройка рядом – равного партнерства.

К примеру, начальник – подчиненный, старший – младший; у первых естественна пристройка сверху, у вторых – пристройка снизу. У коллег одного возраста и положения ограниченна пристройка рядом. Попытка осуществить пристройку сверху может вызвать возмущение.

Оценка действий другого человека – это пристройка сверху. Комплимент, а тем более лесть – пристройка снизу.

Признаки пристроек

  • Сверху – стремление доминировать; внешне может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения “ты”, “сынок”, высокомерные или покровительственные интонации, похлопывание по плечу, стремление занять более высокое место, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое.
  • Снизу – выглядит как просьба, извинение, оправдание, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы, подавание руки ладонью вверх и т.п.
  • На равных – отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудничеству, информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интонации, вопросы и т.п.

Трансакции

Это понятие является центральным в трансактном анализе.

Трансакцией называется единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций друг друга.

Графически это выглядит так каждый партнер по общению изображается в виде набора всех трех его позиций: Р, В, Д (сверху вниз), а трансакция – стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого. Многочисленные примеры этого показаны на приведенных ниже рисунках.

При этом отношение вида Р->Р, В->В, Д->Д, изображаемые горизонтальными стрелками, появляются пристройками рядом (рис. 1-3); отношения Р->В, Р->Д, В->Д – пристройками сверху (рис. 4-6), а В->Р, Д->Р, Д->В – пристройками снизу (рис. 4-6).

Очевидно, указанными девятью типами исчерпываются все возможные типы трансакций. Ниже мы проиллюстрируем все 9 типов трансакций, начав с тех, где осуществляется пристройка рядом.

Замечания о терминах

Создатели новых разделов науки вынуждены для обозначения вводимых ими терминов либо придумывать новые слова, либо брать уже известные, но наделять их (по соглашению) определенным новым смыслом, действующим лишь в контексте данного раздела науки. При этом обиходное значение этого слова может не совпадать с его значением как термина.

Мы вынуждены обратить на это внимание, ибо уже введенные термины Родитель, Взрослый и Дитя (как и названия трансакций, которые будут введены ниже) имеют смысл, не вполне совпадающий с их бытовыми значениями.

Указанием на то, в каком смысле (общепринятом или трансактном) употребляется соответствующее слово, будет являться его написание: если оно с прописной буквы, значит это термин, если со строчной – слово понимается в обыденном смысле.

В качестве примера приведем следующий эпизод.

Ребенок, подражая маминой интонации, говорит отцу: “А мама говорила, чтобы ты не оставлял после себя невымытую тарелку!” Сделано замечание, которое говорит, что ребенок занял позицию Родитель, отдавая отцу позицию Дитя: Р->Д.

Трансакция “Демагог”

Важно

Один работник – другому: “Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют”. Второй: “Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку”.

Поскольку первый осуждает, то он занял позицию Родитель. К собеседнику он осуществляет пристройку рядом: разговор на равных, то есть имеет место трансакция Р->Р. Она называется “Демагог”.

Второй собеседник также принимает позицию Родитель и осуществляет трансакцию РВ. Эта трансакция называется “Коллега”.

Обратная трансакция также имеет вид ВД называется “Шалун”. Такое распределение позиций принимается и второй стороной. Осуществляется встречная трансакция ДВ.

Она называется “Профессор” и изображена на рис. 4 стрелкой сверху вниз.

Рис. 4

Данное распределение позиций принимается подчиненным: как человек рассудительный, он признает свой промах (позиция Взрослый) и не оспаривает право руководителя делать ему замечания (пристройка снизу к позиции Родитель). Эта трансакция РД. Такая трансакция называется “Босс”.

Если собеседник отвечает: “Извините, больше не буду”, то он тем самым принимает заданное распределение позиций: отвечает с позиции Дитя, обращаясь к позиции Родитель, то есть осуществляет встречную трансакцию РВ. Она называется “Почемучка”.

Собеседник принимает это распределение позиций и осуществляет пристройку ДД, то есть “Шалун” (рис. 14)

Рис. 14

Совет

Если сослуживец и сам испытывает чувство симпатии к этой женщине и, соглашаясь проводить ее, порадовался, что сможет остаться с ней наедине, то на трансактной схеме (рис. 14) данного сюжета следует поставить встречную штриховую стрелочку Д

Источник: http://www.transactional-analysis.ru/manipulation/127-progn

Деловое общение – Трансактный анализ Э.Берна. Виды трансакций

Трансактный анализ (ТА) – направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Трансактный анализ как психотерапевтический метод был разработан в 50-х годах XX в. американским психологом и психиатром Эриком Берном, который опирался на представления З.

Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования.  Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих “трансакций”. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок.

В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретные структуры “трансакции”. Определенное место Берн отводит понятию “игра”, используемому для обозначения всех видов лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми.

В каждый момент времени наше Я находится в одном их трех состояний    Родитель,    Взрослый,

    Дитя.

Виды трансакций.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ

Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются.

Пока ТА дополнительны – процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания.

Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКЦИИ

возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. Именно этот тип ТА доставляет Наибольшие хлопоты в общении. При перекрестной ТА векторы не параллельны друг другу, а Я- состояние, в которое обращаются, не является источником реакции.

Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый – Взрослый: “Ты не видела, где мои запонки?”. Дополняющим здесь может быть признан ответ: “Запонки лежат на столе”.

Однако собеседник может вспылить: “Вечно я у тебя во всем виноват!” (Детский вариант) или “Ищи их там, куда сам положил!” (Родительский вариант). После пересекающейся ТА процесс коммуникации временно прекращается.

Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.

СКРЫТЫЕ ТРАНСАКЦИИ

являются более сложными. Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом.

Скрытые ТА требуют одновременного участия более, чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое – на психологическом уровне. Скрытые ТА – это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- состояния Взрослого.

Обратите внимание

Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации.

Продавец: Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману.Покупательница: Вот ее-то я и возьму.Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: “Эта модель лучше” и “Она вам не по карману”.

На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: “Вы, безусловно, правы и в том, и в другом”. Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Дитя покупательницы.

Ответ, который дал Дитя, показывает правильность анализа. Покупательница думает: “Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей”.

Эта ТА дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

Источник: https://cribs.me/delovoe-obshchenie/transaktnyi-analiz-e-berna-vidy-transaktsii

Трансактный анализ для осознания и освобождения от социальных шаблонов | Горизонты

Трансактный анализ Эрика Берна рассматривается, как терапевтическое приложение  классического психоанализа и социальной психологии к проблеме распознавания  манипулирования собственным сознанием и освобождения от его пагубных последствий.

Структура личности и техники, позволяющие идентифицировать различные грани личности, рассматривается в контексте сознательной эволюции психики.

Это позволяет, позиционировать трансактный анализ как важный этап на пути личностного роста, необходимый для осознания стереотипности своих убеждений и поведения, и освобождения от соответствующих импринтов.

          Исходные посылки

Трансактный анализ это современное приложение психоанализа к разделам социальной психологии, изучающим межличностные взаимодействия (в больших и малых группах).

Как самостоятельный метод интерпретации поведения, основанный на анализе социальных стереотипов (ролей) он появился в работах Дж.Г. Мида по интеракционизму и позднее развит в работах Эрика Берна .

Однако, в широком смысле, его основы, заложили классики психоанализа З. Фрейд и К. Юнг.

Важно

Первый, предложил конфликтную модель развития личности в форме постоянного поиска равновесия между желаниями эго и возможностями их осуществления в социуме (страхом наказания). Такая модель оперирует с двумя  подсистемами влечений.

Одна — называемая ОНО — ассоциирована с бессознательным уровнем (она управляется инстинктивными побуждениями). Другая -называемая ЭГО — ассоциирована с предсознательным и сознательным уровнями влечений.

Она контролируется Супер-ЭГО, которое взвешивает осуществимость возникающего желания с точки зрения морально-этического контекста существующего для личности в текущем моменте. Результат либо разрешается  в рамках адекватного поведения, либо не разрешается .

В этом случае нереализованное желание, блокируется на уровне под- либо пред — сознательного. (Подробнее см. раздел Структура и динамика личности в  классическом психоанализе ).

Основы же ролевого распределения в межличностном общении по-видимому восходят к концепции архетипов К.Юнга. Именно Юнг воспользовался аналогией личины и персоны для объяснения причин многоликости человеческих проявлений на различных уровнях межличностного общения (подробнее см. раздел «Что скрывают наши маски«).

          Программируемое поведение и освобождение от него

Трансактный анализ Эрика Берна основан на концепции программирования  человеческого поведения  на этапах его детского воспитания, обучения и социализации. Подобная, навязанная человеку программа (импринт) в трансактном анализе Берна именуется жизненным сценарием.

Следуя ему (как правило неосознанно), человек во взрослом состоянии чаще всего принимает решения, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны. Подход программирования убеждений и поведения вполне согласуется с основами эволюционной психологии (см. Р.А.Уилсон «Психология эволюции»).

Соответствующие программы — импринты, заложенные в человеческую психику генетически и путем обучения, образуют устойчивые нейролептические между ощущением и реакцией на него (телесной, эмоциональной, ментальной и т.д.),  что обеспечивает автоматическое следование стереотипам поведения.

Совет

Это свойство человеческой психики хорошо известно и используется, в частности, различными техниками манипулирования сознанием (см. раздел «Устойчивость к манипулированию«).

Главной терапевтической целью трансактного анализа следует считать помощь клиенту в осознании факта программирования своего поведения.

Это позволяет человеку,  по мнению автора , увидеть и переосмыслить навязанный ему жизненный сценарий и роли, которые он играет в различных жизненных ситуациях.

В широком смысле, речь идет о том, чтобы увидеть не только свою роль, но и роль партнеров по общению, и, таким образом, распознать всю игру социального взаимодействия в целом.

          Структура личности в трансактном анализе и психодрамме

Постольку, поскольку поведенческие импринты «работают» на уровне подсознания, обусловленные ими эго-состояния не осознаются человеком, как некие социальные роли, которые человек исполняет в соответствующих контекстах.

Они воспринимаются мозгом и интерпретируются разумом как некие феноменологические (тоннельные) реальности, которые провоцируются актуальной ситуацией. В концепции трансактного анализа Э.

Берна структура личности характеризуется наличием трёх социально обусловленных эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения.

Человек, в процессе межличностного общения, либо общения с самим собой, произвольно дрейфует от одного состояния к другому, как правило, не отдавая себе в этом отчета. В зависимости от типа личности одно из состояний может быть излюбленным поскольку переносит человека в его зону психологического комфорта.

Так, меланхолику, комфортнее оказывается пребывание в роли ребенка, ищущего защиты у родителей и потому непрерывно жалующегося на жизнь. Наоборот, холерик, предпочитает позиционировать себя в роли Родителя недовольного окружающими, и выражающим свое недовольство не сдерживаясь и не выбирая слова.

Трехмерный поведенческий базис эго-состояний очевидно, не является полным. Однако, он удобен и легко диагностируется. Логика Берна состояла в следующем. Каждый взрослый человек имеет опыт ребенка, который сохраняется им на протяжении всей жизни в соответствующих патернах поведения («Внутренний ребенок«).

Это опыт открытости, доверчивости, нескрываемых чувств и эмоций. Вместе с тем это опыт обид, испугов и наказаний. Опыт родителя не обязателен для всех, однако, большинство взрослых через него проходит. Те, кто его не имеет довольствуются проекцией своего взрослого опыта на восприятие своих родителей.

Обратите внимание

В любом случае родительский опыт в некоторой степени противоположен опыту ребенка. Таким образом, эти два эго-состояния создают полярную поведенческую пару. Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между «Родителем» и «Ребёнком».

Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.

Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём наблюдения за вербальными и невербальными компонентами поведения.

Например, для роли «Родитель» характерны критические замечания типа: “итак, запомни”, “как тебе не стыдно!?”, “прекрати это”, “я бы на твоём месте”, и т.п. Мимческим признаком роли Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п.

Роль ребёнка может быть опознана  на основании выражений, отражающих желания или страхи типа: “я хочу”, “я ненавижу”, “я боюсь, что…”, “какое мне дело” и т.п.. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.

Заметим, что структура личности в широком смысле не исчерпывается социальными ролями, но включает трансцендентные (интегративные) роли, которые позволяют человеку глубже проникнуть в свою сущность и свое предназначение. Осознанию своих надсоциальных ролей посвящены различные техники психодраммы (подробнее см. «Психодрамма, открывающая себя»  ).

Следует, однако различать поведенческие импринты, работающие на уровне подсознательных программ выживания и спонтанные проявления своей духовной природы, работающие на уровне интуитивного проникновения в высшие слои сознания. С точки зрения сознательной эволюции осознанности (см.

«Горизонты осознанности») осознанный выход на эти высшие слои сознания и длительное пребывание в них невозможен без освобождения от блокирующего воздействия поведенческих импринтов.

Таким образом, трансактный анализ Берна — суть шлюз, без прохождения которого, невозможно дальнейшее продвижение по пути осознанной эволюции психики.

          Трансакции в межличностном общении

Трансакцией в рамках трансактного анализа Берна называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух и более людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

Различают параллельные, перекрёстные и скрытые трансакции [Кабрин, 1992].

Параллельные — это трансакции при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.

» Здесь контакт происходит на уровне «Взрослый — Взрослый». Он не содержит потенциальных угроз конфликта и может продолжаться неограниченное время.

Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.

Перекрёстные  трансакции ведутся на разных ролевых позициях. Поэтому они содержат потенциалы скрытых конфликтов связанных с неадекватной в рамках тождественных ролей реакцией на стимул.

Важно

Например, когда на вопрос мужа “Где мои ключи?” жена даётся ответ “Куда положил, там и возьми”, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя.

Такие перекрёстные трансакции могут закончиться конфликтом.

Скрытые трансакции отличаются тем, что реакция в них маскируется в социально приемлемой форме, но провоцирует собеседника на смену роли.

Например на вопрос «Взрослого-взрослому»: «Сколько вы хотите за ваш товар?» следует ответ скрыто адресованный «ребенку» — «Это тебе будет не по карману». Такой ответ может включить «ребенка», который поведется «на слабо».

Скрытая трансакция — одно из эфективных средств манипулирования сознанием (см. подробнее обзор «Как это делается…«).

В зависимости от ожидаемых от трансакции результатов партнеры в общении могут переходить от одной формы к другой. Э.Берн выделяет несколько предопределенных сценариев общения в рамках структурирования времени при межличностном контакте. В том числе: ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), уходы (избегания), деятельность, игры, интимность (любовные и/или сексуальные взаимодействия).

Такие трансакции, как ритуалы или интимность, направлены на достижение определённых целей и получение воздействий от окружающих. В этой связи они не ассоциируются в трансактном анализе с манипулированием другими, т.е. рассматриваются, как честные.

Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность. Т.о. игры — это суррогат настоящей близости происходящей от честного общения. Прототипом настоящей близости являются бескорыстные интимные отношения (плотский аспект) или отношения сотворчества (духовный аспект).

Напротив, потребительское отношение к партнеру в интимных либо деловых отношениях проявляет игру, т.е. имитацию честного общения.

          Жизненная позиция и жизненный сценарий

Тяготение к той или иной социальной роли (эго-состоянию) при межличностном общении во многом определяется жизненной позицией, Последняя по Э.Берну определяется сводом тех качеств (ценностей), которые человек ценит в себе и окружающих.

Во многом жизненная позиция определяется типом личности, которая формируется, главным образом, программами социального выживания.

Как правило, представления о себе у человека достаточно идеалистичны, и порой сильно отличаются от того впечатления, которое он производит на окружающих своим поведением. Не случайно, в случае честного прохождения личностных тестов, человек узнает о себе много нового.

Совет

Причина такого рассогласования прячется в подсознательном стремлении оставаться как можно дольше в зоне психологического комфорта при осознанном стремлении следовать некому идеалу в форме предначертанного жизненного сценария.

В качестве базиса при выборе жизненной позиции, Э.Берн предложил использовать следующую систему координат:

Доволен собой          — Доволен окружающими

Недоволен собой      — Доволен окружающими

Доволен собой          — Недоволен окружающими

Недоволен собой      — Недоволен окружающими

В общем случае жизненная позиция находится где-то между этими полярными установками, тяготея к одной из них.

Идея Э.Берна состоит в том, что каждый взрослый человек явно или (чаще) неявно имеет собственный жизненный сценарий, основанный на избранной им и часто не осознаваемой жизненных позиции. Пребывание в своей жизненной позиции ассоциируется с пребыванием в зоне психологического комфорта.

Мы не всё время находимся в нем, но, стремимся туда вернуться из любой жизненной ситуации, поскольку она ассоциируется с наибольшей безопасностью.

По сути, жизненная позиция и жизненный план (сценарий) во многом представляют результат работы биологических и социальных программ выживания (импринтов), которые накладываясь на культурный, национальный и генетический контекст каждой отдельно взятой человеческой судьбы формирует множество стартовых точек для последующего личностного роста и духовного рождения (см. подробнее об этом в статьях «Стадии духовного роста личности в контексте возрастных кризисов«; «Базовая метапотребность в развитии личности«). Проблема развития личности, однако состоит в том, что любое реальное движение в этом направлении требует выхода из зоны психологического комфорта, что неизбежно влечет за собой психологический кризис. Таким образом, жизненный сценарий должен быть осознан и постоянно пересматриваться.

По образному выражению Э.

Берна человек в своих трансакциях как будто связан с освоенной заной психологического комфорта резиновой лентой, которая немедленно возвращает его обратно, как только возникает потенциальная угроза оказаться вне его спасительных стен.

Именно поэтому, жизненная позиция так консервативна, а жизненный сценарий так трудно пересматривать и корректировать. Одной из целей Трансактного анализа является разрыв этой резиновой ленты, и открытие пути человека к актуализации своей самости.

Выводы

Трансактный анализ это метод психологической интерпретации поведения, основанный на анализе социальных ролей, которые человек принимает на себя в повседневном общении, на основе избранной им жизненной позиции и связанного с ней жизненного сценария. Поскольку выбор сценария, закладывается еще в детстве (импринты семантических и социальных программ), то во взрослом состоянии, они уже исполняются стереотипно (т.е. неосознанно).

Цели трансактного анализа состоят в том, чтобы обнаружить явно свою жизненную позицию, заново вскрыть свой жизненный сценарий и увидеть роли, которые мы играем в различных жизненных ситуациях.

В широком смысле, речь идет о том, чтобы увидеть не только свою роль, но и роли партнеров по общению, и, таким образом, распознать одну из возможных трансакций, скрытых в формальном межличностном общении.

Обратите внимание

В частности, распознать игру, которую с вами ведут явно или неявно, и уклониться от манипулирования своим сознанием.

Трансактный анализ базируется на:

  • Структурном анализе личности в рамках трехмерной модели эго-состояний: Ребенок, Родитель, Взрослый).
  • Анализе трансакций — вербальных и невербальных взаимодействиях между людьми с целью выяснения кто в какой роли находится в данный момент
  • Анализе скрытых трансакций (психологических игр), вовлекающих человека в область манипулирования его сознанием.
  • Анализе жизненной позиции и индивидуального жизненного сценария, которым человек невольно следует.

В основе обнаружения и коррекции жизненных позиций и сценариев лежит техника ролевых игр, в которых клиентам предлагается явный выбор ролей и типов транскакций при межличностной коммуникации.

Соответствующая групповая работа под руководством психотерапевта эффективна для кратковременной но достаточно резкой психологической коррекции.

Здесь трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов мышления и поведения.

Так открываются двери для выхода за пределы зоны (точнее клетки) психологического комфорта и вступления на путь личностного роста и осознанного восхождения к вершинам духа.

Литература

  1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Симферополь, 1998
  2. Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
  3. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите «Здравствуйте.» — М., 1984
  4. Джеймс М.

    , Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. / Ред. и послесл. Л.А. Петровской — М., 1993

  5. Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. — Томск, 1992
  6. Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют… в России.

    Психологические игры новой России. – М.: Академический проект; 2004

  7. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  8. Стьюарт и. Джоинс В. Современный Трансактный анализ: пер. с англ. — Касьянов Д.Д. Ленинград, 1987.

См. также

См. также эссе под рубрикой «Горизонты»:

См. также разделы Справочника :

Источник: http://ingorizont.ru/?p=786

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector